Характеристика и образ Гибнера в комедии Ревизор Гоголя

Образ и характеристика Гибнера в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Христиан Иванович Гибнер является одним из ярких второстепенных персонажей произведения русской классической литературы, комедии «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя.

Герой трудится врачом в больнице при уезде. От него постоянно исходит запах крепких спиртных напитков. Гибнер совершенно не справляется со своими обязанностями. Он твёрдо уверен, что людей не нужно лечить от болезней, давать им какие-либо лекарства, делать необходимые медицинские операции и следить за их общим физическим состоянием, потому что, если человек должен выжить, то он справится с недугом и без посторонней помощи, выздоровеет самостоятельно. Именно поэтому большинство пациентов, которые попадают в больницу, где работает горе-лекарь, умирают.

Врач не утруждает себя контролем за чистотой, соблюдением санитарных и гигиенических норм в лечебнице. Он абсолютно спокойно относится к тому, что его пациенты ходят в грязной одежде, спят на старых простынях и матрасах, не получают должного ухода и курят табак прямо в здании медицинского учреждения. Артемий Филиппович Земляника, местный чиновник, полностью поддерживает взгляды Гибнера на медицину, его методы врачевания и полное равнодушие к судьбе больных.

Гибнер родом из Германии, поэтому русским языком не владеет и объясниться с больными, понять суть их жалоб на здоровье и поставить соответствующий диагноз ему не под силу. На протяжении всего произведения, лекарь не говорит ни одного слова, а только издаёт непонятные и нечленораздельные звуки.

Автор, в свойственной ему сатирической манере изложения, при помощи образа Христиана Гибнера изобличает положение вещей в обществе того времени: персонаж равнодушен к своей работе, он совершенно не обеспокоен судьбой людей, жизнь которых зависит от него. Гоголь даже подбирает ему многозначительную фамилию, которая даёт герою прекрасную характеристику. Автор целенаправленно изобразил данного персонажа бессловесным, чтобы провести параллель с молчаливой совестью всех жителей небольшого городка, в который приехал ревизор.

Характеристика Христиана Ивановича Гибнера

Ещё ни в одном произведении, написанным Николаем Васильевичем Гоголем не было героев, которые не взволновали сердца не только школьников, но и взрослых людей. Это персонажи полные ненависти, добра, чистоты, безрассудства и т. п. В это список входит и комедия «Ревизор», который не может не смешить читателей своими комичными ситуациями. Ещё данное произведение является одним из немногих, в котором нет мистической тематики, которую так любит Николай Васильевич.

Персонаж по имени Христиан Иванович Гибнер является врачом и «честно» трудится в больнице на благо народа. Конечно, вот уже Гоголевская ирония. Христиан не справляется с собственными обязанностями. Он относится к своей профессии небрежно считая, что людей совсем не нужно лечить. Лекарь уверен, что если человеку суждено выздороветь, то он выздоровеет и ничего ему не сможет помешать этого сделать, а то, что людей надо лечить, делать операции, осматривать — это всё пустяки. Из-за такого пофигистичного, несерьёзного отношения Гибнера большинство пациентов умирают в больнице. Ведь он мог спасти эти жизни, но, по сути, не захотел этого делать. Так же у мужчины есть один недостаток- он любит сильно выпивать особенно во время работы, поэтому посетители не могут не учуять запах перегара или же только что выпитого спиртного. И это ещё один знак того, что Гибнер несерьёзный, безнравственный, бесстыжий, грешный человек, которому абсолютно всё равно на всех.

Кстати, Христиан Иванович приехал из Германии, но за всё время прибывая он так и не сумел научиться разговаривать на русском языке и это является ещё одной причиной того, почему он не мог поставить диагноз человеку. Но всё-таки это является неуважением к стране, в которой он проживает. Ещё лекарь допускает грязь и полную антисанитарию в лечебнице. Разве такое возможно, когда пациенты ходят в грязной одежде и разносят эту грязь по всему зданию? Он совершенно нечистоплотный.

Таким образом, Христиан Иванович Гибнер был мало порядочным, нечистоплотным, пофигистичным, эгоистичным, бессовестным, грешным человеком, который не способен выучить язык, живя продолжительное время в стране. Он так же является алкоголиком, который не может проявить силу воли и заставить себя бросить. В принципе мужчине нравится жить так, но вот только сколько жизней он погубил и погубит? Надеюсь, что когда-нибудь осознание дойдёт до этого недалёкого, скверного человека.

Сочинение Гибнер (врач в Ревизоре)

Христиан Иванович Гибнер не является главным героем в комедии Гоголя «Ревизор», но его образ необходим в произведении и для лучшего понимания задумки текста.

Гибнер является лекарем, при этом он не знает русского языка. Работает он в уездной больнице врачом, мы практически не слышим реплик врача, по-русски внятно он говорить не может. Лишь изредка из уст врача вырывается что-то невнятное и нечленораздельное. В связи с таким плохим владением языком, становится непонятным, каким образом он осуществляет свою врачебную деятельность.

Как известно, Гоголь мастерски рисует образы, причем получается это у него ь сатирически. Вот и Гибнер не исключение. Он издевается над порядками и людьми, высмеивая их недостатки и отсутствие навыков и умений. Так и этот врач не в состоянии оказывать квалифицированную помощб, потому что он попросту не может объяснить больному, какие лекарства ему пить, какие процедуры проходить и каким образом осуществлять лечение.

Фамилия Гибнер тоже дана неспроста, как мы знаем, Гоголь очень часто вводит в свои произведения говорящие фамилии. Слово Гибнер приравнивается к слову «гибнуть», потому как все, кто обращаются к нему за помощью, умирают. Даже Земляника говорит о том, что врачу все равно, выздоровеет его пациент или нет, он полагается лишь на волю случая, считая, что если человек выздоровеет – хорошо, а нет – дак нет. Конечно, такое отношение абсолютно недопустимо и губительно.

Произведения Гоголя всегда отличались тем, что обличают русскую действительность, что самое интересное, все поднятые вопросы и проблемы остаются такими же актуальными. В наше время существует множество проблем с медициной, многие врачи равнодушны к своим пациентам из-за низкой зарплаты, они не заинтересованы в выздоровлении пациентов, потому что главной их задачей является возможность хоть как-то свести концы с концами. Безработица, равнодушие государства, низкие зарплаты все это приводит к росту и распространению неквалифицированных кадров в нашей стране. Сколько людей умерло от того, что врачи не смогли оказать необходимую помощь. Эта проблема есть и сейчас, решать ее нужно как можно скорее.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Гибнера в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Повесть «Пиковая дама» – произведение Александра Сергеевича Пушкина, наполненное мистическими событиями и роковыми предзнаменованиями. Ярко и образно описаны характеры героев повести.

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

В своем рассказе Подснежник великий русский писатель Иван Бунин метафорически обрисовывает сущность детства и показывает свое отношение к происходящему и к главному герою произведения

Произведение по жанровой направленности является прозаической новеллой, повествующей о проблемах человеческой душевной черствости, а также затрагивающей вопросы об отчуждении в семейных

Разнообразие языков человечества удивляет и восхищает. Любой народ, идущий сквозь тысячелетия, говорит на языке своих предков. Он не является неизменной единицей: трансформируется, подчиняясь требованиям времени

Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»

Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор».

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», — объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого «хоть три года скачи, никуда не доскачешь», писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа; все они порочны, как порочна система в целом. В каждом из чиновников представлен какой-нибудь отдельный порок. Но всех их объеди­няют бюрократизм, чинопочитание, произвол, стремление нажиться за чужой счет. Все чиновники, ощущая давление деспотизма, деспотичны сами. Их пронизывает страх перед Хле­стаковым, который представляет будто бы столичную власть.

В комедии «Ревизор» Гоголь показал «корпорацию разных слу­жебных воров и грабителей». Уже в авторских характеристиках, предваряющих пьесу, кратко очерчена суть персонажей. Город­ничий «хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Ляп- кин-Тяпкин — «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец», Хлестаков — «без царя в го­лове. Говорит и действует без всякого соображения».

Красноречиво говорят о персонажах и их фамилии: частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин, су­дья Ляпкин-Тяпкин.

Гоголь дает яркие портретные характеристики в письме Хле­стакова своему приятелю в Петербург. Так Землянику — попечи­теля богоугодных заведений он называет «совершенной свиньей в ермолке». У каждого героя подчеркивается какое-то наиболее выразительное свойство, характеризующее его не столько как индивидуальность, сколько как социальный тип. Гоголь рисует не галерею уездных чиновников, а создает их обобщенный груп­повой портрет, на переднем плане которого — Городничий и Хлестаков.

Городничий, узнав о приезде ревизора, призывает подчи­ненных навести в их учреждениях хотя бы внешний порядок. Почтмейстеру Шпекину он дает задание узнать, «что за пти­ца такая едет». Понимая, что это противозаконно, Городни­чий предлагает «для общей пользы всякое письмо этак не­множко распечатать». А Шпекин и так этим постоянно зани­мается. Попечителю богоугодных заведений Городничий при­казывает, «чтобы больные были чистые, не походили на кузне­цов», «да лучше бы, чтоб их вообще было поменьше». Земля­ника успокаивает Городничего, что у них хорошие методы лечения: «…лекарств дорогих не употребляем. Человек про­стой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет — то и так выздоровеет».

Чиновники изображаются Гоголем сатирически. Определя­ющими приемами являются гипербола и гротеск. Безгранично самоуправство Городничего — он присваивает деньги, собран­ные на строительство церкви, приказывает высечь розгами унтер-офицершу. Под стать ему и чиновники рангом помень­ше. Судья Ляпкин-Тяпкин уверен, что в его делах «сам Соло­мон не разрешит, что правда и что неправда». Врач Христиан Иванович Гибнер ни слова не знает по-русски: понятно, как он лечит больных. Судебный заседатель постоянно пьян, но всех удовлетворяет его объяснение, что «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою». Учителя в гимназии метко характеризуются Городничим: «Умный чело­век — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

Провинциальное чиновничество предстает как коллективный портрет в реплике Городничего: «Ничего не вижу: вижу какие- то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

Читайте также:  Лишние люди в русской литературе 19 века

Все пороки столичного чиновничества воплотил в себе Хле­стаков. Он честолюбив, пошл. Чего стоит философия его жизни: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Глав­ная черта Хлестакова — мнимая значительность и неоправдан­ные претензии при внутренней пустоте и ничтожности. Рассказ Хлестакова о его петербургской жизни полностью очерчивает представление ограниченного человека о жизненном идеале и вершине карьеры. Образ Хлестакова построен на сатирическом гротеске.

Гоголь, сатирически заостряя типические свойства персона­жей, создал нарицательные образы общечеловеческого значе­ния. Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, унтер-офицер­ская жена, Добчинский и Бобчинский воплотили отрицатель­ные черты с такой силой и полнотой, что стали названиями определенных явлений действительности.

Идейный смысл комедии, намеченный в эпиграфе «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», раскрываясь в действии ко­медии, достигает своего патетического завершения в восклица­нии Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

Сообщение о появлении настоящего ревизора после того, как все «деяния» чиновников вышли наружу, воспринимается как грядущее наказание. Немая сцена несет символическую нагрузку.

Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)

Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.

История создания

О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:

  1. Замысел. Идею для пьесы Гоголю дал А. С. Пушкин, рассказав о том, как в городе Устюжна Платон Волков выдал себя за чиновника третьего отделения и обобрал многих горожан. Сохранился даже полицейский рапорт об этом событии, но дело закрыли. Может, это и вдохновило писателя на сатиру.
  2. Цель пьесы «Ревизор». Гоголь говорил, что собрал в этой комедии всё самое дурное, что есть в России, чтобы подвергнуть это жестокому осмеянию.
  3. Сценическая судьба пьесы сложилась непросто, дворянская публика встретила её в штыки. Во все анналы вошёл комментарий императора Николая I после премьеры: «Всем досталось, а мне больше всех». Однако самому царю, как ни странно, комедия понравилась, и он советовал сходить на нее всем своим министрам. Интересно также, что многие его поддакивали, хоть и считали пьесу «глупой фарсой», как сказал один из них, Е. Ф. Канкрин
  4. Прототипы. Считается, что прототипом городничего стал сам Николай Первый. Прототипом Хлестакова послужил петербургский журналист Павел Свиньин, патологический лжец. О других реальных прототипах ничего не известно.

Направление, жанр

«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.

Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.

Смысл названия и финала

Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.

Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.

Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.

Композиция и конфликт

В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.

  1. Сюжет начинается сразу с завязки, когда городничий сообщает своим подчинённым об угрозе ревизора, что и запускает основной конфликт — приехавшего лжеревизора и обезумевшего от страха высшего общества города Н.
  2. Экспозиция же идёт после завязки в тот момент, когда градоначальство обсуждает обстановку в городе.
  3. Далее пьеса следует классической схеме с кульминацией в сцене хвастовства Хлестакова, развязкой в момент чтения открывающего правду письма и, наконец, финалом — вошедшей в историю немой сценой.

Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:

Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.

Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.

На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.

Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Хлестаков — представитель молодого поколения праздного и бестолкового дворянства. Бездарный дурак. Праздный игрок и трус. Живёт сегодняшним днём, стремясь удовлетворить лишь самые низкие потребности человека. Обладает огромным эго и легкомысленным безнравственным характером, поэтому легко соглашается на авантюру и с удовольствием обманывает чиновников. Как написал сам автор в ремарках для актера, играющего ревизора: «В нем все сюрприз и неожиданность».
  2. Городничий Антон Антонович Сковозник-Дмухановский — нечистый на руку чиновник. Установил в городе свою абсолютную власть. Безжалостно тиранит тех, кто ниже его, и пресмыкается перед теми, кто выше. Невежественен, груб и малодушен. Довольно хитёр, в прошлом неоднократно избегал наказания, имеет обширные связи.
  3. Марья Антоновна — дочь Антона Антоновича. Пустая, ничем не примечательная девушка. Невежественна, тщеславна и поверхностна. Мечтает о полноценной светской жизни в столице. Без труда поддаётся ухаживаниям и лжи Хлестакова. Ради богатства и почестей готова на любой брак.
  4. Жена Антоновича Антоновича — уже не молодая женщина. Отличается от дочери лишь возрастом. Инфантильна, честолюбива и глупа. Также поддаётся чарам Хлестакова. Отличается жадностью, высокомерием и любовью к сплетням.
  5. Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин — городской судья. Глупый и невежественный самодур. Берёт взятки борзыми щенками.
  6. Артемий ФилипповичЗемляника — попечитель богоугодных заведений. Плут и подлец. Ради своего выживания не брезговал рассказывать Хлестакову о прегрешениях своих коллег.
  7. Лука ЛукичХлопов — смотритель училищ. Трусливый, безответственный и жалкий человек.
  8. Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер. Из чистого любопытства злоупотребляет полномочиями и вскрывает чужие письма.
  9. Христиан Иванович Гибнер — лекарь. Немец, не знающий русского языка.
  10. Петр Добчинский и Петр Бобчинский — помещики. Похожи между собой, как братья близнецы. Болтливые, суетливые и глупые люди. Сплетники.

Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.

Таблица чиновников в «Ревизоре»:

говорящая фамилиязначение
сквозник-дмухановскийпроисходит от украинских вариантов слов «сквозняк» и «дуть». фамилия подчеркивает способность городничего проникать в любые щели, добиваться целей любыми средствами. так, он буквально просачивается сквозь мундиры и служебные входы, обрастая полезными связями. для правосудия он был столь же неуловим, как ветер. ассоциация со сквозняком показывает его зловредность и опасность для города.
ляпкин-тяпкинбыстро, небрежно и некачественно выполняет свою работу судья, по такую особенность в народе говорят: «делает тяп-ляп» . он никогда не уделяет работе должного внимания, всегда стремится закрыть глаза на проблемы, а не решать их.
земляникафамилия указывает на «слащавость» и низость характера чиновника: земляника стелется по земле и цепляется за все, что подвернется. так и герой везде сует свой нос, пишет доносы и кляузы.
хлестаковпроисходит от глагола «хлестать», что во времена гоголя имело второе значение — врать. владимир даль в своем словаре пишет о значении такой фамилии так: «н аглец, нахал, сплетник, праздный шатун, тунеядец, щеголь, повеса, шаркун и волокита».
шпекинговорящая фамилия происходит от польского слова «шпек», что означает «шпион». действительно, почтмейстер постоянно вскрывает чужие письма и интересуется чужими тайнами больше, чем своей жизнью. именно он и развенчивает миф о ревизоре-хлестакове.
хлоповпроисходит от слова «холоп». сам чиновник не скрывает своей рабской сущности и зависимости от вышестоящих людей: «заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь завянул».
гибнерфамилия происходит от слова «гибнуть». врач не может эффективно лечить пациентов, потому что не владеет русским языком, поэтому медицины в городе просто нет.
свистуновпроисходит от слова «свистеть». этот чиновник больше говорит, чем делает, да и вообще занят исключительно развлечениями, а не службой.
держимордаругательство по отношению к стражам порядка, которые превращаются в жестоких солдафонов и самовольно истязают граждан. происходит от двух слов: «держи» и «морда».

Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.

  1. Тема города. Провинциальный городок представлен, как глухое и невзрачное захолустье, населённое дикими и неряшливыми людьми. Горожане живут в атмосфере ненависти к власти и друг другу. При этом они слишком глупы и пассивны, чтобы хоть что-нибудь предпринять, и могут лишь уповать на милость ревизора. Верхушка города считает свое захолустье ничтожным и всей душой стремится в столицу.
  2. Закон. Закон в городе безбожно попирается всеми слоями общества. Чиновники руководствуются лишь собственной волей. Даже те, кто приходят к Хлестакову просить избавления от гнёта чиновников-коррупционеров, не стесняются сами давать ему большие взятки и подарки.
  3. Мир чиновничества. Чиновники представлены в виде кучки самодовольных самодуров. Они открыто нарушают закон и воспринимают это, как должное. В то же время каждый чиновник готов продать другого чиновника с потрохами, если это поможет ему избежать ответственности. Под маской благожелательности прячется взаимная зависть.
  4. Нравы города. Отношения между горожанами строятся на лицемерии, страхе и тайном презрении. Это демонстрируется в сцене, когда ревизор принимал жителей города и выслушивал их жалобы. Тогда купцы начали «топить» чиновников и жаловаться на местную власть, которую спонсировали взятками все это время, а чиновники и вовсе обрушились друг на друга, лишь бы спасти себя.
Читайте также:  Анализ рассказа Куприна Святая ложь

Проблемы

Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:

  • Безинициативная и холопская Россия. Писатель подчёркивал повсеместность показанного в комедии. Его очень волновала судьба страны, которой управляли люди, подобные тем, кого он изобразил в своём творчестве. Но самая основная проблема заключалась в пассивности и смирении народа, который не только терпел беззаконие и несправедливость, но и сам активно участвовал во всем этом. Если бы в одночасье горожан поняли местами с чиновниками, они бы продолжили делать то же самое: воровать и прожигать жизнь.
  • Взятки. Гоголь резко негативно вырисовывает коррупцию в Российской империи, изображая взяточников недалёкими и грубыми людьми, безразличными к судьбе страны. Неслучайно почти все чиновники изображены в теле, так писатель обличает их эгоизм и жадность: они присваивают все богатство страны себе, уже лопаются от него, но не могут прекратить потреблять.
  • Ложь. Хорошо показана атмосфера всеобщей лжи, когда человек сам начинает верить в то, что он придумал, и убеждает в этом других. В чиновничьей среде принято лицемерить и не говорить начистоту. Так, при малейшей опасности чиновники, которые прежде лишь хвалили друг друга, начинают резко критиковать коллег. Но ложь показывает и в более глобальном плане: периферийные руководители приняли легкомысленного фанфарона Хлестакова за ревизора, потому что были такого же мнения обо всех чиновниках из центра и были готовы к их обману. Они понимали, что деловитость и власть верхушки — такие же показные, как и их исполнительность и ответственность.
  • Казнокрадство. Показан безграничный цинизм чиновников. Расхищение средств достигло такого масштаба, что люди умирают, не получив самой элементарной медицинской помощи.
  • Невежество. Все вороватые чиновники представлены, как крайне необразованные люди. Они совершенно не разбираются в сфере управления. Отличным примером является деятельность Ляпкина-Тяпкина. Судья совершенно не умеет работать и не знает законов.
  • Легкомыслие. Никто из персонажей не хочет отвечать за свои действия. Никто не хочет долго и упорно работать и самосовершенствоваться. Все стремятся пройти по лёгкому пути и получить всё, не сделав ничего. Последствия волнуют героев в последнюю очередь.
  • Чинопочитание. Чиновники вместо работы лишь удовлетворяют свои амбиции и стараются сохранить свои должности. Жестоко, тираня и подавляя слабых, они готовы унижаться перед сильными и могущественными людьми.

Основная идея

Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.

Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.

Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.

Чему учит?

Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.

Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.

Критика

Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:

«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:

«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)

Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:

Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»

Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)

Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:

А. Л. Слонимский писал:

«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»

Р. Г. Назиров писал:

В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».

Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.

Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

Иван Александрович Хлестаков.

Одним из главных героев мелкий чиновник, молодой мужчина из дворянских слоев. Он глуповатый и любит хвастаться. Он предпочитает жить только в свое удовольствие, ему наплевать на его работу, он безответственен. Хитрый мужчина ведет себя нагловато, считает себя выше и лучше других людей.

Осип

Еще одним немаловажным персонажем является пожилой слуга Ивана Александровича. Характером он такой же как и его хозяин, но только мудрее. Он уговорил Хлестакова уехать из города, пока не объявился настоящий ревизор.

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский.

Солидный мужчина в зрелом возрасте, мечтает стать генералом. Любит брать взятки, корыстный. Старается свою должность использовать по максимому, чтобы это было выгодным для него. Безответственный человек, который дает обещание, ноне исполняет их.

Анна Андреевна.

Супруга Антона Антоновича, сорокалетняя дама, но очень глупая, любит пококетничать. Любит читать романы, а также играть в карты. Хоть женщина и замужем, но ей нравятся льстивые слова, которые ей говорит Хлестаков. Хочет сделать из своей дочери свою копию и не думает о ее чувствах.

Марья Антоновна.

Является дочерью Антона Антоновича и Анны Андреевны. Девушка тоже глупая, как ее мама. Кроме, как ее красота, больше нечего о ней рассказать. Неинтересная копия своей матери, для которой важна только светская жизнь и красивые наряды.

Также в произведении есть и второстепенные персонажи, например, Лука Лукич, который является смотрителем училищ, трусливый и скромный.

Также в произведении участвовал судья по фамилии Тяпкин, любит взятки, но не очень любит работать.

Работник почты Шпекин, который вскрывает чужие письма и читает их, также не любит работать и совершенно безответственен. Из вскрытого письма узнал об обмане главного героя Хлестакова.

Также в произведении говорится о двух помещиках со схожими фамилиями – Бобчинский и Добчинский, которые были сплетниками и ничего полезного не делали для жизни. Еще одним недобросовестным персонажем является врач Гибнер, который не знает и не разговаривает на русском языке.

Начальником полиции является Степан Уховертов, который не смог заслужить себе авторитет.

У Хлестакова есть товарищ по фамилии Тряпичкин, он любит сенсации. Ему написал Хлестаков о произошедшим, подкинул идею для статьи.

И совсем маловажными героями являются отставные служащие и слуга Мишка, который работает у Антона Антоновича.

Сочинение 2

В комедии «Ревизор» Гоголь с помощью главных и второстепенных персонажей сумел показать большинство пороков общества, например – лень, ложь, глупость. Характеристика героев помогает лучше понять мотивы их поступков и глубокий посыл произведения.

Иван Александрович Хлестаков – основная фигура произведения, вокруг которой и строится сюжет. Это молодой юноша 23-х лет, волей случая оказавшийся там, где не должен был. Служит в Петербурге и имеет низший чин, но, несмотря на это, любит похвастаться поступками, которых не совершал, что указывает также на его лживость. Очень ленивый, и уже в таком молодом возрасте решил для себя, что он не создан для работы. Несмотря на глуповатость, Хлестаков смог обмануть целый город, примеряя на себя образ ревизора.

Читайте также:  Сочинение Базаров и Павел Кирсанов сравнительная характеристика

Осип – слуга Хлестакова. Характер Осипа очень похож на его барина. Но так как он старше, то гораздо хитрее и умнее.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий города N, служащий там уже 30 лет и мечтающий дослужиться до генерала. Из своего положения пытается извлечь максимальную выгоду – берет взятки, нарушает закон, а с ревизорами чаще всего договаривается также, с помощью взяток.

Анна Андреевна – жена Антона Антоновича. Глуповата, любопытна и мечтательна. Несмотря на свою простоту, Анна хорошо умеет манипулировать своим мужем. Городничиха очень уверенная в себе женщина, считает себя главной красавицей, несмотря на возраст, и даже соперничает с собственной дочерью за благосклонность Хлестакова.

Марья Антоновна – дочь городничего, 18-ти лет. Такая же наивная и красивая, как и мать. Но Марья образована и начитанна, что не отменяет ее наивности. Она влюбилась в Хлестакова, который, казалось, испытывал к ней взаимные чувства. Но после того как он сделал ей предложение, Хлестаков уехал, бросив невесту.

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ города N. Лука Лукич очень робок и даже боязлив. Старается оставаться в стороне от всего происходящего. От него почему-то все время пахнет луком, на чем автор произведения сделал акцент даже в его имени. Как и все остальные чиновники города N, Хлопов очень плохо выполняет свою работу.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Гоголь не просто так дал этому персонажу такую кричащую фамилию. Судья очень плохо выполняет свою работу. Но, несмотря на это, за свою службу он даже получает награды.

Артемий Филиппович Земляника – управляет больницами. Свою работу совершенно не выполняет, в больницах даже бывают случаи, когда врачи ставят не тот диагноз.

Благодаря тому, какое внимание Гоголь уделил образам комедии, она очень точно отражает главные отрицательные черты людей и является актуальной и сегодня.

Характеристика героев комедии Ревизор

Популярные сочинения

В произведении Вишневый сад Чехов показывает безнадежность, с которой сталкиваются аристократы, а после этого и вся страна. Старое поколение аристократов, которых олицетворяет Гаев, не имеет возможности

Дружба, как и любовь, не может существовать по умолчанию. Нельзя расценивать этот ресурс, как что-то само собой разумеющееся. Над этим нужно работать, тратить время, быть вовлеченным

Мне очень нравится тема сочинения, потому что мне очень-очень нравятся цветы. Всякие – и покупные, и дикие, и те, которые цветут на подоконнике. И я люблю их рисовать!

«Ревизор»

Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “право”, “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую. ”, та же рисовка: “А ваши глаза лучше, чем важные дела. ”
Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое.
Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Немного об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего окружения в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего. ” “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам „и в зал. Наделив городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”.
Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Царь Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне — больше всех”.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

«Ревизор» – комедия в пяти действиях русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809–1852).

История создания. Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна (Вологодской области) – о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». По другой версии, также описанной В. Соллогубом, за ревизора самого Пушкина 2 сентября 1833 года принял нижегородский генерал-губернатор Бутурлин, когда Александр Сергеевич прибыл в Нижний Новгород для сбора материалов о пугачёвском бунте. Кроме того, существует предположение, что история создания произведения восходит к рассказам о командировке Павла Свиньина в Бессарабию в 1815 году.

Во время работы над пьесой Гоголь неоднократно сообщал Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

В январе 1836 года Гоголь читал комедию у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, в том числе и Пушкина. Тургенев вспоминал о том вечере, что «читал Гоголь превосходно… поразил чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет – есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет, для него самого новый, и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный».

Пушкин и Жуковский были в полном восхищении, но многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок» общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся Россия.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем», – говорил Гоголь.

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

Действующие лица:

  • Хлестаков Иван Александрович Хлестаков – молодой человек двадцати трёх лет, худощавый, невысокий, модно одетый; возвращается из Петербурга, где служил переписчиком бумаг, в деревню отца в Саратовской губернии, поскольку отец недоволен карьерными успехами сына;
  • Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий, глава уездного города, в который должен приехать чиновник с ревизией;
  • Анна Андреевна – жена городничего;
  • Марья Антоновна– дочь городничего;
  • Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ;
  • Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – городской судья;
  • Артемий Филиппович Земляника– попечитель богоугодных заведений;
  • Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер.
  • Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский– городские помещики;
  • Осип – слуга Хлестакова;
  • Христиан Иванович Гибнер – уездный лекарь;
  • Фёдор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин – отставные чиновники, почётные лица в городе;
  • Степан Ильич Уховертов – частный пристав;
  • Свистунов, Пуговицын, Держиморда – полицейские;
  • Абдулин – купец;
  • Февронья Петровна Пошлепкина – слесарша.

Использованы статьи:

Ссылка на основную публикацию