Анализ произведения Семейный человек Шолохова

Урок литературы по теме “Влияние Гражданской войны на судьбы людей” (сопоставительный анализ рассказов М.А. Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”). 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек” с целью формирования когнитивной компетенции учащихся;
  • закрепить навыки информационно-технологической и коммуникативной компетенций;
  • воспитывать компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития.

Тип урока: изучение новой темы.

Формы проведения: индивидуальная, коллективно-групповая.

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.

Оборудование: тексты произведений, схемы: принципы построения сюжета, сюжет и композиция.

План урока.

I этап. Введение в тему:

2. Постановка целей.

3. Осмысление эпиграфа к уроку.

II этап. Изучение темы.

1. Работа по схемам литературоведческого анализа произведения.

2. Составление кластеров по образам литературных героев.

III этап. Подведение итогов.

1. Выводы по проблеме урока.

3. Домашнее задание.

Подготовительная работа к уроку: подготовить сообщение “Отношение

М.Шолохова к казачеству”; прочитать “Донские рассказы” М.Шолохова; особое внимание обратить на рассказы “Родинка”, “Семейный человек”, составить кластеры по образам Николки Кошевого, атамана, Микишары. (В “слабом” классе эти задания можно дать индивидуально)

Оформление доски

Тема: Влияние гражданской войны на судьбы людей.

(Сопоставительный анализ рассказов М.А.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”)

Проблема: Как повлияла гражданская война на судьбы людей?

Двадцатые годы в изображении
Шолохова – это время, необратимо
расколовшее русский мир; это
эпоха великого горя народного.
Т.Р.Гавриш

План.

1. Сюжет и композиция рассказов “Родинка”, “Семейный человек”.

2. Драматический раскол казачьего мира на основе образов Николки Кошевого, атамана и Микишары.

I этап. Введение в тему.

2. Постановка целей. В “сильном” классе учащиеся выводят цели урока с помощью учителя. В “слабом” классе учитель сам ставит цели:

– выявить шолоховскую концепцию на гражданскую войну;

– закрепить навыки анализа прозаического произведения;

– воспитывать чувство сострадания, доброго отношения и внимания к окружающим.

3. Осмысление эпиграфа. Постановка проблемного вопроса: как вы понимаете слова эпиграфа? О чём пишет Т.Р.Гавриш?

II этап. Изучение темы.

1. Сообщение “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”

Учитель – Искреннее переживание за судьбу казачества М.Шолохов изложил во многих своих произведениях, в том числе и в “Донских рассказах”. Эти чувства мы с вами рассмотрим, опираясь на рассказы “Родинка” и “Семейный человек”. Сопоставим сюжеты этих произведений. Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Родинка”. (В рассказе использован временной

(хроникальный) принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (ретроспективами). Вначале мы видим Николку Кошевого, командира эскадрона, который мечтает об учёбе. Затем автор показывает небольшую ретроспективу детских лет Николки, из которой мы узнаём о его отце, пропавшем в германскую войну. Сюжетную линию продолжает приезд нарочного, который привёз пакет с просьбой председателя о помощи и защите от банды…и т.д. Повествование ведется от лица автора.)

– Почему рассказ назван “Родинка”?

– Какова композиция рассказа? (линейная)

– А теперь познакомьте нас с сюжетом рассказа “Семейный человек”.

(О событиях, произошедших в годы гражданской войны, рассказывает повествователь. Его образ играет большую роль в оценке образа Микишары. В основе построения сюжета лежит временной принцип, характеризующийся постоянными ретроспекциями в прошлое, а также прямой хронологической последовательностью событий. Мы видим героя рассказа, работающим на пароме, к нему подходит демобилизованный (повествователь), с которым Микишара разоткровенничался и рассказал о той боли, которая лежит на его душе…и т.д.) Композиция линейная.

– Подведём итог нашей работе.

Вывод: Хотя рассказы в структурном построении и имеют небольшие отличия, однако они подчинены общей теме: изображение человека на гражданской войне, влияние войны на отношения между близкими людьми.

– А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластеры по образам Николки и атамана.

При составлении кластеров используются вопросы:

– Что общего между Николкой и отцом?

– Можем ли мы назвать их “сильными личностями”? Почему?

– Что происходит при столкновении сильных личностей?

  • Николка = атаман
  • при столкновении равнозначные натуры
  • разрушают друг друга

– Могло ли случится по-другому у Николки и атамана? Найдём эпизод их столкновения. (Повернул атаман коня… с седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь) Отец, как и сын, не привык отступать.

– А если бы атаман узнал сына? (Он не убил бы Николку.) Докажите.(- Сынок. Николушка. Родной. Кровинушка моя.

– Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело. Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.

К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами

запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот. )

Дальше обращаемся к рассказу “Семейный человек”.

– Почему же Микишара, в отличие от атамана, убивает своих любимых сыновей? Чтобы ответить на этот вопрос, составим кластер по образу Микишары.

– Почему же Микишара открыл душу незнакомому человеку? (Ты человек не свойский, посторонний)

– Как оказался Микишара на фронте? (Отказался идти с сыновьями, но не мог противостоять чужим людям на сходе)

– Почему он убивает Данилку? Жалко ему сына? (Да. Рассказывая, переживает. Многоточие – знак неспокойствия души. Но переживает больше за себя. Ведь “Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют меня свои же хуторные, останутся малые дети горькими сиротами. ”)

– Какую награду получил Микишара за убийство своего сына? (Меня за энто дело в старшие урядники произвели)

– Какие чувства вызвало у Микишары убийство второго сына? (…косые глаза глядели жестко и нераскаянно… Ежели б пустил я тебя – меня б убили казаки, дети по миру пошли бы христарадничать. )

-Как к его жертве относятся другие? (“Гребостно с вами, батя, за одним столом исть!”- говорит дочь Наташа)

– Как относится повествователь к Микишаре? (Повествователь отвергает “арифметику” Микишары. “Свесив голову, глядит на меня паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за спиной его кучерявится мутный рассвет.” У Микишары нет раскаяния, ибо нет осознания греха. Герой делает свой выбор, опираясь на рассудок, подходя к человеческим жизням с количественными измерениями, отринув Бога, презрев христианскую заповедь любви к ближнему, заглушив голос своего сердца.)

– Что общего и в чём отличие между атаманом из рассказа “Родинка” и Микишарой? (Оба сильные, мужественные. Попадая в круговерть гражданской войны, убивают своих детей. Но если атаман убивает своего сына по незнанию, убивает его как врага на поле боя, то Микишара убивает своих сыновей целенаправленно, придумав себе оправдательную “арифметику” – “А у меня семеро по лавкам”. Атаман, узнав в убитом им человеке сына, раскаивается и выносит себе приговор – смерть. Микишара же, убив сыновей, живёт, работает, слегка переживает, вспоминая прошлое, но не раскаивается в содеянном)

III этап. Подведение итогов.

– А если бы не было гражданской войны, как сложилась бы судьба героев?

– Ответим на проблемный вопрос нашего урока: как повлияла гражданская война на судьбы людей?(Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей)

Итоги урока.

Домашнее задание: учащиеся 3-4 уровня пишут мини-сочинение на тему “Если б не было войны в жизни Николки Кошевого”; ученики 1-2 уровня описывают понравившийся образ.

Примерный текст сообщения “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”

Никто так замечательно не передал жизнь казаков как великий русский писатель Михаил Шолохов в своих бессмертных произведениях “Тихий Дон”, “Поднятая целина”, а также в “Донских рассказах”. Михаил Шолохов сам является потомственным казаком, поэтому смог сохранить яркость их речи, образность, традиции, мудрость народа. У Михаила Александровича получилось описать обычаи и нравы казаков с максимальной точностью и невероятным интересом. Очень больно читать о произошедшем с казаками после революции, когда начинаются сплошные разрушения уклада жизни как от белых, так и от красных. Рушатся людские судьбы, гибнут люди, тихий Дон начинает раскалываться. Одни с округи идут за красных, другие за белых. Единство казаков ломается и очень обидно за всем этим наблюдать, ведь этот разлом зацепил их души.

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над “Донскими рассказами” с 1923 года. И уже в конце этого года выходят его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник “Донские рассказы”, который был издан в 1926 году, а сборник “Лазоревая степь”, который был дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: “Семейный человек”, “Лазоревая степь” и “Чужая кровь”. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов.

В Донских рассказах М.Шолохова нет поэтизации смерти, характерной для романтических поэм о героях революции. У Шолохова люди умирают безобразно просто. Герои Донских рассказов не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем – порой будничном и совсем непоэтичном. Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова. Он мог бы повторить слова Л.Толстого: “Герой же моей повести. который всегда был, есть и будет прекрасен – правда”.

Первый его рассказ “Родинка” был опубликован в 1924 году в журнале “Молодой ленинец”. Он представлял, своего рода, образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений. “Донские рассказы” -драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет место действия – события разворачиваются на просторах Дона. Страницы произведений густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов – реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после расстрелянного с согласия отца. Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго – „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

Герои “Донских рассказов” не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали “третий путь”. Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

Анализ рассказа Шолохова Семейный человек

Тема войны в произведениях любого автора русской литературы – это отражение исторических событий, судеб, характеров людей, которые стали не по своей воли ее участниками.

В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

Многодетный отец Мишикара остается после смерти супруги один с детьми. В мирную жизнь жителей вихрем вносится Гражданская война. Мужчина становится в ряды армии. На протяжении рассказа судьба относится к нему жестоко не раз. Среди пленных на вражеской стороне оказываются его сыновья. Под угрозой смерти Мишкара убивает обоих сыновей, считая, что оставшиеся на воле сиротами остальные дети нуждаются в отце.

Читайте также:  Сочинение Римский в романе Мастер и Маргарита Булгакова

В произведении автор предлагает рассмотреть простого крестьянина, который в начале рассказа является трудолюбивым мужчиной, любящим отцом девятерых детей. Оказавшись в военных условиях, он попадает под ее магическое влияние. Образ героя, его мировосприятие резко меняется с наступлением военных будней.

Мишкара становится побежденным. Он не смог проявить истинное мужское начало, противоборствуя принципам Гражданской войны и одновременно сохраняя истинное человеческое лицо. Возможно, у автора он вызывает жалость, так как не смог справиться с чувствами, эмоциями, дошел до убийства своих детей. Причиной стала безжалостная, беспощадная война со своими непредсказуемыми событиями и законами. М. А. Шолохов подчеркивает, что подобное противоборство никогда не приносило пользы, оно лишь убийственно действует на душу и тело человека.

Поведение героя становится безумием. Он идет на поводу идеологии развернувшейся кампании. В его психике происходят непоправимые изменения. Практически без сожаления убивает детей. Спасая себя от смерти.

Но главная мысль автора заключена в том, что война угнетает внутренний мир человека. На поверхность всплывают слабые стороны характера, хотя ранее он казался добросовестным человеком, способным на сострадание. Страх умереть, одиночество, трусость, предательство – то, из чего составлен образ отца в конце произведения.

Название рассказа в начале произведения настраивает читателя на позитив. На самом деле, в финале становится понятно, что «Семейный человек» – это словосочетание, содержащее иронию по отношению к главному герою произведения.

Последние звуки, хрип умирающего сына Мишкары преследуют его всегда. Это становится ему наказанием за то, что он не выразил мужественный протест против войны, проявил слабый характер, тем самым подтолкнул на распад всю семью.

Война разрушила в сознании героев правильное понимание жизни. Отец идет на убийство детей – это и есть последствия бесчеловечной войны, которая разрушила все нормы человеческих взаимоотношений. Автор раскрыл всю душевную боль участников военных действий (например, дочери Натальи). Но душа главного героя все же находится под презрением писателя, так как убийцу детей не может ничто оправдать, потому что на нем грех, а в душе нет места раскаянию.

Вариант 2

В данном произведении автор показывает во что может превратиться обычный человек, попав в неестественную ситуацию Гражданской войны, где ожесточение сторон заставляет людей переступать через то, что раньше было для них свято.

Главный герой рассказа Мишикара был отцом девятерых детей. Шолохов ничем не показывает что-либо необычное в этом человеке до начала противостояния белых и красных. Это хороший семьянин, желающий жить своей жизнью и остаться в стороне от наступающей в стране смуты. Когда двое из его сыновей – Иван и Данила прониклись идеями красных и решили воевать на их стороне, то отец лишь отказался последовать за ними, но и препятствовать не стал.

Однако вскоре Мишикара был мобилизован в Белую армию и, таким образом, стал сражаться на другой стороне. Из рассказа видно, что идеи его абсолютно не интересовали, на войну он пошел потому, что заставили. Это обстоятельство говорит не только об отсутствии каких-либо убеждений, но и о слабости характера.

Дальнейшее повествование строится на расправе над пленными. Следует отметить, что писатель принимал участие в Гражданской войне в казачьих областях и своими глазами видел зверства, творимые обеими сторонами.

Когда Данила попадает в плен к отряду, в котором служит его отец, то того заставляют принять участие в расправе над красным. Мишикара сначала, как нормальный человек, пытается отказаться, но ему грозят, что, в результате отказа, от участия в казни он станет следующей жертвой. Отец ударил своего сына штыком, в числе прочих. Это послужило началом его моральной деградации.

После того, как был захвачен в плен и его второй сын Иван, Мишикаре было поручено конвоировать того, причем в одиночку. Иван просил отца отпустить его, причем упал при этом на колени. После этого, отец, пообещав, что отпустит и выстрелит лишь для вида, хорошо прицелился и сознательно убил и второго сына. Причиной послужили не идеологические разногласия или слепая ярость, порожденная борьбой, Мишикара просто боялся, что это проверка и предпочел спасти себя от возможного наказания, ценой жизни сына. Причиной опять послужила трусость, помноженная на уже совершенный им поступок в отношении Данилы. Теперь этот человек стал способен на все смута пробудила в нем, то что в других обстоятельствах никогда бы не проявилось.

Рассказ учит тому до чего человека, слабого духом, могут довести экстремальные обстоятельства, подобные произошедшим в ходе Гражданской войны.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Семейный человек

Популярные сегодня темы

Настя является одной из второстепенных героинь повести под названием «Барышня-крестьянка», она работает на Лизу Муромской горничной, и единственная знает о всех ее тайнах.

Главными положительными героями русской народной сказки Гуси лебеди являются дети. Старшей сестренке родители наказали присмотреть за младшим братом, пока они будут работать.

Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным

Что такое красота? Где ее можно найти вокруг? Могут ли люди быть красивыми? Правда в том, что красота – это состояние духа, оно изливается из нас самих, и то самое проявление, которое мы наблюдаем на нашем лице

Одной из ключевых фигур в сюжете выступает личность Петра I, к которому Пушкин относится с особым трепетом и восхищением, противопоставляя русского царя шведскому монарху.

Краткое содержание Шолохов Семейный человек

Старый казак, работающий паромщиком, перевозит через Дон демобилизованного солдата. По дороге Микишара рассказывает историю своей жизни в надежде услышать мнение человека не местного, «не свойского», способного к непристрастному анализу.

Женился Микишара рано, жена родила ему девятерых детей. Рожая последнего, женщина скончалась от горячки. Все время казак жил, пытаясь прокормить и обеспечить их всем необходимым. Но пришла война и два старших сына, Иван и Данила, решили уходить с красными. Звали с собой отца, но он остался с остальными детьми, чтобы те не умерли от голода.

Станичники в это время решают выступить против красных, мобилизуют всех казаков, в том числе и Микишару. Все доводы о том, что он человек семейный и должен кормить семерых детей, остаются неуслышанными. Станица смотрит на него с сомнением и подозрением, зная, что его сыновья воюют за красных. И вот под Пасху, когда позиции белой армии стояли под родным хутором Микишары, пригнали девять пленных красноармейцев. Одним из них был Данила. Казаки ждали пленных с допроса. Микишаре приказали бить коммунистов вместе со всеми, если он сам не желает умереть, как изменник. Данил выходил первый. Он был сильно избит, голова вспухла, лицо окровавлено. Микишара ударил сына штыком выше уха и опрометью пустился бежать. Увидел только, как сына валяли по земле, а затем воткнули в горло штык. Тот хрип, последний звук, который издал Данила, паромщик слышит каждый день по прошествии стольких лет. За содеянное Микишару произвели в старшие урядники.

Через некоторое время станичники узнали, что Иван – старший сын, от большевиков перешел на сторону казак, и решили во что бы то ни стало найти и убить парня. Поймали его под городом Балашов, избили, и велели отцу вести сына в штаб на допрос. Микишара подумал, что его проверяют, отпустит ли он сына. Старый казак побоялся оставлять детей круглыми сиротами, и решил приказ выполнить. Но сын на середине пути стал умолять отца отпустить его. Микишара сказал, чтобы Иван бежал, а сам выстрелил ему в спину. Подойдя к умирающему парню, отец узнал, что у Вани осталась жена и маленький ребенок. Однако рассудил, что семеро детей тоже пропадут без отца.

Время прошло, дети подросли, и старшая дочь паромщика не ест за одним столом с отцом, зная, что он убил своих сыновей. А сам старик оправдывает себя тем, что все в жизни делал ради детей. Но совесть все равно не дает Микишаре спокойно спать.

Рассказ учит тому, что есть обстоятельства, которые сильнее людей. Что война – это время, когда каждый делает трудный выбор и платит разную цену за свои политические убеждения

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шолохов. Все произведения

Семейный человек. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главным персонажем книги является Родион Потапыч Зыков. Зыков трудился старейшим штейгером на золотых приисках Урала. Он возглавлял работу на Фотьяновской россыпи, которая пополняет казну на 100 пудов золота ежегодно.

В саду на дереве у окна сидел Соловей, а в комнате грустил влюбленный юноша. Парню необходимо было подарить девушке красную розу, тогда она разрешит пригласить ее на танец. Но, в его саду куст роз высох, а в других садах цвели белые и жёлтые цветы.

«Заготзерно», – небольшая мастерская, где работает столяром Андрей Ерин. Мужик он обычный, любит хорошенько выпить, но и работает неплохо, а еще он считает себя в глубине души исследователем

В начале рассказа автор выходит в поле, где в это время люди ожидают прибытие самолета, там он встречает юношеского друга-Тыркасова Егора. Автор не сразу признал Егора, так как тот ранее был намного крупнее

Самуил Маршак всегда помогал детям. В 1917 году стал создателем « Детского городка». Этот городок состоял из библиотеки, школы и мастерских, театра юного зрителя.

Анализ рассказа «Судьба человека» (М. Шолохов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.08.2019 · Обновлено 27.11.2019

Великая отечественная война оставила неизгладимый след в памяти всех народов СССР, что не могло не отразиться и на литературе. Сегодня существуют тысячи и тысячи литературных памятников разной степени качества, посвящённых этому периоду нашей истории. Не мог остаться в стороне и знаменитейший писатель советской эпохи – Михаил Шолохов. Его рассказ «Судьба человека» считается одним из самых пронзительных литературных шедевров, посвящённых Великой отечественной войне. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Направление и жанр

«Судьба человека» была создана в рамках литературного направления реализма. Автор стремится к как можно более натуральному изображению действительности. Его персонажи, их слова и действия прописаны максимально реалистично. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает относительно короткий промежуток времени. Количество действующих лиц ограничено. Созданные писателем образы размыты и неконкретны, что только подчёркивает типичность рассказанной истории.

Смысл названия

Название рассказа «Судьба человека» точно отражает его суть – жизненный путь простого русского человека, которому пришлось преодолеть множество испытаний. Через судьбу обычного солдата автор показывает, через что прошел весь советский народ? Вся жизнь Соколова — отражение того, что пережил каждый боец. Таков смысл заглавия произведения.

Само слово «человек» в названии подчёркивает главную мысль Шолохова – о том, как пройдя через ад, можно и нужно остаться человеком, способным на сострадание. Как, увидев, какие ужасы творит человечество, не отчаяться и продолжать жить, надеясь на лучшее.

Суть: о чём рассказ?

Рассказ «Судьба человека» начинается с того, как автор во время поездки по югу послевоенной России встречается с шофёром Андреем Соколовым и маленьким мальчиком Иваном. Соколов рассказывает историю своей жизни.

Ещё до войны Соколов имел семью, жену, сына и двух дочерей, и жил простой рабочей жизнью.

В сорок первом году Соколов был призван в РККА шофёром и попал в плен, везя снаряды для артиллерийской батареи. Пройдя через концентрационный лагерь, герой бежит из плена, прихватив с собой важного немецкого офицера.

Вернувшись домой, Сколов узнаёт, что его жена и дочери погибли, а сын – Анатолий, ушёл на фронт. Через некоторое время он узнаёт, что его сын командует батарей.

Спустя некоторое время Андрей участвует в захвате Берлина, уже в день победы он узнаёт, что его сын убит немецким снайпером.

Война отняла у Соколова всё, ради чего он жил. Однако, встретив сироту Ивана, чьи родители погибли во время войны, главный герой берёт его под свою опеку и находит в себе силы жить дальше.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

Читайте также:  Главные герои Божественной комедии Данте Алигьери
герои рассказа «судьба человека»характеристика
андрей соколовничем не примечательный гражданин советского союза. шофёр. до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них. обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть. благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся. любит родину и готов погибнуть за нее, ведь отказывается от тоста за победу германии, рискуя жизнью. это собирательный образ всего советского народа.
мюллеркомендант лагеря, в котором держали соколова. властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных. отлично говорит по-русски. презирает советских людей. однако, желая доказать слабость соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь.
иванобычный мальчик 5-6 лет. во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность.

Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:

  • Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.
  • Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть. Соколов никогда не забудет свою семью.
  • Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.
  • Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подчёркивает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность.
  • Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.
  • Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.
  • Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.
  • Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло.
  • Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.

Проблемы

Проблематика рассказа «Судьба человека» служит нам вечным напоминанием о том, что пережили наши предки:

  1. Сила духа – Шолохов всячески подчёркивает силу духа своего героя, который не ломается ни перед чем, даже самой смертью. Такое качество советского народа сделало возможной победу над противником, превосходящим по силе и технической оснащенности.
  2. Война – основная тема рассказа «Судьба человека». Писатель не склонен приукрашивать войну. Грязь, кровь смерть и насилие – вот, что представляет собой Великая отечественная война, лишённая всякой глянцевости. Однако Шолохов подчёркивает важность и необходимость вех этих испытаний перед лицом нацистского вторжения.
  3. Измена родине – Шолохов подчёркивает патриотичность той войны, показывая непоколебимую преданность большей части советских граждан, проходящих через страшные муки, своему отечеству. Автор изобразил предателя, подчеркнув его одиночество в толпе. Люди не поддержали его, так как они сохранили верность стране аде под угрозой смерти.
  4. Смерть – на протяжении всей войны смерть преследует героев, отнимая у них самых близких людей и угрожая им самим. Однако даже она не способна сломить бойцов, которые продолжают жить, несмотря ни на что.
  5. Жестокость – главный герой сталкивается с нечеловеческой жестокостью со стороны немецких оккупантов, для которых человеческая жизнь не значит ничего. Избиения, издевательства и убийства со стороны нацистов становятся в плену обычным делом.

Основная идея

Рассказ «Судьба человека» представляет собой выдающееся произведение о Великой Отечественной войне, которое рассказывает о тех событиях максимально достоверно, без какого-либо приукрашивания. Смысл рассказа «Судьба человека» таков: на примере судьбы Андрея Соколова Шолохов рассказывает о чудовищном испытании, которое выпало на долю всему советскому народу. Он подчёркивает силу простых людей, которые смогли не только победить страшного бесчеловечного противника, но после вернуться к мирной жизни и восстановить свою страну.

Главная мысль в рассказе «Судьба человека» — это необходимость сохранять свою человечность, что бы ни случилось. Даже посреди войны и разрухи люди должны оставаться людьми: любить и быть любимыми.

Чему учит?

Рассказ «Судьба человека» в очередной раз подчёркивает значимость, патриотический характер той войны. Автор демонстрирует волю народов СССР и клеймит нацизм, который стремился уничтожить целые страны и народы. Вывод из книги можно сделать такой: война за жизнь и свободу является нравственным долгом тех, кто дорожит своей страной.

Соколов демонстрирует нам колоссальную силу духа, с помощью которой можно преодолеть даже ужасы концлагеря, не говоря уже о бытовых проблемах. Автор подчёркивает важность семьи, доброты и любви, осуждает подлость и приспособленчество. Мораль Шолохова вечна, ведь он автор ставит семью, любовь и доброту выше пустых амбиций, а это вечная истина.

Критика

При жизни Шолохов имел сомнительную репутацию. Многие обвиняли его в плагиате и присвоении чужих заслуг. «Судьба человека» также оказалась под подозрением. Обвиняли её и в просоветской позиции, замалчивании, якобы, ужасной судьбы вернувшихся из немецкого плена. Например, известный диссидент А. И. Солженицын описал в произведении «Архипелаг Гулаг», как на самом деле встретили бы Соколова:

«Побег на родину — через лагерное оцепление, через пол-Германии, потом через Польшу или Балканы, приводил в СМЕРШ и на скамью подсудимых: как это ты бежал, когда другие бежать не могут? Здесь дело нечисто! Говори, гадина, с каким заданием тебя прислали (Михаил Бурнацев, Павел Бондаренко и многие, многие.) В нашей критике установлено писать, что Шолохов в своем бессмертном рассказе «Судьба человека» высказал «горькую правду» об «этой стороне нашей жизни, «открыл» проблему. Мы вынуждены отозваться, что в этом вообще очень слабом рассказе, где бледны и неубедительны военные страницы (автор видимо не знает последней войны) , где стандартно-лубочно до анекдота описание немцев (и только жена героя удалась, но она — чистая христианка из Достоевского) , — в этом рассказе о судьбе военнопленного ИСТИННАЯ ПРОБЛЕМА ПЛЕНА СКРЫТА ИЛИ ИСКАЖЕНА»

На сегодняшний день репутация Шолохова практически очищена, а «Судьба человека» считается одним из величайших рассказов в русской литературе.

Говоря о шолоховском стремлении к правде, нельзя не вспомнить и рассказ «Судьба человека», также ставший очередным прорывом в деле показа правды о войне. Некоторые критики упрекали Шолохова за то, что это еще не вся правда, в том смысле, что Андрея Соколова мог бы ждать еще и советский концлагерь. Но Шолохов всегда рассчитывал на взаимопонимание с читателем. Так, он говорил о «Поднятой целине»: «Хочется мне и во второй книге не все разжевывать, оставить читателю место для размышления». И хотя шолоховский рассказ – произведение на все времена, но он вписывается и в литературные споры 50-х -60-х годов ХХ столетия (дискуссии о положительном и идеальном герое и о «простом человеке»). Художественным открытием Шолохова стал образ человека, которого, по его социальному статусу, вроде бы следовало назвать маленьким, но который проявляет беспримерное величие души, отдав все на алтарь отечества и оставшись несломленным в борьбе с историческими обстоятельствами. Своим мужеством и стоицизмом Андрей Соколов напоминает героев античных трагедий, но в то же время это характер истинно русский во всех своих проявлениях, не осознающий собственного величия, а просто живущий согласно тому канону поведения, который складывался во времена Дмитрия Донского и Козьмы Минина и который, возможно, к нашим дням уже утратился, так что «микроэпопея» Шолохова является, говоря словами Г.Д. Гачева, «гигантским надгробным словом» русскому характеру. (Осипов В.О. Шолохов)

Современные литературоведы высоко ставят творчество Шолохова, видя в нем намеки на то, что судьба человека в послевоенном СССР была далека от идеала:

М.Шолохов первым поставил перед собой великую цель: нравственно реабилитировать тех, кто пережил все ужасы фашистского плена, доказать, что человек может сохранить себя в бесчеловечных обстоятельствах. Да, он ничего не ска-зал о фильтрационных лагерях, об унизительных проверках и обвинениях бывших пленных в шпионаже. Но, во-первых, как справедливо отмечал В.Осипов, нельзя «су-дить рассказ за то, чего в нем нет» [17]. А во-вторых, у противников Андрея Соколова весьма оригинальное представление о послевоенной жизни героя как о счастливой и безоблачной. Прожженный ватник, неумело залатанные штаны, глаза, наполненные «неизбывной смертной тоской», больное сердце и произвол маленьких хозяев жизни — вот что заслужил защитник отечества, вынужденный скитаться по матушке России. Трудно представить, что такой большой писатель, каким, безусловно, является А.И.Солженицын, не смог увидеть то, что заставляет сжиматься сердца не одного поколения читателей. И наконец, не слишком ли мы расточительны в своем стремлении отринуть все то, что было создано до нас? (Осипова Т.О.)

Анализ рассказа Судьба человека Шолохова

История создания

В основу произведения М. А. Шолохова «Судьба человека» лег рассказ, услышанный писателем в ожидании парома от случайного знакомого. Впоследствии Шолохов очень жалел, что не узнал его имени. Рассказ увидел свет только через 10 лет, а написан он был всего за несколько дней.

Произведение посвящено судьбе русского солдата, пережившего немецкий плен. До Шолохова эту тему в советской литературе не поднимал никто.

Сюжет

До начала войны Андрей Соколов жил и работал в колхозе. Вместе с женой Ириной воспитывал троих детей. С началом войны Андрей был призван в армию. Он пошел защищать свою Родину. На фронте Андрей работал водителем. Во время немецкого обстрела Соколов был контужен и попал в плен. Вместе с другими пленниками Андрея заперли на ночлег в церкви. Среди них оказался врач, который оказывал всем посильную помощь. Андрей случайно услышал, что один солдат собирается выдать врагам своего комиссара. Соколов убивает изменника.

Наутро пленников доставили в лагерь. Начались дни тяжелой работы, голода и издевательств. Андрей пытается бежать. Ему удалось преодолеть 40 километров, но, идущие по следу собаки настигли беглеца. Соколова поместили в карцер, а после этого он проработал в лагере еще 2 года. Работы велись в каменном карьере. Как то Андрей в отчаянии воскликнул, что такая жизнь хуже смерти. Нашелся предатель, который передал эти слова немцам. Андрею грозил расстрел.

Начальник лагеря предложил Соколову выпить и закусить за победу немцев. Андрей отказался. Он выпил за свою гибель, но, несмотря на то, что был голоден, закусывать не стал. Это развеселило немцев, и они не расстреляли Соколова.

Война заканчивалась, Андрей уже работал в плену шофером. Наконец, появилась возможность снова попытаться сбежать. Соколов вырывается из плена, но его радость длилась недолго. Герой узнает, что вся его семья погибла в оккупации. Гибнет на фронте и его сын Анатолий.

Соколов не возвращается в родную деревню, где его никто не ждет. Он работает шофером и однажды встречает мальчика Ваню, который осиротел во время войны. Соколов говорит, что он — отец мальчика. Так в его жизни появляется родной человек, ради которого стоит жить дальше.

Жанр

По жанру это произведение можно назвать рассказом в рассказе. Сначала повествование ведется от лица автора, а потом рассказчиком становится Андрей Соколов.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа — Андрей Соколов и мальчик Ванюшка. В образе Андрея Соколова Шолохов подчеркивает героические черты, которые проявляются в экстремальных условиях. До войны герой ничем не выделялся, но в годы испытаний он проявляет смелость, мужество, несгибаемый патриотизм. Образ Ванюшки получился очень трогательным. Мальчик бродяжничает, потеряв семью, но с открытым сердцем готов поверить в то, что нашел отца.

Читайте также:  Образ Чудакова в пьесе Баня Маяковского

Темы

Основная тема рассказа — человек на войне. В сложной ситуации герои проявляют себя по-разному. Андрей Соколов проявляет смелость и чувство собственного достоинства, а такой же обыкновенный человек готов предать товарища, чтобы сохранить собственную жизнь.

Проблемы

Главная проблема произведения — нравственный выбор, который делает человек в экстремальных условиях. В ужасающих условиях лагерной жизни Андрею удается сохранить в себе человека.

Смысл произведения

Рассказ имеет антивоенную направленность. Мы видим, как беззащитны люди перед лицом войны.

Произведение призывает в любых ситуациях сохранять в себе лучшие человеческие качества.

Вариант 2

М.А.Шолохов был человеком, безошибочно и тонко чувствующим народное горе, что нашло отражение в его творчестве. Рассказ “Судьба человека” создан прозаиком по мотивам истории, услышанной им от простого военного шофера, но до глубины души тронувшей писателя, и в последствии нашедшей отклик в сердце каждого, кому довелось прочесть это произведение. Вынашиваемые долгие годы и всего за одну неделю переложенные на бумагу мысли Шолохова не оставляют равнодушным даже современных людей, которым посчастливилось не проходить через ужасы войны.

Среди литературных жанров произведение Шолохова можно отнести к рассказу в силу его небольшого объема и принадлежности к эпическому роду литературы.

Центром повествования становятся самые обычные люди, жившие когда-то мирной и тихой жизнью, но чьё счастье разрушила война. Таких в годы войны были сотни тысяч, поэтому в образах героев писатель выражает всенародное горе: это и страдающие жёны и матери, воплощённые в образе Ирины Соколовой, и рано взрослеющие, погибающие за отечество дети – Анатолий, Настенька и Оля, глава семейства – доблестный служащий Андрей Соколов, и усыновлённый им мальчик Ванюшка.

В сложные для страны времена тяжело было собраться с собственными силами и противостоять натиску врага, однако в некоторых людях обнаруживались силы не только для противостояния, но и для геройств на этом нелегком поприще. Такой становится судьба Андрея Соколова. Будучи воронежским уроженцем, простым шофером, этот человек проявляет невиданное мужество и способность бороться за жизнь, чего бы это ему ни стоило. Мы становимся свидетелями того, как перейдя все тяготы войны, потеряв за время неё всю свою семью, все счастье, старательно возводимое долгие годы, главный герой всё же не ломается: выстояв когда-то под градом свинцовых пуль, он непоколебимо выдерживает и удары судьбы. Мы не можем не сочувствовать счастью героя, когда он наконец обретает смысл дальнейшего существования в бродячем мальчике, Ванюше. Как и он сам, этот ребёнок осиротел в годы войны, остался один на целом свете. Общее горе сплачивает людей, и Андрей Соколов не мог остаться безучастным к судьбе мальчика. Он признаёт его своим “новым сынком”, тем самым даря отчаявшемуся ребёнку семью в своём лице. В то же время мы понимаем, что ничто не проходит бесследно. Прошлое навсегда останется частью жизненной истории Андрея Соколова: “мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит?” – произносит он.

Это произведение учит нас при любых обстоятельствах сохранять в себе человечность и любовь к единственной жизни, даже если кажется, что в ней уже всё потеряно.

Анализ рассказа Судьба человека Шолохова

Популярные сочинения

Лето самая любимая пора многих мальчишек и девчонок. Но к большому сожалению оно слишком быстро заканчивается. Теплые летние деньки, переполненные весёлыми играми и развлечениями потихоньку сменяются осенью.

За всю историю развития человечества на нашей планете образовалось огромное количество различных национальностей и народностей, которые образовывались вследствие взаимодействии одного племени с другим

В нашем мире существует большая разница между доходами разных людей. Чем же богатые отличаются от бедных? Иногда можно подумать, что богатство открывает практически безграничные возможности.

“Донские рассказы” Шолохова: краткое содержание, идея

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

Ссылка на основную публикацию