Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина

«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом, рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с чёрною жабой повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Анализ стихотворения Есенина Мне осталась одна забава

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава» – лучшее сочинение

Тема стихотворения: отношения поэта с миром, с жизнью. В данном случае герой стихотворения – сам Есенин. Он говорит конкретно о себе, но схожие с ним конфликты переживают все поэты.

Идея: для поэта единственный смысл жизни – поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное. покой, репутацию, отношения с людьми.

Сюжет. Есенин понимает, что он, как и любой человек, несущий в себе дар, не может не идти за этим даром. Он не может быть никем, кроме как поэтом и все в его жизни подчиняется этому. Это отчетливо видно в фразе:

«И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».

То есть поэту приходится вкушать жизнь с недозволенных сторон для того, что бы писать о ней сильно, ярко и правдиво. Есенин описывает обрывистым сюжетом какие-то значимые вехи его жизни: жизнь он вел разгульную, скандальную, мечты его не сбылись, он перерос веру в Бога, но в то же время боится признаться в этом, прося в конце все же «положить его умирать в русской рубашке под иконами».

Видимо, Есенин прошел какой-то этап, после которого осознал, что жизнь конечна, что и ему придется уйти из этого мира. Осознание конечности жизни – это очень острое осознание, тем более для поэта, которое меняет мироощущение.
Художественные приемы.
Образы. «Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Так Есенин обозначает высокое, божественное и низменное, земное. Это то, что постоянно борется в его душе.
Парадокс. «Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.»

Таким парадоксальным способом Есенин отождествляет ангелов и чертей, как две стороны одной медали.
Есенин использует цветовые образы: золотой, розовый, белый. Что, несмотря на мрачность описываемого конфликта в душе, дает ощущение, что поэт, каким бы порочным он ни был, остается всегда на стороне света, а не тьмы.

Поэзия Есенина мелодичная, слог мягкий, хотя и напористый, сильный. Подобное осознание своего Я и постоянное размышление над этим – это одна из сквозных тем поэзии Есенина.

  • Анализ стихотворения Есенина «Я последний поэт деревни…»

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года. По своему.

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти Сергея Есенина»

Стихотворение, которое посвящено смерти Сергея Есенина, Анна Ахматова.

Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой…»

Это стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания”, стало последним.

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу»

Сергей Есенин – это удивительный, поистине народный поэт. С детства.

Анализ стихотворения Есенина «Русь советская»

Сергей Есенин очень любил свою родину, этим пронизаны почти все его.

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

В творчестве каждого истинно русского поэта есть стихотворения о.

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»

Сергей Есенин писал, свои стихотворения по мановению своей души, о.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава»

Тема стихотворения: отношения поэта с миром, с жизнью. В данном случае герой стихотворения – сам Есенин. Он говорит конкретно о себе, но схожие с ним конфликты переживают все поэты.

Идея: для поэта единственный смысл жизни – поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное. покой, репутацию, отношения с людьми.

Сюжет. Есенин понимает, что он, как и любой человек, несущий в себе дар, не может не идти за этим даром. Он не может быть никем, кроме как поэтом и все в его жизни подчиняется этому. Это отчетливо видно в фразе:

«И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».

То есть поэту приходится вкушать жизнь с недозволенных сторон для того, что бы писать о ней сильно, ярко и правдиво. Есенин описывает обрывистым сюжетом какие-то значимые вехи его жизни: жизнь он вел разгульную, скандальную, мечты его не сбылись, он перерос веру в Бога, но в то же время боится признаться в этом, прося в конце все же «положить его умирать в русской рубашке под иконами».

Видимо, Есенин прошел какой-то этап, после которого осознал, что жизнь конечна, что и ему придется уйти из этого мира. Осознание конечности жизни – это очень острое осознание, тем более для поэта, которое меняет мироощущение.
Художественные приемы.
Образы. «Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Так Есенин обозначает высокое, божественное и низменное, земное. Это то, что постоянно борется в его душе.
Парадокс. «Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.»

Таким парадоксальным способом Есенин отождествляет ангелов и чертей, как две стороны одной медали.
Есенин использует цветовые образы: золотой, розовый, белый. Что, несмотря на мрачность описываемого конфликта в душе, дает ощущение, что поэт, каким бы порочным он ни был, остается всегда на стороне света, а не тьмы.

Поэзия Есенина мелодичная, слог мягкий, хотя и напористый, сильный. Подобное осознание своего Я и постоянное размышление над этим — это одна из сквозных тем поэзии Есенина.

Тема стихотворения: отношения поэта с миром, с жизнью. В данном случае герой стихотворения – сам Есенин. Он говорит конкретно о себе, но схожие с ним конфликты переживают все поэты.

Идея: для поэта единственный смысл жизни – поэзия, в жертву которой приходится приносить все остальное. покой, репутацию, отношения с людьми.

Сюжет. Есенин понимает, что он, как и любой человек, несущий в себе дар, не может не идти за этим даром. Он не может быть никем, кроме как поэтом и все в его жизни подчиняется этому. Это отчетливо видно в фразе:

«И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть».

То есть поэту приходится вкушать жизнь с недозволенных сторон для того, что бы писать о ней сильно, ярко и правдиво. Есенин описывает обрывистым сюжетом какие-то значимые вехи его жизни: жизнь он вел разгульную, скандальную, мечты его не сбылись, он перерос веру в Бога, но в то же время боится признаться в этом, прося в конце все же «положить его умирать в русской рубашке под иконами».

Видимо, Есенин прошел какой-то этап, после которого осознал, что жизнь конечна, что и ему придется уйти из этого мира. Осознание конечности жизни – это очень острое осознание, тем более для поэта, которое меняет мироощущение.
Художественные приемы.
Образы. «Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.»

Так Есенин обозначает высокое, божественное и низменное, земное. Это то, что постоянно борется в его душе.
Парадокс. «Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.»

Таким парадоксальным способом Есенин отождествляет ангелов и чертей, как две стороны одной медали.
Есенин использует цветовые образы: золотой, розовый, белый. Что, несмотря на мрачность описываемого конфликта в душе, дает ощущение, что поэт, каким бы порочным он ни был, остается всегда на стороне света, а не тьмы.

Поэзия Есенина мелодичная, слог мягкий, хотя и напористый, сильный. Подобное осознание своего Я и постоянное размышление над этим — это одна из сквозных тем поэзии Есенина.

Подобные записи

«Мне осталась одна забава…» С.Есенин

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души. хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом

«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина

«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина. которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.

Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.

В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.

Сюжет и идея произведения

В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава». с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.

В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.

До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.

Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.

Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.

Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать». воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.

Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.

Композиция, тропы

Написано стихотворение преимущественно анапестом. рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали». «ярче гореть». «ласкать и карябать». «розу белую с чёрною жабой повенчать». «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.

Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.

Послушайте стихотворение Есенина Мне осталась одна забава

«Мне осталась одна забава…», или есенинское пророчество о собственной судьбе

Меню статьи :

Меланхоличный стих, вызывающий слезы, тоску и горечь. Чувственный, грустный, очень личный – «Мне осталась одна забава…». Этот текст написан рукою Сергея Есенина в тяжкие дни 1923 года в канун случайной смерти писателя. Публикация стихотворения состоялась в «Гостинице для путешествующих в прекрасном» – изданий изысканной и имажинистской литературы. Автор выносит на публику свою исповедь, кается, что верил в Бога, но сожалеет, что ныне утратил свою веру. Произведения, написанные в последние годы жизни, как известно, всегда особенные. Поэтому и есенинскому произведению стоит уделить больше внимания.

Автор и литературный герой поэзии – единое целое, именно так идентифицируют этот стих многие литературоведы и критики. Автор в поэзии постоянно сопоставляет разные понятии: верю – не верю, жизнь – смерть, добро – зло и т. д. Можно проследить, что эти противоречия – как часть сама жизнь поэта, полна то взлетов, то падений. От имени автора, лирический герой подтверждает и слухи о своей испорченной репутации, что уже ничего невозможно изменить. Но отчаиваться, по словам героя не стоит, ведь это потеря смешная: потерять себя в глазах окружающих не страшно. Страшно потерять себя для самого себя. Это каламбур, но автор видит свое существование – как творческой личности – именно так. Есенин с тоской вспоминает юношеские годы, полные искренней веры не только в Бога, но и в людей. Однако со временем отрицательный опыт общения дает ужасные плоды разочарования, душевной боли и недоверия:

Пусть не сладились, не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней…

Философия бытия Сергея Есенина

Философия – это вовсе не далекие от повседневного существования концепции и идеи. Онтология, метафизика, этика – все это люди каждый день находят в своей жизни. Собственную онтологию выстраивает и Сергей Есенин, учитывая, в том числе, опыт своей жизни. Давайте посмотрим, что пишет русский поэт в произведении, которое нас интересует в этой статье:

Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога не верил.
Горько мне, что не верю теперь…

Последний период жизни Сергея Есенина характеризовался внезапным духовным просветлением писателя. Лирик совмещает онтологические и метафизические темы воедино, стараясь проникнуть за завесу трансцендентной сущности. Поэтому русский литератор и пишет о религии, Боге, вере. Сергей Есенин пришел к той точке сознания, которая обычно посещает творческих людей. Поэта начали волновать философские вопросы бытия человека, Есенин постепенно осмысливал свою жизнь, анализировал свое предназначение под небесами. Используя литературу (в особенности же поэзию), поэт размышляет о том, как его воспринимает читательская аудитория, видят поклонники, признает или не признает общество. Поэтому Есенин решил поделиться со своими читателями-поклонниками идеями и образами, лишенными радости.

Смыслы и посылы поэзии русского лирика

Центральный посыл поэзии – демонстрация места автора в повседневности, роли в социуме, анализ взаимодействий писателя (и творчества вообще) с публикой, окружающей автора.

Писатель не скрывает, что в стихе говорит о себе, расписывается только за собственные поступки, слова, выводы. Впрочем, это закавыка не только автора как личности, это трудность всех деятелей творчества, ведущих диалог с миром, периодически вступая в конфликты с действительностью.

На этом непростом пути люди ищут себя, но не в состоянии отыскать, ведь нет моральных возможностей существовать в гармонических отношениях с миром. Этика дает сбой.

Перо Сергея Есенина – как прототипа героя анализируемого нами произведения – рисует для читателей картину жизненного пути творческого человека, в тонкостях и деталях передает мироощущение, предоставляет свой взгляд на социум и окружающую писателя среду в целом. Это лирические образы, в которых автор старается передать чувства и мысли читателям.

«Мне осталась одна забава…»: сюжет и проблематика текста

Безусловно, в анализируемом нами стихотворении присутствует сюжетная линия, ошибочно считать, что основа повествования здесь отсутствует. Литератор заглядывает в пучины будущего, одновременно озираясь на события прошлого. Автор сетует на ту «дурную славу», которая недавно распространилась среди людей. Литератор переживает за искаженное людьми восприятие его личности, расстраивается из-за непонимания со стороны родных, близких и читателей, среди которых нечасто находит поддержку. Герой очень переживает по этому поводу, ведь не находит должного признания в обществе. Это еще больше ранит душу автора. Сначала, поэт рассказывает сплетни о себе, цитирует недоброжелателей, однако потом признает, что только сам знает и понимает, что все это не так. Потом автор переходит к более глобальным понятиям: вера и место этого чувства в жизни поэта.

До сих пор ученые-литературоведы не могут понять, что же на самом деле имел в виду Сергей Есенин, вспоминая о чувстве стыда. Скорее стоит сказать так: писатель сожалеет о том, что ранее не имел в душе веры в Господа. Литературные критики допускают такую ситуацию: из-за разочарования и печали от прожитой жизни автор утратил веру во всесильные силы. Однако справедливо также сделать предположение, что русский писатель старается поделиться с публикой наиболее потаенными и скрытыми глубоко в сердце размышлениями о Всевышнем. Русский поэт пишет ловко, кратко, остро, емко, писатель уверен, что слова этого произведения не оставят равнодушным ни одного человека, ведь, возможно, у кого-то точно такие же трудности. Отсюда и стыд: от неверия во Всевышнего. Вероятно, проходя по сложным дорогам жизненного пути, автор считает: вера – понятие индивидуальное, к вере необходимо прийти, перестрадать, осмыслить прожитый опыт.

Размышления Есенина о вере

Веру люди получают как чудо, а не как подарок на блюдце с голубой каемкой. Вера, в понимании писателя, предстает далеко не поверхностное чувство. Когда-то молодой, полный сил и открытый к общению Есенин, казалось бы, успел познать жизнь. Писатель тогда принимал повседневность, как нечто должное. Литератор наблюдал мир со стороны, разочаровывался, обманывался людьми, получал жизненный опыт. Есенин понимал, что сильная вера в Бога в сердце человека, неподготовленного к различным судьбоносным ситуациям, ничего доброго не принесет. Тем не менее, герой надеялся на установление гармонии и жизненной справедливости, но получал лишь все большее количество разочарований в жизни.

Сергей Есенин «сделал» себя, духовно создал себя сам. Писатель пришел от верующего к неверующему, что поэт и показывает, доказывает в стихотворении.

Как результат неверия – дисгармоничная жизнь, душа, которая мечется в постоянных поисках понимания от окружающих, желание отыскать ту, заветную гармонию. Поэт говорит о вере с печалью, ведь она привела героя стиха к неверию. Сейчас писателю так хочется чуда, хочется поверить в высшие силы и получить от религии все ответы на волнующие вопросы. Однако веру герой все-таки решает отложить «на потом», ведь сейчас сил на веру у писателя не хватает.

Философские выводы Есенина

Но Есенин старается не терять основное призвание на земле, найти свой путь и следовать судьбе, пусть жизнь и предоставляет все новые и новые удары. Автор четко объясняет понятия «ласкать» и «карябать», демонстрируя эти слова с точки зрения чувств, воздействий, обозначая переполняющие душу эмоциональные бури.
Автор демонстрирует стремление к гармоническому существованию, желание объединить то, что не удавалось соединить другим писателям. Однако, в итоге, Есенин признает свою неудачу на этом чувственном поприще:

Для поэта ласкать – и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать…

Автор продемонстрировал влияние творчества на жизнь человека. А ведь Есенин очень изменился с тех пор, как попал в столичные дебри. В Москву писатель прибыл неприметным и скромным парнем из деревни. Спустя несколько лет Есенина затянула в водоворот свобода, первые поэтические и литературные успехи. У поэта появилась модная одежда, которая подчеркнула все достоинства молодого тела, превратив юношу в привлекательного человека. Но здесь есть и темная сторона: парень сильно скучал по дому, желал попасть в родное село Константиново. Тоску поэт топил в рюмке. Постоянные конфликты и ссоры – как результат пьянок, драк – стали обратной стороной души Есенина. Поэт оскорблял и унижал родных и близких людей, друзей, любимую женщину. Придя в себя, автор начинал сознавать ошибки, понимал, что такое поведение неподобающее и мерзкое, но поделать с собой ничего не мог. Писатель не желал менять устав жизни. Когда поэт лечился от алкоголизма, мир увидело знаменитое произведение под названием «Мне осталась одна забава…». Сегодня, произведение читатели знают как песню, как украшение репертуара многих талантливых музыкантов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Корова

Ремарка об истории создания стиха

Литературоведы порой считают, что автор написал анализируемое нами стихотворение не зря. В поэзии можно прочесть все вперемешку: отчаяние, раскаяние, тоску и печаль, обиду… Возможно, в стихотворении кроется также депрессия. Автор считал, что выполнил свое предназначение в мире людей. Сергей понимал, что этими строками прощается с тем, чем дорожил. ,Есенин готовился к уходу, ведь понимал, что существование далеко от идеала. Пьяные драки, ничем не оправданные дебоши постоянно сопровождали дни Есенина, и такую жизнь писатель желал прекратить.

Автор не стесняется употреблять такие характеристики, как «скандалист» и «похабник», Есенина не интересует мнение людей вокруг.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист…

Тема спасения души в творчестве русского писателя

Писатель желает спасти собственную, бессмертную душу, которой уже давно нет покоя. Однако, несмотря на отсутствие веры, Есенин стоит на пути очищения души от того балласта, скопившегося когда-то давно и теперь мучит героя, лежит на сердце тяжким грузом. Поэтому исследователи творчества Есенина считают, что предполагаемое самоубийство поэта – это обдуманный, спланированный поступок, а поэзия – исповедь. Откровенное признание писателя, и, вместе с тем, искреннее произведение литературы.

Автор демонстрирует, что не кается перед Богом. В первую очередь, покаяние писателя осуществляется не перед Богом, а перед обычным, простым человеком, перед всеми, кто страдал от поступков Есенина. Автор предается строгому читательскому суду – без ожидания снисхождения или жалости.

Сергей Есенин – мастер стихотворных, лирических произведений. Предлагаем ознакомиться с анализом его стихотворения “Письмо к женщине”

Есенин стремится объяснить свои поступки, раскрыть причины своего падения. По его мнению, причина нравственной деградации кроется в желании «ярче гореть», то есть творить, писать, отдавать себя творчеству безраздельно. Естественно, иногда ради творчества и энергии необходимо совершать и безумные поступки. Автор признается: объединить творчество и жизненный путь не удалось, так как у этих векторов совершенно разные направления. Есенин понял, что поэзия не изменит мир к лучшему, что и подвергло поэта в упадок и декаданс. Возлюбленный Айседоры Дункан устал бороться с окружающим миром и отстаивать свои идеи, идеалы. Герой решил оставить ситуацию такой, какой та сложилась, сдаться судьбе и, наконец, уйти:

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничать я и скандалить
Для того, чтобы ярче гореть…

Сложности композиции и антитеза в поэзии русского писателя

Мнения ученых по поводу событий, описанных в поэзии русского литератора, разделяются. Литературоведы говорят, что анализируемое стихотворение – исповедь, и даже отмечают то, что автор уже давно задумал покончить с собой. Но другие специалисты говорят, что такое сопоставление, антитеза, вполне характерны для творчества Есенина.

«Положить умирать под русскими иконами…» – эта фраза не значит смерть физическую, скорее слова писателя говорят о смерти моральной, творческой. Ведь автор понимает, что не все воспринимают его личностью, а потому не всегда могут воспринять и его творческий труд. Есенин решает не «бежать» за славой, не обращать внимания на критиков, а просто жить, отпустив талант:

Вот за это веселые мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Но стоит отметить, творческим людям это удается не всегда. Желание отпустить жизненный корабль порой не оправдывается, не соответствует действительности, ведь может привести к тяжким последствиям. Связанная душа, обрезанные творческие крылья, ограничение на творчество – это опустошение души творца, переизбыток отрицательных эмоций, молчание и забытье. Иногда очень жесткая критика вполне приводит к моральному уничтожению творческого человека, а душевные травмы лечатся слишком долго или не лечатся вообще, становясь причиной физического уничтожения личности.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Сергея Есенина «Мне осталась одна забава.»

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Сергея Есенина «Мне осталась одна забава.» Автор работы: Ешева Марина Учащаяся 11 класса Православной гимназии Г. Майкоп

Мне осталась одна забава… Мне осталась одна забава: Пальцы в рот – и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь. Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть. Дар поэта – ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать. Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней. Но коль черти в душе гнездились – Значит, ангелы жили в ней. Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной,- Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Стихотворение Сергея Есенина «Мне осталась одна забава…» отражает в себе смысл жизни и место поэта в обществе, веру и безверие. В чем видит поэт смысл жизни? Мне осталась одна забава: Пальцы в рот – и веселый свист. Согласен ли он с тем, как его оценивают? Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист. И хотя он определяет свои чувства метафорой «смешная потеря», поэту далеко не безразлично, какое место в жизни он занимает как поэт.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Стихотворение приобретает высокое трагическое звучание. В чем смысл жизни поэта? Дар поэта – ласкать и карябать, Роковая на нем печать. Розу белую с черною жабой Я хотел на земле повенчать. Эпитет «роковая печать» передает убеждение С. Есенина в трагичности его судьбы. Автор говорит о контрастах жизни, о смерти.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Контрастность, трагичность передана поэтом сочетанием: «золотые дали» «розовых дней» «розу белую» «черною жабой» «Розу белую с черною жабой» – передает контрастность цвета. «Золотые, далекие дали; розовые дни» – «житейская мреть» Противопоставление безмятежной счастливой юности и трудовых будней, отравляющих жизнь поэта. «Мреть» – индивидуально авторское слово, ассоциирующееся со словом муть, смерть

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Черти – ангелы, вера – безверие… Какая необъяснимая тревога, муки «гнудятся» в душе поэта, если возникают эти контрастные образы… Ласкать – карябать… Роза белая – черная жаба… Сочетание – несочетаемого. Попытки соединить безуспешны. Отсюда душевный надлом, надрыв.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Поэт измучен душевной болью, «житейской мретью» настолько, что начинает думать о «крае ином» (о смерти) и мечтает умереть (это для него «благодать»). Так, как умирают истинные христиане: «Вот за это веселие мути, Отправляясь с ней в край иной, Я хочу при последней минуте Попросить тех, кто будет со мной,- Чтоб за все за грехи мои тяжкие, За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.»

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Для того, чтобы передать все мысли и чувства свои о смысле жизни, о месте поэта, о вере и безверии С. Есенин кроме приема контраста употребляет и другие художественные средства изобразительности. Смеясь над разговорами о нем как о «похабнике» и «скандалисте», поэт использует лексический повтор: «Ах! Какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь» Переживая свое безверие, С. Есенин дважды употребляет глагол «верю – не верю»: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь.»

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Знаки препинания в стихотворении помогают передать переход от взволнованного – насмешливого настроения (его передают восклицательные знаки) до мрачного – философского. «Ах! какая смешная потеря!» «Золотые, далекие дали!» В конце стихотворения только точки, запятые, тире.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Стихотворение написано самым «медленным» размером – анапестом (- – /), который наиболее точно передает размышление поэта. / / / Мне – ос – та – лась о – дна за – ба – ва / / Паль – цы в рот и ве – сё – лый свист.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Сочетание мужской и женской рифмы: / / Забава – слава / / Свист – скандалист Мне осталась одна забава: Пальцы в рот – и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист.

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…» Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь. / / Потеря – верил / / Потерь – теперь

Сергей Есенин «Мне осталась одна забава…»

Собственное восприятие стихотворения С. Есенина «Мне осталась одна забава…» Стихотворение Сергея Есенина «Мне осталась одна забава…» «тронуло» меня глубиной своего смысла. Оно заставило задуматься меня о месте поэта в жизни и обществе, о смысле жизни. Я не знаю больше поэтов, которые бы так любили природу, как Сергей Есенин. Он своей тонкой глубокой душой роднится со мной. Мне близки по духу многие его стихотворения, но стихотворение «Мне осталась одна забава» как бы подводит итог всего того, что было написано ранее. С. Есенин в своем стихотворении размышляет о своей прожитой поэтической жизни. Стихотворение заставляет нас «остановиться» во времени и поразмыслить о смысле жизни нашей, и хотя время и общество гонятся вперед, в душе пусть останется кусочек той Родины, которую передает С. Есенин в своих стихотворениях.

Мне осталась одна забава

В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.

Исповедь Есенина

В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.

И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?

Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Вопрос веры

Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.

Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.

Покаяние?

Можно считать эти стихи покаянием и исповедью, хотя жить Сергею ещё более 2 лет и он немало успеет сделать на этой земле.

В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:

Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились –
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Стихотворение “Мне осталась одна забава” в исполнении С. Безрукова из фильма “Сергей Есенин”.

«Мне осталась одна забава…»: горькая исповедь «озорного гуляки»

«Отвратительная, напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами» — слова из знаменитых «Злых заметок» одного из революционных и государственных вождей Николая Бухарина, адресатом которых был поэт Сергей Есенин и его стихи. За Есениным закрепился образ восторженного гуляки и хулигана, но, выражаясь словами поэта Игоря Северянина, «близкого и родного русскому сердцу, какого-то своего, настоящего». За пару лет до трагической гибели Есенин публикует книгу стихотворений «Москва кабацкая», так и оставшуюся в умах многих читателей образцом эпатажности и средоточием непристойных произведений. В проекте «50 великих стихотворений» поговорим об одном из самых ярких стихотворений этой книги — «Мне осталась одна забава. » и увидим, что это не лихой, брошенный сгоряча поток мыслей «разбойника-богохульника», а исповедь одного из самых искренних русских поэтов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Восход солнца Есенина

Мне осталась одна забава…

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Исторический контекст

Стихотворение «Мне осталась одна забава. » входит в поэтическую книгу Сергея Есенина «Москва кабацкая», замысел которой начал складываться у автора еще в период его поездки с женой, американской танцовщицей Айседорой Дункан, в 1922–1923 годах в Европу и Соединенные Штаты. Почти сразу после возвращения Есенин и Дункан расстаются, и поэт берется за публикацию стихов из «Москвы кабацкой». Несмотря на то, что ряд текстов книги был написан за границей, в них нет и тени заокеанской и европейской жизни Есенина. Все мысли и чувства поэта — о своей родине, ее драматичной судьбе в послевоенной и послереволюционной действительности, о самом себе и духовном переломе, который во многом эта действительность спровоцировала.

Автор

Есенин вернулся из-за границы летом 1923 года. Популярность поэта среди читателей росла с каждым днем, о ней ходили легенды. Стоило поэту выйти на улицу, его встречала толпа очарованных любителей поэзии. Есенин часто выступает на литературных вечерах, где читает свои новые «кабацкие» стихи. По поводу одного из таких выступлений сам поэт вспоминал: «Вечер прошёл изумительно. Меня чуть не разорвали». Сохранилось немало восторженных впечатлений от есенинского чтения: залы, где он выступал, были всегда переполненными, а аплодисменты слушателей — оглушительными. «Публика была покорена, зачарована», — свидетельствовал участник одного из вечеров, писатель Рюрик Ивнев.

Самая скандальная книга Есенина

Есениным было предпринято несколько попыток публикации «Москвы кабацкой». Отдельные ее стихотворения были напечатаны в начале 1924 года в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном», выпускавшемся поэтами-имажинистами*, в число которых входил и Есенин. Летом того же года «Москва кабацкая» вышла в свет, и ее появление вызвало бурную и неоднозначную реакцию читателей-современников и противоречивые отзывы литературных критиков. «Москва кабацкая» состояла из 18 стихотворений, которые составляют целый лирический сюжет: герой начинает свой поэтический рассказ с воспоминаний о своем детстве, а заканчивает книгу текстом — итогом прожитой жизни. Именно из «Москвы кабацкой» родом известные всем строки про «московского озорного гуляку», который «прослыл шарлатаном» и «скандалистом», без которого «ссутулился низкий дом»; про «уличного повесу», говорящего всем: «Я такой же, как вы, пропащий» и бросающего «пророчество» «На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне Бог». Стихотворения «Москвы кабацкой» богаты на крепкое словцо, полны чересчур резких и физиологичных образов, поэтому книга быстро приобрела репутацию «страшной», «жуткой» и «скандальной».

Есенин и поэты-имажинисты А. Мариенгоф, А. Кусиков и В. Шершеневич

Однако за всей этой эпатажностью просвечивает в первую очередь противоречивая личность героя, который на самом деле не беспечен и весел, а находится на «дне сомнения и отчаяния», а главными нотами «Москвы кабацкой» являются не пьяные возгласы в переулках и«шум и гам в жутких логовах», а чувства неприкаянности и одиночества, поиск себя и своего места в мире, противостояния ему, а также неприятие пошлой действительности.

Почему Москва кабацкая, а не как мы привыкли златоглавая, хлебосольная или белокаменная

Кабацкий — определение, образованное от слова «кабак» — заведения, где продают и употребляют спиртные напитки. Кабацкий — значит, напоминающий обстановку такого заведения, — шумный, беспутный, разгульный. «Снова пьют здесь, дерутся и плачут», —пишет Есенин, и эти слова относятся не столько к конкретному месту, где происходит хмельное веселье, сколько к той самой «златоглавой» Москве, которая после революции стала восприниматься многими читателями и критиками как распутная, грубая и дикая. Именно здесь «улыбается встречным лицам» герой, прячущийся за органичной здесь маской «уличного повесы» и хулигана и таким образом выражающим протест против низменной действительности.

Москва, начало 1920-х годов

Видный критик Абрам Лежнев заметил, что этой очень болезненной книгой Есенин красноречиво обозначает перелом в собственном творчестве и в своей жизни: «За „страшным” названием „Москва кабацкая” скрываются мягкие лирические стихотворения, грустные и жалобные». Некоторые литературоведы характеризовали есенинские стихи как «страшные, мастерские и искренние» и разглядели за картинами московского озорного разгула подлинную лирическую глубину и душевную боль автора-героя, осуждаемого всеми: «Отчего прослыл я шарлатаном? / Отчего прослыл я скандалистом?»; «Не злодей я и не грабил лесом, / Не расстреливал несчастных по темницам».

Книжные развалы у кремлевских стен 1920-е годы

Сам поэт признавался, что он внутренне пережил «Москву кабацкую» и не может отказаться от этих стихов. Она стала для него отражением собственного внутреннего разлада и трагического ощущения и сочувствия своей эпохе. Во многих стихах «Москвы кабацкой» особенно заметно чувство отчуждения и брошенности человека в ставшем ему непонятным мире. Он вспоминает о «навеки утраченном прошлом», а в настоящем видит неминуемую гибель. Однако цель поэта заключалась не в том, чтобы описать «падение» героя в «Москве кабацкой», а в том, чтобы духовно его возродить. Таким образом, стихотворения книги — свидетельства острого психологического кризиса и одновременно с этим — поиск выхода из него.

О чем стихотворение?

Стихотворение «Мне осталась одна забава» было написано двадцативосьмилетним Есениным за два года до смерти. Этот текст, который критики потом назовут «изумительной вещью» и одним из самых пронзительных стихов поэта, был изначально запрещен к публикации и изъят цензурой из сборника «Москва кабацкая» с пометкой «Выкинуть». Сборник так и вышел без этого стихотворения, но оно осталось в его содержании как неотъемлемая его часть.

Стихи Есенина – это всегда автобиография, и «Мне осталась одна забава…» не исключение. Это поэтическое раздумье поэта о самом себе. Желание примирения и покоя. Героя здесь не занимают «дурные» сплетни и россказни о себе в «кабацком» обществе («Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь»), главное здесь для него — вопрос о месте веры в жизни. Строки «Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь» — о том, что раньше вера для Есенина была «детской», «невдумчивой», «наивной». Сейчас же страдающий герой, прошедший через разочарования, узнавший, что такое обман и предательство, преследования и окрики власти, наветы и клевета, видя вокруг только «желтую грусть» и «пропащую гульбу», сокрушается, что теперь он не верит. Но в этом признании — стремление найти в себе душевные силы и обрести веру.

В стихотворении особенно сильны мотивы покаяния и смерти, здесь дана «беспощадная и резкая самооценка пройденного жизненного и творческого пути». Это не внерелигиозный этап, несмотря на упоминающееся здесь неверие поэта, не его духовное обнищание. Это признание в «тяжких грехах», переоценка ценностей, раскаяние и мечта о смерти «под иконами» как высшей благодати. В этом исповедальном тексте заметен разлад поэта с самим собой, мечтающим в своих стихах «повенчать» «розу белую с черною жабой», в его душе и «живут ангелы», и «гнездятся черти». Этот разлад потом достигнет наивысшей точки в поэме Есенина «Черный человек».

В отличие от многих стихотворений русских поэтов, которые принято называть исповедальными и в которых мы видим, как поэт или его лирический герой напрямую обращается к Богу с просьбой о прощении или с благодарностью, в стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» такого обращения нет, несмотря на всю его исповедальность. Духовно надломленный герой не дерзает обратиться к Богу, оглядываясь на свою прошлую жизнь, на все ошибки, которые он совершал, слова, которые он произносил, в том числе в своей поэзии. Но то, что в своей жизни герой оторвался от истины, вовсе не значит, что он забыл, где она находится. Поэтому он просит близких ему людей после смерти положить его «под иконами», словно перед вратами к этой истине.

Во что верил «Благочестивый русский хулиган. »?

«Мне осталась одна забава» конечно, не единственное стихотворение, в котором поэт говорит о Боге, хотя и одно из самых значимых в его лирике. Отношения поэта с религией были непростыми. Сомнениями, поисками, отвержением и обращением к Нему отмечаются религиозные взгляды Есенина особенно в его революционном и послереволюционном творчестве.

Есенин все свои надежды на лучшее будущее России первоначально связывал именно с ее христианским преображением. Но с 1917-го все «стало развиваться по другому сценарию». Поэт посчитал, что Бог отвернулся от России, и в своих громких революционных поэмах он «ругается» с Богом, говорит, что Он оставил его Родину. Но богооставленность, по Есенину, не означает «смерть Бога» или отрицание Его. Важно, что Есенин никогда не говорит об отсутствии Бога, всегда знает о Его существовании. Поэт искренне переживает разрыв с Ним, именно в этом видит причины уныния и безысходности, так как чувствует, что потерял опору и в творчестве, и в жизни.

В юности Есенин писал: «В настоящее время я читаю Евангелие, нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство», и верует он в него «чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». А в 1920-х годах поэт рассказывал: «В детстве были у меня очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать и богохульничать». «Благочестивым русским хулиганом» назвал Есенина его коллега по поэтическому цеху Игорь Северянин:

И Богу вновь раскрыл, раскаясь, сени
Неистовой души своей Есенин,
Благочестивый русский хулиган.

То, что Есенин прекрасно знал язык и дух православия («Я поверил от рожденья в Богородицын покров»), религиозную лексику (поэт учил церковнославянский язык, читал на нем Евангелие), христианские образы и символы, церковные термины — несомненно. Все это очень часто встречается в его лирике не только для живописного «фона», но и для демонстрации авторского мирочувствования, которое в вопросах религии всегда было неоднозначно: «Господи, я верую!» — пишет он в 1917-м, а в начале 1918-го говорит: «Не хочу воспринять спасения через муки Его и крест», «Не молиться Тебе, а лаяться научил Ты меня, Господь» (1919), «Душа грустит о небесах…», — пишет в 1919-м, а в 1924-м — «И молиться не учи меня, не надо», «Так мне нужно. И нужно молиться», — в 1925-м.

Но при всех своих сомнениях Есенин ни в одном из своих произведений не отрекается от Бога, даже в страшной поэме «Инония», которая для многих так и осталась свидетельством пренебрежения Есениным Церковью в частности и верой в целом, поэт не утверждает, что Бога нет.

Да, Есенин пережил серьезную эволюцию религиозных взглядов: от живой, наивной крестьянской веры до глубокого религиозного пессимизма, который в последние годы жизни сопровождался у поэта тяжелой алкогольной зависимостью. Однако именно стихотворение «Мне осталась одна забава…» — подлинное духовное завещание лирика, крик о помощи, обращенный к своим ближним затем, чтобы они услышали его и вернули в то православие, которое он в свое время исповедовал и которое ему осталось дорого.

Давно было отмечено, что с обычными мерками «хорошо-плохо», «нравственно-безнравственно», «допустимо-недопустимо», «белое-черное» к Сергею Есенину подступаться бесполезно. «Всю свою короткую, романтическую, бесшабашную жизнь» он, являвший собой «внутренний разлад сердца и ума, чистоты и порока, веры и безверия, поэзии и хулиганства», «возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями столь же бурными и противоречивыми. Ими жил и от них погиб». «Люблю, знаете, крайности, — признавался он литератору Георгию Иванову. — Либо лапти, либо уж цилиндр и пальмерстон…»**.

* Имажинизм (от англ. image — «образ») — литературное течение в России 1920-х годов, утверждавшее главенство словесного образа над смыслом в поэтическом произведении. На определенном этапе творчества Сергею Есенину были близки взгляды имажинистов (Мариенгофа, Ивнева, Шершеневича и Кусикова).

** Пальмерстон — мужское пальто, сзади плотно прилегающее в талии. Названо по имени английского дипломата лорда Пальмерстона (1784–1865).

Использованная литература: Собрание сочинений С. А. Есенина в 7 томах (том 1, Стихотворения) и комментарии А. А. Козловского к нему; О. Лекманов, М. Свердлов «Сергей Есенин. Биография»; С. Бубнов «Книга стихов С. А. Есенина “Москва кабацкая” в восприятии современников поэта»; А. Грибова «Замысел и структура лирической книги “«Москва кабацкая”»; К. Васяева «Календарь книги “Москва кабацкая”»; А. Алексеева «“Москва кабацкая” С. А. Есенина как художественное единство»; «Русское зарубежье о Сергее Есенине»; материалы книги «С. А. Есенин и православие».

Ссылка на основную публикацию