Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова Расстались мы

Михаил Юрьевич Лермонтов – человек, который очень скрытен, но внутри – очень романтичный. Именно этот романтик, а не другая его половина, более мрачная и скрытная.

Когда он был молод еще очень, он влюбился в молодую девушку, которую звали Екатерина Сушкова. Эта женщина смогла завлекти в свои сети юного мальчика, который остался бы преданным ей до конца жизни, если б только мог меть шанс – возможность искренних ответных чувств с ее стороны. Но она только поигралась им, а потому бессердечно бросила. Этого не мог простить ей Лермонтов. Он сотворил произведение с начальными строками таковыми «Я не люблю тебя, страстей…».

Это стихотворение было написано им, когда он был обижен на возлюбленную. Когда же они встретились несколько лет спустя, он обнаружил, что она до сих пор помнит его стихи, и особенно эти строчки. Он решил воссоздать эти строки, а потому вскоре написал стих в 1837 году – «Расстались мы, но твой портрет…». Это произведение частично напоминает те строки, на писанные Екатерине Сушковой в порывах страсти и любви. В этом произведении он признается, что все же до сих пор хранит в памяти образ этой женщины, которую когда-то просто не мог забыть.

Анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…» – лучшее сочинение

«Расстались мы, но твой портрет&#8230-» – это стихотворение-монолог, стихотворение-исповедь. М.Ю.Лермонтов часто использует местоимение «я», тем самым отождествляя себя с лирическим героем стиха, разделяя его одиночество. И хотя в первых строках поэт обращается к своей прошлой любви напрямую, то дальше он говорит о ней уж в третьем лице, как будто бы размышляя вслух. М.Ю.Лермонтов часто использует местоимение «я», тем самым отождествляя себя с лирическим героем стиха, разделяя его одиночество.

С чувства одиночества, собственно, и начинается стихотворение – «расстались мы». Затем тут же поэт противительным союзом «но» подчеркивает, что те чувства еще не прошли, и портрет любимой выступает и как воспоминание о прошлом, и как моральная и духовная поддержка в настоящем: «Он душу радует мою».

С одной стороны, это можно понять как слабость, малодушие героя, его неготовность отдаться новым чувствам, постоянное «цепляние» за старую, пусть даже и неудачную, закончившуюся расставанием, любовь. Но, с другой стороны, это можно принять и за силу духа героя, за его нежелание идти на компромиссы, размениваться на мелочные любовные интрижки, искать утешения в случайных связях.

Неслучайно чувство любви поэт сравнивает с храмом, а бывшую возлюбленную – с поверженным кумиром, который все равно остается богом. В этой двойственности сознания, в смешении прошлого и настоящего, в душевном раздвоении личности и заключена основная драматическая коллизия этого лермонтовского стихотворения.

В тексте встречается лишь одна яркая метафора – «портрет душу радует». Зато на восемь строк приходится четыре ярких эпитета: «бледный призрак», «новые страсти», «храм оставленный», «кумир поверженный». Все это свидетельствует о глубине эмоций, волнующих поэта.

С точки зрения синтаксической структуры стихи, каждая строфа представлена большим сложным пояснительным предложением, в первой части которого заявляется некое утверждение, а во второй, после двоеточия, оно разъясняется или подтверждается. Особенно в этом отношении стоит подчеркнуть одинаковость построения и использование повторяющихся слов в последних двух строках, представляющих собой афористические высказывания.

Накал страстей, глубина переживания – все это делает стихотворение «Расстались мы, но твой портрет&#8230-» программным в любовной лирике М.Ю.Лермонтова.

«Расстались мы, но твой портрет…» М.Лермонтов

И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

Анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»

У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15 лет, находясь в гостях у своей кузины Александры Верещагиной, и уже через несколько дней признался Сушковой в своих чувствах, которые вызвали у юной барышни бурю насмешек. Однако именно в этот период Лермонтов буквально засыпал возлюбленную стихотворными признаниями, а она, при всей взбалмошности своего характера и склонности постоянно подтрунивать над избранником, бережно их хранила.

Им довелось вновь встретиться лишь в 1834 году в Москве. На одном из балов известный баритон Михаил Яковлев исполнил романс на стихи Александра Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может». который произвел на молодого поэта неизгладимое впечатление. Однако Екатерина Сушкова заверила Лермонтова, что его любовные стихи ничуть не хуже и даже процитировала по памяти несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей». Поэт был изумлен и обескуражен тем, что девушка, к которой он испытывает самые нежные чувства, помнит наизусть его стихи. Вместе с тем Лермонтов испытал неловкость за то, что сам начисто их позабыл. Поэтому он попросил Сушкову, чтобы она передала ему стихи, и тогда он сможет их улучшить. Но – получил отказ, так как девушка не хотела что-либо менять в произведениях, которые глубоко запали ей в душу.

Тем не менее, в 1837 году Лермонтов частично восстановил по памяти стихотворение «Я не люблю тебя; страстей» и на его основе создал совершенно другое произведение, которое было опубликовано в 1840 году под названием «Расстались мы, но твой портрет…». К тому времени во взаимоотношениях Сушковой и Лермонтова действительно были расставлены все точки над «i». Поэт сумел перебороть свое болезненное и безответное чувство к блистательной светской львице. Более того, он жестоко отомстил кокетке, заставив ее в себя влюбиться, а после публично заявив, что не испытывает к Сушковой никаких чувств. Однако стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» все же свидетельствует об обратном. В этом произведении поэт признается, что бережно хранить на своей груди портрет той, к которой долгие годы испытывал безответную любовь. Действительно, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с нательным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим дорогом для него украшением лишь незадолго до гибели на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной «бледный призрак лучших дней», которые согревает его душу воспоминаниями о беззаботной юношеской поре, когда, казалось, весь мир лежит у его ног.

Кроме этого, автор признается, что «новым преданный страстям, я разлюбить его не мог», Этой фразой Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему влюблен, однако не в нынешнюю первую красавицу Санкт-Петербурга, а в беззаботную юную особу, которой была Сушкова много лет назад. Поэт любит саму память о ней, прекрасно отдавая себе отчет, что его избранница в своей нынешней ипостаси, увлеченная балами и поисками состоятельного супруга, не имеет с той кокетливой девочкой, которую он помнит, ничего общего.

Но, в то же время, Лермонтов отмечает, что «храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог». Финальная фраза стихотворения означает, что чувства, которые доводится испытать человеку в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь угасла и ушла безвозвратно, воспоминания о ней, овеянные легкой грустью, по-прежнему будут согревать сердце и дарить ощущение радости.

«Расстались мы, но твой портрет. », анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет. » было написано М. Лермонтовым в 1837 году на основе своего раннего стихотворения «Я не люблю тебя; страстей». При этом две последние строки стихотворения 1831 года, посвященного Е. Сушковой, перешли в новый вариант без изменений. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения являлась Варвара Лопухина-Бахметева – женщина, к которой поэт питал глубокое чувство до конца своих дней. Впервые стихотворение увидело свет в 1840 году – оно вошло в сборник «Стихотворения».

Центральной темой лирической миниатюры является неугасшая, несмотря на «новые страсти», любовь к утраченной возлюбленной. Лермонтов вводит в стихотворение традиционные для романтизмамотивы разлуки и портрета. Благодаря портрету любимой оживает память чувства лирического героя – «бледный призрак лучших лет» смешивает прошлое и настоящее, напоминая ему о наполненных счастьем днях и одновременно духовно поддерживая героя в настоящем: «Он душу радует мою» .

Композиционно стихотворение включает две строфы. в построении которых отчетливо прослеживается синтаксический параллелизм. Каждая строфа – одно сложное пояснительное предложение, распадающееся на две синтагмы: в первой части содержится утверждение, а после двоеточия следует его разъяснение. Концовка стихотворения восходит к словам французского писателя-романтика Франсуа Шатобриана: «… бог не уничтожен от того, что храм его опустел».

Стихотворение написано придающим ему удивительную музыкальность четырехстопным ямбом. Мужская рифма и аллитерация «ст» (расстались, страстям, оставленный ) и «пр» (портрет, призрак, преданный ) передают всю остроту переживаний поэта, усиливают лирическую напряженность произведения. Драматизм миниатюры подчеркивается контрастными парами: «расстались – храню». «новые страсти – не мог разлюбить» .

Чередование длинных нечетных и более коротких четных строк, созданное разным количеством фонем в них, подчеркивает образующие семантическое ядро текста слова: твой портрет и бог .

Насыщенность миниатюры яркими эпитетами – бледный призрак, храм оставленный, кумир поверженный, новые страсти – подчеркивает глубину эмоций, волнующих душу автора. Метафоры (портрет, который «радует душу». сравнение искреннего чувства с храмом), усиленные повтором слова «храм». утверждают ценность любовного чувства.

Лермонтов утверждает, что чувства, подаренные человеку судьбой, навсегда остаются в его душе, и воспоминания о них наполняют светом человеческую жизнь.

Послушать стихотворение Лермонтова Расстались мы

Анализ стихотворения «Расстались мы; но твой портрет» Лермонтова

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова гармонично сочетаются философские, гражданские, личные мотивы. Особого внимания заслуживает любовная лирика поэта, к которой принадлежит стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Расстались мы, но твой портрет…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Расстались мы, но твой портрет.

История создания – Стих написан в 1837 году, и опубликован в 1840 году в сборнике «Стихотворения». Посвящен Екатерине Сушковой, чувства к которой поэт пронес через всю жизнь.

Тема стихотворения – Не угасшая любовь к былой возлюбленной.

Композиция – Композиция состоит из двух частей, по одной строфе в каждой. Первая часть – признание лирического героя в любви к девушке, чей портрет он носит на груди, вторая часть – герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с применением мужской рифмы.

Метафоры – «портрет… душу радует мою».

Эпитеты – «поверженный», «оставленный», «новые».

Сравнения – «кумир поверженный – все бог», «как бледный призрак».

История создания

За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самым же длинным и мучительным для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней о признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Однако судьба развела молодых людей, и их встреча состоялась лишь пять лет спустя в Москве. Екатерина призналась, что все это время бережно хранила стихи влюбленного в нее Лермонтова, и даже продекламировала несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей…».

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс

В 1837 году на основе своего юношеского любовного признания поэт написал совершенно новое стихотворение – «Расстались мы, но твой портрет…», опубликованное в 1840 году в сборнике «Стихотворения».

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Центральная тема произведения – сила любви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам. Поэт утверждает, что настоящие искренние чувства, подаренные человеку самой судьбой, навсегда остаются в душе, а воспоминания о них озаряют жизнь светом и радостью.

Лирический герой признается, что не в состоянии забыть былую любовь, несмотря на новые увлечения. Он бережно хранит медальон с портретом своей возлюбленной, к которой ранее испытывал столь сильные чувства. Однако он делает акцент на том, что влюблен не в нынешнюю светскую красавицу, а в юную девочку, которая много лет назад покорила его пылкое юношеское сердце.

Поэт бережно хранит память о тех светлых чувствах, которые он испытал в отрочестве. Былая страсть давно рассеялась, словно дым, но остались воспоминания о той любви, что продолжает согревать душу тихим, мерцающим светом.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы представляют собой сложное пояснительное предложение, в котором вначале идет утверждение автора, а затем он дает ему пояснение.

В первой части наблюдается раздвоение чувств лирического героя. Отношения с возлюбленной прекращены, однако он не может отпустить ее, и продолжает носить на груди ее портрет.

Во второй части возникает конфликт между былой любовью лирического героя и его новыми страстями, которые не в состоянии дать истинную отраду его душе.

По жанровой принадлежности произведение «Расстались мы, но твой портрет…» принадлежит любовной лирике, поскольку в нем отражена вся глубина сердечных мук лирического героя.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием мужской рифмовки.

Средства выразительности

Подчеркнуть всю силу любовных переживаний автору помогают средства художественной выразительности. Среди них метафоры (« портрет… душу радует мою »), эпитеты (« поверженный», «оставленный», «новые »), сравнения (« кумир поверженный – все бог», «как бледный призрак »).

«Расстались мы, но твой портрет» – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

История написания произведения

В жизни Михаила Лермонтова было несколько серьезных и страстных романов. Но сильнее всего его душу затронули чувства к Екатерине Сушковой. Писатель встретил девушку в юном возрасте, когда ему только исполнилось 15 лет. Осмелившись сделать признание возлюбленной, юноша рассказал о своих чувствах уже через 4 дня после знакомства. Сушкова с насмешками отвергла парня, однако юный поэт твердо намеревался добиться расположения красавицы.

Молодой поэт с восхищением и нежностью писал любовные послания возлюбленной, но его чувства долго оставались безответными. Судьба развела молодых людей, а новую встречу подарила только через 5 лет в Москве. Тогда Елена призналась Лермонтову, что его поэтические послания она все это время хранила и перечитывала. Романтические отношения между ними так и не начались, из-за этого автор сильно переживал и долгое время страдал.

Одно из самых ярких и трепетных произведений, которое посвятил Лермонтов своей любимой, — «Расстались мы, но твой портрет». Анализ стихотворения позволяет увидеть, что это композиционно простой текст, состоящий из двух мелодичных четверостиший. Именно это подчеркивает его лиричность. Написанию стиха предшествовал разговор Михаила Юрьевича с Еленой Сушковой, который состоялся на танцевальном вечере в 1834 году.

Сокурсник Александра Пушкина исполнял знаменитый романс «Я вас любил», но духу Лермонтова ближе было другое произведение — «Уверение» Баратынского. Об этом он и сказал возлюбленной. На эти слова девушка ответила, что его стихотворения даже лучше, и процитировала несколько строк: «Так храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог!». Поэт очень удивился тому, что его стихотворения Сушкова помнит наизусть.

Как ни странно, но Михаил Лермонтов решил разыграть водевиль перед Сушковой, намеренно преследуя несколько целей:

  • отомстить за безответные чувства, отвергнутую любовь;
  • выставить в неприличном свете девушку перед будущим женихом Алексеем Лопухиным, чтобы расстроить предстоящую свадьбу.

Спустя два года, в 1837 году, появился стих Лермонтова «Портрет». Многими он был воспринят, как извинение в адрес Сушковой, ведь еще пару лет назад разочарованный поэт публично обидел любимую, сказав, что никогда влюблен в нее не был. Но он никогда не снимал с шеи медальон с миниатюрной фотографией Екатерины Александровны.

Композиция и построение

Главной темой и идеей стихотворения является любовь, неугасающая и трепетная, несмотря на постоянные отвержения Сушковой. Композиция произведения включает всего две строфы, каждая из которых представляет собой сложное предложение. В одной его части содержится утверждение, а в другой — лирическое пояснение.

Лермонтов предпочел рифмовать стиховторение четырехстопным ямбом: этот размер придает тексту музыкальную окраску, легкость и мелодичность. Лирическое напряжение поэт передает посредством использования мужской рифмы и аллитерации «ст» (страстям, расстались, оставленный, а также призрак, портрет, преданный). Эти слова усиливают остроту и тяжесть душевных переживаний.

Использование контрастных пар добавляет произведению особого драматизма (расстались — храню, новые страсти — не смог разлюбить). Автор использует выразительные эпитеты (как бледный призрак, кумир поверженный), а также метафоры (в сравнении искреннего и нежного чувства с храмом). По мнению великого поэта, любовь, подаренная судьбой человеку, никогда не уходит из его души, а воспоминания всегда согревают.

В произведении присутствует романтичный портретный образ любимой женщины в сочетании с нотами расставания. Повествуя о настоящей любви, автор смешивает воспоминания из прошлого и проносит свои чувства через все годы жизни.

Последнее двустрочие текста говорит о том, что в сердце поэта навсегда останутся воспоминания о любви в его ранней юности и тот женский образ, который вызвал в нем трепетные и нежные чувства. После сильного разочарования он и слушать не хотел о других женщинах, предпочитал странствовать и отвлекаться от переживаний вдалеке от дома.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет…» по плану

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова гармонично сочетаются философские, гражданские, личные мотивы. Особого внимания заслуживает любовная лирика поэта, к которой принадлежит стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Расстались мы, но твой портрет…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Система образов

Портрет – символ спокойствия, тоски и грусти. В то же время, в нем все воспоминания героя. Чувства оживают с новой силой при виде портрета. В романтичном образе девушки сокрыты самые нежные чувства поэта.

Образ храма теряет в стихотворении свою религиозную подоплеку. Во-первых, храм – это душа, где обитает любовь как божество. Во-вторых, этот образ можно разделить на 2 составляющие: божественность –возвышенные чувства; священная обитель – святость любви, вечная любовь.

«К портрету» М.Лермонтов

Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея,

Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё, То всё в, ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.

Анализ стихотворения Лермонтова «К портрету»

Стихотворение «К портрету» посвящено графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, знакомой Лермонтова. Современники характеризовали ее как женщину изящную, грациозную, отличавшуюся тонким вкусом, остроумием, самоотверженностью. В доме супругов Воронцовых-Дашковых давались великолепные балы, бывать на которых считалось высокой честью. Согласно воспоминаниям писателя Владимира Александровича Соллогуба, каждую зиму одно из подобных празднеств посещали представители императорской фамилии. Девятого февраля 1841 года на такой бал к Воронцовым-Дашковым приехал Лермонтов. На тот момент он недавно вернулся с Кавказа, чтобы провести отпуск в Петербурге. На балу присутствовало около шестисот человек. Тем не менее, члены императорской фамилии Михаила Юрьевича заметили. Визит Лермонтова они сочли «неприличным и дерзким». В итоге Александре Кирилловне пришлось выводить поэта из дома, воспользовавшись черным ходом. Перед великим князем всю вину за неприятное происшествие она взяла на себя.

Впервые стихотворение «К портрету» было опубликовано в 1840 году в литературном журнале «Отечественные записки». В рассматриваемом тексте лирическая героиня предстает женщиной непостоянной («ей нравиться долго нельзя»), видавшей в жизни и радость, и горе, умеющей даже общие фразы произносить с необходимой долей участия («…значенья пустого слова в устах ее полны приветом»). Она выделяется из ряда светских дам девятнадцатого столетия. «К портрету» — произведение, больше рассчитанное на современников поэта, нежели направленное в века. Это стихотворение – эффектное подношение представительнице прекрасного пола, явно пользовавшейся уважением со стороны Лермонтова. Литературоведы давно выяснили, с каким именно портретом связан текст. Речь идет о литографии, изготовленной в 1840 году известным французским художником Анри Греведоном. К сожалению, разыскать ее исследователям творчества Михаила Юрьевича до сих пор не удалось. Скорей всего, она безвозвратно утеряна.

Графиня Воронцова-Дашкова вдохновляла не только Лермонтова. Именно она послужила прототипом княгини Р. в тургеневском романе «Отцы и дети» (1862). Некоторые ее черты позаимствовал Некрасов для создания женского образа в стихотворении «Княгиня» (1856). Кстати, Николай Алексеевич упоминает и произведение «К портрету», когда перечисляет, что осталось от умершей героини: …Да в строфах небрежных русского поэта Вдохновленных ею чудных два куплета…

Сюжет

Сначала поэт рассказывает о том, что аккуратно у самого сердца хранит на груди портрет той, что украла его покой.

Долгие годы он испытывал чувства к девушке. При жизни Лермонтов носил нательный крест, а вместе с ним и медальон с портретом своей возлюбленной. Снял он его лишь единожды перед дуэлью, в которой погиб.

Лермонтов признает свою беспомощность, потому что не в силах забыть девушку. Никакие новые отношения не могу заменить её.

Однако любит он не нынешнюю светскую даму, которую интересуют балы и желание удачно выйти замуж, а ту беззаботную девчонку. Именно воспоминания о юной девушке греют душу. Изменившаяся Екатерина Сушкова не имеет ничего общего с той, которую он полюбил. Это совершенно другой человек.

История создания

За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самым же длинным и мучительным для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней о признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Однако судьба развела молодых людей, и их встреча состоялась лишь пять лет спустя в Москве. Екатерина призналась, что все это время бережно хранила стихи влюбленного в нее Лермонтова, и даже продекламировала несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей…».

В 1837 году на основе своего юношеского любовного признания поэт написал совершенно новое стихотворение – «Расстались мы, но твой портрет…», опубликованное в 1840 году в сборнике «Стихотворения».

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Композиция

Композиционно стихотворение простое и можно разделить на 2 части. В каждой части по одной строфе в виде пояснительного предложения.

Читайте также:  Тамбовская казначейша - краткое содержание произведения Лермонтова

В первой части следует утверждение поэта, а потом он сам же поясняет. Сердце Лермонтова разрывается на части, он мечется и не знает, что делать дальше: отношения закончились, так и не начавшись, но продолжает хранить её портрет.

Вторая часть начинается с внутреннего конфликта лирического героя. Любовь прошлая еще не угасла, а новые эмоции не могут дать никакого удовлетворения. Нет радости на душе.

Кольцевая композиция позволяет поднимать одну и ту же тему несколько раз. Чувства лирического героя перемещаются из прошлого в настоящее, а потом наоборот: «Расстались мы» (прошлое), «но твой портрет я на груди моей храню» (настоящее); «Как бледный призрак лучших лет» (прошлое), «Он душу радует мою» (настоящее).

К портрету Стихотворение Михаила Лермонтова

Как мальчик кудрявый, резва, Нарядна, как бабочка летом; Значенья пустого слова В устах ее полны приветом. Ей нравиться долго нельзя: Как цепь ей несносна привычка, Она ускользнет, как змея, Порхнет и умчится, как птичка. Таит молодое чело По воле — и радость и горе. В глазах — как на небе светло, В душе ее темно, как в море! То истиной дышит в ней всё, То всё в, ней притворно и ложно! Понять невозможно ее, Зато не любить невозможно.

М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х т. Библиотека отечественной классики. Москва: Правда, 1969.

Другие стихи Михаила Лермонтова
Тематические конспекты
  • Сочинение Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова Образ возлюбленной в лирике М. Ю. Лермонтова По характеру дарования М. Ю. Лермонтов, как и А. С. Пушкин, был прежде
  • Сочинение Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и
  • Сочинение на тему Анализ стихотворения Лермонтов М. Ю. «Парус» Анализ стихотворения — Парус Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в
  • Сочинение Любовь в творчестве Лермонтова С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать
Статистика

Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» написано четырехстопным ямбом с использованием мужской рифмы.

Рифма – перекрестная (АБАБ).

Первой строфе свойственен спокойный и плавный ритм. На фоне теплых воспоминаний поэт испытывает внутреннее чувство радости.

При переходе ко второй строфе ритм ускоряется. Здесь бушуют яркие краски, сильные чувства. Эмоциональный фон усиливается за счет слов «страсть», «храм», «кумир», «не мог разлюбить».

В поэтическом тексте чередуются длинные нечетные и короткие четные строки. Количество фонем в каждой строке варьируется. Семантическое ядро выражено в словах: твой портрет и бог.

«Расстались мы, но твой портрет…», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» было написано М. Лермонтовым в 1837 году на основе своего раннего стихотворения «Я не люблю тебя; страстей». При этом две последние строки стихотворения 1831 года, посвященного Е. Сушковой, перешли в новый вариант без изменений. По мнению большинства исследователей, адресатом стихотворения являлась Варвара Лопухина-Бахметева – женщина, к которой поэт питал глубокое чувство до конца своих дней. Впервые стихотворение увидело свет в 1840 году – оно вошло в сборник «Стихотворения».

Центральной темой лирической миниатюры является неугасшая, несмотря на «новые страсти», любовь к утраченной возлюбленной. Лермонтов вводит в стихотворение традиционные для романтизма мотивы разлуки и портрета. Благодаря портрету любимой оживает память чувства лирического героя — «бледный призрак лучших лет» смешивает прошлое и настоящее, напоминая ему о наполненных счастьем днях и одновременно духовно поддерживая героя в настоящем: «Он душу радует мою».

Композиционно стихотворение включает две строфы, в построении которых отчетливо прослеживается синтаксический параллелизм. Каждая строфа — одно сложное пояснительное предложение, распадающееся на две синтагмы: в первой части содержится утверждение, а после двоеточия следует его разъяснение. Концовка стихотворения восходит к словам французского писателя-романтика Франсуа Шатобриана: «… бог не уничтожен от того, что храм его опустел».

Стихотворение написано придающим ему удивительную музыкальность четырехстопным ямбом. Мужская рифма и аллитерация «ст» (расстались, страстям, оставленный) и «пр» (портрет, призрак, преданный) передают всю остроту переживаний поэта, усиливают лирическую напряженность произведения. Драматизм миниатюры подчеркивается контрастными парами: «расстались – храню», «новые страсти – не мог разлюбить».

Чередование длинных нечетных и более коротких четных строк, созданное разным количеством фонем в них, подчеркивает образующие семантическое ядро текста слова: твой портрет и бог.

Насыщенность миниатюры яркими эпитетами – бледный призрак, храм оставленный, кумир поверженный, новые страсти – подчеркивает глубину эмоций, волнующих душу автора. Метафоры (портрет, который «радует душу», сравнение искреннего чувства с храмом), усиленные повтором слова «храм», утверждают ценность любовного чувства.

Лермонтов утверждает, что чувства, подаренные человеку судьбой, навсегда остаются в его душе, и воспоминания о них наполняют светом человеческую жизнь.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Расстались мы но твой портрет»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Средства художественной выразительности

Поэтический текст богат художественными приемами.

Поэт прибегает к ярким эпитетам «храм оставленный», «бледный призрак», «кумир поверженный», «новые страсти». Они передают всю глубину чувств и эмоций, терзающих душу поэта.

В эпитетах заключены сравнения: «кумир поверженный — все бог», «как бледный призрак». Оба приема дополняют друг друга и усиливают воздействие на восприятие читателя.

Метафора «портрет…душу радует мою» усиливается с помощью повтора слова храм. Так, Лермонтов показывает, насколько искренними могут быть чувства, которые он бережет как святое святых.

Значение произведения

По мнению исследователей, любовная лирика Лермонтова отличается тем, что поэт стремится не столько воспеть самую любовь как чувство, сколько показать любящего «я» и этапы состояния влюбленного человека до и после расставания.

Стихотворение «Расстались мы, но твой портрет» – яркий тому пример. Поэт передает свои философские размышления, переживания, отношение к окружающей действительности, вызванное светлым чувством.

Лермонтов вводит новую схему любви – схему невозможности контакта. Со стороны лирического «ты» – это обман, насмешка над чувствами, непонимание.

Михаил Лермонтов

Расстались мы; но твой портрет…

Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё бог!
1837 г.


В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова гармонично сочетаются философские, гражданские, личные мотивы. Особого внимания заслуживает любовная лирика поэта, к которой принадлежит стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…». Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Расстались мы, но твой портрет…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

История создания – Стих написан в 1837 году, и опубликован в 1840 году в сборнике «Стихотворения». Посвящен Екатерине Сушковой, чувства к которой поэт пронес через всю жизнь.

Тема стихотворения – Не угасшая любовь к былой возлюбленной.

Композиция – Композиция состоит из двух частей, по одной строфе в каждой. Первая часть – признание лирического героя в любви к девушке, чей портрет он носит на груди, вторая часть – герой пытается забыть старую любовь, но новые страсти не наполняют его душу радостью и светом.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с применением мужской рифмы.

Метафоры – «портрет… душу радует мою».

Эпитеты – «поверженный», «оставленный», «новые».

Сравнения – «кумир поверженный – все бог», «как бледный призрак».

История создания
За всю недолгую жизнь у Михаила Юрьевича было несколько серьезных романов. Самым же длинным и мучительным для поэта оказались сложные взаимоотношения с Екатериной Сушковой.

Их знакомство состоялось в нежном возрасте, когда Лермонтову едва минуло 15 лет. Уже через несколько дней о признался в любви Сушковой, на что та ответила лишь насмешкой. Это не остановило юного поэта, который засыпал свою возлюбленную поэтическими признаниями в своих чувствах.

Однако судьба развела молодых людей, и их встреча состоялась лишь пять лет спустя в Москве. Екатерина призналась, что все это время бережно хранила стихи влюбленного в нее Лермонтова, и даже продекламировала несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей…».

В 1837 году на основе своего юношеского любовного признания поэт написал совершенно новое стихотворение – «Расстались мы, но твой портрет…», опубликованное в 1840 году в сборнике «Стихотворения».

Лермонтов так и не смог побороть свое болезненное влечение к Сушковой, и до последних дней жизни носил вместе с нательным крестом медальон с портретом своей возлюбленной.

Тема
Центральная тема произведения – сила любви, которая неподвластна ни времени, ни обстоятельствам. Поэт утверждает, что настоящие искренние чувства, подаренные человеку самой судьбой, навсегда остаются в душе, а воспоминания о них озаряют жизнь светом и радостью.

Лирический герой признается, что не в состоянии забыть былую любовь, несмотря на новые увлечения. Он бережно хранит медальон с портретом своей возлюбленной, к которой ранее испытывал столь сильные чувства. Однако он делает акцент на том, что влюблен не в нынешнюю светскую красавицу, а в юную девочку, которая много лет назад покорила его пылкое юношеское сердце.

Поэт бережно хранит память о тех светлых чувствах, которые он испытал в отрочестве. Былая страсть давно рассеялась, словно дым, но остались воспоминания о той любви, что продолжает согревать душу тихим, мерцающим светом.

Композиция
Композиционно стихотворение делится на две части, по одной строфе в каждой. Обе строфы представляют собой сложное пояснительное предложение, в котором вначале идет утверждение автора, а затем он дает ему пояснение.

В первой части наблюдается раздвоение чувств лирического героя. Отношения с возлюбленной прекращены, однако он не может отпустить ее, и продолжает носить на груди ее портрет.

Во второй части возникает конфликт между былой любовью лирического героя и его новыми страстями, которые не в состоянии дать истинную отраду его душе.

Жанр
По жанровой принадлежности произведение «Расстались мы, но твой портрет…» принадлежит любовной лирике, поскольку в нем отражена вся глубина сердечных мук лирического героя.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием мужской рифмовки.

Средства выразительности
Подчеркнуть всю силу любовных переживаний автору помогают средства художественной выразительности. Среди них метафоры («”портрет… душу радует мою”»), эпитеты («”поверженный», «оставленный», «новые”»), сравнения («”кумир поверженный – все бог», «как бледный призрак”»).

У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15 лет, находясь в гостях у своей кузины Александры Верещагиной, и уже через несколько дней признался Сушковой в своих чувствах, которые вызвали у юной барышни бурю насмешек. Однако именно в этот период Лермонтов буквально засыпал возлюбленную стихотворными признаниями, а она, при всей взбалмошности своего характера и склонности постоянно подтрунивать над избранником, бережно их хранила.

Читайте также:  Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6, 9 класс

Им довелось вновь встретиться лишь в 1834 году в Москве. На одном из балов известный баритон Михаил Яковлев исполнил романс на стихи Александра Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может», который произвел на молодого поэта неизгладимое впечатление. Однако Екатерина Сушкова заверила Лермонтова, что его любовные стихи ничуть не хуже и даже процитировала по памяти несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей». Поэт был изумлен и обескуражен тем, что девушка, к которой он испытывает самые нежные чувства, помнит наизусть его стихи. Вместе с тем Лермонтов испытал неловкость за то, что сам начисто их позабыл. Поэтому он попросил Сушкову, чтобы она передала ему стихи, и тогда он сможет их улучшить. Но – получил отказ, так как девушка не хотела что-либо менять в произведениях, которые глубоко запали ей в душу.

Тем не менее, в 1837 году Лермонтов частично восстановил по памяти стихотворение «Я не люблю тебя; страстей» и на его основе создал совершенно другое произведение, которое было опубликовано в 1840 году под названием «Расстались мы, но твой портрет…». К тому времени во взаимоотношениях Сушковой и Лермонтова действительно были расставлены все точки над «i». Поэт сумел перебороть свое болезненное и безответное чувство к блистательной светской львице. Более того, он жестоко отомстил кокетке, заставив ее в себя влюбиться, а после публично заявив, что не испытывает к Сушковой никаких чувств. Однако стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» все же свидетельствует об обратном. В этом произведении поэт признается, что бережно хранить на своей груди портрет той, к которой долгие годы испытывал безответную любовь. Действительно, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с нательным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим дорогом для него украшением лишь незадолго до гибели на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной «бледный призрак лучших дней», которые согревает его душу воспоминаниями о беззаботной юношеской поре, когда, казалось, весь мир лежит у его ног.

Кроме этого, автор признается, что «новым преданный страстям, я разлюбить его не мог», Этой фразой Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему влюблен, однако не в нынешнюю первую красавицу Санкт-Петербурга, а в беззаботную юную особу, которой была Сушкова много лет назад. Поэт любит саму память о ней, прекрасно отдавая себе отчет, что его избранница в своей нынешней ипостаси, увлеченная балами и поисками состоятельного супруга, не имеет с той кокетливой девочкой, которую он помнит, ничего общего.

Но, в то же время, Лермонтов отмечает, что «храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог». Финальная фраза стихотворения означает, что чувства, которые доводится испытать человеку в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь угасла и ушла безвозвратно, воспоминания о ней, овеянные легкой грустью, по-прежнему будут согревать сердце и дарить ощущение радости.

Краткое содержание Лермонтов Кавказский пленник для читательского дневника

В тихом ауле на Кавказе появляется наездник, который тащит на себе русского человека, взятого им в плен. Раб, как всем кажется, умер от ран. Но только солнце на небе успело достигнуть наивысшей точки, он просыпается и осознаёт, что теперь у него нет той самой свободы, из-за которой он и прибыл на Кавказ. Теперь пленник с горестью и мечтанием вспоминает о своей Родине – России, а себе желает лишь умереть.

После того как весь аул погрузился с тишину и темноту, к пленнику приходит черкешенка. Теперь она приходит к нему каждую ночь. Черкешенка учит пленника родному языку, приносит еды, воды, вина. Становится ясно, что она влюблена в него.

Медленно, но верно пленник стал привыкать к такой жизни. Он начал любить уклад жизни здешних народов. Гостеприимность, простота, богатство, воинственность, – всё теперь по нраву пленнику.

Восхищают пленника даже жестокие игры чеченских юношей. Раб старается не показывать своих страхов и волнений. Черкесы любят его за это, гордятся им. Его невозмутимость привлекает их.

Черкешенка, которая влюблена в пленника до беспамятства, предлагает ему позабыть о свободе и остаться с ней. Она готова даже пойти против воли отца. Если же он будет против, то она покончит с собой. Но как оказалось сердце пленника уже занято другой. Об этом он говорит и самой черкешенке. Пленник рассказывает, что теперь душа его занята лишь одним, но таким желанным образом, достигнуть которого он не сможет никогда.

Признания пленника возмущают черкешенку. Она говорит ему, что можно было хотя бы из жалости не рассказывать всего. Пленник говорит, что он воспринимает её, как родственную душу, поэтому и говорит обо всём. На рассвете они расстаются.

Набег. В ауле остались только дети и женщины. Черкешенка освобождает пленника. Он предлагает ей убежать с ним, но она отказывается. Переправляясь по реке, он слышит, как кто-то стонет и всплескивается вода. Оглядываясь, видит, что на берегу черкешенки уже нет.

Пленник понимает, что значило услышанное им. Окинув взглядом аул, он отправляется к русским штыкам.

Произведение “Кавказский Пленник” учит людей любить Родину, а также повествует о быте народов Кавказа.

Читать краткое содержание Кавказский пленник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Картинка или рисунок Кавказский пленник

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Главный герой и по совместительству автор записок – вышедший в отставку коллежский асессор. Он проживает в маленькой комнате на краю Петербурга. Это место скорее напоминает подполье, в которое заточено тело и душа героя

Семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба не могут забыть друг друга и возобновляют свою тайную связь

В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды.

Английская сказочница Беатрис Поттер родилась в середине 19 века в пригороде Лондона. Она росла в состоятельной семье и получила хорошее домашнее воспитание. С одной из своих гувернанток Беатрис поддерживала

Владимир Солоухин – не самый известный писатель, но один из талантливейших, один из тех, кого по праву называют «солью земли Русской». В своих глубоких произведениях он боготворит нашу великую Родину

Краткое содержание Лермонтов Кавказский пленник

В своем произведении писатель показывает нам образ романтика, хотя и находящегося в неволе, а также описывает жизнь кавказского народа.

В самом начале повествования перед нами предстает картина, где горцы в своем ауле поздним вечером ведут беседу о военных действиях. Вдруг они видят своего соплеменника, который волочит пленного русского воина.

Только на следующий день, наш герой понимает, что он попал в рабство, так как видит на ногах цепи. Он вспоминает годы, проведенные в России. Как же он так глупо попал в неволю?

Поздней ночью, когда все улеглись спать, к нему в сарай приходит красивая девушка, которая принесла пленнику попить. Черкешенка сидит около него продолжительное время , но никак не может излить свои чувства к нему.

Долгое время приходится пленнику присматривать за стадом , и все это время за ним наблюдала эта красавица. А по ночам, чтобы ее не заметили ее соплеменники, черкешенка приносила молодому человеку различные сладости, много рассказывала о своем народе и обучала его говорить на местном языке. Она влюбилась в него, но он не мог ответить ей такими, же чувствами, так как на родине у него уже была возлюбленная.

Уныло проходили день за днем. Пленник понемногу свыкался с такой жизнью. А что ему оставалось делать. Он наблюдал за красотами царственных гор, за жизнью джигитов. Часто смотрел, как они готовились к сражениям, тренируясь ежедневно с кинжалами. Он восхищен был их нарядами. Привлекало его и игры молодых черкесов, которые показывали свою удаль и храбрость.

Когда девушка узнала, что молодой человек восторгается жизнью горцев, она пытается уговорить его забыть своих родных и жить здесь с ней. Она не хочет другого мужа, которого ей выбрали отец и брат. Но, ни ласковые речи, ни стон ее души не затрагивают сердце пленника. Он говорит ей, что она – прекрасная девушка, но в его сердце живет его возлюбленная – нежное и милое создание. И он не хочет ее предавать.

Услышав такие речи, девушка упрекает его в том, что он даже не может пожалеть ее, ведь она так страдает, на что, пленник отвечает, ведь когда-то он пережил такие же страдания, и с этим надо смириться.

Как-то раз, молодой человек понимает, что все мужское население уходит из аула. Готовится очередное нападение. Ему выпадает отличная возможность бежать, но как это сделать? И ему помогает влюбленная черкешенка. Освободившись от цепей, юноша уговаривает ее убегать вместе с ним, но она отступает от своих намерений, зная, что у него есть невеста.

Переплыв на другой берег реки, оборачиваясь , он не видит черкешенки, и только тогда он понимает, что означали послышавшийся ему всплеск воды. Грустным взором он окидывает место, где ему пришлось пробыть столько времени, он направляется туда, где стоят казачьи войска.

Поэма учит нас любить свое Отечество, не забывать родных и любимых, какие бы соблазны не попадались на пути.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Кавказский пленник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В Шварцвальде, густом лесу жил народ, промышляющий различным ремеслом. Денег у всех жителей было немного, но никто не жаловался. Среди них были три богача – Иезекиил Толстый, храбрец Шлюркер Тощий и танцор Вильм Красивый.

В книге рассказывается о времени правления испанского короля Филиппа II. В рассказе описываются отношения короля и его сына дона Карлоса, единственного наследника королевского трона

Аня со своей сестрой была на прогулке. Старшая сестра читала книгу, а младшая – скучала. В книге даже не было картинок, и она казалась Ане не интересной.

Писателя Константина Станюковича принято называть «художником слова» в маринистической тематике из-за мастерства изображения моря.

Читая книгу можно заметить, что автор был эксцентричной личностью. Книга описывает жизнедеятельность и действия человеческого подсознания. Книга считается продолжением готического романа.

Ссылка на основную публикацию