Светское общество в романе Война и мир (характеристика, анализ, черты)

Светское общество в романе Война и мир Льва Толстого

В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу главных городов России в описываемый исторический период.

Санкт-Петербург являлся в то время столицей российской империи, а так же считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.

Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам. Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Князь Василий хитростью присваивает себе доходы молодого графа и женит его на своей развратной дочери Элен.

На фоне искусственного петербургского общества особняком стоят Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.

Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные, как петербуржцы. В тоже время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.

Ярким представителем дворянства Москвы является добрая и гостеприимная семья Ростовых. Их члены ближе к простому народу и к его традициям. В семье говорят на русском языке, хотя могут и на французском. Граф Илья Андреевич по-отечески заботится о своих крепостных людях. Во время Отечественной войны 1812 года сыновья Ростовых с оружием в руках защищают страну от французов.

Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени.

2 вариант

Особое место в романе Льва Толстого «Война и мир» занимает светское общество.

Сам роман начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь собран весь высший свет Петербурга! Здесь царят фальшивые улыбки, верность приличиям, наигранная вежливость. У всех героев вместо лиц маски, которые они меняют так, как им удобно. Анна Павловна является связующим звеном данного коллектива. Она направляет поток беседы, знакомит тех, кто еще не знаком.

Пьер, присутствующий на данном мероприятии, чувствует себя не уютно. Он открыт, сердечен, немного наивен. Пьер ведет себя свободно и непосредственно, поэтому он неприятен светскому обществу, которое стремится ему угодить из-за его скорого обогащения.

Князь Василий занимает не последнее место в салоне. К его мнению прислушиваются, его уважают и почитают. Ни одно светское мероприятие не обходится без Василия Курагина. Он не так уж и прост! В одном обществе он говорит одни вещи, а в другом уже отрицает то, что говорил ранее. Василий Курагин стремится угодить всем, поэтому лжет, но так, чтобы его репутация не была испорчена.

В советском обществе каждый знакомиться друг с другом ради какой-то цели. Например, Анна Михайловна на всех собраниях говорит про своего сына Бориса. Она хочет устроить его получше на службе, помочь ему сделать карьеру. Больше ничего не волнует Анну Михайловну. Она и говорит только об этом.

Князь Василий стремиться удачно устроить жизнь своих детей: сына Анатоля и дочери Элен. Судьба девушки складывается неплохо. Князю Василию удается хитростью женить дочь на Пьере, который стал богатым наследником. Элен — истинная светская барышня. Она очень красива, но ее красота холодна. Элен сосредоточена только на себе. В ней нет мягкости, чуткости, доброты. Она в открытую смеется над своим мужем, говорит ему всякие гадости.

Анатоль Курагин интересуется лишь светскими развлечениями. Отец пытался женить его на Марье Болконской, богатой девушке, но не удалось. Анатоль подлый и всегда готов на все ради себя. Он хотел заполучить Наташу силой, но девушка была вовремя остановлена.

Светское общество изображено автором с некоторой насмешкой. Писатель не принимает таких людей всерьез. Ему противна их фальшивость, примитивность мышления. Они ни на что не способны, кроме как красоваться друг перед другом. В них нет милосердия, доброты, открытости, которые составляют истинную красоту.

Про Светское общество

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей. Мир символизирует обыденную жизнь высших слоев общества, с простым народом читатель познакомится гораздо позже. В центре произведение стоит быт и существование знати, их поведение и взгляды.

Первым делом читатель оказывается в салоне Анны Шерер. Изначально автор хочет познакомить читателя с жизнью великого и холодного Петербурга. Город отличается своей красотой и великолепием, здесь много красивых зданий и построек. Какое же здесь общество? К сожалению, общение в среде петербуржцев оставляет желать лучшего. Приходя на бал, каждый преследует какие-то цели. Все разговоры абсолютно бессмысленные и отдают пустотой. Никому из аристократов на самом деле не интересно мнение и взгляд собеседника. Они ведут себя так, как положено. Общение уроженцев Петербурга переполнено ложью, лицемерием и подхалимством. Одни хотят вступить в брак, другие получить продвижение по службе или устроить карьеру. Именно на собрании у Анны Павловны можно встретить влиятельных людей.

Андрей Болконский не выносит этих собраний. Ему тошно находится среди этой лжи и наигранности. Пьер Безухов на фоне знати выглядит нелепо. Он говорит, что думает на самом деле. Пьер настоящий в отличие от остальных. Поведение петербургской знати сильно разоблачается, когда Пьер получает богатое наследство. До этого его считали дурачком и относились к нему соответственно. Как только он стал графом, всё вмиг изменилось. Графа Безухова все зауважали и начали расшаркиваться перед ним.

Московское общество противопоставляется Петербургскому. Здесь другая знать. В семье Ростовых царит совершенно другая атмосфера. Народ здесь открытый, отзывчивый и гостеприимный. На балах царит веселье, простота и радость. Здесь тоже бывают интриги и плохие вещи, но в общем здесь всё иначе. Аристократы открыты для людей. Они действительно слушают, что говорят другие и хотят понять окружающих людей. В Московской знати меньше эгоизма и самовлюбленности, не такой продажности, которая присутствует в петербуржцах.

Аристократическое общество отличается наигранностью, лицемерием и пустотой. К великой радости, не всё общество прогнило. Многие пороки свойственны только отдельно взятым категориям. Всегда и во все времена были хорошие и плохие люди.

Также читают:

Картинка к сочинению Светское общество в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Мои дни в школе чаще всего проходят, в принципе, довольно однообразно, скучно и весьма заурядно: долгие уроки, коротенькие перемены, не всегда вкусный обед в школьной столовой и т.д. Но сегодня был особенный, яркий, веселый и запоминающийся день.

Вот и настало 1 сентября. Утро.

Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих

15 марта 1937 – день рождения русского советского писателя. Вырос автор в селе Усть-Уда.

Художник – пейзажист Шишкин написал картину «На Севере диком стоит одиноко сосна. ». На холсте гордо возвышается высокая, могучая зелёная сосна. Причём она, несмотря на все невзгоды и тяжелейшие трудности

Светское общество Москвы и Петербурга в романе «Война и мир» Льва Толстого

Судьба аристократии в критические моменты истории нашла свое отражение в творчестве Льва Толстого. Светское общество Москвы и Петербурга в романе «Война и мир» подвергается нравственному суду автора. Писатель ищет в характере персонажей правду, доброту и простоту, все то, чем, по его мнению, должен обладать человек, не зависимо от социального статуса.

Гости Анны Шеррер

Роман начинается с описания популярного петербургского салона, в котором собираются высокопоставленные придворные его величества Александра I. Злободневный разговор о Наполеоне теряет свою остроту и смысл в нотах пафоса. Живая мысль, ворвавшаяся в беседу, тонет в лицемерных охах и ахах.

Под кажущимся блеском князя Курагина кроется корысть. Каждый свой визит чиновник рассчитывает с точки зрения личной выгоды. Старый вельможа появляется только в тех кругах, где есть возможность свести нужное знакомство. Своих детей князь Василий считает обузой.

Фрейлины и вельможи играют роль сознательных граждан и умных собеседников. В светской беседе привыкли надевать маску приличия, требуемую придворным этикетом. По словам автора, петербуржская знать ходит на званые вечера, чтобы плести государственные интриги, реализовывать коварные планы личного обогащения.

Чиновники встречаются в непринужденной обстановке, чтобы выпросить теплое место для неустроенных сынков и подыскать партию с приданым. Лев Толстой с сарказмом относится к маскараду приличий, указывая, что там “кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные”.

Охота на князя Безухова

Пьер, стоя у изголовья больного отца, чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Образовались две противоборствующие партии, князя Василия и Друбецкой, вступившие в схватку за наследство. Умирающий князь Безухов успел послать лично императору прошение о том, чтобы единственным наследником и сыном признали Пьера. В одночасье молодой барин получил титул графа и огромное состояние.

Вокруг богатого жениха начались интриги. Князь Василий под прикрытием заботы о юноше, присваивает себе его доходы, подсылает к нему коварную дочь Элен с целью женить нерасторопного богача. Кокетка мигом очаровывает Пьера, разжигает в теле мужчины страсть, доводит его до состояния единственного желания – обладать девушкой.

Здравый смысл удерживал Безухова от предложения руки и сердца, но проворны отец и без того объявил о помолвке. Умный и порядочный Пьер Безухов много раз пожалел о своем необдуманном браке. Лев Толстой, имел смелость осуждать лицемерие и бездушность царского двора.

Золотая молодежь Петербурга

Молодые люди, привыкшие к шикарной жизни, не знают запретов, не боятся нарушить закон и доводят общество до отчаяния. Пьянки, дуэли и разврат – главные их развлечения. В пьяном состоянии компания Долохова и Курагина приставала к прохожим с дрессированным медведем.

На шум прибежал караульный, попытался угомонить гусар. Буяны вошли в кураж, связали караульного, зафиксировали его на спине зверя и пустили того плавать в реку. На улице поднялся такой беспорядок и крики, что пришлось вызывать подмогу.

Семья Ростовых

Лев Толстой любит Москву, видит ее гостеприимным городом таким, как дом графа Ростова. Здесь царят отношения, основанные на искренности и доверии. В любви супругов не приходиться сомневаться. Когда они женились, выбор Натальи общество сочло мезальянсом.

Именины у Ростовых автор противопоставляет петербуржским нравам и обычаям. Мать семейства – добрая и чуткая женщина, которая свою жизнь посвятила детям. Ее сыновья с оружием в руках будут защищать Родину в Отечественной войне 1812 года. Здесь говорят на русском языке, в отличие от салона фрейлины Шерер, хотя все знают французский. Атмосферу праздника украшает звонкий смех детей, которые общаются дружно и весело.

Читайте также:  Сочинение на тему Устное народное творчество

Крепостные чувствуют себя у Ростовых под отеческой заботой графа. Управляющий считается членом семьи, ему доверяют все финансовые потоки. Простота Ильи Андреевича выражается случаем на охоте, когда его отругал егерь за ошибку. Граф счел промолчать на справедливое слово.

Москвичи естественно выражают расположение, плачут из сочувствия, заботятся судьбой страны. На именинах граф танцует со старушкой Ахросимовой, вся челядь сбегается посмотреть на Илью Николаевича, искренне радуясь семейному празднику.

Москва исцеляет душу

Князь Болконский заявляет, что петербуржская праздность угнетает его и уходит на войну. Пьер, попадая в общество Курагина, опускается и деградирует, пока его насильно не высылают под присмотр отца.

Наташа, посетив Петербург, оказывается вовлечена в роковую интригу Анатоля, решается на побег, испортив себе репутацию. Плохие события писатель переносит на территорию северного города, где высший свет испорченный и пустословный.

Только оказавшись в Москве, герои приходят в себя под звон многочисленных церковных колоколов.

Светское общество в романе «Война и мир»

Многоплановое прозаическое полотно, созданное Львом Николаевичем Толстым, – правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Объемность произведения и масштабность описания характерно вызывают и многоплановую проблематику романа. Одной из проблем, которая решается Л.Н. Толстым, является изучение нравственной сущности светского общества в романе «Война и мир».

Художественный прием противопоставления

Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием подчеркивает уже название произведения. Через параллельное изображение на основе противопоставления войны и мира Лев Николаевич изображает актуальные проблемы эпохи начала ХІХ века, людские пороки и достоинства, ценности общества и личные драмы героев.

Прием противопоставления коснулся не только планов изображения, но и образов. В романе автором созданы образы войны и мира. Если войну автор изображает через сражения, персонажи полководцев, офицеров и солдат, то мир персонифицирует образ общества России первых десятилетий ХІХ столетия.

В описании характерного светского мира в романе «Война и мир» автор не отходит от своей стилистической манеры, которой свойственны не только философские отступления, где прослеживается авторская оценка описываемых событий, но и сравнительная характеристика явлений, образов, духовных качеств. Так на скрытом противопоставлении изображает автор представителей двух главных городов Империи – Санкт-Петербурга и Москвы.

Характеристика столичного общества в романе

В тот исторический период, который описывается в произведении, Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, со свойственным такому высокому званию пафосным обществом. Петербург – это город, который характеризует архитектурное великолепие в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью. Его своеобразный характер автор переносит и на петербургское общество.

Светские рауты, балы, приемы – это главные события для представителей светского общества столицы. Именно там обсуждаются политические, культурные и светские новости. Однако за внешней красотой этих мероприятий видно, что представителей знати не заботят и не волнуют ровным счетом ни эти темы, ни мнения собеседников, ни исход разговоров и встреч. Обличение красоты истинной и ложной, сущность столичного общества раскрывается в романе уже с первой цены в салоне Анны Павловны Шерер.

Петербургское высшее общество в романе играет привычные роли, говорит лишь о том, о чем принято беседовать, поступает так, как этого ждут. На примере семьи Курагиных, которые являются характерными представителя столичного общества, автор с нескрываемым разочарованием и иронией подчеркивает театральность, наигранность и цинизм светской жизни Петербурга и ее представителей. Только неискушенные или потерявшие интерес к ролевому представлению находят одобрение автора на страницах романа, чьими устами автор дает свою оценку: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Описание московской светской жизни и ее представителей

Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.

В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.

Роль образа светского общества в романе

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Светское общество в романе Война и мир (характеристика, анализ, черты)

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Образ светского общества в романе «Война и мир» (2 вариант)

В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Петербург — столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.
Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья — семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить’ (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны . светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом “отстранения”, давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.
Роман “Война и мир” был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень . полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.

Образ светского общества в романе «Война и мир» (3 вариант)

Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская.

Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Читайте также:  Анализ Золотого слова Святослава из Слова о полку Игореве

Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и про шлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Ераф Кирилл Безухов – один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский – его ровесник. Болконский – верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.

Антинародность, полное пренебрежение нуждами простых людей, жажда наживы – таковы отличительные черты высшего дворянского общества. Эти черты присущи и гостям фрейлины Шёрер, и посетителям французского салона графини Безуховой. Здесь царят эгоистичность, корыстолюбие, карьеризм и интриганство. Светские разговоры – не что иное, как обыкновенное злоязычие, нередко переходящее в клевету. За маской добродушия скрываются лицемерие и притворство, ставшие привычкой. Все нормальные человеческие чувства искажены, все пропитано ложью, от дружбы и любви осталась лишь видимость. Истоки морального разложения высшего общества Толстой видит в паразитизме и праздности. Он не зря всех его представителей называет трутнями. Салтыков-Щедрин, давая характеристику роману «Война и мир», заметил: «А наше так называемое «высшее общество» граф лихо прохватил».

«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги…» Изменились разве что разговоры – больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.

На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким его представляло большинство дворян. Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой душт царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армик после разгрома оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобнык шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него са-. мого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.

В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Кура-гина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит – дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой – постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.

С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-толь, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чун;их судеб Ипполит и Элен. Элен – первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен – она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.

В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.

Борис Друбецкой – еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель и добивается ее. Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.

Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати – это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.

Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.

Образ светского общества в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

Создавая роман, автор не зря называет его эпопеей, так как кроме больших исторических событий он разворачивает перед читателями портреты представителей разных сословий. Одни из них – аристократы, люди высшего света, светское общество. Действие, уже с первых строк произведения, приглашает на прием к московской дворянке Анне Шерер.

Именно у нее происходит первое знакомство с наиболее яркими личностями столицы и ее гостями. Сразу же удивляет разительное различие между обывателями бала и только что появившимся в Москве Пьером Безуховым. Его лицо открыто и доверчиво. Он не скрывается за маской безразличия, как основная масса окружающих.

К нему близки представители московского общества, семья Ростовых. Они дружелюбны, чисты душой и открыты сердцем. Их семью любят, и они отвечают окружающим взаимностью. Старый граф и его родственники, в отличие от Шерер и ее чопорных гостей, просты, честны и не лицемерны. Среди еще одних светских представителей – семья Болконских. Они живут уединенно и закрыто. В свет выезжал лишь князь Андрей и его жена, до беременности. Обе эти семьи сильно отличаются от основного высшего бомонда. Они восхищаются теми простыми житейскими качествами, которые далеки Шерер, Курагиным и другим. Очень скоро и Пьер Безухов понимает, что ему тяжело общаться и вращаться в этих кругах. Его раздражают их алчность, наигранность, холодность. И даже его жена, Элен, которая была яркой представительностью той среды, не смогла его убедить чаще бывать в этих кругах. Эта женщина не изменяя себе, стремится к богатству и преклонению, любым путем.

Автор очень правдиво и живо показывает разных представителей высшего общества. Даже оно не едино, а делится на любителей вращаться в кругах наполненных бессмысленностью и людей деятельных, к которым относится Андрей Болконский, братья Ростовы, и даже Пьер, и многие другие, приносящие и создающие благо своей родине и Отечеству, в трудную годину. Им трудно мириться с несправедливостью и тяготами, но они делают много, чтобы хотя бы немного изменить человеческое бытие. Роман открывает на своих страницах многочисленные характеры и судьбы представителей светского общества.

Вариант №2

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» описанию дворянского общества уделяется особое внимание. В то время в России это сословие играло значительную роль в жизни страны. Примечательно, что светское общество было представлено двумя столичными кругами дворян: московским и петербургским.

Первое, на что читатель, скорее всего, обратит внимание, это неестественность, наигранность взаимоотношений, царивших в этих обществах. Каждый представитель высшего света носит определенную маску, играет ту или иную роль, взятую на себя самостоятельно или же вследствие влияния круга.

Основным способом проведения досуга у дворян были светские приемы, где обсуждались слухи, новости, политика и т.д. Новоприбывшему может показаться, что беседы эти невероятно содержательны, а ведут их чрезвычайно умные незаурядные личности. На самом же деле подобные встречи были скорее механическим ритуалом. В разговорах отсутствовала искренность и участие. Умный, проницательный человек вскоре понимал это и разочаровывался в свете. Однако в основе такого общества находятся именно те люди, которым нравится подобное общение. Они сами нуждаются в нем. С течением времени у них формируется некий образец стереотипного поведения. В итоге он переносится ими в личные отношения и на семейную жизнь. Таким образом, в семье практически утрачивается искренность, сострадание, сердечность. Их заменяют расчет, прагматизм и практичность. Курагины в данном случае выступают ярким примером типичной петербургской семьи.

Так автор описывает светское общество Петербурга. Московское общество предстает в ином виде, пусть в чем-то и сходном с петербургским. Первая сцена, в которой показана картина московского света, начинается с именин в доме Ростовых. На первый взгляд утренний прием похож на светские встречи в Петербурге. Здесь также обсуждают новости, хотя и местные, проявляют то же притворство в своих эмоциональных проявлениях. Однако картина меняется с появлением детей, которые приносят в дом легкость, непосредственность и счастье без причины.

Семейство Ростовых, как и любые другие представители московского дворянства, отличается щедростью, широтой души и безграничной добротой. В московском обществе все всё друг о друге знают и принимают близких такими, какие они есть, прощая им различного рода слабости и нелепые поступки. Именно поэтому дерзкая выходка Наташи была воспринята всеми столь снисходительно. По сравнению с петербургским московское дворянство находится ближе к простому народу, нежели петербургское.

Сочинение Образ светского общества

Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» – величайшее произведение отечественной литературы. В нем автор затрагивает жизнь различных слоев населения страны: от интеллигенции до обычных, простых солдат. Важную роль в сюжете романа занимает яркий образ светского общества.

С его представителями мы знакомимся уже в самом начале произведения: писатель описывает салон Анны Павловны Шерер и ее приближенных. В ее обществе никто не любит Пьера, внебрачного сына богатого графа Безухова. Его не любят за простоту, непосредственность и за неопределенное место в обществе. Анна Шерер пытается отвлечь своих гостей от вольных речей Пьера, который, по ее мнению, портит всю атмосферу в салоне. Здесь процветает лицемерие и фальшь, его представители гонятся лишь за чинами да богатством. Это подтверждает необычное событие, произошедшее с Пьером, который оказался единственным наследником огромного состояния умершего графа Безухова. Став богачом и владельцем множества имений, Пьер превратился в самого завидного жениха в светском обществе. Именно это и доказывает, что в салоне Шерер всем управляют деньги. После этого красавица Элен Курагина становится женой Пьера, а он сам – многоуважаемым и почетным гостем в доме Анны Павловны. А иногда эгоистичность представителей светского общества доходит до абсурда. В день Бородинского сражения Анна Шерер устраивает в своем салоне роскошный прием гостей – в то время, когда русские солдаты проливали свою кровь за благополучие страны и мир на родной земле. Л.Н.Толстой наглядно показывает, что светское общество очень далеко от простого русского народа. Но писатель доказывает и то, что победу в Великой Отечественной войне одержало Российское государство только благодаря народу – обычным жителям, которые боролись за мирную жизнь. А светское общество порой даже поддерживало французское правительство.

Читайте также:  Почему Очумелов хамелеон - сочинение

Таким образом, образ светского общества в романе представлен крайне негативно. Автор обращает внимание на его неестественность, фальшь и лицемерие в нем. А его представители лишь создают иллюзию любви к Родине, но не принимают участие в борьбе за ее благополучие и процветание.

Образ светское общество в романе Л. Н. Толстого Война и мир

В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» повествуется об участи станционных смотрителей, чиновников 14-ого класса. На таких людей каждый проезжий мечтает выплеснуть все свои негативные эмоции

И.И. Фирсов знаменит благодаря своей единственной картине «Юный живописец». Фирсов был придворным художником, делал роспись петербургских дворцов и церквей, писал иконы и работал над декорациями в театре.

Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. В поисковых системах интернета можно найти много разнообразной информации. Но ведь книга не только источник информации, книга – это верный надёжный друг, который никогда не изменит и не предаст.

Великий писатель Толстой в своих произведениях выводит на «сцену» разных героев, создавая для них такие ситуации в которых раскрывается вся человеческая суть.

В нашей стране много городов с тысячелетней историей и Псков один из таких городов. Мой город является столицей Псковской области. Наша область находиться на границе с тремя странами – Белоруссией,

Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова

Творческая история романа Л. Н. Толстого “Война и мир”

Школьное сочинение

“Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы”, — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи “Война и мир” не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и “примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России”, и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, “эпохе заблуждений и несчастий” своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то “чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. “. Толстой в очередной раз оставил написанное и “стал писать со времени 1812 года”. Но оказалось, что “между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи” личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали” с равным интересом для автора, “молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени”. И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав “наших неудач и нашего срама”. Писатель пришел к выводу, что если “причина нашего торжества” лежала в “сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений”. Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести “многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов”. Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта “Войны и мира” прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: “Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. “, то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: “Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. “

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте “Войны и мира” появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил “по Толстому”. Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что “исторические рассуждения” в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем “особого мнения”. То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. “Что за славный народ!” — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. “. Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: “Я сожгу Москву”, как и Наполеон: “Я накажу свои народы”, — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. ” — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно “Войну и мир”, с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют “романом-эпопеей”. Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Ссылка на основную публикацию