Анализ стихотворения Чары Есенина

Анализ стихотворения Чары Есенина

Каждый писатель в своем творчестве отдает предпочтение изображению самых разнообразных героев, которые помогают в разной степени раскрыть их сознание, мироощущение, ответить на наболевшие вопросы. Размышления лирического героя в произведениях С. Есенина чаще всего сопровождают образы окружающего мира.

Мир природы в жизни этого поэта занимает первостепенное значение. Об этом свидетельствуют и строки стихотворения «Чары». Оно проникнуто народным мотивом, лексикой, душой русского человека, способного любить искренне и преданно свою страну и все то, что в ней находит свое место.

Предметом любования здесь становится одно из времен года – весна. Она помогает помять самые глубокие чувства С. Есенина, провести параллель между яркими проявлениями природы и девушкой, образ которой начинает вырисовываться ближе к концу произведения. Любовь к женщине и наступление весны для поэта вызывают одинаковые эмоции. То и другое становится источником вдохновения. Лирический герой становится жизнерадостным, оптимистичным, готовым навесь мир сообщать о своих переживаниях.

Появлению весны вторит каждое проявление природы: «поют ей гимн колокола». Она будто оживает под пером талантливого писателя («косы расплела», «она скользит», «пьяна»). Пробуждение всего вокруг позволяет вообразить возлюбленную поэта, которую он воспевает, боготворит, не скрывая признаний («хочу любить»). Мысли и желание направлены на придание признаков, характерных человеку. Красочным появление весны делают олицетворения весна «косы расплела», «пьяна».

Мастер звукописи подчеркивает, что весна растекается повсюду и это слышно всем, так как ее появление – это особые звуки, появляющиеся после холодной зимы: «росою плещет» (таяние водоемов), звон колоколов вносят в душу радость, создавая ощущение постепенного пробуждения всего живого.

Юный поэт чувственно и торжественно, будто человек с накопленной с годами мудростью, сопоставляет весну и возлюбленную. Чувства, которые они вызывают, он одинаково относит к этим источникам вдохновения, сравнивая себя с фиалкой, в которой так много страсти, что его энергии и любви хватит на всех: «хочу любить».

В стихотворении слились самые светлые, искренние чувства – молодость, мечтательность, романтика и всепоглощающая любовь. Доказательством является образ цветов, упоминание об ожерелье, «косы расплела».

Таким образом, в стихотворении С. Есенина «Чары» изображено желание поэта обнять весь мир. Подобные переживания вызваны любовью, которая движет миром, участвует в продолжении рода. Это любовь к женщине, природе, родному краю.

Вариант 2

Оторванность от природы свойственна существенной части городских жителей, но Есенин был родом из деревни и всегда отличался не просто чувством природы, но чувством подлинного единства со всем живым. В этих сравнениях наподобие таких, которые мы видим в стихотворении Чары легко увидеть подтверждение этому факту.

Название указывает на понимание глубокой мистичности природы, удивительной алхимии, которая творится на глазах у людей, но которую не многие могут замечать.

Во многом этот факт обуславливается тем самым отсутствием единства. Эти феномены оказываются как бы отдельными от человечества.

Есенин в свою очередь отличается удивительным чутьем, чего только стоит строчка «как страстная фиалка.. любить весну». Возможно ли так просто представить себя цветком, захотеть стать цветком, чтобы настолько глубоко приобщиться к этому процессу весны? Пожалуй, такое дано действительно не каждому.

Мотивом, который начинает и завершает цикл, является мотив любви. Цветы становятся тут символом любви, которыми распускается весна и также подобные цветы любви распускаются в сердцах любви, природа наполняется любовью. Именно об этом и говорит название, о чарах любви, которые всеобъемлюще спускаются на землю и становятся охватывающими для всего пространства, подобно тому как колокольный звон звучит по всему пространству, подобно тому как птичий щебет становится общим и всеохватным молебном.

Особенно следует отметить уникальную манеру восприятия Есенина, которая заключается в умелом перемешивании образов природы с человеческим миром. Тут снова следует отметить птиц, которые молятся и сравнение работает в обе стороны. Птицы славят весну, славят саму радость существования своим пением, но ведь и люди тоже молятся ради того чтобы ощутить подобное.

Рефреном повторяется мотив не только чар, но и опьянения, которое является типично весенним ощущением. Весна меняет сознание, да и сама «пьяна под чарами веселья», скользит по лесам. Тут весна предстает какой-то удивительной силой, которая проявляет магию в этом мире.

Возникает также и «пьяная русалка» – сказочный персонаж, который является частью всего этого удивительного действа. Она тоже радуется удивительному времени и тоже взаимодействует со всем миром, плескается в воде и плещет на луну, как бы объединяя землю и небо этим символическим и веселым действом.

Анализ стихотворения Чары по плану

Возможно вам будет интересно

По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.

Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

Поэт часто обращался к природе родной земли. Это не только выражало патриотизм Есенина, но и позволяло ему выразить свои мысли о бытии и человеческой жизни.

Рассмотрим произведение Иосифа Александровича Бродского «Письма римскому другу», созданного им в 1972 году. В названии есть добавление «Из Марциала», это пояснение к стихотворению по темам римского сказания

Стихотворение Юность относится к ранним есенинским произведениям и как подобает всякому молодому юноше, Есенин активно влюблялся в собственных сверстниц. В частности есть даже довольно точные сведения

Анализ стихотворения Есенина Чары

Все Cочинения > Есенин С.А. > Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенин

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенин

«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (1924). Итоговым циклом поэти­ческих произведений С.А. Есенина о любви являются «Персид­ские мотивы» написанные поэтом в 1924-1925 годах во время и после путешествия по Кавказу. Именно в этот цикл и вошло сти­хотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Известно, что Есенин не был в Персии, поэтому весь цикл — стилизация под Восток. В стихотворениях идет разнообразная любовная игра: между лири­ческим героем и восточной красавицей, между героем и чайхан­щиком, стерегущим свою пленницу. Поэт использует восточные образы: «глаза, как яхонты, горят», «дыханье свежих чар» и др. Часто встречающиеся повторы, характерные для композиции восточной поэзии: например, «До свиданья, пери, до свиданья», «Хороша ты, Персия, я знаю», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и т. д. В стихотворении любовная тема переплетается с темой памяти. Лирический герой вспоминает родной север, рязанские раздолья, «волнистую рожь при луне». Образ Шаганэ сопоставляется с русской девушкой, живущей на севере. Лирический герой очаро­ван, однако

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне.

На этой странице искали :
  • шаганэ ты моя шаганэ анализ
  • Анализ стихотворения есенина Чары
  • анализ стихотворения чары есенин
  • анализ шагане ьы моя шагане
  • стих шаганэ ты моя шаганэ анализ

Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания — весна-царевна. Ее приход

— светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время — период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных поэтов. Например, у Тютчева.

В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни.

Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович понимал — полной аутентичности не нужно, меру лучше соблюдать. В итоге в его стихотворениях народность и религиозность соединились с элементами, свойственными поэзии символистов. Воспринималось творчество как в некоторой степени экзотическое, но в то же время не слишком перегруженное деревенским колоритом, понятное образованной публике.

«Чары» — стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь — не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.

Как говорилось выше, «Чары» — образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» «Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Цветы мне говорят прощай» Поэма «Цветы» (1924). Жанр определен самим Есениным. Перед нами лирическая поэма, в которой развито элегическое начало и которую автор создавал.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой» Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы» В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы».

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем…-

Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую ,но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Этот удивительный человек принес в своем творчестве идею “узловой завязи” природы и человека. Как и все стихотворения Есенина, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :”Это… яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…”

В этом стихотворении поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, костром”рябины красной”. Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. Лирический герой относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Секрет обаяния стихотворения Есенина в той милосердной человечности, с которой он прикасается ко всему в природе.

Лирический герой- уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают.

Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Он одинок, ему грустно, он вспоминает юность веселую и “души сиреневую цветь”. Однако ему не кого и “ничего в прошедшем не жаль”. Да и стоит ли жалеть лет, “растраченных напрасно”? Стоит ли жалеть кого-нибудь? Ведь каждый в мире странник! Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно “сгребает” “ в один ненужный ком”. Все погибает. Однако “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. Природа тоже “умирает”, но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как поэт – философ. Он пытается решить проблему личности и ее связи с миром. Его философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время – необратимое и безостановочное – воплощается в образе ветра, который все разметает. Есенин поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени. Дмитрий Веневитинов писал: “ Истинные поэты всех времен и народов были философами”. По-моему, Есенин не только истинный, но и уникальный поэт.

Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, Есенин добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.

В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, нетаинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведения.

Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства. Например, Есенин часто употребляет олицетворение: “журавли не жалеют”, “грезит конопляник”. Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым. Особенностью художественного мира этого произведения является одушевленность в нем всего сущего: людей, животных, растений, планет, предметов – все дети единой матери Природы.

Метафоры (“костер рябины красной”) и эпитеты (“березовый язык”, “ненужный ком”) придают стихотворению плавность и поэтичность.

Поэт нередко использует инверсию: “Отговорила роща золотая”, “Стою один среди равнины голой”. Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный Есениным, – сравнение:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий. зримый, наглядный, почти осязаемый характер.

Это стихотворение – красочное и сильное – звучит как гармоничное произведение.

Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что С.А.Есенин действительно – поэт гениальный и удивительный. Ему удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании.

Читайте также:  Анализ стихотворения Золото холодное луны Есенина

Это стихотворение волнует. завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.

Стихотворение Есенина С.А.
«Чары»

В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.
А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

Стихотворение Есенина С.А. – Чары

См. также Сергей Есенин – стихи (Есенин С. А.) :

Черемуха
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, за.

Черная, потом пропахшая выть.
Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? Вый.

«Чары» С.Есенин

В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела,
И с хором птичьего молебна
Поют ей гимн колокола.
Пьяна под чарами веселья,
Она, как дым, скользит в лесах,
И золотое ожерелье
Блестит в косматых волосах.

А вслед ей пьяная русалка
Росою плещет на луну.
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.

Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них – «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания – весна-царевна. Ее приход – светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время – период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных поэтов. Например, у Тютчева.

В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни. Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович понимал – полной аутентичности не нужно, меру лучше соблюдать. В итоге в его стихотворениях народность и религиозность соединились с элементами, свойственными поэзии символистов. Воспринималось творчество как в некоторой степени экзотическое, но в то же время не слишком перегруженное деревенским колоритом, понятное образованной публике.

«Чары» — стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь – не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.

Как говорилось выше, «Чары» — образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.

Слушать стихотворение Есенина Чары

Анализ стихотворения Есенина Вот оно глупое счастье

Произведение «Вот оно, глупое счастье…» публикуется в 1918 году. Стихотворение носит ностальгический характер. В нем поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он совершенно беззаботно проводил время. Такое чувство воодушевления он называет глупым счастьем. Поэт осознает, что недостаточно для жизни простого любования закатом и одновременно с этим не может представить своего существования без таких простых радостей.

Лирический герой здоровается с сельской заводью, которая отражает березовую тень в своёй воде, как с давним приятелем. В памяти Есенина сохранился силуэт каждого дерева, каждый переулок деревенской улицы. Память невольно выдаёт целый образ нежной девушки, которая сидя за садом, исполняя лирическую песню.

Герой сильно дорожит своими воспоминаниями. Они сберегают обломки истинного счастья, которое когда-то представлялось таким близким и дорогим. Для поэта свидание с прошлым является специфическим путешествием в юность, в которую уже никогда нельзя вернуться по настоящему. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — такую характеристику даёт герой насыщенной и полной романтики поре юношества. Ему не приходиться испытывать сожаление по поводу того, что жизнь складывается таким образом, что возвращение в родные места происходит только лишь в памяти. Тем не менее в глубинах души поэт чувствует, что мог бы сменить столичное благосостояние на не обустроенный быт сельской жизни во многом ради того, чтобы снова почувствовать приход тех наивных чистых мыслей, и обрести чувство душевного баланса. Но этим мечтам нет воплощения, так как того образа деревни, который поэт описывает в своих стихотворениях, уже нет, она стала другой и для героя в ней нет места.

Композиционная структура произведения состоит из четырёх катренов с перекрестной неточной рифмой «счастье — красным», «в сад — закат». Для придания особой чувственной выразительности поэт использует художественные средства: многочисленные эпитеты с использованием целого изобилия красок «златое затишье», «нежная девушка», «синяя ряса». Олицетворение «глупое счастье» указывает на инфантильное поведение героя. Сравнение совместно с метафоричным образом «плавает закат красным лебедем» такие красочные воспоминания показывают насколько сильно они запали в душу поэта. Передается полное единение человека и природы, неразделимая слитность человека с этим удивительным миром.

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно глупое счастье»

Стихотворение «Вот оно, глупое счастье» было написано С. А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление поэта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты интимной лирики.

В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, о жизни на родине. Лирический герой счастлив, на первый взгляд, беспричинно. Но читатель понимает, что это ощущение беспричинного, глупого счастья происходит от юности, душевной чистоты, открытости новым впечатлениям, любви к миру, природе. «Глупое счастье» — это белые окна в сад, закат, «златое затишье», «свежая розовость щек». Поэт использует характерные цвета: белый, красный, золотой, синий, розовый. Вместе с тем здесь едва уловимо звучит мотив любви. Герой упоминает о нежной девичьей песне. Но любовь здесь — это не буря чувств и эмоций, это тихая радость, порождающая покой и умиротворение.

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Эта тихая радость героя разливается в окружающем его мире: в «златом затишье», в цветущей калине, в нежной девичьей песне, в ночном холодке с поля. И вместе с тем душа лирического героя обращена к небу:

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

Душа его объемлет земное и небесное, обретая свою гармонию, наполняясь любовью и счастьем.

В произведении кольцевая композиция: начинается и заканчивается оно упоминанием о счастье. Частица «вот» и местоимение «оно» акцентируют внимание читателя на слово­сочетании «глупое счастье», что придает стихотворению дополнительную экспрессию, эмоциональность.

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («глупое счастье», «нежную песню»), метафору и сравнение («По пруду лебедем красным Плавает тихо закат»). На фонетическом уровне находим аллитерацию («Здравствуй, златое затишье») и ассонанс («Нежна ядевушка в белом нежную песню поет»).

Скрепа: Единство чувств человека и состояния природы, нераздельная слитность человека с миром, синтез земного и небесного в мире лирического герояПроизведения для сопоставления: А. А. Фет «Как нежишь ты, серебряная ночь», А. А. Блок «Летний вечер».

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Иорданская голубица» Первые отклики на «Иорданскую голубицу» появились вскоре после ее обнародования в «Известиях ВЦИК». Н. Юрский отозвался о содержании и композиции.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим вечером лунным» Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии: Вечером синим, вечером лунным Был.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся» Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи.
  5. Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Вот оно глупое счастье»

Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село. хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», — приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье. свежая розовость щек», — так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

Анализ стихотворения Есенина » вот оно глупое счастье»

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк) Размер: трхстопный дактиль Стопа: трхсложная с ударением на 1-м слоге () ———————————————————————— 1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: счастье-сад-красным-закат. Рифмовка: ABAB — перекрстная

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: затишье-воде-крыше-звезде. Рифмовка: ABAB — перекрстная

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: несмело-цветет-белом-поет. Рифмовка: ABAB — перекрстная

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: рясой-холодок-счастье-щек. Рифмовка: отсутствует — белые стихи ———————————————————————— Кол-во слов в стихах: 60

состоит из 4строф размер: трхстопный дактиль стопа: трхсложная с ударением на 1-м слоге 1-я строфа — 4 строки,четверостишие рифмы: счастье-сад-красным-закат Рифмовка: АВАВ -перекрстная 2-я строфа — 4 строки, четверостишие Рифмы затишье-воде-крыше-звезде Рифмовка: АВАВ 3-я строфа — 4 строки, чет-шие рифмы: несмело-цветт-белом-пот рифмовка АВАВ 4-я строва — 4 строки, четвер-шие рифмы рясой-холодок-счастье-щек Рифмовка отсутствует (белый стих)

Анализ стихотворения Есенина ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.А. ЕСЕНИНА ВОТ ОНО, ГЛУПОЕ СЧАСТЬЕ.

ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Вот оно, глупое счастье…» было написано С.А. Есениным в 1918 году. Это лирическое размышление по­эта о счастье. Мы можем отнести его к философской лирике, при этом в нем присутствуют элементы пейзажа, черты ин­тимной лирики.

В этом произведении поэт вспоминает о прошлом, о своей юности, о жизни на родине. Лирический герой счастлив, на первый взгляд, беспричинно. Но читатель понимает, что это ощущение беспричинного, глупого счастья происходит от юности, душевной чистоты, открытости новым впечатлениям, любви к миру, природе. «Глупое счастье» — это белые окна в сад, закат, «златое затишье», «свежая розовость щек». Поэт использует характерные цвета: белый, красный, золотой, си­ний, розовый. Вместе с тем здесь едва уловимо звучит мотив любви. Герой упоминает о нежной девичьей песне. Но любовь здесь — это не буря чувств и эмоций, это тихая радость, по­рождающая покой и умиротворение.

Вот оно, глупое счастье,

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Эта тихая радость героя разливается в окружающем его мире: в «златом затишье», в цветущей калине, в нежной девичьей песне, в ночном холодке с поля. И вместе с тем душа лирического героя обращена к небу:

Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде.

Душа его объемлет земное и небесное, обретая свою гармо­нию, наполняясь любовью и счастьем.

В произведении кольцевая композиция: начинается и за­канчивается оно упоминанием о счастье. Частица «вот» и ме­стоимение «оно» акцентируют внимание читателя на слово­сочетании «глупое счастье», что придает стихотворению до­полнительную экспрессию, эмоциональность.

Читайте также:  Анализ стихотворения Хулиган Есенина

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмов­ка — перекрестная. Поэт использует различные средства ху­дожественной выразительности: эпитеты («глупое счастье», «нежную песню»), метафору и сравнение («По пруду лебедем красным Плавает тихо закат»). На фонетическом уровне на­ходим аллитерацию («Здравствуй, златое затишье») и ассо­нанс («Нежна ядевушка в белом нежную песню поет»). Скрепа: Единство чувств человека и состояния природы, нераз­дельная слитность человека с миром, синтез земного и небес­ного в мире лирического герояПроизведения для сопоставления: А.А. Фет «Как нежишь ты, се­ребряная ночь…», А.А. Блок «Летний вечер».

Здесь искали:
  • вот оно глупое счастье анализ
  • анализ стихотворения вот оно глупое счастье
  • анализ стихотворения есенина вот оно глупое счастье

Анализ стихотворения Никитина «Русь»

Стихотворение «Русь» Ивана Саввича Никитина впервые было напечатано в 1853 году в воронежской газете. Именно с него началась литературная слава поэта, Вынужденного до того вести жизнь, далекую от литературного творчества. Стихотворение посвящено теме родины. Оно начинается с описания прекрасной русской природы. Поэт восхищается высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами, зрелыми нивами. Читая эти строки, мы как будто видим картины прекрасной и богатой русской природы и любуемся ими вместе с автором.

«Вот оно, глупое счастье…» С.Есенин

Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат.

Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет Нежная девушка в белом Нежную песню поет.

Стелется синею рясой С поля ночной холодок… Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек!

Анализ стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье…»

Сергей Есенин мечтал о том, что сможет стать знаменитым поэтом. Однако он и не предполагал, что за это придется платить слишком высокую цену. Жизнь в Москве, которая к тому времени превратилась в столицу русской поэзии, оказалась для Есенина слишком сложной и унылой. Поэтому он часто мечтал о возвращении в родное село, хотя и понимал, что этого никогда не произойдет. Тем не менее, сельская жизнь представлялась Есенину чем-то бесконечно счастливым и прекрасным. Конечно, он был по-своему счастлив и в Москве, когда получал приглашения почитать свои стихи перед именитыми горожанами. Однако совместить роскошь столичной жизни и простоту сельского быта поэту так и не удалось.

В 1918 году Есенин публикует стихотворение под названием «Вот оно, глупое счастье…», в котором с ностальгией вспоминает о том, каким свободным и беззаботным он был в юности. Это состояние тихой эйфории поэт именует глупым счастьем, понимая, что человеку, который стремится в жизни к чему-то большему, чем просто созерцание, как «по пруду лебедем красным плавает тихо закат», этого явно недостаточно. Но и без обычных сельских радостей Есенин уже не представляет своего существования.

«Здравствуй, златое затишье, с тенью березы в воде!», — приветствует поэт обычный сельский пруд, как старого знакомого. Он помнит очертания каждого дерева и каждый камень на деревенской улице и получает огромное удовольствие, мысленно переносясь в прошлое. Образы всплывают в подсознании сами собой, и вот уже «там, где калина цветет, нежная девушка в белом нежную песню поет».

Поэту очень дорогие эти воспоминания. И не только потому, что они хранят осколки настоящего счастья, которое казалось таким доступным и естественным. Для Есенина встреча с прошлым – это своеобразная экскурсия в юность, возврата к которой уже никогда не будет. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — так характеризует автор этот яркий и очень романтичный период своей жизни. Он не жалеет о том, что его судьба сложилась так, что теперь встречи с родным селом становятся все более редкими. Однако где-то глубоко в душе поэт понимает, что с радостью бы променял столичное благополучие на неустроенный сельский быт только ради того, чтобы обрести ту удивительную чистоту мыслей и ощущение душевного равновесия. Но этим мечтам не суждено сбыться, так как есенинская деревня, которую он с такой нежностью изображает во многих произведениях, уже стала другой, и поэту попросту нет в ней места.

Анализ повести Пушкина “Метель”

Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле. Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома, улаживая финансовые вопросы перед свадьбой с Натальей Гончаровой, но заставшая деревню эпидемия холеры продлила пребывания поэта в имении.

Анализ стихотворения Есенина «Чары»

Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и написанное не позднее 1915 года. В центре внимания — весна-царевна. Ее приход

— светлый праздник для всех живых существ на земле, ведь начинается особенное время — период перерождения, любви, пробуждения, радости. Подобным образом весна описывается во многих стихотворениях разных русскоязычных

В рассматриваемом тексте фольклорная лексика («русалка», «весна-царевна») переплетается со средствами художественной изобразительности, напоминающими символистские («страстная фиалка», «под чарами веселья», «золотое ожерелье»). Эта особенность чрезвычайно важна для раннего творчества Сергея Александровича. Практически с самого начала он активно создавал себе образ неопытного поэта-самоучки, только недавно приехавшего из деревни.

Есенин осознавал, что именно такой автор будет пользоваться повышенным спросом в светских кругах Москвы и Петербурга. Впрочем, Сергей Александрович

«Чары» — стихотворение, полное жизни, радости, позитивных эмоций. Произведение представляет собой не только гимн весне, но и всепоглощающей любви. Кажется, лирический герой способен обнять целый мир, так сильно его переполняют чувства. В тексте ощущается невероятная энергия, зачастую присущая молодости. Весна здесь — не просто время года. Она еще и служит олицетворением юной девушки, которую любит герой.

Как говорилось выше, «Чары» — образец ранней поэзии Есенина. Тем не менее, в нем уже чувствуется оригинальный стиль, найденный Сергеем Александровичем и проявляющийся в умении придумывать и правильно использовать оригинальные образы, органично переплетать фольклорные элементы с приемами, характерными для символизма. Кроме того, стихотворение отличает искренняя любовь поэта к родине, к ее природе, которую Есенин пронесет через все свое творчество.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом» Стихотворение «Сыплет черемуха снегом … » — одно из ранних произведений Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта. Как и многие стихи того периода, оно посвящено теме природы, описанию ее красоты и очарования. Весна — прекраснейшее время года, когда все расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Все вокруг живет, растет, цветет. Природа полна […].

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом» «Сыплет черемуха снегом» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной — порой обновления, перерождения, любви. Лирический герой одурманен ей. Мысли молодого человека заняты только невестой, именно о ней он готов бесконечно петь. Белый цвет […].

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей Ремизов. В автографе произведения изначально стояло посвящение — «Л. Каннегисеру». Впоследствии поэт его зачеркнул. Леонид Иоакимович Каннегисер некоторое время был ближайшим другом Есенина. Летом 1915 […].

Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа» В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно […].

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты много времени проводили вместе. Кусиков посвятил Сергею Александровичу стихотворение «Кудри день. – Это ты в гранях города гость…». Вместе они в 1921 году издали […].

Анализ стихотворения Есенина «Капли» С 1909 по 1912 год Есенин учился в церковно-приходской школе, расположенной в Спас — Клепиках. Там он был членом небольшого кружка Григория Панфилова — своего хорошего друга. Участники этого импровизированного объединения сильно увлекались творчеством раннего Горького, философией Толстого, лирикой Надсона, что отразилось на поэзии Сергея Александровича. Во многих стихотворениях, написанных в 1910-12 годах, обнаруживаются пессимистические […].

Анализ стихотворения Тютчева «Весна (Любовь земли и прелесть года…)» По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева «принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики». Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период […].

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты Русь моя родная» Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях ее неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия — это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнь. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце. Конечно, прежде всего он гордится своей родиной, […].

Комплексный анализ текста на уроках литературы. Лирика С.А. Есенина

Разделы: Литература

  • познакомить учащихся с судьбой С.А.Есенина;
  • отметить особенности лирики поэта (на основе комплексного анализа стихотворения “Ночь” С.А.Есенина).

Задачи урока:

  • формировать умения учащихся определять средства художественной выразительности текста, размер стиха, рифму, ритм; слышать звуковое многообразие поэтической речи;
  • работать над выразительностью и правильностью чтения художественных произведений.
  • развивать ученика как читателя, учить читать стихотворения не только глазами, но и сердцем, душой;
  • учиться открывать глубинный смысл лирических произведений.
  • учить детей видеть красоту родной природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование урока: фотографии поэта; аудио и видеоматериалы; карточки-задания; компьютерная презентация 1, презентация 2; видеоряды.

Эпиграф к уроку:

«Как прекрасна земля и на ней человек» С.Есенин.

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята! Сегодняшний урок я хочу начать строками Николая Брауна:

В этом имени- слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы и синь- рассвет.
Что-то есть в нем от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут: «Сергей Есенин»-
Всей России встают черты

2. Запись темы урока и постановка целей.

Сегодня мы познакомимся с лирикой С. Есенина и ее особенностями; совершим путешествие на родину поэта в село Константиново под Рязанью; познакомимся с биографией поэта. Эпиграфом к уроку возьмем слова Сергея Александровича Есенина: «Как прекрасна земля и на ней человек» (1 мин.).

3. Проверка творческих заданий.

  1. Биография С.А. Есенина. (Степанов А., Пытова С.) (3 мин.)
  2. Заочное путешествие по родным местам поэта. (Куренков Ю., Тарозайте А.)

4. Слово учителя:

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб стали родиной его детства.

Мир народнопоэтических образов окружил его с первых дней жизни: (1,5 мин.)

Родился я с песнями в травной одеяле
Зори меня вешние в радугу свивали.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грусть и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль. И костер зари, и плеск воды, и серебристая луна, и шелест тростника и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отливалась в стихаи, полные любви к русской земле, любви к России.

Послушайте стихотворение Есенина в исполнении Сергея Безрукова. (эпизод и фильма «Есенин» 1-я серия) (1 мин.)

О чем бы не писал поэт, это всегда лирическое повествование о Родине, ее природе и людях. Эту особенность Есенина отметил М. Горький:

«Сергей Есенин нестолько человек,
сколько орган, созданный природой
исключительно для поэзии, для
выражения неисчерпаемой «печали полей»,
любви ко всему живому
в мире и милосердия… » (1 мин.)

Самой сильной чертой поэтического дарования его было умение словом рисовать картины русской природы.

5. Анализ стихотворения.

1. Послушайте стихотворение Есенина.

Чтение стихотворения учителем. Затем 2-3 человека читают выразительно.

2. Какое настроение передает автор? (радостно- печальное, восторженное), (ощущается покой, умиротворение).

Какое время суток описано Есениным?

По каким приметам можно об этом догадаться?

3. Как бы вы назвали это стихотворение? Какова его тема? (это стихотворение о ночной красоте родной земли, ее необозримых просторов), (О Родине, погруженной в сон).

4. Прочитайте текст. Какую картину рисует ваше воображение?

5. Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветну. Иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? (Темные, приглушенные тона, немного желтого, серебристого для изображения лунного света, его бликов на воде). А теперь найдите слова, передающие краски летней ночи.

6. Есенин сохранил детские, восторженный взгляд на мир, а дети воспринемают окружающее в цвете, чем предметно. Еще одной особенностью лирики Есенина являются так называемые «цветные» эпитеты: «В том краю, где желтая крапива…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Алый мрак в небесной черни…», «Загляделись в розовую водь…».

Но особенно много эпитетов «синих». Синий, голубой цвет– цвет мечты, покоя, цвет детских снов.

7. Почему же в этом стихотворении поэт не использует «цветных эпитетов»?

Учитель: – Есенин создает ночной пейзаж; а ночью, как известно яркие краски летнего дня гаснут с последними лучами солнца; постепенно темнеет, преобладают не зрительные, а слуховые образы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Табун Есенина

8. Найдите примеры звукописи в этом тексте. Какие звуки летней ночи они передают? (Аллитерация: на глухие шипящие и свистящие звуки, которые ассоциируются с таинственными шорохами ночи, шумом ветерка, шуршанием и чуть слышным шелестом листвы и тростника /с, ж, ч, ш, х/)

Учитель: –– музыка, звучавшая днем, утихла и сменилась шорохами, шелестом листьев и трав, звуком соловьиных песен, плеском воды в реке и ручье– звуками, убаюкивающими слух. (Чередование звуков (о, л’) создает впечатление мягкости, напевности, пластичности.)

Учитель: –– Есенин, действительно, самый музыкальный поэт. Каждое его стихотворение– песня, читаешь и чувствуешь мелодию. Не случайно до сих пор Есенин– поэт, которого поют больше, чем кого–либо другого.

8. С помощью каких слов описываются звуки ночи?

  • Затихла шумная волна.
  • Журчанье мирного ручья.
  • Звуки песен соловья.
  • Шепчется река.
  • Тихо слышится шелест тростника.

9. Какие художественные тропы использованы автором? (Есенин использует олицетворение и эпитеты:)

День склонился
Солнце погасло
Луна плывет
Долина внимает
Лес, склоняясь, дремлет
Река ласкаясь, шепчется
день усталый
шумная волна
тихая долина
мирный ручей
веселый шелест

10. Какое настроение передает с помощью эпитетов? (С одной стороны, грустное настроение, а с другой, веселое, восторженное).

11. Какой мы видим природу Есенина? (Природа у поэта живая: она дышит, смеется, говорит, видит сны).

Учитель: – отличительной чертой есенинской поэзии являются олицетворения и метафоры.

12. Как вы понимаете значения слов мирного (ручья), внимая, употребленного дважды внимать– услышать, отнестись со вниманием; чутко вслушиваться. Задание Т.Н.

13. Как вы думаете, почему из ряда синонимов автор выбирает именно слово «внимать»? (Чтобы услышать ночные звуки, шорохи, нужно быть внимательным, чутким).

14. Какие чувства испытывает лирический герой Есенина? (Любовь к родной земле, счастье сознавать свою принадлежность к ней; всеобъемлющую радость, взволнованность).

Учитель: – Герой чувствует умиротворение, гармонию с миром природы. (Обращение к эпиграфу).

15. Выберите подходящий тон чтения этого стихотворения: тон – печальный, радостный, лирический, трагичный, спокойный, тревожный.

16. Работа парами, определите размер и вид стиха: четырехстопный.

6. Подведение итогов урока:

Какие же способности лирики С.А. Есенина мы сегодня отметили?

Особенности поэзии С.А. Есенина:

  1. Любовь ко всему живому, любовь к родной земле, России. (5 мин.)
  2. Использование «цветных» эпитетов.
  3. Оживление природы, ощущение родства лирического героя с природой, достигаемое использованием олицетворений и метафор.
  4. Близость к песенному народному творчеству, особая напевность, музыкальность, лиризм.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание:

  1. Читать стих Есенина. Учебник с. 176 «Степь и дали…» (2 мин.) с. 177 «Пороша».
  2. Проанализировать стихи по вариантам, опираясь на карточки – информаторы.
  3. Выучите одно из стихотворений наизусть.

8. Слово учителя: (3 мин.)

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось песней Алексея Верного на стихи С.А. Есенина «сыплет черемуха снегом».

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (С.А. Есенин)

Автор: Guru · 05.04.2019

Читая стихотворения этого русского поэта, осознаешь, что такое настоящая любовь: будь то любовь к родным краям, любовь к прекрасной девушке, или же любовь к красотам русской земли. Его знают, как впечатлительного лирика, мастера пейзажа и человека, понимающего глубокие чувства. Сергей Есенин – поэт, стихотворения которого на протяжении двух столетий ничуть не утратили читательского интереса. Ниже представлен подробный анализ одного из самых знаменитых его стихотворений – «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Давайте вместе постараемся понять тонкости его творчества и прочитать между строк мысли и переживания автора.

История создания

20-е годы в жизни Есенина характеризуются несколькими путешествиями в Грузию и Азербайджан. Так, находясь в Батуми, городе в Грузии, Есенин публикует стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей всю жизнь мечтал хотя бы раз посетить прекрасную Персию, но ему так и не посчастливилось там побывать. Однако, находясь под большим впечатлением от дачи П. Чагина, где была воспроизведена персидская иллюзия в виде разных сувениров и декоративных украшений, выполненных в восточной тематике, и от знакомства с учительницей из Тифлиса – Шаганэ Нерсесовной Тертерян, Сергей создает свое стихотворение в 1924 году. Оно вошло в сборник «Персидские мотивы».

Жанр, направление, размер

  • Жанр этого стихотворения – элегия. Поэт в лирическом произведении передает свои эмоции и чувства, а именно воспоминания о родных краях, о девушке, которая «может, думает обо мне…».
  • Стихотворение написано трехстопным анапестом. Сергей Есенин использует и кольцевую, и параллельную рифмовку.
  • Направление – имажинизм. К этому литературному направлению примыкали поэты Серебряного века, в том числе и Сергей Есенин. Этому направлению присуще создание образов с помощью метафор.

Композиция

Композиционно стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» можно разбить на 2 части:

  1. в первой части читаются нежные обращения к Шаганэ;
  2. во второй же части лишь тоскливые воспоминания, которые будоражат душу поэта.

Также стоит отметить, что рефрены приближают ритм стихотворения к песенному.

Образы и символы

Центральным образом стихотворения является Шаганэ. Но отношение поэта к ней больше дружеское, ведь он рассказывает ей о девушке, которая «страшно похожа» на нее. Но все же он ласково относится к ней, что прослеживается в местоимении «моя» в первой строфе. Есенин делится с ней сокровенным, потому можно сказать, что он доверяет ей. Стихотворение насыщено и другими образами: «волнистая рожь», «луна», «Шираз», «рязанские раздолья». В последних строках лирический герой знакомит читателей с девушкой, в которую он, возможно, влюблен. Та загадочная девушка с севера очень похожа на Шаганэ, из-за чего, видимо, и возникла симпатия к хорошей подруге.

Немаловажно также отметить, что поле в стихотворении Есенина выступает как символ. Оно как бы утратило физические свойства и теперь существует как рассказ, как символ искренней тоски по родине.

Темы и настроение

Лейтмотивом стихотворения представляется фраза «я готов рассказать тебе поле». В нее поэт заложил безмерную любовь к родине. Это выражение приравнивается к «высказать душу». Ему не терпится поскорее ею поделится с теми, кто никогда не видел просторы России. Есенин наделил стихотворение грустными и ностальгическими настроениями и тоской по «рязанским раздольям».

Так, проблемами становятся:

  1. Тоска по родине. Поэт все сравнивает с родными местами и считает, что «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий» или «что луна там огромней в сто раз».
  2. Хоть автор и искренне скучает, но будоражить чувства не хочет: «Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне».

Основная идея

Главная мысль стихотворения – лирический герой хочет, чтобы каждый, кто слышал его рассказы, сумел понять его любовь и его размышления, его тоску и его переживания. Читатель ощущает себя в роли собеседника самого Есенина, несмотря на то, что тот ведет диалог с Шаганэ.

Средства выразительности

В соответствии с отношением к родным краям и к самой Шаганэ поэт подбирает ряд различных лексических средств выразительности.

  1. Произведение богато эпитетами: «волнистая рожь», «красивый Шираз» и так далее.
  2. Автор использует в тексте гиперболу: «луна там огромней в сто раз»
  3. Стихотворение строится по единой линии развернутой метафоры: лирический герой сопоставляет свои кудри с «волнистой рожью при луне». И третья строфа становится композиционным центром произведения.
  4. Сергей Есенин не единожды в своем стихотворении использует повторение некоторых фраз. К примеру, «потому, что я с севера, что ли», «я готов рассказать тебе поле», «про волнистую рожь при луне».
  5. Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» поистине очень выразительно и тонко передает серьезные чувства и глубокие эмоции поэта.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Анализ лирических произведений С. Есенина

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Характерные особенности имажинизма;

2. Цветопись, звукопись, метафоричность и мелодику стихотворений;

3. Анализ стихотворений.

Имажинизм – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Метафора – скрытое сравнение.

Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Цветопись – изображение с помощью цветов внутреннего состояния героя.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имажинизм как литературное направление возникает в начале XX века. Это создание поэтического образа (от английского image – образ), используя, как инструмент, метафорические переносы.

У истоков возникновения литературного направления стоят Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и бывший футурист Вадим Шершеневич, которые создают «Орден имажинистов».

В 1919 году они публикуют «Декларацию» – манифест принципов создания произведения имажинистами. У группы есть своя типография, книжная лавка и литературное кафе. Это позволяет достаточно быстро публиковать книги и продвигать поэтов.

Для анализа имажинистской поэтики возьмём стихотворение поздней лирики Сергея Есенина «Письмо матери». Поэт пишет его в 1924 году, когда поле восьмилетней разлуки вновь посещает родное село Константиново в Рязанской области. Уже с первых мы видим аллитерация на глухие согласные, что создаёт ощущение шелеста осенней листвы и ветра. Начало стихотворения представляет собой диалог с пропущенными ответами матери:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Анафоры 6 и 7 катренов «Не буди. » подчёркивают, как тяжело осознавать поэту, что из-за долгого отсутствия он стал чужим для семьи. Но он верит, что для матери он остался прежним. Это напоминает картину возвращения блудного сына. Несмотря на то, что к церкви его приучила бабушка, Есенин просит: «И молиться не учи меня. Не надо!» – усиливая фразу словами: «К старому возврата больше нет». В этом обнаруживается какая-то необозримая беспомощность поэта и чувство безнадёжности, хотя всё стихотворение звучит относительно оптимистично.

Детальная прорисовка событий композиции стихотворения даёт нам много образов, которые создают скульптурную зримость.

Удивительна цветопись стихотворения. С первых строк создаётся ощущение темноты, потерянности и запутанности, а затем с помощью цветописи поэт подсказывает: отчий дом – несказанный свет. В третьем четверостишии увиливает цветовое содержание: синий мрак, кабацкая драка. В 6 катрене появляется антитеза и цветопись резко меняется: на смену уже привычным чёрным и грязным картинам приходит белый цвет цветущего сада, символизируя чистоту и святость отчего дома.

Стихотворениям Есенина свойственна музыкальность. Многие его работы становятся основой для романсов. Например, имеет невероятную популярность «Клён ты мой опавший»:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

Поэт не скрывает трагедию личной жизни, позволяет наблюдать за ней, как через увеличительное стекло, сквозь лирику. Все свои переживания, трудности осознания и бесконечные внутренние конфликты поэт выносит на всеобщее обозрение. Например, в стихотворении «Пой же, пой! На проклятой гитаре»:

… Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл.

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь –чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Творческий путь Сергей Есенин начинает с подражания частушкам и народным песням. В свою поэтику он включает принципы написания символистских произведений и создаёт имажинизм. Каждое стихотворение поэта наполнено мелодичностью, музыкальностью и невероятной метафоричностью. За каждым образом стоит личная драма поэта.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какой цели подчинена цветопись в стихотворении «Письмо матери»?

1. Усилить ощущение безысходности.

2. Нарисовать неприятные городские картины.

3. Противопоставить дом и город.

4. Противопоставить себя прежнего и себя городского.

Противопоставить дом и город.

Поэт пишет его в 1924 году, когда поле восьмилетней разлуки вновь посещает родное село Константиново в Рязанской области. Уже с первых мы видим аллитерация на глухие согласные, что создаёт ощущение шелеста осенней листвы и ветра.

Единичный выбор.

Почему стихотворения Есенина пользуются популярностью у музыкантов?

1. Написаны двусложным размером.

2. Есть образность и метафоричность.

3. Обладают музыкальностью.

4. Есенин сам пропагандировал накладывание музыки.

Творческий путь Сергей Есенин начинает с подражания частушкам и народным песням. В свою поэтику он включает принципы написания символистских произведений и создаёт имажинизм. Каждое стихотворение поэта наполнено мелодичностью, музыкальностью и невероятной метафоричностью. За каждым образом стоит личная драма поэта.

Ссылка на основную публикацию