Музыка в кино – сообщение доклад (5, 9 класс. Искусство)

Музыка в театре и кино

Музыка как самый сложный для восприятия, но в то же время понятный всем вид искусств, отображающий человеческие чувства и эмоции. Религиозные сюжеты в основе польской мистерии. Театр Итальянского Возрождения и зарождение оперы. Первый мюзикл в России.

РубрикаМузыка
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления17.06.2016
Размер файла425,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Институт Современного Искусства»

Реферат По дисциплине: Феноменология музыкального искусства

Тема: Музыка в театре и кино

Выполнила: студентка ВВЭ-1

Музыка, на мой взгляд, самый древнейший и самый самодостаточный вид искусства. Древнейший, потому что первые формы музыки были возможны ещё тогда, когда даже человек не появился, как то музыка ветра, музыка дождя, пение птиц, и прочие явления, не зависящие от человека. Конечно, тогда ещё это нельзя было назвать искусством, однако в той или иной степени, это всё-таки музыка.

А самодостаточный, потому что любому другому виду искусства нужна Муза, а музыка является первоисточником, самой Музой. Отпечаток музыки можно проследить во всех видах искусства, посему не стоит умалять её значения. Скульптура – это музыка в камне, в поэзии есть размер и ритм, подобно музыке, «звучат» также и картины, и фотографии, и любое танцевальное па, театр и кино невозможны без музыки.

Музыка также самый сложный для восприятия, но в то же время и понятный всем вид искусств. Она может выразить любые человеческие чувства и эмоции даже тогда, когда все остальные виды искусств уже бессильны. Именно поэтому оперы и балеты по всему миру интересны и понятны миллионам людей, независимо от их национальности.

Музыка преодолевает языковой барьер, попадая прямо в сердце, и её по праву можно назвать Царицей искусств.

Музыка в театре

Музыка приходит в театр в V в. До н.э. в Греческих Античных трагедиях, где неотъемлемой частью любого спектакля был хор. Занимая своё место на орхестре, он распевал стихи, осуждая или оправдывая действия главных персонажей. У актёров тоже жест и слово плавно переходили в пение, создавая тем самым максимальную эмоциональную наполненность. В хоре как правило было 12-15 человек, но он действовал от первого лица, подчёркивая тем самым единство народного мнения. Также функция хора состояла в том, чтобы создавать определённую атмосферу в той или иной сцене.

Античный театр сменил театр Средневековья. В польской мистерии XVI в. в основе лежали религиозные сюжеты, и конечно же и здесь не обошлось без музыки. Больше того, она составляла большую часть пердставления. Естественно, что религиозные постановки были насыщены именно духовной музыкой: это литургии и мессы, исполняемые церковным хором.

Следом пришёл театр Итальянского Возрождения в воплощении комедии Дель Арте, где музыка опять же играла немаловажную роль. Появляется оркестр, пусть ещё не очень многочисленный, и состоящий из гитар, труб, барабанов и прочих ударных инструментов. Он сопровождает, например, комические номера Арлекина или лаццы.

Примерно в это же время в Италии начинает зарождаться опера. Молодой жанр, тесно связанный с профессиональным драматическим театром, и выводящий на первый план актёра-исполнителя, певца, требовал уже не просто мелодекламации, а именно пения. В связи с этим появляется римская оперная школа, а в 1637г. в Венеции был открыт первый публичный оперный театр. Тогда же в Венеции появляются первые законченные вокальные формы: арии, дуэты, терцеты.

Первой немецкой оперой считается опера Генриха Шютца «Дафна», написанная на немецкий перевод либретто Ринуччини, хотя на самом деле это была разговорная драма с некоторыми музыкальными вставками.

Во Францию опера начала приходить во времена Людовика XIII, когда кульминацией придворных празднеств становился балет, местами сопровождающийся пением.

В России традиция музыкального театра берёт своё начало на народных гуляниях со скоморохами, песнями, плясками и острыми частушками. Однако родоначальником настоящей профессиональной именно русской оперы считается М.И. Глинка с его оперой «Жизнь за царя».

Во второй половине XIX в. в Америке зарождается совершенно новый, одновременно похожий на всё, и не похожий ни на что из того, что было раньше, жанр музыкального театра. Имя ему – мюзикл. Первым в истории мюзиклом считается Нью-Йоркская постановка «Black Crook», в которой соединились элементы вокала, романтического балета, мелодрамы. Позднее в американском мюзикле появились мотивы джаза и регтайма, исполняемые популярными артистами. На заре своего существования мюзикл определялся как лёгкий жанр, и назывался также музыкальной комедией. Многие мюзиклы, поставленные в 60е-70е годы XX столетия стали настоящими хитами, и известны по сей день. Например, “Hair”, “Jesus Christ Superstar”, “Cats”, “Phanthom of the opera”.

Во Францию мюзикл пришёл значительно позже, и был менее зрелищным, чем на Бродвее, больше напоминая эстрадные концерты. История Французского мюзикла началась в постановки “Starmania”, ставшей легендой и классикой жанра, и не однократно возрождавшейся в разные годы и с разным актёрским составом. За Старманией последовали нашумевшие “Notre Dame De Paris” и “Romeo et Juliette. De la haine, a l`amour”, после которых уже чётко сформировался отдельный жанр именно французского мюзикла. музыка мюзикл мистерия опера

Первыми шагами в России в жанре, приближённому к мюзиклу была рок-опера Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», поставленная в 80-е годы в театре Ленком. Позже, в начале 90-х Павел Хомский поставил в театре Моссовета, привезённую из-за рубежа и переведённую на русский язык рок-оперу «Иисус Христос – Суперзвезда». Но первым мюзиклом в полном смысле этого слова стал польский мюзикл «Метро», прогремевший в Театре Оперетты в 1999 году, и подаривший нам плеяду молодых артистов мюзиклов, которые и по сей день работают именно в этом жанре.

Сейчас в современном музыкальном театре популярен именно этот жанр, так как он сочетает в себе абсолютно все способы творческого самовыражения, воспитывая универсальных артистов, которые должны одинаково профессионально петь, танцевать, и при этом быть невероятно одарёнными драматическими актёрами. Несмотря на это мюзикл остаётся лёгким для восприятия жанром с популярными запоминающимися мелодиями, которые в состоянии напеть любой зритель, выходящий со спектакля.

Многие мюзиклы существуют также в кино-версиях, что заставляет нас плавно перейти к теме музыки в кино.

Во второй половине XIX столетия с появлением первого немого кино появляется и музыка в кино. На протяжении всего кинофильма, состоящего из чёрно-белых кадров, чередующихся с написанными на экране репликами героев, пианист-тапёр обеспечивал безмолвную ленту музыкальным сопровождением.

В 20е – 30е годы XIX века с появлением звукозаписывающей аппаратуры появляется и полноценное звуковое кино, и теперь музыка становится частью кино-фонограммы. Закадровая музыка в кино может служить как просто фоном, так и нести весомую эмоциональную окраску, помогать зрителю острее прочувствовать драматические моменты.

Поначалу в кино использовалась классическая музыка, например, Моцарт, Бетховен, Гайдн, Чайковский, Рахманинов. Многие их произведения знакомы практически каждому человеку, нисколько не интересующемуся классической музыкой, в том числе и благодаря кинематографу.

Позднее в Голливуде начали писать свою оригинальную музыку к фильмам, и даже выпускать альбомы с музыкой из одного конкретного фильма. И по сей день существуют саунд-треки, ставшие настоящими хитами.

Однако изначально саунд-треком назывались не отдельные музыкальные композиции из фильмов, а полностью вся фонограмма киноленты, включая и музыку, и диалоги, и сопутствующие шумы.

В России с появлением таких композиторов как Исаак Дунаевский рождается новый жанр – музыкальная кинокомедия. Первым и ярчайшим представителем этого жанра является кинокомедия «Весёлые ребята».

Тогда это было скорее ближе к оперетте, но в наше время, в связи с всё больше набирающим популярность жанром мюзикла, появляется большое количество кинофильмов, близких к этому жанру. Например, фильм «Стиляги». К сожалению, актёры в кадре не всегда поют сами, прибегая к помощи эстрадных певцов или артистов музыкального театра, но, я думаю, что при таком бешеном темпе развития мюзикла в России, будущее за универсальными артистами.

Музыка является неотъемлемой частью театра и кино. Без неё актёрское действо было бы скучным и пустым. Просто представьте себе любую известную сцену из кино без музыки! Да, возможно игра актёров затронет ваши сердца, но добавьте музыку, и на глаза непременно навернутся слёзы. Музыка дополняет актёрское мастерство, делает его объёмнее. Падения Чаплина не были бы такими смешными без музыки, самая известная сцена из «Титаника» не была бы такой трогательной, если бы не легендарный саунд-трек “My hart will go on”. Музыка проникает к нам в самое сердце и как ничто другое трогает наш душевный камертон. И даже самый провальный по всем параметрам спектакль или фильм может спасти великая музыка.

1. Г.Н. Бояджиев «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров» 2-е издание, М.: Просвещение, 1981.

2. Ю. В. Келдыш «Опера. Музыкальная энциклопедия», 1978.

3. Г. Корганов, И. Фролов. «Кино и музыка.» – М.: Искусство, 1964

Афиши музыкальных спектаклей, упомянутых в реферате.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Эпоха Возрождения (Ренессанса) как время расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Законы гармонии, присущие музыкальной культуре Возрождения. Ведущее положение духовной музыки: мессы, мотеты, гимны и псалмы.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 28.05.2010

Вокальная, инструментальная и вокально-инструментальная музыка. Основные жанры и музыкальные направления вокально-инструментальной музыки. Популярность инструментального типа музыки во время Эпохи Возрождения. Появление первых исполнителей-виртуозов.

презентация [701,6 K], добавлен 29.04.2014

Культура пёрселловского Лондона: музыка и театр в Англии. Исторический аспект постановки оперы “Дидона и Эней”. Традиции и новаторство в ней. Трактовка “Энеиды” Наума Тейта. Уникальность драматургии и специфика музыкального языка оперы “Дидона и Эней”.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 12.02.2008

Рэп-музыка – один из элементов хип-хопа, форма рифмованной лирики, начитываемой ритмично под музыкальные инструменты. История рэп музыки. Old School Rap, первые записи. Корни хип-хопа. Проникновение хип-хопа в Россию. Российские исполнители рэпа.

статья [72,2 K], добавлен 27.04.2010

Основные направления авангардной молодёжной музыки: джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, мюзикл, рок-опера, этническая музыка, глэм-рок, хэви-метал, поп-музыка, рэп, рейв. Сущность методов сонорики и алеаторики в классическом музыкальном авангарде.

презентация [5,8 M], добавлен 02.10.2013

Творческая биография ведущих американских музыкантов: Джона Кейджа, Сэмюэла Барбера, Филиппа Гласса, Алана Хованесса. Основные музыкальные направления: неоклассицизм, авангард Д. Кейджа, электронная музыка В. Усачевского, этномузыка, камерные оперы.

реферат [24,0 K], добавлен 14.10.2009

Музыка – вид искусства, ее роль в жизни человека. Музыка и другие виды искусства. Временная и звуковая природа музыкальных средств. Образы, присущие музыке. Музыка в духовной культуре. Воздействие изменившихся условий существования музыки в обществе.

реферат [1015,0 K], добавлен 26.01.2010

Музыка в кино – искусство в квадрате

Роль музыки в повседневной жизни переоценить довольно сложно. Музыка начинается с автомобильных клаксонов и заканчивается самостоятельными произведениями искусства современных композиторов. Сплетение звуков и аккордов имеет место во всех сферах творчества: кино, живописи и даже спорте. Спортсмены слушают музыку в наушниках, чтобы настроиться на нужный лад. На картинных выставках часто играют расслабляющие мелодии, чтобы люди могли спокойно насладиться и проникнуться сюжетами работ. А в кино придумали специальный термин «Саундтрек», что значит «Звуковое сопровождение» или «Звуковая дорожка». Используется она для придания большей атмосферности определенному моменту в картине.

Роль музыки в повседневной жизни переоценить довольно сложно. Музыка начинается с автомобильных клаксонов и заканчивается самостоятельными произведениями искусства современных композиторов. Сплетение звуков и аккордов имеет место во всех сферах творчества: кино, живописи и даже спорте. Спортсмены слушают музыку в наушниках, чтобы настроиться на нужный лад. На картинных выставках часто играют расслабляющие мелодии, чтобы люди могли спокойно насладиться и проникнуться сюжетами работ. А в кино придумали специальный термин «Саундтрек», что значит «Звуковое сопровождение» или «Звуковая дорожка». Используется она для придания большей атмосферности определенному моменту в картине.

Немного о саундтреках

Саундтрек бывает общим, когда мелодию можно назвать фоновой, и основным, когда роль музыки сводится к передаче определенного настроения. В последнем случае ее выделяют, делают яркой, чтобы зритель почувствовал перемену.

Работа над саундтреком к ленте может проходить абсолютно по разному. Один из вариантов — режиссер приглашает композитора к себе, показывает ему отрывки картины с пояснением: «Здесь нужна трогательная мелодия: от этого места до этого» и так далее. Этот вариант наиболее точный, но менее гибкий, потому что автор получает конкретные указания.

Читайте также:  Духовная музыка - сообщение доклад по музыке 5, 6, 7 класс

Еще один способ: композитору показывают черновой вариант и далее он самостоятельно пишет 40–50 минут музыки к фильму. В данном случае музыкант опирается на личные эмоции после просмотра и режиссер не вмешивается в процесс сочинения. Такой подход дает простор для воображения и ценится гораздо больше.

Третий вариант встречается реже, но имеет место быть. Особенно в тех случаях, когда режиссер хочет поставить фильм созвучно с саундтреком, поскольку оба элемента картины неотделимы друг от друга. В этом случае речь актера на видео пишется поверх уже записанной на звуковой дорожке. Будто снимается клип на готовую песню.

Композиторы

В любом случае, режиссеры отдают много времени и сил, чтобы найти хорошего композитора, поскольку прекрасно понимают значение качественного саундтрека. Имена многих сочинителей сегодня весьма популярны: Ханс Зиммер, Ян Тирсен, Эннио Морриконе, Джон Уильямс, Дзё Хисаиши, Владимир Косма и другие.

Советский и российский композитор Александр Зацепин

В России большой вклад в развитие музыки в кино внесли Александр Зацепин, Владимир Быстряков, Андрей Петров, Эдуард Артемьев и другие.

Законы музыки в кино

Но красивая музыка, передающая настроение – это еще не все. Для более тонкой настройки чувств зрителя важно правильно подобрать ключевые инструменты. Для каждого жанра кино существуют свои законы музыки.

Для съемок хоррора чаще используют редкие и самобытные инструменты, чтобы вызвать дрожь, чувство тревоги и страх.

Основной принцип их действия строится на использовании несозвучных нот и своеобразного эха, которые раздражают слух и вызывают противоречивое состояние: яйбахар, вотерфон и даже обычный стальной лист в умелых руках могут издавать звуки, от которых волосы встают дыбом и ощущается приближение опасности.

Постер фильма “Последний герой боевика”

Мощные, динамичные мелодии с использованием рычащих электрогитар, барабанов, громкого вокала чаще всего сопровождают экшн-сцены боевиков. Тут вам и AC/DC, The KISS, Led Zeppelin, The Departed, Survivor и много других отличных групп.

Зажигательные, позитивные мелодии с мажорным оттенком чаще всего встречаются в комедиях и семейных картинах: «Твист» Александр Зацепина, Roy Orbison со своей знаменитой «Pretty woman», The Rembrandts с «I’ll be there for you» из сериала «Друзья» и другие. Как правило, используются акустические струнные и духовые инструменты, многоголосый вокал и простые, запоминающиеся музыкальные рисунки.

Кадр из фильма “Спеши любить”

В мелодрамах чаще всего встречаются струнные: скрипки, виолончели, гитара и звуки рояля. Спокойные, печальные или нейтральный мелодии, вызывают в зрителе чувство легкой тоски или грусти, сопереживания главным героям.

Музыка в кино

Постер киноконцерта Волшебные мелодии

Музыка в кино не оставляет равнодушным никого, волшебные ноты находят путь к сердцу каждого зрителя. Существуют такие саундтреки, которые можно выделить отдельно. По этой причине появились концерты, где живой оркестр исполняет произведения из знаменитых картин с сопровождении кадров из кинофильмов. Одним из таких станет киноконцерт Disney «Волшебные мелодии», который пройдет в Санкт-Петербургской академической филармонии Д. Д. Шостаковича 9 июня в 19.00. Все пришедшие услышат популярные композиции из фильмов: «Красавица и чудовище», «Мулан, «Аладдин», «Покахонтас», «Король Лев» и других.

Нередко случалось, что фильм имел положительные отзывы и хорошие оценки критиков во многом благодаря превосходному саундтреку. Музыка в кино выступает в роли спутника, незримого рассказчика, который ведет зрителя от первого кадра до финальных титров, поясняя все, что происходит на экране. Зная это, группы талантливых режиссеров и композиторов создают великие произведения, нетленные киноленты и мелодии на века, которым можно наслаждаться как во время фильма или мультфильма, так и отдельно от них.

Музыка в кино

Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю. Задолго до создания звукового кино «великий немой», как было принято называть кинематограф до появления звуковоспроизводящей аппаратуры, не был абсолютно «безмолвным». Демонстрация фильма непременно сопровождалась музыкой в исполнении тапера. «Озвучивавший» картину пианист либо импровизировал, приспосабливая свои экспромты к сюжету, либо компилировал известные ему музыкальные произведения. Особенно часто тапер обращался к танцевальной музыке: полькам, вальсам, кадрилям, мазуркам, полонезам и др. Один из танцев, создававший эмоциональный звуковой фон немого кино, упоминается в стихотворении Э. Багрицкого «Великий немой»:

«Погоня мчится неизменно
Под бешеной мазурки гром».

Завершается же стихотворение строками, где восприятие происходящего на экране связывается не только со зрительным, но и звуковым образом, хотя в данном случае он отнюдь не позитивен.

«И в белом ледяном огне,
Под стон убогого рояля,
Идите в ряд на полотне,
Мои восторги и печали!»

С появлением звукового кино они продолжили творческую деятельность, связанную с кинематографом, и, помимо сочинений других жанров, получивших всеобщее признание, стали авторами музыки к целому ряду кинофильмов.

В этой сфере перед композиторами вставали уже более сложные задачи. Музыка, звучащая в кино, должна была усиливать эмоциональное восприятие событий, происходящих на экране, углублять смысловую нагрузку действия, динамизировать его или снижать остроту напряженности, способствовать зрительской интерпретации образов героев, выполнять роль комментатора, характеризовать эпоху, в которой развиваются события и т. д. Кроме того, динамика фильма требовала особого подхода к творчеству. Композитор был ограничен определенными отрезками времени, в которые нужно было «уложить» тот или иной музыкальный материал, соответствующий зрительному ряду.

Фильм-опера

Ко времени появления кинематографа музыка, связанная со зрительными образами, существовала уже в течение нескольких столетий и создавалась она изначально для демонстрации не в кинотеатрах, а в театрах музыкальных. К началу XX века был накоплен золотой фонд оперной и балетной музыки, и с середины 1950-х годов в СССР начал осуществляться просветительский проект, призванный познакомить широкую публику с великими достижениями отечественного оперного и балетного искусства. Основным средством его реализации стал кинематограф. Он позволил воспроизвести творения выдающихся композиторов, написанные задолго до рождения киноискусства, и на большой экран вышли оперы Чайковского – «Евгений Онегин» (1958), «Пиковая дама» (1960), «Иоланта» (1963), Римского-Корсакова – «Царская невеста» (1964), Шостаковича – «Катерина Измайлова» (1966) и многие другие.

«Оконченная» в 1892 г. и поставленная впервые в Санкт-Петербурге, опера зазвучала в кинозалах в 1963 г., спустя 71 год после ее создания. Экранизацию оперы осуществил сценарист и режиссер Владимир Гориккер на Рижской киностудии.

В 1885 г. Петр Ильич Чайковский, всегда мечтавший о распространении своей музыки, в письме к Н. Ф. фон Мекк писал: «…опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа» 1 . Благодаря киноискусству аудитория оперы если и не охватила «весь народ», как мечтал Чайковский, то стала включать в себя миллионы зрителей.

Исполнение оперного произведения на сцене и создание художественного фильма-оперы существенно различаются. Несмотря на артистичность многих оперных певцов, специфика звукоизвлечения и звукового посыла вокалистов не позволяет им легко и свободно двигаться в кадре. В этой связи роль каждого персонажа оперы исполняют два артиста: перед камерой работает киноактер, а перед микрофоном после съемки – оперный певец. Такая последовательность действия создает трудности для обоих исполнителей. Актер должен правильно брать дыхание, имитируя пение, а вокалист – стремиться к тому, чтобы его артикуляция совпадала с артикуляцией действующего на экране персонажа.

Фильм-оперетта

Другим музыкальным кино-жанром, сочетавшим в себе актерскую игру и вокальное мастерство, получившим, как и опера, новую жизнь в кино, стала оперетта. Первый фильм «Аршин мал алан» (оперетта азербайджанского композитора У. Гаджибекова) вышел на экраны после Великой Отечественной войны в 1945 г. и сразу стал чрезвычайно популярным. А в 1963 г. режиссер Роман Тихомиров снял художественный фильм «Крепостная актриса» по оперетте Николая Стрельникова «Холопка».

Оперетта была экранизирована в 1963 г., но под другим названием: «Крепостная актриса». Режиссером фильма стал Роман Тихомиров, роль Насти Батмановой сыграла Тамара Семина, а исполнительницей партии Насти Батмановой была Тамара Милашкина

Балет в кино

Музыка в мультфильме

Музыка является равноправным, а подчас и ведущим участником всего комплекса художественных средств в таком жанре как мультипликационный фильм. Так, сочинения композиторов-классиков стали основой многих мультфильмов. В 1976 г. был снят кукольный фильм по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Классический балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» лег в основу одноименного рисованного мультипликационного фильма (1973). В разных мультфильмах звучали пьесы из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского и «Детского альбома» П. И. Чайковского. В этих и других кинолентах подобного рода использовались самостоятельные музыкальные произведения, получившие заслуженную известность. Но чаще музыка к мультфильмам писалась специально. В жанре мультипликации работали известные композиторы: А. Н. Цфасман, Р. К. Щедрин, Э. Н. Артемьев, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина и многие другие. Начало же музыки в мультипликационных фильмах было положено В. М. Дешевовым. Именно его сочинение зазвучало в самом первом советском звуковом мультфильме.

Помимо всего перечисленного, в архиве Дешевова находятся подготовительные и нотные материалы к мультипликационному фильму «Почта».

Рисунки Цехановского из этой книжки и стали основой мультфильма. В 1930 г. мультфильм был раскрашен вручную, а также обрел голос Даниила Ивановича Хармса, декламировавшего текст Маршака, и звучание симфонического оркестра, встроенное в драматургию фильма.

Для работы над музыкальным содержанием фильма Цехановский прислал Дешевову книжку со своими изменениями, внесенными в текст поэта. К книжке также приложено письмо, где режиссер обращает внимание композитора на «кинематографическую форму» фильма, от которой «зависят некоторые формальные музыкальные моменты».

В фильме стихотворение Маршака существенно изменилось. Вместо реально существовавшего писателя и путешественника Бориса Житкова, друга Маршака, главным действующим лицом стал вымышленный персонаж – Борис Прутков, который в сопровождении своего пуделя путешествует по разным городам и странам. Из Ленинграда они направляются в Берлин, затем оказываются в Лондоне, откуда отплывают в Бразилию, и, в конечном счете, возвращаются в Ленинград. Следом за ними перемещается письмо, поскольку почтальоны каждый раз не успевают застать адресата, уже отправившегося в следующий пункт назначения. В пути с героями происходят разные приключения, отсутствующие у Маршака. Так, направляясь в Бразилию, пароход терпит крушение, но Прутков, пудель и почтальон с письмом спасаются. Кроме того, в конверте вместе с письмом путешествует гусеница, которая за время путешествия превращается в бабочку.

Строкой выше с ремарками «конферансье» или «голос» записан текст, который должен звучать за кадром.

К сожалению первый звуковой мультфильм не сохранился. 50 лет спустя, в 2014 г. по инициативе историков кино Николая Изволова и Сергея Каптерева съемочная группа студии «Мастер-фильм» попыталась его найти. С этой целью ее участники объездили множество городов и стран. Цель не была достигнута, но результатом экспедиции стал документальный фильм «В поисках утраченной “Почты”» (авторы сценария С. Каптерев, Н. Изволов, режиссер Д. Золотов, оператор В. Рябин, композитор И. Назарук).

В 1964 г. Михаил Михайлович Цехановский и его супруга Вера Всеславовна сняли новый анимационный фильм «Почта», однако он существенно отличается от предыдущего. Материалы же первого звукового мультфильма, хранящиеся в Российской национальной библиотеке, в особенности книжка Маршака с пометами режиссера и партитура композитора со всей имеющейся в ней информацией, позволяют не только вспомнить о его существовании, но получить некоторое представление о том, с чего начиналось отечественное звуковое анимационное кино.

Доклад про Джаз 3, 6, 7, 8 класс по музыке сообщение

Что такое джаз

В первой половине 20 века появилось новое направление в музыке – джаз. В нем смешались западноафриканская и западноевропейская музыка. Непростой ритм свидетельствует о том, что родиной джаза таки является Африка. Плюс к этому ритмичное топанье и похлопывание.

Сначала в джазе преобладали только мелодии черного континента. Но прошло 2 десятилетия, и он оброс заокеанскими мотивами, в основном американскими. Немного церковных напевов, немного жалобных мелодий – так появилось новое течение – джазовые мотивы.

Главная особенность данного направления – это сочинение музыкального произведения в момент исполнения, без предварительной подготовки. Вторая особенность – одновременное сочетание двух или нескольких рисунков. Эти особенности дают музыкантам легкость и умиротворение.

История развития джаза

Впервые джазовые композиции начали исполнять в Новом Орлеане, а затем он с быстротой молнии распространился по всей планете. Второй столицей джаза считается Чикаго. Здесь большой популярностью пользуются ночные выступления. Наиболее известным исполнителем джазовой музыки является Луи Армстронг.

В 30 – 40 гг. прошлого века джазовые небольшие коллективы сменились на крупные оркестры, исполняющие разнообразные танцевальные мелодии – свинг. Такие коллективы получили название – биг-бэнды.

Следующим этапом в развитии джазовой музыки считается биобоп. Этот стиль отличается очень быстрой мелодией, долгой импровизацией и сложными ритмическими рисунками. С 1950 г джаз начинает развиваться в двух направлениях:

  • возвращение к истокам – академическая музыка;
  • развитие биобоп, джаз-рок, фри-джаз.
Читайте также:  Духовная музыка – сообщение доклад по музыке 5, 6, 7 класс

В настоящее время джазовая музыка активно и энергично совершенствуется. Появилось большое количество жанров и направлений. Как и прежде музыкальные композиции впитывают интонации и мотивы всех континентов.

Доклад №2

Джаз – направление в музыке, которое берет свое начало в Африке, о чем свидетельствуют сложные ритмы. Джаз возник в начале XX века, из-за смешивания направлений европейской и африканской музыки.

Для этого направления характерны четкие ритмы и африканские мотивы, которые завезли чернокожие рабы в Америку еще в начале XVII века. А прибавив ко всему этому американские блюзовые мелодии, религиозные напевы и духовые оркестры получается новое направление, которое и назвали джаз.

Джаз зарождался в портовом городе Новом Орлеане. Появились коллективы, которые спонтанно создавали мелодии. Со своей музыкой они начали выступать в ресторанах, а потом и гастролировать по стране. Особо джаз прижился в Чикаго, где коллективы выступали в ночных заведениях.

Благодаря импровизации появилось большое количество разнообразных стилей джаза: блюз, свинг, бибоп, кул-джаз, хард-боп, соул-джаз, джаз-франк, джаз-рок, джаз-поп, фри-джаз, регтайм, буги-вуги.

Блюз – это родитель джаза. Блюз исполняли не только мужчины, но и женщины, которые очаровывали публику ночных заведений. Для блюза свойственны свободные и чувственные манеры исполнения, что очень хорошо получалось у солисток блюза.

Свинг – это западные танцевальные ритмичные мелодии, исполняемые оркестрами, которые получили название биг-бенды. В этом стиле звучали саксофоны, трубы, тромбоны, контрабас.

Бибоп – в основном исполняли чернокожие рабы, которые собирались в маленькие группы. Этот стиль представлял собой очень быструю ритмичную мелодию и непременной с импровизацией.

Кул-джаз – это более спокойный и сдержанный стиль, полная противоположность бибопу. При исполнении кул-джаза использовали симфонические инструменты.

Хард-боп – это продолжение стиля бибопа с нотками кул-джаза. Для него характерны черты блюзовой музыки с четким ритмом, которая сочетается с церковными мелодиями. Хард-боп исполняют с участием фортепиано и ударных инструментов.

Соул-джаз – это только музыка рабов. Здесь звучит африканский фольклор совместно с блюзовыми мотивами.

Фри-джаз – это свободный джаз. Здесь на первом месте импровизация. Отличается оригинальностью и чувственностью, новаторством и экспериментами.

Регтайм – это танцевальная музыка с четким ритмом-маршем. Из этого стиля возник знаменитый танец под названием фокстрот.

В настоящее время джаз успешно и быстро развивается, вбирая в себя новые звуки и мелодии, тем самым насыщая джаз новыми модными течениями.

Популярные темы сообщений

Ворона – очень умная птица. В ее характере присутствует осторожность, терпение и наглость. Эта птица загадочна и неповторима. Вороны – крупные птицы отряда Воробьинообразные. Они относятся к роду Вороны семейства Врановые.

Владимир является самым известным князем, о котором до сих пор говорят и помнят. Мало кто никогда не слышал о нем. Именно поэтому о его биографии знают все, а вот по-настоящему интересные факты доступны не всем.

Биологические сведения о ясене. Очень любит открытые солнечные места. Цвести начинает в мае, еще до распускания листьев. Таким образом цветки легче опыляются насекомыми. Чтобы привлечь насекомых к себе, на цветках растет венчик,

Джаз – сообщение доклад по музыке 3, 6 класс

В современном мире существует большое количество жанров музыки. Некоторые из них совсем новые, а другие радуют человечество уже много лет. Одним из популярных и любимых направлений в музыке является джаз.

История возникновения джаза начинается ещё в 17 веке, когда американцы начали ввозить в свою страну невольников из Африки. Чернокожие рабы жили в ужасных условиях и единственных их утешением была музыка. Африканские напевы невольников легли в основу зарождения джаза.

Постепенно к песням рабов добавились американские мелодии. Со временем пение начало сопровождаться игрой на духовых инструментах. Таким образом, возникло новое направление в музыке – джаз. Произошло данное событие в начале 20 века.

Джазовые коллективы стали очень популярны. Первоначально участниками джаз-бэндов были чернокожие музыканты. Они выступали в ресторанах и гастролировали по городам Америки. Особенно востребованы были джазовые музыкальные коллективы в Чикаго. На ночные выступления приходило множество народа, чтобы послушать джаз. Одним из самых популярных музыкантов в этом направлении был в те времена Луи Армстронг.

Со временем джазовые коллективы становились больше и музыка развивалась в танцевальном направлении. Люди хотели не только слушать джаз, но и танцевать под него. Так возник свинг, который отличался от классического джаза. Коллективы, исполняющие свинг, были многочисленны и назывались биг-бэндами.

Не всем нравились изменения, которые произошли с джазовой музыкой. Уже в 1940х годах африканские музыканты организовывали небольшие джаз-бэнды и играли сложнейшие музыкальные композиции, которые нравились истинным ценителям этого направления. Такой стиль назвали бибоп.

Но на этом развитие и изменение джаза не прекратилось. С 1960-х годов джаз развивался в двух направлениях: джаз-рок и джаз-поп.

В советское время к джазу относились негативно. Такое музыкальное направление считалось западным и не приветствовалось в стране. Но, советские музыканты всё-таки ухитрялись собираться в джаз-бэнды и выступать перед людьми, которым нравился данный стиль.

Джаз в современное время по-прежнему развивается и изменяется. Из него возникают новые направления. Но, классический джаз не забыт и он радует своих поклонников прекрасными заводными мелодиями, услышав которые, хочется пританцовывать и подпевать музыкантам.

Вариант 2

Джаз представляет собой один из самых трудных, разнообразных и интересных музыкальных стилей. Подобно тому, как при смешении разных рас мулаты получаются более красивыми и впитывают в себя лучшие черты каждого родителя, так джаз вобрал в себя лучшее от своих «родителей».

Появился джаз исторически в Новом Орлеане. Именно в этом городе была довольно развита культура афроамериканцев и также там вполне нормально чувствовали себя представители европейских рас. Вообще, Новый Орлеан до сих пор имеет статус такого свободомыслящего, немного мистического и оригинального города, поэтому появление там джаза совсем не удивительно, хотя оно обуславливается вполне ясными историческими предпосылками.

Сначала появился регтайм, который представлял собой музыку компактных оркестров сдобренную синкопой – африканским ритмом. Также наряду с джазом появлялся и блюз и истоки каждого именно в регтайме. При этом если смотреть более глубоко, то истоки заключаются в африканских ритмах и европейской мелодичности.

Африканские рабы, даже будучи в Америке, сохраняли собственное культурное наследие. Они создавали музыку и когда стали немного свободнее, то смогли музыку исполнять и участвовать в развитии этого искусства. Также в Америке проживали европейские эмигранты, которые являлись носителями совершенно иной музыкальной традиции.

В Новом Орлеане в начале 20 века появлялись заезжие блюзмены, которые исполняли свои мелодичные гитарные соло и заунывные песни. Также в городе было много музыкантов на духовых инструментах, они остались от оркестров гражданской войны. Тогда особенно изобретательные творческие люди создали сочетание из блюзовой основы и подложки с духовыми инструментами.

Конечно, таково было только начало джаза, которое далее разлилось в огромное количество стилей и вариаций. Вообще, джаз во многом предполагает импровизацию и изобретение чего-то нового. Он представляет собой своеобразный диалог между разными музыкальными инструментами, которые обмениваются множеством разнообразных музыкальных фраз и ритмических рисунков.

Поэтому джаз – сложная для восприятия музыка. Этот стиль трудно понять. Тем не менее, он до сих пор остается красивым и интересным.

Интересные ответы

Хомяк – небольшое млекопитающее животное, относящееся к семейству грызунов. На сегодняшний день известно 19 видов.

Айсберги встречаются в океанах или морях и представляют собой свободно плавающие куски льда, отколовшиеся от шельфовых ледников. Обильные снегопады и уплотнение снежного покрова

Детство – самая лучшая пора жизни почти каждого человека. Увиденное и услышанное в ту пору запоминается навсегда. Например, яркие детские впечатления, а также сказки, песни бабушки и няни, рассказы Никиты Козлова

Евгений Александрович Евтушенко – советский, а позднее российский поэт, пик творческого подъема которого пришёлся на середину прошлого века. На его замечательные стихи были написаны не менее прекрасные песни

С наступлением зимы и морозов, порой, не хочется выходить на улицу, и вместо прогулок выбираешь теплый плед и чай с малиной и лимоном. Но намного интересней и полезней, потеплее одеться и заняться спортом на свежем

Сообщение о джазе

«Джаз» сообщение кратко поможет Вам подготовиться к занятиям по музыке и углубить свои познания в этой сфере. Также доклад о джазе расскажет много подробной информации об этой форме музыкального искусства.

  1. Сообщение о джазе
  2. Особенности джаза
  3. Стили джаза
  4. Джаз сегодня

Сообщение о джазе

Что такое джаз?

Джаз является формой музыкального искусства. Родина джаза США, где он возник в ХХ веке в процессе синтеза европейской и африканской культур. Потом это искусство распространилось по всей планете.

Джаз – это живая, потрясающая музыка, которая вобрала в себя ритмический африканский гений и сокровища многолетней игры на обрядовых и ритуальных песнопений, барабанах. Его история динамична, необычна и наполнена прекрасными событиями, повлиявшими на музыкальный мировой процесс.

В Новый Свет джаз привезли рабы — народы африканского континента. Они часто принадлежали к разным родам и для лучшего понимания друг друга создали новое музыкальное направление с блюзовыми мотивами. Предполагают, что джаз зародился в Новом Орлеане. Первая грампластинка была записана 26 февраля 1917 года в студии «Victor», Нью-Йорк. С композиции группы «Original Dixieland Jazz Band» началось его шествие по миру.

Особенности джаза

Основными характеристиками этого музыкального направления являются:

  • Бит — регулярная пульсация.
  • Полиритмия, которая основана на синкопированных ритмах.
  • Импровизационность.
  • Тембровый ряд.
  • Красочная гармоничность.
  • Свинг – это комплекс приемов для выполнения ритмической фактуры.

Одновременно могут импровизировать несколько исполнителей. Члены ансамбля взаимодействуют между собой художественным образом и «общением» с публикой.

Стили джаза

Стилевое разнообразие джаза с момента появления поражает воображение. Назовем только самые распространенные виды джаза:

  • Авангард. Возник в 1960 году. Ему присущи гармония, ритм, метр, традиционные структуры, программная музыка. Представители — Sun Ra, Alice Coltrane, Archie Shepp.
  • Acid Jazz. Это фанковый музыкальный стиль. Упор делается не на слова, а на музыку. Представители — James Taylor Quartet, De-Phazz, Jamiroquai, Galliano, Don Cherry.
  • Биг Бенд. Сложился в 1920-тых годах. Состоит из таких оркестровых групп — саксофоны — кларнеты, медные духовые инструменты, ритм-секция. Представители — The Original Dixieland Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, King Oliver’s Creole Jazz Band, Benny Goodman And His Orchestra.
  • Бибоп. Сложился в 1940-вых годах. Характеризуется сложными импровизациями и быстрым темпом, которые основанные не на изменении мелодии, а на изменении гармонии. Джаз исполнители бибопа — барабанщик Макс Роуч, трубач Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, пианисты Телониус Монк и Бад Пауэлл.
  • Буги Вуги. Это инструментальное соло, которое сочетает в себе элементы джаза и блюза. Зародился в 1920 –тых годах. Представители — Алекс Мур, Пиано Ред и Дэвид Александр, Jimmy Yancey, Cripple Clarence Lofton, Pine Top Smith.
  • Босса Нова. Это уникальный синтез ритмов бразильской самбы и джазовой импровизацией в стиле «кул». Представители — Антонио Карлос Жобим, Стэн Гетц и Чарли Берд.
  • Классический джаз. Развился в конце ХІХ века. Представители — Крис Барбер, Акер Билк, Кенни Болл, «Битлз».
  • Свинг. Сложился на рубеже 1920 – 30-тых годов. Характеризуется сочетанием европейских и негритянских форм. Представители — Ike Quebec, Oscar Peterson, Mills Brothers, Paulinho Da Costa, Wynton Marsalis Septet, Stephane Grappelli.
  • Мейнстрим. Это довольной новый вид джаза, который характеризовался определенной интерпретацией музкальных произведений. Представители — к Бэн Уэбстер, Лестер Янг, Рой Элдридж, Коулмен Хоукинс, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон.
  • Северо-восточный джаз. Возник в начале ХХ века в Новом Орлеане. Музыка горячая и быстрая. Северо-восточный джаз представители – Луи Армстронг, Арт Ходес, барабанщик Барретт Димс и кларнетист Бенни Гудмен.
  • Стиль Канзас-сити. Новомодный стиль возник в конце 1920-тых годов в Канзас-Сити. Он характеризуется проникновением пьесы блюзовой окраски в живую джазовую музыку и энергичным соло. Представители – Каунт Бэйси, Бенни Моутен, Чарли Паркер, Джимми Рашинг.
  • Джаз Западного побережья. Возник в 50-тые годы ХХ века в Лос-Анджелесе. Представители — Шорти Роджерс, саксофонисты Бад Шенк и Арт Пеппер, кларнетист Джимми Джюффри и барабанщик Шелли Мэнн.
  • Кул. Начал развиваться в 1940-ых годах. Это менее яростный, гладкий стиль джаза. Характеризуется отрешенным, плоским и однородным звуком. Представители – Чет Бейкер, Джордж Ширинг, Дейв Брубек, Джон Льюис, Лении Тристано, Ли Кониц, Тэд Дамерон, Зут Симс, Джерри Маллигэн.
  • Прогрессив-джаз. Характеризовался смелой гармонией, частыми секундами и блоками, политональностью, ритмической пульсацией, колоритность.
Читайте также:  Опера – сообщение доклад
Джаз сегодня

Современный джаз вобрал в себя традиции и звуки всей планеты. Произошло переосмысливание африканской культуры, которая была его источником. Среди представителей современного джаза выделяют: Кена Вандермарка, Мэтса Густафссона, Эвана Паркера и Питера Броцманна, Уинтона Марсалиса, Джошуа Редмана и Дэвида Санчеса, Джеффа Уоттса и Билли Стюарта.

Надеемся, что «Джаз» доклад по музыке помог Вам подготовиться к занятию. А сообщение на тему: «Джаз» Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Джаз – сообщение доклад по музыке 3, 6 класс

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс – услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

Популярные джазовые композиции

«What’d I Say». Эта замечательная композиция американского исполнителя Рэя Чарльза , записанная в 1959 году, покорила миллионы людей. Песня появилась случайно во время концертного выступления, как импровизация, которой нужно было заполнить неожиданно образовавшуюся паузу, а в результате стала родоначальницей нового стиля джазовой музыки получившей название соул.

«Hello, Dolly!» Песня создана в 1963 году композитором Джерри Херманом для мюзикла с одноимённым названием, а мировую известность получила после её исполнения знаменитым джазменом Луи Армстронгом . Композиция была удостоена премии «Грэмми» и признана джазовым стандартом.

«New York, New York». Данная композиция является визитной карточкой выдающегося американского певца Фрэнка Синатры . Песня, написанная композитором Джоном Кандером и поэтом Фредом Эббом, впервые была исполнена Лайзой Миннелли в 1977 году в одноимённом фильме. Через два года композиция с небольшими изменениями была записана Фрэнком Синатрой и стала по-настоящему культовый.

«Chattanooga Choo Choo». Песня, сочинённая поэтом Маком Гордоном и композитором Гарри Уорреном, впервые была записана джаз-оркестром Гленна Миллера в мае 1941 года. Прозвучавшая в том же году в фильме «Серенада Солнечной долины», она сразу заняла высшую строчку хит-парадов США, а вскоре пластинка с композицией стала первым «золотым диском» в истории грамзаписи, так как её продажи значительно превысили миллион экземпляров.

«Caravan». Одна из самых известных композиций, написанная Дюком Эллингтоном в творческом тандеме с Хуаном Тизолом в 1936 году, признана джазовым стандартом. Популярность пьесы среди музыкантов настолько велика, что в нынешнее время сложно перечислить все кавер-версии и аранжировки, сделанные неравнодушными к ней джазменами.

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки – на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.

Колыбелью джазовой музыки принято считать Новый Орлеан. Именно в этом южноамериканском городе в самом начале двадцатого столетия диковинный околоэтнический стиль стал значительно преобразовываться. Основоположниками новоорлеанского джаза, который впоследствии получил название «традиционный», а также «диксиленд», были Джелли Ролл Мортон, Бадди Болден и Кид Ори. Благодаря творчеству этих музыкантов «синкопированная музыка» стала стремительно набирать популярность и активно распространяться по стране. Небольшие ансамбли темнокожих музыкантов – первые джаз-бэнды, поначалу выступавшие в ресторанах Нового Орлеана, в поисках лучшего заработка начали гастролировать по разным городам. Так 1917 год ознаменовался началом нового этапа развития джаза, но уже в Чикаго. Там стали деятельно создаваться джазовые оркестры, которые исполняли композиции, отличающиеся не только усложнёнными аранжировками, но и особыми исполнительскими приёмами. Яркими представителями «чикагского джаза» являются Джо Кинг Оливер, Кэррол Диккерсон и несравненный Луи Армстронг .

Процесс развития и видоизменения джазовой музыки с каждым годом проходил всё интенсивнее. Например, в Нью-Йорке джазовый скрипач Пол Уайтмен в 1920 году сформировал большой оркестр и к джазовой музыке подошёл по-особенному. Он явился зачинателем нового стиля, который сам же назвал « симфоджазом ». Именно Уайтмен заказал Джорджу Гершвину знаменитую « Рапсодию в стиле блюз » – произведение совершившее революцию в музыкальном мире.

Следующий этап развития джаза связан с появлением больших джаз-оркестров – биг-бэндов, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Они практиковали совершенно новый стиль, в котором явно чувствовались отклонения от ритмического рисунка, а яркая сольная импровизация накладывалась на замысловатый аккомпанемент. Такая разновидность оркестровой джазовой музыки получила название «свинг». Наибольшей популярностью в середине двадцатых, а также в тридцатых годах пользовались джаз – оркестры под управлением Дюка Эллингтона , Флетчера Хендерсона, Глена Миллера, Бенни Гудмена , Каунта Бэйси.

Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

Джаз в России

Первое знакомство с джазовой музыкой в Советской России произошло 1 октября 1922 года, когда театральный деятель Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление, сформированного им ««Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». Этот коллектив просуществовал не долго, но на смену ему пришли большие оркестры Александра Цфасмана и Леопольда Теплицкого. Исполняемые ими концертные программы в основном состояли из модных танцев, таких как фокстрот и чарльстон, а также джазовых переложений произведений композиторов-классиков и эстрадных композиций современных зарубежных авторов.

Поскольку популярность таких коллективов в СССР быстро набирала обороты, то в следующие годы были созданы ещё несколько больших джазовых оркестров, среди которых «ТЕА-джаз» Леонида Утёсова, «Ленинградская джаз-капелла» Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева. Немного позднее сформированы оркестры Якова Скоморовского, Александра Варламова, а в 1938 году Государственный джаз-оркестр СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого.

Тем не менее, в конце сороковых годов, в эпоху борьбы с космополитизмом, джазовая музыка, подверглась гонениям: джазовые оркестры были переименованы в эстрадно – симфонические, а настоящие джазмены ушли «в подполье». С наступлением «хрущевской «оттепели» гонения на музыкантов были ослаблены, и лишь Московский фестиваль молодежи и студентов дал старт возрождению настоящей джазовой музыки в СССР, которая затем с успехом вышла на международную арену в лице таких выдающихся музыкантов, как Игорь Бриль, Леонид Чижик, Виктор Фридман, Алексей Козлов, Николай Левиновский, Геннадий Гольштейн, Давид Голощекин.

Интересные факты

  • Первая запись с джазовой музыкой была сделана в Нью-Йорке в 1917 году однако не афроамериканскими, а белыми музыкантами. Пластинка «Original Dixieland Jazz Band» с композициями новоорлеанского джаза стремительно набрала большую популярность.
  • Происхождение термина джаз до сих пор не установлено, но вариантов очень много. По одной из версий он происходит от французского слова, которое переводится как болтовня, по другой – от английского слова, обозначающего преследование. На одном из африканских наречий похожим словом называли звучание барабанов, однако существуют предположения, что чернокожие невольники применяли его, как одобрительный выкрик.
  • Джаз был настолько популярен в двадцатых годах прошлого столетия, что историки часто называют этот период эпохой джаза, а её королём Пола Уайтмена.

  • Типичными джазовыми инструментами являются барабаны, гитара, пианино, саксофон, труба, кларнет, тромбон и контрабас.
  • Организация Объединенных Наций назвала 30 апреля официальным Международным днем ​​джаза.
  • День рождения отечественного джаза принято отмечать 1 октября. Именно в этот день в 1922 году состоялось дебютное выступление впервые созданного в нашей стране джазового коллектива под руководством В. Парнаха.
  • В Советском Союзе восьмилетний период, начавшийся в 1948 году, вошёл в отечественную историю под названием «эпоха разгибания саксофонов». В результате постановления ВКПб от 10 февраля, саксофон и джаз как враждебные элементы попали в опалу. Весьма расхожей стала фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Ссылка на основную публикацию