Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

Как известно, иногда всего в нескольких словах есть возможность выразить глубокую мудрость и поэту доступно такое умение. Он владеет словом, в которое может облекать различные смыслы.

Если говорить о стихотворении На птичку, то основным мотивом его является свобода. На самом деле могут быть и немного другие трактовки, но именно свобода является основной темой стихотворения и об этом говорит свое название. Ведь птица всегда была символом свободы, так как не подчиняется силам притяжения, может парить в безбрежном небесном пространстве, в отличие от людей, которые вынуждены ходить в ограниченных условиях.

Итак, Державин всего в четырех строчках говорит о способности проявлять себя и потребности в свободе. Конечно, поэт затрагивает тему творчества, которая наиболее близка ему. Тут может быть довольно простая трактовка, которая позволяет поразмыслить об отношениях поэта и власти, публики.

Если поэт способен вольно выражать собственные чувства и мысли, то и пение его становится искренним, чистым и красивым. С другой стороны, когда его «сжимают в руках» (не имеет значения, кто этим занимается: цензура, ожидания поклонников или нечто другое) то голос исчезает и исчезает чистота и искренность, остается только искаженность. Подобная ситуация представляет собой вечную тему, которая практически никогда не меняется и огромное количество творческих людей могли испытывать и на собственном опыте такие проблемы.

Державин рисует довольно мрачную ситуацию, которая подчеркивается финальным: «пой птичка, пой». Такое требование/пожелание, которое исходит как бы от «слушателей», является довольно циничным и отвратительным. Поэт тут подчеркивает невероятную глупость и довольно примитивный потребительский характер публики.

Ведь человек, который действительно более-менее понимает этот мир, никогда не станет такую «птичку» «сдавливать» в своих руках. Он ясно осознает взаимосвязь творчества и свободы, он понимает, творчество не представляется возможным удерживать в каких-то рамках и создавать искусственно. Творческий процесс не заставить и не выпросить, именно поэтому он обладает такой высокой ценностью.

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой. Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй.

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.

Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Анализ стихотворения На птичку по плану

На птичку

Возможно вам будет интересно

Данное произведение Есенина очень динамично. Конечно, и сами представленные автором события бунта под предводительством Пугачева развивались довольно стремительно, но и слог Есениным выбран очень живой и яркий

Произведение представляет собой первое переведенное сочинение Горация «Памятник» («Exegi monumentum»), сделанный поэтом в период подъема его научного, литературного и педагогического таланта, а также по причине увлечения литературой античности.

В стихотворении А. А. Фета «Сад весь в цвету» лирический герой проявляет абсолютное жизнелюбие. Первой причиной этого мироощущения он называет наступившее время года – весну, с наступлением которой мир преобразуется

Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти

Некрасов находился в достаточно дружеских отношениях с Белинским еще с момента первого знакомства. Но их критическая деятельность не позволяет им сойтись в общих взглядах, поэтому они редко совпадали во мнениях.

Анализ стихотворения «Птичка» Державина

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти» , он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет « голосисту »).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

«На птичку», анализ стихотворения Державина

Тема свободы в России была всегда одной из основных в творчестве поэтов разных столетий. Александр Сергеевич Пушкин не без гордости заметил, что в свой «жестокий век» восславил свободу. О свободе слова мечтали все поэты советской России, свободы не хватало «глашатаям и горланам» Владимиру Маяковскому, Владимиру Высоцкому, Иосифу Бродскому. Поэты при любой власти были рупором эпохи.

Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.

После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.

Собрав вокруг себя кружок любителей поэзии, вошедший позже в историю русской литературы под названием «державинский», Гавриил Романович стал выразителем гражданского, общественно активного искусства. На своих заседаниях участники обсуждали несправедливость крепостного права, боролись за права угнетенных крестьян, искали справедливости в жизни и в литературе. Эти идеи оказали в дальнейшем влияние на творчество многих друзей Державина.

Сам же поэт прославился в 1783 году на весь Петербург, создав оду «Фелица», посвященную государыне Екатерине. И хотя вышла она анонимно, без указания авторства, многие из друзей Державина, а позже и остальных жителей Петербурга узнали стиль поэта, и авторство пришлось открыть.

Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.

Эта благосклонность аукнулась поэту позже. Приблизив его ко двору, Екатерина сделала поэта губернатором Тамбовской области, но он боролся со взяточничеством и произволом чиновников, пишущих на него жалобы. Екатерина сделала Державина своим секретарем в надежде, что он напишет про нее еще не одну хвалебную песню. Однако поэт, оказавшись в кругу приближенных русской царицы, чувствовал себя пойманной птицей в золотой клетке. И в 1792 (1793?) году он создает короткое, но полное горечи разочарования стихотворение «На птичку».

Короткие четыре строки эпиграммы (именно так определяют критики жанр стихотворения) раскрывают извечный конфликт свободы и несвободы. Пойманную птичку сжимают рукой, и она «вместо свисту» пищит, а ее заставляют петь. Таков вкратце лирический сюжет произведения. Современники Державина с легкостью понимали эту аллегорию: обласканный властью поэт оказался в железных тисках монаршего благоволения. Екатерина ждала от него новых восхваляющих творений в свой адрес, но Гавриил Романович, разочаровавшись в правлении русской царицы, не мог ее идеализировать по-прежнему, а писать сатиру тоже не получалось: слишком высокое положение в обществе он обрел.

Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.

Читайте также:  Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс

О зависимости поэта говорит сама форма стихотворения. Державин использует неопределенно-личные предложения: «поймали птичку голосисту», «а ей твердят». Такая форма предложения не указывает на конкретное лицо, это означает, что говорить всю правду в лицо правителям Державин уже не смел. Когда-то, не будучи зависимым от своего положения в обществе, в гневной оде «Властителям и судиям» (1780) поэт выразил протест против произвола чиновников и их равнодушия к нуждам обычных людей.

В стихотворении «На птичку» Державин уже не находит в себе смелости говорить открыто («пищит»), поэтому вынужден прибегать к форме иносказания, что и доказывает мысль о несвободе творческого человека, приближенного ко двору. Вывод поэта очевиден: настоящий поэт должен быть независим от власти, чтоб «истину царям с улыбкой говорить».

Анализ стихотворения “На птичку” Державин​

Ответ:

В эпиграмме 1792 года “На птичку” Державин пишет о невозможности поэта (своей) творить “на заказ”.

Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой! »

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

Когда мы слышим имя Гавриила Романовича Державина, то вспоминаем оды к императрице Екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. Но Державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. Он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «На птичку», написанной в 1792 году.

В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.

Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.

Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.

Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.

Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид.

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье». В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

Поймали птичку голосисту

И ну сживать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.

Творчество Гавриила Романовича Державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина», – с восхищением писал Н. В. Гоголь.

Урок литературы в 7 классе. Г. Р. ДЕРЖАВИН Стихотворения «Река времён», «На птичку»,»Признание».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.
История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».



Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Гавриил Романович Державин был видным государственным деятелем своего времени, поэтому не удивительно, что в его творчестве отразились важные политические события и исторические лица — государи, вельможи и министры, военные. Поэтическое наследие поэта исчисляется разнообразными жанрами: одами, стихотворениями, дружественными посланиями друзьям, сатирическими эпиграммами.


В короткой эпиграмме, написанной в 1792 или 1793 году, «На птичку» Державин отразил одну из важнейших тем, которая волновала поэтов всех времен и поколений — тему свободы. По определению эпиграмма — небольшое произведение, сатирически изображающее какое-либо лицо или общественное явление. Эпиграмма в руках русских поэтов часто становилась орудием борьбы с несправедливостью политического гнета над творцами.

Державин считался придворным поэтом, поэтому ждали от него стихотворений, восхваляющих её величество Екатерину Великую. Однако, посвятив ей всего лишь одну оду, поэт творил не «по заказу», а по велению души.

Державин нарушал общепринятые правила — расширил границы классицизма, создал новый литературный язык, смешав высокую речь с речью низких жанров. Поэтому из под его пера вышло много лирических шуток, сатирических четверостиший. Так и эпиграмма «На птичку» была написана Державиным в ответ на просьбы императрицы посвятить ей ещё одну торжественную оду, подобную «Фелице».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Птицы — свободные существа, в неволе они не поют. Так ограничения, которые давят на поэта, не позволяют Державину раскрыть свой творческий потенциал. На свободе птица поёт громко, сильно и звонко — её песня слышна всем вокруг, она способна задеть все струны человеческой души. «Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту» — птица не будет петь, теперь это всего лишь свист несчастной птицы.

Главным художественным приемов в стихотворении является прием иносказания. Глубокий смысл скрыт в маленьком четверостишии — сопоставляя себя с пойманной птицей, поэт открыто говорит, что чувствует давление со стороны власти и не способен творить «по заказу»: «А ей твердят: Пой, птичка, пой!»

Державин определял себя поэтом, который творит ради своей Родины. Во многих произведениях поэт не скрывает правду и не боится показать всем непорядочных вельмож, осуждает корыстные поступки людей, находящихся у власти. Поэтому творить «на заказ» для него было немыслимым. Для Державина поэт, в первую очередь, служитель отчизне, он верил, что своими произведениями, а сатирой в частности, может повлиять на поступки и характеры людей.

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

Вариант 2

Произведение представляет собой грустное размышление поэта над собственной судьбой. Державин написал его после того, как добился успеха, обратив на себя внимание императрицы Екатерины Второй.

Под птичкой поэт, несомненно, понимал самого себя. Его хвалебное стихотворение, которым он сумело понравиться царице, вследствие чего получить от нее дорогие подарки и повышение по службе, дало ему право назвать себя певчей птицей, услаждающей слух.

Придворная среда оказалась золотой клеткой, в которой необходимо слагать стихи на заказ. Императрица неоднократно давала это понять. Об этом свидетельствует последняя строчка этого короткого стихотворения, в которой звучит требование, обращенное к птичке, петь еще.

Кроме того, Державин не был придворным льстецом, готовым на все ради карьеры, его литературные дарования несомненны. Однако успех его оды «Фелица» имел и оборотную сторону. Ряд придворных, особенно тех, кто пытался пробить себе дорогу наверх, стихами, подобно Державину, стали испытывать к поэту неприязнь, рожденную завистью. Не складывались отношения у поэта и с его непосредственным начальником. Разумеется, удачливый конкурент испытал на себе воздействие интриг и обычного недоброжелательства. При дворе в то время находиться было не только выгодно и почетно, но и опасно. Разумеется, поэт опасался негативных последствий для себя, которые бы последовали после любого выпада против императрицы и придворных, поэтому он никак не именовал тех, кто оказывал на него давление.

Поэт понимал, что отвести от себя угрозы недоброжелателей он может, только лишь исполняя волю своей повелительницы. Однако писать хорошие стихи просто на заказ не мог. Достаточно вспомнить, что ода, принесшая ему успех при дворе, родилась тоже не сразу. Теперь Державин также искал красивые образы и метафоры, но вдохновение покинуло его.

Безусловно, угроза потерять все достигнутое рождала у автора стихотворения нервозность. Он выразил это в сравнении своего положения с неволей, которую чувствует птица, попавшая в руки человека.

Поэт понимал, что выбрал себе трудный путь, пытаясь служить и искусству и делать карьеру. Однако он не видел другого выхода, не собирался отказываться от места придворного секретаря, что рождало в его душе пессимизм. В сложившейся ситуации Державин мог лишь испытывать сожаления о своей судьбе, о том, что достигнутая им цель оказалась с большой примесью горечи.

Читайте также:  Анализ стихотворения На смерть князя Мещерского Державина

Анализ стихотворения На птичку по плану

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

«Птичка» (анализ)

Стихотворение А.С. Пушкина «Птичка» очень короткое, и состоит всего из двух маленьких четверостиший. Но в нем заложен глубокий смысл — потребность в христианском милосердии. Даже если это милосердие выражается в отношении к Божьим тварям.

«Птичка» была написана Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1823 году, и отправлена вместе с письмом Н. И. Гнедичу в Петербург.

Поэт говорит о том, что даже находясь на чужбине, он придерживается обычая, который принят на Родине – выпускать на волю птиц.

Изначально, эта традиция исходит от прощеного Воскресения. Когда-то было принято, накануне этого праздника прощать должникам их долги. Христианин мог в этот день оплатить долги одного из должников, находившихся в долговой яме, с тем, чтобы должника выпустили на волю.

У бедных людей, как правило, не было средств, чтобы выкупить должника, и этот обычай трансформировался в традицию выпускать на волю птиц.

В этом стихотворении звучит напоминание царю и его приближенным об обычае – прощать. «Я стал доступен утешенью». Его утешает мысль о том, что если он, скромный молодой поэт может подарить свободу маленькой птичке, то те, кто над ним, те, кто выше его, могут простить подарить свободу ему, Александру Пушкину.

Когда-то Пушкин назвал себя певцом свободы. Это стихотворение – еще один гимн свободе. Если человек не вправе держать в неволе птиц, то разве он может запирать в четырех стенах, отрывать от семьи себе подобных? Разве имеет право дворянин неволить таких, же, как он, людей – крестьян? Так что в этом, небольшом по объему и простом по форме, произведении, скрыт глубокий политический и философский смысл.

Это стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифма в нем перекрестная, мужские рифмы чередуются с женскими. В нем нет архаизмов, характерных для торжественных од и элегий. Стихотворение написано современным языком и выглядит как легкая зарисовка.

В этом стихотворении нет метафор и метонимий. Стихотворение изложено просто и незатейливо. При этом чувствуется вера в Бога, в стихотворении встречаются слова и выражения, характерные для христианской литературы: утешенью, роптать, творению, Бога. Под светлым праздником весны подразумевается Пасха.

В те годы были созданы еще 2 стихотворения на похожую тему – А. Дельвигом и Ф. Тумановским. Эти произведения выглядели на литературном Олимпе, как своеобразное состязание трех поэтов. Правда, лучшим читатели признали произведение Тумановского.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Средства выразительности и стихотворный размер

Особых выразительных приемов автор не использует, так как произведение имеет слишком маленький объем. Главное художественное средство, используемое поэтом, — иносказание. Перепуганную птичку, пойманную детьми, Державин ассоциирует с образом поэта, который вынужден существовать и создавать произведения в неволе, находясь под давлением власти.

Державину свойственно употребление архаизмов, которые присутствуют и в эпиграмме. Повторения одинаковых согласных звуков, аллитерация и эпитеты применяются автором для усиления художественной выразительности и образности.

Главной темой произведения является свобода, чьим символом всегда считалась птица. Она имеет возможность летать в безбрежном пространстве небес, а люди такой возможности не имеют. Они вынуждены жить в условиях постоянных ограничений, что заставляет задуматься человека о его неволе. Цель на уроках литературы в произведениях «Птичка», «Река времен…» показать утверждение необходимости свободы творчества автора.

«Птичка» анализ стихотворения Державина по плану кратко – рифма, разбор, главная мысль, эпитеты

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 11
Г. Р. ДЕРЖАВИН. «РЕКА ВРЕМЁН В СВОЁМ СТРЕМЛЕНЬИ…»,
«НА ПТИЧКУ», «ПРИЗНАНИЕ»

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о поэте

Рассказ учителя о Г. Р. Державине с включением сообщений учащихся
«Детство Державина»,
«Державин на военной службе»,
«Державин в Тамбове» (см. фрагмент «Державин в Тамбове» из романа В. Ф. Ходасевича «Державин»)
и показом портретов писателя и памятников ему.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Гавриил Романович Державин» (см. статью ниже):

Лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Преображенский полк, прапорщик, статская служба, кабинет-секретарь, сенатор, государственный казначей, юстиция.

Составление плана статьи:

Обобщающая беседа:

Какие чувства вызывает у вас жизнь Державина: восхищение, недоумение, сочувствие, осуждение? Объясните свою позицию.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

III. Стихотворение «Признание» в актёрском исполнении

Ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Как понять выражения ум и сердце человечье / Были гением моим, добродетельми казались / Мне они равны богам, мнил быть сердцем беспристрастным / Им, царю, отчизне друг?

— В чём поэт видит свои заслуги перед Отечеством?

— Какие факты биографии поэта отразились в стихотворении?

— Ответ на вопрос 2 и выполнение задания 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

IV. Утверждение необходимости свободы творчества
Чтение и обсуждение стихотворения «На птичку»
[2]:

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
(1792 или 1793)

— Найдите в словаре литературоведческих терминов понятие аллегория.

— В чём аллегорический смысл стихотворения Державина?

— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Узник», басню И. А. Крылова «Осёл и Соловей». Есть ли в них основания для сопоставления со стихотворением «На птичку»? Обоснуйте свой ответ.

— Проанализируйте лексику стихотворения. К какому стилю можно отнести большинство его слов? Какой колорит эта лексика придаёт тексту?

— Как в стихотворении проявилась свободолюбивая натура поэта?

V. Групповая работа:

Группа 1.
Выберите из стихотворения «Признание» слова высокой лексики.

Какова её роль в тексте?

Объясните современное значение устаревших слов.

Группа 2.
Выберите из стихотворения «Признание» просторечные, разговорные слова и выражения.

Какую роль играет в стихотворении низкая лексика?

Группа 3.
Выберите из стихотворения «На птичку» слова разговорного стиля.

Какой характер они придают стихотворению?

VI. Практическая работа.
Заполнение цитатной таблицы
«Высокая, устаревшая, просторечная, разговорная лексика в стихах Державина».

Обобщающая беседа:

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

*Как понять фразу «открывал дорогу развитию реалистического языка»?

VII. Размышления Державина о смысле жизни, о судьбе

Чтение и анализ стихотворения «Река времён в своём стремленьи…»:

Читайте также:  Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига

Река времён в своём стремленьи[3]
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.
6 июля 1816

— О чём это стихотворение? Как вы понимаете строки: «То вечности жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы»? О чём оно заставляет задуматься?

— Предположите, почему Державин написал его в конце жизни.

— * Найдите метафорические выражения и объясните их (река времён, топит в пропасти забвенья, звуки лиры и трубы, вечности жерлом пожрётся и др.).

Подберите к ним синонимы (например: река времён — течение времени, неумолимое время).

— Какое настроение преобладает в стихотворении: спокойного философского раздумья, грозного пророчества, вызова судьбе, пессимистического смирения перед смертью? Свой ответ обоснуйте.

— *Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое акростих.

Сложите из первых букв каждого стиха выражение руина чти. Что такое руина?
(В латинском, итальянском, английском и французском языках это слово означает «погибель, распад, разрушение».)

Как можно понять это выражение, если слово чти — древняя форма родительного падежа от слова честь?
(«Смысл двух читавшихся по вертикали слов понимался американским исследователем М. Халле как „погибель земной славы“, „тленность человеческих успехов“».)

— * Литературовед С. Е. Бирюков написал: «Силлабисты(1) тщательно вписывали свои имена в начало строк, авторизуя послания в будущее. Для них это был своего рода религиозный акт, если учесть, что religio есть связь. Строки, таким образом, как бы перевязывались — акростих, эта вертикальная строка, связывал небо с землёй и одновременно служил обручем стихотворного сосуда». Это была «попытка внести смысл даже в вертикальную бессмыслицу букв, стройность, порядок — в хаос». (Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. — М.: Наука, 1994. — С. 14—15.)

1. Силлабисты — поэты, использующие силлабическое стихосложение, то есть основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке. Силлабическое стихосложение использовалось в русской поэзии до М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.

Как эти слова связать с акростихом Державина?

Итоговый вопрос:

В чём, по-вашему, проявились высокая гражданственность и поэтический талант Г. Р. Державина? Свой ответ обоснуйте.

Домашнее задание

Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Державина.

Написать текст «Похвального слова Державину — поэту и гражданину» и подготовиться к его произнесению.

Групповое задание.

Выполнить задания о Державине или о его стихотворении «Властителям и судиям» из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ «Мой Пушкин» и сообщения о детстве и юности, портретах поэта и памятниках ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. темы в следующем уроке).

Подготовить историческую справку о Полтавской битве.

Прочитать отрывок из романа Ю. Тынянова «Пушкин» и фрагменты литературоведческих статей о Пушкине (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина.
Н. В. Гоголь

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье в 1743 году. Обучался он в казанской гимназии, закончить которую, однако, не удалось. В 1762 году прибыл в Преображенский полк, через десять лет был произведен в прапорщики. Стихи писал уже давно. Но настоящая поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году он был переведен в статскую службу.

Держании был назначен правителем сначала Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Решительность, с какой он преследовал злоупотребления, прямой и крутой нрав часто мешали его служебной карьере. В 1791 году Екатерина II сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Воцарившийся на престоле Павел I в 1798 году призывает его на службу, назначая государственным казначеем, но быстро отказывается от его услуг. Так же поступил и Александр I, сделавший Державина министром юстиции, но через год освободивший поэта от этой обязанности.

Выйдя в отставку, Державин всецело посвятил себя литературным трудам. Держакин-граждании увидел, а Державин-поэт предал позору продажность сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде», и призвал па их голову страшную кару:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
(«Властителям и судиям»)

Новое содержание поэзии требовало новых форм выражения. Соединяя слова «высокие» и «низкие» не только в пределах одного произведения, но и ставя их часто рядом, добиваясь при этом большой выразительности, поэт открывал дорогу развитию реалистического языка. Художественные открытия поэта обогатили русскую поэзию и преобразовали ее. Вот почему его наследие не уходит из нашей жизни.
В. И. Федоров

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин
[4]

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие стороны державииского мастерства отразились а «Признании»?

2. Над чем заставляют задуматься стихотворение «Река времен в своем стремленьи. » и четверостишие «На птичку»?

3. Подготовьте небольшое сообщение о Г. Р. Державине и выразительное чтение одного из его стихотворений.

4. Против чего боролся Державин в жизни и в поэзии?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение.
РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Какие слова и словосочетания в произведениях Державина вы бы отнесли к устаревшим? Какие — к разговорным, какие — к просторечным? Что их сочетанием достигается?

2. Как вы понимаете строки:

«Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им:
Ум и сердце человечье
Были гением моим.»;

«Падал я, вставал в мой век»?

3. Подготовьте «похвальное слово Державину – поэту и гражданину» или диалог о его жизни и творчестве.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. «На птичку» — впервые — «Памятник отечественных муз», 1827, стр. 102. Стихотворение написано, по-видимому, в 1792 или 1793 гг., а не в 1791 г., как предположил Грот (3. 482), ибо статс-секретарем Екатерины Державин стал только 13 декабря 1791 г. и оставался в этой должности по конец 1793 г. (см. прим. к стих. «Храповицкому» на стр. 407).
Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената. После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку».
Комментарий Я. К. Грота:
“Это четырестишие, напечатанное сперва в Памятнике отеч. Муз 1827 г. (стр. 102), а потом во всех посмертных изданиях Державина, написано конечно по тому поводу, что когда он попал в должность секретаря Екатерины II (1791), то государыня часто выражала ему желание, «чтоб он писал вроде оды Фелице» … «он и дал ей в том свое слово; но не мог оного сдержать по причине разных придворных каверз, коими его беспрестанно раздражали; не мог он так воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями» (Записки Д., Р. Б., стр. 320 и 379).
Разительное, хотя конечно случайное сходство с этими стихами представляет по идее басня Крылова “Кошка и Соловей”, как показывают следующие два стиха из середины ее:
«Пропой, дружок, хотя немножко. —
Но наш певец не пел, а только что пищал»”. (вернуться)

3. Река времен в своем стремленьи. – написано 6 июля 1816 г. Стихотворение, которое Державин вывел на стоящей в его спальне грифельной доске за три дня до смерти. Написав восемь строк, поэт не успел его закончить.
Впервые напечатано в «Сыне отечества», 1816, № 30, стр. 175.
Во все посмертные издания поэта вошло под заглавием «Последние стихи Державина». Иногда – под заглавием «На тленность». В заметке к этим стихам в «Сыне отечества» сказано: «За три дни до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет. Сии строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
В новгородском имении Званка на стене в кабинете Державина висела синхронистическая таблица-карта «Река Времен или Эмблематическое Изображение Всемирной Истории. », созданная Фридрихом Штрассом, переведенная Алексеем Варенцовым и изданная в Санкт-Петербурге в 1805 году. Струящиеся с небес «исторические потоки», подобно водопаду «Реки Времен», очень созвучны творчеству Державина, ибо на полях эмблематы есть струи и реки, моря и водопады, народы и их история. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». (См. Осип Эмильевич Мандельштам, статья «Слово и культура», 1921.).
Это восьмистишие представляет собой акростих, где по первым буквам строк читается: РУИНА ЧТИ. Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора.
Свидетельство о дне кончины Державина племянницы его второй жены, Дарьи Алексеевны, – Елизаветы Николаевны Львовой: «Там все еще дышало его присутствием: еще горела свечка, которую он сам зажег; молитвенник был раскрыт на той странице, где остановилось его чтение; тут лежало еще платье, которое он недавно скинул. Мы увидели аспидную доску, на которой он за два дня перед смертью – (6-го июля) начал оду о быстроте времени; первая строфа была ясно написана, и он сам читал ее Семену Васильевичу. За нею следовали два стиха второй строфы, и которую смерть помешала ему кончить…» (вернуться)

4. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г., ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г. (вернуться)

Ссылка на основную публикацию