Сочинение Сказка о мертвой царевне Пушкина

Сочинение по Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

2 вариант

Всем без исключения, и взрослым, и детям известен такой знаменитый писатель и сказочник, как Александр Сергеевич Пушкин. Среди его многочисленных произведений хочется выделить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло.

Первая героиня – прекрасная молодая царевна, которая по вине злой мачехи оказалась в лесу и случайно набрела на терем, где жили семь братьев богатырей. Девушка, помимо внешней красоты, обладала ещё и добрым сердцем. Братья приютили её и очень полюбили, ведь несмотря на то, что она была царевной по – происхождению, девушка не чуралась никакой работы: прибирала дом, готовила еду, стирала. К богатырям же была ласкова и дружелюбна, зато они называли её не иначе как «сестричка».

Но вскоре братья поняли, что любят её по – настоящему, не только как сестру и попросили её сделать выбор, ведь не могла она стать женой им всем, надо было выбрать кого-то одного, а остальным оставаться просто, как прежде, сестрой.

Здесь мужеству царевны остаётся только позавидовать. Во – первых она просит прощения у братьев за свой отказ стать женой кого-то из них и признается, что имеет жениха, королевича Елисея, которого всей душой любит и не в силах разлюбить, даже если им не суждено с ним больше встретится никогда. Ведь злая мачеха никогда не допустит её возвращения во дворец.

Вторая героиня тоже красавица, но душа у нее черствая, а сердце злое. Спровадив юную царевну в лес, она не испытывала ни капли угрызения совести, напротив лишь злорадствовала и надеялась, что таким образом избавилась от ненавистной соперницы. Зависть не давала покоя мачехе, не хотела она видеть рядом кого – то красивее себя. И все это несмотря на то, что молодая царица не сделала ей абсолютно ничего плохого, наоборот старалась во всем ей угождать и прислуживала, как служанка. Не успокоившись, царица пытается убить царевну второй раз, с помощью отравленного яблока и успешно…но, Елисей оживляет девушку своим поцелуем. Как известно, добро всегда побеждает зло. Эта сказка учит нас тому, что всякое зло будет уничтожено, рано или поздно. Внешняя красота не всегда подразумевает красоту внутреннюю. Вот и злая, жестокая, своенравная и жадная царица получила того, что заслуживала. Умерла, увидев юную соперницу живой и невредимой.

А главные герои играют свадьбу, и по традиции Пушкина гуляют на пиру.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку – быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку – быть братом. А девушке – сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

Также читают:

Картинка к сочинению По Сказке о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.

Андрей Иванович Иванов – великий русский художник. Его творчество очень ценят. Почему же? Чем его творчество отличается от творчества других?

Два русских писателя – Бунин и Куприн, относятся к первой половине 20 века. Их общей темой произведения была любовь. Их произведения заставляли, и до сих пор заставляют, полностью погрузиться в содержание

Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

В произведении говорится о служивом офицере, который воевал на Кавказе. Когда он получил письмо от родной мамы, он поехал домой.

сочинение по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне”

www.s-cool.ru/article38.html

Во вторник ученики 3 Б класса писали двухчасовое сочинение по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» на тему: «Царица и царевна: добро побеждает зло».

Представляем все работы третьеклассников, которые получились, на наш взгляд, достаточно интересными.

Читайте также:  Испытание любовью Базарова и Одинцовой (История любви) в романе Тургенева Отцы и дети сочинение 10 класс

Левильен Даниил
В сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” говорится о борьбе добра со злом. Царица представляет зло, а царевна – добро. Царица была высока, стройна, бела, она была самой – самой, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива. У нее было одно зеркало, которое могло разговаривать. Только еще у царицы были слабые нервы: когда она слышала, что кто-то красивее ее, тогда она хотела убрать своего конкурента. Царевна была красавицей, она была доброй девушкой, служила у семи богатырей. Когда царица узнала о своем новом конкуренте – царевне, она наказала Чернавке оставить ее в лесу на корм для волков. Но царевна одержала верх. Ее отпустила, сказав: “Не кручинься, бог с тобой”. После того, как царица узнала, что это не помогло, она придумала другую кознь: дать отравленное яблоко. И на этот раз повезло царице. Но ненадолго. Благодаря любви королевича Елисея она воскресла. Он изо всей силы ударил кулаком о гроб стеклянный, раз – и бум! А царица, как услышала о царевне, сразу разбила зеркало, побежала во двор и умерла. В этой сказке добро одержало верх.

Некрасова Лена
В сказке А.С.Пушкина ” Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” говорится о борьбе добра со злом. Добро несет в себе царевна, а зло – царица.
Не просто так царь женился на царице. Она была очень красивая, умная и хитрая. Но очень злая. Еще она была горда, ломлива, своенравна и ленива. А царевна тоже была очень красива и умна. Белолица, черноброва, кроткого нрава. Но был и недостаток: девушка была доверчива.
Царица все время строила беды царевне, потому что ревновала к ее красоте. Сначала она заставила Чернавку отвести царевну в лес, а еще дала царица отравленное яблоко, и на этот раз царевна попалась. И, наконец, добро победило зло. Елисей нашел царевну, и она ожила. И когда Елисей привел царевну в королевство, то тогда царица, увидев ее, умерла от зависти. И на следующий день сыграли свадьбу.
В хороших сказках добро всегда побеждает зло.

Ларионова Даша
В сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” говорится о борьбе добра со злом! Царица была злая и поэтому она хотела быть самой красивой. А царевна была лучше ее, поэтому она решила убить царевну. Первый раз она хотела свести царевну в лес. Чернавка пошла отводить ее в лес на съедение волкам! Царевна была красивая: “белолица, черноброва, нраву кроткого такого, и жених сыскался ей – королевич Елисей”. Но Чернавка ее любила и поэтому не стала ее связывать. Она отпустила девушку и пошла домой. Поэтому царица попыталась второй раз убить ее! Царевна тем временем набрела на дом, где жили семь богатырей. Она зашла в него, убрала. Там жил пес. Ее приняли как почетную гостью, и она осталась жить у них.
Царица переоделась в черницу и пошла к ней. Отдала яблоко и пошла прочь! Царевна отравилась! Как это узнали семь богатырей, не стали хоронить ее, а просто в пещере повесили хрустальный гроб и туда положили царевну. Королевич Елисей проделал огромный путь и нашел ее! Он ударился о гроб, и чары рассеялись! Он отвез ее домой, но как узнала это царица, не стерпела и от зависти умерла! Тотчас свадьбу учинили! Ведь добро побеждает зло!

Попова Даша
В сказке А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” говорится о борьбе добра со злом. Добро олицетворяет царевна, а зло – царица.
Царица очень красива, умна, бела, но тяжелый у нее характер. Она ломлива, своенравна, ревнива, горда. Царица полная истеричка. Когда она рассерживалась, царица бросала зеркальце, которое было дано ей в приданое. Царевна же – наоборот. Она была красивее, и характер был у нее другой. Царевна черноброва, кареглаза, тонка, стройна, белолица. Эта девушка была доверчива; у царевны был кроткий нрав. Она никогда не прекословила. Но царица строила против нее козни: завела царевну в лес на съедение волкам, дала ей отравленное яблоко. Но все-таки добро победило, и злая царица умерла.
В каждой сказке добро побеждает.

Как написать сочинение на тему сказка о мёртвой царевне?

ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА

Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в чем не виновата. Царевна добра и доверчива. Она никогда бы не смогла из-за зависти причинить зло невинному че ловеку. Поэтому она и пошла безропотно и без всяких подозрений в лес со служанкой царицы. Ей не свойст венны жестокость и вероломство. Она даже не понима ет, как можно безвинно лишить человека жизни. Кро тость и доброта царевны внушили любовь даже той, которая должна была погубить ее.

Очутившись в тереме у семи богатырей, царевна мно го работала: убирала и готовила, топила печку, создавала уют в их доме. За это братья ценили ее и полюбили всей душой. Девушка отказала богатырям в просьбе выйти замуж за одного из них, потому что хотя и полюбила их.

Моя бабушка знает очень много сказок и замечательно их рассказывает. Когда я была совсем маленькой, ее тихий неспешный голос создавал в моем воображении замки и дремучие леса, красавиц и страшных чудовищ, говорящих животных и заколдованных птиц. Особенно мне нравилась «Сказка о мертвой царевне». Научившись читать, я узнала, что написал ее замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

В «Сказке о мертвой царевне», как и во многих других сказках, достаточно чудес и волшебства. Говорящее зеркальце честно и бесстрашно разговаривает с завистливой царицей, вызывая ее гнев и злобу. Влюбленный, но потерявший невесту королевич расспрашивает о ее судьбе и Солнце, и Месяц, и Ветер, и они отвечают ему, дают советы, сочувствуют. Только чудо, кажется, спасло юную царевну от верной смерти. Но, на мой взгляд, гораздо больше, чем чудес волшебных, в этой сказке чудес, сотворенных руками самих героев. Так, найти свою суженую королевичу Елисею помогли не только подсказки Ветра, но и, в.

Помогите пожалуйста написать сочинение на тему “Мёртвая царевна. “. Написал эту сказку Александр Сергеевич Пушкин.

Изложение сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью.
Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно.

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Сочинение по произведению «Сказка о мертвой царевне». =>>>

Полученное от мачехи яблочко так же коварно и обманчиво в своей привлекательности, как и она сама. Эмоционально богатая, глубоко лирическая, ироничная и наполненная драматизмом, сказка развивается по канве авторских интонаций, которые отражают пушкинскую «игру» в сказочника.

Им она не прекословит,

А в отдельных местах видна опытная рука художника. Например, поэтический образ золотое яблочко он развернул в выразительную картинку; в ней ощущается натюрморт:

И о гроб невесты милой В путь пускаются обратно… Оно, Соку спелого полно, Подносили пирожок… И, беседуя приятно,

Богатыри соблюдают народный обычай гостеприимства, что выражается в фольклорной «формуле вызывания», известной в разных сюжетах русских сказок. Пушкин слышал ее в Михайловском варианте и.

Несомненно стремление поэта приблизить стиль сказки к русскому фольклору и просторечию. Пушкин ввел в нее народные эпитеты (красная девица, молодцы честные, глушь лесная, зеленое вино, алы губки, белы руки, красно солнце), разнообразные повторы (путь-дорога, ждет-пождет, вьется вьюга, жить да поживать, нет как нет), фразеологизмы (всем взяла, бог с тобой, идут за днями дни, не сойти живой мне с места, в глаза ему смеется), слова в ласковой форме:

Усадили в уголок, Подносили пирожок.

А в отдельных местах видна опытная рука художника. Например, поэтический образ золотое яблочко он развернул в выразительную картинку; в ней ощущается натюрморт:

Оно, Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь.

Полученное от мачехи яблочко так же коварно и обманчиво в своей привлекательности, как и она сама. Эмоционально богатая, глубоко лирическая, ироничная и наполненная драматизмом, сказка развивается по канве.

Почему таких историй в сказках много. Например, такая же история у Белоснежки. Злая мачеха была у Золушки. Такая же происшествие в сказке про Госпожа Метелицу и о нашем Морозко. В сказке А. Пушкина рассказывается, что царь уехал на войну, а царица села у окна его ждать. Через некоторое время у нее родилась дочь. Именно в этот день с похода вернулся царь. Царица от волнения умерла. Остались вдовец с сиротой сами. Пожалуй, придворные говорили, что не годится царю сидеть одному на троне. Поэтому через год он женился снова. Почему новая царица невзлюбила малую девочку. Даже не обращала на нее внимания. Потому была очень занята: ежедневно смотрела в волшебное зеркальце. Пока оно ей не доложило, что царица – не лучшая в царстве. Выросла падчерица стала красавицей. За это возненавидела неродную дочь капризная царица и приказала Чернявци убить соперницу. И царевна была удивительно не только красива, но и умная.

Здравствуйте! Мы закончили изучение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Сегодня мы подведем итог наших размышлений, напишем сочинение.

Что такое сочинение? Сочинять значит придумывать? Поэты сочиняют стихи, композиторы – музыкальные произведения. Сочинение –процесс творчества.

Школьное сочинение – это зеркало вашего понимания произведения, созданного писателем.

Сочинения бывают разных видов:.

Вы уже не раз писали сочинение- рассказ, повествование о каких-то событиях, которые с вами произошли.

«Как я отдохнул летом?»

«Что случилось на горке?»

«Забавный случай в деревне»

В таком сочинении вы рассказываете занимательную историю, описываете пережитое вами ( или кем-то другим).

Подойдет ли нам такой вид сочинения, чтоб рассказать о наших размышлениях о прочитанном? Нет, если просто передать сюжет сказки, получится более-менее.

В сказке А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях рассказывается о том, как злая мачеха, не стерпев превосходства молодой царевны, решила избавиться от нее. Сперва она велела завести падчерицу «в Глушь лесную» и «оставить там на съедение волкам». Но узнав, что царевна, живая и невредимая, добралась до терема семи богатырей, подлая царица при помощи хитрости отравила ее яблоком. Какивовсехсказках, здесь есть множество чудес. Неутешный королевич Елисей решает отправиться на поиски своей возлюбленной, а волшебные силы природы — солнце, месяц и ветер — помогают ему, указывают дорогу.

Там заречной тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной.

Гроб качается хрустальный.

В том гробу твоя невеста.

Но самое главное чудо, несомненно, в том, что любовь королевича сумела оживить царевну, пробудить ее от вечного сна.

Снова любовь и добро сумели победить зло и подлость — это ли не.

Сочинения: Пушкин А.С.

В «Сказке о мертвой царевне», как и во многих других сказках, достаточно чудес и волшебства. Говорящее зеркальце честно и бесстрашно разговаривает с завистливой царицей, вызывая ее гнев и злобу. Влюбленный, но потерявший невесту королевич расспрашивает о ее судьбе и Солнце, и Месяц, и Ветер, и они отвечают ему, дают советы, сочувствуют. Только чудо, кажется, спасло юную царевну от верной смерти. Но, на мой взгляд, гораздо больше, чем чудес.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:

Смотрит в поле, инда очи

С белой зори до ночи-

Не видать милого друга!

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Всех я вас люблю сердечно-

Но другому я навечно Отдана.

Мне всех милей Королевич Елисей.

Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь.

Читайте также:  Гибель Пети Ростова Последний бой в романе Толстого Война и мир сочинение

Сочинение по произведению «Сказка о мертвой царевне».

В «Сказке о мертвой царевне» появляется обобщенный образ богатырей. Еще в «Руслане и Людмиле» слились мотивы волшебной сказки и героической былины. Характерно это и для «Сказки о царе Салтане». Но «красавцы удалые», «великаны молодые», «тридцать три богатыря» во главе с дядькой Черномором – это волшебные помощники князя Гвидона, а «семь богатырей», «семь румяных усачей» изображаются как реальные положительные герои. Известная таинственность окружает, конечно, и богатырей из «Сказки о мертвой царевне». Мы ничего не знаем об их прошлом, о том, что побудило их жить в глухом, дремучем лесу. И дела их носят какой-то отпечаток загадочности. Не то это «вольные люди», благородные разбойники, которые мстили угнетателям и скрывались от самодержавной власти, не то защитники русской земли от внешних врагов. Сорочины, татары, пятигорские черкесы- все те, кто противостоит.

Сочинение по произведению на тему: Волшебство в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А. С. Пушкина

Моя бабушка знает очень много сказок и замечательно их рассказывает. Когда я была совсем маленькой, ее тихий неспешный голос создавал в моем воображении замки и дремучие леса, красавиц и страшных чудовищ, говорящих животных и заколдованных птиц. Особенно мне нравилась «Сказка о мертвой царевне». Научившись читать, я узнала, что написал ее замечательный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

В «Сказке о мертвой царевне», как и во многих других сказках, достаточно чудес и волшебства. Говорящее зеркальце честно и бесстрашно разговаривает с завистливой царицей, вызывая ее гнев и злобу. Влюбленный, но потерявший невесту королевич расспрашивает о ее судьбе и Солнце, и Месяц, и Ветер, и они отвечают ему, дают советы, сочувствуют. Только чудо, кажется, спасло юную царевну от верной смерти. Но, на мой взгляд, гораздо больше, чем чудес волшебных, в.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Эту сказку написал национальный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и пишет он в этой сказке о добре и зле. И начинается сказка с того, что царь попрощался с царицею и уехал в путь дорогу. Царица осталась одна скучать, тосковать и ждать своего царя. Царя всё не было и не было, а царица тосковала и тосковала.

Через девять месяцев царица родила дочь, а утром возвратился долгожданный царь, она на него взглянула и к обеду умерла. Царь грустил, был неутешен, но со временем женился. Новая царица была красива, умна и высока, но ревнивая. И у новой царицы зеркальце было. Это зеркальце могло говорить, и новая царица постоянно у него спрашивала, кто на свете всех милее и красивее. Зеркальце всегда говорило, что она. Царица была довольная и не обращала внимания на молодую царевну, которая всё подрастала и подрастала. И вот однажды царица спросила у зеркальца, кто на свете всех милее и красивее. Зеркальце сказало, что она прекрасна, спору нет, но всех красивее царевна молодая. Царица такого стерпеть не могла и своей служанке приказала увести царевну молодую в лес привязать к дереву, чтобы её съели волки. Когда служанка завела царевну далеко в лес, то царевну догадалась обо всём и уговорила отпустить её, служанка пожалела царевну и отпустила. Когда служанка пришла обратно во дворец, царица у неё спросила, всё она сделала или нет, служанка соврала, что сделала так, как велела царица и царица обрадовалась, что теперь она самая красивая.

А тем временем молодая царевна, бродив по лесу, набрела на избушку. Зайдя в просторную избу, она ни кого не увидела, царевна убралась, затопила печь и на полати взобралась. Время к обеду подходило, и на дворе послышался топот, это было семь богатырей. Войдя в избу, богатыри увидели порядок и что печь натоплена и удивились. Старший молвил, что за диво! Кто хозяев поджидал ? Выходи, если старый ты человек, будь нам дядей, если молод, будь нам братом, если старушка, будь нам мать, а если девица, будь тогда ты нам сестрица. И к ним вышла царевна, поклонилась, и они сели обедать, царевна немного поела и отпросилась спать.

А тем временем царевну молодую искал царевич Елисей. А царица достала зеркальце и спросила, кто на свете всех милее и красивее ? Зеркальце ответило ей, что она красива, спору нет, но царевна молодая всех красивей и милей. Разозлилась царица и служанке приказала отравить царевну иль служанке самой не жить. Царевна сидела в избе и услышала, как сильно лает на улице пёс, выйдя на улицу, она увидела нищую старушку и на неё сильно лаял пёс, а царевна не понимала почему? Старушка жаловалась ей, что пёс её чуть не съел. Царевна добрая и вынесла ей еды, а старушка ей хотела дать яблоко наливное. Пёс старушку не пускал к царевне, тогда старушка кинула яблоко, а царевна его поймала, богатыри в это время были на охоте. Царевна сидела, сидела в избе и не дождавшись братьев откусила маленький кусочек от яблока и упала замертво. Царевич Елисей и у солнца спрашивал и месяца, не видели ли они царевны молодой ? Месяц сказал, спроси у ветра.

Когда богатыри вернулись с охоты, увидели лежащую царевну, а пёс залаял, укусил яблоко и упал замертво. Братья царевну положили в хрустальный гроб и в горе на шести столбах повесили его, поклонились, попрощались и ушли. Царица достала зеркальце и опять спросила, кто румяней и милее? Зеркальце ответило, что она и царица обрадовалась! Царевич Елисей у ветра спросил, не видел ли он царевны молодой? Ветер ответил, что в горе на шести столбах весит хрустальный гроб, а в гробу его царевна. Елисей войдя, увидел, что царевна спит вечным сном. Он сильно ударился о гроб, гроб разбился и царевна проснулась! Они отправились домой, все во дворце начали трубить, что царевна жива!

Царица схватила зеркальце и спросила, кто на свете всех милее и красивее? Зеркальце сказало, ты прекрасна, спору нет, но царевна молодая всех румяней и милее. Царица разозлилась и разбила зеркальце. Побежала и увидела царевну, царицу взяла тоска и она умерла. Её похоронили и сразу сыграли свадьбу молодой царевны и царевича Елисея, был большой пир! А главная мысль в сказке, что добро всегда побеждает! И из сказок наших любимых писателей и поэтов мы учимся, что не надо творить зло, ведь добро всё равно победит и зло будет наказано!

АНАЛИЗ «СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ» ПУШКИНА

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая. ). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

Урок – исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?”
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков – исследований. Для развития подростков – читателей интересно и важно: посмотреть. что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
att_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya_no1.docx22.15 КБ
prezentatsiya_k_uroku_-_issledovaniyu.ppt605 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?

Выбор темы объясняется тем, что Программа содержит тезис: «Близость сказки Пушкина к народным сказкам…». Всем известно, что истоком пушкинской сказки послужила народная, записанная поэтом со слов Арины Родионовны. Существует ряд научных работ, содержащих глубокое исследование пушкинских сказок, которые рассматриваются как единая художественная система, как непосредственно опирающаяся на фольклор неотъемлемая часть художественного мира Пушкина. Например, статья «Добрым молодцам урок» в книге В.С.Непомнящего «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» (М., 1983г.)

Но пушкинский мир бесконечен. Сопоставление фольклорных записей Пушкина и его сказок, сопоставление не источниковедческое, а стилистическое – наименее изученная сторона проблемы. А для развития подростков – читателей это интересно и важно: посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает. Так родилась тема исследования.

Актуальность темы . Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях и новаторстве в народной и литературной сказке.

Новизна нашей работы в том, что материала по сравнению сказки А.С. Пушкина и народных сказок в учебниках литературы нет, и он может быть использован как преподавателями, так и обучающимися школы.

Гипотеза . Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина – самостоятельное произведение, очень близкое к народной сказке, записанной поэтом со слов Арины Родионовны, а не обработанный повтор народной сказки.

Объект исследования . Тексты: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, запись народной сказки в десятитомном собрании сочинений Пушкина.

Цель: сравнение сказки А.С.Пушкина с народной сказкой, выявление сходства и различия между ними .

1. Прочитать сказки.

2. Выбрать эпизоды для сравнения.

3. Выявить родство этих сказок.

5. Установить сохранение традиций народной сказки в литературном произведении.

6. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.

7. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.

8. Прививать интерес к исследовательской работе.

9. Способствовать развитию подростков – читателей.

Форма исследования : аналитическая беседа по тексту.

1. Тексты сказок:

А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

запись народной сказки «Волшебное зеркальце» из десятитомного собрания сочинений Пушкина.

Предварительная подготовка : прочтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и записи народной сказки «Волшебное зеркальце» в десятитомном собрании сочинений Пушкина.

1 . Слово учителя.

Осенью 1833 года, находясь в Болдине, поэт создал «Сказку о мертвой царевне…» – одну из наиболее известных и детям, и взрослым. Многие исследователи сказок Пушкина считают, что сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Братья Гримм написали сказку о Белоснежке в 1812 году, основываясь, как считалось, на древней немецкой легенде. Если посмотреть, то промежуток между годами не велик! Всего 21 год! Поэтому вполне правомерно считать, что Пушкин написал сказку со слов своей няни Арины Родионовна. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

Сегодня мы, прочитав обе сказки, выдвигаем гипотезу: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина – самостоятельное произведение, очень близкое к народной сказке, записанной поэтом со слов Арины Родионовны».

2. Аналитическая беседа

– Какой эпизод в сказках вам особенно понравился?

/ Ребятам нравится эпизод, когда царевна встречается с братьями – богатырями. Нравится, может быть, потому что здесь так светло нарисованы добрые отношения, а родственная ласка и забота выступают не как плата за что – то, а как подарок, которого заведомо достоин даже незнакомый человек

Вот как звучит это место в сказке няни:

«…царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его – 12 братьев приезжают. «Ах, – говорят, – тут был кто – то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь наш отец родной, али брат названый; коли женщина, будь нам мать, али сестра…»

– Богатыри сразу догадались, что пришел кто – то хороший: все убрано.

– И У Пушкина так же: «Все в порядок убрала…»

– Только у него подробнее: «Засветила богу свечку, затопила жарко печку…»

– У Пушкина больше сказано, как братья пришли, как они обрадовались и стали спрашивать…

Читаем у Пушкина :

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто – то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать, –

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Ученики замечают, что у Пушкина – 7 богатырей, а в няниной сказке – 12. Почему?

Поспорив, объясняют это тем, что 7 – число «волшебное», в сказках чаще всего встречаются числа 3 и 7.

Ученица делает довольно тонкое наблюдение: « Пушкин в этой сказке любит слово «румяный». И богатыри у него все румяные и про гостя сказано: «Коли парень ты румяный…».

– И царица все допытывалась у зеркальца:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Размышляем. Приходим к вывод у:

– Поэт, как и народ, любит здоровье; здоровый человек – веселый, бодрый. Да и для красоты здоровье – главное; недаром сложена пословица: « Не спрашивай здоровье, а глянь на лицо». Румяные щеки – ясный признак здоровья. Этот цвет – нежный, алый – окрашивает утреннюю зарю, яблоко, лепестки розы. И когда о лице говорят румяное, его словно бы сравнивают с тем, что в природе бывает румяным.

– Но ведь и ядовитое яблоко, которое царевне подбросили. тоже румяное! – осенило вдруг одного из учеников.

Новая задача для размышления .

– Потому и взято было для отравы такое яблоко, что румяный бочок каждого привлечет: и полюбуешься, и откусить захочешь.

Самый внимательный ученик ставит перед классом задачу :

– В няниной сказке богатыри говорят: «…коли мужчина, будь нам отец родной», а у Пушкина по- другому: «Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек…» Почему не отец, а дядя?

– В отцы не захотели никого принять.

– У семи богатырей отец жив – здоров, только Пушкин не упомянул об этом.

– Богатырям в качестве предводителя полагался именно дядя.

Тут вспомнили вступление к поэме «Руслан и Людмила»:

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

– Вспомните сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», имеющий несомненный фольклорный источник (подзаголовок «Сказки ключницы Пелагеи». В ней тоже упоминается не отец, а дядя. Можно предположить, что и Пушкин изменил, уточнил запись народной сказки в соответствии с известными ему фольклорными законами.

3. Далее переходим к различию форм сказок и говорим о стихах и прозе .

– Проза, как и стихи, отличается от обычной разговорной речи: она строится по своим правилам, она складная, умная, красивая. А у стихов к тому же есть еще и мерный ритм, есть своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков.

– Найдите описание яблока:

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто…

– У Пушкина описание яблока круглое, как само яблоко, потому что очень много букв «О».

-Давайте посчитаем. В трех строчках одиннадцать раз повторено «О», да какое полновесное: ведь и рифма конается на «О».

– Пушкинская сказка более поэтична.

– А каков финал сказок?

/ Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир.

4 . Подведение итогов исследования:

– Что же роднит пушкинскую сказку с народной ?

1. Как и в народной, есть сказочный зачин и концовка.

2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы.

3. В основе сказок – борьба добра и зла: добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4. Использование магических чисел.

5. Герои делятся на положительных и отрицательных.

6. Язык пушкинской сказки очень близок к народному языку. Многие слова как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи».

– А что новое, свое, привнес в «Сказку о мертвой царевне…» поэт?

– Русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У Пушкина же это стихотворное произведение.

– Есть авторская оценка героев. Оно передается через описание героев – это признак литературной сказки. Кроме этого, Пушкин передает собственное отношение к царевне словами «моя душа», к мачехе – через цвет: «на черное дело посылает чернавку, черницу», она «черной зависти полна».

Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу, что между сказками больше общего, чем различного. В пушкинской – русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига. Пушкин воспринял от народной сказки гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Но, обратясь к народной сказке, А.С.Пушкин творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство, создав самостоятельное произведение, а не обработанный повтор народной сказки.

5 . Домашнее задание: Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок.

Ссылка на основную публикацию