Гармония в отношениях отцов и детей Итоговое сочинение

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Отцы и дети»

Направление «Отцы и дети»

С каких сторон можно рассматривать данное направление?

1. Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.

2. Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.

3. Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.

4. Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д.

• Советы родителей очень много значат для детей

Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений

• По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах

• Не заботиться о своих родителях – значит предать их

• Не всегда родители несут добро своим детям

• Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы

• Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке

• Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал

1.Мужчина по отношению к своим детям. 2. Тот, кто заботится о других: покровитель, благодетель 3. Отцы (только мн.ч.). Руководитель, глава 4. Основоположник учения. Изобретатель важной части науки, художества, ремесла, или весьма прославившийся чем-либо. Корень, основанье, начало, источник. Санскритский язык отец языков европейских. Нужда отец догадки. Отец отечества, благодушный государь. 5. Предки, предшествующее поколение. 6. Представитель старшего поколения, пожилой мужчина. 7. Люди, облеченные властью. 8. перен. Человек, по-отечески заботящийся о подчиненных,младших

Дети (ребенок, дитя) –

1.Маленький Дети (ребенок, дитя) ребенок. 2. Сын или дочь. 3. Человек, усвоивший влияния и отразивший в своем характере основные черты какой-нибудь среды. Дитя века. Дитя свободы. Дитя улицы. 4. употр. как ласковое обращение, преим. к девушке или юноше 5. Человек, не тронутый городской культурой, близкий к природ е. (дитя природы, дитя цветов) 6. Человек неопытный, наивный, поступающий как ребенок. 7. Молодые люди, новое поколение, потомки. 8. Идейные последователи. 9. Человек, на котором отразились типические черты какой-либо среды/эпохи. 10. Человек, кровно, тесно связанный с кем-либо, чем-либо.

А.Н. Островский «Гроза». В семье Кабанихи отношения построены на страхе, жестокости, лицемерии. Ее дочь Варвара прекрасно научилась врать, чему хочет научить и Катерину. Сын Тихон вынужден во всем беспрекословно подчиняться матери. Все это приводит к ужасным последствиям: Катерина решается на самоубийство, Варвара сбегает из дома, а Тихон решает “восстать” против Кабанихи.

Д.И.Фонвизин «Недоросль» Тема отцов и детей является одной из главных в комедии Фонвизина. Чтобы раскрыть данную тему, стоит обратиться к значению имени «Миторофан», что означает «похожий на мать». Сходство просматривается во всем, например, в отношении к учёбе. Простакова довольна учителями, которые её сыночка не неволят, в её понимании дворянину вообще не нужна никакая образованность. Главное, как считает она, – это производить нужное впечатление на людей. Мать и сын схожи и в отношении к людям: к зависимым – грубость и деспотизм, к вышестоящим – лесть и подхалимство. К отцу Митрофан испытывает жалость, но страх перед матерью не позволяет ему в этом признаться. Он не уважает отца, не считается с ним. Что же говорить о других людях! Учителей Митрофан обзывает, угрожает им, своей нянькой помыкает. Лишившаяся власти мать, также не удостаивается слов поддержки и сожаления. Конфликт родителей и детей в комедии – следствие дурного воспитания, морального уродования человека.

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка» Глубокая любовь и уважение связывают отцов и детей в произведениях А.С.Пушкина. Молодые герои могут проявлять своеволие и непокорность, но никогда это не даётся им легко и просто. Например, в повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов желает поступить на военную службу, но отец его категорически против этого. Однако конфликт не обостряется, потому что Алексей не желает огорчать отца и решает пока переждать, надеясь, что отец через какое-то время передумает. Лиза Берестова растёт балованным ребёнком, часто проказничает, но это только умиляет и восхищает отца. Так продолжается до того момента, когда родители и дети встают перед принципиальным выбором, касающимся любви и счастья. Отцы, Берестов и Муромский, решили поженить детей. Алексей, ещё не зная, что Лиза – это и есть милая его сердцу Акулина, решительно отказался выполнить волю отца. Конфликт оказался принципиальным и закончился угрозой отца лишить сына наследства. Алексей готов на всё, лишь бы жениться на своей Акулине, поэтому спешит к Муромским, чтобы открыто заявить им о своём решении. Там он встречает свою любимую в истинном её обличии, и всё заканчивается благополучно и счастливо. Пушкин изображает в этом произведении прелесть гармоничных взаимоотношений, основанных исключительно на любви. В таких семьях не бывает конфликтов отцов и детей, а если они и бывают, то заканчиваются примирением.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь обращается к теме отцов и детей, повествуя о трудном военном времени. В отношении Тарас Бульбы к сыновьям нет ни «нежбы», ни добрых слов. С самого же первого момента встречи он начинает подзадоривать сыновей, вынуждая их вступить с отцом в открытое противоборство. Об особенностях воспитания мы можем судить по словам Бульбы: «Не слушай, сынку, матери, она ничего не знает». Опасаясь влияния жены, он сразу же решает отправиться с сыновьями в Запорожскую Сечь: «Вот где наука так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Отец гордится сыновьями, что не мешает ему воспитывать их в строгости. Главным бесчестием для отца является измена товариществу, общему делу, служению Родине. Когда он узнал о предательстве Андрия, сын перестал существовать для него, появился самый ненавистный враг и личный позор, поэтому Тарас безжалостно убивает Андрия. С этого времени единственной его надеждой становится Остап, который всецело разделяет убеждения отца. Настоящей гордостью становится для Тараса избрание сына атаманом, а казнь Остапа вселила в его сердце ещё большую отвагу и беспредельную ненависть к врагу. Гоголь хотел донести до нас мысль, что в трудные времена не бывает конфликтов отцов и детей, а есть только соратники-товарищи и враги – недруги.

И.А. Гончаров роман «Обломов». Илья Ильич не бунтовал против родителей, а в точности повторил их судьбу, хоть и время, и обстоятельства к этому не располагали. Отличную картину семьи главного героя мы получаем из одного из снов. Деревня Обломовка — это идеальное и тихое место, где рос Илья Ильич, его обували, одевали и кормили несчитанное количество слуг. Опека и любовь чувствовались во всем. А что делает человек, если у него все хорошо? Он в большинстве случаев не делает ничего, стремиться делать что-либо не слишком хочется. Эта лень, которая появилась по причине неправильного воспитания, наложила огромный отпечаток на всю жизнь Обломова. Именно так семья повлияла на судьбу нашего героя. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное прозябание в мире, полном прекрасного.

К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В «Преступлении и наказании» мы вновь сталкиваемся со «случайным» семейством, с отсутствием родственных связей между отцами и их детьми. Примером может служить семья Свидригайлова. «Дети мои остались у тетки; они богаты; а я им лично не надобен. Да и какой я отец!». Эта реплика подчеркивает безжизненность Свидригайлова, его человеческое падение. Ему легче отказаться от своих детей, предоставив их другим людям, нежели самому воспитывать. Свидригайлов тешит себя мыслью, что у тетки им лучше, чем с родным отцом. Он даже не интересуется их жизнью. Свидригайлов утратил связь со своими детьми, а значит кровные, родственные связи тоже потеряны. С образом Свидригайлова можно связать определение «расслабленный отец». Всякое ослабление отцовства у Достоевского – это причина упадка. Жизнь рушится там, где слабеет присутствие отца. Даже невеста Свидригайлову найдется в ущербной семье. С другой стороны, даже воспоминания об отце способны поддерживать несчастных героев романа: Катерина Ивановна всю жизнь гордилась тем, что она полковничья дочь. В свое время Катерина Ивановна пренебрегла желанием отца и вышла замуж без его благословения. Она сама рвет всякие отношения с отцом и уходит из дома. Но в глубине души женщина нуждается в его прощении. До конца жизни Катерина Ивановна ждет, что отец позовет ее, но этого не происходит, и она гибнет.

Детство Родиона Раскольникова представлено через его сон. Именно во сне он видит своего отца, который ведет Родиона за руку. Они идут на кладбище, где любил бывать мальчик и где все исполнено святости: родовые могилы, старинная любимая им церковь – все пробуждает Бога в душе Раскольникова: «Он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал её». Словом, отец ведет сына по праведному пути, а вокруг – страшный греховный мир: «Он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак». Во сне разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади. От окровавленной лошади Родиона уводит отец. Раскольников плачет и просит защиты у отца. Отец предстает как носитель добра и силы. Но даже он не может пойти против толпы, отсюда вытекает вывод: отец бессилен в торжестве зла.

Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.

Отца у Раскольникова уже нет, он сирота. Зато у него есть мать и сестра, которые любят Родиона и готовы все сделать для него, хотя сами голодают и нуждаются в помощи. Они решаются на страшный шаг: Дуня готова стать женой негодяя и развратника. Но Раскольников не может принять этой жертвы. Тут меньше действует его гордость, а больше любовь к сестре и матери. Родственные связи в семействе Раскольниковых не утрачены. Назвать такую семью «случайной», пожалуй, нельзя.

Обратимся к семье Мармеладовых. Главу семейства можно назвать слабым отцом, который не заботиться о своих детях. Он занят самим собой. Катерина Ивановна живет мечтами, но на ее плечах держится семья. Мармеладов несет лишь несчастья своей семье, тем не менее, никто из детей не выскажет ему никакого упрека. Даже сам его странный брак с Катериной Ивановной может быть понят не только через необходимость «некуда пойти» человеку, но и троих приемных детей он подлинный папаша, за которого все молятся наравне с молитвой за родного отца. По Достоевскому, любовь не должна противоречить страданиям, источником которых будет и отец. Это именно христианское состояние: любовь не вопреки страданиям, а именно как чувство к ближнему, страданиями очищенное. Поэтому только любовь связывает Мармеладова и его дочь Соню и его приемных детей. Здесь важно не только кровное отцовство, но и духовное. Мармеладов учит детей Закону Божьему. Дает надежду Сони на прощение перед Богом. Сам он грешник, как и его дочь. Соня любит своего отца, таким, какой он есть и не осуждает его. После смерти Мармеладова Свидригайлов устраивает судьбу сирот. Не смог позаботиться о своих детях, так хоть чужим помочь. Отсюда вытекает вывод – Свидригайлов скучает по своим детям, тоскует по отцовству. В романе «Преступление и наказание» конфликт «отцов и детей» отсутствует. Отцовство – чисто духовная тема: отец это ближайший из близких, его присутствие символизирует отношение человека к людям, к миру. Разрыв этой связи ведет к разрыву и с людьми. Возвращение к миру, к жизни происходит в Раскольникове через обращение к Соне, истинной дочери своего отца. Безотцовщина опустошает, связь с самым падшим отцом связывает с Богом, пусть и не суля никакого земного блага.

Читайте также:  Почему людей привлекает «виртуальная реальность»? Итоговое сочинение

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. В данном произведении мы видим самый настоящий конфликт поколений . К поколению “отцов” можно отнести Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Поколение “детей” – это Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Молодые люди придерживаются одних и тех же взглядов: они говорят, что являются нигилистами – людьми, отрицающими общепринятые ценности. Старшее поколение не понимает их. Конфликт доходит до ожесточенных споров и дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Постепенно Аркадий Кирсанов осознает, что его ценности не совпадают с учением Базарова, и возвращается в семью.

Базаров и Павел Петрович. Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев. Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители. В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья. В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Цитаты и высказывания
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэл Батлер

Искусство старения состоит в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным» (Андре Моруа)

Можно ли оправдать месть? Итоговое сочинение

Месть – один из самых страшных грехов. Но бывают ли случаи, когда она может быть оправдана? Несмотря на то я считаю, что месть – это намеренное зло, причиненное в ответ обидчику, она вполне может быть оправдана в тех случаях, когда это является единственным способом достижения справедливости. В основном, месть оправдывается в сложных ситуациях, когда человек защищает свою честь или честь своих родных, семьи.

Безусловно, сильный духом, вероятно, простит обиду, какой бы она ни была, в особенности верующий человек, придерживается того мнения, что каждый ответит за свои грехи перед Всевышним. Но чаще всё-таки жажда возмездия и справедливости настолько затуманивает разум, что человек просто не может думать ни о чем другом, а ждать Божьей кары невыносимо долго. Сложно понять и оправдать месть, совершенную в ответ на какой-то незначительный обидный случай.

Хороший жизненный пример, когда месть абсолютно оправдана – случай Виталия Калоева. У мужчины в авиакатастрофе погибла вся семья – жена, сын и дочь. Произошло столкновение самолетов по вине американского авиадиспетчера. Руководство авиалинии вину не признали, даже не принесли извинения за это происшествие. А виновный диспетчер был временно отправлен в отпуск, после чего спокойно вернулся к работе. Сложно представить, какую боль испытал Виталий Калоев, потерявший по чьей-то вине смысл жизни. Убитый горем отец и муж долго искал виновного диспетчера, а когда нашел, убил его. Он не скрывался от полиции, отбыл наказание в американской тюрьме и вернулся на родину, где его встречали, как героя. Мало, кто не понял бы этого поступка. Эта месть оправдана.

Глупый повод неоправданной мести можно наблюдать в произведении Ф. М. Достоевского «Идиот». Герой Парфен Рогожин зарезал Настасью Филипповну, тем самым отплатив ей за безответные чувства. Девушка насмехалась над его любовью, то отвергая его, то соглашаясь выйти за него замуж. Отомстив ей, он освободился от душевной муки, зная, что за убийство он будет осужден.

Есть такое понятие, как «праведная месть». Например, Андрей Соколов из романа «Судьба человека» совершил убийство предателя, тем самым спас остальных людей от злодея. Таким образом, он совершил не месть, а хороший, правильный поступок.

Совершив месть, человеку становится легче только на время, но ежели это месть похожа на месть Виталия Калоева из примера, приведенного выше, то здесь иная картина. Мстителя мучила несправедливость, безнаказанность и беззаконие, жертвами которых стала его семья, невинные дети. Он потерял смысл жизни, он не боялся сесть в тюрьму, его не радовала жизнь без семьи. Это сможет понять особенно верно только тот, кто попадал в подобную ситуацию. Но, с другой стороны, месть не вернула ему родных, ничего не изменилось после его возмездия. Месть – очень субъективна. Для каждого человека мера и грань обиды различна.

Вариант 2

Месть – это действия, приложенные с целью нанесения вреда другому человеку или кому-либо из побуждения причиненного вреда самому индивиду ранее. Месть широко встречается в повседневной жизни. Её показывают в кинофильмах, где она становится главной линией сюжета, телесериалах, компьютерных играх, её можно встретить на улице, дома, школе и на работе. Чаще всего люди не придают ей должного значения, но можно ли оправдать месть?

К сожалению, на данный вопрос нельзя ответить однозначно. Всё зависит от воспитания и окружения человека, от его моральных принципов и духовной веры. Так, например в некоторых религиях, месть является грехом, а иных – абсолютно нормальным, честным и даже благородным деянием. Одни считают, что только Бог имеет право наказывать человека за содеянные им проступки, у других же расплата абсолютно узаконена. Такие люди считают, что обидчик должен почувствовать ту же боль, что причинил сам.

На мой взгляд, всё зависит от того с какой целью будет применено мщение. Многие проступки можно простить, будучи даже мелким душой, но некоторые простить невозможно несмотря ни на что.

Моё мнение также подтверждается литературным произведением Виктора Петровича Астафьева «Людочка». Главный герой которого покончил жизнь самоубийством. К этому её подталкивают подлецы и подонки во главе Стрекача. Над главной героиней надругались и изнасиловали. После пережитого первого раза акта насилия, Людочка находит в себе огромные силы и переживает это ужасное событие. Но после того, как над ней попытались надругаться снова, она не выдержала. Отчим понимает, что Стрекач останется безнаказанным и избивает его.

Я считаю такую месть оправданной. Ведь боль, которую он причинил преступнику – лишь малая часть того, что испытала главная героиня. Мужчина понимал, что не остановив насильника, тот продолжит свой преступный и низменный путь. Можно ли смотреть на такие вещи и ничего не предпринимать? Я думаю, что нет.

Абсолютно другой пример приводит произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин мстит за отказ выйти за него замуж. Распускает слухи и сплетни про Машу Гринёву, берёт её в плен и принуждает согласиться на замужество. Так может сделать только низменный духом человек, самолюбие которого было задето отказом.

Исходя из перечисленных примеров можно сделать вывод, что месть может быть оправдана, если на неё имеются серьёзные и глубокие причины.

Рассуждение 3

Месть – действия, которые вызваны жаждой возмездия. Человека кто-то обидел или огорчил, задел за живое. У того начинает вскипать кровь. Он начинает чинить козни, составлять планы отмщения или же ждёт подходящего момента, чтобы ударить посильнее.

Месть зачастую построена на обиде, злобе и ярости. С человеком несправедливо поступили, обманули, обокрали, что-то сделали за спиной, покалечили или убили близкого человека. Все эти ситуации вызовут только одно желание прочувствовать обидчика то же самое.

Человек, который избирает для себя путь мести, считает, что может восстановить справедливость своими действиями. Порой мстительные дела доходят до самосуда. Месть – сильнейшая мотивация и движущая сила. Порой она может так завладеть человеком, что он при желании не сможет остановиться.

Одни люди мстят за каждую глупую мелочь, другие же при серьёзных нарушениях справедливости. К сожалению, в среде общества существуют преступные группировки, маньяки, психически нездоровые люди. Они могут нанести вред беззащитным категориям общества. Таким как дети, старики или больные люди.

Бывали такие случаи, когда преступники за деньги брали детей в заложники, а их родители, обезумев от горя, были способны на что угодно, лишь бы спасти своё наследие. Отцы могли идти в преступное логово и голыми руками уничтожать похитителей.

В таком состоянии человек может войти в состоянии аффекта и делать такие действия, которые невозможно сделать в нормальном состоянии. Иногда, когда машина наезжала на детей на глазах у матери, она могла поднять машину двумя руками, вытащить ребёнка. Разумеется, после этого водителю не поздоровиться, неизвестно что мать может с ним сделать.

В состоянии аффекта люди не отвечают за свои поступки и могут творить зверства, тем более, если ими движет месть. Во время войн, солдаты впадали в ярость, когда у них на глазах убивали друзей, сослуживцев и дорогих людей. Они были готовы убить любого вражеского солдата голыми руками. Потому что их душа настолько ранена, что они не смогут успокоиться, пока не произойдёт возмездие.

Также читают:

Картинка к сочинению Можно ли оправдать месть?

Популярные сегодня темы

Роман нам повествует о храбром молодом рыцаре, с непростой судьбой и сильной любовью. В данном рассказе встречаются множество исторических личностей и событий. Скотт очень ярко передает

Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811

Каждый день приносит человеку немало радостных событий. Но порой в серых буднях мы пропускаем те вещи, которые могли бы сделать нас еще счастливее. Они могут касаться чего угодно.

Охотник возвращался с охоты. Его собака побежала немного вперед. Вдруг она остановилась, и начала потихоньку красться. Так ведут себя охотничьи псы, почувствовав дичь.

Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

Сочинение Можно ли оправдать месть? Итоговое декабрьское

Месть – это чувство знакомое каждому человеку. Когда тебе сделали больно, причинили физический или моральный вред, так хочется ответить, сделать обидчику в несколько раз больнее. Можно ли оправдать месть? Это очень сложный и философский вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа, не вникнув в суть ситуации. Я считаю, что есть месть, которая может быть оправдана. Но есть и ситуации, в которых оправдать месть невозможно.

Пример мести, которую можно оправдать, представлен в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд (князь Тьмы, Сатана) со своей свитой прилетает в Москву, чтобы вершить праведный суд над жителями Москвы, а именно чиновниками, по уши погрязшими в своих грехах, таких как тщеславие, корыстолюбие, бюрократизм и множестве других. Князь Тьмы мстит Берлиозу за то, что они (корыстолюбивые литераторы, для которых на первом месте стоят деньги) превратили искусство политическую пропаганду, всем рассказывая, что Бога не существует.

Месть была страшна: Берлиоз был лишен головы. Также за свое ремесло был наказан Иван Бездомный, но его наказание было не так страшно – он был отправлен в психиатрическую лечебницу. Где позже осмыслил и понял все свои ошибки, и решил что никогда больше не будет писать неправдивые стихи для получения денег. Другой герой этого романа – директор театра Лиходеев, в наказание отправлен в Ялту без денег и документов.

Еще одному персонажу свита Воланда отомстила, за спекуляцию квартирами, в результате чего, Никанор Иванович Босой был арестован за хранение валюты, Которую ему подбросил Фагот Коровьев (один их представителей свиты Сатаны). Вот так проявилась месть в этом прекрасном романе. Эта месть оправдана, потому что она является проявлением справедливости к тем, кто совершил грехи, и послужит для хорошего дела.

Читайте также:  Сочинение Почему люди бывают жестоки друг к другу?

А вот пример мести, которую оправдать невозможно, демонстрирует И. А. Куприн в своем произведении «Поединок». Главный герой Ромашов бросает наскучившую ему любовницу, но женщина не хочет расставаться со своим возлюбленным и клянется, что отомстит ему любой ценой. Эту женщину звали Раиса Александровна Птерсон, и она питала необыкновенную привязанность к разнообразным авантюрам. И она решила скомпрометировать новую любовь поручика Ромашова, однако она оказалась неправа – у них с Шурочкой ничего не было. Но из-за своего желания отомстить, госпожа Петерсон этого не заметила и анонимно отправила письма, разоблачающие измену жены, в результате всех этих интриг Ромашов был убит, а муж Шурочки победоносно «защитил честь жены». Таким образом, в этом произведении читатель видит пример мести, которой нет прощения. Из-за желания отомстить, убит невиновный человек, а это оправдать невозможно, несмотря ни на какие причины.

Подводя итог, я хочу сказать, что иногда даже очень сильным людям сложно сделать выбор в пользу великодушия, а не мести, особенно когда бело доходит до защиты своей семьи. Но месть это не выход, это ловушка для собственной души. Редко возможно оправдать месть, потому что это темное злое чувство, но иногда это единственный способ проявления справедливости.

Сочинение 2

Стремление отомстить – это одно из самых сильных желаний, которые могут охватывать человека и определять его поведение иногда на долгие годы. Его трактуют по-разному: и как право любого достойного человека, отказавшись от которого, теряешь честь, и как духовную слабость, неспособность превозмочь себя.

Однако, прежде всего, нельзя забывать, что стремление отомстить – это эмоциональный порыв. В данном случае биологическое (или можно даже сказать, животное) начало побеждает разум. Человек просто «живет сердцем», выключая или подчиняя ему на время разум. Это можно рассматривать только как шаг вниз.

Кроме того, мстительность делает человека управляемым. Правильно подав ему информацию, поставив перед необходимостью «сохранить лицо» заинтересованные лица всегда смогут заставить его действовать против кого-либо, естественно, в своих интересах.

Самым значимым и сильным аргументом против отказа от мести является то, что всепрощенчество будет дальше провоцировать недоброжелателей. Безнаказанность приведет к тому, что враги будут совершать все новые и новые выпады. Кроме того, люди, не получившие воздаяния за совершенное зло, станут творить его и дольше, причем уже не только против данного человека, но и по отношению к другим. Месть, таким образом, ставится на уровень долга пред обществом, его безопасностью.

Однако нельзя утрировать и смешивать способность и готовность прощать с полным доведением этого принципа до абсурда. Действительно, нельзя, но, вместе с тем, поддаваться следованию «кодексу чести» как дворяне девятнадцатого века также не следует.

Месть все же разрушает человека, его внутренний мир. Человек, поддавшийся желанию отомстить, прежде всего, разрушает самого себя, а не причиняет вред своим обидчикам.

Месть говорит только о внутренней слабости, того кто хочет ей предаться. Месть дает возможность побыть ребенком. То есть не принимать на себя ответственность. Можно прекрасно сидеть и размышлять о том, как скоро ты придешь и отомстишь. Однако это замена настоящей жизни, человек при этом не развивается и не двигается вперед.

В целом можно сказать, что месть не дает человеку двигаться вперед. Это достаточно вредная вещь, которая заставляет останавливаться на достигнутом. Человек, зациклившийся на мести, живет в прошлом и не развивается, поэтому месть нельзя считать положительной эмоцией.

Можно ли оправдать месть?

Несколько интересных сочинений

«Отцы и дети» – известный роман русского писателя И.С. Тургенева. Главной темой произведения является описание и развитие конфликта старого и нового поколения.

С самого утра я слышу звон посуды и громкие разговоры родителей. Собственно, это меня и разбудило

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – эту фразу часто приходится слышать в жизни, но далеко не все люди знают, что это цитата из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Сбор ягод и грибов – действие, которое, в первую очередь, характеризует прекрасное время года лето. Приятно ходить по лесу и искать спрятавшихся партизанов. Глядишь, вот и стоит белый гриб, а рядом с ним еще один.

Все знают, что календарная зима наступает 1 декабря, но на самом деле прийти она может гораздо раньше. Первый снег иногда выпадает ещё в сентябре, но он быстро тает. Чтобы он лёг, должна промёрзнуть почва.

Итоговое сочинение — 2019: «Месть и великодушие»

Как раскрыть нюансы человеческой натуры в 350 обязательных словах

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171

Иллюстрация: Лудовико Маркетти «Отелло обвиняет Дездемону»

Комментарий ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Словарная работа

МЕСТЬ

Намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание отомстить. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

ВЕЛИКОДУШИЕ

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. (Толковый словарь русского языка Ушакова, 2012).

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Месть (причины и последствия мести; ее влияние на самого мстящего и объект мести; месть-возмездие).
  • Великодушие (прощение и христианские ценности; как прощение меняет человека).
  • Выбор между местью и прощением (тяжелый нравственный выбор; сила или слабость; представления о добре и зле).
  • Месть и великодушие на войне, отношение к врагу, предателю.
  • Кровная месть как социально-историческое явление.

    О жажде мести и великодушии, милосердии и жестокости, силе духа и прощении размышляет в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой, рассказывая историю отношений Андрея Болконского, Наташи Ростовой и Анатоля Курагина. Можно ли проявлять великодушие к врагу, обидчику, прощать ему оскорбление? Не будет ли это проявлением слабости характера, поступком, недостойным мужчины?

    Насколько трудно найти в себе силы для того, чтобы отказаться от мести? Всеми этими вопросами перемучивается князь Андрей.

    Анатоль Курагин становится злейшим врагом Болконского после того, как начинает ради забавы ухаживать за невестой князя Андрея, Наташей Ростовой, и даже пытается под покровом ночи увезти ее из дома и тайно с ней обвенчаться. Душа князя Андрея жаждет отмщения: он хочет во что бы то ни стало наказать Курагина за его низкий поступок, совершенный по отношению к Наташе, и за свою поруганную честь. Жажда мести так сильна, что Болконский на протяжении долго времени ищет личной встречи со своим обидчиком, чтобы найти повод для дуэли и вызвать его, не компрометируя при этом Ростову. Однако разыскать Курагина не так-то просто: князь Андрей едет за обидчиком сначала в Петербург, потом в Молдавскую армию, куда был отправлен на службу Курагин, а затем прибывает в Турецкую армию, где, по последним данным, находился Анатоль. Всюду Болконский отстает от него буквально на шаг, но он твердо знает, что обидчик будет наказан, сколько бы времени ни прошло: «Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции». Все существо Болконского подчинено мысли о мести, она отнимает покой и силы, гирей висит на ногах, не давая жить.

    Прежде чем отбыть в армию, Андрей Болконский приезжает в Лысые Горы к семье. Княжна Марья, тонко чувствующая переживания брата, которые он старался скрыть, заводит разговор о мести и прощении. Понимая, как ему тяжело носить в себе обиду и злобу к Курагину, она просит брата простить Анатоля, ведь люди не имеют права наказывать, это только во власти Бога. «И ты поймешь счастье прощать», – говорит она, но князь Андрей глух к ее словам, ему пока не понять этой христианской добродетели, в нем говорит попранная гордость и обида:

    «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

    По мнению Болконского, в прощении и смирении проявляется отнюдь не сила человека, а слабость, неумение защитить то, что дорого.

    Однако наступает момент, когда гордый и упрямый князь Андрей понимает радость прощения, дарующую ему самому свободу. После тяжелейшего ранения, полученного в бою, он оказывается на одном перевязочном пункте с Анатолем Курагиным, которому отнимают ногу. На пороге смерти Болконский иначе смотрит на все: ненужное, ложное, суетное уходит, отравлявшая жизнь жажда мести стихает, остается только то, о чем толковала ему когда-то сестра, христианское прощение и милосердие. Видя беспомощного и жалкого Курагина, рыдающего на операционном столе, князь Андрей не испытывает удовлетворения от его страданий, он больше не видит в нем своего врага. «Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком… Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце». Именно в этот момент к нему приходит осознание простых истин: счастье не в мести, а в прощении, в сострадании и любви к ближним. По-настоящему силен и свободен тот, кто может найти в себе силы простить врага, а не носит в себе злость, копит обиды, ждет момента, когда сможет нанести ответный удар.

    Примерные формулировки темы

  • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
  • Почему важно уметь прощать?
  • Как связано великодушие с умением прощать?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Способны ли любовь и прощение изменить человека?
  • Всегда ли «примирение» означает «прощение»?
  • Могут ли великодушные люди мстить?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Что значит достойно пережить поражение?
  • Кому свойственна мстительность?
  • Как соотносится понятия мстительность/великодушие с силой/слабостью характера?
  • Всегда ли мстят только жестокие люди?
  • Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
  • Как связаны месть и жажда справедливости?
  • Может ли жажда мести стать смыслом жизни?
  • Может ли отмщение принести счастье кому-либо?
  • Может ли месть принести разочарование?
  • Как связаны понятия месть и саморазрушение?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же. это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?
  • Может ли мстительный человек быть счастливым?

    Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке (Дж. Б. Шоу).
  • Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного (М. Ганди).
  • Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом (А. Дюма).
  • Если гениальность — величие ума, то великодушие — гениальность души (Э. А. Севрус).
  • Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его (Ф. Бэкон).
  • Учитель Будда всегда говорил мне, что прощение дарует жизнь. И я согласна. Прощение дарует жизнь — тому, кто прощает (Д. Митчелл).
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев (Аристотель).

    Итоговое сочинение 2019

    Алина Косова

    Одним из препятствий и, в то же время, помощников для поступления в вуз можно назвать сочинение, которое школьники пишут в декабре. Оно служит допуском к ЕГЭ, а также дает дополнительные баллы при поступлении в некоторые вузы. Сегодня мы посмотрим, о чем и как надо писать итоговое сочинение 2019 года.

    Готовься, читай, сдавай итоговое

    Основные требования к итоговому сочинению:

    • Объём не меньше 250 слов (включая частицы, предлоги, союзы).
    • Сочинение написано самостоятельно.

    Если в итоговом сочинении меньше 250 слов либо оно списано, то за него ставится незачёт.

    Каждый ученик получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Данные темы станут известны только в день экзамена. Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.

    Итоговое сочинение 2019: критерии

    1. Соответствие теме – вы не ушли от темы, ваше доказательство и вывод соотносится с тезисом.

    2. Привлечение литературного материала – приведён минимум 1 литературный аргумент (русская классика, школьная программа или мировая литература)

    3. Композиция и логика рассуждения – предлагаем вам работать по следующему шаблону. 4 абзаца: вступление (тезис) + аргумент 1 (доказательство и микровывод) + аргумент 2 (доказательство или контраргумент) + вывод (итог рассуждений)

    Если сочинение логично и есть абзацное членение – критерий засчитан.

    Читайте также:  Сочинение Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?

    4. Качество письменной речи – если речевые ошибки затрудняют понимание смысла прочитанного, то ставится «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

    5. Грамотность – «незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

    Помните, что можно пользоваться орфографическим словарём! Этот факт должен свести орфографические ошибки к минимуму!

    Первые два критерия – самые важные, без них «зачёт» получить не выйдет. Минимальные требования к «зачёту»: первые два критерия + ещё один любой

    Итоговое сочинение 2019 года можно считать демо-версией экзаменов по русскому и литературе. К ЕГЭ по этим предметам можно эффективно подготовиться на онлайн-курсах MAXIMUM. Каждый третий ученик нашего центра сдает ЕГЭ на 80+. Консультация бесплатно!

    Направления, темы и аргументы для сочинения

    1. Отцы и дети

    Данное направление раскрывает различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляет причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

    • Почему так важно сохранять связь между поколениями?
    • Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
    • Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
    • Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
    • Всегда ли ценны заветы отцов?

    «Война и мир» Л.Н. Толстой
    «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
    «Телеграмма» К.Г. Паустовский
    «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
    «Отцы и дети» И.С. Тургенев
    «Горе от ума» А.С. Грибоедов

    2. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

    Примерные темы:

    • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
    • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
    • Почему между мечтой и реальность часто пролегает пропасть?
    • Чем отличается мечта от цели?
    • Может ли осуществление мечты принести разочарование?

    «Война и мир» Л.Н. Толстой
    «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
    «Крыжовник» А.П. Чехов
    «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
    «Алые паруса» А.С. Грин

    3. Искусство и ремесло

    Темы данного направления дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

    Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

    • Какова роль искусства в развитии человечества?
    • Чем настоящее искусство привлекает человека?
    • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
    • В чем разница между ремеслом и искусством?

    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
    «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин
    «Слепой музыкант» В.Г. Короленко
    «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П. Чехов

    4. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

    Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы и на поступки других людей.

    • Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»?
    • Можно ли оправдать месть?
    • Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
    • Может ли мстительный человек быть счастливым?
    • Почему месть разрушает душу?

    «Война и мир» Л.Н. Толстой
    «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
    «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
    «Граф Монте-Кристо» А. Дюма

    5. Доброта и жестокость

    Данное направление позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

    Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

    • Нужно ли быть добрым к тому, кто был жесток к тебе?
    • Доброта – это проявление силы или слабости?
    • Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    • Можно ли оправдать жестокость?
    • Уместна ли жестокость на войне?

    «Война и мир» Л.Н. Толстой
    «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
    «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
    «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
    «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин
    «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехов
    «Крыжовник» А.П. Чехов

    Мы советуем готовиться по нескольким направлениям сразу, а не фокусироваться на каком-то одном: если попадётся сложная тема, должен быть запасной вариант. Удачи в написании итогового сочинения!

    Можно ли оправдать месть

    Содержание статьи

    • Можно ли оправдать месть
    • Нужно ли мстить и как
    • Имеет ли человек право на месть

    Причины мести у всех разные – обида на близкого человека, предавшего любовь или дружбу, злость на начальника, соседа, зависть из-за отсутствия работы, денег, красивой внешности или фигуры. Иногда же факторами, толкающими обиженного или разгневанного мстителя на избиение, насилие, убийство, выступают жгучая ревность, временное помешательство от потери, смерти ребенка, мужа, жены, дорогого сердцу питомца. И здесь, пусть и бессознательно, никак нельзя оправдывать преступника, пусть он и защищал семью, мстил насильникам, пьяному водителю, чиновникам.

    Причины и предпосылки мести

    Слово “месть”, наверняка, известно практически каждому взрослому человеку. И даже если кто-то никогда не мстил соседям, бывшим друзьям и возлюбленным, ситуаций из жизни можно вспомнить множество. К примеру, месть автомобилисту, припарковавшемуся на газоне или детской площадке, часто выливается в приклеивании на лобовое стекло записок с угрозами, порче покрытия краской или царапинами. Месть бывшему парню частенько оборачивается порочащими его слухами, не имеющими даже ничего общего с действительностью. Но это мелкие пакости.

    В художественной литературе и сочинениях великих классиков можно встретить рассуждения о том, что месть “баюкается” годами, выращивается, как хрупкое растение. Да и высказываний, которые у всех на слуху, на эту тему множество, например:

    • месть – блюдо, которое подается холодным;
    • месть – медленный яд, который отравляет организм;
    • мстит брат за брата, и это за основу взято.

    Одно дело, когда мстят мелко, исподтишка, выплескивая помойное ведро за огород соседям, или подкидывая отраву собаке, укусившей пьяного друга. Такие действия обычно вызывают у окружающих порицание, отторжение, недоумение и даже праведный гнев. Человека, чьи глаза горят мстительным огнем, иногда ругают, избивают за гаражами, сдают в полицию как вандала. Эти случаи месть никак не оправдывают, что и понятно многим.

    А как быть, если в приступе безумного горя родитель мстит пьяному водителю, сбившему насмерть ребенка на пешеходном переходе? Или отчаявшаяся мать бросается с ножом на отца-наркомана, вложив в удар всю ненависть и обиду? Здесь отношение общества двояко, и многие уже хотя бы на словах оправдывают мстителя, вставая на его защиту. И даже великие классики, будь то Пушкин с произведением “Капитанская дочка” или Лермонтов с поэмой “Мцыри”, описывают человека так, что за него хочется вступиться, оправдать мстительные порывы и действия.

    Различия во взглядах

    Местью многие хотят наказать обидчика, заставить его страдать, а иногда – тоже потерять близких, родных, или попрощаться с собственной жизнью. И здесь, в зависимости от общепризнанных в обществе мнений, существует разное отношение к ситуации. Оправдание или порицание зависит от религиозных убеждений, нации, воспитания, собственного понятия о добре и зле.

    Так, в христианской религии принято прощать оступившегося человека, отпускать ему грехи после раскаяния и душевных страданий. Ведь считается, что наказывать и карать может только Бог.

    В некоторых же странах, наоборот, местью принято расплачиваться за причиненное зло, боль, и это оправдывается обществом, и даже есть определенные “законы”, прописывающие правила для праведного мстителя.

    Заключение

    Какой же итоговый вывод можно сделать, опираясь на общеизвестные факты и аргументы окружающих? Подлежит ли любая месть оправданию, или ее можно только порицать? Все очень сложно, и каждый должен решать за себя, не оглядываясь на мнение общества. Можно лишь добавить, что оправдывать мелочные пакости, сплетни или порчу чужого имущества из-за каких-то глупых обид нельзя, есть и другие способы решения конфликтных ситуаций. Но и жалеть, поддерживать человека, убившего или покалечившего кого-то в порыве мести за смерть ребенка, любимой женщины, тоже не нужно. По крайней мере, демонстративно и патетически, с пеной у рта.

    За любые неблаговидные поступки и нанесение увечий наше государство жестко карает преступников, не разбираясь в мстительных порывах и причинах. И оправдать себя оступившийся человек вряд ли сможет, когда обида, горечь утраты схлынет, немного притупиться со временем. Поэтому вывод тут все же один – мстить не нужно, ни к чему хорошему это не приведет, и оправдывать противоправные действия тоже не надо.

    Аргументы по направлению «Месть и великодушие».

    Если вы выбрали для себя это направление, то необходимо обратить внимание на таких героев литературы, которые оказались перед нравственным выбором и проявили свой характер, свою натуру.

    Нам не просто так даны два противоположных понятия. Это значит, что скорее всего нам придется выбрать то, что ближе нам по духу и аргументировать свою точку зрения, противопоставив две литературные ситуации.

    Можно сравнить двух противоположных героев: доброго и злого, милосердного и жестокого, миролюбивого и агрессивного. Для аргументации подойдут произведения, в которых дан психологический портрет личности и мотивировка поступков.

    Возможно, у вас есть любимый герой или злодей из зарубежной литературы. Не забывайте, что можно использовать не только произведения школьной программы!

    Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

    • Что такое месть?
    • Что такое великодушие?
    • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
    • Что такое «кровная месть»?
    • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
    • Можно ли отомстить врагу?
    • Можно ли оправдать месть?
    • Чем великодушие отличается от благородства?
    • Чем великодушие отличается от доброты?
    • Как убедить человека отказаться от мести?
    • Как научить подрастающее поколение великодушию?

    Примерный список литературных произведений по направлению “Месть и великодушие”

    • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    • В.М. Гаршин, «Трус»;
    • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
    • Мартин “Песнь льда и пламени”;
    • Дюма “Граф Монте-Кристо”.

    Произведения и аргументы по направлению «Месть и великодушие»

    ПроизведениеНа что обратить внимание
    А. Чехов «Месть»Герой упивался ожиданием мести, он в красках представлял исход своего коварного плана. Им двигало чувство задетого самолюбия. Справедливость должна была восторжествовать. Лишь ожидание сладкой мести наполняло его день. Каково же было его разочарование, когда план не удался…
    А.С. Пушкин «Выстрел»В рассказе А. С. Пушкина “Выстрел” оскорблённый Сильвио мечтал убить графа на дуэли. Но он в последний момент отказывается от выстрела. Почему? «Не буду, — отвечал Сильвио, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» . Он удовлетворён тем, что итак чувствует своё превосходство и месть в виде выстрела ему не нужна.
    Р. Брэдбери «Все мои враги мертвы»Для главного героя есть только один смысл в жизни: месть. Он жив, пока у него есть враги. Он жив, пока есть для чего жить. Правду ли сказал его друг или намеренно сгустил краски, дабы раззадорить товарища, остается загадкой. «Мы живы, пока остался хотя бы один враг», – очень спорные слова героя. Тем не менее иногда только жажда мести заставляет почувствовать нас живыми.
    Н.В. Гоголь «Страшная месть»Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом, творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван, видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и обрекли себя на вечные муки.
    А.С. Пушкин «Дубровский»В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем, отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.
    Ги де Мопассан «Вендетта»Мать мечтала отомстить за убитого сына. Она придумала коварный план, который ей удалось осуществить. Только после отмщения она смогла спокойно заснуть. Совершенное деяние подарило ей удовлетворение.
    В.А. Закруткин «Матерь человеческая»Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама! Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.

    Другие направления итогового сочинения:

    • Отцы и дети
    • Мечта и реальность
    • Искусство и ремесло
    • Доброта и жестокость
  • Ссылка на основную публикацию