Анализ стихотворения Клен ты мой опавший Есенина

Анализ стихотворения Клен ты мой опавший Есенина

Если рассматривать версию, которую приводят биографы поэта, то Клен ты мой опавший.. – стихотворение, которое было написано практически с натуры. В ноябре 1925 Есенин лечился в клинике, для этого было много причин, но формально алкоголизм, хотя поэт и в действительности использовал алкоголь в чрезмерных количествах и вынужден был поддерживать нормальное здоровье, в том числе и с помощью лечения. Итак, как свидетельствуют исследователи, стихотворение написано во второй половине ноября, а из окна палаты, где лежал Есенин, действительно виден клен, который, возможно, растет там до сих пор.

История также позволят говорить о том, как поэт покинул клинику и отправился в кабак. После этого такие строки и пришли поэту на ум, по сути, мы видим просто картину, как подвыпивший человек плетется после кабака по зимней улице.

Тем не менее, даже банальные эпизоды повседневности поэтический талант Есенина преображал в нечто более глубокое и ценное. Тут используется характерный для есенинской лирики прием очеловечивания природы. В частности автор наделяет человеческими чертами деревья.

Особенность мировосприятия Сергея Александровича было единение со всем миром и в частности с растениями со стихиями. В природе он видел себя, а в себе – отражение природы. Поэтому автор тут вполне естественным образом не только делает дерево похожим на человека, но и сам становится практически деревом, частью царства растений.

Более того Есенин испытывает эротические чувства по отношению к березке, хотя по большей части образ конечно, говорит не столько о псевдоэротическом подтексте, сколько об известном образе единения с березкой – символом русской культуры и русской природы. Душа поэта стремится соединиться с каким-то иным миром, стать чем-то другим, и тогда он видит себя как клен и также стремится обнять березку, к которой испытывает нежные чувства. Помимо этого лирический герой заглядывается и на других представительниц растительного царства, и говорит о встреченных вербе и сосне, которым поет свои песни о лете.

Следует в завершение отметить просачивающийся сквозь строки мотив шаткости и непрочности. Лирический герой «стал нестойкий» и в чем-то этот элемент передает настроения самого Есенина, который к тому времени был пациентом психиатрической клиники. Спустя совсем немного времени после написания этого стихотворения он повесился (или, вероятно, был повешен) в отеле Англетер.

Вариант 2

Стихотворения Есенина обладают особой мелодичной патетикой. Большинство, из которых были наложены на музыку. Самым знаменитым в этом плане стало “Клён ты мой опавший”. Оно было написано в непростое для поэта время, когда он был помещён в московскую психиатрическую больницу, где прятался от заключения. Со второго этажа, из окна своей палаты Есенин имел возможность наблюдать за кленом. Вероятно, именно о нем идёт речь в стихотворении, трагизм которого усиливается из-за скорой смерти автора.

Произведение имеет особую форму, которая строится не из катренов, а из двустиший. Поэт пишет о своей излюбленной теме – природе, которая все годы для него является одушевленным существом. С самых первых строчек вводится литературный прием олицетворение. Есенин не только ведёт беседу с кленом, но и делает попытки сравнить себя с этим деревом. Применяется размерный ряд хорей основанный на парной рифмовке. Риторические вопросы, которые задает клену герой, говорят о его потерянном состоянии. Автор делает попытки понять, кем он является в этой жизни, и что сделал для неё? Есенин делает вывод, что существование на этой земле бесполезно. Все годы герой считает себя “вовсю зеленым”, а выясняется, что уже незаметно опал.

Междометием ах подтверждается особая эмоциональная составляющая. Употребляются вышедшие из активного лексикона и просторечные выражения: чтой-то, нынче, до дома. В произведении большое количество глаголов, которые создают живую динамику событиям.

Герой осознает всю безуспешность своих стараний прийти к пониманию того, для чего он живет в этом мире. Его беспокоит вопрос, почему растрачивается впустую время отведенное на его жизнь. Герой начинает понимать, что его сердце покрылось льдом, как клен во время зимы. Выхода найти не удается, ведь долгие годы не было четкого понятия того, что конкретно необходимо предпринять.

Если глубоко осмыслить стихотворение, то станет понятно, что Есенин, как и лирический герой находится в смятенных чувствах. Но не обращая внимание на пронизывающую грусть данное стихотворение имеет большое количество поклонников и по сей день будоражит сердца читателей.

Анализ стихотворения Клен ты мой опавший по плану

Клен ты мой опавший

Возможно вам будет интересно

Фактически все произведения, которые Афанасий Фет объединил в сборник, посвященный морской тематике, являются пейзажными зарисовками. Автор четко и многогранно передает образ стихии

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым

Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина – Буря. Здесь тоже все в природе живое – все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает

Основной мыслью для движения темы стихотворения, является мысль о грозе. Тютчев воспринимает грозу, как что прекрасное и чистое, которое приводит к чему то новому и прекрасному. На протяжении всего стихотворения Тютчев сравнивает грозу с жизнью людей.

❣ Клен ты мой опавший, клен заледенелый 👌

  • 🍁 Природа
  • 🍷 Есенин

За месяц до трагической гибели, находясь не в лучшем психологическом состоянии, Сергей Есенин пишет строки «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», которые для многих стали визитной карточкой поэта. 1925 год – это время развенчания иллюзий, у автора строк уже нет надежды на встречу с настоящей любовью, автор так и нашёл общего языка с властями, а многие друзья отвернулись. Анализ текста стихотворения поможет лучше понять Сергея Александровича и позволит многое разглядеть между строк.

Алкоголь как спасательный круг?

В последние годы жизни застолья и разгульный образ жизни стали постоянными спутниками поэта, но было ли это проявление слабости? Скорее нет, ведь Есенин с помощью спиртного просто получал допинг для работы и жизни, без него всё теряло цвета и наступало отвращение к самому себе.

Сергей забывался в алкогольном дурмане, но делал это не по слабости, а умышленно, боясь добавить к потерянной любви и недопониманию власти ещё и творческую пустоту. Он выжимал из себя всё, словно бы предчувствуя скорый уход и пытаясь сделать максимально много на ниве творчества.

Исповедь клёну

В стихотворении «Клён ты мой опавший» автор описывает, как он возвращается с дружеской попойки и по дороге обращается к клёну. Несмотря на городскую жизнь в душе Есенин остался простым деревенским рубаха-парнем, который никогда не променяет Родину и русскую природу на вечную суету столицы.

Чтобы диалог с клёном вёлся на равном, автор представляет дерево, как утонувшего в сугробе пьяного сторожа.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Этому придуманному клёну Есенин доверят больше, чем людям, природа не обманет и не предаст, она выслушает его и не оттолкнёт. Разговор с деревом прямой и открытый, как между старыми приятелями. Это и понятно, ведь детство и отрочество Сергея прошли в тесной упряжке с природой.

Миражи одиночества

Во время исповеди клёну Есенин представляет себя молодым и полным сил. Сергей окунается в то время, когда ещё были живы мечты, когда строились планы, когда девушку в белом сменяла девушка в голубом и каждый день рождались новые надежды.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Конечно, частично погружению в юность помогает алкоголь, под воздействием которого человек чувствует прилив физических и душевных сил, но не он один строит замки на песке иллюзий. Сергею Александровичу хотелось бы вернуться назад и пройти свой путь заново, уже не наступая на грабли, идя в том же направлении, но другой дорогой.

В строках ярко выражено чувство одиночества. Заметьте, в стихе фигурируют только деревья – людей здесь нет, они не достойны на этот момент внимания (на этот ли только). Тоска заметна в каждой строфе, горечь чувствуется в каждом слове.

В финале стихотворения на «сцене» появляется березка, которую автор строк обнимает, как чужую жену. Почему чужую? Возможно, это прилагательное не случайно и не является простой рифмой – в деревне за обнимашки с чужой женой часто приходится дорого платить. Плата Есенина за любовь к родной земле и природе – это неприятие его творчества в городе, отсюда пьянки и случайные женщины.

Стихотворение является одним из последних лирических работ Сергея, со стороны может показаться, что в нём он уже начинал прощаться с тем, что было более всего дорого его сердцу.

П. С. Стих написан примерно 26 ноября 1925 года в палате психиатрической больницы, где Есенин пытался скрыться от возможного ареста. До смерти оставалось меньше месяца…

Анализ средств выразительности

Строфы написаны размером хорей, строфикой в виде четверостишья с перекрёстной рифмовкой женского рода (дорогу – ногу, доску – березку).

В качестве средств выразительности Есенин использовал эпитеты (метель белая, клён заледенелый, дружеской попойки) и стихотворные определения (пьяный сторож). Литературное определение клён, жанр – пейзажная лирика.

Текст

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Исполняет Н Сличенко

Послушайте, как исполняет романс на слова стихотворения Николай Сличенко. Просто красиво… .

Анализ стихотворения Есенина Клен ты мой опавший

Анализ стихотворения Есенин С. «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

Анализ стихотворения – Клен ты мой опавший, клен заледенелый.

Сергей Есенин редко ставил на рукописях даты, а на этом поставил: 28 ноября 1925 года. За месяц до своей трагической гибели. В этот день он находился в клинике нервнобольных, куда госпитализировался по собственному желанию и с единственной целью: скрыться от судебного преследования.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой.

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Это стихотворение о сельской природе, одиноком клене, потерявшемся в снежной равнине, о подвыпившем поэте, который не может дойти до дома. Большей частью стихи Есенина автобиографичны. Обращаюсь в Гидрометеоцентр, где больше века регистрируется погода в Москве. Прошу дать справку о погоде 26, 27, 28 ноября 1925 года. Ответ пришел, словно списан со стихотворения: в городе лежал снег, дула низовая метель. было холодно и зябко.

Теперь я не сомневался в своей версии. Разыскиваю клинику. Узнав о цели визита, работники клиники встретили удивительно приветливо. Здесь помнят, что в отдельной палате на втором этаже лечился великий поэт. Здесь лечились и другие выдающиеся личности. 28 ноября сюда приходили арестовывать поэта чекисты, профессор Ганушкин, земляк и почитатель таланта Есенина, не выдал его. Знал ли об этом поэт? Откуда же появились такие грустные строки? Поднимаюсь в бывшую палату Есенина. Выглядываю в окно. Вот он, столетний клен, ровесник Есенина, чуть отступивший с больничной дорожки и утонувший в сугробе. И сторож был, он с деревянной колотушкой охранял покой больных.

Мне показалось, что я сейчас увижу поэта в накинутом на плечи меховом пальто. У поэта перехватывает дыхание, он видит вцепившийся в ветку последний позолоченный лист клена, который яростно пытается оторвать ледяной ветер. Он не может сдержать слез: “Клен ты мой опавший. ” Нет, он еще поборется, он живет на своей родине, правда будет на его стороне! Все его враги и преследователи – враги его народа! Но. через месяц поэта не стало.

Незадолго до своей трагической гибели великий поэт горько говорил:

– Вот я сжигаю себя, пишу стихи, а что мне от этого достанется?

Сергею Есенина досталось самое дорогое, о чем только может мечтать человек: любовь народа. Выше этой награды ничего нет.

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший…»

Стихотворение «Клен ты мой опавший…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Клен ты мой опавший…» было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста. Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения. Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской «Красной газе­те» и в журнале «Красная нива».

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств. Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нын­че», «одуревши в доску»). За природными образами угадываются

размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Письмо к женщине

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части. Первая часть — это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним. Вторая часть — это размышле­ние о себе и своей жизни. Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встре­тил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.

Здесь искали:
  • клен ты мой опавший анализ
  • анализ стихотворения клён ты мой опавший
  • клен ты мой опавший художественные средства

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

Сергей Есенин один из наиболее мелодичных поэтов. Многие его стихотворения были переложены на музыку. Наиболее известное из всех «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». Многие именитые композиторы пытались воссоздать тонкую лирику этого стихотворения, но наиболее удачным остается вариант неизвестного композитора, который смог почувствовать интимную мощь этого произведения.

Есенин писал это стихотворение в трудный для себя период. Он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен, по-видимому, именно к нему и обращался автор. Наиболее трагичным считают и то, что стихотворение написано всего за месяц перед гибелью поэта.

Стихотворение особенное по своей форме, оно состоит не из четверостиший, а из двустиший. Оно посвящено любимой теме поэта- природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. На первый план выходит олицетворение. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним. Стихотворение написано хореем, рифма парная. Риторические вопросы к клену говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять кто он, что сделал в этой жизни? Автор приходит к выводу о бесполезности существования, ведь он всю жизнь считал себя «вовсю зеленым», а на самом деле он давно «опавший».

Эмоциональность стихотворения подтверждается восклицательным междометием ах. Также используются устаревшие слова и просторечия: чтой-то, нынче, до дома. В стихотворении много глаголов и перечислении, что говорит о повышенной динамике событий. Большое количество деепричастных оборотов: нагнувшись, выйдя на дорогу, утратив скромность, одуревши в доску. Кроме скрытых сравнений в произведении есть и явное: как жену чужую

Лирический герой понимает всю тщетность попыток понять для чего он пришел в этот мир. Его мучает вопрос, почему он растрачивает отведенное ему время впустую. Герой только недавно понял, что его сердце «заледенело», как и клен зимой. Он пытается найти выход, но не видит его, ведь долгие годы не понимал, что ему нужно.

Из анализа стихотворения видно, что Сергей Есенин, также как и его лирический герой, запутался в своих чувствах и поступках. Но несмотря на пронзающую грусть это произведение нашло множество почитателей и до сих пор трогает сердца людей.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» С.Есенин

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» Сергей Есенин

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Анализ стихотворения Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Сергей
Есенин

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Клён ты мой опавший»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Тени прошлого»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Труд»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «У себя»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Умершим мир!»
  • Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Умирающий костер»

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Послушайте стихотворение Есенина Клен ты мой опавший

научная статья по теме АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЕСЕНИНА «КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ» Науковедение

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЕСЕНИНА «КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ»»

Ма Эньлин,аспирантПекинского аэрокосмического университета, Китай

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ЕСЕНИНА «КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ, КЛЕН ЗАЛЕДЕНЕЛЫЙ»

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый. »—стихотворение русского поэта Сергея Есенина (1895-1925), написанное в ноябре 1925 года. Сергей Есенин -известный поэт XX века и представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Он написал это стихотворение в психиатрической клинике за месяц до своей трагической гибели. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинным вдохновенным певцом природы. Именно деревья являются сквозными образами есенинской лирики. Они окрашивают его поэзию в особые неповторимые тона. В данной статье будет проанализирован образ клена в стихотворении и образ деревьев в стихотворениях Есенина.Это позволит нам заглянуть в душу поэта. Поэт уже потерял свой духовный дом, не зная, куда пойти.

Ключевые слова: Есенин; образ деревьев; природная тема.

1. Историко-биографический материал

Это стихотворение было написано 28 ноября 1925 года, за месяц до трагической гибели поэта. У Есенина были три неудачных брака в жизни. Самый незабываемый брак является браком с американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878-1927), которая старше его на 17 лет. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски, но их сближалиотношения творчества. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе. Тем не менее их брак был краток. 18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз – навнучке Л.Н. Толстого. Этот брак также не принес поэту счастья и вскоре распался. В это время он уже пережил разные падения и срывы, поэт попал в духовный кризис из-за творческих разногласий и личностных мотивов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Чары Есенина

Когда он писал это стихотворение, он находился в клинике нервнобольных, куда госпитализировался по собственному желанию и с единственной целью: скрыться от судебного преследования. Поэтживет здесь как узник в тюрьме, такая спокойная жизнь не дает ему настоящее спокойствие. В этом стихотворении клен – это символ жизнь поэта. Смотря на опавший, заледенелый клен за окном, поэт вспоминает о своем жизненном пути. Он не хочет видеть то, что он уже стал «опавшим»при зрелом возрасте. Он употребляет такие слова, как березу и вербу, которые символизируют весну, чтобы выразить свою привязанность к жизни в душе. В статье «Ключи Марии» Есенин подробно рассказывает о символике того, что в народной литературе« Древо -жизнь».[1] И он в своем творчестве использовал и развивал эту символику .В этом стихотворении по образу клена вспоминается сама жизнь поэта: он одинокий, лишен свой духовный дом, кроме того, его жизнь уже приблизится к концу еще при зрелом возрасте.Крестьянский поэт потерял свой духовный дом в городе, чему подчинить свое обособленное и огорченное сердце? Через месяц после написания этого стихотворения великий поэт совершил самоубийство, гений поэт в 30 лет своей жизни ушел навсегда из мира.

2. Анализ содержания стихотворения

Название стихотворения – это «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Здесь поэт

употребляет слово «ты» , а не «вы», потому что он считает, что у него близкие отношения с

этим кленом. Жизнь клена и своя жизньпохожи друг на друга. По дате написания стихотворения, можно узнать, что в то время была зима, земля покрыта снегом,поднялась метель, было очень холодно. Именно тогдапоэт увидел тот опавший клен, который самостоятельно и одиноко переносит метель.Он сразу вспомнил своютрагическую жизнь: онпоступил в тупик из-за неудачной семейной жизни, тоски в городе,проблемы в творчестве. Он в своем жизненном пути встречает кризис, он с трудом живет.

В первой строчке стихотворения поэт разговоривает с кленом: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь нагнувшись под метелью белой?». Здесь слово «нагнув-шись»имеет переносное значение, означает то, что в то время поэт переживает глубокий духовный кризис, что он уже не сможет перенести тяжелый груз жизни. Метель означает горе в жизни. Он употребляет«что» как вопросительный знак, вызывает интерес к чтению.

Во второй строчке: «Или что увидел?Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел» – поэт употребляет «или. или» и «словно»,потому что он сам не знает причину покидания дома, и вот поэт задумался: почему этот клен самостоятельно стоиттам,что он увидел и услышал?В то же времяон думаето своей собственной жизни.Поэт вышел из деревни и начал житьв городе,он много переживалв городе, причем он уже не может вернуться домой. Глав-ное,что он потерял свой духовный дом,каквоздушныйзмей, потерявший линию.

Третья строчка тоже отражает свою жизнь. Он является крестянским поэтом, потерянный свою душу в городе. Хотя он достигнулся больших успехов в городе, но он никогда не привыкнул к городской жизни. Он любит природу, жизнь и родину. В глазах поэта город -это нарушитель деревенского спокойствия. Он потерял свое сердце в городе, в поздней жизни он постоянно пьянствовалс друзьями, поэтому в этой строчке он писал «как пьяный сторож». Здесь «утонул в сугробе» означает, что его жизнь зашла в тупик.

В четвертой строчке, поэт безвыходно вздохнул: «Ах, и сам я нынче что-то стал нестой-кий,Не дойду до дома с дружеской попойки». Эта строчка тесна связана с предыдущей, «Утонул в сугробе» и соответственно не мог стоять стойко. В этих предложениях проявлется то, что жизнь поэта так тяжела, что не сможет выдержать душа поэта.

После того как он спрашивал столько вопросов у клена, он менял тему. «Сам вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете». Хотя поэт видит свой конец жизни, он все-таки не хочетсдаваться, и он начал представить себе то,что он видел иву и сосну, он еще наполнен надеждой и ожиданием.

В шестой строчке он прямо указывает: «Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым».

С. Есенин умеет использовать метафору и ассоциацию, поэтому он дальше написал такую строчку:«И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку».

3. Образ деревьев в стихотворениях Есенина

В данном стихотворенииуказанобраз нескольких деревьев. Причем из природных мотивов Есенина особенно выделяетсяобраз дерев. Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. В это стихотворение входит образ березы, клена, вербы и сосны. У Есенина дерева всегда связывались с характером исудьбой человека.

С детства Есенин любилприроду. Облака внебе и береза за окномявились близкими друзьями Есенина вего детстве, поэтому он написал «Белая береза»в1914 году. В его стихотворениях береза связывается с родной землей, с родиной.По словам М. Эпштейна, береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Кроме того, береза еще символизирует облик девушки. Это передается встихотворении«Зеленая прическа».

0. тонкая березка,

Что загляделась в пруд?»[2]

Образ клена формировался под сильным влиянием народных традиций «деревного» об-разотворчества. Поэт писал клен с разных сторон: Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький, молодой), ее перемен в разных времени го-да(голый, опавший). [3] В данном стихотворении опавший клен символизирует жизненный путь поэта. Он уже много пережил при таком молодом возрасте.

Что касается сосны, то она символизируетвечнозеленость, волю, упорство.

Верба символизируетвеснуинадежду. Поэтхочетвстретить свое блястящее будущее, хо-тявстретил всякиенеудачи. А слово «ива» символизирует различные разлуки. В стихотворениях Есенина она символизируеттоску, одиночествои разлуку. Тоска о прошедшей молодости, опотерянных близких, о разлуке с родиной. В связи с этим поэт употреблялслово «верба» вместо слово «ива», чтобы выразить свою надежду на будущее в душе.

Природная тема «клен» тесно связанасо судьбой поэта, природная лирика поэта имеет богатое значение. Есенинуказывает на однородные отношениямежду природой и людьми.

Высокую оценку всему творчеству Сергея Есенинадал М.Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».[4]

В данном стихотворении клен былопавшим и заледенелым, что символизирует нелегкую судьбу Есенина и его задушевный друг. Когда поэт писал это стихотворение, он сам ужепре-дугадал то, что его жизньприближается к концу. И в самом деле, великий поэт совершил самоубийство через месяц написания стихотворения.Уйдя из жизни в 30 лет, Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство.

1. Сергей Есенин. Ключи Марии. М.:Изд-во Московской трудовой артели художников слова, 1920.

2. Сергей Есенин. Избранное( из серии «Антология поэзии»). М.: Паритет, 2009.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Анализ стихотворения Клен ты мой опавший Есенина

Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойкой.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

С. А. Есенин, 1925

Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», лирический герой стихотворения «очеловечивает» его. Как называется этот приём?

Прием «очеловечивания» неодушевленных предметов называется олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение — это один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Утонул в сугробе, приморозил ногу»).

Такой стилистический приём называется «ассонанс». Дадим определение.

Ассонанс — это повторение гласных звуков в высказывании.

здесь нет ответа “звукопись”. Он ведь подходит? либо я не понимаю, в чём разница

Поскольку в задании четко прописано, что прием заключается в «ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых ГЛАСНЫХ звуков», мы конкретизируем вид звукописи − в этом случае речь идёт именно об ассонансе.

Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности («клён заледенелый» , «под метелью белой»)?

Такое образное определение называется эпитетом. Дадим определение.

Эпитет — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, он определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки.

Текст стихотворения делится на двустишия, каждое из которых содержит законченную мысль. Укажите термин, которым обозначают элементы смыслового членения стихотворного текста, объединённые общей рифмовкой и представляющие собой ритмико-синтаксическое целое.

Таким термином является строфа. Дадим определение.

Строфа — сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой.

Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.

Это стихотворение написано размером «хорей». Дадим определение.

Хорей — двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.

При хорее ударения стоят так:

Клён ты́ мой о́павши́й, клён за́леде́нелы́й,

Ни одна буква в ударение(я считаю и смысловые) не попала.

Очень странно Вы расставили ударения. Попробуем вместе:

КлЁн ты мОй опАвший, клЁн заледенЕлый

1, 3, 5, 7, 11 слоги ударные; пропущен только 9-й – такое возможно. Типичный хорей!

В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

Сергей Есенин один из наиболее мелодичных поэтов. Многие его стихотворения были переложены на музыку. Стихотворение «Клён ты мой опавший…» особенное по своей форме, оно состоит не из четверостиший, а из двустиший. Оно посвящено любимой теме поэта – природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной.

Стихотворение написано хореем, рифма парная. Эмоциональность стихотворения подтверждается восклицательным междометием ах. Также используются устаревшие слова и просторечия: чтой-то, нынче, до дома. В стихотворении много глаголов и перечислений, что говорит о повышенной динамике событий. Большое количество деепричастных оборотов: нагнувшись, выйдя на дорогу, утратив скромность, одуревши в доску. Кроме скрытых сравнений в произведении есть и явное: как жену чужую. Риторические вопросы к клену говорят о крайней степени потерянности лирического героя. Он пытается понять, кто он, что сделал в этой жизни? Автор приходит к выводу о бесполезности существования, ведь он всю жизнь считал себя «вовсю зеленым», а на самом деле он давно «опавший». Все эти средства и помогают создать необыкновенно выразительное, мелодичное произведение.

Не согласен с данным пояснением, где изложено, будто автор приходит к выводу о бесполезности существования, потому что он сам есть “. давно опавший» клён.

В стихотворении говорится, что “. сам себе казался таким же клёном, . вовсю зеленым.”

Но из слов далее “только не опавшим” нисколько не следует, что он эти слова относит к себе, то есть именно он и есть “. ДАВНО ОПАВШИЙ». К стати, слово “давно” даже не употреблено в произведении.

А Вы доказывайте свою точку зрения – это на литературе не возбраняется.

Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта – природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):

Не то, что мните Вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык .

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Золото холодное луны Есенина

Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки».

Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не […].

Тема любви в лирике Есенина Характерной особенностью лирики Есенина является прием, при котором любовное переживание передается через пейзажную зарисовку, а описание природы при этом обретает психологическую тонкость. Подобный художественный эффект мы можем наблюдать в стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». Поэтичная одухотворенность есенинской лирики находит свое яркое воплощение в цикле «Персидские мотивы». Лирический герой поэта очарован красотой восточной женщины. […].

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом» «Сыплет черемуха снегом» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной — порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет […].

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину» Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в […].

Анализ стихотворения Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может — О девушке, о звездах, о луне… Но его мысли устремлены совсем в иную сторону. Есенин восхваляет сделанное руками человеческими: нефтяные вышки, фонари. Он горд, что пишет об этом. Сергей Есенин […].

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши. Тем […].

Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». которое восходит к Горацию […].

Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал двадцать седьмого декабря, в одна тысяча девятьсот двадцать пятом году. В последний трагический год его жизни. Стихотворение Есенин писал кровью, потому как у него не осталось ни капли чернил для письма. Это знаменитое стихотворение Есенин […].

Образ клена в поэзии С. А. Есенина

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 20.10.2015 2015-10-20

Статья просмотрена: 7113 раз

Библиографическое описание:

Сорикова, В. О. Образ клена в поэзии С. А. Есенина / В. О. Сорикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22698/ (дата обращения: 07.01.2021).

Следование фольклорной традиции — это уникальное явление русской литературы, которое нашло отражение в творчестве многих писателей и поэтов всего периода развития литературного творчества. Но рубеж XIX — XX веков, появление новых течений в литературе в этот период, переосмысление представителями разных течений задач поэзии приводит к тому, что использование фольклорных образов отметается как ненужный элемент. Однако такая тенденция была свойственна творчеству далеко не каждого поэта, и поэзия С. А. Есенина тому подтверждение.

Творчеством С. Есенина занимались такие исследователи как: В. Федоров, А. Волков, П. Юшин, В. Базанов, Ю. Прокушев, Н.Сидорина. Изучение поэта актуально и для современного литературоведения.

Творчество Сергея Есенина — это безграничная любовь к родному краю, его полям и лугам, цветам и деревьям. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, черпал в ней вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил этот мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Обостренное чувство природы, яркие самобытные образы не могут не завораживать своей красотой и выразительностью, точностью, способных передать глубинный смысл и красоту неброского русского пейзажа.

Талант Есенина питала родная земля. Большое влияние на творчество Есенина оказал фольклор и песенная лирика. С ранних лет он слышал народные пения, сказания, поговорки, загадки. Жил Сергей Есенин не с родителями, а с бабкой и дедом, куда его отдали по причине бедности отца и многочисленности семейства. Он рассказывал: «. Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи Нянька, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные» [4]. Есенин вырос на народном фольклоре, и в его стихах это очень четко прослеживается. Фольклорные образы появляются уже в самых ранних его произведениях, и эта глубинная связь поэта с фольклором не прерывается на протяжении всей его жизни.

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно русскому народу. Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья» [1].

Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле. Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы [1].

Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.

«Все от древа — вот религия мысли нашего народа Древо — жизнь», — писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии» [2].

Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, которые проходит через все творчество Есенина. Однако, испытывая сильное влияние фольклора, поэт никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует деревья: «зеленокосая» в «белой юбчонке» береза с «девической грудью», «старый клён» в «зеленой шапке», присевший «на корточки» погреться пред «костром зари», «древесные бедра» ив и многие другие [5]. Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другими излюбленными образами природного мира поэта — липа, рябина, черемуха и др. Особое место в его лирике занимает образ клена. Наиболее полно он раскрывается в стихотворении «Клен ты мой опавший».

Стихотворение «Клен ты мой опавший» написано Есениным в конце ноября 1925 года, и основано на реальных фактах. Есенин писал это стихотворение в трудный для него период. В это время он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен. Именно этот клен и вдохновил Есенина на написание стихотворения. Трагично и то, что оно было написано всего за месяц до гибели поэта.

Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни. С первых строк оно завораживает нас своей простотой, искренностью чувств, грустными исповедальными интонациями. Создается впечатление, что автор делится с читателями самым сокровенным.

Растительный мир в данном произведении, как и во многих других — одухотворенный, чувствующий и всё понимающий. Березка уподобляется девушке, которую лирический герой, «утратив скромность» в порыве нахлынувших на него чувств, обнимает, «как жену чужую». Вербы, сосны и березки заменили лирическому герою людей, стали ему близкими друзьями, которым можно доверить все свои чувства и переживания.

Но центральной фигурой, главным героем в этом стихотворении является, конечно же, клен. Клен появляется в лирике Есенина чаще всего тогда, когда затрагивается тема сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, который болен духовно. В данном стихотворении клен символизирует уже зрелого человека, подвыпившего сторожа, на долю которого выпало немало жизненных трудностей. Он как будто потерян и опустошен. Лирический герой с искренним участием обращается к опавшему и заледенелому клену, ставшему ему задушевным другом:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Лирический герой проводит параллель между собой и кленом:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.[3, с.161]

Лирический герой с головой погружается в былые воспоминания, но вместе с тем понимает, что былая гармония и радость жизни утрачена. Образ зеленого клена символизирует воспоминания о счастливой поре юности:

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.[3, с.161].

Данное стихотворение, написанное уже в конце жизни, удивительно перекликается с одной из ранних лирических миниатюр поэта, написанной в 1910 году — «Там, где капустные грядки…».

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. [3, с.9]

Здесь так же присутствует рассматриваемый нами образ клена, но еще совсем маленького. Есенин приводит трогательное сравнение росточка клена с детенышем животного (по аналогии с «теленочком», «котеночком» и т. п.), сосущего молоко у своей матери — большого, «взрослого» дерева. В данной миниатюре поэт не только выражает любовь к родному краю и радость от наблюдения за живой природой. Здесь так же отражена и судьба самого поэта. Если в стихотворении «Клен ты мой опавший», появившемся в конце жизни, клен представлен уже отживающим свой век старым и опавшим деревом, то здесь мы видим рождение, начало этой жизни. Этот образ маленького зеленого росточка олицетворяет собой совсем еще юного поэта, только вступающего в творческий мир.

Таким образом, в данных стихотворениях показано лирическое «я» поэта, которое сравнивается с клёном в разный период его роста. С. Есенину удалось передать ощущение жизни и её увядание через символ дерева, который по значению тождественен мировому пониманию. Так, начало жизни соответствует ростку, а её конец — увяданию. Мысль о естественном, изначальном единстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы, она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образность его поэзии восходит к народной, опираясь на древние традиции одушевления природы и всего сущего, Есенин создает свой неповторимый стиль. «Не я выдумал этот образ, — говорил поэт — он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах» [6].

Ссылка на основную публикацию