Сочинение на тему Плохое настроение рассуждение ЕГЭ 11 класс

Сочинение на тему Плохое настроение 11 класс ЕГЭ

В музыке есть понимание гармоничного строя, согласно которому настраиваются музыкальные инструменты. Если, к примеру, пианино хорошо настроено, то оно великолепно звучит и позволяет музыканту извлекать разнообразные гармоничные мелодии, импровизировать и сочинять. Совершенно верно и обратное, то есть, когда инструмент не является хорошо настроенным, то музыка на нем становится дисгармоничной и некрасивой.

В языке есть мудрость и многие слова легко понять, рассмотрев однокоренные и выполнив сравнение. К примеру, настроение. Так созвучно с настраиванием и строем музыкального инструмента, то есть по смыслу чем-то подобно гармонии.

Нередко люди говорят: «у меня плохое настроение» или «нет настроения». Смысл тут идентичен и о чем свидетельствует этот факт? Когда отсутствует настроение, то оно плохое, то есть отсутствует гармония.

Также легко сделать вывод и о нормальном положении дел. Нормальным является хорошее настроение или когда оно просто есть, то есть имеется гармония.

Вот почему следует считать радость нормой, а различные негативные переживания считать отклонением от нормы, ведь они дают дисгармонию и человек не может при таком самоощущении ни импровизировать, ни творить.

На мой взгляд, одной из наиболее значимых задач для каждого человека, как бы банально и немного странно такое не звучало, является поддержание собственного хорошего настроения. Следует заботиться в первую очередь о самом себе и поддерживать внутреннюю гармонию, ведь только так вы сможете передать такое чувство и остальным.

Поэтому мне так нравятся различные способы улучшения настроения: хорошая музыка, приятное общение, наслаждение красивым пейзажем. Когда мое настроение портится, я просто понимаю – нужно выполнить настройку своего внутреннего самочувствия и использую для этого соответствующий «камертон». Я обращаю свои внешний чувства и внутренний взор туда, где есть гармония, к примеру, смотрю на приятную картину или слушаю музыку, и со временем мое настроение возвращается.

Сочинение про Плохое настроение

У каждого человека так бывает, когда нет хорошего настроя и особого желания что-то делать. Причин этому может быть множество, начиная с проблем здоровья и заканчивая мелочными жизненными трудностями.

Стоит помнить, плохое настроение никогда не станет залогом успешности. Если плохой настрой одолел вами, то стоит стараться всегда находить что-то светлое. Поверьте, что нет безвыходных ситуаций.

Существует огромное количество возможностей для борьбы с негативным настроем. Каждый человек находит для себя что-то особенное, но если вы не знаете куда податься, то вот вам несколько советов:

1.Любимое хобби всегда сможет занять вас на длительное время и подарит вам позитивные эмоции. Данное занятие действует на человека с огромной силой, ведь это счастье заниматься любимым делом, не правда ли? В этом процессе выделяются эндорфины, которые и повышают ваше настроение.

2. Друзья всегда найдут способ, как развеселить вас. Стоит только сказать о вашем подавленном состоянии, как друзья уже тут. Они как никто другой не сможет повлиять на вас (не считая семью).

3.Спорт, как известно, способен поднять настроение. Во время физических нагрузок вы получаете новый спектр эмоций и психологическую разгрузку. Еще одни удивительный факт: человек, который питается правильно и получает необходимое организму количество воды, отличается от остальной массы людей отличным настроением и здоровым внешним видом.

4.Прогулка по парку так же поднимет ваше настроение. Свежий воздух, спокойная прогулка вдоль любимого места исцелит ваши душевные переживания.

На самом деле, подобных способов неисчисляемое количество, главное найти тот самый, который будет влиять на вас, и показывать позитивные перемены в жизни. Попробовали что-то, не понравилось – оставьте и попробуйте что-нибудь новое и так пока не найдете свое призвание.

Не стоит концентрироваться на своих проблемах, жизнь у нас одна и ею нужно пользоваться на максимум, не уделяя времени на расстройства (которых в жизни достаточно). Умейте находить светлые участки в любой ситуации и оставаться, прежде всего, людьми в них.

Не забывайте, что ваш плохой настрой виден окружающим и влияет на них, поэтому дабы показаться в их глазах в светлой тени – не забывайте про свое душевное равновесие. Меняйте себя, и ваша жизнь повернется в лучшую сторону, тогда вы забудете, что такое проблемы.

Также читают:

Картинка к сочинению Плохое настроение

Популярные сегодня темы

В холодном, ненастном октябре Катерине Петровне стало трудно вставать с постели. Ей невмоготу было смотреть на одинокие комнаты ее старого дома, где висели картины ее отца-художника, с которым она давным-давно приехала из Петербурга

Повесть «Нос» Гоголя относится к сатирическому жанру. Сатира в ней направлена на высмеивание нравов, сложившихся в российском обществе в первой половине XIX века. Характеры героев и окружающая их атмосфера выписаны

Роман «Герой нашего времени» рассказывает несколько историй, связанных с приключениями Григория Печорина – молодого дворянина и офицера. Он был избалован и любил найти приключения.

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимаются проблемы актуальные на все времена. В ней рассказывается о том, что грубость всегда порождает грубость. А глупость, глупость.

Тематика доброты и милосердия всегда занимала важное место в русской литературе. Классики XIX и XX веков много думали и работали над такими вопросами: что такое милосердие; что заставляет человека быть милосердным

Мини сочинение ** тему какого цвета моё настроение

Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое. Иногда настроение портится от плохой погоды, когда дует ветер, а небо затянуто серыми облаками и проливается холодным дождем, а тебе обязательно нужно выходить из дома. Тут уж не до радостей. Поводом для плохого настроения становится обидное слово, услышанное от близкого или совсем незнакомого человека. А также неудачи, ошибки, мысли о собственном несовершенстве.

Плохое настроение – это очень коварный спутник, ведь от него недалеко до депрессии, которая грозит затянуться на долгий период. От пребывания в унынии всегда ухудшается самочувствие. С плохим настроением человек не в состоянии радоваться жизни, ценить то, что имеет и качественно выполнять работу и другие обязанности. Поэтому важно учиться бороться с его перепадами, а не лежать на диване и грустить.

Когда мне грустно или меня кто-то обидел, чтобы переключить внимание и отвлечься от тяжелых мыслей, я беру какую-нибудь увлекательную книгу. Она сразу же заставляет меня забыть о неприятностях. Или включаю музыку и начинаю подпевать, это тоже здорово помогает. Кто умеет танцевать или рисовать, могут использовать свои таланты для борьбы с унынием. Хобби – это лучшая профилактика плохого настроения.

Еще один хороший способ – физические нагрузки. Достаточно отжаться от пола или присесть несколько раз, как сразу чувствуешь бодрость во всем теле и перемены настроения к лучшему. А активные игры на природе и плохое настроение вовсе не совместимые вещи!

Очень важно не передавать свое плохое настроение другим людям, они ведь не виноваты. А еще – помогать своим близким и друзьям справляться с унынием. Можно рассказать смешную историю или пойти погулять на улице. Свежий воздух, красивый пейзаж и синее небо сразу разгонят тоску.

Психологи советую «выплескивать» негативные эмоции на бумаге, это действительно помогает. При этом не обязательно вести дневник, хотя это хорошая идея, достаточно весь свой гнев или обиду, тоску или раздражение передать листу бумаги. А затем порвать плохое настроение на мелкие кусочки.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Одиночество человека рассуждение
    Исторически так сложилось, что представители рода человеческого с древних времен все делали сообща. Вместе легче было выжить, добывать пропитание, растить детей. Каждое новое поколение перенимало знания и умения у своих родителей
  • Сочинение Смысл названия романа Пушкина Капитанская дочка
    Написав роман «История Пугачёвского бунта», А.С.Пушкин понял, что цензура не пропустит произведение с таким названием. И тогда, подкорректировав содержание, писатель даёт роману другое название – «Капитанская дочка».
  • Главные герои поэмы Мцыри Лермонтова (характеристика)
    Лермонтов Михаил Юрьевич является не только романтиком, но и реалистом, ведь все приверженцы романтизма уходили в свой мир и боролись с этим из-за неприятных существующих вещей. В каждом герои любого произведения Лермонтова
  • 11 класс ЕГЭ
  • Сочинение по картине Маковского Боярский свадебный пир XVII века
    Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

Пост хорошего настроения или престранные рассуждения о жизни человеческой

Some things in life are bad В жизни случаются плохие вещи, They can really make you mad Они буквально выводят тебя из себя, Other things just make you swear and curse. От других же вещей хочется сквернословить и ругаться. When you’re chewing on life’s gristle Когда ты размышляешь о жизненных трудностях, Don’t grumble, give a whistle Не ворчи, а лучше свистни, And this’ll help things turn out for the best… И это поможет всему разрешиться к лучшему… And…always look on the bright side of life… И… всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… Always look on the light side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны…

If life seems jolly rotten Если жизнь – настоящая дрянь, There’s something you’ve forgotten А ты о чем-то забыл, And that’s to laugh and smile and dance and sing. Надо смеяться, улыбаться, танцевать и петь. When you’re feeling in the dumps Когда выглядишь, будто тебя в воду опустили, Don’t be silly chumps Не будь тупым чурбаном, Just purse your lips and whistle — that’s the thing. Просто сожми губы и свистни – вот решение.

And…always look on the bright side of life… И… всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… Always look on the light side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны…

For life is quite absurd Поскольку жизнь – сплошной абсурд, And death’s the final word А смерть – конец всему, You must always face the curtain with a bow. Надо всегда успеть кивнуть последнему моменту. Forget about your sin — give the audience a grin Забудь о своих грехах — улыбнись публике, Enjoy it — it’s your last chance anyhow. Наслаждайся им – ведь это как-никак твой последний шанс.

So always look on the bright side of death И всегда смотри на смерть с хорошей стороны, Just before you draw your terminal breath Пока не сделаешь последний вздох.

Life’s a piece of shit Жизнь – кусок дерьма, When you look at it Если подумать о ней. Life’s a laugh and death’s a joke, it’s true. Жизнь – это смех, а смерть – это шутка, это правда. You’ll see it’s all a show Увидишь, это всего лишь шоу. Keep ’em laughing as you go Пускай все смеются, Just remember that the last laugh is on you. Запомни – последний смешок за тобой.

And always look on the bright side of life… И всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… Always look on the right side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… (Come on guys, cheer up!) (Давайте же, ребята, веселитесь!) Always look on the bright side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… Always look on the bright side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… (Worse things happen at sea, you know.) (Знаете, бывает и хуже.) Always look on the bright side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны… (I mean — what have you got to lose?) (Я хочу сказать, чего же вам терять?) (You know, you come from nothing — you’re going back to nothing. (Вы же знаете, что вы пришли из ничего, в ничто и уйдете. What have you lost? Nothing!) Чего же вам терять? Ничего!) Always look on the right side of life… Всегда смотри на жизнь с хорошей стороны…

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Знать бы, откуда оно берётся! (2)Если бы можно было скорее прогнать его. (3)Но оно как погода: никто не знает, откуда, когда, почему… (4)В отличие от погоды, для нашего меняющегося настроения нет даже предсказателей. (5)Нужно просто покориться.

(6)Нет, ни в коем случае! (7)Не может быть и речи о покорности!

(8)Плохое настроение должно нас слушаться!

(9)Плохое настроение — это не то, что я представляю собой, не то, что происходит в глубине моей души, оно лишь обозначает, как я к этому отношусь, и затем, что я даю почувствовать другим людям. (10)Два последних обстоятельства — в нашей власти: мы распоряжаемся ими, и они должны покоряться. (11)Кто этого ещё не понял, должен по возможности скоро научиться понимать, потому что это относится к основам самообладания.

(12)Плохое настроение возникает из внутреннего разлада, основной узел которого остаётся в подсознании, и его нелегко распутать. (13)Этот разлад или, как выражаются лечащие душу врачи, этот «конфликт» возник не вдруг; скорее всего, он сохраняется с детских лет и может внезапно оживиться или слегка обостриться. (14)Возможно, я избавлюсь от него; однако возможно также, что я буду нести его с собою до самой смерти. (15)Да, я буду носить его в себе и его выносить, примирюсь с его существованием, буду вынужден поста- вить его на службу делу, одним словом — я справлюсь с ним творчески. (16)Боже небесный, ведь это не причина «плохого настроения»!

(17)На свете вряд ли найдётся человек, которому не приходилось иметь дело с душевным конфликтом. (18)У каждого он свой, и каждый хотел бы избавиться от него. (19)Неужели поэтому у всех есть право на плохое настроение? (20)Должны ли все по этой причине становиться угрюмыми, ходить со злыми лицами или даже кричать друг на друга?

(21)Внутренний разлад следует воспринимать серьёзно, совершенно серьёзно. (22)Он принадлежит тому, что я есть. (23)Он обозначает одну из моих внутренних жизненных задач. (24)Он может обостриться, создать душевный застой, вызвать дурное настроение. (25)Это дурное настроение остаётся для меня неясным, непроницаемым; оно входит в мою сознательную жизнь и в моё общее самочувствие как необъяснимый факт. (26)Я чувствую себя подавленным, беспомощным, унылым. (27)Из-за этого я раздражаюсь, и этому моему раздражению в виде «плохого настроения» я даю волю в обществе. (28)Так это выглядит на самом деле. (29)Но нельзя, чтобы так было и впредь.

(30)Ясно, что за плохим настроением стоит конфликт. (31)Этот конфликт нужно рассматривать как своего рода творческий заряд и обращаться с ним соответственно. (32)Хорошо, что этот заряд есть; ведь из незаряженного орудия не выстрелишь. (33)Совсем не страшно, что ещё не удалось подчинить себе этот заряд: значит, есть задача и её надо разрешить. (34)Душевный застой неприятен. (35)Но неприятность — всего лишь скорлупа новой силы и новой жизни. (36)Расколи орех — получишь сладкое ядро. (37)Нет причины для дурного настроения! (38)Однако дурное настроение есть. (39)Переноси его спокойно и уверенно! (40)Ты его уже видишь насквозь. (41)Посмотри, конфликт — это обещание, и вскоре ты уже победитель.

Читайте также:  Почему важно мечтать? Итоговое сочинение

(42)Ты вовсе не беспомощен. (43)Ты обрёл мужество, и подавленность пропала. (44)Плохое настроение рассеялось.

(45)Или ещё нет? (46)Так ты понял его творчески-интимную природу и будешь остерегаться делать сокровенное достоянием общества.

(47)Твоё личное дело, как ты относишься к своему внутреннему конфликту, к этому предчувствуемому заряду новых сил. (48)Если ты не умеешь утвердиться внутри себя как победитель, если ты настолько неблагодарен, что, стоя пред главной задачей своей жизни, видишь лишь «трудности» и «неприятности» и становишься «угрюмым», то не выноси хотя бы на люди свою трусость! (49)Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. (50)Чем труднее испытание, тем радостнее победа. (51)Если ты ещё не нашёл в себе этих сил, будь тем не менее уверен, что ты их найдёшь. (52)Не можешь один — ищи помощи, но самое главное — молись: искреннюю молитву всегда услышат. (53)Но только не обнаруживай свою преходящую слабость пред чужими!

(54)Неприлично выбалтывать секреты; а плохое настроение совершает это. (55)Как по-детски — плакать от боли; а плохое настроение — плакса. (56)Как преступно заражать других своей болезнью; а плохое настроение заразно.

(57)Разве ты не знаешь, как спокойно и мило умеет улыбаться превосходящий тебя? (58)Эта улыбка для плохого настроения невыносима.

Сочинение про весну 5, 6 класс

Когда мне задали написать сочинение по русскому языку про весну, я обрадовался. Уж очень люблю я это время года. Особенно красива весна в селе. Ведь все кустарники и деревья приобретают удивительно красивый внешний вид. Когда начинает таять снег, под ним появляются первые листы подснежников. Вскоре все начинает цвести и приносит несказанную радость. Все вокруг становится таким ярким, красочным.

Не удивительно, что немало писателей в своих произведениях описывали весну, любовались ее красотой. Она воспевается во многих музыкальных произведениях, изображена на картинах. Когда первые теплые лучи солнца попадают на землю, все вокруг радуется. Все чаще на улице встречаются люди с улыбкой на лице.

Причем меняется не только природа, но и каждый человек. Люди снимают с себя зимнюю одежду, наконец-то переобуваются из зимних сапог в легкие и удобные туфли. Одежда становится более яркой. Немало женщин начинают ходить в нарядных платьях. За счет этого все вокруг кажется еще более красивым.

Эта пора попросту не может не нравиться. Начинают возвращаться из теплых краев птицы. Поутру, когда открываешь окно, можно насладиться их изумительным пением. В мгновенье при этом поднимается настроение. На душе вновь становится радостно и удивительно тепло. Теплые солнечные лучи будто целуют щеки. Попадающая в комнату утренняя свежесть позволяет быстрее проснуться. Чувствуется удивительный заряд энергии и сил.

Сидеть, как зимой, дома, уже не хочется. Появляется желание все время проводить на улице и в полной мере насладиться весенней красотой. Ведь она скоро закончится, а прихода этой поры вновь придется ждать целый год. Поэтому стоит не терять ни минуты, отправляться на природу, гулять в садах или парках, чтобы увидеть всю природную красоту, которая характерна для этого времени года.

Сочинение рассуждение на тему «Умение прощать»

Отношения между людьми складываются по-разному. Мы совершаем разные поступки: хорошие и плохие. Помогаем друг другу в делах, исполняем желания, выполняем просьбы. Но случается, лжём, не можем сделать обещанного, поступаем наперекор, ссоримся. Часто мы обижаем любимых людей, сгоряча говорим так, как совсем не думаем. Мы делаем человеку больно, и обижаем его, возможно, не замечая этого. Если он дорог нам, нужно постараться загладить свою вину, извиниться.

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное — умение или неумение прощать. «На обиженном воду возят» — в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.

Все люди разные, с разными характерами и темпераментом. Каждый обижается, прощает и умеет просить прощения по-своему. Ранимые, чувствительные люди обижаются быстро. Даже мелочи, которые не стоят внимания, шутки они воспринимают серьёзно. Но так же быстро они умеют понять и простить обидчика, потому что тяжело переносят негативные эмоции. Людей же холодных, сухих, скупых на эмоции обидеть сложно. С одной стороны, это хорошо: они защищены от лишних переживаний. С другой стороны, такие люди сами могут сильно обидеть.

Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.

Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. «Прости…». Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. «Прости»… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.

Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.

В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир». Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он её кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Перед нами предстаёт жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.

Иначе тема прощения отражена в романе «Герой нашего времени» Лермонтова. Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Вера — единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу — главное, по его мнению, в жизни.

Мне кажется, прощать нужно всё и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть всё рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжёлые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение – это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!

Примеры сочинений ЕГЭ 2021

Текст В. Быкова «Орфография как закон природы»

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
В. Быков

Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту

В век компьютерных технологий мы стали необыкновенно ленивы – почти все за нас могут сделать умные машины. Компьютеризация добралась даже до орфографии. Сейчас без особого труда и маленький ребенок может составить текст, по грамотности не уступающий и тексту взрослого человека с высшим образованием. Так зачем человеку вообще знать правила орфографии и быть грамотным? Над этим вопросом рассуждает Дмитрий Быков в своем тексте.

Ни для кого не секрет, что тонкости родного языка бесчисленны, а порой и бессмысленны. Люди ленивы и любят пренебрегать в особенности запятыми. В 90-е их «ставили где попало, утверждая, что это авторский знак». Смысл сообщения это, может, и не меняло, но однозначно влияло на мнение о человеке, написавшем неграмотно. «Это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании» – пишет автор. Естественно, ни у кого не вызовет доверия филолог, приславший письмо с орфографическими ошибками.

Дополняя мысли о важности орфографической грамотности В. Быков приводит в пример интересный факт из истории. Автор повествует о том, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у работников специальную расписку. В ней было пара добрых слов в адрес хозяина, которые могли обеспечить ему снисхождение. Одно из таких писем, попавшее в руки солдат-освободителей, содержало огромное количество грубейших ошибок – это и указало на неискренность. Таких рабовладельцев сразу обличали во лжи и наказывали в разы жестче. Вот так обычная грамотность порой вершит правосудие. Русские люди, будучи грамотными, всегда смогут почувствовать подвох, ложь или обман, настроение писавшего.

На основании всего вышесказанного можно четко выделить позицию автора: чтобы понимать с кем имеешь дело, нужно обладать грамотностью – «утонченной формой вежливости». Действительно, у нас нет способов быстро понять, кто перед нами: «можно имитировать ум, коммуникабельность, интеллигентность». Но только соблюдение правил орфографии выведет любого на чистую воду.

Я согласна с мнением автора. Мне тоже кажется, что грамотное письмо может уберечь людей от мошенников, которые рассылают смс и письма по электронным адресам, поможет идентифицировать личность: грамотный друг не станет допускать ошибок в письме к вам. Да и в конце концов, грамотное письмо всегда приятно прочесть – оно говорит об уважении к вам.

Таким образом, орфографические умения позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей. То, насколько грамотен человек, показывает определенный характер и статус. Возможно сымитировать что угодно, но не уважение законов родного языка.

Текст по Б. Екипову

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом — слякотный перрон. (З)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река.

(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.

(8)Снова — метро, его подземелья. (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили. (10)Так и текла моя московская жизнь: за днём — день, за неделей — другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью.

(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили. (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)3има, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит.

(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты —словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.

(23)— Подарки пора покупать, — сказала одна из них. (24)— А чего дарить? (25)И всё дорого.
(26)— Ты ещё подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (27)— Когда же ты успеешь?!
(28)— А ты?
(29)— Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там — войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! — голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

(37)— А папе. (38)У нас такой папа хороший, работящий. (39)И я ему подарю. (40)А дедушке. (41)А бабушке.

(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок.

(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече.
(По Б.П. Екимову)

Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту

Борис Екимов затрагивает в тексте проблему повседневной суеты, мешающей человеку радоваться жизни.

Читайте также:  Сочинение рассуждение Равнодушие и отзывчивость

Автор описывает свою московскую жизнь: постоянная давка, толкотня в общественном транспорте, плохие известия в газетах, словом, бесконечная суета и сплошной негатив. Нет времени даже остановиться и посмотреть по сторонам, подумать о жизни, о приближающемся празднике («уже пошел декабрь, спеша к новогодью…»). О своем ежедневном графике рассказчик выражается так: «Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься». Мало позитива видит такой суетливый человек. Он «ничему не рад, даже зиме и снегу». Действительно, как тут радоваться, когда суета вот так, день за днем убивает в тебе все жизнелюбие, отбирает моменты твоего счастья?!

Серости будних дней противопоставлен случайный эпизод. Однажды вечером в электричке рассказчик слышит разговор двух девушек-студенток о новогодних подарках. Одна из них так живо, так красочно и трепетно рассказывает о том, какие подарки и каким близким людям она будет дарить, что сам автор оживляется. Он слушает с полным вниманием это простое, но такое милое повествование, и вся его душа наполняется светом и теплом. Он выходит из электрички с настроением, абсолютно противоположным тому, с каким в нее заходил («я вышел из вагона с легким сердцем…»). Та девушка в электричке напомнила ему о всеми любимом празднике, о простых прелестях жизни, о которых он забыл в своей спешке.

Точка зрения Б. Екимова довольно ясна: ему надоели постоянная суета и его образ жизни, но, по-видимому, изменить он ничего не может. Из-за этого его, кажется, мало что интересует и радует, а повествование в самом начале даже преисполнено грусти.

Мне очень близка позиция автора, я его хорошо понимаю. Постоянная суета и однообразие однажды надоедают. Они отбирают у человека силы, убивают жизнерадостность и всякий интерес, превращают его в бездушного робота.

Таким образом, я прихожу к выводу, что суета – бич нашего времени, бомба замедленного действия, опустошающая человека изнутри постепенно. Я считаю, при обнаружении отсутствия интереса к жизни из-за суеты необходимо брать себя в руки и действовать, радоваться мелочам.

Итоговое сочинение 2020: темы и аргументы

Алина Косова

Вы уже видели эти направления? Кажется, эксперты ФИПИ доказали, что они умеют удивлять! Просто так допуск до ЕГЭ не получишь, поэтому давайте разберемся, что нас ждет в декабре. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2020.

Основные правила

2 декабря 2020 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём не может быть меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно

По формату итоговое сочинение 2020 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления. Темы вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишите сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям — вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной!

Хотите подготовиться к итоговому сочинению 2020 за две недели? Записывайтесь на интенсивный онлайн-курс от MAXIMUM Education! На курсе ученик разберет формат итогового сочинения и научится правильно выстраивать аргументацию. После прохождения курса ученик будет знать, какие произведения можно использовать для аргументации, как выстроить логику в сочинении и как избежать грамматических и речевых ошибок.

Итоговое сочинение 2020: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия главные — если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия — и хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна – «зачет».

5. Грамотность

«Незачет» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2020

1. Забвению не подлежит

Это направление заставляет нас задуматься о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры. Они оказали влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества в целом. Память о них вечна, она передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

  • Почему так важно помнить свои корни?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Кто не помнит прошлого своего народа, вынужден вновь и вновь повторять его ошибки»?
  • Чему нас учат уроки истории?
  • Что пробуждает героизм в людях?
  • Согласны ли вы с утверждением, что главная задача каждого поколения – не допустить войны на родной земле?
  • Забвение – утрата не информации, а ценности (А.Круглов)
  • Человек не умирает до тех пор, пока жива память о нём.
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Судьба человека» М.Шолохов
  • «Телеграмма» К.Г. Паустовский
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Обелиск» В.Быков
  • «1984» Дж.Оруэлл
  • «Момент истины (В августе 44-го…)» В.О. Богомолов
  • «Мы» Е.И. Замятин

2. Я и другие

Речь пойдёт о формах человеческого взаимодействия, вопросах взаимоотношений личности и общества, проблемах самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения лягут рассуждения о причинах и способах разрешения конфликтов, о достижении понимания и согласия между людьми.

Примерные темы:

  • Почему может закончиться дружба?
  • Согласны ли вы с тем, что чаще всего стремятся изменить других те люди, которые не могут изменить себя?
  • Все люди разные или все люди похожи?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой»? (Анри Амьель)
  • Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их. (Лев Толстой)
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
  • Что сближает людей?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»?
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Крыжовник» А.П. Чехов
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
  • «Алые паруса» А.С. Грин
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов
  • «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина» А.С. Пушкин
  • «Герой нашего времени», «Маскарад» М.Ю. Лермонтов
  • «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  • «Гроза» А.Н. Островский
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Уроки французского» В.Г. Распутин

3. Время перемен

Здесь нужно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека. Полезно подумать о том, перед каким выбором он оказывается, когда его мировоззрение только формируется.

  • Почему люди боятся перемен?
  • Согласны ли вы тем, что «в мире нет ничего постоянного»?
  • Может ли один человек изменить мир?
  • К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?
  • Каковы причины внутренних перемен в человеке?
  • Согласны ли вы утверждением: «Люди, которые не хотят меняться, обречены страдать»?
  • Есть перемены необходимые, а есть перемены, которые уничтожают личность.
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин
  • «Слепой музыкант» В.Г. Короленко
  • «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» А.П. Чехов
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
  • «Земля обетованная» Э.М. Ремарк «Три товарища»
  • «Дорога перемен» Р. Йейтс
  • «Убить пересмешника» Х. Ли
  • «Унесенные ветром» М. Митчелл
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли

4. Разговор с собой

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит быть самим собой. Данная тематика связана с вопросами об опасности внутреннего конфликта, о совести и поиске смысла жизни. Важно задуматься о самоаналие, осмыслении опыта других людей, стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования.

  • Бывают ли ситуации, в которых можно поступиться своими жизненными принципами?
  • Согласны ли вы с мыслью, что сложнее всего человек найти ответ на вопрос: «Кто я?»
  • Что значит быть самим собой?
  • К чему приводит душевный разлад?
  • Как найти «свой путь»?
  • Почему важно быть честным с самим собой?
  • Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
  • Легко ли достичь гармонии с собой?
  • Можно ли жить без совести?
  • Какого человека можно назвать «сильной личностью»?
  • «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
  • «Война и мир» Л.Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «На дне» М. Горький
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Черный человек» С. Есенин

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Здесь вам предлагают поразмышлять о культурных запросах современного человека. О его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Нужно будет задуматься о духовных ценностях и нравственных ориентирах молодежи, о ее месте в современном мире.

  • Какие книги читают современные подростки?
  • О чем мечтает современное поколение?
  • Кто является героем для молодежи?
  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современного человека?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Каждое поколение восстает против отцов и дружит с дедами». (Льюис Мамфорд)
  • Согласны ли вы с утверждением: «Каждое поколение высмеивает старые моды и благоговейно следует новой». (Генри Дэвид Торо)

«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Недоросль» Д.И.Фонвизин
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
«1984» Дж. Оруэлл
«Голодные игры» С. Коллинз
«Дневник памяти» Н. Спаркс
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Хроники Нарнии» Льюис Клайв Стейплз

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2020!

Урок – практикум “Сочинение – рассуждение в новом формате ” (11 класс)

На уроке учащиеся учатся писать сочинение по русскому языку в новом формате. Для анализа взят текст Д.С. Лихачёва о нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум “Сочинение – рассуждение в новом формате ” (11 класс)»

Русский язык 11 класс

Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту

Д.С. Лихачёва в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

Оборудование:

1) текст для работы на уроке, рабочие листы с заданиями;

2) презентация к уроку, мультимедиа проектор, компьютер;

– Здравствуйте, ребята, гости нашего урока. Сегодня у нас необычный урок: сегодня мы будем учиться писать сочинение – рассуждение в новом формате. В новой демоверсии это задание 27. Давайте вспомним, как сформулировано это задание. (слайд). Таким образом изменился и план сочинения по сравнению с прошлым годом (слайд). Что конкретно изменилось? Обратим внимание на критерии оценивания этого задания (слайд).

– В соответствии с планом работы над сочинением сформулируем цели нашей работы на уроке? (должны понять авторский текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, сформулировать позицию автора и собственную позицию, учиться обосновывать свою позицию)

2.Актуализация знаний.

Следующее задание подготовит вас к восприятию текста, с которым мы будем сегодня работать. Я называю слово, а вы называете ассоциации (не синонимы), связанные с этим словом. Итак, это слово «нравственность», «природа», «человек» («нравственность» – мораль, нрав, порядочность, совесть, доброта, правила; «природа» – деревья, лес, воздух, растения, трава, свежий воздух, окружающая среда; «человек» – разум, душа, жизнь, чувства, мужчина, женщина, ребёнок, любовь, сердце)

Составьте синквейн со словом: (по рядам)

Изучается, загрязняется, защищается.

Естественная среда обитания.

Пытается, ошибается. Стремится.

Желания властвуют над ним.

Нравственность.

Информационная, социальная.
Учит, ведет, останавливает.
Развиваться всем нам помогает.
Поведение.

Нравственность.

Защищать, сострадать, любить.

Быть счастливым, помогая людям.

3. Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом известного литературоведа, историка, крупнейшего учёного и защитника русской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (слайд).

Дмитрий Сергеевич Лихачев – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная. А, может быть, именно этого качества так не хватает сегодня…

Биографическая справка (индивид. сообщение)

В 2006 году все цивилизованное человечество отмечало 100-летие со дня рождения выдающегося ученого современности Д.С.Лихачева, поэтому 2006 год был объявлен годом Лихачева. Это крупный учёный, филолог, академик. Это человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий. Он специалист по древнерусской литературе, по русской литературе более поздних времён. Как всякий уже немолодой человек, Дмитрий Сергеевич был очень внимателен к молодёжи. Обладая огромным жизненным и научным опытом, он заслужил полное право обращаться к молодёжи с советами, с добрым поучительным словом. Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам никто не прислушается. Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни.

«Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

Читайте также:  Сочинение на тему Лицемерие рассуждение 9, 11 класс

– Итак, мы начинаем работать с текстом Д.С. Лихачёва из его цикла лекций «Русская культура». У вас на столах рабочие листы, которые вы будете заполнять по ходу нашей работы.

Задание 1 – «Дорожка к пониманию текста…»

внимательно прочитайте текст

(1) Нравственность особенно нужна в современном мире. (2) Почему? (3) А ведь мы не замечаем, что живем в последние десятилетия в совершенно особом мире. (4) Мы с вами сейчас инопланетяне, и не заметили, как ими стали! (б)Изменились не мы, изменилась планета, на которой мы живем: стала маленькой, перенаселенной и чрезвычайно зависимой от нас.
(б)Наиболыпей сложностью, ответственностью и драматизмом отличаются отношения человека к природе в силу «немоты» последней. (7)Мало того, разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой» природе даже не начиналась.
(8)Мы говорим «человек и природа», «отношение человека к природе», то есть мы разделяем человека и природу. (9) Это глубоко ошибочно. (Ю)Человек не противостоит природе: он сам — неотделимая часть природы. (11)Но если «часть», то какая?
(12)Отношение к Земле, к Почве, к деревьям, к рекам, озерам, к источникам, к памятникам культуры, к собственному дому должно строиться на нравственной основе, на основе научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого.
(13)Древнерусская культура вся пронизана нравственным началом. (14) Человек ощущал себя частью мира. (15) В красном — восточном углу избы крестьянин вешал иконы — навстречу солнцу. (16) Изба была и храмом. (17) Церковная служба напоминала человеку об истории в ее тогдашнем понимании. (18) Его жизнь обладала высшим смыслом. (19) Отношение к земле-кормилице было религиозным: крестьянин исповедовался земле. (20) «Мать сыра земля!» (21) Она была для человека святыней. (22) Он почитал колодцы и родники. (23) На берегах рек происходили сговоры жениха и невесты. (24) Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению. (25) Существовали чтимые рощи и деревья. (26)Служба на Троицу была службой всему живому: церковь украшали березками, пол устилали травой.
(2 7)Литература была посвящена исключительно вопросам морали и мировоззрения. (28) Любимой книгой был Шестод-нев, в котором воспевалась разумность всего происходящего в природе. (29)Природа в Шестодневе описывалась как органическое целое. (ЗО)Это гимн разумности мироустройства.
(31)Конечная цель человеческой деятельности — преображение мира. (32)Преображение следует понимать не в смысле изменения его лица — внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от мешающего ему зла, противоречащего этому разумному началу, его самовыявлению.
(ЗЗ)Человек не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди.
(По Д.С. Лихачеву)

определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?);

запишите свой ответ в виде законченного предложения). (Д.С. Лихачёв считает, что нравственность нужна в современном мире. /Д.С. Лихачёв считает, что отношение к земле, к Почве, к деревьям, рекам, к памятникам культуры, к дому должны строиться на нравственной основе. /Лихачёв считает, что конечная цель человеческой деятельности- преображение мира.)

определите, на какой вопрос отвечает это предложение (первая проблема: Что такое нравственность, и почему она нужна в современном мире? вторая проблема: Каким должно быть отношение человека к живой и мёртвой природе? Можно ли сегодня считать человека частью природы?

третья проблема: Какова конечная цель человеческой жизни, человеческой деятельности? Может ли человек жить без ясной цели впереди?)

запишите эти вопросы, которые и будут проблемами текста.

Мы выяснили, что в данном тексте три проблемы. На уроке мы будем работать над второй проблемой.

Давайте напишим вступление. (Д.С.Лихачёв – выдающийся русский писатель, учёный. В своих работах он часто поднимает вопросы нравственности, морали, любви к Отечеству. В предложенном для анализа тексте он обращается к проблеме нравственного отношения человека к живой и мёртвой природе.)

Задание 2 – «На подступах к комментарию» (работа с текстом)

Так, с проблемой и позицией автора мы определились. Значит, пора погрузиться в текст, чтобы найти два примера-иллюстрации, которые помогают писателю раскрыть проблему. Для этого определим, в каком стиле и жанре написан этот текст? (Перед нами фрагмент статьи Лихачёва «Экология культуры». Статья – это жанр публицистики. Какой тип речи является определяющим в публицистике? Конечно же, рассуждение.)

– Почему Академик Лихачёв называет людей инопланетянами? (Изменилась планета, изменилось наше отношение к миру, люди потребительски относятся к природе, хотя человек – неотделимая часть природы.)

– Что нужно сделать, чтобы сохранить жизнь на нашей планете? (Надо относиться к живой и неживой природе нравственно.)

– Что значит относиться «нравственно», по мнению Лихачёва? Какие примеры он приводит? (Автор обращается к древнерусской культуре, говорит о ней с высочайшим уважением, говорит, что она пронизана нравственным началом. В красном- восточном углу избы крестьянин вешал иконы – навстречу солнцу, изба была храмом; отношение к земле кормилице было религиозным, она была для человека святыней; он почитал колодцы и родники; литература древняя была посвящена вопросам морали, а любимой книгой был Шестоднев (богослужебная книга о гармонии и красоте мира)

Таким образом, говоря о современном мире и о мире древней Руси, автор приходит к выводу, что нравственность необходима в наше время, когда происходит утрата истинных ценностей в жизни.

Задание 3 – «Самая дорогая…часть!»

Теперь надо написать комментарий, самую дорогую часть сочинения, и постараться получить заветные 5 баллов. Вспомните, из скольких элементов состоит комментарий?

Чтобы не ошибиться и не потерять эти элементы, давайте вновь заполним таблицу

5 элементов

Комментарий ученика

Данная проблема актуальна, поскольку сегодня человек всё чаще не чувствует, не осознаёт себя частью одного общего мира.

Д.С. Лихачёв говорит о том, что мы разделяем человека и природу. Это ошибочно, так как «человек не противостоит природе», а является неотъемлемой её частью.

За этими словами скрывается истина. Человек – часть природы. Он обладает речью и разумом, и поэтому должен отвечать за всё живое в мире, за все существа, за растительный мир, а не относиться ко всему потребительски.

Д.С. Лихачёв обращается к древнерусской культуре, и с уважением говорит о ней, что она пронизана нравственным началом. Он приводит многочисленные факты того, как в Древней Руси относились к Земле как к высочайшей святыне, к избе как к храму. Учёный вспоминает древние обряды славян, православный праздник Троицы.

Да, действительно, в Древней Руси человек ощущал себя частью мира, а не венцом природы. Он уважал обычаи, традиции своих предков, поклонялся Земле, почитал природу.

Рассуждая, автор приходит к выводу, что нравственное отношение человека к природе – единственный способ сохранить жизнь на нашей планете.

Задание 4 – «Я согласен. »

К какому выводу подводит Д.С. Лихачёв своих читателей?

Сформулируйте позицию автора по данной проблеме. Д.С. Лихачёв считает, что отношение к земле, к Почве, к деревьям, рекам, к памятникам культуры, к дому должно строиться на нравственной основе.

Согласны ли вы с точкой зрения писателя?

Ваша задача – письменно высказать собственное мнение, обосновав его.

Примеры собственного мнения

(можно предложить ребятам поработать самостоятельно)

цитата из авторитетных источников

Мы в ответе не только за себя и свой дом, но и за все человечество.

“Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.”– писал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Вот главное правило жизни, которое должно стать главным условием существования каждого человека в этом мире.

обоснование с опорой на литературу

Связь человека и природы неразрывна.

Мысль о неразрывной связи человека и природы, об их единстве на основе нравственности в русской литературе не нова. Практически все известные русские писатели рассуждали на эту тему. Так, Федор Иванович Тютчев, поэт, мыслитель, наделявший природу высшим разумом, сравнивал человека с тростником, качающимся на ветру. «Человек — тростник, но тростник мыслящий», — писал поэт, перефразируя мысль величайшего физика Паскаля о том, что человек далеко не царь природы. Сравнением человека с тростником Ф.И. Тютчев хотел подчеркнуть, что человеку не следует гордиться своим разумом, поскольку и он создание природы и может быть уничтожен в одно мгновение, как трава, как срезанный тростник.

иллюстрации (наглядно-описательная форма)

Современные люди забыли, что человек и природа взаимосвязаны, а влияние человека на природу пагубно сказывается на окружающем мире.

Обратимся к самому глубокому пресноводному озеру в мире Байкалу. В 2014 году (это видно со снимков из космоса) у береговой линии Байкала появилась ажурная пена. Что это такое? Оказывается, из-за выбросов в воду бумажно-целлюлозного завода стали быстро развиваться водоросли, провоцирующие гниение воды. Вот и получается, что болеет озеро – нельзя пить его воду.

А ведь человек – дитя природы. Именно природа растит и воспитывает нас, дает силы, помогает разобраться в самих себе.

опыт (личный, эксперимент, исследования и т.д.)

Заботясь о природе, защищая ее и приумножая ее богатство, мы делаем еще один шаг к процветанию.

Каждый год весной мы облагораживаем свой пришкольный участок. Первый опыт на пришкольном участке, первые цветы, выращенные своими руками, первый урожай. Это всегда волнует и радует, заставляет невольно гордиться самим собой, чувствовать себя настоящим хозяином земли.

обращение к традициям, авторитетным мнениям

Наши мудрые предки очень трепетно относились к природе, оберегали е и любили. Они знали, что являлись частью мира, который окружал их и стремились жить с ним в гармонии.

Поэтому сохранилось довольно много пословиц, призывающих беречь нашу матушку-природу: Береги землю родимую, как мать любимую. Земля сравнивается здесь с самим дорогим человеком на земле – с матерью.

Задание 5 – «Резюмируем сказанное…»

Итак, мы высказали свое мнение по поднятой проблеме. Нам осталось только завершить нашу работу.

Напишите заключение, использовав слова А. С. Арсеньева «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».

Таким образом, рассуждая вслед за Д.С. Лихачевым о нравственном отношении наших современников к природе, можно сделать вывод о том, что все существование человека на Земле должно быть пронизано нравственностью, в основе которой должно быть осознание себя частью вселенной, понимание необходимости доброго, разумного изменения жизни в лучшую сторону и стремление к преображению мира. Как сказал кандидат философских наук А. С. Арсеньев «Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного».

Задание 6 – домашнее

Напишите сочинение в формате 27 задания ЕГЭ по третьей проблеме «Какова конечная цель человеческой жизни, человеческой деятельности. Может ли человек жить без ясной цели впереди?»

Рефлексия: Видеоролик об экзаменах, об ЕГЭ.

Какова роль матери в жизни ребенка? Итоговое сочинение 11 класс

Часто говорят о роли учителя, тренера, друзей, но никто даже не задумывается, мне кажется, о роли матери… Да просто потому, что она огромна! Что её обсуждать? Но, нет, о ней нельзя забывать.

Мама самый близкий нам человек – просто физически. Не говорю о том, что родители должны становиться друзьями-приятелями, от которых нет никаких секретов, с которыми можно обсуждать просто любую тему, на дискотеку пойти… Нет, у родителей, особенно у мамы, своя роль. И всё-таки, это очень близкий каждому ребенку человек.

Кто ещё в этом мире знает ребенка с первых моментов, когда даже не все врачи признают, что маленький человек существует? Когда ребенок – «клеточка»! Но мама уже чувствует его. Она ощущает, как её малыш растёт, даже когда он совсем крохотный. И он уже может причинять беспокойство маме, влиять на её самочувствие. А после, когда он начинает толкать маму изнутри в живот! И всё это время она с ним разговаривает, думает о нём, уже делает что-то для него, заботится.

После родов мама кормит ребенка, дарит ласку и тепло, как никто не сможет! У них, конечно, сохраняется глубокий контакт. Если всё хорошо, то именно мама пеленает его, укачивает, оберегает… Начинает потихоньку учить, показывая погремушки, разговаривая. Не зря первое слово обычно «мама»!

Кстати, у нас в стране традиционно женщина уходит в декрет. Это кажется абсолютно нормальным, хотя в той же Финляндии часто в декрет уходят папы. Представлю нашего русского мужика! Нет, уход за маленьким ребенком, пелёнки-распашонки – это всё у нас на маме. И на больничный чаще всего идёт именно мама.

И потом тоже мама учит ребенка самым простым для нас – уже взрослых, вещам. К маме бежит обиженный ребенок. Мама подует на ранку, и всё заживет. Только маме доверяют свои «беды» дети, у неё на руках плачут. Ребенок знает, что мама всегда защитит, она не обидит, а если и сделает больно, то только ради его блага.

Бывают, конечно, всякие исключения. Иногда мама много работает, зациклена на себе… Но, кстати, всё равно она для ребенка самая красивая и добрая! Кстати, нельзя окружать ребенка абсолютной заботой, растить его в тепличных условиях, быть «наседкой», а нужно и к самостоятельности его аккуратно приучать.

Ребенок растёт, но всё равно мама рядом. Она уже учит его жизни – рассказывает уже не просто истории, а правду о людях. Именно о маме вспоминают люди в критических ситуациях, сохраняют любовь и уважение к ней на всю жизнь. Кстати, сохраняется и духовная связь, которая позволяет матери и ребенку чувствовать друг друга даже на расстоянии, догадываться о настроении и самочувствии, во сне видеть что-то важное друг о друге.

Маленькому человеку кажется, что его мама всё знает и умеет, она для него идеал и образец. Пусть она и не лауреат Нобелевской премии, но, на самом деле, для каждого мама его – самая лучшая. Мама всегда примет – с любой проблемой, к ней можно обратиться за советом, можно просто рассказать о чем-то важном…

В общем, мама – важнейшая часть жизни ребенка, изначально – сама его жизнь.

Какова роль матери в жизни ребенка

Несколько интересных сочинений

Взаимоотношения Печорина и Веры — это одна из самых драматичных любовных линий в романе «Герой нашего времени».

В творчестве Михаила Лермонтова литературоведы выделяют несколько тем, в том числе и тему судьбы поколения, современного писателю.

Когда-то телевиденье считалось необычайным чудом, которое всецело поглотило зрителей. Для того чтобы узнать последние новости, посмотреть новый фильм или программу люди бросали все свои дела и усаживались у голубых экранов.

Зинаида Серебрякова — очень талантливая художница и одной из ее самых известных картин, является картина «За обедом». С ней дети обычно знакомятся во 2 или 6 классе

Хлестаков — один из главных персонажей комедии «Ревизор» Гоголя. Он сам не является не интриганом, не обманщиком, не авантюристом, однако, именно благодаря ему и исходят все дальнейшие действия других героев.

Ссылка на основную публикацию