Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова (10 класс)

«Внимая ужасам войны», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери. Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и – будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА «ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»
методическая разработка по литературе на тему

Материал представляет собой анализ стихотворения Н.А.Некрасова “Внимая ужасам войны. “

Скачать:

ВложениеРазмер
analiz_stihotvoreniya_nekrasova.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.А.НЕКРАСОВА

«ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…»

Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие русской литературы не только как поэт, автор прекрасных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Современник» (1847—1866). Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особ внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего — Михаила, офицера, энергично, талантливого, общительного, любимого солдатами, младшего — Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце по собственному желанию приехавшего в Севастополь. Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», — убежден он. «. Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щеку», — пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага. Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».

I . Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший — убит. Убит в первом и последнем для него бою. «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.

А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей.

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне. »

Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» ” А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны. ».

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении (строфы пронумерованы в учебных Целях; в авторском тексте стихотворения римских цифр нет).

(I) Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

(II) Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

  1. Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

  1. Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

1. Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

Когда у стихотворения нет заглавия, то читателю приходится проделывать особенно интенсивную умственную работу: автор как бы предлагает ему самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются читателю не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!

2. Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами. Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.

Внимая ужасам войны.

Внимая — деепричастие от глагола внимать — слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.

. Ужасам войны — любая война противоестественна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.

Но Крымская война для России была особенно тяжелой. Вспомним одну из героических и трагических страниц ее — оборону Севастополя. 349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.

В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны — страшные, трагические явления, положения, случаи.

При каждой новой жертве боя.

Каждый — всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков; новая жертва боя — только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.

Мне — форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего. Но кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)? Наверное, и тот и другой: говорящий — лирический герой, но он выражает мысль автора.

Жаль — о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повторяются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого. Многоточие в конце четвертой строки можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.

Увы! — междометие; выражает горькое сожаление или сетование по поводу чего-либо; здесь — «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена — перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга лучший друг забудет.

А самого героя почему не жаль? Он — «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может.

Но где-то есть душа одна. Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; . до гроба помнить — несколько измененный по форме фразеологизм — по гроб жизни — навсегда. Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.

III строфа — сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова — святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный — синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный — антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т. е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» — одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.

Основа последней строфы — сравнение двух ситуаций.

1) Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива — в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле — поприще; на кровавой ниве — на полях сражений.

2) Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) — ива с длинными свисающими ветвями.

Поникнувшие (ветви) — причастие от глагола поникнуть — 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

Вывод из наблюдений: тема стихотворения «Внимая ужасам войны. » — неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое — детей. Для чего поэт написал стихотворение? Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны. Это — основная мысль, идея стихотворения.

В творчестве Некрасова оно — одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая.

Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова — образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина — мать солдата», «Мороз, Красный нос». В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны. ». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня.

Анализ стихотворения Некрасова Внимая ужасам войны

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны»

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы.

Лирика Н. А. Некрасова проникнута удивитель­ной, глубокой теплотой и нежностью. Его стихи, час­то печальные, своей мелодичностью напоминают на­родные песни, повествующие о жизни простого чело­века, о его радостях и горестях, счастье и страданиях. Многие произведения поэта не ограничиваются рам­ками своего времени, темы их востребованы и по сей день. К таким можно отнести и стихотворение «Вни­мая ужасам войны. ». Сменяют друг друга века, годы, а психология людская остается неизменной. 150 лет тому назад было написано это стихотворение, но человечество так и не вняло тому, о чем ведет речь поэт. Некрасов создал это произведение, находясь под впечатлением событий Крымской войны, обороны Се­вастополя.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя.

Поэт употребляет устаревшее слово «внимать», что означает « воспринимать и слухом, и зрением». Это слово поражает своей емкостью. Оно одновременно вбирает в себя лексический смысл глаголов «слы­шать» и «видеть». В этом проявляется удивительная чуткость поэта, который видит самую суть события.

Да, война, даже самая священная, всегда ужасна, всегда несет с собой смерть и разрушения, горем при­ходит в каждый дом. Война — это страдания и не только для тех, кто воюет и погибает, но и для близ­ких им людей. Горюют жена и друг, но ни с чем не­сравнимо горе матери, потерявшей сына.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет! Искренние, выстраданные слезы матери поэт на­зывает «святыми», противопоставляя их «лицемер­ной» «пошлости» и прозаическим делам повседнев­ной жизни. Все в мире проходит, лишь материнская память вечна.

Глубокие народные корни имеет сопоставление женщины, оплакивающей своего ребенка с образом плакучей ивы:

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей. Ведь ива, прозванная в народе плакучей, олицетво­ряет символ вечной печали, скорби.

Образно и использованное автором выражение «кровавая нива». «Нива» — хлебное поле, сочетаясь со словом «кровавая», приобретает значение, обрат­ное первоначальному. Хлеб в представлении людей всегда является источником жизни. В стихотворении же перед глазами встает нива, породившая смерть, — поле, усеянное трупами.

Стихотворение «Внимая ужасам войны. » отлича­ет своеобразное композиционное построение: оно не разделено на строфы, что создает впечатление текста, написанного «на одном дыхании», в единении чувств и мыслей. Важно и то, что стихотворение подается от первого лица, что воспринимается как тихое повест­вование, исполненное грусти, когда рассказчик обра­щается непосредственно к каждому слушающему его.

И, наверное, все, кто читает это лирическое стихо­творение, проникаются мыслью о жестокой бессмыс­ленности войн, отнимающей у людей самое дорогое в жизни.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»

Патриотизм народного поэта Некрасова чувствуется в каждом его стихотворении, в каждой поэме. Вот и очередное произведение «Внимая ужасам войны» подтверждает мою мысль. С первой строки поэт осуждает войну, не приемлет ее, считает ужасной. Речь идет не конкретно о Крымской войне, которая была недавно проиграна, и на основе событий которой пишется это стихотворение.

Нет, Некрасов не приемлет войны вообще. Каждая строка пронизана печалью и скорбью о геройски погибших солдатах и офицерах. Поэт искренне соболезнует женам, друзьям, и по настоящему понимает горе матерей, потерявших на поле брани своих сыновей.

Автор сам не был на войне, но его горячий ум и пылкое сердце впитывает каждое слово, каждый сюжет и событие, которые рассказывают очевидцы. Не даром он использует деепричастие «внимая», таким образом, он показывает, что и зрением, и слухом, и душой он переживает то горе, которое несет война.

Даже само построение стихотворения говорит о том, что мысли поэта текут непрерывно. И невозможно разделить чувство сострадания к близким, уважение к солдатам и ненависть к войне. Вот и пишет Некрасов свое произведение, не разбивая на строфы.

Скорбью проникнуты строки о матерях, о их страдании, о том, что ожидания их не оправдались. Автор сравнивает несчастных женщин с плакучими ивами, образ которых связан в русской литературе с печалью. И никто не в силах помочь осиротевшим матерям, никто не вернет детей, отнятых проклятой войной.

Так тонко чувствуя и сопереживая, Некрасов учит нас сострадать тем, кто потерял близких, он осуждает войну. Удивительно, что написанное в 1856 году стихотворение и в наши дни не потеряло своей актуальности. И сегодня нормальный человек высказывается против военных действий. И в наши дни мы сочувствуем матерям, дети которых погибли в бою с врагом.

Остается отдать дань глубочайшего уважения таланту Некрасова, его умению описать образы таким образом, что и через века читателю до слез жалко несчастных матерей. Каждый, у кого есть сердце и душа, посочувствует и Родине, потерявшей в жестокой, ненужной войне лучших своих граждан.

Вечная память всем погибшим на поле брани.

«Внимая ужасам войны…» Н.Некрасов

«Внимая ужасам войны…» Николай Некрасов

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после отмены крепостного права срок солдатской службы составлял 25 лет. Это означало, что молодой парень, призванный в солдаты, возвращался домой уже стариком. Если, конечно, ему удавалось выжить в смертельной схватке с очередным внешним врагом русской державы.

Николай Некрасов родился уже после того, как Россия одержала победу над французами в 1812 году. Однако даже из его родового имения постоянно забирали крестьян на военную службу. Многие из них так и не вернулись домой, оставшись лежать в кавказских степях. С самого детства поэт видел, сколько горя семьям приносили известия о том, что на очередной войне погиб отец, сын или же брат. Однако будущий поэт понимал, что время лечит, и с такой потерей вскоре смиряются практически все, кроме матерей, для которых гибель собственного ребенка является одним из самых страшных и горьких испытаний.

В 1855 году под впечатлением от очередной поездки в родное имение Николая Некрасов написал стихотворение «Внимая ужасам войны…», в котором попытался морально поддержать всех матерей, которые по воле рока лишились своих сыновей. Рассуждая на тему жизни и смерти, поэт пишет о том, что «при каждой новой жертве боя мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя».

Автор подчеркивает, что какой бы глубокой ни была душевная рана, рано или поздно она все равно затянется. Вдова найдет утешение в повседневных хлопотах, дети вырастут с мыслью о том, что их отец не зря отдал свою жизнь за родину. Однако матери погибших солдат никогда не смогут справиться со своим всепоглощающим горем и смириться с такой утратой. «Она до гроба не забудет!», — отмечает поэт, подчеркивая, что слезы матери, потерявшей на войне сына, являются «святыми» и «искренними». Таким женщинам никогда не оправиться от удара, который они получили от судьбы, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

Несмотря на то, что это стихотворение было написано полтора века назад, оно не утратило актуальность и в наши дни. Вряд ли Некрасов мог предположить, что даже в 21 веке Россия по-прежнему будет воевать. Однако он знал наверняка, что единственными людьми, которые будут всегда помнить погибших воинов, являются их старенькие матери, для которых их сыновья всегда останутся самыми лучшими.

«Внимая ужасам войны», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери. Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и – будет помнить до гроба, не забыть (о матерях).

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

Послушайте стихотворение Некрасова Внимая ужасам войны

Анализ стихотворения Некрасова Осень

Николай Некрасов — Славная осень! Здоровый, ядреный ( Железная дорога )

Zheleznaya doroga

Slavnaya osen! Zdorovy, yadreny
Vozdukh ustalye sily bodrit;
Led neokrepshy na rechke studenoy
Slovno kak tayushchy sakhar lezhit;

Okolo lesa, kak v myagkoy posteli,
Vyspatsya mozhno — pokoy i prostor!
Listya pobleknut yeshche ne uspeli,
Zhelty i svezhi lezhat, kak kover.

Slavnaya osen! Moroznye nochi,
Yasnye, tikhiye dni.
Net bezobrazya v prirode! I kochi,
I mokhovye bolota, i pni —

Vse khorosho pod sianiyem lunnym,
Vsyudu rodimuyu Rus uznayu.
Bystro lechu ya po relsam chugunnym,
Dumayu dumu svoyu.

;tktpyfz ljhjuf

Ckfdyfz jctym! Pljhjdsq, zlhtysq
Djple[ ecnfkst cbks ,jlhbn;
Ktl ytjrhtgibq yf htxrt cneltyjq
Ckjdyj rfr nf/obq cf[fh kt;bn;

Jrjkj ktcf, rfr d vzurjq gjcntkb,
Dscgfnmcz vj;yj — gjrjq b ghjcnjh!
Kbcnmz gj,ktryenm tot yt ecgtkb,
;tkns b cdt;b kt;fn, rfr rjdth/

Ckfdyfz jctym! Vjhjpyst yjxb,
Zcyst, nb[bt lyb///
Ytn ,tpj,hfpmz d ghbhjlt! B rjxb,
B vj[jdst ,jkjnf, b gyb —

Dct [jhjij gjl cbzybtv keyysv,
Dc/le hjlbve/ Hecm epyf////
,scnhj ktxe z gj htkmcfv xeueyysv,
Levf/ leve cdj////

Природа в стихах Н. А. Некрасова: анализ стихотворения “Славная осень”

Анализ стихотворения “Славная осень”

Н. А. Некрасов в своем творчестве наиболее часто отражает человеческие отношения, а для иллюстрации и создания более яркого образа этих отношений, использует пейзажные зарисовки. Любовь к природе в нем заложена с детства, он понимал и чувствовал ее животворную силу и видел величественную красоту. Описывая природу, поэт глубоко проникается ее бытием, противопоставляя суетным человеческим устремлениям. В стихотворении «славная осень», он описывает пейзаж поздней осени, когда уже все листья с деревьев осыпались и наступили морозные ночи.

Описывая осеннюю природу, Некрасов проникается ее красотой и покоем, восторгается ее чистотой. Он любит осень, восхищается чудесной природой, его осень – хорошая, тихая, спокойная, для наиболее точного описания он использует эпитет – славная осень. Осенняя природа созвучна с его телесным и духовным состоянием, она пробуждает в душе поэта новые жизненные силы: «воздух усталые силы бодрит». Для описания пейзажа осени, автор использует необычные сравнения и эпитеты: воздух – «ядреный», «Лед неокрепший словно как тающий сахар лежит».

Описывая лес, Некрасов, прежде всего, подмечает множество опавших листьев, которыми все вокруг устлано. Увиденная картина в нем вызывает своеобразные ассоциации, он сравнивает лес с мягкой постелью, где «выспаться можно — покой и простор!». Это сравнение подтверждает неразрывную связь природы и человека, их единство в творчестве Некрасова. А опавшая с деревьев разноцветная листва – необычайно красива: «листья поблекнуть еще не успели, желты и свежи лежат, как ковер».

В осенних днях, поэт подмечает и передает в своем стихотворении спокойное состояние природы: «ясные, тихие дни». Свои наблюдения за природой, во всех ее проявления, автор подытоживает восклицанием: «нет безобразья в природе!». Он восхищен гармоничностью всего в природе, тем, что в ней каждая вещь и каждое явление имеет свое место и свое назначение. Свое произведение, он заканчивает многоточием, как бы давая понять, что точку ставить рано, о природе еще многое можно рассказать.

«Славная осень» Н.Некрасов

«Славная осень» Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Анализ стихотворения Некрасова «Славная осень»

Композиционная целостность пейзажной зарисовки, начинающей знаменитую «Железную дорогу » 1864 г. позволяет выделить поэтический фрагмент в качестве самостоятельного произведения. Его основная тема — разноцветная красота «ясных, тихих» осенних дней, благотворно влияющая на самочувствие. По оптимистичному настрою и чувству бодрости тональность некрасовского творения сближается с ощущениями пушкинского героя, который приветствовал приход «русского холода» — освежающего, омолаживающего, возвращающего вкус к жизни.

Автор наделяет образ осени оценочным эпитетом «славная». Последний не только отображает восхищение, но и подчеркивает приподнятое энергичное настроение лирического субъекта. Поясняя одобрительное восклицание, открывающее текст, герой говорит о целебной силе свежего воздуха. Здесь же употребляется необычное для поэтического слога просторечие «ядреный». Сочетание «свежего» слова с лексемами «здоровый» и «бодрит» создает концентрацию звуков «р» и «о». Средства звукописи поддерживают впечатление живительного воздействия осенней погоды.

Для характеристики природных объектов поэт прибегает к оригинальным сравнениям: тонкий лед похож на «тающий сахар», пышный слой опавших листьев — на ковер или постель. Перечисленные примеры можно рассматривать как единую комбинацию, объединенную семантикой домашнего комфорта. Чистота и свежесть спокойной приветливой природы сродни уюту человеческого жилища.

Анафора, начинающая третий катрен, продолжается фразой о холодных ночах и погожих днях. Она сходна по значению с замечанием об освежающем действии воздуха, размещенным в зачине. Прием, фактически расширяющий границы лексической анафоры, постепенно подводит читателя к философскому обобщению. Лирический субъект видит гармонию даже в самых прозаичных деталях: кочках, болотах, пнях. Интересно, что положительные эмоции передаются через отрицание, указывающее на отсутствие «безобразья» в картинах родного пейзажа.

Финальный эпизод конкретизирует особенности позиции наблюдателя. Оказывается, он задумчиво созерцает виды природы из окна поезда. Длительным путешествием по «рельсам чугунным» объясняется и смена времени суток: от дневного света, позволяющего увидеть желтизну листьев, к «сиянию лунному», мерцание которого придает таинственную красоту обычным холмам да болотам. Мотив стремительного движения, обозначенный глаголом «лечу», предваряет главную тему «Железной дороги».

Стихотворение Некрасова Н.А.
«Осень»

Прежде – праздник деревенский,
Нынче – осень голодна;
Нет конца печали женской,
Не до пива и вина.
С воскресенья почтой бредит
Православный наш народ,
По субботам в город едет,
Ходит, просит, узнает:
Кто убит, кто ранен летом,
Кто пропал, кого нашли?
По каким-то лазаретам
Уцелевших развезли?
Так ли жутко! Свод небесный
Темен в полдень, как в ночи;
Не сидится в хате тесной,
Не лежится на печи.
Сыт, согрелся, слава богу,
Только спать бы! Нет, не спишь,
Так и тянет на дорогу,
Ни за что не улежишь.
И бойка ж у нас дорога!
Так увечных возят много,
Что за ними на бугре,
Как проносятся вагоны,
Человеческие стоны
Ясно слышны на заре.

Стихотворение Некрасова Н.А. – Осень

См. также Николай Некрасов – стихи (Некрасов Н. А.) :

Осипу Ивановичу Комиссарову
Не громка моя лира, в ней нет Величавых, торжественных песен, Но прид.

Осторожность
1 В Ледовитом океане Лодка утлая плывет, Молодой, пригожей Тане Парен.

Послушать стихотворение Некрасова Осень

Анализ стихотворения Осень Некрасова

Ни один поэт русской литературы не обошел стороной в своих произведениях тему природы. Каждое проявление окружающего мира интересует талантливых писателей своими уникальными пейзажами, которые помогают передать любое внутреннее состояние человека.

В стихотворении Н. А. Некрасова «Осень» автор объединил несколько тем, которые тревожат его душу – мысль о единстве природы и человека, тема любви к Родине. Понимание законов природы заложено в нем с детства. Восхищение родным краем проявляется с первый строк: «Славная осень!». В каждой последующей строфе будто присутствуют доказательства этому. Автора привлекает осенняя прохлада, которая вливает в него жизненные силы: «ядреный воздух…бодрит». Золотая пора только вступает во владения, так как лед еще не успел окрепнуть. «Желты и свежи» до сих пор листья. В каждой детали писатель видит предмет гордости за родную страну. Он с восторгом говорит о том, что в природе «нет безобразья…», в каждом пне или кочке видит свою прелесть.

Представить идеальный мир, где все гармонично, спокойно и радостно помогают разнообразные художественные средства. Эпитеты «славная осень», «ядреный воздух» придают яркость, торжественность стихотворению. Авторский образ осени более понятен при использовании сравнений «лед как сахар», а в лесном массиве можно отдохнуть «как в теплой постели», «листья свежи как ковер». Подобные выражения знакомы каждому. Они напоминают домашний уютный очаг, к которому хочется вернуться вновь и вновь.

Автор подчеркивает, что никогда не спутает свои родные просторы ни с чем другим. Он любуется и пнями, и болотами «все хорошо под сиянием лунным». Состояние природы в момент ее созерцания Н. А. Некрасов характеризует как неторопливое течение жизни, которое вдохновляет каждого («ясные, тихие дни…»). Таким образом, автор передает собственное состояние души, впечатления о красоте родных пейзажей, следуя в вагоне поезда. Ему становится грустно от мысли, что он лишь из окна наблюдает за дарами осенней поры, а поезд двигается слишком быстро, не давая возможности продлить наслаждение.

Торжество души поэта, его жизнелюбие и энергию подчеркивают повторы согласных звуков «с» и «р», которые придают особый музыкальный ритм стихотворению. Автор готов на протяжении суток наблюдать за природой. Об этом говорит чередование лунного освещения объектов окружающего мира и созерцание солнечных дней.

Вариант 2

Название произведения определяет один из периодов времени года, однако содержание стихотворения не является описанием красот и природы золотой поры, а посвящается мрачной осенней картине, наполненной слезами, горем, утратами и смертями.

В традиционном изложении осенний период описывается поэтами в виде наступившей долгожданной прохлады, богатого урожая и природного умиротворения, выражающегося в великолепии багряного и золотого наряда природы и шелестящей листвы, мягко стелющейся под ногами.

В рассматриваемой стихотворении поэт раскрывает осень в ином качестве, рассматривая это время года в виде разрушительного, нищего, серого состояния. Повествование стихотворения имеет целью изобразить существование простого крестьянского народа в период военных действий, используя мрачную картину поздней осени, передающей страдания и мучения русских людей из-за многочисленных потерь близких и родных, извести от которых приходят крайне редко.

Поэт сравнивает период наступления осени в обычной мирной жизни, когда весь народ с благоговением ожидает выходную субботу для того, чтобы посетить увеселительные мероприятия в виде массовых народных гуляний, связанные с окончанием уборочных работ и сбором богатого урожая, с настоящим временем, в котором крестьяне едут в ближайшее поселение лишь с целью получить хоть малейшее известие о близком человеке, будь то муж, сын, отец, дед.

Образы потерявших надежду на хорошую весть людей являются основным лейтмотивом стихотворения, написанного в форме гражданской элегии.

Использованные в произведении средства выразительности в виде эпитетов и сравнений ярко иллюстрируют людской страх перед молчаливой дорогой, по которой проносятся железнодорожные составы с вагонами, наполненными человеческими телами, погибшими исключительно с целью выполнения своего гражданского долга.

Поэт тонко и чувственно передает глубину людского страдания, выражая массовую скорбь и ненависть к войне. Оставшиеся в своих домах люди не находят покоя даже в ночное время, переживая за родных и близких и теряя малейшую надежду на благополучный исход войны, слыша царящий вокруг стон и плач несчастных людей, кричащих от боли и потерь.

Образ осени в качестве голодной тревоги и страха используется поэтом для более острого выражения темного существования осиротевших, обездоленных людей, не надеющихся на благоприятный исход военных действий, а лишь молясь богу о сохранении жизней своих любимых родственников, прося небеса вернуть их с фронта пускай и с ранениями, но живыми.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом повторения звуков, а также антитезы и метафор, позволяющих усилить динамику повествования и подчеркнуть смысловое значение произведения, заключающее в отсутствии любых оправданий для вступления в войну, уносящую жизни невиновных людей и принося неимоверные моральные и физические страдания семьям и близким умерших.

Анализ стихотворения Осень по плану

Осень

Возможно вам будет интересно

Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».

Жанровая направленность произведения представляет собой лирическое послание раннего творчества поэта, основной тематикой которого является выражение любви и преданности верных товарищам.

Ни для кого не становится секретом, что поздняя лирика Фета становится достаточно драматичной. Почти все стихотворения посвящены Марии Лазич, как и все мысли поэта. Среди множества произведений, окрашенных в трагичные

Раннее стихотворение Батюшкова Вакханка предлагает античный сюжет, который разворачивается в пространстве праздника, на который спешат вакханки. Вероятнее всего, речь идет о празднике

«Осень»

стихотворение и анализ

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?

Краткое содержание

Начинается стихотворение с описания картины осени и ощущений, которые она вызывает у автора. Почти осыпались листья, сквозь полузамерзший пруд все еще пробивается тонкий ручей. Начинается сезон охоты. Во всем ощущается приближение холодов.

Далее идет перечисление недостатков других времен года. Все они проигрывают осени по какой-либо причине. Минус весны поэт видит в том, что она не дает ему сосредоточиться на работе, так как в это время «бродит кровь». Зиму поэт считает относительно неплохой порой, потому что в это время много праздников и развлечений, но, опять-таки, «полгода снег да снег». Автор вполне бы мог полюбить лето, «когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».

Пушкин снова возвращается к любимой осени. Мало, кому по душе это печальное время года, возможно, он и сам не может объяснить, чем привлекает его эта грустная пора, но: «из годовых времен я рад лишь ей одной».

Далее следует самая известная фраза: «Унылая пора! Очей очарованье!» Несмотря на унылость, именно эта пора является для поэта источником творческих сил и вдохновения. Даже в увядании природы Пушкину удается разглядеть могучее проявление жизни, а «прощальная краса» вызывает в его сердце волнующий трепет.

Осень. Большое Болдино

Осень символизирует собой то неуловимое, что сегодня еще есть, а завтра уже исчезнет. Природа еще удерживает летние приметы, но все так быстро изменяется и преображается, что возникает ощущение, будто оставшееся тепло и наступающие холода вступили между собой в незримое противоборство.

Необыкновенно яркими красками нарисованы автором осенние картины. Его восхищает не только богатое убранство осенней природы, но и небо, покрытое бегущими тучами, а также первые холода, предвещающие скорое наступление зимы. Эта красота будит в душе поэта все самое лучшее, его сердце переполняет искренняя любовь:

«Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…»

В финале автор сравнивает свое творчество с кораблем, и в стихотворении повисает открытый вопрос: «Куда ж нам плыть?»

Анализ

История создания

Стихотворение «Осень» было написано в 1833 году, когда Александр Сергеевич, возвращаясь с Урала, заехал в Большое Болдино. Из всех трех посещений Болдино эта осень оказалась самой плодотворной. Несмотря на то, что период его пребывания в имении был вдвое короче предыдущего (1830 год), сделано поэтом было не меньше.

Всего полтора месяца понадобилось Пушкину, чтобы закончить «Историю Пугачевского бунта» и «Песни западных славян», начать «Пиковую даму», написать поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Апофеозом творческого вдохновения поэта стало стихотворение «Осень».

Именно в один из этих осенних периодов, которые впоследствии назовут Болдинской осенью, Пушкин со всей страстностью окунался в работу. Здесь родилось много прекрасных произведений, так полюбившихся читателям.

Персонажи и образы

В данном стихотворении роль рассказчика исполняет лирический герой. Его словами автор передает читателю красоту осеннего пейзажа. Нетрудно догадаться, что этим рассказчиком является сам Пушкин. Поэтому так тонко и точно описывает он свои ощущения, которые навевает на него это любимое им время года.

Вторым героем произведения можно считать образ осени, воссозданный в высшей степени поэтично. Автор не может объяснить своей привязанности к этой поре и сравнивает ее с чахоточной девой: «Как это объяснить? Мне нравится она, как, вероятно, вам чахоточная дева порою нравится. На смерть осуждена, бедняжка клонится без ропота, без гнева…» Этот пронзительный символ-сравнение красоты и увядания еще раз говорит о гениальности великого русского поэта.

Композиция

По композиции стихотворение можно поделить на три части. В первой читатель видит картину унылого осеннего пейзажа, вторая часть посвящена описанию остальных времен года, и третья часть – возврат к осенней теме и анализ автором своих ощущений. Стихотворение написано октавами – то есть, строфами, состоящими из восьми строчек, и одного финального одностишия.

По роду литературы стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, по литературному жанру оно представляет собой обращение, или послание автора читателю в виде непринужденной беседы.

Размер и средства художественной выразительности

При написании «Осени» Пушкин использовал шестистопный ямб, при помощи которого очень легко передается неспешность и размеренность повествования. Вкупе с объемной строфой этот размер образует непередаваемый ритмический узор, который погружает читателя в осеннюю негу.

В шести из восьми строчек автор использовал две перекрестных рифмы, в двух последних строках рифма парная. Через строфу идет чередование женских и мужских рифмовок.

Стихотворение насыщено средствами художественной выразительности:

метафорами: «в багрец и золото одетые леса», «дохнул осенний хлад», «роща отряхает последние листы», «в багрец и золото одетые леса»;

эпитетами: «красою тихою», «могильное дыханье», «блестящие тревоги», «прощальная краса».

Автор прибегает к оксюморону (сочетание двух противоречащих друг другу понятий): «пышное…увяданье»; инверсии: «Люблю я пышное природы увяданье», анафоре: «И мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы», аллитерации: «Унылая пора! оЧей оЧарованье!». Также использованы слова высокого стиля: «хлад», «мучишь».

Проблематика и основная идея произведения

Стихотворение «Осень» входит в число самых популярных произведений Пушкина, а отрывок из него, начинающийся словами «Унылая пора…» стал самостоятельным произведением для изучения в начальной школе. Кроме того, первая фраза отрывка многими цитируется по настоящее время с приходом осени.

Главная тема стихотворения – красота осеннего пейзажа. Пушкин считает, что человек должен чувствовать единение с природой, учиться распознавать в ней прекрасное. Одновременно автор касается темы цикличности жизни – ничто не живет вечно, вслед за расцветом неизбежно наступают увядание и смерть. В этой неумолимости и заключается весь трагизм бытия.

Несмотря на это, Пушкин не поддается пессимизму и рассказывает читателю, что каждой осенью как будто рождается вновь. Тем самым, он предлагает под другим углом взглянуть на время года, которое многие считают унылым и наводящим тоску. Ведь это время, которое позволяет обрести вдохновение, достаточно только взглянуть на «в багрец и золото одетые леса». Автор стремится к тому, чтобы читатель разделил с ним восторг от прощального ликования природы, от красочного разноцветного карнавала, радующего глаз перед приближающимся дыханием зимы.

Анализ стихотворения некрасова осень. Железная дорога

Николай Алексеевич Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Композиционная целостность пейзажной зарисовки, начинающей знаменитую «Железную дорогу» 1864 г., позволяет выделить поэтический фрагмент в качестве самостоятельного произведения. Его основная тема — разноцветная красота «ясных, тихих» осенних дней, благотворно влияющая на самочувствие. По оптимистичному настрою и чувству бодрости тональность некрасовского творения сближается с ощущениями пушкинского героя, который приветствовал приход «русского холода» — освежающего, омолаживающего, возвращающего вкус к жизни.

Автор наделяет образ осени оценочным эпитетом «славная». Последний не только отображает восхищение, но и подчеркивает приподнятое энергичное настроение лирического субъекта. Поясняя одобрительное восклицание, открывающее текст, герой говорит о целебной силе свежего воздуха. Здесь же употребляется необычное для поэтического слога просторечие «ядреный». Сочетание «свежего» слова с лексемами «здоровый» и «бодрит» создает концентрацию звуков «р» и «о». Средства звукописи поддерживают впечатление живительного воздействия осенней погоды.

Для характеристики природных объектов поэт прибегает к оригинальным сравнениям: тонкий лед похож на «тающий сахар», пышный слой опавших листьев — на ковер или постель. Перечисленные примеры можно рассматривать как единую комбинацию, объединенную семантикой домашнего комфорта. Чистота и свежесть спокойной приветливой природы сродни уюту человеческого жилища.

Анафора, начинающая третий катрен, продолжается фразой о холодных ночах и погожих днях. Она сходна по значению с замечанием об освежающем действии воздуха, размещенным в зачине. Прием, фактически расширяющий границы лексической анафоры, постепенно подводит читателя к философскому обобщению. Лирический субъект видит гармонию даже в самых прозаичных деталях: кочках, болотах, пнях. Интересно, что положительные эмоции передаются через отрицание, указывающее на отсутствие «безобразья» в картинах родного пейзажа.

Финальный эпизод конкретизирует особенности позиции наблюдателя. Оказывается, он задумчиво созерцает виды природы из окна поезда. Длительным путешествием по «рельсам чугунным» объясняется и смена времени суток: от дневного света, позволяющего увидеть желтизну листьев, к «сиянию лунному», мерцание которого придает таинственную красоту обычным холмам да болотам. Мотив стремительного движения, обозначенный глаголом «лечу», предваряет главную тему «Железной дороги».

Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни.

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик березы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Б. Пастернак

Осыпаются сливы в саду,

Угощение знатное осам.

Желтый лист искупался в пруду

И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблем,

Ветром странствий его раскачало.

Вот и мы вслед за ним поплывем

К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:

Через год будет новое лето.

Отчего же вселенская грусть

В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль что следы на росе

Смоют ливни и выстудят зимы?

Оттого ль что мгновения все

Мимолетны и неповторимы?

Л. Кузнецова

“Осень. Тишина в поселке дачном. “

Осень. Тишина в поселке дачном,

И пустынно-звонко на земле.

Паутинка в воздухе прозрачном

Холодна, как трещина в стекле.

Сквозь песочно-розовые сосны

Сизовеет крыша с петушком;

В легкой дымке бархатное солнце –

Словно персик, тронутый пушком.

На закате, пышном, но не резком,

Облака чего-то ждут, застыв;

За руки держась, исходят блеском

Два последних, самых золотых;

Оба к солнцу обращают лица,

Оба меркнут с одного конца;

Старшее – несет перо жар-птицы,

Младшее – пушинку жар-птенца.

Октябрь. Деревья ожидают снега,

Разливы рек притихли взаперти.

Себе стожок я выбрал для ночлега

Там, где застала ночь меня в пути.

Как светляки на дремлющем болоте,

Дрожали звезды в черной вышине;

Земля, продрогшая в своем ночном полете,

Во сне прижалась ласково ко мне.

А я, накрыв сухой соломой ноги

И подложив под голову ружье,

Согрелся сам и вскоре понемногу

Согрел собой огромную – ее.

Текла заря в разрывы туч свинцовых,

На целый день, на много-много лет

Земля мне солнце подарила снова,

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Анализ стихотворения «Славная осень» Некрасова

Н. Некрасов был убежден, что настоящим призванием поэта является защита интересов простого народа, описание его бед и страданий, критика несправедливого положения русского крестьянства. Поэтому в его творчестве редко встречаются чисто лирические произведения. Но отдельные пейзажные зарисовки подтверждают огромное поэтическое мастерство Некрасова. Небольшое фрагмент, с которого начинается произведение «Железная дорога» (1864 г.), можно выделить в отдельное цельное стихотворение «Славная осень».

Поэт описывает пейзаж, открывающийся перед глазами из окна вагона. Стремительно проносящаяся картина осеннего леса вызывает у него восторг. Лирический герой жалеет, что наблюдает за ней со стороны и не может вдохнуть «ядреного воздуха» и «выспаться» на ковре из опавшей листвы.

Некрасов очень любил использовать образные сравнения. В данном стихотворении он сравнивает лед на речке с «тающим сахаром», листья — с «мягкой постелью». Одним из главных достоинств окружающей природы он считает «покой и простор». Бесконечно сменяющие друг друга леса, равнины, реки редко нарушаются человеческими звуками. Это благодушная окружающая картина вызывает в душе лирического героя покой и тихое блаженство.

Вторжение железнодорожного транспорта можно считать кощунством по отношению к девственной природе, в которой «нет безобразья». Некрасов постепенно подводит читателя к мысли, что строительство железной дороги нарушило хрупкое природное равновесие. В прекрасный и чистый мир грубо вторглись человеческие страдания и горе.

Оставаясь горячим патриотом своей земли, поэт заключает: «Всюду родимую Русь узнаю». Для Некрасова было очень важно подчеркнуть национальную принадлежность. Он не мог отвлеченно восхищаться природой в целом, обязательно указывая на ее связь с многострадальным русским народом. Именно окружающая красота и гармония наводит автора на глубокие размышления о судьбе тех людей, что населяют эту землю. Его особенно возмущает резкое противоречие между совершенной природой и тяжелым положением русского крестьянства.

«Славная осень» — великолепный образец пейзажной лирики Некрасова. Даже не уделяя этому жанру большого внимания, поэт в порыве вдохновения мог создавать удивительно прочувствованные и глубоко лиричные стихотворения.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден –
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие – в страшной борьбе,
В жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские.
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные.
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение. “В ночь эту лунную,
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда.
Всё притерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено.
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно. “

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
С разных концов государства великого –
Это всё! братья твои – мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький. Волосом рус,
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век.
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь еще: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную.
Вынес достаточно русский народ,
Вынес эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется – ни мне, ни тебе.

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!
“Видел, папаша, я сон удивительный,-
Ваня сказал, – тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители
Вдруг появились – и он мне сказал:
“Вот они – нашей дороги строители. “”
Захохотал генерал!

“Был я недавно в стенах Ватикана,
По Колизею две ночи бродил,
Видел я в Вене святого Стефана,
Что же. всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский
Хуже печного горшка?

Вот ваш народ – эти термы и бани,
Чудо искусства – он всё растаскал!”
-“Я говорю не для вас, а для Вани. “
Но генерал возражать не давал:

“Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать – разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище пьяниц.
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону. “

-“Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены – немец уж рельсы кладет.
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался.
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной.
“Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот поди ты. “- махнули рукой.

В синем кафтане – почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно.
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
“Ладно. нешто. молодца. молодца.

С богом, теперь по домам, – проздравляю!
(Шапки долой – коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю. “

Кто-то “ура” закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее. Глядь:
С песней десятники бочку катили.
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком “ура” по дороге помчал.
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

Не молгли бы помочь сделать план по стихотворению некрасова железная дорога

Предлагаем вам красивые осенние стихи Н.Некрасова. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Некрасова про осень , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.
Короткие Некрасова помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года осень.

Николай Некрасов – Осень

Прежде – праздник деревенский,
Нынче – осень голодна;
Нет конца печали женской,
Не до пива и вина.
С воскресенья почтой бредит
Православный наш народ,
По субботам в город едет,
Ходит, просит, узнает:
Кто убит, кто ранен летом,
Кто пропал, кого нашли?
По каким-то лазаретам
Уцелевших развезли?
Так ли жутко! Свод небесный
Темен в полдень, как в ночи;
Не сидится в хате тесной,
Не лежится на печи.
Сыт, согрелся, слава богу,
Только спать бы! Нет, не спишь,
Так и тянет на дорогу,
Ни за что не улежишь.
И бойка ж у нас дорога!
Так увечных возят много,
Что за ними на бугре,
Как проносятся вагоны,
Человеческие стоны
Ясно слышны на заре.

Николай Некрасов – Стих Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни.
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю.
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

Николай Некрасов – Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
“Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет.
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других – и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял. “

Ветер несет им печальный ответ:
– Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге – не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.

Некрасов стихи и про осень отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога (6, 7 класс)
Ссылка на основную публикацию