Сочинение Что такое Мечта? (9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ)

Аргументы для сочинения 9.3: Что такое мечта (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.12.2019 · Обновлено 13.12.2019

Мечта — это идеал, к которому человек стремится, несмотря на преграды и тернии. Многомудрый Литрекон, например, мечтает о том, чтобы все ученики сдали ОГЭ по русскому языку. Поэтому он создал примеры из жизни и литературы о мечте для сочинения 9.3. Другие задания он разобрал в анализе изменений в ОГЭ этого года. Приятного просвещения! Кстати, если нужно добавить еще больше примеров, пишите в комментариях, чего именно не хватает?

Из жизненного опыта

  1. Личный опыт. Лично я мечтаю о том, чтобы стать для своей семьи надежной опорой. Я хочу добиться успеха в жизни и реализовать свой потенциал. Мои достижения должны быть полезными не только для меня, но и для общества. Тогда работа принесет истинное моральное удовлетворение. Поспособствовать развитию страны и мира в целом — вот тот идеал, к которому я стремлюсь.
  2. СМИ. В одной газете я прочитал историю ребенка, который жил в блокадном Ленинграде. Он вырос и вспоминал о том, что в то тяжелейшее для страны время он мечтал об одном — о мясе с картошкой. Люди голодали и получали ужасно мало хлеба, который состоял даже не из муки, а из того, что была, поэтому ребенок думал только о том, чтобы наестся досыта. Этот пример говорит о том, как часто мы недооцениваем то, что имеем, и грезим о том, чего быть не может, лишь потому, что у нас уже все есть.
  3. История. По-настоящему грандиозные мечты лелеял в своем сердце Петр Первый. Он хотел прорубить окно в Европу и вывести отставшую страну на новый уровень развития. Он ввез в Россию новые технологии, соорудил флот и построил город в месте, где располагались одни болота. Силой военного потенциала он отвоевал спорные земли у шведов и создал мощные укрепления на подступах к России. Его мечта положила начало великим преобразованиям в жизни миллионов людей.
  4. Личный опыт. Мой друг всю жизнь мечтает только об одном: найти своего отца. Когда-то он потерялся, будучи одним из солдат на задании. Он мог попасть в плен, погибнуть, работать под прикрытием — его судьба до сих пор не выяснена. Но его сын верит, что он жив и скоро найдется. Верит и жена военного, мама моего друга. Я тоже от всей души желаю, чтобы их мечта стала явью.
  5. Личный опыт. Моя тетя в юности мечтала стать актрисой. Она делала все возможное, чтобы поступить на театральный факультет. Но ее не приняли даже во второй и третий раз, а оплатить обучение она не могла. Тогда упорная девушка стала самостоятельно ходить на кастинги и пробиваться на сцену. В итоге ее греза воплотилась в жизнь: ее заметили и пригласили на роль в сериале. Теперь она счастлива, ведь нет ничего приятнее воплощения заветной мечты!
  6. Кино. В фильме Бретта Ратнера «Семьянин» (2000 г.) главный герой мечтал о том, чтобы изменить свою жизнь. Когда-то давно он променял любовь на карьеру, но теперь жалел об этом. Деньги не принесли ему счастья. В канун рождества он встретил Санту, и тот решил исполнить его желание: теперь Джек был семьянином, но не имел успеха в жизни. Только тогда герой понял, что на самом деле любил то, что имел, и его желание можно было исполнить в то время, которое он считал слишком поздним для перемен. Значит, человеку никогда не поздно отправиться за мечтой.
  7. Кино. В фильме Тима Джениса «Пуговицы» (2018 года) главная героиня больше всего мечтала о семье. Она жила в приюте, не имела дома и любящих родителей, а на дворе был семейный праздник — рождество. Загадав желание, она встретила волшебницу, которая поведала ей об истории девочки, попавшей в такую же трудную ситуацию, но нашедшей близких людей в канун праздника. Именно так произошло и в жизни Эмили. Не нужно бояться мечтать, ведь именно с желания начинается открытие новых возможностей.

Из литературы

  1. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня мечтала о любви — такой же прекрасной, как в ее любимых книгах. Желание Татьяны исполнилось, но ее история была трагической, а не романтичной: Евгений не разделил ее чувства. Однако даже муки любви стали для нее отрадой сердца. Мысли об избраннике причиняли ей боль, но они же и доставляли наслаждение. Мечты не всегда сбываются так, как мы того хотим, но это не делает чудо воплощения грезы менее таинственным и волнующим.
  2. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев мечтал отправиться служить в столицу. Там он предвкушал всевозможные радости и удовольствия вдали от бдительного ока родителей. Однако его ожидало разочарование: отец передумал и отправил его в глушь. Герой, конечно, не был рад подобному приключению, но вскоре жизнь в Белогорской крепости показала ему новые горизонты: он полюбил и теперь уже мечтал о семье. Этот пример говорит о том, что не стоит расстраиваться, если греза не выходит за пределы фантазии. Возможно, скоро мы забудем ее и обретем совершенно иные идеалы, более подходящие нашей натуре.
  3. В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой мечтал о своей усадьбе с огородиком и крестьянами. Ради этого он сильно экономил, женился по расчету и даже уморил свою супругу строжайшим расчетом во всем, что не касалось его цели. Он добился воплощения грезы, но цена того, что даже не соответствовало его идеалу, была слишком высокой. Мечта Николая превратилась в одержимость.
  4. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой мечтал закалить характер сыновей и проверить их ратный дух в реальных сражениях. Он добился своего, но получил последствия, о которых раньше не думал. В его воображении создавался портрет идеальной войны, где есть только доблесть и слава. Но на деле все его дети стали жертвами той распри, которую развязал отец. Сам он тоже погиб, скрываясь от преследователей. Этот пример говорит о том, что многие мечты искажаются реальностью и становятся испытаниями, а не радостями.
  5. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой мечтал о новой одежде, которая придала бы ему больше авторитетности среди коллег и знакомых. Обновка на какое-то время действительно стала смыслом жизни Акакия Акакиевича и создала тот эффект, о котором он грезил. Однако исчезновение вещи показало, что Башмачкин мечтал не столько о шинели, сколько об уважении и поддержке окружения. Поэтому потеря вещи, сближающей его с обществом, обернулась личной трагедией для маленького человека.
  6. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» главный герой грезил о накоплении богатства и ради этого готов был пойти на все. Сугубо материальные мечты сделали его одаренную натуру порочной. Стремясь к деньгам, он не думал о любви, дружбе и семье. В его внутреннем мире действительно царил мертвый мрак, порожденный алчностью. Так, скверные и пошлые желания отражаются не только на судьбе человека, но и на его характере.
  7. В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой приехал в Москву с возвышенными идеалами о справедливости, образовании и развитии страны. Но его мечты об обновлении России разбились об непонимание фамусовского общества, желающего лишь наслаждений и не думающего о будущем своей родины. Чацкий убедился в том, что его грезы не воплотятся в жизнь, и уехал. Но я убежден, что он не оставит своих надежд и попробует реализовать свой потенциал. Ведь иногда мечта требует от человека не только труда, но и решимости продолжать борьбу за успех.

Еще 10 примеров о мечте Вы можете найти в этой подборке.

Сочинение на тему Что такое Мечта?

Человека без мечты, наверное, просто не существует. Еще с раннего детства мы начинаем мечтать. Кто-то из нас мечтает о новых игрушках, кто-то – стать супергероем или просто героем какого-то мультфильма, кто-то мечтает скорее вырасти, кто-то стать космонавтом (или еще кем-то).

Когда человек взрослеет, его детские мечты «вырастают» вместе с ним. Взрослый человек мечтает уже о перспективной работе, о создании своей семьи, о путешествиях и многом другом. Взрослый человек, в отличие от ребенка, может свою мечту сделать целью и достичь ее. Конечно, бывает такое, что и дети проносят свою мечту во взрослую жизнь и воплощают ее, но это большая редкость. Да и взрослые далеко не все воплощают свои мечты в реальность. Во многих случаях мечты так и остаются мечтами. А почему? Да потому, что люди боятся. Кто-то боится неудачи, для кого-то важнее общественное мнение (я не буду начинать, потому что люди будут говорить….), а кто-то просто боится, что ему не о чем больше будет мечтать.

Так что же такое мечта? Для одних это цель, достигнув которой, человек обретает гармонию с самим собой, а для других – это самое сокровенное желание, которое они хранят в глубине себя и боятся выпустить наружу. Мечта – это то, о чем человек думает, закрывая глаза.

Мечта делает человека целеустремленным, заставляет работать над собой, начинать, терпеть провалы и начинать снова. Двигаясь к своей цели, человек трудится, совершает ошибки, на которых учится, обретает стержень. Еще ни один человек не ограничился одной мечтой на всю жизнь. Поэтому не стоит бояться того, что вы будете жить без мечтаний.

Достигнув одной цели, человек становится сильнее морально, увереннее в себе. Человек чувствует азарт, у него появляются новые мечты, и жажда скорее воплотить их в жизнь.

Не стоит бояться своих желаний, тем более не стоит бояться общественного мнения. Если у вас есть мечта, сделайте все, чтобы она стала реальностью. Никто не может запретить вам делать то, что вам нужно. Воплотив мечту, вы станете самым счастливым человеком. Не слушайте тех, кто будет вас отговаривать, кто скажет «у тебя ничего не получится». Такие люди наоборот должны мотивировать вас к действиям. Докажите им, что вы можете. Очень часто отговаривают те, кто сам по каким-либо причинам не смог осуществить свою мечту.

Поэтому вы должны сделать все, чтобы в будущем не стать чьим-то ненужным «общественным мнением». Сделайте все, чтобы потом поддерживать близких в осуществлении их желаний, чтобы вы на собственном примере могли доказать своим детям, что никого, кроме себя самого слушать не надо.

Ведь каждый сам выбирает, жить ему с одной мечтой всю жизнь либо превращать в цели и воплощать в реальность каждый раз новую мечту.

2 вариант

Что такое мечта? Все знают. Приходилось ли вам мечтать? Да, каждый день. У меня есть мечта стать космонавтом. Но это ведь так недостижимо. Потому и является мечтой. Когда тебе 10 лет, а может и 15, такие мечты то и дело приходят каждый раз в голову. Ты можешь представить себя президентом Российской Федерации, великим артистом, а может и вовсе бессмертным.

Мечта есть у всех. Она появляется у тебя в голове и ты каждый раз представляешь себе перед сном. Как же это прекрасно – мечтать! И вот ты в один миг стал руководить множеством людей, выступаешь на сольном концерте или рядом с тобой твой любимый человек.

Читайте также:  Примеры милосердия из жизни для сочинения

Когда-то у меня была мечта оказаться на необитаемом острове. Просыпаешься утром, а там солнце, пляж, пальмы, разные фрукты, а вокруг тишина. В городе очень шумно и очень много машин. На острове ты можешь делать что угодно и когда угодно.

Потом, когда мне было 15 лет, появилась мечта стать пилотом. Я видел фотографии самолётов и пилотов и восхищался ими. Я видел на их лицах счастье, твёрдую уверенность, мужество. Ведь не каждый человек может стать пилотом. Для этого ты должен пройти через множество проверок и испытаний.

Если бы люди не мечтали, сейчас бы не было такого развития. Всё начинается с мечты. Мечтая, ты визуализируешь. А это помогает получить желание. Всё кажется просто. Но всё не так. Для того, чтобы получить свою мечту, ты должен действовать. Ничто не даётся просто так. Хочешь быть круглым отличником – упорно старайся.

Человек без мечты – не человек. Мечты дают осознание, в каком направлении тебе нужно двигаться. Мечта – как компас. Ты можешь блуждать годами, но имея мечту, сразу становится понятно.

Убив в себе мечту, можно сильно разочароваться. Нужно бережно хранить в себе мечту. И тогда через некоторое время можно обнаружить, что всё сбылось.

Мечта может быть достижимой или недостижимой, собственной или навязанной кем-то. Нужно чётко знать, что ты хочешь на самом деле. Для этого тебе потребуются время и ресурсы. Могут пройти годы, прежде чем ты получишь желаемое. А время, как мы знаем, самое ценное, что мы имеем.

Взрослый ты или маленький, можно мечтать о чём угодно. Мечта не имеет границ. Имея их, ты всегда будешь на шаг впереди. Они будут мотивировать на новые свершения и на действительно великие дела.

Мечта – это слушать и слышать своё сердце. Не думать, а чувствовать. Это и есть мечта. То, что лежит глубоко в твоём сердце. Их не нужно искать. Всему своё время.

Сочинение про мечты

Как часто люди отказываются от своих заветных желаний и мечты, из-за того, что в суровой реальности осуществить половину из них просто невозможно? В огромном количестве произведений, писатели показывали как мечты и желания, их главных и неглавных героев разбивались вдребезги.

Мечта – это именно то, что так искренне хочет получить человек. А добившись исполнения этого желания, человек обретает чувство счастья. Однако не всегда этим счастьем и радостью можно вдоволь насладиться.

Примеры разрушения мечты об суровую реальность

Главный герой произведения «Шинель», которое написал Николай Васильевич Гоголь, очень долгое время много и упорно работал, экономил на всем, только ради того, чтобы купить новую шинель. Он мечтал о ней, представлял, какой она будет, и как ему будет нравиться ее носить. После того, как Башмачкин ее купил, он ощущал себя самым счастливым человеком на свете. Но, к сожалению, от так и не успел нарадоваться новой шинели, как ему хотелось бы. Новую шинель украли в тот же вечер, и никто не помог герою в ее поисках. Суровая реальность лишь дала немного «полакомиться» новой покупкой. Из-за этого главный герой умирает от болезни.

Второй пример можно наблюдать у Александра Николаевича Островского. Главная героиня произведения «Гроза» Катерина, столкнулась с грубым не пониманием и презрением. Е родители давали ей полную свободу в действиях, выборе и вообще в ее жизни. Когда же героиня выходит замуж, она рассчитывает на то, что ее свободу в действиях будут также расценивать как что-то нормальное и обычное для всех людей.

Однако Катя полностью разочаровывается в семейной жизни, и мечтает лишь о том, чтобы все было как прежде. Ее свекровь постоянно унижает ее, придирается и жалуется всем соседям на нее. Муж же полностью потакает своей матери.

Влюбившись в другого молодого человека, Катерина решает признаться мужу в своих чувствах. Рассчитывая на понимание, она начинает разговор. Но все, что было сказано ею, было использовано против нее.

На примере этих двух произведений можно увидеть, как человеческая злость, агрессия и осуждение могут повлиять на жизнь человека. К сожалению, и в настоящее время можно наблюдать примеры того, как мечты разбиваются о реальность, и человек ничего не может с этим поделать. Из-за того, что человек очень долго чего-то хотел и добивался этого, но не получил в полном объеме, он начинает себя накручивать, при этом винить всех и злиться на всех. Делая при этом хуже самому себе в моральном состоянии.

Вариант 4

Что общего у мечты и реальности?. Удивительный для меня вопрос. Можно было бы представить, что тема должна быть «Отличие мечты» от реальности. Но тут – интересней! Обычно говорят, что мечта очень отличается от реальности, вот почему она разбивается. Но общее у них тоже есть.

Думаю, что они могут увлекать людей. Мечта точно увлекает того, кто её создал! Он может ей поделиться с остальными. Так ведь пытались создать, например, коммунизм. Общая мечта вдохновила! А реальность тоже не перестаёт нас вдохновлять. Она часто такая красивая, интересная… Люди любуются ей, пишут картины, романы, много путешествуют, чтобы посмотреть весь мир наш. Строят корабли и космические ракеты!

Мечта и реальность точно связаны, так как одна виляет на другую. Мечта может толкнуть людей на поступки, на создание чего-то нового, а это меняет мир. Но и реальность влияет на мечты – он их изменяет. Человек придумал так-то, а в реальности по многим причинам так не получается, но выходит ещё третий вариант. Думаю, что почти всегда получается третий вариант – не сама мечта, но её подобие, ведь реальность повлияла.

А ещё мечты ведь не совсем оторваны от реальности. Мечтатель берет что-то – кусочки жизни, образ своего успеха. Представление о том, как было и стало после этого изобретения. Тут уж зависит от фантазии автора. Если он представил всё совсем в розовых красках, то мечте его придётся сильно измениться, чтобы её воплотили. Вот тут автора может ждать разочарование!

Но иногда мечта должна быть такой немного безумной. Тогда, чтобы её воплотить нужно будет поменять условия реальности. Например, можно только в космосе что-то выращивать такое новое. Или на земле создать искусственную невесомость в какой-то теплице, тогда тоже можно воплотить мечту. Не обязательно мечте всегда подстраиваться, ведь тогда она прекращает быть мечтой, а превращается в разумный план – нет полёта! Иногда нужно ведь просто расслабиться и помечтать. Вот мечтаю я стать певцом, хотя голоса нет. Но мы ведь всего не знаем, не можем всего учесть. Мы не всё понимаем в нашем мире – до сих пор вопросов больше, чем ответов! А вдруг в реальности окажется, что у меня уникальный тембр, голос помогут сделать – научиться петь можно, я не о компьютерных программах, которые вытягивают голос. И вот я уже звезда! А если б рационально на всё смотрел, то сразу бы отказался от проверки тембра.

В общем, разные вещи, но они постоянно влияют друг на друга.

9, 11 класс. ОГЭ ЕГЭ

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое Мечта?

Популярные сегодня темы

Среди представителей серебряного века творчество О. Э. Мандельштама занимает особое место. Его поэзия не оставила равнодушным ни одного читателя.

Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811

Савел Прокофьевич – зажиточный купец в городе Калинове. Из всех жителей он там самый богатый. У него есть семья: жена и дочери подросткового возраста. Все люди относятся к нему с уважением из-за его характера.

Роман по праву занял свое достойное место в литературе, а его афоризмы из текста по сей день являются очень актуальными для многих людей.

В поэме «Полтава», написанной великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, повествуется о знаменательных событиях, которые сыграли в истории Российского государства далеко не последнюю роль. Конечно же, предпосылки этих событий

Что такое мечта? По В.А. Тузлукову

Сочинение ОГЭ (ГИА): Что такое мечта?

Что такое мечта? В моём понимании, это фантазия, созданная в мыслях человека, представление о чём-то идеальном. Я считаю, что уметь мечтать очень важно, ведь эта способность помогает человеку не только отвлечься от обыденной, повседневной жизни, но и стать лучше.

Прочитав текст современного писателя В.А. Тузлукова, понимаешь, что сколько людей, столько представлений о мечте. Автор рассказывает о трёх братьях, каждый из которых мечтал о своём. Мне больше всего запомнилась мечта третьего брата, потому что его желание не эгоистично, а направлено на счастье других людей. “Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке”- именно так герой сформулировал свою мечту.

Пример необыкновенно высокой мечты можно увидеть в произведении М. Горького “Старуха Изергиль”. Автор пишет о молодом, красивом юноше Данко, который мечтал спасти свой народ от рабства, выведя его из густого, мрачного леса. Я считаю, что М. Горький показал, насколько великой может быть цель, если ради её осуществления можно умереть.

У каждого человека есть своя мечта. Важно, чтобы она вела его к совершенству.

Текст В.А. Тузлукова

(1)Жили-были три брата. (2)Как-то за вечерней беседой заговорили они о Мечте.

– (3)Нельзя человеку без Мечты, – говорил Старший. – (4)Мечта – это опора. (5)Она крылья даёт, она сил прибавляет, она помогает жить.

– (6)Мечта – это маяк, – отвечал Средний. – (7)С ней не заблудишься в жизни, она всегда путь укажет.

– (8)Не согласен, – горячился Старший. – (9)Мечта как вера. (10)Есть она у тебя – куда хочешь иди, всё будет в радость.

– (11)Как же идти, не видя пути? – (12)Средний был более рассудителен. – (13)Мечта, скорее, как надежда, ведь, если не имеешь цели, и вера бывает слепа!

– (14)А я думаю, – молвил Младший, опустив глаза, – что Мечта – это спасение. (15)Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.

– (16)Мечта должна быть высокой, – говорил Старший. – (17)Чем выше Мечта, тем больше сил идущему она придаёт. (18)Я, например, мечтаю сделать людей счастливыми. (19)Что может быть выше и радостнее?

– (20)Мечта должна быть достижимой, – возражал Средний. – (21)Говорят, чтобы жизнь прошла не напрасно, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. (22)Это и есть моя Мечта.

– (23)А я мечтаю о Совершенстве, – всё так же, не поднимая глаз, тихо произнёс Младший. – (24)Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке.

(25)После недолгого молчания Средний сказал:

– (26)А что, братья, не пора ли нам отправиться навстречу своей Мечте?

– (27)Пора! – горячо ответили братья.

– (28)Тогда решено: завтра – в путь!

Читайте также:  Сочинение Возможна ли гармония между мечтой и реальностью?

…(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться.

(35)Проснувшись, братья долго молча сидели у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

(39)Много лет прошло с тех пор. (40)И как разошлись тогда братья каждый своей дорогой, так больше и не встречались.

(41)Старший так и не понял, что никто не может сделать человека счастливым, кроме него самого. (42)Каждый человек – творец своего счастья, и, пока Старший это не осознает, он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.

(43)А средний брат? (44)У него есть дом, сад, семья. (45)Разве его мечта не сбылась? (46)Но он загнал свою сокровенную Мечту в тесный и пыльный круг своего домашнего очага. (47)Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл. (48)А ведь «построить дом» – значит обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам. (49)«Посадить дерево» – значит посеять в людях семена добра, бережно хранимые в твоём сердце, а «вырастить сына» означает передать свой опыт другим, подобно детям, тянущимся к твоему свету.

(50)И только Младший понял, что не мечта служит человеку, а человек – мечте. (51)Его Мечту можно назвать одним словом – Любовь. (52)Не к конкретному человеку, а Любовь к Совершенству, к Красоте, Любовь к людям. (53)Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то. (54)Только он нашёл истинный путь.

Что такое мечта? Определения понятия “мечта” для сочинения.

Мечта – это. Определение, значение.

МЕЧТА – то, что создано воображением, фантазией. предмет желаний и устремлений человека, отражающий его потребности и насущные заботы.

МЕЧТА . 1. Мысленное представление, воображение. 2. Сильное желание, стремление; предмет такого желания

МЕЧТА – это эмоционально окрашенный образ желаемого будущего, имеющий субъективную значимость, ценность.

МЕЧТА – нечто созданное воображением; образ желаемого будущего – стремление, предмет желаний, стремлений.

Таким образом, мечта— это и желание, стремление, и предмет желаний и стремлений, и мысленный образ чего-либо желаемого.

Человек использует это слово во всех значениях. Но все-таки главное значение – это желание, стремление выразить себя.

Сочетаемость слова «мечта»

Мечта (какая?) Эпитеты.

Сокровенная мечта, заветная мечта, единственная мечта, несбыточная мечта, сбывшаяся мечта, давняя мечта, вековая мечта; красивые мечты, прекрасные мечты, восторженные мечты, радужные мечты, светлые мечты, пустые мечты.
Голубая мечта (часто ирон.) — о чём-нибудь далёком, маловероятном.

О понятии «МЕЧТА»

Мечта — важное качество души человека. Не случайно считается, что если бы можно было видеть внутренний мир ближнего, то вернее многое можно было бы узнать о человеке по его мечтам.

Мечта всегда нацелена на доброе, хорошее. Когда человек мечтает, он всегда видит себя героем, рисует себя исключительно с прекрасной стороны. В мечтах человек как бы сливается со своим «идеальным я», таким, каким бы хотел себя видеть.

О существовании мечты нам известно, в первую очередь, из собственного опыта – каждый из нас когда-нибудь о чем-нибудь мечтал. Если внимательно понаблюдать за собой, то легко обнаружить, что «мечтательными» фантазиями пронизан весь наш день: мечты могут застать нас за важной работой, разговором с друзьями, в метро, перед сном. Это могут быть наши давние мечты, которые мы уже не раз представляли себе, или мимолетные фантазии о чем-то хорошем, которые, возможно, никогда больше не повторятся.

Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.

Вглядываясь в себя, человек в мечтах как бы проецируется в будущее, видит себя через годы. Видит или расплывчато, неопределенно, или в каком-то одном, избранном образе. Сколько людей— столько и мечтаний.

Конечно, мечта не обязательно — дальнего прицела. Случается вдруг размечтаться по какому-то конкретному поводу. Тогда поводом к мечтам служит реальное событие: или неудача, которую хочется скорее пережить, или нерешенный вопрос, или не поддающееся, пока штурму жизненное препятствие, которое следует преодолеть.

Если бы человек был лишен способности мечтать, он не смог бы забегать в своих делах вперед, он не смог бы вообразить себе, представить себе свои желания, намерения, цели.

Подростковый возраст – возраст самых смелых, амбициозных, альтруистических, героических и, порой, далеких от осуществления мечтаний. Погружаясь в них, подросток нередко проживает и переживает созданные им сюжеты, как если бы все, о чем он мечтал, происходило в реальности. Именно в этот период мечта занимает большую часть душевной жизни молодого человека. В этом смысле исследование мечты в подростковом возрасте

В художественной литературе можно встретить описание мечты героя, из которой мы больше узнаем о его личности и самых сокровенных желаниях. Из биографий известных ученых, художников, писателей мы узнаем, как мечта становилась двигателем научных открытий и многих других социальных достижений.

МЕЧТА, ЦЕЛЬ, ГРЁЗЫ

Понятие мечта может объединять целый круг явлений: это и грезы («сны наяву»), и сильные желания, и наиболее важные в жизни цели, и реализация важных для всех людей ценностей, – справедливость, равенство, милосердие, мир.

Продолжая идею тесной связи мечты с центральными структурами личности и ее роли в проектировании будущего, мы предполагаем, что мечта в узком смысле – это идеальная форма и наиболее общее выражение ценностей человека, целей и мотивов жизненного пути личности. Мечта, являясь именно идеальным проектом и ориентиром, имеет самостоятельную ценность и не требует немедленного и полного осуществления. Мечта – не единственный образ-представление желаемого.

Основные отличия мечты от близких к ней понятий – «желания», «цели» и «грезы».

Желание, согласно А.Н. Леонтьеву, – это субъективное переживание потребности, оно осознанно и предметно. В отличие от мечты желание отнесено в настоящее и требует немедленного удовлетворения. Цель – осознанный образ желаемого результата. Цель направлена в будущее, вместе с тем, она конкретна и принципиально осуществима. Грезы – это также продукты воображаемой реальности. Основное их отличие от мечты, как нам кажется, состоит в том, что они не стимулируют, не создают новую деятельность [10, 12]. В отличие от содержания грез, содержание мечты проецируется на личную и общественную жизненную перспективу.

Тема мечты в литературе:

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
И.А. Гончаров «Обломов»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Грин «Алые паруса»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
М. Горький «На дне»
А.П. Чехов «Рассказ неизвестного человека» и др.

Сочинение-рассуждение ОГЭ 15.3. Что такое мечта?

Вариант 1

Мечта — это заветное желание, которое обещает счастье. Ради неё человек может свернуть горы, одно за другим пре­одолеть препятствия. Мечтать — значит стать сильным.

Так, школьник Княжин из рассказа В. Железникова мечтает стать пилотом космического корабля. Ради этого он записывается во всевозможные кружки (предл. 23), в кото­рых может получить дополнительные знания, каждый день просит в книжном магазине новую литературу (предл. 54).

У меня тоже есть мечта — я очень хочу стать блестящим адвокатом, таким, как Фёдор Николаевич Плевако. Он был одним из самых справедливых и умных людей в профессии за всю историю существования адвокатуры. Его судебные речи читаются как увлекательные повести!

Для достижения своей мечты я планирую поступить на юридический факультет и много работать. Ведь мечта стоит любых потраченных на неё сил!

Вариант 2

Мечта — это то, что человек хочет больше всего на свете и ради чего готов идти на любые жертвы. Человека, у кото­рого есть мечта, отличают целеустремлённость, самоотвер­женность, сила воли. Эти качества могут проявляться с раннего возраста.

Примеры к этому утверждению мы находим в рассказе о школьнике Княжине, который мечтает стать пилотом кос­мического корабля. Для этого он старается быть вниматель­ным и примерным учеником, одёргивает одноклассника, мешающего-ему слушать учителя (предл. 9).

Мечта также может привести человека к высотам карье­ры. Мой отец с детства мечтал стать кардиохирургом, для этого он очень много трудился. Мама шутит, что если бы она не попала к нему в отделение и не стала первой оказы­вать ему знаки внимания, папа бы никогда ни на ком не женился — так сильно он был погружён в профессию. Сего­дня отец — лучший кардиохирург города, я очень им гор­жусь и учусь у него целеустремлённости.

Мечтать и уверенно идти по пути к мечте — это очень достойное занятие.

Вариант 3

Мечта в моём понимании — это самая главная цель в жизни человека. Достижение мечты зависит от того, на­сколько сильна твоя сила воли и насколько готов ты жерт­вовать комфортом и спокойствием ради неё.

Реализованная мечта — это привилегия, в которой отка­зано слабохарактерным людям.

В предложенном для анализа тексте мы находим пример смелой мечты простого мальчишки: Княжин хочет стать пилотом космического корабля! Однако, в отличие от тысяч других ребят, которые тоже грезят космосом, но ничего не делают для воплощения мечты, он работает над собой. Кня­жин прилежно учится (предл. 12), внимательно слушает учителя, записывается во все кружки (предл. 23), которые могут помочь ему на пути к мечте. Такая целеустремлён­ность вызывает восхищение!

Мечта помогла и Грэю, герою повести А. Грина «Алые паруса», не только стать капитаном корабля, но и впослед­ствии реализовать ожидания удивительной девушки — Ас­соль.

Мечта должна быть у каждого человека, ведь благодаря ей воспитываются положительные качества, необходимые в жизни, — сила воли, целеустремлённость, самоотдача.

Текст для работы

(I) Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

(3) — Твоя фамилия?

(5) — А как ты занимался по физике?

(6) — Это мой любимый предмет.

(7) Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хи­хикал за моей спиной.

(9) — Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина.

(10) Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.

(II) — Княжин, — сказал я, — подойди к доске и реши задачу по новой формуле.

(12)Он быстро решил задачу и чётко, без запинки, всё объяснил. (13)После звонка, когда я выходил из класса, то услыхал разгорячённый голос Лёвушкина:

Читайте также:  Примеры материнской любви из жизни

(14)— Видали, чего вытворил? (15)Я ему мешаю. (16)Тоже мне, голова! (17)Пошевельнуться нельзя. (18)Рыжий, да ещё подлиза.

(19)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (20)— А ты дурак, раз дразнишься, и не надувай губы.

(21)Через неделю я увидал списки ребят, записавшихся в разные кружки. (22)В физический кружок первым записал­ся Княжин. (23)Я полистал списки других кружков и не по­верил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжина. (24)«Прелестно», — иронически подумал я и на перемене окликнул его.

(25) — Зачем ты записался во все кружки? — спросил я.

(26) — Мне надо, — ответил он.

(27) — Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?

(28) — Нет, я знаю, — упрямо ответил он. (29)— Но мне надо. (ЗО)Это моя тайна.

(31)— Тайна это или не тайна, — сказал я, — но на за­нятия физического кружка можешь не приходить. (32)Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь рабо­тать в зоологическом, математическом и спортивном круж­ках, то на физику у тебя времени будет в обрез.

(33) Княжин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя.

(34) — Я должен всё знать, я должен быть незаменимым, — сказал он. (35)— Я буду пилотом космического корабля. (36)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.

(37)— А-а! — протянул я. (38)И впервые посмотрел ему прямо в лицо. (39)Под рыжим чубом у него был крутой лоб, а глаза были голубые и отчаянные.

(40) «Этот долетит, — подумал я, — этот долетит!»

(41) 3а три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка, всё впитывая как губка. (42)А потом вдруг перестал ходить. (43)И на уроках он был рассеянным и даже похудел.

(44)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кру­жок? (45)Не успеваешь?

(46)Он растерянно поднял на меня глаза. (47)Это были глаза другого человека. (48)Они были не отчаянные, а пе­чальные и потеряли голубой цвет.

(49) Лёвушкин мне сказал (он подружился с Княжиным):

(50) — У него большая неприятность. (51)Рассказать не могу, но большая неприятность.

(52)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (53)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал по­зади себя знакомый голос:

(54)— Есть что-нибудь новенькое?

(55)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (56)Ты за­ходил бы раза два в неделю.

(57)Я оглянулся. (58)Передо мной стоял Княжин, но что- то незнакомое было в выражении его лица. (59)Я сразу не догадался, а потом понял: у него на носу красовались очки.

(60) Маленькие ребячьи очки в белой металлической оправе.

(62)— Вот почему Лёвушкин говорил: «У Княжина боль­шие неприятности». (бЗ)Чепуха!

Тогда он поднял голову и тихо сказал:

— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узна­вал — близоруких не берут, и космические корабли мне не во­дить. (66)Я эти очки ненавижу.

(67)Ах, вот в чём дело! (68)Вот почему он такой несчастный и похудевший. (69)Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (70)0дин, втихомолку.

(71)— Зря ты так мучаешься, — сказал я. (72)— Поле­тишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.

(73)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? (74)Могу? — он преобразился и ухватился за мои слова с радо­стью. (75)— Как же я сам не сообразил?

(76)Он был такой счастливый! (77)А я подумал: «Хоро­шо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».

СПАДИЛО.РУ

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема столкновения мечты с действительностью»

Текст из ЕГЭ

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить…

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком. (7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел челове‐ ка. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие. (16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище.

(17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты… (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без со‐ чувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад…

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

Вступление

Что такое мечта? Это желание, это цель, которая придает жизни смысл или просто лелеет наше самолюбие, делает существование более привлекательным.

Можно ли жить без мечты? Несомненно, да. Но зачем? Просто по накатанной проводить дни? Вставать утром, завтракать, идти на работу, ужинать и вновь ложиться спать? Это страшно, но в действительности чаще всего происходит именно так. Даже имея мечту – то, без чего жизнь утратит смысл – мы порой забрасываем ее в далекий ящик, покрываем слоем мелочных ежедневных проблем, потребностей и обязанностей.

Другими словами, очень часто, столкнувшись с действительностью, мечта забывается.

Проблема

Именно об этом говорит С. Мизеров в предложенном тексте. Он поднимает проблему столкновения главной в жизни мечты с обыденностью, с привычным существованием.

Комментарий

Начинается текст с утверждения автора о том, что многие люди пытаются найти свою мечту, а многих мечта находит сама. Так получилось и с Колькой Велиным, обычным деревенским мальчиком. Он был обыкновенным подростком, без особого энтузиазма посещающим школу, отличающимся примерным поведением и любящим рыбачить.

Неожиданно для себя самого ему захотелось стать летчиком, подниматься ввысь на самолете, преодолевать необъятные небесные пространства. Но для глухой деревеньки его желания казались безумными. Для всех деревенских мальчиков судьба была предрешена: после окончания школы они получали права на управление трактором и становились механизаторами. Самым смелым удавалось выбиться в шоферы.

Отец Кольки надеялся, что мечты о полетах – ребячество, и спустя время сын одумается и пойдет по правильному пути, ведь жизнь все расставляет по своим местам. Под ее гнетом гибнут самые яркие юношеские мечты. Однако Колька не сдавался и, окончив школу, купил билет в Оренбург и отправился навстречу мечте – поступать в летное училище. Но проснувшись в одиночестве, юноша почувствовал леденящий кровь ужас.

Он не понимал, куда и зачем едет, ему стало казаться, что вот-вот его выставят из поезда, и он окажется один на всем белом свете в совершенно незнакомом месте. Этот страх заставил его купить обратный билет, едва он прибыл на место назначения.

В деревне его встретили спокойно, без насмешек и издевок. Родные понимали, что для мальчика это было испытанием, где он попробовал свои силы, оценил возможности. Теперь он успокоится и выбросит из головы всякий вздор.

Так и случилось. Колька начал работать, обзавелся семьей, по выходным ходил на рыбалку. Но когда видел летящий в небе самолет, его сердце сжималось, и хотелось прыгать, чтобы хоть немного глотнуть высоты и свободы. Но глядя на сидящих рядом рыбаков, он прятал взволнованный взгляд и продолжал ждать клева.

Авторская позиция

Автор повествует о том, что мечта погибает под гнетом реальности, что жизнь равнодушно расставляет все по своим местам. Главный закон жизни, по мнению С. Мизерова, заключается в том, что все, взлетевшее вверх, обязательно возвращается на землю: и камень, и птица, и мечта.

Своя позиция

С автором можно согласиться, ведь все мы строим в юности воздушные замки, а на деле воплощаются далеко не все наши желания. Порой преодолеть действительность не представляется возможным.

Аргумент №1

Как невозможным это оказалось для героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Попав в раннем возрасте в плен к русским, мальчик, названный Мцыри, всегда мечтал о возвращении на родину в горы, мечтал о свободе. Повзрослев, он сбежал из монастыря, и несколько дней на свободе стали самыми счастливыми моментами в его жизни.

Однако, после борьбы с барсом юноша заблудился и снова вышел к стенам монастыря, которые были для него тюрьмой, и вскоре умер.

Аргумент №2

Не совпали мечты с действительностью и у героя романа И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич мечтал о счастливой спокойной жизни в любви, но на деле он оказался неспособным выстроить это самое счастье из-за неумения жить.

Заключение

Можно много мечтать, но очень важно не забывать о реальности. Действительность жестока и способна поломать самые лучшие ожидания. Чтобы мечта имела возможность осуществиться, нужно много и упорно работать для этого, обладая соответствующими силами и возможностями.

Ссылка на основную публикацию