Сочинение Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? Итоговое

Итоговое сочинение — 2019: «Мечта и реальность»

Последние статьи раздела «Образование»

Как литературные герои переживают отрыв от реальности?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Pikabu

Комментарий ФИПИ

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Словарная работа

МЕЧТА

1. Что-либо воображаемое, мысленно представляемое и очень желаемое; предмет желаний, стремлений. 2. Мысленный образ чего-либо сильно желаемого, манящего. 3. Что-либо нереальное, неосуществимое, недосягаемое. (Толковый словарь Ефремовой)

РЕАЛЬНОСТЬ

1. Материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность). 2. Данность, не зависимая от субъекта, его мышления и познания. 3. Существующее в действительности положение дел. 4. Осуществимость, выполнимость чего-либо.

Аспекты рассмотрения тематического направления

  • Роль мечты в жизни человека (мечта и смысл жизни; обязательно ли иметь мечту; что случится, если человек ее лишится)
  • Влияние мечты на человека (возвышает человека, созидает его или разрушает, подчиняет себе жизнь)
  • Отношение человека к мечте (следует ей/предает; может ли мечта поменяться со временем)
  • Столкновение мечты с реальностью (опровержение мечты жизнью; реальность, формирующая мечту)

Мечта — это всегда что-то труднодостижимое (или недостижимое), важное и желанное для человека. Цель и мечта в некоторой степени близки, но не стоит их путать, это различные понятия. Мечту отличает отрыв от реальности, мечтать можно о чем-то недоступном, а цель всегда реальна, конкретна и достижима. От желания и потребности мечту будет отличать высокая ценность желаемого и участие воображения в создании его образа.

Мечта — это всегда наиболее ценное желание, поэтому оно приближается к понятию идеала.

Поскольку мечта имеет высокую ценность, по ней можно судить о мировоззрении ее обладателя, ведь в ней воплощены его жизненные ценности. Отсутствие мечты или неспособность мечтать будет отмечать человека практичного, сухого, приверженца логики и факта.

Мечта имеет огромное значение в развитии науки и искусства, ведь сначала она появляется в голове безумца и мечтателя, а только потом кто-то, воплотив ее в жизнь, совершает научное открытие, создает что-то новое, доселе невиданное. «Всё, что человек способен представить в воображении, другие сумеют претворить в жизнь», – говорил Жюль Верн. Таким образом мечта может создавать реальность, будущее. При этом мечта может стать и своеобразным инструментом ухода от реальности, погружая человека в мир грез и фантазий, где он живет, как художник Пискарев, герой повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».

Порой происходит столкновение мечты и реальности, когда мечта корректируется жизнью или вовсе разбивается ею. Так происходит с князем Андреем, героем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Разочаровавшемуся в людях, пресытившемуся светской суетой Андрею Болконскому кажется, что от тоски парадных залов его может спасти только поле брани, дым пушечных залпов и отчаянные атаки на врага. Князь Андрей мечтает о славе, подобной славе своего кумира, Наполеона, он уверен, что ему тоже уготован судьбой свой Тулон, который вознесет его над людьми.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконскому представляется «та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он»: пока вокруг царит неразбериха, главнокомандующие пребывают в замешательстве, он один сохраняет хладнокровие и твердость, отдает распоряжения, ведет свою дивизию в атаку и в одиночку одерживает победу. Жажда славы поглощает все существо князя Андрея: «…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей…». Ради осуществления этой мечты герой готов отдать все: ни самые близкие люди, ни собственная жизнь не имеют для него такой ценности, как мечта о славе. Погоня за мечтой становится для него смыслом жизни, ведь именно ради славы он идет на войну, оставляет дома старика отца, беременную жену и сестру.

Получив тяжелое ранение в бою и глядя в высокое небо Аустерлица, князь Андрей понимает, насколько неверной оказалась его мечта о славе и людской любви. Увидев на поле боя Наполеона, перед которым он преклонялся, Болконский понимает, как ничтожен его кумир «с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». Как мелки и незначительны оказались его мечты о славе, «да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызвали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти». Сама жизнь заставляет Андрея Болконского осознать ложность его устремлений. На пороге смерти ему так ясно видно, что жить следует не для славы и любви миллионов, а ради простого людского счастья – «тихой жизни и спокойного семейного счастия в Лысых Горах». Именно о возвращении к семье, близким и дорогим людям, искренне любящим его, мечтает князь Андрей, истекая кровью на Праценской горе.

Итоговое сочинение по направлению «Мечта и реальность»: что писать и что прочитать?

Какие темы могут предложить?

Что общего между мечтой и реальностью?

Чем отличается мечта от цели?

Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?

Почему люди предают мечту?

Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?

Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?

Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?

Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?

Как раскрыть тему?

Ищите сходства и различия между мечтами и реальностью. Пишите о том, что оба понятия дают нам представление о мире и о смысле жизни. Когда будете связывать мечту и реальность, скажите, что реальность порождает мечту. Мечтания же поднимают человека над обыденностью. Приводите в пример разных персонажей и ситуации. Тех, кто не умеет мечтать, и тех, кто оказался в плену фантазий.

Аргументы из произведений:

А.П.Чехов «Вишневый сад»

У героев Чехова есть проблема – продажа семейного имения. Все понимают, что над ними висит угроза потерять родной дом, но никто ничего не делает. Когда Лопахин предлагает Раневской выход из этой ситуации, то она отказывается от него, не имея при этом другого варианта. В итоге, все слишком много говорили о продаже дома и о том, как им будет плохо без него, но не предприняли реальных мер. Герои мечтают, но ничего не делают для исполнения мечты. Мораль: важно совершать реальные действия, чтобы воплотить в жизнь свои фантазии.

А.П. Чехов «Крыжовник»

В рассказе Чехова есть две проблемы, касающиеся человеческой мечты. Первая заключается в том, что мечта не должна исходить из материальных прихотей. Главный герой хотел купить себе усадьбу и посадить там крыжовник. Он женился ради денег и жил с женой в бедности, потому что копил на поместье. Достигнув своей цели, он опустился и деградировал. Итог: дом с крыжовником не стоил целой жизни, которая состояла только из постоянной работы и голода. Вторая проблема – полная погруженность в мечту. Герой не думал ни о чем, кроме своей эгоистичной фантазии. К концу жизни у него не осталось близких людей и чего-то, кроме усадьбы.


М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Для аргументации можно использовать историю Маргариты, приложившей все усилия для того, чтобы вернуть любимого человека. Героиня не побоялась пройти через боль и страх, через абсолютно неизведанное и непривычное, и осуществила свою мечту, хоть и дорогой ценой. Главная мысль — если вы действительно хотите получить желаемое, приложите все усилия, но и будьте готовы к жертвам.


И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

У главного героя нет ни имени, ни высоких целей. Он существует в мире роскоши и показного шика. Его не волнует ничего, кроме своего материального положения. Всю жизнь герой работал, чтобы уехать с семьей в путешествие «с комфортом». Бунин показывает, что мечты о богатстве делают из человека дорогую вещь без имени и души. Когда господин умирает во время первой остановки, так и не достигнув цели, становится понятно, что после себя он ничего не оставил и ничего не достигнул.

Цитаты, которые пригодятся:

Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются. (Отто фон Бисмарк)

Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты. (Элеонора Рузвельт)

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь. (Виктор Гюго)

Читайте также:  Сочинение Примеры целеустремленности из жизни

Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась. (Бернард Шоу)

Пускаясь в фантазии, мы не должны упускать из виду действительность. (Уолт Дисней)

Читается за день и меньше:

«Зелёная лампа», А.С.Грин

«Герой нашего времени», «Мцыри», М.Ю.Лермонтов

«Господин из Сан-Франциско», И.А.Бунин

«Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», А.П.Чехов

Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? Итоговое сочинение 11 класс

В первую очередь все зависит от стойкости человека, если он силен духом, то сможет пережить эту потерю и найти в себе силы на реализацию нового проекта. А вот для слабых духом людей такая потеря мечты может привести к полной утрате смысла жизни.

Но все же любой человек возьмет себя в руки и преодолеет эти минутные слабости. Ведь если не удастся стать музыкантом, а человек мечтал об этом с начала жизни, то куда теперь идти, в какое русло податься. Вот причина растерянности и депрессивного состояния людей, которые утратили надежду на то, что их мечта сбудется.

Многие после того как осознают полностью, что уже не будет залов с миллионом зрителей, не получиться стать врачом или пилотом. Находят другую цель жизни, а соответственно и мечту. Ведь для того чтобы человеку жить полноценной жизнью ему нужно иметь цели, смысл жизни и конечно же мечту.

Ведь именно мечта ведет человека по жизни, она дает сил и стимула двигаться вперед и постигать все новые высоты. Вот человек, который не мечтает ни о чем или у него отобрали мечту, становиться скучным серым и безрадостным. Он как бы и живет и в то же время жизнь его серая, однообразная и скучная.

Поэтому человек, который знает, чего он хочет добиться в жизни, будет выполнять самые сложные задания и преодолевать все преграды, чтобы достигнуть тех высот, о которых так мечтал.

Примером жизни человека без мечты может стать актер из повести «На дне». Эта история очень трагична, но целиком передает чувства отчаявшихся людей. Герой рассказа был ранее актером, потом заболел, оказался в другом городе, не смог больше выступать и стал алкоголиком.

Вскоре к нему подселяется сосед, который дает надежду актеру, что он может бросить пить и станет опять актером. Актер бросил пить, вышел на работу стал собирать деньги, чтобы лечь в больницу и излечиться от алкоголизма.

Но тут один из его друзей разбил в дребезги мечту актера бросить водку и вступать на сцене. Он сказал, что в больнице тебя не вылечат, и ты все равно будешь пить, на сцену не пустят. Это было последней каплей, в душе актера погасла последняя надежда, и он покончил жизнь самоубийством.

Вот яркий пример того как может закончиться судьба любого человека, который утратит вою мечту, которая его ведет по жизни. Многие люди, которые теряют свою мечту, начинают принимать алкоголь, наркотики или заканчивают жизнь самоубийством.

Есть еще ряд людей, которые живут дальше, только становятся серыми и безжизненными как тени. Ну и, конечно же, есть группа людей, которые во что бы то ни стало, борются за свою мечту и не дают никому ее отобрать!

Вариант 2

Мечты сбываются, когда им ничего не мешает. Мечты сбываются, когда у нас есть сильное желание, и мы не видим препятствий, когда наши эмоции и наш разум находятся в гармонии.

Наш разум имеет механизм, который постоянно оценивает реальность. Когда мы решаем посмотреть фильм, мы выбираем сюжет, который интересен, испытываем сильные эмоции – но знаем, что мы в безопасности. Наш разум делает разницу между фантазией и реальностью . большую часть времени. Иногда опыт настолько реален, что преодолевает этот механизм – и фантазии сбываются.

Фантазии приятны и безопасны. Мы фантазируем о вещах, которые считаем невозможными в реальной жизни. Фантазии – это настоящее окно в нашу душу – если мы фантазируем о чем-то, нам нравится эмоция, которую мы испытываем. Иногда фантазии сбываются на подсознательном, интуитивном уровне.

Мечты – это вещи, которые мы считаем в принципе возможными и желательными, но не думаем об их реализации на данный момент. Поскольку мы не думаем об их реализации, то не делаем суждение возможным или невозможным. Цели отличаются от мечтаний и фантазий. Когда мы ставим свои цели, то начинаем сознательно думать об этом, так, как хотим это реализовать, устанавливаем сроки. Цель – это конкретная задача. Когда наша цель слишком велика или зависит от других людей, это вызывает дискомфорт, потому что мы не можем разумно предвидеть путь к ее реализации.

Когда мы логически думаем о своих мечтах, мы оцениваем наши ресурсы, возможности, вероятности. Поскольку у нас нет информации о будущем, разум не может предвидеть и это создает стресс. Это причина, по которой многие люди отказываются от своей мечты. Помимо этого иногда некоторые внешние обстоятельства могут проявиться таким образом, чтобы полностью убрать возможность воплощения каких-либо мечтаний.

Вопрос в том станет ли человек после этого другим или останется прежним. Многое зависит от типа и характера его мечты, ведь они тоже бывают разными, но, так или иначе, если он часто концентрировался на собственной мечте и часто размышлял об этом, то на подсознательном уровне сформировался некий образ, с которым связана человеческая личность. Устранив мечту, устраняется и некоторая часть человека, и он становится кем-то немного другим. Этот вопрос в действительности является чрезмерно абстрактным, так как некоторые мечтают, к примеру, окончить институт и устроиться работать и, вероятно, труднее не достигнуть этой мечты, чем достигнуть. Другие мечтают покорить Эверест, но могут оказаться, к примеру, в таких обстоятельствах, когда экспедиция перестает быть возможной и в этом смысле исчезает нечто существенное.

Также читают:

Картинка к сочинению Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

Популярные сегодня темы

Автора рассказа «В дурном обществе» – Короленко я считаю защитником справедливости . Ведь он в своих произведениях выступает на стороне тех, кто несчастен и сочувствует им. Тем самым он приучает читателей к умению сопереживать.

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

Шукшину удавалось с удивительной простотой выразить довольно глубокие стороны человеческого существования. В его рассказах довольно часто героем выступает простой человек и через простые мысли этого простого человека читатели начинают осознавать

У меня есть дедушка. Зовут его Анатолий, ему уже 70 лет. Мой дедушка сильно ждал моего рождения. Наше с ним знакомство произошло в роддоме, когда он приехал с моим папой забирать нас из больницы.

Творчество Михаила Михайловича Зощенко являлось неким продолжением идей Чехова, Лескова Гоголя. Писал он сжато, короткими фразами, понятными для рядового обывателя, которые и были абсолютным большинством героев его произведений.

СПАДИЛО.РУ

Представляем Вам вариант итогового сочинения 2018 года по теме мечта и реальность с цитатами и аргументами из известных произведений. Кроме этого, обязательно посмотрите тематическое сочинение «Проблема мечты» для ЕГЭ по русскому языку — в нем также приведены два аргумента из известных произведений — «Мцыри» и «Обломов».

Введение

Человеку свойственно фантазировать. Для кого-то это смысл существования, для других – цель. Многие писатели и поэты обращались к этой теме в своем творчестве.

Проблема

Нужна ли в жизни мечта? Возможно ли совпадение мечты и реальности?

Тезис №1

«Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась.»

Аргументация

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» герой был простым чиновником. Выросли они с братом в деревне, собственной усадьбе, которую пришлось продать за долги. Отец их был простым военным, однако сумел получить высокий чин, оставить детям потомственное дворянство.

Иван стал ветеринаром. А Николай с 19 лет служил в департаменте. Но никак не мог смириться с жизнью в городе. Единственной его мечтой был собственный дом с участком и плодовыми деревьями. Чтобы обязательно рос крыжовник.

Всю жизнь Николай Иванович шел к заветной цели. Ни о чем другом не мог думать. Не доедал, во всем себе отказывал. Все средства складывал. Брату было жалко его, отправлял деньги по праздникам. Но они также отправлялись в накопления. Ради мечты герой женился без любви на состоятельной вдове почтмейстера.

Супругу держал впроголодь. Отчего несчастная женщина вскоре скончалась. Став наследником, персонаж наконец смог позволить себе поместье. Но дом оказался в нездоровом месте, не было там сада, озера с лебедями и плодовых деревьев. А с двух сторон были заводы, загрязняющие воду и воздух.

Но Николай не отчаялся. Заказал и высадил кусты заветного крыжовника.

Иван был шокирован, увидев брата. Тот обрюзг, разжирел, обленился. Стал настоящим помещиком. Лечил мужиков касторкой, а по праздникам поил водкой, считая себя благодетелем.

Жизнь потеряла смысл. Не к чему больше было стремиться. Ранее он жил лишь мечтой.

Вывод

Для героя было трагедией отсутствие усадьбы, возможности проводить время на свежем воздухе. Но когда заветная мечта мужчины осуществилась, не к чему стало стремиться. Личность начала деградировать.

Тезис №2

Аргументация

Герой повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» – петербургский мечтатель. У него нет даже имени. Ведь его никто не знает. За восемь лет жизни в столице он не сумел завести ни одного знакомства. Герой живет в собственном придуманном мире.

Читайте также:  Почему не все мечты сбываются - сочинение

В своей реальности он дружит со всем Петербургом: с людьми, животными и даже домами. Мысленно разговаривает с ними, представляет, что говорят ему в ответ.

Действительная жизнь персонажа скучна, однообразна. В ней нет радостей, эмоций. Служит Мечтатель мелким чиновником в департаменте. Каждый день машинально переписывает какие-то документы. Получает мизерное жалование. Живет на окраине города. И ждет окончания рабочего дня, когда он снова сможет окунуться в мир грез. Богиня Фантазия дарит герою истинное счастье.

Герой проигрывал в голове тысячи различных сценариев. Мог быть императором, вождем, рыцарем, гладиатором. Романтик сам понимает, что фантазия начинает истощаться. Спадает пелена, а за ней пустота. Его ждет одинокая, унылая старость.

Вывод

Фантазия может подарить острые переживания, счастье. Но оно будет мимолетным, вымышленным. Нет иной реальности, кроме самой жизни. Правдиво высказывание Ричарда Баха.

Тезис №3

Аргументация

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» эта тема раскрыта наиболее ярко. Иван Васильевич – глубокий старик. Как-то в компании зашел спор о жизни. Дедушка вспомнил свою молодость. Он много влюблялся, но сильно лишь однажды. В красавицу Вареньку, с которой танцевал на балу. Мечтал женится на ней. Все в девице было прекрасно и любимо. Особенно трогательно, когда юная особа танцевала мазурку с любящим отцом. Все умилялись этой сцене.

Но утро ударило резким контрастом по герою и читателю. Заботливый папа оказался жестоким человеком. Рассказ построен на антитезе. Наказание солдата противопоставлено торжеству бала.

После чего любовь юноши пошла на убыль. Теперь у Варвары «уже дочери замужем».

Вывод

Будучи молодым человеком герой влюблялся, мечтал, строил грандиозные планы. Но жизнь распорядилась по-своему. Теперь остались лишь воспоминания, такие же воздушные, как когда-то мечты.

Заключение

Мечта редко совпадает с реальностью. Сбывается лишь когда преобразуется в цель. Но не в том виде, в каком планировалось. Осуществление заветного желания не всегда приносит счастье. Жизнь может потерять смысл после реализации цели.

Сочинение Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? Итоговое

Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 года

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019 шаблон

Скачать бесплатно огромную коллекцию школьных сочинений

Демоверсии КИМы ЕГЭ 2019 по Русскому языку. Задания с ответами, решениями и пояснениями

Официальный сайт. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ, Решебник и учебник для помощи ученикам и учителям. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь

Итоговое сочинение произойдет в декабре в 11 классе, что бы оценить уровень подготовки учащихся перед главным экзаменом ЕГЭ 2019 года.

На этой странице вы можете посмотреть и бесплатно скачать официальные примерные и возможные темы сочинений по направлению итогового сочинения “Мечта и реальность”

1. Почему важно мечтать?
2. Куда приводят мечты?
3. В чем разница между мечтой и фантазией?
4. Согласны ли Вы со словами К.Г. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то
отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и
желание борьбы во имя прекрасного будущего»?
5. Как зарождается мечта?
6. Согласны ли Вы со словами Д. Митчелла: «Намного легче похоронить действительность, чем
избавиться от грёз».
7. Что происходит при столкновении мечты с реальностью?
8. Как мечта влияет на человека?
9. Можно ли судить о человеке по его мечте?
10. Может ли реальность разрушить мечту?
11. Как вы понимаете слова С.Т. Конёнкова: «Мечта всегда крылата — она обгоняет время»?
12. Какие мечты можно назвать «недостижимыми»?
13. Что означает словосочетание «великая мечта»?
14. Согласны ли Вы со словами С. Лукьяненко: «Может, это и к лучшему, что мы так быстро забываем
детские мечты. Иначе не все нашли бы в себе силы жить»?
15. Чем отличается великая мечта от мелкой?
16. В чем разница между мечтой и целью?
17. Согласны ли вы с утверждением Гюго: «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам,
нежели по его мыслям»?
18. Как связаны понятия «мечта» и «желание»?
19. Какова роль мечты в жизни человека?
20. Образ мечтателя в русской литературе?
21. Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Мечтам и годам нет возврата».
22. Всегда ли мечта становится реальностью?
23. Что означает словосочетание «витать в облаках»?
24. Мечтают ли реалисты?
25. Какого человека можно назвать «мечтателем»?
26. Может ли реальность порождать мечту?
27. Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
28. Как мечты меняют мир науки, искусства?
29. Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
30. Для чего нужны мечты?
31. Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
32. О чем мечтают герои русской литературы?
33. Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
34. Столкновение мечты и действительности в пьесе Горького «На дне»?
35. Согласны ли Вы со словами Бальзака: «Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот
называет себя практиком»?
36. Почему людей привлекает «виртуальная реальность»?
37. В чем разница между мечтателями и реалистами?
38. Кого можно назвать обывателем?
39. Как вы понимаете устойчивое словосочетание «голубая мечта»?
40. Стоит ли человеку мечтать о неосуществимом?
41. Что значит «жить в мире грез»?
42. Как Вы думаете, почему, по мнению Джерома «величайшим гениям человечества никогда не
удавалось воплотить в действительность свои идеалы»?
43. Чем опасен отрыв от реальности?
44. Как наличие/отсутствие мечты влияет на человека?
45. Мечта как ориентир человеческой деятельности.
46. Как мечты ребенка отличаются от мечты взрослого?
47. Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь»?
48. Как меняются ли мечты с возрастом?
49. Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
50. Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
51. Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
52. Может ли осуществление мечты принести разочарование?
53. Может ли целеустремленный человек мечтать?
54. Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
55. Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
56. Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
57. Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
58. Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
59. Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
60. Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
61. Согласны ли Вы с высказыванием В.Я. Брюсова: «Вечен только мир мечты»
62. Как вы понимаете слова Торо: «Мечты – это краеугольные камни нашего характера»
63. Как вы понимаете слова Бисмарка: «Берегитесь всегда строить воздушные замки, потому что хотя
эти постройки легче всех других возводятся, но тяжелее всего разрушаются»?
64. Согласны ли Вы, что «будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты»?
65. Согласны ли Вы с высказыванием А. Гумбольдта: «В горе, в несчастии утешают себя мечтами»?
66. Возможна ли гармония между мечтой и реальностью
67. Раскройте содержание высказывания: «Воздушные замки рушатся от взгляда в упор».
68. Согласны ли Вы с высказыванием: «Реальность подобна погоде – никто не может ее изменить,
кроме нее самой».
69. Что происходит с человеком, разучившимся мечтать?
70. Раскройте содержание высказывания: «Все мы мечтаем о каком-то волшебном саде роз, который
находится за горизонтом, вместо того, чтобы наслаждаться розами, которые цветут прямо за
нашим окном».
71. Согласны ли Вы со словами: «Мечты выгодно отличаются от реальности роскошью
невоплощения»?
72. Согласны ли Вы с утверждением Ж. Верна: «Всё, что человек способен представить в воображении,
другие сумеют претворить в жизнь»
73. Согласны ли Вы, что все мечты «рассыпаются в прах, соприкоснувшись с действительностью»?
74. Можно ли пойти на компромисс, когда дело касается твоей мечты?
75. В чем причины того, что не все мечты осуществляются?
76. Кто такие «маниловы»?
77. Как Вы понимаете слова: «Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных —
формируют действительность»?
78. Раскройте смысл высказывания Б.Шоу: «Есть две трагедии в жизни человека: одна — когда его
мечта не осуществляется, другая — когда она уже осуществилась».
79. Нужно ли трудиться для осуществления своей мечты?
80. Согласны ли Вы с К. Льюисом: «Во всяком человеческом деле есть переход от мечтаний к
действительности»?
81. Можно ли утверждать, что «легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются»?
82. Как вы понимаете высказывание: «Лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой
проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты
сражался»?
83. В чем разница между «мечтателем» и тем, кто «витает в облаках»?
84. Согласны ли Вы с утверждением Моэма: «Мечты — не уход от действительности, а средство
приблизиться к ней»?
85. Согласны ли Вы с тем, что «мечты, которые сбываются, — не мечты, а планы».
86. Согласны ли Вы с тем, что «опасно не отличать ту действительность, в которой мы живем, от той, в
которой мыслим»?
87. Согласны ли Вы с тем, что стоит бояться не мечты, а тех, кто не мечтает?
88. Как Вы понимаете слова В.Гюго: «Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые
мечты. Сегодня утопия, завтра — плоть и кровь»?
89. Раскройте смысл высказывания: «Рыбе, живущей в аквариуме, снится океан».
90. Часть нас вырастает, но так и не перестает верить в прекрасные сказки, независимо от того,
насколько жестока и мрачна действительность. Поразмышляйте над этим словами.
91. Согласны ли Вы с утверждением: «Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей.
Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет»
92. Согласны ли Вы, что действительность порой «творит настоящие чудеса» (В. Гюго)
93. Как Вы понимаете смысл высказывания Э. Хайне: «Человек должен мечтать, иначе он утратит
разум»?
94. Может ли разбитая мечта сделать человека несчастным?
95. Согласны ли Вы с Писаревым в том, что «шутить с мечтой» опасны?
96. Что значит «принести мечту в жертву» чему-либо?
97. Может ли человек разучиться мечтать?
98. Как Вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Если путник, взбираясь на гору, слишком
занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться
с пути».
99. Верно ли утверждение, что «мечты сближают людей»?
100. Каких людей называют «донкихотами»?

Читайте также:  Сочинение Почему человек должен быть добрым? Итоговое

Еще один официально утвержденный список сочинений по направлению итогового сочинения “Мечта и реальность”

Что такое мечта?
Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
Что общего между мечтой и реальностью?
Чем отличается желание от мечты?
Почему люди убегают от реальности?
Чем отличается мечта от цели?
Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
Почему люди предают мечту?
Нужно ли быть верным своей мечте?
Как меняются ли мечты с возрастом?
Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
Может ли осуществление мечты принести разочарование?
Может ли целеустремленный человек мечтать?
Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
Что такое «бегство от реальности»?
Все ли мечты должны сбываться?
Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?
О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?
Как связаны между собой мечта и реальность?
Почему мечты не всегда становятся реальностью?
Что означает «высокая мечта»?
Когда реальность разрушает мечту?
Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как корабль без руля, занесет бог весть куда»?
Почему не все мечты сбываются?
В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
Когда мечта превращается в цель?
Можно ли убежать от реальности?
Мечтают ли реалисты?
Какого человека можно назвать «мечтателем»?
Может ли реальность порождать мечту?
Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
Для чего нужны мечты?
Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
О чем мечтают герои русской литературы?
Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
Мечтатель – это фантазер или глупец?

примеры сочинений

Направление: мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовыих воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Подбор произведений.

1. Мечта может восприниматься как образ идеального будущего и воплощаться в действительность:

А. С. Грин “Алые паруса”, Н. А. Некрасов “Русские женщины” (жены декабристов), М. Горький “Старуха Изергиль” (легенда о Данко), М. Ю. Лермонтов “Мцыри”.

2. Погружение в мир мечты ранит героя при столкновении с реальностью, он в плену прекрасных мечтаний:

Юная Татьяна Ларина, Н. М. Карамзин “Бедная Лиза”, “Война и мир” (Болконский, юная Наташа, Петя Ростов), А. Н. Островский “Гроза”.

3. Мечта полностью погружает героя, отрывает от реальности. (неоднозначное или сатирическое изображение героя)

Манилов из поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя, “Премудрый пискарь” М Е. Салтыков-Щедрин, “Шинель” Н. В. Гоголь, “Обломов” И. А. Гончаров.

4. Герои лишены высокой мечты и подчинены низменным целям:

М. Горький “Старуха Изергиль” (легенда о Ларре), Мазепа из поэмы “Полтава” А. С. Пушкина, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский

Определения:

Мечта — это мысленный образ чего-либо, представление о чем-либо, сильно желаемом, почти не осуществимом. Процесс создания в воображении представлений о чем-либо предполагаемом, несуществующем, фантастическом.

Синонимы: грезы, желания, иллюзии, предвкушения, утопия, чудо, идеалы

Реальность – это объективно существующее явление, действительность, факт.

Синонимы: возможность, данность, действительность, истинность, конкретность, материальность, очевидность.

Возможная формулировка тем:

Что такое мечта?

Что общего между мечтой и реальностью?

Чем отличается желание от мечты?

Почему люди убегают от реальности?

Чем отличается мечта от цели?

Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?

Меняются ли мечты с возрастом?

Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?

Может ли осуществление мечты принести разочарование?

Может ли целеустремленный человек мечтать?

Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?

Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?

Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?

Все ли мечты должны сбываться?

Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?

Мечтатель – это фантазер или глупец?

Пример сочинения

Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью

(я привожу три аргумента, вам нужно только два)

Мечта является частью жизни любого человека. В минуты жизненных невзгод, душевных переживаний каждый погружается в мир грез и иллюзий и представляет перед собой счастливое настоящее и благополучное будущее. Ощущение реальности и в то же время стремление к мечте помогают человеку находиться в гармонии с самим собой и двигаться вперед. Но порой мечты настолько поглощают людей, что становится трудно определить границы между искусственно созданным идеальным миром и реально окружающей действительностью. Осложняет ситуацию бездействие человека. Именно тогда возникает конфликт между мечтой и реальностью. Противоборству двух миров (действительного и идеального) посвящено много произведений художественной литературы.

Столкновение мечты и реальности в жизни героини описывает в своей сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин. Писатель-прозаик рассказывает грустную историю о простой девушке, влюбившейся в безответственного аристократа. Следуя за мечтой об идеальной жизни, Лиза не представляет себе, что в реальности обстоятельства могут сложиться иначе. Легкомысленный Эраст предает чувства своей невесты и выбирает жизнь с нелюбимой, но богатой женщиной. В минуты разрушения мечты главная героиня повести теряет смысл жизни и решается на самоубийство. В итоге конфликт между мечтой и реальностью в повести Н. М. Карамзина не находит разрешения и заканчивается трагедией.

Более мудрой предстает перед читателем героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина в самом начале произведения представлена «мечтательницей нежной», влюбляющейся в «обманы» французских произведений. Созданный образ идеального мужчины по сюжетам прочитанных книг юная героиня легко находит в лице Евгения Онегина. Она с трепетом ждет развития отношений и в момент сердечного порыва пишет письмо с объяснениями в своих чувствах. В строках признания очевидно понимание своего положения («…моего стыда вы б не узнали никогда»), но в то же время Татьяна уверена: «…вы не оставите меня». Мечты об идеальной любви убеждают героиню в своей правоте. Но реальность оказывается жестокой по отношению к мечтам девушки. Онегин не тот человек, о ком грезила Татьяна. «Урок», который получает героиня в начале произведения, меняет ее в конце. (В начале «Татьяна то вздохнет, то охнет…», в конце становится «покойна и вольна»). В жизни повзрослевшей героини еще осталось место для мечты, но теперь никакие идеалы уже не заменит реальность. Позиция замужней женщины однозначна: «… я другому отдана и буду век ему верна».

Трагедией заканчивается пьеса М. Горького «На дне». Случайно посетивший ночлежку старец Лука вселяет героям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, надежду на лучшую жизнь. Актер безотказно верит, что сможет вылечиться и вновь приступить к любимому занятию. Васька Пепел мечтает начать новую жизнь в Сибири с Натальей. Но все идеалы героев не имеют ничего общего с действительностью. Никто так и ничего не предпринимает для улучшения жизни. Мечта, не подкрепленная действием, не связанная с реальными возможностями, оказывается губительной. Так, в конце произведения не выдерживает столкновения с миром действительности Актер и заканчивает жизнь самоубийством, не сбывается и мечта Пепла: за убийство человека герой попадает в тюрьму.

Таким образом, человек, принимающий желаемое за действительное, ощущает противоборство этих двух миров. Чтобы избежать конфликта, каждый должен чувствовать грань между мечтой и реальностью и стремиться к воплощению своих желаний в действительность.

Ссылка на основную публикацию