Анализ стихотворения Выхожу один я на дорогу Лермонтова

Выхожу один я на дорогу… (анализ стихотворения Лермонтова)

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» можно по праву назвать лебединой песней Михаила Юрьевича Лермонтова. Во-первых, это одно из великолепнейших лирических произведений Лермонтова, ставших благодаря таланту Елизаветы Шашиной не просто салонным романсом, но и почти народной песней. Во-вторых, это – одно из последних произведений поэта, написанное за месяц-полтора до его гибели – во второй половине мая – в июне, когда Лермонтов находился в Ставрополе.

Стихотворение было записано в записную книжку, подаренную Лермонтову В. Ф. Одоевским. Опубликовано через 2 года после его гибели в журнале «Отечественные записки».

Тема и идея стихотворения

Это стихотворение – ночная прогулка лирического героя, его мировосприятие ночной природы, и ощущение жизни в целом. Это по-настоящему лирическое произведение, повествующее о чувствах лирического героя, и написанное в жанре элегии. Поэт вложил в это произведение свои чувства, отношение к жизни, к себе самому.

Можно представить себе, что поэт вышел на окраину города, села, или за крепостную стену, и раскрывшийся перед ним ночной пейзаж впечатлил его безграничностью степи. В Ставрополье не только горные пейзажи. Они преимущественно на юге. Пустыня – явная гипербола. но степной пейзаж ночью мог навести поэта на мысль о пустыне.

В небесах торжественно и чудно.

Как еще может восприниматься ночное небо, усеянное звездами, и освещаемое Луной.

Поэта мучают тяжелые предчувствия, на тягостное настроение не могут не влиять и критики. Наверняка, слухи о том, что даже Белинский ругал его за «Последнее новоселье», дошли до ушей поэта. Но что делать, если Лермонтов не мог простить гибели Пушкина никому: ни царю, ни французам, ни даже Наталье Николаевне.

Правда, с вдовой Пушкина Лермонтов объяснился накануне отъезда, и тем снял одну тяжесть с души. Так отчего поэту так больно и так трудно?
Лермонтов давно понял, что нажил врага в лице самого влиятельного человека в государстве – царя, следовательно, защиты ему ждать было не откуда. Отсюда и боль, и душевная тяжесть. Он все же надеется выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Царь же побаивается беспокойного Лермонтова, старается держать его подальше от столицы.

В своем письме к бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой от 28 июня Лермонтов писал:

Поэт мечтает заснуть, или получить покой, но так, чтобы в груди дремали жизни силы, чтобы слышать пение о любви и шелест дубовых листьев.

Странное дело, он жил с предчувствием гибели, но не хотел, не стремился уйти в небытие. Мечтал заснуть так, чтобы слышать и чувствовать. И в то же время он жаждал жить. Он мечтал выйти в отставку, чтобы заниматься литературой, стремился к саморазвитию. В том же письме к бабушке он просит ее выслать полное собрание сочинений Жуковского.

Впрочем, мы отвлеклись от анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу». Но незначительно. Ведь события, происходящие с поэтом, факты из его жизни помогают понять его замысел и идею произведения, которая в этом стихотворении заключается в желании поэта поверить, что жизнь после смерти существует.

Композиция, построение стиха

Композиционно стихотворение состоит из 3-х частей. Первые 2 части стихотворения не следуют одна за другой, а чередуются между собой. В первой части поэт описывает красоту ночи, во второй – собственные мироощущения. Во вторую часть вошли:

  • 1-я строка первой строфы;
  • 3-и 4-я строки 2-й строфы;
  • Первые 3 строки третьей строфы.

Остальные строки в первых трех строфах описывают чудную звездную ночь.

В третьей части, которой завершается стихотворение, поэт выражает свое желание заснуть так,

В стихотворении всего 5 строф, написанных пятистопным хореем с «анапестическими ходами». Этот стихотворный размер делает произведение певучим, музыкальным. Рифмовка в строфах катренах перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Средства художественной выразительности

В этом стихотворении поэт не поскупился на средства художественной выразительности. Особенно в описании природы. Как уже было сказано в начале статьи, гиперболой звучит фраза «Пустыня внемлет Богу». Фактически поэт, выйдя за город, мог видеть поле, степь. Пустыня внемлет – олицетворение, так же олицетворение выражено в стихе «Звезда с звездою говорит».

  • Эпитеты кремнистый (путь), в голубом (сияньи) темный (дуб);
  • Метафоры – торжественно и чудно, холодным сном, сладкий (голос).

Несмотря на наличие картин природы, это произведение, как и большинство других, относится к философской лирике. Поэт через явления природы, через пейзажи описывает душевное состояние. Главная мысль в этих произведениях – одиночество.

«Выхожу один я на дорогу» Лермонтова – анализ стихотворения, особенности и отзывы

Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт – Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто – лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Идея и основная мысль

При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.

Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом – персонаж не знает, что ожидает его впереди.

В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.

Поэтика текста

Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» – определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:

  • Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
  • Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
  • Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
  • Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» – это усиливает содержание.
  • Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.

Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте – не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.

Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха – пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.

Особенности композиции

Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:

Начало текста – возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.

Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя – угнетенное, подавленное – противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.

Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова – попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.

Наконец, последние строфы произведения – формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни – в единении с природой и подальше от мирской суеты.

Отзывы читателей всех поколений говорят о том, что текст навевает грусть и его сложно назвать жизнеутверждающим. Скорее, это откровенная исповедь уставшего разочарованного человека, который не готов к дальнейшей борьбе.

При описании стихотворения «Выхожу один я на дорогу» следует указать, что оно представляет собой лирический монолог с оттенками медитативной лирики.

Образ лирического героя

Важно отметить, что герой стихотворения близок поэту, Лермонтов отождествляет себя с ним. Как и автор, персонаж текста одинок, разочарован, устал и жаждет покоя, единения с природой. Умереть герой не желает, он еще полон жизни, но сил у него не остается, он подавлен, не доволен своим существованием, но искренне любит окружающий мир и восхищается живительной силой природы. Он не жалеет о прошлом и вроде бы не ждет ничего от грядущего, но если внимательно вчитаться в строки, то можно заметить – лирический герой все же верит в возможность собственного счастья. Именно поэтому неверно было бы считать «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, анализу которого посвящен материал, прощанием поэта. Нет, он не задумывался о смерти и хотел жить, но иначе. Вот почему в тексте и возникает образ дуба, который символизирует собой возрождение к жизни.

Выводы

Завершая анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, отметим, что данный текст содержит несколько тематик, важных для поэта. Прежде всего, это одиночество творца в мире. Далее – тема внутреннего конфликта лирического героя, гнетущая его тоска и боль противопоставлены красоте окружающего мира. Отчаянный монолог происходит на фоне великолепия ночи, которая, хотя и поражает героя своей гармонией, не в силах подарить ему утешения. И все же именно в близости с природой он видит свое спасение.

Увы, этому сбыться было не суждено, в год написания стихотворения поэт погиб на дуэли. Современники вспоминают, что сам Лермонтов постоянно задирал и высмеивал Мартынова, своего будущего убийцу, не оставляя тому ничего иного, кроме как вызвать на поединок. И тот факт, что поэт стрелял первым, но выстрелил в воздух, заставляет задуматься, что его поступок был своеобразным способом самоубийства. Правда нам не откроется никогда, но Лермонтов навеки останется в наших сердцах как великий лирик, который сумел в своих текстах выразить самые сокровенные мысли.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» по плану

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

История создания

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в конце весны – начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели Лермонтова. Он погиб на дуэли, так же, как и обожаемый им Пушкин.
Вероятнее всего, поэта посещало предчувствие скорой смерти. Он размышляет о бессмертии и одиночестве, предчувствуя собственную участь. Создаётся впечатление, что в этом произведении поэт подводит итоги своей короткой жизни.

Стихотворение было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1843 году.


Жанр, направление, размер

Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.

Читайте также:  Пленный рыцарь - краткое содержание произведения Лермонтова

Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.

Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.

Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.

хо/ж
у
од/
и
н
я
/ н
а
до/р
о
гу (5 стоп через слэш)

Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в небесах таинственно и чудно», «холодным сном могилы», «сладкий голос»;
  • олицетворения: «спит земля в сиянье голубом», «чтоб в груди дремали жизни силы», «тёмный дуб склонялся и шумел»;
  • метафоры: «в сиянье голубом».

С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.

Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.

Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.

Образы и символы

Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.

  • Так, например, в начале произведения «Выхожу один я на дорогу…» перед читателями предстает образ звёздной ночи, который раскрывает внутренний мир лирического героя, его внеземные, даже космические мысли, раздумья. Задаваясь вопросами о своем предназначении, будущем, он обращается именно к небу, к создателю всего мира.
  • «Кремнистый путь», конечно, символизирует жизнь, его прошлое: взлеты и падения, победы и ошибки. Неслучайно пейзаж окрашен туманом. Это очередной образ таинства, неясной судьбы. Ведь герой еще не знает, куда ему идти и что делать.
  • В конце произведения, в четвертом стихе «Выхожу один я на дорогу…», лирический герой обретает ясность, очертания его подлинных желаний. Такой эффект достигается с помощью лексического повтора «чтоб», он будто перечисляет свои намерения. Теперь читатель понимает, что лирическое «я» Лермонтова определилось с выбором: покой и умиротворенность. Именно упоминание зеленого «тёмного дуба» символизирует крепость жизни, вечность, незыблемость. Именно такой характеристикой можно обрамить намерения лирического героя, именно к такому финалу своей жизни он стремится.

Краткий анализ стихотворения «Выхожу я один на дорогу»

Вариант 1

15 июля 1841 Михаил Юрьевич Лермонтов погиб. Одним из последних произведений великого поэта и писателя является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Лирический герой этого произведения отправляется поздней ночью к склону горы Машук.

Красота природы, луна и звёзды, тернистый путь, по которому шёл лирический герой (почему-то мне кажется, что автор олицетворял самого себя в этом стихотворении) – в описаниях всего вышеперечисленного чувствуется волнение автора перед величием и красотой природы. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» поэт преклоняется перед величием южной ночной прохлады, его чарует окружающий покой и тишина.

Читая строки Лермонтова, сам невольно начинаешь ощущать себя свидетелем этой прекрасной картины – перед глазами встают и «кремнистый путь» и склон Машука. И в этой чудесной обстановке, Лермонтов обращается уже не к природе, а к людям, к обществу, к своим печальным мыслям. Он не может обрести свободы, ему от этого тяжело и больно. При этом в словах Лермонтова чувствуется то, как сильно он любит жизнь, невзирая на горе и трудности, которые встречаются постоянно на пути.

Он пытается отогнать от себя тоскливые мысли о надвигающейся гибели. Мне кажется, что когда Лермонтов писал своё стихотворение «Выхожу один я на дорогу», он предчувствовал свою смерть, которая постигла его в ближайшее время после написания этого произведения. Наверное, именно поэтому он и вписал его в «Записную книгу Одоевского»

Вариант 2

Стихотворение “Выхожу один я на дорогу” Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему “свободы и воли”. Об этом говорят строки: “я ищу свободы и покоя!”

Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:” “Выхожу один я на дорогу;

сквозь туман кремнистый путь блестит”;

Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:

“От чего же мне так больно и так трудно?” и тут же находит ответ: ” Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!”

Поэтическая мысль развивается от строфы к строфе. Лирический герой устал от жизни, он стремится на время “заснуть”. Окунуться в мир полный любви и гармонии с природой. Стихотворение наполнено яркими средствами выразительности: Олицетворениями (“звезда с звездою говорит” “спит земля” “дремали жизни силы”) , эпитетом (“холодный сон”) , метафорой (“сон могилы”). Большим количеством олицетворений автор хочет показать, что у природы живая душа, и человек может напрямую с ней общаться.

Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).

Автор призывает своего читателя отвлечься от шумной, повседневной жизни, “заснуть” от всех проблем. А любовь и общение с природой — это то, что действительно нужно для этого.

Вариант 3

В своём стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, Лермонтов как бы подводит итог многочисленных поисков, тематик и мотивов.

В произведении ощущается тема песни, которая возникает при поддержке гармонично выраженным звукам в последней строфе, но разливается в напеве всего стихотворения. Произведение связано с тем особым лермонтовским Раем, которому он присвоил имя сладкого, отрадного голоса, с прекрасной вечностью бытия, непостижимой в земных исканиях. Однако здесь включены и преображённые земные ценности.

И вся эта смысловая нагрузка лермонтовского творчества, вступает в стихотворении в новую сложную связь. Тонкая вибрация души совмещена с восторгом перед мирозданием и отчуждённостью от него. Здесь встречается и надежда на прекрасное чудо, связанная с безнадёжностью.

Лермонтов упоминает и природу в своём стихотворении. Она не остаётся в стороне, а принимает посильное участие в осознании человеческой бренности. Герой хочет припасть к ней, однако прекрасный мир словно меркнет для него, ощутившего свою душу. И он с возрастающей силой пытается прорваться куда — то прочь, к своему блаженству.

Это стихотворение признано непревзойдённым по своей музыкальности многими известными писателями.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

  1. Название произведения определено неслучайно. Лейтмотивом и основной темой стихотворения является одиночество
    , оно пронизывает 4 стиха произведения. Теперь, на финальном этапе своей жизни, лирический герой принимает его, выходит «один…на дорогу» без спутников и спутниц, ведь все они были лишь временным явлением в жизни поэтического «я» Лермонтова. В истории русской литературы дорога часто символизирует жизненный путь, предстает образом перипетий и испытаний.
  2. Темы неизвестности и неопределенности
    тоже являются неотъемлемыми элементами душевного состояния героя. Он понимает, от чего устал в этой жизни, но совершенно не знает, что делать дальше и куда идти. Ведь впереди лишь «кремнистый путь блестит». Вся его жизнь – это туманная ночь, мрачная, таинственная и полная неясности. Именно поэтому герой решает покориться ей и все же «навеки так уснуть». Но в его последнем желании таится единственная мысль о милой, чей «сладкий голос» бы пел ему в последние мгновения его жизни. Это и есть для героя идеал, мир покоя и беззаботности.

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

М. Ю. Лермонтов

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”

Одним из самых ярких и проникновенных лирических произведений Михаила Лермонтова является его стихотворение «Выхожу один я на дорогу», созданное в 1841 году, буквально накануне трагической гибели поэта на дуэли.

Появившись на свет уже после выпуска единственного прижизненного сборника поэзии, оно стало своеобразным итогом, вершиной его поэтического творчества.

Её завершающий этап проходил под девизом переосмысления жизненных ценностей и подведения итогов, осознания неизбежности своей судьбы.

В то время Лермонтов, по сведениям очевидцев, находился в состоянии прострации и отстраненности от всего вокруг него происходящего, считая свою судьбу уже предрешенной. Достойным завершением своего жизненного пути он считал смерть на поле боя, и даже сам искал какой-либо повод, чтобы побыстрее встретить свою кончину.

тема стихотворения

В такой нелегкий для поэта жизненный период и создается стихотворение «Выхожу один я на дорогу», жанр которого лирический монолог, а основная тема – острое чувство личного одиночества, легкой и светлой грусти о прошедших важных и знаковых событиях, не оставивших в душе поэта никакого следа, легкая задумчивость и размышления о прожитой жизни. Настроение стихотворения пропитано печалью и медитацией о смысле жизни, поэт изображает себя как усталого странника, бесцельно бредущего по ночной дроге в неизвестном направлении. Описание окружающей странника природы призвано лишний раз подчеркнуть одиночество героя, его обособленность от всего мира, душевные переживания и терзания: в ночном небе даже «звезда с звездою говорит», а герою даже поговорить не с кем, он один в этом мире и ему некому излить свои душевные переживания.

Композиция произведения разделена на две противоположные по чувствам части: первая — это лирическое описание незамысловатой, но безусловно величественной и великолепной природы южной ночи, наполненной миром, спокойствием и гармонией «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу», вторая часть раскрывает нам чувства и душевные переживания героя, полного отчаяния и тоски, раздираемого мучительными вопросами, на которые он и сам не знает ответа. Финал произведения созвучен началу: герой стремиться обрести покой в единении с природой, её красота успокаивает его душевные раны и придает ему сил идти дальше. В произведении используется контрастное противопоставление спокойствия и умиротворения ночной природы с душевными терзаниями героя, который уже ничего не ждет от жизни и разучился получать удовольствие от самых простых жизненных радостей.

Беспокойная и деятельная натура великого поэта видит только один выход из сложившейся ситуации, это смерть, но не обычная кончина, наполненная забвением и тленом, а дивный, глубокий сон между жизнью и смертью, который позволит ему победить время и посмотреть на судьбу России и ее народа в будущем. Финал стихотворения знаменуется появлением описания могучего дуба-великана, символизирующего вечную жизнь и силу, этот образ дает поэту надежду на бессмертие, греет его мятежную душу, в будущем он мечтает иметь такой дуб в качестве живого памятника на своей могиле.

Читайте также:  Кавказский пленник - краткое содержание произведения Лермонтова

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Выхожу один я на дорогу.

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Тема стихотворения – это произведение об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.

Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

Эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “.

Инверсия – “ сиянье голубое “.

Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “.

Оксюморон – “ светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
  • инверсия – “ сиянье голубое “;
  • олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
  • оксюморон – “ светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.11.2019 · Обновлено 23.11.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения «Выхожу один я на дорогу…» по плану. В нем он проанализирует содержание и форму произведения, перечислит тропы, определит жанр и размер стиха, а также посвятит Вас в интересные подробности истории создания текста.

История создания

В лирике Лермонтова нередко прослеживаются детали из самой жизни поэта, часто его произведения автобиографичны. Именно творчество могло быть единственной отдушиной автора, в чьей судьбе было немало страданий, разочарований и потерь. Благодаря его работам читатели могли проследить образы не только его известных персонажей, но и проследить явные сходства с творцом этих книг, лучше понять самого писателя. Поэтому произведения Лермонтова можно назвать подлинным достоянием истории отечественной литературы, драгоценным памятником русской письменности.

Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.

Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.

Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.

Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.

Выхо/жу од/ин я/ на до/рогу (5 стоп через слэш)

Сквозь ту/ман крем/нистый/путь блест/ит

Композиция

Композиция произведения «Выхожу один я на дорогу…» условно делится на две части.

  1. В первой перед читателем предстоят образы космической и непостижимой природы. На фоне описания пейзажа зарождаются философские мысли лирического «я» поэта. Риторическими вопросами «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» он обрамляет главную идею стихотворения, основной конфликт: поиск себя и смысла жизни.
  2. Вторая часть начинается с ответа на эти вопросы, рассуждением и финальным озарением.

Само стихотворение состоит из 5 строф.

Образы и символы

Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.

  • Так, например, в начале произведения «Выхожу один я на дорогу…» перед читателями предстает образ звёздной ночи, который раскрывает внутренний мир лирического героя, его внеземные, даже космические мысли, раздумья. Задаваясь вопросами о своем предназначении, будущем, он обращается именно к небу, к создателю всего мира.
  • «Кремнистый путь», конечно, символизирует жизнь, его прошлое: взлеты и падения, победы и ошибки. Неслучайно пейзаж окрашен туманом. Это очередной образ таинства, неясной судьбы. Ведь герой еще не знает, куда ему идти и что делать.
  • В конце произведения, в четвертом стихе «Выхожу один я на дорогу…», лирический герой обретает ясность, очертания его подлинных желаний. Такой эффект достигается с помощью лексического повтора «чтоб», он будто перечисляет свои намерения. Теперь читатель понимает, что лирическое «я» Лермонтова определилось с выбором: покой и умиротворенность. Именно упоминание зеленого «тёмного дуба» символизирует крепость жизни, вечность, незыблемость. Именно такой характеристикой можно обрамить намерения лирического героя, именно к такому финалу своей жизни он стремится.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

  1. Название произведения определено неслучайно. Лейтмотивом и основной темой стихотворения является одиночество, оно пронизывает 4 стиха произведения. Теперь, на финальном этапе своей жизни, лирический герой принимает его, выходит «один…на дорогу» без спутников и спутниц, ведь все они были лишь временным явлением в жизни поэтического «я» Лермонтова. В истории русской литературы дорога часто символизирует жизненный путь, предстает образом перипетий и испытаний.
  2. Темы неизвестности и неопределенности тоже являются неотъемлемыми элементами душевного состояния героя. Он понимает, от чего устал в этой жизни, но совершенно не знает, что делать дальше и куда идти. Ведь впереди лишь «кремнистый путь блестит». Вся его жизнь – это туманная ночь, мрачная, таинственная и полная неясности. Именно поэтому герой решает покориться ей и все же «навеки так уснуть». Но в его последнем желании таится единственная мысль о милой, чей «сладкий голос» бы пел ему в последние мгновения его жизни. Это и есть для героя идеал, мир покоя и беззаботности.

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

Основная идея

Смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» можно найти в 3 строфе. Здесь лирический герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о свершившемся. Он лишь хочет обрести покой и свободу, но на земле, а не в могиле. В этих строках он перечисляет свои зрелые жизненные ценности, с которыми люди определяются, получив опыт и совершив ошибки. Дорога символизирует жизнь, и в ней одинокий лирический герой ищет упоения любви, даже если она — всего лишь иллюзия, ведь о любви в стихотворении всего лишь «сладкий голос пел». Он хочет скрыться от посторонних в глаз в тени и наслаждаться покоем.

Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.

Читайте также:  Тамань – краткое содержание главы из романа Герой нашего времени Лермонтова

Средства выразительности

Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием.

  • Эпитеты «кремнистый путь», «ночь тиха», «в сияньи голубом» создают красочные образы, оформляя колористику всего произведения, настроение умиротворения и покоя.
  • Метафора «холодным сном могилы» выступает важным элементом в создании атмосферы таинственных раздумий, подведению итогов жизни, мыслей о конце и начале. Благодаря ей смерть предстает, не как физическое, а как ментальное явление, увядание самой души человека.
  • При помощи олицетворений «пустыня внемлет богу», «звезда с звездой говорит», кажется, будто природа является более живой, чем лирический герой. Она бессмертна и статична, а людям остается лишь быть ее временными элементами.
  • Важную роль играет оксюморон «светлая печаль», она служит подтекстом в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», раскрывая благотворное влияние печали и грусти на внутренний мир человека. Ведь именно благодаря этим состояниям герой приходит к ответам на волнующие его вопросы.

Михаил Лермонтов — Демон:
Краткое содержание

Демон, изгнанный из рая за попытку сравняться с Богом, летает над землей. Он вспоминает, как был когда-то частью гармонии мироздания. Тогда мир ему улыбался. Теперь злой дух способен лишь людей толкать на преступленья. И мир кажется ему скучным, а люди – слабыми и глупыми. Великое зло, которое он носит в себе, приходится разменивать на пустяки. Всему чужой, как зверь в клетке, он в очередной раз проносится над величественным Кавказом. Но и здесь, в слепящих сиянием снегах, среди ревущих горных потоков и неприступных башен, он не находит себе ни отдыха, ни покоя. Цветущая Грузия, благословенный край, где люди и природа живут в согласии и изобилии, Демона раздражает еще больше. Ему непонятна радость смертных. Сам он бы устроил все явно по-другому.

Между тем, внизу, на земле идут приготовления к пышной свадьбе. Князь Гудал выдает замуж свою дочь Тамару. Ее чарующая красота – венец юности, символ радости бытия. Она – редкостный цветок щедрого на краски и свет родного края. Беззаботная, как птичка, душой дитя, Тамара танцует с бубном в кругу подруг. Впрочем, по временам лицо ее омрачается тревогой. Кто знает, какой будет ее дальнейшая жизнь. В этот момент ее увидел Демон. Тамара, как земной ангел, вдруг показалась ему возможностью вернуться в рай. Впервые за тысячи лет он залюбовался смертной девушкой. И Демон решил ее судьбу. Она должна принадлежать ему.

Жених и не подозревает, какие тучи собрались над его головой, как теперь опасен каждый неверный шаг. И совершает роковую ошибку. Демон вкладывает в его сердце соблазнительный образ невесты – и молодой князь Синодала поддается страсти. Подводит его и самоуверенность. Он не останавливаясь проносится мимо часовни, где всякий благоразумный путник заручался помощью от Бога. Разбойники, иноверцы смертельно ранят князя и грабят его караван с подарками. Конь выносит мертвеца к дому Гудала. Рыдающая княжна впервые слышит волшебный, вкрадчивый голос Демона. Он уверяет, что слезами этому горю не поможешь, а юноша уже, наверно, на пути в рай. Такова участь всего тленного, земного. Не лучше ли быть как облака, которым ни до чего нет дела. Сны золотые каждую ночь обещает девушке таинственный незнакомец. Тамара в смятении. Сладкий яд этих слов проникает в ее душу. Это был явно не человек, а для ангела-хранителя его речи слишком странные. Но и для злого духа в голосе чересчур много печали. Под утро он впервые явился ей во сне – прекрасный, неземной, с любовью в очах. С тех пор все земное стало княжне в тягость. Ее мучит жажда по несбыточному, нездешнему. Отец не смог ее заставить избрать другого жениха.

Княжна решает искать защиты от лукавого духа в стенах монастыря. Там, где люди стремятся вести равноангельский образ жизни, и ближе всего к миру нездешнему. Впрочем, искуситель последовал туда за ней. Никому она не смеет открыть свою преступную тайну, нигде не находит покоя – ни в молитвах, ни на лоне царственной природы. Она уже выбрала себе жениха, хоть и себе не признается – и это Демон. Сам же он, понимая, что такой союз несет смертной девушке лишь гибель, на мгновенье готов отказаться от нее. Он даже плачет, как обычный человек. Демон собирается начать жизнь с чистого листа. Вместе со своей ненаглядной спутницей. Однако в келье путь ему преграждает ангел-хранитель Тамары. Но жертва на стороне своего обольстителя – и ангел вынужден уйти.

Впервые они встречаются лицом к лицу. У Тамары не остается иллюзий – перед ней падший дух, но он ее любит. Демон снисходит до того, что себя зовет рабом, а ее – своей царицей. Он уверяет, что и в раю не был счастлив без нее, зато она и в аду будет счастлива с ним. Девушка требует, чтобы Демон поклялся отречься от зла. И падший херувим дает тысячи страшных клятв. Начинает он почти смиренно, желает примириться с Богом, а заканчивает безумством. Он обещает увести ее в надзвездные края, покорить ее воле толпы демонов, дать ей любое царство земное, исполнить все мечты. Сопротивление Тамары Демон сломил украденным поцелуем. Она отвечает взаимностью, но яд поцелуя злого духа ее умерщвляет. Невольным свидетелем ночной драмы стал старый сторож, обходивший монастырь. Покойницу забрал домой отец. Как живая, была она в гробу. Все столь же прекрасная, только безучастная ко всему земному. Отец похоронил ее на родовом кладбище при храме.

Между тем, ангел поднимает душу страдалицы в небеса. Зная свой грех, она трепещет. И тут, как настоящий адский дух, Демон преграждает им путь в рай. Его истинное обличье ужасает Тамару. Ангел обвиняет злодея в том, что он воспользовался неопытностью прекрасного, любящего сердца. Ее душа была создана со стремлением к нездешнему – но небу, а не аду. Она полюбила не злобное, а, как ей казалось, страдающее существо. После этих слов Демон с проклятиями убирается вон. На земле же все идет своим чередом. Замок Гудала давно опустел, а храм кладбищенский стоит. Могилы некогда славного семейства позабыты.

Читательский дневник по поэме «Демон» Лермонтова

Сюжет. Гордый Демон презирает и красоту земного мира, и радости смертных людей. Но однажды в Грузии он видит свадебные хлопоты. Невеста – прекрасная Тамара, дочь князя Гудала. Ждут лишь жениха. Демон решил, что девушка должна принадлежать ему. Жениха в пути убивают разбойники. А падший дух вначале лишь говорит с Тамарой, а потом является ей во снах – прекрасным и печальным. Все земное померкло для княжны. О браке она уже не думает и просится в монастырь – поближе к Богу и подальше от искусителя. Но и там Демон навещает ее.

Однажды он приходит наяву. И даже плачет, зная, что навлечет на княжну гибель. Ангел-хранитель Тамары хочет ее спасти. Но видит, что она во власти падшего херувима – и уходит. Демон уверяет, что примирится с Богом, дает клятву перейти на сторону добра. Но потом проговаривается: она станет его царицей, повелительницей духов, вместе им не страшен даже ад. Девушке страшно, но любовь злого духа кажется ей настоящей. Она колеблется – и тогда Демон целует ее. Тамара умирает. Ее вскрик слышит ночной сторож. Гудал хоронит дочь. Душу же княжны утешает и несет на небо ангел. Демон пытается отнять ее. Ангел обвиняет духа в том, что он смутил чистую душу, готовую бескорыстно любить. Демон проиграл и убирается прочь. Отец и дочь покоятся под сенью кладбищенского храма.

Отзыв

Поэма о добре и зле. Любовь и зло несовместимы. Гордость обречена на одиночество. Образ Демона – романтический, бунтарский, но финал истории закономерен: зло терпит поражение. Этот образ – еще и маска самого автора, и людей его поколения. Свобода – не только благо, но и наказание. Бог смотрит не только на поступки человека, но и на его сердце. Все зависит от выбора человека.

Краткое содержание Лермонтов Демон поэма

Скучающий, отвергнутый Богом, Демон смотрел на земли Кавказа, – ничто не радовало его взор, и даже творение зла и власть, данная ему, были не в радость. С затуманенным взором он наблюдал и за землями Грузии, и вдруг, что-то зацепило его взгляд, разбудило его внимание. Престарелый князь Гудал отдавал свою любимую, прекрасную, единственную дочь Тамару замуж. Она поистине была прекрасна, – молода, стеснительна, стройна. Когда расстелили ковры, девушка начала танцевать предсвадебный танец с бубном. Ее эмоции и грация, ее душевное равновесие и чистота восхитили Демона. И нет бы, чтобы полюбоваться и пойти дальше, – нет, у Демона появилось долгожданное увлечение, которое он не мог не присвоить.

Жениха семья Тамары и гости так и не дождались, – живым. Когда тот доехал ближе к ночи к воротам, он упал израненный после нападения разбойников, замертво. Гудал и вся его семья были в страшнейшем горе, Тамара в слезах на своей постели слышит голос довольного своим поступком Демона. Он обещает ей приходить к ней каждую ночь и приносить с собой прекрасные сны, золотые. Тамара не верит своим ушам и к утру тяжело засыпает. Во время сна к ней приходит мистическое существо неземной красоты, – она понимает, что он не ангел, но кто на самом деле догадаться не может. Так проходить ночь за ночью. Это беспокоит Тамару, но замуж за кого-то идти она не хочет, и отвергает все предложения завидных женихов. Впоследствии, она просит отца отпустить ее в монастырь. Гудал вначале был против ее решения, но потом согласился.

В монастыре Тамара много молится, но Демон и там навещает ее еженощно. Девушка понимает, что влюбляется в этого неведомого прекрасного юношу с манящими глазами, и не так, как любят сказки, а как любят реального человека. Демон это понимает, и любовь такая ему льстит и даже немного печалит. Он понимает, что как только он соприкоснется с девушкой, та умрет. Он ждал и мешкал некоторое время, и даже обронил слезу, стоя у ее кельи, которая прожгла камень. Алчность его победила любовь, – он зашел к Тамаре в келью в реальном человеческом облике. Тамара его не узнала, а на ее защите стоял Ангел. Демон сказал «Она моя! Она выбрала меня!» и Ангел ушел.

Долго Демон расписывал, как грустно ему живется, но во сне Тамаре он нравился больше, а наяву ей стало жалко это существо. Он обещал ей много всего, – и богатство на земле, и забрать ее с собой, в бесконечные небесные дали. И Тамара согласилась быть с ним при условии, что тот не лукавит и не обманывает ее. И Демон слукавил, что не лукавит. Объятья, поцелуй и пугающий предсмертный стон Тамары, который слышал монастырский сторож. Ангел забрал душу Тамары, хотя Демон хотел присвоить ее себе. Душа Тамары заслужила быть в раю за ее чистую любовь. Похоронил ее отец в семейном храме высоко в горах, куда сегодня человек не ходит.

Если мы любим всем сердцем, жертвенно, чисто, все ангелы мира будут на нашей стороне, даже если любовь наша направлена на Демона. Эта поэма учит любить, а также раскрывает мотивы демонических сердец, ценящих лишь собственное наслаждение.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Демон. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В одной из книг о первой мировой войне утверждается, что наступление британских войск в Сен- Монтобане сорвалось из-за дождя, но найденная записка немецкого разведчика Ю-Цуна проливает

Жуткую быль поведал дед Фомы Григорьевича. А ему все рассказала родная тетка. История эта столетней давности. В ту пору села еще не было, был нищий хутор.

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво.

Мальчик рассказывает, что когда он учился в гимназии, у них была любимая собака Жучка. Дети любили собаку, играли с ней и подкармливали. Потом у надзирателя тоже появилась собака

В 1987 году вышла интересная повесть о детдомовцах “Ночевала тучка золотая”, автором которой является Анатолий Приставкин.

Ссылка на основную публикацию