Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина

«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Анализ стихотворения Есенина Мне осталась одна забава

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава» – лучшее сочинение

Тема стихотворения: отношения поэта с миром, с жизнью. В данном случае герой стихотворения – сам Есенин. Он говорит конкретно о себе, но схожие с ним конфликты переживают все поэты.

Идея: для поэта единственный смысл жизни – поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное. покой, репутацию, отношения с людьми.

Сюжет. Есенин понимает, что он, как и любой человек, несущий в себе дар, не может не идти за этим даром. Он не может быть никем, кроме как поэтом и все в его жизни подчиняется этому. Это отчетливо видно в фразе:

«И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».

То есть поэту приходится вкушать жизнь с недозволенных сторон для того, что бы писать о ней сильно, ярко и правдиво. Есенин описывает обрывистым сюжетом какие-то значимые вехи его жизни: жизнь он вел разгульную, скандальную, мечты его не сбылись, он перерос веру в Бога, но в то же время боится признаться в этом, прося в конце все же «положить его умирать в русской рубашке под иконами».

Видимо, Есенин прошел какой-то этап, после которого осознал, что жизнь конечна, что и ему придется уйти из этого мира. Осознание конечности жизни – это очень острое осознание, тем более для поэта, которое меняет мироощущение.
Художественные приемы.
Образы. «Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Так Есенин обозначает высокое, божественное и низменное, земное. Это то, что постоянно борется в его душе.
Парадокс. «Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.»

Таким парадоксальным способом Есенин отождествляет ангелов и чертей, как две стороны одной медали.
Есенин использует цветовые образы: золотой, розовый, белый. Что, несмотря на мрачность описываемого конфликта в душе, дает ощущение, что поэт, каким бы порочным он ни был, остается всегда на стороне света, а не тьмы.

Поэзия Есенина мелодичная, слог мягкий, хотя и напористый, сильный. Подобное осознание своего Я и постоянное размышление над этим – это одна из сквозных тем поэзии Есенина.

  • Анализ стихотворения Есенина «Я последний поэт деревни…»

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года. По своему.

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти Сергея Есенина»

Стихотворение, которое посвящено смерти Сергея Есенина, Анна Ахматова.

Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой…»

Это стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания”, стало последним.

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Сергей Есенин – это удивительный, поистине народный поэт. С детства.

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская»

Сергей Есенин очень любил свою родину, этим пронизаны почти все его.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

В творчестве каждого истинно русского поэта есть стихотворения о.

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»

Сергей Есенин писал, свои стихотворения по мановению своей души, о.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава»

Тема стихотворения: отношения поэта с миром, с жизнью. В данном случае герой стихотворения – сам Есенин. Он говорит конкретно о себе, но схожие с ним конфликты переживают все поэты.

Идея: для поэта единственный смысл жизни – поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное. покой, репутацию, отношения с людьми.

Сюжет. Есенин понимает, что он, как и любой человек, несущий в себе дар, не может не идти за этим даром. Он не может быть никем, кроме как поэтом и все в его жизни подчиняется этому. Это отчетливо видно в фразе:

«И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».

То есть поэту приходится вкушать жизнь с недозволенных сторон для того, что бы писать о ней сильно, ярко и правдиво. Есенин описывает обрывистым сюжетом какие-то значимые вехи его жизни: жизнь он вел разгульную, скандальную, мечты его не сбылись, он перерос веру в Бога, но в то же время боится признаться в этом, прося в конце все же «положить его умирать в русской рубашке под иконами».

Видимо, Есенин прошел какой-то этап, после которого осознал, что жизнь конечна, что и ему придется уйти из этого мира. Осознание конечности жизни – это очень острое осознание, тем более для поэта, которое меняет мироощущение.
Художественные приемы.
Образы. «Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Так Есенин обозначает высокое, божественное и низменное, земное. Это то, что постоянно борется в его душе.
Парадокс. «Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.»

Таким парадоксальным способом Есенин отождествляет ангелов и чертей, как две стороны одной медали.
Есенин использует цветовые образы: золотой, розовый, белый. Что, несмотря на мрачность описываемого конфликта в душе, дает ощущение, что поэт, каким бы порочным он ни был, остается всегда на стороне света, а не тьмы.

Поэзия Есенина мелодичная, слог мягкий, хотя и напористый, сильный. Подобное осознание своего Я и постоянное размышление над этим — это одна из сквозных тем поэзии Есенина.

Тема стихотворения: отношения поэта с миром, с жизнью. В данном случае герой стихотворения – сам Есенин. Он говорит конкретно о себе, но схожие с ним конфликты переживают все поэты.

Идея: для поэта единственный смысл жизни – поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное. покой, репутацию, отношения с людьми.

Сюжет. Есенин понимает, что он, как и любой человек, несущий в себе дар, не может не идти за этим даром. Он не может быть никем, кроме как поэтом и все в его жизни подчиняется этому. Это отчетливо видно в фразе:

«И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».

То есть поэту приходится вкушать жизнь с недозволенных сторон для того, что бы писать о ней сильно, ярко и правдиво. Есенин описывает обрывистым сюжетом какие-то значимые вехи его жизни: жизнь он вел разгульную, скандальную, мечты его не сбылись, он перерос веру в Бога, но в то же время боится признаться в этом, прося в конце все же «положить его умирать в русской рубашке под иконами».

Видимо, Есенин прошел какой-то этап, после которого осознал, что жизнь конечна, что и ему придется уйти из этого мира. Осознание конечности жизни – это очень острое осознание, тем более для поэта, которое меняет мироощущение.
Художественные приемы.
Образы. «Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Так Есенин обозначает высокое, божественное и низменное, земное. Это то, что постоянно борется в его душе.
Парадокс. «Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.»

Таким парадоксальным способом Есенин отождествляет ангелов и чертей, как две стороны одной медали.
Есенин использует цветовые образы: золотой, розовый, белый. Что, несмотря на мрачность описываемого конфликта в душе, дает ощущение, что поэт, каким бы порочным он ни был, остается всегда на стороне света, а не тьмы.

Поэзия Есенина мелодичная, слог мягкий, хотя и напористый, сильный. Подобное осознание своего Я и постоянное размышление над этим — это одна из сквозных тем поэзии Есенина.

Подобные записи

«Мне осталась одна забава…» С.Есенин

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души. хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Письмо к женщине

«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина

«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина. которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава». с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать». воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом. рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали». «ярче гореть». «ласкать и карябать». «розу белую с чёрною жабой повенчать». «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Послушайте стихотворение Есенина Мне осталась одна забава

Мне осталась одна забава история создания. Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава…» Есенина С.А

Произведение относится к периоду позднего творчества поэта, озабоченного рассуждениями о взаимоотношениях человека искусства с окружающим миром и собственной жизнью, а также переосмысливавшего философскую проблему бытия.

Смысловая идея стихотворения заключается в интонационном акценте поэзии, являющейся для лирического героя, ведущего повествование, единственной жизненной целью, ради которой он приносит в жертву свое спокойствие, репутацию, а также личные отношения с окружающими людьми.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг размышлений лирического героя о собственной жизни, стремящихся понять место поэта в сегодняшнем мире и достигнуть желанной душевной гармонии. Сюжет стихов является обрывистым и представляется в кратких, емких воспоминаниях героя о разгульной, скандальной жизни, разочарования в божьей вере и мечтах о счастье. При этом автор акцентирует внимание читательской аудитории на собственном неблаговидном поведении в прошлом, которое является жизненной необходимостью для дальнейшего правдивого и яркого творчества в области поэтического искусства.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает в произведении «Мне осталась одна забава» анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой, позволяющих усилить гармоничную и многогранную композиционную структуру.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют символические образы, обозначающие в поэтическом содержании высокие божественные и низменные земные начала, подчеркивая душевный разлад лирического героя. Кроме того, автор использует парадоксальный метод изложения, отождествляя образы чертей и ангелов, демонстрируя их в качестве двух сторон одной медали.

Своеобразной особенностью стихотворения является использование поэтом особой цветовой гаммы в виде оттенков золотого, розового, белого, создающих впечатление светлого чувства, несмотря на мрачное душевное состояние лирического героя.

Стихотворение обладает мелодичностью, мягким, открытым слогом, сочетающимися с поэтической силой и напористостью талантливого мастера.

Вариант 2

Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины, ведь поэту, подобно монаху, нужно непрестанно помнить «последния своя». Тем не менее, в ситуации с Сергеем Александровичем мы видим довольно явные намеки, да и не только у него в 20-е годы предыдущего века было стойкое понимание приближающейся гибели.

Пробыв в мире раздолья, дебоша и алкоголя практически всю молодость, с возрастом Есенин трезвел, приближалось тяжелое похмелье итогом которого стала расправа в отеле Англетер. Поэт написал Мен осталась одна забава.. в 1923 году за два года до гибели, хотя он многое сделал за эти два года, в стихах заметны нотки разочарованности миром. В стихотворении Мне осталась одна забава это отчетливо видно

Он принимает свою репутацию «похабник я и скандалист» и не спорит с этим, но более всего перед нами виден духовный кризис, который в современной культуре великолепно выражен в песне Losing My Religion (хотя речь не только о религии как таковой в этой песне) группы R.E.M. Эти чувства описывает и Есенин, который утверждает «горько мне, что не верю теперь». Субъект речи раскаивается в собственном неверии понимая нелепость прежнего стыда о вере, он понимает сколь существенной является потеря веры, но называет эту утрату смешной, так как смотрит на ситуацию и себя глобально, видит мир смешным и нелепым, как подобает похабнику и скандалисту.

Продолжение мотива разочарованности наблюдается также и в словах «все сжигает житейская мреть», которые могут звучать из уст усталого и повидавшего виды человека. Есенин подчеркивает пошлость жизни, он исповедуется в смысле своего похабничества, которое было для него поиском свободы, способом поддерживать тот самый огонь, которым горят все люди приходящие в этот мир, чтобы согревать других, чтобы освещать другим путь. Он понимает нелепость некоторых своих возвышенных затей, проще говоря, черную жабу этого мира не объединить с белой розой, как бы не старался поэт, все разобьется о скалы обыденности, повседневности, пошлости.

При этом Есенин отдает себе отчет в пагубности малодушия и уныния, он называет «неверие в благодать» большим грехом, но парадоксальным образом за свои грехи просит в каком-то смысле награды. Он хочет вернуться к своим корням и оставить землю подобно тому, как начинал свой путь – в русской рубашке и под иконами.

Анализ стихотворения Мне осталась одна забава по плану

«Мне осталась одна забава…» анализ стихотворения Есенина

«Мне осталась одна забава…» — знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешел к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле.

Поэт размышляет о том, каким он предстает перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало место

поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В Образе лирического героя произведения предстает сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины.

Произведение представляет собой яркий

пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своем месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нем «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашел понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем — месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, емко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик.

Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной.

Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал ее как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришел от веры к неверию, о чем и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию.

Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он четко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признается, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно Анапестом, рифма перекрестная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с черною жабой повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и черной жабы.

Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 9, 10 класс
    Стихотворение «Погасло дневное светило» было написано А. С. Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1820 году. Это один из примеров лирики романтического периода А. С. Пушкина
  • Анализ стихотворения Не надо звуков Мережковского
    Стихотворение Д. С. Мережковского «Не надо звуков» относится к тому периоду его написания, когда творчеству поэта было свойственно обращение к Богу. Автор стихотворения считал, что только вера способна избавить
  • Анализ стихотворения Цветы Фета
    Стихотворение, являющееся одной из составных частей поэтического цикла «Мелодии», относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философскими размышлениями и рассуждениями.
  • Анализ стихотворения Есенина Корова
    Стихотворение Есенина «Корова» относится к раннему периоду творчества поэта. В этот период произведения Есенина еще несут на себе следы незрелости и недостаточной опытности. Вместе с тем
  • Анализ стихотворений Пастернака
Читайте также:  Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина

«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями. Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии. В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями. Сюжет и идея произведения В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания. В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни. До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы. Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем. Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил. Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось. Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке. Композиция, тропы Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души. Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Сергей Есенин

Мне осталась одна забава.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

1923


Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души, хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

Произведение относится к периоду позднего творчества поэта, озабоченного рассуждениями о взаимоотношениях человека искусства с окружающим миром и собственной жизнью, а также переосмысливавшего философскую проблему бытия.

Смысловая идея стихотворения заключается в интонационном акценте поэзии, являющейся для лирического героя, ведущего повествование, единственной жизненной целью, ради которой он приносит в жертву свое спокойствие, репутацию, а также личные отношения с окружающими людьми.

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг размышлений лирического героя о собственной жизни, стремящихся понять место поэта в сегодняшнем мире и достигнуть желанной душевной гармонии. Сюжет стихов является обрывистым и представляется в кратких, емких воспоминаниях героя о разгульной, скандальной жизни, разочарования в божьей вере и мечтах о счастье. При этом автор акцентирует внимание читательской аудитории на собственном неблаговидном поведении в прошлом, которое является жизненной необходимостью для дальнейшего правдивого и яркого творчества в области поэтического искусства.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает в произведении «Мне осталась одна забава» анапест в сочетании с перекрестной рифмовкой, позволяющих усилить гармоничную и многогранную композиционную структуру.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют символические образы, обозначающие в поэтическом содержании высокие божественные и низменные земные начала, подчеркивая душевный разлад лирического героя. Кроме того, автор использует парадоксальный метод изложения, отождествляя образы чертей и ангелов, демонстрируя их в качестве двух сторон одной медали.

Своеобразной особенностью стихотворения является использование поэтом особой цветовой гаммы в виде оттенков золотого, розового, белого, создающих впечатление светлого чувства, несмотря на мрачное душевное состояние лирического героя.

Стихотворение обладает мелодичностью, мягким, открытым слогом, сочетающимися с поэтической силой и напористостью талантливого мастера.

Вариант 2

Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины, ведь поэту, подобно монаху, нужно непрестанно помнить «последния своя». Тем не менее, в ситуации с Сергеем Александровичем мы видим довольно явные намеки, да и не только у него в 20-е годы предыдущего века было стойкое понимание приближающейся гибели.

Пробыв в мире раздолья, дебоша и алкоголя практически всю молодость, с возрастом Есенин трезвел, приближалось тяжелое похмелье итогом которого стала расправа в отеле Англетер. Поэт написал Мен осталась одна забава.. в 1923 году за два года до гибели, хотя он многое сделал за эти два года, в стихах заметны нотки разочарованности миром. В стихотворении Мне осталась одна забава это отчетливо видно

Он принимает свою репутацию «похабник я и скандалист» и не спорит с этим, но более всего перед нами виден духовный кризис, который в современной культуре великолепно выражен в песне Losing My Religion (хотя речь не только о религии как таковой в этой песне) группы R.E.M. Эти чувства описывает и Есенин, который утверждает «горько мне, что не верю теперь». Субъект речи раскаивается в собственном неверии понимая нелепость прежнего стыда о вере, он понимает сколь существенной является потеря веры, но называет эту утрату смешной, так как смотрит на ситуацию и себя глобально, видит мир смешным и нелепым, как подобает похабнику и скандалисту.

Продолжение мотива разочарованности наблюдается также и в словах «все сжигает житейская мреть», которые могут звучать из уст усталого и повидавшего виды человека. Есенин подчеркивает пошлость жизни, он исповедуется в смысле своего похабничества, которое было для него поиском свободы, способом поддерживать тот самый огонь, которым горят все люди приходящие в этот мир, чтобы согревать других, чтобы освещать другим путь. Он понимает нелепость некоторых своих возвышенных затей, проще говоря, черную жабу этого мира не объединить с белой розой, как бы не старался поэт, все разобьется о скалы обыденности, повседневности, пошлости.

При этом Есенин отдает себе отчет в пагубности малодушия и уныния, он называет «неверие в благодать» большим грехом, но парадоксальным образом за свои грехи просит в каком-то смысле награды. Он хочет вернуться к своим корням и оставить землю подобно тому, как начинал свой путь – в русской рубашке и под иконами.

Анализ стихотворения Мне осталась одна забава по плану

Мне осталась одна забава

Возможно вам будет интересно

Данное стихотворение Элегия также посвящено теме простого народу. Поэт пишет, что тема страданий народа до сих пор актуальна. Ведь после отмены крепостного права крестьяне не стали лучше жить, они дальше бедствовали,

Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» является известным творением русского поэта Бориса Пастернака. Оно написано в тяжелое время для поэта. Все коллеги Пастернака пошли на него войной и стали главными врагами.

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Поэт написал свое стихотворение в 1907 году. Александр Блок достаточно длительное время являлся приверженцем символизма. Поэтому и в этой его работе говорить следует не о весне, это время года не занимает главное место в стихотворении

Произведение представляет собой поэтическое размышление о наслаждении человеком упоительных жизненных минут в единении с собственным душевным состоянием.

«Мне осталась одна забава…», или есенинское пророчество о собственной судьбе

Меню статьи :

Меланхоличный стих, вызывающий слезы, тоску и горечь. Чувственный, грустный, очень личный – «Мне осталась одна забава…». Этот текст написан рукою Сергея Есенина в тяжкие дни 1923 года в канун случайной смерти писателя. Публикация стихотворения состоялась в «Гостинице для путешествующих в прекрасном» – изданий изысканной и имажинистской литературы. Автор выносит на публику свою исповедь, кается, что верил в Бога, но сожалеет, что ныне утратил свою веру. Произведения, написанные в последние годы жизни, как известно, всегда особенные. Поэтому и есенинскому произведению стоит уделить больше внимания.

Автор и литературный герой поэзии – единое целое, именно так идентифицируют этот стих многие литературоведы и критики. Автор в поэзии постоянно сопоставляет разные понятии: верю – не верю, жизнь – смерть, добро – зло и т. д. Можно проследить, что эти противоречия – как часть сама жизнь поэта, полна то взлетов, то падений. От имени автора, лирический герой подтверждает и слухи о своей испорченной репутации, что уже ничего невозможно изменить. Но отчаиваться, по словам героя не стоит, ведь это потеря смешная: потерять себя в глазах окружающих не страшно. Страшно потерять себя для самого себя. Это каламбур, но автор видит свое существование – как творческой личности – именно так. Есенин с тоской вспоминает юношеские годы, полные искренней веры не только в Бога, но и в людей. Однако со временем отрицательный опыт общения дает ужасные плоды разочарования, душевной боли и недоверия:

Пусть не сладились, не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней…

Философия бытия Сергея Есенина

Философия – это вовсе не далекие от повседневного существования концепции и идеи. Онтология, метафизика, этика – все это люди каждый день находят в своей жизни. Собственную онтологию выстраивает и Сергей Есенин, учитывая, в том числе, опыт своей жизни. Давайте посмотрим, что пишет русский поэт в произведении, которое нас интересует в этой статье:

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь…

Последний период жизни Сергея Есенина характеризовался внезапным духовным просветлением писателя. Лирик совмещает онтологические и метафизические темы воедино, стараясь проникнуть за завесу трансцендентной сущности. Поэтому русский литератор и пишет о религии, Боге, вере. Сергей Есенин пришел к той точке сознания, которая обычно посещает творческих людей. Поэта начали волновать философские вопросы бытия человека, Есенин постепенно осмысливал свою жизнь, анализировал свое предназначение под небесами. Используя литературу (в особенности же поэзию), поэт размышляет о том, как его воспринимает читательская аудитория, видят поклонники, признает или не признает общество. Поэтому Есенин решил поделиться со своими читателями-поклонниками идеями и образами, лишенными радости.

Читайте также:  Анализ стихотворения Под венком лесной ромашки Есенина

Смыслы и посылы поэзии русского лирика

Центральный посыл поэзии – демонстрация места автора в повседневности, роли в социуме, анализ взаимодействий писателя (и творчества вообще) с публикой, окружающей автора.

Писатель не скрывает, что в стихе говорит о себе, расписывается только за собственные поступки, слова, выводы. Впрочем, это закавыка не только автора как личности, это трудность всех деятелей творчества, ведущих диалог с миром, периодически вступая в конфликты с действительностью.

На этом непростом пути люди ищут себя, но не в состоянии отыскать, ведь нет моральных возможностей существовать в гармонических отношениях с миром. Этика дает сбой.

Перо Сергея Есенина – как прототипа героя анализируемого нами произведения – рисует для читателей картину жизненного пути творческого человека, в тонкостях и деталях передает мироощущение, предоставляет свой взгляд на социум и окружающую писателя среду в целом. Это лирические образы, в которых автор старается передать чувства и мысли читателям.

«Мне осталась одна забава…»: сюжет и проблематика текста

Безусловно, в анализируемом нами стихотворении присутствует сюжетная линия, ошибочно считать, что основа повествования здесь отсутствует. Литератор заглядывает в пучины будущего, одновременно озираясь на события прошлого. Автор сетует на ту «дурную славу», которая недавно распространилась среди людей. Литератор переживает за искаженное людьми восприятие его личности, расстраивается из-за непонимания со стороны родных, близких и читателей, среди которых нечасто находит поддержку. Герой очень переживает по этому поводу, ведь не находит должного признания в обществе. Это еще больше ранит душу автора. Сначала, поэт рассказывает сплетни о себе, цитирует недоброжелателей, однако потом признает, что только сам знает и понимает, что все это не так. Потом автор переходит к более глобальным понятиям: вера и место этого чувства в жизни поэта.

До сих пор ученые-литературоведы не могут понять, что же на самом деле имел в виду Сергей Есенин, вспоминая о чувстве стыда. Скорее стоит сказать так: писатель сожалеет о том, что ранее не имел в душе веры в Господа. Литературные критики допускают такую ситуацию: из-за разочарования и печали от прожитой жизни автор утратил веру во всесильные силы. Однако справедливо также сделать предположение, что русский писатель старается поделиться с публикой наиболее потаенными и скрытыми глубоко в сердце размышлениями о Всевышнем. Русский поэт пишет ловко, кратко, остро, емко, писатель уверен, что слова этого произведения не оставят равнодушным ни одного человека, ведь, возможно, у кого-то точно такие же трудности. Отсюда и стыд: от неверия во Всевышнего. Вероятно, проходя по сложным дорогам жизненного пути, автор считает: вера – понятие индивидуальное, к вере необходимо прийти, перестрадать, осмыслить прожитый опыт.

Размышления Есенина о вере

Веру люди получают как чудо, а не как подарок на блюдце с голубой каемкой. Вера, в понимании писателя, предстает далеко не поверхностное чувство. Когда-то молодой, полный сил и открытый к общению Есенин, казалось бы, успел познать жизнь. Писатель тогда принимал повседневность, как нечто должное. Литератор наблюдал мир со стороны, разочаровывался, обманывался людьми, получал жизненный опыт. Есенин понимал, что сильная вера в Бога в сердце человека, неподготовленного к различным судьбоносным ситуациям, ничего доброго не принесет. Тем не менее, герой надеялся на установление гармонии и жизненной справедливости, но получал лишь все большее количество разочарований в жизни.

Сергей Есенин «сделал» себя, духовно создал себя сам. Писатель пришел от верующего к неверующему, что поэт и показывает, доказывает в стихотворении.

Как результат неверия – дисгармоничная жизнь, душа, которая мечется в постоянных поисках понимания от окружающих, желание отыскать ту, заветную гармонию. Поэт говорит о вере с печалью, ведь она привела героя стиха к неверию. Сейчас писателю так хочется чуда, хочется поверить в высшие силы и получить от религии все ответы на волнующие вопросы. Однако веру герой все-таки решает отложить «на потом», ведь сейчас сил на веру у писателя не хватает.

Философские выводы Есенина

Но Есенин старается не терять основное призвание на земле, найти свой путь и следовать судьбе, пусть жизнь и предоставляет все новые и новые удары. Автор четко объясняет понятия «ласкать» и «карябать», демонстрируя эти слова с точки зрения чувств, воздействий, обозначая переполняющие душу эмоциональные бури.
Автор демонстрирует стремление к гармоническому существованию, желание объединить то, что не удавалось соединить другим писателям. Однако, в итоге, Есенин признает свою неудачу на этом чувственном поприще:

Для поэта ласкать – и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать…

Автор продемонстрировал влияние творчества на жизнь человека. А ведь Есенин очень изменился с тех пор, как попал в столичные дебри. В Москву писатель прибыл неприметным и скромным парнем из деревни. Спустя несколько лет Есенина затянула в водоворот свобода, первые поэтические и литературные успехи. У поэта появилась модная одежда, которая подчеркнула все достоинства молодого тела, превратив юношу в привлекательного человека. Но здесь есть и темная сторона: парень сильно скучал по дому, желал попасть в родное село Константиново. Тоску поэт топил в рюмке. Постоянные конфликты и ссоры – как результат пьянок, драк – стали обратной стороной души Есенина. Поэт оскорблял и унижал родных и близких людей, друзей, любимую женщину. Придя в себя, автор начинал сознавать ошибки, понимал, что такое поведение неподобающее и мерзкое, но поделать с собой ничего не мог. Писатель не желал менять устав жизни. Когда поэт лечился от алкоголизма, мир увидело знаменитое произведение под названием «Мне осталась одна забава…». Сегодня, произведение читатели знают как песню, как украшение репертуара многих талантливых музыкантов.

Ремарка об истории создания стиха

Литературоведы порой считают, что автор написал анализируемое нами стихотворение не зря. В поэзии можно прочесть все вперемешку: отчаяние, раскаяние, тоску и печаль, обиду… Возможно, в стихотворении кроется также депрессия. Автор считал, что выполнил свое предназначение в мире людей. Сергей понимал, что этими строками прощается с тем, чем дорожил. ,Есенин готовился к уходу, ведь понимал, что существование далеко от идеала. Пьяные драки, ничем не оправданные дебоши постоянно сопровождали дни Есенина, и такую жизнь писатель желал прекратить.

Автор не стесняется употреблять такие характеристики, как «скандалист» и «похабник», Есенина не интересует мнение людей вокруг.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист…

Тема спасения души в творчестве русского писателя

Писатель желает спасти собственную, бессмертную душу, которой уже давно нет покоя. Однако, несмотря на отсутствие веры, Есенин стоит на пути очищения души от того балласта, скопившегося когда-то давно и теперь мучит героя, лежит на сердце тяжким грузом. Поэтому исследователи творчества Есенина считают, что предполагаемое самоубийство поэта – это обдуманный, спланированный поступок, а поэзия – исповедь. Откровенное признание писателя, и, вместе с тем, искреннее произведение литературы.

Автор демонстрирует, что не кается перед Богом. В первую очередь, покаяние писателя осуществляется не перед Богом, а перед обычным, простым человеком, перед всеми, кто страдал от поступков Есенина. Автор предается строгому читательскому суду – без ожидания снисхождения или жалости.

Сергей Есенин – мастер стихотворных, лирических произведений. Предлагаем ознакомиться с анализом его стихотворения “Письмо к женщине”

Есенин стремится объяснить свои поступки, раскрыть причины своего падения. По его мнению, причина нравственной деградации кроется в желании «ярче гореть», то есть творить, писать, отдавать себя творчеству безраздельно. Естественно, иногда ради творчества и энергии необходимо совершать и безумные поступки. Автор признается: объединить творчество и жизненный путь не удалось, так как у этих векторов совершенно разные направления. Есенин понял, что поэзия не изменит мир к лучшему, что и подвергло поэта в упадок и декаданс. Возлюбленный Айседоры Дункан устал бороться с окружающим миром и отстаивать свои идеи, идеалы. Герой решил оставить ситуацию такой, какой та сложилась, сдаться судьбе и, наконец, уйти:

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничать я и скандалить
Для того, чтобы ярче гореть…

Сложности композиции и антитеза в поэзии русского писателя

Мнения ученых по поводу событий, описанных в поэзии русского литератора, разделяются. Литературоведы говорят, что анализируемое стихотворение – исповедь, и даже отмечают то, что автор уже давно задумал покончить с собой. Но другие специалисты говорят, что такое сопоставление, антитеза, вполне характерны для творчества Есенина.

«Положить умирать под русскими иконами…» – эта фраза не значит смерть физическую, скорее слова писателя говорят о смерти моральной, творческой. Ведь автор понимает, что не все воспринимают его личностью, а потому не всегда могут воспринять и его творческий труд. Есенин решает не «бежать» за славой, не обращать внимания на критиков, а просто жить, отпустив талант:

Вот за это веселые мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Но стоит отметить, творческим людям это удается не всегда. Желание отпустить жизненный корабль порой не оправдывается, не соответствует действительности, ведь может привести к тяжким последствиям. Связанная душа, обрезанные творческие крылья, ограничение на творчество – это опустошение души творца, переизбыток отрицательных эмоций, молчание и забытье. Иногда очень жесткая критика вполне приводит к моральному уничтожению творческого человека, а душевные травмы лечатся слишком долго или не лечатся вообще, становясь причиной физического уничтожения личности.

Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

Стихотворение написано в 1923 году, незадолго до гибели поэта. Многие исследователи видят в этом произведении признаки исповеди, как будто поэт подводит итоги своей жизни, кается, но не перед богом, в которого он уже не верит: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь», в чем с горечью и признается, а перед людьми: «Я хочу при последней минуте/ Попросить тех, кто будет со мной…».

Все стихотворение построено на различных противоречиях, которые, как бы иллюстрируют жизнь поэта.

Лирический герой и автор в данном произведении идентичны. Уже в первой строфе автор говорит, о том, что репутация его настолько испорчена, что назад пути нет, ничего не исправить, а потому ему «…осталась одна забава:

Пальцы в рот – и веселый свист». Но, в то же время, вторая строфа говорит нам о том, что потеря доброго имени в глазах окружающего его на тот момент общества, всего лишь «смешная потеря». Свои молодые годы наивной и чистой веры, поэт вспоминает с некоторым стыдом, однако сожалеет о том, что не в состоянии больше верить так же искренне, как раньше: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь»

Следующие строфы, как будто, призваны оправдать поэта, ибо «роковая на нем печать» и путь его кардинально отличается от пути простого обывателя. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Автор прямым текстом говорит, что «похабничал я и скандалил / Для того, чтобы ярче гореть». Тонко чувствующим поэтическим натурам необходимы, как яркие положительные эмоции, так и разрушительно- гибельные страсти, потому что «дар поэта – ласкать и карябать» абсолютно разнополярен. Поэт хочет сотворить невозможное, соединить в творчестве прекрасное и безобразное: «Розу белую с черною жабой/

Я хотел на земле повенчать». И пусть это все были пустые мечты, которым не суждено было сбыться, но мечтать о таком могла лишь по-настоящему творческая и дуалистичная личность, в душе которой есть место и ангелам и чертям, мало того, существование одного обязательно подразумевает наличие другого: «Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы жили в ней»

Финальные строфы стихотворения так же противоречивы, как и все произведение. Лирический герой просит, чтобы за грехи и неверие его положили умирать под иконами, просьба, казалось бы, абсурдная, но, в рамках есенинской лирики, подобное пожелание вполне аргументированно и правомерно.

Основным художественным средством здесь является антитеза. Как мы уже рассмотрели выше, все произведение построено на противопоставлениях. Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная. При написании данного стихотворения поэт использовал разные стили речи. Основой является литературная речь, но в нее вплетены слова, принадлежащие к речи разговорной, например такие слова и выражения, как «похабник», «прокатилась слава», «карябать» и слова устаревшей лексики, например: «мреть», «сладились». Подобным смешением речевых стилей поэт лишний раз подчеркнул свое стремление к обретению гармонии путем сочетания несочетаемых, на первый взгляд, явлений.

Общее настроение стихотворение можно охарактеризовать как мрачно-депрессивное. Лирический герой полон разочарования в жизни, не видит в будущем никаких перспектив и даже готов отправиться «в край иной», сказав последнее слово и высказав последнюю просьбу.

Ссылка на основную публикацию