Анализ стихотворения Блока Полный месяц встал над лугом

Урок литературы в 5 классе по теме: “А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

выявить объединяющее начало стихотворений А.Блока «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…»;

развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа стихотворений.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ о детских годах А.А.Блока.

III. Анализ стихотворений А.А.Блока.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Работа со стихотворением А.Блока «Летний вечер».

2.1. Слово учителя.

Первые годы жизни Блока – обычное детство мальчика в старой дворянской высокообразованной семье. Это было «скорее воспитание чувств, нежели воли» (писала тётка и биограф поэта М.А.Бекетова). Развитое воображение, мечтательность – такое восприятие жизни определило характер юных стихов А.Блока, из которых впоследствии составился цикл «До света» (1898-1900), открывший первую книгу поэта. Сюда вошло стихотворение А.Блока «Полный месяц встал над лугом…». Стихотворение этого периода «Лунный вечер» включено в цикл «За гранью прошлых дней».

2.2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

2.3. Беседа по содержанию стихотворения.

– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

– Какой вы себе представляете картину летнего вечера?

– Какое настроение возникло у вас при чтении?

– Перечитайте первое четверостишие. Назовите слова, подчёркивающие границы художественного пространства в данном четверостишии.

– Какое сочетание слов передаёт общее настроение четверостишия?

– Перечитайте второе четверостишие. Сохраняется ли такое настроение во втором четверостишии?

– Какой образ нарушает гармоническое состояние мира природы и человека?

– О чём свидетельствует образ красной луны в стихотворении?

– Перечитайте третье четверостишие. К чему стремится лирический герой – к покою или неуспокоенности? (Лирический герой приказывает самому себе забыть тревоги и печали, однако стремится навстречу ночи и тревожной луне).

Мотив неуспокоенности, борьбы часто звучит в лирике А.Блока. В 1908 году в первом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой восклицает:

И вечный бой! Покой нам только снится,

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

3. Работа со стихотворением «Полный месяц встал над лугом…»

3.1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

3.2. Выявление первоначальных впечатлений.

3.3. Обращение к репродукциям картин И.И.Левитана «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», «Сумерки. Стога».

Стремлением наглядеться, вновь и вновь соединиться с прекрасной «живой жизнью» природы проникнуты поздние работы Левитана. Мотивы произведений, созданных Левитаном в 1897-1900 гг., как всегда, разнообразны.

Можно перечислить такие работы: «Лунная ночь в деревне», «Восход луны. Деревня», «Сумерки. Стога». Художник делал, казалось бы, простейший деревенский мотив выражением стремления к слиянию с «божественным нечто, разлитым во всём».

– Созвучно ли настроение, переданное на полотнах И.Левитана, ощущениям лирического стихотворения А.Блока?

3.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.Блока».

– Какие образы представлены в данном стихотворении?

– Какие чувства в данное время суток испытывает лирический герой?

– Назовите слова, передающие эти состояния.

– Какие цвета и оттенки возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце…поле озарит?

– С помощью каких глаголов противопоставляются образы «мрак – солнце».

– К чему стремится лирический герой в стихотворении?

IV. Подведение итогов урока.

– Чем объединены стихотворения А.Блока «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…»? (Стихотворения объединены стремлением лирического героя к неуспокоенности, к жизни).

V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение А.Блока «Летний вечер».

2.Инд.задания. Подготовить сообщения:

– «Родная природа в судьбе С.А.Есенина»; – «Книга в жизни С.Есенина».

Урок по стихотворениям А. Блока Летний вечер и Полный месяц встал над лугом

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 имени С.А.Ловенецкого»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА
«Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом»

Литература, 5 класс

Автор: Гирева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы

Урок по литературе в 5 классе
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ А.А.БЛОКА
«Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом»

Цель урока: научиться воспитывать в себе чувства любви к природе и стойкости характера, анализируя лирические произведения.

Задачи урока:
образовательные – научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений;
развивающие – развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину); учить детей осмысливать чувства и переживания героя лирического произведения;
воспитательные – воспитывать уважение к великой силе любви природы, учить ценить и беречь эти чувства; способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся; способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Тип урока: изучение нового материала, анализ стихотворений и систематизация знаний.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная. В ходе урока использовались самоконтроль и самооценку знаний учащихся, а так же: – отрабатываются навыки выразительного беглого чтения; – развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение; – воспитывается интерес к чтению, умение быть надежным партнёром в работе; – прививается умение работать в коллективе.

Структура (план) урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока учащимися в ходе урока. 3.Осмысление содержания (найти, извлечь, понять содержание и сделать выводы). Актуализация опорных знаний. 4. Итог урока. 5. Оценка урока. Оценка работы учащихся. 6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

Слово учителя:
– Сейчас за окном снег, но чувствуется приближение весны, а там и скоро лето. Благодаря литературе, мы можем совершить путешествие в любое время года, и сегодня мы отправимся в летнее время. Будем читать стих. А.А.Блока «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом».
– Какой главный образ будет раскрыт в стих. о лете? (Образ-пейзаж.)
– Мы знаем, что поэт – это художник слова. И каждый художник слова представляет свой образ в стихотворении. Как мы сможем сформулировать тему урока?
– Итак, тема нашего урока (Художественное своеобразие стихотворений Александра Блока)
-Какую цель мы поставим перед собой, прежде чем начать работать по стихотворению «Летний вечер»?
(Ответы детей:
Понять содержание стихотворения.
Научиться выразительному чтению стихотворения.
Уметь находить выразительные средства в стихотворении.)
(Дополнить, если необходимо. Познакомиться с творчеством поэта А.Блока.
Знать литературоведческие термины.)
-Александру Блоку было18 лет, когда он написал эти стихотворения. А писать он начал когда?
Итак, какое видение образа изображено в стихотворении, мы узнаем, прочитав
стихотворения «Летний вечер». (Учебник, стр. 52.)
– Какие ощущения, настроения вызвало у вас стихотворение? Ваши впечатления?
– Встретились незнакомые слова? (Лексическая работа. Открыть слова на листе бумаги, прикреплённом к доске:
Межа – граница земельных участков.
Жница(ж.р.) – тот, кто в поле жнет, т.е. срезает под корень траву или рожь.)
Чтение стихотворения учеником.
-Какой основной образ дан в стихотворении? (образ – пейзаж)
– Как называется жанр лирического стихотворения о природе? (Пейзажная лирика.)
-В первом четверостишии даны границы пространства. Можем найти то место, откуда лирический герой наблюдает за природой?
– Как называется стих.? («Летний вечер».)
– Мы можем найти те приметы вечера, которые видит наш лирический герой? (Лучи заката, диск луны, вечерняя тишина.)
– Как формируется образ заката? Какой цвет преобладает? (Розовый, красный)
– Как поняли слова «красный диск луны»?
– В стихотворении скрыто какое-то чувство, но оно ощущается. Кто нашёл доказательство через слова?
(Чувство тревоги из-за красного заката и серого от тумана.)
– Прочитайте 3 четверостишие. Как поняли его? О чем оно? (Оно отличается от первых 2-ух. О лирическом герое.)
– Дети, я бы хотела узнать, кто-нибудь из вас скакал на лошади, расскажите о своем впечатлении (рассказ детей на 1-2 минуты).
(А в стихотворении кто-то промчался на лошади и к кому-то кто-то обращается, но имена не называют.)
Обратимся к лирическому произведению, зачитаем эти строки.
– Чтобы стихотворения были красивы, авторы специально подбирают слова
Поработаем с таблицей.
– С какой целью мы будем работать по таблице?
(Дети заполняют таблицу по выразительным средствам- 3-4 минуты)
– С какой целью вы находили выразительные средства?
(Найти художественную выразительность стихотворения.)
(Зачитываем результаты исследования.)
– Сейчас поработаем с построением стихотворения, определим размер и рифму. Рифму мы в таблице определили. КАКАЯ рифма? (а Б а Б – перекрестная рифма)
РАБОТА В ТЕТРАДИ.

Работа на доске.
Определяем размер стихотворения: (Вспомним понятие стопа. Стопа – единица длины стихотворения из ударных и безударных слогов.)

ПослЕдние лучИ закАта (на доске написано)
( – / – / – / – – / -)
(Ямб – двухсложный размер, с чередованием безударного и ударного слога.) Ударение на чётном слоге – 2,4,6,8.
Также есть неполный 5-стопный ямб с пиррихием (два безударных слога рядом).
-Какой вывод мы сделаем по нашей работе по стихотворению?
(В чём заключается художественное своеобразие стихотворения?)
(Вывод. В выразительности слов, в построении стихотворения заключается художественное своеобразие стихотворения)
Такими же изобразительными средствами и двухсложным размером писали поэты 19 века. Александр Блок – поэт начала 20 века.
– Что можно сказать о стихосложении поэтов? (Традиции стихосложения сохранились.)
– Но у каждого художника есть свое мироощущение природы.
Обратимся к репродукциям картин. Перед нами репродукция картины Исаака Ильича Левитана «Последний луч заката». (Показ репродукции картины И.И.Левитана «Последний луч заката»)
Почему я её вам предложила? (Её можно соотнести со стихотворением А.А. Блока. Пейзаж передан замечательно, цвета есть, а чувств на картине нет, нет ощущения тревоги.)
Ал. Блок как художник слова стихотворение «Полный месяц встал над лугом» также написал в 18 лет.
Чтение стих. Стр. 53.
– Встретились незнакомые слова?
(Лексическая работа. Мрак – отсутствие света. Жутко – неприятный, вызывающий чувство ужаса, страха. Озарит – ярко осветит. Былинка – стебель травы.)
– Какую цель поставим для изучения стихотворения? (Знать и понять содержание стихотворения. Научиться выразительно читать его. Найти выразительные средства. Понять, как построено стих. Выявить объединяющее начало в двух стихотворений Блока.)
– Какие образы представлены в этом стихотворении?
(Образ-пейзаж, образ-персонаж)
– Какое настроение у вас от этого стихотворения?
– Какие чувства в это время суток испытывает лирический герой?
(Жутко, неприятно.)
– Почему стихотворение состоит из 15 неразделимых строк?
(Жутко, страшно ночью, но скоро будет утро, и все пройдет. Чувство страха и ожидание света неразделимо.)
-Обратим внимание на репродукцию картины И. И. Левитана «Лунная дорога в деревне».
-Поможет репродукция понять стихотворение, если да, то как, чем? (Цвета и оттенки цветов возникают при чтении и при просмотре картины:
«Бледный луг», «бледная дорога». «Мрак ночной». «Жутко», «неприятная тревога»)
– Какое состояние природы передают слова «полный месяц»?
(В стихотворении цвет представишь, а на картине увидишь, он жёлтый.)
– Из-за освещения луны какой мы видим природу?
(Бледную. «Бледный, бледный луг цветущий».)
– Какое это выразительное средство?
Фронтальный опрос для закрепления:
Что мы ощущаем, прочитав 1 часть стихотворения? (Тревога.)
Чувство тревоги, беспокойство уходит? (Нет.)
Это чувство есть в стихотворении «Летний вечер»? (Да.)
Мы прочитали два стихотворения А.А.Блока. Что объединяет два стихотворения?
(В стихотворениях общая тема – описание природы и чувствуется неспокойная жизнь, какая-то тревога. Поэту всего лишь 18 лет, и что его ждет впереди, он не знает, отсюда чувство тревоги, которое передано лирическому герою)

– Что ещё общее есть в 1 и 2 стихотворении?

Описание природы.
Есть повторы: в 1 стихотворении, частица ни повторяется дважды
(Чтение строк из стихотворения – «ни ветерка, ни крика птицы»;
во 2 стихотворении – прилагательное бледный (луг) повторяется.)
В конце 1 стихотворения есть глагол повелительного наклонения во 2 лице : умчись (ты), забудь (ты);
во втором стихотворении 2часть (чтение) глагол тоже во 2 лице – знаешь, пройдешь (ты).
-Ты забудь, ты умчись, ты знаешь, ты пройдёшь. Кто ты?
(Лирический герой обращается к нам или к своему собеседнику.)

-Куда стремится наш лирический герой в 1стихотворении? (Умчаться на коне.)
-А во 2 стихотворении? (Верит, что солнце осветит путь и все оживит.)
(Тревога пройдёт и солнце озарит жизненный путь.)
-Как вы понимаете слова «жизнь кипит»? Какое это выразительное средство? (Метафора.)
– Чем отличается 1 часть стихотворения «Полный месяц встал над лугом» от 2-ой? Каким словом?
(В 1-ой части есть слово «мрак», а во 2-ой части – свет («солнце»).)
– Какие глаголы рядом стоят со словами? Как называется такой прием? (Антонимы).
-Но т.к. слова даны в одном тексте, в литературе они являются контекстуальными антонимами. /Открыть понятие./
ЗАПИСАТЬ в тетрадь понятие: контекстуальные антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
– В стихотворении «Полный месяц встал над лугом» более ярко выражен прием антитезы, т.е. противопоставление не слов, а частей стихотворения. Давайте вместе найдем ее.
В 1 части стихотворения о чём говорится? – О природе в лунную ночь.
Во 2- ой части? – О лирическом герое, который пойдет по тропинке и увидит, что «под каждою былинкой жизнь кипит».
– Одна часть стихотворения, т.е. образ-пейзаж, противопоставлен другой, т.е. образу-персонажу.
Такой художественный приём называется антитезой. ЗАПИШЕМ в тетрадь это понятие. (Антитеза – противопоставление одного образа другому.)
-Что ещё интересного есть в стихотворении?
(Работа с карточкой по определению рифмы парной (смежной) и опоясывающей.)
(15 строк, рифма другая: парная или опоясывающая.)
– Какие литературоведческие термины мы находили в стих «Полный месяц встал над лугом»?
(Контекстуальные антонимы, антитеза, рифма парная и опоясывающая.)
– Прочитаем еще раз все стих.
– Выпишем (зачитайте) слова, которые вам понравились в этом стихотворении и объясним, почему понравились?
Итог урока.
– Почему тема урока названа так: «Художественное своеобразие стих. А.А.Блока»7
(Художник слова писал так, как понял своё видение образа в стихотворении)
– В чем художественное своеобразие стихотворений А.А.Блока?
(В выразительности слов переносного значения, в построении стихотворений. В описании природы и передачи чувств лирического героя.)
(Д/З.) – Молодцы, хорошо поработали. Мы сегодня работали с двумя стихотворениями, какое вам больше понравилось, то и выучите наизусть. Это ваше д/з.
ОЦЕНКИ за УРОК!
Подведем итог урока. Рефлексия: Сегодня я узнал Было интересно Я понял, что. Я научился Мне захотелось
Приложение №1.

А.А.Блок. Летний вечер.

Последние лучи заката Полный месяц встал над лугом
Лежат на поле сжатой ржи. Неизменным дивным кругом,
Дремотой розовой объята Светит и молчит.
Трава некошеной межи. Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нём ползущий,
Ни ветерка, ни крика птицы, Отдыхает, спит.
Над рощей – красный диск луны. Жутко выйти на дорогу:
И замирает песня жницы Непонятная тревога
Среди вечерней тишины. Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Забудь заботы и печали, Солнце выйдет из тумана,
Умчись без цели на коне Поле озарит,
В туман и луговые дали, И тогда пройдёшь тропинкой,
Навстречу ночи и луне! Где под каждою былинкой
1898г. Жизнь кипит.
1898г.

Стих. «Летний вечер»
Выразительные средства
Рифма

Анализ стихотворения блока полный месяц встал над лугом. Онлайн чтение книги Сборник стихов «Полный месяц встал над лугом…

Учитель: Ну что ж, звонок прозвенел, начнем наш урок. Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Садитесь. Давайте настроимся на интересную и продуктивную работу. Но сначала мы проверим, как вы справились с домашним заданием. Паша Попов получил на прошлом занятии индивидуальное задание. Предоставим ему слово, а вы послушайте, ребята, и скажите, согласны ли вы с Пашиной оценкой стихотворения?

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

(ПАША читает)

Кто еще индивидуально подготовил стихотворения и поделится им с нами? Хорошо, теперь проверим, насколько хорошо усвоили сведения о биографии Александра Блока (СЛАЙД). Это сделать нам помогут вопросы нашей игры на внимание. Игра называется «Согласен – не согласен». Правила очень просты. Я буду зачитывать вам некоторые утверждения, если вы согласны с утверждением, вы хлопаете в ладоши, если нет, соблюдаете тишину. Готовы? Приступим.
– Блок родился в 1880 году (да).
– Детство поэта прошло в имении Ясная Поляна (нет). А где?
– Бекетов, дедушка Блока, был профессором Петербургского университета (да).
– Дед А.Блока дружил с выдающимся химиком Д.И.Менделеевым (да).
– Бекетов не хотел, чтобы внук стал учёным (нет).
– В доме Бекетовых любили художественную литературу, уважительно относились к слову (да).
– В 6 лет Блок стал сочинять свои первые произведения (нет). А когда?
– А.Блок в детстве выпускал свой домашний рукописный журнал (да).
– У юного А.Блока, как и у А.С.Пушкина, была няня (нет).

Учитель: молодцы, прекрасно справились. Вы все очень внимательные. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества поэта, познакомимся еще с одним стихотворением А. А. Блока, откроем его для себя. Запишите тему нашего урока: «Поэтическая тетрадь: Лирический герой на лоне природы в стихотворении А. Блока «Полный месяц встал над лугом» (СЛАЙД) На уроках, посвященных поэтическим страничкам русской литературы, мы всегда учимся глубоко и тонко понимать стихи. Но сделать это можно только при условии погружения в текст, умения его прочувствовать, пережить. Какие цели, исходя из этого, мы поставим? (СЛАЙД: цели урока)

Ответ: Понять тему, идею стихотворения

Выяснить, при помощи каких художественных средств она выражается

Совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений.

Учитель: хорошо. Молодцы. Итак, стихотворение, с которым мы сегодня работаем, относится к ранней лирике поэта, входит в цикл «До света» (1898 – 1900), открывший первую книгу поэта. Давайте, вспомнив биографию поэта, попробуем предположить, каким настроением проникнуты входящие в него произведения

Ответ: развитое воображение, мечтательность, любовь к природе, ко всему живому – именно такое восприятие жизни определило характер юных стихов А.Блока

Учитель: верно, молодцы. А теперь послушайте стихотворение (ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО) Какое возникает настроение? Подтвердились ли наши предположения?

Ребята, каковы отличительные черты лирического произведения?

Ответы: Основная задача – передать чувства, эмоции, ощущения, поэтому произведение не имеет четкого сюжета. Автор воспроизводит те переживания и образы, которые возникают в его сознании.

Учитель: верно, значит, анализируя стихотворение, мы анализируем его настроение и созданные автором образы Вы уже неоднократно знакомились с различными лирическими стихотворениями, встречались в них с разнообразными художественными образами. Какие образы представлены в данном стихотворении?

Ответы: Образ природы, или образ-пейзаж, и образ лирического героя, или образ-персонаж

Учитель: верно, молодцы. Какова тема стихотворения?

Ответ: Состояние природы и человека. Состояние человека среди ночной природы.

Учитель: верно, А.А. Блок передает состояние природы ночью, в часы полнолуния. Какие чувства испытывает лирический герой? Найдите слова и выражения в подтверждение своих мыслей

Ответ: «Жутко выйти на дорогу:

Под луной царит…».

Учитель: верно, ребята, как вы понимаете слово жутко? Подберите синоним

Ответ: страшно, ужасно, боязно….

Учитель: верно, но почему из синонимического ряда выбрано слово «жутко»? Это станет нам ясно. Если обратиться к его толкованию (СЛАЙД: жуткий – тягостный, вызывающий чувство ужаса, тревоги. Итак, какие оттенки смысла вносит это слово?

(ответ: тягость, тревожность, ужас)

Учитель: хорошо, ребята, вам на прошлом уроке также дано было задание выучить стихотворение «Летний вечер» Прочитай пожалуйста, Саша. (СЛАЙД). А вы, ребята, послушайте и подумайте, Созвучно ли настроение, ощущения лирического героя в этих двух стихотворениях или чем-то отличается? Чем?

Ответ: – Нет. Они различаются. Лунная ночь вызывает у лирического героя страх, непонятную тревогу. В то же время он видит вокруг себя гармонию и красоту, но не ощущает себя частью природы.

Учитель: верно. Ограничено ли описание природы только воссозданием картины ночи?

Ответ: Нет, в последних 6 строках иная картина – раннего утра, когда

«солнце выйдет из тумана,

Как изменяется в связи с этим состояние персонажа?

Ответ: Персонаж оживает, он полон бодрости, потому что «под каждою былинкой жизнь кипит».

Учитель: Верно. Можем ли мы сказать, что эти описания, эти части стихотворения противопоставлены друг другу? Как в литературе называется такой прием?

С помощью каких антонимов противопоставляются в стихотворении образы

мрак – солнце?

Ответ: Мрак: отдыхает, спит.

Солнце: озарит, кипит.

Учитель: верно. Давайте попробуем определить, какие цвета преобладают в стихотворении? Как мы это можем сделать? Сразу ли?

Ответ: нет, цвета и оттенки прямо не названы.

Учитель: тогда как мы определяем их?

Ответ: они воссоздаются в восприятии читателя. Например, когда читаешь словосочетание полный месяц, ясно представляешь себе желтый диск луны в полнолуние.

Учитель: верно. Такой прием называется цветописью (СЛАЙД: Цветопись. Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.) Запишите определение в тетрадь. Хорошо. Какие цвета и оттенки цветов возникают в вашем воображении при чтении следующих слов и словосочетаний: бледный, бледный луг, луг цветущий, мрак ночной, солнце выйдет из тумана, солнце… поле озарит?

Учитель: Какие другие изобразительно – выразительные средства использованы в стихотворении? Какова их роль?

Ответы детей: Эпитеты: полный месяц, дивным кругом, бледный луг, непонятная тревога; метафора: жизнь кипит; олицетворения: месяц молчит, мрак ползущий, мрак отдыхает, спит; тревога царит; сравнение: месяц встал кругом

(учитель обращает внимание на способ выражения сравнения Тв. Падежом)

– В чем состоит особенность построения произведения? Какова его внешняя форма?

Ответ: Нет деления, текст единый.

Учитель: К чему стремится лирический герой в стихотворении?

Ответ: Чтобы скорее наступил день, только тогда он сможет понять и принять окружающий мир

Учитель: верно, подведем итог: Что объединяет стихотворения «Летний вечер» и «Полный месяц встал над лугом…»?

Ответ: Стремление героя к свету, к неуспокоенности, к жизни.

Учитель:Верно. Наш урок между тем подходит к концу. Что на уроке было самым интересным?

Что узнали нового?

Достигли ли вы цели?

Учитель: Молодцы. Теперь запишем домашнее задание. Предлагаю вам составить синквейн по прочитанному стихотворению(СЛАД(схема

напоминается на слайде

Наш урок окончен. Я благодарю вас за интересную и плодотворную работу.

Описание красоты родной природы, не свойственное творчеству Александра Александровича Блока, все же имело место в ранних произведениях выдающегося русского поэта–символиста. Но даже в этих стихотворениях переплетены мистика, быт, таинственность и недосказанность, которые свойственны творчеству этого гениального литератора.

Упоенный юношеским романтизмом, Блок в свои неполные 18 лет пишет прекрасное, лирическое произведение «Полный месяц встал над лугом. ». И эмоции, которые переполняли молодого человека в подмосковном имении деда летом 1898 года, становятся бессмертными строками, посвященными загадочной красоте родной земли. Этот период жизни Александра ознаменован романом с прекрасной Любой – дочерью великого русского ученого Д.И.Менделеева, ставшей впоследствии его женой и музой. И хотя Блок еще сомневается в искренности своих чувств, его тянет к прекрасному. А произведение «Полный месяц встал над лугом. » связывается его почитателями с тайными душевными терзаниями молодого поэта.

Темная летняя ночь предстает перед читателем контрастом между цветущим лугом, освещенным вышедшим из-за туч месяцем, и мраком ночи, который укутал сам луг. Образ, нарисованный автором, пропитан мистическим оттенком, а окружающая природа создает напряжение, которое невозможно разгадать. Ведь ночь – это особая пора, она несет в себе нечто таинственное, вызывая у поэта «непонятную тревогу». Что гнетет Блока, писавшего эти строки. Возможно, он предчувствует скорое расставание с Любовью Менделеевой и продолжительный период жизни, в котором он должен разобраться в своих чувствах к этой замечательной девушке. И именно поэтому Александру так «жутко выйти на дорогу» своей жизни, он боится сделать неправильный выбор.

Мистицизм, ставший основой таинственности и недосказанности в более поздних работах поэта, использован Блоком и в описании смены ночи и дня. Первые лучи Солнца рассеивают не только ночную тьму над полем, но и внутренние страхи и сомнения Александра Александровича, готового, несмотря ни на что, идти жизненной тропой, где «вокруг кипит жизнь». Но память о лунной ночи, жуткой и таинственной, хоть и не лишенной очарования, которая впитала в себе тайны и страхи поэта, навсегда останется в его душе. Раскрыть и понять которые будут стараться не одно поколение почитателей творчества Александра Александровича Блока.

5 класс, 6 класс

Картинка к стихотворению Полный месяц встал над лугом

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Мечты

Название этого лирического произведения «Мечты» звучит довольно романтично. Однако, содержание его отнюдь не радостное. Оно – очень печально. Мечты, о которых идет в нем речь – пусты и безнадежны.

Анализ стихотворения Блока Дикий ветер принес из далека

В стихотворении Александра Александровича Блока «Дикий ветер» выражаются буквально моря отчаяния и тоски, грусти и печали, горя, и душевной боли от безответной любви. Это прекрасное стихотворение, и, пожалуй, одно из самых лучших

Анализ стихотворения Есенина Звезды

Стихотворение « Звезды » было написано Есениным еще в юношеские годы, когда молодой поэт только начинал литературную карьеру, произведение написанные в этот период, отличаются особой романтичностью,

Анализ стихотворения Гумилева Капитаны

Гумилёв – романтик. Он писал про дальние загадочные страны. Бурная фантазия или прочитанные книги позволили ему создать цикл стихотворений под общим названием «Капитаны». Они были написаны в Крыму, в Коктебеле.

Анализ стихотворения Баратынского Признание

Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.

1.Это стихотворение о лунной ночи.
2.Картина природы которая нарисована автором это месяц вставший над лугом
3.Автор придаёт настроение от слов:жутко,мрачно,бледный.
4.Мне больше всего понравился образ:И тогда пройдешь тропинкой,где под каждою былинкой жизнь кипит.
5.приёмы используемые для стихотворения:Эпитет-Полный,неизменным,дивным,бледный,цветущий,ночной,ползущий,непонятная;Олицитворение-мрак спит,мрак ползущий,солнце выйдет;Метафора-жизнь кипит
Автор использует поторение слов,чтобы предать контраст (яркость).
6.Интересные открытия которые помог сделать автор:что жизнь кипит и днём и ночью,Что природа может быть пугающей ночью и красивой днём,что рано утром солнце выходит из тумана.
7.мысли автора были тёмной,мрачной ночи.

Это стихотворение написано А. Блоком в 1898 году. Ему 18 лет. Это ещё юный поэт. В этом произведение говорится о месяце, луне. Стихотворение лирическое. В нём присутствует очень много олицетворений: месяц встал, месяц молчит, мрак отдыхает, мрак спит, тревога царит, солнце выйдет, жизнь кипит. Есть эпитеты: бледный луг, непонятная тревога. И одна метафора: неизменным дивным кругом. Эти средства выразительности создают нам печальную, грустную обстановку. Автор хочет показать читателю красоту природы ночью, в часы полнолуния.

Polny mesyats vstal nad lugom
Neizmennym divnym krugom,
Svetit i molchit.
Bledny, bledny lug tsvetushchy,
Mrak nochnoy, po nem polzushchy,
Otdykhayet, spit.
Zhutko vyti na dorogu:
Neponyatnaya trevoga
Pod lunoy tsarit.
Khot i znayesh – utrom rano
Solntse vydet iz tumana,
Pole ozarit,
I togda proydesh tropinkoy,
Gde pod kazhdoyu bylinkoy
Zhizn kipit.

Gjkysq vtczw dcnfk yfl keujv
Ytbpvtyysv lbdysv rheujv,
Cdtnbn b vjkxbn/
,ktlysq. ktlysq keu wdtneobq,
Vhfr yjxyjq, gj ytv gjkpeobq,
Jnls>

Александр Блок
«Полный месяц встал над лугом. »

Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 15 строк
Строфа: пятнадцатистишие
Стихи астрофические (без разделения на строфы).
Размер: разностопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
————————————————————————
Рифмы: лугом-кругом-молчит-цветущий
ползущий-спит-дорогу-тревога
царит-рано-тумана-озарит
тропинкой-былинкой-кипит.
Рифмовка: AABC CBDD BEEB FFB

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Анализ стихотворения Блока «Полный месяц встал над лугом…»

Трудно представить себе Александра Блока в качестве пейзажиста. Тем не менее. ранний период его творчества ознаменован именно такими произведениями. В этом нет ничего удивительного, так как 18-летний юноша пока еще только учится чувствовать и любить, поэтому еще не рискует доверять бумаге свои самые сокровенные мысли.

Тем не менее, душевное состояние вчерашнего гимназиста требует выплеска эмоций, поэтому на свет рождаются стихи, слегка наивные и, в то же время, удивительно прекрасные.

К таким произведениям, несомненно, можно отнести

Однако это легко можно уловить между строк стихотворения,

Читайте также:  Анализ стихотворения Блока Осенний день

Темная августовская ночь в представлении автора построена на контрастах, так как мрак вменяется лунным светом, в котором просматривается «бледный луг цветущий». Картина, нарисованная поэтом, носит слегка зловещий оттенок. И сам автор, не отличающийся склонностью к мистицизму, признается: «Непонятная тревога под луной царит». Он словно бы предвидит, что летний роман, начавшийся так легко и необременительно, вскоре завершится неприятным объяснением и разлукой на несколько лет, в течение которых Блоку предстоит переосмыслить свои чувства, уверившись в их силе и чистоте. К тому же, поэт осознает, что пресловутый мистицизм все же плотно сошел в его жизнь, так как череда случайных совпадений, завершившихся бракосочетанием с Любовью Менделеевой, является ответом свыше на горячие молитвы поэта.

Но между наивным юношей и зрелым мужчиной, в которого спустя 5 лет превратится Александр Блок, пролегает пропасть. Поэтому все чувства поэта остаются невысказанными, и их отголоски следует искать между строк, улавливая лишь отдаленные намеки, недосказанные мысли и готовые сорваться с губ фразы.

Мистицизм, который впоследствии перерастет в символизм, видится Блоку и в таком простом явлении, как смена ночи и дня. С первыми солнечными лучами уходят все страхи юного поэта, который видит, как «под каждою былинкой жизнь кипит». Но где-то глубоко в подсознании запрятаны воспоминания о лунной ночи, таинственной и не лишенной очарования, которая все же несет в себе скрытую угрозу.

Дайджест:

Анализ стихотворения Блока «Пусть светит месяц — ночь темна…» Роман Александра Блока и Любови Менделеевой трудно назвать бурным и окруженным романтическим флером. Тем не менее, юный поэт, встретивший на даче Шахматово свою детскую подругу, в прямом смысле слова потерял. .

Анализ стихотворения Пушкина «Месяц» Екатерина Павловна Бакунина считается первой юношеской любовью Пушкина. С ней поэт познакомился практически сразу после определения в Царскосельский лицей. Девушка приходилась сестрой Александру Павловичу Бакунину — однокурснику Александра Сергеевича. Вместе. .

Анализ стихотворения Фета «Сосна так темна, хоть и месяц…» В лирике Фета легко обнаруживаются импрессионистические черты. Поэт зачастую изображал не конкретный предмет, а связанные с ним впечатления, фиксировал собственные субъективные наблюдения, изменчивые переживания и ощущения. Будучи наделенным особенным даром. .

Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи» В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда. .

Анализ стихотворения Блока «Всю жизнь ждала…» Семейная жизнь Александра Блока с самых первых дней складывалась непросто. Поэт боготворил свою избранницу, однако был убежден, что в браке важен духовный союз, а не физическая близость. В итоге Любовь. .

Анализ стихотворения Блока «Когда-то гордый и надменный…» К 1910 году брак Александра Блока и Любови Менделеевой уже фактически распался. Поэт разочаровался в своей музе, которая, в свою очередь, платила супругу той же монетой. Супруги жиль своей жизнью. .

Анализ стихотворения Блока «В ночи, когда уснет тревога…» Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому. .

Анализ стихотворения БЛОКА «К МУЗЕ» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» Это стихотворение входит в цикл «Страшный мир», на­писанный с 1909 по 1916 год. Его тема достаточно тради­ционна для русской и мировой поэзии. Поэт. .

Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но. .

Анализ стихотворения Блока «О, как безумно за окном…» Не секрет, что свою популярность среди читателей Александр Блок завоевал благодаря циклу стихов о прекрасной даме. Однако мало кто знает о том, что ранняя лирика этого поэта была не менее. .

Анализ стихотворения Блока «Снежное вино» Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что. .

Анализ стихотворения Блока «Без веры в бога, без участья…» Летом 1898 года Александр Блок открыл для себя целую вселенную по имени Любовь Менделеева. Эта юная особа настолько поглотила все мысли 18-летнего студента, что он напрочь забыл не только о. .

Анализ стихотворения Блока «Моей матери» Александр Блок очень трепетно относился к своей матери Александре Андреевне, считая, что именно она привила ему любовь к литературе и научила ценить жизнь во всех ее проявлениях. Поэтому неудивительно, что. .

Анализ стихотворения Блока «Как день, светла, но непонятна…» Любовь Александровна Андреева-Дельмас сыграла важную роль в жизни Блока. Оперная певица, обладавшая красивым голосом и яркой внешностью, очаровала поэта. Сильнейшее впечатление на Александра Александровича производил созданный ей образ Кармен в. .

Анализ стихотворения Блока «Свобода смотрит в синеву…» У Александра Блока не так уж много произведений, в жанре пейзажной лирики, и каждое из них изображает окружающий мир через призму личных переживаний поэта. Стихотворение «Свобода смотрит в синеву…» —. .

Анализ стихотворения «Россия» Блока А. А Стихотворение А. Блока «Россия» — самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее возрождение. Однако чтобы оценить по достоинству глубину. .

Анализ стихотворения Блока «В ресторане» Принято считать, что у Александра Блока была всего лишь одна муза — его супруга Любовь Менделеева. Именно этой женщине посвящено подавляющее большинство стихов поэта, который продолжал любить жену даже после. .

Анализ стихотворения Блока «За туманом, за лесами» Сборник «Стихи о Прекрасной Даме», которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве «Гриф» в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной любовью. Позже Александр Александрович свою. .

Анализ стихотворения Блока «Ты проходишь без улыбки…» В период с 1904 по 1908 год Блок создает цикл стихотворений, получивший название «Город». Посвящен он не именуемому, но вполне очевидному Петербургу. Образ города в лирике Александра Александровича второго периода. .

Анализ стихотворения Блока «Она молода и прекрасна была…» Около восьмидесяти стихотворений, созданных в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл «Ante Lucem». Некоторые из произведений посвящены первой любви поэта — Ксении Михайловне Садовской, с которой. .

Анализ стихотворения Блока «Как океан меняет цвет…» Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, — Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья. .

Анализ стихотворения Блока «Если только она подойдет…» Накануне свадьбы Александр Блок отправился с матерью в традиционное путешествие по Европе. Поэт предвкушал, как через несколько месяцев войдет под своды церкви с Любовью Менделеевой, чьей любви добивался несколько долгих. .

Анализ стихотворения Блока «Я вышел. Медленно сходили…» Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих. .

Анализ стихотворения «Я — Гамлет…» Блока «Я — Гамлет…» . В стихотворении изображена траге­дия чистой души, столкнувшейся с бесконечным злом мира. Стихотворение сюжетно: преданность любви Гамлета обостря­ется враждебностью мира. Любовь к Офелии — единственное тепло среди. .

Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия» Гражданский выбор России, ее дальнейшая судьба особо волновали поэтов «серебряного века», среди которых А. А. Блок — «трагический тенор эпохи», по словам Анны Ахматовой. Тема Родины становится ведущей в лирике. .

Анализ стихотворения Блока «Все ли спокойно в народе?…» Не секрет, что, будучи студентом, Александр Блок увлекался не только поэзией, но и политикой. Он выступал за смену власти, считая, что самодержавие полностью себя изжило. Тем не менее, в какой-то. .

Анализ стихотворения Блока «Две любви» Автобиографическая основа произведения несомненна: молодой поэт передает свои чувства, испытанные по отношению к двум женщинам, Ксении Садовской и Любови Менделеевой. С первой из них связано юношеское увлечение Блока. Роман с. .

Анализ стихотворения Блока «Старик» В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой — дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902. .

Анализ стихотворения Блока «Демон» Произведение, созданное весной 1910 г. как поэтический отклик на кончину Врубеля, обнаруживает культурные связи с полотнами выдающегося модерниста. Еще одним источником аллюзий, возникающих в блоковском тексте, послужила демониана Лермонтова. Стихотворение. .

Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .

Анализ стихотворения Блока «Я смотрел на слепое людское строение…» Поэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник. .

Анализ стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…» Блока «Девушка пела в церковном хоре…» . Стихотворение из цикла «Стихи о Прекрасной даме» «Девушка пела в церков­ном хоре…» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое. .

Анализ стихотворения Блока «Я был смущенный и веселый…» В 1906 году жизнь Блока заполнил театр. Началось все осенью с «суббот», в рамах которых актеры общались с поэтами и художниками. Проходили они в репетиционном зале петербургского театра Комиссаржевской, расположенном. .

Анализ стихотворения Блока «Она, как прежде, захотела…» В 1907 году Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, брак которой складывался неудачно и счастья ей приносил мало, решила вплотную заняться актерской карьерой. Супруг ее увлечения не одобрял, так как не видел в. .

Анализ стихотворения Блока «Ворона» В 1913 году Блок выпустил две небольших детских книги: «Сказки» и «Круглый год». Поэту не посчастливилось познать радость отцовства. Поэтому его стихотворения для маленьких читателей основаны на впечатлениях, полученных в. .

Анализ стихотворения Блока «В фантазии рождаются порою…» Сборник «Ante Lucem» включает в себя около восьми десятков стихотворений, созданных Блоком в период с 1898 по 1900 год. По этим произведениям видно, что поэтические взгляды юного Александра Александровича еще. .

Анализ стихотворения Блока «Помнишь ли город тревожный…» Ранние стихотворения, написанные в период с 1898 по 1900 год, Блок объединил в цикл под названием «Ante Lucem» . Ряд произведений поэт посвятил Ксении Михайловне Садовской. С ней шестнадцатилетний Александр. .

Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…» Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в. .

Анализ стихотворения Блока «Глушь родного леса…» Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его. .

Анализ стихотворения «Сусальный ангел» Блока «Сусальный ангел» . Лирический сюжет стихо­творения восходит к рассказу Леонида Андреева «Ангелочек» . Сусальный ангелочек, еще не повешенный на «разукра — шенную елку» тает от огня, исходящего от печки. И. .

Анализ стихотворения Блока Весна

Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Рассмотрим это на примере произведения
«О, весна без конца и без краю…».

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, или идея, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства. Остановимся на построении произведения. Стихотворение состоит из семи строф. Объединяющим все части произведения является слово «принимаю». Оно употребляется в первых четырёх и последнем четверостишии. Во второй, третьей и четвёртой строфах видим анафору: они начинаются одинаково: «Принимаю…». С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своей души.

Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать.

Как сказано выше, большую роль в передаче идеи произведения играют средства художественной выразительности. Автор использует повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» – «удача», «плача» – «смеха», «пустынные веси» – «колодцы земных городов», «простор поднебесий» – «томления рабских трудов», «ненавидя» – «любя»), символы («весна без конца и без краю» – символ жизни, щит – символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», « хмельная мечта»). Следует обратить внимание на восклицательную интонацию стихотворения, которая обеспечивается употреблением восклицательных предложений (их в тексте 12). Это придаёт произведению яркую эмоциональную окраску.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифма перекрестная.

Стихотворение А. Блока поразило меня своей жизнерадостностью. Когда читаешь его, чувствуешь, что строки будто излучают энергию. Произведение звучит как призыв. Призыв жить, бороться, стараться. И пусть бывают неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой минуте.

«О, весна без конца и без краю…» А.Блок

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», — заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха .

Читайте также:  Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт отмечает: «Никогда я не брошу щита…». Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока. хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Статья: Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю.

Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…»

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея. Рассмотрим это на примере произведения
«О, весна без конца и без краю…».

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Это подтверждает тема произведения – жизнь человека со всеми её трудностями, удачами и неудачами, «бессонными спорами». Основная мысль произведения, или идея, заключается в том, что лирический герой принимает жизнь такой, какая она есть, считает её прекрасной, наслаждается ею:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

Донести до читателя свои мысли А.А. Блоку помогают композиция стихотворения, изобразительно-выразительные средства. Остановимся на построении произведения. Стихотворение состоит из семи строф. Объединяющим все части произведения является слово «принимаю». Оно употребляется в первых четырёх и последнем четверостишии. Во второй, третьей и четвёртой строфах видим анафору: они начинаются одинаково: «Принимаю…». С помощью повтора глагола автор передаёт динамику своих мыслей, своей души.

Произведение проникнуто чувством радости, душевного подъёма. Символ весны – это символ жизни, возрождения. Герой стоит перед чем-то новым, лучшим. Он готов бороться, действовать.

Как сказано выше, большую роль в передаче идеи произведения играют средства художественной выразительности. Автор использует повторы («без конца и без краю», «принимаю»), антонимы («неудача» — «удача», «плача» — «смеха», «пустынные веси» — «колодцы земных городов», «простор поднебесий» — «томления рабских трудов», «ненавидя» — «любя»), символы («весна без конца и без краю» — символ жизни, щит – символ борьбы, действий), эпитеты («буйным ветром», «змеиных кудрях», « хмельная мечта»). Следует обратить внимание на восклицательную интонацию стихотворения, которая обеспечивается употреблением восклицательных предложений (их в тексте 12). Это придаёт произведению яркую эмоциональную окраску.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифма перекрестная.

Стихотворение А. Блока поразило меня своей жизнерадостностью. Когда читаешь его, чувствуешь, что строки будто излучают энергию. Произведение звучит как призыв. Призыв жить, бороться, стараться. И пусть бывают неудачи, нужно всё «принимать», радоваться каждой прожитой минуте.

Еще работы по литературе и русскому языку

Стихотворение А.А. Блока «О, весна без конца и без краю…» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «О, весна без конца и без краю…» было написано А.А. Блоком в 1907 году. Оно вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком», который был написан под влиянием увлечения поэта Наталией Николаевной Волоховой, актрисой театра В.Ф. Комиссаржевской. Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике. Основная тема его – принятие полярных сторон жизни через мечту и любовь.

Эпиграфом к своему произведению Блок взял строчки М.Ю. Лермонтова из его стихотворения «Благодарность»:

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченной в пустыне…

Однако у Лермонтова мотив благодарности звучит в ироническом ключе:

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Лирический герой Блока же обладает оптимистическим мировосприятием. Первая строфа передает его восторженное отношение к жизни, в которой есть «весна» и «мечта»:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

В этой строфе также возникает мотив борьбы героя с жизнью, борьбы, участвуя в которой он идет к своей мечте, заветной цели, любви («И приветствую звоном щита!»). Многообразие проявления жизни передано Блоком в полярных образах: «удача» и «неудача», «плач» и «смех», ночная бессонница и утро, «пустынные веси» и «колодцы земных городов», «простор поднебесий» и «томления рабьих трудов». Сама жизнь предстает у Блока в образе загадочной женщины:

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Лирический герой не может разгадать этой тайны, образ женщины здесь обретает символическое значение образа самой непредсказуемой природы. Встреча с ней требует у героя мужества, твердости духа, сил. Здесь вновь возникает мотив борьбы его с жизнью, появляется образ «щита»:

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами – хмельная мечта!

Однако финал стихотворения оптимистичен. Герой испытывает целый спектр противоречивых чувств, но все они лишь открывают ему многоцветье жизни. Он принимает и радость, и «мученья»:

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Душевный настрой лирического героя передан восклицательной интонацией (в стихотворении 12 восклицательных предложений). Все это придает речи особую торжественность, патетичность, взволнованность.

Произведение имеет кольцевую композицию. Оно начинается восторженным гимном жизни, в которой есть место для мечты. Затем лирический герой обозначает свою позицию через взаимодействие полярных понятий, образов. Словно пройдя мысленно через трудности, неудачи, бессонные ночи, препоны судьбы, любовь и ненависть, в финале лирический герой вновь восклицает: «Все равно: принимаю тебя!».

Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («осветленный простор», «с буйным ветром», «хмельная мечта»), риторические восклицания («Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»), гиперболу и эпонафору («О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта!»), метафору («в заколдованной области плача»), метонимию («бессонные ночи»), анафору («Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи…»), контекстные антонимы («бессонные споры» – «утро», «осветленный простор поднебесий» – «томления рабьих трудов»). Многочисленные повторы глагола «принимаю» создают позитивный лейтмотив стихотворения: «Принимаю!», «Принимаю тебя, неудача!», «Принимаю бессонные споры…», «Принимаю пустынные веси!», «…принимаю тебя».

Таким образом, основная мысль стихотворения «О, весна без конца и без краю…» – двойственное чувство лирического героя, его любовь-ненависть к миру. Однако в конечном итоге побеждает любовь, «мечта без конца и без краю».

МегаШпора в соцсетях:

Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю. » (восприятие, истолкование, оценка)

Это стихотворение, написанное в 1908 году, в ка­кой-то мере продолжает внутреннюю тему «Незна­комки». Это произведение включено в раздел «Закля­тие огнем и мраком» из цикла «Фаина». Этот цикл, как и предшествующий — «Снежная маска», посвя­щается актрисе Н. Н. Волоховой. Поэтическое чувст­во дало поэту свежие силы для нового творческого взлета, явилось источником вдохновения.

Эпиграфом к произведению взяты строчки стихо­творения М. Ю. Лермонтова «Благодарю». Но Блок, оборвав стихотворение, сместил его основные акцен­ты. Если Лермонтов говорит с горьким сарказмом, то Блок благодарит искренне.

Интересно, что стихотворение «О, весна без конца и без краю. » написано осенью. Скорее всего поэт под­разумевает весну как состояние души — пробуждение жизненных сил, творческих идей. Любовь для Блока всегда является олицетворением жизни со всеми ее противоречиями, призывами к борьбе: «Узнаю тебя жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!». Слова «без конца» и «без краю. » усиливают лексиче­ское значение друг друга, создавая ощущение безгра­ничности, всеобъемлющего пространства, многогран­ности жизни.

«Жизнь» для поэта — это не только любовные чув­ства. В это понятие он включает приобщение к про­блемам современности.

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна.

Его жизнь — это и жизнь его родины, России.

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томление рабьих трудов!

Важны для понимания этого стихотворения и представленные противопоставления: «неудача» и «удача», «пустынные веси», и «колодцы земных го­родов», «осветленный простор поднебесий» и «томле­ния рабьих трудов». Жизнь понимается поэтом как вечная борьба светлого и темного.

Сама жизнь воплощена в женском образе: «С буй­ным ветром в змеиных кудрях», символизирующим проявление неистовой стихии природы. Но она же и тайна «с неразгаданным именем бога на холодных и сжатых губах. ». Встреча с ней представляется лири­ческому герою «враждующей», но он готов противо­стоять ее силе, воспринимая борьбу как проявление жизни. Все — и трудности, и радости, — для поэта сущность бытия:

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

В этих строках слышится голос молодых сил, же­лание борьбы за светлое, лучшее, новое — «Никогда я не брошу щита».

Заканчивается стихотворение оптимистичной но­той: поэт любит жизнь во всем ее многообразии, не­смотря на всю ее противоречивость: «За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя!».

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Слушать стихотворение Блока Весна

«Весна без конца» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, идея, жанр

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта отобразилась в произведении «Весна без конца». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю….

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе еще лежал тяжелый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернется к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «Весна без конца».

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре ее лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче.

В первой строфе мужчина говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографичную основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как когда-то встретится с любимой женщиной. Он знает, что встреча эта будет «враждующей». Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя». Однако мужчина не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр произведения – элегия, так как в нем переплетаются философские и интимные мотивы. Также в нем есть признаки послания: обращение к жизни. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта». Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта». Сравнения поэт не использует.

Ссылка на основную публикацию