Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке

Характеристика главных героев сказки «Городок в табакерке»

Владимир Одоевский — известный русский писатель эпохи романтизма, основоположник музыкознания, издатель множества журналов и альманахов. За время своей творческой деятельности написал много произведений, которые и сегодня пользуются популярностью. Одно из них — «Городок в табакерке». Характеристика главных героев поможет понять суть сказки.

История создания

Многие писатели в начале XIX века использовали жанр сказки. Это позволяло показать соединение реального и вымышленного миров в романтическом контексте. В таком «двоемирии» глубоко раскрывался характер героев, ведь каждый из них мог увидеть себя со стороны. В этом стиле писали Жуковский, Погорельский и т. д.

Владимир Федорович Одоевский написал свое произведение «Городок в табакерке» в 1834 году. Сказка стоит особняком, ведь автор преследовал иную цель при соединении двух миров. Главный герой его творения, оказавшись в волшебной среде, принимает ее за реальность.

Мальчик узнает много нового и интересного, например, — устройство музыкального инструмента. Волшебство и познание через призму сказки — то, что доступно детям, а не взрослым.

Основным связующим элементом между реальностью и волшебством является мальчик Миша. Вымышленный мир раскрывается одновременно с двух сторон. Автор указывает, что дорога к устройству изделия и ворота — перспектива, но тоже время «вход» в городок отражает реальность.

Устройство шкатулки — функциональное «размещение» обитателей зазеркалья. Каждый герой произведения наделен определенными чертами характера, которые проявляются во внешнем виде, речи и т. д.

В советское время Владимир Одоевский считался периферийной фигурой литературы. Именем мужчины тогда не были названы улицы, ему не устанавливали памятников. По мнению Википедии, «Городок в табакерке» — самое популярное произведение писателя. В свое время его часто использовали в качестве введения при изучении законов классической механики.

Главные герои

«Городок в табакерке» — сказка, которая отличается особой манерой повествования. Автор смог соединить в единую цепочку реальность и фантастику. Юный Миша, уснувший с музыкальной шкатулкой, попадает в загадочный волшебный мир, персонажи которого показывают ему систему государственного управления на примере собственного города.

Миша и его папа

Главного героя произведения Одоевского звали Миша — простой мальчик, который очень любит родителей. Отец является для него безусловным авторитетом. Мужчина дарит сыну музыкальную табакерку. Юный Михаил любознательный, ему интересен принцип работы устройства. Долго всматриваясь в шкатулку, он неожиданно попадает в город, находящийся внутри.

Последующее знакомство Миши с колокольчиком помогло ему разобраться в непростом механизме работы шкатулки. В сказочном городе герой изображен любопытным и доброжелательным. Попытки подростка изменить местный жизненный уклад оказываются безуспешными, в результате городок разрушается на глазах. После пробуждения Михаил понимает, что увлекательное путешествие было лишь сном.

Отец Миши — умный и заботливый мужчина, который старается привить мальчику вежливость и любознательность. Он подарил Михаилу музыкальную шкатулку, но рассказывать принцип ее работы не стал. Папенька хотел, чтобы отпрыск самостоятельно изучил механизм работы устройства.

Мужчина — мудрый воспитатель. Именно благодаря отцу в сказке «Городок в табакерке» Миша научился не только получать знания, но и выработал в себе определенные характеристики:

  • пытливость;
  • самостоятельность в поиске и получении информации.

Это произведение интересно людям всех возрастов. Детей оно привлекает фантастическим миром вымышленного города, взрослые могут уловить в сказке философские нотки: действующая система напоминает государственный управленческий механизм. Каждый винтик этой машины выполняет свои функции, выход из строя любого элемента может стать причиной распада системы.

Мальчик-колокольчик и Валик

Когда Миша попал в сказочный город, первым ему встретился мальчик-колокольчик. Последний одет в стальную юбку в форме колокола, голова покрыта золотом. Местный житель рассказал гостю особенности устройства города.

Мальчики-колокольчики, проживающие в городке, очень трудолюбивые. В шкатулке они нужны для создания музыки. Их ежедневное занятие — звон.

Дяденьки-молоточки пристально следят за деятельностью мальчиков, больно ударяя их за плохую работу. Колокольчики — маленькие винтики огромного механизма. Они подробно рассказали Мише о различных физических явлениях, научили его законам рисования.

Валик — ленивый герой, который постоянно лежит на диване в халате. Его задача — управление молоточками и надзор за их деятельностью. Сам надзиратель считает себя добрым, но он никак не контролирует жизнь в городе.

Дяди и Царевна

Менее положительные персонажи сказки называются дядями-молоточками. Они отличаются от других длинными носами и злыми глазами. Герои подчиняются надзирателю. Последний задевает их крючками, приводя в работу. Дяденьки ходят по городу и бьют мальчиков-колокольчиков.

Главная роль в городе отводится Царевне Пружинке, без нее шкатулка не будет работать. Механизмам приводится в действие по определенному алгоритму:

  1. Сначала Пружинка толкает надзирателя.
  2. Валик движется, оказывая давление на молоточки.
  3. Последние стучат по мальчикам-колокольчикам.

Так в шкатулке создается музыка. Если вывести из строя пружинку, весь механизм перестанет работать. Отец предупреждал Мишу об этом, однако мальчик решил проверить все опытным путем. Он сжал пружину, и она вылетела. В результате шкатулка вышла из строя. Мальчик проснулся от сильного испуга. Он очень боялся испортить подарок отца.

«Городок в табакерке» — очень интересная и познавательная сказка Владимира Одоевского. Малышей привлекает волшебство вымышленного города, взрослым произведение наглядно демонстрирует систему государственного управления. После прочтения формируется четкое понимание того, что в любом механизме важна каждая деталь, даже при поломке самой маленькой из строя может выйти вся система.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

вторник, 5 июня 2018 г.

“Городок в табакерке”

Одоевский В. сказка “Городок в табакерке”

Жанр: волшебная литературная сказка

Главные герои сказки “Городок в табакерке” и их характеристика

  1. Миша, мальчик, очень любознательный, пытливый, которому все на свете интересно, добрый и отзывчивый.
  2. Папа мальчика, добрый и умный, хотел, чтобы мальчик до всего дошел своим умом.
  3. Мальчики-колокольчики, звонкие и веселые, бойкие, насмешники
  4. Дядьки-молоточки, суровые и принципиальные
  5. Надзиратель Валик, ленивый и неповоротливый
  6. Принцесса Пружинка, легкомысленная, ветреная, важная.

План пересказа сказки “Городок в табакерке”

  1. Подарок отца
  2. Чудесная табакерка
  3. Мечты Миши
  4. Приглашение колокольчика
  5. Перспектива
  6. Колокольчики
  7. Молоточек
  8. Валик
  9. Сломанная Пружинка
  10. Пробуждение

Кратчайшее содержание сказки “Городок в табакерке” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Папа дарит мальчику Мише музыкальную табакерку и предлагает разобраться в том, как она работает
  2. Миша видит колокольчика и с ним проникает в городок в табакерке
  3. Он узнает от колокольчиков про молоточки,от молоточков про валик
  4. Миша находит пружинку и останавливает ее, пружинка лопается
  5. Музыка прекращается и мальчик просыпается
  6. Папа предлагает Мише изучать механику.

Главная мысль сказки “Городок в табакерке”
Любое устройство работает благодаря взаимодействию всех его частей, деталей. Каждая деталь в механизме очень важна.

Чему учит сказка “Городок в табакерке”
Эта сказка учит нас внимательности и наблюдательности. Учит анализировать увиденное и делать выводы. Учит пользе учения и знаний.

Отзыв на сказку “Городок в табакерке”
Мне очень понравилась эта сказка, главный герой которой, мальчик Миша, смог самостоятельно понять, как устроена табакерка и почему она играет музыку. Мне нравится наблюдательность мальчика, а также то, что эта сказка не только увлекательная, но и познавательная.

Пословицы к сказке “Городок в табакерке”
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Читайте также:  Сочинения по сказке Волшебник Изумрудного города

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Городок в табакерке”
Однажды папа подарил Мише чудесную табакерку из черепахи. На табакерке был сделал целый город, с домами и деревьями, а из табакерки звучала красивая музыка.
Миша очень захотелось попасть в табакерку, но папа объяснил ему, что он слишком большой, а табакерке живут колокольчики. Он приподнял крышку табакерки и мальчик увидел внутри колокольчики, валики, молоточки, пружинку. Папа велел Мише подумать зачем все это нужно и не трогать пружинку.
Миша долго смотрел на табакерку и вдруг из ворот выбежал мальчик в золотой юбочке и позвал его внутрь.
Миша прошел в ворота, которые ему оказались в пору, и пошел дальше. Но каждые следующие ворота казались меньше предыдущих и Миша боялся, что он не сможет пройти. Но мальчик-колокольчик провел его и попросил обернуться. Миша увидел, что теперь наоборот первые ворота были самыми маленькими.
Наконец Миша очутился на улице города и увидел много колокольчиков разного роста. Они отличались голосом. Миша сказал им, что колокольчики живут весело, но колокольчики пожаловались на скуку и однообразие. К тому же они рассказали мальчику про дядек-молоточков.
Миша увидел молоточков, которые постукивали колокольчики, и спросил их зачем они это делают. Молоточки отправили его к надзирателю-валику.
Миша смотрит, действительно лежит Валик на диване в халате, а как поворачивается, так крючочками молоточки цепляет, те по колокольчикам и стучат.
Спросил Миша, зачем он велит молоточкам по колокольчикам бить, а Валик расшумелся и прогнал Мишу.
Идет мальчик дальше, видит шатер, в шатре царевна-пружинка. То свернется, то развернется, и Валик толкает.
Спросил ее мальчик, зачем он надзирателя в бок толкает, а Пружинка ответила, что иначе бы музыки не было.
Хотел Миша проверить ее слова, прижал пружинку пальчиком, а та вдруг лопнет. Все стихло, сломалось. Испугался Миша и проснулся.
Рассказал Миша свой сон папе, а тот и говорит, что понял он отчего музыка играет, но чтобы лучше понять, механике учиться надо.

Герои Городка в табакерке Одоеского (характеристика персонажей)

Главные герои

Миша

В сказке описывается сон, который видит главный герой, находясь под впечатлением от чудесной музыкальной табакерки со сложным внутренним механическим устройством. Зовут главного героя Миша.

Миша – воспитанный, благожелательный, послушный мальчик, приветливый и добродушный. К своим родителям Миша относится с любовью. Он ласков с ними. Когда он обращается к отцу, он называет его «папенька», а маму зовет «маменька». Родители в Мише души не чают. Они стараются всесторонне развивать своего ребенка.

Миша любит рисовать, а читать не очень любит.

Миша очень впечатлителен, у него богатая фантазия. Вид табакерки с целым городком внутри, какой Миша еще никогда не видел, произвел на него столь неизгладимое впечатление, что, заглядевшись на табакерку и замечтавшись, он погружается в сон.

В состоянии сна в нем открываются исследовательские способности, просыпаются любознательность и любопытство. Миша задает мальчику-колокольчику много вопросов. Он неожиданно начинает видеть то, на что наяву он не никогда не обратил бы никакого внимания, замечает необычное в привычных вещах и явлениях.

Отец Миши

Отец Миши старается подталкивать своего ребенка к тому, чтобы он развивался, узнавал что-то новое. Отец для Миши – «папенька». Слово папеньки для Миши – непререкаемая истина, закон.

Мальчик-колокольчик

Мальчик-колокольчик – один из приснившихся Мише жителей Городка.

Миша во сне видит много мальчиков-колокольчиков, но один из них встречает Мишу и предлагает ему совершить с ним прогулку по Городку.

Мальчик-колокольчик очень учтив. Но Миша замечает, что Мальчик постоянно приговаривает: «Динь-динь-динь». Мальчик говорит, что это такая поговорка. Когда Миша говорит, что не хорошо постоянно употреблять поговорки (так говорил ему папенька), Мальчик-колокольчик немного обижается. Но Мальчик-колокольчик отходчив, долго он не сердится.

Мальчик-колокольчик рад случаю показать свои знания. Он объясняет Мише законы перспективы и акустики. Правда, как выясняется, мальчик-колокольчик в школе не учится и ему от этого очень скучно.

Второстепенные герои

Мальчики-колокольчики

У мальчиков-колокольчиков нет родителей, зато у них есть дядьки, которые по ним постукивают. У мальчиков много свободного времени. Они не знают, чем бы заняться. Они очень страдают от скуки: у них нет ни книжек, ни картинок. Даже в школу им ходить не надо.

Внешне мальчики-колокольчики очень похожи между собой. У всех мальчиков-колокольчиков золотая головка, и все они одеты в стальные юбочки. Они различаются только размерами: одни мальчики колокольчики побольше, другие поменьше.

Мальчики-молоточки умные и добрые.

Дядьки-молоточки

Дядьки-молоточки злые и сердитые. Они ходят по городу и стучат по мальчикам-колокольчикам. Стучат и приговаривают: «Тук-тук-тук». Они стучат по мальчикам-колокольчикам, чтобы выполнить приказ своего начальника. Начальник у них – надзиратель, господин Валик.

Валик

Валик – господин в халате с крючками. Он проводит свою жизнь, лежа на диване и ворочаясь с боку на бок. Больше он ничего не делает. Крючки на его халате цепляют дядек-молоточков, заставляя постукивать мальчиков-колокольчиков. А сам Валик – добрейший господин – не причем: он вроде как спит, ничего не видит, ничего не слышит, ни о чем понятия не имеет. Его любимая присказка – «Шуры-муры, шуры-муры».

Но и у господина Валика свое начальство есть – это Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка

Царевна-Пружинка напоминает змейку. Как змейка, она то сворачивается, то разворачивается. Царевна-Пружинка неустанно толкает надзирателя Валика в бок.

Мать Миши

У Миши есть мама, или маменька, как зовет ее Миша. Мишина маменька вместе с папенькой наблюдает, как Миша рассматривает табакерку и как он засыпает. Ей очень смешно и весело. Когда Миша просыпается, он слышит, как маменька смеется.

2 вариант

В произведении показан образ русского князя Владимира Федоровича Одоевского, который является одним из основоположников познания музыкального искусства. Также, он являлся писателем и философом, и был замечен в изучении оккультизма. Он написал множество произведений, в том числе и сказочные истории. Также, к одним из таких работ можно отнести и работу о «Городке в табакерке», который имеет глубокий смысл тех вещей, которые раскрывают всю истину работы бюрократической системы страны. Произведение действительно отражает крайне актуальную и удивительную тему того, как может одна музыкальная игрушка оказаться очень занимательной и интересной.

Образ мальчика Миши

Главным героем произведения является мальчик по имени Михаил, который с большим интересом слушал размышления своего папы. В данном произведении рассказывается о герое, который начал интересоваться вопросом того, что же находится внутри этого города, и из чего он состоит. Герой является крайне любознательным и послушным мальчиком, и как-то раз он оказывается в чудесной стране, где основными героями были маленькие ребята – колокольчики, которые рассказывали ему о том, как работает данный механизм. Персонаж был крайне любознательным и наблюдательным, именно поэтому ему удалось понять столь сложный и комплексный механизм. И все-таки, это был волшебный сон, в котором герой увидел себя внутри табакерки.

Показан в произведении и образ умного и заботливого отца Миши, который мечтал о том, чтобы его сын стан умным и интеллигентным человеком. Он делает ему один из музыкальных подарков для того, чтобы его ребенок сам смог разобраться в том, что же из себя представляет механизм данного устройства. У отца Миши прекрасно получается воспитывать сына, и через игру, он дает ему множество самых разнообразных знаний и навыков. После того, как мальчику удается разобраться в том, что из себя представляет «городок», у него просыпается любознательность и интерес к учебным занятиям.

Читайте также:  История Маши Троекуровой сочинение для 6 класса

Образ мальчиков – колокольчиков

Этих маленьких ребят автор показывает весьма интересно и ярко. Они помогают Мише понять, из чего состоит данное устройство. Помимо этого, данные замечательные существа помогают ему разобраться с теми вопросами, которые касаются мирового устройства, и они направлены на то, чтобы мальчик понял, в чем состоит суть физических законов. Они находятся в табакерке для того, чтобы извлекать из нее музыку, а также, они сожалеют о том, что не имеют какой-либо возможности получить соответствующего образования. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным, оно содержит в себе смысл того, что учеба является необходимым элементом в жизни каждого человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои Городка в табакерке Одоеского

Популярные сегодня темы

В Великую Отечественную войну погибло много советских солдат. Она принесла горе членам их семей, оставила после себя разруху. Каждая вторая семья потерпела скорбь и утрату. Не осталась в стороне и наша семья

Произведение является составной частью цикла литературных творений, который объединяются наличием общего героя в лице гениального сыщика Шерлока Холмса.

По жанру произведение можно отнести к сказке – абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов. Льюис Кэрролл – это его псевдоним.

Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В былине о Садко обычный житель Новгорода не раз совершает фантастические погружения в бездну моря и возвращается сухим и невредимым.

Почти все свои работы Михаил Александрович Врубель создавал по мотивам известного музыкального или литературного произведения. Вот и картина «Царевна-Лебедь» сюжетно связана со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане и оперой Римского-Корсакова.

Одоевский Владимир сказка “Городок в табакерке”

Читательский дневник по сказке Владимира Одоевского “Городок в табакерке”

Автор: Одоевский Владимир Федорович

Название произведения: Городок в табакерке

Число страниц: 16

Жанр произведения: сказка

Главные герои: мальчик Мишенька, его папа, мальчишки-колокольчики, дяденьки-молоточки, надзиратель валика, пружина.

Характеристика главных героев:

Миша — добрый, послушный, хороший мальчик.

Наблюдательный, любознательный и понятливый.

Увидел чудный сон.

Краткое содержание сказки “Городок в табакерке” для читательского дневника

Папенька Мише подарил крохотную модель городка “Динь-Динь” в черепаховой табакерке и попросил не трогать пружинку, чтобы не сломать.

Мальчику захотелось узнать, как табакерка устроена изнутри.

Как вдруг он увидел, что за ним вышел мальчик-колокольчик.

Когда юнец и мальчик-колокольчик попали в город “Динь-Динь”, то увидели, что по колокольчикам стучали дядьки-молоточки, потому что им приказал Надзиратель Валика.

Мишка захотел узнать причину поведения Надзирателя. Он указал на Пружинку.

Возле золотого шатра малыш, наконец, увидел Царевну Пружинка.

Она здесь главная.

Это она толкала Валик под бок, а дядек-молоточков заставляла бить мальчиков-колокольчиков.

Миша прижал ее пальчиком — все утихло.

Мальчик сильно испугался, что сломал табакерку, ведь папа ему говорил не трогать пружинку.

Но оказалось, что это был сон.

План для пересказа:

1) Черепаховая табакерка.

2) Городок “Динь-Динь”.

3) Наказ папеньки.

6) Надзиратель Валика.

8) Все утихло в городке.

9) Мальчишка проснулся.

Рисунок — иллюстрация

Основная мысль

Практически все в природе двигается ежедневной работой.

Все люди и процессы между собой взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Если нарушить хоть одно звено, то вся цепь может разрушиться.

Чему учит произведение “Городок в табакерке”

Эта сказка учит тому, что в мире все важно, ценно, потому что все между собой связано.

Если что-то одно убрать, то может рухнуть все дело.

Мы видим это на примере того, что Мишка остановил пружину, тогда сразу весь городок “Динь-Динь” затих, а табакерка сломалась.

Краткий отзыв по произведению “Городок в табакерке” для читательского дневника

Сказка Владимира Одоевского меня впечатлила.

Это увлекательная, интересная история про мальчика, который попал в городок из табакерки и понял сложный механизм.

Но это все оказалось сном.

Мишенька заинтересовался, как работает это устройство.

Во сне мальчик-колокольчик пригласил его внутрь музыкальной шкатулки.

Там он увидел все механизмы в работе: откуда звук, кто основной двигатель жизни.

По этому произведению можно увидеть, что решение любой задачи всегда приходит к человеку, иногда даже во сне.

А еще мне понравился папа мальчика.

Он рассудительный, умный и мудрый.

Подарив такую вещь, он таким образом научил сына быть самостоятельным.

Рассказ многому учит.

Я уверен, каждый черпнет из него что-то для себя.

Советую ознакомиться с этой познавательной сказкой.

Пословицы:

Одному не под силу, а с товарищами легко.

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалится.

Делу время — потехе час.

Сон правду скажет, да не всякому.

Отрывок из сказки, поразивший меня больше всего:

— Что это за городок? — спросил Миша.

— Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…

И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка.

Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол…

Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Табакерка — музыкальная шкатулка;

затеплилась — начала зажигаться.

Еще читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:

Библиотека читательских дневников автора пополняется

«Городок в табакерке»

Главное открытие Одоевского как детского писателя — произведения научно-познавательной направленности. Ему принадлежит безусловный приоритет в разработке жанра научно-художественной сказки. Сказка «Городок в табакерке» — самое лучшее и самое известное произведение Одоевского для детей. «Сказка должна занимать, тешить ребенка, расшевеливая его воображение, его любопытство», — считал Одоевский — дедушка Ириней. Материалы для сказочника, по мнению писателя, «везде: на улице, в воздухе». Материалом для его первой сказки послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно распространенная и в то же время вызывающая любопытство ребенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего, кстати, музыкальный инструмент под названием «Себастьянон».

Маленький Миша очарован внешним видом табакерки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья с серебряными листиками, солнышко с расходящимися лучами. Еще больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки — происхождение музыки. Естественное желание любознательного мальчика войти в этот игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке», герой путешествует по городку Динь-Динь. В сущности Одоевский знакомит маленьких читателей с устройством заводного механизма музыкальной игрушки. Окутывая рассказ легким сказочным флером, он избегает скуки и рассудочности. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии» (Белинский).

Читайте также:  Образ и характеристика Степана в сказе Медной горы Хозяйка Бажова сочинение

Любознательный пришелец видит множество разновеликих мальчиков-колокольчиков («кто из нас побольше, у того и голос потолще»), их беспрестанно постукивают злые дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый Валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. А всеми повелевает изящная царевна Пружинка «в золотом шатре с жемчужной бахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу музыкального механизма. С удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвязано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает чудесную гармонию. Стоило Мише прижать пружинку, «все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались. ». Городок в табакерке оказывается своеобразной микромоделью мира.

Путешествуя по сказочному городку, Миша, а значит, и маленький читатель, попутно открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. И все это просто и естественно вписывается в повествование. Сказка несет и воспитательный заряд. Подспудно проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. Мальчик-колокольчик тоже преподает Мише важный урок: не торопись с выводами, не суди ни о чем поспешно. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком внятным, простым и убедительным, к чему он призывал воспитателей. Авторская интонация живая, эмоциональная, естественная. Большую роль играют диалоги:

«– Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?

— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь. »

Сказочные персонажи, несмотря на свою «механистичность», имеют свой облик, манеру поведения, свой язык. «Динь-динь-динь», — звенят мальчики-колокольчики. Молоточки, «господа на тоненьких ножках, с предлинными носами», шепчут между собою: «Тук-тук-тук! поднимай! задевай! тук-тук-тук!» «Шуры-муры! шуры-муры!» — шуршит Валик, пребывающий «в палате и в халате».

Миша вежлив, любознателен, несколько наивен. Довольно условный характер главного героя вполне соответствует художественно-педагогической задаче автора: основная роль мальчика — задавать вопросы и выслушивать ответы. Образ мальчика придает сказке композиционную целостность и законченность. Он связывает два плана повествования: реалистический и сказочно-фантастический.

«Городок в табакерке» — первая научно-фантастическая сказка в русской детской литературе. Она до сих пор остается примером образного, художественного решения научной темы в произведении для самых юных читателей. В «Городке в табакерке» отчетливо звучит социальная аналогия (рождение — смерть — романтическое воскрешение человека).

Литературное чтение “Городок в табакерке”

Урок литературного чтения в 4 классе “Городок в табакерке”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в Табакерке.

Цель урока: познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.

1) при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;

2) расширять словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения;

3) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Оборудование: выставка шкатулок, проектор, экран, презентация, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, музыкальные механические игрушки, карточки со словами сказочных героев.

II. Речевая разминка.

Сами песни поют.

– Прочитайте с ускорением.

Как понимаете «гусли-самогуды»?

– Что такое гусли? (старинный музыкальный инструмент, которым обычно сопровождалось пение былин)

-Как образовалось слово «самогуды»?(При помощи двух корней -сам-и-гуд- )

– Чем удивительны гусли-самогуды?

Ш. Введение в тему урока. Постановка цели урока.

-Вы когда-нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?

Посмотрите, что у меня в руках? (Шкатулка). Я её открываю и что мы слышим? (Музыку).

-Какая это музыка? Живая? (Механическая, ведь её играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей).

– А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».

– Эта музыка механическая или живая?

(Живая, но очень похожа на механическую).

– Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!

Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри…

– Интересно ли вам узнать, как устроена музыкальная шкатулка?

– Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение. .

– Как называется произведение?

– Дома вы самостоятельно знакомились с этим произведением.

– А это рассказ или сказка? Объясните.

-Что сказочного произошло с мальчиком Мишей?

– Кто автор сказки? (Владимир Фёдорович Одоевский)

– У этой сказки есть автор. Значит, это какая сказка? (литературная)

-О чем эта сказка

– Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной табакерки.

-Кто главные герои сказки?

– Мы встречаем в сказке фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, колотящие бедных мальчиков-колокольчиков, встретился нам валик-надзиратель и дядьки- молоточки злые, колотящие бедных мальчиков-колокольчиков.

– Как думаете, каким образом эта сказка поможет нам узнать устройство музыкальной шкатулки?

– Сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки, перечитаем внимательно отрывки, в которых описывается устройство шкатулки, чтобы в конце урока иметь реальное представление о том, как она устроена.

С помощью сказочных образов мы с вами познакомимся с законами механики.

IV. Изучение нового материала

– А что такое “табакерка”?

– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

– Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

– Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

– В XIX – начале XX веков дорогие табакерки часто служили и императорской наградой, а генеральским чинам, когда у них уже имелись все полагавшиеся по классу должности ордена, вместо высших орденов жаловались табакерки, украшенные драгоценными камнями и портретами их величеств.

– Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. Устаревшие слова. Счесть нельзя, мудрено, авось-либо, папенька, маменька. Такие слова встречаются редко в нашей речи – это устаревшие формы слов.

Ссылка на основную публикацию