Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

Беликов в рассказе Человек в футляре характеристика, образ

Центральной фигурой рассказа человек в футляре является некто Беликов, преподаватель древних языков.

Сам Беликов был человеком странным и сильно отличался от окружающих своим поведением. Первое, что бросается в глаза – это привычка Беликова прятать всё в чехол. Зонт, очки, нож и даже часы. И если это еще можно было объяснить простой человеческой аккуратностью, то необъяснимо было его обыкновение прятать самого себя в чехол. Беликов в любую погоду, будь то солнце или дождь, скрывался под теплым пальто на вате, обязательно брал с собой зонт, а на ноги надевал калоши. И даже свое лицо он прикрывал поднятым воротником.

Страх перед внешним миром, который, очевидно, раздражал его, был на столько силён, что даже уши он закладывал ватой, избегая лишних звуковых раздражителей. Но больше всего удивляло его товарищей то, что даже дома Беликов не чувствовал себя в безопасности. Так же был полностью одет, закрывал все ставни на окнах и, даже укутавшись в одеяло, как бы жарко не было, боялся, что повар его зарежет или в дом залезут грабители. От того и спал плохо, и утром был бледен и угрюм.

Несмотря на такой образ жизни, товарищи у него все-таки были. В основном, это были коллеги или соседи. Но взаимодействовал он с ним скорее не потому, что хотел, а потому что так надо было. Он приходил к людям домой и просто сидел на стуле некоторое время. Таким чудным образом Беликов поддерживал хорошие товарищеские отношения.

Хоть Беликов и вёл отшельнический образ жизни, но на окружающих его людей оказывал сильное влияние. Он угнетал весь город своей мнительностью и жесткими ограничениями. Люди стали бояться громко говорить, знакомиться, играть в карты при нем. Беликов считал своим долгом обо всех, даже мелких, нарушениях докладывать начальству. И даже начальники боялись его, настолько этот «футлярный человек» давил на всех своей правильностью. И все люди, по его мнению, должны были жить строго по правилам, иначе «как бы чего не вышло!» – любимое выражение Беликова, которое описывало его отношение к любым «неправильным» действиям.

Неудивительно, что «человек в футляре» был не женат. С женщинами он вообще старался не иметь никаких общих дел из-за страха, что о нём дурно подумают. Но однажды Беликов чуть не женился на своей полной противоположности – весёлой и легкомысленной Вареньке. Свадьба не состоялась только потому, что женщина позволила себе покататься на велосипеде, а Беликов стал свидетелем этой, по его мнению, ужасной выходки. Сначала он хотел исправить недоразумение и решил поговорить с братом Вари. Но тот спустил Беликова с лестницы, в самом низу которой его встретила Варенька в очень неудобном положении. После того, как она посмеялась над «человеком в футляре» закончилось всё.

Беликова настолько сильно потрясла ситуация с Варенькой, что через месяц он умер, так ни разу и не встав с кровати. Это показывает, как сильно он был слаб в ситуациях, которые не подчиняются правилам.

В конце концов Беликов достиг своего идеала. Его положили в футляр, из которого ему уже никогда не придется вылезать. Даже лицо его на похоронах стало кротким, приятным, немного веселым. А окружающие Беликова люди, его товарищи и коллеги, испытали настоящее облегчение после смерти такого футлярного человека.

Сочинение Образ Беликова

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

За 15 лет работы в гимназии учителем греческого языка, Беликов приобрёл большой авторитет. Это можно понять из того, что большую часть рассказа ему никто не перечит и подчиняются учителю беспрекословно. Репутация Беликова была настолько велика, что он мог выгнать ученика из гимназии, совершенно не боясь, что ему кто-то скажет слово против.

Беликов, как и понятно из названия рассказа, является «человеком в футляре». Автор представляет футлярность своего героя практически во всех аспектах. Мысли в футляре, каждый предмет в футляре и сам герой фактически находится в футляре. Ведь Беликов – закрытый от мира и закостенелый консерватор, из-за невежества своего не желающий впустить в свою жизнь что-нибудь новое.

В рассказе жуткая боязнь перемен продемонстрирована в различных повседневных мелочах, например, постоянное требование извозчику поднять верх экипажа или факт того, что герой носит плотное пальто даже в очень тёплую погоду. В итоге, из-за своего хронического консерватизма, Беликов становится абсолютным противником человечности, новшеств, прогресса и, как следствие, всего мира. Для него изменение привычкам становится страшнее смерти. Быть может именно поэтому, когда карикатура на Беликова и Вареньку, молодую девушку на которой он собирался жениться, произвела на обитателей гимназии огромное впечатление, он был возмущён.

Когда Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде, он впадает в ступор. Когда он, с целью объяснить, что кататься на велосипеде – неприлично, приходит к брату Вареньки, и последний спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Вареньки. Девушка, считая, что Беликов упал сам, начинает смеяться. После этого Беликов возвращается домой и навсегда ложится в кровать, через месяц он умирает. Всё, что увидел учитель греческого языка было за гранью его «футляра», он не мог впустить всё это в свою жизнь, но и избавиться от этого он не мог.

Образ Беликова вызывает ассоциацию с консерватизмом, останавливающим движение жизни вперёд, и закрытостью от мира. Избавиться от всего этого можно от души посмеявшись над этим и впустив в свою жизнь новые и не испробованные раньше вещи.

Также читают:

Картинка к сочинению Беликов в рассказе Человек в футляре

Популярные сегодня темы

Манилов и Обломов – герои произведений разных авторов, но во многом схожи. Они оба – помещики, которые не занимаются хозяйственными делами, не ведут книгу приходов. Оба довели свои имения до запустения.

Я люблю читать сказки, ведь в них с героями происходят невероятные приключения. Если внимательно их читать, то можно многое понять, многому научиться, В сказках скрыта мудрость и справедливость.

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё ,что будет написано здесь – это моё личное мнение.

В произведении Евгения Замятина, «Мы», огромный смысл в раскрытии темы произведения и для того, чтобы понять характер главного персонажа, имеют женские образы.

Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре»- образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины».

Беликов жил и мыслил «футлярно», боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждая все новое, говоря «…как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтиком, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Но самое страшное, что футлярность эта с каждым днем набирала силу, футлярным становился образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Даже в портретном описании Беликова выделяется серый – тусклый неживой цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – бледный и темный.

Однако Беликов не застывший символ, а живой персонаж, к тому же, далеко не безобидный. Каким-то образом он давил и угнетал всех на педсоветах – и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию. И не только гимназию, но и весь город.

Никто не любил его, но все боялись, так как он вселял страх, страх перед государством и ее властью, страх перед свободолюбием. Роль доносчика, фискала была ему вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей, как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги.

Беликов умирает. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет.

Но даже после его смерти ничего существенно не изменилось, «жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая; жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

Беликов был лишь отражением, ярким примером «футлярной жизни», того образа, стиля жизни и поведения, убеждений, которые осуждал , но образа, который жил практически в каждом из жителей городишки, только был не таким явным, как у главного героя. «И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

Итак, Чехов с помощью образа Беликова высмеивает тех людей, которые стараются между собой и миром поставить своеобразный футляр, не способных выйти за пределы стандартов и предписаний, ведь от таких беликовых и «футлярной жизни» замирает все живое, доброе, честное.

Повесть «Юность» представлена в виде монолога главного героя этого произведения – Николеньки Иртеньева… Он постоянно анализирует свои действия, поступки, мысли, пытается найти в жизни ту дорогу, по которой ему нужно идти… Но как же ее выбрать? И какой она должна быть?

Его постоянно мучают эти вопросы.

Он не доволен своей внешностью, все, за что он ни берется, кажется, не удается ему.

Но однажды весенним днем какое-то новое для Николеньки, чрезвычайно сильное и приятное чувство вдруг проникло к нему в душу. «Оно говорило ему про красоту, счастье и добродетель, говорило, что как то, так и другое легко и возможно для него, что одно не может быть без другого, и даже что красота, счастье и добродетель – одно и то же».

Именно в тот момент наш герой решил сделаться «другим человеком и начать жизнь иначе», он решил приложить свои мысли к жизни с твердым намерением никогда не изменять им.

И он начал мечтать, мечтать о той «новой жизни», о том «новом пути», который он сам себе выбрал и придумал… Эта тропинка казалась ему безупречной. Однако эти мечты, как позднее отмечает , от лица которого ведется повествование, «были так же ребячески, как мечты детства и отрочества»…

В тот период времени, который главный герой считал пределом отрочества, основой его мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, любовь к любви, надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и, наконец, отвращение к самому себе и раскаяние.

Именно этот голос раскаяния и страстного желания совершенства и был главным новым душевным ощущением, он заставил Николеньку по-другому взглянуть на себя, на людей и на мир Божий.

И Николенька стремился к этому своему идеалу, но в жизнь задумки претворялись не так прекрасно, какими были в душе и в уме.

Но, создавая свои идеалы, он почему-то не обращался к нравственной стороне этого вопроса и делил всех людей на благовоспитанных и неблаговоспитанных.

Почему? Почему судил он о людях по знанию французского языка, уменью кланяться, танцевать и разговаривать и другим принципам comme il faut. Разве они являются критериями оценки человека, его души, мыслей и воображения? Отнюдь.

Скорее, это понятие благовоспитанности так сильно вросло в него оттого, что стоило огромного труда, чтобы приобрести его.

Но его взгляды и отношение к ценностям стали изменяться после общения с Оперовым, Зуховым и другими ребятами из университета, которые дали ему понять, что все то, чем он хвастается и гордится, по сути дела, ничто.

Вот тогда-то Николенька по-другому стал воспринимать достоинства и недостатки людей.

Шестнадцатилетний юноша постоянно ищет истину, в его сознании идет некая внутренняя борьба, мысли его полны противоречий. Он познает, анализирует. И, на мой взгляд, это постоянное самопознание и самоанализ, стремление к лучшему, помогает разобраться в себе и в людях, пусть не сразу и не полностью, но все же…

Представляя Беликова, я вижу человека, заточенного в небольшую темную коробочку. Человек в футляре Это необычное словосочетание очень точно раскрывает суть человека.

Будучи учителем греческого языка Беликов стал символом боязни жизни, олицетворением сакраментального «как бы чего не вышло».

Его немыслимая осторожность, непонятные мысли оказывают давление на окружающих, пытаясь вовлечь в свой чехол. Герой против каких-либо новшеств, он все время боится, как бы так не получилось, что начальство узнает! «Черный футляр» овладевает им полностью, угнетая все положительные эмоции и любого рода развлечения.

И даже свадьба у него должна быть по особым правилам, потому что «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Каждое ответственно решение Беликову дается невероятно сложно, а пока он сосредотачивается на проблеме, авось и она сама пропадет. Но при всем при этом он очень чувствителен и уязвим, возможно, именно поэтому он так осторожничает. Вспомним момент, когда Варя увидела его падение на лестнице. Он испытывает неописуемое, это похоже на пробоину в футляре, что равноценно для него погибели.

Читайте также:  Анализ произведения Тургенева Бирюк

Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

Главный герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре». Учитель греческого языка, одинокий человек пожилых лет, закрытый от внешнего мира, трусливый и робкий.

История создания

Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая трилогия», куда вошли еще тексты Чехова «Крыжовник» и «О любви».

Автор задумал серию весной-летом 1898 года, когда жил в селе Мелихово Московской области. Первый рассказ Чехов написал за месяц, и в начале июня тот уже готовился к печати. Чехов не собирался закрывать серию рассказом «О любви», однако заболел туберкулезом, творческая активность писателя упала, и серия так и не была продолжена.

Иллюстрация к рассказу “Человек в футляре”

Неизвестно, был ли у Беликова прототип, но некоторые современники Чехова считали, что прообразом героя стал некий Александр Дьяконов, инспектор одной таганрогской гимназии. По другой версии, в образе Беликова Чехов описал знаменитого в то время консервативного публициста Михаила Меньшикова. Однако исследователи отмечают, что сходство между Беликовым и Меньшиковым обнаруживается исключительно внешнее. Скорее всего, Беликов — собирательный образ.

В 1939 году на студии «Беларусьфильм» вышел фильм «Человек в футляре» режиссера Исидора Анненского. Роль Беликова там исполнил актер Николай Хмелев.

Рассказ «Человек в футляре»

Беликов — пожилой учитель греческого языка, чье полное имя неизвестно. Герою давно за сорок, у него бледное маленькое лицо, похожее на морду хорька. Беликов носит темные очки и прячет лицо за поднятым воротником, а уши затыкает ватой. На лице героя временами появляется слабая кривая улыбочка, а фигура Беликова выглядит скрюченной и маленькой, будто того «вытащили клещами» откуда-то. Даже в теплую и ясную погоду герой носит пальто на вате, калоши и зонтик и стремится одеться потеплее даже летом.

Человек в футляре

Герой предпочитает одиночество и стремится отгородиться от окружающего мира, создать вокруг себя защитную оболочку, некий «футляр», внутри которого герой будет защищен от внешних влияний. Мысли Беликова писатель тоже называет «футлярными» — узкими. На окружающих «футлярные соображения» героя производят угнетающее впечатление.

Принадлежащие Беликову вещи тоже хранятся в футлярах. Герой держит в чехлах все — зонтик, часы, которые хранятся у него в футляре из серой замши, и даже перочинный нож для заточки карандашей герой вынимает из чехольчика.

У Беликова мнительный характер. Происходящее вокруг вызывает у героя тревогу, пугает и раздражает. Любимая фраза Беликова; «Как бы чего не вышло», – звучит в речи героя по любому поводу. Чтобы отдохнуть от отвратительной и тревожащей его действительности, герой занимается древними языками, любит вспоминать прошлое и нахваливать никогда не существовавшие взаправду нравы и обычаи.

Беликов – арт

По мнению Беликова, «что-нибудь выйти» может из всякой невинной затеи. Герой огорчается, когда в городе открывается новый драматический кружок или чайная, потому что любое нововведение может закончиться дурно. Беликова повергало в уныние отступление от правил, даже если происходящее не имело к нему прямого отношения. Герой начинал беспокоиться, когда слышал о проказе гимназистов или любовных похождениях посторонней классной дамы.

В гимназии Беликов проработал пятнадцать лет, и все это время угнетал окружающих собственным присутствием. Герой создает атмосферу повышенной тревожности на педсоветах, беспокоясь, как бы не дошли до начальства сведения о том, например, что ученики шумят в классах. К самому начальству Беликов относится с великим почтением и того же требует от окружающих. Беликова боятся и слушают коллеги и даже директор гимназии. Вокруг героя формируется удушающая атмосфера, «как в полицейской будке». Некоторые коллеги считают Беликова доносчиком.

Кадр из экранизации “Человек в футляре”

Вне работы Беликов ведет себя не лучше. Герой выходит в общество и посещает знакомых, но эти визиты даются ему тяжело и совершает их Беликов только приличия ради. В городе Беликова опасаются, дамы боятся устраивать по субботам домашние спектакли, люди боятся даже отправлять письма или повышать голос. А сам герой боится общественного мнения и поэтому не держит дома женской прислуги и даже в еде ориентируется не на собственные вкусы, а на то, что подумают люди, если увидят его за трапезой.

Беликов постоянно всего боится и даже в собственной квартире не может спокойно спать: опасается за собственную судьбу, потому что думает, что или слуга во сне его зарежет, или в дом заберутся воры. Сама квартира героя похожа на ящик. Маленькая спальня, кровать с пологом, всюду задвижки и ставни. Герой боится людей до такой степени, что ему тяжело идти рядом с кем-то, и многолюдная гимназия, где Беликов работает, тоже вызывает у того страх.

Беликов и Варя

Однажды Беликову случилось влюбиться. Произошло это после знакомства с Варей, сестрой одного из молодых коллег Беликова. Однако эти отношения заканчиваются ничем. Герой боится жениться, потому что «как бы чего не вышло», а брат девушки однажды выгоняет Беликова из квартиры и спускает того с лестницы. Эта унизительная сцена происходит на глазах у Вари. Униженный Беликов возвращается домой, ложится в постель и больше не встает, а через месяц умирает, завершив таким образом свою печальную биографию. По мнению современных специалистов, чеховский Беликов — классический психастеник.

Цитаты

«Хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие».

«Все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

«Женишься, а потом чего доброго попадешь в какую-нибудь историю».

«Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

Образ и характеристика Беликова в рассказе “Человек в футляре”: описание и портрет в цитатах

Беликов и Варенька.
Художник Д. Дубинский

Господин Беликов является главным героем рассказа “Человек в футляре” Чехова.

В этой статье представлен образ и характеристика Беликова в рассказе “Человек в футляре”, описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.

Все материалы по рассказу “Человек в футляре”>>

Образ и характеристика Беликова в рассказе “Человек в футляре”

Беликов – учитель греческого языка:
“. некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. “

Внешность Беликова:
“. своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька. ”
“. и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой. ”
“. рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили. ”
“. говорил он мне со слабой кривой улыбочкой. “

Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто:

“. Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. ”
“. однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком. ”
“. человек, который во всякую погоду ходит в калошах. ”
“. А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода. “

Возраст Беликова – за 40 лет:
“. Ему давно уже за сорок. “

Беликова называют “человеком в футляре”, потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира:
“. еще глубже ушел в свой футляр. ”
“. у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. “

Беликов держит свои мысли в футляре. У него “футлярные”, узкие соображения:
“. И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. ”
“. он просто угнетал нас своими чисто футлярными соображениями. “

Беликов хранит свои вещи в футлярах и чехлах – зонт, часы, нож и т.д.:
“. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике. “

Беликов – тревожный, робкий человек:
“. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было;

Беликов любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности: “. древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. ”
“. О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением. “

Беликов все время боится, “как бы чего не вышло”:
“. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо:
– Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло. “

Беликов не любит, когда кто-то нарушает правила:
“. Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло. “

Беликов – чрезмерно осторожный и мнительный человек. Этим он угнетает окружающих:
“. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот‑де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло. “

Беликов – солидный, уважаемый человек:
“. за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов. “

Беликов работает в гимназии 15 лет:
“. держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. “

Беликов ходит в гости для приличия, а не ради удовольствия:
“. ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью. “

Учителя и даже директор боятся Беликова:
“. Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. ”
“. вот подчинились же, терпели… То‑то вот оно и есть. “

Весь город боится Беликова:
“. однако же этот человечек держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты. “

Беликов создает вокруг себя удушающую атмосферу, как в полицейской будке:
“. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке. “

Обстановка в квартире у Беликова похожа на футляр:
“. И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло.

Спальня Беликова тоже похожа на футляр или ящик:
“. Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. “

Беликов боится общественного мнения. Он не хочет, чтобы о нем думали плохо:
“. Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно. ”
“. Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, – пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная.

Беликов боится, что его слуга его убьет, что его обворуют и т.д.:
“. И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны. “

Беликов по натуре одинокий человек. Он не любит быть среди людей:
“. а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко. “

Беликов не любит шум:
“. Очень уж шумят у нас в классах, – говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству. “

Беликов очень почтительно относится к властям:
“. И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям. ”

Читайте также:  Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского

Учитель Коваленко считает Беликова “фискалом”, “мерзкой рожей” и “Иудой”:
“. не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу. ”
(*фискал – то есть ябедник, доносчик)
“. Я не люблю фискалов. ”
“. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой. “

Знакомство с Варенькой и смерть Беликова

“. этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. “

“. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал. “

“. Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария. “

Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе “Человек в футляре” Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Характеристика Беликова из рассказа Чехова «Человек в футляре»

Произведения Чехова характерны тем, что в них есть тонкий юмор и доля злой иронии. После их прочтения на душе остаётся тягостное чувство незаконченности, поскольку писатель нередко оставлял свои литературные творения незавершенными, позволяя читателю самостоятельно придумать концовку. Не стал исключением и рассказ «Человек в футляре». Характеристика Беликова для полного понимания произведения нуждается в тщательном раскрытии.

Беликов как типаж людей

Главный герой не является литературным портретом одного человека. Он служит олицетворением определённого типажа людей, обладающих характерными чертами и поведением. Это замкнутый и слабовольный психотип: герой не любит изменений, предпочитает размеренный образ жизни всяческим непредвиденным ситуациям и стрессам.

Такие черты характера нарочно до невозможности утрированы в чеховском повествовании. Сделано это для того, чтобы высмеять подобное поведение перед читателями, представив его пороком и болезнью души. Эти качества людей не только носят асоциальный характер и вредны для общества, но и приносят страдания их носителю.

Несмотря на комичность персонажа в описываемой ситуации, эти люди реально существуют в жизни с более или менее выраженными чертами. К ним относятся:

  • боязнь перемен;
  • постоянный поиск изоляции от внешнего мира;
  • чрезмерная склонность к предрассудкам;
  • крайняя восприимчивость к обидам.

Как правило, если такие проявления имеют место в молодости, то с возрастом они только заостряются и начинают превалировать над всеми другими качествами, принимая абсурдный характер. В современном мире есть подходящая трактовка этому поведению, взятому из психиатрии. Эта болезнь называется аутизмом.

Психические отклонения

Аутизм не вредит окружающим. Есть много людей, страдающих этим заболеванием, но они способны жить в обществе и взаимодействовать с ним, пусть и с трудом. Беликову же можно причислить не только аутизм, но и синдром навязчивых состояний, а также манию величия, которая отягощает жизнь окружающих его товарищей.

Больной человек обычно не понимает безрассудности своего поведения и поступков. Он считает, что это совершенно нормальное явление, его действия подчинены логике и здравому смыслу. В принципе, глухота к собственному поведению и неспособность к анализированию своей личности характерны для всех душевнобольных людей. Именно эта особенность и отличает их от нормальных. Как говорится, если человек признал, что он дурак, то он уже не дурак.

Комичность персонажа

На протяжении всего рассказа автор рисует персонажа в самом нелепом свете и описывает его в смешных ситуациях. Иногда они вызывают улыбку, а иногда — удивление и сочувствие. Чехов даёт очень ёмкое и меткое прозвище Беликову — Человек в футляре. Такое заключение было сделано на основе того, что его герой всячески пытался оградиться от внешнего мира: всегда носил длинный плащ, любил уединение, проявлял футлярность даже в мелочах. Кроме того, по профессии он был учителем греческого языка и любил преподавать свой предмет. Работа стала для него уютным миром.

По мере чтения улыбка у читателя будет постепенно спадать, сменяясь снисхождением, осуждением, состраданием, а затем преобразуясь в грусть. Развязка рассказа заставляет задуматься о прочитанном, невольно появляется искреннее сочувствие к Беликову и его горькой доле душевнобольного человека.

Несчастие героя

Центральным сюжетом повествования является момент, когда герой влюбился. Сопровождается это событие удивлением автора, поскольку оно явно не характерно для образа персонажа и противоречит имеющимся у него качествам. Всю жизнь Беликов жил в затворничестве и избегал даже самых незначительных стычек с внешним миром, но вдруг в его судьбе возникла женщина.

Роковое событие

У Беликова начал появляться страх ответственности за свои чувства. К слову, его женитьба не была единоличным решением. Друзья, знакомые и коллеги стали соучастниками этого замысла. Любовь Беликова была подстрекаема со всех сторон и могла превратиться в угрозу для его спокойной жизни.

Автор писал, что от скуки и нечего делать этого человека решили женить. Друзья знали его характер и могли предсказать последствия, к которым приведёт такая затея. Можно сделать несколько предположений, почему знакомые на это решились:

  • внутренняя и скрытая неприязнь к надоедливому человеку;
  • реальная заинтересованность в счастье друга, коллеги;
  • очередной способ посмеяться над своим странным товарищем.

Но их затея имела печальный конец. Предшествовал ему ряд событий, которые произошли в жизни главного героя. Беликов имел привычку ходить к своим товарищам домой и безмолвно просиживать там некоторое время. Такие визиты он называл поддержкой дружеских отношений, хотя ему они не приносили удовольствия.

Однажды он заметил, как его возлюбленная со своим братом катается на велосипеде. Это ему показалось неслыханным неприличием, поскольку в его понимании девушке не пристало разъезжать на велосипеде. Свои мысли он изложил товарищу, но тот только пожал плечами. Придя домой к брату девушки, Беликов решил искренне предупредить его из самых благородных побуждений, что катание на велосипедах с сестрой может пагубно отразиться на его репутации и привести к различным слухам.

Уязвлённый стыдом

Вполне предсказуема и понятна реакция брата, когда он спустил с лестницы своего собеседника за то, что тот вмешивается в его личные дела и смеет делать такие замечания. К несчастью, это всё увидела его возлюбленная. Не предполагая, какое это возымеет действие, она начала добродушно смеяться над смешным падением своего поклонника. Это и был роковой момент для Беликова, поскольку ему и в страшном сне не могло присниться такое постыдное положение.

Уязвлённый мягкосердечный герой не мог вынести насмешки над ним. Ему показалось, что всё пропало, оборвался смысл дальнейшей жизни. С тяжёлым чувством вернувшись домой, он слёг и больше не вставал, а вскоре так и умер. Мало кто поймёт эту смерть, большинству людей она покажется нелепой, ненастоящей, выдуманной.

Но не нужно недооценивать ранимость некоторых человеческих душ. У людей, страдающих аутизмом, крайне обострена восприимчивость к обидам и насмешкам. Слова могут ранить. Возможно, это связано с низкой самооценкой. Мучимые своими страхами и пороками, аутисты оказываются довольно истощёнными людьми и могут не вытерпеть насмешек и указывания на их недостатки.

Трудно сказать, что хотел сказать этим произведением автор. Основываясь на том, что всё повествование было ироничным, в нём постоянно ощущалась насмешка, можно сделать вывод о философской наклонности авторской морали. Всю жизнь его персонаж только и делал, что ограждался от мира, всего боялся и избегал. В итоге он умер из-за какого-то пустяка. Стоило ли бояться жизни и прятаться от всех её даров, если в результате всё равно окажешься заколоченным навеки в «футляр»?

Описание посыла автора

Презрение к жизни и бесполезность человеческого страха — вот что, скорее всего, хотел сказать Чехов. Невозможно оградиться от жизни полностью, несмотря на все старания. Если будет практиковаться такой подход, то человек «просядет» в своей духовной силе, ведь трудности закаляют его, при их отсутствии невозможно стать сильнее.

Это хорошо видно на примере Беликова, который всю жизнь боялся всего. Как выяснилось, ему не помогла его осторожность, и он был поражён самым пустяковым оружием — насмешкой и стыдом. Мораль автора заключается в том, что необходимо иметь в жизни следующие качества:

  • способность от души посмеяться над собой;
  • анализировать собственные поступки;
  • не бояться всего нового и смело смотреть в глаза переменам;
  • презирать жизнь и относиться к ней легче.

Когда человек может подколоть себя сам, обнажив при этом свои недостатки, ему не страшны никакие сторонние оскорбления. Именно этого не хватало главному герою, иначе он бы не оскорбился смехом женщины над ним.

Другой аспект человеческого взгляда должен заключаться в способности преодолевать свои страхи и понимать суть жизни. Незачем всего бояться и страшиться перемен, когда рано или поздно предстоит умереть. Даже самый сильный страх не сравнится с представлением о смерти.

Смерть — это конечный пункт, поскольку никто не знает, что это такое. Но любые проблемы и страхи могут быть преодолимы, ведь жизнь на них не обрывается. В ней рождаются разные люди, а одной из особенностей человека является сочувствие. Вполне допустимо, что этим жизненным качеством были немного обделены остальные персонажи. Вместо того чтобы снисходительно и с дружеской улыбкой относиться к странностям своего друга, над ним решили потешиться.

Таким людям нужна помощь, ведь они не виноваты в своей болезни. Только поняв и по-человечески отнесясь к их странным выходкам, не осуждая и не упрекая, можно направить их в сторону излечения недуга. Любовь и поддержка способны на всё, особенно они необходимы людям с психическими расстройствами и отклонениями.

Анализ рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)

Чехов знаменит своими лаконичными сатиричными рассказами, в которых он высмеивает различные пороки людей. «Человек в футляре» — это один из таких рассказов, он был написан в 1898 году. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом.

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное.

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

Жанр, направление

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.
Читайте также:  Анализ повести Страшная месть Гоголя

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер.

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется.

Главные герои и их характеристика

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.
  2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.
  3. Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он.
  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.
  5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
  6. Город. Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.
  7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Проблемы

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция.

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова.

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

Критика

Этот рассказ занимает важное место в творчестве Чехова, так как многие критики учли тот факт, что писателю удалось совместить сатирический рассказ с чем-то очень серьёзным и важным.

Александр Алексеевич Измайлов (литературный критик и публицист ХІХ века) писал: «Начатая с улыбкой на устах комическая история досказывается серьезным голосом, в котором слышится легкое дрожание».

Создание и описание образа Беликова вызывает восторг и уважение, также подчёркивается роль деталей в рассказе «Человек в футляре» (например, Беликов носил абсолютно все свои вещи в маленьких футлярах и преподавал мертвый язык). Некоторые люди даже сочувствовали герою. Например, А.О. Смоленская подметила художественное своеобразие «Человека в футляре»:

«… в ничтожестве его – его и сила, сила потому, что у него ничтожество, а у людей, с которыми он живет, ни величины, ни ничтожества… ничего… хоть «шаром покати» . Со дня рождения его держали под крышкой, под колпаком, давили его… и задавили в нем все человеческое живое… и это давление создало силу… сума давлений – его сила… они отложились в нем, как в земле откладываются пластами каменные породы, и образовали искреннее, глубокое, твердое, святое убеждение, что так надо жить, что его священный долг так действовать».

Но не все критики высказались положительно. Были и резко негативные отзывы о рассказе. Например, К.П. Медведский назвал книгу «бессодержательной»:

«Рассказ бессодержателен, плох, но обойти его молчанием нельзя, потому что в нем с чрезвычайною ясностью раскрываются основные недостатки писателя, умеющего воспроизводить лишь внешние стороны житейских явлений».

В.Г. Вальтер отметил, что образ Беликова будет близок и понятен провинции, но никак не большому городу:

«столица Вас плохо поймет, а провинция будет бесконечно благодарна, и хоть действия мало, а хорошо бы запечатлевать в умах людей такие типы и сцены».

С ним согласился и рецензент И.И. Горбунов-Посадов, но при этом он отметил положительное влияние текста на читателя:

«Такие рассказы, как Ваш «Человек в футляре», хорошо будят, расталкивают (как и сильное описание провинции в «Моей жизни»)».

Но даже в этом вопросе критики не пришли к единому мнению. Некоторые из них посетовали на трагичность и депрессивность рассказа:

В своих записях это обозначил и Е.А.Ляцкий: «Нет, больше жить так невозможно! — таков рецепт г.Чехова современному читателю.

Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу это подметила: «вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».

Это рассказ, темы и проблемы, затронутые в нём были актуальны и являются актуальными до сих пор, в этом заключается значение творчества А.П. Чехова для потомков.

Ссылка на основную публикацию
геройхарактеристика
беликовучитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленконовый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвараэто сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная. она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик