Герои произведения Конек-горбунок

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » читательский дневник » Ершов П.П. “Конек-Горбунок” Читательский дневник

Ершов П.П. “Конек-Горбунок” Читательский дневник

Автор: Ершов Петр Павлович

Название: “Конек-Горбунок”

Жанр: литературная сказка в стихах

Тема произведения: волшебная сказка о приключениях

Число страниц: 50

Главные герои и их характеристика

Иван, Ванюша. Младший сын крестьянина. Считается дураком, но очень умный и добрый. Всем помогает, умеет прощать. Подружился с Коньком-Горбунком и показал себя настоящим другом. Иногда хвастлив, иногда может пустить слезу, но всегда выходит победителем. В конце превращается в красивого молодца и становится мужем царь-девицы.

Конек-Горбунок. Верный друг Ивана. Маленький конек с двумя горбами. Волшебное существо. Знает все и обо всем, заботиться об Иване и помогает ему во всех приключениях.

Царь-девица. Молодая красавица, сестра Солнца и дочь Месяца. Ей 15 лет. Она умна и находчива. Не хочет выходить замуж за немощного старика и выходит за Ивана. Становится царицей.

Царь. Старый и жадный. Хочет загребать жар чужими руками. Любит власть и молодых красавиц. Труслив и глуп.

Крестьянин, старик, отец Ивана. Просто работящий человек.

Данило и Гаврило, старшие братья Ивана. Трусливые, жадные, глупые.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка рассказывает о том, как Иван подружился с Коньком-Горбунком и нашел перо Жар-птицы. Царь дает Ивану различные задания, которые Иван выполняет с помощью Конька-Горбунка.

Сюжет — краткое содержание

Иван ловит кобылицу и получает в дар Конька-Горбунка и двух роскошных коней.

Коней покупает царь и Иван поступает к нему на службу.

По –приказу царя Иван добывает Жар-птицу, потом крадет Царь-девицу и отправляется за перстнем.

Иван знакомится с рыбой-китом, навещает Месяц и узнает, как освободить рыбу-кита.

Рыба-кит добывает Ивану перстень и Иван купается в трех котлах.

Царь гибнет в котлах, а Иван и Царь-девица женятся.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Иван освободил рыбу-кита, после того, как узнал, что тот проглотил тридцать кораблей и за это был наказан. Иван сообщает киту, что он должен выпустить корабли. А конек предупреждает жителей деревни, что она была построена на спине кита, и жители убегают.

Кит выпускает корабли и освобождается. Он благодарит Ивана и обещает достать ему перстень со дна моря.

План произведения для пересказа

  • Вор топчет пшеницу.
  • Неудача старших братьев.
  • Иван ловит кобылицу.
  • Конек-Горбунок.
  • Похищение коней.
  • Иван прощает братьев.
  • Перо Жар-птицы.
  • На службе царя.
  • Иван ловит Жар-птицу.
  • Иван ловит Царь-девицу.
  • Царь посылает Ивана за перстнем.
  • Иван встречает рыбу-кит.
  • Иван навещает Месяц.
  • Кит получает свободу.
  • Ерш приносит сундук с перстнем.
  • Три котла.
  • Смерть царя.
  • Свадьба.

Главная мысль

Любое дело, любой подвиг окажется по плечу, если есть у тебя верный друг.

Чему учит эта книга

Сказка “Конек-Горбунок” учит ценить дружбу и быть верным другом. Учит доброте и отзывчивости. Говорит о том, что нельзя зариться на чужое. Учит тому, что добро всегда побеждает зло. Учит не унывать и верить в лучшее.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта красивая сказка и мой любимый герой — Конек-Горбунок. На вид он совсем неказистый, но зато добрый и верный. Конек-Горбунок был очень умным и знал все на свете. Он был настоящим другом. Мне верится, что после того, как Иван стал царем и женился на Царь-девице, он не забыл своего друга, и Конек-Горбунок тоже получил свою долю почестей.

А вот меньше всего в сказке мне понравился царь. Хотя, и завистливый спальник тоже персонаж отрицательный. Но он второстепенный герой, а вот жадность царя заслуживала наказания.

Новые слова и выражения

  • Буерак — овраг, расщелина.
  • Доселе — до сих пор.
  • Живот — здесь жизнь
  • Намедни — недавно.
  • Сума — сумка, мешок
  • Опояски — красивый поясок.
  • Порука — обещание, ответственность.

Конёк-горбунок – краткое содержание для читательского дневника

Название произведенияКонёк-горбунок
АвторПетр Павлович Ершов
ЖанрСказка
Год написания1834

Главные герои

  • Иван – последний сын в крестьянской семье. Заслужил среди родных репутацию дурака, но Иван отличается отзывчивостью, преданностью данному слову, семье и дружбе. Обладает чувствительным сердцем. После множества испытаний обращается в доброго молодца под стать Царь-девице.
  • Конек-Горбунок – преданный товарищ Ивана. Двугорбое волшебное существо в виде коня. Он знает обо всем и помогает Ване в приключениях.
  • Царь-девица – прекрасная сестра Солнца и дочка Месяца, на которой задумал жениться царь. Не желает связывать свою жизнь со стариком, выходит замуж за Ивана, занимает царский трон.
  • Царь – трусливый, властолюбивый, жадный, глупый и старый правитель государства. Мечтает жениться на Царь-девице.
  • Отец Ивана – старик, глава большой крестьянской семьи, добывает пропитание своим трудом, ценит свои угодья и выращенный урожай.
  • Данило и Гаврило – старшие братья Ивана. Они отличаются трусостью, жадностью, завистью и глупостью.
  • Спальник – начальник Ивана во дворце царя

Сюжет произведения

У одного крестьянина случилось несчастье. Некто топчет его пшеницу. Он отсылает сыновей караулить поле по ночам. Только младший сын Иван полностью выполняет наказ отца. Он и обнаруживает кобылицу, которая вытаптывает урожай отца. Иван прыгает ей на спину и не отпускает ее до тех пор, пока кобылица не обещает ему предоставить трех коней. Двух из них можно продать, а третий станет преданным другом Ивана.

Полученные для продажи кони вызывают восхищение старших братьев Ивана. Они предлагают отвести лошадей в столицу и найти покупателя там. В пути Иван подбирает перо Жар-птицы, от чего его отговаривает преданный друг. В городе лошадей покупает правитель страны. Они слушаются только Ваню. Царь нанимает младшего брата Гаврилы и Данилы в конюхи.

На новом месте Ванюшу невзлюбил спальник. Он доносит царю, что Иван хвалится, что сможет пленить Жар-птицу. Самодержец отправляет нового слугу за волшебной птицей. С помощью верного коня Иван добывает дивную птицу, доставляет ее государю.

Проходит немного времени. Спальник снова клевещет на Ваню. Он сообщает царю, что Иван обещает похитить дочку Месяца. Ване еще раз приходится отправляться на выполнение царского поручения. Иван похищает Царь-девицу у океанского берега и привозит ее в царский дворец.

Государь влюбился в нее и решает жениться на Царь-девице. Невеста ставит условие старому царю. Он должен преподнести ей перстень с океанского дна. Это поручение невесты царь обязывает исполнить Ивана. Сама Царь-девица просит Ваню навестить ее родных.

У океана Ваня с товарищем встречают кита. На спине у рыбы растет лес, стоит деревня. Кит просит Ивана, чтобы он спросил у Месяца, за что ему такие мучения. Иван отправился к Месяцу, рассказал ему новости о дочери, замолвил за рыбу-кита слово. Месяц рассказывает, что кит поглотил множество судов, за то и наказан.

На обратном пути Иван открывает киту, за какие проступки он страдает. Рыба освобождает суда, с него спадает проклятье. В благодарность за помощь кит достает перстень с океанского дна для Ивана.

Когда Царь-девица получает кольцо, ей хочется, чтобы жених стал моложе. Она подсказывает царю, как это осуществить. Царю предстоит искупаться в трех котлах. В них должна быть холодная, кипяченая вода и кипящее молоко.

Царь боится. Он отправляет прежде себя искупаться в котлах Ивана. Конек-Горбунок помогает другу волшебством. Иван обращается в красивого юношу после купания. Тогда царь пытается повторить купание в котлах и погибает. Царь-девица называет себя новой правительницей и берет в мужья Ивана.

Главные герои сказки Конек-горбунок (характеристика героев)

Главными героями сказки «конёк горбунок» является младший сын крестьянина Иван и его верный помощник «конёк горбунок».

Иван

Ивана прозвали дураком. Однако, не смотря на кажущиеся недостатки, он был трудолюбив. Именно он, выяснил для отца, кто топчет в поле пшеницу. Он поймал кобылицу с золотой гривой и смог её удержать. За это кобылица подарила ему трёх коней. Двух ладных и красивых. И одного маленького, нескладного, с двумя горбами. Но именно этот волшебный жеребёнок на протяжении всей сказки помогает Ивану справляться с испытаниями.

Иван характеризуется также как человек держащий слово. Кроме того его можно назвать исполнительным. Иван выполняет наказ отца. Обещает кобылице ни за что не продавать конька. И выполняет царские прихоти. То есть долг службы для него это святое. Приказы нужно выполнять, какими бы они не были.

Конёк-Горбунок

Как уже отмечалось, главным героем кроме Ивана был маленький жеребёнок по прозвищу «конёк горбунок». Несмотря на некрасивый внешний вид. Он был верным другом своему хозяину. Именно при помощи волшебного жеребёнка Ивану удалось пройти все испытания. В том числе конёк помог хозяину стать красавцем и полноправным владельцем царства.

Остальные герои сказки считаются второстепенными. Отец – обычный человек. приучал своих сыновей к труду. Кормил, поил, воспитывал.

Старшие сыновья

Двое старших сыновей братьев Ивана, были не в пример младшему. Ленивы. Не смогли выполнить отцовского задания. Всю ночь проспали. Не чураются лёгкой наживы. Крадут у младшего брата двух красивых коней. Однако могут довольствоваться и малым. Позже Иван находит Данила и Гаврилу, так их звали, вместе с конями на базаре. Они договариваются, и братья становятся полноправными коневладельцами. Вскоре женятся и живут вполне счастливо.

Царь

Царь – человек, у которого служит Иван. Он жадный. Хочет иметь у себя в царстве то, чего нет у других. Но добывать трофеи любит чужими руками. Так Ивану по приказанию царя приходится ходить в трудные походы. То царю нужна жар-птица. То ему захотелось жениться. Причём царь не выбирает будущую жену среди близлежащих царств. Ему хочется самую красивую. Перстень для своей возлюбленной он и то достаёт при помощи Ивана. Однако его жадность и числавие впоследствии будут наказаны.

Царь-девица

Царь-девица – красивая девушка, является дочерью солнца и месяца. достаточно умная, проницательная и немного хитрая. Ловко разделывается с не прошенным великовозрастным женихом. Выходит замуж за Ивана, который выполнил её задание. Искупался в кипящем молоке, горячей и холодной воде. И в результате стал красивым молодцем. А царь погиб. Сварился в молоке.

Спальник

Ещё один персонаж, о котором хотелось бы сказать несколько слов – это спальник. Этот человек был завистлив. Строил козни Ивану. Именно следуя его советам, царь отправлял крестьянского сына на различные задания.

Таким образом, в сказке «конёк горбунок» было два главных героя. А все остальные второстепенные. Но их роль в сказке очень значительна. Именно благодаря второстепенным героям, происходят все заметные события.

2 вариант

Юмористическая сказка “Конёк-Горбунок” полна интересными персонажами. Автор Ершов обогатил своё произведение народной мудростью, богатой фантазией, яркими чудесами. Важный стержень в произведении – справедливость и правда, которые оказываются на высоте, они торжествуют. Сказка написана в стихотворном жанре. Здесь есть как и главные герои так и второстепенные. Самые важные персонажи это Иванушка-дурачок и Конёк-Горбунок.

Иван (сын третий) – простенький паренёк, его прозвали дурачком. Работа кипит в его руках, он честен. Именно труд и старание сделали его хозяином пары великолепных коней и крохотного дивного конька. По царскому указу Иван назначается слугой на конюшне. Так и остался меньшой брат во дворе царя. Верой и правдой исполняет всё, что требуется. Не имея особого ума, Иван полностью полагается на Конька-Горбунка, который стал верным другом. В итоге, женившись на красавице царевне, Иван становится правителем царства.

Дар волшебства имел Конёк-Горбунок. Его родила златогривая кобыла. Он стал верным другом Ивану. Правда жеребёнок ростом невелик и имеет пару горба. И всё же Горбунок умён.

Данила (сын первый), Гаврила (сын второй) – их отец стар, они ленивы и хитры. Работать братья не любят, никогда не сделают свою работу так, как следует. Своровав у своего брата Ивана коней, они хотели их реализовать, а вырученные деньги оставить для себя. Деньги, добытые лёгким способом, им дороже чем родные отец и брат. Оба старших брата врут им, а Ивана толкают на опасности.

Царь жаден. Возникло у него желание стать мужем юной красавицы девушки, но был не рад своему старческому возрасту. Царь-девица дала ему шанс помолодеть, предварительно нырнуть в кипящее молоко. Иванушку заставили прыгнуть первым. Царь, прыгнув, умер в котле. А Иван преобразился в красавца.

Царь-девица была дочкой Месяца, сестрой Солнца. Она умна и красива. Её увлекало катание в золотистой лодке, игра на гуслях и пение песен. Сказка закончилась её свадьбой с Иваном.

Боярин-спальник становится врагом Ивану. Постоянно караулит за ним, жалуется, придумывает разные каверзы для того, чтобы Ваня не сумел угодить Царю во всех заданиях. Всё время “ставит подножки” Ивану. Зависть боярина не знает границ. И всё же добро всегда побеждает зло.

Златогривая кобыла – являлась в сказке “хищницей”. Все три брата ловили её на своей территории поля. Лишь младший умудрился поймать. В награду за свою свободу, кобылица подарила Иванушке рождённых ею чудесных троих коней.

Сказка читается легко и непринуждённо. Читателям не раз хочется снова попасть в волшебный мир сюжета. Персонажи сказки удивительно просты и находчивы.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои произведения Конек-горбунок

Популярные сегодня темы

Одним из замечательных явлений литературы XX века является приход великого писателя, чьи труды почитаемы не только в России, но и за границей.

В рассказе идет речь, о том, что маленький мальчик Артем не хочет идти в школу из-за тог, чтобы его мама не скучала за ним, но вот ему исполнилось 7 лет и мать повела его в школу. Она сказала ему, что будет скучать и к его возвращению испечет ему блинов.

Родители – самые близкие люди, которые есть у человека с того момента как он появляется на свет. Конечно, есть исключения, когда судьба разъединяет семьи или когда родители сами бросают своих нежеланных детей, но большинство родителей любят своих

Эта сказка образовалась из жизненной истории самого Христиан Андерсена, когда он полюбил оперную певицу Йенни, которая относилась к нему как брату. Однако, он пытался её добиться,

Рассказ Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» наполнен духом деревенской жизни и красотой природы, которая прекрасно описана в произведении. Название рассказа говорит само за себя

Ершов Петр сказка Конек – Горбунок

Читательский дневник по сказке Петра Ершова “Конек горбунок”

Автор: Петр Павлович Ершов

Число страниц: 22

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Иванушка-дурачок, Конек-Горбунок, Заря, Афрон, Данила, Гаврила, Морской царь, ключница, Цап-царап.

Характеристика главных героев:

Иван — младший сын и брат.

Непослушный и капризный, простой, но добрый и честный.

Царевна — красивая и умная девушка.

Молодая и влюбчивая.

Царь — старый, седой.

Капризный, жадный и глупый.

Данила и Гаврила — старшие братья и сыновья.

Трусливые, глупые и скупые.

Конек-Горбунок — верный, преданный друг.

Умный, могучий и находчивый.

Все знает и умеет.

Краткое содержание сказки “Конек-горбунок” для читательского дневника

В самом начале мы знакомимся с тремя братьями — Данило, Гаврило и Иван.

Они живут в отчем доме и работают.

Занимаются тем, что выращивают и продают пшеницу.

Но вдруг пошло что-то не так.

Оказалось, что кто-то вытаптывает все их поля пшеницы.

Старшему и младшему брату не удалось узнать кто это.

А вот младший словил кобылицу.

Та обещает ему родить трех волшебных коней.

Но наказывает, чтобы двух из них Иван продал, а третьего оставил себе.

Но двух лошадей воруют братья.

Юноша на своем волшебном коне отправляется за ними в путь и догоняет братьев — воров.

Когда братья попадают на рынок, царь замечает Ивана и приглашает служить во дворец.

Молодой человек соглашается.

Со временем царь узнает, что у Ивана есть перо жар-птицы и велит привезти такое же ему.

Конек-горбунок помогает Ивану выполнить все просьбы царя, но правитель не унимается.

Он велит молодцу прыгать в чан с кипящим молоком, чтобы испытать омолаживающее зелье.

Волшебный конь и в этом помог: молодой человек прошел испытание и стал еще моложе и краше.

Тогда глупый царь тоже решил омолодиться и нырнул в кипящее молоко.

Но не тут-то было.

Царь сварился в молоке.

А Иван женился на молодой царь-девице, получив царство в придачу.

План сказки:

1. Кто-то ворует пшеницу

3. Обман братьев

4. Поимка виновного

5. Обещание кобылицы

6. Продажа двух коней

7. Знакомство с Коньком-Горбунком

8. Перо Жар-птицы

10. Чудо-юдо рыба кит

11. Купание в трех котлах

12. Помощь жеребца

13. Новый царь и царица

Синквейн

Необычный, дивный, странный

Не оставит, подскажет, поможет

Выручает каждый раз

Главная мысль:

Автор сказки, Петр Ершов рассказывает о ценности дружбы.

В любых ситуациях настоящий друг поддержит и поможет.

И не нужно смотреть на то, что он не такой, как все.

Ведь только по поступкам стоит судить.

Неизвестно что было бы, если бы у Ивана не было такого преданного друга.

В каждой неудаче и каждой сложной ситуации он моментально приходил на помощь.

Кроме того, юноше очень посчастливилось в жизни.

Жеребец помог ему жениться на царь-девице и стать царем.

Вот такова настоящая дружба.

Чему учит сказка “Конек-Горбунок”?

Произведение учит читателей ценить настоящую дружбу и поступки друзей.

Также на примере младшего брата можно научиться не унывать в сложных ситуациях.

Это ничем не поможет.

Наоборот, нужно собраться и искать пути решения данной проблемы.

А если есть друг, который поможет, то можно обратиться к нему.

Вдвоем всегда легче решать сложные ситуации.

Также нужно учиться быть таким же хорошим другом, как Конек-Горбунок.

Ведь всем хочется такой колоссальной поддержки со стороны друзей.

Краткий отзыв для читательского дневника по сказке “Конек — Горбунок”

Сказка обязательна к прочтению всеми детьми.

Она настолько увлекательная, хочется подольше читать.

Погружаешься в этот сказочный мир и как будто переживаешь все неудачи и победы с персонажами.

Очень хорошо работает воображение, так как присутствует большое количество описания сказочных событий.

Кроме того, сюжет довольно-таки непредсказуемый, до конца не понимаешь как сложиться судьба главного персонажа.

А после прочтения можно посмотреть мультфильм, снятый по книге.

И тогда можно сравнить свои представления и воображение с представлениями автора.

Половицы:

1. Верный друг лучше сотни слуг.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Не родись красивым, а родись счастливым.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 9 июня 2018 г.

“Конек-горбунок”

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Главные герои сказки “Конек-горбунок” и их характеристика

  1. Иван, младший сын крестьянина. Не очень умный, непослушный, капризный, но добрый и честный. Был себе на уме, а стал царем.
  2. Царь-девица. Девушка 15 лет, очень красивая и умная. Дочь Месяца, сестра Солнца
  3. Царь. Старик беззубый и седой. Жадный и капризный, самодур.
  4. Братья Ивана. Жадные, трусливые, глупые.
  5. Конек-Горбунок. Верный друг и помощник. Преданный, умный, могучий, хитрый. Все знает, все умеет.

План пересказа сказки “Конек-горбунок”

  1. Крестьянин и три его сына
  2. Кто-то топчет пшеницу
  3. Дозор старших братьев
  4. Кобылица
  5. Воровство коней
  6. Прощение
  7. Перо жар-птицы
  8. Иван на службе у царя
  9. Происки спальника
  10. Ловля жар-птицы
  11. Иван стремянной царя
  12. Новые происки
  13. Ловля царь-девицы
  14. Трудно поручение
  15. Рыба-кит
  16. Месяц Месяцович
  17. Прощение кита
  18. Ерш и сундук
  19. Условие царь-девицы
  20. Купание в котлах
  21. Свадьба и пир.

Кратчайшее содержание сказки “Конек-горбунок” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Было у крестьянина три сына, и младший Иван ловит кобылицу, которая подарила ему двух красивых коней и маленького конька-Горбунка.
  2. Иван в поле находит перо Жар-птицы, царь покупает коней и берет Ивана на службу
  3. Царь отправляет Ивана за жар-птицей и тот ловит ее с помощью конька.
  4. Царь отправляет Ивана за царь-девицей и Иван привозит красавицу
  5. Царь отправляет Ивана за перстнем, Иван посещает терем Месяца, освобождает кита и привозит перстень.
  6. Иван купается в трех котлах, царь умирает и Иван, женившись на царь-девице, становится новым царем.

Главная мысль сказки “Конек-горбунок”
Легко тому жить на свете, у кого есть верный, надежный друг.

Чему учит сказка “Конек-горбунок”
Эта сказка учит дружбе. Учит тому, что верный друг ценнее любых богатств, что вместе с другом можно преодолеть любые трудности, выполнить любые задания. Учит быть честными и добрыми, учит помогать другим. Учит трезво оценивать свои силы и способности, желать только того, что тебе действительно нужно.

Отзыв на сказку “Конек-горбунок”
Необычайно красивая и интересная сказка была написана Петром Ершовым. Она читается на одном дыхании, легко запоминается. Сюжет сказки необычен, в ней много чудес и вместе с тем много смешного, она не раз заставляет читателя улыбнуться. Особенно в ней нравится Конек-Горбунок, преданный, верный друг, иметь которого хотелось бы каждому человеку.

Пословицы к сказке “Конек-горбунок”
Верный друг лучше сотни слуг.
Ишещь помощи – сам другим помогай.
Всякая невеста для своего жениха родится.

Краткое содержание, краткий пересказ по частям сказки “Конек-горбунок”
Часть 1.
В одном селе жил крестьянин и было у него три сына, младший, как водится, дурак. Братья сеяли пшеницу и продавали ее в столице. Но вот повадился какой-то вор топтать пшеницу и решили братья караулить по ночам, чтобы поймать вора.
Однако и старший и средний брат испугались и проводили ночь то у соседки под забором, то в сеннике.
Иван совсем не хотел идти, но ему пообещали купить подарков, и он тоже отправился в дозор. Ночью на поле прискакала кобылица, и Иван подбежал к ней и вскочил на нее задом наперед. Кобылица не смогла его скинуть и пообещала родить трех коней. Двух прекрасных и одного Горбунка, который будет Ивану верным товарищем.
Прошло два года. Старший брат Данило увидел в балагане двух прекрасных коней и решил вместе с Гаврилой увести коней и продать их в столице.
Иван обнаруживает пропажу коней и убивается горем. Он садится на Горбунка и мигом догоняет братьев. Братья винятся перед ним и Иван соглашается продать коней.
Наступает ночь и Данила замечает вдали огонь. Иван отправляется к огню и находит перо Жар-птицы. Несмотря на увещания Горбунка, Иван берет перо себе.
Братья прибывают в столицу и ведут коней на торг. Их видит городничий и докладывает царю. Царь спешит посмотреть на коней и покупает их за десять шапок серебра и пять рублей.
Кони никого к себе не подпускают и царь берет Ивана на службу.

Часть 2.
Иван хорошо устроился на службе у царя, но спальник, его начальник, стал ему завидовать. Спальник заметил, что Иван не ухаживает за конями, а те все равно чистые. Поэтому спальник решил разведать в чем тут дело, и спрятался в конюшне.
Он увидел как Иван достает перо жар птицы, любуется им, а потом начинает ухаживать за конями.
Стольник докладывает царю о пере и говорит, что Иван похвалялся достать и саму Жар-птицу.
Царь серчает, зовет Ивана и требует Жар-птицу, обещая в противном случае посадить его на кол.
Грустный Иван возвращается, но Конек его утешает, и советует попросить вина заморского и пшена. Иван все получает и отправляется в путь.
На восьмой день Иван на Горбунке прибывает на поляну. Конек советует Ивану смешать пшено и вино и спрятаться под корытом.
Ночью прилетает множество жар-птиц и Иван, надев рукавицу ловит одну из них. Птицу он бросает в мешок и привозит царю. Царь делает Ивана стремянным.
Через пять недель стольник слышит рассказ о Царь-девице, родственнице Месяца и солнца и докладывает царю, что Иван похвалялся ее достать.
Царь снова серчает и зовет Ивана. Он требует доставить ему Царь-девицу, снова обещая посадить на кол.
Иван вновь грустит, но и тут Конек его утешает. Советует попросить золотой шатер, обеденный прибор и разных сладостей.
Получив требуемое, Иван снова отправляется в путь.
На восьмой день Иван приезжает на берег океана и раскидывает свой шатер. В полдень с океана приплывает Царь-девица, садится у шатра, кушает и играет на гуслях. Иван критикует внешность Царь-девицы, и заслушавшись песен, засыпает. Его будет Конек и ругает. Иван плачет.
Утром снова приплывает Царь-девица, но Иван начеку. Он вбегает в шатер, хватает девицу за косу и кричит конька.
Иван привозит Царь-девицу к царю и тот предлагает девице выйти за него замуж. Но Царь-девица отворачивается. Царь настаивает и Царь-девица требует достать со дна океана перстень. Царь посылает на дело Ивана, а Царь-девица просит заехать к матери – Месяцу и брату – Солнцу.
Конек утешает Ивана и утром они отправляются в путь.
Часть 3.
Отмахал Конек сто тысяч верст и доставил Ивана к океану. Предупредил, что там поперек лежит рыба-кит, которая будет просить достать ему прощения у Солнца.
Видит Иван, действительно лежит поперек океана рыба-кит, а на спине село стоит и бор шумит. Поехал он по спине кита. Кит, узнав, что они едут послами к Солнцу, просит замолвить за него словечко и Иван это обещает.
Доехал Конек до мест, где небо с землею сходится и Иван оказался на небе. Подъехал к терему Царь-девицы, любуется его красотой и православным крестом из звезд.
Встречается Иван с Месяцем Месяцовичем и говорит, что ее дочь спрашивает, почему она скрывает от нее свой лик по три дня, и почему братец солнце не шлет ей луча.
Месяц радуется, что Царь-девица нашлась, обнимает Ивана, и объясняет, что они с Солнцем грустили, потому что потеряли Царь-девицу.
Иван передает Месяцу просьбу кита и Месяц отвечает, что тот проглотил тридцать кораблей и когда им даст свободу, то его мучения прекратятся.
Иван прощается с Месяцем, и отправляется в обратный путь. Конек предупреждает селян, чтобы они убегали, и рассказывает киту про слова Месяца.
Кит выпускает корабли и, довольный, обещает выполнить любую просьбу Ивана. Иван просит кита достать перстень Царь-девицы.
Кит посылает на поиски осетров, но те возвращаются ни с чем, и говорят, что только ерш может выполнить этот приказ.
Кит дает приказ доставить к нему ерша и дельфины повсюду ищут ерша. Они с трудом находят его на дне, где Ерш дерется с карасем. Дельфины доставляют ерша к киту.
Кит приказывает ершу найти перстень Царь-девицы. Ерш быстро находит сундук, но тот весит сто пудов и он зовет на помощь сельдей. Но и сельди не смогли поднять сундук. Тогда ерш зовет осетров и доставляет сундук киту.
В это время Иван на берегу ждет кита и ругается. Но на заре кит приносит сундук и уплывает. Иван не может поднять сундук, но Горбунок легко закидывает его на плечи.
Через четыре дня Иван уже прибывает в столицу.
Довольный царь бежит с перстнем к Царь-девице, но та снова отказывает. Она говорит, что ей только 15 лет, и требует, чтобы царь омолодился. Для этого требуется искупаться в трех котлах, в первом будет студеная вода, во втором кипяченая, в третьем кипящее молоко.
Царь требует от Ивана, чтобы тот первым опробовал рецепт Царь-девицы. Иван отказывается. но царь угрожает его на кусочки разорвать.
Конек утешает Ивана и рассказывает, что тот должен сделать.
Иван приходит на площадь, просит разрешения попрощаться с коньком. Конек махает хвостом, макает морду и свистит.
Иван прыгает в молоко, потом в вареную воду и наконец в студеную. Он выходит из воды очень красивым.
Царь нырнул следом и сварился.
Царь-девица провозглашает себя царицей и объявляет своим мужем и царем Ивана. Общее веселье.

Урок литературного чтения. 4-й класс.П.П. Ершов. Сказка “Конек-Горбунок”

Класс: 4

Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста

Средства обучения:

  1. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана – Граф, 2006;
  2. презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».

Ход урока

I. Организация класса к уроку

Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

II. Актуализация знаний

С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения?

– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

IV. Работа по теме урока

– Какие бывают сказки?

– Сказки бывают народные и авторские?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

  • Какие события развиваются в сказке?
  • Кто является главными героям сказки?
  • Какова задача каждой сказки?

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– А каких героев сказки мы ещё знаем?

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк – Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

  1. Вступление
    Место героя в произведении.
  2. Основная часть
    Характеристика героя.
    1. Внешний облик;
    2. Социальное и материальное положение героя;
    3. Интересы героя:
      • профессия, занятия героя;
      • цель в жизни;
      • уровень развития героя.
    4. Мир чувств героя:
      • отношения с окружающими людьми;
      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
    5. Какие черты личности выявляются в произведении:
      • с помощью портрета;
      • в речевой характеристике героя;
      • через поступки героя / героев;
      • с помощью предыстории и биографии героя;
  3. Заключение.
    Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

  1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
  2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

– Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

V. Домашнее задание

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

VI. Подведение итогов урока

Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.

Читайте также:  Сочинение Образ Рыжова в рассказе Однодум Лескова
Ссылка на основную публикацию