Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова

«На севере диком» – пример произведения, сюжет и образы которого заимствованы. Однако, М. Ю. Лермонтов сумел воплотить в нем и свои переживания. Школьники изучаю стихотворение в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На севере диком» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На севере диком стоит одиноко.
История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.

Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».

Эпитеты – «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Сравнение – «одета, как ризой».

Краткий анализ стиха «На севере диком» М. Ю. Лермонтов

Вариант 1

В число великих русских поэтов по праву входит Михаил Юрьевич Лермонтов. За короткую жизнь он создал большое количество философских, романтических, патриотических стихотворений, произведений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» я считаю поэтическим шедевром стихотворение. Это произведение оставило глубокий след в моей душе.

«На севере диком стоит одиноко.» было написано в 1841 году, это стихотворение – перевод стихотворения великого немецкого поэта Гейне

«Сосна стоит одиноко», написанного в 1822 году и являющегося важнейшим в юношеском цикле. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по далекой возлюбленной, к любви героя причастен весь мир, вся природа.

Грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения передает чувство одиночества и тоски по недосягаемой возлюбленной через аллегорический образ сосны, одиноко мечтающей, ощущающей грусть и бесприютность, заброшенность в далекой северной стране и тоскующей по далекой пальме.

В переводе Лермонтова та же печальная интонация, то же щемящее чувство одиночества, та же неисполнимая мечта

о далекой родной душе, тоже одинокой. Но поэт допускает существенное отступление от смысла оригинала. Дело в том, что слово «сосна» в не­мецком языке мужского рода. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству.

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

И снится ей все, что в пустыне далекой –

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Главное художественное средство, используемое автором, — антитеза. Юг и север – понятия не столько географические, сколько психологические. Лирический герой внутренне сливается с душой северной сосны, а юг и пальма кажутся ему несбыточной мечтой. Трагизм человеческой разобщенности, одиночества – вот что передают образы сосны и пальмы.

Если сравнивать стихотворения Гейне и Лермонтова, на мой взгляд, лермонтовское – более образное, эмоциональное, проникновенное. Лермонтов обогатил стихотворение поэтическими выразительными средствами: сравнением – «и снегом сыпучим Одета, как ризой она», эпитетами – «на севере диком.», «на утесе горючем», «снегом сыпучим». Стихотворение звучит как музыка: строку пронизывает сквозной, повторяющийся звук «с»: «на севере. стоит. сосна. снегом сыпучим.».

Этот перевод настолько идеален, что его можно назвать оригинальным стихотворением, навеянным лирикой Гейне.

Стихотворение Гейне переводили также русские поэты Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Их переводы близки к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания. В лермонтовском переводе ведущей стала мысль об одиночестве человека в мире.

Средствами живописи передал чувства немецкого и русского поэтов живописец И. И. Шишкин, написав картину «На севере диком». Три шедевра искусства, имеющие мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но только разными средствами.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов – это известный, талантливый человек, из-под пера которого в свет вышли десятки и сотни великолепных стихотворных работ. Он слагал их на одном дыхании, его знания и умения позволяли рассуждать на любую тему, которая могла касаться природы, политики, свободы, жизни и смерти.

Лермонтов владел несколькими языками, но, при этом, практически никогда не занимался литературным переводом стихотворных работ заграничных писателей. Впервые это случилось на этапе позднего творчества, незадолго до смерти поэта. Лермонтовым была переведена работа Генриха Гейне, которая получила название «На севере диком стоит одиноко…». Стихотворение Гейне переводил также русский поэт А. А. Фет и Ф. И. Тютчев

Почему же Михаил Юрьевич пошел против своих принципов? Что стало толчком для совершения иностранного перевода? Конечно же, это произошло из-за того одиночества, которое Лермонтов испытывал с самой юности. Он знал, что родился не в свое время, ведь никак не мог найти единомышленников среди окружающей массы людей. Именно поэтому, автора заинтересовал образ одинокой сосны, которая росла сама на просторах дикого севера. Она никому не нужна, она очень похожа на несчастного поэта.

Михаил Юрьевич верил и надеялся, что однажды встретит родную, близкую душу. И, скорее всего, ней станет женщина. По этому соображению, он вводит в текст стиха еще один образ дерева – прекрасную пальму. Но, она кажется ему такой же одинокой, заключенной в жарких и знойных равнинах.

Образы деревьев автор наделяет человеческими мыслями и чувствами. Героиня стихотворения – сосна – может видеть сны, в которых она встречается и знакомится с той самой прекрасной пальмой. Лермонтов не скрывает своих чувств, он прямо и открыто выражает свое одиночество, свое угнетенное положение.

Также, он пишет о том, что идеальный образ своей второй половинки он может встретить только лишь в воображении, ведь в реальной жизни, женщины не раз демонстрировали поэту свою коварность и переменчивость. Все, что оставалось поэту – верить. Он мечтал о том, что где-то на другом конце мира есть такая ж одинокая душа, которая не может найти свою вторую половинку.

Михаил Юрьевич надеялся, что когда-нибудь его творчество признают, у его стихотворных работ появятся поклонники и почитатели.

Вариант 3

Произведения Михаила Лермонтова отражают многие переживания и злободневные проблемы, основные темы и мотивы лирики Лермонтова о природе, и любви. Но одна из главных тем поэта была посвящена одиночеству, это прослеживается во многих его произведениях, например, «Парус», или «Герой нашего времени». Создание литературных произведений на эту тему, говорит нам, что сам поэт разделял тяжесть одиночества.

Действительно он не испытывал понимания, от окружающих его людей, любого возраста, и понимал, что родился абсолютно другим человеком. Но Лермонтов продолжал надеяться и мечтал о том, что где то, возможно на другом краю земли есть человек, который так же нуждается в понимание.

Проникнутый этими мыслями, он написал стих под названием «На севере диком стоит одиноко», в котором мы угадываем намеки на одиночество и надежду, что где-то его ждет, хоть единственная душа. Именно об этом стихотворение мы и будем вести сегодня речь.

В этом произведение, мы наблюдаем образ одинокой сосны, которую автор, скорее всего, противопоставил самому себе. Ее окружающее описание говорит, само за себя, она однозначно испытывает, пустое как серое небо, чувство одиночества. Это подтверждают многие детали, как например расположение дерева, оно стоит, на голой вершине, где поблизости нет ничего.

Автор использовал это обозначение не просто так, как мы видим, сосна растет на высоте, как бы над всеми и возможно этим наш писатель, хотел сказать, что ноша одиночества посильна не всем и только достойные, могут вынести эту кару. В следующих строчках, мы видим усыпанные снегом ветви дерева, и писатель сравнивает эту одежду с ризой, то есть худой, рваной одеждой, что придает сиротливый образ нашей героини.

Следующее четверостишие являться кульминационной в нем Лермонтов, вложил одновременно грусть, и в то же время чувство надежды. В первой части, мы рисуем в своем воображении, дерево, укутанное в снег, словно в одеяло, что веет нам мысли о зимнем сне. И пользуясь этим, в последней части стихотворения, поэт рисует сон, золотистый свет солнца и песка, и такой же высокий утес, на котором стоит одинокая пальма.

И существует эта пальма только лишь во сне, нашей героини, возможно, ее даже не существует наяву. Но этот сон, буквально наполняет солнцем все стихотворение, и мы действительно ощущаем, тепло, разгоняющее тоску.

В заключение, хочется отметить, что Михаил Лермонтов в своем стихотворение, создал отражение своих желаний. Как человеку, которому суждено быть одиноким, он мечтал, что где-то на земле есть человек, так же одинокий и ждущий такого же друга. Что же касается стихотворения, то оно довольно короткое, но автор смог вместить в него все, что хотелось ему передать, и создать такой красочный образец одиночества.

История создания

Известно, что М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не был приверженцем заимствований из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и, без учета истории написания, воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.

«На севере диком…» («Сосна»), анализ стихотворения Лермонтова

Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать военное образование.

Таким образом, уже с детства мальчик испытывал чувство одиночества, которое нашло отражение в его самых известных лирических произведениях. Пожалуй, самым распространенным эпитетом в стихотворениях Лермонтова можно считать слово «одинокий». Знаковым для всего творчества поэта, безусловно, является «Парус». который, как известно, тоже «одинокий». «белеет … в тумане моря голубом» .

Не менее символическим становится другое стихотворение, написанное в последний год жизни поэта, — «На севере диком…» По сути, это не авторское стихотворение — это перевод лирической миниатюры немецкого романтика Генриха Гейне. Чувство одиночества было едва ли не самым главным для романтического героя, однако в переводе Лермонтова возникает такое щемящее чувство одиночества, которое пронизывает все стихотворение, вызывая у читателя ощущение безнадежности:

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна…

Эпитет «дикий» усиливает впечатление одиночества, ведь любому цивилизованному человеку понятно, что такое состояние может вызвать только страх, как все древнее, первобытное, враждебное живому на земле. Единственное, что в какой-то степени утешает, что сосна «дремлет». а значит, не испытывает дискомфорта, ведь во сне все, даже самое неприятное, происходит быстрее. При этом особую торжественность описанию придает сравнение ее одежды («снега сыпучего» ) с ризой — праздничным облачением священника. Только вот подобный богатый убор не делает ее счастливей, ведь и стоит она, и дремлет «одиноко» .

Сосна не просто спит — она видит сон о прекрасной пальме, растущей «в том крае, где солнца восход». Прямого указания на юг нет — можно только догадываться, что пальмы растут именно там. Примечательно другое: пальма растет «на утесе горЮчем». Скорее всего, подразумевается не столько температура, сколько ГОРЕ, ГОРЕЧЬ. В русских сказках всегда плакали горючими слезами. Вот и героиня — «прекрасная пальма» — тоже горюет, горюет о близкой родственной душе, которой нет рядом.

И если сосна, находясь на голой вершине, окружена снегами, переливающимися под солнечным или лунным светом (ведь не случайно сравнение с ризой!), то пальма растет в пустыне, где ничего не меняется годами, где только палит жаркое солнце да бушуют песчаные бури.

Кроме пейзажных особенностей, сложно выделить что-то контрастное, так как автор не преследовал цели противопоставить эти образы. Наоборот, тот факт, что и на севере, и на юге есть те, кто испытывает одиночество, приводит к очень грустному выводу о всеобъемлющей тоске неразделенности в масштабах всей земли, планеты, Вселенной, а это у любого человека вызывает стойкое чувство страдания и обреченности.

Использованное автором олицетворение можно смело назвать символом, как в «Парусе». Любому понятно, что речь идет не просто об образе, наделенном одушевленными чертами, а о символе — обобщенном выражении главной идеи стихотворения. В случае с «Сосной» это не просто мотив неразделенной любви — это фатальная невозможность соединения любящих (такой же мотив звучит в стихотворениях «Утес» и «Листок» ).

В завершении анализа необходимо отметить, что в этих последних произведениях Лермонтов отходит от повышенной экспрессивности, свойственной раннему творчеству. Наоборот, поэт обращается к речи намеренно не украшенной, иной раз даже прозаизированной, что называется, безыскусной. При этом драматизм каждой конкретной лирической ситуации не ослабляется, а усиливается, и подобная простота выражения это лишь подчеркивает.

В анализируемом стихотворении М. Ю. Лермонтов раскрыл темы одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет в северном крае. Она одинока, но утешает себя сновидением.

Читайте также:  Княжна Мери – краткое содержание главы из Героя нашего времени Лермонтова

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в теплые края, где «живет» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна понимает, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остается только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается одинокий человек, который не может найти единомышленников. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек близкий сосне по духу. Скорее всего, это воплощение любимой женщины, которую автор так и не смог найти.

Вариант 4

Когда падает звезда, она оставляет яркий след. Миг падения быстротечен, но свет озаряет мир. Короткой, но яркой была жизнь великого русского поэта, драматурга, живописца Михаила Лермонтова. За двадцать шесть прожитых лет он успел многое: получил хороше образование, знал несколько языков, служил в армии, стал автором стихотворений, поэм, драм, овладел живописью.

В поэзии Лермонтова особо остро ощущается одиночество. У Михаила Юрьевича рано умерла мать, были сложные отношения с отцом, в юности познал безответное чувство любви. Несмотря на довольно немалый круг друзей, поэт часто оставался наедине, был резким со сверстниками. О чем размышлял поэт, почему не находил понимания и страдал?

«На севере диком стоит одиноко…» – одно из последних стихотворений Михаила Юрьевича. Известно, что несмотря на отличное знание немецкого и французского языков, Лермонтов не практиковался в переводах литературных текстов. Но в дневнике 1841 года есть записи перевода поэзии Генриха Гейне из его «Лирического цикла». Можно лишь предполагать, почему Михаил Лермонтов обратился к поэзии немецкого поэта. Возможно, стихи Гейне близкие по духу русскому поэту. Поэтому стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» звучит как авторское произведение.

Тема одиночества, покинутости была близка многим поэтам эпохи романтизма. Щемящей грустью пронзает начало поэзии Михаила Лермонтова. Поэт рисует холодную безбрежную пустиню и сиротливую сосну, которая «… стоит одиноко на голой вершине…».

Персонифицируя образ сосны, которая «дремлет, качаясь», лирический герой вместе с ней переживает одиночество. И если сосна может забыться хотя бы в дреме, то мятежная душа героя продолжает страдать. В сравнении «одета, как ризой» чувствуется желание быть защищенным. Сосну прикрыл от северного ветра снег, а кто же согреет оледенелую душу, кто защитит ее от нападок и непонимания? Во сне она видит далекую жаркую пустыню и прекрасную пальму «на утесе горючем». Надежда не покидает лирического героя. Он надеется, что в этом мире все же есть родственная душа, которая способна его понять. Как видим, одиночество и покинутость безграничны, они ощущаются везде: и «на севере диком», и «в пустыне далекой». Окутанная снегом сосна грезит теплом, во сне видит край, где ее согреет солнце. Она чувствует, что «в пустыне далекой» есть кто-то родной, сгорающий от одиночества «на утесе горючем». Одинокая прекрасная пальма тоже грустит и тоскует, но все же продолжает надеяться.

Произведение написано в жанре элегии, что привносит особую легкость в восприятии, веет грустью и вечным одиночеством. Поэт не прибегает к экспрессии, речь простая, понятная, но строки переполнены драматизмом, который усиливается в каждом слове.

Стихотворение состоит из двух катренов. Образы сосны и пальмы не противопоставляются, а наоборот, их объединяет душераздирающие одиночество и обреченность. Такое духовное единство рождает оптимизм и веру в то, что одиночество не вечно. Прошло время, но поэзия Михаила Лермонтова продолжает будоражить сердца человечества.

Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) по плану

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать аллегоричные образы, автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты, посредством которых передается внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Также в тексте есть
метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет» и сравнение – «одета, как ризой».

Анализ стихотворения Лермонтова На севере диком

Произведения Михаила Лермонтова отражают многие переживания и злободневные проблемы, он писал о природе, и любви. Но одна из главных тем поэта была посвящена одиночеству, это прослеживается во многих его произведениях, например « Парус », или « Герой нашего времени ». Создание литературных произведений на эту тему, говорит нам, что сам поэт разделял тяжесть одиночества. Действительно он не испытывал понимания, от окружающих его людей, любого возраста, и понимал что родился абсолютно другим человеком. Но Лермонтов продолжал надеяться и мечтал о том, что где то, возможно на другом краю земли есть человек, который так же нуждается в понимание. Проникнутый этими мыслями, он написал стих под названием « На севере диком стоит одиноко », в котором мы угадываем намеки на одиночество и надежду, что где то его ждет, хоть единственная душа. Именно об этом стихотворение мы и будем вести сегодня речь.

В этом произведение, мы наблюдаем образ одинокой сосны, которую автор, скорее всего, противопоставил самому себе. Ее окружающее описание говорит, само за себя, она однозначно испытывает, пустое как серое небо, чувство одиночества. Это подтверждают многие детали, как например расположение дерева, оно стоит, на голой вершине, где поблизости нет ничего. Автор использовал это обозначение не просто так, как мы видим, сосна растет на высоте, как бы над всеми и возможно этим наш писатель, хотел сказать, что ноша одиночества посильна не всем и только достойные, могут вынести эту кару. В следующих строчках, мы видим усыпанные снегом ветви дерева, и писатель сравнивает эту одежду с ризой, то есть худой, рваной одеждой, что придает сиротливый образ нашей героини.

Следующее четверостишие являться кульминационной в нем Лермонтов, вложил одновременно грусть, и в то же время чувство надежды. В первой части, мы рисуем в своем воображении, дерево, укутанное в снег, словно в одеяло, что веет нам мысли о зимнем сне. И пользуясь этим, в последней части стихотворения, поэт рисует сон, золотистый свет солнца и песка, и такой же высокий утес, на котором стоит одинокая пальма. И существует эта пальма только лишь во сне, нашей героини, возможно, ее даже не существует наяву. Но этот сон, буквально наполняет солнцем все стихотворение, и мы действительно ощущаем, тепло, разгоняющее тоску.

В заключение, хочется отметить, что Михаил Лермонтов в своем стихотворение, создал отражение своих желаний. Как человеку, которому суждено быть одиноким, он мечтал, что где то на земле есть человек, так же одинокий и ждущий такого же друга. Что же касается стихотворения, то оно довольно короткое, но автор смог вместить в него все, что хотелось ему передать, и создать такой красочный образец одиночества.

Анализ стихотворения На севере диком Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, несомненно, один из величайших поэтов своей эпохи. По многочисленным стихотворениям, написанным Лермонтовым в юношеские годы, мы можем судить о том, что с малого возраста он обладал глубоким мышлением и тонким восприятием мира, присущими не каждому взрослому человеку. Поэт строго соблюдал свое негласное правило: не переводить стихотворения чужих авторов. Он верил, что его ум может самостоятельно, без обращения к зарубежному творчеству, найти поэтические образы для выражения собственных мыслей. Поэтому все произведения Михаила Юрьевича уникальны: они выхвачены у времени и поднесены Лермонтову самой Эвтерпой.

Однако, в 1841 году, перед ссылкой на Кавказ, Лермонтов напишет в своем дневнике несколько вариантов перевода стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Впоследствии это стихотворение станет известного нам как стихотворение «На севере диком стоит одиноко. ».

В окончательном варианте этого литературного произведения Лермонтов напрочь ушел от темы любви, затронутой Гейне. Заимствуя лишь образы, создаваемые немецким поэтом, русский поэт усиливает в своем произведении чувства страдания, уныния, поднимая заиндевелую в нем на заре его дней тему одиночества. Дикое могучее северное дерево, одетое в ризы священника, отстраненное от мира – аллегория души поэта, портрет его личности в последние годы жизни. Примененные к описанию сосны инверсия «стоит одиноко» и эпитеты «на севере диком», «на голой вершине» подчеркивают отчужденность Лермонтова от общества, отдаленность его от мира с присущими ему устоями и ценностями.

Все стихотворение Лермонтова будто бы разделено на два полюса. Начальным строкам, пропитанным холодной грустью, чувствами унылого покоя, бесприютности и тоски, Лермонтов противопоставляет строки, рожденные образом жарких стран: окрашенные в более светлые, яркие тона. Но образ знойной пустыни (вместо, например, образа оазиса), навевает мысль о таком же одиночестве. Эта антитеза появляется в стихотворении не случайно. И, если у Гейгеля она заключает в себе образ двух влюбленных людей: далеких, совершенно противоположных характерами, – то лермонтовский стих, благодаря этому противопоставлению, подчеркивает разобщенность человека и мира, показывает, что во всех углах земли (и на севере, и на юге) есть одинокие души, которые, отчаявшись и не имея более надежд, понимают, как далека и несбыточна их мечта обрести что-то близкое, родное.

Переводом данного стихотворения занимались и другие русские авторы. Их произведения единообразны с точки зрения затронутой темы. Лермонтовское произведение уходит глубже. Автор расширяет границы стиха: выходит за рамки отношений двух влюбленных, что делает стихотворение уникальным. Именно поэтому многие относят стихотворение «На севере диком стоит одиноко. » к личному творчеству автора, вдохновленному лирикой Г. Гейне.

При прочтении стихотворения можно заметить грустную напевность стиха, полную тоски о несбыточном – своеобразную мелодию души поэта. Такого эффекта Лермонтов достигает многократным повторением шипящих звуков в словах, повторением звуков «с» и «з», а также использованием рифмы во второй и четвертой строках четверостишья и исключением рифмы первой и третьей строки.

Стихотворение просто, оно не отличается ярким слогом или рифмой. Напротив, Лермонтов намеренно уподобляет его обычной прозе, что только усиливает драматичность поднятой темы одиночества. Несомненно, произведение находит отклик в душах читателей, оно понятно и легко для восприятия, потому что чувство одиночества хотя бы раз в жизни настигало каждого из нас. И каждому, хотя бы раз, мечталось о далекой неведомой душе, которая разделила бы с ним надежды и стремления.

6 класс по плану, кратко

Картинка к стихотворению На севере диком

Популярные темы анализов

«Иней» – стихотворение Бунина, написанное им в то время, когда он был молод и почти неизвестен. Литературную деятельность Бунин начал ещё в 15 лет: он к тому времени написал первый роман, но его нигде не приняли.

Александр Блок в 1905 году написал данное произведение. В то время происходила 1 русская революция, тяжелое было время. В данном стихотворении идет противопоставление веры в хорошее будущее и суровой реальности.

Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения.

Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихи, «Какая грусть!», которые содержат в себе нотки пейзажной лирики, но основной идеей является внутреннее переживание лирического героя, его состояние души. Он переносит нас в конец аллеи, что

«На севере диком стоит одиноко…»

стихотворение и анализ

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растёт.

Краткое содержание

Стихотворение «На севере диком…» было написано Лермонтовым в 1841 году, незадолго до ссылки на Кавказ. Всего две строфы позволяют ощутить то состояние, которое сопровождало поэта на протяжении всей жизни. Это мучительное душевное одиночество.

Героиней своего произведения Лермонтов избрал одиноко растущую на далеком северном утесе сосну. Окутавший ее холод, – не столько внешний, сколько идущий изнутри. Это – заледеневшая человеческая душа, которой не достает тепла, сочувствия, понимания, общения. Называя север «диким», автор пытается усилить ощущение тоски, поскольку это слово еще с древних времен навевало образ чего-то страшного и неизведанного.

Сосна, покачиваясь, дремлет, но это не просто сон, а, скорее, грезы. Ей видится прекрасная пальма, такая же одинокая, как и она сама. Лермонтов подводит содержание к тому, что на противоположных концах света существуют два одиночества, и разделяющее их огромное пространство лишь подчеркивает, что это проблема вселенского масштаба.

Примечательно и то, что поэт при описании пальмы определил слово утес, как «горючий», хотя вполне бы мог употребить прилагательное «горячий». В этом тоже есть особый смысл. Он состоит в том, что слово «горючий» обозначает у поэта не столько температуру камня, сколько горечь, навеянную одиночеством. Ведь, если вспомнить русские народные сказки, то их персонажи нередко плакали горючими слезами. Стихотворение пронизано грустью еще и от того, что этим двум одиночествам никогда не быть вместе.

Анализ

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов был не только гениальным поэтом, но и талантливым переводчиком. Известно, что он весьма неохотно переводил чужие тексты, полагая, что его муза дает ему вполне достаточно тем и образов для сочинения собственных стихотворений. Исключением из этого можно назвать лишь анализируемое стихотворение.

В 1841 году Лермонтов занимался переводами трудов Г. Гейне. Сюжет стихотворения «Сосна стоит одиноко…» напомнил ему собственную судьбу. Темой стихотворения было одиночество, которое тяготило его с самого детства. Оставшийся в три года без матери, поэт воспитывался у бабушки, которая оберегала его от общения с тираном-отцом. Лермонтов рос замкнутым и необщительным, помимо всего прочего, он обладал взрывным и желчным характером, поэтому постоянно испытывал непонимание со стороны окружающих.

Читайте также:  Тамань – краткое содержание главы из романа Герой нашего времени Лермонтова

Михаил Юрьевич решил переработать текст и сделал это настолько мастерски, что получилось самостоятельное произведение, которое воспринимается, как оригинал, принадлежащий русскому поэту. Образ сосны стал для него символом собственных переживаний и в этом можно усмотреть сходство с Гейне. Но отредактированный перевод несет иную смысловую нагрузку по сравнению с оригиналом. Если у немецкого автора это произведение посвящено любви и разлуке, то у Лермонтова – это философия. Деревья у него предстают в образах страдающих от одиночества людей.

Персонажи и образы

Центральный образ стихотворения – сосна, второй персонаж – пальма из ее видений. Обе они одиноки и безмерно страдают от этого. Оба дерева по-своему красивы: сосна «снегом сыпучим одета…», пальма «прекрасная». Места их произрастания также имеют сходство – пустынные вершины: сосна – «на голой вершине», пальма – «на утесе горючем». Все эти совпадения должны были служить воссоединению этих одиноких образов, но этого не происходит.

Родина сосны – север, пальма же растет на юге. Сосна укрыта снегом, словно ризой, пальму обжигают лучи раскаленного солнца. Расстояние между ними – это расстояние между двумя полюсами, это бесконечные тысячи километров. Огромное пространство и закрепленность за ним оказывается преградой для их желаний. Если бы случилось чудо, и они воссоединились, невозможность жить в чуждых условиях все равно разлучила бы их. В этом Лермонтов видит знак самой судьбы, которую невозможно обмануть.

Образы двух деревьев – это душевная боль самого поэта. Поэтому все стихотворение пронизано нотой обреченности. При любых обстоятельствах, как бы они не складывались, ему уже не найти родственную душу.

Поскольку любовный сюжет стихотворения Г. Гейне Лермонтов заменил философским, то его можно отнести к философской лирике. По жанровой принадлежности – это элегия, так как в каждой строке заключена грусть и меланхолия, а главной проблемой выступает одиночество.

Размер и средства художественной выразительности

В качестве стихотворного размера был выбран четырехстопный амфибрахий с перекрестной (АВАВ) и кольцевой (АВВА) рифмой.

В стихотворении искусно использованы средства художественной выразительности. Четкость и строгость тексту придает антитеза. Две стороны света – Юг и Север нужно рассматривать не только в качестве географических понятий, но и психологических. С одной стороны – тепло, солнце, южные ароматы, комфорт. С другой – стужа, леденящий ветер, снег. Духовно поэту ближе оказывается сосна, именно с ней он ассоциирует свое одиночество, а пальма для него – это мираж, сон, несбыточная мечта. В этой антитезе и заключается трагизм произведения.

Метафора позволяет увидеть в образах деревьев живые существа. Сосна мерзнет, ей холодно «на голой вершине», «на севере диком». Мороз нагоняет на нее дрему, во сне она видит пальму «в пустыне далекой», которая также грустит от одиночества. Автор удачно вводит в текст сравнение: «одета, как ризой, она». Мотив заброшенности, никому не нужности усиливает инверсия: «стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утесе горючем» и эпитеты: «на севере диком», «снегом сыпучим», «на голой вершине».

Проблематика и основная идея произведения

Тема одиночества проходит через все творчество Лермонтова. Уже в юности он понял, что родился не в свое время. Его замкнутость, а отсюда и одиночество, объясняется тем, что он никогда не находил понимания у окружающих, ни в детстве, ни в зрелые годы. По этой причине образ северной сосны и стал олицетворением состояния поэта.

Еще одной темой стихотворения можно считать противопоставление мечты и реальности. Сон это и есть недосягаемая мечта сосны о пальме. В этом поэт видит особый смысл – взаимопритяжение двух одиночеств, потому что только так можно понять и разделить страдания другого. Это произведение до сих пор откликается в душах читателей, потому что чувство одиночества хотя бы раз в жизни испытывал практически каждый человек.

Анализ стихотворения Лермонтова На севере диком

Анализ стихотворения «На севере диком»

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из величайших русских поэтов, автор множества замечательных стихов. Многие его произведения объединяет одно чувство — чувство одиночества. Таким же является и стихотворение «На севере диком стоит одиноко … ».
Поэт рисует перед читателями картину природы:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Нам открывается тихий, таинственный северный пейзаж. Читатель словно видит одинокую сосну, засыпанную снегом. Но мы понимаем, что стихотворение, не просто о сосне. За этим образом скрыто душевное состояние самого поэта. Как и сосна, он одинок и всеми покинут. О человеке с родственной душой ему остаётся только мечтать.

Стихотворение Лермонтова находит отклик в душах читателей, ведь каждому случалось чувствовать себя одиноким и всеми покинутым. Этот поэтический шедевр, простой и лаконичный, близок и понятен любому человеку.

Анализ стихотворения Лермонтов М. Ю. «На севере диком стоит одиноко…»

Анализ стихотворения – На севере диком стоит одиноко…

Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М. Ю. Лермонтова. Отмечается большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.

Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;

Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;

Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));

Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

Образы двух стихотворений:

…на холодной вершине

…на голой вершине

(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)

Окутывают её лёд и снег

Одета, как ризой, она

(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)

На пылающей скале

…на утёсе горючем

(эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)

Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

«На севере диком стоит одиноко…» М.Лермонтов

«На севере диком стоит одиноко…» Михаил Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой .

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах. признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

«На севере диком…» («Сосна»), анализ стихотворения Лермонтова

Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать военное образование.

Таким образом, уже с детства мальчик испытывал чувство одиночества, которое нашло отражение в его самых известных лирических произведениях. Пожалуй, самым распространенным эпитетом в стихотворениях Лермонтова можно считать слово «одинокий». Знаковым для всего творчества поэта, безусловно, является «Парус». который, как известно, тоже «одинокий». «белеет … в тумане моря голубом» .

Не менее символическим становится другое стихотворение, написанное в последний год жизни поэта, — «На севере диком…» По сути, это не авторское стихотворение — это перевод лирической миниатюры немецкого романтика Генриха Гейне. Чувство одиночества было едва ли не самым главным для романтического героя, однако в переводе Лермонтова возникает такое щемящее чувство одиночества, которое пронизывает все стихотворение, вызывая у читателя ощущение безнадежности:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…

Эпитет «дикий» усиливает впечатление одиночества, ведь любому цивилизованному человеку понятно, что такое состояние может вызвать только страх, как все древнее, первобытное, враждебное живому на земле. Единственное, что в какой-то степени утешает, что сосна «дремлет». а значит, не испытывает дискомфорта, ведь во сне все, даже самое неприятное, происходит быстрее. При этом особую торжественность описанию придает сравнение ее одежды («снега сыпучего» ) с ризой — праздничным облачением священника. Только вот подобный богатый убор не делает ее счастливей, ведь и стоит она, и дремлет «одиноко» .

Сосна не просто спит — она видит сон о прекрасной пальме, растущей «в том крае, где солнца восход». Прямого указания на юг нет — можно только догадываться, что пальмы растут именно там. Примечательно другое: пальма растет «на утесе горЮчем». Скорее всего, подразумевается не столько температура, сколько ГОРЕ, ГОРЕЧЬ. В русских сказках всегда плакали горючими слезами. Вот и героиня — «прекрасная пальма» — тоже горюет, горюет о близкой родственной душе, которой нет рядом.

И если сосна, находясь на голой вершине, окружена снегами, переливающимися под солнечным или лунным светом (ведь не случайно сравнение с ризой!), то пальма растет в пустыне, где ничего не меняется годами, где только палит жаркое солнце да бушуют песчаные бури.

Кроме пейзажных особенностей, сложно выделить что-то контрастное, так как автор не преследовал цели противопоставить эти образы. Наоборот, тот факт, что и на севере, и на юге есть те, кто испытывает одиночество, приводит к очень грустному выводу о всеобъемлющей тоске неразделенности в масштабах всей земли, планеты, Вселенной, а это у любого человека вызывает стойкое чувство страдания и обреченности.

Использованное автором олицетворение можно смело назвать символом, как в «Парусе». Любому понятно, что речь идет не просто об образе, наделенном одушевленными чертами, а о символе — обобщенном выражении главной идеи стихотворения. В случае с «Сосной» это не просто мотив неразделенной любви — это фатальная невозможность соединения любящих (такой же мотив звучит в стихотворениях «Утес» и «Листок» ).

В завершении анализа необходимо отметить, что в этих последних произведениях Лермонтов отходит от повышенной экспрессивности, свойственной раннему творчеству. Наоборот, поэт обращается к речи намеренно не украшенной, иной раз даже прозаизированной, что называется, безыскусной. При этом драматизм каждой конкретной лирической ситуации не ослабляется, а усиливается, и подобная простота выражения это лишь подчеркивает.

Послушать стихотворение Лермонтова На севере диком

Анализ стихотворения «На севере диком» (М.Ю. Лермонтов)

Чтобы хоть на несколько мгновений понять, как устроен внутренний мир поэта, стоит выполнить анализ стихотворения «На севере диком» (М.Ю. Лермонтов). Всего восемь строк отражают главную тему творчества поэта.

Стихотворение является вольным переводом произведения Г. Гейне, хотя Лермонтов и не любил переводить чужие произведения. Он считал, что его муза и так дает ему много тем для создания своих стихов. Но все-таки в 1841 году, буквально перед самой смертью, он обратился к творчеству немецкого писателя. Наверное, его строки были созвучны душевному состоянию нашего поэта. Но перевод вольный, поэтому стихотворение Лермонтова имеет не столько любовную тематику, сколько философскую.

Тема стихотворения – одиночество. Она рефреном проходит через все творчество поэта. И это неудивительно, ведь Лермонтов с детства знал, что такое быть непонятым никем. Его растила бабушка, укрывшая от деспотичного отца, а маму он потерял очень рано. Поэтому его даже самые ранние произведения наполнены безнадежной тоской. Но если начало творческого пути переполнено эмоциями и мятежом, то последние стихи – практически полностью лишены таких бурных красок. В его поздних стихах не найти большого разнообразия средств художественной выразительности, они простые, и в них читается даже некоторое смирение.

Читайте также:  Люди и страсти – краткое содержание рассказа Лермонтова

Вот и стихотворение «На севере диком» раскрывает тему одиночества. А его идея – это невозможность что-то изменить в жизни.

Лирический герой стихотворения – одинокая сосна, мечтающая в своих снах о пальме – другом одиноком существе.

Композиция маленькой элегии состоит всего из двух четверостиший. И кажется, что по смыслу строфы противопоставлены друг другу. Ведь в первой части мы видим образ одинокой сосны, во снах встречающей пальму, к которой стремится всей душой.

То, что сосна страдает от одиночества, говорят образы и символы. Она растет на севере, значит, ей холодно. Но холод этот не от низких температур, а холод в душе, оттого что нет рядом никого близкого. Эпитеты «дикий», «голой» – передают печаль дерева.

Только во сне она может не замечать холодного ветра и видеть пальму. Сон здесь символизирует мечту, уносящую дерево от суровой действительности. С помощью сравнения «одета, как ризой» автор создает возвышенный образ лирического героя, ведь риза – это одежда священника.

Может показаться, что сосна стремится к пальме, потому что та растет под теплым солнцем. Но и ей одиноко. Только вместо снегов ее окружает пустыня. К тому же, автор точно пишет о грусти пальмы в последних строках:

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Одиночество пальмы лучше всего отражает идею стихотворения о невозможности из этого состояния вырваться. Таким образом, кажущаяся антитеза не противопоставляет на самом деле мечту реальности. Но от этого становится еще грустнее, ведь получается, что и сосна уже не мечтает о чем-то другом, кроме соприкосновения с таким же одиночеством. Но мечта остается мечтой, которая не сбудется никогда.

В образах деревьев воплощается душеное состояние самого автора. Возможно, и есть в стихотворении тема любви, ведь пальмой может быть так и не состоявшееся чувство Лермонтова. Но все-таки его проблема намного шире и звучит обреченно. Как бы ни сложилась жизнь, не найти в ней ему уже родственную душу.

Несмотря на простоту слога, в стихотворении есть эпитеты: «на севере диком», «одиноко», «голой вершине», «снегом сыпучим», «в пустыне далекой», «одна и грустна», «утесе горючем». Все они служат основной мысли стихотворения и помогают более эмоционально передать ее. Есть в стихотворении и олицетворения: «сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет». Благодаря им образы оживают. Олицетворения также помогают читателям лучше почувствовать настроение автора.

Амфибрахий вместе с инверсиями звучат как колыбельная, укачивают сосну и оберегают ее сон.

Лермонтов прожил короткую, но плодотворную жизнь. Он как будто предчувствовал свою скорую смерть, иначе, чем еще объяснить его глубокие философские стихотворения в конце жизненного пути?

Читая его грустные стихи, стоит задуматься о своей жизни и беречь то, что есть у нас и что делает нас не одинокими. И лучше всего настраивает на философские раздумья именно это небольшое, но такое грустное стихотворение.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Я жить хочу! хочу печали…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали» написано в 1832 году в период раннего творчества М.Ю. Лермонтова.

Поэту 18 лет, и по настоянию бабушки он вынужден покинуть Москву, чтобы поступить в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.

Лермонтов еще не знает, что расставание со своей любимой — Варварой Лопухиной, а также со всеми близкими друзьями станет для него тяжелым испытанием.

В нем еще живы оптимистичные ноты, и он смотрит на перемены как на разумную плату за писательский дар. В результате на свет появляется стихотворение «Я жить хочу».

2. Литературное направление

Стихотворение относится к романтизму.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Стихотворение создано в жанре философской лирики.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает проблему собственного безразличия, которое наступает, когда человеку становится скучно, и он пресыщается жизнью.

6. Тематика

Главная тема стихотворения – судьба поэта и поэзии в обществе.

7. Идея

Лермонтов хотел показать, откуда он черпает источник вдохновения. Для него движущей силой являются страдания и печаль. Радость, любовь и счастье его не вдохновляют:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

8. Пафос

Эмоциональный тон всего стихотворения задается с первых строчек стихотворения: «Хочу печали любви и счастию назло».

Только сильная, эмоциональная сердечная боль может заставлять поэта творить литературные шедевры. Спокойная жизнь, наполненная положительными моментами, может быстро надоесть и привести к равнодушию. Тогда поэт станет бесплодным как художник. Этого Лермонтов боится больше всего.

9. Система образов

В стихотворении четко вырисовывается образ океана. Океан – это судьба поэта, полная бурных и волнительных событий.

Водной стихии Лермонтов противопоставляет «спокойствия туман».
Действительно, поэту кажется его будущее туманным, так как размеренная жизнь его мало трогает.

В тоже время океан «даром славы не берет». Другими словами, успех просто так не дается. Путь поэта – это сложный, тернистый путь, полный противоречий.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж — поэт.

Лермонтов разрешает взглянуть в самую глубину своей души. Поэт говорит, что размеренная жизнь и отсутствие перемен делает его слабым. Ему нужна буря, его сердце требует перемен.

11. Лирический герой

Лирического героя воплощает сам М.Ю. Лермонтов. Лирический герой обозначен местоимением «он», за которым стоит сам поэт.

Жизнь творца неполноценна, если в ней нет душевных страданий. Ни один здоровый человек не станет заниматься бичеванием своей души, тянуться к страданиям.

Однако поэты – это представители определенной формации внутреннего мира. Путь у них всегда страдальческий, так как вступают в конфронтацию с обществом, бросают вызов.

12. Сюжет

Стихотворение начинается с того, что поэт говорит о желании оставить светское общество, представителей которого он считал прожигателями жизни.

Мысли Лермонтова резко отличаются от его окружения. Он хочет печали. Только такое состояние он считает продуктивным.

Дальше Лермонтов делиться личными переживаниями, сокровенными мыслями бунтаря. Таковым и был поэт. «И что без бури океан?» — таков удел бунтаря, не желающего идти на компромисс с устоявшимися взглядами и традициями.

Автор придерживается позиции, что истинный труд и успех достигается потом и кровью через многие страдания. Тогда они будут наполнены глубоким смыслом: «Он даром славы не берет».

13. Композиция

Композиция стихотворения – тематическая, последовательная.

Композиционно делится на 2 части. Первая часть состоит из первых 6 строк, где Лермонтов говорит о своем желании:

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;

Затем автор плавно переходит от одной мысли к другой, где выражает свое отношение к жизни поэта. Это вторая часть:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
10 Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение начинается с эмоционального возгласа «Я жить хочу!». Уже вначале поэт заявляет о желании жить полноценно. Мотив печали усиливается за счет созвучных гласных «о» и «а».

Лермонтов вводит в текст тропы для усиления страданий лирического героя.

Лермонтов вводит анафоры. Повтор слова «что» усиливает звучание вопросов.

Трижды поэт использует местоимение «он», чтобы подчеркнуть значимость качеств художника-творца:

Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

15. Ритм, рифма, строфика

Чувство возвышенности в стихотворении создаётся за счёт классического размера стихотворения для лирических произведений Лермонтова — четырехстопного ямба.

В результате, стихотворение звучит как марш.

Рифма стихотворения – перекрестная (АБАБ), женская рифма чередуется с мужской.

16. Средства художественной выразительности

В этом произведении художественных средств выразительности не так много, но все они разноплановы.

Стихотворение построено на сопоставлении. Так, поэт проводит параллель между разными понятиями с единым смыслом:

Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?

Страдания сравниваются с бурей, океан — с душой, над которым собираются тучи. Подобно тучам, которые никак не успокоятся и волнуют водную стихию, негативные эмоции никак не утихнут. Но именно такой ценой можно быть по-настоящему талантливым.

Архаизм «чело» позволяет сравнить поэта со святыми мучениками. Здесь

Лермонтов вводит метафору «любовь и счастие сгладили чело». Другими словами, два этих состояния расслабляют, заставляют не думать, не беспокоиться.
То же значение передают метафоры: «туман спокойствия» и «мой ум избаловали».

Метонимия «насмешкам света» характеризует светское общество, дворянскую элиту. А под олицетворением «неба звуки» идет речь о таланте поэта.

В поэтическом тексте также использованы анафоры. Повтор местоимения «он» делает акцент на образе поэта. Повтор слова «что» усиливает вопросы.

17. Значение

Стихотворение имеет большое значение для потомков, так как оно точно описывает душевное состояние поэта на его творческом пути.

Автор приглашает читателя прогуляться по закоулкам своей души, открывает перед нами свой противоречивый и трагический внутренний мир. Благодаря этому произведения мы знаем, что поэт проживал свою жизнь как боец, заплатив высокую цену в виде душевных страданий.

18. Актуальность

Данное произведение не теряет актуальности, ведь многие люди до сих пор занимаются творчеством и черпают вдохновение в сильных негативных переживаниях.

Зная печальную историю жизни поэта и его трагической гибели, мы можем сделать определенные выводы относительно верности выбранной стратегии. Возможно стоит присмотреться к более позитивным источникам вдохновения, которые не будут оказывать негативный эффект на нашу жизнь.

19. Мое отношение

Прочитав данное стихотворение, я задумался(-ась) о том, какими тяжелыми могут быть творческие поиски и какими ранимыми могут быть творческие люди. Думаю, мы могли бы быть более внимательными к близким людям, которые создают нечто новое и прекрасное.

20. Чему учит

Стихотворение учит уважительно относиться ко всем творческим людям и их работам, ведь в каждое творение они вкладывают свою душу и свои эмоции.

«Я жить хочу! Хочу печали…», анализ стихотворения Лермонтова

Литературный талант М. Лермонтова проявился рано, а уже в 18 лет он стал известным поэтом. Юноша имел большие амбиции: хотел посвятить себя творчеству и намеревался построить карьеру учёного. Но судьба распорядилась так, что Лермонтова отчислили из Московского университета. Для впечатлительного молодого человека это стало большим ударом – вот почему Михаил Лермонтов решил кардинально изменить свою жизнь, выбрав карьеру военного. Одновременно поэт задумывается о способах реализации и своего поэтического дара: декламирует стихи на светских раутах, где публика воспринимает его творчество весьма благосклонно. Несмотря на свой сложный и резкий характер, поэт любил появляться в свете.

Внезапно М. Лермонтов осознаёт: его жизнь проходит напрасно, ведь легкомысленные забавы и праздная светская жизнь были ему не по нраву. Молодой поэт жаждет ярких событий, сопровождающихся душевными переживаниями. Вот почему осенью 1832 г. он пишет лирическое произведение «Я жить хочу! Хочу печали…». М. Лермонтов выражает свои сокровеннейшие мысли, такие непривычные для светской молодёжи.

В первых же строчках поэт написал: «Хочу печали любви и счастию назло» – полагая, что лишь печаль имеет ценность, поскольку спокойное благополучие так противно молодому поэту. Лермонтов больше всего боялся стать безразличным, так как, на его взгляд, эта черта является неизбежной для пресыщенного человека. Ведь только душевные муки помогут ему преодолеть пустоту, губительную для поэта. Вот почему счастливые жизненные периоды «мой ум избаловали и слишком сгладили чело».

Не удивительно, что из всех персонажей, созданных Лермонтовым, именно Печорин был для него наиболее близок. Такие черты характера, как индивидуализм, чувство собственного достоинства и права собственной личности больше всего характерны этому литературному герою. Эти качества заставляют Печорина постоянно пребывать в столкновениях и поединках, лишая душевного покоя и ведущие к глубочайшим разочарованиям. Именно миросозерцание молодого Лермонтова легло в основу переживаний Печорина.

В своём произведении поэт противопоставляет обывательское счастье, в котором царит «туман спокойствия», миру поэтического творчества с его лирическими «струнами», «звучащими» лишь в мгновения страданья. Юный Лермонтов так жаждет печали, страданий и томительных забот: всё это истоки его творчества. Драматизм, интонации страдания пропитывают всё стихотворение, ведь по мнению М. Лермонтова, истинный поэт должен постоянно мучиться.

Возвышенное настроение стихотворения подчёркивает классический размер – четырёхстопный ямб, который придаёт произведению маршевое звучание.

Задумчивые мотивы являются следствием тематики, которые в первом четверостишии подчеркиваются созвучием гласных [о] и [а], имитирующих печаль. Начинаясь со вскрика: «Я жить хочу!», стихотворение подчеркивает стремление лирического героя к полноценной жизни. Но затем следует неожиданное противопоставление, раскрывающее суть стихотворения. Герой произведения мечтает о печали, не желая привычного человеческого счастья. В своём произведении, М. Лермонтов вступает в полемику с пушкинским «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. ».

М. Лермонтов многократно использует художественный приём – тропы, чтобы подчеркнуть страдания поэта. Тропы (от греческого слова tropos – оборот) обозначают словесные обороты, употребляемые в переносном значении, чтобы выразить понятие, имеющее определенную связь с первым утверждением:

Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

Анафорой последних строчек подчёркивается мысль о предназначении истинного поэта. Чтобы заинтересовать читателя обязательными для творца качествами, Лермонтов трижды повторяет «он»:

Он хочет жить ценою муки,
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт

Произведение обладает и общечеловеческим значением: чтобы человеческая жизнь была полноценной, за это приходится платить душевными страданиями.

Ссылка на основную публикацию