Флейта – сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс по музыке)

Доклад на тему Флейта (музыкальный инструмент, история) сообщение

Флейта – древний духовой инструмент, издающий прекрасную гармоничную мелодию, которая способна удивить любого.

Первое время флейту изготавливали дерева, но в дальнейшем на смену дереву придет серебро. В XIX же веке, довольно, часто стали производить инструменты из стекла и слоновой кости. Но все флейту относят именно к инструментам, изготовленным из дерева.

Есть нечто такое, что выделяет флейту среди ее конкурентов, мелодия ее возникает вследствие разрушения потока воздуха об грань, что допускает не использовать специальный язычок.

Песня сильно смахивает на волшебство. Удивительные звуки исходят из среднего регистра, они необыкновенно четкие и ясные. Этот инструмент занимает особое положение в историях и сказаниях. Сладкое звучание духового инструмента в руках мастера может восхитить и очаровать такой живой и удивительной мелодией, она на долгое время остается жить в душе человека. Такое пронизывающее и ламповое звучание может помочь расслабиться, успокоить сердце, наполнить человека позитивными и бурными эмоциями.

Чаще всего именно флейта становится тем музыкальным инструментом, который ребенок впервые берет в свои руки. Ведь нередко бывает так, что они ее лично изготавливают из подручных материалов.

Необходимо знать некоторое количество отличительных черт звучания флейты.

Незначительной глуховатостью выделяется нижний регистр, хотя он отличается мягкостью и некой душевностью. Однако верхний ряд нот издает пронзительные звуки, с внезапным присвистом.

Как известно, XVII век стал знаменательны событием для поперечной флейты, мастера из Франции улучшили ее, подарив новую жизнь. Больший вклад в судьбу флейты внес Оттетер, ему удалось прикрепить к отверстиям для пальцев специальные клапаны. Имея такие преимущества, как удивительный звук и повышенные технические возможности, поперечная флейта смогла обогнать блок- флейту и занять особое положение в оркестре.

Вариант №2

Флейта относится к деревянным духовым музыкальным инструментам. Звук получается с помощью воздуха, выдуваемого в трубочку, который рассекается надвое. Но деревянной она была только в древности, сейчас их изготавливают в основном из металла.

Флейта считается одним из самых древних музыкальных инструментов. Историки полагают, что она существовала за 35-40 тысяч лет до нашей эры. Прототипом флейты служил обычный свисток. Со временем люди начали прорезать в свистках отверстия для пальцев, что позволило играть музыкальные произведения.

Существует два вида флейт – продольные и поперечные. В свою очередь, продольные бывают открытые, свистковые и многоствольные. Продольная была известна в Древнем Египте, а сейчас используется на Ближнем Востоке. В Европе использовалась в Средние века. С помощью такого инструмента можно выдуть октаву, а интервалы получаются с помощью неполного закрытия отверстий и перекрещивания пальцев. В наше время иногда применяется для исполнения старинной музыки.

Поперечная флейта была известна в древнем Китае, Индии и Японии. В Европу попала в Средневековье, и сейчас остается в списке лидеров самых популярных народных инструментов.

В 17 веке поперечная флейта была улучшена французскими умельцами. В ней, помимо отверстия, появились клапаны, что позволило исполнять полный хроматический звукоряд. После усовершенствований продольная флейта перестала составлять конкуренцию поперечной, и та заняла свое место в симфоническом оркестре.

Самым известным мастером, который внес усовершенствования в инструмент, является Теобальт Бём. После его модернизаций флейта уже почти не менялась. Инструмент претерпел множество изменений, но самым важным, чего добился мастер, можно назвать то, что благодаря новому клапанному механизму стало возможным воспроизводить произведения во всех тональностях. Также, мастер заметил, что чистоту звучания добавляет серебро. Так что в наше время его используют и для дешевых металлических моделей, и для дорогих сплавов из золота и платины.

В настоящее время в оркестре участвует большая флейта, малая, альтовая и басовая.

Интересные факты о флейте:

– Самая большая флейта имеет длину 3, 62 м.

– Для изготовления инструмента используется более чем сотня разных материалов. К ним относятся кость, дерево, хрусталь, пластик, стекло и другие. Даже существует флейта из шоколада.

– Самая дорогая платиновая флейта стоит более 600000долларов

– Самое продолжительное выступление флейтиста длилось более 25-ти часов.

– Флейта единственный духовой инструмент, где воздух вдувают поперек. Затраты воздуха у флейтистов больше, чем у других исполнителей на духовых инструментах.

– На свете существует более тридцати видов флейт

– Во Вьетнаме во время повстанческого крестьянского движения флейты использовали не только как музыкальный инструмент, но и как оружие.

– Считается, что занятия флейтой способствуют развитию интеллектуальных способностей, иммунитета.

1, 2, 3, 4, 5 музыкальный инструмент

Флейта (музыкальный инструмент)

Популярные темы сообщений

Пшеница – травянистое, однолетнее растение, относится к семейству злаковых культур. Ее начали выращивать более 10 тысяч лет назад. В Древнем Египте, при раскопках гробниц были найдены зерна пшеницы.

Давняя Индия страна, которая била 2600—1900 до н.э. Именно в это время она достигла самого большого рассвета в развитии. Индия находилась на территории Азии. Она занимала очень большую территорию,

Холодная война – масштабное противостояние двух блоков государств во главе с США и СССР. Холодная война отличалась очень неустойчивой и опасной политической ситуацией в мире. Было несколько «спадов» и обострений во время этого противостояния,

Флейта – сообщение доклад (2, 3, 4, 5 класс по музыке)

Музыкальный инструмент: Флейта

Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение – заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.

Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук флейты

Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.

Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.

Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.

Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.

Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.

Фото

Интересные факты

  • Образцом самой большой поперечной флейты является инструмент, созданный индийским мастером Бхаратом Сином в Джамнагаре в 2014 году. Длина этой флейты составила 3,62 метра. С ее участием исполняли государственный гимн.
  • Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
  • Титул самой дорогой флейты согласно рейтингу «Форбса» принадлежит инструменту, созданному компанией Powell в 1939 году. Эту платиновую флейту оценивают сейчас в 600 тыс долларов.
  • Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии 31 июля 2011 года на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки.
  • Самое длинное беспрерывное выступление флейтиста продолжалось 25 часов 48 минут и было достигнуто Кэтрин Брукес в Бедворте, Великобритания, 17-18 февраля 2012. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.
  • Флейта – единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба .
  • Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 году. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет.
  • Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.

  • Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
  • На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка, и многие другие.
  • Известно, что при дворе английского короля Генриха Восьмого V была собрана целая коллекция флейт – 72 шт.
  • Президент США Г. Кливленд очень ценил свою хрустальную флейту с золотыми элементами.
  • Во Вьетнаме, в горном уезде Иентхе, во время повстанческого крестьянского движения флейта использовалась не только как музыкальный инструмент, но и холодное оружие. Им подавали сигналы тревоги и одновременно убивали врагов.
  • По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.

Популярные произведения для флейты

Конструкция флейты

Поперечная флейта – продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. В отличие от других инструментов духового типа, звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Тонко изменять звучание инструмента можно за счет смены степени напряжения и формы губ.

Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.

Средний вес флейты – 600 грамм.

Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.

Разновидности флейты

Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо , альтовая и басовая.

Флейта-пикколо – среди духовых самый звучащий инструмент. Строение такое же как и у большой флейты, различие кроется в размерах – она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. В 1-м акте оперы Бизе «Кармен» пара пикколо составила компанию хору мальчиков, смело вышагивающему за строем солдат.

Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.

Басовая флейта – в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы

Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d’Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

Применение и репертуар

Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.

А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя , К.В. Глюка, И. Гайдна , В.А.Моцарта, Л.В. Бетховена . Очаровательная «Мелодия» – популярнейшее соло в опере « Орфей и Эвридика » продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в произведениях В.А. Моцарта . Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен по-своему внедрив ее в симфонический оркестр, примером может послужить увертюра к опере «Леонора».

Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта , Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса .

В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.

Jethro Tull – вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песне Битлз, «You’ve Got to Hide Your Love Away» (Ты должен скрыть свою любовь), на которой играет Джон Скотт. Также в композиции «Пенни-Лейн».

Приемы игры

При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:

Мультифоники — одновременно извлекается два и большее количество звуков.
Whistle tones – негромкий свист.
Танграм- звуки, аналогичные хлопанью ладонями.
Jet whistle – реактивный свист.

Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

История флейты

История флейты уносит нас в первобытное время. Все началось с трубочек, на которых поначалу свистели. Сейчас их называют просто дудочками, которые можно сделать из любого подходящего предмета, например, ручки или коктейльной трубки. Затем люди догадались, что если в трубках вырезать отверстия, которые можно перекрывать пальцами, то можно будет исполнить более сложные по структуре музыкальные произведения – многочисленные напевы и мелодии.

Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.

Читайте также:  Группа Битлз – сообщение доклад (кратко самое главное)

Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.

Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.

Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Доклад по музыке на тему “История развития флейты и техники исполнительского мастерства”

Описание разработки

Введение.

Это мало-построить армии, распушить по штанине канты

Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты.

История исполнительства на духовых инструмунтах насчитывает многовековую историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между пальцами, полых стеблей растений. Возможно кто-то кому-то показывал как это делается, и вот налицо первые уроки, первые попытки передачи своего опыта. Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша или рога животного, он стал активно использовать мир звуков сначала на охоте, войне, затем в различных обрядовых и праздничных церемониях.

Сначала начали замечать разницу в звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых инструментов. Сейчас трудно определить какой инструмент был более древний: флейта, гобой, или труба. Инструмкнты каменного века говорят о том, что уже в древнейшее время зародились три прототипа современных духовых инструментов, основой различия которых является способ звукоизвлечения и звукообразования.

В древней Руси музыка так же имела большое значение, особенно ратная, позднее начала развиваться придворная музыка.

Шло время, духовая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, росло мастерство исполнителей на духовых инструментах.

Цель работоты:

раскрытие технических средств выразительности исполнителя-духовика.

Задача:

экскурс в историю развития флейты; флейта в живописи.

Простейшие виды деревянных духовых инструментов, являвшиеся предшественниками современной флейты, существовали уже в глубокой древности. Это полые стволы камыша, позднее свистульки с двумя, тремя отверстиями, сопелки. Первые археологические находки флейт относятся к 12-14 векам нашей эры.

В 14-15 вв. Флейта уже очень распространена. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра. До 17 века флейты изготовлялись из цельного куска дерева.

Позднее усовершенствовались, добавлялись клапана и различные приспособления, облегчающие игру на инструменте и позволяющие достигать значительной интонационной точности по всему диапазону. Держали флейту в средние века в левую сторону, это показавают и изображения исполнителей тех лет, держащих флейту в левую сторону.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы, это на октаву больше чем в средние века. Оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее в Вероне.

Особый вклад в развитие инструмента, его удобства и улучшения звучания внесли Деннер (1655-1707г) и И. Кванц (1697-1773г). Иоахим Кванц сочинил несколько десятков концертов для флейты. Первые серьезные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце 17 века.

Флейту разделили на три части: головку, тело с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами, и нижнее колено, на котором располагался один или два клапана. Оттетер изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Улучшилось звучание и технические возможности инструмента.

Важным центром флейтовой школы того времени был Берлин, где при дворе Фридриха Второго, который сам был флейтистом и композитором, флейта приобрела особое значение.

Благодаря огромному интересу короля к его любимому инструменту, появились на свет многие поизведения для флейты Иоахима Кванца который был придворным композитором и педагогом Фридриха.

В эпоху Барокко, 18в., для флейты уже пишется много произведений. Сочиняют для флейты И. Бах, И. Стамиц, Ф. Дивьен, Л. Хофман.

Классицизм привнес огромное количество флейтовой музыки. Произведения В. Моцарта, его красивые концерты для флейты, флейты и арфы, сонаты и квартеты для флейты. Серенады для флейты и скрипки Л. Бетховена.

В 1832 году немецкий флейтист и композитор Теобальд Бем после долгих исканий сделал флейту, которая по чистоте строя и удобству игры превосходила прежние инструменты. С небольшими изменениями флейта Бёма дошла до наших дней. Бем перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило красоту звучания.

Во Франции флейта приобрела популярность более, чем в других странах, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории.

В начале 19 века репертуар флейты продолжает пополняться произведениями таких композиторов как К. Черни, И. Мошелес, И. Гуммель, Ф. Кулау.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся произведения Ф. Шуберта, К. Райнеке, для флейты писал Ф. Шопен и Р. Штраус. В это время доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов – Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Чезаре Чиарди, который стал профессором Московской консерватории, Эрнесто Кёллера, Иоахима Андерсена написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляются произведения для флейты с оркестром – Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга и других.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

«Детская музыкальная школа им. Г. Шендерева»

Городского округа Судак

на тему: « История развития флейты и техники исполнительского мастерства»

Осипенко Лариса Ивановна

Преподаватель высшей категории

по классу флейта

Это мало-построить армии, распушить по штанине канты

Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты.

История исполнительства на духовых инструмунтах насчитывает многовековую историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между пальцами, полых стеблей растений. Возможно кто-то кому-то показывал как это делается, и вот налицо первые уроки, первые попытки передачи своего опыта. Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша или рога животного, он стал активно использовать мир звуков сначала на охоте, войне, затем в различных обрядовых и праздничных церемониях.

Сначала начали замечать разницу в звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых инструментов. Сейчас трудно определить какой инструмент был более древний: флейта, гобой, или труба. Инструмкнты каменного века говорят о том, что уже в древнейшее время зародились три прототипа современных духовых инструментов, основой различия которых является способ звукоизвлечения и звукообразования.

В древней Руси музыка так же имела большое значение, особенно ратная, позднее начала развиваться придворная музыка.

Шло время, духовая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, росло мастерство исполнителей на духовых инструментах.

Цель работоты: раскрытие технических средств выразительности исполнителя-духовика.

Задача: экскурс в историю развития флейты; флейта в живописи.

Простейшие виды деревянных духовых инструментов, являвшиеся предшественниками современной флейты, существовали уже в глубокой древности. Это полые стволы камыша, позднее свистульки с двумя, тремя отверстиями, сопелки. Первые археологические находки флейт относятся к 12-14 векам нашей эры.

В 14-15 вв. Флейта уже очень распространена. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра. До 17 века флейты изготовлялись из цельного куска дерева. Позднее усовершенствовались, добавлялись клапана и различные приспособления, облегчающие игру на инструменте и позволяющие достигать значительной интонационной точности по всему диапазону. Держали флейту в средние века в левую сторону, это показавают и изображения исполнителей тех лет, держащих флейту в левую сторону.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы, это на октаву больше чем в средние века. Оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее в Вероне.

Жозеф Мари Вьен. Аллегория музыки

Особый вклад в развитие инструмента, его удобства и улучшения звучания внесли Деннер (1655-1707г) и И. Кванц (1697-1773г). Иоахим Кванц сочинил несколько десятков концертов для флейты.Первые серьезные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце 17 века.

Флейту разделили на три части: головку, тело с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами, и нижнее колено, на котором располагался один или два клапана. Оттетер изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Улучшилось звучание и технические возможности инструмента.

Важным центром флейтовой школы того времени был Берлин, где при дворе Фридриха Второго, который сам был флейтистом и композитором, флейта приобрела особое значение. Благодаря огромному интересу короля к его любимому инструменту, появились на свет многие поизведения для флейты Иоахима Кванца который был придворным композитором и педагогом Фридриха.

В эпоху Барокко, 18в., для флейты уже пишется много произведений. Сочиняют для флейты И.Бах, И.Стамиц, Ф.Дивьен, Л.Хофман.

Классицизм привнес огромное количество флейтовой музыки. Произведения В.Моцарта, его красивые концерты для флейты, флейты и арфы, сонаты и квартеты для флейты. Серенады для флейты и скрипки Л.Бетховена.

В 1832 году немецкий флейтист и композитор Теобальд Бем после долгих исканий сделал флейту, которая по чистоте строя и удобству игры превосходила прежние инструменты. С небольшими изменениями флейта Бёма дошла до наших дней. Бем перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило красоту звучания.

Во Франции флейта приобрела популярность более, чем в других странах, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории.

В начале 19 века репертуар флейты продолжает пополняться произведениями таких композиторов как К.Черни, И.Мошелес, И.Гуммель, Ф.Кулау.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся произведения Ф.Шуберта, К.Райнеке, для флейты писал Ф.Шопен и Р.Штраус. В это время доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов – Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Чезаре Чиарди, который стал профессором Московской консерватории, Эрнесто Кёллера, Иоахима Андерсена написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляются произведения для флейты с оркестром – Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга и других.

В 20веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большинство флейтистов играют на флейтах системы Бёма. Инструменты в большинстве деревянные, хотя все больше и больше производится металлических флейт и они приобретают все большую популярность.

Картины Роберта Штерла

Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель,Филипп Гобер, Марсель Моиз делает Францию кузницей шедевров флейтового репертуара. Ярко показали себя представители французского импрессионизма в музыке и их последователи –Клод Дебюси, Эдгар Варез, Габриэль Форе, Франсис Пуленк,Эжжен Бозза,Артур Онеггер, Жюль Муке и другие.

Флейта постепенно завоевывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита, концерты для флейты Карла Нильсена и Жака Ибера, Богуслава Мартину, Франка Мартэна. Пишут для флейты композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

2. Штрихи и техника их исполнения.

2.1.Особенности звукоизвлечения на духовых инструментах.

Исполнитель на духовых инструментах должен брать быстро и энергично дыхание, а выдох может быть то равномерным, то ускоряемым, то замедленным. Кроме дыхания на качество и красоту звука влияет работа языка, работа мышц ребер, диафрагмы, сила и подвижность губ, т.е амбушюрный аппарат. Амбушюр – совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении. Развитие силы и подвижности губ помогает исполнителю выработать звук высокого качества.

Также важен артикуляционный аппарат, который влияет на атаку звука, которая может быть мягкой, твердой и вспомогательной.

2.2 Понятие- штрихи.

Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в понятие штрих ( от немецкого черта).

В нотной записи штрихи отличаются как различными словами, так и графическими знаками в виде точек, лиг, черточек, заостренных клиньев, вилочек и условно объеденяются в группы.

Первую группу составляют штрихи исполняемые твердой атакой. Детеше (фран.- отделять) –самый употребляемый штрих, для выполнения которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. В нотном тексте не имеет обозначения.

Маркато (итал.-подчеркивать) – это акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности. Обозначается в нотах акцентами (вилками).

Стаккато(итал. – отрывисто) – прием исполения коротких, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками.Отрывистое исполнение достигается сокращением длительности звуков, путем прекращения соответствующими движениями языка подачи воздуха в инструмент. При этом между звуками возникают паузы. Чем бльще паузы, тем короче звуки,и, следовательно острее стаккато.

Характер этого штриха может быть разнообразным. Особо внимания заслуживает штрих двойного стаккато. Заключается он в том,что при отрывитом исполнении доступ воздуха в инструмент прерывается то концом языка,выдвигаемым вперед, то заденей его частью,прижимающейся к мягкому небу, происходит как бы чередование соглпасных: «т» и «к». Этот прием позволяет исполнять самые разнообразные пассажи штрихом стаккато с большой скоростью, недоступной при исполнении при простого стаккато.

Читайте также:  Русская духовная музыка - доклад сообщение

Этот способ исполнения двойного стаккато в настоящее время полностью освоен и широко применяется флейтистами.Двойное стаккато отличается от простого только быстротой и большей легкостью звучания.

Для нормального развития техники исполнения различных штрихов не стоит откладывать работу над ними на слишком поздний период обучения.Как только учащийся твердо усвоил основные приемы исполнения на инструменте, развитие его должно идти по всем направлениям.

Штрих легато (итал. связно) состоит в том, что переходы от одного звукаа к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке, атака производится лишь в начале первого звука. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте лигой – дугообразной линией между нотами.

Каждый из перечисленных штрихов может иметь свои оттенки, которые зависят во многом от регистра, динамики, темпа и характера исполняемого произведения.Материалом для тренировки обыкновенно служат написанные для этой цели этюды, а также систематически изучаемые гаммы и арпеджио.Полное овладение мастерством исполнения штрихов завершается в работе над музыкальным произведением, заключающем в себе соответствующий этой цели материал.

В работе над штрихами необходимо точное совпадение движений языка и пальцев, ученик должен привыкать к чистому исполнению звуков без призвуков, это трудная и продолжительная работа, требующая систематического развития.

В данном докладе были раскрыты основные приемы технических средств выразительности, а именно характеристики штрихов, их применение.

Использованы иллюстрации картин древних мастеров, на которых хорошо видно, как выглядела флейта много веков назад, как совершенствовалась, завоевывая все больше горячих поклонников. Рассказывается о композиторах, которые своими произведениями популяризировали этот старинный и вместе с тем современный красивый инструмент.

Целесообразность работы состоит в том, что она поможет провести преподавателю классый час, на соответствующую тему, или родительское собрание, может быть зачитана на методическом совещании. Наличие иллюстраций в данной работе будет интересна детям, обучающимся игре на флейте, так как они интересно и выразительно показывают этапы становления и развития инструмента.

Список использованной литературы:

В. Иванов « Школа академической игры на саксофоне». Москва 2003г.

И. Платонов « Школа игры на флейте» Москва 2003г.

Материалы сети Интернет «История флейты в живописи»

Сообщение о флейте – описание, виды и происхождение музыкального инструмента

Особенности звучания

Упоминание этого инструмента часто можно встретить в фольклоре разных стран. Ему часто присваивают разные магические свойства. Неудивительно, ведь звук, который можно услышать, действительно волшебный. Мелодическое звучание инструмента в руках мастера завораживает сердца многих и надолго остается в памяти.

Нижний регистр глуховат, но это придает звукам некую мягкость и душевность. Если говорить о среднем диапазоне, то уши человека воспринимают такую мелодию с достаточной ясностью и прозрачностью. Верхние ноты звучат с большим присвистом, но в то же время необычайно пронзительно.

Акустика флейты тоже восхищает: пиано звучит немного ниже обычно, а форте наоборот — выше. При регулировке силу воздуха на выдохе изменяется характер высоты звучания, но при этом обязательно нужно закрывать определённые клапаны на инструменте. Создают флейты из самых разных материалов. Целых 3 октавы занимает диапазон звучания флейта, если быть точным, то это от ноты до первой октавы до ноты до четвертой.

Строение поперечной флейты

Если рассматривать строение этого музыкального инструмента, то это будет, грубо говоря, трубка, которая похожая на длинный цилиндр, её средняя масса — 600 граммов. Это, можно сказать, и есть ее определение. В ней имеются 16 дырочек, которые закрываются специальными мембранами.

С одного конца можно увидеть специальное отверстие для губ музыканта. В наше время флейты имеют своеобразное внутреннее устройство:

Чтобы игра была идеальной, музыкант обязан правильно управлять губами и делать нужную форму губ. Интересным фактом можно считать ее уникальность, потому что, в отличие от других духовых, воздух нужно вдувать поперек, это значит, что флейтисты тратят больше силы и воздуха на игру.

История создания инструмента

Если смотреть на историю флейты, то её прототипом была обычная трубка, в которую свистят. Её можно было найти ещё в первобытное время. Потом дудочки делали уже со специальными дырками на ней, который очереди закрывали, чтобы получить музыку — это и были первые флейты. Сначала ею пользовались для того, чтобы управлять животными, например, овцами. Затем её уже можно увидеть в различных обрядах.

В IX веке до нашей эры уже стали распространяться флейты поперечного типа, но только в Китае. Потом они попали в Индию, Пакистан и Византию. Если говорить о Европе, то с таким изобретением европейцы познакомились только в Средневековье.

В XVII веке француз Жак Оттетер, немного усовершенствовал духовой инструмент, позволив ему уже принимать участие в различных оперных оркестрах.

Но самый совершенный вариант флейты создал Теобальд Бём в XIX веке в Германии. Уже после его доработок больше никто стал добавлять что-то новое к такому волшебному по звучанию устройству. Тогда уже игра на этом прекрасном инструменте являлась признаком прекрасного тона и непременным элементом высшего общества.

Многообразие видов

Если говорить кратко, то сегодня существует четыре основных вида этого инструмента: большая поперечная (обычная), пикколо, альт и бас. Если нужен холодноватый, но, в, то же время, разнообразный тембр, тогда берут стандартную концертную флейту. Её описание есть выше.

Если с обычной концертной все, кажись, понятно, то флейта-пикколо звучит ещё на октаву выше, чем большая, при этом звук намного острее. Она ещё отличается размером, ведь будет в два раза меньше, чем поперечная.

Бывают инструменты ниже по звучанию Например, альтовая имеет совсем другое строение системы отверстий и размер побольше концертной. Диапазон — от соль малой октавы до ре третьей октавы.

Кроме того, существует ещё и басовая, с низкими нотами: от си большой октавы до фа второй октавы.

Применение в искусстве

В искусстве для этой небольшой трубки придумали множество невероятных смыслов, от образа мирной и тихой сельской жизни до любовно-лирических, иногда трагических, чувств героев. Ведь поэтическая зачарованность, импровизация, утонченность, простота, идиллия, свобода — все эти образы являются взглядом человека на непостоянную природу. И именно то, он увидел в этой, постоянно приобретающий новый вид, жизни и выливается в музыку.

Флейта при всей, как кажется на первый взгляд, простоте удивляет многие:

  • Во-первых, своей историей.
  • Во-вторых, своим диапазоном.
  • В-третьих, удивительным звучанием и способностью передавать чувства и переживания.

Она не оставила равнодушным никого. Ведь за все время своего существования успела побывать во всех странах.

Много художественных и литературных произведений, что так или иначе связаны с флейтой. Можно смело говорить, что количество видов флейты пропорционально количеству созданных для и про неё произведений искусства.

В конце рассказа о флейте хочется сказать, что хоть и понадобились тысячелетия, чтобы обычная дудка стала прекрасной, но зато теперь у нас есть такой удивительный, незаменимый и волшебный музыкальный инструмент. В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в общем хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы ясно слышим знакомый голос колоратурного сопрано симфонического оркестра — флейты.

Таким образом, дети, знакомясь на уроках музыки в классе с происхождением, историей возникновения музыкальных инструментов, смогут лучше понять великую музыку. Для этого учителя задают им создавать краткие проекты о том или ином инструменте.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


реферат Музыкальный инструмент флейта
Тип работы: реферат. Добавлен: 25.02.14. Год: 2013. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru:


Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
______________________________ ______________________________ _________________

Музыкальный инструмент флейта
реферат

Выполнила: Кудзоева Диана Олеговна
студентка 1 курса факультета искусств
кафедры хореографии
Проверил: Воронов Алексей Михайлович
доцент кафедры хореографического искусства

СОДЕРЖАНИЕ
I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов
I.1 Флейта в Древнем мире
I.2 Флейта в Средние века
II. Флейта в России. Существование флейты в России как народного инструмента.
III. Строение, особенности и применение современной флейты
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
В этой работе содержится материал, касающийся истории возникновения и развития флейты в мире и в России. Настоящий реферат позволяет ознакомиться с различными видами флейт, начиная от простейших, известных ещё в древности, и заканчивая видами, появившимися уже в XX веке.
Тема данного исследования – развитие флейты, её значение в музыкальной культуре различных исторических эпох.
Цель: ознакомление с историческими фактами существования флейты от древних времён до современности, особое внимание уделяется развитию флейты в России.
В качестве объекта исследования выступают исторические факты, а его предметом является сам инструмент.
Цель, объект и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
Изучение исторической, учебной и биографической литературы;
Установление достоверности, целесообразности и актуальности тех или иных фактов.
В ходе работы был использован метод теоретического исследования.
Ход и результаты исследования изложены в следующей структуре: введение, три главы и заключение, так же представлен список используемой литературы и приложения, четкого представления о разновидностях флейты.

I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов
I.1 Флейта в Древнем мире
Продольные, поперечные и многоствольные флейты зародились в глубокой древности. Они изготавливались из тростника, из стручков, свернутых в трубочку, из древесных листьев, кости животного, морских раковин и других природных материалов. Эти примитивные духовые инструменты использовались и в быту, повседневной жизни. В свою очередь многочисленные документы истории, различные исследования, находки археологов, подтверждают, что флейта и её прототипы являются древнейшими среди духовых инструментов.
Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, он стал активно использовать мир звуков, а постепенно и совершенствовать эти простейшие музыкальные инструменты. Среди материальных остатков культуры народов, живших за несколько тысячелетий до наступления нашей эры, встречаются флейты в виде костяных, тростниковых и глиняных дудочек. Они существовали у многих народов под разными названиями. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия.
На продольной флейте иногда имелось особое приспособление для извлечения звука, которое в наше время применяется на блокфлейте. Флейта Пана имела несколько стволов, каждый из которых, в свою очередь мог издавать один или два звука (за счет передувания) различных по высоте. С расцветом культуры она претерпела изменения.
По новейшим предположениям родиной поперечной флейты признана Азия. В те времена флейта была неотъемлемой спутницей барабана: использовалась в войсковых частях. До сих пор на Земле Басков дудочка-флейта (тхироля) применяется совместно с маленьким барабаном (тамбурином) в “народном музицировании”.
Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура Древнего Китая. В основе духового инструментария лежали флейтовые типы: сяо (продольная глиняная флейта), пайсяо (разновидность флейты Пана, с двенадцатью бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта, с 3-6 игровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др. Звучат все эти флейты мягко и нежно.
В Индии самый распространённый духовой инструмент древности – ванша (разновидность поперечной флейты), по преданию на ней играл бог Кришна.
В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, “флейта Пана”) и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта “фригийская”, “простая”, “двойная” только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет – простенькая дудочка с “пищиком” и несколькими дырочками и клапанами.

I.2 Флейта в Средние века
Период средневековья характеризуется возникновением инструментальных ансамблей при дворах. В моде была продольная и поперечная флейта. В эпоху Ренессанса в Венеции и Болонье делались лучшие духовые инструменты. До конца 16 века исполнители пользовались продольными флейтами разных размеров – дискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Диапазон их колебался в пределах от 2-х до 2,5 октав. Звук их был приятным, мягким, но очень слабым, маловыразительным, неровным по силе и не всегда точным по высоте. Причина была в том, что игровые отверстия были расположены там, где удобно закрывать их пальцами, а не исходя из требований акустики.
В 17 веке возникли первые оркестры. Монтеверди в опере “Орфей” в группу духовых инструментов оркестра ввёл лишь одну маленькую флейту, которая исполняла безмятежные пастушьи наигрыши, создавая пасторальный колорит ряду сцен. По мере развития оркестра роль флейт возрастала, и в операх немецкого композитора Г. Шюца они уже не только сопровождали пение, но обогащали его, дополняли и соревновались с ним.
Есть предположение, что поперечная флейта возникла в Германии. Изготавливалась она из одного куска дерева, имела 6 отверстий, прикрываемых пальцами и одного для вдувания воздуха. Старонемецкая флейта охватывала 2,5 октавы – от ре первой до ля третьей. Канал ствола был коническим, суживающимся к концу, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным (хотя более громким, чем у продольной), а главное более выразительным. Все звуки соответствовали основным дырочкам, а промежуточные “хроматические” ступени получались при помощи “раздвоенной аппликатуры” или “вилочной хватки”. Сверление трубки старонемецкой флейты имело обратноконическое сверление, при котором наибольший размах поперечника приходился на “головку” флейты, а наименьший – на её “лапку”, т.е. сверление суживалось к нижней части инструмента, что позволяло удобно разместить пальцы на поверхности флейты. В Англии в эпоху Возрождения в театральном оркестре флейта использовалась в сценах свадеб. Тогда же впервые знаменитым английским композитором Пёрселлом была написана Соната для флейты.
Семнадцатый век – свидетель появления и закрепления в оркестровой практике поперечной флейты. Первым, кто ввёл ее в оперный оркестр, как постоянный инструмент, был Люлли (в оп. “Изида”). Но в его оркестре флейты ещё были продольными. Прямую флейту (или флейту с наконечником) держали перед собой; она обладала поэтичным звуком, за что её называли “нежная флейта”. Однако поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, т.к. обладала более сильным звуком и легко поддавалась различным усовершенствованиям. Поэтому к середине XVIII века она окончательно вытеснила из симфонического оркестра продольную флейту.
Как сольный концертный инструмент поперечная флейта почти не применялась. В этой роли выступали различные виды продольных флейт. Признание же её в качестве художественно-концертного инструмента произошло во Франции, где мастера начали заниматься её усовершенствованием. Так, в 1695 году был применён клапан ре-диез, в конструкцию внесены улучшения: точное сверление канала, облегчающее взятие верхних звуков, сделало их красивыми, певучими. Для подстройки флейты вставлялись деревянные кольца в канал раздвигающейся головной части. Удобные тональности для такой флейты были Соль-мажор, Ре-мажор и До-мажор. В них и писали композиторы. Во Франции продольные флейты получили обозначение “немецкая флейта”. Широко известны имена двух французских флейтистов XVII века – Декато и Фильбер.
В это же время появляются первые педагогические методы обучения игры на флейте (“Искусство игры на поперечной флейте” Опетера, 1707 г.).

Читайте также:  Камерная музыка - сообщение доклад

II. Флейта в России
На Руси существовали различные виды флейт, причем их возникновение имеет глубокие народные корни. Истоки духового искусства как, в частности, и самого духового инструментария, связаны с народной музыкальной жизнью. Исследуя древние русские традиции в области игры на духовых инструментах, можно обнаружить их общность с традициями славянских народов.
Восемнадцатый век охарактеризован коренным переломом в культурной жизни России. Приобретает регулярный характер театральная деятельность, где возрастает значимость музыкального сопровождение, что в свою очередь повлекло за собой увеличение числа инструменталистов.
Петр I придавал музыке, как и другим видам искусства, важное государственное значение. Он явился создателем и преобразователем военно-оркестровой службы в России.
В музыкальном исполнительстве XVIII в. всё чаще стала появляться поперечная флейта. Этому во многом способствовали реформы Петра I, коснувшиеся буквально всех сторон культурной жизни России восемнадцатого века. Так, например, согласно приказу от 1711 года, в каждую воинскую часть вводился небольшой духовой оркестр. Петром I осуществляются широкие мероприятия, связанные с подготовкой и обучением отечественных военных музыкантов. Для этого в армию приглашались иностранные музыканты, которые должны были обучать русских молодых людей игре на д/и, в частности, на флейтах. Также, Петр I выписывает из-за границы и различные духовые инструменты.
Постепенная популяризация духовых инструментов в XVIII веке привела к расширению их роли в придворной жизни. Очень модной становится в это время светская музыка, причем ведущая роль в ней стала принадлежать духовым инструментам. Ассамблеи, маскарады и другие празднества в то время сопровождались духовой музыкой.
Однако придворная музыкальная жизнь с её засильем иностранных певцов, инструменталистов, композиторов не была той основной линией, по которой развивалось отечественное исполнительское искусство и вместе с ним флейтовое исполнительство. Истоки русского оркестрового и сольного исполнительства своими корнями уходят в сферу усадебного крепостного музицирования. Именно там зарождалась основа русского музыкального профессионализма. В этой среде возникают первые крепостные оркестры восемнадцатого века, ставшие впоследствии широко известными. Сюда можно отнести оркестра Шереметьевых и Долгоруких. Для обучения молодых крепостных музыкантов организуются специальные классы, в которых преподавались так же духовые инструменты.
Имеющиеся данные о начале музыкального образования в России сводятся по сути дела к перечню нескольких крупных иностранных музыкантов, преподававших музыку при дворе. О том, какими музыкальными педагогами довольствовалось дворянство можно судить лишь по случайным газетным объявлениям, в которых неизвестные никому лица, преимущественно иностранцы, предлагали свои услуги в качестве преподавателей музыки. Особый интерес представляет запись “об учреждении училища музыки в столичном городе Москве” она свидетельствует о существовании частной консерватории в 70-х годах XVIII века. В записи также указывается, что в организованном Керцелли музыкальном училище могут обучаться “благородное дворянство, мещане и крепостные люди. В училище производится обучение сочинению музыке, генерал-басу, скрипке, виолончели, валторне и флейте”.
Большую роль в подготовке музыкальных кадров в России сыграл и так называемый Шляхтинский корпус, открытый в 1756 году.
Весьма разнообразной была музыкальная подготовка, которую получала дворянская молодежь. Они могли обучаться, на выбор, либо в Академической гимназии Московского университета, либо в одном из многочисленных частных пансионов, среди которых следует отметить музыкальную школу при крепостном оркестре графа Шереметьева.
Одной из форм приобщения к музыке было и камерное ансамблевое исполнительство, пользовавшееся большой популярностью у русской дворянской интеллигенции восемнадцатого века. В этих домашних музыкальных “упражнениях” вместе с любителями принимали участие и профессиональные музыканты.

Так, современники вспоминают, что любитель-флейтист князь П.И. Репин часто выступал в доме графа Шереметьева в составе профессионального оркестра. Репин считался одним из “сильных” музыкантов, среди которых были так же скрипачи Г.Н. Теплов и С.П. Ягужинский.
В связи с растущей популярностью флейты начинают появляться на концертной эстраде и выделяться в придворных оркестрах первые русские придворные музыканты-духовики. Так, в Петербургском придворном театре выделяются имена “флейттраверсистов” Василия Михайлова, Данилы Калашникова, Егора Каратыгина.
Наш обзор музыкальной жизни России XVIIIвека будет недостаточно полным, если мы не выделим некоторые гастроли иностранных исполнителей сыгравших значительную роль в пропаганде духовой музыки. Так, в России гастролируют известные инструменталисты-виртуозы. Сюда прежде всего следует отнести известного флейтиста Христиана Гартмана. Также следует выделить римскую певицу и флейтистку Юлию Катальди
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Проект Удивительный мир флейты

Музыка – это голос души, готовый играть по твоему настроению.

Удивительный мир флейты

3«Б» класс школа №29

Медленно, очень тихо, словно боясь потревожить кого–то, в нашу жизнь входит музыка. Знакомая, любимая. Мы узнаем ее ласковую и задумчивую, а может быть радостную и торжественную мелодию. Мы постоянно говорим: «Звучит музыка». А как она звучит, почему она звучит? Что заставляет мелодию звучать, так или иначе? Как извлекаются звуки из музыкальных инструментов?

Скромна, изящна, невесома,

Но лишь услышишь первый звук,

Наполненный любви истомой,

И всё меняется вокруг.

Как будто с голубиной стаей

Паришь свободно в небесах,

Летишь, несбыточно мечтая,

С улыбкой лёгкой на устах.

Вот голос флейты тише, глуше.

И слышно лишь биение крыл.

Её чарующую душу

Недаром. Моцарт полюбил.

Автор: Jevgenija Taranova

Меня зовут Мазилова Виктория, я ученица 3 класса школы №29, а ещё я ученица детской школы искусств по классу флейты.

Я мечтала научиться играть на музыкальном инструменте. Родители мне посоветовали выбрать флейту, и вот уже третий год я учусь играть на этом замечательном инструменте. Конечно же, у меня не сразу всё получалось, даже бывало, что мне хотелось бросить это занятие, но чем дальше я занимаюсь, тем больше понимаю, что флейта – это часть моей жизни.

Но играть на флейте – это одно, а мне хотелось знать, как появилась флейта, есть ли у неё прототип? Стану ли я настоящей флейтисткой?

Цель моей работы:

узнать, какой инструмент явился прообразом флейты.

– изучить историю возникновения флейты;

– учиться работать с дополнительной литературой, расширять кругозор;

– узнать виды флейт;

– выявить влияние игры на флейте на духовный мир и на здоровье человека;

– рассказать о результатах исследования ученикам моего класса.

если каждый день упражняться в игре на флейте, то можно стать хорошим музыкантом?

2. История появления флейты.

Флейта – это музыкальный инструмент, который относится к деревянно-духовой группе.

Духовые инструменты – это инструменты, звук которых образуется от вдувания воздуха в трубу. Одна из легенд гласит, что человек придумал флейту, когда услышал, как поёт обломанный ствол тростника под действием ветра. Он вырезал из этого ствола трубочку, сделал в ней отверстия и стал играть на ней. Название этот инструмент получил от латинского слова flatus (флатус) – дуновение.

Бамбуковая флейта – это изумительный природный инструмент. Бамбук и тростник являются готовой природной трубкой, и везде, где они растут, из них делают дудки, сопилки, свирели, флуеры – в каждой культуре найдется свое название, но всех их объединяет одно – все это флейты по способу извлечения звука.

Изготавливаются флейты из таких материалов, как: дерево, пластик, стекло, слоновая кость. А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

Прототипом современной флейты является обычный свисток. Изначально свисток представлял простую трубочку с одним отверстием, издающим звуки высокой частоты. Со временем в свистке появились специальные прорезы для пальцев, что послужило к формированию свистковой флейты. Наиболее древнее время изобретения флейты археологи называют 35-40 тысяч лет до н. э., что доказывает древность этого музыкального инструмента.

Я узнала, что также прототипом флейты является и окаримна — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Она представляет собой небольшую камеру с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно, выполнена в керамике, но иногда изготовляется из пластика, древесины, стекла или металла.

3. Разновидности флейт.

Ныне существует огромное количество разновидностей, видов и подвидов флейт, которые используются как в качестве солирующего инструмента, так и в качестве одного из инструментов оркестра. Существует продольная флейта, поперечная, блок-флейта, флейта-пикколо и пан флейта (флейта Пана).

Древнему Египту продольная флейта полюбилась еще 5 000 лет назад и с тех пор стала одним из самых известных духовых музыкальных инструментов на всем Ближнем Востоке.

Блок-флейта разновидность продольной флейты. Инструмент, на котором играют все – от детей до профессионалов. Этот инструмент легок в освоении, компактен, сладкозвучен, удобен. Блок-флейту можно встретить на концерте старинной музыки, так как это популярнейший инструмент средневековья, у хиппи на Арбате, у начинающих музыкантов-духовиков.

Пан флейта, или флейта Пана, была названа в честь древнегреческого бога Пана, неразлучной спутницей которого и был подобный музыкальный инструмент, имеющий в то время название сиринга.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий бог лесов по имени Пан. Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Флейта –пикколо. В два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

4. Флейта – удивительный музыкальный инструмент.

Я хочу подробнее рассказать о поперечной флейте.

Еще в 19 столетии флейта считалась элементом высшего общества, эстетичная игра на ней приветствовалась в каждом кругу общения и всегда была признаком прекрасного тона и вкуса.

На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй, русский композитор Александр Бородин.

Флейта – это чудесный инструмент. Единственный из всех, который наиболее точно может приблизиться к звуку человеческого голоса.

Флейта – это инструмент, который прекрасно звучит в ансамбле. Безумно красивы ансамбли флейты и гитары. Эти два инструмента создают необыкновенно мягкое, переливистое звучание, в то же время имеющие способность передать стремительность, яркость, остроту произведения.

Секрет флейты ещё и в том, что она не только прекрасный музыкальный инструмент, способный дарить радость. Она – прекрасное лечебное средство, прекрасный целитель. Вдыхая и выдыхая, вы освобождаете свой организм от негативной энергии, которая нарушает жизненные процессы в вашем организме.

Игра на любом духовом деревянном инструменте рекомендуется детям (и взрослым), страдающим заболеваниями дыхательных путей.

Я очень трепетно отношусь к своему инструменту. Флейту необходимо проветривать после каждого сеанса игры или учебы. Нельзя хранить флейту у батарей центрального и местного отопления, обогревательных приборов, хранить и использовать на холоде. Инструмент надо хранить и переносить из помещения в специальных чехлах по размеру флейты. Конечно, нельзя ронять и бросать флейту, надо относиться к ней бережно и нежно.

Играть на флейте необходимо как можно чаще. Тогда флейта сонастроится с вами и вам будет “разговаривать” с ней легче.

Когда ко мне приходит усталость, делается немного грустно и хочется хотя бы на время уйти от мирской суеты, я беру в руки флейту. Я ещё не профессиональный музыкант, но у меня есть музыкальный слух, я сердцем чувствую звуки, они помогают сосредоточиться.

Сначала, когда вы только начинаете знакомиться с флейтой, у вас, как правило, ничего не получается. Вначале никто не умеет. Но очень скоро появится звук. Сначала странный и неуверенный. Потом все лучше, чище. И придет радостное ощущение.

Я узнала, что прототипами флейты являются свисток и окарина.

Я изучила виды флейт.

Я поняла, что игра на флейте, это не только красиво, но и полезно для здоровья.

Играя на флейте, духовный мир человека становится богаче.

Чтобы стать настоящим музыкантом, нужно каждый день упражняться в игре на флейте и очень любить своё занятие.

Ссылка на основную публикацию