Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил

Генералы и мужик в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям

Разделы: Литература

Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Образовательные (система знаний):

изучение нового:

  • осмысление идейного содержания произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • способы выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);
  • повторение изученного:

  • литературная сказка и ее отличие от фольклора,
  • способы создания художественного образа персонажа (имя, место службы, чин, речь, образованность, портрет, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).
  • Развивающие (система умений):

    формирование новых умений:

  • аргументировать отношение к персонажам произведения (генералам, мужику) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;
  • развитие ранее приобретенных умений:

  • характеристика героев и событий на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;
  • уместное и достаточное цитирование художественного текста;
  • выразительное чтение фрагментов эпического произведения;
  • развитие навыков устной монологической речи.
  • Воспитательные (система ценностных ориентиров):

  • формирование ценностного представления учащихся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.
  • Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.

    I. Проверка домашнего задания.

    Какие признаки сказки как жанра вы знаете?

    Предполагаемый ответ: Автор сказки – народ, используется волшебство, сказочный стиль, наличие зачина и концовки, гиперболы с целью противопоставить добро и зло, выразить идею.

    Чем отличается литературная сказка от народной?

    Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.

    Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.

    Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.

    Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?

    Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

    Какие вам известны способы создания образа персонажа?

    Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.

    III. Характеристика генералов.

    Карточка №1. Имена персонажей.

    Каковы имена генералов?

    Как в этом проявляется авторский замысел?

    Почему автор характеризует генералов как одно целое?

    Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.

    Карточка №2. Место службы персонажей.

    Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.

    Найди в словаре значение слова “регистратура”.

    Как относится повествователь к таким “регистратурам”?

    Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает. Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.

    Карточка №3. Чин персонажей.

    Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?

    Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)

    Зачем автору понадобилось дать читателю эти дополнительные сведения?

    Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.

    Карточка №4. Речь персонажей.

    Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.

    В чем особенность произнесения ими слов?

    Как речь характеризует персонажей?

    Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.

    Карточка №5. Образованность персонажей.

    Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.

    Какой художественный прием использует автор, характеризуя образованность генералов? С какой целью?

    Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?

    Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.

    Карточка №6. Портрет персонажей.

    В чем особенность внешнего вида генералов?

    Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?

    Какой художественный прием использует автор?

    Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?

    Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.

    Карточка №7. Художественное пространство.

    Зачем автор переносит действие на необитаемый остров?

    Чем замечателен остров, на который попадают генералы?

    Что использует автор в описании острова: жизнеподобие или фантастику? Почему? Объясните свои впечатления.

    Как описание острова помогает автору охарактеризовать генералов?

    Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.

    Карточка №8. Поведение персонажей.

    Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?

    Как поведение генералов их характеризует?

    Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.

    Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.

    Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?

    Как меняются их взаимоотношения и почему?

    Приведите соответствующую цитату.

    Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)

    Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.

    Карточка №10. Отношение генералов к мужику.

    Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?

    Найдите цитаты и объясните их смысл.

    Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?

    Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.

    Почему генералы привязывают мужика?

    Как генералы “отблагодарили” мужика?

    Выразите свое отношение к генералам.

    Предполагаемый ответ: “Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем они могут распоряжаться, как своей собственностью, он их спасение. Но стоило, благодаря старанию и умению мужика появиться разной провизии, как вместо благодарности генералы пренебрежительно произносят: “Не дать ли и тунеядцу частичку?” Слово “тунеядец” выражает здесь иронию: кто же истинный тунеядец? Но главная “благодарность” впереди: генералы привязывают мужика, чтобы он не убежал. Налицо жестокость, грубость, насилие генералов над тем, кто им подчиняется.

    Как автор относится к генералам?

    Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?

    Обобщение учителя: Автор создает обобщенный образ – аллегорию. Генералы олицетворяют собой людей от власти, неспособных к действиям, а способных лишь владеть другими, отдавать приказания.

    IV. Характеристика мужика.

    Карточка №1. Имя персонажа.

    Каково имя мужика?

    Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?

    Предполагаемый ответ: Автор не дает имени мужику, указывая тем самым на то, что образ мужика – обобщенный образ, типичный, мужик – представляет русский народ.

    Карточка №2. Портрет персонажа.

    Как выглядит мужик?

    Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?

    Почему в систему образов введен мужик?

    Какими свойствами наделен мужик в сказках?

    Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.

    Карточка №3. Поведение персонажа.

    Что умеет делать мужик?

    Как выполняет работу, за которую берется?

    Как автор выражает свое отношение к мужику (назовите художественный прием)?

    Все ли поступки мужика вам нравятся?

    Объясните причины вашего отношения к мужику.

    Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.

    Карточка №4. Отношение мужика к генералам.

    Как относится мужик к генералам?

    Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.

    Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?

    Какие качества характера проявил при этом?

    Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.

    Читайте также:  Сочинение Заячьи лапы по рассказу Паустовского анализ

    Карточка №5. Речь персонажа

    Как речь мужика характеризует его?

    Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.

    В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?

    Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?

    Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?

    Каков смысл финала “Повести…”?

    VI. Подведение итогов аналитической беседы.

    Почему “Повесть…” была включена автором в сборник сказок “для детей изрядного возраста”?

    Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.

    Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?

    Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.

    Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?

    Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.

    Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?

    Обобщение учителя: Автор утверждает нравственное величие каждого человека, торжество правды, справедливости, совести, гуманизм.

    VII. Домашнее задание.

    Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).

    Сочинение: Образ мужика в сказке Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    Изображая в своем произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сословные взаимоотношения в России, М.Е. Салтыков-Щедрин создает гротескный образ мужика, который одновременно вызывает у читателя и чувство жалости, и насмешку.

    Само появление в сказке мужика фантастично: он внезапно появляется на необитаемом острове, на котором также «по щучьему велению» оказались генералы. Внешний вид мужика представляет контраст по сравнению с обликом двух генералов: «брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина».

    Мужик настолько свыкся с собственным безволием, что, увидев господ даже на необитаемом острове, тотчас начал исполнять их малейшие желания: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое». Мужичину интересует, довольны ли господа генералы его усердием. Герой даже сам плетет для себя веревку, которой его потом генералы привяжут к дереву, чтобы не убежал: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег». Все поведение мужика говорит читателю о его рабской сущности: у него нет желания воспротивиться, перестать слушать никчемных, ничего не умеющих делать генералов. Писатель от души иронизирует над мужиком, называя его то «мужичиной-лежебоком», то «тунеядцем». Сами мысли персонажа являются абсурдными: «…начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» Лейтмотивом в описании мужика становится ироничное высказывание о герое, как о тунеядце, которого постоянно ругают два генерала.

    Итак, изображенная в сказке гротескная ситуация практически доведена писателем до абсурда: когда единственно работающий человек постоянно называется тунеядцем, а ничего не делающие генералы являются хозяевами жизни. Финал сказки заставляет читателя еще раз задуматься над взаимоотношениями между мужиком и господами: получив в казначействе много денег, генералы «об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

    Итак, оказавшиеся на необитаемом острове по воле автора генералы чуть не умерли с голоду, но одного из них осенило: «А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика. Ну да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков наловил, и рыбы!» Хорошая характеристика мужика. Обыкновенный, не семи пядей во лбу, а работящий, все умеет. Правда, еще не найдя, уже начали ругать: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

    Поискали – нашли. Нашли по запаху мякинного хлеба и кислой овчины. Мужик чужой, хозяева не его, но с молоком матери впитанное послушание одержало верх: не сбежал, начал работать, счастлив услужить. Мужик на острове не просто большой, он громаднейший, как и его роль в судьбе генералов: полез на дерево – нарвал яблок, покопался в земле – добыл картошки, потер куски дерево – развел огонь и т.д. Образы генералов и мужика противопоставлены, но как неискоренима привычка ничего не делать и пользоваться плодами чужого труда, так неискоренима и привычка жить чужим умом и волей, подчиняться приказам, выслушивать ругань, самому себе плести веревку-цепь и веселиться на полученный за труды рубль в ближайшем кабаке.

    Мужик на острове огромен, а на Подъяческой «висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит». Здесь он один, без него генералы умрут с голоду, а там таких миллионы, все готовы к услугам за грошовую плату и даже без нее, в силу привычки, генетически. Мужик гордится тем, что генералы «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися!». А ведь чаще всего генералы его называют «лежебокой», «тунеядцем», «канальей». Они не испытывают благодарности, такое положение вещей, когда один почему-то приказывает, а другой почему-то беспрекословно подчиняется, для них и для него естественное, привычное. Генералы не могут обойтись без мужика, мужик не пропадет. Тогда почему он подчиняется их воле, выполняет, как золотая рыбка, их желания?

    Именно психологическая, а не физическая, зависимость интересует автора сказки.

    Характеристика мужика из «Повести как мужик двух генералов прокормил»

    Творчество великого русского писателя М. Е. Сал­тыкова-Щедрина отличается высокой идейностью, необыкновенной народностью, подлинным реализ­мом и художественным совершенством. Высоко его оценивали И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Горький.

    Достойное место в литературном наследии сатири­ка занимают сказки. Многие из них посвящены уча­сти простого народа в царской России. Писатель про­тивопоставляет ее жизни привилегированных слоев общества. Этой темы он касается и в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Мужичина — мастер на все руки. Он находчив, умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева

    Однако горькой иронией указывает сатирик на ребское поведение мужика. Добыв для генералов яблок, он дал им по десятку, а себе взял только одно, да и то кислое. Услужив своим эксплуататорам, мужик не забыл спросить: «Довольны ли вы, господа генералы?» — отдыхал только с вычайшего позволения. Боясь потерять того, кто обеспечивает им жизнь, генералы-паразиты просят мужика свить для самого себя веревочку, чтоб потом привязать его к дереву. С каждым днем мужик проявляет ради генералов все большую изобретательность. «Стал даже в пригоршне суп варить», — сообщает автор.

    С некоторой радостью воспринимает мужик требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!» — с едкой насмешкой говорит сатирик.

    Великий умелец строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным «океан-море переплыть», а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском благополучии: «кормит генералов селедками».

    Весьма скромна генеральская благодарность: рюм­ка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичи­на и не требует.

    В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показывает одновре­менно силу и слабость простого русского народа в эпо­ху самодержавия. Сатирик указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на кресть­янскую пассивность, покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, род­ной страны полна «Повесть. «.

    М. Горький справедливо писал о Щедрине: «Значе­ние его сатиры огромно как по правдивости ее, так и по тому чувству почти пророческого предвидения тех путей, по коим должно было идти и шло русское обще­ство. Предвидение это объясняется тем, что Салты­ков прекрасно знал психику представителей культур­ного общества его времени, психика эта слагалась на его глазах. Он же был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорб­на. «

    Сочинения по темам:

    Краткое содержание «Как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина Два генерала очутились на необитаемом остро­ве. «Служили генералы всю жизнь в какой-то ре­гистратуре; там родились, воспитались и состари­лись, следовательно, ничего.

    Краткое содержание «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина Два генерала очутились на необитаемом остро­ве. «Служили генералы всю жизнь в какой-то ре­гистратуре; там родились, воспитались и состари­лись, следовательно, ничего.

    Характеристика главных героев повести Пушкина «Выстрел» Творчество А. С Пушкина предопределило развитие русской литературы, заложило основы современного русского языка. Композиция повести «Выстрел» интересна и непроста благодаря.

    Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим «словом отрицанья» или острием политической.

    Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин, блестящий мыслитель и оригинальный критик, публицист, редактор, вошел в историю русской литературы как писатель-сатирик. Жанровое разнообразие его.

    Смысл названия повести Собачье сердце Смысл названия повести «Собачье сердце» Мне кажется, что название повести «Собачье сердце» имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа.

    Анализ стихотворения Вознесенского «Неизвестный — реквием в двух шагах» Одним из лучших стихотворений Андрея Андреевича Вознесенского я считаю «Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом». Это стихотворение посвящено.

    СПАДИЛО.РУ

    История создания

    Произведением «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. А. Салтыков-Щедрин положил начало своему известному сказочному циклу. Замысел возник у писателя во время работы над «Помпадурами и помпадуршами» в 1867 г. Сама сказка была написана на рубеже 1868-1869 гг. и впервые опубликована в февральском выпуске «Отечественных записок».

    Смысл названия

    Первоначально сказка называлась просто «Два генерала». В окончательном полном виде название появилось в сборнике 1878 г. Расширив заглавие, Салтыков-Щедрин придал произведению вид народного сказа и недвусмысленно указал на центральную тему.

    Главная тема «Повести» — источник благополучия социальных верхов.

    Салтыков-Щедрин использует сказочный жанр, чтобы наглядно показать противоестественность отношений между помещиками и простыми крестьянами. Изображенные вельможи (штатские генералы, действительные статские советники) — настоящие паразиты. Проведя всю жизнь на службе, они ничему не научились и «ничего не понимали», но имели право на солидную пенсию и собственную кухарку. Генералы пользуются уважением и почетом в обществе. Только фантастическое попадание на необитаемый остров обнажает их истинное лицо.

    Писатель прибегает к преувеличению, описывая растерянность главных героев, столкнувшихся с совершенно загадочным для них реальным миром. Генералы испытывают мучительный голод при виде окружающей их еды (яблоки, рыбы, птицы), но не представляют, как ее добыть. Очень комично выглядит рассуждение одного из героев: «… думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!».

    Голод чуть было не приводит к трагедии: генералы теряют человеческий облик («в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали») и яростно бросаются друг на друга. Но даже схватка между вельможами комична: она заканчивается после съедения ордена. В первоначальном варианте этот эпизод «страшнее»: один генерал откусывает у другого палец и «конец уха». Писатель либо посчитал сцену слишком кровожадной, либо прибегнул к еще более тонкой иронии. Потеря ордена для генералов намного более важна, чем лишение части тела.

    Пытаясь хоть чем-нибудь отвлечь себя от мыслей о еде, генералы начинают «глубокомысленный» разговор. Рассуждения свидетельствуют о полной тупости чиновников. К тому же любая мысль генералов сводится в конце концов к еде. Издевкой над «страдальцами» выглядит случайно найденный номер «Московских ведомостей», в котором нет ничего, кроме красочных описаний различных кушаний.

    Вершиной генеральского глубокомыслия становится блестящая идея: «Если бы нам найти мужика?». В результате долгих поисков генералы добиваются успеха и находят «громаднейшего мужичину», который «самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Генеральский гнев не знает границ. Мужик спешно начинает работать, чтобы ублажить господ. Его умения и сноровка также намеренно преувеличены автором. Мужик из подручных средств добывает огонь, находит картофель, готовит массу «разной провизии». Через пару дней он даже «изловчился… в пригоршне суп варить».

    Генералы вновь стали «веселые, рыхлые, сытые, белые». Их райская жизнь омрачалась лишь тем, что «мундира жалко». Мужик смог помочь и этой беде. Соорудив «посудину», он повез генералов по морю и доставил прямо к дому.

    Образ мужика олицетворяет собой простого русского крестьянина, мастера на все руки, который способен найти выход из любой ситуации. Ему резко противопоставлены два тунеядца из высшего общества, которые абсолютно не приспособлены к жизни. Генералы считают себя очень важными и значительными людьми, но на самом деле полностью зависят от низшего, презираемого ими сословия.

    Проблематика

    Эксплуатация низших классов высшими — лишь наиболее явственная и обсуждаемая проблема царской России. В повести затронуто не менее важное явление — рабская покорность, прочно укоренившаяся в сознании русского крестьянства.

    «Громаднейшему мужичине» даже не приходит в голову мысль о неповиновении слабым и изнеженным генералам. Он мог бы запросто наплевать на их приказы, но в силу многовековой привычки к беспрекословному подчинению не только исполняет все желания генералов, но даже сам свивает себе веревку на случай побега.

    Постройку «посудины» мужик затевает по своей инициативе, чтобы порадовать господ «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались». Поведение «холопа» выглядело бы смешным, если бы за ним не стояла реальная жизнь.

    Самым печальным является иронический «счастливый» финал сказки. В благодарность за избавление от неминуемой смерти и все труды генералы жалуют мужику «… рюмку водки да пятак серебра». Заключительная фраза «веселись, мужичина!» подводит итоговую черту под отношением дворян к подвластному населению.

    Чему учит автор

    В иносказательной форме Салтыков-Щедрин резко осуждает паразитарную жизнь представителей высших сословий. С самых первых строк чувствуется неприязнь автора к генералам. Своего спасителя они называют «лежебоком», «тунеядцем», «канальей», чем вызывают к себе еще большее отвращение.

    Презентация по литературе на тему “Герои “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” С-Щедрина” (7 класс)

    V Международный дистанционный конкурс «Старт»

    Низкий оргвзнос 30р

    Идёт приём заявок

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Наградные и подарки

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Тема урока Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    Цели урока Дать сравнительные характеристики генералов, мужика в сказке; Выяснить художественные приемы М.Е.Салтыкова- Щедрина; Изучить понятие «гротеск»; Доказать актуальность сказки.

    Проверка домашнего задания Чтение наизусть стихотворения Н. А. Некрасова

    Пересказ повести. Беседа по комментарию эпизодов Что нового вы узнали о генералах из прочитанных эпизодов? Как в этих эпизодах характеризуется мужик? Кто из героев и почему любит и ценит себя? Кто из героев и почему заслуживает уважения?

    Пересказ повести. Беседа по комментарию эпизодов Похож ли мужик на себе подобных? Воплощает ли он в себе черты русского народа? Какие? Можно ли назвать его идеальным героем? Какие нравственные пороки изображает автор в образе мужика?

    Опорный план Отношение к работе героев. Умны ли герои? Что умеют делать? Какими запасами знаний обладают? Как герои относятся к себе и другим?

    Характеристика генералов и мужика Генералы ничего не умеют и не хотят делать глупые( «ничего не понимали») беспомощные по сравнению с мужиком они цивилизованны (знают, что такое Вавилонская башня) не способны думать ни о ком, кроме как о себе Мужик все время занят работой глуп в некоторых ситуациях (сам свил веревку, которой его связали) мастер на все руки, сметлив обладает определенным запасом знаний (знает, как добыть огонь, как сделать силок) генералов кормит самым лучшим, а себе почти ничего не берет («нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое»), выполняет все желания генералов, во всем им подчиняется, покорен

    Найдите средства выразительности в тексте Гипербола – намеренное преувеличение. Ирония – отрицательная оценка предмета. Фантастика – то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Гротеск – предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

    Гипербола «Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»

    Ирония – Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку. …к вечеру веревочка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

    Гротеск …в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание… генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у товарища орден и немедленно проглотил.

    Фантастика Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

    Ответьте на вопрос Каково значение сказки? Против чего протестует автор?

    Запишите в тетрадь Художественное мастерство Сатыкова-Щедрина заключается в обличении социальных пороков общества. Автор изобразил паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Он осуждает покорность мужика.

    Домашнее задание Прочитать сказку «Дикий помещик» М. Е. Салтыкова-Щедрина

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

    • Русский язык и литература

    «Сказки» — одно из самых ярких творений вели­кого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свире­пой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны дей­ствительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – одна из самых ярких и запоминаю­щихся сказок Щедрина. В ее центре – два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петер­бурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сфор­мировала у них только одно умение – поизносить-«Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись од­нажды утром посреди острова, они испытали настоя­щий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.

    Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин ак­тивно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища в пер­воначальном виде летает, плавает и на деревьях рас­тет». По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утром к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает живот­ные инстинкты: один откусывает у другого орден и не­медленно проглатывает его. Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомо­сти ». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику пока­зать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощны­ми, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!». По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслужи­вать их генеральскую надобность.

    Однако автор сатирически изображает не только генералов, но и самого мужика. Он осуждает его за по­корность, за способность забыть самого себя ради удовлетворения прихотей господских. Нарвав генера­лам яблок, мужик и себе берет одно, но кислое. Он большой умелец: «Может и огонь добыть, и пригото­вить пищу, умеет выжить на необитаемом острове ». Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчерки­вая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сва­рить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужи­чиной» . Однако все старания мужика направлены на благо генералов. Он даже дно лодки устилает для них лебяжьим пухом, и с таким его поведением Салты­ков — Щедрин не может согласиться. Мужик демон­стрирует невежество, привычку к рабскому положе­нию, отсутствие самоуважения, холопскую предан­ность. «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, ту­неядца, жаловали и мужицким его трудом не гнуша-лися», — пишет автор.

    Генералы неблагодарны: их спаситель за все полу­чает рюмку водки и пятак серебра. Но самое печаль­ное, что большего он и не требует. С сарказмом гово­рит автор о генеральском вознаграждении: «Однако и об мужике не забыли. »

    В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин показал не просто от­ношения отдельно взятых генералов и мужика — он в аллегоричной форме обрисовал отношения власти и народа в России. Сатирик противопоставил господ­ствующую верхушку общества бесправным народным массам.

    Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречия­ми. Восхищает мастерство сатирика, с которым он су­мел подойти к самым сложным, острым проблемам своего времени и которые показал в миниатюрных картинах.

    Анализ произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

    Сложно представить себе русскую литературу без сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Никто кроме не мог также точно выявить все пороки российской действительности середины девятнадцатого века и рассказать о них в столь оригинальной и запоминающейся форме. Его «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» считается классикой русской сатиры. Под видом сказки Салтыков-Щедрин мастерски отобразил сословные противоречия, царившие в Российской империи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этой сказки.

    История создания

    История написания «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сохранила интересные факты о произведении:

    • Сатира Салтыкова-Щедрина родилась в пятидесятых годах девятнадцатого века, когда он был выслан в Вятку (за либеральные высказывания), где мог наблюдать за жизнью русской провинции, регионального чиновничества и простого народа. Но происхождение и ум писателя сыграли злую шутку с его гонителями: Михаил Евграфович сам стал местным губернатором. Ссылка обернулась для него повышением.
    • Идея для сказки родилась у писателя в 1867 году, после того как со скандалом был отправлен в отставку один чиновник, написавший короткое произведение «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?». Он решил развить эту тему и написать, что было бы со всем правящим классом на необитаемом острове?
    • Работа над сказкой была завершена 1869 году, но опубликовали ее далеко не сразу, хотя это и удалось (в журнале «Отечественные записки»). Цензоров обманула сказовая манера повествования.
    • Писатель Салтыков, как известно, присоединил к своей фамилии псевдоним «Щедрин», потому что он не хотел ассоциировать себя со скандально прославившейся дворянкой «Салтычихой», которая истязала и убивала своих крестьян. Кроме того, его семья была против литературных занятий Михаила.

    Направление и жанр

    Как ни странно, сказка Салтыкова-Щедрина принадлежит к литературному направлению реализма. Несмотря на фантастическое допущение, автор стремился к реалистичному изображению своих героев, их жизни, речи и действий. Характеры героев максимально приближены к реальным. Читатель может поверить в то, что такие люди могли существовать.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является сатирической сказкой. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, язык изобилует сказочными речевыми оборотами. Многие ситуации намеренно доведены до абсурда. Всё это необходимо для того, чтобы замаскировать и смягчить присутствующее в сказке едкое высмеивание, свойственное всем сатирическим произведениям. Иначе книга была бы похоронена в ящике письменного стола.

    Композиция и конфликт

    Композиция «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» делится на три типично сказочных элемента:

    1. Сказочный зачин.
    2. Кульминация — встреча дворян и крестьянина.
    3. Развязка — возвращение в столицу.

    Композиция построена на многочисленных антитезах: генералы — крестьянин, лень — труд, глупость — смекался, гордость — смирение и т.д.

    Суть: о чём сказка?

    Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

    Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

    Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

    Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

    В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

    Главные герои и их характеристика

    Система образов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

    Название: Образ мужика в сказке Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение Добавлен 07:33:11 20 февраля 2011 Похожие работы
    Просмотров: 1769 Комментариев: 11 Оценило: 5 человек Средний балл: 2.8 Оценка: неизвестно Скачать
    героихарактеристика
    два генерала – пожилые чиновникидворяне. всю свою жизнь занимались однообразной бумажной работой и ничем другим не интересовались. капризные и жалкие люди, не способные даже самостоятельно определить, где находится север. однако в то же время они живут в полной уверенности в своём превосходстве над окружающими и в том, что все нижестоящие обязаны выполнять любые их прихоти.
    мужиктаинственный мужик с необитаемого острова, наделённый огромной силой и житейской смекалкой. способен без труда добыть пищу, свить верёвку из конопли, с помощью которой его и привяжут, и даже построить лодку для путешествия через океан. однако абсолютно лишён силы воли и чувства собственного достоинства, беспрекословно выполняя распоряжения двух генералов только потому, что они выше него по происхождению и статусу.

    Тематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставит задуматься и современного читателя, ведь темы в ней вечные:

    1. Народ – народ Салтыкова-Щедрина в образе мужика с острова обладает всеми качествами для счастливого и безбедного существования. Но писатель подчёркивает, что рабская психология русского человека, навязанная столетиями крепостного права, не даёт ему реализовать весь свой потенциал.
    2. Родина – писатель видит свою родину разделённой между двумя мирами: ничтожным и бесполезным дворянским, паразитирующем на народе и крестьянской Россией, безжалостно угнетаемой, несмотря на все её таланты.
    3. Противопоставление дворянства и крестьянства – в лице мужика представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишённое прав, а в лице генералов представлено дворянство, лишённое умений и ума, но наделённое безграничной властью и всеми правами.
    4. Быт и нравы России – Салтыков-Щедрин демонстрирует и высмеивает многие особенности жизни в России. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, пьянство и социальное неравенство – многое из этого было печальной обыденностью для Российской империи тех лет.
    5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «Жили-были», «Долго ли коротко ли» или «По усам текло, в рот не попало». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

    Проблемы

    Проблематика «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» столь же злободневна и интересна (если ее стоит дополнить, сообщите Многомудрому Литрекону в комментариях):

    1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
    2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
    3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

    Смысл

    Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два сословия Российской империи. Главная мысль «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заключается в том, что тиранию дворянства идеально дополняет рабство народа, поэтому изменить ситуацию в России так сложно.

    С одной стороны, мы видим дворянство – избалованное, ничтожное и бесполезное для общества, на котором оно паразитирует, однако уверенное в своём статусе, за счёт чего держит свою власть над немым и несознательным народом.

    Мужик олицетворяет собой крестьянство – смекалистое и хозяйственное, но не способное осознать себя и бороться за свои права, а потому слепо подчиняющееся аристократии, которая не держит крестьян за людей.

    Основная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это необходимость изменить существующий порядок, в котором два паразита-генерала кормятся за счет одного тощего и забитого мужика. Писатель в своей сказке аллегорически изобразил экономику России. Сами дворяне ничего не зарабатывают, а живут на всем готовом только потому, что им принадлежит абсолютная власть над крестьянством. Если же народ освободится, помещики обречены на вымирание, причем в прямом смысле слова, ведь без бесчисленных слуг генералы просто умрут с голоду.

    Чему учит?

    Сказка осуждает невежество, грубость и самодурство, которые демонстрируют читателям генералы. Салтыков-Щедрин считал, что не происхождение или чин определяет человека, но его собственные таланты. Таков вывод из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Писатель превозносит смекалку и находчивость, продемонстрированную мужиком. Он пытается донеси до читателя мысль о важности самоуважения и о том, что необходимо отстаивать собственные права, иначе человек превращается в бесправного раба, чьи таланты служат негодяям и бесполезным паразитам. Каждый человек должен сам обеспечивать себя и тем самым приносить пользу обществу — такова мораль сказки.

    Средства выразительности

    Автор использовал в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» иронию. Так, мужик собственноручно связал веревку, которой его привязали к дереву. Этим автор хотел сказать, что народ сам поощряет свое рабство и добровольно лебезит перед тем, кто назвался хозяином.

    Другой пример иронии в тексте — это распределение провизии. Мужик нарвал генералам 10 спелых яблок, а себе взял одно, и то кислое. Крестьянин ограничивает себя сам, то есть рабство глубоко засело в его психологии.

    Таблица: гротеск, гипербола, ирония в произведении «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Критика

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была радушно встречена русской интеллигенцией. Замысел писателя был понят правильно.

    Сказка была восторженно принята Герценом.Тургенев же и вовсе лично способствовал переводу произведения на французский язык и его распространению в странах Западной Европы.

    Ссылка на основную публикацию