Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

Анализ стихотворения «Вечер» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.12.2019 · Обновлено 18.12.2019

В пейзажной лирике Иван Бунин создаёт удивительный мир, наполненный чёткостью рисунка, пластичностью, глубокими философскими раздумьями. Автор очень тонко передаёт атмосферу и удивительные моменты, описанные в произведениях. Исключением не является произведение Ивана Бунина «Вечер», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Это стихотворение было создано в 1909 году. Это время можно назвать расцветом карьеры поэты: он получил престижную пушкинскую премию, обрел любовь в союзе со второй женой, много путешествовал. Публика, наконец, признала, что перед ней предстал зрелый литератор, достойный уважения.

Как говорил Бунин: «…у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания». Стихотворение «Вечер» — это не только пейзажное изображение, а также сплетение философских взглядов самого поэта. Иван Алексеевич впоследствие был вынужден покинуть Россию, но до конца своих дней возобновлял в памяти воспоминания о родине, воссоздавал образ России. В стихотворении он вспоминает те моменты, когда был по-настоящему проникнут счастьем, но не осознавал этого. Ирония судьбы заключается в том, что сам автор был счастлив именно в 1909 году, а после познал много горя и лишений, будучи эмигрантом.

Жанр, направление, размер

Произведение «Вечер» можно отнести к жанру пейзажно-философской лирики. В стихотворении содержится элемент сюжета, с помощью которого читатель догадывается, что лирический герой стиха пребывает в своём владении, сидит в комнате, поглощен некой деятельностью и собственными мыслями… Неожиданно он поднимает взгляд и смотрит в окно. Размышления обретают абсолютно иной характер.

Направление творчества Бунина — символизм, однако к моменту написания этой работы автор уже слегка разочаровался в модернистках экспериментах и покинул издательство символистов. Он объяснял это тем, что пресытился игрой с «новыми сотоварищами в аргонавтов, в демонов, в магов». «Вечер» стал более классическим произведением, без вычурности и жеманства крайнего символизма.

Стихотворение написано ямбом, имеет перекрестную рифмовку

Композиция

Стоит отметить, что произведение имеет форму сонета. Структуру данного стиха можно поделить на три основные части, в каждой из которой герой размышляет о познании счастья.

  1. Первая часть повествует нам о том, что счастье находится «всюду», а люди этого не замечают.
  2. Во второй части стихотворения говорится, что «счастье только знающим дано». Кроме описания окружающей его природы, автор сливает воедино сущность человека и природы. Наиболее остро это ощущается в последней строке произведения.
  3. Последняя часть стиха, повествует о счастье, осенившем главного героя. Он словно растворяется в природе, а она — в его сердце.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Вечер» — это человек, размышляющий о счастье и ищущий его в мелочах. Он созерцает осень, в руках его книга, а во взгляде — упоение моментом. Он передает настроение спокойствия, тихой радости.

Образ осени в лирике Бунина на этот раз радует, а не печалит. Мы видим затихший сад за сараем, сияющее приглушенными осенними красками облако, ощущаем чистый воздух с легкой прохладой, слышим гул гумна. Эта атмосфера настраивает читателя на определенную тональность, но ее никак не назовешь тоской. В ней, скорее, очарование, вдохновение, упоение красотой.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Вечер» прослеживается определенная тематика:

  1. Основная тема — счастье. Автор дает описание теплого осеннего дня, показывает красоту природы, в которую герой вглядывается через открытое окно дома. Все это рождает в нем чувство истинного счастья. Он осознает, что люди часто не замечают его, хотя оно разлито в красоте природы, уединении с книгой, думах о высоком.
  2. Природа. Бунин описывает красоту осеннего сада, теплого света, сияющего облака. В них он находит лишний повод для радости жизни, ведь его окружает прелесть, таящая в себе наслаждение для человека, знающего и умеющего чувствовать.
  3. Внутренний мир. Часто человек ищет счастье внешнее, обусловленное обстоятельствами, однако истинная радость жизни всегда пребывает в нем самом. В нашей душе есть источник горя и наслаждения, не зависящий напрямую от того, что с нами происходит.
  4. Главную проблему произведения автор обозначает еще в первой части стихотворения – это проблема призрачности счастья. Мы не замечаем его и не способны ловить красоту мимолетных мгновений.
  5. Настроение стихотворения — светлая и спокойная радость от осознания того, что поиски счастья приводят человека в глубины его души, где всегда найдется сила для нового дня.

Смысл

Основная идея стихотворения «Вечер» может быть выражена во фразе «счастье таится в простых вещах». Стоит лишь переключиться от насущных дел и оглянуться вокруг, чтобы найти гармонию с миром и самим собой. «Все во мне» — говорит автор, и на этом заканчивается не только произведение, но и его поиск счастья.

Главная мысль «Вечера» интуитивно понятна каждому из нас, но иногда очень важно не только понять, но и почувствовать правду этих слов. Лирический герой прислушался к себе и нашел то, что искал — ощущение радости жизни. Тихий осенний вечер вдохновил его и настроил на нужный лад. Так и мы должны искать ключи от своего счастья в красоте, природе и размышлениях о прекрасном.

Любопытную характеристику произведению дал поэт Александр Блок:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

Средства художественной выразительности

В произведении Ивана Бунина «Вечер» применяются различные художественные средства — такие, как эпитеты, метафоры, повторы, анафора, звукопись.

  1. Эпитеты: «в бездонном небе», «чистый воздух, льющийся в окно», «усталый взгляд»;
  2. Метафоры: «легким белым краем встает, сияет облако»;
  3. Повторы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду»;
  4. Анафора: «сад осенний за сараем», «В бездонном небе легким белым краем», «Мы мало видим, знаем»;
  5. Звукопись: «пискнула и села на подоконник птичка», «Гул молотилки слышен на гумне…».

По словам Ю. Айхенвальда: «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое».

Анализ стихотворения Бунина Вечер

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Вечер” представляет неторопливые размышления автора о счастье.
В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым. Одновременно автор стремится доказать существование счастья в любой привычной обстановке или вещи в настоящее время. Оглянувшись вокруг, видит, казалось бы, ежедневную серую картину: “Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка”.

Среди земных ощущений чувствуется его усталость после рабочего дня (“Усталый взгляд я отвожу на миг”). Но отвлекаясь от занятия, он выбирает иное направление мыслей. Подталкивает подумать о том, что человек в силах самостоятельно создать такие условия, чтобы было желание не только обращаться к давним воспоминаниям, к памяти, хранившей незабываемые моменты, но и уметь в будущем делать для себя удивительные открытия.

От величины желаний человека зависит полнота наполнения внутреннего мира ощущением удовлетворенности. И.А. Бунин отмечает, что пребывание в состоянии гармонии души и тела доступно каждому, кто умеет радоваться жизни, находить источник для этого, излучая позитив: “Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано”.

Лирический герой растворяется в природе. Он наблюдает за облаком, умеет радоваться саду и чистому воздуху. Явления, в которых он видит что-то запоминающееся, вызывают в душе бурю положительных эмоций. Вечерний период, связанный с подобными наблюдениями, отличается всплеском эмоций, которые вызывают ощущение счастья. Чтобы его почувствовать, автор предлагает на личном примере отвлечься от обычных дел, убедиться, что совсем рядом в этом огромном мире живет истинное умиротворение и счастье. Нужно его только рассмотреть.

С наступлением вечерней поры он сливается с природой. Детальное описание окружающего мира заменяет перечисление явлений, доказывающих наступление вечера (“Небо опустело”), слышатся глухие звуки молотилки. Спокойствием, таинственностью проникнут конец стихотворения. Эти чувства возникают благодаря неоднократному использованию слова “счастье”. Глаголы, имеющие связь с органами зрения, слуха человека (“вижу”, “слышим”, “знаем”) говорят о чувственном восприятии человеком всего разнообразия мира. Это великий дар, который необходимо использовать для лучшего узнавания природы, себя, чтобы уметь ценить счастливые минуты.

Плавное звучание стихотворения связано с простотой и ясностью изложения. Взволнованность проявляется в момент признания автором бесконечного чувства удовлетворения жизнью в последней строке произведения.

Анализ стихотворения Вечер Бунина

Иван Бунин, бесспорно, является одним из гениальнейших поэтов – пейзажистов. Удивительно чувственными и наполненными с точки зрения смыслов становились все его произведения. Не исключением из них является и данное стихотворение. Данный текст написан в 1909г. и являет собой пример пейзажно-философской лирики поэта. Темой данного стихотворения является счастье. Основная же идея заключена в том, что счастье доступно лишь тем, кто способен его разглядеть, и казалось б простых вещах.

Условно стихотворение можно разделить на четыре части, в каждой из которых лирический герой постепенно находит ответ на заданный себе же вопрос: « В чем заключено счастье?».

Лирический герой предстает перед нами в условиях деревенского пейзажа. Звуки и запахи сельской жизни врываются в распахнутое окно и, отвлекая героя от бумажной работы, погружают в философские размышления. В первой части текста как раз и возникает сам вопрос о счастье. И тут же поэт предполагает в чем оно может быть. В красоте сада или в сладкой чистоте вечернего воздуха. Во второй части наш мыслитель приходит к выводу, что не смотря на наши познания, мы ничего не замечаем и не знаем на самом деле. Бесспорно, здесь Бунин говорит о незнании нами простых истин, которые открываются далее по тексту. В открытое окно, которое олицетворяет целый необъятный мир, который доступен каждому из нас, вдруг влетает птичка и словно будит лирического героя от сна, призывает его своим писком присмотреться лучше к окружающей его реальности.

И словно избавившись от пелены жизненных хлопот, рабочей суеты, перед глазами героя открывается прекрасный небосвод, чистый от облаков. До него доносится еле различимый звук молотилки. Лирический герой видит, ощущает, осязает этот мир во всей его неповторимой прелести и понимает, что вот она истина, в которой и сокрыто счастье. В том, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем, уметь ловить подобные сказочные моменты, чувствовать их, не забывать обо всем этом среди житейской суеты. Лирического героя переполняет чувство счастья, он говорит : «Все во мне!», словно он сумел вместить в себя все мироздание. А ведь так и есть, кто, как не поэт, человек духовно высокоорганизованный способен распознать голоса этого мира, а после передать нам – обывателям, через свое творчество.

Вариант №3

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Вечер

Популярные темы анализов

Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкие. Его отец был естественник-орнитолог, а мать историком. Сам он был третьим ребёнком в семье, позже родились ещё два. Семья поэта была вынуждена

Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.

Прочитав стихотворение Афанасия Фета, мы можем нарисовать в своем воображение первую, весеннюю грозу, наполненную новыми впечатлениями, и предстоящими переменами . Можно сразу заметить, как писатель хотел передать радость сего

Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и

Читайте также:  Кавказ – краткое содержание рассказа Бунина

Стихотворений с таким названием написано Пушкиным два. Одно в 1830 году, другоё в 1817. В 1830 году, в пору знаменитой Болдинской осени, Пушкин пишет стихотворение своему другу Дельвигу. Он издаёт «Литературную

Анализ стихотворения Бунина Вечер

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Иван Бунин — Вечер: Стих

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Анализ стихотворения Бунина Вечер 2 вариант

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…

Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем — окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Предложения интернет-магазинов

273,Анализ стихотворения Бунина И, а, вечер

В литературном мире Иван Алексеевич Бунин известен своими невероятно лирическими поэтическими работами, характерными для раннего периода его творчества. Одним из таких примеров является стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный поэтом в возрасте 17 лет. Предлагаем краткий анализ «Помню – долгий зимний вечер» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 5 классе.

Иван Бунин — Вечер: Стих

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Список стихотворений:

Иван Бунин — Вечер

Иван Бунин — Розы

Иван Бунин — Первый снег

Иван Бунин — Матери

Иван Бунин — Осень

Иван Бунин — Родине

Иван Бунин — Поэт

Иван Бунин — Последний шмель

Иван Бунин — Полевые цветы

Иван Бунин — Одиночество

Иван Бунин — Не видно птиц

Иван Бунин — Ночь

Иван Бунин — На пруде

Иван Бунин — Листопад

Иван Бунин — Крещенская ночь

Иван Бунин — За рекой луга зазеленели

Иван Бунин — Детство

Иван Бунин — Деревенский нищий

Иван Бунин — Высоко полный месяц стоит

Иван Бунин — Слово

Иван Бунин — Собака

Анализ стихотворений Бунина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Анализ стихотворения Вечер Бунина

Иван Бунин, бесспорно, является одним из гениальнейших поэтов — пейзажистов. Удивительно чувственными и наполненными с точки зрения смыслов становились все его произведения. Не исключением из них является и данное стихотворение. Данный текст написан в 1909г. и являет собой пример пейзажно-философской лирики поэта. Темой данного стихотворения является счастье. Основная же идея заключена в том, что счастье доступно лишь тем, кто способен его разглядеть, и казалось б простых вещах.

Условно стихотворение можно разделить на четыре части, в каждой из которых лирический герой постепенно находит ответ на заданный себе же вопрос: « В чем заключено счастье?».

Лирический герой предстает перед нами в условиях деревенского пейзажа. Звуки и запахи сельской жизни врываются в распахнутое окно и, отвлекая героя от бумажной работы, погружают в философские размышления. В первой части текста как раз и возникает сам вопрос о счастье. И тут же поэт предполагает в чем оно может быть. В красоте сада или в сладкой чистоте вечернего воздуха. Во второй части наш мыслитель приходит к выводу, что не смотря на наши познания, мы ничего не замечаем и не знаем на самом деле. Бесспорно, здесь Бунин говорит о незнании нами простых истин, которые открываются далее по тексту. В открытое окно, которое олицетворяет целый необъятный мир, который доступен каждому из нас, вдруг влетает птичка и словно будит лирического героя от сна, призывает его своим писком присмотреться лучше к окружающей его реальности.

И словно избавившись от пелены жизненных хлопот, рабочей суеты, перед глазами героя открывается прекрасный небосвод, чистый от облаков. До него доносится еле различимый звук молотилки. Лирический герой видит, ощущает, осязает этот мир во всей его неповторимой прелести и понимает, что вот она истина, в которой и сокрыто счастье. В том, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем, уметь ловить подобные сказочные моменты, чувствовать их, не забывать обо всем этом среди житейской суеты. Лирического героя переполняет чувство счастья, он говорит : «Все во мне!», словно он сумел вместить в себя все мироздание. А ведь так и есть, кто, как не поэт, человек духовно высокоорганизованный способен распознать голоса этого мира, а после передать нам – обывателям, через свое творчество.

Вариант №3

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Читайте также:  Анализ стихотворения На пруде Бунина

Кратко по плану

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Именно к таким произведениям относится и стих «Помню – долгий зимний вечер», написанный в 1887 году. Удивительно, что семнадцатилетний юноша коснулся темы детства. Возможно, толчком к написанию стихотворения стало душевное состояние автора, при котором вновь хочется почувствовать себя маленьким ребенком, надежно защищенным от житейских бурь материнской любовью.

Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» – подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне.

Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем – окно).

«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».

Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это – огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Стихотворение Ивана Бунина “Детство”: анализ и история создания

Одно из самых известных стихотворений раннего творчества Бунина – “Детство” – написано в молодой поре, когда детство, кажется, ушло еще недалеко, однако уже, очевидно, безвозвратно. В этой статье представлен анализ стихотворения, а также история его создания и использованные выразительные средства.

“Чем жарче день, тем сладостней в бору. “

Прежде чем анализировать это стихотворение, необходимо освежить в памяти его строки. Стихотворение знакомо многим с юных лет:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

История создания

Стихотворение “Детство” Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Это время в биографии поэта характеризуется началом серьезного творчества, первыми публикациями и участием Бунина в литературном кружке “Среда”, завсегдатаями которого были также Максим Горький и Леонид Андреев. Первые поэтические признания, серьезные коллеги – и вдруг Бунин пишет это стихотворение, наполненное торжеством свежести детских впечатлений и тоской по времени, когда “деревья были большими”.

Детство Ивана Бунина было счастливым. Когда мальчику исполнилось четыре года, семейство Буниных переехало в свое родовое поместье, расположенное в Елецком уезде. С малых лет Иван был окружен любовью, хорошим воспитанием и богатой природой. Словно с картин Шишкина, выступали перед мальчиком густые хвойные леса, сияющие в проблесках солнечного света. С детства одаренный тонким восприятием и богатым воображением, Иван нередко проводил время в лесу – один, с неизменной книгой под мышкой или в сопровождении гувернера – Николая Ромашкова, оказавшего значительное влияние на раннее образование будущего поэта. Маленький Бунин – на фото ниже.

Скорее всего, стоя на пороге между двадцатилетней юностью и тридцатилетним началом зрелости, между безвестностью начинающего поэта и славой знаменитого, Иван Бунин с особой ностальгией предался воспоминаниям о своем детстве. Тогда все было еще впереди, а сосновый бор мог стать надежным укрытием от любых неурядиц, которые могли случиться в его детской жизни.

Первая публикация этого стихотворения состоялась лишь в 1906 году, спустя одиннадцать лет после написания.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина “Детство” является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба – благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача – рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Выразительные средства

Основным средством художественной выразительности в стихотворении Бунина “Детство” является аллитерация: в каждой строке используется несколько шипящих и глухих звуков, позволяющих услышать шелест песка, скрип тяжелых стволов, хруст коры. Также обильно использованы твердые и мягкие звуки “л” – благодаря этому чувствуется, как сквозь деревья льется яркий свет, как горячая смола стекает по стволам сосен.

Помимо этого к выразительным средствам следует отнести метафору (“солнечные палаты”), сравнение (“песок – как шелк”), олицетворение (“величавый ствол”), лексический повторы (“повсюду блеск, повсюду яркий свет”, “как тепла, как солнцем вся прогрета”) и огромное количество восторженных эпитетов (“смолистый аромат”, “солнечные палаты”, “блеск и яркий свет”, “ствол – тяжелый, величавый”, “солнечное лето”). Именно преувеличенная восторженность позволяет почувствовать неподдельный, искренний восторг, на который человеческая душа способна только в детстве.

Стихотворение Ивана Бунина «Детство»: анализ и история создания

В своем творчестве И. А. Бунин обращался к различным темам и жанрам: говорил о любви, человеческой жизни, затрагивал философские вопросы устройства мироздания. Неизменным всегда оставался тонкий психологизм его работ, способность увидеть и передать самые важные оттенки чувств и переживаний. Так, стихотворение «Детство» относится к раннему периоду творчества И. А. Бунина, однако в нем поэту удалось затронуть важную мысль о светлом детском восприятии мира, так необходимом порой во взрослой жизни. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения «Детство» по плану, который поможет разобраться в тематике и художественных особенностях произведения.

История создания

Стихотворение «Детство» И. А. Бунин написал в 1895 году в возрасте 25 лет. Для поэта это было время начала профессионального творчества, первых публикаций и участия в литературном кружке «Среда». Возможно, именно тогда, немного отступив от юности и еще не вступив в зрелость, И. А. Бунин почувствовал необходимость мысленно вернуться в детство, чтобы в светлых воспоминаниях и детской легкости почерпнуть силы и вдохновение для своей взрослой жизни.

Детство поэт провел в родовом имении в Елецком уезде. Окруженный заботой и любовью родных, он получал хорошее образование и часто подолгу гулял по окрестным лесам – в одиночестве с любимой книжкой или в компании своего гувернера, оказавшего большое влияние на раннее развитие ребенка.

В стихотворении И. А. Бунину удалось передать детские впечатления от летней прогулки по лесу, когда все в окружающем мире вызывало у мальчика живой неподдельный интерес, заставляло его трепетать от восторга и ощущать свою неразрывную связь с природой.

Анализ стихотворения Бунина «Детство»

До 11 лет Иван Бунин воспитывался дома, в родовом поместье Озерки Орловской губернии. Поэтому его самые яркие воспоминания первых лет жизни связаны с удивительной по красоте русской природой и тем восхитительным ощущением спокойствия, которое она дарила мальчишке-сорванцу, любившему убегать из дома в лес или же в поле.

Не удивительно, что, став взрослым, Бунин очень часто в мыслях возвращался в прошлое, черпая вдохновение в своих воспоминаниях, которые хранили запах смолы на соснах и теплоту летнего солнца. В 1895 году поэт написал стихотворение «Детство», в котором попытался передать все то, что чувствовал много лет назад, когда был беззаботным подростком, умевшим радоваться жизни и получать удовольствие от общения с живой природой. Впрочем, стоит отметить, что любовь к родному краю Бунин пронес через всю свою жизнь. Судьба распорядилась так, что он вынужден был покинуть Россию и эмигрировал в Париж. Однако до самой смерти Бунин с нежностью и волнением вспоминал величественные русские леса с деревьями-исполинами, которые ассоциировались с родиной, домом и самым счастливым периодом жизни.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», — вот самое яркое чувство, которое испытывал поэт в детстве, спеша укрыться под тенью сосен-великанов от летнего зноя. Наблюдать, как просыпается лес, было для Бунина привычным и излюбленным занятием. «И весело мне было поутру бродить по этим солнечным палатам!», — вспоминает поэт.

Лес дарил ему ощущение счастья и удивительного спокойствия, которое можно испытать лишь в детстве, когда жизнь кажется легкой, беззаботной и радостной. Она наполнена любовью близких и лишена «взрослых» проблем, с которыми автору еще предстоит столкнуться. А пока же, прислонившись к теплой и шершавой коре сосны, он очень явственно ощущает, что ему всего лишь 10 лет, а его молчаливому лестному другу – несколько столетий. Однако эта разница в возрасте нисколько не смущает поэта, который, предавшись детским воспоминаниям, о. Он искренне восхищается теми ощущениями, которые ему дарит общение с живой природой, а смолистый сосновый аромат ассоциируется у него с теплым и сухим запахом лета, таящего в себе множество открытий для чуткой детской души, распахнутой для окружающего мира и жадно впитывающей всю его красоту, словно губка.

Иван Алексеевич Бунин — поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе — происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали поэты В.А. Жуковский и А.П. Бунина, выдающиеся учёные П.П. Семёнов-Тян-Шанский и Я.К. Грот, братья Киреевские.

Читайте также:  Жизнь Арсеньева - краткое содержание книги Бунина

Родился будущий писатель в Воронеже в знатной, но обедневшей дворянской семье. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где… образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Отец писателя, Алексей Николаевич Бунин, был настоящим русским дворянином. Азартный и беззаботный, больше всего любивший охоту и пение под гитару, он в молодости служил в канцелярии Дворянского собрания, участвовал в Крымской кампании 1853-1856 годов, а после возвращения жил в деревне и растрачивал за картами наследство. И всё же Алексей Николаевич был незаурядной личностью. Как вспоминала жена писателя, В.Н. Муромцева-Бунина, отец «принадлежал к тем редким людям, которые… всех пленяют, возбуждают к себе любовь, интерес за благостность ко всем и ко всему на земле, за художественную одарённость, за неиссякаемую весёлость, за подлинную щедрость натуры». Образ жизни отца казался младшему сыну (у Ивана Алексеевича были ещё старшие братья Юлий и Евгений и младшие сёстры Мария и Александра) образцовым. С годами он не утратил сыновней любви. Мать, Людмила Александровна, урождённая Чубарова, также происходила из старинного дворянского рода. Она занималась воспитанием детей и самозабвенно их любила, особенно Ваню. Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии — среди «моря хлебов, трав, цветов».

Близкие Бунина отмечали присущие ему с детства богатое воображение и впечатлительность. Эти качества развивал в нём и его учитель — сын предводителя дворянства Н.О. Ромашков. «…Человек очень талантливый — и в живописи, и в музыке, и в литературе… вероятно, его увлекательные рассказы… пробудили во мне страсть к стихотворчеству…» — писал Бунин спустя годы.

Места, где прошли детство и отрочество писателя, оказали огромное влияние на его творчество прежде всего органическим приобщением к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого национального языка. От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве. Словесное мастерство писателя питалось этими источниками и непримиримо противостояло как модернизму, так и «изобразителям сусальной Руси».

В 1881 году Бунин поступил в 1 класс Елецкой гимназии. Годы жизни в Ельце были очень нелегки: бедность, жизнь в семье мещанина Бякина, полуказарменные порядки в провинциальной гимназии привели к тому, что в 1886 году Бунин решил продолжать обучение дома. В доме Бякина он познакомился с творчеством поэтов И.С. Никитина и А.В. Кольцова. Став взрослым, Бунин иначе оценил елецкий период в своей жизни (тема памяти является важной в творчестве писателя), отдав дань не только житейскому опыту, приобретённому там: он всю жизнь проявлял живой интерес к творчеству поэтов «из народа» и посвятил им несколько статей. Простая и сильная поэзия оказала влияние на поэтические опыты юного Бунина. Сравните, например, стихотворение Никитина «Нищий» и бунинское:

В стороне от дороги, под дубом, Под лучами палящими спит В зипунишке, заштопанном грубо, Старый, нищий, седой инвалид…

Деревенский нищий, 1887

В 1887 году Бунин, потрясённый ранней смертью популярного молодого поэта С.Я. Надсона, написал стихотворение, посвящён ое его памяти, и направил в петербургский журнал «Родина». Стихотворение было опубликовано, а Бунин стал частым автором журнала.

Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Жанр, направление, размер

«Детство» представляет собой лирическое стихотворение с элементами пейзажной зарисовки. Поэт вспоминает прогулки по солнечному, наполненному блеском и сладкими ароматами лесу. Он создает наполненную жизнью картину природы и, одновременно, делится с читателем сокровенными ощущениями из собственного детства.

Творчество И. А. Бунина отличается предельной реалистичностью и точностью деталей. В стихотворении «Детство» ему удается сохранить эту точность в описании пейзажа и собственных ощущений, но при этом окрасить весь текст в яркие жизнерадостные тона, свойственные детскому восприятию мира.

Поэт использует для создания стихотворения четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, благодаря чему делает звучание текста легким и веселым, как сам рассказ впечатленного лесной прогулкой десятилетнего мальчишки.

Композиция

Стихотворение строится из трех четверостиший, в которых последовательно раскрывается описываемая И. А. Буниным картина.

  1. В первом четверостишии автор задает тему текста и постепенно погружается в воспоминания. Интересно заметить, что в начале он использует для описания ощущений конструкцию в прошедшем времени: «и весело мне было по утру бродить…»
  2. Во втором и третьем четверостишиях поэт мысленно перемещается в летний лес из своего детства и начинает использовать конструкции настоящего времени («чувствую», «кажется»). Он как будто заново переживает восторг десятилетнего ребенка от встречи с огромной сосной, которая на десятки лет старше самого героя. Поэт вспоминает не только стоящие перед глазами картинки из детства, он стремится передать ощущение от прикосновения к грубой, прогретой солнцем коре дерева и лесной аромат, переплетающийся с другими острыми ароматами знойного лета.

Образы и символы

В центре стихотворения «Детство» – образ лирического героя, который во многом автобиографичен. И. А. Бунин вспоминает собственное детство, проведенное в родовом поместье, где окруженный любовью и заботой мальчик имел возможность подолгу гулять по живописным окрестностям, наблюдать за природой и учиться ее понимать.

Лирический герой – взрослый человек, но, отдаваясь воспоминаниям, он легко переключается на восприятие десятилетнего ребенка. Он снова чувствует, как от лесных запахов и летнего зноя переполняет маленькое существо радость и огромная любовь к окружающему миру.

Еще одним героем здесь можно назвать старую сосну. Дерево с гигантским стволом и морщинистой корой намного старше мальчика, оно растет в этом лесу много десятилетий и немало повидало. Ярко отпечатавшийся в памяти героя образ старого дерева становится для него символом не только леса, но и всей природы, с которой только знакомится ребенок и которой признается в любви выросший автор.

Биография А. И. Бунина

Именно там, среди необыкновенно красивой природы, юный Бунин смог раскрыть в себе талант поэта. Будучи десятилетним мальчиком, он уже писал первые стихи, в которых с непревзойденным мастерством описывал великолепие окружающего мира. Из-за болезни, Иван Бунин не смог получить образование, поэтому начиная с 1889 года, он усиленно искал работу, чтобы заработать себе денег на жизнь.

Иван Бунин работал журналистом, библиотекарем, корректором. В 1894 году он написал свое первое произведение «На край света», которое получило положительные отзывы критиков. Будучи человеком дворянского происхождения, Бунин враждебно относился к коммунистам, которые пришли к власти в 1917 году.

Спустя три года он тайно эмигрировал во Францию. В этой стране он жил о своей смерти. Иван Алексеевич Бунин является автором замечательных рассказов и стихотворений, которые пополнили сокровищницу русской литературы.

Темы, настроение и проблемы

Тематика и проблематика стихотворения «Детство» изложена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Основная тема стихотворения – детство как самый светлый и беззаботный период в жизни человека. Детство – это время, когда закладываются и формируются основные качества личности, поэтому так важно в это время окружить ребенка любовью и дать ему возможность исследовать окружающий мир. Герой жадно запоминает все, что видит вокруг, отмечает запахи и тактильные ощущения. Все в мире для него еще дышит новизной, он только учится чувствовать природу, открывает мир и с его помощью понемногу узнает себя.
  2. Еще одна тема – любовь к природе и ее значение для гармоничного развития личности. Постигая мир вокруг, ребенок не только получает соответствующие практические знания, он начинает лучше понимать жизнь и себя самого.

Текст стихотворения проникнут светлым и солнечным настроением жаркого летнего дня. Именно так чувствует мир десятилетний мальчишка, скрывающийся от летнего зноя в лесу и благодарно приникший к гигантской сосне, в тени которой так приятно отдохнуть.

Анализ произведения

Темой стихотворения Бунина «Детство» является ностальгия по прошлому, по времени, когда целые дни можно было беззаботно проводить в лесу, а о взрослой жизни, кажущейся очень далекой, и вовсе не задумываться. Стихотворение написано в жанре лирического произведения с использованием перекрестной рифмы и в размере четырехстопного ямба — благодаря ему стихотворение звучит весело и легко, позволяя представить беззаботного мальчишку, радостно шагающего по утреннему лесу. Лирическим героем произведения является сам автор, его сверхзадача — рассказать о своей любви к природе, к летнему солнцу, но именно так, как он чувствовал это в детстве.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – необходимость гармоничного восприятия мира, которая закладывается в человеке с детских лет. И. А. Бунин стремится изобразить радость жаркого летнего дня так, как ее может почувствовать лишь ребенок. Для мальчика все вокруг – чудо, он только учится понимать природу, с трепетом внимает лесным звукам, с благоговением ощущает мощь и силу старого дерева.

Понимание себя невозможно представить без понимания общих законов мироздания, без внимательного изучения окружающего мира, частью которого является каждый человек. Чистое сознание ребенка способно наиболее чутко воспринимать мир, поэтому так важно, чтобы он в раннем возрасте почувствовал свою связь с природой, научился получать удовольствие от простых радостей вроде одинокой лесной прогулки. Таков смысл стихотворения Бунина «Детство».

Бунин Иван Алексеевич


Иван Бунин вспоминает начальный период своей жизни в собственном произведении «Детство». Собственно, мало кто знает, с чего именно начинался творческий путь писателя. До того момента, как Бунин стал переводчиком и писателем, он занимался тем, что писал стихи, именно с поэзии начался его длинный путь. Впоследствии, конечно, он не забывал про это увлечение и продолжал писать стихи, хотя большую часть времени у него отнимала проза. Большинство его произведений носят сугубо лирический характер, часто это воспоминания о прошлом.
До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.

Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении Бунина перечислены ниже:

  • Основным средством художественной выразительности в стихотворении «Детство» становится аллитерация. Она помогает поэту сделать изображаемую картину более объемной и живой. Использование шипящих и глухих звуков «ш», «х», «к» помогает читателю услышать треск лесных веток, скрип старых стволов и шелест песка под ногами героя.
  • И. А. Бунин активно вплетает в текст эпитеты: «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «тяжелый, величавый гигант». Они очень точно отражают восприятие окружающей действительности десятилетним мальчишкой, для которого многое еще непривычно, а потому так поражает его воображение.
  • Ребенок только познает мир, и одним из способов познания становится для него проведение параллелей между знакомыми предметами и явлениями. Поэт мастерски подчеркивает эту особенность с помощью сравнений («песок – как шелк») и метафор (лесное пространство именуется героем «солнечными палатами»). В то же время, таким образом вновь подчеркивается яркость детского восприятия. Простые и привычные для взрослого человека картины становятся для ребенка откровениями, поэтому он стремится описать свои впечатления с помощью эпитетов и сравнений.

В стихотворении «Детство» И. А. Бунин обращается к теме детского восприятия мира. Собственные воспоминания поэта о лесных прогулках в окрестностях родового имения становятся в его лирическом тексте символом важности и яркости детских впечатлений, которые закладывают основу личности. Возвращение к этим впечатлениям нередко дает человеку силы двигаться дальше. Многочисленные средства выразительности и искренность, с которой передана простая история, придают стихотворению дополнительное очарование.

Ссылка на основную публикацию