Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

Анализ стихотворения Бабушкины сказки Есенина

О бабушке поэт вспоминает с большой теплотой: «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ». Вот эта самая бабушка знала много сказок, старинных преданий. Когда Сергею исполнилось 16 лет, Натальи Евстихиевны не стало, и он впервые почувствовал боль и одиночество. Не кто иной, как бабушка, привила Есенину любовь к чтению и к литературе в целом.

Спустя годы, Сергей напишет стихотворение, посвященное ей, любимой и незабвенной. «Бабушкины сказки» – так назвал Есенин произведение, в котором описывает эпизод своего детства. Мало того, что у мальчика были весёлые дядюшки, так ещё очень часто другие внуки приезжали навестить деда и бабушку. Они подолгу гостили у стариков. Ох, тогда становилось безумно весело! Дети находили для себя уйму развлечений. А, наигравшись вдоволь, уставшие и счастливые торопились домой к бабушке и к печке.

«… По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака».

Автор просто и незатейливо описывает вечера в деревне, особенно зимой, когда дети усаживаются рядом с бабушкой и, затаив дыхание, слушают её сказки. Неизвестно, какие именно сказки она рассказывала, но дети в эти минуты забывали, что уже давно пора спать. Они с головой окунались в тот волшебный мир, о котором повествует бабушка Наталья. Её тихий журчащий голос завораживает детей. Они делают вид, что не слышат, как зовёт их мама, и готовы слушать чудесные истории до утра, представлять себя героями, прекрасными принцами и принцессами, совершать подвиги и бороться с чудовищами.

«И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт!»

Поэзия Есенина кажется удивительно невесомой, доступной, легко читаемой и воспринимаемой, и вместе с тем утончённой, глубокой, возвышенной. Его творчеству присущи проникновенный лиризм, глубина философской мысли. У Есенина природа обобществляется с человеком и потому так глубоко волнует нас. Его поэзия наполнена любовью к людям, к природе, Родине, проникнута тонкой душевностью.

Есенин… Поэт, любимый многими. Его стихи кажутся такими летящими, звонкими, певучими. Композиторы часто писали музыку на его стихи. Родился поэт в Рязанской области 21 сентября (по старому стилю 3 октября) 1895 года в крестьянской семье. Прожил всего 30 лет, но оставил после себя богатое наследие лирических произведений. Сергей Александрович был последним поэтом, воспевавшим ту крестьянскую Русь, где он родился и вырос.

Когда маленькому Серёже исполнилось 2 года, родители расстались, и он воспитывался у дедушки по материнской линии, по тем временам довольно зажиточному. У деда было ещё трое взрослых сыновей, отчаянные шалопаи и шутники. С ними да с двоюродными братьями прошло детство Есенина.

Вариант 2

Много раз Есенин говорил о том, что самые запоминающие воспоминания, о которых он всегда рассказывал с восхищением и удовольствием, и это все было с ним в детстве. Конечно, он не родился в богатой семье, где все у него было. Наоборот, он родился в простой семье крестьян. Им постоянно не хватало денег. А немного погодя родители писателя разругались и стали жить раздельно. А вот Есенин отправился жить к бабушке. И после этого очень долго не виделся ни с родителями, ни с сестрами. Вот только скучно ему не было, ведь к ним постоянно приезжали другие дети и они вместе очень весело и шумно проводили время и всегда находили, чем заняться.

Есенин сначала писал стихотворения, а потом читал их бабушке и ей это все очень даже нравилось. И она все больше и больше начала подталкивать его к тому, чтобы он самостоятельно начал сочинять стихотворения, а потом выставлять на всеобщее обозрение. А тем временем дедушка каждый вечер пересказывал ему Библию.

Кроме этого иногда бабушка рассказывала своему внуку разные сказки, вот только Есенину не нравились они и тогда он решил просто переделывать их по-своему.

Когда парню исполнилось шестнадцать лет, то у него умерла любимая бабушка. А немного попозже он решил вернуться в свой дом, где он родился и вырос, хотя чувствовал себя не совсем уютно здесь. Но прожил он здесь недолго, а потом перебрался в Москву, где и решил, что станет поэтом. Вот отсюда и немного погодя и появилось новое стихотворение под названием «Бабушкины сказки», которое было написано в 1915 году.

Зимой большое количество детей собирались в доме у Есенина и слушали как его бабушка рассказывает разные сказки на ночь, а потом просили еще и еще. Порой бабушка рассказывала новые сказки, а есть и такие, которые раньше ребята уже слышали. Иногда они делают вид, что ничего не слышат, и продолжают слушать сказки.

Когда сказки кончились, все расходятся по кроватям, а спать им совсем не хочется. И тайком бегут к бабушке и просят еще сказки. Конечно же, бабушка не может им отказать, вот только уже очень поздно и ей тоже хочется отдохнуть. Вместе с этими сказками каждый ребенок ощущает себя настоящим героем, которые также как и герои сказки могут совершать настоящие чудеса.

Анализ стихотворения Бабушкины сказки по плану

Бабушкины сказки

Возможно вам будет интересно

Настоящие чувства, которые автор раскрывает в стихотворении «Закружилась листва золотая», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необыкновенная внимательность к любимым

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

Стихотворение Мандельштам написал в 1910 году в возрасте 19 лет. На тот момент поэт пересмотрел свое увлечение символизмом в сторону акмеизма. В 1908 году он познакомился с Николаем Гумилевым

Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.

Краткий анализ стихотворения Есенина «Бабушкины сказки» по плану

1. История создания

Бабушка Наталья Евстихиевна была дорогим и близким Есенину человеком. Она вырастила его, научила читать и писать, привила любовь к книге.

С любимой бабушкой маленький поэт ходил на богомолье, в дедовском доме слышал песни странников, которые потом воспроизводил в стихах и поэмах.

«Бабушка любила меня изо всей мочи», — вспоминал Есенин. Она была для него так же близка, как Арина Родионовна для Пушкина.

В 1915 году бабушки не стало, и поэт вернулся в дом родителей, где почувствовал себя одиноко. После этого он принял решение переехать в Москву.

Стихотворение «Бабушкины сказки» стало своеобразным прощанием с детством, домом деда и бабушки, малой родиной.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в традициях реализма.

3. Род

Оно представляет собой образец малой лирики.

4. Жанр

По жанру «Бабушкины сказки» — лирическое стихотворение, написанное по воспоминаниям о прошедшем детстве.

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему памяти. Даже те, кого нет с нами сегодня, остаются в наших сердцах на всю жизнь. Свет их любви согревает нас, как тепло русской печки и волшебство народных сказок.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – любовь к бабушке.

Бабушки – это хранительницы и передатчицы культуры. Именно они рассказывают внукам сказки, учат их читать, сажать семена, делать что-то своими руками.

Мудрость и тепло наших бабушек согревают нас всю жизнь.

7. Идея

Детям кажется, что бабушка – это сказочная волшебница. Она рассказывает им про чудесные миры, говорящих зверей, царевичей и царевен.

Мир доброй выдумки и житейской мудрости неразрывно связан с бабушкиными глазами, руками, улыбкой. Бабушкина становится образом идеальной любви.

8. Пафос

В каждой строчке стихотворения звучит любовь к бабушке, ностальгия по беззаботному детству и тому абсолютному счастью, которое дарили детскому сердцу её сказки.

9. Система образов

Образы детства складываются из описания зимнего вечера. Возвращаясь с прогулки, деревенские ребятишки «в два рядка» садятся слушать бабушкины сказки. Они готовы сидеть так до утра, и даже приказ матери ложиться не имеет силы – так притягательно волшебство бабушкиных историй.

Образный ряд выстраивается за счёт однородных сказуемых: «идём, бредём», «садимся», «сидим, еле дышим», «притворимся, что не слышим», «загалдели, начинаем приставать».

Бабушка уступает уговорам, лишь робко спрашивая: «Что ж, сидеть-то до зари?» Эта краткая реплика характеризует её спокойный миролюбивый нрав, огромную любовь к детям.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж стихотворения – бабушка. Она рассказывает сказки и согревает всех своим теплом. Вокруг неё собираются внуки, другие ребятишки.

Также на заднем плане возникает образ матери. Ясно, что в картине есенинского детства образ бабушки ярче и полнее образа матери. Она – центр детской вселенной, душа дома.

11. Лирический герой

Лирический герой растворён в толпе ребятишек. Он никак не проявляет свою индивидуальность.

Это детское «мы» говорит о том, что тогда поэт чувствовал себя частью целого, звеном рода, ещё не испытывал чувство одиночества и покинутости, характерное для его позднего творчества.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения прост. Ребятишки возвращаются зимним вечером домой. Они накатались на санках и спешат обогреться, послушать на ночь сказки.

Все понимают, что пора спать, но бабушкины сказки так захватывают детей, что они готовы сидеть перед ней до самого утра.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом и втором четверостишии присутствует завязка – дети собираются дома.
  • В третьем четверостишии появляется развитие действия: поэт описывает детскую радость, упоение сказками.
  • В четвёртом четверостишии звучит кульминация: пора спать.
  • Наконец, в пятом следует развязка:

Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения приближен к разговорной речи. Кажется, что поэт делится воспоминанием о детстве в кругу друзей.

Есть в нём слова «задворки», «салазки», которые могут показаться современным детям незнакомыми. Для тех же, кто вырос в деревне, их смысл вполне понятен.

В стихотворении преобладают глаголы, почти не используются средства художественной выразительности. Секрет произведения в простоте и естественности рассказанной истории, в том, что по содержанию она близка каждому ребёнку и взрослому.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение не разбито на строфы, но условно можно выделить в нём пять четверостиший, так как оно состоит из двадцати рифмующихся строк.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • ряды однородных членов: «по сугробам, по пригоркам»; «идём, бредём»; «сидим, еле дышим»;
  • эпитеты: «разухабистой гурьбой», «скажет несмело».

С помощью аллитерации на «шк», «ск», «пр» поэт передаёт настроение зимнего вечера в деревне: блеск и хруст снега, потрескивание лучины и огня в печи, ласковый голос бабушки.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Я помню любимая помню

Ассонансы с «и», «о», «э» усиливают настроение ностальгии, вызывают ассоциацию с чем-то бесконечно близким, милым, дорогим, вызывая щемящее чувство сопричастности к героям стихотворения.

17. Значение произведения

Стихотворение «Бабушкины сказки» — это прощание Есенина с домом, в котором он вырос, миром детства и бабушкиных сказок.

А ещё это гимн русским бабушкам, которые воспитывали и воспитывают умных добрых внуков, не жалея на них ни сил, ни времени, ни души.

18. Актуальность

Стихотворение Есенина всегда будет актуально для русских людей. В каждой семье есть бабушка, и, несмотря на то, что времена меняются, бабушки в нашей стране очень много времени проводят с внуками, они учат их добру.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Бабушкины сказки». Я хорошо помню, как бабушка рассказывала мне сказки, когда я был помладше.

Люди живут сейчас не в избушках, а в квартирах, читают разные истории с экранов своих планшетов, но тепло, которое может дать только близкий человек, остаётся неизменным. Мир был бы скучным и пустым без наших бабушек!

20. Чему учит

Стихотворение учит нас помнить и любить своих бабушек, ценить каждый день, проведённый с ними.

Когда мы были маленькими, они заботились о нас. А теперь наша очередь ухаживать за ними, радовать приятными мелочами, хотя бы иногда звонить и приезжать в гости. Бабушка не всегда будет рядом. Успейте сказать ей, что любите её.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

ЛЮБОВЬ К БАБУШКИНЫМ СКАЗКАМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ С. ЕСЕНИНА «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

С первых поэтических сборников Сергей Александрович выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В своих стихах он проявлял любовь ко всему живому, к жизни, Родине, семье. Есенин говорил, что самые теплые, нежные и светлые воспоминания у него связаны с детством. Он родился в простой небогатой крестьянской семье, его родители разошлись, и мальчик жил с бабушкой Натальей Евстихиевной, поэтому можно сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки. Сергей Александрович всегда трепетно отзывался о своей бабушке, именно она привила будущему поэту любовь к литературе, так как всегда рассказывала ему много народных сказок и преданий. После смерти бабушки, в 1915 году Есенин создал очень трогательное произведение «Бабушкины сказки», в котором отразил свои детские воспоминания. Стихотворение было опубликовано в Московском журнале «Доброе утро».

Это произведение относится к лирическому жанру, и такому литературному направлению, как романтизм, поэт в стихотворении говорит о своих чувствах, эмоциях, воспоминаниях. Этот жанр занимает важное место в творчестве Есенина, так как большинство его произведений наполнено искренними чувствами и переживаниями.

Темой стихотворения является любовь к бабушке и её сказкам. Название произведения сразу вызывает теплые и светлые чувства, ведь у многих слово «бабушка» ассоциируется с чем-то уютным, добрым, ласковым. Произведение состоит из пяти четверостиший и начинается со строк:

«В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.» [2]. Здесь автор определяет время и место, мы узнаём, что действие происходит в деревне снежной зимой, где дружная толпа детей весело и задорно, пробираясь через сугробы, возвращается домой. Однако читателю может быть непонятно, о ком именно идет речь, и он задает вопрос: кто «мы»? Есенин использует местоимение «мы», так как он не один жил в доме бабушки, с ним жили трое дядей – подростков, и часто приезжали погостить другие внуки, поэтому в доме всегда была большая дружная компания.

Во втором четверостишии:

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.» [2] мы понимаем, что за весь день детям надоедают катания на санках, игры, они устают, но, не смотря на это, у них еще есть силы для сказок, которые им будет рассказывать бабушка.

«И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.» [2]. Благодаря этому четверостишию, мы видим, насколько захватывающе бабушка рассказывает детям сказки, что те еле дышат, лишь бы не перебить интересную сказку. Ребята даже готовы пойти на небольшую хитрость: притвориться, что не слышат маму, когда она зовёт их.

В следующих строках:

«Сказки все. Пора в постели.

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.» [2] говорится о том, что дети очень огорчены тем, что сказка закончилась. Они продолжают просить бабушку рассказать им что-нибудь еще, ведь после такой интересной сказки спать уже совсем не хочется.

«Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело —

Говори да говори» [2] – в последнем четверостишье показано отношение бабушки к детям. Она не хочет обижать их своим отказом продолжать рассказывать сказки, говорит «несмело», но и продолжать не может, ведь ребятам давно пора спать.

В произведении преобладает хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге, а в строке в целом на первом, третьем, пятом и т.д. Стихотворение состоит из пяти четверостиший. Ему характерна перекрестная рифмовка, где первый стих рифмуется с третьим, а второй с четвертым:

«В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.» [2]. Автор использовал именно эту систему рифмовки, так как она позволяет лучше всего передать настроение произведения и усилить эмоциональное воздействие на читателя.

В стихотворении используются такие стилистические средства, как олицетворение: «Время к полночи идет»; ряды однородных членов: «По сугробам, по пригоркам», «Мы идем, бредем»; риторические вопросы: «Но а как теперь уж спать?», которые помогают автору передать ту дружную атмосферу, поведение и отношение ребят к бабушке и ее сказкам. В произведении встречается устаревшая лексика, например: «по задворкам», «разухабистой гурьбой», «опостылеют салазки» [2]. Автор употребляет устаревшие слова для того, чтобы читатель смог как можно точнее представить картину происходящих действий, а синонимы устаревших слов не смогут передать тех эмоций и настроения всего стихотворения. Однако такие слова могут вызвать затруднения у учащихся, которые изучают это произведение в начальной школе, дети не поймут значения устаревших слов, поэтому учителю необходимо это учитывать и заранее объяснять значение таких слов. Стоит отметить, что буквально каждое слово в стихотворении очень точно подобрано автором, например если бы поэт вместо слова «загалдели» – «зашумели, закричали, начали перебивать» написал «заговорили», то настрой произведения сразу бы изменился.

В конце хотелось бы выразить свое отношение к этому произведению. Это стихотворение по-настоящему вдохновило меня. Читая каждое слово, каждую строчку, ты окунаешься в этот беззаботный мир детства, вспоминаешь свои уютные посиделки с бабушкой, её добрые, наполненные волшебством, сказки, весёлые морозные деньки, проведенные с друзьями на улице. И я думаю, что это произведение не оставило равнодушным ни одного своего читателя. Безусловно, данное стихотворение актуально в наше время, оно формирует положительный настрой детей к чтению, что сейчас очень важно и необходимо. Поэт сумел показать, насколько захватывающи и удивительны детские сказки, что хочется взять книжку и прочитать их вновь.

Как сделать анализ стихотворения Есенина “Бабушкины сказки”?

Сергей Александрович Есенин родился в далеком 1895 году. Его родители к сожалению разъехались по разным селам когда мальчику было всего 2 годика, поэтому его воспитывала бабушка Наталья Евстихиевна, она и привила мальчику любовь к литературе. Маленький Сережа купался в любви бабушки и об этом детском времени у поэта самые светлые и нежные воспоминания. Детворы в том доме всегда было много, это и его дядьки-подростки и другие внуки, им всегда было весело. Бабушки не стало когда поэту исполнилось 16 лет, Сергей Есенин уехал в Москву и в 1915 году написал стихотворение, которое посвятил любимой Наталье Евстихиевне, своей бабушке.

Каждая строчка стиха написана с большой теплотой и любовью. Мы видим что все дети любят слушать сказки бабушки и после зимних забав на улице они спешат домой послушать про Ивана-дурака и так тихонечко сидят до полуночи.

Вот так просто с легкой руки Сергея Есенина мы окунаемся в то далекое время, в деревенскую избу, где тепло и уютно, в печи тихо потрескивают дрова, пахнет пирогами и нежный голос бабушки рассказывает сказки.

Стихотворение – это зарифмованное произведение. Отличается оно от прозы тем, что имеет бóльшее количество средств художественной выразительности, также в стихотворениях есть свои размеры, зависящие от ударения в слогах. Это ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль. В стихотворениях можно увидеть разнообразные способы рифмовки: перекрёстная рифма, кольцевая или опоясанная, сплетённая.

Стихотворение ” Я покинул родимый дом” было написано С. Есениным в 1918 году. В это время поэт находился в Москве и работал в издательстве.

Стихотворение вызывает чувство одиночества и тоски. Поэт скучает по своему дому в селе Константиново рязанской области, где прошло его детство. Он любил природу тех мест, олицетворял поля, деревья в своих стихотворениях. Ему было одиноко и неспокойно вдали от родного дома.

Есенин пишет: ” Я не скоро, не скоро вернусь! “, оттого ему еще печальней, но в тоже время, как бы оправдываясь, сравнивает себя со старым кленом, стерегущим “голубую Русь”, якобы это он сам.

Есенин догадывался, что скорее всего у него не будет возможности приехать на родину, поэтому посвятил этому месту данное стихотворение.

Для начала приведу само стихотворение:

Как мы видим, оно очень простое, легко запоминается, чувствуется его юмористическое настроение.

За время нахождения в сказке, автор посещает три локации: волшебную избушку на курьих ножках Бабы Яги, логово Кощея и Змея Горыныча. Самых ярких сказочных персонажей.

Бальмонт как будто подшучивает над персонажами и гордится своей ловкостью и умением обвести вокруг пальца суровую нечисть, оставшись незамеченным. Ведь так легко озорничать и не бояться, когда у тебя есть волшебная шапка-невидимка.

Автор как будто погружается в атмосферу детства и игры, несмотря на то, что он уже носит усы, то есть является взрослым человеком. Он не повредничать к ним пришёл, он любопытничает и балуется, как любой ребёнок.

Мне стихотворение очень понравилось тем, что в процессе чтения можно пофантазировать и оказаться в сказке на месте героя и хоть капельку подсмотреть за тем, как ведут себя герои сказок в непринужденной обстановке. И пусть нам не рассказали о том, как же происходил поиск жемчугов у Кощея, но фантазия все равно включается и додумывает остальные шалости автора.

Читайте также:  Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная Есенина

Вот такое стихотворение написал Валерий Брюсов.

Главная мысль в стихотворении в описании своих страхов во время сновидений.

Теперь попробую ответить на вопросы для 4 класса Климанова, Горецкий, 2-я часть, стр. 69-70 Опять сон Брюсов.

  1. Когда я читала это стихотворение, я будто сама оказалась в пустыне. Я увидела картину, как лев из кустов подкрадывается к зебре и как слышно что гиппопотам где то громко идет сквозь заросли. И повсюду пугающие меня звуки. Уже наступает ночь, становится страшнее, но я вижу как зебра убегает от льва. А звуки при этом все сильнее и я думаю вдруг сейчас ко мне выйдет медведь. Но это только сон.
  2. В предыдущих двух строчках говорится о том что автор находится на утесе, там безопасно, но он внимательно слушает и смотрит. А в этих строчках имеется в виду, что автор знает из рассказов или книжек (виденья старых басен) как опасно находиться рядом с дикими животными и поэтому его это будоражит.
  3. В четвертом и пятом четверостишии автор предполагает: А вдруг к нему выйдут злобные карлики или вдруг лес загорится и все сгорит дотла. Эти строки в вопросительной форме потому что автор не знает что может произойти, но страх его увеличивается и в голове сразу возникают различные опасности. Это напоминает мне страх детей, которые спрашивают: А не влезет ли чудище из под кровати?
  4. По всем строчкам чувствуется что рассказчик чувствует страх. Это прямо написано в строчке:

5, Настроение поэта немного меняется. В начале стихотворения он чувствует себя в безопасности и поэтому более менее спокоен, просто слушает и смотрит. Но потом страх начинает рисовать разные опасности и ему становится страшно. С каждой новой строкой его страх только усиливается.

Я бы сделала паузу после слов: тянется к реке. Потому что вроде все налаживается, зебра убежала от льва, но потом чувствуется что страх нарастает потому что стали слышны новые звуки.

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. “Бабушкины сказки”

Дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала

Образовательные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
  • Учить анализировать поэтическое произведение
  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
  • Учить рассуждать, делать выводы

Развивающие:

    Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная

Раздел: поэтическая тетрадь

Средства обучения: Учебник “Родная речь 4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71; Презентация; книги со стихами С.А.Есенина; грамзапись

Ход урока

Этапы урокаСодержание урокаПримечания
1.Организационный моментУчитель: Сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение, улыбнитесь.
2.Речевая разминкаВыполним несколько упражнений для развития артикуляции

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1–5. Задержка дыхания на 1–3. Выдох на 1–5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.

– Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.

Учитель: Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией.

Ученики: Валерия Яковлевича Брюсова

1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни
3. Соблюдать знаки препинания
4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Слушание нескольких учеников

Учитель: Ваши впечатления от чтения товарищей За что можно похвалить? Какие замечания?

Слушание в парах, взаимооценка

А.С.Пушкин
В.В.Бианки
456
Е.А.Благинина
Н.Н.Носов
23
В.А.Осеева
1
А.А.Фет

Учитель: Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

А.С.Пушкин, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи

Ученики: можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.

Учитель: Действительно, это Сергей Александрович Есенин

Откройте учебники на странице 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? А сейчас прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?

Сформулируйте тему урока полностью.

Ученики: Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Учиться правильно, выразительно читать

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

“Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Учитель: Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

Учитель: я сейчас прочитаю стихотворение, а вы расставьте паузы

Уточним значения некоторых слов:

  • по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
  • разухабистой гурьбой – молодцеватой,
  • задорной
  • бредём – синоним – шагать

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

салазки – маленькие деревянные ручные санки

Могли быть такие в детстве у Есенина?

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

работа со словарём по группам:

1 семейка – задворки, 2 семейка – разухабистый с.655

салазки, 4 семейка-галдеть

приём стилистического эксперимента

(работа с карандашом.)

Проверка:
Какие чувства нужно передать при чтении?

первые четыре строки – дети устали
следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий
последние – обрадовались

Помним – стихи читаем…
Чтение вслух
За что можно похвалить?
Какие замечания?

учитель помогает при чтении соблюдать паузы с помощью счёта:

Учитель: выскажите своё отношение к поэзии Есенина через синквей

Анализ стихотворения С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

Конспект урока по Литературному чтению в 4 «Е» классе

на тему: «Анализ стихотворения С . А . Есенина « Бабушкины сказки»

УМК «Школа России»

Цель: Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Образовательные: Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические произведения;

Развивающие: пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.

развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать лирические произведения.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник «Родная речь» 4 класс

Оформление доски

Тема урока: С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Нет в мире краше Родины нашей

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

I .Организационный

– Здравствуйте! Меня зовут Светлана Николаевна и я проведу у вас урок Литературного чтения.

Дети приветствуют учителя, садятся за парты.

Дети готовы к работе на уроке.

II. Речевая разминка

Ребята, прочитайте пожалуйста предложение на доске. (оформление доски -1) (учитель показывает на него указкой

Нет в мире краше Родины нашей.

Все читают глазками, а Ваня вслух.

Скажите, к какому виду устного народного творчества относится.

Как ее нужно произносить?

Ребята, скажите, что значит «краше»?

Ребята, скажите, о чем говорится в этой пословице?

Первый ряд прочитайте с выделением голосом слова «краше» и «нашей». Послушайте как это делаю я.

Итак, три –четыре.

Второй ряд, прочитайте с выделением слова «Родины»

Послушайте как это делаю я.

Так вот сегодня мы будем говорить о красоте природы нашей родины, изучать стихи о России

Подготовили к восприятию нового материала

I I I. Этап проверки д/з.

– Ребята, дома вам нужно было выучить наизусть стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Детская».

Какое по характеру это стихотворение?

С какой интонацией вы будете его рассказывать?

Сейчас 2-3 минутки даю вам на повторение, а затем я буду вас спрашивать.

– Кто желает рассказать стихотворение?

Проверили знания прошлого занятия

IV .Этап изучения нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.

-Чем отличается стихотворение от рассказа?

С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта.

1. Дерево – символ России

2. Дерево, которое без ветра дрожит.

3. Вечнозеленое дерево.

4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.

5. Самое липкое дерево.

6. Подружка кедра.

– Сейчас мы с вами послушаем несколько стихотворения Сергея Александровича.

Итак, Какая же тема главная в творчестве Есенина?

Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино

Село утопало в зелени.С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

“Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.”

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

– Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

– Откройте учебник на странице 71.

– Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке. Но сначала уточним значение слова, догадайтесь какого?

– Найдём его значение в словарике в конце учебника.

Маша прочитай нам.

– Я сейчас прочитаю стихотворение «Бабушкины сказки», а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

– Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

– Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

– Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение?( тёмного или светлого)

– откуда пришли дети?

– Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?

– Какие сказки слушают дети?

– Много ли сказок рассказывает им бабушка?

( Почему вы так решили)

– Хотят ли дети спать? Почему?

– Дети какие в изображении автора?

– С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?

– У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой

– Уточним значения некоторых слов:

Ребята, как вы думаете что значит «по задворкам» – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором

– «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,

– «бредём» – синоним – шагать

– Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

«салазки» – маленькие деревянные ручные санки

«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

– А почему ребята загалдели?

– Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

– сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?

– Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами.

Итак, как мы будем читать эти строчки?

– следующие девять строчек нам прочитает _____

а как их будем читать?

(дети внимательно слушают, голос негромкий)

– И последние нам прочитает______

С какой интонацией будем читать эти строчки?

– Итак, сейчас прочитаем правила, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. ________ прочитай нам

– А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

– кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

– ребята, получилось ли у Димы передать при чтении усталость детей, зачем что они внимательно слушают и в конце радость детей?

(3 учащихся попросить прочитать)

(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).

( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)

Тема Родины, о родной природе

– Бабушка и дедушка

– опостылеть, значит, надоесть

О своем детстве

(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)

( потому что они очень устали)

(Они очень любят сказки, очень внимательные)

Учащиеся высказывают свое мнение

(Хотят продолжения сказок.)

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта,. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне ,сказки в детстве ему рассказывала его бабушка)

Учащиеся читают стихотворение

Дети усвоили и первично

Этап закрепления учащимися нового материала.

Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете что такое рифма?

я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из негоже ищите слово, походящее по рифме.

По задворкам – по сугробам, по пригоркам

Два рядка – дурака

До зари – говори да говори

Дышим – не слышим

Ребята, а какая это рифма?

наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению

в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки

(Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb))

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы.

– Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?

– Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?

– Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?

Мы с вами не возвращаемся из прошлого.

Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.

Этап информирования обучающихся о д/з.

Домашнее задание

Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з.

– Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: весёлое, равнодушное, грустное.

Если урок прошёл для вас с пользой, то прикрепите магнит около лица с весёлым настроением, если что-то не понравилось в своей работе на уроке, прикрепите магнит под лицом с равнодушным настроением. Если совсем не довольны собой, то магнит должен быть около лица с грустным лицом.

Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц.

«С.А. Есенин «Бабушкины сказки»»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цели урока: знакомство учащихся с произведением С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
1._s.a._esenin_babushkiny_skazki.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21. 02. 2017

Школа: «Таукаевская ООШ»

Тема урока: «С.А. Есенин «Бабушкины сказки»»

(Программа: Школа России)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока : знакомство учащихся с произведением С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

  • Предметные :- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

-развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

-научиться выполнять анализ стихотворения

  • Личностные : -сформированность внутренней позиции школьника;

-выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

– учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, автор: Л.Ф. Климанова, 4 класс- 2 ч., презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Содержание урока и деятельность учителя

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок!

Сядьте вы за парты тихо,

Руки- палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Проверять готовность к уроку.

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Приём- работа с четверостишием

Приём- прослушивание музыки.

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.

Какое чудесное утро!

Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

Читаем с радостью. Читаем с вопросительной интонацией. Читаем тихо.

Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали? («Детство») .

Звучит песня «Кабы не было зимы…»

О каком времени года вы слушали песню? Покажите, как вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снежки, ставят снежные комки друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли домой веселые и довольные. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

Читать четверостишие по заданию

Слушать музыкальный фрагмент.

Отвечать на вопросы.

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Приём – монологические высказывания.

На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали? (Валерия Яковлевича Брюсова)

Дома вы подготовились их читать выразительно.

Для этого Вам поможет небольшая памятка

1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт

2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни

3. Соблюдать знаки препинания

4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Откройте учебник. Прочитайте стихотворение. (Слушание нескольких учеников).

Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания? Чтобы Вы хотели отметить?

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Показать свою готовность по домашнему заданию.

Оценивать своих одноклассников.

Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

построение речевых высказываний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции.

Постановка учебной задачи.

Приём- рассказ, просмотр портрета.

Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. Послушайте стихотворение и вы узнаете, кого.

В это имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Всей России встают черты…

Кто этот поэт? «Какой чистый и какой русский поэт» – так писали о нем. Посмотрите на портрет Есенина. Что вы можете о нем сказать? (Молодой, красивый, умный, мечтательный, добрый, задумчивый…). Вы очень верно всё подметили. Есенин – поэт Руси. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», – так говорил о себе поэт.

“Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю”

*Стих Есенина настолько красивые и мелодичные, что на них легко ложится музыка. Послушаем песню на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».

Подумайте, что отражается в этой песне? (Отражается народная песенная мудрость, мастерство поэта, щемящая чистая простота, за которую его так любят люди.)

Ссылка на основную публикацию