Анализ сказки Гаршина Жаба и роза

Анализ сказки Жаба и роза Гаршина

Все произведения В.М. Гаршина символичны и за привычными строками внимательный читатель в них обязательно увидит глубокий подтекст. За образами розы и жабы одноименной сказки без труда угадываются символы жизни и смерти, духовной красоты и чистоты и безобразной пошлости.

Прекрасный розовый куст, рожденный принести единственную радость умирающему мальчику – олицетворение добра, которое, как это часто бывает в жизни, борется со злом, но не где-то в выдуманных сказках, а в реальной жизни. Не случайно одинокая роза, распустившаяся однажды прекрасным майским утром, плачет, испуская вокруг себя тонкий чудесный аромат. В этом чужом и жестоком мире ее уже подстерегает опасность. Под ней, прижавшись брюхом к грязной земле, отдыхает старая некрасивая жаба. Она всегда была ленивой и неповоротливой и никогда не смотрела вверх, но удивительный и незнакомый ей до сих пор аромат розы привлек ее внимание. Жаба подняла голову к небу и увидела цветок. Нежный бутон был так прекрасен, что безобразница тут же влюбилась в розу. Не понимая, как можно иначе выразить свою любовь к предмету, кроме как, обладая им, жаба решила ее слопать. Бедный цветок, вся жизнь которого укладывается в три дня, мог бы погибнуть во чреве безобразного чудовища, если бы не маленький мальчик Вася.

Знакомясь с маленьким героем, мы понимаем, как много общего между ним и одинокой розой из его запущенного палисадника. Так же, как и несчастный цветок, умирающий Вася тихий и робкий, но вместе с тем кроткий. Он знает, что это весна будет последней в его жизни, и смиренно принимает судьбу, как это делает роза, решившая, что нужно обязательно жить, сколько бы тебе не было отмеряно.

Но пока цветок еще ничего не знает о маленьком Васе. С той минуты, как жаба, признавшись ей в любви, поклялась ее съесть, роза мечтает только о смерти, завидуя свободным птицам и бабочкам. Иногда, когда соловьи особенно душевно поют над ее головой, роза забывает о своем враге и даже наслаждается счастьем, веря в то, что жизнь прекрасна, как не думает о смерти Вася, выходя осенью в свой маленький садик с любимой книгой в руках.

Противостояние добра и зла, красоты и безобразия заканчивается неожиданным финалом. Всего одно мгновение отделяло цветок от гибели в брюхе безобразного чудовища, как вдруг умирающий Вася попросил сестру Машу принести для него хотя бы одну розу из его маленького цветника. Прогнав жабу, девушка осторожно срезала бутон, внеся его в комнату. Вдохнув чудесный тонкий аромат, мальчик навсегда закрыл глаза, а роза вдруг поняла, что прожила свою короткую жизнь не зря. Она принесла радость бедному мальчику, скрасив последние минуты его жизни. Простояв несколько дней у маленького гробика, роза высохла, и ее вложили в книгу, на память об умершем Васе. Не позволяя чудовищу уничтожить красоту, писатель утверждает, что добрые поступки и дела никогда не забываются, а остаются в памяти людей на долгие годы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Жаба и роза Гаршина

Популярные сегодня темы

Мой класс очень большой и дружный. В нем учатся 20 девочек и 14 мальчиков. И я могу с уверенностью сказать, что мы заметно отличаемся от других. Например, если в параллельных классах делается

Семен Мармеладов является одним из центральных образов романа, и одним из первостепенных вершителей судьбы главного героя – Родиона Раскольникова.

Жанровая направленность произведения представляет собой сказочную повесть, предназначенную для маленькой читательской аудитории, основной темой которой является возможность

Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.

Музыка – восьмое чудо света. Она не только помогает спастись от скуки по пути в университет, школу, на работу или еще куда-нибудь, а также влияет на настроение и даже на работоспособность и продуктивность.

Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_6_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Цели: – учить ребят анализу произведения;

– формирование навыков разбора текста;

– воспитание интереса к литературе.

  1. Орг.момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Тема.
  1. Знакомство с планом разбора анализа литературно-художественного произведения
  2. Работа по плану анализа литературно-художественного произведения
  1. История создания.
  2. Тематика,
  3. Проблематика,
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Характеристика центральных персонажей,

8. Сюжет. Особенности строения конфликта.

9. Роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов персонажей, интерьера, обстановки действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждения, отступления).

11. Композиция сюжета и отдельных образов.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

1. История создания.

В.М.Гаршин – автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту сказку он написал для детей в 1884 году. Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.

  1. Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. – о прекрасном и уродливом(безобразном).
  2. Проблематика: красота человеческой души.
  3. Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.
  4. Жанр-сказка.
  5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. Главная роль в произведении отведена резе – олицетворению прекрасного, и жабе – герой безобразный, вызывающий отвращение.
  6. Характеристика центральных персонажей.

Роза – нежная, роскошная. «. Она распустилась в хорошее майское утро; . она раскрывала свои лепестки, и, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Лучи солнца точно пронизывали ее тонкие лепестки розовым светом. Она не могла говорить; она могла только, склонив голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот аромат был её словами, слезами и молитвой. »

Жаб а. «. А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу. »

Вася – мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он любил цветник и любил читать приключенческие романы в этом цветнике.

Маша – его сестра – девушка, заботливая, сидит у изголовья больного брата, любит читать книги. «спасает» розу от жабы..

  1. Сюжет. Развитие действий происходит в заброшенном цветнике – роза, жаба; и в комнате – умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу).

  1. Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика – все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д.
  1. Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что писатель решил поставить рядом такие контрастные картины (описание розы (прекрасного) и жабы (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души.
  2. Композиция сюжета и отдельных образов.
  3. «Сказка о жабе и розе» в творчестве В.М.Гаршина занимает не последнее место, так как это произведение он адресовал детям.
  4. Творчество В.М.Гаршина было высоко оценено Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым и другими писателями. Тургенев писал Гаршину: «Каждый стареющий писатель, искренне любящий своё дело, радуется, когда он открывает в себе наследников: Вы из их числа».
  1. Домашнее задание.

Закончить работу по плану самостоятельно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Очень важным на данный момент считаю подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в формате ЕГЭ. Несомненно, следует знакомить с такой формой контроля учеников уже с 5 клас.

Этот урок раскрывает образ-символ красный цветок как мировое зло. Учащиеся учатся анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение через образы-символы.

Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий.

О системе работы с одарёнными детьми и о системе подготовки к школьным предметным олимпиадам сказано в последнее время кажется больше, чем о каком – либо другом аспекте школьного образования. Наиболее.

Урок по сказке В.М.Гаршина «Attalea princeps». Данный урок проводится в 5 клаассе и сопровождается презентацией.

В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка “Спящая царевна”, даются характеристики героев.

Постановка сказки В.Гаршина “Сказка о жабе и розе&quot.

Урок литературного чтения. В.М. Гаршин “Сказка о Жабе и розе”. 4-й класс

Класс: 4

Цель: анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Задачи:

  • помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания; учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;
  • формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;
  • работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Оформление доски: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1. Оргмомент

Цель: создание условий для проведения урока.

К нам пришли сегодня гости.
Мы им, конечно, очень рады!
Повернитесь к ним и улыбнитесь!
Поделитесь своей радостью.
Они вам тоже улыбнуться.

От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно. Также нам понадобится на уроке ваша сосредоточенность и внимание.

(Учащиеся проверяют готовность к уроку).

2. Актуализация знаний

Цель: вспомнить изученный материал и подготовить учащихся к изучению нового материала.

Читает текст учитель:

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, всё смотрела и смотрела.

– Из какого произведения этот отрывок? («Сказка о Жабе и розе»)
– Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе». (Презентция. Слайд 1)

3. Сообщение целей урока

Цель: нацелить детей на работу на уроке.

Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.

– Наша задача понять, что существует два мира добра и зла. (Слайд 2)

4. Изучение нового материала

1. Анализ произведения

Цель: развивать умение и навыки работы с художественным текстом.

– Будем учиться работать с текстом, исследуя его, доказывать свое мнение с опорой на текст.
– Прежде чем знакомиться со сказкой, познакомимся с самим писателем. (Слайд 3)
– Этот человек прожил небольшую жизнь, но очень интересную жизнь. Писателя не стало когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасной сказки, которую вы прочитали.
– Вот и вам предстоит быть на уроке наблюдательными, внимательными, чтобы понять произведение Гаршина, увидеть главную мысль сказки. Научиться сострадать, сопереживать героям.

2. Формирование умения рассуждать. Формирование умения делать выводы на основе анализа прочитанного текста.

– Понравилась ли вам это сказка?
– Какие чувства она у вас вызвала? (Чувство грусти).
– Назовите главных героев сказки. (Роза, жаба, сестра, мальчик).
– Что вы можете сказать о розе? (Найдите в тексте. Стр.172, 1 абзац).
– Где росла роза? (Слайд 4) (В небольшом полукруглом цветнике перед даревенским домом). (Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени).
– Какие чувства испытывает роза? (Она плакала не от горя, а от счастья жить).
– О чем могла молиться роза? (Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).
– Какой цветник был? (Он был очень запущен. Хмель, повилика, мышиный горошек, чертополох, коровяк, крапива.)
– Давайте прочитаем про эти растения. (Слайды 5, 6, 7, 8)
– Только что мы говорили о полном запустении цветника. (Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).
– Каким он сейчас предстал перед вами?
– Что придало красоту и индивидуальность этому запустению?
– Что нового из сказки узнали о розе? (Роза цветет не более 3 дней – на 1 день растет и красуется – на 2 день распускается – на 3 день вянет)
– Какой вы представляете себе жабу? (Слайд 9) (Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, безобразная).
– Прочитайте в учебнике.
– Какой показана жаба? (Стр.172, Довольно старая жирная жаба – она охотилась целую ночь за червяками и мошками – под утро уселась отдыхать в место потенистее и посырее – она сидела, закрыв свои жабьи глаза, едва заметно дышала, раздувая липкие, грязно-серые бородавчатые бока – ленивая жаба – безобразные лапы – она ничему не радовалась, наелась и собралась отдыхать – ей доставлял беспокойство запах розы, но она не обращала на это внимание, т.к. была ленивой).
– О чём могла думать жаба? (Жаба думала бы только о том, чтобы плотно поесть и хорошо отдохнуть после еды.)

3. Словарная работа

Цель: расширение кругозора учащихся.

– Каким вы увидели мальчика? (Ему около семи лет – мальчик с большими глазами и большой головой на худеньком теле – у него счастливые глаза – он любит свой цветник).
– Почему он любил такой заброшенный цветник? (Цветник для мальчика был вторым домом – когда ему надоедало читать, он наблюдал за растениями и животными. Он знал каждый кустик и травинку. Он проводил очень много времени в этом саду).

4. Выделение слов рисующих и характеризующих мальчика.

– Автор о мальчике пишет: «Он был такой слабый, тихий, кроткий…» Как вы понимаете слово кроткий? (Кроткий, значит смиренный со всеми неудачами, обидами и трудностями жизни, смиряется сос своей болезнью).
– Можно ли розу назвать кроткой? Почему? (Можно, потому что она тоже смиряется с тем в каких условиях она живет. Она прекрасно знает сколько она проживёт).
– Для чего автор показывает мальчика нам таким? (Чтобы показать, почему его не боялись животные, показать его мягкосердечие, доброту).
– А еще для чего? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем дальше. (стр.174 – 175 от слов «В эту весну…» до слов «Роза ничего не знала …»)
– Каким мальчик стал в эту весну? Сравните нынешнее состояние мальчика с прошлогодним. Почему автор пишет, что «должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок? (Исхудалая головка – тощие ручки – глаза быстро утомлялись – бледные щеки – худая шея – коротко остриженные волосы. Мальчик сильно болеет. Жизнь уходит, угасает).
– Что призошло в цветнике в отсутствие мальчика? (Жаба заметила красивый цветок и решила его съесть).
– Найдите в тексте какие чувства испытывает роза? (Стр.175, Роза содрогнулась… Роза боялась, что с ней может что-то случиться, ею никто не любовался. Она жила в страхе).
– Какой показывает автор жабу? (Злые безобразные глаза.)
– Что могло зашевелиться в жабьем сердце? (Зависть)
– Могут ли у жабы быть нежные чувства, у такого скользкого, толстого животного со злыми безобразными глазами? (Могут, но выражены они в том, что ей понравилась роза. Если раньше роза ее не привлекала, а ее аромат мешал ей отдыхать, то сейчас жаба заинтересовалась розой. Ей захотелось быть поближе к прекрасному, может быть у нее появились нежные чувства. Нет. Жаба не может говорить о красоте, она ее не понимает).
(Слайд 10)
– Какие слова выбрала жаба для выражения своих чувств?
– Являются ли эти слова выражением чувств?
– Отчего роза содрогнулась? (Роза услышала реплику жабы. Она испугалась. – Я тебя слопаю).
– О чем пожалела роза в тот момент? (Что она прикреплена к стеблю и не может как вольные птички и свободные бабочки улететь от опасности).
– Думала ли роза о том, что и бабочек подстерегает опасность и какая? (Нет, она не хотела думать об этом. Она не знала, что жаба является опасностью для бабочек).
– Обратите внимание на то, как выражает жаба свое отношение к розе. (Она повторяет одни и те же слова. У нее бедная речь).
– Как автор показывает розу? (Бледное создание).
– Можно ли сравнить розу с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).
– Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха).
– Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной – просто умереть после цветения, осыпав лепестки).
– Каково эмоциональное состояние жабы? Она злая или настойчивая? (Жаба оцарапала свое брюхо и лапки о шипы. Ей было больно, она не достигла цели, поэтому уже с ненавистью смотрит на цветок).
– Есть ли у нее желание продолжать подъем к цветку еще раз? (Да, но желание набить брюхо пересилило желание добраться до розы).
– Что произошло с розой за прошедшую ночь? (Она забыла о враге. Распустилась и стала самым красивым цветком в цветнике).
– Принесла ли роза кому-нибудь радость? Сожалеет ли она о чем-либо? (Она принесла радость окружавшим ее птицам, бабочкам, пчелам, соловью. Она не может принести радость мальчику).
– Была ли счастлива роза в этот момент? (Была, потому что ей казалось, что соловей поет для нее).
– Можно ли считать пение соловья подарком Божьим? (Да, т.к. роза молилась о лучшей жизни. Она почувствовала себя счастливой, т.к. Господь послал ей радость за пережитый страх).
– Почему автор называет жабу злой? (Она не смогла достичь своей цели с первого раза. Ей мешали шипы, она поцарапала брюхо. Лапы, ей было больно. Сейчас, превозмогая боль, она пытается добраться до ненавистного цветка. Добивается своей цели при помощи злости).
– «Роза поняла, что погибает…» – о чем говорит эта фраза? (Она поняла, что ничто не сможет изменить ее участь. Роза смирилась со своей долей).
– Какой она предстала перед нами жаба в конце сказки? (Она ничуть не изменилась. Она хочет довести начатое дело до конца и не отдать розу, а самой ее съесть).
– Меняется ли жаба, когда девушка отбрасывает ее в сторону? Почему? (Жаба смиряется, т.к. чувствует силу человека).
– Какое слово выбрал автор, чтобы показать нам это? («Она не посмела…» стр.179)
– Что случилось с мальчиком? (слайд 11) (Он умер).
– Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике).
– Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. – Она принесла тишину и покой в этот дом).
– Что олицетворяет собой роза? (Свет, доброту, красоту).
– Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее. Девушка поцеловала розу, слезинка упала со щеки девушки на розу).
– Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась неуслышанной? (Нет, Господь исполнил просьбу розы принести пользу людям).
– Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них).

4. Итог урока

Цель: формирования умения делать выводы.

Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня –
Добро и зло разоблачить.

Как выдумаете, добро или зло победило в этой сказке? (Несмотря на то, что мальчик умер, победило добро).
– Почему автор назвал своё произведения сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят).
– Чему научила вас сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям. Быть добрее не портить красоту, всегда бороться со всем уродливым и злым).

5. Домашняя работа. Краткий пересказ сказки. (Запись задания в дневник).

Анализ «Сказки о жабе и розе» Гаршина: главная мысль произведения

Любое живое существо призвано на Землю, чтобы дарить радость окружающим, быть полезным обществу. Именно это главная мысль «Сказки о жабе и розе». Анализ произведения Всеволода Гаршина раскрывает способы, которыми автор доносит до маленьких читателей, насколько важны в мире животные, растения, люди, насекомые — все, что дышит, растет, окружает. Даже самая короткая жизнь проходит не зря, если приносит радость хотя бы одному человеку.

Сюжетная линия

Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.

Все события разворачиваются в заброшенном цветнике, находящемся около деревенского домика. Именно здесь проживают центральные действующие персонажи сказки.

Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.

Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.

Основная мысль произведения

Автором выделяется несколько основных мыслей в «Сказке о жабе и розе». Можно выявить следующие главные идеи при кратком пересказе произведения:

  • Воплощение красоты, противостоящей уродству, через образ розы. Хрупкий и нежный цветок радует глаз одним своим видом. Поэтому для главного героя сказки он становится красивым подарком перед смертью. Чистая и беспорочная обитательница сада одаривает мальчика благоуханьем, поэтому умирает ребенок с улыбкой на губах.
  • Воплощение уродства, жестокости, раздражительности и злобы через образ жабы. Старая, озлобленная на красивую розу лягушка грозится съесть растение. Это желание вызывается в ней жадностью, грубостью. Благоухающую розу любят все обитатели сада, что зарождает в жабе ненависть.
  • Победа добра над злом. Лягушке так и не удается воплотить свой коварный план, умертвить прекрасный цветок, который срезается девочкой для достижения благой цели — удовлетворения последнего желания мальчика.
  • Вечность памяти. Засушенный в книге цветок постоянно напоминает о продолжительности жизни даже после смерти. Будучи высушенной, роза продолжает дарить радость людям и служит вдохновением для автора, пишущего сказку.

Основная же мысль произведения Гаршина о розе и жабе заключается в том, что любая (даже самая короткая) жизнь будет пройдена не зря, если за отведенный период удалось принести радость человеку. Писатель учит маленьких читателей наслаждаться каждым мгновением, ценить приносящие умиротворение моменты, не завидовать.

Трогательная история о жизни и смерти

Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:

  1. Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
  2. Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.

Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.

Ведь хотя оба героя умерли, их смерть светла: роза позволила мальчику улыбнуться, перед тем, как он умер, ее смерть не была ужасной и случайной. А Вася умер с чистым и добрым сердцем.

Гаршин Всеволод “Сказка о жабе и розе”

Читательский дневник по рассказу Всеволода Гаршина “Жаба и роза”

Автор: Гаршин Всеволод Михайлович

Название произведения: Жаба и роза

Число страниц: 16

Жанр произведения: сказка

Главные герои: роза, жаба, мальчик Вася и его сестра Маша.

Характеристика главных героев:

Маша — заботливая и добрая.

Ухаживает за братом, читает ему.

Мальчик — любознательный, открытый и умный.

Ослабел после болезни.

Роза — красивая, беззащитная.

Поняла, что срезали и спасли ее не зря.

Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая.

Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.

Получила ценный урок.

Краткое содержание рассказа “Жаба и роза” для читательского дневника

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что он смертельно заболел.

В этот период цветок зацвел.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В этот момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла ее умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже ее засушили в старой книге.

План для пересказа:

1) Запущенный цветник.

2) Красивая роза.

3) Жирная старая жаба.

4) Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.

5) Охота на цветок.

6) Мольба о помощи.

7) Спасение бутона.

8) Прощальная улыбка умирающего Васи.

9) Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Рисунок — иллюстрация

Главная мысль

Роза — это доброта, а жаба — это злоба.

Доброта всегда побеждает злобу.

Высушенный гербарий — это символ добра, которое может жить вечно.

Чему учит рассказ “Жаба и роза”

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.

Вот краткая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.

Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.

Это был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв по рассказу “Жаба и роза” для читательского дневника

Это очень трогательная сказка.

Она красива и печальна одновременно.

Я даже не ожидал, что в конце все случится именно так.

В сказке описывается красота цветка и уродство жабы, которая не знала, что делать с прекрасным, потому решила ее уничтожить.

Цветок молился о спасении, а оно пришло.

Сестра срезала его, затем отнесла своему умирающему брату.

В этом было счастье распустившегося бутона — подарить свою кратковременную красоту, весенний аромат тому, кому это было жизненно важно.

Она исполнила свое желание — нашла свое счастье.

Красота и добро победили глупость и злобу.

Розочка смогла подарить радость умирающему ребенку.

Также я рад, что она не досталась мерзкой лягушке.

История научила меня тому, что нужно любить природу, ухаживать за ней, ценить.

Пословицы:

Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.

Добрые дела и после смерти живут.

Завистливый по чужому счастью сохнет.

Жизнь дана на добрые дела.

Красота спасет мир.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели.

Вот в понедельник мы пойдем туда вместе.

Доктор позволит тебе выйти.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Коровяки, повилика — садовые растения.

Еще читательские дневники по произведениям Всеволода Гаршина:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

среда, 16 мая 2018 г.

“Сказка о жабе и розе”

Гаршин В. “Сказка о жабе и розе”

Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои “Сказки о жабе и розе” и их характеристика

  1. Роза. Очень красивый и нежный цветок. Добрый и восторженный. Страшно испугалась Жабы, потому что такая смерть показалась ей ужасной. Но когда ее подарили умирающему мальчику была счастлива.
  2. Жаба. Старая и противная, жестокая, вечно голодная. В жизни у нее было только одно желание – что-нибудь слопать.
  3. Сестра мальчика. Уже взрослая девушка, которая очень любила и ухаживала за своим братом. Ценила все красивое.
  4. Мальчик. Семи лет, больной и слабый. Умирает счастливым, вдохнув аромат Розы.

План пересказа “Сказки о жабе и розе”

  1. Старый заброшенный сад
  2. Распускается Роза
  3. Жаба чувствует аромат цветка
  4. Мальчик на скамейке
  5. Мальчик в зарослях
  6. Больной мальчик
  7. Жаба пытается слопать Розу
  8. Жаба спит
  9. Жаба повторяет попытку
  10. Девушка пинает Жабу
  11. Мальчик умирает
  12. Счастливая Роза.

Кратчайшее содержание “Сказки о жабе и розе” для читательского дневника в 6 предложений

  1. В одном старом и заброшенном саду расцветает прекрасная Роза и ее аромат тревожит Жабу.
  2. Мальчик часто приходил в этот сад и читал книгу, сидя на скамейке
  3. В это лето мальчик сильно болел, а Жаба хотела слопать розу.
  4. Жаба сильно укололась, но на следующий день повторила попытку.
  5. Жаба залезла на соседнюю ветку, но тут девушка сбросила ее и пнула
  6. Девушка сорвала Розу, отнесла брату, и брат умер счастливый.

Главная мысль “Сказки о жабе и розе”
Даже короткая жизнь может быть счастливой, если она прожита не зря.

Чему учит “Сказка о жабе и розе”
Эта сказка учит тому, что нет в мире ничего прекрасней красоты природы. Что даже в самые трудные минуты именно красота природы дарит нам счастье и успокоение. Эта сказка учит защищать красоту, учит тому, что жить нужно так, чтобы от этого была хоть какая-то польза. Учит тому, что нельзя думать только о еде.

Отзыв на “Сказку о жабе и розе”
Это очень печальная, но и очень красивая история. Я вместе с Розой содрогалась от отвращения, представляя как Жаба ползет по розовому кусту.. Никакого сочувствия к Жабе в этой сказке у меня не было. Зато я искренне радовалась за Розу, которая избегла страшной смерти и смогла облегчить последние минуты несчастного мальчика. В этой сказке очень много тяжелых, грустных мест, но она все равно мне очень нравится.

Пословицы к “Сказке о жабе и розе”
Красота до вечера, а доброта навек
Жизнь дана на добрые дела.
Не красна жизнь днями, а красна делами.

Краткое содержание, краткий пересказ “Сказки о жабе и розе”
В одном сильно заброшенном саду жила Жаба и Роза.
За садом давно никто не ухаживал, но ему от этого не было хуже. Все растения в саду разрослись – крапива, мышиный горошек, повилика. А однажды в майское утро в саду расцвела Роза. Она благоухала и была счастлива.
Внизу под кустом сидела старая и сытая Жаба, которой было лень посмотреть откуда до нее доносится незнакомый аромат.
Прошлым летом в садик иногда приходил тоненький болезненный мальчик лет семи и часто сидел на скамейке с книжкой. Его взрослая сестра предлагала ему мячик из окна, но мальчик отказывался.
Он любил читать, а когда чтение ему надоедало, то он забирался в заросли растений и смотрел. Он наблюдал за муравьями, которые гоняли стада тли, он следил за жуками, а однажды даже увидел ежа и был этому очень рад.
Но этой весной мальчик не смог выйти в сад. Он лежал тихий и больной на своей кровати, а сестра сидела рядом, и читала ему книгу. Мальчик спросил сестру о розах и девушка ответила, что розы расцвели, и что скоро они сходят в сад посмотреть на них.
Роза в это время цвела, и ее ждала короткая жизнь. Уже скоро она должна была осыпаться.
Но тут Розу заметила Жаба. Жабе очень понравилась Роза и чтобы выразить свои нежные чувства, она пообещала слопать Розу.
Бедная Роза с ужасом смотрела, как Жаба ползет к ней, повторяя, что слопает ее. Она молилась о другой смерти. Но Жаба укололась об острые шипы и свалилась.
Жаба решила поесть, а потом завалилась спать.
На другой день она снова вспомнила о Розе. Она снова полезла на куст.
А Роза в это время слушала соловья и не замечала врага. Она опомнилась только когда услышала знакомое “Я тебя слопаю” и увидела Жабу на соседней ветке. Одно движение оставалось Жабе чтобы съесть Розу.
В это время больной мальчик попросил свою сестру принести ему Розу. Девушка взяла ножницы и отправилась в сад. Девушка стряхнула гадкую Жабу и пнула ее ногой. А потом она срезала Розу и отнесла ее брату.
Мальчик обрадовался Розе, улыбнулся впервые за долгое время, вдохнул ее прекрасный аромат и умер.
Розу поставили возле тела мальчика и она знала, что ее жизнь прошла не даром. Потом она высохла и ее положили в книгу.

Читайте также:  Образ и характеристика Насти в рассказе Барышня-крестьянка Пушкина сочинение
Ссылка на основную публикацию