Бородино – краткое содержание стихотворения Лермонтова

Краткое содержание Лермонтов Бородино

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» – это рассказ солдата, который принимал участие в сражении на Бородинском поле во время войны с французами. Рассказчика спрашивают о былых временах, о тех, когда покидали русские войска Москву, оставив город врагу.

И солдат начинает свое повествование. Начинает он его мыслью о том, что нынешнее племя – не такие богатыри уже, что были раньше. Это звучит с нескольким сожалением. Но гораздо больше грусти слышится в воспоминании его о своих боевых товарищах, которые полегли в этой битве. Он говорит о том, что очень немногие из них выжили после этого сражения.

Войско покидало Москву. Солдаты были недовольны этим. Самые бывалые из них, отступая, возмущались о том, что приходится им оставлять город. Но поделать с этим они ничего не могут. Ведь на то воля господ – приказ свыше. Солдаты не понимали, для чего это было нужно. Они полны были боевого духа и готовы были стоять до последнего.

Отступая, дошли они до поля, где и состоялось это сражение. Был разбит ими лагерь и сооружено укрепление – редут. А на утро следующего дня встретились они и с французами. Русские ждали боя, они были готовы к нему.

Сражение началось. Не мало полегло народа. Проходит двое суток, а битве все нет конца. Перевес был в сторону врага. Однако, русский солдат сдаваться не хотел.

Вот уже и подошел к завершению второй день сражения. Наступила ночь. Французы ликовали в своем лагере, ведь они одерживали верх. В нашем же лагере было тихо. Солдаты задумчиво готовили к следующей схватке с врагом свое оружие.

Настало время рассвета. Тут полковник обращается к солдатам с призывом к битве с готовностью умереть под стенами покинутого ими города, где властвовал теперь недруг. Боевой дух солдат был един – все они готовы были сложить свои головы в борьбе за свободу родины. Так вспоминает о тех событиях рассказчик.

Вот и продолжилось сражение. И в этот раз русские, бившиеся не на жизнь, а на смерть, одержали верх – и французы бежали с поля боя. А битва была страшная. Рассказчик говорит, что нынешнему народу уже не увидать таких сражений. Как он рассказывает, враг в тот день узнал, что значит русский дух и русский бой. Происходили на поле и рукопашные схватки. Все смешалось в одно: и люди, и лошади. А звуки множества боевых орудий сливались в единый протяжный вой. Убитых было очень много. По словам рассказчика, горы мертвых тел были такими, что негде было даже упасть ядру.

Русские сражались воодушевленно, бросив все свои силы. Они готовы были встретить смерть в лицо, и страху перед ней было здесь уже не место и не время. День подходил уже к концу. А солдаты были готовы продолжать эту битву еще и на следующий день, как, вдруг, услыхали барабанный бой – противник отступал.

Заканчивает старый солдат свой рассказ опять сожалением о том, что пришлось оставить им Москву, и о том, что нынешняя молодежь уже не способна на такие подвиги.

Силы двух армий были неравны. Наше войско проигрывало. Но из последних сил смогли они, не смотря ни на что, заставить врага бежать. Они одержали победу, благодаря силе и стойкости духа. Произведение Лермонтова – пример того, как эти качества помогают одержать верх даже в неравной схватке.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

Бородино. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Сильвия Баррет – молодая девушка, которая пришла преподавать литературу в школу. С первой минуты в классе она понимает, что с дисциплиной у детей серьезные проблемы. Ее назначают руководителем в самый сложный класс

В начале произведения показан прекрасный летний день. Медведица выходит на прогулку со своими детками. Медвежата весело и беззаботно играют.

Снегирев Коля был самым обыкновенным мальчиком, который не любил трудиться. Он был лентяем и тунеядцем. Николай жил вместе с бабушкой, но никакой помощи от него старушка не видела

В последнее время в городах очень быстро меняются начальники, один не успел еще полностью ознакомиться со своими обязанностями, как его уже заменяют другим. В обществе растут требования в чиновникам

Примерно в шестнадцатом веке появились различные сказания о князьях Владимирских. Всего здесь представлено две легенды. В первой легенде рассказывает о том, как произошли Рюриковичи.

СПАДИЛО.РУ

Стихотворение

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений.
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Читайте также:  Смерть поэта - краткое содержание стихотворения Лермонтов

Краткое содержание

Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны этим.

Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву.

Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.

Анализ

История создания

Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.

«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».

Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.

Центральная тема произведения

Центральная тема произведения — патриотизм.

До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.

Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.

Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.

На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.

Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).

Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.

Проблематика

В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.

Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».

Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.

Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.

Размер и композиция

Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.

Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.

Выразительные средства

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).

Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).

Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».

Чему учит автор

Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.

Краткое содержание баллады «Бородино» М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Бородино», написанное Лермонтовым в 1837 году, воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Бородино» с цитатами. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородино, которая красными буквами была вписана в историю России.

Основные персонажи стихотворения

Главные герои стихотворения (баллады):

  • Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный, и вместе с тем добрый мужчина.
  • Молодой человек – юноша, которому интересно узнать подробности бородинского сражения, племянник старого солдата.

Лермонтов «Бородино» в сокращении

Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника:

Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.

Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино в течение двух суток шли ожесточенные бои, но силы противников были все еще равны. Решающим оказался третий день Бородинского сражения, когда русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

Читайте также: Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Пересказ «Бородино» с цитатами

М. Ю. Лермонтов «Бородино» краткое содержание для читательского дневника с цитатами из произведения:

Дядя рассказывает о Бородинской битве, в которой он принимал участие, и сетует на нынешнее поколение.

Стихотворение начинается со строфы от лица рассказчика, затем следуют воспоминания его дяди.

Племянник спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие. Родственник восхваляет своё поколение, и возмущается нынешним:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Дядя рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают, этим недовольны старые вояки. Затем находят место для финальной битвы:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Перестрелка идёт два дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют. Радости французов нет предела:

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе. Начинается Бородинская битва.

Вам не видать таких сражений.

Носились знамёна, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Французы узнают на собственной шкуре, что значит «русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают.

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

О чем баллада Лермонтова «Бородино»?

Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.

Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить ее в случае вражеского наступления.

Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.

Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он все еще полон задора и готовности дать отпор неприятелю.

Это интересно: Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Краткая история создания стихотворения «Бородино» Лермонтова

Отечественная война 1812 года. Это не только событие, которое характеризуется горечью, лишениями и потерями. Это ярчайший пример демонстрации силы простого русского народа, взлета патриотического духа. Чтобы дать отпор вражеским захватчикам, люди сплотились. Персонажам не Важно было, какие у них чины и сословия. Им важно было, какую общую цель они преследуют.

В стихотворении «Бородино» описано одно из центральных сражений с войском Наполеона, состоявшееся под Москвой. Это событие нашло отражение не только в литературе, но и в картинах художников. «Бородино» считается гимном русского патриотизма. Поколение людей, которые сражались против Наполеона, принимало активное участие в жизни российскими обществами. Со многими победителями Михаил Юрьевич Лермонтов был знаком лично. Ещё в детские годы писатель был наслышан о подвигах простого народа. Автору рассказывали свои строим ветераны войны — крестьяне. Именно в это время у великого писателя зародилась мысль написать стихотворение о главном сражении с Наполеоном. К тому же двоюродный дед Михаила Юрьевича — Афанасий Алексеевич Столыпин — принимал непосредственное участие в Бородинском сражении.

Писатель был младше своего родственника на 26 лет. Несмотря на это между ними были доверительные отношения. «Скажи-ка, дядя». Именно это обращение написано автором в начале стихотворения. Оно и адресовано его двоюродному деду. Читателю сразу становится понятно, что в произведении представлены не придуманные события, а рассказанные из первых уст истории. Кроме того, Михаил Юрьевич описал моменты, которые поведал ему близкий человек, у которого не было задачи приукрасить действительность или передать неправду.

М.Ю. Лермонтов написал несколько вариантов стихотворения, посвящённого героям Бородинского сражения. Первое произведение автор создал, когда ему было все 16 лет. Дарование поэта мужало с каждым годом. Когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 25, он вновь взялся за перо. Теперь сражение у села Бородино было описано с другой стороны. Это и стало окончательным вариантом стихотворения «Бородино». Двадцатипятилетний поэт представлял собой уже сформировавшуюся личность с чёткими взглядами на жизнь. Его стихотворение — это памятник героям-победителям Бородинского сражения.

Произведение «Бородино» является одним из самых знаменитых стихотворений об Отечественной войне 1812 года. Михаил Юрьевич Лермонтов перед созданием своего шедевра долго размышлял о силе простого народа, о его серьёзном подвиге. Поэт попытался высказать своё мнение относительно причин победы в этом нелёгком сражении. Роль простого народа в этом событии сложно переоценить. Именно русские люди вынесли на себе всю тяжесть потерь и лишений военного времени. Однако народ и не думал сдаваться. Люди готовы были ценой своей собственной жизни спасти ближнего, оказать помощь нуждающемуся.

Главная идея, которая проходит через все стихотворение, заключается в том, что не только благодаря блестящему таланту Кутузова, слаженным действиям офицеров и генералов, отвагой и доблестью рядовых бойцов была разгромлена армия Наполеона. Особую значимую роль сыграл простой народ. Люди сплотились воедино против иноземного захватчика. Народ проявил стойкость, силу духа и веру в свою правоту. Воинский дух русской армии был намного крепче, чем у захватчиков из вражеского войска. Эту мысль глубоко поддержали в обществе. Именно эта идея нашла отражение в сердцах людей. Благодаря этому стихотворение «Бородино» было хорошо встречено русским народом, который показал свой высокий патриотический дух.

Произведение «Бородино» среди всего многообразия стихотворений, посвящённых военному времени, было услышано. Текст Михаила Юрьевича Лермонтова наполнен высоким духовным содержанием. Стихотворение «Бородино» изложено доступным понятным языком, поэтому оно и стало близко каждому.

Михаил Юрьевич нашёл невероятную правдивую форму для того, чтобы точно и чётко рассказать об одном из значимых событий российской истории. Сложный тяжёлый начальный период, отступление, возмущение и ненависть простого народа к захватчику. Повествование ведётся от лица рядового солдата, который своими глазами наблюдает события военного времени. Простота языка и подтверждает правдивость всей истории.

Лермонтов Михаил баллада “Бородино”

Читательский дневник по балладе “Бородино” Михаил Лермонтова

Автор: Михаил Лермонтов

Название произведения: “Бородино”.

Число страниц: 16.

Жанр произведения: стихотворение – баллада, поэма.

Главные герои: старый солдат-артиллерист.

Характеристика главных героев:

Рассказчик – старый солдат.

Храбрый, мужественный и смелый.

Огорчен, что молодежь уже не такая хваткая.

Краткое содержание баллады “Бородино” Михаила Лермонтова для читательского дневника

Стихотворение начинается с того, что старый солдат вспоминает о своих былых боевых заслугах и рассказывает про них нынешнему поколению.

Племянник интересуется у своего дяди, как проходила битва под Бородино, в которой тот принимал участие.

Но дяди огорчен, что в теперешнее время уже не встретишь таких солдатов, как были раньше, во времена его молодости.

Солдат вспоминает, как проходила битва.

Его войско получило приказ от командира об отступлении.

Но старые воины были недовольны таким решением и находят просторное поле, чтоб на нем провести финальную битву.

Два дня подряд противники стрелялись, но никаких результатов это не дало.

Читайте также:  Кавказский пленник – краткое содержание произведения Лермонтова

А на третий день русские войска бездействовали, что только радовало и веселило французов.

Ранним утром полковник собирает свое войско и воодушевляет солдат своей речью.

Так началась Бородинская битва.

Французы не выдерживают атаки русских и отступают.

А русские бойцы начали считать раненых и оставшихся в живых.

План пересказа произведения “Бородино” Михаила Лермонтова

1. Как солдат прославляет богатырей – героев битвы под Бородино.

2. Приказ командира отступать.

3. Негодование старых солдат.

4. Ночь перед битвой.

5. Сражение с французами.

6. Ликование противника.

7. Бородинская битва.

8. Французы отступают.

9. Русские считают раненых товарищей.

10. Вера солдата в несокрушимость русского русского войска.

Главная мысль баллады “Бородино” Михаила Лермонтова

Основная мысль баллады про Бородинскую битву заключается в том, что люди, любящие свою родину, готовы все отдать, только чтоб одержать победу на врагом и не пустить его на родную землю.

Стихотворение рассказывает и прославляет мужество и героизм русских воинов, которые отдали свою жизнь за победу над французами.

Чему учит стихотворение “Бородино” Михаила Лермонтова

Баллада М. Лермонтова учит нас быть патриотами, любить свою родину и землю, на которой мы родились.

Она также учит нас, что нужно быть сильными, смелыми, отважными и не бояться своего врага.

Баллада учит нас, что нужно с уважением относиться к старшим и к тем, кто отдал свою жизнь за наше нынешнее благо.

Краткий отзыв о стихотворении “Бородино” для читательского дневника

“Бородино” – великое произведение Михаила Лермонтова.

Оно переносит нас в то время, когда русский народ сражался с Францией и рассказывает нам о событиях великой Бородинской битвы.

Рассказ ведется от имени старого солдата, который вспоминает себя в молодости и вспоминает события легендарной битвы.

Стихотворение запомнилось мне описанием самого главного сражения, в ходе которого русские одолели врага.

Я был поражен отвагой и смелостью русских бойцов, и как они до последнего стояли, но не дали врагу себя победить.

Произведение М. Лермонтова научило меня, что нужно быть смелым, верить в себя и уметь находить силы в себе, когда кажется, что дальше уже ничего нет.

Я всем рекомендую прочитать “Бородино” М. Лермонтова

Какие пословицы подходят к балладе “Бородино” М. Лермонтова

“Мужество рождается в борьбе”.

“Победит тот, кто не дрогнет”.

“Мужество создает победителей”.

“Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти”.

“Тот герой, кто за Родину горой”.

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Неизвестные слова и их значение:

Мундиры – военная одежда.

Штыки – колющее оружие.

Лафет – станок для артиллерийского орудия.

Бивак – привал воинов.

Кивер – высокий военный головной убор.

Уланы – воин с пикой, саблей и пистолетом.

Драгуны – европейские воины на конях.

Еще читательские дневники по произведениям Михаила Лермонтова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)

Бородино

«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать на­родный взгляд на войну. И его лирический ге­рой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

Старый солдат сравнивает былое время с на­стоящим, людей своего поколения и людей мо­лодых:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.

Но они бились за свободу своей родины и умира­ли за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление вол­новало солдат — все ждали сражения. И вот на­конец было выбрано место для боя.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгады­вать — нужно биться за свою землю:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть ре­шающим. Стали слышны разговоры: «Пора до­браться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз». Русские же разбили тихий бивак, где готовились к пред­стоящей схватке — кто-то чистил избитый ки­вер, кто-то точил штык.

Но все изменилось, лишь только рассвело: «все шумно вдруг зашевелилось», образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: «Пол­ковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам…» Полковник произнес речь пе­ред солдатами, призывая их на бой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством про­тивников: перед ними «побывали и промелькну­ли» и «уланы с пестрыми значками», и «драгу­ны с конскими хвостами». Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Он гордится тем мужеством, которое проявля­ли русские солдаты в Бородинской битве:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

На поле боя творилась полная неразбериха:

Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы «до конца стоять». Победу старый солдат описывает так:

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что «были люди в наше время», что немно­гие из них вернулись домой живыми и что, если бы «не Божья воля», Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом по­стоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…

Поэт постоянно подчеркивает общее отноше­ние к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.

Старый солдат часто повторяет: «Да, были лю­ди в наше время, не то, что нынешнее племя…». В этих словах — жалоба на настоящее поколе­ние, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

Ссылка на основную публикацию