Бородино – краткое содержание стихотворения Лермонтова

«Бородино»

стихотворение и анализ

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?»

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус.

И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!

Краткое содержание

Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны. Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой. Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой. Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву. Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.

Анализ

История создания

Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.

«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».

Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.

Центральная тема произведения

До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.

Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.

Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.

На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа. Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый». В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.

Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).

Рассказчик твердо уверен в том, что сдача Москвы произошла по «Божьей воле». Сами солдаты были готовы мужественно защищаться до последнего человека.

Проблематика

В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.

Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».

Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.

Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.

Размер и композиция

Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.

Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.

Выразительные средства

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).

Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).

Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».

Чему учит автор

Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.

Краткое содержание Лермонтов Бородино для читательского дневника

Баллада «Бородино» была написана в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Автор в содержании стихотворения показывает рассказ мужчины, который участвовал в Отечественной войне 1812 года. Все повествования солдата наполнены гордостью и восхищением за свой народ. Рассказ солдат ведет не только от своего лица, но и от лица народа, как бы показывая еще более несломленный и крепких дух. За главную мысль можно взять желание автора показать объединение людей против врага.

Баллада раскрывает и показывает нам, как силен русский народ, как тяжело переживать утраты и какой должна быть душа человека, чтобы назвать её благородной. Очень четко и ясно автор передает течение битвы и те чувства и переживания, которые настигли народ. Всё то, о чем говорит солдат в балладе, он пережил лично. И повествуя нам о событиях он как бы снова окунается в ту атмосферу и переживает все с начала.

Рассказ начинается с вступления самого рассказчика, а следом идут воспоминания солдата, который является его дядей. Племянник слушает рассказ о сражении возле деревни Бородино, в котором дядя участвовал. Солдат с восхищением показывает свое поколение, называя их богатырями, а о нынешнем говорит с презрением. С глубоким сожалением он вспоминает ту участь, которая выпала его коллегам по битве, ведь многих из них ждала смерть в этом бою.

Читайте также:  Герой нашего времени - краткое содержание романа Лермонтова

Начальным этапом битвы был приказ главнокомандующих об отступлении российских войск. Недовольство старых вояк можно обосновать тем, что они в свою очередь были готовы и ждали настоящих сражений. Но все же в итоге было выбрано место для битвы.

Далее идет переход к рассказу о самой главной битве-финальной. Перестрелка велась двое суток, но не приносила результатов. Солдаты ждали третьего дня, который должен был принести решение.

Да бы передать атмосферу и величину битвы, автором были использованы строки: «Вам не видать таких сражений! Носились знамена,как тени. » Даже пройдя через такие жестокие битвы русский дух не упал, цель идти вперед защищая свою землю.

Автор особо выделяет отношение к войне, как к серьезному долгу.

Читать краткое содержание Бородино. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Картинка или рисунок Бородино

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Повесть начинается с описания спокойной жизни девятилетнего ребенка Бруно, живущего в городе Берлине. Папа, служащий, офицер, носит на рукаве красного цвета повязку с черным крестом.

Данное произведение представляет своего рода некую исповедь автора. Он рассказывает о себе в течение всего произведения. Родился он в Смоленске, рос и учился там. Мать его была сильно больна.

Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.

Приехал как – то мальчик Митя к бабушке. Она жила в деревне. Там он стал плавать и загорать. А перед сном она рассказывала ему волшебные истории.

Роман Тургенева «Отцы и дети» начинается с того, что дворянин Николай Петрович Кирсанов, владелец поместья Марьино, ожидает приезда своего сына Аркадия Кирсанова, который возвращается из Петербурга, окончив университет

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

22.10.2019

Лермонтов М. “Бородино”

Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
“Три пальмы”
“Ангел”

Главные герои стихотворения “Бородино” и их характеристика

  1. Дядя. Пожилой артиллерист, участник Бородинского сражения.
  2. Молодой человек. С восторгом слушавший о подвигах предков.

План пересказа стихотворения “Бородино”

  1. Вопрос юноши
  2. Ответ дяди
  3. Долгое отступление
  4. Ворчание стариков
  5. Большое поле
  6. Новый редут
  7. Подготовка к бою
  8. Призыв полковника
  9. Начало сражения
  10. Горы тел
  11. Барабанный бой
  12. Сожаления дяди

Главная мысль стихотворения “Бородино”
Нет в мире сильнее и славнее русского оружия.

Чему учит стихотворение “Бородино”
Стихотворение учит любить Родину, не жалеть жизни ради Родины, учит мужеству и героизму. Учит твердости духа и непримиримости в бою. Учит никогда не сдаваться. Учит патриотизму.

Отзыв на стихотворение “Бородино”
Это очень красивое и трогательное стихотворение об одной из самых кровопролитных битв Отечественной войны 1812 года. Оно рассказывает о мужестве русских воинов, которые умирали, но не отступали, и заставили себя бояться французов. Но дядя не совсем прав, и богатыри не перевелись на земле русской. И сейчас в тяжелую минуту найдется кому встретить врага.

Анализ стихотворения “Бородино”
Стихотворение было написано Лермонтовым в 1837 году к 25-летию Бородинского сражения. Оно написано от лица простого солдата, участника сражения, который простым языком рассказывает о героизме своих товарищей и о ходе битвы.
Стихотворный размер ямб, рифмовка сплетенная, сложная ААБВВВБ.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Бородино”
Эпитеты: спаленная пожаром, грозной сечи, ночная тень, дым летучий, кровавых тел, русский бой удалый, протяжный вой, могучее, лихое племя.
Метафоры: слуга царю, отец солдатам, ломить стеною, сверкнув очами, звучал булат, затрещали барабаны.
Сравнения: двинулись как тучи, носились как тени, тряслась как груди.
Олицетворения: картечь визжала.
Метонимия: утро осветило пушки, постоим головою, сражен булатом.

Пословицы к стихотворению “Бородино”
Славна богатырями земля русская.
Богатыря узнаешь на поле брани.
Кто в бою не бывал, тот храбрости не испытал.
Бой святое дело – иди на врага смело.
Родина – мать, умей за нее постоять.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Бородино”
Молодой человек спрашивает дядю, не зря ли была отдана Москва, ведь были схватки боевые и вся Россия помнит Бородино.
Дядя отвечает, что в его время люди были не чета нынешним, богатыри, и если бы не воля Бога, Москву бы никогда не отдали.
Он вспоминает, как они долго отступали, и как ворчали старики, боясь, что войска уйдут на зимние квартиры, но не дадут боя.
Но вот нашлось большое поле и русские быстро построили редут. Не успело взойти солнце, как подошли французы.
Дядя забил в пушку заряд и стал думать о том, как попотчует им француза, как они покажут французам, что значит сражаться за Родину.
Два дня продолжалась перестрелка и все с нетерпением ждали третий день. Дядя прилег у лафета и слышал, как ликовали французы. На русских позициях все было тихо и воины напряженно готовились к бою.
Но вот встало солнце. К войскам обратился бравый полковник, призывая воинов умереть за Москву, как умирали их предки.
И вот на редут набросились французы – уланы, драгуны, начался кровавый бой. Все застлало дымом, ядрам мешали летать горы убитых тел. Понял тогда враг, что значит русский рукопашный бой. Все смешалось в кучу – кони, люди, раздавался вой тысяч орудий.
Но вот стемнело. Все были готовы с утра вновь продолжить сражение, но барабаны сыграли отступление. И выжившие стали считать погибших.
Могучие то были люди, богатыри, и если бы не воля Бога, они не отдали бы Москвы.

Краткое содержание баллады «Бородино» М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Бородино», написанное Лермонтовым в 1837 году, воспевает мужество и отвагу простого русского народа, которому пришлось сражаться с наполеоновской армией. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Бородино» с цитатами. Решающей в этом противостоянии стала битва под Бородино, которая красными буквами была вписана в историю России.

  1. Основные персонажи стихотворения
  2. Лермонтов «Бородино» в сокращении
  3. Пересказ «Бородино» с цитатами
  4. О чем баллада Лермонтова «Бородино»?

Основные персонажи стихотворения

Главные герои стихотворения (баллады):

  • Старый солдат – ветеран бородинского сражения, отважный, решительный, и вместе с тем добрый мужчина.
  • Молодой человек – юноша, которому интересно узнать подробности бородинского сражения, племянник старого солдата.

Лермонтов «Бородино» в сокращении

Краткое содержание «Бородино» для читательского дневника:

Юноша принялся расспрашивать своего дядю о событиях 1812 года. Старый солдат, прошедший от начала до конца всю войну с Наполеоном, стал рассказывать о наиболее значимом событии в истории этой войны – сражении возле деревни Бородино.

Солдат с нескрываемым восхищением описывал отважных воинов, которых называл русскими богатырями. Он превозносил свое поколение, которому довелось хлебнуть горя в военных сражениях, о нынешнем же он говорил с некоторым презрением. Солдату тяжело вспоминать своих товарищей, которым не суждено было вернуться живыми с войны.

Бойцы не могли скрыть свое недовольство, когда узнали приказ главнокомандующего об отступлении российских войск. Они были полны решимости сражаться с неприятелем, посягнувшим на их родную землю. Но вскоре стало известно, что планы изменились, и было выбрано место для сражения.

Неподалеку от деревни Бородино в течение двух суток шли ожесточенные бои, но силы противников были все еще равны. Решающим оказался третий день Бородинского сражения, когда русская армия нанесла сокрушительный удар по войску Наполеона.

Однако радость победы была омрачена страшными потерями. Тем, кто выжил, пришлось испытать всю горечь утраты, подсчитывая погибших товарищей. Но, несмотря на тяжелые воспоминания, старый солдат гордится тем, что русский народ выстоял в этой битве и заставил неприятеля уйти ни с чем.

Читайте также: Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.

Пересказ «Бородино» с цитатами

М. Ю. Лермонтов «Бородино» краткое содержание для читательского дневника с цитатами из произведения:

Дядя рассказывает о Бородинской битве, в которой он принимал участие, и сетует на нынешнее поколение.

Стихотворение начинается со строфы от лица рассказчика, затем следуют воспоминания его дяди.

Читайте также:  Анализ стихотворения Расстались мы, но твой портрет Лермонтова

Племянник спрашивает у своего дяди о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие. Родственник восхваляет своё поколение, и возмущается нынешним:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Дядя рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают, этим недовольны старые вояки. Затем находят место для финальной битвы:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Перестрелка идёт два дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют. Радости французов нет предела:

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе. Начинается Бородинская битва.

Вам не видать таких сражений.

Носились знамёна, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Французы узнают на собственной шкуре, что значит «русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают.

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

О чем баллада Лермонтова «Бородино»?

Сила русского народа в его беззаветной преданности Отчизне, страстном желании избавить родную землю от врага, неукротимой силе духа.

Произведение учит быть смелым и отважным, любить свою Родину и быть готовым защитить ее в случае вражеского наступления.

Стихотворение вызывает чувство гордости за наших предков, которые героически сражались с врагом, и не дали ему возможность завоевать родную землю.

Понравилось то, с каким воодушевлением и гордостью старый солдат рассказывал о знаменательном в истории России сражении. Прошло уже много лет, но он все еще полон задора и готовности дать отпор неприятелю.

Это интересно: Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

«Бородино» – краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Пожилой вояка рассказал юноше о прошедших битвах, о мужественности и силе духа русских солдат, доля которых была незавидной, ведь «немногие вернулись с поля». Рассказал он также и о том, что Москва сдалась Наполеону по воле божьей, русским воинам было досадно и больно от того, что они вынуждены были сдаться и отдать на растерзание вражеским войскам земли своей родины. Им пришлось исполнять приказ и ничего не оставалось, как повиноваться.

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Хотя битва была кровопролитной и немногим удалось уцелеть и вернуться домой, именно тогда русская армия собрала все силы и боевой дух и сокрушила врага. В конце стихотворения старый воин сожалеет о минувших днях боевой славы и выражает восторг и гордость солдатами.

Композиция стихотворения

Вступление стихотворения открывается вопросом молодого поколения о смысле и значимости Бородинского сражения для страны. За ним практически сразу следует основная часть сюжета, где от лица непосредственного участника битвы следует рассказ о ней. Солдат выражает неприкрытое восхищение воинами, которые пали и которым удалось выжить во время этой битвы.

После этого следует описание самого́ боя и эмоций, которые переживали в ходе него солдаты. Финал стихотворения повторяет то, с чего начиналось повествование героя, а именно восхищение воинской славой. Вся композиция стихотворения строится на диалоге старого и нового поколения.

Для создания композиции и художественной выразительности автор использует следующие средства:

  • Само стихотворение имеет кольцевую композицию, то есть начало и конец имеют один и тот же смысл.
  • Сюжетообразующее средство выразительности — диалог.
  • Поэт, используя речевые обороты, формирует народный образ главного героя для того, чтобы ярче выделить народный характер военных действий.
  • Помимо простой («низкой») лексики, автор использует также слова высокой культуры и стиля, такие как «ликовал», «очи», «на поле грозной сечи пала тень». Делает он это для того, чтобы подчеркнуть особое величие сражения, выделить его значимость.
  • Лермонтов активно употребляет риторические восклицания, выражающие торжественность Бородинской битвы.
  • Помимо прочего, автор использует и сравнительные характеристики, и выразительные средства, такие как эпитеты, сравнивая французов со стихией, и залпы снарядов с «протяжным воем».
  • Основой основ этого произведения является гипербола, призванная показать весь масштаб событий этого сражения.

Анализ произведения

Поскольку основной сюжет стихотворения посвящён величайшей битве в истории России — Бородинскому сражению, здесь есть место и горести, и гордости за русский народ, и сожалению, и даже недоумению, которое выражает молодой герой.

План-анализ сюжета:

  1. Герой с недоумением задаёт дяде вопрос, почему Москва была отдана врагу.
  2. Старый солдат сожалеет о том, что нынешнее поколение совершенно отличается от героев его времени и начинает свой рассказ.
  3. Солдат описывает место боевых сражений и первые дни кровопролитной битвы.
  4. Описание третьего дня битвы и кровавого сражения, в ходе которого французы отступают.
  5. В финале стихотворения воин сожалеет о тех днях, но очень горд силой солдата.

Бросается в глаза тот факт, что солдат-рассказчик употребляет в процессе повествования не только местоимение «я», но и «мы». Это значит, что он воспринимает себя со всем русским народом в целом, выражает народных дух и любовь к Отечеству от лица всех воинов.

Кратко изучив сюжет, можно понять главную мысль стихотворения «Бородино». Она заключается в подтверждении того, какой силой духа обладает русский человек, солдат и воин, творящий историю.

Автор обращает внимание на тот факт, что только благодаря народу и простым русским солдатам Россия одержала победу в Отечественной войне 1812 года. Стихотворение подробно раскрывает значимость Родины для простого русского человека.

Рецензия и отзывы

Задали читать стихотворение в школе. Глубокое и в лермонтовском стиле, оно точно должно понравиться мальчишкам. Рассказывает о героизме русского солдата. Однозначно рекомендую.

Прекрасное стихотворение, которое мне удалось вспомнить, открыв сборник Лермонтова. Прочитала на одном дыхании, тут же поделилась с сыном, который теперь читает его, не отрываясь уже несколько дней и даже цитирует. Произведение пронизано гордостью и героизмом!

«Бородино» — стихотворение, которое Лермонтов написал к 25 годовщине Бородинского сражения. Приобрела себе это произведение в виде книги-сборника с великолепными документальными иллюстрациями. Главное сообщение и мысль произведения в героизме русского народа, отстоявшего Родину! Восторг!

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану

1. История создания

Стихотворение написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1840 года, приблизительно за год до смерти.

В этот период поэтом овладевает грусть, тоска и ощущение одиночества. Все это выливается в одно из самых прекрасных лирических произведений.

Стихотворение не получило в обществе большого одобрения. Многие читатели сочли его слишком пессимистичным, но Белинский оценил его достаточно высоко: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду его можно отнести к лирике.

4. Жанр

По жанру это гражданская лирика. Размышления лирического героя представлены в форме монолога.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает в этом стихотворении проблему душевного отупения у молодого поколения от невозможности найти применение своим силам.

Невозможность реализовать свои желания порождает в душе человека не только сожаление о том, что напрасно проходят его «лучшие годы», но и пессимизм, скептицизм и равнодушие. Они, в свою очередь, являются элементами нигилизма, философии, которая отрицает общепринятые нормы общественной жизни.

6. Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

7. Идея

Идея произведения – противоречивость внутреннего мира лирического героя.

С одной стороны, он страдает от того, что не может жить полноценной жизнью, что напрасно проходят его лучшие годы. Он страдает от одиночества и хотел бы иметь рядом того, кому можно было бы «руку подать». Он хочет любить, но с другой стороны, страшится новых разочарований: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка».

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения негативный, настроение лирического героя –подавленность, безысходность и горечь разочарований, в нём нет надежды и веры в улучшение жизни.

9. Система образов

В произведении присутствует лишь образ лирического героя.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, от лица которого автор и ведёт своё повествование.

11. Лирический герой

Через лирического героя Лермонтов выражает настроения многих представителей своего класса и поколения. Бессмысленность, внутренние противоречия, уныние — все это словно яд отравляет умы людей.

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и действия. Читателю представлен лишь эмоциональный монолог разочарованного в жизни лирического героя.

13. Композиция

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Три катрена включают рассуждения о дружбе, жизни, любви, страстях и рассудке.

В завершение автор приходит к заключению, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям произведения можно отнести высокую эмоциональность произведения. Автор сумел передать суть настроений, царивших в определённых слоях молодёжи конца тридцатых и начала сороковых годов 19 века.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении используется амфибрахий.

Стихотворение построено на перекрёстной рифме (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

В произведении используются следующие средства выразительности:

  • эпитеты: «сладкий недуг», «холодное внимание».
  • метафоры: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка».
  • сравнения: «жизнь … пустая и глупая шутка».
  • литота (преуменьшение): «все там ничтожно».
  • риторические вопросы: «что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить… но кого же?», «Что страсти?».
  • риторические восклицания: «А годы проходят — все лучшие годы!».

В данном произведении Лермонтов также уделяет большое внимание знакам препинания. Для большей выразительности текста он многократно использует многоточия и вопросительные знаки. Делясь с читателями своими мыслями, автор словно приглашает поразмышлять над поставленными вопросами вместе с ним.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал важность реалистического отображения действительности: «И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им всё кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!»

18. Актуальность

«И скучно и грустно» было очень актуально в момент написания, поскольку отражало душевного состояние многих современников Лермонтова, – состояние духовного кризиса.

Но и для многих современных людей данное стихотворение является актуальным: осознание своей ценности, выбор правильного пути — все это является важной составляющей нашей жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение показывает высокое мастерство молодого поэта. Его владение словом, способность правдиво изображать самые разные эмоции вызывает у меня большое уважение.

20. Чему учит

Произведение учит умению понимать самые тонкие оттенки душевного состояния человека и правильно их оценивать. А также, – отталкиваясь от обратного, – учит умению преодолевать жизненные невзгоды, искать и находить друзей и своё место в жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

Философская лирика М.Ю. Лермонтова предельно мрачна, но от этого нисколько не проигрывает, ведь в тоске поэта есть феноменальная красота, особенно близкая сердцу русского человека. Стихотворение «И скучно, и грустно…» — достойный образчик этой красоты, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ текста по плану. Приятного просвещения!

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал и развивал пушкинские традиции, но как сказал Белинский: «Это поэт совсем другой эпохи». Творчеству Михаила Юрьевича всегда были присущи пессимистические темы. В его поэзии можно выделить такие романтические мотивы, как одиночество, изгнанничество; измены и разочарования в любви; мотивы обреченности и смерти; судьбы и предопределения.

Наиболее характерный для Лермонтова — это мотив трагического одиночества. Результатом долгих мучений стало произведение «И скучно, и грустно», которое было написано в 1840 г., за год до смерти Михаила Юрьевича. В произведении автор говорит о тоске и разочаровании, словно подводит итог своей жизни. Вполне понятно, что итоги безрадостные: кризис среднего возраста настиг поэта в период, когда он был одинок и несчастен. Всю жизнь он страдал от того, что не достиг того уровня успеха, к которому стремился. К своим стихам он относился с большой долей скептицизма и не воспринимал их как достижение. Военная карьера тоже не удалась. Поэтому автор находился в глубочайшем унынии.

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно проникнуто грустью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, душевный порыв, который автор отразил на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению романтизма. Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Композиция произведения «И скучно, и грустно…» состоит из трех четверостиший.

  1. Первое рассказывает о желаниях автора «и некому руку подать/В минуту душевной невзгоды».
  2. Второе же четверостишие посвящено размышлениям о любви «Любить… но кого же. На время — не стоит труда, /А вечно любить невозможно».
  3. В третьей части поэт говорит о страстях: «Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг /Исчезнет при слове рассудка». Последние две строчки стихотворения становятся выводом и чертой, которую автор подводит: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, — /Такая пустая и глупая шутка…».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

Средства художественной выразительности

В произведении «И скучно, и грустно» применяются различные выразительные средства — такие, как эпитеты, метафоры, ассонанс.

  • Эпитеты: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
  • Метафоры: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»
  • Ассонанс (повтор гласных звуков): «И скучно и грустно, и некому руку подать».

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.

Ссылка на основную публикацию