Анализ стихотворения На птичку Державина 7 класс

«На птичку», анализ стихотворения Державина

Тема свободы в России была всегда одной из основных в творчестве поэтов разных столетий. Александр Сергеевич Пушкин не без гордости заметил, что в свой «жестокий век» восславил свободу. О свободе слова мечтали все поэты советской России, свободы не хватало «глашатаям и горланам» Владимиру Маяковскому, Владимиру Высоцкому, Иосифу Бродскому. Поэты при любой власти были рупором эпохи.

Однако первым ощутил на себе давление власти и поднял проблему свободы слова Гавриил Романович Державин уже в конце XVIII века. Еще служа в армии в чине подпоручика, Державин в 1773–1775 годах участвовал в разгроме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева против власти Екатерины II. Юный офицер Державин долгие годы чтил ее, ждал от императрицы проявления справедливости, милосердия, издания мудрых законов для благоденствия государства и народа.

После ухода с воинской службы Державин стал служить в небольшой должности экзекутора в Сенате, но при этом писал стихи. Сперва подражая, а затем, увлекшись, стал сочинять необычные для его современников лирические произведения. Гавриил Романович первым в русской литературе того времени начал говорить в стихах о мыслях и чувствах обычного человека языком, близким к разговорному.

Собрав вокруг себя кружок любителей поэзии, вошедший позже в историю русской литературы под названием «державинский», Гавриил Романович стал выразителем гражданского, общественно активного искусства. На своих заседаниях участники обсуждали несправедливость крепостного права, боролись за права угнетенных крестьян, искали справедливости в жизни и в литературе. Эти идеи оказали в дальнейшем влияние на творчество многих друзей Державина.

Сам же поэт прославился в 1783 году на весь Петербург, создав оду «Фелица», посвященную государыне Екатерине. И хотя вышла она анонимно, без указания авторства, многие из друзей Державина, а позже и остальных жителей Петербурга узнали стиль поэта, и авторство пришлось открыть.

Это была настоящая сатира на екатерининских вельмож, но героиня, названная именем придуманной когда-то ею самой сказки, выглядела настоящим ангелом. Идеализируя Екатерину II, Державин был абсолютно искренен, ведь он не знал ее близко, а она казалась ему воплощением самой справедливости. Зато вельможи были изображены в неприглядном свете, и если бы не благосклонность императрицы, которой понравилась ода, не сносить бы Державину головы.

Эта благосклонность аукнулась поэту позже. Приблизив его ко двору, Екатерина сделала поэта губернатором Тамбовской области, но он боролся со взяточничеством и произволом чиновников, пишущих на него жалобы. Екатерина сделала Державина своим секретарем в надежде, что он напишет про нее еще не одну хвалебную песню. Однако поэт, оказавшись в кругу приближенных русской царицы, чувствовал себя пойманной птицей в золотой клетке. И в 1792 (1793?) году он создает короткое, но полное горечи разочарования стихотворение «На птичку».

Короткие четыре строки эпиграммы (именно так определяют критики жанр стихотворения) раскрывают извечный конфликт свободы и несвободы. Пойманную птичку сжимают рукой, и она «вместо свисту» пищит, а ее заставляют петь. Таков вкратце лирический сюжет произведения. Современники Державина с легкостью понимали эту аллегорию: обласканный властью поэт оказался в железных тисках монаршего благоволения. Екатерина ждала от него новых восхваляющих творений в свой адрес, но Гавриил Романович, разочаровавшись в правлении русской царицы, не мог ее идеализировать по-прежнему, а писать сатиру тоже не получалось: слишком высокое положение в обществе он обрел.

Сжимающая птицу рука может означать и цензуру, которая во времена XVIII века была достаточно суровой. Екатерина II самолично прочитывала все литературные произведения, коих было в то время не так много. Вердикт, вынесенный царицей, означал начало карьеры или ее окончание. Такое положение дел не могло устроить людей искусства, которые видели свою задачу в том, чтобы обличать пороки общества и власти. Сильные же мира сего не желали слышать критику в свой адрес, поэтому притесняли тех поэтов и писателей, кто брал на себя смелость говорить правду.

О зависимости поэта говорит сама форма стихотворения. Державин использует неопределенно-личные предложения: «поймали птичку голосисту», «а ей твердят». Такая форма предложения не указывает на конкретное лицо, это означает, что говорить всю правду в лицо правителям Державин уже не смел. Когда-то, не будучи зависимым от своего положения в обществе, в гневной оде «Властителям и судиям» (1780) поэт выразил протест против произвола чиновников и их равнодушия к нуждам обычных людей.

В стихотворении «На птичку» Державин уже не находит в себе смелости говорить открыто («пищит»), поэтому вынужден прибегать к форме иносказания, что и доказывает мысль о несвободе творческого человека, приближенного ко двору. Вывод поэта очевиден: настоящий поэт должен быть независим от власти, чтоб «истину царям с улыбкой говорить».

Анализ стихотворения Державина На птичку

Анализ стихотворения Державина «На птичку»

Когда мы слышим имя Гавриила Романовича Державина, то вспоминаем оды к императрице Екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. Но Державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. Он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «На птичку», написанной в 1792 году.

В маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.

Автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. Но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.

Стихотворение основано на принципе аллегории. Птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. Рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена Державина очень жесткой.

Автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. Такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.

Размышления о смысле жизни и судьбе (по стихотворениям Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи. », «На птичку», «Признание»)

Стихи Державина красивы и философичны. Поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. В стихотворении «Признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. Державин честно говорит:

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид.

Поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «Я любил чистосердечье». В жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. И иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. Поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. И его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть вслух,

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось безупречно. Он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

Можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. И поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

Словом: жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

Поймали птичку голосисту

И ну сживать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. И в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.

Стихотворение «Река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. В этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Действительно, все когда-нибудь проходит. Человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не очень, но они не вечны. Проходит время, и все забывается. Приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. Важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

Читайте также:  Сочинение Анализ Оды Державина Фелица

На земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. Судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.

Творчество Гавриила Романовича Державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …Это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина», – с восхищением писал Н. В. Гоголь.

Видео-урок

Г.Р. Державин. Поэзия
Из литературы XVIII века

На уроке вы познакомитесь с жизнью и творчеством представителя русской литературы ХVІІІ в. Г. Р. Державина. Исследователь его творчества В. Л. Западов отмечает, что « Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, – русским не только по языку, но, главное, – по мышлению, “филозофии”, как говорил он сам». Доказательством этому утверждению послужат произведения поэта, которые прозвучат на уроке.

Урок: Г. Р. Державин. Поэзия

Гавриил Романович Державин (1743-1816) (Рис. 1). Именно с него, по существу, началась русская лирика. Впервые в русской поэзии высокий штиль был заменен ясным, народным, понятным языком. Впервые содержанием стихотворения стали мысли, чувства, переживания лирического героя.

Рис. 1. Г.Р. Державин. Портрет. Худ. В. Боровиковский (Источник )

«Ум и сердце человечье были гением моим», – говорит сам поэт.

Творчество Державина стало образцом для последующего, пушкинского поколения.

Анализ стихотворения «Признание»

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Если я блистал восторгом,

С струн моих огонь летел.

Не собой блистал я – богом;

Вне себя я бога пел.

Если звуки посвящались

Лиры моея царям, –

Мне они равны богам.

Если за победы громки

Я венцы сплетал вождям, –

Думал перелить в потомки

Души их и их детям.

Если где вельможам властным

Смел я правду брякнуть в слух, –

Мнил быть сердцем беспристрастным

Им, царю, отчизне друг.

Если ж я и суетою

Сам был света обольщен, –

Быв плененным, пел и жен.

Словом, жег любви коль пламень,

Падал я, вставал в мой век.

Брось, мудрец! на гроб мой камень,

Если ты не человек.

Поэт говорит о себе, что был искренним, не умел притворяться, лицемерить, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Он любил чистосердечие, то есть правду. Ценил и уважал людей за ум и доброе сердце. Если он и блистал делами, то не кичился этим, потому что все, что он делал, весь его талант был дан Богом. Если поэт хвалил царей, значит, он искренне верил им, и действительно они ему казались Богам равны. Поэт признается, что хвалу за громкие победы пел вождям-полководцам и хотел видеть таковыми их потомков. Признается в своих недостатках, что много проводил времени в свете, в суете, что очень любил женщин и слагал о них песни. В жизни поэта было все: и падения, и взлеты. Заканчивает стихотворение Гавриил Романович строчками, которые следует расценивать следующим образом: читатель не упрекнет поэта ни в чем, потому что поэт уверен, что упрекнуть его просто не за что.

Анализ стихотворения «На птичку»

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: Пой, птичка, пой!

Здесь изображен конфликт между свободой, которую олицетворяет птичка, и несвободой, клеткой, в которую ее посадили. А над чем заставляет задуматься это четверостишье? Конечно, над тем, что свобода выбора помогает раскрыться творческим способностям.

Анализ стихотворения «Река времени»

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Время стремительно в своем движении. Оно уносит людей, их дела, все исчезает с лица земли, из памяти: народы, царства и цари. А кому же дано бессмертие, по мысли Г. Р. Державина? Бессмертно то, что прошло через звуки лиры лира, лирика, поэзия. Бессмертно, по его мыслям, творчество, музыка, если они созвучны мысли и душе человека.

Рис. 2. Памятник Державину. г. Казань. (Источник )

Анализ стихотворения «Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

В этом стихотворении Державин поднимает тему высокого назначения поэта и поэзии. Стихотворения Державина отличаются от стихотворений Ломоносова, хотя принадлежат эпохе классицизма. Дело всё в том, что стихотворения Державина лиричны. Поэт смело заявляет о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Содержание его стихотворений нам более понятно, значит, доступно для читателя. Тексты трудно отнести к какому-либо штилю, потому что в одном стихотворении мы можем найти черты и высокого, и низкого штиля. В этом и есть новаторство Г.Р. Державина. Целью его работы было добиться большей выразительности и живости стиха, приблизить язык к живой речи.

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б. Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник ).
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник ).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник ).
  4. В.Л. Западов. Поэтический путь Державина (Источник ).
  5. Г.Р. Державин. Биография. Творчество (Источник ).
  1. Прочитайте оду Горация «К Мельпомене». Сравните с вольным переводом Державина. Как вы думаете, почему Державина заинтересовало стихотворение античного автора?

Крепче меди себе создал я памятник;

Взял над царскими верх он пирамидами,

Дождь не смоет его, вихрем не сломится,

Цельный выдержит он годы бесчисленны,

Не почует следов быстрого времени.

Так; я весь не умру — большая часть меня

Избежит похоро́н: между потомками

Буду славой расти, ввек обновляяся,

Зрят безмолвный пока ход к Капитолию

Дев Весталей, вослед Первосвященнику.

Там, где Авфид крутит волны шумящие,

В весях, скудных водой, Давнус где царствовал,

Будет слышно, что я — рода беззнатного

Отрасль — первый дерзнул в Римском диа́лекте

Эолийской сложить меры поэзию.

Сим гордиться позволь мне по достоинству,

Муза! сим увенчай лавром главу мою.

О произведениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи. » Г. Р. Державина

В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх шти­лей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высо­ких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

. Ум и сердце человечье Были гением моим.

Философское произведение «Река времён в своём стремленьи. » — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

помогите пожалуйста срочно нужен анализ стихотворения Державина “на птичку” или ” последние стихи днржавина”

$wet!k Мыслитель (6213) 6 лет назад

В эпиграмме 1792 года “На птичку” Державин пишет о невозможности поэта (своей) творить “на заказ”.
Короткое стихотворение «На птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

Читайте также:  Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига

Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свисту,
А ей твердят: «Пой, птичка, пой! »

В этом стихотворении речь идет о свободе. Именно она дороже всего как для птички, так и для человека. В условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.
В данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. Если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

Тигра Профи (633) 7 месяцев назад

“Если певчую птичку закрыть зажать в кулаке, она, естественно, задохнется.
Если ослабить кулак – она станет трепыхаться и вырываться на свободу.
Но если раскрыть ладонь, то ей незачем будет улетать, она будет петь!” – из к/ф “Забытая мелодия для флейты”.
Это стихотворение имеет и политический смысл, заключающийся в том, что избыточное административное давление на любую сферу жизни опасно для здоровья страны.

Послушайте стихотворение Державина На птичку

Анализ стихотворения «Птичка» Державина

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти» , он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет « голосисту »).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Анализ стихотворения “на птичку” державин​

ярким примером оптимизма и пессимизма в считается эпоха просвещения, в частности просветительский

в произведении вольтера “кандид” оптимист , а пессимист мартин

когда мы слышим имя гавриила романовича державина, то вспоминаем оды к императрице екатерине, в нашем сознании рисуются картины военных маршей, которые возникали при прочтении его военных од. но державин писал не только столь возвышенные произведения в стиле классицизма. он был и автором небольших эпиграмм, как, например, «на птичку», написанной в 1792 году.

в маленьком стихотворении, состоящем всего из четырех строк, автор смог поднял сложнейшую тему, тему подлинного творчества.

автор говорит о свободе творчества, о возможности писать и говорить то, о чем думаешь, о чем хочешь поведать народу. но зачастую авторов заставляют писать по указке, но такие поэты и писатели не смогут раскрыть свой истинный талант, их произведения будут серы и неинтересны.

стихотворение основано на принципе аллегории. птичка здесь – это человек, поэт, творческие возможности и желания которого были ограничены рамками. рука, сжимающая горло птичке – это власть, цензура, бывшая во времена державина жесткой.

автор призывает не загонять творческого человека в чрезмерно узкие рамки, заставлять писать его на заказ. такое творчество перестанет доставлять удовольствие, и мир потеряет сначала читателей, а затем и самого таланта, ведь талант, который угнетают, гаснет и исчезает как пламя, так и не успев создать все, что мог.

стихи державина красивы и философичны. поэт выражает в своем творчестве собственные мысли, надежды, стремления. в стихотворении «признание» речь идет о нравственной позиции самого поэта. державин честно говорит:

не умел я притворяться,

на святого походить,

важным саном надуваться

и философа брать вид.

поэт признается, что ему милей всего искренность и правдивость: «я любил чистосердечье». в жизни каждого человека случаются ситуации, когда приходится делать выбор. и иногда приходится наступать на горло собственной песне, для того чтобы не противостоять окружающим. поэт в своем стихотворении признается, что никогда не лгал, честно выражал свое мнение. и его в меньшей степени беспокоила реакция окружающих:

если где вельможам властным

смел я правду брякнуть вслух,

мнил быть сердцем беспристрастным

им, царю, отчизне друг.

державин признается, что, может быть, далеко не все ему удавалось . он честно признает свои ошибки, говорит, что его можно осудить за некоторые слабости, например за чрезмерное увлечение светской жизнью.

можно констатировать, что в своем стихотворении поэт, ничего не скрывая, откровенно говорит о своей жизни, о слабостях и достоинствах, которые сопровождали его на протяжении всего жизненного пути. и поэтому он не боится осуждения, ведь ему нечего стыдиться в своей жизни.

словом: жег любви коль пламень,

падал я, вставал в мой век.

брось, мудрец! на гроб мой камень,

если ты не человек.

короткое стихотворение «на птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

поймали птичку голосисту

и ну сживать ее рукой.

пищит бедняжка вместо свисту,

а ей твердят: пой, птичка, пой!

в этом стихотворении речь идет о свободе. именно она дороже всего как для птички, так и для человека. в условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

в данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие. и в этом случае человек превратится в пассивное и инертное существо.

стихотворение «река времен в своем стремленьи» удивительно красиво. в этом стихотворении автор размышляет о вечности, о том, что абсолютно все человеческие дела и стремленья рано или поздно будут забыты.

река времен в своем стремленьи

уносит все дела людей

и топит в пропасти забвенья

Читайте также:  Анализ стихотворения Водопад Державина

народы, царства и царей.

действительно, все когда-нибудь проходит. человеческие поступки могут быть злыми и добрыми, благородными или не , но они не вечны. проходит время, и все забывается. приходят новые люди, которые не помнят о том, что было до них. важно лишь то, что есть сейчас, потому что все остальное просто не имеет значения.

на земле нет ничего вечного, поэтому не имеет смысла придавать поступкам и действиям человека слишком большое значение. судьба всего земного слишком хрупка и эфемерна, все существует только лишь какой-то миг.

творчество гавриила романовича державина интересно еще и тем, что автор использовал новые формы выражения. «слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. …это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме державина», – с восхищением писал н. в. гоголь.

в эпиграмме 1792 года “на птичку” державин пишет о невозможности поэта (своей) творить “на заказ”.

короткое стихотворение «на птичку» имеет на самом деле глубочайший смысл.

поймали птичку голосисту

и ну сжимать ее рукой.

пищит бедняжка вместо свисту,

а ей твердят: «пой, птичка, пой! »

в этом стихотворении речь идет о свободе. именно она дороже всего как для птички, так и для человека. в условиях несвободы птичка никогда не будет петь, она лишается голоса, и сама жизнь для нее немила.

в данном случае поэт прибегает к приему аллегории, потому что птичка символизирует человека. если жизнерадостного, деятельного человека загнать в тесные рамки, то сама жизнь перестанет доставлять ему удовольствие, а он сам превратится в пассивное и инертное существо.

«Птичка» – анализ стихотворения Г.Р. Державина

История создания

Дата написания стихотворения точно неизвестна. Предположительно Державин создал его в 1792—1793 годах, но опубликовано оно было только в 1827 году. Перед этим императрица Екатерина II была сильно потрясена поэтическим талантом Державина. Он посвятил ей оду «Фелици» и она решила щедро его наградить. Гавриил Романович получил множество дорогих подарков и место придворного секретаря.

Екатерина II неоднократно намекала, что хотела бы услышать новые стихи. Только они должны посвящаться ей. Державин словно оказался в тисках.

Ситуация осложнялась тем, что другие вельможи завидовали ему и строили козни.

До этого Державин боготворил монархию, но стоило ему узнать получше жизнь придворного двора и он разочаровался. Монаршее благоволение оказалось клеткой. Поэт сравнивал себя с птицей, которая угодила в сеть, поэтому его четверостишье наполнено такой горечью.

Художественные приемы

Стихотворение состоит всего из четырех строк. В нем рассказывается о голосистой птице, которую поймали и сжимают в руках. Вместо свиста она только пищит, но ее заставляют петь. В таком небольшом произведении поэт поднял важную тему — свобода истинного творчества. Часто творческие люди вынуждены делать то, что им велят, поэтому их работы оставляют людей равнодушными.

Основной смысл произведения — только свободный поэт может создавать настоящие произведения. Любое давление только подавляет талант, тогда вдохновение покидает творца. Со временем способность писать стихи и вовсе пропадает.

Стихотворение написано в жанре эпиграммы — короткого сатирического произведения, призванного кого-либо или что-либо осмеять. Именно это позволило Державину лучше всего передать свою идею. В произведении нет особых средств выразительности:

  • эпитет «голосист» представляет собой краткую архаичную форму слова, которая позволяет придать работе характерный стиль;
  • иносказания — под образом птицы поэт понимает нечто большое;
  • аллитерация — повторяется буква П, которая воспринимается как презрительное «пф».

На уроках литературы в школе изучают разные работы Державина — «Признание», «Река времен», «Последние стихи» и другие. Это позволяет хорошо понять творчество поэта.

Сравнение некоторых работ

Некоторые люди путают работы Пушкина и Державина. Они оба сделали серьезный вклад в развитие поэзии. Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина позволяет увидеть особенности работы Александра Сергеевича. Он написал ее после того, как попал на службу в Кишиневе. Это было во время южной ссылки и поэт ненавидел ее.

В «Птичке» Пушкин, как и Державин, выразил свое стремление к свободе. Он также сравнил крепостного с птичкой в клетке. Помещик мог даровать вольную во время Пасхи и этого многие ждали. Некоторые литературоведы считают, что Александр Сергеевич создал образ души в своем стихотворении, поэтому, если человек отпускает на волю живое существо, он получает освобождение от грехов. Доброта и милосердие способно утешить человека, даже если он находится в неволе.

Схожие мотивы есть в работе А. Плещеева «Дети и птичка». Анализ стихотворения позволяет выделить главную мысль работы — некоторые живые существа должны улетать на время холодов, иначе они погибнут. Но с наступлением тепла птицы вернутся и снова будут радовать детей.

При анализе любых стихотворений нужно уделять внимание не только разбору композиции и темы работы. Важно выделять средства выразительности, авторскую позицию. Это позволит лучше понять замысел автора.

«Птичка» анализ стихотворения Державина по плану кратко – рифма, разбор, главная мысль, эпитеты

Занимая высокий государственный пост, Гавриил Романович Державин не изменял своему призванию поэта. К позднему периоду его творчества относится короткое стихотворение «На птичку», в котором всего в четырех строках было поднята глубокая и сложная тема. Предлагаем краткий анализ «Птичка» по плану, который пригодится при разборе произведения и подготовке к уроку по литературе в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На птичку.

История создания – Стих бы написан в 1792-1793 годах, впервые опубликован в 1827 году.

Тема стихотворения – Центральная тема произведения – свобода, но свобода не только в творчестве, но и в других сферах жизни.

Композиция – Произведение состоит из четырех строк, в которых заключен глубокий философский смысл.

Жанр – Эпиграмма.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «голосиста».

История создания

Точной даты написания стихотворения «На птичку» неизвестно (предположительно в 1792-1793 годах). Опубликовано оно было гораздо позже – в 1827 году, а далее – уже в посмертных сборниках Г. Р. Державина.

Написанию четверостишия способствовали следующие события. Императрица Екатерина II была настолько впечатлена поэтическим мастерством Державина, посвятившим ей оду «Фелица», что пожелала как можно более щедро наградить талантливого поэта. Помимо дорогих подарков, она приблизила ко двору Гавриила Романовича, назначив его своим придворным секретарем.

Государыня, польщенная хвалебными одами в свой адрес, неоднократно намекала поэту, что не прочь вновь послушать посвященные ей стихи. Давление со стороны императрицы осложнялось завистью иных вельмож, частыми заговорами, кознями и интригами.

Державин, который ранее идеализировал монархию и царский престол, был разочарован. Оказавшись в стальных тисках монаршего благоволения, он чувствовал себя, словно пойманная в сети птица. Так и родилось полное горькой сатиры четверостишие «На птичку».

В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.

В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.

Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.

Композиция

Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.

Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.

Произведение написано в жанре эпиграммы – короткого сатирического стихотворения, призванного кого-либо или что-либо осмеять.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Средства выразительности

Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.

В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).

Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».

Ссылка на основную публикацию