Генералы и мужик в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям
Разделы: Литература
Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Образовательные (система знаний):
изучение нового:
повторение изученного:
Развивающие (система умений):
формирование новых умений:
развитие ранее приобретенных умений:
Воспитательные (система ценностных ориентиров):
Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.
I. Проверка домашнего задания.
Какие признаки сказки как жанра вы знаете?
Предполагаемый ответ: Автор сказки – народ, используется волшебство, сказочный стиль, наличие зачина и концовки, гиперболы с целью противопоставить добро и зло, выразить идею.
Чем отличается литературная сказка от народной?
Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.
Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.
Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.
Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?
Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.
Какие вам известны способы создания образа персонажа?
Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.
II. Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.
III. Характеристика генералов.
Карточка №1. Имена персонажей.
Каковы имена генералов?
Как в этом проявляется авторский замысел?
Почему автор характеризует генералов как одно целое?
Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.
Карточка №2. Место службы персонажей.
Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.
Найди в словаре значение слова “регистратура”.
Как относится повествователь к таким “регистратурам”?
Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает. Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.
Карточка №3. Чин персонажей.
Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?
Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)
Зачем автору понадобилось дать читателю эти дополнительные сведения?
Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.
Карточка №4. Речь персонажей.
Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.
В чем особенность произнесения ими слов?
Как речь характеризует персонажей?
Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.
Карточка №5. Образованность персонажей.
Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.
Какой художественный прием использует автор, характеризуя образованность генералов? С какой целью?
Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?
Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.
Карточка №6. Портрет персонажей.
В чем особенность внешнего вида генералов?
Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?
Какой художественный прием использует автор?
Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?
Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.
Карточка №7. Художественное пространство.
Зачем автор переносит действие на необитаемый остров?
Чем замечателен остров, на который попадают генералы?
Что использует автор в описании острова: жизнеподобие или фантастику? Почему? Объясните свои впечатления.
Как описание острова помогает автору охарактеризовать генералов?
Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.
Карточка №8. Поведение персонажей.
Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?
Как поведение генералов их характеризует?
Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.
Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.
Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?
Как меняются их взаимоотношения и почему?
Приведите соответствующую цитату.
Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)
Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.
Карточка №10. Отношение генералов к мужику.
Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?
Найдите цитаты и объясните их смысл.
Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?
Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.
Почему генералы привязывают мужика?
Как генералы “отблагодарили” мужика?
Выразите свое отношение к генералам.
Предполагаемый ответ: “Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем они могут распоряжаться, как своей собственностью, он их спасение. Но стоило, благодаря старанию и умению мужика появиться разной провизии, как вместо благодарности генералы пренебрежительно произносят: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” Слово “тунеядец” выражает здесь иронию: кто же истинный тунеядец? Но главная “благодарность” впереди: генералы привязывают мужика, чтобы он не убежал. Налицо жестокость, грубость, насилие генералов над тем, кто им подчиняется.
Как автор относится к генералам?
Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?
Обобщение учителя: Автор создает обобщенный образ – аллегорию. Генералы олицетворяют собой людей от власти, неспособных к действиям, а способных лишь владеть другими, отдавать приказания.
IV. Характеристика мужика.
Карточка №1. Имя персонажа.
Каково имя мужика?
Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?
Предполагаемый ответ: Автор не дает имени мужику, указывая тем самым на то, что образ мужика – обобщенный образ, типичный, мужик – представляет русский народ.
Карточка №2. Портрет персонажа.
Как выглядит мужик?
Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?
Почему в систему образов введен мужик?
Какими свойствами наделен мужик в сказках?
Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.
Карточка №3. Поведение персонажа.
Что умеет делать мужик?
Как выполняет работу, за которую берется?
Как автор выражает свое отношение к мужику (назовите художественный прием)?
Все ли поступки мужика вам нравятся?
Объясните причины вашего отношения к мужику.
Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.
Карточка №4. Отношение мужика к генералам.
Как относится мужик к генералам?
Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.
Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?
Какие качества характера проявил при этом?
Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.
Карточка №5. Речь персонажа
Как речь мужика характеризует его?
Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.
В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?
Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?
Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?
Каков смысл финала “Повести…”?
VI. Подведение итогов аналитической беседы.
Почему “Повесть…” была включена автором в сборник сказок “для детей изрядного возраста”?
Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.
Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?
Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?
Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.
Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?
Обобщение учителя: Автор утверждает нравственное величие каждого человека, торжество правды, справедливости, совести, гуманизм.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).
Сочинение: Образ мужика в сказке Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Название: Образ мужика в сказке Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 07:33:11 20 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 1769 Комментариев: 11 Оценило: 5 человек Средний балл: 2.8 Оценка: неизвестно Скачать | |||||
герои | характеристика |
два генерала – пожилые чиновники | дворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти. |
мужик | таинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу. |
Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:
- Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
- Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
- Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
- Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.
Проблемы
Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):
- Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
- Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
- Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.
С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.
Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.
Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.
Чему учит?
Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.
Средства выразительности
Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.
Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.
Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Критика
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.
Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.