Анализ рассказа Жизнь Арсеньева Бунина

Сочинение Анализ рассказа Бунина Жизнь Арсеньева

В киноиндустрии существует способ съемки одним кадром, который также называют съемкой без склеек. В таком способе режиссер старается построить сцены таким образом, чтобы оператор мог максимально непрерывно фиксировать события.

Конечно, когда речь идет о статичной картинке, к примеру, об интервью, то не составит труда и много часов подряд вести съемку без склеек, но совсем другое дело, когда кино художественное. Тут требуется грамотно выстраивать композицию и снять, например, целый кинофильм одним кадром удавалось только немногим режиссерам. Подобную съемку чем-то напоминает роман Бунина Жизнь Арсеньева.

В своем произведении автор использует монолог как способ передачи событий. В романе практически отсутствуют главные герои, есть только речь автора-героя (который во многом есть сам Бунин, так как некоторые подробности взяты из биографии писателя) и описываемые события. Мы перемещаемся по этим событиям подобно зрителю, который смотрит на непрерывную съемку.

Преимущество литературы тут заключается в большем количестве граней, ведь писатель может и описывать пейзаж и спектр чувств, которые он вызывает и мысли, которые навевает. Поэтому такая «картинка» выглядит гораздо более насыщенной и целостной. Бунин таким образом делает своеобразный слепок времени, прежней России, собственной молодости.

Только слепок этот, конечно, не является статичным, он подобен движущимся игрушкам или чему-то подобному. Когда мы «запускаем» роман и начинаем погружаться в повествование, натягиваются нити рассказа, описание природы сплетается с описанием мыслей главного героя и многими другими подробностями.

В идеологически-смысловом плане роман насыщен типичной бунинской печалью и тоской по прежней стране.

Собственно, подобно всем помещикам, которым пришлось бежать от революции, он разочарован и негодует, он не понимает как такое могло случиться, видит в революции только грязь и несправедливость. Прежняя страна много описывается через образы природы, автор будто считает имперскую Россию равной ее природной ипостаси, гармоничной с природой этой земли. Новая страна ему кажется совершенно иной.

Сочинение по роману Жизнь Арсеньева

Жизнь Арсеньева, роман написан в пяти томах. В 1933 Бунину присуждена Нобелевская премия – высшее признание для литератора. Многие критики считают что именно «Жизнь Арсеньева» повлияла на вручение ему премии. К тому же тогда уже вышел дневник писателя «Окаянные дни» о революции в России, имел большой общественный резонанс.

В «Жизни Арсеньева» автор описал факты из своей жизни. Роман описывает детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего русского дворянства в глубинке. В романе поэтапно описаны жизненные циклы человека, описана русская жизнь второй половины девятнадцатого века. Так же Бунин затронул тему «шатания умов» что в итоге приведёт Россию к революции 1917. Брат Арсеньева Григорий был народовольцам, его арестовывают и ссылают. Буниным показан не только социальный раскол в российском обществе. Когда даже среди братьев существует непонимание. Всё это, по мнению автора в конечном итоге ведёт Россию и её общество к гибели.

Бунин спрашивает читателя, «Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?». На этот вопрос предстоит ответить читателю. Бунин отобразил душевную боль русского патриота за погибшее отечество. Не только в этом своём произведении но и в других Бунин спрашивает, как бы пытается понять, как это (катастрофа) в России могло произойти. И как любой русский, пытается найти ответ «кто виноват?» и «что делать». Подчёркивая что русского человека и отличает от других, − думают всегда потом.

В произведении несколько раз повторяется мысль о «погибели России». В произведении помимо «будущих» разрушительных мотивов есть и вполне созидательные. Он великолепно описывает природу, пейзажи, весну. По его мнению, русский человек подвержен влиянию природы, в своих мыслях и помыслах. Описывая весну, расцвет весеннего дерева, почек на нём, Бунин обращается к другому великому произведению Л. Толстого «Война и мир». Где тоже описано расцвет дерева весной, это означает расцвет к новой жизни человеческой души.

Бунин пытался передать читателю, по его собственному выражению, «что-то простое и в то же время что-то очень сложное». Он отобразил на страницах книги, уклад жизни и крестьянства и дворянства тех лет.

Главная мысль романа, − показан рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение и т. д. По сути своей это исповедь самого Бунина, обличённая в литературную форму. Роман описывает жизнь человека со всеми плюсами и минусами. Роман заканчивается трагично, расставшись со своей любимой герой страдает (но разрыв произошёл из-за охлаждения отношений), теряет работу, скатывается. Наконец вернувшись в деревню, он узнаёт, что его любимая умерла ещё год назад от воспаления лёгких.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Жизнь Арсеньева

Популярные сегодня темы

Масленица – самый веселый и долгожданный праздник в году, который к тому же, мы празднуем целую неделю. Целую неделю, люди веселятся, едят блины и самое главное – провожают зиму и встречают весну.

А.С. Пушкин построил свое произведение в форме мемуаров главного героя Петра Гринева. В них главный персонаж повествует о своих ранних годах, о военной службе, о бунте под руководством Е. Пугачева, о своих чувствах к Маше Мироновой.

Споры о том, зачем Николай Васильевич Гоголь вставил в свою поэму рассказал о капитане Копейкине, идёт до сих пор. Кто-то считает, что это необходимо было для того, чтобы в других частях Мёртвых душ

Наше государство за свою историю прошло немалое количество войн с различным исходом. Одно из таких боевых действий нашло отражение в произведениях многих писателей и поэтов

Сказка знаменитого немецкого писателя Гофмана окутана не только тайной, но и волшебством. Там сокрыто множество смыслов, вечная тема добра и зла, нравственности.

Анализ романа «Жизнь Арсеньева»

Обсуждение вопросов по роману Бунина «Жизнь Арсеньева»:
— В чем автобиографичность романа?
— В чем особенности изображения времени и пространства в романе?
— Какие чувства испытывает юный герой?
— Найдите портретные характеристики эпизодических героев. Какова их роль?
— Как создается атмосфера праздничности в описании первого дня в гимназии?
— Дайте комментарий к изобразительно-выразительным средствам на примере главы XV второй книги, главы VIII третьей книги.
— Как вы оцениваете реакцию отца героя на его уход из гимназии?
— Какие черты характера отца герой романа стал замечать в себе?

Обратим внимание на время, изображенное в романе. В начале главы XI первой книги бегло перечисляются дни, недели, месяцы, времена года. Эта градация «уплотняет время», тогда как эпизод, описанный ниже, «растягивает» его.

Здесь важен образ зеркала, которое удивило героя возможностью взгляда на себя самого со стороны. Пространство удваивается зеркалом. Отстраненность подчеркивается описанием мальчика в зеркале «как постороннего» .

Главное чувство, несколько раз повторенное автором, — «испуганное удивление». Удивление перед жизнью, открывающейся разными сторонами, несущей все новые, часто нелегкие, познания, мысли и чувства. Рядом стоят образы жизни, болезни, смерти.

Образы пространства и времени в главе XIV первой книги: мир средневековья, мир путешествий и дальних стран, созданный на основе рыцарских и приключенческих романов богатым воображением мальчика, — более реален, чем тот, в котором он жил.

Выдуманный мир изучен и воспроизведен до мельчайших подробностей, позволяющих осязать, обонять, видеть, слышать созданное воображением.

Контраст между яркой, книжной реальностью и бедностью подлинной жизни подчеркивается повтором: «в тамбовском поле, под тамбовским небом». Образ поля и неба повторяется и в главе XVI первой книги: это фольклорный образ «чистого поля», простора, беспредельности. Поле и небо здесь как чистые листы, на которых мальчик создавал в своих фантазиях чудесный, красочный, увлекательный мир.

Писатель показывает, как меняется со временем восприятие героя, как разочаровывается он в том, что еще недавно казалось сказочным: это уходит детство с его бесконечной способностью удивляться и очаровываться.

Отметим точность и лаконичность портретных характеристик: директор гимназии, «похожий на гиену»; портной, «маленький
коротконогий человечек», удививший мальчика «быстротой
речи»; женщина «с приторно-белым и томным лицом».

Память запечатлела лица, которые уже не возникнут на страницах рома-на, но благодаря описаниям этих героев создается достоверность, «вещественность» жизни, эпохи.

Первый день в гимназии, точнее утро, описано солнечным, веселым. Но это описание лишь подчеркивает контраст с «ужасным» вечером. Восклицательная интонация, повторы, уменьшительные суффиксы, бессоюзное перечисление однородных членов, «светлая» лексика делают описание первого гимназического утра праздничным.

Следующие затем серые будни тем томительнее и печальнее, чем ярче первые, свежие впечатления . Лексика второй половины главы резко отличается от первой: «тупо, казенно», «серые, незначительные», «страшно молчалив», «печально и тихо», «грустное и неохотное».

Глава XV второй книги построена на образном параллелизме: юность, расцвет жизни героя сопоставляются с расцветом дерева. Про читаем выразительно фрагмент со слов «Удивителен весенний рассвет дерева» до конца главы. Отметим эмоциональные повторы: «первая туча, первый гром, первый теплый ливень»; живописную лексику, позволяющую зримо увидеть, почувствовать весеннее обновление, его «волшебство» и «диво», значительность цитаты из Пушкина, восклицательную, радостную, восхищенную интонацию.

Прокомментируем афоризмы отца героя: «Нельзя жить плакучей ивой»; «Жизнь все-таки великолепная вещь» — в связи с решением героя заняться словесным творчеством.

В главе VIII третьей книги найдем примеры звукописи и цветописи. Отметим риторические фигуры (вопросы и восклицания), назывные предложения, параллельную связь между предложениями (одинаковое построение предложений: «Вот я просыпаюсь», «Вот … я вспоминаю», «Вот весенние сумерки», «Вот уже совсем темно»), обилие стихотворных цитат, показывающих, насколько органично вошла русская поэзия в жизнь героя.

Основные концепты в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»

«Трагическая хвала сущему» – так охарактеризовал творчество Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции. Бунин благодарно соглашается с этим определением. Может быть, все им написанное – одна страстная повесть о неразделенной любви к миру, – любви жестокой, как всякая неразделенная страсть, но и возвышающей, и прекрасной.

В научном труде Караупова Ю. Н. «Русский язык и языковая личность» дано понятие о концептах (от латинского языка conceptus – мысль, понятие). Но смысловые значения имени (знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет. Далее Ю. Н. Караулов отвечает, что большое значение для реформирования концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, которые называются по-разному, но чаще всего ключевыми словами. Думается, что наиболее эстетически и концептуально значимыми в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», с высокой частностью употребления в разных грамматических масках являются слова «Смерть» и «Жизнь». Лексическая доминанта «Смерть» восходит к эсхатологическим проблемам, изучением которых долго занимался писатель.

Эсхатология (от греческого Eschatos – последний, конечный и. логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются: индивидуальная эсхатология – учение о загробной жизни единичной человеческой души; всемирная эсхатология – учение о цели космоса и истории и их конце. Эсхатологические проблемы пронизывают все творчество Бунина, начиная от ранней лирики, заканчивая его поздними книгами.

«Жизнь Арсеньева» (1932) – едва ли не самая оригинальная книга в творчестве Бунина не только по своеобразию поставленных проблем, но и по жанру. Некоторые исследователи книгу «Жизнь Арсеньева» определяют как лирический дневник. К. Паустовский так писал о ее жанре: «Это не повесть, не роман, не рассказ. Это вещь нового, еще не названного жанра. Это слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей».

Появление в печати первых четырех книг романа «Жизнь Арсеньева» в 1930 году сыграло свою роль в присуждении 9 ноября 1933 года Нобелевской премии в области литературы Бунину, который стал ее первым русским литератором.

За годы одиночества в эмиграции, воспоминаний и медленного, но, как могло казаться тогда, надолго окружившего его забвения в бунинском творчестве произошла концентрация внимания на нескольких первородных проблемах – любви, смерти, памяти.

Оттенок безнадежности, роковой предопределенности лежит на всех произведениях Бунина эмигрантской поры. Он ощущается и в «Жизни Арсеньева». Взволнованный и радостный рассказ о детских и юношеских годах героя многократно пересекается траурной чертой – зловещей цепью смертей: гибель пастуха Саньки, свалившегося с лошадью в овраг; смерть маленькой сестренки Нади; неожиданная кончина бабушки; мгновенное превращение в «мертвое тело» красавца и здоровяка, цыгановатого соседа помещика Писарева; торжественное отпевание в эмиграции великого князя Николая Николаевича, вид которого исторгает у автора изъявление верноподданнических чувств; кончина Лики, венчающая роман и т. д. Веяние смерти как некое «memento» (помни) сопровождает повествование.

Даже начинается роман со знаменитого рассуждения писателя: «У нас нет чувства своего начала и конца. И очень жаль, что мне сказали, когда именно я родился». И далее идут рассуждения о жизни и смерти. И если бы человек не знал о своей смерти, любил бы он ее так, как любят, зная о том, что ему придется умереть?»

Читайте также:  Образ природы в лирике Есенина сочинение

Итак, в языковой картине мира, представленной в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», просматривается несколько ключевых авторских концептов – жизнь и смерть как центральные, доминирующие. Наша задача заключается в установлении ассоциативно-смысловых полей, позволяющих более полно охарактеризовать индивидуально-авторское видение этих концептов.

Обратимся к главе IX и X романа, в которых рассказывается о гибели пастуха Саньки, свалившегося с лошадью в овраг. В основе композиции IX главы лежит антитеза: радость жизни – смерть. Концепту «радость жизни» отведена большая часть главы, семантическое поле этого концепта формируют такие лексические единицы, как «веселые обеденные часы», «блеск и тень сада», «дивная лунная ночь» и «высшее счастье».

И лишь последний абзац главы IX начинается предложением: «Только одно событие омрачило эту счастливую пору, событие страшное и огромное». Концепт «смерть» еще не назван И. Буниным, но он имплицитно присутствует в данном абзаце, легко стимулируется в сознании читателя на основе текстовых ассоциатов: «на всем скаку сорвался», «кинулись», «вытаскивать», «усадьба замерла», «в страхе», «оба погибли».

«Почему так страшны были эти совершенно для меня новые слова? Значит, я их уже знал когда-то?» – восклицает автор. Взаимодействие ассоциативно-смысловых полей (концепты «радость жизни» – «смерть») определяется отношениями контраста.

«Люди, совсем неодинаково чувствительны к смерти. Есть люди, что весь под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни). Вот к подобным людям принадлежу и я», – пишет Бунин в «Жизни Арсеньева».

В этой главе И. Бунин, определил свои мировоззренческие позиции, осознавая свою индивидуальность, называет самые емкие концепты всего романа – «жизнь», «смерть», «покойники», «на том свете», «боязнь темных комнат», «на земле все должны умереть».

Параллельно семантическому полю, сформированному концептом «смерть», представлено и иное развертывание смысла данной главы, и связано оно с концептом «Христос»: «душа бессмертна», «страстная неделя», «умирал даже сам спаситель», «великого Христова праздника», «Христос побеждал смерть».

Два ассоциативно-смысловых поля пересекаются между собой и позволяют более полно представить себе индивидуально-авторское видение концептов.

«Как прекрасно было все это! Но, увы, было и грустно и жутко немного. Все было хорошо, успокоительно, лампадка в весеннем, чуть зеленеющем сумраке горела так нежно, миротворно. А все-таки было во всем этом и что-то церковное, божественное с чувством смерти, печали», – так описывается в романе праздник Пасхи (воскресение Христа из мертвых).

Бог как радость жизни, как наслаждение ее красотой, вещественностью – это вполне доступно Арсеньеву Алеше.

Бог как смерть, как существование души вне тела – это непредставимо, невообразимо и для героя романа, и для И. Бунина.

О. Михайлов писал о И. Бунине: «Следует согласиться с Б. К. Зайцевым, что натуре Бунина присуще было в высокой степени нечто языческое: чувство слиянности с природой, с вещественным, телесным миром и страстный протест против неизбежности смерти, конца «земного» существования, гибели «я».

«Художественный мир И. Бунина при всем причудливом переплетении смыслов и уникальном разветвлении ассоциативных связей удивительно органичный, целостный, «живой». Его органичность обусловлена оригинальными философскими, мировоззренческими и эстетическими установками автора.

Итак, в формировании концептуального пространства романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева» доминирующими являются два базовых концепта -«жизнь» и «смерть», которые, находясь в отношениях контраста, создают определенное семантическое поле «единства».

Так и жизнь человеческая непредставима без смерти, так как «все земное, все живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели». И к этому пониманию приходит даже маленький герой романа Алеша Арсеньев, который за помощью обращается к Богу, однако из состояния духовной опустошенности, смерти его выводит только природа – символ вечной и бесконечной жизни.

Наступила весна, апрель. «Стали по вечерам причудливо громоздиться на алом, тихо и долго гаснущем западе синие веселые тучи», «в комнатах запахло свежем и нежным полевым воздухом, землей, ее мягкой сыростью, послышался важный и томный крик уже давно прилетевших грачей. » «Солнце скрылось за притихший сад, покинуло пустой зал, пустую гостиную, где оно радостно блистало весь день; теперь только последний луч одиноко краснеет в углу на паркете».

Во всех пейзажах романа природа чувствующая, ощущающаяся, вневременная и постоянная. Жизнь ее в своем развитии проходит по кругу стадии рождения, цветения, увядания, перехода в небытие и вновь возвращается к началу. Актуализаторами темы «Жизнь» в романе являются словосочетания «солнечные дни», «ожившие мухи», «наполнен оживлением дом», «навстречу новой, молодой жизни», «нежным полевым воздухом», «томный крик грачей», «синие веселые тучи», «радостно блистало». Если обратить особое внимание только на доминантное слово «жизнь», то оно предстает в грамматических масках: существительное «жизнь», причастие «ожившие» и однокоренное существительное «оживление» с предикативной семантикой.

Наблюдения над картинами природы в романе И. Бунина позволяет сделать вывод о цепочечном ассоциативном развертывании и концепта «смерть», и концепта «жизнь».

Однако, как отмечалось выше, семантические поля данных концептов пересекаются. Такие лексические единицы, «солнце скрылось», дважды повторенное прилагательное «пустой», «последний луч», «одиноко краснеет», актуализируют тему пустоты , одиночества, конца светлого солнечного дня, прихода ночи, – все это является толчком к ассоциативному обобщению «смерть – жизнь».

Следовательно, налицо не только цепочечное развертывание концептов, но и их пересечение, что характерно для всего романа в целом. В этом заключено своеобразие идиостиля писателя, его особое отношение к таким философским понятиям, как жизнь и смерть.

Роман «Жизнь Арсеньева» – самая сокровенная, лирическая, исповедальная книга из всех творений Бунина.

Страстное, обостренное восприятие жизни побудило Бунина к неприятию христианского учения о смерти, о Страшном суде, о загробной жизни.

Жизнь в романах великого писателя всегда побеждает смерть, которую Бунин пытался преодолеть своей чувственной связью с вещественным миром, и прежде всего – с природой.

Как отмечает В. Н. Муромцева – Бунина (1939г. 9 марта – дневник), «он верит в божественное начало в нас, а Бога вне нас не признает еще». Наиболее близко художнику в вере праотцов положение, которое он сформулировал в романе «Жизнь Арсеньева».

«Исповедовали наши древнейшие пращуры «о чистом, непрерывном пути отца великой жизни». Иначе, о вечности жизни и поисках смысла ее.

Идеям сотворения мира и человека, загробной жизни Бунин предпочел буддистские идеи, в пределах которых мир несотворим, он только постигнут

Буддой, и человеческая душа, пройдя «цепь перевоплощений», соединяется с «Отцом всего сущего».

Жизнь Алеши Арсеньева проходит в кругу православных обрядов, верований, описание которых составляет значительную часть повествования, однако они «окрашены» языческой стихией, буддистскими идеями.

Эпизод смерти Писарева – типичный пример переноса писателем собственных представлений, своего эмоционального опыта на мир.

« Я пристально смотрел то вперед, туда, где в дымном блеске и сумраке тускло и уже страшно мерцал как скорбно-поникший, потемневший за день лик покойника, то с горячей нежностью, с чувством единственного спасительного прибежища находил в толпе личико тихо и скромно стоявшей Анхем, тепло и невинно озаренное огоньком свечи снизу »

«Дрожь восторженных слез» охватывает Арсеньева, когда он слышит слова молитвы. Собственной молитвы за покойника, что составляет основу христианского поминовения усопшего, у героя нет.

Всенощное бдение пленяет Арсеньева прежде всего красотой обряда, т. е. эстетическим содержанием.

«Всю службу стою я зачарованный; мысленно упиваюсь видением какого-то мистического заката», молитвы воспринимаются героем как «страстно-горестные и счастливые троекратные рыдания в сердце».

Соблазн – так называется в православном христианстве испытываемое героем состояние. Автор как повествователь даже в описании церковного пения употребляет свои излюбленные «оксюморонные» определения: рыдания – одновременно и «горестные», и «счастливые».

Что же привлекало великого жизнелюбца Ивана Алексеевича Бунина в буддистском учении и что он не принимал?» Навечно люди подвержены «жажде существования», отдавая земному все свои силы. Тогда как эта жажда и повергает в разочарование, приближает гибель. Бунин видит в буддисткой проповеди провиденциальное предсказание катаклизмов, возмездие за отсутствие от правды и добра. Разделяет он и нравственный завет – необходимость очищения от мелкого, суетного. Однако писатель не признает другой части буддистского учения – призыв предать забвению врожденные человеческие стремления к земному счастью, жить только во имя вечного бытия. Весь комплекс проблем XX века не мог уложиться в поучении Будды.

Исходная позиция Бунина – личностный эклектизм (смешение язычества, буддизма, христианства), в пределах которой интерпретируется и оценивается то, что важно самому Бунину.

Итак, анализ ассоциативно-смысловых полей хотя бы некоторых эпизодов романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева» позволил более полно понять индивидуально-авторское видение двух базовых концептов романа – «жизнь» и «смерть».

Иван Андреевич Бунин занимает достойное место на пьедестале художественной литературы. Его произведения не могут не затронуть сердца.

По роману И. Бунина “Жизнь Арсеньева”: “Горький и сладкий сон прошлого”

Разделы: Литература

Молчат гробницы,
Мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана…

Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, когда-то забытого, вычеркнутого из жизни, а ныне возрожденного, признанного миром – Ивана Алексеевича Бунина.

Бунин ушел от своей единственно любимой страны. Но ушел только внешне. Человек необыкновенно гордый и строгий, он до конца своих дней страдал по России и пролил по ней много скупых и скрытых слез в чужих ночах Парижа и Граса – слез человека, добровольно изгнавшего себя из отечества.

А ведь действительно, тогдашняя Россия “с бледными, как саван, овсами” щемила сердце предчувствием неизбежной беды, нищенством, сыростью, тяжким уделом. От этой России временами хотелось бежать без оглядки. Но не все решались на это. Бунин решился.

Для многих русских писателей, даже таких крупных, как Куприн, разрыв с родиной стал трагическим рубежом в их творчестве. Таланты беднели, скудели, оторванные от родной земли.

Не так было с Буниным. Он в период эмиграции создавал прекрасные произведения. И дело здесь не только в масштабе таланта, но и в том, что Бунин нерасторжимыми нитями был связан не с капиталистической Россией, а с Россией патриархальной, дворянско-крестьянской, пусть обреченной на слом, но тем не менее, оставшейся единственно милой и понятой, близкой его сердцу. Именно память о России питала его талант, именно ее он воспроизвел в “Жизни Арсеньева” с такой впечатляющей силой, одухотворенной страстной любовью к родной земле.

“Жизнь Арсеньева” часто называют автобиографическим романом, хотя Бунин никогда не соглашался с таким определением.

Прервавшаяся после революции связь с родиной усилила и обострила память и воображение художника. Лишенный непосредственных впечатлений о русской действительности, Бунин вспоминает свою жизнь мысленно, в “творческом сне”, возвращаясь на родину, воскрешая “горький и сладкий сон прошлого”.

В центре романа – личность, показанная в процессе непрерывного становления, внутреннего духовного обогащения. Это необычный рядовой человек, а художественно одаренная личность.

Неторопливо и внимательно прослеживает Бунин историю духовного созревания Алексея Арсеньева.

Первая книга романа – период самого раннего детства. Сначала – отдельные зрительные впечатления: “пустынные поля, одинокая усадьба среди них…Зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав, цветов… И вечная тишина этих полей, их загадочное молчанье…”

Сознание маленького Алеши еще одиноко, не воспринимает ни людей, ни звуков, ни запахов.

“Где были люди в это время? Но они все же были, какая-то жизнь все же шла… Почему же остались в моей памяти только минуты полного одиночества?”

Чарующий мир захватывает мальчика. “Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть по нем в этой жуткой высоте… в близости с богом и белокрылыми ангелами…”

И вот в поле зрения появляются люди, животные, события, которые всплывают в памяти: поездка в город. Он поразил мальчика количеством и громадностью домов, блеском стекол и вывесок, гулом колоколов, жутким видением мрачной тюрьмы на окраине.

“ …город гордился своею древностью и имел на это право.

…во времена княжеств Владимирского-Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч”.

Каждое слово в этом отрывке доставляет наслаждение своею простотой, точностью, образностью. Чего стоят только одни слова о том, что эти “древние города вдыхали бурю и свист караульных, грохот колотушек по чугунным доскам, призыв всех на городские валы”.

Новизна “Жизни Арсеньева” еще и в том, что ни в одной из бунинских вещей не раскрыто с такой простотой то явление, которое мы называем “внутренним миром” человека. Все, о чем говорит автор, слышно, осязаемо и надолго радует или печалит нас. Вот первая встреча мальчика с городом и две “великих радости”: покупка ваксы и сапожек “с красным сафьяновым ободком на голенищах…” С каким блаженным чувством, как сладострастно касался я и этого сафьяна, и этой упругой, гибкой ременной плеточки!”

Незаметно и постепенно вступает герой в жизнь сознательную. Мир расширяется, обогащается новыми впечатлениями. Здесь и радость первооткрытия и горечь от первых переживаний: гибель Сеньки, упавшего вместе с лошадью в страшный и таинственный “провал” на дне оврага, смерть маленькой сестренки Нади. Пробуждается воображение под воздействием сказок матери и особенно бесед с домашним учителем Баскаковым, странным, неуживчивым и талантливым человеком, научившим ребенка читать и писать, полюбить Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Нельзя читать без душевного потрясения строки о матери:

Читайте также:  Сочинение по произведению Садко (7 класс)

“В далекой родной земле, одинокая, навеки всем миром забытая, да покоится она в мире и да будет во веки благословенно ее бесценное имя”.

Сила языка Бунина такова, что рождает грусть, волнение и слезы.

Вторая книга посвящена гимназическим годам Алексея Арсеньева. Детально и красочно воссоздается оживленная жизнь уездного города. Фигуры мужиков, выгодно продавших зерно, довольных купцов и перекупщиков, поживившихся на этой торговле, многолюдные гуляния, торжественные богослужения. А вот унылые, грязные окраины, “где шумно работает, курит, сквернословит какой-то страшный род людей”, не привлекает его внимания, и грубый рабочий люд сливается для него в нечто безликое, неразличимо грязное, страшное.

Великолепно дана фигура уездного перекупщика Ростовцева, у которого живет на квартире гимназист Алеша Арсеньев. Прочные, раз и навсегда заведенные порядки семейной жизни несут в себе некую основательность, образуют те устои, на которых держится Россия.

Позже Бунин будет весьма критически оценивать деятельность новоявленных купцов и капиталистов, и здесь фигура Ростовцева дана с явной симпатией. В юном Арсеньеве пробуждается чувство национального сознания и гордости русским своим происхождением, принадлежности к русскому, российскому. Самодовольство и гордость купца Ростовцева кажутся Бунину “знамением времени” и представляются ему теперь “вообще характерными для тогдашних русских чувств”.

На переломе от отрочества к юности, в жизни Алексея Арсеньева произошло “огромное событие”: арест брата Георгия за участие в деятельности народовольцев. В дворянской семье Арсеньевых оно было воспринято как “великий позор и ужас”. Страдания отца и особенно матери, эпизоды прощания на вокзале стали настоящим потрясение: “Весь мир опустел, стал огромным, бессмысленным”.

Так в романе возникает тема революции и революционеров, и Бунин вступает в спор с истерией, ясно и прямо выражая свое полное неприятие русской революционной мысли, начиная с декабризма.

Герой пытается разобраться самостоятельно в этих событиях и живет теперь “не одними чувствами”. “Это было уже начало юности, время удивительное”.

Перелом в жизни героя сравнивается с весенним расцветом дерева и потребностью излить свои переживания в несовершенных образах и ритмах. “И что с того, что я ни единым словом не умел их передать!”

С темой творчества возникают на страницах романа вечные для Бунина мотивы любви, смерти и сквозная тема природы. Все они сплетаются, развиваясь далее в непрерывном единстве.

Тема природы, удивительной ее красоты пронизывает всю третью книгу романа. Русский пейзаж с его мягкостью, застенчивыми веснами, с его невзрачностью, которая оборачивается тихой печальной красотой, наполняет страницы книги.

“Миновали глинистый труд, жарко и скучно блестевший своей удлиненной поверхностью в лощине среди выбитых скотиной косогоров. На них кое-где как-то бесприютно на гору в раздумье, сидели грачи”.

А вот описание зимы:

“Помню крещенские морозы, наводившие мысль на глубокую древнюю Русь, на те стужи, от которых “земля на сажень трескалась”, тогда над белоснежном городом, совершенно потонувшем в сугробах, по ночам грозно горело на черно- вороненом небе белое созвездие Ориона”…Это великолепные места в романе!

Природа и человек слиты неразрывно. “Нет никакой отдельной от нас природы. Каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни”.

В последней, пятой книге романа на первый план выходит тема любви. Она была всегда у Бунина драматична и даже трагична. Человек неизбежно обречен на одиночество. Полное взаимопонимание людей невозможно. Только любовь дает великое счастье взаимопонимания двух душ, но это счастье мимолетно и катастрофически кратко, – так считал писатель.

В романе эта тема раскрыта и мотивирована подробно. В истории любви Алексея Арсеньева и Лики отразилось когда-то пережитое Буниным самое сильное в его жизни, самое жгучее чувство к В.В. Пащенко. Весь анализ отношений Лики и Алексея построен на исследовании их характеров, психологическом противоборстве, которое привело к трагическому концу.

На последних страницах романа звучат горестные сожаления, грустные раздумья о жизни. Память художника, его волшебное перо дало ему вторую жизнь, отлив навеки в слове и образе то, что было, прошло, минуло. Это дорого стоит ему. Недаром Бунин пишет в конце романа:

“Воспоминания – нечто столь тяжкое, страшное, что существует даже особая молитва о спасении от них”.

“Жизнь Арсеньева” – одно из замечательнейших явлений мировой литературы. К великому счастью, оно принадлежит в первую очередь литературе русской. В этой книге поэзия и проза слились воедино, создав новый удивительный жанр.

Всю жизнь Бунин искал счастье, писал о нем, томился о нем. Он нашел его в своей поэзии, в огромном мире прекрасного, который он подарил людям. Он много знал, любил, ненавидел, много трудился и ошибался, но всю жизнь его величайшей, нежнейшей любовью была Россия.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына
Блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все, вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав,
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Да, мы милосердны.

Комитетом при шведской Академии наук впервые отмечен признаем русский писатель И.А.Бунин. Это творческая победа во славу родной литературы. Россия родила Бунина, Россия его и прославила.

Краткое содержание «Жизнь Арсеньева»

Роман «Жизнь Арсеньева» Бунина была написана в 1927 году. Книга представляет собой лирико-автобиографическое произведение в пяти частях. По признанию самого писателя, во много благодаря «Жизни Арсеньева» он получил в 1933 году Нобелевскую премию.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Жизнь Арсеньева» по главам.

Главные герои

Алексей Арсеньев – молодой дворянин, прошедший несколько ступеней своего развития.

Другие персонажи

Отец Алексея – беспечный, великодушный, вспыльчивый но отходчивый мужчина.

Мать Алексея – мягкая, добрая женщина, которую Алексей любил больше всех.

Ольга – младшая сестра Алексея, его верный друг.

Георгий – старший брат Алеши, социалист, обладавший бунтарским характером.

Николай – старший брат Алеши, спокойный, сдержанный молодой человек, помещик.

Баскаков – первый учитель Алеши.

Ростовцев – бедный помещик, у которого Алеша жил во время учебы в гимназии.

Анхен – милая, веселая девушка, первая влюбленность Алексея.

Тонька – молодая замужняя горничная, к которой Алексей испытал сильную страсть.

Лика – красивая, прекрасно образованная девушка, самая сильная любовь Алексея.

Краткое содержание

Книга первая

Главы 1-8

Алексей Арсеньев родился в 70-х годах XIX века « в средней России, в деревне, в отцовской усадьбе ». Все детство его прошло на лоне природы, где « зимой безграничное снежное море, летом – море хлебов, трав и цветов ». Спокойная, размеренная жизнь, неброские пейзажи русской природы сформировали характер Алексея, который не менялся на протяжении всей жизни.

Самым ярким воспоминанием детства стало « первое в жизни путешествие », когда Алеша вместе с родителями отправился в город. На обратном пути мальчик увидел мужчину странного вида – так Алеша впервые узнал о существовании « того особого сорта людей, которые называются острожниками, каторжниками, ворами, убийцами ».

Отец Алексея был человек великодушный, беспечный, вспыльчивый, но отходчивый, который терпеть не мог « людей злых, злопамятных ». Он завораживал сына своим природным жизнелюбием, но наибольшую привязанность, порой, весьма болезненную, Алеша испытывал к матери. Нехитрые детские радости он делил со своей младшей сестрой Ольгой, а позже – « с мужицкими ребятишками из Выселок, деревушки в несколько дворов ».

Главы 9-16

Серди особенно приятных воспоминаний Алексея – « поездки к обедне, в Рождество ». В этот день все было « необычайно, празднично » – дети и родители в нарядной одежде, и даже « кучер в желтой шелковой рубахе ». К тому времени Алеша уже знал, что из-за беспечности отца семья едва сводила концы с концами, но это не мешало ему испытывать « чувство довольства, благополучия ».

Семья Арсеньевых была верующей, и на Страстной неделе « даже отец тщетно старался грустить и говеть ». В светлый же праздник Пасхи весь дом « светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой ».

Вскоре в доме появился Баскаков – первый учитель Алеши. Он происходил из хорошей семьи и был прекрасно образован, но, поссорившись с отцом и братом, лишился наследства и был вынужден зарабатывать на жизнь. За три года проживания у Арсеньевых Баскаков привязался к Алеше. Он привил ему любовь к литературе, обучил чтению, письму, французскому языку, но так и не смог приобщить к настоящим наукам.

Главы 17-21

В последний год жизни в деревне Алексей « перенес первую тяжелую болезнь ». На протяжении долгих дней он чувствовал « ослабленье всех своих душевных и телесных сил ». Следом пришла другая беда – в разгар рождественских праздников умерла младшая сестра Надя. Никто в семье не мог понять, « за что, именно ее, радость всего дома, избрал Бог? ». Смерть сестры глубоко потрясла впечатлительного мальчика, впервые осознавшего, что и с ним « каждую минуту может случиться то дикое, ужасное ».

Беспечное детство закончилось с поступлением в гимназию – « Алеши не стало, – теперь был Арсеньев Алексей, ученик первого класса ».

Книга вторая

Главы 1-10

Когда Алексей уехал из родной Каменки, он еще не знал, что « покинул ее навеки ». В городе мальчика приютил у себя помещик Ростовцев – человек гордый, строгий, даже суровый.

Новая жизнь оказалась безрадостной: обстановка в доме Ростовцева была бедной, питание – скудным. Преподавание в гимназии велось по казенным шаблонам, да и друзей в гимназии Алеша так и не смог приобрести за время учебы. Он хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились, « по остальным – посредственно ». Так, незаметно для себя, Алеша « из мальчика превратился в подростка ».

К тому времени семья перебралась в имение Батурино, доставшееся после смерти бабушки. Отец продал Каменку и долгое время жил на широкую ногу.

Главы 11-19

Алеша понял, что вырос, когда в третьем классе « сказал однажды директору дерзость» , за которую его чуть было не исключили из гимназии. На бесцеремонное поведение директора Алексей немедленно отреагировал: « Не кричите на меня и не говорите мне ты. Я вам не мальчик…» .

Когда Алексею исполнилось четырнадцать лет, в семье произошла трагедия – за причастность к революционному движению был арестован старший брат Георгий. В университете юноше « пророчили блестящую научную будущность », но неожиданно ему захотелось « всего себя посвятить страждущему народу ».

Спустя год Алексей бросил гимназию и « возвратился под родительский кров ». Поначалу отец бранился, полагая, что сын поступил так необдуманно « по вольности дворянства ». Но вскоре он остыл, решив, что истинное призвание Алексея – « не мундир и не хозяйство, а поэзия души и жизни ».

Всю зиму и весну Алеша прилежно занимался дома и благополучно сдал экзамены. По возвращению к родителям в Батурино, его ожидала череда приятных событий. Брат Николай женился на милой немке, превратив своей свадьбой все лето в настоящий праздник. Вскоре « неожиданно явился в Батурине брат Георгий », которого выслали в Батурино под надзором полиции.

В этот же год Алексей влюбился в дальнюю родственницу своей невестки, милую и веселую Анхен. Это чувство помогло юноше пережить боль от утраты дальнего родственника, которого очень любила вся семья.

Книга третья

Главы 1-12

В ту весну Алексею шел шестнадцатый год, и он был полон « сил, телесного и душевного здоровья, некоторой красоты лица и больших достоинств сложения ». Он страстно мечтал о далеких путешествиях, необыкновенных красавицах, верных товарищах, преданных одному делу. Настоящим ударом для Алексея стала разлука с милой Анхен. Не смогла его утешить даже публикация в популярном петербургском журнале его первых стихов.

Алексей с грустью наблюдал за тем, как все больше опускается отец, который уже давно перестал заниматься хозяйством. Он все чаще задумывался о незавидной участи стареющей матери и любимой сестры Ольги, которой суждено было остаться старой девой. Но и Алексею приходилось несладко – у него не было новой одежды и, выбираясь в гости, он надевал старый пиджак Георгия.

Главы 13-14

Брат Николай с женой поселился в соседнем имении, предложив Алексею пожить у них. Юноше приглянулась « горничная Тонька » – двадцатилетняя замужняя девушка, которая « была похожа на индианку ». Между молодым барином и горничной начался роман, который для Алексея превратился в « настоящее помешательство ».

Читайте также:  История создания рассказа Изумруд Куприна

Эта связь поглощала все « душевные и телесные силы » юноши, который с нетерпением ожидал новых встреч с Тоней. Он был не в силах скрывать свои эмоции, и вскоре горничная поняла, что Алексей находится в полной ее власти. Тоня принялась его мучить сменами настроения – она была то необычайно ласкова и нежна, то окатывала холодным равнодушием, а то и вовсе была враждебна.

Эти отношения совершенно изнурили Алексей. Избавил брата от лишних страданий Николай, который рассчитал горничную по просьбе ее мужа.

Книга четвертая

Главы 1-11

« В светлый и холодный октябрьский день » брат Георгий уехал в Харьков, и Алексей все чаще стал думать о том, чтобы и самому покинуть отчий дом. Он решил отправиться в Орел, где надеялся получить должность в местную газету «Голос». Сев в людный третьеклассный вагон, юноша не подозревал, что впереди его ждет « немалый, небудничный путь, целые годы скитаний, бездомности, существования безрассудного и беспорядочного ».

По приезду в Орел Алексей уже сомневался о том, стоит ли здесь сразу пускать корни, когда есть « Курск, Харьков, Севастополь ». Его сомнения развеял поезд на Харьков – увидев его, Алексей решил немедленно отправиться к Георгию.

Главы 12-13

В Харькове Алексей попал в совершенно новый мир, глубоко потрясший его. Георгий с радостью встретил брата, и сразу же взял его с собой на обед к Лисовским. Окружение Георгия резко отличалась привычного деревенского общества – среди его приятелей было много тех, кто принимал активное участие в студенческих кружках, движениях, и даже успели побывать в тюрьме или ссылке.

Эти люди отличались прямолинейностью и нетерпимостью, они смело рассуждали о будущем России и судьбе простого народа, которого они, по сути, совершенно не знали. Алексей чувствовал, что это общество не подходит ему, но выбора у него не было.

Главы 15-22

Так прошла зима – Георгий ходил на службу, а Алексей целыми днями « сидел в публичной библиотеке ». Весной братья получили известие о разорении отца, которому пришлось заложить Батурино. « Вторая новость была еще неожиданней » – выяснилось, что Георгий живет в гражданском браке с замужней женщиной, разделявшей его цели и интересы.

Алексей « опять почувствовал себя одиноким ». Он решил вернуться в Батурино, и по пути заехал в Орел. Разыскав редакцию газеты «Голос», юноша познакомился с редактором – молодой вдовой Надеждой Авиловой. Она похвалила стихи Алексея, предложила сотрудничать с изданием, а после познакомила со своей « кузиной Ликой и ее подругой Сашенькой Оболенской ».

Алексей был поражен той быстротой, с которой он погрузился в новый для него девичий мир – Лика совершенно заворожила его. Так началась любовь, которой было суждено стать « большим событием » в жизни Алексея Арсеньева.

Книга пятая

Главы 1-10

Получив место в «Голосе», влюбленный Алексей разрывался между Орлом и Батуриным. В этот период все его поступки характеризовались « бессмысленно-счастливой решительностью ».

Отношения Алеши и Лики не могли остаться незамеченными, и вскоре отец девушки пригласил ее избранника на «мужской» разговор. Это был приятный, располагающий к себе мужчина, доктор, « человек без предрассудков ». Он признался, что Алексей ему приятен, но он вынужден будет отказать ему в браке с дочерью, поскольку не хочет видеть их « несчастными, прозябающими в нужде, в неопределенном существовании ».

Лика очень любила отца, и, узнав о его решении, не собиралась идти против его воли. Впрочем, некоторое время влюбленные еще продолжали встречаться, однако полного взаимопонимания так и не смогли достигнуть. Отношения прервались, когда Лика с отцом покинула Орел.

Главы 11-16

После разлуки с любимой Алексей ежечасно задавал себе вопрос: « Как теперь жить и зачем жить ?». Чтобы заглушить в себе раздирающее чувство одиночества, он с удвоенной энергией принялся писать, но литературный труд перестал вдохновлять его.

Авилова стала особенно « мила, ласкова », проявляя к Алексею ровную любовь и заботу. Узнав, что юноше хочет отправиться путешествовать, она предложила вместе поехать в Москву. Алексей « покраснел, забормотал, отказываясь, благодарности », но в дальнейшем вспоминал свой отказ « с болью большой потери ».

Главы 17-31

Возвращаясь домой , Алексей не выдержал, и отправил Лике телеграмму с датой своего приезда. Влюбленные встретились на вокзале, и признались, что не могут жить друг без друга. Лика сказала, что отец не против их связи, но попросил « подождать венчаться хотя бы полгода ».

Они переехали в небольшой украинский городок, где уже обосновался брат Георгий, устроились « на работу по земской статистике ». На Пасху Алексей отвез возлюбленную в Батурино и познакомил со своей семьей. Все приняли Лику, словно родную.

Незаметно для себя молодые люди поменялись роями: теперь Лика жила одной лишь любовью к Алексею, в то время как он понял, что нуждается в большей свободе. По выходным Алексей стремился быстрее покинуть дом, и в одиночестве подолгу пропадал « в монастыре, на реке, на станции ». Порой, он даже вступал в случайные связи с женщинами, но по-прежнему не мог представить свою жизнь без Лики.

Подобное поведение не могло пройти бесследно, и Лика, устав от измен Алексея, его пренебрежительного отношения, частых отлучек, решилась на разрыв. В миг осознав, какую тяжелую рану нанес любимому человеку, Алексей хотел было застрелиться, но этому помешал брат Георгий.

Не в силах терпеть душевные терзания, юноша отправился в Орел, но дом доктора был пуст. Позже Алексей узнал, что Лика « приехала домой с воспалением легких и в неделю умерла ». Она просила, чтобы ее смерть как можно дольше скрывали от жениха.

Алексею предстояло еще многое пережить, но ту силу любви, нежности и душевной близости, какую он испытывал к Лике, ему уже никогда не довелось испытать…

Заключение

Иван Бунин показал основные этапы взросления юноши, которому предстояло найти ответы на многие философские, духовные, религиозные вопросы. Это рассказ о становлении личности, поиске самого себя, первой любви.

После ознакомления с кратким пересказом «Жизнь Арсеньева» рекомендуем прочесть роман в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Анализ рассказа Жизнь Арсеньева Бунина

Роман Бунина “Жизнь Арсеньева” заканчивает цикл, который посвящен дворянству. Кажется, что данный роман – дневник, описывающий далекие дни, ушедшие навсегда. Он повествует о юности, описывают русскую природу и быт дворянства, которое постепенно становится нищим и беспомощным, так социальные проблемы занимают весь роман.

Ситуации, которые описывают в романе, действительно случались с Буниным, то есть произведение является автобиографическим.

Бунин задается вопросом о национальной гордости, которая сопровождала Россию все

Но кроме этого, Бунин восхищается природой страны, много страниц занимает описание пейзажа. Четким и слаженным языком он позволяет читателю окунуться в прекрасные повествования о природе. Бунин гордится таким богатством России.

Роман открывает мир молодого юноши, который только начинает путешествие в окружающий его мир. Таким образом, еще одна важная часть романа – рассказ

Роман Бунина произвел на соотечественников большое впечатление, потому что является новаторским. Автор следовал цели – изобразить действия как можно точнее, красочнее, сам Бунин говорил, что хотел передать сложное простым и понятным языком, не потеряв насыщенности, ведь раньше о таком не писали романы.

Что же нового использует Бунин в своем произведении?

В романе нет героев, идет авторский монолог – это является новым в литературе, ранее не использованным. Бунин старается отречься от стереотипов и принятых правил. А в последней главе Бунин рассказывает о переживаниях, связанных с В. В. Пащенко, в которую он был влюблен.

Так, смерть проигрывает бой с любовью, которая касается не только женщины, но и жизни.

Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Литературная газета в школе I. Актуальность работы Работа по изданию школьной газеты “Литературное кафе” особенно актуальна сегодня в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве.

“Редеет облаков летучая гряда” анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение “Редеет облаков летучая гряда” написано в имении братьев Давыдовых Каменке . Пушкин приехал туда в ноябре 1820 года по приглашению генерала Н. Н. Раевского, героя 1812 года.

Конспект урока окружающего мира для 1 класса “ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ” Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение “Детский сад №147 “Улыбка” комбинированного вида” Города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока окружающего мира для 1 класса “ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ” Ложкова Вера Мироновна 2015г., Чебоксары Программное содержание.

Принцип релятивности поэтики ОБЭРИУ Принцип релятивности стал важным характернейшим признаком поэтики ОБЭРИУ, при котором различные элементы текста – от персонажа до пространственно-времен-нбй структуры оказываются нестабильными, все время трансформируясь на протяжении произведения. Один из наиболее.

Аксинья – характеристика персонажа Произведение: Тихий Дон Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. А. – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась нелегкая судьба. В 16 лет ее изнасиловал отец. Нелюбимый Степан.

Сочинение на тему Моя родина Беларусь Я родился и живу в красивой и свободной стране. Моя родина богата лесами, полями и реками. Живут в Белоруси хорошие добрые люди. Детей воспитывают и растят в любви и уважении.

Арсеньев В. К. биография АРСЕНЬЕВ Владимир Клавдиевич , российский исследователь Дальнего Востока, географ и писатель. Исследовал Юж. Приморье , горы Сихотэ-Алиня . Один из создателей краеведческого направления в отечественной научно-художественной литературе. Книги “По Уссурийскому.

Сочинение я гражданин российской федерации 1)Я – Гражданин Российской Федерации. Как гордо это звучит. Но все ли имеют право носить это звание? На мой взгляд, каждый должен оправдать и подтвердить свое право именоваться Гражданин. Я.

“Снежные горы” анализ стихотворения Тютчева Лирика Федора Ивановича Тютчева хорошо известна широкому читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи этого русского поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Как не.

Лихоносов В. И. биография Виктор Иванович Лихоносов родился 30 апреля 1936 года на станции Топки Кемеровской области. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать – малограмотная крестьянка. Детство провел под Новосибирском. В 1961.

“Лебедь” анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение “Лебедь” Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала “Современник”. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по.

Общие вопросы к стране Индонезия 1. Назовите самые крупные острова Индонезии. Используя физическую карту мира, назовите самые крупные острова Индонезии. Учтите, что остров Калимантан имеет и другое название – Борнео, которое вы можете встретить на.

Я в мысль глухую о себе… разбор стихотворения Автор: Пастернак Б. Л. Я в мысль глухую о себе Ложусь, как в гипсовую маску. И это смерть: застыть в судьбе, В судьбе формовщика повязке. Вот слепок. Горько разрешен Я.

Бессонница Тема бессонности – одна из ключевых в творчестве Цветаевой. Бессонность – важнейшее свойство ее лирической героини, неотъемлемая составляющая ее духовной жизни. В философской системе Цветаевой бессонность означает “растревоженность” духа, не.

Курагина Элен – характеристика персонажа Произведение: Война и мир Курагина Элен – дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с “неизменяющейся улыбкой”, белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В.

“В глуби тайные вселенной” анализ стихотворения Брюсова, сочинение Валерий Яковлевич Брюсов – русский поэт, литературный критик, историк, драматург, переводчик, прозаик, основоположник русского символизма. Во второй половине 90-х годов девятнадцатого века, будучи молодым поэтом, Брюсов сблизился с поэтами-символистами, а.

Дубровский – характеристика персонажа Произведение: Дубровский Дубровский Владимир Андреевич – главный герой незавершенного романа, “благородный разбойник”. Он воспитывался в кадетском корпусе Петербурга. Позже, став офицером, Д. влезает в долги. В связи с этим герой.

Воланд – характеристика персонажа Произведение: Мастер и Маргарита В этом герое Булгаков создал очень своеобразный образ Сатаны. Это не абсолютное зло. В. пришел в Москву, чтобы судить. И важно отметить, что от него не.

О творчестве Н. В. Гоголя. Отношение к театру У истоков “золотого века” русской литературы стоят три крупнейшие фигуры – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь. Каждый из них открывал определенную грань этой литературы. Так.

Язык флоры и фауны в произведениях И. С. Тургенева На материале повестей ” Ася” и “Вешние воды” “Когда придет лето, смотрите не забудьте сверху донизу покрыться цветами… И пусть хорошо будет людям в вашей пахучей тени под лепечущий говор.

Сейчас вы читаете: Анализ рассказа Жизнь Арсеньева Бунина

Ссылка на основную публикацию