Анализ стихотворения Табун Есенина

Анализ стихотворения Табун Есенина

Красота природы заключается в непрерывном движении, непрестанной смене различных феноменов, которые в итоге создают некий целостный цикл, гармонию и снова красоту. В стихотворении Табун Есенин описывает, как ведет себя табун на протяжении дня, он не выделяет отдельного коня, но рассказывает о табуне как целостном организме, который чем-то напоминает, например, движение воды в море, где всплески и возмущения сменяются размеренным покоем.

Повествование последовательно прослеживает, как кони проживают целый день, который начинается с предрассветных сумерек «ловит месяц их серебряной уздой», то есть кони только просыпаются, луна озаряет светом поверхность конских тел. Они только похрапывают и ожидают нового дня. Довольно часто, в начале упоминается конская грива, которая предстает в самых разнообразных ипостасях.

Далее развертывается описание дня жаркого, знойного, такого дня, который утомляет коней, которые в свою очередь как бы наполняют собой пространство. Кони издают звон собственных копыт, который распространяется в воздухе, он «прилип» на копытах, так много там этого звука, он исчезает в воздухе или даже как бы повисает на ракитах.

После этого наступают сумерки сменяющиеся совершенно иными звуками, кони притихли и теперь пастух берет собственную флейту, для того чтобы исполнять различные мелодии. Табун превращается из активного начала в воспринимающее, кони уткнулись лбами и слушают музыку флейты, только вот они не совсем без движения. В действительности движение продолжается, только оно не сразу может быть заметным глазу, думы коней уносятся к неведомым лугам и таким образом продолжается дневное путешествие.

В этом стихотворении Сергей Александрович весьма виртуозно передал образ непрерывного движения природы через описание табуна. Движение во всем, как сказано выше, оно может быть не только внешним, но и действовать в пространстве ума, продолжая путешествие по неведомым лугам.

Символика коня довольно часто используется Есениным в самых различных своих стихотворениях. Помимо всего остального конь, конечно, является символом красоты и грации, для людей, которые много времени провели в деревне, на природе и наблюдали за этими очаровательными животными, легко понять какими красивыми они могут быть, как воплощают собой естество движения. Описание этой красоты и силы Есенин посвящает собственной Родине.

Анализ 2

Образ табуна коней представляет собой неудержимую и ретивую стихию, кони также могут являться символом перемен, активной силы и преобразования. В стихотворении Табун автор через этот образ стремится охватить полностью течение суток, жизнь табуна тут предстает как замкнутый цикл, который охватывает мирозданье. Этот факт указывается автором и в самом начале стихотворения, где кони сдувают со дней «златой налет», то есть они предстают не просто животными, но некими магическими существами, которые управляют временем.

Произведение создано в 1915 году и относится к раннему периоду творчества, когда основной темой стихотворений Есенин выбирал по большей части описание природы и своей родины. Конечно, Сергей Александрович не стал бы таким уникальным поэтом, если бы не обладал своеобразной манерой, которая зачастую включала в себя сказочные мотивы. Как правило, поэт не просто погружает в образы природы, но и наделяет природу различными элементами жизни и сказочности, благодаря чему читатель погружается в пространство древних легенд и преданий.

Специализированная лексика используется для того чтобы создать соответствующую атмосферу: к примеру, вихрастый гамаюн. Помимо этого природа наделяется образом целостности и взаимодействия элементов, к примеру, тут волны стремятся к звездам и таким образом объединяются земля и небо, создается общее пространство.

Структура стихотворения включает в себя последовательное описание суток: утро, день, вечер. Эти элементы снова создают общее пространство, цикл замыкается и представляет собой объединение времени (суток, повторяющихся дней) и пространства, то есть родины, о которой пишет Есенин. Начало явно смыкается с завершением, в самых сумерках, когда месяц светит «серебряной уздой» и таким образом в этом начале мы видим и завершение дня, также как наоборот и в завершении стихотворения и описания дня, мы видим начало нового.

Использование образа табуна включает динамику в повествование и читатели подобно самим коням проносятся по просторам дня. Кони насыщают собой день, они заполняют все чувства, к примеру, звоном прилипшим на копытах. Только под вечер выступает пространство ума, даже кони уносятся своими мыслями в какие-то другие неведомые луга.

Анализ стихотворения Табун по плану

Табун

Возможно вам будет интересно

Жанровая направленность произведения представляет собой лирическое послание раннего творчества поэта, основной тематикой которого является выражение любви и преданности верных товарищам.

Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым

Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Порядочный и добрый рассказчик, который собственно и ведет рассказ произведения зовет мальчика к себе в попутчики, и обещает ему успешное будущее, которого он сможет добиться.

Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Дать представление о своеобразии личности поэта, его творчества.
  • Анализируя стихотворения Сергея Есенина, обобщить представление учащихся о творческом методе поэта.
  • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
  • Анализируя стихотворения, создать у учащихся целостное представление об образе природы в лирике Сергея Есенина.
  • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.
  • Создать педагогическую ситуацию для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
  • Научиться воспринимать стихотворения поэта через звук и цвет. Воспитывать любовь к природе, Родине.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Технология: организация научно-исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, раздаточный материал (стихотворения, вопросы к стихотворениям).

1. Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд №1, 2.)

Учитель. Обратите внимание на эпиграф к уроку:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,-
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.

Для самого Есенина природа и Родина – неразделимые понятия. Есенин говорил: “Чувство Родины – основное в моем творчестве”. Именно чувство, а не тема, мотив. Слово чувство впитывает множество значений: это и природа, родной край, звучащий и красочный мир поэзии Есенина. На уроке мы обратимся к лирике Сергея Есенина, прослушаем его стихотворения, создадим многозначный образ природы поэта.

Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии (Кольцова, Никитина, Сурикова). Есенин утверждал, что он – единственный, “последний поэт деревни”. Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родина. Образ Родины принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это была вся Русь. Обратимся к стихотворению “В хате” (1914).

Действия учащихся: записывают тему и эпиграф. Один учащийся читает наизусть стихотворение “ В хате”.

2. Учитель. Приложение 1, слайд №3.

Давайте поразмышляем над своеобразием художественной детали в стихотворении. Назовите мелкие подробности деревенского быта?

Что особенного в стихотворении, чем оно притягивает читателя?

Действия учащихся: после обсуждения звучат ответы.

Примерные ответы: в стихотворении нет ярких красок, все обыденно, достоверно. Оно притягивает задушевностью, доверительностью, наблюдательностью, обыденностью.

3. Учитель. Это было настолько необычно, что некоторые литераторы сохранили в своих воспоминаниях впечатление, произведенное юношеским стихотворением Есенина. Так, известный знаток русской поэзии, профессор Московского университета Иван Никанорович Розанов вспоминал: “Еще более произвело на меня впечатление “В хате”, и особенно три последние строчки:

От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые.
Заползают в хомуты.

4. Учитель. Следующий этап работы – исследовательский. В своем поэтическом творчестве Сергей Есенин выстраивает мифологическую картину мира, раскрывающую определенную систему народных воззрений на природу и человека. Выполним сопоставительный анализ трех стихотворений С. Есенина (“Дымом половодье зализало ил. ”, “Табун”, “Покраснела рябина. ”) и определим своеобразие метафоры в творчестве Есенина. Вспомните, что такое метафора, метафорический образ.

Действия учащихся: отвечают на вопрос.

5. Учитель. Обратите внимание на слайд. Приложение 1, слайд № 4. Определение метафоры из литературного словаря.

6. Учитель. Для Есенина важное место в жизни и в поэзии занимает мифология. Давайте поразмышляем:какую роль мифология занимает в творчестве Есенина? Для этого необходимо вспомнить, что такое миф.

Действия учащихся: звучит значение понятия “миф”.

7. Учитель. Приложение 1, слайд № 5. Теперь обратите внимание на определение мифа, которое предлагается в словаре литературоведческих терминов.

Мифы для Есенина не просто сказки, а метафорическое видение окружающего мира. Через фольклор поэт устанавливает генетическую связь литературы с мифологией. Так, в голодные годы Есенин долго искал “Поэтические воззрения славян на природу” А. Н. Афанасьева и, наконец, купил его за пять пудов муки. Это свидетельствует о том, что Есенин не просто читал исследования по мифологии, а вчитывался в них. С одной стороны, мифы многое объясняют в фольклоре. С другой – фольклор помогает проникнуть в миф, увидеть в нем отражение ранних форм народного миросозерцания. Обратимся к перечисленным выше стихотворениям для постижения природы поэтического слова ранней лирики С. Есенина.

8. Приложение 1, слайд № 6, 7.

Действия учащихся: перед каждым учащимся лист со стихотворением и вопросами. Учащийся выразительно читает стихотворение “Дымом половодье. ”. Приложение 2.

1. В какое время суток едет на баркасе лирический герой? Какие слова в тексте помогают ответить на этот вопрос?

2. Найдите в стихотворении слова, которые помогают определить чувства лирического героя? Что переживает лирический герой и почему?

3. Какие звуки наполняют открывшуюся перед лирическим героем картину?

4. Назовите основные цвета стихотворения. Как эти цвета влияют на внутреннее состояние лирического героя?

9. Действия учащихся: работа в микрогруппах. После обсуждения звучат ответы (запись основных положений в тетрадь).

В первой строфе названы основные цвета стихотворения: желтый, “дымный”. “Дым” – это тотобраз в стихотворении, который не дает лирическому герою определить свой путь; дым (можно сравнить с половодьем весной) заполонил все пространство. В стихотворении нет ни одного четкого контура, предметы не имеют конкретных очертаний. Присутствует некоторая размытость красок. Сквозь дымную пелену (здесь мы можем позволить себе определить цвет дыма: голубой, сизый, белесый) прорисовывается картина мира. Желтым пятном в дымке виднеется только месяц. Все остальные цвета приглушены.

Лирический герой ощущает себя неприкаянным, испытывает чувство ужаса перед неизвестностью. Спасением от неизвестности является для героя образ Родины, родного края, образ матери сырой земли, к которой “тычется” герой: “еду на баркасе, тычусь в берега”. Глагол “тычусь” использован здесь неслучайно, так описывается обычно ребенок или щенок.

Созданную Есениным картину освещает лишь “месяц”. Этот поэтический образ напоминает образ “всадника”, сбившегося с пути: “желтые поводья месяц уронил”. В предрассветной мгле раздается приглушенный звук весел по воде и “заунывный” “карк” “черной глухарки”. Последняя строфа стихотворения позволяет судить о том, что своему лирическому герою Есенин не отказывает в возможности обретения пути-истины. Именно к родине-богу и “тычется” герой, вымаливая прощение Родине:

Роща синим мраком
Кроет голытьбу.
Помолюсь украдкой
За твою судьбу.

10. Учитель. В композиции стихотворения четко прослеживается вертикаль: небо (месяц, стог-церковь) и земля (“синий мрак”, “черная глухарка”, “тишина болот”). Однако настойчивые мотивы заунывности, затягивающего дыма (т. е. горизонтального, а не устремляющегося радостно к небесам, что свидетельствует об обрыве мистической коммуникации), болот, половодья, пепла и мух (ср. стихотворение “Табун”), ила, уроненных поводьев складываются в систему инфернальных образов, враждебную божественной Руси.

11 . Учитель. В художественной системе С. Есенина поэтические образы как бы “перетекают” из одного стихотворения в другое. Обратимся к стихотворению “Табун” и рассмотрим, какие образы перешли из первого стихотворения.

Действия учащихся: один учащийся читает выразительно стихотворение. Приложение 2.

После обсуждения вопросов в микрогруппах звучат ответы (запись основных положений в тетрадь).

1. Какой образ из предыдущего стихотворения развивается в стихотворении “Табун”? Как он изменился?

2. Какое время суток изображено в стихотворении? Докажите свой выбор примером из текста.

3. Какие чувства испытывает лирический герой в этом стихотворении?

4. В своих стихах Есенин использует эффект смешивания красок. Как этот прием используется в данном стихотворении? Приведите примеры.

В стихотворении “Табун” снова появляется образ “месяца”. Но он уже меняет свои очертания. Образ “месяца-всадника” продолжает развитие в этом стихотворении. Происходит преображение одной образной фигуры в другую. Все предметы в стихотворении видны четко, цвета и звуки яркие и глубокие. Лирический герой находится как бы за рамками текста и вместе с нами, читателями, видит картину природы и переживает чувства, которые рождает пейзаж в человеческой душе. Слово “месяц” ассоциируется со словом “рыцарь”. Перед нами происходит преображение есенинской метафоры: “месяц”, “ночной рыцарь”, исчезает с утреннего неба, когда “кони-облака” “сдувают ноздрями златой налет со дней”. Месяц тает, становится невидимкой. Лишь серебряные тени бросает он на воду: “дрожат их головы над тихою водой, и ловит месяц их серебряной уздой”. Призрачный месяц, волшебные, фантастические кони-облака изображены очень четко. В стихотворении рисуется рождение нового дня. И день достаточно громко заявляет о себе.

Какие же звуки мы слышим в этом стихотворении? Это храп лошадей, “весенний день звенит над конским ухом с приветливым желаньем к первым мухам”, кони “брыкаются и хлопают ушами”, раздается звон копыт. День сменяется вечером. Но вечерние краски и звуки такие же насыщенные, как и дневные. Раздается игра пастуха на рожке.

Лирический пейзаж в стихотворении словно нарисован акварелью. Основные цвета палитры – зеленый, серебристый, золотой. Картину можно разделить на две части: кони на фоне зеленых холмов “обрамлены” в золотой оклад, а “синеющий залив” – в серебряный.

12. Учитель. Обратите внимание, что в конце стихотворения появляется образ птицы Гамаюн. Известно, что птица Гамаюн провозглашает будущее только тем, кто умеет слышать тайну мироздания. Эхо разносит звуки и думы “к неведомым лугам”. В стихотворении “Табун” описан целый жизненный цикл: утро сменяет день, день – вечер, наступает ночь. Лирический герой – органическая частичка созданного Есениным мира. Он очевидец зарождающегося утра, мы вместе с ним заряжаемся природной энергией для дальнейшего весеннего дня. Образ “волны”, тянущейся к звезде, напоминает о есенинской вертикали мироздания. Но образ “пепла”, в который превратился “дым” из стихотворения “Дымом половодье зализало ил. ”, обрывает коммуникативную связь неба и земли.

13. Учитель. Приложение 1, слайд № 9. В стихотворении “Покраснела рябина. ” мы вновь встречаемся с образом “месяца”. Романтическое, грустное настроение достигается здесь с помощью образов “печального рыцаря” (“месяц, всадник унылый, уронил повода”) и “лебедя” (“снова выплыл из рощи синим лебедем мрак”). Но образы баллады Есенин “перекраивает” на русский лад с помощью цветовой гаммы.

Приложение 2. Прочитайте стихотворение “Покраснела рябина. ” и ответьте на вопросы

1. Какой образ из предшествующих стихотворений повторяется в стихотворении “Покраснела рябина. ”?

2. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения?

3. Назовите основные цвета стихотворения.

4. Как эти цвета влияют на внутреннее состояние лирического героя?

5. О ком молится лирический герой Есенина?

Действия учащихся: один учащийся читает выразительно стихотворение. После обсуждения вопросов в микрогруппах звучат ответы (запись основных положений в тетрадь).

Примерные ответы: в стихотворении “Покраснела рябина. ” мы вновь встречаемся с образом “месяца”. Рябиновый цвет и синий – это основные цвета русской одежды (например, кафтана). В рябиново-синей воде отражается унылый всадник. И точно так же, как в первом стихотворении, герой с молитвой обращается к Богу, но уже не украдкой молится, а открыто говорит:

Помяну тебя в дождик
Я, Есенин Сергей.

Лирический герой Есенина молится о Родине, о своем крае. Родина Сергея Есенина как бы пронизана божественным присутствием, нет отделения церкви от родного края. Родина героя – это место присутствия Бога.

Читайте также:  Анализ стихотворения Неуютная жидкая лунность Есенина

14. Учитель. В этом же стихотворении появляется образ схимника-ветра, осени-кобылы рыжей с синим лязгом подков.Появление же в стихотворении образа Вольги, древнерусского богатыря, тесно перекликается с пониманием и осознанием Есениным образа Родины. Психологическое состояние лирического героя здесь иное, чем в первом и во втором стихотворениях. Если в первом стихотворении лирический герой испытывает ужасперед неизведанным, во втором стихотворении герой чувствует умиротворение, то в третьем стихотворении лирический герой переживает чувство щемящей боли за свой край, Родину:

Край ты, край мой, родимый,
Вечный пахарь и вой,
Словно Вольга под ивой,
Ты поник головой.

Таким образом, сравнивая три стихотворения С. Есенина, мы можем сделать вывод о своеобразии поэтической метафоры поэта.

15. Учитель. Поразмышляем над особенностью развития поэтической метафоры Сергея Есенина. Какой образ перетекает из стихотворения в стихотворение?

Действия учащихся: после устных ответов делают запись в тетрадь.

Примерные ответы: из стихотворения в стихотворение перетекает образ месяца, всадника, который каждый раз получает новое звучание. Поэтому мы вправе говорить о “текучести” образа в создании метафоры. Поэтический образ как бы прорастает, разматывается, удлиняется в метафору.

Вопрос: как меняется звуковая и цветовая палитра есенинских стихотворений?

Действия учащихся: после устных ответов делают запись в тетрадь.

Примерные ответы: происходит удивительное звучание этого мира и постоянная трансформация цвета в звук. Есенину интересно наблюдать за тем, как меняется цвет в зависимости от времени года и суток.

16. Учитель. Приложение 1, слайд № 10. Наша исследовательская деятельность подошла к концу. Мы проследили развитие метафоры в стихотворениях Есенина, поразмышляли о своеобразии звуковой и цветовой палитры. Мифологичность метафоры С. Есенина, обращение к народному творчеству, использование знаковых поэтических ключей, перевоплощение одного образа в другой, “струение” образа – все это создает особый поэтический мир Сергея Есенина.

17. Спасибо за интересное занятие. Подведение итогов, выставление оценок.

18. Домашнее задание: написать эссе. Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина (на примере 2-3 стихотворений).

Краткий анализ стихотворения Есенина «Я обманывать себя не стану…» по плану

1.История создания

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» написано Есениным в 1922 году и впоследствии включено в сборник «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году.

В нём поэт впервые задаётся вопросом о том, кто такие «шарлатан» и «скандалист».

Эти прозвища стали частью есенинского образа в 20-е годы, и поэт во многом сам спровоцировал их появление. Ему нравилось эпатировать публику, нарушать границы светских приличий. Маска «хулигана» помогала ему вести себя в стихах свободно, раскованно.

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» — это попытка понять, насколько эта маска срослась с его настоящим лицом, поиск себя-подлинного.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к такому литературному направлению, как имажинизм. Оно насыщено яркими образами и соответствует духу времени.

3. Род

Данное произведение с полным правом можно назвать лирическим.

4. Жанр

По жанру оно напоминает городской романс, в котором, как и во многих других стихотворениях Есенина, присутствует исповедальная интонация.

5. Проблематика

Поэт затрагивает такую проблему, как поиск себя.

Сталкиваясь с различными жизненными обстоятельствами, люди вынуждены менять своё поведение, развивать новые черты личности, гасить что-то, что было присуще им прежде.

Но потребность быть настоящими сильнее, чем попытки приспособиться к жизни. Рано или поздно каждый из нас спрашивает себя: а кто же я на самом деле? Подобный вопрос задаёт себе и лирический герой Есенина.

6. Тематика

Тема стихотворения: истинные и мнимые ценности жизни, подлинность человеческого «я».

7. Идея

Идея произведения в том, что слухи и сплетни могут не соответствовать всей правде о человеке. Лишь он один действительно знает свои ошибки и то, насколько сожалеет о них.

8. Пафос

Стихотворение соткано из противоречивых чувств: сначала в нём звучит тревога, сомнение, затем – удаль, наконец, появляется уверенность.

Автор разоблачает перед читателем самого себя и показывает, каким он является на самом деле.

9. Система образов

Образы стихотворения выстроены вокруг главного героя.

Сначала речь идёт о действительно дурных людях: разбойниках, убийцах. Затем поэт примеряет прозвище «шарлатан» на себя и признаётся, что не повинен в столь страшных грехах.

Тогда кто же он? Поэт называет себя «уличным повесой», «озорным гулякой» и признаётся, что «не имеет дружбы» среди людей, отдавая свою душевную привязанность животным.

Мир города слишком чужд для него, а мир природы понятен, привычен, полон смысла. В забавных образах дружбы со «зверьём» чувствуется есенинская склонность к игре, ребячеству как проявлениям жизненной силы и душевной теплоты.

Вспомнив о тех, кого он действительно любит, герой успокаивается, словно объясняя себе и читателю, что его хулиганская повадка – всего лишь шутка, способ вырваться из бессмысленности жизни.

10. Центральные персонажи

Главный герой стихотворения – сам автор.

Для раскрытия его характера необходимы и другие персонажи, обитатели московских улиц: собаки, лошади. Это для них, а «не для женщин» поэт носит цилиндр!

Мир напыщенных и привыкших к условностям людей противопоставлен ласковому и отзывчивому на добро миру животных. Так свою чудаковатость, непохожесть на других поэт превращает из недостатка в достоинство.

11. Лирический герой

Лирический герой несколько раз переоблачается на глазах у читателя.

Сначала он «шарлатан» и «скандалист» (так окрестила его молва). Затем – «московский озорной гуляка», «хороший приятель» «для зверей». А ещё он – забавный деревенский денди, надевший цилиндр, будто в попытке прослыть настоящим городским жителем.

Все эти атрибуты – элементы игры, выстраивания собственного образа.

Лирический герой признаётся: «Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук…» то есть, на самом деле цилиндры и галстуки ему не нужны. Он любит лошадей, собак – царство естественной жизни.

Перед нами совсем не скандалист, а добрый, весёлый и обаятельный человек.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения складывается из ответа на вопрос: «Отчего прослыл я шарлатаном?».

Поэт начинает с самооправдания: «Не злодей я, и не грабил лесом…».

Затем он рассказывает о прогулках по московским улицам, дружбе с извозчиками и их лошадками (память деревни), внутреннем родстве с беспризорными уличными собаками. Для этих живых существ поэту не жаль ничего: они не лгут, не предают, не делают зла. А вот люди устроены иначе.

Разобравшись в себе, лирический герой успокаивается и понимает, что прозвище «скандалиста» — всего лишь обидное слово, которое не затрагивает его сущности.

13. Композиция

Композиция произведения зеркальная. Стихотворение начинается с вопросительных конструкций и заканчивается ответными репликами (Отчего – Оттого).

В 7 строфах стихотворения рассказывается о привычках лирического героя, его характере и друзьях-животных.

Кульминация – это строка о лучшем галстуке, который поэт готов отдать на шею «каждому…кобелю». Она же является своеобразным итогом размышлений автора и ответом на главный вопрос произведения.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и насыщен образами. В нём встречаются просторечия, характерные для всего цикла «Москва кабацкая»: «гуляка», «повеса», «задрипанная», «кобель».

Поэт использует антитезу «люди – животные». В этом ему помогает ирония с элементами сарказма. Так женщинам неявно противопоставлены кобылы, а друзьям мужчинам – уличные псы.

Смеётся поэт и над собой. Самоирония заставляет его создавать неожиданные образы братания с четвероногими друзьями. Герой кормит лошадей овсом из цилиндра (это оксюморон: соединение роскоши и простоты), дарит кобелю лучший галстук.

Как всегда, Есенин мастерски играет анафорой: «отчего прослыл я», «каждая, каждый», «оттого прослыл я». Она делает текст произведения мелодичным, чётко структурированным, легко запоминающимся.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано пятистопным хореем с женской рифмой.

Для выражения содержания автору понадобилось целых 7 четверостиший.

Он использовал перекрёстную рифмовку (АВАВ).

Эти особенности ритмики и строфики сделали объёмный текст лёгким для восприятия.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в сердце мглистом», «озорной гуляка», «лёгкую походку», «задрипанная лошадь»;
  • олицетворения: «стих мой душу зверя лечит», «в глупой страсти сердце жить не в силе»;
  • метафора: «золото овса»;
  • гиперболы: «каждая собака знает мою лёгкую походку», «каждая задрипанная лошадь головой кивает мне навстречу».

Аллитерации («з», «с», «г», «л, «р») выдают противоречивые чувства героя.

Ассонансы («о», «у», «а», «и») передают смену настроения — от грусти к светлой радости и озорной игривости.

17. Значение произведения

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» даёт ключ к пониманию характера Сергея Есенина. Оно помогает понять значение цикла стихотворений «Москва кабацкая» в его творчестве и осознать, что мотив хулиганства использовался поэтом не для прославления негативных сторон жизни, а как средство выражения протеста против любой ограниченности.

18. Актуальность

Произведение актуально и в наши дни. Часто люди кажутся не тем, что они есть на самом деле. Одни считаются негодяями, другие – хорошими людьми.

Понять же, каков человек на самом деле, можно только по его поступкам, маленьким деталям повседневной жизни: например, по отношению к людям, попавшим в беду, детям и животным. Не следует судить людей, лучше обратить внимание на собственное поведение.

19. Моё отношение

Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» заставило меня улыбнуться. Сергей Александрович Есенин трогательно и весело описывает свою дружбу с животными.

По воспоминаниям современников, он и в самом деле очень любил зверей, часто совершал неожиданные поступки, которые удивляли его друзей и близких. Например, как-то раз поэт приехал к своей сестре с курицей на голове.

Это говорит о его детской непосредственности и любви к жизни. Мне понравилось то, как автор смог передать свои чувства и мысли в стихотворной форме.

20. Чему учит

Стихотворение учит доброте и творческому отношению к жизни. Не важно, какими нас считают окружающие, важно, какие мы на самом деле. Не надо бояться быть необычными, весёлыми, прямо выражать свои чувства.

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни. “

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, “природной” России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение “Я последний поэт деревни. “, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, “деревянной” Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение “Я последний поэт деревни. ” можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

“Я последний поэт деревни. ” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. ” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

Анализ стихотворения «Русь советская» (С.А. Есенин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.04.2020 · Обновлено 28.04.2020

Стихотворение «Русь советская» занимает значимое место в художественном мире Сергея Есенина. Без этого произведения не может сложится полная картина понимания творчества данного поэта серебряного века. В тексте затрагиваются важные философские темы и проблемы. Попробуем разобраться во всех гранях и оттенках звучания стихотворения. Многомудрый Литрекон представляет своим читателям полный анализ произведения «Русь советская» Сергея Есенина по плану.

История создания

Стихотворение «Русь советская» было написано в 1924 году после того, как Сергей Есенин посетил село Константиново, расположенное в Рязанской области. Место, где вырос поэт, оказалось для него чужим. Творец испытал одиночество, все его близкие и друзья или погибли, или давно покинули родные края.

Сергей Есенин заметил, как сильно изменилось Константиново. Жители села целиком «отдались» советскому государству, новой власти. Они прониклись духом «октября и мая», революционными настроениями, чуждыми поэту. Стихотворец не разделял идеологию пролетариата. Он видел проблемы, к которым может привести установившийся в стране новый режим.

Читайте также:  Анализ стихотворения Метель Есенина

Есенин надеялся, что перемены обойдут стороной его родной дом, однако поэт очень сильно заблуждался. Вернувшись в Константиново, он не смог обрести душевный покой. Даже в любимом селе его преследовали лозунги и агитки советской власти.

Творец выплеснул все свои мысли и эмоции на бумагу. Так и появилось грустное произведение о неизбежности изменений, одиночестве, возвращении на Родину, где уже не осталось близких сердцу людей.

Жанр, направление, размер

«Русь советская» — чётко выраженное лирическое стихотворение. Переживания и эмоции героя выходят в тексте на первый план. Читатели наблюдают за потоком мыслей персонажа. Лирический субъект в произведении выступает в роли художественного двойника автора, отражает ощущения поэта от окружающей его действительности. Эта черта очень характерна для данного жанра. Творец даёт детальное описание людей, которых встречает герой, вернувшись на Родину, что ещё сильнее помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

Анализируемое нами стихотворение относится к гражданской лирике. Сергей Есенин выражает свои переживания о судьбе любимой страны, о том, как сильно изменился русский народ после октябрьской революции. В произведении поэта прослеживаются два абсолютно разных настроения, читатели видят боль лирического субъекта и слепую преданность людей, распевающих агитки Демьяна Бедного. Несомненно, «Русь советскую» можно рассматривать и как патриотическое стихотворение. Однако здесь стоит сказать, что творец любит страну такой, какой она была до октября и мая. Он предан не советскому государству, а родной старой Руси.

Направление творчества Есенина новокрестьянская поэзия. Это даже не направление, а течение, впадающее в русский модернизм.

Текст стихотворения «Русь советская» написан ямбом, двусложной стопой с ударением на втором слоге. Такой стихотворный размер придаёт произведению лёгкость и мелодичность.

Композиция

Произведение «Русь советская» можно условно разделить на несколько смысловых частей.

  1. В первой — лирический субъект размышляет о своём возвращении на Родину. Он грустит из-за того, что там не осталось больше его близких и друзей. «Кого позвать мне», — спрашивает герой сам себя.
  2. Следующая часть сильно контрастирует с предыдущей. Жизнь в селе бьёт ключом: люди собираются вместе, поют агитки, слушают рассказы друг друга. Лишь лирический субъект чувствует себя лишним, не может найти себе место. Персонаж осознаёт, что нет ничего плохого в смене поколений: у молодых парней и девушек новые взгляды, другое мышление. Но всё же он не может спокойно смотреть на то, как сильно люди портят его родной язык своими «корявыми» речами.
  3. Так постепенно мы подходим к третьей смысловой части произведения Сергея Есенина. Здесь появляются два основных мотива: любовь героя к тому месту, где он вырос, и ценность поэзии, которая всегда будут отражать истинные чувства человека. Родина для стихотворца навсегда останется прежней. «Вражда племён» когда-нибудь закончится, а «пилигрим угрюмый» так и будет воспевать в своих произведениях любимую Русь.

Образы

Начнём с образа лирического субъекта в стихотворении «Русь советская». Герой — чуткий человек, одарённый необычайным талантом стихотворца. Для него очень важно, чтобы рядом находились люди со схожими убеждениями, те, с кем можно будет легко поделиться своими мыслями и переживаниями. Как мы видим из анализируемого текста, родное село всегда было местом, куда персонаж любил возвращаться, ведь там его ждали близкие и друзья. Образ России в стихотворении «Русь советская» неразрывно связан с людьми, ее населяющими. В советской России деревенские жители, наивные и чистосердечные, добрые и простые, стали другими: они озлоблены агитацией, а не своим прошлым, которое до поры их устраивало. Одиночество среди этой агрессивной толпы доставляет поэту боль, ему тяжело всё время находиться одному.

Лирический субъект не способен идти против собственных убеждений. Герой готов смериться с непониманием и холодностью со стороны окружающих, но не в состоянии изменить своей вере. Персонаж любит старину, ему тяжело принять то, что происходит с государством, в котором он живёт. Поэт продолжает считать себя «гражданином села».

Герой есенинского стихотворения — человек, умеющий философски смотреть на мир. Он размышляет о быстротечности жизни, смене одного поколения другим. Кроме того, лирический субъект хорошо подмечает детали, обращает внимание на речь людей, которые его окружают. Поэт высоко оценивает творчество, дорожит своими произведениями. Он не готов расстаться с любимой лирой ни при каких обстоятельствах.

Теперь заострим своё внимание на образах жителей села. Сразу стоит сказать, что новое поколение показано не с самой лучшей стороны. Молодые парни и девушки, поддерживающие советский режим, являются полными противоположностями поэта. Автор имитирует речь простых людей, упрощая предложения и меняя правописание некоторых слов. Сельчане лирического героя обсуждают не «жизнь», а «жись», при чём их речи «корявые» и «немытые».

Читатели видят портрет хромого красноармейца, который не может чётко выразить свои мысли. Рассказывая о Буденном, он запинается, использует слова-паразиты. Увидев, как сельчане из крестьянского комсомола поют агитки, поэт понимает, что его произведения больше не нужны народу. Теперь люди предпочитают громкие слова о значимости революции и силе пролетариата. Им больше не нужны стихотворения о красоте родных краёв.

Символы

В стихотворении «Русь советская» появляется несколько важных символов. Начнём с урагана, который упоминается в первом катрене. Он символизирует колоссальные перемены, прошедшую революцию и смену власти.

Свет у хижин означает свободу действий для нового поколения. Перед молодыми парнями и девушками открывается целый мир. Они — будущее советского государства, те, на кого возлагаются основные надежды. Свет символизирует их молодость, новый взгляд на привычные вещи.

Разберёмся с тематикой стихотворения «Русь советская». Ниже представлены основные темы, которые появляются в произведении Сергея Есенина.

  1. Тема Родины — ключевая, она проходит через весь текст. Лирический субъект возвращается в края, где он вырос. Персонаж любит эти места, скучает по своему «отчему дому». Герой осознаёт, что всё, что его окружает, давно изменилось. Для многих жителей поэт — лишь «пилигрим угрюмый», человек чужой и незнакомый. Несмотря на это, лирический субъект остаётся верен любимому краю. Он называет себя «гражданином села».
  1. Тема смены поколений появляется на протяжении всего стихотворения. Герой осознаёт, что мир стремительно меняется, люди становятся другими. Ему чужды взгляды и убеждения молодых парней и девушек, которые слепо преданы новой власти. Лирический субъект другой, он — человек уже ушедшей эпохи. Мир агиток и «немытых речей» не привлекает персонажа. «Цветите, юные, и здоровейте телом! // У вас иная жизнь. У вас другой напев», — говорит герой. Он с грустью смотрит на новое поколение, но ничего не может изменить.
  2. Тему поэта и поэзии, несомненно, тоже можно увидеть в анализируемом тексте. Творчество очень важно для героя. Он готов отдать всё «октябрю и маю», но не способен расстаться с «лирой милой». Персонаж всю жизнь восхвалял свой край с помощью поэзии. Когда родные места переживали не лучшие времена, стихотворец был рядом, посвящал красоте любимого села всё новые и новые произведения. Герой так трепетно относится к своим строчкам и мыслям, которые в них вложены, что он не хочет доверить свою лиру даже самым близким людям: матери, другу, жене. Лишь поэт способен полностью овладеть ритмичными напевами, понять значимость каждого выведенного на бумаге слова.

Проблемы

Обратим внимание и на проблематику текста стихотворения «Русь советская». В произведении затронуты следующие проблемы:

  1. Проблема нежеланных перемен звучит в стихотворении очень отчётливо. Лирический герой не готов принимать новую власть и петь агитки на каждом шагу. Он всей душой предан старой Руси. Персонаж называет себя «гражданином села», тем самым ещё раз подчёркивая, свою приверженность уже ушедшим традициям, миру, которой нельзя вернуть. Поэт грустит из-за того, что его родной край подвергся значительным переменам. Возвращаясь домой, творец надеялся скрыться от советской идеологии, на время забыть о происходящем в государстве. Но даже Константиново не оказалось похожим на ту давно ушедшую Русь, столь любимую лирическим субъектом.
  1. Проблема одиночества человека очень ярко проиллюстрирована в тексте. Лирический субъект возвращается на Родину, однако не находит там своих близких и друзей. Среди людей нового поколения он чувствует себя чужим. Герой не может понять нравов и убеждений молодых парней и девушек, ему не нравятся их взгляды. В любимом краю персонаж, словно «пилигрим угрюмый». Лирический субъект не находит «приют» и, глядя на прохожих. Он совсем один в том месте, которое должно являться тихим убежищем. Родное село и дом без близких людей заставляют героя чувствовать настоящее одиночество.

Основная идея

В своём стихотворении поэт говорит о том, что каждый человек нуждается в месте, которое станет приютом для его мятущейся души. Сергей Есенин хочет вернуть те времена, когда он был счастлив в селе Константиново. «Русь советская» показывает читателям, как тяжело приходится одинокому человеку, не способному найти поддержку и умиротворение даже на своей Родине. Таков смысл стихотворения «Русь советская», отражающий перемены в душе поэта, который не нашел себя в новой России.

Главная мысль стихотворения «Русь советская» учит нас спокойно относиться к переменам, происходящим в мире, даже если они нам не по душе, принимать тот факт, что жизнь не стоит на месте. Каждый день появляются новые люди, взгляды которых могут кардинально отличаться от наших убеждений. Нужно проще к этому относиться. Кроме того, важно всегда прислушиваться к своему внутреннему голосу, не идти на поводу у господствующего в данный момент образа мысли.

Средства выразительности

Анализируемое нами произведение Сергея Есенина изобилует средствами речевой выразительности, которые помогают автору лучше передать настроение лирического субъекта, описать обстановку в селе, куда прибывает персонаж, дать характеристику людям, придерживающимся идеологии советского государства. Таковы тропы в стихотворении «Русь советская»:

  1. Поэт использует риторические вопросы, чтобы показать читателям, как одиноко чувствует себя герой, вернувшись на Родину. Лирический субъект словно ведёт немой диалог с самим собой. Он пытается спокойно смотреть на всё, что творится вокруг него, принимать изменения, происходящие в любимом с детства селе.
  2. Риторические восклицания ещё сильнее усиливают создаваемый риторическими вопросами эмоциональный эффект.
  3. Текст наполнен метафорами, украшающими весь образный ряд произведения. Мельница у Есенина похожа на птицу с одним крылом, а думы — на огромный рой, терзающий душу стихотворца.
  4. В произведении мы можем увидеть и сравнения. Так, например, строка «И ноги босые, как телки под ворота» становится красивее и образнее благодаря использованию названного выше средства речевой выразительности.
  5. Обратим внимание и на то, как Сергей Есенин описывает природу. Он использует олицетворения, тем самым оживляя пейзаж. Закат способен «обрызгать» поля, придать им цвета, а тополя в стихотворении «уткнули» босые ноги по канавам.
  6. Автор намеренно заменяет некоторые современные слова их устаревшими эквивалентами. Так, Россия превращается в Русь, а поэт — в пиита. Этим Сергей Есенин показывает, насколько сильна любовь лирического субъекта к ушедшим традициям. Герой остаётся верен дореволюционной стране, времени, когда ещё не было громких лозунгов и агиток Демьяна Бедного.
  7. Поэт прибегает к использованию и такого тропа, как оксюморон. Он ставит рядом два слова с противоположными оттенками значений. Сочетание «грустная радость» полностью отражает чувства лирического субъекта после возвращения в родное село. С одной стороны, персонаж радуется тому, что он находится дома. С другой же стороны, герой испытывает ужасное, терзающее душу одиночество.
  8. Особую красоту стихотворению придают эпитеты, «рассыпанные» по всему тексту. В первом же катрене появляется сильный и значимый образ, дающий читателям представления о том, каким сейчас видит лирический субъект родное село. Сергей Есенин использует прилагательное «осиротелый», описывая Константиново. В тексте произведения мы видим и ещё одно важное сочетание слов. Герой называет себя «пилигримом угрюмым», понимая, что на Родине не осталось близких ему людей.
  9. В стихотворении «Русь советская» есть и антитезы, которые позволяют автору создать сильный контраст между лирическим субъектом и остальными сельчанами. Люди, помнившие поэта, давно успели забыть его, отчий дом превратился в золу, а сам персонаж стал чувствовать себя иностранцем в родной стране.

Особенности творчества Есенина

Нестерова И.А. Особенности творчества Есенина // Энциклопедия Нестеровых

Сергей Есенин – великий русский поэт, человек с большой буквы и страдающий гений. Поэт безгранично любил родную землю и русский народ. Его стихи – это одна длинная ода Родине и русской деревне.

  1. Природа в творчестве Есенина
  2. Основные образы в творчестве Есенина

Природа в творчестве Есенина

Творчество Сергея Есенина открывает необыкновенный чувственный мир природы, любви и остроту страданий души, которая мечется от собственных слабостей к необыкновенной силе чувств. Творчество поэта во многом автобиографично. В нем нашли отражения и переживания за судьбу страны в непростые для неё времена, и тоска по прошлому, и боль за народ, страдающий от сильных перемен. На всех этапах творчества Есенин много писал о природе и деревенской жизни.

Каждую особенность творчества Сергея Есенина следует рассмотреть подробно, выделив художественное своеобразие его поэзии. Начать следует с особого места деревенской жизни и природы. Не зря его считали представителем новокрестьянской поэзии и лирики. Позднее творчество Сергея Есенина относится к имажинизму.

В лирике поэта природа являет собой средоточие красоты. В его стихах она увидена как бы впервые, свежим детским взглядом.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.[1]

Природа у Есенина наделена такой красотой, что при чтении его стихов замирает дыхание. Восхитительные эпитеты, метафоры и сравнения создают картину от которой не хочется отрываться.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.[1]

Есенин широко использует в лирике о природе олицетворения. Так, в уже упомянутом стихотворении “Береза”, заря наделена человеческими чертами она “обходит” и “осыпает”, а сама береза “принакрылась”. Каждая строка в стихах поэта насыщена художественными средствами, но, при этом, совершенно не перегружена ими. Так в стихотворении “Вечер черные брови насопил. ” само название содержит в себе олицетворение и метафору. В стихотворении “Отговорила роща золотая” роща – живое существо. Она дышит, говорит.

Природа и человек у Есенина тесно связаны. Не природа сопоставима с человеком, а человек – это часть природы, живой, одухотворенной. Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметом деревенского быта и животными. У Есенина природа будто участвует в богослужении, где звезды или березы, свечки, рощи “кадят росою” и т.д.

Важной особенностью лирики Сергея Есенина является человек. У Есенина часто встречается описание деревенских гуляний, праздников. Изображение нищих, калек, рекрутов иногда вносит грустные ноты, не омрачающие общей картины. Во многих стихах поэта отчетливо проступает его “Я”. Образ поэта в лирике отражение основных черт самого Есенина, его ангелов и демонов. Отдельно следует выделить стихотворение “Поэт”. Оно является отражением всей глубины патриотизма Есенина.

Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли! [1]

Основные образы в творчестве Есенина

Есенин как патриот проявляет себя еще в ранней лирике. В качестве примера можно привести стих “Гой, ты Русь, моя родная!”

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.[1]

Это произведение отражение молодости, наивности и юношеской увлеченности Родиной, которая пока ограничена у поэта родным краем, а именно селом Константиново, где он родился. “Рязанские поля была моя страна”, – вспоминал он впоследствии. Восприятие Родины в качестве социальной и политической среды появится поэта позднее. Есенин влюблен в крестьянскую жизнь. Для него она единственная истина в полной гармонии с природой. Однако после Октябрьской Революции тон патриотичных стихов изменился. Есенин по-прежнему патриот своей страны, но к юношеской восторженности прибавилась горечь и переживание за русский народ. Поэт сильно переживал изменения в укладе села. Он боялся, что деревня лишится своей идентичности.

А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница? [1]

Особенностью творчества Есенина можно смело назвать наличие в ряде стихов лирического героя. У Есенина лирический герой – это странник, путник, человек ищущий, духовный. Лирический герой Есенина в гармонии с людьми и миром, ощущает душевное равновесие. Есенин “очеловечивает” все предметы вокруг лирического героя. Такой прием в литературе получил название “антропоморфи́зм”. В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным.

Метель теперь
Хоть чертом вой,
Стучись утопленником голым, –
Я с отрезвевшей головой
Товарищ бодрым и веселым. [1]

Сергей Есенин очень любил животных. Им посвящено много стихов. Все они трогательные и, по большей части, печальные. У Есенина животные – это часть природы, живой, разумной. Огромная любовь и сострадание к братьям нашим меньшим пронизывает творчество поэта. Всеем знакомы стихотворения “Песнь о собаке” и “Табун”.

В холмах зеленых табуны коней
Сдувают ноздрями златой налет со дней.
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.
Дрожит их головы над тихою водой,
И ловит месяц их серебряной уздой.
Храпя в испуге на свою же тень
Зазастить гривами они ждут новый день.[1]

Через всю лирику Сергея Есенина проходит любовь к женщине. Будь то мать или любимая. Женщина в стихах Есенина похожа на природу. Она чувственна, прекрасна, но сурова. Из стихов поэта очевидно, что женщина и природа не разделимы в его восприятии. Так женскими чертами наделены, береза, заря, весна и метель. Стихотворение Сергея Есенина “Письмо к женщине” похоже на исповедь. В нем переплетается восхищение женщиной, её усталость. Поэт презирает себя за свои характер, за свои пороки и за боль, которую он принес любимой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом

Образ матери у поэта отличается от образа любимой женщины. Все знают его стихотворение “Письмо матери”. Оно стало вероятно самым сильным выражением любви к маме во всей русской поэзии. С самых первых строк чувствуется нежность и печаль поэта.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет [1].

Использование цветов для выражения эмоций и создания определенной атмосферы в стихах характерно для всех периодов творчеств Сергея Есенина. Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период “Москвы кабацкой”, когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств [2]. Ранняя лирика Есенина наполнена нежными цветами: голубой, золотой, бирюзовый. Чем дальше тем темнее мир поэта. Цвета становятся более темными. Последние стихи поэта мрачные и угрюмые. Чувствуется усталость и обреченность.

  1. Сергей Есенин. Полное собрание лирики в 1 томе – М.: ЭКСМО, 2017
  2. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Под редакцией Н.Н. Беляковой и М.М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012

Есенин, разбор стихотворений

Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Вышел парень, поклонился кучерявой головой:

«Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».

Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

Душегубкою-змеёю развилась ее коса.

«Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,

Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу».

Не заутренние звоны, а венчальный переклик,

Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня,

На виске у Тани рана от лихого кистеня.

Алым венчиком кровинки запеклися на челе, –

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Фонетические средства: аллитерация – [р], [ш] – 1строфа + посл. строка 4ой строфы

[с] – Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

ассонанс – нетууууу [у]

Морфемные средства: cуффиксы: кров-ин-к-и народные

постфиксы: женю-ся, запекли-ся, сказать-ся песенные

префиксы: в-вечеру, с-холодела традиции

корневые: скажу – сказаться (3я строфа)

Лексические: просторечные – на подоле (вместо “подОле”); кучерявая голова,

лихой (=злой), схолодела

Устаревшие – краше, душегубка, венчальный переклик, лик

Прямое – побледнела, словно саван, схолодела, как роса.

Отрицательное – Не заутренние звоны, а венчальный переклик, традиционные

Не кукушки загрустили – плачет Танина родня сравнения

Существительное в тв. п. – Душегубкою-змеёю развилась ее коса. (унт)

Алым венчиком кровинки запеклися на челе

Олицетворения: Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.

Гипербола: побледнела, словно саван, схолодела, как роса

Эпитет А) метафорический: нет

Б) изобразительный: красной рюшкою, в облачном тумане, кучерявой головой,

парень синеглазый, венчальный переклик, алым венчиком.

В) лирический: от лихого кистеня

Метонимия: скачет свадьба

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: кольцо – 1я и последняя строки совпадают

В) эллипсис: Алым венчиком кровинки запеклися на челе, –

Хороша была Танюша, краше не было в селе.

Г) инверсия: Хороша была Танюша;скачет свадьба и др.

Рит. приемы: А) восклицание:

Размер: силлабика, по-моему. Там фигня какая-то с ударениями.

Рифма: смежная аавв, полная, мужская

Свищет ветер, серебряный ветер, ——

В шелковом шелесте снежного шума. ——-

В первый раз я в себе заметил – —–

Так я еще никогда не думал. ——

Пусть на окошках гнилая сырость, ——

Я не жалею, и я не печален. ——-

Мне все равно эта жизнь полюбилась, ——-

Так полюбилась, как будто вначале. ——-

Взглянет ли женщина с тихой улыбкой – ——-

Я уж взволнован. Какие плечи! — | —

Тройка ль проскачет дорогой зыбкой – ——

Я уже в ней и скачу далече. ——

О, мое счастье и все удачи! ——

Счастье людское землей любимо. ——

Тот, кто хоть раз на земле заплачет, – ——

Значит, удача промчалась мимо. ——

Жить нужно легче, жить нужно проще, — | —

Все принимая, что есть на свете, ——

Вот почему, обалдев, над рощей ——

Свищет ветер, серебряный ветер. ——

Фонетические средства: аллитерация – [с] [ш] [щ] [ж] (особенно 1, 5 строфы)

Морфемные средства: нет

Лексические: Устаревшие – далече, тройка

Разговорные – вначале, обалдев, полюбилась

Сравнения: развернутое – нет

Существительное в тв. п. –нет

Олицетворения: обалдев, свищет ветер; земля (счастье землей любимо); удача промчалась мимо

Метафоры: шелест шума.

Эпитет А) метафорический: серебряный ветер; шелковый шелест; снежный шум; гнилая сырость.

Б) изобразительный: зыбкая дорога.

В) лирический: тихая улыбка; людское счастье; счастье любимо

Метонимия: тройка проскачет

Синекдоха: взглянет ли женщина с тихой улыбкой; тройка ль проскачет.

Поэтический синтаксис: А) градация:

Б) повторы: кольцевая композиция (первая и последняя строки)

В) эллипсис: в первый раз я в себе заметил –

так я еще никогда не думал;

тот, кто хоть раз на земле заплачет, –

значит, удача промчалась мимо.

Г) инверсия: Свищет ветер; взглянет ли женщина; счастье людское землей любимо и др.

Рит. приемы: А) восклицание: Какие плечи! О, мое счастье и все удачи!

В) умолчание нет:

Рифма: авав, женская

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ С. ЕСЕНИНА

«ПРОПЛЯСАЛ, ПРОПЛАКАЛ ДОЖДЬ ВЕСЕННИЙ».

Проплясал, проплакал дождь весенний, —- 5

Замерла гроза. — 3

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин, —– 5

Подымать глаза… — 3

Скучно слушать под небесным древом —— 5

Взмах незримых крыл: — 3

Не разбудишь ты своим напевом —— 5

Дедовских могил! — 3

Привязало, осадило слово ——-

Даль твоих времен. —

Не в ветрах, а, знать, в томах тяжелых ——

Прозвенит твой сон —

Кто-то сядет, выгнет плечи, —-

Близок твой кому-то красный вечер, —–

Всколыхнет он Брюсова и Блока, ——-

Но все так же день взойдет с востока, ——

Так же вспыхнет миг. —

Не изменят лик земли напевы, ——

Не стряхнут листа…

Навсегда твои пригвождены ко древу ——–

Навсегда простер глухие длани ——

Звездный твой Пилат. —

Или, Или, лама савахфани, ——

Отпусти в закат. —

РАЗМЕР: хорей (5/3) с пиррихиями (см. выше —-)

РИФМА: женмужженмуж; перекрестная авав; полная

Фонетические средства: аллитерация – [пр][р][л]

Морфемные средства: Префиксы: про-конечность

При- связанность, невозможность движения

Вз-(вс-) – движение по кругу, замкнутость

Лексические: специальные – или,или, лама савахфани (др. евр) (библ. легенда курс на

->обращение к вечному, повторимость судеб: Поэт=Иисус) вечность

Просторечные – подымать, знать (близость к читателю)

Старославянизмы – крыл, персты, лик, древо, уста, длани

Синонимы –привязало, осадило – акцент остановки

Всколыхнет, встормошит – псевдооживление

Омонимыантонимы – проплясал, проплакал (но сливаются за счет [прапл] (созд-е однообразности жизни, в которой и печаль, и веселье суть одно)

Олицетворения: дождь, могилы, слово, напевы =>жизнь-смерть-песня

Метафоры: даль времен, прозвенит сон, вспыхнет миг, пригвождены ко древу уста

Эпитет А) метафорический: небесное древо, незримые крыла, глухие длани

Б) изобразительный: весенний дождь, тяжелые тома, красный вечер, красные уста

В) лирический: дедовские могилы (т.к. обобщение)

Поэтический синтаксис: А) градация: нет

Б) повторы: анафора: скучно

В) эллипсис: нет (не мысли, но факт)

Г) инверсия: см. текст

Рит. приемы: А)восклицание: Не разбудишь ты своим напевом

В) умолчание: Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

Не изменят лик земли напевы,

Не стряхнут листа…

Русская литература начала XX века – явление странное, ни на что не похожее. Стихи или прозу любого автора этого периода – будь он эмигрант или художник советский – не сможет читатель понять так легко, как понимает Пушкина или Гоголя. Нет, разумеется, мы говорим не об общедоступности произведений гениев века XIX, а лишь о том, что в многоплановых их творениях всегда есть та внешняя часть, которая удовлетворит читателя поверхностного и явится дорогой к глубинам, к истинному содержанию произведения для читателя «настоящего». В творениях же века XX серебряного внешний план обыкновенно отсутствует. Произведение литературы первой четверти столетия – загадка. Более того, автор начала века – загадка не меньшая: что ни судьба, то легенда, рай для биографа, дающий возможность сочинить жизнеописание художника, отличное от многих подобных, но – так и не приблизиться к разгадке пути Мастера. Думается, эту разгадку следует искать в творчестве, а не теряться в глупейших предположениях относительно прототипов и событий, толкнувших творца на создание произведения искусства. Ведь именно в творчестве, как правило, и отражается весь путь поэта, писателя… В творчестве художник размышляет о судьбах искусства, обращается к себе самому как к части искусства. Ярко и оригинально выражены такие обращения в лирике С. Есенина, который не просто просматривается сквозь образ лирического героя, но называет своего собеседника: Сергей Есенин.

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

«Скучно» – это слово рефреном пройдет через шесть строф стихотворения. Ему, автору этих строф, надоело бессмысленно звучать вместе с поэтом Есениным. Что «ему» с того, что крылья взлетят и опустятся под высоким небом, и весенняя гроза с ее ритмом, звоном, запахами окажется заключена в результате волшебного взмаха в двух строках:

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Гроза поймана со всем ее глухим стуком капель по крышам – четкий рисунок повторяющейся группы [прапл] и одного [л] в конце первых двух слов – и особенностью последней капли, стекающей по стеклу – [рл] с переходом на [р] и [з] во второй из приведенных строк, – но что это дает? Этим «напевом» не разбудить «дедовских могил», не сотворить чуда…

Слово изменяет мир Поэта, не доносит его до читателя, упивающегося «красным вечером» стихотворения, но не видящего в нем Художника. Читателю нужен не поэт-человек с его переживаниями, а только поэт-творец «вечеров». Человек же способен «всколыхнуть» немногих других поэтов небольшого круга – автор не зря называет здесь две фамилии, еще более конкретизируя, сужая этот круг. А «других», не посвященных в творчество, «сон» поэта лишь «встормошит» отголоском той волны, что живет в стихах его. Но это безразлично уже Художнику, он видит бессмысленность искусства: ведь «все так же день взойдет с востока, так же вспыхнет миг»… Автору ясно, почему волшебные зеркальные «напевы» Сергея Есенина «не изменят лик земли»: уста поэта навсегда «пригвождены ко древу», к тому древу, которое во второй строфе предстает «небесным» – к вечности. Наряжая «сон» в слово, стихотворец обрекает его (сон) на жизнь «в томах тяжелых», а не в ветре. Книга «не стряхнет листа» с ветки, а ветер умрет в тяжелой словесной оправе…

Но автор не обвиняет поэта. Поэт не выбирает: путь предопределен.

Навсегда простер глухие длани

Звездный твой Пилат, –

и участь Художника – сочетание несовместимого всегда противоречие: ветер его снов неясен, а слова, понятные людям, способны нарисовать момент «сна», но не передать его движение – движение ветра…

И – пик стихотворения: автор его и Сергей Есенин сливаются в единое. Теперь строка звучит молитвой, а не рассуждением:

Или, Или, лама савахфани,

Отпусти в закат.

«Боже! Зачем ты меня оставил?» – эти слова кричал Иисус на кресте, эти же слова повторяет Поэт. Он молит о вечном закате, неизменяемом ничем земным, том самом закате, что у Булгакова назван «покоем» – просит о возвращении в истинный дом Мастера, Художника, Творца…

Путь художника перед нами – от юношеского восторга перед собственным могуществом до зрелого крика о бессилии. Остается лишь добавить, что стихотворение написано двадцатидвухлетним поэтом, который не только знал о предначертанности Пути, но и угадывал его – наверное, поэтому творчество Есенина, несмотря на раннюю его смерть не «раннее», а полное, и стихи двадцатых годов мы называем «зрелыми». Он знал и хотел успеть совершить все задуманное. Он успел все. И отправился «в закат», не прощаясь, но говоря: «До свиданья».

Край любимый! Сердцу снятся —-

Скирды света в водах лонных. —-

Я хотел бы затеряться —-

В зеленях твоих стозвонных. —–

По меже, на переметке, ——

Резеда и риза кашки. —–

И вызванивают в четки ——

Ивы – кроткие монашки. —–

Курит облаком болото, —–

Гарь в небесном коромысле, —–

С тихой тайной для кого-то —-

Затаил я в сердце мысли. —–

Все встречаю, все приемлю, —-

Рад и счастлив душу вынуть. —-

Я пришел на эту землю, —-

Чтоб скорей ее покинуть. —–

размер: 4х-стопный хорей

отклонения: пиррихий: В зеленях твоих стозвонных. —– пиррихий

По меже, на переметке, —— стихотворению

Резеда и риза кашки. —– легкость и

И вызванивают в четки —— напевность +

Ивы – кроткие монашки. —– на интонац. уровне

Курит облаком болото, —– от восторж.

Гарь в небесном коромысле, —– возгласов к

Затаил я в сердце мысли. —– обратно

Чтоб скорей ее покинуть. —–

спондей: нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление)

РИФМА: полная, женская ( как народный стих), перекрестная

Фонетические средства: аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон –

[р][ш][ч=тш] – 2ая строфа сонорные + шип. (свист.)

[б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме

[р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить)

ассонанс – [о] – 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор

[у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха)

Морфемные средства: префиксные: сто-звонные

постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото

Окказионализмы – лонные воды

Диалектные – зеленя – озимь

Сравнения: развернутое: И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Прямое: ивы – кроткие монашки

Существительное в тв. п.: Курит облаком болото

Олицетворения: сердцу снятся, ивы вызванивают

Метафоры: скирды солнца, гарь в небесном коромысле

Эпитет А) метафорический: зелени стозвонные, >> лирических =>

Б) изобразительный: небесное коромысло => искренность

В) лирический: край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна

Поэтический синтаксис: А) градация:

Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.)

Ссылка на основную публикацию