Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)

Сочинение Бородино (5 класс, Лермонтов)

Лермонтов посвятил Бородинскому сражению свой гениальный стих под одноименным названием «Бородино». Это произведение носит патриотический характер. Люди сразу полюбили стихотворение за то, что автор написал его простым и понятным языком.

Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.

Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.

Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.

Солдат, который повествует свою историю, все время говорит в стихе «мы», он ни разу не сказал «я». Это значит, что он скромный человек. Он считает, что благодаря сплоченности людей им удалось выиграть войну. Этот солдат простой человек, в нем нет чрезмерной напыщенности.

Полковник разговаривает с солдатами, словно давний друг, он называет их «ребятами». В стихотворении нет пафоса и надменности. Все герои простые. Автор очень точно описал все события, которые происходили во время битвы, природу, погоду и накал страстей во время боя. Читатель чувствует боль рассказчика и словно переживает вместе с ним все события. Читая стихотворение у всех возникает чувство гордости за своих предков.

Вариант 2

Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества, среди обычных людей и среди знати того времени. Данное стихотворение несет много ответов на разные вопросы, которые так же актуальны и ныне. Стихотворение пронизано энергией и чувствами людей, которые переживали войну, они еще молодые и им хочется быть героями, совершать подвиги. В те времена многие мальчишки хотели совершить какой-то подвиг в своей жизни, запомниться чем-то.

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородино по стиху

Популярные сегодня темы

На персонажей произведения «Гроза» была возложена непростая задача, они должны были показать всему народу всю правду об моральных ценностях купцов в том времени.

Писатель Алексей Толстой написал знаменитую повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино». В этом рассказе описывались актеры кукольного театра, главным в этой истории был Буратино, веселый и склонный к авантюрам персонаж.

Я смогу быть счастливым, по любому. Безо всяких «если»… Только нужно такое внутреннее состояние. Просто я заметил, что вот ждёшь чуда, ждёшь хорошего настроения…

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол.

Жизненный опыт человека определяется не только прожитыми годами, но и количеством событий, пережитым им. В данное понятие входят знания и навыки, приобретенные человеком на протяжении его жизни.

Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)

Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать?

В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует? Погоди, еще покажем тебе! Прогоним с нашей земли.
Еще думал я о семье, вспоминал ребятишек. Как там моя бедная жена без подмоги? Ну, ничего, вот скоро разгромим врагов, а то ведь под их властью это не жизнь все равно.

И так все красиво было по утру! Перед боем замечаешь красоту каждой веточки, будто напоследок. Это всегда так – вовсе не плохая примета.

Начался бой. И пушки тут же били, ядра пролетали. Сначала-то французы ровно на нас пошли, тут лишь бы не оробеть. Но скоро бросили свое это построение ввязались врукопашную. Сколько погибло! Мои приятели все полегли, бедняги. Одного взрывом накрыло, второй напоролся на штык. Я сам каким чудом уцелел?

Битву эту не забыть. Грохот, крики, барабаны, всполохи, жар, запах крови, отвага. Да, я будто и боли не чувствовал, пока битва не закончилась. Только после ощутил, как навалилось на меня все: усталость, боль, даже страх… Что дальше-то? Не зря наши погибали? И я на душу грех брал, хотя в войне ничего не поделать: или мы их, или они…

Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов) – Сочинения по литературе

Похожие сочинения:

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино” 1. Когда было написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено? Стихотворение “Бородино” было написано в 1837 году и посвящалось 25-й годовщине Бородинской битвы. 2. В.

Читайте также:  Образ и характеристика Доктора Дымова в рассказе Попрыгунья Чехова

Подвиг народа в Отечественной войне 1812 года (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино”) История создания стихотворения “Бородино”. (Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтов написал в 1837 году и посвятил его 25-й годовщине Бородинской битвы. Этот было первое в русской.

Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика, зрителя “Эх! Летом так хотелось в школу, а сейчас только и думаешь о том, когда прозвенит звонок с последнего урока”, – думал я, сидя на сосновых.

Сочинение муму от лица собаки У животных нет названия, Кто им зваться повелел? Равномерное страдание – Их невидимый удел. Н. Заболоцкий Привет! Меня зовут Линда. Я собака породы ротвейлер. Я.

Бородино – Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про.

Художественный анализ стихотворения “Бородино” Гениальное стихотворение М. Ю. Лермонтова, написанное в 1837 году, – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски.

Сочинение по картине Попова Первый снег от 1 лица в форме дневниковой записи Это было очередное морозное утро, каждый день я просыпался и бежал к окну, чтобы посмотреть, не выпал ли снег. Так было и в этот раз.

Сочинение по картине Григорьева Вратарь от первого лица вратаря Сегодня отличная погода. Листья уже опадают, временами идут дожди. Осень постепенно вступает в силу. Тем не менее, сегодня солнечный день. Теплый. Мы с ребятами сразу.

Помогите написать сочинение от лица петруши рассказ возвращение платонова Есть время в жизни, когда невозможно избежать своего счастья. Это счастье происходит не от добра и не от других людей, а от силы растущего сердца.

Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина – Владимир Войнович Произошло это перед началом войны, не то в конце мая, не то в начале июня 1941 г. Почтальонша Нюрка Беляшева из деревни Красное, окучивая на.

“А Лермонтов есть Лермонтов навеки…” Литературная игра для подготовки к олимпиаде Третий тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе в значительной своей части состоит из вопросов и заданий, выявляющих знание школьниками.

Анализ стихотворения Лермонтова Бородино Произведение “Бородино” было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. “Бородино” – стихотворение, которое.

Сочинение Незнакомка Блока (по стихотворению) В стихотворении Блока видно, что в каждой строке передается окружение героя, безысходность и суета. Незнакомка нужна здесь для того, чтобы выразить насколько все плохо. Люди.

Сочинение по стихотворению Узник Пушкина Для того чтобы понять смысл стихотворения “Узник”, нужно понять, что А. С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается.

Похождения бравого солдата Швейка – Ярослав Гашек Часть 1. В тылу Швейк – бывший солдат, ушедший несколько лет назад со службы по причине своего идиотизма. Теперь Швейк живет в Праге, промышляет продажей.

Действующие лица Персонажи “Вишневого сада” существенно отличаются от персонажей классической драмы, обычно подразделяющихся на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Герои Чехова одновременно парадоксальны и непредсказуемы. Писателя.

Действующие лица и экспозиция в пьесе “На дне” Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову. Домашнее задание.

Играем в “Бородино” “Бородино” М. Ю. Лермонтова традиционно входит в программу пятого класса. Мы с учениками читаем это стихотворение в конце апреля, чтобы на майских праздниках съездить в.

Сочинение на тему Сочинение по стихотворению Тютчева “Не то, что мните вы, природа” -13 Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве.

Внеклассное мероприятие по литературе. Лермонтов Комментарии к книжной выставке “Я рожден, чтоб целый мир был зритель…” Автор: Жукова Ольга Александровна, библиотекарь, воспитатель группы продленного дня; МОУ Славнинская школа, Тверская область.

Мцыри – М. Ю. Лермонтов Мцхет – древняя столица Грузии, основанная там, “где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры”. Тут же, в Мцхете, и.

Два “Демона”. Лермонтов и Врубель Этот урок – заключительный в цикле уроков по творчеству Лермонтова (8-й класс). Занятие начинается с проверки домашнего задания. Вместе с ребятами работает 1-й ведущий –.

Тамбовская казначейша – М. Ю. Лермонтов Это при царе Алексее Михаиловиче в степные сии края ссылали бродяг да фальшивомонетчиков, а как погубернаторствовал на опальной Тамбовщине Гаврила Державин, в ту пору полуопальный.

М. Ю. Лермонтов в военной среде “Какова была обстановка в юнкерской школе, можно судить по тому, что воспитанникам ее было запрещено читать художественную литературу… По уму, по понятиям своим, по жизненному.

М. Ю. Лермонтов. Маскарад Драма в 4-х действиях, в стихах ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Арбенин, Евгений Александрович. Нина, жена его. Князь Звездич. Баронесса Штраль. Казарин, Афанасий Павлович. Шприх, Адам Петрович. Маска.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов (План) Исторические условия формирования. (Эпоха Пушкина и Лермонтова: время накануне восстания декабристов и наступившая после его разгрома реакция.) Сходство и различие взглядов и настроений поэтов. Тема.

Пушкин – Лермонтов – Тютчев Изучение стихотворений А. С. Пушкина “Монастырь на Казбеке” и М. Ю. Лермонтова “Крест на скале” путем их сопоставления напрашивается само собой и неоднократно осуществлялось учителями.

Молодой Лермонтов-романтик Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника (“Нет, я не Байрон, я другой / Еще неведомый избранник”). Лермонтовский поэт –.

Герой нашего времени – М. Ю. Лермонтов 1830-е годы. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове куда более “бурные дни”, близится к завершению. “Чуждые силы”, конечно, тяготят “край вольности святой”, и он.

Лермонтов и Пушкин – два поэтических мира В. Г. Белинский писал: “Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли.

Сочинение на тему Бородино Лермонтова 5 класс

Лермонтов – был человеком, который относился к своей родине с огромной любовью и уважением. Он любил в России практически всё. Начиная от самых заметных вещей, заканчивая едва видимыми деталями. Однако можно с уверенностью сказать, что Лермонтов настоящий патриот, который уважал наследие своей страны и её историю. И множество из его произведений задевали как раз темы прошедших лет, и таким образом он знакомил читателя с историей своей страны, давал ему проникнуться той уникальной атмосферой, которая царила на Руси в то время. Он показывал читателю Россию именно такой, какая она и была, основываясь на задокументированных фактах. Прекрасным примером этому послужит его произведение “Бородино”.

В произведении автор повествует читателю об ужасной битве, которая произошла во время первой мировой войны. Во время этой масштабной войны, многие люди были убиты, и ещё больше людей получило различного рода увечья, и потому автор называет эту войну одной из самых ужасных, которые когда либо происходили. В основном из-за того, что это первая война, которая поразила мир своей жестокостью и масштабностью. В нём автор раскрывает тему человеческой жестокости наряду с человеческой глупостью, ведь именно война является олицетворением этих двух человеческих пороков. Война по праву ужасное явление, ведь на войне один человек убивает другого, что само по себе отвратило, именно это пытается выразить Лермонтов.

Образ Бородина Лермонтов представляет как некий собирательный образ всех трагических событий, которые когда-либо происходили с нашей страной. Он называет этот момент истории тем, что лучше бы никогда не случалось. Он показал все ужасы того события, описал всё настолько красочно и точно, что у читателя не возникало никаких сомнений в настоящей ужасности войны, и в том, что лучше избегать войны, и никогда не допускать её повторения, однако она всё равно повторялась в будущем. И об этом автор также говорил. Он называл войну необходимостью, которая нужна человеку для нормальной жизни и развития. С помощью войны и убийства люди придумывали что-то новое, для того чтобы лучше убивать, однако это также двигало прогресс, и именно поэтому автор называет войну хоть и ужасным, но в тоже время нужным явлением.

Таким образом, мы видим, что произведение “Бородино” стало для Лермонтова неким размышлением насчёт темы войны.

Сочинение 2

На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.

В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.

Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.

Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.

Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу. Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.

Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.

Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.

Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.

Читайте также:  Анализ произведения Кафки Превращение

Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.

Бородино

Популярные сочинения

Среди изысканных полотен, принадлежащих Константину Коровину, можно отметить и сделать паузу на его “Портрете Татьяны Любатович”, который поражает удивительной и грациозной красотой женского тела.

Автор картины под названием «Золотая осень» И. С. Остроухов разделяет свои положительные переживания как представитель искусства через воплощение на полотне своего взгляда на источник вдохновения – осень в лесу

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» присутствуют два персонажа-антипода: Ларра и Данко. Оба героя обладают внешним совершенством, они молоды и красивы, однако по характеру, жизненным убеждениям герои совершенно разные

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Анализ поэмы «Бородино» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.03.2020 · Обновлено 15.03.2020

Произведение М. Ю. Лермонтова “Бородино” обязательно входит в школьную программу для изучения и анализирования. Это не только величайшее творческое наследие поэта, но и показатель крепости духа русских воинов. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ данной поэмы по плану. Текст он раскладывает на составляющие, помогая, понять основную мысль и художественные особенности произведения.

История создания

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

История написания поэмы «Бородино» была бы немыслима без автобиографических подробностей из жизни поэта. Брат его бабушки, Афанасий Столыпин участвовал в знаменитом Бородинском сражении. Именно он поведал внуку историю из первых уст. Будучи офицером, он видел войну без прикрас — такой, какой она была на самом деле. Эти впечатления легли в основу работы поэта и сделали ее такой настоящей, искренней и живой.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения Лермонтова «Бородино» — народная ода, баллада, батальная поэма — литературоведы дают разные ответы на вопрос, какой жанр имеет данное произведение. Многомудрый Литрекон склоняется к тому, что «Бородино» — это поэма, так как там описываются эпические события с четкой сюжетной линией, имеющей глобальное историческое значение. Баллада тоже рассказывает историю, но из частной жизни. А для оды лексика поэмы не подходит: она слишком напоминает разговорную, что противоречит канонам классицизма.

Оно написано в направлении “реализм”, так как поэт описывает реально произошедшие события войны 1812 года и использует «показания» очевидца. Также здесь присутствуют и черты “романтизма”, ведь автор восхищается героями, бравыми воинами, которые готовы были отдать жизнь за Родину. Их образы явно идеализированны, как и сама эстетика войны.

Стихотворение М. Ю. Лермонтовское «Бородино» написано в четырёхстопном и трёхстопном ямбе, поэтому появляется эффект разговорной речи.

Композиция

Композиция стихотворения «Бородино» кольцевая: старый ветеран войны начинает восхищаться героями-воинами и заканчивает также их прославлением. Простые воины, пережившие все тяготы войны, погибшие в боях товарищи, раненые — это главные герои “Бородино”.

Также присутствует композиционный прием «рассказ в рассказе». Повествование о подвигах Лермонтов доверил ветерану, выступающему в противовес консервативной творческой позиции, когда поэты описывали только героев из командного состава, игнорируя заслуги простых солдат. Сам рассказчик мало говорит о себе, в стихотворении редко встречается “я”, чаще “мы”. Образ ветерана можно нарисовать не через словесный портрет, а через речевую манеру. Солдат груб и простодушен, но в то же время силен и благороден.

Образы и символы

“Бородино” Лермонтова написано в новом для XIX века стиле, потому что повествование ведется от имени рядового участника Бородинской битвы, старого солдата, рассказывающего современнику автора об этих трагических событиях. Акцент сделан на победе, которая далась дорогой ценой. Ветеран с болью в душе говорит о том, что они не отдали б Москвы, не будь на то Божьей воли. Старый город предстает сердцем Родины, за которое бойцы готовы были погибнуть. Читатель слышит речи гордого патриота и смельчака — именно такими были бойцы того времени, которое было эталонным для поколения Лермонтова. «Были люди в наше время» — это замечание не только старого ветерана, но и самого поэта, который часто критиковал своих современников за трусость, инфантильность и несостоятельность. Обращение к прошлому стало назиданием и упреком для настоящего в его устах.

Автор не теряется за словами рассказчика, его голос тоже отчетливо слышен, поэтому в «Бородинском» Лермонтове многословная лексика и литературные обороты сочетаются с книжной речью. До Михаила Юрьевича многие писатели сочиняли оды, песни, баллады на тему Отечественной войны, все эти произведения объединял общий дух — они прославляли героев высокопарными речами и тяжеловесным слогом. Поэты брали пример с древнегреческих эпических поэм, написанных гекзаметром. Эти произведения были сложны для понимания и далеки от народа, который и сыграл решающую роль в событиях 1812 года. Поэтому свободное от стереотипов творчество Лермонтова произвело оглушительное впечатление на общество, это как после сотен книг и стихотворений военной тематики появляются записи простых солдат, участвовавших в кровопролитных сражениях — тех, кто видел смерть и победил ее.

Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика произведения «Бородино» представлены ниже:

  1. Основная тема стихотворения Лермонтова “Бородино” — это бородинское сражение 1812 года. Данное произведение освещает именно духовную победу русских солдат над французами, так как потери в бою явно указывают на поражение отечественной армии. Но даже оно не сломило дух русских патриотов: они не сдались и не успокоились, пока не выгнали врага за пределы России.
  2. Патриотизм. Солдаты переживают, что боев долго не было, и не хотят отступать. Это говорит об их самоотверженной любви к родине. Москву они готовы защищать ценой жизни и с трудом соглашаются на то, чтобы сдать ее врагу.
  3. Героизм. На поле сражения солдаты проявили стойкость и мужество. Они шли против врага, который превосходил их, но их ряды не дрогнули. Полковник вел их в атаку и сам полег на поле боя, прославляя Родину.
  4. Тема дружбы. В минуты сражений различия в званиях стерлись, люди были братьями. Драгуны и уланы, полковники и рядовые — все были заодно, все положили свои молодые жизни за отечество.
  5. “Бородино” показывает проблему поколений. Читатель видит сожаления об изменчивости времени и характера людей, ведь нет уже “богатырей” в России, нет той силы духа и характера, присущего русскому человеку. Лермонтов бросает упрек своему слабому поколению и сетует на то, что мирное время расслабило людей и сделало их инфантильными.
  6. Проблема войны. Нашествие Наполеона бросило вызов русской армии и проверило народ на прочность. Сражение далось России тяжело, как и смирение с тем обстоятельством, что враг занял Москву. Автор описывал горы трупов и несколько дней перестрелки.
  7. Проблема управления армией в трудный военный период, умения ее организовать и сплотить перед лицом врага — это тоже повод для размышлений автора. Солдаты не одобряли стратегии руководства, но полковникам и генералам удалось направить силу войска в нужном направлении, хоть это было и нелегко сделать.
Читайте также:  Жанр поэмы Медный всадник Пушкина, особенности и своеобразие стиля

Основная идея

Смысл произведения «Бородино» заключается в назидательном примере века минувшего веку нынешнему. Люди того поколения смогли пожертвовать собой и ценой крови одержать победу в борьбе с захватчиком. Они перебороли страх и сословные различия на поле брани. Эта поэма о силе духа, силе характера, мужестве и отваге, чести и достоинстве, непоколебимом стержне русского народа. Автор восхищается всеми этими качествами, ведь только благодаря им Россия смогла одержать победу. Интерпретация стихотворения «Бородино» однозначна: автор гордится боевым прошлым своего отечества.

Перед лицом опасности народ объединяется, сплачивается, становится единым организмом, слаженным и твердым в своем решении — одолеть врага. Все это соединяется в стихотворении с сожалением о давно ушедших временах, о том, что героизм уходит из людских сердец, что это пережиток прошлого. Люди меняются к худшему и больше не похожи на своих предков, что готовы были отдать жизнь за Москву. Такова главная мысль поэмы «Бородино».

Средства выразительности

В произведении «Бородино» много эпитетов, речевых оборотов, образных выражений. Некоторые слова и выражения стали крылатыми. Тропы многообразны:

  1. Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.
  2. Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.
  3. Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.
  4. Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.
  5. Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени”.
  6. Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.
  7. Военная лексика — «уланы», «драгуны», «мундиры», «редут», «заряд пушки», «картечь», «перестрелка».

Во время битвы под Москвой во Вторую Мировую войну многие солдаты воспринимали слова Михаила Юрьевича “Ребята! Не Москва ль за нами?” за свой счет, как будто он описывал их битву и призывал не падать в грязь лицом, не позорить воинскую славу своих предков.

Cочинение «Образ полковника в стихотворении Лермонтова «Бородино»»

Художественное произведение, тем более лирическое, требует неоднократного перечитывания (Белинский говорил, что оно доставляет истинное наслаждение). В ощущении наслаждения, в осмыслении впечатления и совершается воспитывающее воздействие произведения на читателя. Значит, надо обратиться к анализу стихотворения. И от того, как мы его организуем, зависит, станет ли великое лермонтовское произведение фактом духовного развития нас или останется для них навсегда закрытым в результате формального «прохождения». Если мы хотим в процессе анализа открыть богатства художественного текста, надо прежде всего определить ту проблему, которая заинтересует школьников. Это должна быть действительно важная для их жизни проблема, соответствующая их возрастным интересам и возможностям.

Лермонтовское стихотворение глубоко отвечает интересам нас, потому что поэт утверждает именно эти ценности как прекрасные. И вместе с тем оно открывает для нас новое: эти нравственные качества наполняются социальным содержанием, воля и мужество раскрываются как действенное проявление патриотизма, утверждается бессмертие подвига во имя Родины, одно из центральных событий русской истории предстает как подвиг народа.

Помочь нам не только узнать близкий их душе идеал, осознать то новое, что в нем открывается, но и познать себя путем сравнения с героями стихотворения, обогатить свою душу, освоить высшие общечеловеческие ценности в сопереживании героям, в эмоциональном восприятии пафоса стихотворения – вот цель анализа.

Начать эту работу целесообразно с постановки общего проблемного вопроса, который даст направление размышлениям нас о стихотворении. Сделать это можно так. Живой и эмоциональный рассказ учителя о битве под Москвой осенью 1941 года, о том, как актуально звучали в тот решающий момент слова поэта: «Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!», естественно перерастает в вопросы: почему более чем через сто лет русских воинов вдохновляли слова Лермонтова? Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших полтораста лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? Не будем торопиться сразу ответить на эти вопросы. Для этого надо внимательно вчитаться в стихотворение.

Теперь постараемся активизировать воображение нас, поможем им представить себе рассказчика и его собеседника, молодого солдата. Попутно вспомним, что речь нескольких людей называется диалогом (это известно из уроков русского языка), а речь одного человека – монологом (моно – один, логос – слово, речь). Читатели хорошо представляют себе возраст и профессию рассказчика («после битвы прошло 25 лет, это старый солдат», «артиллерист: он забил заряд в пушку», «он с седыми усами, на голове кивер»), говорят о «добрых глазах» и «простом русском лице», о том, что он «волнуется, когда рассказывает, потому что гордится своими товарищами, любит Родину».

Сам анализ целесообразно осуществлять в процессе работы над выразительным чтением стихотворения. Перечитывая строфу за строфой, читатели вникают в смысл стихотворения, а вместе с тем определяют интонацию, с которой следует прочитать текст. Таким образом, раздумье над стихотворением происходит в творческой деятельности, а работа над выразительным чтением станет результатом понимания произведения.

Пусть подумают: что испытывали солдаты, когда они «долго молча отступали»? Как показано в стихотворении, почему произошла битва? Как изменилось настроение солдат, когда «нашли большое поле»? Как проявился в том характер русского народа? Попутно обратим внимание на то, что в картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «я», а не «мы». Подумаем, почему.

Любовь к Родине и готовность защитить ее даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинская битва – осуществление воли народа, главный герой ее – народ, а участники битвы – «богатыри», «могучее, лихое племя».

В иных местах надо подумать, почему поэт употребил именно такое слово, выражение. Например, сравнить предложения: «И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень» и «Постой-ка, брат мусье!» Чем они отличаются и о чем говорит это различие? Наса хорошо улавливают стилистическое различие торжественной и разговорной речи, иронию. Они находят и другие примеры таких выражений. Читатель же объяснит, какой художественный и идейный смысл заключен в соединении этих двух стихий речи: солдат простой человек, но он хорошо понимает величие происходящего.

В процессе работы вообще необходимо максимальное внимание к слову. Очень часто в ответах звучат слова: «мужество», «храбрость», «смелость», «отвага», «героизм», «стойкость», «удаль» и т. п. Важно, чтобы смысл их был осознан, чтобы слова эти не воспринимались как взаимозаменяемые синонимы. И вообще, чтобы высокие слова не употреблялись «всуе», страшнее всего обесценивание таких слов.

Очень важен образ полковника. Следует подумать, как солдаты относятся к нему, какими словами это передано. Откуда видно, что полковник недаром заслужил любовь и уважение солдат? Почему о нем сказано не убит или погиб, а «сражен булатом, Он спит в земле сырой»? Зачем нужно старинное слово «булат», почему «очи», а не глаза, «молвил», а не сказал? Почему полковник обращается к солдатам: К чему он призывает их? Как меняется смысл слов от повторения: «умремте» – «умирали» – «умереть»? Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»? Какую клятву дали солдаты?

Специальных наблюдений требуют строфы, в которых изображается Бородинский бой. Читатели сами еще не умеют увидеть богатство стиха. Надо помочь им вслушаться в его звучание, обратить их внимание на изменение темпа речи. «Прислушайтесь к отрывку,- скажет Читатель и прочтет 11-ю строфу.- Слышите ли вы звуки боя? Как вы представляете его?» И вместе с учениками он покажет, как от строки к строке сначала ускоряется, затем замедляется речь. Особенно это заметно при сравнении стихов с их прозаическим переложением («Знамена носились как тени, огонь блестел в дыму…»)-это помогает почувствовать, что -стих самим своим звучанием передает мысль.

Постепенно все сливается, битва неимоверно тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки:

* Смешались в кучу кони, люди,
* И залпы тысячи орудий
* Слились в протяжный вой

Идея определяется как «основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство его образов». При изучении стихотворения «Бородино» надо говорить о том, какие главные мысли и чувства переданы в произведении, каков основной смысл его. Определения будут различны, и все они окажутся неполными. Еще Л. Толстой, когда его спрашивали об идее «Анны Карениной», говорил, что нельзя втиснуть богатое содержание художественного произведения в прокрустово ложе одной фразы и что, если он захочет сформулировать идею произведения, он должен будет написать заново весь роман. Действительно, перевод художественного слова в логический план страшно обедняет его смысл, никакая формула не в состоянии передать всего богатства произведения. К тому же идея зависит и от того, кто является читателем. Так, для Белинского главный смысл «Бородина» состоял в упреке бездеятельным современникам. Для защитников Москвы в Великой Отечественной войне это была конкретная програм

Ссылка на основную публикацию