Анализ стихотворения Слово Бунина 7 класс

И. А. Бунин “Слово”: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение И. А. Бунина”Слово”

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» – революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Главная тема стихотворения

Стихотворение из жанра философской лирики имеет черты и гражданской лирики, и публицистического призыва. Оно посвящено роли родного языка в жизни людей, в мировом пространстве и роли поэта – того, кто лучше других владеет словом и может изменить общество. Тяжелы предчувствия поэта – в мире идет война, а в России после череды переворотов – гражданская, братоубийственная война, после чего у власти могут оказаться люди, в чьих руках власть может оказаться опасной игрушкой. Единственное, что останется вечным в череде страшных событий, – это слово. Это вечный фон, на котором, как на сцене, развиваются события. Слово равно по древности с «гробницами, мумиями и костями», с мировым музейным прахом, пришедшим из самой глубины веков, но, увы, немым и мертвым. И лишь словесные свидетельства – надписи на стенах этих гробниц, обладают удивительной силой: они могут рассказать, как жили древние люди, что их волновало. Скорее всего, эти «звучащие письмена» расскажут о тех же проблемах – о войнах, несправедливости, жажде крови. Это значит, что и древние египтяне, и древние греки, и ассирийцы, и этруски жили так же – боясь войны, голода, заботясь о материальных благах.

Автор обращается к читателю с призывом – беречь культуру, а особенно «наш бессмертный дар» — русскую речь, потому что «нет у нас иного достоянья», а все материальные ценности станут прахом.

Действительно, речь – это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово».

Структурный анализ стихотворения

Сильнее всего из используемых автором троп эмоционально воздействует на читателя метафора: «древняя тьма», «молчащие гробницы, мумии и кости», «бессмертный дар», «дни злобы и страданья».

Используется развернутое сравнение – сравнение человеческого слова по ценности с древнейшими артефактами и антитеза – их противопоставление по ценности.

Используемая фигура речи – риторическое обращение «Умейте же беречь!» отмечает точку высшего эмоционального накала в стихотворении.

Стихотворение может быть отнесено к миниатюрам – в нем всего 2 катрена. Нечётные строки написаны четырехстопным ямбом с пиррихием в конце, а чётные – трехстопным ямбом. Рифма перекрёстная (рифмуются между собой чётные и нечётные строки).

В нечётных строках используется женская рифма, в чётных – мужская. Всё это своеобразие в ритмике и нетипичной рифме создает особый ритм стихотворения – несколько рваный, отрывистый: так звучит речь опытного учителя, берегущего и тщательно подбирающего слова для глубоко нравственного послания.

Анализ стихотворения Бунина Слово

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

20 декабря 2009

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком».

В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей:

…беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Читайте также:  Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Иван
Бунин

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
  • Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

«Слово» И.Бунин

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Послушайте стихотворение аБунина Слово

Анализ стихотворения «Родина» Бунина

Самобытность природы России всегда служила источником вдохновения для большинства отечественных писателей и поэтов. Не стал исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму чувств по отношению к отчизне. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родина» по плану, который будет полезен ученика 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родине.

История создания – Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Реалистическая картина российской природы.

Композиция – Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй – описание природы значительно смягчается.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «Родина – снежная пустыня».

Эпитеты – «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий».

Сравнения – «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»

Олицетворения – «угрюмо меркнет зимний день».

Гипербола – «нет конца лесам сосновым».

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

В центре сюжета – унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания – последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.

Читайте также:  Анализ стихотворения Полевые цветы Бунина 3, 8 класс

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. Сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты (« мертвенно-свинцовые», «молочно-синий »), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения (« один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль …»), олицетворения (« угрюмо меркнет зимний день »), гиперболы (« нет конца лесам сосновым »), метафоры (« Родина – снежная пустыня »).

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).
Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Техническая характеристика стихотворения

Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

Стихотворение Бунина “Слово”: анализ и история написания

От стихов Бунина веет ветром счастья, хотя немало есть слов унылых и даже зловещих. И стихи, и проза этого автора звучат дальними голосами. Читаешь, вслушиваешься в них, и только тогда улавливаешь основную мелодию – покорность.

Для прекрасного писателя и чуткого поэта Бунина мир одновременно и ясен, и таинственен. Четкость линий, строгость к своим строкам, ясность рисунка, взвешенная уверенность и удивительная щепетильность к слову. От этой словесной скупости строки приобретают особую полновесность и насыщенность, а фразы – выразительность. Ярким примером тому служит стихотворение Бунина «Слово», анализ которого в этой статье.

Больше, чем поэт

Бунин – самый крупный представитель литературы, соединивший в себе и поэзию, и прозу. Русская литература, за исключением Лермонтова, не знает подобного идеального сочетания – свободной прозы с чеканными стихами. Бунин на высоте всех требований, которые можно применить к родному языку. Он не только «хранит», но и обновляет и освежает его. Без оценки словесного мастерства этого писателя невозможен правильный подход к его творчеству. Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает и подтверждает, что каждое из его произведений – это ценный вклад в литературу.

Поэзия Бунина

Бросается в глаза существенная разница между его ранним и поздним творчеством. О чем писал и сам Бунин, что в начале пути он «много переводил», так как чужое «легче передавать». Особенно заметна эта разница в поэзии. В ранних его стихотворениях преобладает более простая передача описаний, настроений и впечатлений. В поздних уже полностью выразилась исключительная бунинская живописность.

Как поэт Бунин не примыкает ни к одному из течений. Он стоит особняком. Об этом свидетельствуют и разнообразие музыкальных сочетаний, и гибкая подвижность стиха, конкретность и картинность. Многозвучность поэзии Бунина сполна может вознаградить тех, кто недоволен «пессимизмом» и «беспросветным мраком» его прозы. Стихотворение Бунина «Слово» вполне может служить эпиграфом к позднейшим работам автора, характеризуя его как заботливого мастера слова. И звучит оно так же авторитетно, как известное обращение Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык!»

Окаянные дни

В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена. Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово». Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?

Родная речь

Анализ стихотворения Бунина «Слово» начнем с его жанровой принадлежности. Оно относится как к жанру философской лирики, так и к гражданской. Также имеет и публицистический призыв. Посвящается стихотворение роли языка в жизни людей. Автор говорит и о роли поэта – изменить общество сможет тот, кто владеет словом. Идет Первая мировая война. После череды переворотов, к тому же и братоубийственной войны, в России, того и гляди, захватят власть те, в чьих руках она станет опасной игрушкой. Писателя одолевают тяжелые предчувствия. И единственное, что останется вечным, – это слово. Это фон, на котором разворачиваются события.

Читайте также:  Анализ стихотворения Северная береза Бунина

Из глубины веков

Автор сравнивает слово с «гробницами, мумиями и костями», пришедшими из глубины веков. Но они «молчат», они немы. Их свидетельством служат «письмена», надписи на стенах, которые обладают невероятной силой – они могут рассказать о древних временах. И «звучащие письмена» расскажут, вероятно, о тех же проблемах, что и в современном мире, – о войне и несправедливости. И древние, так же, как и современные люди, боролись за власть, их также заботили материальные ценности.

Анализ стихотворения Бунина «Слово» показывает, что поэт обращается к читателям с призывом – беречь культуру и речь – «наш бессмертный дар», потому как «нет иного достоянья», а все остальное обратится в прах. Стихотворение Бунина звучит как манифест, как завещание. Он акцентирует внимание на Слове и отмечает его святость. Бунин использует в «Слове» аллюзию на строки из Библии – «Вначале было слово».

Анализ стихотворения

Из используемых автором троп сильнее всего на читателя воздействует метафора: «молчащие гробницы», «древняя тьма», «бессмертный дар». Бунин использует развернутое сравнение слова с древнейшими артефактами и их противопоставление – антитезу. Обращение «Умейте беречь!» – это точка высшего эмоционального накала.

Продолжаем детальный анализ стихотворения Бунина «Слово». В произведении два катрена, поэтому его можно отнести к миниатюрам. Четырехстопным ямбом написаны здесь нечетные строки, четные – трехстопным. Они рифмуются между собой. Также надо обратить внимание на антитезы первых же строк стихотворения – здесь автор противопоставляет живое и мертвое – гробницы, кости, мумии. Все прошлое называет мировым погостом. И все это лишь «слово», «письмена». Это не просто рассуждение – это художественный образ, который обладает особой глубиной.

Жизнь в слове

Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора – «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» – метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.

Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно. В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове.

Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану – лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира – «дар бессмертный – речь».

“Родина” – анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина

История создания

Бунин написал «Родину» в непростой для себя период. В 1896 год он переживал расставание. Молодой талантливый парень страстно влюбился, но из-за нехватки денег влюблённая пара так и не смогла обвенчаться. Его родители, распродав нажитое добро, еле выживали. Иван Алексеевич терзал себя из-за финансовых проблем и разрыва с любимой Варварой Пащенко.

Тема стиха

Стихотворение воспроизведено в жанре пейзажной лирики. Основной ведущий сюжет — хмурый зимний вечер на фоне бездушной российской природы. Поэт, не скрывая чувств, чётко выражает своё отношение к родине. В строчках отражается критика и суровая правда жизни без фантазий и фальшивых фраз.

В сочинении отсутствует идеализация природы. Для прорисовки пейзажа автор выбирает сумерки зимнего дня. Воспоминание о мрачных сосновых лесах только усиливает тоску. Скорее всего, Бунин описал край, где прожил детские и юношеские годы. Родовое имение Озерки находилось в окружении сосновых лесов. Это было его любимое место.

Основная тема стихотворения Бунина «Родина» — тоска по безрадостной природе родного уголка и надежда на счастливый исход.

Лирический герой наблюдает за наступлением зимнего вечера. Но это не восхищение белоснежными сугробами, сияющими под луной, а печальная угнетающая картина.

Тем не менее, не всё стихотворение подавляет грустью: лёгкий бодрящий тон задаёт «молочно-синий» туман. В строке искрится надежда на лучшую жизнь.

В окутанных печалью строках сохраняется мотив величия. Метафоры «сумрачная даль», «снежная пустыня» символизируют бесконечность и некую торжественность.

В описании пейзажа читатель легко может угадать российские просторы. Именно образ природы — главный в произведении.

Заслуга Ивана Алексеевича — в гармоничном восприятии окружающего мира. Выразительность негативных красок пейзажа вызывает двоякое ощущение: с одной стороны — это мрачность и тоска, а с другой — теплота на душе. Родной край лучше чужого. Его природа гармонична с внутренним состоянием человека. Завершение стиха это подтверждает.

Написание «Родины» — не знак того, что автор презирает родную страну. Он её любит, но при этом не может молчать о её недостатках.

Композиция стихотворения

Хоть произведение имеет только две строфы, поэт сумел полностью выразить в нём своё настроение и передать читателю важную мысль.

Условно композицию сочинения можно разделить на две части. В первой перед читателем раскрывается мрачная картина русской природы на закате холодного дня. Свое состояние души Бунин передаёт с помощью цветовой гаммы. Бескрайние леса в зимнюю пору оставляют ощущение уныния. Темнота сосновых лесов нагоняет тоску. Жильё, отдалённое от посёлков и окружённое деревьями, навевает грустные мысли и печаль.

Вторая часть более оптимистична. Здесь автор сглаживает накопившуюся в первых строках тяжесть. Печаль также присутствует, но здесь она более мягкая и ненавязчивая.

Произведение представляет собой четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой. Стих читается с уравновешенной интонацией. Ритм медленный, нет резкости, вопросительных и восклицательных предложений.

Эпитеты и другие выразительные средства

В своём произведении творец использует авторские красноречивые эпитеты. Небо у него выглядит «мертвенно-свинцовым». Это помогает читателю понять всю пустоту души поэта и провести параллель между строками стиха.

«Молочно-синий» — ещё один авторский эпитет. Он используется для описания серого печального дня и придаёт стихотворению таинственности и сказочности.

Кроме авторских эпитетов, в стихотворении присутствует сравнение — «как чья-то кроткая печаль…». Это словосочетание даёт понять отношение лирического героя к пейзажу. С одной стороны, он восхищается, с другой — грустит на фоне уходящего зимнего дня.

Удачно используется в стихотворных строчках метафора «снежная пустыня», символизирующая опустошение души и природы. Чтобы усилить это ощущение, Иван Алексеевич использует гиперболу «нет конца лесам сосновым».

Отзывы о произведении

Идеальные рифмы в произведении отсутствуют. Несмотря на проницательность, оно кажется немного сырым.

Тема «Родины» была не самой свежей. Те времена оказались тяжёлыми для многих творческих людей, поэтому обращение к родной стране в своих произведениях использовали и другие писатели.

Ощущения от стихотворения практически у всех одинаковы. Тоскливые строчки о родных просторах России оставили след в человеческих сердцах.

В маленьком стихотворении Иван Алексеевич описывает меркнущий зимний день. Краткий стишок напоминает живописную картину, смотря на которую можно натолкнутся на разные мысли о жизни и её трудностях. Произведение Бунина позволяет заглянуть в свой внутренний мир.

Цветовые эпитеты чётко рисуют сюжет сочинения, создавая необъятные ландшафты родной страны. Серый пейзаж навевает печаль и грусть. Только молочно-синий туман не даёт полностью окунуться в тяжесть произведения.

Вчитываясь в строчки «Родины», перед глазами раскрывается простор русской деревенской земли. Пространство настолько необъятное, что, кажется, лирический герой там совсем один, окутанный сосновыми лесами. Чувство одиночества, пустоты и грусти не оставляют до конца стихотворения. Но автор даёт маленькую искорку надежды, что, возможно, когда-то всё будет хорошо.

Каждого любящего свой край человека волнует состояние близкой сердцу родной природы. Всё начинается с любви к окружению, обыкновенному деревцу, к цветам, выросшим на поле. Родное место для Бунина очень дорого. Кратко выразив своё чувство в стихе, он навсегда оставил жизненный указатель для человечества: любить свою родину, какой бы она ни была.

Как в стихе, так и в жизни для Ивана Алексеевича его чувства к родине были противоречивы. В эмиграции он вспоминал о родной стране, о её просторах с разбитыми грязными дорогами и о завораживающей взгляд невероятной природе. Несмотря на сомнения и противоречивость, в сердце Бунина всегда хранилась любовь к родине.

Ссылка на основную публикацию