Облако в штанах – краткое содержание поэмы Маяковского

Краткое содержание поэмы “Облако в штанах” (В. Маяковский)

Ценителям поэзии футуризма рекомендуем читать краткое содержание поэмы “Облако в штанах” – первого крупного произведения В. Маяковского. Главной темой поэмы является любовное разочарование скандального поэта. Однако Маяковский не ограничивается одной любовной темой. Он выражает своей протест всему буржуазному обществу, современной ему поэзии, государству и религии. В отдельных местах произведения открыто провозглашается призыв к революции.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. 1
  4. 2
  5. 3
  6. 4
  7. Вывод

Главные герои

Страдающий поэт – сам автор, влюбленный в Марию Денисову.

Мария – возлюбленная лирического героя. Прототипом этого образа была Мария Денисова – красивая женщина, с которой Маяковский познакомился в 1914 г. в Одессе. На предложение поэта выйти за него замуж Мария ответила отказом.

Краткое содержание

Двадцатидвухлетний главный герой выражает гневный протест всему старому обществу. Он заявляет, что своим громким голосом оглушит мир. Молодой и полный сил герой может стать “бешеным” или “безукоризненно нежным”, уподобившись “облаку в штанах”.

Главный герой вспоминает, как когда-то давно в Одессе на протяжении нескольких часов ждал прихода любимой женщины – Марии. Он сходил с ума от нетерпения, превращаясь в стонущую “жилистую громадину”.

Глядя в окно, главный герой чувствовал, что “скоро криком издерется рот”. Из-за натянутых нервов его чувства были очень обострены. Малейший звук превращался в грохот.

Наконец, появилась Мария и сразу же заявила, что выходит замуж. Главный герой сохранял ледяное спокойствие, “как пульс покойника”. Он считал, что любимая была у него украдена. За внешней невозмутимостью скрывался настоящий “пожар сердца”, который никем не мог быть потушен.

Главный герой отрицает все сделанное руками людей. Все книги и “городов вавилонские башни” рано или поздно будут в очередной раз уничтожены.

Все написанное человечеством в конце концов сводится к двум словам: “сволочь” и “борщ”. Только ими орудуют бездарные поэты, от которых ждет “гимнов” и “ораторий” уличная толпа.

Главный герой призывает читателей и слушателей не “просить подачки”, а самим становиться творцами. Дела и заботы живых людей намного важнее “фантазий” самых великих поэтов и писателей. За внешней непривлекательностью “каторжан города-лепрозория” скрываются “душ золотые россыпи”.

В обществе главный герой подвергается всеобщим насмешкам. Это вынуждает его чувствовать себя “предтечей” нового “спасителя” – грозного “шестнадцатого года”, который сметет сложившийся строй.

Главный герой призывает “кастетом кроиться миру в черепе”. Все “голодненькие “и “покорненькие” должны взять в руки любое оружие и окрасить будние дни “кровью в праздники”.

Грядущее поколение людей признает справедливость этих призывов к кровавой революции. Произносящий их главный герой, возможно, является “тринадцатым апостолом” Иисуса Христа. Сейчас он унижен и оплеван, но в будущем будет почитаться в качестве одного из пророков.

Главный герой умоляет Марию впустить его к себе в дом с грязных улиц. Он честно признается, что страстно желает ее тело, уподобляясь в своей мольбе христианам, просящим у Бога “хлеб насущный”.

Получив отказ, главный герой представляет, как предстанет перед Господом после своей смерти. Он предложит “вездесущему” заново устроить человечеству искушение, населив рай “Евочками”, набранными из самых красивых уличных проституток.

Бог, естественно, откажется. Он создал мир и человека, но не придумал, как можно “без мук целовать, целовать, целовать”.

Главный герой заранее объявляет бунт против “крохотного божика” и “крылатых прохвостов” (ангелов). С “сапожным ножиком” в руке он отправляется принять участие в мировой “бойне”: “Я иду!”.

Мир не слышит грозного предостережения: “Вселенная спит”.

Вывод

Поэма “Облако в штанах”, как и большинство произведений Маяковского, направлена против старого общества. В необычной и грубой форме автор высмеивает буржуазную мораль и искусство, призывает к разрушению государственного строя и уничтожению религии. Испытав огромное разочарование в любви, он уже не в силах сдержать свои долго копившиеся гнев и ненависть: “Кто-то из меня вырывается упрямо”.

«Облако в штанах» краткое содержание поэмы Маяковского – читать пересказ онлайн

Поэма «Облако в штанах» Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника.

Главные герои

Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, «нахальный и едкий». В его чертах узнаваем сам Маяковский.

Мария – молодая девушка, предмет любви и сердечных мук лирического героя.

Другие персонажи

Обыватели – к ним обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к жизни.

Краткое содержание

Вступление

Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке, в чьей душе «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своими представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать «безукоризненно нежным», как «облако в штанах».

Глава 1

Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.

Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с «жилистой громадиной», которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его настолько велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой».

Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж. Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему, и сравнивает свое состояние с пульсом покойника – надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.

Глава 2

Поэт рассказывает о муках творчества. Раньше он был настолько наивен, что полагал, будто писать на удивление легко и просто. Теперь же он отказывается читать книги, потому как понимает, каким тяжелым трудом дается их написание. Прежде, чем «начнет петься», в душе долго барахтается «глупая вобла воображения».

Страдания лирического героя усиливаются и тем, что обыватели не нуждаются в высокой поэзии. Их чувства сродни примитивным инстинктам, а духовные ценности сводятся лишь к фразе «Идемте жрать!».

Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.

Глава 3

Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.

Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.

Глава 4

Лирический герой снова и снова в своих мыслях возвращается к Марии, чье имя «величием равное богу». Он остро нуждается в ней, и просит ее тело, как верующие обращаются к небесам – «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Поэт просит Марию не обращать внимания на его измены, которые ровным счетом для него ничего не значат. В его душе есть место лишь для нее одной, и он клянется, что будет беречь ее так же, как изувеченный войной солдат «бережет свою единственную ногу».

Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.

Заключение

Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.

Пересказ «Облако в штанах» позволит расставить необходимые акценты и лучше подготовиться к уроку по литературе.

Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» В. В. Маяковского

Поэма «Облако в штанах» В. Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Предлагаем прочитать краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника. Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.

  1. Основные персонажи поэмы
  2. Маяковский «Облако в штанах» очень кратко
  3. Сжатый пересказ «Облака в штанах»
  4. Сюжет поэмы «Облако в штанах» по главам
  5. Видео версия Облако в штанах Маяковский

Основные персонажи поэмы

  • Лирический герой – двадцатидвухлетний поэт, дерзкий, романтичный, «нахальный и едкий». В его чертах узнаваем сам Маяковский.
  • Мария – молодая девушка, предмет любви и сердечных мук лирического героя.
  • Обыватели – к ним обращается молодой поэт, и им же противопоставляет свои чувства и отношение к жизни.

Маяковский «Облако в штанах» очень кратко

Краткое содержание «Облако в штанах» В. Маяковского для читательского дневника:

Сюжет произведения разворачивается вокруг молодого юноши двадцати четырех лет. Лирический герой представлен двуличным человеком. С одной стороны, он дерзкий и вспыльчивый, а с другой – нежный, ласковый, не человек, а «облако в штанах». Так читатель может понять смысл интересного названия поэмы.

Герой произведения ждал с нетерпением свою возлюбленную в прекрасном городе Одесса. Они договорились увидеться с Марией в 4 часа, но девушки все не было, время летело час за часом. Поэт уже начал нервничать и прислоняться к окошку, возле которого ожидал любимую. И вот уже двенадцать часов. Нервы на пределе, как струны натянуты.

В голове миллион хаотично движущихся мыслей. И вот долгожданная встреча с возлюбленной. Он в полной растерянности. Мария сразу же сообщает о том, что собирается замуж за другого. Эта новость, как удар ножом в сердце юноше.

Герой чувствует боль в груди, но ни капельки не показывает свое душевное состояние. Он осознает, что неизлечимо болен любовью.

Юноша желает понять, почувствует ли он любовь еще раз? Он испытывает душевную боль. Пережитые эмоции, дают ему основание считать, что любовь – это страдания, расстройства, печаль.

Душа человека для него превыше всего. Но она спрятана под тысячью одежд, и разглядеть ее практически невозможно, так как люди скрывают свои истинные эмоции под неподвижным лицом.

Лирический герой не желает читать книги, так как их трудно писать. Ему тяжело подобрать слова. Даже на знакомой ему улице, говорят на непонятном ему языке.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

Герой обращается к иконе, дать ему сил и подарить счастье. Он думает о своей возлюбленной Марии, жаждет ее тела. Она святая для него. Герой постоянно вспоминает ее красивую фигуру, нежные губы, красивые черты лица. Юноша будет беречь ее, как зеницу ока. Но если любимая откажет ему, то дорога, по которой будет идти автор, оставит кровавый след.

После всего этого он будет считать Бога малюсеньким божком, который не слышит молитв и просьб несчастных душ. Дает им лишь испытания и мучения. Оскорбляя Всевышнего, он даже достает небольшой ножик и желает расправится с творцом.

Несмотря на это, герой верит в светлое будущее следующих поколений. Он говорит о том, что будет чистая, нежная любовь, что люди смогут без проблем писать о том, что думают без цензуры. Сам герой сравнивает себя с апостолом.

Герой надеется на благосклонность небес, но вокруг тишина.

Таким образом, мы видим, что поэт против окружающей его реальности, но не в силах на что-либо повлиять. В своем произведении, он высмеивает бытовую жизнь людей того времени, критикует буржуазный строй и религию, а также делится любовными переживаниями.

Анализ стихотворения Послушайте! Владимира Маяковского выполняют ученики в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя различные примеры литературного анализа стиха «Послушайте» В. В. Маяковского.

Сжатый пересказ «Облака в штанах»

В. Маяковский «Облако в штанах» краткое содержание:

Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого.

Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Поэт хочет поставить «nihil» («ничто») над всем, что сделано до него. Он больше не хочет читать книг, потому что понимает, как тяжело они пишутся, как долго — прежде чем начнёт петься — барахтается в тине сердца глупая вобла воображения. И пока поэт не найдёт нужных слов, улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать.

Во рту улицы разлагаются трупики умерших слов. Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». И другие поэты бросаются прочь от улицы, потому что этими словами не выпеть барышню, любовь и цветочек под росами. Их догоняют уличные тыщи — студенты, проститутки, подрядчики, — для которых гвоздь в собственном сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете.

Поэт согласен с ними: мельчайшая песчинка живого ценнее всего, что он может сделать. Он, обсмеянный у сегодняшнего племени, видит в терновом венце революций шестнадцатый год и чувствует себя его предтечей. Во имя этого будущего он готов растоптать свою душу и, окровавленную, дать, как знамя.

Хорошо, когда в жёлтую кофту душа от осмотров укутана! Поэту противен Северянин, потому что поэт сегодня не должен чирикать. Он предвидит, что скоро фонарные столбы будут вздымать окровавленные туши лабазников, каждый возьмёт камень, нож или бомбу, а на небе будет околевать красный, как марсельеза, закат.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу.

Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.

Это интересно: Тема любви, пожалуй, уже стала традиционной для отечественной литературы. Любовная лирика В. В. Маяковского — это явление, которое вбирает в себя очень много понятий, безусловно она для него не просто отдельная часть или жанр в поэзии, а сам смысл и суть поэзии, которая содержит в себе нечто лично и сакральное, которое переходит в разные произведения автора.

Сюжет поэмы «Облако в штанах» по главам

Краткое содержание Маяковский «Облако в штанах» с описанием каждой главы:

Вступление

Во вступительной части поэт заявляет о себе как о самоуверенном молодом человеке, в чьей душе «ни одного седого волоса». Он делится с обывателями своими представлениями о любви. Ради этого чувства лирический герой готов на глобальные перемены. Он даже способен вывернуть себя наизнанку и стать «безукоризненно нежным», как «облако в штанах».

Глава 1

Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.

Ожидание любимой настолько мучительно для лирического героя, что он сравнивает себя с «жилистой громадиной», которая корчится и стонет, не получая желаемое. Тоску поэта усиливает дождь, бьющий в стекло, шум городских улиц, автомобильные гудки. Он чувствует себя безмерно одиноким и несчастным, напряжение его настолько велико, что «нервы мечутся отчаянной чечеткой».

Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж.

Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему, и сравнивает свое состояние с пульсом покойника – надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.

Глава 2

Поэт рассказывает о муках творчества. Раньше он был настолько наивен, что полагал, будто писать на удивление легко и просто. Теперь же он отказывается читать книги, потому как понимает, каким тяжелым трудом дается их написание. Прежде, чем «начнет петься», в душе долго барахтается «глупая вобла воображения».

Страдания лирического героя усиливаются и тем, что обыватели не нуждаются в высокой поэзии. Их чувства сродни примитивным инстинктам, а духовные ценности сводятся лишь к фразе «Идемте жрать!».

Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.

Глава 3

Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.

Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.

Глава 4

Лирический герой снова и снова в своих мыслях возвращается к Марии, чье имя «величием равное богу». Он остро нуждается в ней, и просит ее тело, как верующие обращаются к небесам – «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Поэт просит Марию не обращать внимания на его измены, которые ровным счетом для него ничего не значат. В его душе есть место лишь для нее одной, и он клянется, что будет беречь ее так же, как изувеченный войной солдат «бережет свою единственную ногу».

Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.

Заключение

Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.

Другая сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году, так как В. В. Маяковский стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.

Видео версия Облако в штанах Маяковский

Автор призывает народ бороться со сложившимся строем, провести реформы, дающие право на свободу слова. Поэма учит смотреть не на внешние данные человека, а обращать внимание на его внутренний мир, душу.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского

Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголенный нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка» изучаемое в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Лиличка!.

История создания – произведение было создано в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Впервые опубликовано в 1934 г., поэта на то время уже не было в живых.

Тема стихотворения – страдания, вызванные любовью к женщине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написан разностопным хореем, рифмовка перекрестная и кольцевая, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры«дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя – тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег».

Эпитеты«мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни».

История создания

Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Лили была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи, что весь секрет ее очарования был в темпераментности и неординарности.

Читайте также:  Хорошее отношение к лошадям - краткое содержание стиха Маяковского

Любовь Владимира и Лили нельзя назвать счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать ее сердце. Живя с мужем, Брик крутила роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.

Долгое время стихотворениям Маяковского, посвященным Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины, которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати. Впервые его опубликовали в 1934. В 1980-х гг. к изданию готовили сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви».

Тема произведения – страдания, принесенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа мужчины открыта только для возлюбленной.

Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли напоминает ад. Такие ощущения возникают у мужчины из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и ее прототипу.

Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее, он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать ее, как гирю.

В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык – метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.

Перед тем, как завершить свое «письмо», герой ее раз признается женщине в любви. Мужчина осознает, что возлюбленная скоро забудет о нем, но не теряет надежду на то, что его слова остановят ее. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.

В произведении реализуется идея о том, что настоящую любовь не могут убить ссоры и разлуки. Автор показывает, что нежное чувство может приносить, как радость, так и страдание.

Композиция

Композиция произведения соответствует футуристической манере. Оно написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы. Это целостный поток мыслей, которые появляются под давлением эмоционального напряжения.

Жанр стихотворения – послание, о чем свидетельствует не только форма обращения, но и подзаголовок. В произведении есть признаки элегии: в строках чувствуется печаль и разочарование. Стихотворный размер – разностопный хорей. Автор использовал перекрестную рифмовку. Некоторые строки рифмами не объединены.

Средства выразительности

Как и другие произведения Маяковского «Лиличка!» поражает оригинальными художественными средствами. Для откровенных признаний и создания образа любимой поэт использовал метафоры – «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя – тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег» и эпитеты – «мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни» .

Анализ стихотворения «Лиличка!» (В. Маяковский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 21.12.2019 · Обновлено 21.12.2019

В. Маяковский в свойственной ему оригинальной и дерзкой манере в своих текстах обличал общественные пороки, говорил о проблемах времени, новом мироустройстве и назначении поэзии, однако особое место в его творчестве занимают стихотворения и поэмы о любви. Именно в них поэт по-настоящему обнажает свою душу, демонстрирует необузданную страсть и невыразимую нежность своей натуры. Один из ярчайших примеров – искреннее и необыкновенно личное стихотворение-послание «Лиличка!». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию подробный разбор стихотворения «Лиличка!» по плану.

История создания

Стихотворение «Лиличка!» В. Маяковский посвятил Лиле Юрьевне Брик – своей главной Музе и возлюбленной. Текст был создан в 1916 году, через год после знакомства поэта с Лилей.

Не отличавшаяся особой красотой, но обладавшая сильнейшим обаянием, Лиля Брик славилась тем, что могла очаровать любого понравившегося ей мужчину. На момент знакомства с поэтом она состояла в браке с Осипом Бриком, но это не мешало женщине заводить новые романы. Очень скоро В. Маяковский уже признавался Лиле в любви, на коленях просил разрешения посвятить ей свои стихи, а вскоре и вовсе переселился поближе к Брикам.

Лиле льстило внимание молодого талантливого поэта, она не отвергала его ухаживаний, но при этом не разрывала отношений с мужем, что вызывало у Маяковского приступы жгучей ревности.

Отныне Маяковский посвящал свои стихи и поэмы исключительно Лиле и в каждом новом тексте стремился выразить свою преданную любовь и мучительные переживания, вызванные холодностью возлюбленной. Стихотворение «Лиличка!» стало очередным страстным обращением к любимой женщине.

Цензура долгое время запрещала публикацию стихов Маяковского, посвященных Брик, из-за свободного поведения женщины, о котором было известно широкой общественности. Послание было впервые опубликовано в 1934 году, уже после смерти поэта.

Жанр, направление, размер

Маяковский дал стихотворению «Лиличка!» подзаголовок «Вместо письма», поэтому жанр текста можно точнее всего определить как послание. Поэт обращается к возлюбленной в своем страстном монологе, вспоминает счастливое прошлое, глубоко переживает неминуемый разрыв, снова и снова признается в своих чувствах.

Поэт-футурист, Маяковский продолжает экспериментировать с формой текста. Он пишет стихотворение своим любимым способом – «лесенкой», которая оказывается способна наиболее точно выразить страстное, порывистое признание в любви.

Размер стихотворения – разностопный хорей с чередованием перекрестной и кольцевой рифмовки. Необходимо заметить, что некоторые строки не рифмуются или имеют неточную рифму, как будто рифма не всегда успевает за движением мысли поэта.

Композиция

Текст стихотворения «Лиличка!» трудно четко разделить на смысловые части, оно не делится на строфы и представляет собой единый поток чувств, воспоминаний и рассуждений лирического героя.

Поэт использует антитезу, противопоставляет счастливую первую встречу с возлюбленной и настоящее, когда ее чувства охладели, и она готова выгнать героя. Маяковский в подробностях представляет неминуемый разрыв и то, как он будет метаться по улицам, «отчаяньем иссечась». Поэт даже предлагает расстаться сейчас, чтобы избежать скандалов и лишних упреков, но тут же сам замечает, что вряд ли сможет забыть свою любовь.

Любовь приносит лирическому герою страдание, не дает покоя и отдыха, но он скорее констатирует этот факт, нежели жалуется на него. «Мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», — признается поэт, подразумевая, что ни на что не променяет эту любовную муку.

В заключительных строках послания выражается уверенность, что возлюбленная забудет поэта, но даже разлюбившая и охладевшая, она останется дорога сердцу героя, готового «последней нежностью выстелить» ее уходящий шаг.

Образы и символы

  • В центре стихотворения «Лиличка!» оказывается образ лирического героя. Он невероятно близок самому поэту: Маяковский посвящает текст Музе и возлюбленной Лиле Брик и очень откровенно говорит о своих чувствах и переживаниях. Лирический герой сознается, что полностью находится во власти любимой женщины: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа».
  • Маяковский создает образы двух животных (быка и слона). Измученные трудом и жарой, они отправляются на отдых в тихое и спокойное место. Точно так же измучен любовью и ревностью герой, только сбежать и перевести дух для него абсолютно невозможно.
  • Интересным представляется образ героини, к которой обращается поэт. «У любви твоей и плачем не вымолишь отдых», — говорит он. Его Муза может быть любящей, а может быть холодной и жестокой («сердце в железе»). Поэт не всегда знает, где она и с кем, что вызывает жестокие муки ревности. И все же для Маяковского возлюбленная – это почти божество, о котором он не способен сказать ничего плохого и которому готов поклоняться и признаваться в чувствах, несмотря ни на какие обстоятельства.

Темы, настроение и проблемы

Основная тема стихотворения «Лиличка!» – это любовь и муки, которая она способна причинять. Поэт выражает в тексте всю силу любви, полную зависимость от нее и от взгляда своей Музы. Это чувство «выжигает» душу поэта и женщины, в которую он влюблен, от него нет спасения. Соответственно, проблема, поставленная поэтом, — это страдание от сильнейшего в мире чувства, которое не находит нужного отклика в сердце возлюбленной. Для нее его любовь — «гиря», которая мешает свободному движению и затрудняет жизнь.

Весь текст послания проникнут отчаянием лирического героя. Он чувствует приближение разрыва, видит, что возлюбленная охладела и играет с его чувствами. Очевидно, что героям не удастся расстаться без скандалов и ссор – «тяжкая гиря» любви никуда не денется и неминуемо потянет поэта обратно.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Лиличка!» заключается в утверждении поэтом всепоглощающей силы любви. Часто любовь приносит мучения, но лирический герой воспевает ее как высшую ценность. Возлюбленная становится Музой поэта, и он создает невероятные по красоте и страстности художественные произведения.

Лирический герой помнит мельчайшие подробности встреч с возлюбленной и так же подробно представляет неминуемое расставание. Любовь для него неразрывна со страстью, а его состояние порою граничит с безумием («руки твои исступленно гладил», «обезумлюсь»). Поэт сравнивает чувство с «тяжелой гирей», которую невозможно будет скинуть и забыть, даже если герои попытаются расстаться без ссор и скандалов.

Смысл стихотворения «Лиличка!» – еще одна попытка выразить свою любовь, чувство, которое срослось с героем. Поэт не готов и не может отказаться от этой любви даже после всех испытанных им мучений.

Средства выразительности

Любовное послание Маяковского очень экспрессивно по форме и содержанию. Наиболее полно и точно выразить чувства поэта помогают многочисленные средства выразительности в стихотворении «Лиличка».

В своей поэзии Маяковский активно занимается словотворчеством, не становится исключением стихотворение «Лиличка!». Мучительное состояние лирического героя описывается с помощью авторских неологизмов: «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь».

  1. Стихотворение наполнено большим количеством ярких оригинальных метафор: «Сердце в железе», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья».
  2. Много в тексте образных эпитетов («мутная передняя», «обиженные жалобы», «царственный слон»), среди которых встречаются и авторские («ляжет в опожаренном песке»).
  3. Интересно заметить, что для создания точного образа своего любви поэт использует олицетворение: «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых». Любовь обретает черты возлюбленной поэта и предстает жестоким властным божеством, от которого невозможно сбежать.
Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Нате!

Стихотворение В. Маяковского «Лиличка!» представляет собой один из ярчайших текстов любовной лирики начала XX века. Оригинальное и образное, оно обнажает перед читателем страстную натуру поэта и демонстрирует необузданную силу его чувства.

Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

Лилия Брик была одной из многих женщин, общавшихся с великим поэтом Владимиром Маяковским. Однако именно ей одной удалось зародить в нем настоящее чувство любовь, и стать музой, вдохновившей поэта на создание нескольких прекрасных, удивительных и неповторимых произведений. Одним из них по праву становится стихотворение “Лиличка”, написанное 16 мая 1926. Однако стоит заметить, что впервые в печать оно попало лишь в 1934 году, так как до этого времени не получало одобрение от местных властей, считавших его нецензурным.

Первое, с чего хочется начать анализ данного произведения, это указать на тот факт, что данное произведение является очень чувственным, романтичным, нежным и страстным одновременно.

Из самого названия можно понять, что данное произведение было написано не просто так, оно имело своего адресата. Музой этого стихотворения стала та самая Лилия Брик, с которой надо заметить у поэта были самые длительные и серьезные отношения, которые, к сожалению, были окончены расставанием влюбленной пары.

Данное стихотворение насквозь пронизано самыми различными литературными приемами. Здесь без особого труда можно увидеть метафору, неологизмы, эпитеты и, конечно же, красочные прилагательные.

Очень важно отметить, что критики и специалисты в области литературы просто уверены, что в стихотворении есть и некие суицидальные мотивы. Но, так это или нет, могу знать лишь Владимир Маяковский. Если и есть что-то такое в данном стихотворение, то речь скорее всего идет не о физической смерти, а о душевной.

Что касается строения стихотворения, то оно зрительно разделено на две части, каждая из которых отлично дополняет друг друга. Это сделано для того, чтобы более выразительно показать те чувства, которые испытывает автор в момент создания произведения.

Финал данного произведения весьма трагичный, так как после ухода любимой женщины для автора все потеряло свое значение, он будто бы потерял смысл жизни и всей своей поэзии.

В заключении хотелось бы сказать, что монотонное стихотворение способно разбередить душу любому читателю.

Анализ стихотворения Лиличка Маяковского

«Лиличка!» – стихотворение Маяковского, посвящённое музе и возлюбленной поэта Лиле Брик. Их отношения были сложными, порой доходили до абсурда. Маяковский пользовался вниманием женского пола и встречался со многими, но потом всегда возвращался к Лиле. Она же играла на его чувствах, вызывала ревность и цинично говорила: страдать Вове полезно, он помучается и напишет хорошие стихи. Наверное, стихотворение «Лиличка!» тоже было вызвано мучениями.

Начало – описание прокуренной комнаты. Её Лиля снимала вместе с братом, Маяковский жил у них. Поэт просит не выгонять его из-за её дурного настроения. Видимо, такое было не раз и не два, потому что он знает, что будет дальше – он будет ходить по улице полубезумный. Маяковский просит Лилю проститься сейчас, потому что считает, что мучит свою возлюбленную и это причина столь холодного отношения к нему. Всё, чего хочет поэт сейчас – «выреветь горечь обиженных жалоб».

Маяковский пытается доказать Лиле свою любовь. Поэт пишет, что любовь его велика, но на самом деле в этот момент велика его ревность. Она вызывает у него массу страданий, и Маяковский ненавидит самого себя. Поэт рассуждает, как бы он мог покончить с собой. Яд? Пистолет? Броситься в пролёт лестницы? Нет, ни одно лезвие ножа, как пишет Маяковский, не властно над ним. Кроме одного лезвия – взгляда Лили Брик.

Поэт понимает, что с ней он никогда не будет по-настоящему счастлив. Кроме того, Лиля любила свободную жизнь, а значит, не могла быть верна одному лишь Маяковскому. Он понимает, что его чувства, в том числе выраженные в этом стихотворении, не взаимны, и его просьба – последней нежностью выстелить её уходящий шаг.

«Лиличка!» появилось спустя год после знакомства Маяковского и Лили Брик. Что примечательно, оно было написано в тот момент, когда пара находилась в одной комнате. Это стихотворение мучительно читать, как мучительна была страсть к этой женщине для Маяковского.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Лиличка

Популярные темы анализов

Все стихотворения Цветаевой, по праву считаются самыми глубочайшими по своему смыслу. Критики, нередко сравнивают её Творчество с произведениями Лермонтова. И ведь они это делают не зря. Все её стихотворения, написано с невероятно точной

Стихотворение “Кинжал” молодой поэт Александр Сергеевич Пушкин пишет, находясь в ссылке. Так как произведение несет в своем замысле революционное содержание “Кинжал” не печатают. Однако данный шедевр достаточно широко распространился

Стихотворения русского поэта Константина Николаевича Батюшкова, всегда отличались своей индивидуальностью и непохожестью. И все потому, что его стихотворения были, одними из первых в отечественной литературе.

Строки из произведения Федора Тютчева ” Весенняя гроза”. В данном стихотворении идёт подробное описание такого природного явления, как дождь, а именно первой весенней грозы. Поэт вдохновляется картинами весенней природы.

1898 год стал для великого писателя Александра Блока годом терзаний и любовных переживаний. В один прекрасный день он взял и отправился в Петербург, в родовое имение, в котором не появлялся довольно долго. Здесь и произошла встреча поэта

«Лиличка» анализ стихотворения Маяковского по плану кратко – рифма, образы, идея, жанр

Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголенный нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка» изучаемое в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Лиличка!.

История создания – произведение было создано в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Впервые опубликовано в 1934 г., поэта на то время уже не было в живых.

Тема стихотворения – страдания, вызванные любовью к женщине.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написан разностопным хореем, рифмовка перекрестная и кольцевая, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры«дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя – тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег».

Эпитеты«мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни».

История создания

Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Лили была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи, что весь секрет ее очарования был в темпераментности и неординарности.

Любовь Владимира и Лили нельзя назвать счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать ее сердце. Живя с мужем, Брик крутила роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.

Долгое время стихотворениям Маяковского, посвященным Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины, которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати. Впервые его опубликовали в 1934. В 1980-х гг. к изданию готовили сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви».

Какое-то время цензура его не пропускала из-за того, что он включал стихотворения, посвященные Брик. Комиссия обязала издателей изъять фамилию и имя музы Маяковского. Тем не менее, название «Лиличка!» чудом удалось сохранить.

Тема произведения – страдания, принесенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа мужчины открыта только для возлюбленной.

Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли напоминает ад. Такие ощущения возникают у мужчины из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и ее прототипу.

Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее, он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать ее, как гирю.

В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык – метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.

Перед тем, как завершить свое «письмо», герой ее раз признается женщине в любви. Мужчина осознает, что возлюбленная скоро забудет о нем, но не теряет надежду на то, что его слова остановят ее. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.

В произведении реализуется идея о том, что настоящую любовь не могут убить ссоры и разлуки. Автор показывает, что нежное чувство может приносить, как радость, так и страдание.

Композиция

Композиция произведения соответствует футуристической манере. Оно написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы. Это целостный поток мыслей, которые появляются под давлением эмоционального напряжения.

Жанр стихотворения – послание, о чем свидетельствует не только форма обращения, но и подзаголовок. В произведении есть признаки элегии: в строках чувствуется печаль и разочарование. Стихотворный размер – разностопный хорей. Автор использовал перекрестную рифмовку. Некоторые строки рифмами не объединены.

Средства выразительности

Как и другие произведения Маяковского «Лиличка!» поражает оригинальными художественными средствами. Для откровенных признаний и создания образа любимой поэт использовал метафоры – «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя – тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег» и эпитеты – «мутная передняя», «дикий», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни».

Ссылка на основную публикацию