Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс

И. А. Бунин “Слово”: анализ стихотворения

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» – революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Главная тема стихотворения

Стихотворение из жанра философской лирики имеет черты и гражданской лирики, и публицистического призыва. Оно посвящено роли родного языка в жизни людей, в мировом пространстве и роли поэта – того, кто лучше других владеет словом и может изменить общество. Тяжелы предчувствия поэта – в мире идет война, а в России после череды переворотов – гражданская, братоубийственная война, после чего у власти могут оказаться люди, в чьих руках власть может оказаться опасной игрушкой. Единственное, что останется вечным в череде страшных событий, – это слово. Это вечный фон, на котором, как на сцене, развиваются события. Слово равно по древности с «гробницами, мумиями и костями», с мировым музейным прахом, пришедшим из самой глубины веков, но, увы, немым и мертвым. И лишь словесные свидетельства – надписи на стенах этих гробниц, обладают удивительной силой: они могут рассказать, как жили древние люди, что их волновало. Скорее всего, эти «звучащие письмена» расскажут о тех же проблемах – о войнах, несправедливости, жажде крови. Это значит, что и древние египтяне, и древние греки, и ассирийцы, и этруски жили так же – боясь войны, голода, заботясь о материальных благах.

Автор обращается к читателю с призывом – беречь культуру, а особенно «наш бессмертный дар» — русскую речь, потому что «нет у нас иного достоянья», а все материальные ценности станут прахом.

Действительно, речь – это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово».

Структурный анализ стихотворения

Сильнее всего из используемых автором троп эмоционально воздействует на читателя метафора: «древняя тьма», «молчащие гробницы, мумии и кости», «бессмертный дар», «дни злобы и страданья».

Используется развернутое сравнение – сравнение человеческого слова по ценности с древнейшими артефактами и антитеза – их противопоставление по ценности.

Используемая фигура речи – риторическое обращение «Умейте же беречь!» отмечает точку высшего эмоционального накала в стихотворении.

Стихотворение может быть отнесено к миниатюрам – в нем всего 2 катрена. Нечётные строки написаны четырехстопным ямбом с пиррихием в конце, а чётные – трехстопным ямбом. Рифма перекрёстная (рифмуются между собой чётные и нечётные строки).

В нечётных строках используется женская рифма, в чётных – мужская. Всё это своеобразие в ритмике и нетипичной рифме создает особый ритм стихотворения – несколько рваный, отрывистый: так звучит речь опытного учителя, берегущего и тщательно подбирающего слова для глубоко нравственного послания.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразыотсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).

Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Техническая характеристика стихотворения

Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

Анализ стихотворения Бунина Слово

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

20 декабря 2009

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком».

В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей:

…беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Читайте также:  Легкое дыхание – краткое содержание рассказа Бунина

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Иван
Бунин

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

«Слово» И.Бунин

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Послушайте стихотворение аБунина Слово

Анализ стихотворения «Родина» Бунина

Самобытность природы России всегда служила источником вдохновения для большинства отечественных писателей и поэтов. Не стал исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму чувств по отношению к отчизне. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родина» по плану, который будет полезен ученика 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родине.

История создания – Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Реалистическая картина российской природы.

Композиция – Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй – описание природы значительно смягчается.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «Родина – снежная пустыня».

Эпитеты – «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий».

Сравнения – «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»

Олицетворения – «угрюмо меркнет зимний день».

Гипербола – «нет конца лесам сосновым».

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. Сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты (« мертвенно-свинцовые», «молочно-синий »), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения (« один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль …»), олицетворения (« угрюмо меркнет зимний день »), гиперболы (« нет конца лесам сосновым »), метафоры (« Родина – снежная пустыня »).

Урок литературы в 7 классе Поэзия И.А.Бунина

Читая стихи Бунина о природе, мы чувствуем, как пленительна смена времён года, как прекрасны поля, леса, рощи, сады, через которые, меняясь, проходят весна, лето, осень, зима. В этом любовь и радость бытия.
Анализ и оценка работы каждой группы.
Приложение № 1
«Догорал апрельский светлый вечер…» И.А.Бунин
Догорал апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лёг.
Спят грачи: далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожно тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая,
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
План анализа:
Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие слова и словосочетания в стихотворении подтверждают ваше высказывание?
Какое время года и время суток изображает поэт? Почему уютно в этих весенних лугах, рощах, в поле?
Кроме лирического героя, кто ещё присутствует в стихотворении?
А что мы слышим?
Много ли красок использует автор?
Что ждёт весна, почему она зорко всматривается в тёмные поля?
Какие художественные средства использует автор для выражения своих чувств? Найти: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение.
Вывод: Какова основная мысль стихотворения?
Приложение №2

Читайте также:  Анализ стихотворения На пруде Бунина

«Полями пахнет, – свежих трав…» И.А.Бунин
Полями пахнет, – свежих трав,
Лугов прохладное дыханье!
От сенокосов и дубрав
Я в нем ловлю благоуханье.
Повеет ветер – замрёт…
А над полями даль темнеет,
И туча из-за них растёт,
Закрыла солнце и синеет.
Нежданной молнии игра,
Как меч, блеснувший на мгновенье,
Вдруг озарит из-за угла –
И снова сумрак и томленье…
Как ты таинственна, гроза!
Как я люблю твоё молчанье,
Твоё внезапное блистанье, –
Твои безумные глаза!
План анализа:
Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие слова и словосочетания говорят об этом?
Что воспевает Бунин в этом стихотворении?
Что привлекает автора в летней грозе?
С помощью каких языковых средств Бунин передаёт восхищение лирического героя? Найти: сравнения, эпитеты, олицетворение, метафора, анафора.
Поэт не говорит о раскатах грома, но мы слышим их. Почему? (автор использует аллитерацию)
Вывод: Какова основная мысль стихотворения?
Приложение №3

«Первый утренник, серебряный мороз…» И.А.Бунин
Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе.
Я в холодный обнажённый сад пойду –
Весь рассеян по земле его наряд.
Бирюзой сияет небо, а в саду
Красным пламенем настурции горят.
Первый утренник – предвестник зимних дней.
Но сияет небо ярче с высоты,
Сердце стало и трезвей и холодней,
Но как пламя рдеют поздние цветы.
План анализа:
Какое настроение вызывает это стихотворение?
А кто почувствовал не только бодрость, энергию, красоту, но и тревогу? Почему?
Какие слова и словосочетания передают настроение стихотворения?
Какие краски использует автор, которые побеждают тревогу?
О чём напоминают строчки «…красным пламенем настурции горят…», «…но как пламя рдеют поздние цветы…»?
Какие художественные средства использует поэт? Найти: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение.
Вывод: что передает автор в этом стихотворении?
Приложение №4

«Ещё и холоден и сыр…» И.А.Бунин
Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно – бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия…
План анализа:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Найдите слова и словосочетания, передающие это настроение?
Как ощущается «любовь и радость бытия» в этом февральском пейзаже?
Какими средствами передает автор красоту февральского дня?
Найти: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение.
Вывод: Что воспевает автор в этом стихотворении?

  • 35336-Урок литературы в 7 классе
    Размер файла: 24 kB Загрузок: 14

Стихотворение И.А. Бунина «Ночь»

Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе

П ри всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста – понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от учащихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, ребята начинают посредством анализа художественных средств доказывать ЭТУ идею, СВОЮ, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё равно – зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

Знаниевый подход к изучению литературы не даёт возможности учащимся целостно воспринимать поэтический текст. Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное – творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: “Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?”

Семилетняя работа с учениками по программе А.Г. Кутузова (с 5-го по 11-й класс) помогла мне ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у школьников необходимую компетентность. В рамках такого подхода у нас с ребятами выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста – не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

Самый главный вопрос, который я ставлю перед учениками, – ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем – в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет ребятам не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую – всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается ребятами всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом. Сочинение по теме «Анализ поэтического текста» – венец многолетней работы учителя и ученика, сплетённый из понимания, ощущений, интуиции и логики.

Приведу пример коллективной работы одиннадцатиклассников над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901) и текст сочинения ученицы 11-го класса школы № 17 г. Дальнегорска Приморского края Ухановой Натальи.

Задания группам

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

5-я группа. Метрика. Рифма.

6-я группа. Фоника. Интонация.

Литературное понятие и его роль в стихотворении

I. Название стихотворения

Ночь – 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю). 2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

Зачем? (Вывод)

Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

II. Лирический герой ищет “сочетанья прекрасного и вечного”. Его глаза, как и “мирьяды глаз” других людей, следят за вечными звёздами. Вспоминает о ночи любви, “когда весь мир любил я для одной!”

Человек, познающий любовь, понимает, что она – часть вселенской любви. Истинная Любовь – это прикосновение к вечности.

III. Композиция стихотворения

Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение.

В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность.

Хронотоп стихотворения: от настоящего – к прошлому – и опять к настоящему; в центре прошлого – мгновение настоящего.

В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир.

Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”.

“Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”.

Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно – любовь – живёт вечно, на ней держится Вселенная.

V. Образная система

Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

  • тихой, тайной ночью;
  • царственными звёздами, несущими тайную информацию;
  • зеркалом воды;
  • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек – это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

Сравнения:

  • “Столпом стеклянным светит полоса”
  • “Как письмена, мерцают в тверди синей

Плеяды, Вега, Марс и Орион”

  • “Как ныне я, мирьяды глаз следили

Их древний путь”

  • Все… исчезли в ней, как след среди песков”

Звёзды – носители манящих тайн вечности.

Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность.

Всё в мире преходяще.

Метафора:

  • “в зеркале воды”

Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.

  • “их теченье над пустыней”
  • “море… сыплет… пыль”

Звёздные реки как реки жизни.

Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.

Метонимия:

  • “мирьяды глаз следили”

Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.

Эпитеты:

  • “царственных имён”
  • “…нежных и любивших,

И девушек, и юношей, и жён”

  • “над бледной сталью”
  • “ночи звёздной”
  • “туманной и обманчивой мечтой”

Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.

Это мечта о любви.

Синтаксический параллелизм:

  • “Пусть я живу мечтою бесполезной,
  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Люблю её за счастие слияния

В одной любви с любовью всех времён!”

Смысл жизни для лирического героя – поиск “прекрасного и вечного” – любви.

Повторение:

  • “Ищу я в этом мире сочетанья
  • “Ищу я в этом мире сочетанья

(Начало и завершение стиха.)

Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни – в познании любви.

VIII. Историко-географический антураж

  • “Их было много…

Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших

Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”

  • “Над бледной сталью Понта

Евфрат и Нил – реки жизни.

Мемфис и Вавилон – древние столицы великих государств.

Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека – не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

IX. Ассоциации – тот приём в данном стихотворении, на котором построен весь текст.

Поиски прекрасного и вечного – вижу ночь: пески и звёзды – глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи – и снова ночь – была такая же ночь, ночь любви – вечная мечта о любви.

Зачем? (Вывод)

Смысл жизни – в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

“Прекрасное и вечное” – это любовь.

Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Пятистопный ямб – пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: “сочетанья” – “прекрасного и вечного” – “над сумраком земли”.

Читайте также:  Грамматика любви – краткое содержание рассказа Бунина

Ритм звёздной вечности.

Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.

XI. Рифма

  • Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: Понта – горизонта; небеса – полоса.

Чёткий, равномерный ритм жизни.

  • В каждом стихе – сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал:

Постоянные и мгновенные моменты жизни.

Пульсация жизни – в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.

  • Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.

Аллитерация: ш, ч, щ

ночь, молчанье, нежных и любивших, прозрачно-серебривших…

Загадочность, таинственность, “шелест” Бытия.

Ассонанс: преобладание звуков

  • [а] (“а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…” – М.Ломоносов)

Бесконечность, открытость мироздания.

  • [и] (звук сквозной, пронизывающий и пронзительный)

Искрящиеся мгновения жизни.

  • [о] (утверждающий, сильный) преобладает только в трёх строках:

1. [вот снова ноч’. Над бл’эднай’ стал’йу Понта] – (центральная строфа), возвращение к настоящему моменту.

2. [но й’эс’т’ адно, што в’эч’най красатой’у] – (7-я строфа), связь настоящего с прошлым.

3. [в адной’ л’убв’и с л’убов’й’у фс’эх вр’им’он] – последняя строфа, утверждающая главную мысль автора.

Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.

Герой утверждает непреходящую силу любви.

XIII. Интонация

Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения.

Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово “любовь” в различных его формах (“люблю”, “любивших”, “любил”), а в последнем – трижды повторенное – утверждение: “люблю”, “любви”, “с любовью”.

Любовь – то главное и единственное, в чём заключается смысл жизни человека!

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Ночь»

Наталья Уханова,
11-й класс, школа № 17,
г. Дальнегорск

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни человека – искать гармонию жизни? Привычная фраза, не правда ли? Но не надоевшая. Вновь и вновь мы следуем за мыслью художника, пытаясь вместе с ним разобраться в тайнах мироздания.

Я подключаюсь к размышлениям Ивана Алексеевича Бунина о “прекрасном и вечном”. Поэт мастерски проводит параллель между прошлым и настоящим, выявляя черты вечности.

Много путей к разгадке идейного содержания стихотворения, название – только один из них. Ночь – часть суток от заката до восхода солнца, нет ничего таинственнее этого времени… За сменою ночи следует смена веков – так рождается вечность. Задумываясь о ночи, мы как бы входим в бесконечность, невольно начиная размышлять об этом неисчерпаемом пространстве, о Вселенной:

Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Я обнаружила у Бунина три стихотворения под названием «Ночь». Самое первое написано в 1895 году, когда одиночество пробуждает в нём мыслителя, и он с юных лет начинает размышлять о тайнах жизни и смерти. Второе, о котором идёт речь в моём сочинении, создано через шесть лет после первого. В это время Чехов и Горький уже предсказывали молодому Бунину большое будущее. “Глубина неба, даль полей говорили мне о чём-то ином, как бы существующем помимо их, вызывали мечту и тоску о чём-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью…” Мотив неба, пространства и ночи пронизывает и третье, предсмертное стихотворение поэта.

Поискам сочетаний прекрасного и вечного помогает соответствующая пространственно-временная организация стиха: от настоящего к прошлому и опять к настоящему. Так человеческая мысль ведёт поиски гармонии, наблюдая за вечными звёздами, так “мирьяды глаз следили // Их древний путь”. Созданный в стихотворении «Ночь» (1901) хронотоп подчёркивает всё расширяющееся для лирического героя пространство, в котором теряются поиски “прекрасного и вечного”.

Ритм стихотворения, написанного пятистопным ямбом, – сильный, энергичный. В одной из своих статей В.Г. Белинский сравнил ритм ямбических строк с равномерно падающими ударами меча. Знаменитый классический пятистопный ямб с пиррихием – это пульс стихотворения, это ритм звёздной вечности.

Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имён!

Пиррихий позволяет выделить в стихотворении важные в смысловом отношении слова, когда ожидается ударение: “сочетанья прекрасного”, “над сумраком земли”, “в глубине веков”… Пиррихий как бы поддерживает пропадающие и неясно выделенные черты бесконечности.

Чередование мужской и женской рифм тоже поддерживает пульсацию стиха: он то резок и энергичен (вдали – земли), то мягок и таинственен (сочетанья – молчанья). Это логично встраивается в перекрёстную рифму стихотворения, расширяя и уточняя мысль автора о соединении в жизни моментов постоянных и мгновенных.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь – и к тихому прибою
Со мной на берег девушка пришла.

Аллитерация, созданная с помощью согласных “ш”, “ч”, “щ”, рисует картину таинственности и загадочности Бытия. И вдруг, сквозь ночь – “столпом стеклянным светит полоса”. Это сравнение не является единственным в стихотворении, все они подчёркивают связь настоящего с прошлым: “как ныне я…”, “как письмена”. Инверсия вносит в текст завораживающую интонацию, она позволила выделить ставшие рефреном строки:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного…

То, что в стихотворении метафора “зеркало воды” находится в самом центре стиха, представляется мне очень символичным. Это символ вечности, отражающейся в настоящем, это мироздание, глядящее в себя.

Лексический строй стихотворения «Ночь» сопряжён с авторской мыслью загадочности существования. Песок пустыни – это не только зыбкая почва под ногами лирического героя, но и растворяющиеся черты былого. Всё непостоянно и вечно одновременно, всё исчезает, “как след среди песков”. Вглядываясь в “глубину веков”, лирический герой видит силуэты прошлого: “письмена”, “прибрежья, где бродили тавро-скифы”…

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жён,
Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Глаголы настоящего времени, преобладающие в первой части стихотворения (“ищу”, “мерцают”, “озаряет”, “светит”, “связует”), приближают прошлое к реальности, дают возможность лирическому герою прикоснуться к вечности и ощутить себя её частью. А воспоминания промелькнули – и исчезли, “как сон”. И пусть живёт он “мечтою бесполезной, туманной и обманчивой мечтой”. Всё же он, герой, лелеет свою мечту и любит её за “счастие слиянья // В одной любви с любовью всех времён!”

Любовь – это именно то, что является, по мнению Бунина, сочетанием “прекрасного и вечного”. Только она способна соединять души и сердца людей, “нежных и любивших”. Это она, властительница ночи, достойна вечного поклонения.

Анализ стихотворения Ночь Бунина

Красивое философское стихотворение начинается с признания автора, что он в этом мире ищет соединение прекрасного и вечного. Ведь, в основном, прекрасное (молодость, цветы, радость) быстро проходит, а вот что-то не такое красивое идёт сквозь века. Впрочем, поэт тут же находит ответ в звёздах. Хотя бы издалека, но они прекрасны. И, по сравнению со всем остальным, вечны. А сколько людей ими восхищалось!

Называется стихотворение «Ночь», так как только в её темноте могут светить звёзды. Стихотворение состоит из девяти строф по четыре строки. По ритму произведение ровное. В нём достаточно много торжественной лексики, есть восклицания.

Во второй строфе звёзды сравниваются с тайными письменами. Люди ведь всегда старались «прочесть» звёзды, понять их влияние. Небо кажется автору твердью, хотя мы понимаем, что это не так. Сами имена созвездий, которые тут и приводятся, звучат по-царски.

Поэт осознаёт, что до него миллионы людей смотрели на эти звёзды. Но светила тут, а людей поглотило время, как песок.

Бунин пытается представить себе всех тех людей. Следует перечисление, кем они могли быть… И какими они были! На звезды чаще всего смотрят не занятые, уставшие люди, а влюбленные. Обычно это юноши и девушки. Автор вспоминает страны и города, которые тоже ушли, например, Вавилон.

От философских размышлений поэт будто возвращается к картине неба, передаёт её красоту читателю. Юпитер снова освещает небеса, отражается в воде. (Автор подчеркивает постоянно повторение ситуации, ощущения – из века в век.)

Конечно, всё немного меняется, например, автор признаёт, что побережья уже не те, где ходили тавро-скифы. (И такого народа уже нет!) Но только море, звёзды всё так же дышат, живут… Очень красивые сочетания цветов в стихотворении, к примеру, для моря автор выбрал лазурный и фосфорический «цвета», сравнил его со стеклом.

И всё-таки находит автор ещё одно «природное явление», которое повторяется каждый раз, поэтому вечно. Это любовь, которую испытывают люди и осознают её под звездами. Это чувство и красиво и вечно (в широком смысле). И ещё влюбленный чувствует свою связь со всем миром, Вселенной, даже с ушедшим.

Авто вспоминает ночь, когда с ним на звёзды смотрела его любимая девушка. И он признаётся, что ему не забыть той ночи. Пусть это мечта, иллюзия, но она дарит ему силы.

В последней строфе автор повторяет цель своих поисков, которая в соединение его любви с общей.

Анализ 2

Произведение относится к философской лирике автора. В нем Бунин размышляет над смертностью, присущей человеку и бесконечностью природы.

Поставить вопрос о соотношении вечного и преходящего Бунину дает лицезрение звездного неба. Созвездия, очертания которых не менялись на протяжении всей истории человечества, служат прекрасным символом природы, живущей по своим незыблемым законам. Ночное небо олицетворяет для поэта естественный ход вещей. Эта картина не внушает ему страх, наоборот, она завораживает автора.

Поэт подчеркивает впечатление величия природы, создаваемое им, употребляя подчеркнуто торжественные слова из другой эпохи, которые уже вышили из употребления даже поэтов его времени. Он сохраняет даже написание слов (например, «мирьяды»), свойственное одам восемнадцатого века, видя в них тяжеловесную торжественность, ассоциирующуюся с несокрушимостью мироздания, как такового. В этом, скорее всего, проявляется стремление Бунина к стабильности, желание найти в окружающем мире нечто неизменяемое и опереться на него.

Причиной для подобных настроений могут быть события его времени, когда жил и творил Бунин. Стихотворение написано до революции, в начале двадцатого века, но уже тогда многие современники чувствовали приближения великих перемен. Поэт был ярым противником разрушения привычного ему мира. Он не принял революцию и предпочел покинуть любимую им Родину.

В данном стихотворении Бунин ищет какую-нибудь точку опоры в этом меняющемся мире, то, что на земле сродни вечному звездному небу. Он явно говорит, что народы и цивилизации уходят, сменяя друг друга.

Однако он все же видит один вечный принцип в жизни человека – это любовь. Именно любовь мужчины и женщины является связующим звено в нашей жизни. Она соединяет не только современников, но и нас с прошлыми поколениями.

Выбор в качестве источника надежды и оптимизма именно любви, обусловлен тем, что она является источником рождения. Все земное недолговечно, но оно способно воспроизводить себя. Сохранение человеческого рода, в целом, рождало у Бунина надежду, что рано или поздно наступающая эпоха разрушения и хаоса пройдет и все возвратиться на круги своя.

Анализ стихотворения Ночь по плану

Возможно вам будет интересно

Стихотворение А.А. Фета «Вольный сокол» написано в 1884 году. Это одно из поздних его творений. Он не отступает от своей главной темы и всё также пишет о своих чувствах, выражая их через красоту природы.

В данном произведении автор выражает свои чувства по поводу любви, давшей трещину Он, обратившись к одному из эпизодов, который, видимо, тронул его сердце, как бы обращается к любимой женщине.

Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов

Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

Произведение по жанровой направленности представляет собой форму сонета и является заимствованной вариацией знаменитого пушкинского стихотворения, неким подражанием великому поэту, выраженным в хулиганской форме, не лишенной ярко

Ссылка на основную публикацию