Анализ стихотворения Похороны Некрасова

«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Прощанье» было написано Некрасовым 28 февраля 1856 г. и при жизни поэта не печаталось. Оно было найдено и опубликовано К.И. Чуковским лишь в 1931 г. Однако же своим друзьям и соратникам автор это произведение читал, они его помнили наизусть, а Н.Г.Чернышевский числил его среди своих любимых, о чём в том же 1931 г. К.И. Чуковскому успела сообщить О.С.Чернышевская (вдова ближайшего сотрудника и соратника поэта).

«Прощанье» обращено к А.Я.Панаевой, гражданской жене Некрасова, сюжет стихотворения – размолвка между ними.

Тяжело переживая семейные неурядицы, Некрасов и Панаева часто расставались, как думали, навсегда, разъезжаясь на месяцы, но всегда соединялись снова. Оба обладали непростыми характерами, были резкими и ревнивыми, но обоим нужны были эмоциональные встряски. Если бы не глубокие душевные переживания, не родились бы стихотворения, впоследствии объединённые в «панаевский цикл». В одно из расставаний и написано стихотворение «Прощанье».

Литературное направление и жанр

Интимная лирика поэта-реалиста – явление удивительное, почти невозможное, особенно поражавшее читателей 1850-х, для которых всё ещё привычны в лирической поэзии стереотипы романтизма. Глубокий психологизм, неповторимость каждой конкретной любви, невозможность ни любовь, ни разлуку предсказать, осмыслить и выстроить по стереотипу – в этом современники Некрасова видели необычность, почти неприличие его интимной лирики. В ней лирический герой, до боли напоминающий автора, бесстрашно открывал сокровенные тайны своей души, а его Муза и героиня была узнаваема и конкретна во всех её чувствах и поступках. Может быть, поэтому Некрасов и не опубликовал «Прощанье».

Тема, основная мысль и композиция

Тема – тяжесть разлуки для людей, которые не могут жить друг без друга и не могут жить друг с другом. Основная мысль: жизнь оказывается даже ещё сложней, чем кажется. Этой мысли подчинена композиция лирического сюжета. В экспозиции заявлена идея бытия как пути, который лирический герой, согласно бытовому стереотипу, должен пройти со спутницей жизни. Завязка – расставание на полпути, а всё развитие действия – мучительное переживание разлуки. Парадоксальная кульминация: вместо напряжения всех сил – полное обессиление («даже плакать нету силы»). Услужливый бытовой стереотип опять подсказывает выход: писать друг другу письма. Но неизбежна трагическая развязка – духовная смерть лирического героя в разлуке с любимой, а письма – лишь цветы на могилу умершего сердца.

Тропы и образы

Три тропа на девять строк – гармоническое соотношение, ставящее именно тропы в центр лирического сюжета, они – его скрепы. Разошлись на полпути – общеязыковая метафора, своей избитостью подчёркивающая очевидность представления о жизни как пути. Письма святы, как цветы с могилы, – напротив, неожиданное сравнение. Образ непоправимого отчаяния разлуки, которое не утешат никакие письма – метафора могила сердца моего. Лирический герой похоронил свою любовь в сердце, даже само сердце умерло для любви. Письма только напомнят о былом, разбередят душу, но это «милое» волнение.

В стихотворении всего два эпитета, и оба они относятся к одному, но главному слову «прости»: оно последнее и роковое.

В стихотворении дважды повторяется слово могила. Это углубление образа, который читатель в первый раз воспринимает как земную могилу, а второй раз – как душевную пустоту.

Повторение однокоренных слов «разлучились до разлуки» усиливает трагизм, заставляет вспомнить несостоявшуюся для Некрасова и Панаевой формулу венчания «Только смерть разлучит нас».

Размер и рифмовка

Стихотворение состоит из 9 строк и может считаться одной строфой, но рифмовка не совпадает с традиционной спенсеровой строфой (девятистишьем). Рифмовка стихотворения – аББаВгВВг – самобытная некрасовская.

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» (Н.А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.06.2020 · Обновлено 29.06.2020

Одним из краеугольных мотивов лирики Николая Алексеевича Некрасова является социальная действительность со всеми её несовершенствами и пороками. Именно его поэзия впервые сталкивает читателя с поэтически обрисованной обыденной жизнью рядового горожанина. Период творчества, на который приходится написание стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», отмечен частым обращением поэта к описанию жизни несчастных, обделённых, униженных людей. В настоящей статье Многомудрый Литрекон предлагает читателю ознакомиться с анализом стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» по плану, в котором Некрасов живописал тягостную судьбу простой русской женщины.

История создания

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» было создано поэтом в 1847 году и опубликовано в журнале «Современник», который Некрасов за год до этого приобрёл вместе с Иваном Ивановичем Панаевым. По свидетельству мемуариста Некрасова, когда поэт впервые прочёл произведение в кружке Белинского, восторженные слушатели бросились обнимать поэта со слезами на глазах.

Высоко оценил стихотворение Иван Сергеевич Тургенев, писавший Белинскому, что стихотворение Некрасова его «совершенно с ума свело». Не оставило произведение равнодушным и Николая Гавриловича Чернышевского, по мнению которого «Еду ли ночью по улице тёмной…» является одним из стихотворений, «которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес».

Однако цензоры были не так благосклонны к произведению, называя его «безнравственным» за предельную откровенность, с которой автор передал в стихотворении состояние бедности, несчастья, крайней нужды.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…» написано в жанре баллады и с середины девятнадцатого века часто исполнялось с разными напевами в среде радикально настроенных студентов, а в двадцатом веке вошло во многие песенники.

Направление, которому принадлежит произведение «Еду ли ночью по улице тёмной…», – критический реализм. Некрасов одним из первых обращается в своей лирике к теме социальных проблем, описывая фактичным, почти газетным языком трагический сюжет о нищете и горе русской женщины.

Размер стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – четырёхстопный дактиль, рифмовка перекрёстная (abab), чередуются женская и мужская рифмы. Некрасов был одним из первых отечественных поэтов, начавших использовать трёхсложный стихотворный размер, который сближает стихотворный язык с простой разговорной речью.

Композиция

Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:

  1. в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
  2. вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
  3. в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
  4. заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.

Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.

Образы и символы

Лирический герой произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — сочувствующий человек, который видит в окружающей действительности ужасные проявления, скрытые от благополучных слоев общества. Он отзывчив, честен и призывает читателя быть более гуманным по отношению к людям, которым не повезло родиться в обеспеченных семьях и устроиться в жизни.

  1. 1.Образ мрачной, слепой к человеку социальной действительности передают пронизывающие всё стихотворение мотивы тьмы и теней: «Еду ли ночью по улице тёмной», «Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!», «Становилось темней», «В комнате тёмной».
  2. 2.Женщина, которую бедность приводит к необходимости продавать себя, «Принарядившись, как будто к венцу», являет собой образ «падшей женщины». Этот образ ещё не раз встретится читателю на страницах отечественной литературы.
  3. 3.Завывания бури в непогожий день, полусвет и полутьма, дождь и холод вызывают перед глазами читателя образ Петербурга. Настроение столицы идеально совпадает с трагичным душевным состоянием героев, их горем и страданием.

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» стала отражением того, что волновало всех сочувствующих современников Некрасова.

  1. Основная тема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – социальная несправедливость, равнодушие мира к человеку, который, дабы найти хоть какие-то средства к существованию, вынужден переступить через себя и собственные моральные устои.
  2. Важное место занимает и тема самопожертвования. Мать, потерявшая сына, не может наскрести денег даже на «гробик ребёнку». Она находит способ эти средства добыть, хотя и не сразу решается к нему прибегнуть, да и после не спешит с «печальным признаньем» в совершённом. Но лирический герой не осуждает поступка отчаявшейся женщины, называя её «друг беззащитный, больной и бездомный», ведь продать собственное тело её вынудила нищенская жизнь, нестерпимый голод и желание похоронить сына по-человечески.
  3. Одной из ключевых является в стихотворении тема падшей женщины. В её вынужденном падении читается огромная сила духа, ведь она продаёт самое сокровенное, буквально отрекаясь от себя. Она только что потеряла единственного ребёнка, сама была «бледна и слаба», но всё же не могла позволить мужу умереть от голода, а сына оставить без достойного последнего приюта.
  4. Ещё одна тема, находящая отражение в произведении – тема нищеты, голода, болезни. Сам лирический герой был «больной и голодный», его возлюбленная также истощена горем и нуждой, «вдоволь поплакав» умирает их сын. Безнадёжность положения достигает такой степени, что лирический герой не представляет, как жить дальше:

«С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснём»

Основная проблема стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» – безысходность положения крестьян. Возможно ли спасение человека из несправедливых социальных условий? Как в существующих общественных условиях ему придти к достойной жизни, а не выживанию? Автор не даёт ответа на этот вопрос, оставляя его для размышлений читателю.

Настроение произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» проникнуто безысходностью, холодом и мраком. Тяжёлая судьба героини, о которой с репортажной чёткостью повествует лирический герой-рассказчик, оставляет у читателя стихотворения горькое послевкусие, навевая тоску, вызывая жалость к «маленькому человеку».

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» состоит в описании тяжёлой доли человека, по воле судьбы оказавшегося на социальном дне. Несчастная девушка, историю которой нам повествует лирический герой, была с самого детства обречена на жизнь в нищете, постоянно сталкиваясь с жестоким и пренебрежительным отношением даже самых близких людей.

Коллекцию всевозможных бед, свалившихся на плечи девушки, пополнит и порицание общества, оставляя её совершенно одинокой, беззащитной. Лирический герой, который, судя по сюжету, также не смог остаться с любимой, понимает, что нет её вины в том, какую жизнь приходится влачить, и проклинает несправедливый общественный уклад. Таков смысл стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…». Только его проклятья бесплодны, не способны ничего решить. Они лишь «шевельнутся» в его мыслях и, в конце концов, «бесполезно замрут» .

Средства выразительности

Несмотря на то, что в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» Некрасов стремится передать сюжет максимально реалистично и ясно, в нём можно встретить немало средств художественной выразительности:

  1. 1.Эпитеты: «улице тёмной», «пасмурный день», «Друг беззащитный, больной и бездомный», «отец твой угрюмый», «муж недобрый», «С бешеным нравом, с тяжёлой рукой», «В комнате нашей, пустой и холодной», «заунывные звуки», «слёз безрассудных», «сидели угрюмо», «сокровенная дума», «голод мучительный», «печальным признаньем», «нищетой горемычной», «злая борьба», «роковая судьба», «именем страшным».
  2. 2.Метафоры: «Сердце сожмётся мучительной думой», «В сердце твоём свершалась борьба», «Зрела в тебе сокровенная дума».
  3. 3.Олицетворения: «судьба невзлюбила тебя», «Пар от дыханья волнами ходил», «шевельнутся проклятия».
  4. 4.Анафора:

«Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…»

Николай Алексеевич Некрасов
«Похороны»

Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас – голова бесшабашная –
Застрелился чужой человек!

Суд приехал. допросы. – тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка.

Без попов. Только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой.
Мать о сыне рекой разливается,
Плачет муж по жене молодой,-

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил:

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит,-
«Чу!- кричат наши детки проворные.-
Прошлогодний охотник палит!»

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя порошку я попрашивал,
И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
Перед тем, как спустил ты ружье.

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Упокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 18-ти строф (всего 72 строки)
Размер: трёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: затерялося-село-шлялося-набрело.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: страшная-вовек-бесшабашная-человек.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тошнехонько-собрать-скорехонько-закопать.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: негаданно-стрелка-ладана-крепка.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: знойное-свечи-спокойное-лучи.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: колыхалася-цветы-опускалася-кусты.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

7-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: набирается-вой-разливается-молодой.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

8-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: велико_ли-хороши-захныкали-души.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

9-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нивами-долок-ивами-стрелок.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

10-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сердешного-сгубил-нездешнего-любил.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

11-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: упорные-налетит-проворные-палит.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

12-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нашивал-скучал-попрашивал-давал.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

13-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: вечная-мать-сердечная-поджидать.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

14-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: милую-любя-могилою-тебя.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

15-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: любовию-судия-кровию-поля.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

16-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: кручиною-твое-кончиною-ружье.
Рифмовка: AAAB

17-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: нивами-долок-ивами-стрелок.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

18-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: хороводные-долетать-хлебородные-навевать.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Русские женщины анализ поэмы

Анализ поэмы Русские женщины Некрасова

1. Введение. Поэма Н. Некрасова “Русские женщины” посвящена подвигу жен декабристов. В глазах современников их решение отправиться вслед за мужьями выглядело более чем странно. Поэт был восхищен таким самоотверженным поступком и связывал его с твердым и мужественным характером русских женщин в целом.

2. История создания. Первая часть поэмы была написана Некрасовым в 1871 г. Поэт использовал исторические источники и воспоминания современников. В следующем году он закончил вторую часть, опираясь на самый достоверный источник – “Записки М. Н. Волконской”. Обе части были опубликованы в “Отечественных записках” и вызвали большой интерес у широкой публики.

3. Смысл названия. В авторской рукописи поэма носила название “Декабристки”. Изменив его на “Русские женщины”, Некрасов хотел подчеркнуть, что главной является не сословная, а национальная принадлежность его героинь. Обе княгини пошли на подвиг самоотвержения, так как являлись дочерьми великого русского народа.

4. Род и жанр. Поэма

5. Тема. Основная тема произведения – подвиг декабристок.

6. Проблематика. Главной проблемой поэмы является отношение к восстанию декабристов. Официальная точка зрения рассматривала их в качестве государственных преступников, получивших заслуженное наказание. Через образ княгинь Некрасов рисует декабристов, как порядочных и глубоко любящих свою Родину людей.

Восстание было вызвано желанием изменить тяжелое положение в стране. Княгиня Трубецкая в пути приходит к осознанию того, что ее муж пострадал за правое дело. Сны открывают ей глаза на истинную ситуацию в России – “царстве нищих и рабов”.

Еще одна проблема поэмы – сравнение дворянского общества с простыми людьми. Узнав о решении княгинь, практически весь высший свет отворачивается от них. Поддержка государственных преступников – глупость и грех. В дороге героини не получают никакой помощи от представителей своего сословия. Простые люди, напротив, относятся к женщинам с огромной жалостью и готовы поделиться с ними последним куском хлеба.

7. Герои. Княгиня Трубецкая, княгиня Волконская

8. Сюжет и композиция. Поэма представляет собой две самостоятельные части. Первая посвящена княгине Трубецкой. Описание ее поездки содержит резкую критику по отношению к российскому общественному строю. “Радужным снам” княгини противопоставлена жестокая действительность с “суровым господином и жалким тружеником-мужиком”.

Очень ярко поэт изобразил “борьбу” женщины с губернатором, который всеми способами старается удержать Трубецкую от продолжения поездки. В конце концов твердый характер декабристки позволяет ей добиться своего. Растроганный губернатор сам предлагает ей помощь.

Вторая часть написана в форме рассказа княгини Волконской своим внукам. В ней поэт постарался как можно глубже проникнуть во внутренний мир своей героини, описать ее чувства и переживания. Очень трогательна сцена свидания княгини с арестованным мужем. Огромное значение для всего смысла поэмы имеет фраза Волконского: “Пойми и прости”. Понять значение восстания декабристов в то время могли не многие.

Во время посещения Волконской Москвы описано отношение к ее решению высшего света. На фоне всеобщей жалости княгине придало сил благословение Пушкина. После долгой дороги и встречи Волконской с Трубецкой эмоциональное напряжение значительно нарастает.

Финал поэмы, в котором княгиня встречается с мужем прямо на руднике, достойно завершает произведение. Для влюбленных цепи и охрана уже не имеют значения. В их жизни вновь появилась надежда, заключающаяся в словах Волконского: “Увидимся, Маша, – в остроге!”.

9. Чему учит автор. В образе двух княгинь Некрасов показал силу духа русских женщин, которая не зависит от их сословной принадлежности. Поэт всегда воспевал подвиг простого народа, но и среди дворян он видел настоящих героинь и героев, которые были способны отдать жизнь за свою страну. Истинный характер княгинь мог бы никогда не открыться современникам. Но благодаря восстанию и ссылке их мужей Волконская и Трубецкая доказали, что их жизнь не ограничивается балами и пустыми светскими разговорами.

Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Н.А. Некрасов написал замечательное произведение «Русские женщины», посвященное женам декабристов. Эти смелые представительницы прекрасной половины человечества не побоялись и устроили настоящее восстание в Петербурге на Сенатской площади в 1825 году. Этот бунт возмутил властей, и они сослали женщин вместе с их мужьями в Сибирь.

В течение целого года Некрасов писал эту поэму. Чтобы с точностью передать суть исторических событий, описных в этом произведении, поэт постоянно обращался к достоверным источникам. В нем автор пытался передать главный смысл – это сила духа и величие души русских женщин, их искренние эмоции и веру в настоящую любовь.

Само произведение написано в двух частях. Первая носит название «Княгиня Трубецкая», а вторая часть – «Княгиня Волконская». Эти две сильные и бесстрашные женщины, не испугавшись предстоящих жизненных трудностей и искренне любя своих супругов, приняли для себя серьезное и безвозвратное решение пройти свой путь рядом с мужьями и отправились за ними в Сибирь.

В первой части княгиня Трубецкая прощается со своим отцом, затем, собравшись в дальнюю дорогу за супругом, ее всеми путями отговаривает от этого поступка губернатор. Вторая часть произведения, касающаяся княгини Волконской начинается с главы под названием «Бабушкины записки». Содержание этой части больше выглядит как семейное воспоминание. Вторая глава выражена более душевно и эмоционально.

Некрасова восхищают эти женщины, они, несмотря на предстоящие лишения, голодную жизнь и суровые условия Сибири, не побоялись уйти от хорошей и сытой жизни, отправившись вслед каждая за своим мужем.

Это публичное непокорство к власти, сила характера и собственное мнение восхищают писателя, в его глазах русская женщина является не только матерью и домохозяйкой, но и отдельной личностью с волевым и смелым духом. Не только для себя, но и для других он хотел раскрыть в своей поэме эти черты женской души и характера.

В конце произведения губернатор пытается всеми возможными способами отговорить княгиню Трубецкую от этой поездки. Сначала он пытается вызвать жалость и сострадание к отцу, затем расписывает все прелести жизни в свете, грозит, что придется отказаться от титула княгини. Губернатор призывает женщину остановиться, ведь мучения, которые она будет испытывать в ссылке, лягут тяжким бременем и на ее супруга. Он будет винить себя в том, что его супруге приходится несладко.

Но настоящая русская женщина, коей является княгиня Трубецкая, жена декабристка уверена в правильности своего поступка. Она считала, что любая жена, любящая своего мужа должна следовать за ним. Умение пожертвовать собой и своими благами ради сильной любви и справедливости делают человека поистине сильным и смелым.

Анализ 2

В середине семидесятых XIX века в России снова намечался подъем общественности. Большинство русских писателей и поэтов не желали оставаться в стороне и стали поднимать все социальные проблемы на страницах своих произведений. Некрасов вдохновленный подвигом отважных русских женщин декабристок пишет поэму “Русские женщины”, которая появляется на страницах журнала “Отечественные записки”. В поэме возникают два высокохудожественных женских образа русских княгинь Трубецкой и Волконской.

Произведение посвящённое женщинам Некрасов пишет в жанре поэмы, которая представляет собой крупное лирическое произведение с повествовательным сюжетом.

Отправляющаяся за мужем княгиня Трубецкая идёт с полной уверенностью в своём высоком долге, который она обязана разделить с супругом.

У отца она просит лишь благословения, желая вызвать своим поступком чувство гордости. Но отец переживает за родную дочь и не может позволить себе с легкостью её отпустить.

Читайте также:  Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова

Основа первой части строится на диалоговой форме Трубецкой и губернатора пытающегося уговорить её возвратиться домой. Чтобы встретиться с губернатором княгиня провела в пути около двух месяцев. Во время которых даже успел заболеть её сопровождающий. Эту проблемную ситуацию автор преподносит засчет литературного приёма – сопоставления.

Губернатор лично вышел встречать княгиню, так как получил приказ вернуть её обратно.

Но княгиня верна своему желанию и на любые доводы губернатора отвечает: “Долг меня зовет”.

Форма диалога, которую выбирает автор в общении героев, наиболее лучшим образом способна раскрыть весь их внутренний мир со всеми чувствами и переживаниями.

Губернатор во время общения с княгиней настолько проникся её отвагой, что вызвался даже лично отвезти её.

Вся поэма “Русские женщины” Некрасова пропитана героизмом и мужественностью русских женщин, которые несмотря ни на какие проблемы и преграды пошли в сибирскую ссылку за своими мужьями. Они добровольно решили разделить тяжелую участью своих мужей. Испытания, которые им довелось пройти показывают стойкость нрава, преданную верность и сильную любовь.

Княгиню Трубецкую автор демонстрирует с внешней стороны, изображая её реакцию на трудности, которые возникают на пути. Среди них центральный эпизод – это сцена с губернатором, который запугивает её всевозможными лишениями. Предупреждает о том, что придётся ей жить в неволе, питаться сухарями терпя весь ужас движения по этапу.

Но все запугивания меркнут перед смелостью княгини.

Смена изначального названия поэмы “Декабристки” на “Русские женщины” способна в большей степени подчеркнуть героизм и нравственную красоту русских женщин, которыми они славятся испокон века.

Для Некрасова было важно превознести истинную женскую сущность, которую в России всегда недооценивали. Будь то обычная крестьянка или богатая дворянка, неважно, а важным для поэта было показать именно то, что русская женщина всегда способна на подвиги.

Анализ поэмы Русские женщины

Поэма Н. Некрасова «Русские женщины», на создание которой его вдохновил подвиг жен декабристов, написана в двух частях. Первая рассказывает о княгине Екатерине Трубецкой, а вторая, представленная в форме семейных воспоминаний о княгине Волконской.

Обе княгини принимали участие в протестах в Петербурге, проходящих на Сенатской площади в 1825 году. Это вызвало сильное возмущение властей и женщин отправили в ссылку вслед за мужьями. Княгиню Трубецкую всячески отговаривает от продолжения поездки генерал-губернатор. Он проводит параллель между ее нынешней беспечной и сытой жизнью и полной лишений жизнью в Сибири, запугивает предстоящей нищетой и утратами. Он также пророчит Трубецкой потерю дворянского титула и полное забвение в светском обществе. Но княгиня осталась непоколебима в своем решении, уверенная в том, что обязана разделить участь своего мужа. Более того, она не представляет дальнейшего существования в обществе людей, чей страх и тщеславие не позволили оставить праздную жизнь и светскую суету.

Не менее важный выбор становится перед княгиней Марией Волконской, которой кроме звания, привычных развлечений и комфорта, пришлось расстаться с маленьким ребенком. До предела эмоционально описан момент ее прощания с малышом, невозможно представить какой ураган чувств происходил в ее душе и каких сил ей стоило справиться с ним и не изменить решения. Понимание и принятие своего мрачного будущего, бесконечно долгая и тяжелая дорога в Сибирь окончательно формируют сильную личность в этой нежной девушке.

Некрасов восхищен стальным характером и бескорыстной верностью героинь своим супругам и гражданской позиции. Не только для себя, но и для читателя он хотел показать поразительную глубину души русской женщины, ее жертвенность, безоговорочное следование долгу чести. В его глазах героини предстали в новом свете, в образе волевых личностей, но побоявшихся таких крупных перемен в жизни, а не в привычном образе матери и хранительницы очага. Главной задачей поэта было познакомить читателя с поистине великими, фантастическими людьми своего времени, с которой он справился не без труда, подарив миру это выдающееся произведение.

На протяжении года автор писал эту поэму. Часто в диалогах с друзьями, он отмечал, что написание дается нелегко, потому что ему было важно, чтобы работа прошла цензуру. Чтобы с достоверностью передать суть исторических событий, описанных в ней, Некрасов постоянно обращался к документальным источникам. Причиной этому было крайнее нежелание русских аристократов делиться фактами и воспоминаниями. Отсутствие сведений о случае княгини Трубецкой заставило прибегнуть поэта к методу художественного домысла в некоторых сценах, что не помешало воссоздать ее образ, в котором заключена вся храбрость и безоговорочная преданность русских женщин.

Анализ стихотворения Русские женщины по плану

Русские женщины

Возможно вам будет интересно

Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.

Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием «Одинокий дуб» в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств

Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень

Некрасов, имеющий большой опыт в журналистике, использовал элементы публицистики в лирических произведениях. Многие его стихотворения – это краткие хроники бытовых сцен на городских улицах, наполненных простым людом, извозчиками, торговцами, нищими.

Н. А. Некрасов “Русские женщины”: анализ произведения

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Образы и символы
  • Смирение в пути
  • Переворот сознания
  • Темы, проблемы и настроение
  • Основная идея
  • Семья Марии Волконской
  • Обсуждение

История создания

Жизнь свела Николая Некрасова с Михаилом Сергеевичем Волконским, неизвестно произошел счастливый случай или запланированный поворот судьбы, ведь после этого знакомства мужчины виделись еще не раз на совместной охоте. Николай и Михаил много разговаривали, в том числе о семье. Из этих бесед Николай Алексеевич узнал о нелегкой участи родителей Михаила Сергеевича: его отец был одним из тех декабристов, которых сослали в холодную Сибирь на каторжные работы, а его супруга, Мария, отправилась вдогонку мужу.

Николая Алексеевича интересовала тема декабристов. Он собирал исторические сведения о декабристах из всех возможных источников. Некрасов отправляется в июне в село Карабиха и там берется за написание новой поэмы «Декабристки» (затем название меняет на «Русские женщины»).

Николай Алексеевич часто в разговорах с друзьями упоминал, что написание новой поэмы дается тяжело, потому что автор желал написать такое произведение, которое с лёгкостью пройдет цензуру. Другой проблемой, с которой столкнулся писатель, было отсутствие необходимой информации, потому что дворяне совершенно не хотели затрагивать эту тему. Не очень много информации у Некрасова было по княгине Трубецкой, поэтому автор решает прибегнуть в этой главе к приему художественного домысла в картине отбытия и нелегкого пути русской женщины. Всё следующее лето Николай Алексеевич пишет вторую главу поэмы. Однако из-за отсутствия исторического материала эксперты в этой области считают отдаленными от реальности события, описываемые в произведении.

Некрасов задумывал написать поэму из трех частей. Существуют даже наброски третьей главы, посвященной Александре Муравьевой. Однако автор так и не осуществил эту идею, поэтому сегодня поэма «Русские женщины» состоит из двух частей: в первой главе повествуется о Екатерине Трубецкой (1871 год), вторая основывается на записках Марии Волконской (1872 год), ей же и посвящена.

Жанр, направление

По жанровой принадлежности произведение Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — поэма. Автор передает изображения определенной эпохи с помощью повествования о немаловажных случаях из жизни отдельной личности и его эмоциях и чувствах.

В некрасовских «Русских женщинах» применены различные размеры и рифмы. В главе «Княгиня Трубецкая» используется ямб с чередующейся парной и перекрестной рифмовкой. В главе «Княгиня М. Н. Волконская» автор использует амфибрахий.

Образы и символы

Княгиня Трубецкая. Первая часть посвящена Екатерине Трубецкой. Образ княгини собирательный и в то же время сугубо индивидуальный. Она изображена женщиной по-настоящему достойной, нашедшей своё предназначение в том, чтобы последовать за своим супругом и разделить его судьбу. Часть начинается с эпизода прощания героини с её отцом. Девушка знает, насколько тяжело родителю принять ее решение. Но в то же время, она уверена, что её поведение должно пробуждать в нём чувство гордости за свою дочь. Мысль о том, что бы последовать за своим мужем в Сибирь, определила всю ее дальнейшую жизнь. Трубецкая знает, насколько тяжелой станет ее участь, но ни на секунду не сомневается в верности этого решения. Автор изображает героиню со стороны, раскрывает её характер через трудности, встречающиеся на её жизненном пути. Ключевым эпизодом в этой части является встреча с губернатором, который старается запугать княгиню, рассказывая ей о предстоящих утратах. Все аргументы о трудностях безжалостной Сибири ломаются о великую силу воли

Княгиня Волконская. В отличие от предыдущей героини, Мария Волконская изображена перед читателем в моменты своего внутреннего совершенствования и становления. Дорога в Сибирь подобна пути становления личности. Печальные события, которые связаны с супругом, завершили формирование нравственности ее характера. Нежная девушка, не так давно ставшая мамой, становится женщиной, способной отказаться от привычного комфорта, от излюбленных развлечений и пойти за любимым. Одной из проникновенных сцен стал эпизод прощания Волконской со своим малышом, ведь, по воле царя, ребенок не мог покинуть дом. Невозможно представить, что должна чувствовать женщина, и как справляться со своими чувствами и не изменить решения, в момент расставания со своим ребенком. Родитель Марии долго отказывался принимать поступок своего чада, но на смертном одре признался, что никогда на протяжении своей долгой жизни не встречал более фантастической женщины. Тяжелая дорога в Сибирь открывается перед дворянкой, ее тревожат непрерывные столкновения с грубостью и нищетой — всё это подтверждает верность поступка её супруга. Образ княгини Волконской — олицетворение настоящей любви и преданности жены.

Смирение в пути

Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он даёт Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И всё-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал. Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в её честь, она засыпает на диване.

В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа (вьюги, морозы, дикие звери). К её судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.

Но у неё есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведёт её к цели.

Переворот сознания

Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдёшь ты там только могилу!»

В 20 лет Мария Волконская поняла, что за неё всё решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение. В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга. У неё нет выбора – ехать или не ехать. Она будет свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»

Темы, проблемы и настроение

Основная тема – преданность жены, которая разделила участь опального мужа. Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины» — это произведение о решительном и достойном поступке спутниц жизни декабристов, которые, не придавая значения проблемам и утратам, отправились за своими мужьями в ссылку, отдаленную Сибирь, в дикие, почти необитаемые места их заточения. Женщины отвергли богатства и комфорт устоявшейся жизни, отказались от всех гражданских прав и сами выбрали сторону тяжелой жизни ссыльных, согласились на невыносимые условия проживания. Так проявился сильный характер русских женщин, их непоколебимость, верность и храбрость. Достойные человеческие качества – целеустремленность, способность любить, преданность – вот что присуще главным персонажам поэмы «Русские женщины».

Бал. Сквозь всё произведение лейтмотивом проносится тема праздника и бала. Княгини Трубецкая и Волконская привыкли жить в этой обстановке роскоши и постоянных балов и званых вечеров, а их жизнь складывалась, как один непрерывный светский праздник. Они обе от всей души радовались им, а через какое-то время начали устраивать самостоятельно балы и приемы с пышными нарядами и непрекращающимися танцами. Однако духовная близость со своими мужьями заставляет женщин отказаться от этого любимого ими занятия.

Дорога. Следующим лейтмотивом произведения «Русские женщины» стала тема путешествия и пути, дороги. Действия происходят контрастно: поездка Екатерины Трубецкой с супругом по теплой Италии, путешествие молодой Марии в солнечную Тавриду – и нескончаемый путь обеих женщин по морозной, не щадящей никого Сибири. Красоте и уюту южной жизни противопоставляются заснеженность и морозность русской земли, на которой существование обычного человека шокирует совершенно другой экзотикой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

Основные проблемы – несправедливость бесчеловечного наказания царя и ужасные условия жизни в отдаленных уголках России. В произведении ссыльные нередко нарекают шахту «адом», удивляюсь приезду девушек: «Не ангел ли Божий?». Так, в поэме появляется тема, походящая на известный апокриф, в котором повествуется о схождении в ад Богоматери. Но если в народной легенде Богородица, увидевшая страдания грешных, непроизвольно посочувствовала им, то в некрасовской поэме, наоборот, обычные люди, попавшие на каторгу за свои «преступления», выражают жалость тем, кто теперь мучается из-за стремления их защитить. Автор создает образ России-ада, потому что как на каторжных работах, так и вне их, человек подвержен различным мучениям, а главным грехом являются неправильные политические действия и взгляды.

Основная идея

Через образ обеих княгинь автор передал читателю всё величие русской женщины, ее духовную силу. Перед нами героиня, которая неподвластна общественному мнению и сословной принадлежности, которая осмелилась вырваться из зоны комфорта во имя любви. Автор во всех произведениях восхвалял народные подвиги, но и в дворянском кругу Некрасов находил истинных героев, способных на самопожертвование ради своей родины. Подлинный характер главных героинь мог бы никогда не проявиться. Однако княгини Трубецкая и Волконская, благодаря восстанию декабристов и ссылке их супругов, смогли доказать, что жизнь дворянских девушек выходит за рамки пышных балов и глупых светских бесед. Они способны воссоединиться с народом и вместе пойти против тирании – это и есть главная мысль поэмы.

В поэме внимание акцентируется на представительницах дворянского сословия. Жизнь полностью их удовлетворяла, но задержание и ссылка их супругов всё меняет. Пускай Николай Алексеевич Некрасов не был очевидцем происходящих в произведении событий, но благодаря документам, рассказам и запискам свидетелей, смог в полной мере воссоздать портреты героинь, в которых заключил храбрость, выносливость и верность большинства женщин Руси. Смысл жизни они видят в любви и семье, но их роль ценится автором еще больше, ведь благородный пример, который дворянки подают своим детям, является залогом счастливого будущего России. Новое поколение будет бороться за свои права и одолеет все преграды.

Семья Марии Волконской

Отец Марии – генерал Н.Н.Раевский, но его имя не называется в поэме. Уже в 19 лет он стал полковым командиром, храбро участвовал во многих сражениях, прославился в войне 1812 года. Тяготы походов с ним разделяла семья. Отец был крутого нрава. Матери он казался почти божеством, а дети любили отца в герое. Отец научил Марию не щадить ничего, служа долгу. Он до последнего не верил, что дочь его ослушается. Он не только не благословил её перед отъездом, но обещал проклясть, если она не вернётся через год.

Анализ стихотворения Некрасова Русские женщины

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины» – лучшее сочинение

Поэма “Русские женщины” Н.А. Некрасова имела первоначальное название “Декабристки”. Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, – он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей “Княгиня Трубецкая” и “Княгиня Волконская”, в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком “Бабушкины записки” написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой – более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

  • Роль диалога в поэме Некрасова «Русские женщины»

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины».

Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

Тема произведения Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос” – это нелегкая.

Пожалуйста. нужно сочинение образ княгини трубецкой в поэме «русские женщины»

Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей.

Сочинение. образ русской женщины в лирике н. а. некрасова

“Есть женщины в русских селеньях. “(По произведениям Н. А. Некрасова)Я.

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

(По поэмам “Мороз, Красный нос”, “Русские женщины”)«Величавая славянка”.

Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея создавалась несколько лет. Автор пытался изобразить.

Анализ поэмы Некрасова «Саша»

Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта.

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

«Русские женщины» – сочинение по поэме Некрасова

«Русские женщины» – сочинение

Поэма Некрасова “Русские женщины” рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение – “Декабристки”, но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины – они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение – это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, – это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

Поэма “Русские женщины” представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ “русской женщины” – это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова – это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам – вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались – Русскими Женщинами с большой буквы!

Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб женской решимости, несломленности в разных обстоятельствах.

Поэт не раз в своих произведениях описывает образ женщины. В «Русских женщинах» взор обращен к представительницам дворянства, которых должна была устраивать их жизнь.

Но все меняется после того, как мужья героинь были задержаны и приговорены к каторжным работам в Сибире. Хоть Некрасов не был свидетелем происходящих событий, но, основываясь на документах, мемуарах, записках очевидцев, автор воссоздает образы героинь, объединяя в них мужество, выносливость, преданность многих женщин.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей, в которых описываются истории двух разных княгинь. Женщины решились на непредвиденный поступок — последовать в Сибирь, чтобы быть рядом со своими любимыми, оказать моральную поддержку. Такое событие не должно быть забыто потомками, поэтому Некрасов рисует все в реалистичных тонах.

Для Трубецкой и Волконской решение покинуть родной дом далось нелегко. Они понимали, что будут лишены всего, не смогут увидеть своих родных. Марии приходится пожертвовать даже родным сыном, который совсем мал и нуждается в маминой любви больше всех. Но мысль о том, что когда сын подрастет, он осудит ее за предательство отца, совершившего поступок, попытавшегося свергнуть режим, улучшить жизнь народу, придает ей решимости.

Повествуя в поэме о трудностях, которые возникли на пути следования героинь в Сибирь, автор противопоставляет два временных отрезка. Первый — это жизнь до ареста мужей, которая была наполнена спокойствием, яркими красками, приятными событиями. Второй — это реальная жизнь простого народа, измученного бедностью, серостью.

Несмотря на то что Трубецкую и Волконскую пытаются остановить не только родственники, но и высокопоставленные персоны (губернатор, царь) своими угрозами, все восхищены поступком русских жен, которые чтят брачные обязательства.

Создавая поэму, Некрасов хотел подчеркнуть, что русские женщины, независимо от сословной принадлежности, имеют сильный дух, твердый характер, не страшатся проблем, достигая поставленной цели. Только поддержка таких женщин дает силу мужчинам не сдаваться в любых обстоятельствах.

Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.» / Январь 2016
источник

Послушайте стихотворение Некрасова Русские женщины

Ссылка на основную публикацию