Сочинение по произведению Юшка Платонова (рассуждение)

Сочинение по рассказу Юшка Платонова

Быть добрым сложно. А еще сложнее оставаться добрым на протяжении всей своей жизни. Наш главный герой Юшка – скорее исключение из этого правила. Он – воплощение всех тех человеческих качеств, которых так не хватает этому миру.

Ефим Дмитриевич – прекрасной души человек. Он не держит злобу на обижающих его людей, не отвечает презрением на презрение. Юшка ведет спокойную экономную жизнь, держа в секрете причину своего бедного существования. Андрей Платонов держит нас в неведении большую часть рассказа, не описывая почему этот добросердечный человек не может побаловать себя вкусной едой. У Ефима Дмитриевича есть средства и на одежду, и на хорошую еду, но по какой-то причине он продолжает носить свою единственную пару валенок, и старый тулуп. Люди смеялись над ним, сверяя часы: если Юшка идет на работу, то остальным пора вставать, если отправляется отдохнуть, то другим нужно садиться ужинать.

Мне рассказ показался крайне грустным. Ведь счастливых моментов у Юшки просто не было. Горожане его оскорбляют, издеваются, будь то взрослые или дети. А кто как не он заслужил хотя бы немного счастья? Перед нами трудолюбивый и честный человек, а самое главное – абсолютно одинокий. Никто не пытается с ним подружиться, узнать, что у него на души, или куда он пропадает ровно на месяц каждое лето. Горожане просто придумывали устраивающие их самих варианты. Мы сопереживаем Ефиму Дмитриевичу, считая его старым человеком. А потом выясняется, что этот образ вообще ошибочный, ведь ему всего-то 40 лет.

Временами меня, как и самих героев рассказа, раздражала его доброта. Меня злило, что такому хорошему человеку какая-то маленькая девочка Даша могла задать вопрос: “А зачем ты живешь?”, и он спокойно пожимал плечами на такой вопрос, даже не понимая его сути.

И только в финальной части рассказа, после смерти главного героя, мы узнаем причину его бедного существования. Юшка отказывал себе во всем отдавая все девочке, которую растил. Однажды, он взял на себя ответственность заботиться о сироте. И его старания не прошли даром. Платонов рассказывает нам, что она выросла таким же добрым человеком, как и Ефим Дмитриевич. Его подопечная выучилась на доктора и стала помогать нуждающимся в ней людям.

Автор поднимает тему добра и зла, показывая нам, что жестокие поступки могут быть совершены без какой-либо причины. Мы видим насколько люди могут быть глупы, когда считают, что они вправе судить кого-то по одежке. Как дети становятся похожими на родителей. Но мы также видим, что можно без причины быть добрым, милосердным и любящим.

2 вариант

Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором. Одно из таких произведений – рассказ, который носит название «Юшка». Ну так, о чем же он повествует? Что хотел сказать Андрей Платонов читателю? Какова основная мысль? Об этом и больше в этом тексте.

Начнем с того, что главным героем рассказа является человек, которого зовут Юшка. На вид он выглядит старым, непривлекательным, вызывающим жалость. Хотя на самом деле ему около сорока лет. Его работа – подмастерье кузнеца. Жизнь отыгралась на Юшке и забрала у него зрение и здоровье. Он весьма слабо видит. Выполнял самую тяжкую работу. Жил он весьма бедно, получал маленькую зарплату, не имел своего жилья и не мог себе даже позволить сменить одежду.

Местная ребятня дразнила Юшку. Но тот верил, что они любят его, просто не научны иным способом выражать свои чувства. Он никогда не отвечал злом зло. Он просто молчал. Взрослые же вели себя с ним еще более жестоко, они избивали Юшку, пинали, издевались всячески над ним. Но тот терпел и никогда никого не обижал своими руками.

Каждое лето он ездил в деревню. Многие предполагали, что там жила его дочь, которой он помогал деньгами. Во время пребывания в деревне Юшке становилось легче. Но болезнь начинала прогрессировать по возвращению в город. Он просто чах на глазах.

Однажды он шел по городской улице, и очередной встречный не отказал в себе поглумиться над беднягой. В первые в жизни добродушный Юшка не выдержал и зло ответил, что он нужен этому миру, как и тот прохожий. Это вывело обидчика из себя, и он избил Юшку до смерти. После похорон Юшки жизнь в городе стала еще хуже, ведь теперь отсутствовал человек, служивший «грушей для битья».

Одним днем в кузницу пришла девушка, которая спрашивала Юшку. Она назвала его Ефимом Дмитриевичем. Как она рассказала, она является сиротой, а Юшка давал ей деньги, устроил в школу. Девушка смогла получить образование и стать врачом. Теперь она желал всем сердцем вылечит того, кто любил ее сильнее всех. Но не успела.

С приездом в город девушка решила помогать тем, кому это надо. Все благодарили покойного Юшку.

Мне кажется, что основная идея и посыл рассказа спрятаны в том, что необходимо зло побеждать добротой, любовью, состраданием, как это делал главный герой.

Сочинение-рассуждение 3

Главным героем является мужчина с необычным именем Юшка. Он выглядит старым и страшным и когда его видят окружающие, то начинают сразу же жалеть. А вот жизнь его совсем не жалеет, именно поэтому много лет назад он не только ослеп, но и ослаб. Его самым лучшим занятием является кузнечное дело. Но не смотря на это выполняет он свою работу первоклассно, хотя и получает за нее небольшие деньги, которых даже на жизнь не хватает. У него не было своего дома, да и надевал он постоянно одну и ту же одежду, а все, потому что другой просто не было.

Все местные жители от мала до велика постоянно издевались над ним и смеялись. Вот только наш главный герой совершенно на них не обижался, потому что думал, что по-другому высказать и показать свою любовь просто не могут и не умеют. Поэтому никогда не отвечал им злом, а всегда старался показать им свою любовь в ответ. Но больше всего он старался молчать и не отвечать в ответ злостью. А вот взрослые чаще всего вылавливали его на улице и очень сильно избивали.

Юшке нравилось лето, ведь именно в это время года он уезжал в деревню. Вот только для чего он это делал, не знал никто, а мужчина никому ничего объяснять не хотел. Многие думали, что у него в деревне находится дочь, которой он старался во всем помогать.

Однажды он шел по городу, а навстречу ему встретились местные жители. И они не упустили момента поиздеваться над ним. Вот только на этот раз молчать он не стал, и ответил тем же злом, что и они. А они на эту злость избили его так сильно, что до больницы он не дотянул и умер. Вот только жизнь в городе не наладилась, а стала еще хуже, а все потому что не стало того человека, над которым можно было издеваться и свалить все свои проблемы.

Немного погодя к нему в кузницу пришла девушка, которая знала его как Ефим. Родителей у девушки не было, да и денег на то чтобы поступить в школу. И поэтому наш главный герой решил помочь ей во всем и дать нормальное образование. Спустя несколько лет девушка выучилась на врача и устроилась в больницу. И была очень сильно благодарна Ефиму и теперь решила помочь ему и навестить его. Вот только она немного опоздала и встречи с ним не получилось.

А для того чтобы искупить перед ним свою вину, она решила остаться здесь и помогать всем кому требовалась помощь. Теперь все благодарили Юшку и жалели, что раньше так к нему обращались.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Юшка Платонова

Популярные сегодня темы

В хронологической таблице о жизни Державина включена важная информация о событиях происходящие в ней. Он был предан своему гражданскому долгу. Он смог достичь огромных успехов в жизни и на службе.

Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах.

В каждой семье должен быть ребёнок, который обязан помогать своим родителям по дому. Но многие дети этим недовольны и предпочитают лучше посидеть в компьютере, смартфоне, нежели помочь маме с уборкой.

Произведение является автобиографичным рассказом, основанным на детских воспоминаниях писателя, основной темой которого представляются взаимоотношения человека с природой.

Сочинение по рассказу Юшка, Платонов

Изучая творчество Платонова на уроках литературы, нам нужно написать сочинение по рассказу Юшка. Это произведение знакомит читателя с историей жизни добрейшего человека, который столкнулся с жестокостью мира, но сам подобным не стал. Это история о мире и окружающих людях, которые не понимали, как можно любить просто так, а не за что-то. Здесь читатель может наблюдать и ошибки, и находки, любовь и сострадание, жестокость и бесчеловечность. Юшка — история о простом человеческом счастье, которое мало кто может испытать.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Сочинение по рассказу Юшка

В своих работах писатель Платонов описывал реальную жизнь, во всем ее несовершенстве, без прикрас. А чтобы ярче раскрыть действительность этого несовершенного мира, автор прибегает к образам духовно бедных людей, как например, в рассказе Юшка, сочинение по которому нам задали написать.

Здесь мы видим жестокость и несправедливость, черствость и безжалостность людей. Многие, без зазрения совести, будь это ребенок или взрослый, издеваются над несчастным больным героем. Его зовут Юшка. Именно о нем и рассказывает писатель в своем произведении.

В свои сорок лет Юшка похож на старца. Виной тому стала болезнь главного героя. Он живет скромно, зарабатывает мало, носит одну и ту же одежду, тем самым выбиваясь из привычных устоев сложившегося общества. Поэтому окружающие относятся к нему со злостью, над ним издеваются и частенько избивают. Но Юшка не отвечает злом на зло. Он очень добрый, всех любит, и считает что его тоже любят, просто взрослые не научили детей правильно выражать свою любовь. Даже будучи побитым, истекая кровью, он Юшка уверен что его любят. Если человек был рожден, то значит он нужен этому миру, он необходим окружающим людям, хоть те еще и не поняли этого.

Но однажды Юшка сталкивается с ситуацией, когда он не смог промолчать, и его забивают до смерти. Прав оказался Юшка, считая что окружающим будет его не хватать. Теперь, когда герой похоронен, не на ком стало вымещать злобу и отводить сердце от ожесточения жизнью. Юшка был нужен и как труженик, и как человек.

В рассказе радует лищь одно. Юшка успел оставить после себя след. Не доедая и не допивая, он постоянно ездил в деревню заботясь о сироте, которую взял на попечение, вырастил, выучил, привил девочке сопереживание и любовь. Сирота приехала было в город, хотела отблагодарить Юшку, вылечить от болезни, да не успела. Однако в знак благодарности она осталась врачевать и нести добро, что посеял в ее сердце наш герой. Может быть ей удастся растопить сердца людей, которые действительно стали теперь благодарны Юшке за такой бесценный вклад в этом мире. За доктора, что лечит людей, и может быть вылечит их от жестокости.

Сочинение по рассказу Юшка 7 класс

Произведения Платонова — это небольшие по объему рассказы, которые имеют глубокий смысл. Тому примером стал рассказ Юшка, которое оставляет после прочтения чувство горечи и разочарования. Читатель теряет веру в людей, которых задействовал в своем рассказе Платонов. Создается впечатление, что это не люди, а животные, которые не знают, что такое благородство и порядочность. Животными стали абсолютно все. Они готовы разорвать беззащитного Юшку, что в конце концов и происходит.

Юшку можно сравнить с юродивым. Но, если в древние времена таких людей причисляли к святым, то в рассказе Платонова Ефима безжалостно травили. Этот безобидный человек жил своей жизнью, никому и никогда не причиняя зла. Он был полон любви к окружающему миру, верил что его любят. А то, что люди его бьют и причиняют боль, то просто не знают как проявить к нему любовь и внимание. В жизни Юшка довольствуется малым и ни о чем не жалеет. Он рад, что мог помочь сироте, которую за сэкономленные деньги учит на доктора.

Но, если Юшкой в рассказе Платонова мы можем восторгаться, то окружающие люди вызывают омерзение. Даже в детских сердцах пробивается поросль жестокости, высокомерия и презрения. А разве может быть по-другому, когда взрослые подают еще худший пример. Они бесчеловечны и готовы из-за мелких обид и невзгод выместить свою злость на ни в чем неповинном Юшке. Несмотря ни на что, Юшка сохранил доброту в сердце и оставил после себя такую же добрую и отзывчивую девушку, которая впоследствии приехала в город и продолжила нести в мир любовь и тепло, заботясь о больных чахоткой.

В своем рассказе автор показывает читателю, насколько важно делать добро и дарить любовь, которые обязательно победят жестокость.

Сочинение по рассказу Юшка подойдет для 7 класса.

Сочинение по произведению Юшка Платонова (рассуждение)

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение 7 класс. Добрый и наивный Юшка (по рассказу А.П. Платонова “Юшка”)

1 вариант сочинения

Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир, который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Став врачом, она приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, — свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие. Вы, должно

быть, любите меня. Отчего я вам всем нужен. » Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» — говорит он хозяйской дочери. И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый еще из детских сказок: невозможного нет, все возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное — невеста человечества, и к невозможному летят наши души. »

2 вариант сочинения

Я очень люблю читать — гораздо больше, чем смотреть телевизор. Ведь именно книги дарят человеку новых друзей и знакомых, помогают, не выходя из комнаты, участвовать в увлекательных путешествиях и приключениях. Делая судьбы и истории жизни других людей близкими, книги помогают нам приобретать новый опыт, учиться и совершенствоваться.

После прочтения некоторых книг понимаешь, что их персонажи становятся особенно дорогими, к ним действительно начинаешь относиться как к живым людям, друзьям. Таков и Юшка — главный герой рассказа А. П. Платонова, судьба которого счастливая и трагическая одновременно. Конечно, на первый взгляд, очевидными кажутся лишь беды и проблемы этого удивительного человека. Больной и одинокий, Юшка с утра до вечера работал в кузнице. Все свои деньги, заработанные за год, он отдавал на содержание чужой ему девочки-сироты, а сам отказывал себе даже в покупке насущных, необходимых вещей — одежды, обуви, чая, сахара. Но главная беда, как я считаю, была в том, что доброго и наивного Юшку никто не принимал всерьез и не понимал, все только смеялись над его странностями, а нередко мучали и даже били его. И не было рядом ни одной души, которая могла бы защитить слабого Юшку, разделить с ним радости и тревоги.

И все же этого странного, необыкновенного человека нельзя назвать несчастным, ведь все его существо было переполнено любовью — к людям и животным, деревьям и травам. Этой любовью и были вызваны кротость и смирение Юшки, его жертвенность и душевная щедрость. Постоянно терпя от окружающих обиды и унижения, Юшка был уверен, что и они его любят, просто не умеют

правильно выразить свое чувство, «не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». И лучше всяких слов его правоту подтверждает то, что память о Юшке жила еще долгие-долгие годы после его смерти благодаря той самой девочке-сироте, которая с его помощью выучилась на врача и приехала самоотверженно работать в его родной город. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Читайте также:  Сочинение по повести Тарас Бульба Гоголя

3 вариант сочинения

Юшка — главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова. Описывая его нелегкую, трагическую судьбу, автор пытается вызвать в нас сочувствие к ближним, научить нас любить людей. Юшка, нестарый еще мужчина, был изнурен тяжелой болезнью, туберкулезом, поэтому выглядел почти стариком. Он был слаб телом, но работал всегда исправно. Юшка был молчалив, незлобив, его трудно было чем-либо обидеть. Наверно поэтому многие люди считали его странным, почти юродивым. Дети смеялись, завидев его, кидали в Юшку камнями и ветками. А тот только радовался. Он по своей наивности думал, что неразумные дети его любят, но пока не могут по-другому выразить свою любовь. Взрослые же не многим отличались от глупых детей. Они считали, что если Юшка не похож на остальных, то нет ему на этой земле места. И каждый норовил толкнуть его, обозвать грубым словом, а то и побить, выместить на несчастном свое плохое настроение.

Но ничто не могло превратить доброе сердце Юшки в камень. Он все так же восторгался совершенством природы, любил каждое живое существо. Он целовал цветы, «подымал с тропинки бабочек и жуков», чтобы их не задавили, слушал пение птиц. На природе Юшка отдыхал душой, веселел, забывал о своей болезни и злобе людей.

Но туберкулез все чаще давал о себе знать. Юшка слабел на глазах. Однажды, как обычно, к нему на улице пристал прохожий, стал оскорблять. И Юшка впервые в жизни дал тому отпор, сказал, раз уж он родился, значит нужен всему свету. Прохожий разозлился, толкнул Юшку, тот упал и больше уже не поднялся.

И лишь после смерти бедолаги люди случайно узнали, что на свои с таким трудом сэкономленные деньги Юшка содержал в Москве сироту, бедную девушку. Совсем маленькой он поместил ее в семью, потом, когда она выросла, оплачивал ее обучение. Целью своей жизни Юшка считал дать шанс выжить сироте. Как оказалось, вовсе не зря он жил на этом свете. И хотя долгие года Юшка терпел чужое зло, недоброжелательство и насмешку, он знал, что есть человек, который любит его и будет ему всегда благодарен. Его воспитанница стала врачом, бескорыстно помогала людям, напоминая им о добром и наивном Юшке. Так Юшка, страдая от злости окружающих, остался выше всего этого, прожил свою жизнь достойнее многих, считавших себя совершенством.

СПАДИЛО.РУ

История создания

Рассказ «Юшка» был написан А. П. Платоновым в 1935 г., а впервые опубликован уже после смерти писателя («Радио-Телевидение». 1966. № 17).

Сюжет

Главный герой рассказа — помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, которого люди называют просто Юшкой. Это совершенно изможденный человек, страдающий чахоткой. Несмотря на болезнь, Юшка занимается очень тяжелой работой, получая за это сущие копейки.

Ефим представляет собой очень жалкое зрелище: низкого роста, худой, с белыми, «как у слепца», глазами. На протяжении многих лет он ходит в одной и той же одежде, превратившейся в лохмотья. Юшке всего лишь сорок лет, но выглядит он, как старик.

Юшка — тихий и безобидный человек, чем пользуются все окружающие. Дети дразнят его, бьют и закидывают мусором. Они не могут понять, почему он никак на это не реагирует: «Юшка, ты правда или нет?». Взрослые, особенно пьяные или чем-нибудь огорченные, также срывают зло на нем. После таких бессмысленных побоев Ефим «долго лежал в пыли на дороге». Жалеет Юшку лишь дочь кузнеца Даша, но и она часто говорит ему: «Лучше б ты умер… Зачем ты живешь?».

Каждое лето главный герой рассказа куда-то уходит на месяц. Все в городе думают, что он навещает своих родственников. После таких отлучек ему становится немного легче, но в целом здоровье Ефима все больше ухудшается.

Однажды Юшку, как это часто бывает, остановил прохожий и начал над ним издеваться: «Хоть бы ты помер, что ли». Ефим впервые осмелился возразить: «Я тоже всему свету нужен». Прохожий разгневался и сильно ударил его. Юшка упал и уже не смог подняться. Безобидного человека похоронили и вскоре забыли о нем.

Спустя какое-то время в город пришла девушка и стала разыскивать Ефима Дмитриевича. Кузнец даже не сразу понял, кого она имеет в виду. Оказалось, что Юшка все заработанные деньги тратил на содержание в Москве сироты. К ней он и уходил каждое лето. Девочка выросла, окончила университет и стала врачом. Она пришла, что помочь своему благодетелю, но опоздала. Девушка осталась работать врачом в городской больнице для чахоточных.

Главную идею рассказа отражает пословица «Не стоит село без праведника». С обывательской точки зрения, Юшка — странный и глупый человек, юродивый. Абсолютно непонятно, для чего он влачит свое жалкое и нищенское существование, подвергается насмешкам, оскорблениям и побоям.

Дочь кузнеца удивляют слова Юшки: «Меня, Даша, народ любит!». Она не понимает, как можно любить человека, избивая его до полусмерти. Для Юшки в этом нет ничего странного, ведь «сердце в людях бывает слепое».

Лишь после смерти бесполезного юродивого люди стали осознавать, какую важную роль он играл в их жизни. Юшка принимал на себя всю «злобу и глумление». Он сознательно приносил себя в жертву ради счастья ближнего.

Юшка переполнен любовью ко всему живому: «целовал цветы… гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков». Он олицетворяет собой доброту и милосердие.

Забота о сиротке стала для Юшки делом всей жизни, о котором он никогда никому не говорил. Это проявление самой высокой самоотверженной любви, не требующей никакой награды.

Проблематика

Среди миллионов бесчувственных и жестоких людей встречаются единицы настоящих праведников. Доброта и милосердие Юшки, странность и непохожесть на большинство делают его отверженным в человеческом обществе. Ефима Дмитриевича можно сравнить с Иисусом Христом. Городской юродивый также своими страданиями искупает человеческие грехи.

Проблема состоит в том, что оценить значение Юшки люди смогли только после его гибели. Самого Ефима Дмитриевича быстро позабыли, но его доброта и милосердие продолжают жить в самоотверженной врачебной деятельности бывшей сиротки.

Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям “Сокровенный человек”, “Впрок”, “Котлован”)

Школьное сочинение

Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.

Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено “строителям страны”.

Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть “Сокровенный человек”, герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в “потоке несчастных людей”. Фома Пухов попадает волей судьбы в “поездной состав неизвестного маршрута и назначения” и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: “Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции”. В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: “Все совершается по законам природы!”, “Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!”, “Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!” В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.

В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в “бедняцкой хронике” “Впрок”) различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и “разгибов” в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и “дураков”. Из характерных черт складывается “коллективный персонаж”, отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: “быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно”, “мне тяжело”. Но все же он продолжал упорно работать.

Читайте также:  Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

Сущность эпохи “великого перелома” особенно ярко отражена в повести “Котлован”, посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю “строителей” социалистического общества.

Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда “весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело”. И строители “общепролетарского дома” верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что “посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства”.

Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями “общепролетарского дома”. То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить “впрок”, вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а “общепролетарскому дому” превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной “стройке”, обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.

Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.

И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы “Чевенгур”, “Счастливая Москва”, рассказы “Река Потудань”, “Фро”, “Возвращение”, комедии “Шарманка” и “Ноев Ковчег” и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.

Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени “великого перелома”, напоминая своим намеренно “вывернутым” художественным языком об опасности “тупоумных теорий”, которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.

Тема жестокости в рассказе Платонова «Юшка»

«Жестокость как всякое зло не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод» (Дж. Элиот)

Жестокость — это свойство характера человека, проявляющееся в агрессии, бесчеловечном, грубом отношении к окружающим, миру, природе. Люди, наделенные этим качеством, способны причинить боль другим, доставить им страдания, посягнуть на саму жизнь. При этом другие чувства — сочувствие, сострадание, великодушие — словно атрофируются в их душе. Жестокость разрушает натуру человека.

Эта тема развивается в рассказе А. Платонова «Юшка». Главным героем произведения является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, которого все звали Юшкой. Жизнь его была проста, неприхотлива, с утра до ночи он работал, носил старую одежду. Худой и слабый, он был болен чахоткой и поэтому выглядел совсем стариком. И дети, и взрослые часто нападали на него, считали «блажным», издевались, били. Однако Юшка безропотно терпел все обиды и унижения, считая, что народ любит его, просто «сердце в людях бывает слепое».

Но почему люди мучили его? Потому что он был не похож на них: Юшка был добрый, терпеливый, кроткий. «Да что ты такой блажной, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное? Ты живи просто и ясно, как я живу, а тайно ничего не думай!» — требовали от Юшки окружающие. Его считали юродивым, не понимали, зачем он живет на свете. И вот однажды напал на него прохожий, толкнул старика, и тот больше уже не поднялся. А через некоторое время в городе появилась молодая девушка, разыскивающая Ефима Дмитриевича. Оказалось, что это его воспитанница, судьбу которой он устроил. Девушка выучилась на врача и приехала, чтобы лечить Юшку. Узнав о его смерти, она осталась в городе и стала работать врачом, бескорыстно помогая всем нуждающимся и больным. И все считали ее дочерью Юшки.

Что же хотел сказать Платонов своим рассказом? Жестокость, эгоизм царят в отношениях людей. Причем эта жестокость беспричинна, для проявления ее нет никакой мотивации. Именно поэтому в жизни нет необходимой гармонии.

Другой пример — роман Ч. Айтматова «Плаха». В романе связаны воедино три сюжетные линии — линия Авдия Каллистратова, линия волков Акбары и Ташчайнара, линия чабана Бостона. Произведение начинается описанием волчьей семьи, мирно живущей в Моюнкумской саванне. У них появляются первые волчата. Но это благополучие заканчивается, когда в жизнь саванны вторгается человек. Исконной добычей волков всегда были сайгаки, теперь же люди уничтожают сайгаков, чтобы выполнить план по мясопоставкам. В ходе этой операции погибают волчата Акбары и Ташчайнара. Потом у них снова появляются волчата, но люди начинают строить дорогу к горнорудной разработке, поджигают камыши — детеныши погибают. И в третий раз волкам не удается сохранить свое потомство. В финале мы видим поистине трагическую историю. Коварный, жестокий, безнравственный человек Базарбай, случайно наткнувшись на волчье логово, крадет всех волчат Акбары и Ташчайнара лишь для того, чтобы потом выгодно продать их. По дороге он заходит в гости к чабану Бостону, а затем уезжает со своей добычей. И волки начинают кружить вокруг жилища Бостона. Желая отомстить человеку, Акбара забирает его детеныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибают волки, маленький ребенок, сын Бостона (пытаясь спасти сына, Бостон стреляет в несущую ребенка Акбару), а также Базарбай, похитивший волчат (Бостон в отчаянии убивает его, считая его виновником своего несчастья). Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против уничтожающего ее человека.

Другая сюжетная линия романа — линия Авдия Каллистратова, «еретика-новомысленника», изгнанного из духовной семинарии за свои идеи. Этот герой пытается спасти мир от жестокости, насилия, зла. Он встает на путь борьбы с наркоманами, пытаясь их наставить на истинный путь, хочет помочь им раскаяться, понять их заблуждения. Для этого он вместе с «гонцами» отправляется в азиатские степи за анашой, потом ему приходится участвовать в истреблении сайгаков. Однако путь этот оборачивается гибелью Авдия — сначала его жестоко избивают, сбрасывают с поезда, а потом и вовсе решают от него избавиться — распинают на корявом саксауле. Но смерть героя у Айтматова — это самопожертвование, последние слова Авдия — о «спасении душ людских». И этот образ, конечно, у Айтматова глубоко трагический, потому что герой несет в своей душе ответственность за все человеческое зло, пытается отыскать истину. Поэтому он обречен на гибель.

Образ Авдия в повести напоминает нам образ Христа, распятого за любовь, веру, добро. Таким образом, основная идея повести заключается в том, что в основе всех нравственных, общественных, социальных катаклизмов лежит греховность человека. Именно об этом у Айтматова идет речь во вставной легенде, передающей историю Христа и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. «Итак, знай, правителю римский, конец мира не от меня, не от стихийных бедствий, а от враждебности людей придет. От той враждебности и тех побед, которые ты прославляешь в увлеченности государственной…» — говорит Христос прокуратору перед смертной казнью.

Авторская позиция в романе выражена очень отчетливо, мы остро ощущаем чувство тревоги писателя за погибающую природу, погибающее поколение, за мир, утопающий в пороках. Ч. Айтматов говорит о том, что общество, в основе жизни которого греховность, достижение материальных благ, обесценивание понятий «добро» и «зло» — такое общество обречено на гибель.

Таким образом, жестокость порождает в человеке низменные инстинкты, неизменно ведет к греху и преступлениям.

Ссылка на основную публикацию