Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

Анализ стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов»

«Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тарутином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во время Бородинского сражения. П. А. Плетнев так писал о впечатле­нии данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественно­го, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков прах священный»:

Отчизне кубок сей друзья!

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое серце не дрожит,

Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения В.Жуковского «Невыразимое» В.Жуковский является основоположником такого течения в литературе как романтизм. Ярким примером этого направления можно считать стихотворение «Невыразимое». Используя философский подход, автор рассуждает о смысле бытия. Поэт создает необычные сочетания слов, аллегории, чтоб выразить свои впечатления от увиденного. Он сравнивает русский язык с природой, подчеркивая ее величие и необъятность. Красоту окружающего мира сложно описать фразами, эти […].

Анализ стихотворения Пушкина «Певец» Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение […].

Анализ стихотворения Жуковского «Жизнь» В начале XIX столетия в России появилось новое литературное направление, пришедшее на смену классицизму и сентиментализму — романтизм. Основоположником этого жанра в России стал В. А. Жуковский. Одним из ярких образцов романтической лирики Жуковского является элегия «Море», написанная им в 1822 году. В этом стихотворении поэт рисует море в трех картинах: в спокойном состоянии, в […].

Анализ стихотворения Жуковского «Желание» Произведение 1811 г. развивает одну из излюбленных тем поэта — романтическую идею двоемирия, разделяющую художественное пространство на реальный и идеальный планы. «Очарованное Там», которое в «Желании» именуется «волшебным краем чудес», составляет основной предмет внимания лирического героя. Картина реального мира изображена скупо. В ней выделяются «дол туманный» и «мрак густой». Особенности выбора лексики указывают на сумрачный, […].

Анализ стихотворения Жуковского «Сельское кладбище» Началом своего поэтического творчества В. А. Жуковский считал перевод «Элегии, написанной на сельском кладбище» английского поэта Томаса Грея. Именно из этого перевода родилось новое и оригинальное явление русской поэзии — стихотворение «Сельское кладбище» (1802). На создание этого произведения оказали влияние многие причины: и изучение западноевропейской поэзии, и опыт переводчика, и литературные вкусы времени, и художественные […].

Анализ стихотворения Жуковского «Песня» Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […].

Анализ стихотворения Жуковского «Море» «Море» — одна из прекрасных элегий, написанных Жуковским в минуты раздумья. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В обращении к морю в начале стихотворения поэт использует много ярких эпитетов, но лишь один из них характеризует море как прекрасное явление природы — «лазурное». Это устаревшее и высокое слово обозначает светло-синий цвет. […].

Анализ стихотворения Жуковского «Там небеса и воды ясны!» Стихотворение «Там небеса и воды ясны. », датированное осенью 1816 года, представляет собой вольный перевод романса «Combien j’ai douce souvenance…», принадлежащего перу французского писателя-романтика Франсуа Рене де Шатобриана и входящего в его новеллу «Приключения последнего Абенсерага». При жизни Жуковского произведение напечатано не было. Первая публикация относится к 1853 году, когда текст появился на страницах журнала «Москвитянин». […].

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского

«Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П. А. Плетнев так писал о впечатле­нии данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественно­го, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков

Отчизне кубок сей друзья!

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.

Глоссарий:

— певец во стане русских воинов анализ

— жуковский певец во стане русских воинов анализ

— анализ стихотворения певец во стане русских воинов

— анализ певец во стане русских воинов

— анализ стихотворения жуковского певец во стане русских воинов

Другие работы по этой теме:

Стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем.

Сочинение Содержание баллады Жуковского «Певец во стане русских воинов» На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами. Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку! Запьем.

«Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковского Материалы к уроку Значительный этап в жизни и творчестве Василия Андреевича Жуковского связан с войной 1812 года. Она породила патриотический мотив, с наибольшей силой прозвучавший.

Стих «Певец во стане русских воинов» (в сокращении) Жуковского В. А Певец На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами. Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку.

Война 1812 года в стихотворениях В. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Батюшкова «К Дашкову» Перечитаем два стихотворения, посвященных войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе — уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России.

А. С. Пушкин. Певец. Каким стихотворным размером написано произведение «Певец»? 1. Какую роль в стихотворении играют вопроси­тельные предложения? Можно ли назвать их рито­рическими вопросами? Это стихотворение еще при жизни Пуш­кина стало исполняться как романс (музыка.

Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского «Вечер» (1803). Элегия принадлежит к произведениям ро­мантизма. Г. А. Гуковский пишет о том, что элегия напоминает «музыкальный словесный поток, качающийся на волнах звуков и эмоций».

Анализ стихотворения «Невыразимое» Жуковского «Невыразимое» (1819). Пафос элегии — утверждение роман­тических идеалов, исследование внутреннего мира человека. По­эт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно.

«Певец» анализ стихотворения Александра Пушкина Тема поэта и поэзии есть в творчестве любого поэта, ведь рано или поздно каждый из них задумывается над тем, кому он служит своим творчеством, чьи.

Анализ стихотворения «Песня» Жуковского «Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая. Лирический.

Анализ стихотворения Пушкина «Певец» Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как.

Анализ стихотворения «Утро в Москве» Блока «Утро в Москве» (1909). В стихотворении отразилось чувст­во радости земной жизни. Лирический герой счастлив от созна­ния того, что любим: Упоительно встать в ранний час, Легкий.

Черты романтизма в произведениях В. Жуковского Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…».

Стихотворения «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского» Стихотворения «К портрету Вяземского» и «К портрету Жу­ковского» надо понимать как короткие, но меткие характеристи­ки, подчёркивающие те их качества, что явились в каждом из них.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»; Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читате­ля подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подоб­но земледельцу-труженику. В народном сознании живет.

Певец разбор стихотворения Автор: Пушкин А. С. Слыхали ль вы за рощей глас ночной Певца любви, певца своей печали? Когда поля в час утренний молчали, Свирели звук унылый.

Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением Высоцкого? Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого? Размышляя над.

Сочинение: Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского Место Василия Андреевича Жуковского в истории отече­ственной литературы определяется в первую очередь тем, что он, наряду с Константином Николаевичем Батюшковым, явился непосредственным предшественником Александра Сергеевича.

Анализ стихотворения «Русские поэты» Вознесенский «Русские поэты». В стихотворении выражено неприятие всякой фальши, напыщенности, стремление выразить истинные переживания: Не пуля, так сплетня их в гроб уложила, не с песней, а.

Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина «19 октября» (1825). Пребывание в Михайловском обостри­ло воспоминания Пушкина о друзьях юности, о лицейском брат­стве и послужило отправной точкой для создания данного стихо­творения. Основная тема.

Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского В. А. Жуковский — первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе. В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал.

Анализ стихотворения «Юбилейное» Маяковский «Юбилейное» (1924). В основе композиции стихотворения — беседа лирического героя с А. С. Пушкиным, которая переведена в личный, интимный план: Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский.

«Невыразимое» анализ стихотворения Жуковского В 1819 году, летом, Василий Жуковский жил в Павловске. В письме к Анне Зонтаг он писал, что «с трудом возвращается к своей поэзии». Тем не.

Анализ стихотворения «Гроза» Заболоцкий «Гроза». В стихотворении не только декларируется родство природы с духовной жизнью человека: в картине приближения грозы проступает сходство с творчеством, с рождением поэзии: Я люблю.

Анализ стихотворения «Солнце» Белый Андрей «Солнце» (1904) Стихотворение вошло в первый поэтиче­ский сборник А. Белого «Золото в лазури». Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому, идеалу, используя сказочно — гротескные.

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова «Два великана» (1832). Стихотворение написано об Отечест­венной войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произ­ведение построено на аллегории: столкновение русских и фран­цузов изображено как.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К портрету Жуковского» А. С. Пушкин написал стихотворение «К портрету Жуковского» в мае 1818 года. Оно посвящено В. А. Жуковскому. Поводом для создания этого стихотворения послужило появление портрета.

«Море» анализ стихотворения Жуковского Стихотворение «Море» Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал.

Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова «Поэт» (1828). Уже в этом раннем стихотворении Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, Как он пером своим прольет Всю душу;.

Анализ стихотворения Жуковского «Листок» Стихотворение было написано в 1818 году. В это время поэт находился в Петербурге и состоял на службе у государя — императора в качестве учителя русского.

Сравнительный анализ стихотворений «Певец во стане русских воинов…» В. Жуковского и «Переход через Рейн» К. Батюшкова

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»

В октябре 1812 г. Жуковский пишет одно из самых известных своих произведений «Певец во стане русских воинов». Это и одно из самых ярких стихотворений, посвященных войне 1812 г. Жанр произведения очень разнообразен. Это героическая песнь, кантата, но в нее автором включены и высокое послание, и застольная песнь, и элегические размышления.

Написано стихотворение накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Сюжет стихотворения – не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой». Одиннадцать раз поднимает он кубок – во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» – как бы напоминая о том, что защищают воины, о том, что дорого их сердцу. Полны искренней ненависти к врагу и веры в народ слова поэта. Но это слова уже поэта-воина:

За гибель – гибель, брань за брань,

И казнь тебе, губитель…

Мы села – в пепел; грады – в прах;

В мечи – серпы и плуги.

Слова поэта изредка прерываются возгласами разделяющих его взгляды воинов. Главное для них – освобождение Отчизны, любовь к родине («любовь святая»); защитить свою страну и отомстить врагу призывает поэт:

Сей кубок мщению! други, в строй!

И к небу грозны длани!

Сразить иль пасть! наш роковой

Обет пред богом брани .

Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:

Отчизна к вам взывает: месть!

«Певец…» – яркий образец русской гражданской поэзии. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне.

Произведение Жуковского тесно связано с традициями высокой оды – это и торжественный пафос («Хвала вам, чада прежних лет!»), обилие славянизмов («рать иноплеменных», «там днесь его могила», «горе подъял ужасну длань» и т.д.); яркие метафоры и перифразы («свирепый пламень брани», погибший – «чести сын», сражающийся воин «летает страхом в тыл врагам»); пышные сравнения, восходящие к фольклору («Орлом шумишь по облакам, // По полю волком рыщешь); дидактические сентенции (обращение к «творцу»); логическая стройность композиции.

Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского. Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.

Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:

Любви сей полный кубок в дар!

Среди борьбы кровавой,

Друзья, святой питайте жар:

Любовь одно со славой.

Певец поет свою песнь на бранном поле, при свете луны и огней. К нему «воздушными толпами» мчатся герои прошлого.

Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.

Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (восприятие, истолкование, оценка)

Основоположником русского романтизма по праву считают В.А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем творчестве и к национально-патриотической тематике. В 1812 году Жуковский записался ратником в Московское дворянское ополчение. В обстановке военных действий он сочинил стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано, можно сказать, на поле боя, в Тарутино, где находился главный штаб. Это придало «Певцу…» огромное обаяние в глазах современников. Патриотизм впервые явился здесь чувством души, которое дано людям, и оно их сближает, а не разъединяет. Название произведения определяет место действие и героев. В кругу воинов на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории: О Святослав, бич древних лет… И ты неверных страх, Донской… И ты, наш Петр, в толпе вождей… То грозный наш Суворов… Помимо героев исторических, певец призывает поднять кубки за героев современности: Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших Багратиона и Коновницына. Поэт использует прием повторения за счет проговаривания воинами тех слов, что уже сказал певец, тем самым выделяя ключевые моменты своей речи. Это выражает близость стиля к устному народному творчеству. Стихотворение написано торжественным стилем, с использованием архаизмов, особой патетической риторики: «Хвала всем чада славы…» Жуковский также использует классистические приемы описания баталии: «перуны», «щиты», «стрелы». Стихотворение это единично в своем жанре. В нем соединились черты оды: Смотрите, в грозной красоте, Воздушными полками, Их тени мчатся в высоте Над нашими шатрами… О Святослав, бич древних лет, И твой полет орлиный, Застольной поэзии: Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О всемогущее вино, Веселие героя! Романтической поэмы: В тот мир душа перенесет Любовь и образ милый… О други, смерть не все возьмет; Есть жизнь и за могилой. Стиль стихотворения неоднороден, он включает в себя и патетические элементы оды, и сентиментально-элегические мотивы: Ах! Мысль о той, кто все для нас, Наш спутник неизменный… Кроме этого, в стихотворении присутствуют элементы мечтательной одухотворенности мотивов любви: И тихий дух твой прилетит Из таинственной сени, И трепет сердца возвестит Ей близость дружней тени. Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием устаревшей и возвышенной лексики: «сей рьяный великан, сей витязь полуночи», «наш предтеча», «очи», «хвала», что указывает на время написания стихотворения и придает ему торжественность. Из художественно-изобразительных средств особенно часты перифразы: «мысль о той, кто все для нас», «трепет сердца» возвестит, «кто любит видеть в чашах дно», «есть жизнь и за могилой», «бич древних лет», «неверных страх», «веселие героя», «чадо славы» и так далее. Жуковский «сделал эпоху в русской словесности и – в сердцах воинов» (Лажечников). Стихотворение «Певец во стане русских воинов» стало образцом новой российской поэзии. В нем поэт поднимает патриотическую тему, отстаивая идею народности, воздавая хвалу русскому оружию и героизму воинов. Этим объясняется широкая популярность стихотворения в период войны 1812 года. Своим творчеством Жуковский готовит почву для расцвета Золотого века русской поэзии. Однако сама поэзия Жуковского не забыта и не затерялась в разноперстом наследии русской лирики XIX – XX веков.

Читайте также:  Светлана - краткое содержание баллады Жуковского

Анализ стихотворения «Певец» В. Жуковский

О чем поет «Певец» В. Жуковского?

Лирическая поэзия Василия Жуковского запомнилась в веках и стала одной из знаменательных вех в истории литературы. Ученик основателя русского сентиментализма Н. Карамзина создал запоминающийся образ несчастного эмоционального певца, разочаровавшегося в жизни еще в элегии под названием «Сельское кладбище». В произведении «Певец» автор уже раскрывает историю самого лирического героя.

Содержание стихотворения «Певец»

Произведение начинается с описания приятного пейзажа. Холм, подножие которого омывают речные воды, буквально дышит спокойствием и умиротворением. Легкий ветер и звучание живой природы напоминают звучание лиры. Однако в первой же строфе выясняется, что этот холм – могила, ставшая последним приютом одинокого певца. Отдельно стоит сказать о последней строчке каждой части «Бедный певец!». Жуковский повторяет ее так часто, стараясь подчеркнуть, что все надежды и чаяния лирического героя разрушены и жить ему незачем. Это эмоциональное восклицание рассказчика стало визитной карточкой автора. В среде творческой интеллигенции это было прозвищем Василия Андреевича. Второй отрывок рассказывает о характере певца – эмоциональном и нежном. Жизнь лирического героя оказывается не только короткой, но и «унылой». Он не находит счастья и видит успокоение только в смерти. В третьем отрывке говорится о том, почему певец так несчастен – его хороший и верный друг погибает в расцвете лет, а любовь не приносит взаимности. В следующих двух частях автор рассказывает о сладостном забвении, избавлении от болезненной и трудной жизни. Недаром сама могила награждается теплыми сравнениями, например, «обитель мира» — в ней лирический герой находит спасение. Более того – не смерть его настигает, он сам ищет гибели, чтобы избавиться от тягостных земных переживаний. Для него это не последнее пристанище, а теплый дом, в котором он навсегда сможет укрыться от всех разочарований. Окончание стихотворения снова описывает холм, в котором спокойно и печально лежит прах лирического героя. Больше он не ходит по земле, не поет своих песен, не оставляет своих следов – только тихие ветра иногда тревожат его сон. Предпоследняя строка: «И лира вторит им уныло» говорит о том, что страдания бедного певца сохранились только в его музыке, которую иногда исполняют.

Автобиографичность произведения

Заметный пессимизм произведения вполне оправдан – считается, что Жуковский писал о самом себе. Действительно, события, предшествующие написанию стихотворения, были для автора большим ударом. В начале умирает его приемная, а вскоре и настоящая мать. Поэт тяжело переживает эти потери. Не менее значимой трагедией для Василия Андреевича Жуковского становится смерть близкого друга. Андрей Тургенев умирает в Петербурге в возрасте 21 года. Причиной гибели становится неясная «горячка с пятнами». Эта смерть становится большой неожиданностью для всего его окружения. Более того, на любовном фронте ситуация также разворачивается неблагоприятно – он симпатизирует молодой девушке – Марии Протасовой. Несмотря на возможность частого общения, Василий Андреевич не имеет никаких шансов жениться на красавице. Вскоре та находит себе мужа и оставляет Жуковского в растерянности, разочаровании и одиночестве. Выразив все свои негативные эмоции и разочарование в жизни в произведении «Певец», В.А. Жуковский продолжил дело российских сентименталистов. Чувственная лирика поэта запоминается своей печалью, однако она не создает негативного послевкусия – после этих стихов больше хочется жить и бороться за свое счастье.

Участие В. А. Жуковского в Отечественной войне 1812 года ознаменовано в его поэтической деятельности знаменитой одой «Певец во стане русских воинов» (см. полный текст, краткое содержание и анализ). Это стихотворение произвело сильное впечатление среди тогдашнего общества.

Орест Кипренский. Портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815

«Судьба велела мне, – писал позже Жуковский в одном дружеском письме, – видеть войну во всех её ужасах. Минута энтузиазма, весьма естественного при чтении манифестов нашего государя, заставила меня броситься на такую дорогу, которая мне совсем не известна». (Рассуждение о певце в стане русских воинов. Спб. 1822. 41).

Тема и идея стихотворения – торжество победы, вызванное уверенностью близкого изгнания врагов, и возбуждение воинского духа. Уверенность в близкой победе была общим чувством всех русских, и потому вполне понятна популярность «Певца», которую он приобрел, как только был напечатан.

Песнь состоит из тостов, предлагаемых певцом среди воинов, хором отвечающих четверостишиями на каждое величание, которым он сопровождает тосты свои. Сам автор в виньетке, приложенной к последнему прижизненному изданию своих сочинений, изобразил под видом Певца – самого себя в казачьей куртке перед товарищами-бородачами, лежащими около костра. Но ни слова песни, ни греческая лира, изображенная в руках этого казака, не соответствуют русской обстановке виньетки.

Элегии и баллады Жуковского представляли форму новую сравнительно с русской поэзией XVIII века. Новое содержание баллады, лирическое выражение личных чувств, элегия в особенности, мало-помалу вырабатывались под пером Жуковского частью под влиянием иностранной поэзии, частью самобытно. Он вживался несколько лет в эти романтические представления и создавал для них особенные краски, наиболее приспособленные к выражению душевного страдания… как вдруг теперь берётся он за песнь радостную, хор военный. Из прежних его произведений было только одно подобного содержания: это «Песнь барда над гробом славян-победителей» (1806), вызванная военными обстоятельствами того времени. Идея и этой «Песни» – воззвание к мщению после того, как в несчастный год Аустерлицкой битвы Германия была опустошена и обессилена… Места этой песни, выражающие героические чувства, были написаны стихом ложноклассической оды старого, ломоносовского характера:

Друзья! ce час побед! Славяне, возгремим! Прострите взор окрест! лишь дебри запустелы… О, братья! О, сыны возвышенных славян, Воспрянем! вам Перун для мщенья свыше дан…

Основные мотивы лирики Жуковского

Наша газета уже печатала среди ученических работ планы-конспекты учеников на определённые темы. Предлагая вниманию читателей ещё две работы девятиклассников (сейчас они уже учатся в 10-м классе), хочу подробнее сказать о том, в чём смысл подобного задания. Когда две-три темы, посвящённые одному писателю или одному произведению (например, «Горю от ума») изучены в классе, стоит предложить ученикам написать по одной из тем план-конспект. В этом плане должны быть основные тезисы к теме, раскрытые не очень подробно, и цитаты к каждому тезису. По сути дела, такой план — главный шаг к сочинению (я разрешаю своим ученикам в 9-м классе пользоваться их планами на сочинениях). Кроме того, планы-конспекты можно предлагать на один ряд тем, а сочинения давать на другие, тогда количество “сделанных” тем будет больше. Разумеется, грамотность в работах этого рода тоже проверяется. Излишне говорить, что предлагаемые планы более удачны, чем работы других девятиклассников, но явно не совершенны. Мне хотелось просто предложить еще одну форму работы. (Лев Соболев)

1. Жанровая тематика. Элегия, песня, романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского. На материале элегии Жуковский прежде всего разрабатывал русский поэтический язык. Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закреплённой общеевропейской традицией: погружением во внутренний мир, мечтательным и мистическим восприятием природы. Здесь я хочу сказать о стихотворении «Море»: море — воплощение души лирического героя. Как море, так и лирический герой, стремится “из земныя неволи” к небесам. Под внешним спокойствием скрываются смятение и тревога.

2. Поэтический синтаксис, музыкальный принцип. Слова в поэзии Жуковского ориентированы на то, чтобы пробуждать эмоциональный опыт читателя. И это напоминает о принципах классической музыки. Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика. Жуковский разрабатывает чисто песенную систему восклицаний, обращений. Недаром стихотворения Жуковского часто перекладывались на музыку: возможность музыкальной интерпретации для них органична, заложена в самой их основе. Такие повторы, как:

Что молить неумолимых?
Возвращу ль невозвратимых?

(«Людмила»)

Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
.
Сие присутствие Создателя в созданье…
(«Невыразимое») —

тоже работают на музыкальность.

Размер стихотворения также играет важную роль. «Море» написано двустишиями, и при чтении появляется ощущение, что каждое двустишие — словно прибой волн. Размер стихотворения «Вечер»: первые три строки в каждой строфе написаны шестистопным ямбом, остальные — четырёхстопным. Это создаёт определённый ритм. В стихотворении «Воспоминание» 1816 года Жуковский использует сквозную рифму: “воспоминанье–позабыть”.

Стихотворения Жуковского написаны по музыкальному принципу, то есть важен смысл не каждого слова; важнее поток слов, отсюда множество многоточий, строфы редко отделяются друг от друга, чаще между ними стоит запятая. “Поток” стихотворения воплощает поток поэтических чувств, единый музыкальный поток.

Характерно в этом отношении то, что Жуковский называет своё стихотворение «Невыразимое» отрывком, хотя не собирался дописывать его. Это стихотворение представляет поток душевной жизни, и каждая попытка выразить своё восприятие мира будет лишь частью, потому что нельзя выразить величие, красоту и “душу” природы полностью.

3. Двоемирие и связь с другим миром, мотив завесы.

Для Жуковского мир разделён на здесь и там. Здесь — это земное, низкое, а там — это небеса, чистое, светлое, незыблемое, то, к чему мы все стремимся.

Тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе.
(«Море»)

Идеей двоемирия пронизано всё творчество Жуковского: в «Вечере» другой мир — это тайная, мистическая жизнь в образах природы; в «Море», в «Лалле Рук», в «Я музу юную, бывало. » — это небеса, а здесь — это “подлунная сторона. ”, в балладах другой мир — это мир потусторонних сил; в «Сельском кладбище» — мир загробный, и память — единственная связь с тем миром.

Мнил я быть в обетованной
Той земле, где вечный мир;
Мнил я зреть благоуханный
Безмятежный Кашемир.

(«Лалла Рук»)

Прохожий, помолись над этою могилой;
Он в ней нашёл приют от всех земных тревог;
Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,
С надеждою, что жив его спаситель-Бог.
(«Сельское кладбище»)

Там поют согласны лиры;
Там обитель тишины;
Мчат ко мне оттоль зефиры
Благовония весны;
Там блестят плоды златые
На сенистых деревах;
Там не слышны вихри злые
На пригорках и лугах.
(«Желание»)

Есть лучший мир; там мы любить свободны;
Туда моя душа уж всё перенесла;
Туда всечасное влечёт меня желанье;
Там свидимся опять.
(«Песня». 29 сентября, 1811)

В сём мире без тебя, оставленный, забвенный,
Я буду странствовать, как в чуждой стороне.
(«На смерть А.Тургенева»)

«Голос с того света» — само название говорит об идее двоемирия: “Я в стороне свиданья. ”, “всё земное совершила. ”, “в какой предел из мира перешла. ”, “здесь, сколь ваш прекрасен свет. ”

«Песня»: “где-то лучший край. ”, “там весна живёт. ”, “там, в долине рая. ”, “жизнь иная. ”

«Путешественник»: “там в нетленности небесной всё земное обретёшь. ”, “неизвестное. ”, “всё, что мило — мнится — там. ”, “небо светлое с землёю. ”

Жуковский ощущает зыбкость этого мира, мира низшего, и он не привязан к нему так, как, например, Державин. Здесь — это мир земной, низший, ничто в нём не вечно, отсюда туманность, неясность.

«Сельское кладбище»: “в туманном сумраке. ”

«Вечер»: “склонись задумчиво на пенистые воды. ”, “туманный вечер. ”, “как зыблется твой блеск на сумраке лесов. ”

«Желание»: “озарися, дол туманный; расступися, мрак густой. ”

«Путешественник»: “даль по-прежнему в тумане; брег невидим и далёк. ”

Связь с другим миром. Тема посредника между небом и землёй. Связь с другим миром осуществляется по-разному: в стихотворениях «Лалла Рук», «Я музу юную, бывало. », «Таинственный посетитель» поэту является вестник с неба, в «Светлане» молодая девушка хочет узнать о своём будущем у потусторонних сил через зеркало.

Мотив отражения («Море», «Вечер»): море, река, ручей — всё, что отражает гармонию небесного мира, есть посредник между небом и землёй. «Вечер»: “и в зеркале воды. ”, “в реке дубравы отразились. ”

«Море»: “ты чисто в присутствии чистом его: ты льёшься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые и радостно блещешь звёздами его”.

«Рыбак»: “не с ними ли свод неба слит прохладно-голубой. ”

В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сопоставляет эти два мира: земной, мёртвый, и дивную природу. Всю лексику стихотворения можно поделить на две колонки.

Земной, мёртвый: земной, мёртвое, с усилием, обессиленно, безмолвствует, подвластно ль, хотим удержать.

Дивная природа: дивною, небрежною и лёгкою свободой, красоту, согласила, живое, небу тихому летящих, пожаре пышного заката, яркие черты, легко, мысль крылата, блестящей красоты.

Мотив завесы. «Таинственный посетитель»: “неведомого края под волшебной пеленой. ”, “сквозь покрывало неземным казался он. Снят покров. ”, “к нам, как ты, она из рая два покрова принесла: для небес лазурно-ясный, чистый, белый для земли. ”, “кто-то светлый к нам летит, поднимает покрывало и в далёкое манит”.

«Лалла Рук»: “светлый завес покрывала оттенял её черты. ”, “нам туда сквозь покрывало он даёт взглянуть порой. ”

4. Сакрализация и очеловечивание природы.

Жуковский — первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы — всё, что составляет её “материальную” красоту, но наделить природу чувством и мыслью воспринимающего её человека. Пейзаж в поэзии Жуковского — “пейзаж души”, природа окрашена в лирические чувства автора: “приятна. ”, “тихая. ”, “стенанье соловья. ” («Вечер»); “рогов унылый звон. ” («Сельское кладбище»). Для Жуковского человек — часть природы, а природа живая и одушевлённая.

«Вечер»: “как слит с прохладою растений фимиам. ” Фимиам — здесь запах. По сути, как может быть запах слит с температурой, с прохладой? Но “фимиам” рождает ассоциации с божественным, священным.

«Рыбак»: “душа полна прохладной тишиной. ” — тоже, казалось бы, как может быть душа полна прохлады и тишины? У Жуковского же прохладная тишина символизирует душевную тоску, “в нём вся душа тоски полна. ” Тишина — это тишина реальная и тишина душевная. О природе Жуковский говорит самым сакральным, религиозным языком: “святые таинства. ”, “пророчеством великого виденья. ”, “величественный час. ”, “вечернего земли преображенья. ”

“Что наш язык земной пред дивною природой?”, “Но льзя ли мёртвое в живое передать?” Природа жива, дивна, язык же наш мёртв. И попытка мёртвым языком сказать о бесконечности живой природы будет бесплодна. “И лишь молчание понятно говорит. ” — нельзя выразить словами дивную природу. «Море»: “ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты. ” — море наделено жизнью, душой, чувствами. Оно противоречиво, как и человек. Вопросительные интонации наиболее свойственны поэзии Жуковского, ведётся диалог с природой, так как природа у Жуковского одушевлённая. «Море»: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?”

5. Тема перехода, перетекания, изменения состояния.

Тема перехода. Вечер — переходное состояние от дня к ночи. В поэзии Жуковского вечер в природе — вечер жизни. С этим связан мотив угасания в природе и множество глаголов, обозначающих движение: “померкнули. ”, “последний луч. ”, “умирает. ”, “потухшими. ”, “угасает. ”, “бледнеет. ”, “усталой. ”, “медлительной. ”, “задумавшись. ”, “исчезает. ”, “и взоры тусклые, на веки угасая. ”, “движет. ”, “льёшься. ”, “бьёшься. ”, “волны подъемлешь. ”.

Вечер и закат — излюбленное время Жуковского.

Перелив чувств. Здесь я бы хотела сказать о стихотворении «Воспоминание» 1816 года.

Способность грустить — ценное чувство, до Жуковского этого не писал никто, собственно, в это время зарождается психологическая лирика. Надежду, упованье заменяет грусть, “отрада нам — о счастье слёзы лить!” Чувства противоречивы, многозначны.

Читайте также:  Сказка о царе Берендее – краткое содержание сказки Жуковского

Противоречивость: воспоминание нежеланно, мучительно, приносит страдания, но мысль о том, что я могу их забыть, приносит ещё большие страдания.

Несчастье — об вас воспоминанье,
Но более несчастье — вас забыть!

6. Тема поэзии. Поэзия — это дар, которым обладают немногие. Жуковский не обращал свой труд к широкой аудитории, как Карамзин или Крылов, он писал «Fu..r Wenige».

И вдохновение летало с небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило животворящий луч оно.
(«Я музу юную, бывало. »)

. Лишь порой он навещает
нас с небесной высоты.
(«Лалла Рук»)

О песни, чистый плод невинности сердечной!
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной!
(«Вечер»)

Связь творчества с небом. Поэт творит лишь в те минуты, когда Бог посылает ему вдохновение. Таким образом, вдохновение — это дар Бога, Музы.

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне.
.
Но дарователь песнопений.
.
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать.
.
Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был.
.
Кладу на твой алтарь священный…
.
(«Я музу юную, бывало. »)

Иль в тебе сама святая здесь поэзия была?
(«Таинственный посетитель»)

Благодатный посетитель
Поднебесной стороны.
.
А когда нас покидает
В дар любви у нас в виду.
.
Посетил, как упованье;
Жизнь минуту озарил.
(«Лалла Рук»)

7. Гений чистой красоты.

Эта красивая формула впервые появилась у Жуковского.

Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!
(«Я музу юную, бывало…»)

Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты.
(«Лалла Рук»)

8. Тема прошедшего, минувшего.

Ничто не проходит бесследно, но прошлое вместе с тем невозвратимо.

Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
(«Я музу юную, бывало…»)

Друг, на земле великое не тщетно;
Будь твёрд, а здесь тебе не изменят;
О милый, здесь не будет безответно
Ничто, ничто: ни мысль, ни вздох, ни взгляд.
Не унывай, минувшее с тобою.
(«Голос с того света»)

9. Тема ранней смерти.

Могила юноши, мотив скоротечности жизни.

Эти мотивы присущи элегии вообще.
Здесь пепел юноши безвременно сокрыли;
Что слава, счастие, не знал он в мире сём,
Но музы от него лица не отвратили,
И меланхолии печать была на нём.
(«Сельское кладбище»)

Едва расцвёл — и жизнь уж разлюбил
И ждал конца с волненьем и тоскою;
И рано встретил он конец,
Заснул желанным сном могилы.
.
Он дружбу пел, дав другу нежну руку, —
Но верный друг во цвете лет угас.
(«Певец»)

Один — минутный цвет — почил, и непробудно,
И гроб безвременный любовь кропит слезой.
Другой. О небо правосудно.
(«Вечер»)

Мотив утраты.

«На смерть А.Т.»: “без тебя, оставленный, забвенный. ”

О братья! О друзья! Где наш священный круг?
Где песни пламенны и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где клятвы, данные природе,
Хранить с огнём в душе нетленность братских уз?
(«Вечер»)

Здесь речь идёт об утрате друзей, о разрушении братства. Об этом же говорится в стихотворении «Воспоминание» 1816 года.

Переход в иной мир — всегда благо. В балладе «Лесной царь» иной мир — мир прекрасный, и переход в него — всегда благо.

Надежда сладкая! Приятно ожиданье! —
С каким веселием я буду умирать!

(«На смерть А.Т.»)

Тема сна — смерти.

«Сельское кладбище»: “повсюду мёртвый сон. ”, “спящих здесь. ”, “сном непробудным спят. ”, “мёртвых сон под мраморной доскою. ”, “спокойно спят под сенью гробовою. ”

«Певец»: “ты спишь, тиха твоя могила. ”

Тема сна — видения.

Бывалых нет в душе видений.
(«Я музу юную, бывало. »)

Снят покров, любви не стало;
Жизнь пуста, и счастье — сон.

(«Таинственный посетитель»)

Мотив загробной встречи.

Увидимся опять; во гробе нам судьбой назначено свиданье!
(«На смерть А.Т.»)

10. Тема судьбы, жребия.

С этой темой связана также тема пророчества: “над тихой юноши могилой. ” — здесь Жуковский говорит о самом себе, но таким образом он предсказал раннюю смерть А.Тургенева и сумасшествие Радзянки. Эти строки имеют автобиографический аспект:

С Минваною унылой
Придёт сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой!

Минвана и Альпин — условные имена влюблённых, символизирующие Жуковского и Машу Протасову, историю их несчастливой любви.

. Того ль, несчастный, я от рока ожидал!
(«На смерть А.Т.»)

. Но жребий сей цветок прекрасный
могиле приготовил в дар.
(«На смерть семнадцатилетней Эрминин»)

...Пускай рабы сует их жребий унижают.
.
. На всех ярится смерть — царя, любимца славы,
Всех ищет грозная. и некогда найдёт;
Всемощныя судьбы незыблемы уставы:
И путь величия ко гробу нас ведёт!
.
Угрюмою судьбой для них был затворён,
Их рок обременил убожества цепями.
.
И твой ударит час, последний, роковой.
(«Сельское кладбище»)

11. Тема странника в сём мире.

Прискорбный, сумрачный, с главою наклонённой,
Он часто уходил в дубраву слёзы лить,
Как странник, родины, друзей, всего лишённый,
Которому ничем души не усладить.
(«Сельское кладбище»)

Но в мире он минутный странник был.
.
Твой век был миг, но миг унылый,
Бедный певец!
(«Певец»)

12. Мотив священной дружбы.

О радостях души, о счастье юных дней,
И дружбе, и любви, и музам посвящённых.
(«Вечер»)

Это стихотворение пронизано темой дружбы, которая представлялась всегда тёплым, нерушимым союзом.

. Я тебя бессмертным почитал.
Святая благодать да будет над тобою!
Покойся, милый прах.
.
. На пепел твой священный!
(«На смерть А.Т.»)

Ах! Нежная душа, природу покидая,
Надеется друзьям оставить пламень свой;
И взоры тусклые, навеки угасая,
Ещё стремятся к ним с последнею слезой;
Их сердце милый глас в могиле нашей слышит;
Наш камень гробовой для них одушевлён.
(«Сельское кладбище»)

13. Мотив ушедшей молодости.

Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины.
(«Невыразимое»)

14. Тема света, мотив высоты.

«Море»: “далёкое светлое небо. ”, “светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь. ”, “ясное небо. ”

«Я музу юную, бывало. »: “светлых вдохновений. ”, “светит мне твоя звезда. ”

«Таинственный посетитель»: “для небес лазурно-ясный. ”, “кто-то светлый к нам летит. ”

«Вечер»: “по светлому песку. ”, “блеском озаренны. ”, “о тихое небес задумчивых светило. ”, “солнце, восходя, по рощам голубым спокойно блеск свой разливает. ”, “светила возрожденье. ”

«Лалла Рук»: “гость прекрасный с вышины. ”, “светлый завес. ”, “склоняла взор умильный с высоты. ”, “под сиянием венца. ”, “навещает нас с небесной высоты. ”

Сочинение Жуковский В.А. – Песня

Тема: – Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Восприятие, истолкование, оценка.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
А.С. Пушкин.

В статье «Сочинения Александра Пушкина» Белинский назвал В.А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта.
Тематика и интонация творчества В.А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А.И. Тургеневу поэт писал о поэзии: «…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели».
К произведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усилилось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное воображение перерастает в концепцию двух миров – таинственного мира сущностей и видимого мира явлений. Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадковской, племяннице родственницы Жуковского А.И. Плещеевой, которая горячо поддерживала намерение Жуковского жениться на М.А. Протасовой, любовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.
Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, возникающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомый взор…», «зачем душа в том край стремится…»
«Песня» («Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, обращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихотворение, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на читателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.
Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об «очарованье» минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском «знакомого взора». Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор в сомненье: имеет ли он право на нее? Не погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык «Песни» очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить «Песню» в виде художественного полотна. Какие тона выбрал автор? Они разнообразны. Меланхолия – тона приглушенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блеснул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на нашем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение «Минувших дней очарованье» положено на музыку несколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым. Это и неудивительно. Строки «Песни» необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.
Этому способствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частично встречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм «Песни». Лексический состав стихотворения также необыкновенно продуман. Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лексический анализ. «Минувших» – «воскресла», «разбудил» – «замолчавшие», «блеснул… взор» – «незримое». Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, то они в основном употреблены в прошедшем времени: «воскресло», «разбудил», «шепнул», «блеснул» и т.д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому, которое так тревожит и волнует его.
Что касается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений. Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический характер: «Зачем опять воскресла ты?». «Зачем в мою теснишься грудь?». Этот синтаксический прием Жуковского направлен на то, чтобы придать произведению философскую окраску.
Автор находит и другие изобразительные средства, позволяющие передать мир сложных человеческих переживаний. Это олицетворение: «…дней очарованье, зачем опять воскресло ты?». Или: «Могу… одеть покровом знакомой жизни наготу?».
А вот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребляется частица ль: «могу ль сказать», «могу ль узреть», «скажу ль…». Какой мир сомнений и исканий перед нами! И этого автор достигает благодаря повтору всего лишь одного маленького слова.
В литературных кругах известен афоризм Горация: «Не желай удивленья толпы, но пиши для немногих». Эти слова я полностью отношу к творчеству В.А. Жуковского. Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих пор привлекает большую массу читателей. Меняются времена, люди. Но пока существует в мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненные необыкновенным чувством восприятия окружающего мира, стихи, давшие русской поэзии «душу и сердце».

Сочинение Жуковский В.А. – Песня

Тема: – Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Восприятие, истолкование, оценка.

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
А.С. Пушкин.

В статье «Сочинения Александра Пушкина» Белинский назвал В.А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта.
Тематика и интонация творчества В.А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А.И. Тургеневу поэт писал о поэзии: «…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели».
К произведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усилилось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное воображение перерастает в концепцию двух миров – таинственного мира сущностей и видимого мира явлений. Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадковской, племяннице родственницы Жуковского А.И. Плещеевой, которая горячо поддерживала намерение Жуковского жениться на М.А. Протасовой, любовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.
Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, возникающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомый взор…», «зачем душа в том край стремится…»
«Песня» («Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, обращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихотворение, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на читателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.
Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об «очарованье» минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском «знакомого взора». Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор в сомненье: имеет ли он право на нее? Не погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык «Песни» очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить «Песню» в виде художественного полотна. Какие тона выбрал автор? Они разнообразны. Меланхолия – тона приглушенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блеснул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на нашем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение «Минувших дней очарованье» положено на музыку несколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым. Это и неудивительно. Строки «Песни» необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.
Этому способствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частично встречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм «Песни». Лексический состав стихотворения также необыкновенно продуман. Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лексический анализ. «Минувших» – «воскресла», «разбудил» – «замолчавшие», «блеснул… взор» – «незримое». Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, то они в основном употреблены в прошедшем времени: «воскресло», «разбудил», «шепнул», «блеснул» и т.д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому, которое так тревожит и волнует его.
Что касается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений. Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический характер: «Зачем опять воскресла ты?». «Зачем в мою теснишься грудь?». Этот синтаксический прием Жуковского направлен на то, чтобы придать произведению философскую окраску.
Автор находит и другие изобразительные средства, позволяющие передать мир сложных человеческих переживаний. Это олицетворение: «…дней очарованье, зачем опять воскресло ты?». Или: «Могу… одеть покровом знакомой жизни наготу?».
А вот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребляется частица ль: «могу ль сказать», «могу ль узреть», «скажу ль…». Какой мир сомнений и исканий перед нами! И этого автор достигает благодаря повтору всего лишь одного маленького слова.
В литературных кругах известен афоризм Горация: «Не желай удивленья толпы, но пиши для немногих». Эти слова я полностью отношу к творчеству В.А. Жуковского. Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих пор привлекает большую массу читателей. Меняются времена, люди. Но пока существует в мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненные необыкновенным чувством восприятия окружающего мира, стихи, давшие русской поэзии «душу и сердце».

Читайте также:  Анализ стихотворения Жуковского Песня сочинение

Анализ стихотворения Жуковского Песня

Анализ стихотворения Жуковского «Песня»

В.А. Жуковский — крупнейший поэт русского романтизма. Его роль в создании новой поэзии огромна. Впервые в нашей литературе он наполнил интимную лирику философским смыслом.

Главным содержанием его поэзии стало недовольство миром, собой, людьми, поэтому одной из ведущих тем является изображение не видимых явлений, а выражение неуловимых переживаний. Но при этом лирика не становиться рассказом о тех или иных событиях его жизни; поэтическая мысль раскрывается в них путем художественных обобщений. Примером этому является стихотворение «Песня», написанное в 1818 году.

В этом произведении лирический герой свое разочарование в жизни, неприятие ее теневых сторон выражает через прорыв человеческой души в мир прекрасного и романтического «того края». «Тот край» — это особый мир, где душа обретает всю полноту своего бытия. «Тот край» выражает веру поэта в гармоничный мир красоты и совершенства, но, к сожалению, очарование души, озаренное вдохновением прекрасного, мгновенно: «Там вместе с ним все дни прекрасны в единый гроб положены».

Композиция стихотворения проста: оно состоит из трех восьмистиший. Лирическая окраска каждого восьмистишия увеличивает смысл предыдущего и обогащает его изображение. Вместе они дают целостную картину изображения чувств лирического героя. Усилению эмоциональности служат слова, которые употребляются не в прямом смысле, а в обобщенном, например, «замолчавшие мечты», «незримое с давнишних пор», «свидетель милой старины». Или такие слова, как «очарованье», «воспоминанье», «незримое», «мечты» — все они ориентированы на пробуждение эмоциональности.

Надо заметить, что стихотворение недаром называется «Песня», и оно не единственное у поэта с таким названием. Это объясняется особым типом лирической эмоциональности поэзии Жуковского, родственной музыке. А музыкальная выразительность «Песни» достигается за счет звукописи.

В стихотворении поэт прибегает к аллитерации:

Минувших дней очарованье

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье…

Мелодичность, душевность, сердечность достигаются вопросительной интонацией: «Зачем опять воскресло ты?», «Зачем в мою теснишься грудь?» и т.д.; инверсиями: «Зачем душа в тот край стремится?», «Жилец безгласный»; риторическим обращением: «О милый гость…»; за счет анафоры:

Могу ль сказать: живи надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

Жуковский передает эмоции изнутри, сосредоточиваясь на внутреннем переживании, поэтому главный акцент в стихотворении делается на слове «душа» как на символе человеческого сознания:

Шепнул душе привет бывалый;

Душе блеснул знакомый взор…

Все образно-стилистические средства, используемые Жуковским служат для передачи полноты духовного бытия личности, и это дает возможность коснуться таких сторон и таких глубин ее психологи, которые были недоступны прежним поэтам.

Таким образом, стихотворение «Песня» можно назвать поэтической исповедью Жуковского, отображающей процесс его душевной жизни и затрагивающей глубокие пласты сознания поэта.

Анализ стихотворения Жуковского «Песня»

Анализ стихотворения Жуковского «Песня»

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:

О милый гость, святое прежде, Зачем в мою теснишься грудь? Могу ль сказать: живи, надежде? Скажу ль тому, что было: будь?

«Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:

Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу?

Лирический герой Жуковского — человек глубоких чувств, чаще всего горестных, ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои воспоминания и мечты. Он постоянно уходит в прошлое: «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе. Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможной близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях:

Там есть один жилец безгласный, Свидетель милой старины; Там вместе с ним все дни прекрасны В единый гроб положены.

Почему мотивы грусти проступают в стихотворении Жуковского? Лирика занимает значительное место в поэзии Жуковского. В его стихотворении звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями поэта. Придворная атмосфера, в которой был принужден жить Жуковский, все более его разочаровывала. Гибель Пушкина на дуэли потрясла его. Глубоко опечаленный, возмущенный действиями властей, он вскоре выходит в отставку и едет за границу. Но, живя за границей, Жуковский тосковал по России. Под влиянием этих чувств он пишет:

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы — все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. «Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливая даль» — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека.

«Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекали музыкантов и композиторов. Его стихотворение было положено на музыку, стало романсом, любимым народом. Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии. Определяя значение творчества Жуковского, Белинский писал: «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развиваться, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:

О милый гость, святое прежде,

Зачем в мою теснишься грудь?

Могу ль сказать: живи, надежде?

Скажу ль тому, что было: будь?

«Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:

Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?

Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств, чаще всего горестных, ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои воспоминания и мечты. Он постоянно уходит в прошлое: «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе. Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможной близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях:

Там есть один жилец безгласный,

Свидетель милой старины;

Там вместе с ним все дни прекрасны

В единый гроб положены.

Почему мотивы грусти проступают в стихотворении Жуковского? Лирика занимает значительное место в поэзии Жуковского. В его стихотворении звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями поэта. Придворная атмосфера, в которой был принужден жить Жуковский, все более его разочаровывала. Гибель Пушкина на дуэли потрясла его. Глубоко опечаленный, возмущенный действиями властей, он вскоре выходит в отставку и едет за границу. Но, живя за границей, Жуковский тосковал по России. Под влиянием этих чувств он пишет:

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. «Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливая даль» – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека. «Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекали музыкантов и композиторов. Его стихотворение было положено на музыку, стало романсом, любимым народом. Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии. Определяя значение творчества Жуковского, Белинский писал: «. Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развиваться, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

«Песня (Когда я был любим…)» В.Жуковский

«Песня» Василий Жуковский

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,
Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.
Но я тобой забыт,- где счастья привиденье?
Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.
Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:
Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья
В обитель нищеты рука моя несла.
Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!
Ах! благостью моей любовь твоя была!

Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»

Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и везде сопровождать царскую семью, что ставило крест на личной жизни поэта. Впрочем, романтические увлечения были и у Жуковского, хотя свои отношения с придворными дамами он старался не афишировать. Тем не менее, любовная лирика этого периода богата стихами-признаниями, одним из которых является «Песня», созданная в 1806 году.

Кому именно адресовано это произведение, история умалчивает. Однако очевидно, что к этой особе Жуковский питал самые нежные и возвышенные чувства. Именно любовь вдохновила поэта не только на написание этого стихотворения, но и стала смыслом его жизни, о чем он открыто признается, утверждая: «Счастием моим любовь твоя была!». Из контекста произведения становится ясно, что по какой-то причине пара рассталась, но сам Жуковский продолжает любить свою избранницу и страдает от того, что не может рассчитывать на взаимное чувство. «Когда я был любим, тобою вдохновенный, я пел, моя душа хвалой твоей жила», — отмечает поэт. При этом он сокрушается, что все это осталось в далеком прошлом, и будущее представляет автору унылым, лишенным смысла и творческого вдохновения.

Ту, кому адресованы эти строки, Жуковский считает не только музой, но и своим ангелом-хранителем. Лишь ради нее поэт старался быть лучше и чище душой, стремился совершать благие дела во имя любви, а также мог похвастаться особой щедростью, которая свойственна по-настоящему счастливым людям. Теперь же все изменилось, и Жуковский отмечает: «Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!». Его самые светлые и чистые побуждения оказались невостребованными, потому как совершать геройские поступки больше не для кого. Сожалея и словно бы оправдываясь, поэт констатирует: «Благостью моей любовь твоя была!». Таким образом, автор утверждает, что это чувство способно изменить любого человека в лучшую сторону. Однако если любовь уходит, то жизнь теряет свой смысл, становится обыденной и лишенной радости.

Это стихотворение написано в форме песни, где каждая последняя строчка четверостишия повторяется и звучит рефреном.

Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)

Восприятие, истолкование, оценка

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

В статье «Сочинения Александра Пушкина» Белинский назвал В.А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта.

Тематика и интонация творчества В.А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А.И. Тургеневу поэт писал о поэзии: «…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели».

К произведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усили-лось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное во-ображение перерастает в концепцию двух миров – таинственного мира сущ-ностей и видимого мира явлений. Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадков-ской, племяннице родственницы Жуковского А.И. Плещеевой, которая горя-чо поддерживала намерение Жуковского жениться на М.А. Протасовой, лю-бовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.

Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, воз-никающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомый взор…», «зачем душа в том край стремится…»

«Песня» («Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, об-ращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихо-творение, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на чи-тателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.

Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об «очарованье» минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском «знакомого взора». Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор в сомненье: имеет ли он право на нее? Не погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык «Песни» очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты?

В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить «Песню» в виде художественного полотна. Какие тона выбрал автор? Они разнообразны. Меланхолия – тона приглу-шенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блес-нул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на на-шем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение «Минувших дней очарованье» положено на музыку не-сколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым. Это и неудивительно. Строки «Песни» необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.

Этому способствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частично встречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм «Песни». Лексический состав стихотворения также не-обыкновенно продуман. Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лек-сический анализ. «Минувших» – «воскресла», «разбудил» – «замолчавшие», «блеснул… взор» – «незримое». Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, то они в основном употреблены в прошедшем времени: «воскресло», «разбудил», «шепнул», «блеснул» и т.д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому, которое так тревожит и волнует его.

Что касается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений. Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический ха-рактер: «Зачем опять воскресла ты?». «Зачем в мою теснишься грудь?». Этот синтаксический прием Жуковского направлен на то, чтобы придать произве-дению философскую окраску.

Автор находит и другие изобразительные средства, позволяющие пере-дать мир сложных человеческих переживаний. Это олицетворение: «…дней очарованье, зачем опять воскресло ты?». Или: «Могу… одеть покровом зна-комой жизни наготу?».

А вот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребля-ется частица ль: «могу ль сказать», «могу ль узреть», «скажу ль…». Какой мир сомнений и исканий перед нами! И этого автор достигает благодаря по-втору всего лишь одного маленького слова.

В литературных кругах известен афоризм Горация: «Не желай удивле-нья толпы, но пиши для немногих». Эти слова я полностью отношу к творче-ству В.А. Жуковского. Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих пор привлекает большую массу читателей. Меняются времена, люди. Но пока существует в мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненные необыкновенным чувством воспри-ятия окружающего мира, стихи, давшие русской поэзии «душу и сердце».

Слушать стихотворение Жуковского Песня

Ссылка на основную публикацию