Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ (Куприн) сочинение

«Чудесный доктор» главные герои

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

Второстепенный персонажи

Швейцар барина

Прогоняет и обзывает детей, дав Володьке затрещину, чтобы они не беспокоили барина по пустякам. Не принимает письма от матери. Бессердечный, чёрствый человек.

Человек в енотовом пальто

На просьбу Мерцалова о помощи отвечает, что нужно идти работать.

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.

Доктор описывается в рассказе как седовласый пожилой мужчина небольшого роста с умным, серьезным лицом, выражающим спокойствие и внушающим исключительное доверие. Пирогов отличается мягким, ласковым, спокойным старческим голосом, передающим его ласку и доброту.

По характеру доктор Пирогов является сострадательным и великодушным человеком, свято исполняя клятву, данную им еще в юности, о постоянной помощи ближнему.

По сюжету произведения доктор Пирогов, направляющийся холодным зимним вечером в гости к друзьям, встречает незнакомого человека, находящегося в состоянии крайнего отчаяния, попав в безвыходную ситуацию, связанную с потерей работы главой семейства, тяжелой болезнью супруги и дочери, отсутствием средств к существованию.

Будучи бескорыстным и отзывчивым человеком, доктор Пирогов, забыв о приятном вечере с друзьями, направляется в подвальное помещение, где ютится несчастная семья Мерцаловых. Пораженный нищетой отчаявшихся людей, Пирогов осматривает больных женщин, назначая им лечение, и, хотя сам не является богачом, нося потрепанный и старомодный сюртук, тайком оставляет под чайным блюдцем крупную сумму денег для нуждающихся Мерцаловых.

Пытаясь успокоить членов семьи и внушить им надежду на счастливое будущее, Пирогов уверяет Мерцаловых в правильности мнения о том, что никогда не нужно падать духом, несмотря на тяжелую ситуацию.

Бескорыстие совершенно чужого и неизвестного для них врача помогает семье Мерцаловых выбраться из одолевшей нужды и наладить свою жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу.

Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на тему существования в обществе людей, нуждающихся в протянутой руке помощи, теплом слове поддержке и одобрения, которые вселяют в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее.

Сочинение про Доктора Пирогова

Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно такие произведения необходимо добавлять в обязательный список для прочтения, каждому человеку.

Кроме того что произведение основано на реальных событиях, еще и доктор Пирогов, существовал в реальной жизни, это был известный русский хирург.

В данном произведении доктор оказался ангелом спасителем семьи Мерцаловых, который пришел им на помощь в Рождество. Ведь у всех людей были нерядные елки готовы праздничные обеды. А у семьи Мерцаловых не было ни елки, ни ужина, у них вообще не было еды.

Еще и младшая дочь заболела, ее не могли вылечить, так как денег на лекарства не было. Отец семьи потерял работу, запасы все истощились, своего жилья у них не было. Жила вся семья в маленькой, убогой подвальной комнате.

Вот именно из-за этого сырого воздуха и болели все члены семьи, еще и угля у них не было, для того чтобы отопить это помещение. И вот случайно Мерцалов пошел побродить по улице.

Шел в скверике сел на лавочку, от мыслей и безысходности не зная, что делать, обхватил голову руками и закрыл глаза. Тут услышал голос, его поздравили с праздником и тут его как прорвало, он высказал человеку, который сидел рядом все свои проблемы и переживания.

Этот молчаливый собеседник не перебивал, слушал, а потом сказал, пойдемте, Мерцалов пошел с ним. Собеседник объяснил что он доктор, сколько радости было в глазах у Мерцалова не передать словами. Но тут же взгляд его потух, у меня не чем вам заплатить, сказал он, на это доктор ответил, что ему не нужны деньги.

Когда они пришли в комнату к Мерцалову, доктор осмотрел больную, выписал лекарства, рассказал, куда идти за лекарствами. Он сказал, что там его знакомый работает, он его предупредит и лекарство приготовят в соответствии с рецептом.

Одному из детей доктор дал денег, тот побежал, купил дров, вскоре в комнате стало тепло. Доктор распрощался и ушел, фамилии своей не назвал, а когда сели пить чай под блюдцем нашли крупную сумму денег, которую доктор подарил этим людям.

Вскоре дочь была вылечена, отец семейства нашел работу. И вот благодаря помощи этого обычного доктора, который не был богат или известен, был обычным человеком, просто помог тем, кто нуждался в его помощи.

И может он, что то не купил себе, или не подарил кому то подарков, зато он спас самое дорогое в жизни, это жизнь других людей. И вот благодаря именно таким самоотверженным и щедрым людям, до сих пор живет в мире добро и люди верят в сказки.

Верят в Деда Мороза, в Рождество и просто в чудо, ведь именно благодаря этой вере и появляется волшебство в нашей жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор

Популярные сегодня темы

Мне кажется, слова определяют довольно много в нашей жизни и действительно слова легко представить как пространство, в котором мы обитаем. Пространство может быть разным и во многом каждый человек сам его обустраивает.

Сочинения про Великих людей

Толстый и тонкий – произведение Антона Павловича Чехова. Главными действующими лицами являются два господина, старые друзья детства, повстречавшие друг друга спустя целые годы

Практически каждому из нас приходилось слышать о человеческом характере, его свойствах и влиянии на поведение человека. Давайте же поподробнее разберёмся, что это за понятие.

Поэма «Илиада» повествует о Троянской войне. В XIII веке до н.э племя ахейцев покорило южные районы Греции и острова Эгейского моря.

«Чудесный доктор»: ключевые мысли, образы и герои рассказа А.И. Куприна

Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.

Репродукция картины Люка Филдса «Доктор», 1891 г.

Смысл названия

В самом начале повествования автор спешит нас заверить, что его история совершенно правдива. Название рассказа же содержит некоторую установку на вымысел — всё чудесное, как и само чудо вообще, мы привыкли встречать в сказках. В них всегда есть место добру, справедливости, миру. В реальной жизни этим благам приходится туго — они оказываются в условиях борьбы с равнодушием, бессердечностью, злом. Как многие считают, среди этой борьбы чему-то (или кому-то) чудесному просто не хватает места. Однако А. И. Куприн заставляет поверить в наше сожительство с чудом. Не с проста он даёт своему рассказу именно такое название. Чудесный доктор — один из главных героев — похож на волшебника из сказки. Вот только чудотворность его слов и поступков не связана с магией. Причина — в человеческой чуткости, душевной доброте и желании помочь ближнему. Всё это может совершить настоящее чудо. А значит, каждый человек может стать чудесным доктором — тем, кто исцелит другого от недуга отчаяния.

Художественные образы

В рассказе представлены две реальности, контрастные друг другу. Первая — это городская реальность с её богатством красок: огнями на ёлках, бликами в стекле гастрономического магазина, золотом мандаринов, румяными лицами весёлых прохожих. Городу противопоставлен ветхий дом Мерцаловых, представляющий собой серую, мрачную, обледенелую бедность. Однако среди этих тёмных красок, даже вопреки им мерцает огонёк воли к жизни, веры в лучшее. В этом смысле фамилию главных героев можно назвать говорящей. Подземелье Мерцаловых — это тюрьма, в которую попали те, кого отвергла городская роскошь. Праздничная зимняя суета должна источать атмосферу радости, человеколюбие, однако она становится предлогом горожан не замечать чужие горести, отгородиться от несчастных. Городские жители представляют собой однородную массу безучастных к горю людей. К примеру, господин в енотовой шубе, повстречавшийся Мерцалову, считает своим долгом прочитать тому наставление, отчитать за бедность. Это демонстрация того, как городская интеллигенция свысока относится к неимущим.

Читайте также:  Образ и характеристика Гришана в рассказе Плаха Айтматова сочинение

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».

Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом. » Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.

Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.

Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «. главное — не падать никогда духом».

Методические советы для учителя

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.

После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):

  • Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?

При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.
#ADVERTISING_INSERT#

Чудесный доктор – сочинение по произведению Куприна 6 класс

Рассказ «Чудесный доктор» Куприна повествует нам о реальной истории одной из семьи. Действие рассказа происходит примерно в середине декабря, перед Рождеством. Об этом нам говорит окружение в городе: в окнах стоят наряженные елки, повсюду снег, который еще и скрипит под ногами. И люди покупают подарки, как и наш «доктор», который купил подарки знакомым ребятишкам. Также, когда Мерцалов сидит в саду, Александр Иванович изображает снег на деревьях, который постепенно падает, задевая другие ветки со снегом.

По мере прочтения рассказа, мы узнаем, что Мерцаловы бедные, у которых умерла одна из дочерей, отец был болен и потерял работу, а, чтобы хоть как-то купить еды приходится просить милостыню, или попрошайничать. Емельян Мерцалов сидя в саду размышляет о самоубийстве, и он не боится думать о такой участи. Но что его остановила, от подобного действия, ведь он уже был в шаге от самоубийства? Красота, которая была в саду, нет, она наоборот заставила его задуматься о таком. А спас его простой человек, как мы дальше узнаем доктор. И к тому же известный доктор, на то время. Но надо идти по порядку.

Врач проявляет интерес к рассказу Мерцалова, и выслушав рассказ, он немедля просит отвести его к девочке. Зайдя в подземелье, он видит плачущую маму детей, мальчишек, которые сидят над пустыми тарелками супа. Дав три рубля Емельяну, он просит его купить чаю, и горячей еды. Мальчиков он просит попросить дров у соседей и растопить печку, чтобы стало тепло в комнате, в которой они живут.

Осмотрев Машеньку, он выписал список лекарств и попросил обязательно посетить врача Афросимова, также попросил Елизавету Мерцалову отогревать компрессом Машу, и после чего он уходит из этого «подземелья» пожав руки Мерцаловым, просит их не опускать руки и всегда находить выход из тяжелых ситуаций.

Емельян просит доктора сказать его фамилию, на что доктор лишь посмеялся и попросил вернуться к семье. Ведь Пирогов, как позже мы узнаем, стал неким спасителем их скромной жизни, ради которого стоит молиться, но доктору этого не надо, ему главное помогать людям, независимо от того в какой ситуации они находятся. Как мы узнаем позже Мерцалов устроилась на оплачиваемую работу, и они уже хотя бы немного встали на ноги. Мальчишек отдали в гимназию учиться. И жизнь их стала лучше, благодаря ангелу, который посетил их в тот день перед Рождеством, ведь именно под новый год случаются чудеса. Весь этот рассказ Александр Иванович слышал не раз из уст, старшего из мальчиков, а именно от Григория Емельяновича Мерцалова, который занимал весьма значимый пост в одном из банков, где он стал примером честности и отзывчивости на бедность.

Если подводить итог всему сказанному, то чудеса и магия перед новым годом случается лишь раз, но что если все будут творить добро каждый день, помогать друг другу? Жить станет лучше и спокойнее, люди станут добрее, вежливее и все повернется в лучшую сторону.

Сочинение по рассказу

Иногда жизнь непредсказуема. Бывает очень сложно выживать еще и думать о своих родных и детях. Но, несмотря на трудности надо выживать. В таком случае у кого-то даже возникает мысль о смерти, кажется, вот-вот не хватит сил из-за того, что ты сегодня не обедал и ты просто можешь в любой момент потерять сознание, может даже навсегда. И самое страшное – осознавать что твои дети болеют и тоже в любой момент могут умереть. И тебе нужно тратить последние свои силы чтоб сделать все для того, чтобы они выжили . В то время было выживать очень сложно и таких семей было много, как семья в рассказе «Чудесный доктор». Каждый день люди делали все для того, чтобы выжить этот день.

Итак, в семье Мерцаловых самый главный был отец. На его «плечах» висела вся судьба семьи. И он был не в силах поднять семью на ноги. У него появилась мысль о суициде. Так порой бывает со слабыми людьми, которые не способны выживать в тяжелых условиях.

Он уже было собрался на тот свет, как в жизни произошел переворот. Иногда в жизни бывает такое, когда пройдя очень сложный путь, судьба решает свернуть на счастливый. Люди даже и не думают о том, что в любой момент их жизнь может измениться. Нужно просто верить, что когда-нибудь жизнь изменится и придет счастье . К сожалению не у всех судьба делает такие перевороты.

Доктор помогает бедной семье. Вот так просто помогает. Доктор дает семье денег . Но к сожалению таких людей как он очень мало и это заставляет задуматься над нашим обществом. Столько людей страдают от бедности, и лишь один доктор не спасет всю планету. Таких людей как он должно быть больше. Куприн написал этот рассказ будущему поколению, чтоб они выросли добрыми людьми и научили этой морали своих детей.

Суть рассказа в том, чтоб призвать людей быть такими как доктор, помогать людям, которые действительно нуждаются в помощи. Ведь у всех разная судьба и кому-то не везет в жизни. Но на нашей планете должны быть люди, которые спасут планету от этой страшной проблемы, этими людьми должны быть мы с вами. Делайте добро, не прося ничего взамен. И прекрасный этому пример рассказ Куприна «Чудесный доктор». Ведь доктор действительно «чудесный» человек, который помог совершенно незнакомой семье в горе.

По произведению Чудесный доктор

Популярные сочинения

Каждый человек хочет побеждать во всем, чего касается, но к сожалению, так бывает не всегда. Кто-то стремится к победе в разных конкурсах и отборах, а кому-то достаточно просто побороть свою лень

Путешествуя по европейским странам в конце 18 века, русский писатель Николай Карамзин много позаимствовал и, возвратившись на Родину, имел уже сформированные передовые взгляды, как на жизнь, так и на литературный процесс.

Картина Цветы и плоды написал известный белорусский художник Иван Хруцкий. На полотне изображен натюрморт с множеством мелких деталей. Картина, написанная в ярких тонах

«Чудесный доктор»: краткое описание произведения А. Куприна

Меню статьи:

«Чудесный доктор», краткое описание которого нас интересует в этой статье, рассказывает, что на этой земле жизнь и детей, и взрослых не всегда была радостной и безобидной. Большие испытания выпали на человека в мирные дни, не только во время боевых действий. Безработица, отсутствия денег на жизнь, невозможность помочь родным – такова сейчас сущность к бедным людям, горькие моменты, когда сознание размывается. Однако каждый отрицательный случай, который то ли вспомнили, то ли зафиксировали, если происходит в критический момент, но без приключений – считается чудом.

А. Куприн жил в Киеве и этот рассказ создал там. «Чудесный доктор» в 1897 году, где старался максимально точно и деликатно затронуть проблему человечного, сочувствующего отношения к человеку, сострадание и милосердие, оказание помощи нуждающимся – основной лейтмотив рассказа.

Читайте также:  Дубровский и князь Верейский (сравнительная характеристика)

Краткое описанию повествования о чудесном докторе …

В центре рассказа – профессор и врач, кстати, прототипом главного героя выступил реальный персонаж: врач, хирург, известный ученый Иван Пирогов.

В рассказе описано, как на семью внезапно, наваливаются болезни и другие несчастья. Отец уже настолько морально обессилен, что желает покончить с собой, но вдруг встречает доктора, который постепенно помогает справиться с трудностями и тяготами жизни. Повествование начинается с детей, которых мать отправила к хозяину, где работает муж, с целью попросить денег. Но детей швейцар не пускает даже на порог. Все это происходит в канун семейного праздника – Нового года. Они видят предпраздничный переполох, людей, украшающих свои дома, покупающих разные вкусности и подарки, которые, увы, для них недоступны. Автор желает продемонстрировать читателям две стороны одной медали: существование сытой, богатой жизни со всеми ее прелестями и убогой нищеты, где труднодоступен даже кусок хлеба.

Двое братьев голодали, в поисках денег и хлеба забрели на богатые улицы, с шикарными домами. Там полный достаток, много магазинов с яркими витринами. На полках – изобилие разных товаров, особенно продуктов. Хозяева домов и владельцы лавок празднично и оригинально украшают здания. Такие детали только подчеркивают холодность, бездушность и жестокость богачей, которые их гонят прочь.

Радикальные решения и обиды

Затаив обиду, мальчишки возвращаются в свой мрачный и сырой подвал. Дома их ожидают такие больные родители и сестры, да и сами они выглядят неважно, в старой, застиранной, практически до дыр одежде. Их отец – бесхарактерный неудачник, так ничем и не смог помочь своим самым близким и родным людям. Проблему он готов решить радикально и просто – покончить с собой.

Семья уже больше года испытывает материальные трудности и вынуждена жить в сыром и мрачном подвале старого дома. Маленький ребенок изнемогает от постоянного голодного крика в кроватке, девочку истощает постоянная температура, на лекарства, чтоб помочь семье – банально нет средств.

Болезни и драматические обстоятельства жизни семейства Мерцаловых

Сам хозяин Мерцалов заболел тифом. Пока болел, его рабочее место занял другой человек. Сбережения семьи, заработанные потом и кровью, ушли на лечение, Мерцаловы вынуждены покинуть дом и переехать в грязный, и очень сырой подвал. Дети начали болеть, Мать разрывалась между дочерью и крошечным, грудным ребенком. Одна дочка умерла, не выдержав спартанских условий, некоторое время спустя заболела и Машутка. В поисках денег на оплату лекарств Меркулов обошел город, просил, унижался, но так и не достал денег.

Узнав, что и сыновья тоже остались ни с чем, хозяин семейства уходит. Он бесполезно склоняется по городу, поглощенный смутными и гнусными мыслями, Емельян заходит в общественный сад. Здесь красота и тишина… Мерцалов решает использовать ситуацию не совсем благородно – покончить с собой. Он практически уже решился, но рядом с ним сел странный старик, в старом пальто из меха и начал разговор с Мерцаловыми о новогодних подарках, которые приобрел для знакомых детей. Разговор настолько возмутил и взбудоражил главного героя, что постепенно желание убить себя прошло, но осталось горькое возмущение и злоба, которую он выплеснул на незнакомца, грубо упрекнув его в том, что он смеет говорить о подарках, когда его семья умирает с голоду. Завязывается разговор, незнакомец не обижается на злостные речи Мерцалова и просит рассказать обо всех своих бедах подробно и по порядку. Пожилой человек не обижается ни на грубость Мерцалова, ведет себя спокойно и уверенно. Ввязываясь в словесный конфликт, Мерцалов еще не знает, что это человек – его спаситель и помощник. Нельзя сказать, что это человек, а имен он и есть «чудесный доктор» – волшебник или как сейчас модно говорить – спонсор. Доктор всего лишь доказательство того, что мир не без добрых людей, главное не отчаиваться и не стесняться просить о помощи. Врач вселил веру и надежду в день завтрашний, помог главному герою собраться с силами как физическими, так и духовными, и таким образом наладить свою нелегкую жизнь.

Приход врача

После чего старик огласил, что он врач, и потребовал провести к больному ребенку. Спустя некоторое время, профессор приходит в сырые и мрачные «апартаменты» Мерцалова. Он осмотрел ребенка и распорядился принести дров и растопить печку. Радостный Емельян благодарит старого врача и желает узнать имя благодетеля, на что получает ответ, что это лишнее и уходит.

У семьи появляется немного денег на еду и дрова, а старик выписывает бесплатный рецепт на лекарства, оставив на старом письменном столе крупные денежные купюры. Мерцаловым удалось прочесть фамилию «Пирогов» на ярлычке пузырька с лекарством.

Жизнь начала налаживаться: мальчиков устроили в гимназию, Мерцаловы со временем сменили жилье на более комфортное. Таким образом, простой врач стал настоящим ангелом хранителем для очень бедной, но не потерявшей человеческий облик как физический, так и духовный, семьи.

Возрождение и налаживание ситуации

Мерцалов находит работу, дети постепенно выздоровели. А с Пироговым Мерцалов встречается еще один раз – на похоронах доктора. Повествование ведется от имени одного из братьев Мерцаловых, которому крупно повезло в жизни стать сотрудником одного из крупных банков. Кстати, рассказал похожую историю А. Куприну действительно сотрудник крупного банка, утверждая, что все это произошло с ним тридцать лет назад. Рассказ настолько впечатлил автора, что он решил его немного приукрасить и выпустить в свет, заложив туда призыв к доброте, сочувствию и милосердию. И это у Куприна очень даже получилось, рассказ заполучил огромную популярность среди читателей.

А. Куприн берет свои образы из жизни – такими, как они есть. К примеру, главный герой рассказа Емельян Мерцалов – добрый, образованный, отзывчивый человек, родившийся в семье мещан, но очень слабохарактерный. Оказавшись в трудных жизненных условиях, он поддался панике и унынию и не знал, как выйти из положения, найти деньги чтоб накормить и спасти от смерти свою семью. Единственный выход, который он видит – просить деньги у знакомых. Не получив ни гроша, Мерцалов решается попрошайничать, но и то у него не получается. Таким образом, автор желает продемонстрировать обществу «маленького» человека в огромной «машине» жизненного бытия, и только благодаря доброму, чудесному доктору, ему не удалось погибнуть в страшном водовороте событий под названием «жизнь». А сколько таких людей сломалось… потеряло самоконтроль, покончило с собой, не выдержав жизненных трудностей, сошли с ума или вовсе, опустился на дно общества, употребляя наркотики или спиртные напитки, при этом даже и не попробовав самостоятельно исправить ситуацию. Да, это не просто, да это опасно и страшно, но как говорит другая пословица, безвыходных положений нет. Иногда, чтоб исправить ситуацию, нужно потерять надежду, или даже совершить глупость, чтоб на тебя обратили внимание и протянули руку помощи. Этого как раз и не учел Мерцалов, он выбрал более легкий путь – просто плыть по течению. Рука помощи врача, в этой ситуации, оказалась как нельзя кстати.

Авторская позиция

Тем не менее, автор не доводит главного героя до крайностей, давая ему шанс с помощью незнакомца, не лишиться того человеческого облика, сохранить жизнь, и не упасть на дно общества. Но все-таки делает хороший акцент, что основные беды семьи – из-за слабого характера господина. Еще один тонкий намек на то, что свой характер мы воспитываем сами. Работа над своими недостатками и самоанализ позволяет посмотреть на жизнь по-новому.

Полная противоположность Мерцалову – старый доктор. Он повидал многое: и блеск и нищету, желание жить и нелепую, скорую кончину при этом не потерял моральный облик. Стал именно той фигурой, которая поделила жизнь Мерцаловых на «до» и «после», как в волшебной сказке, став настоящим добрым чародеем для бедной семьи. Почему это сделал врач? А ведь мог и не сделать добро постороннему. Это значит, что ни знания, ни работа, ни стабильный, средний доход не испортили его, а свои собственные качества и обязанности врача – на первом месте, невзирая на возраст.

Дорогие любители классической литературы! Предлагаем ознакомиться с образом Николая Алмазова в произведении “Куст сирени” Александра Куприна

Когда врач стал очевидцем чужого горя, он попросту не смог остаться в стороне, он помог чем мог. Благодаря вмешательству позитивного человека в нужный момент, он излечивает не только изнеможденное болезнью тело маленького ребенка, он как бальзам на души измученным бытом взрослым людям. Улучшение состояния здоровья детей, оставленные деньги и лекарства постепенно приводит семью к стабильности, становится тем толчком, позволяющим изменить скудную жизнь к лучшему. Благодаря доктору,
Беднякам удается выкарабкаться из беды.

Фигура профессора Пирогова и роль доктора в рассказе

Что касается самого профессора Пирогова, так он не был сказочно богатым человеком, который сорил деньгами налево и направо. Об этом свидетельствует поношенная одежда, особенно старая меховая шуба.

А под серьезным, умным лицом скрывалась простодушность, теплота, ласка и любовь к окружающим. Он настоящий профессионал, не нарушающий данную единожды клятву Гиппократа.

Всегда готов помогать людям не только на работе, но и за стенами больницы и даже родного дома, каждый нуждающийся может смело рассчитывать на помощь. Пирогов расценивает свои действия как обязанность, не распространяется о себе, скромничая, не ждет награды взамен проявленного милосердия. А тем, кому он помог преодолеть болезнь – даже не представился, пожелав остаться анонимом.

Образы и символы в произведении «Чудесный доктор»

В рассказе «Чудесный доктор» автор не зря изобразил главные героев простыми людьми, оказавшимися в затруднительном положении. Даже фамилия «Мерцаловы» наталкивает читателя на то, что надежда на будущее, более благоприятное, чем сегодняшнее, маленьким и светлым огоньком мерцает в душе надежда на улучшения своего морального и материального состояния. В конце текста автор А. Куприн использует резкий контраст, что позволяет построить образ быстрого, можно даже сказать сказочного перевоплощения.

Символично и то, что действие рассказа происходит в канун новогодних и рождественских праздников.

Автор исключил негативный финал, чтобы произведение принесло радость читателям, возродило сочувствие к тем, кому и в самом деле трудно. Желает пробудить у людей желание к благотворительности, а с помощью поучительного финала, заставило поверить в настоящие сказочные чудеса, в канун праздников.

Название рассказа тоже символичное. Использование слова «чудо» – демонстрирует отношения автора к главному герою. Это скорее характеристика, наивысшая оценка положительным человеческим качествам персонажа. Что же можно прочесть между строк в рассказе «Чудесный доктор»? Здесь все: автор призывает всех нас, читателей, не забывать, особенно в праздничные дни о существовании людей, которые оказались в сложных жизненных ситуациях. По-возможности, подать им руку помощи: купить продукты, необходимые вещи, возможно, лекарства. Помочь просто так, от всей души, от чистого сердца, ведь оно того стоит, никто не знает наверняка, что ждет в будущем. Возможно, придет время смутное, когда помощь понадобится вам, а принцип бумеранга никто не отменял. А если коротко, А. Куприн в рассказе очень широко и подробно расписал заповедь Господню: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Читайте также:  Отзыв о повести Куприна Олеся

Урок литературы “По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна “Чудесный доктор”)
план-конспект урока (литература, 6 класс) на тему

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

– развивать навыки анализа художественного произведения;

– закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

– донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

– воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_receptu_professora_pirogova.doc63 КБ
po_receptu_professora_pirogova.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА

АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

По рецепту профессора Пирогова

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

Составила: Батршина Сания Фаритовна

учитель II кв. категории

русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

– развивать навыки анализа художественного произведения; – закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

– донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

– воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?

Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?

Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?

Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… – дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…

Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?

Ответ: Автор использовал антитезу. Он противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.

Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, – это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?

Ответы :- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

– Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

– встреча Мерцалова с незнакомцем.

Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?

Ответы : во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. “Чудесный доктор” (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.

В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».

Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?

Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
– Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Докажем его скромность ( не назвал себя ), доброту ( помог деньгами, помого как врач), сострадательность ( пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие ( сам откликнулся помочь ).

Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение

Выступление подготовленного ученика о Пирогове.

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.

Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы : Да. Швейцар…

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы : Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Учитель: Тема нашего урока – «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта

А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

О тветы учащихся.

Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,

чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои

души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?

Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» – Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд « Подари жизнь ». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

Ссылка на основную публикацию