Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина

Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина

Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие, за плечами кабацкий угар и юность, которую он разменял на нечто мелочное. На втором этапе творчества для Есенина было свойственно создавать произведения, в которых он представал по большей части забиякой и завсегдатаем кабаков. На самом деле подобное положение дел соответствовало во многом действительности.

Данное стихотворение относится к поздним, когда Есенин страдал от алкоголизма по многу лечился в клиниках в том числе и на почве некоторого душевного расстройства. Тем не менее, если посмотреть на эти строки, то становится очевидным наличие некоторого покоя, который обрел автор. Кстати, такие детали тоже отмечают биографы, Сергей Александрович хотел перейти к более размеренному существованию.

Лирический герой описывает собственную душу как пространство насыщенной запахами меда и роз, как тихую лесную обитель. Там теперь слышны звуки колокольчика или эха, обладатель этой души более не прислушивается к грохоту и громким звукам, он вбирает в себя «несказанное, синее, нежное». Образ затихшего после бури края довольно точно передает ощущение душевного равновесия и покоя, а помимо этого он указывает на глубокую саморефлексию человека, который отчетливо понимает смену собственных жизненных этапов и мирно наблюдает за этой сменой эпох.

На самом деле стихотворение довольно явно выделяется из общего ряда наиболее известной лирики того периода, когда автор был похож на мучающегося от похмелья человека. Тут тоже есть подобные образы, на которые указывает кабацкий чад юности, буйная молодость. Тем не менее, автор констатирует простой факт: «что прошло, не кляну», то есть отсутствует какое-либо тоскование по прошедшем временам.

Разве только автор понимает «мало я в юности требовал», то есть считает более актуальным для себя больше стараться ради творчества в юном возрасте. Возможно, он понимает какое количество действительно ценных стихов мог бы написать, если бы не растрачивал собственную молодость так легко. В основном в этом стихотворении превалирует мотив резюмирования, подведение итогов прежнего времени: «разберемся во всем, что видели» – срока о потребности осмыслить предыдущее, для того чтобы двигаться дальше.

Вариант 2

У Есенина имеется огромное количество замечательных и очень интересных произведений. Во всех своих произведениях он отражает привлекательность, искренность, а также лаконичность. А в произведении «Несказанное, синее, нежное» у него появляется тревога не только за прожитые годы, но и за Россия, и какие перемены ей придется пережить. А также будут ли лучше жить люди после этих перемен.

В последние годы жизни ему хочется вернуться туда, где он родился, и отыскать свой новый идеал. Оказывается, на родине он не был около восьми лет.

В нем рассказывается вся жизнь поэта. У него была бурная и интересная жизнь. И обо всем, что с ним произошло, Есенин никогда не жалел. Здесь он ведет беседу самим с собой. Если раньше он был активен и никогда не сидел на месте, то спустя некоторое время он успокоился, и жизнь у него стала спокойной и тихой. За все время он совершил огромное количество разных поступков, о которых он не жалеет. Больше всего на свете ему хотелось, чтобы люди стали хотя бы немного добрее, смелее, любили и уважали друг друга, а также помогали в трудной ситуации.

Кроме этого здесь он просит душу немного остановиться и пожить хотя бы еще немного. Может быть он в последний раз видит красивую природу и слушает ее звуки. Порой природа бывает очень тихой и можно услышать, как падают с деревьев листья. Также Есенин видел, что со временем происходит с миром и как он менялся. У него были враги, которые очень много раз подставляли и обижали его, и он в долгу у них не оставался и отвечал той же монетой. Вот только теперь он ни на кого не обижается. Он просит прощения.

Ему удалось много где побывать, кроме этого бывали моменты, когда он много чего потерял и не дорожил, а когда это понял, то было уже поздно и ничего вернуть назад было нельзя. Частенько получалось так, что он появлялся в кабаках или барах, и оставлял там практически все деньги. Иногда ему приходилось выяснять отношения с другими выпившими людьми и это заканчивалось дракой. Кроме этого часто бывало и такое, что он высмеивал невинных людей, и у них оставалось после этого не совсем хорошее впечатление. Именно поэтому многие считали его дебоширом и хулиганом.

В последнем куплете он подводит небольшой итог своей жизни. И за все чему научила его жизнь он говорит спасибо. Все препятствия были поучительными и нужными, ведь благодаря этому он по-другому научился смотреть на жизнь и на некоторые вещи. Наступила осень и она навевает не очень хорошие нотки. Ведь жизнь наполовину прожита и все что произошло нельзя вернуть назад.

Анализ стихотворения Несказанное синее нежное по плану

Несказанное синее нежное

Возможно вам будет интересно

Стихотворение, название которого «Порог», написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так удивлен одним поступком

В данном произведении автор выражает свои чувства по поводу любви, давшей трещину Он, обратившись к одному из эпизодов, который, видимо, тронул его сердце, как бы обращается к любимой женщине.

Произведение является одной из составных частей сборника стихотворений, написанных перед кончиной поэта и представляющих данный поэтический цикл как наиболее мрачные и пронзительные творения.

Стихотворение Разлука написано на излюбленную Пушкином тему. Название могло бы натолкнуть на мысль о любовной трагедии, о расстовании с Родиной

Как только появляется ранний цикл Фета под названием «Снег», то в его лирику плотно входят красивые картины пейзажа, которые можно увидеть только зимой. В сихотворении Какая грусть! Конец аллеи… автор многообразно описывает завывания

Тема родины в творчестве С. Есенина (На примере стихотворения «Несказанное, синее, нежное…)

Для каждого русского человека имя Сергея Александровича Есенина неразрывно связано с понятием Родины. Поэт в своих стихотворениях воспевал тихую, неброскую, но такую милую сердцу природу средней полосы России. Для тех, кто хотя бы раз читал произведения Есенина, уже немыслимы воспоминания о России без образов белоствольных берез, бездонного синего неба, голубых рек и озер, золотых овсяных полей. Всем с детства знакомы такие стихотворения Есенина, как «Черемуха», «Поет зима — аукает…», « С добрым утром!» и другие. Великий русский актер Качалов, уезжая за границу на гастроли, всегда брал с собой томик стихов Есенина, чтобы вдалеке от родины сердцем быть рядом с ней.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — писал поэт.

Творчество Есенина уместилось всего в десять лет — от первого сборника его стихов «Радуница» до подготовленного перед смертью трехтомного собрания сочинений. За это время поэт пережил многое, ведь он оказался на переломе истории своей страны. Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война заставили поэта искать правду о своем народе.

Стихотворение Есенина «Несказанное, синее, нежное…» (1925) посвящено традиционной для поэта теме родины, к которой добавляются мотивы уходящей молодости. Подходя к своему тридцатилетию, Есенин решает остановиться и посмотреть на пройденный путь, подвести итоги своей творческой деятельности, определить свое место в общественной жизни страны.

В композиции стихотворения выделяются два плана: жизнь страны и состояние души лирического героя. Они тесно связаны между собой, сливаясь в единую, целостную картину произведения.

Первые строки стихотворения пронизаны искренней, глубокой и пламенной любовью поэта к родине: «Несказанное, синее, нежное…» Чувства и переживания Есенина настолько сильны, что их трудно выразить словами.

Синий цвет — основной в поэтике Сергея Александровича. Это цвет высокого чистого неба, цвет воды, стихии жизни, цвет божественный, часто встречающийся на русских иконах. Мягкими, нежными оттенками синего как нельзя лучше передается атмосфера спокойствия и мира, воцарившаяся в стране после урагана исторических потрясений:

Тих мой край после бурь, после гроз…

Параллелизм — отличительная черта лирики Есенина. Мир природы и мир человека в его стихотворениях едины. Бури и грозы, пронесшиеся над страной, олицетворяют собой войны и революции, нищету и разорение. В образе «тройки коней оголтелой» воплотились все эти страшные события. Топот копыт, пыль дорог, «дьявольский свист» — вечные спутники несчастий и тревог:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.

Но эти годы прошли, и в стране на смену грому войны и молниям революций пришли тишина и умиротворение. Успокоилась и душа поэта, улеглись его переживания о судьбе родины:

И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

В стихотворении появились образы из раннего периода творчества Есенина. Запах меда и роз символизирует собой красоту, гармонию, безмятежность и спокойствие мирной жизни.

Радостное настроение во второй части стихотворения сменяется тихой грустью, разочарованием, потому что поэт стремится разобраться в случившемся, обрести истину:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Есенин понимает, что страна прошла великий путь, но он сожалеет о том, что мог бы больше сделать для своей родины, чем удалось ему сделать на самом деле. В жизни поэта были ошибки и обиды, но он никого не винит, только себя:

Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Легкомысленной и безрассудной, по мысли поэта, была его молодость. Он принимает все как есть, его душа светла и чиста, в ней нет места злобе и ненависти. Поэт не держит зла на тех, кто в прошлом причинял ему много страданий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Отношение Есенина к Советской власти было сложным и противоречивым. Поэт мечтал о России как о стране сказочно счастливой, крестьянской, патриархальной. Ему виделись мужицкий рай, земля всеобщего благоденствия. Но революция не сделала родину Есенина счастливой. Она принесла голод, разруху, страдания. Надежды на народное счастье развеялись как дым.

Каждому человеку свойственно делать ошибки, промахи, особенно в молодости. Поэтому в последнем четверостишье Есенин пишет:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава…
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

«Дуб молодой» сравнивается с молодым человеком, неопытным, не знающим жизни, подвергающимся испытаниям и ударам судьбы. Так же, как и дуб, который гнется под сильным ветром, так и человек многое делает неправильно. Но в финале стихотворения Есенин с благодарностью вспоминает свою молодость. Самая прекрасная пора в жизни человека, пора надежд и мечтаний, любви и счастья оставила самые сильные впечатления в душе поэта. Бесшабашность, молодецкая удаль, «буйство глаз и половодье чувств» воплотились в красочном образе «золотой сорвиголовы».

Главная идея этого стихотворения состоит в том, что судьба страны и судьба человека неразрывно связаны. В годы тяжелых испытаний каждый человек должен быть вместе со своим народом. Необходимо приложить все силы, чтобы страна преодолела невзгоды и с честью прошла уготованный путь.

Лирика Есенина народна, подкупает своей искренностью, красотой и естественностью художественных образов, а главное — всепоглощающим чувством любви к родине.

Тема родины в творчестве С. Есенина (На примере стихотворения «Несказанное, синее, нежное…)

Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие, за плечами кабацкий угар и юность, которую он разменял на нечто мелочное. На втором этапе творчества для Есенина было свойственно создавать произведения, в которых он представал по большей части забиякой и завсегдатаем кабаков. На самом деле подобное положение дел соответствовало во многом действительности.

Данное стихотворение относится к поздним, когда Есенин страдал от алкоголизма по многу лечился в клиниках в том числе и на почве некоторого душевного расстройства. Тем не менее, если посмотреть на эти строки, то становится очевидным наличие некоторого покоя, который обрел автор. Кстати, такие детали тоже отмечают биографы, Сергей Александрович хотел перейти к более размеренному существованию.

Лирический герой описывает собственную душу как пространство насыщенной запахами меда и роз, как тихую лесную обитель. Там теперь слышны звуки колокольчика или эха, обладатель этой души более не прислушивается к грохоту и громким звукам, он вбирает в себя «несказанное, синее, нежное». Образ затихшего после бури края довольно точно передает ощущение душевного равновесия и покоя, а помимо этого он указывает на глубокую саморефлексию человека, который отчетливо понимает смену собственных жизненных этапов и мирно наблюдает за этой сменой эпох.

На самом деле стихотворение довольно явно выделяется из общего ряда наиболее известной лирики того периода, когда автор был похож на мучающегося от похмелья человека. Тут тоже есть подобные образы, на которые указывает кабацкий чад юности, буйная молодость. Тем не менее, автор констатирует простой факт: «что прошло, не кляну», то есть отсутствует какое-либо тоскование по прошедшем временам.

Читайте также:  Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

Разве только автор понимает «мало я в юности требовал», то есть считает более актуальным для себя больше стараться ради творчества в юном возрасте. Возможно, он понимает какое количество действительно ценных стихов мог бы написать, если бы не растрачивал собственную молодость так легко. В основном в этом стихотворении превалирует мотив резюмирования, подведение итогов прежнего времени: «разберемся во всем, что видели» — срока о потребности осмыслить предыдущее, для того чтобы двигаться дальше.

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

Лирический герой поэта — человек грандиозной ломки эпохи: мир его мыслей, чувств, страстей сложный и противоречивый, а судьба драматична. В его душе, наполненной чистотой природы, живет простой деревенский ребенок. Но чистота сохранилась в ней даже после жизненных неурядиц — она стала еще чище, еще прозрачнее.

В стихотворении нас удивляет и захватывает в плен неповторимая гармония чувств и слов, мыслей и образов, единство внешнего рисунка с какой-то внутренней эмоциональностью, душевной гармонией.

Облик России с ее очаровательными пейзажами по истине завораживает. Природа у Есенина многолика, многокрасочна. Она будто переливается всеми цветами радуги. Эта цветовая гамма передает тончайшее настроение, придает свежесть образам, романтическую одухотворенность. Любимые цвета автора — синий и голубой. Безусловно, эти цветовые тона лишь усиливают ощущение безграничности просторов Родины. Эпитеты, сравнения, метафоры присутствуют в стихотворении, чтобы более точно передать чувства поэта.

Душа поэта в действительности была как «поле безбрежное». И его стихотворение — не просто слова, а поэзия бесстрашной искренности. Пронзительную проникновенность данному стихотворению придает и то, что Есенину приходилось отказываться от привычного образа деревенской жизни.

Эту любовь он отрывал от сердца с болью. Впрочем, молодость не вернешь. Конечно, жаль потерянного времени, но ведь творческие силы все еще на взлете. Мне кажется, что драма Есенина заключалась в противоречии между прозой жизни и поэзией души.

Есенин поначалу радостно принимает революцию, поскольку считает ее началом обновления России. Но эти перемены не оправдывают его ожиданий, отношение поэта к новому резко меняется. Ведь в расколе страны он не видит воплощения своих ожиданий. Он все больше тоскует об ушедшей юности и своих нереализованных возможностях.

Без России поэт не представляет своей жизни и вскоре его жизнь трагически обрывается. Однако жизнь поэта — открытого, честного, мудрого, который олицетворял в стихотворениях все самое прекрасное — продолжается и будет продолжаться.

Есенин, “Несказанное, синее, нежное” (часть 1) — Регул — КОНТ

“Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это — необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность.

Так он был повёрнут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18–19-х годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году, и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня.

Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота”. (Андрей Белый)

После нескольких произведений, относящихся к прозе, мы снова обратимся к поэзии. Литературным заданием на эти выходные дни и следующую неделю будет стихотворение Сергея Есенина “Несказанное, синее, нежное…”

, текст которого приведён ниже.

В связи с нашими литературными чтениями хочу обратиться к подписчикам с просьбой. Наверняка у многих из вас или есть свои дети, которые учатся в школе, или есть дети хороших знакомых. Найдите способ привлечь их к нашей литературной работе. Пусть их знакомство с литературой будет более осмысленным и творческим, чем это предусмотрено “реформой образования”.

У нас нет никаких “правильных” и “неправильных” взглядов. Мы вместе читаем достаточно короткие произведения, неважно, будь то проза или поэзия, и вместе думаем над прочитанным. Делимся впечатлениями и отзывами. Сначала читатели пишут свои отзывы в х, а потом автор блога пишет свои размышления, а читатели могут сопоставить свои мысли с написанным, и о чём-то подумать ещё раз.

«Несказанное, синее, нежное…» С.Есенин

«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин

Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году — Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава… Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Самому Есенину на момент написания анализируемого текста было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком старше. Во второй строфе герой начинает предаваться воспоминаниям. Даже по их обрывкам становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Все равно вернуть ничего нельзя, исправить – тоже. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо – зелено. Кто не совершал в юные годы ошибок?

«Несказанное, синее, нежное…» — не просто подведение итогов, но и разговор с собственной душой. На протяжении всего текста лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как некто, реально существующий, будто лучший друг, верный спутник. Долгой и бурной была совместная дорога, но пришло время успокоения. Необходимо сделать остановку, отдышаться, разобраться в том, что случилось. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Во-первых, она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. Во-вторых, в начале XX столетия Россия пережила множество потрясений – войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Естественно, эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. Только к тридцати годам герой осознал, что убитое на питейные заведения время было потрачено впустую. Впрочем, далее оказывается, что высказанное сожаление – лишь минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя, определить новый вектор развития. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Получается, герой переживает сейчас лучшее время – у него есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить полной жизнью, не повторяя старых ошибок.

Синий цвет в лирике С.А. Есенина

 Цвет в мировой культуре издавна имеет важное символическое значение [4]. Белый цвет у многих ассоциируется со снегом и чистотой, чёрный — с темнотой и неизвестностью, красный с огнём, зелёный с растительностью, жёлтый с солнцем, синий с водой и т. д. Многие деятели искусства по-своему интерпретировали тот или иной цвет, создавая образы в художественном произведении. Великого русского поэта Сергея Есенина по праву называют мастером цветописи, так как в его творчестве цвет играет очень важную роль [5]. Одним из главных цветов в лирике поэта является синий цвет и его оттенки. В христианской традиции синий цвет предстаёт символом духовности и Богоматери [3].

Синий цвет часто создаёт пейзаж в лирике С.Есенина:

Анализ стихотворения Есенина Юность

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Стихотворения Сергея Александровича Есенина уже давно прочно обосновались в русской поэзии и являют собой поистине глубокое, яркое и неповторимое явление. Творчество поэта преисполнено глубокой искренностью и сердечной теплотой, страстью и любовью к беспредельным просторам родной земли, «неисчерпаемую печаль» коей он с такой лёгкостью сумел передать.

Несомненно главной и основополагающей чертой в творчестве Есенина является искренность. Самые важные и сокровенные чувства поэта предстают перед нами без всяких масок и личин. Каждое стихотворение, каждая строчка и слово – всё это частицы самого поэта, его душа.

Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…» написано в двадцать пятом году и в нём на этот раз поэт лишает природу её очарования и не уделяет должного внимания её красоте. Здесь она предстаёт зыбкой, вязкой, однообразной и будто застывшей во времени. Быть может лирический герой данной работы является антиподом автора? Может и так, а может взгляды Есенина к тому времени сильно переменились, ведь много воды утекло с тех пор, как он только взялся за перо. Да и к слову стоит отметить тот факт, что влияние на творчество автора могло оказать явление, затронувшее всех и каждого в то время – революция.

С первых строк поэт абстрагируется от окружающего его мира и прошлого, ведь всё это как раз и шло рука об руку с картинами природы, которую прежде он не раз воспевал. Неологизм «лунность» часто использовался Есениным, с целью отметить особые, сверхъестественные и мало кем замеченные краски ночи, а такие определения как «жидкая» и «неуютная» ночь, рождают абсолютно иной образ.

Эта новая «лунность» теперь теряет всю свою глубину, она становится поверхностной и больше не является недосягаемой, отчего и теряет свою ценность. Создаётся настроение глубокого отчуждения и изолированности, которые передаются и читателю.

Это не свойственное самому Есенину стихотворение является свидетельством того, как сильно переживал поэт за судьбу Родины, которую он так любил, но которая его так подвела. Творчество Есенина навсегда будет являть собой одну из самых ярких страниц истории русской поэзии. И хотя эпоха автора уже давно отошла в прошлое, поэзия того времени будет жить.

«Несказанное, синее, нежное…» С.Есенин

«Несказанное, синее, нежное…» Сергей Есенин

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году —

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава…

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…»

В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая бури и грозы, прошедшая через невзгоды, в настоящее время сравнима с безбрежным полем, дышащим запахом меда и роз. Самому Есенину на момент написания анализируемого текста было всего тридцать лет. Тем не менее, кажется, что стихотворение создано человеком старше. Во второй строфе герой начинает предаваться воспоминаниям. Даже по их обрывкам становится понятно, насколько бурной была его молодость. При этом о прошлом он не жалеет. Все равно вернуть ничего нельзя, исправить – тоже. В словах героя нет и сильного осуждения собственных поступков. Молодо – зелено. Кто не совершал в юные годы ошибок?

Читайте также:  Анализ стихотворения В хате Есенина

«Несказанное, синее, нежное…» — не просто подведение итогов, но и разговор с собственной душой. На протяжении всего текста лирический герой периодически обращается к ней. Она предстает как некто, реально существующий, будто лучший друг, верный спутник. Долгой и бурной была совместная дорога, но пришло время успокоения. Необходимо сделать остановку, отдышаться, разобраться в том, что случилось. В центре внимания героя оказывается и его личная жизнь, и перемены, произошедшие в стране. Тема родины возникает не случайно. Во-первых, она всегда играла важную роль в творчестве Есенина. Во-вторых, в начале XX столетия Россия пережила множество потрясений – войны, революции, конец монархии и приход к власти большевиков. Естественно, эти перемены не могли не отразиться на жизни народа. И вполне логично, что лирическому герою стихотворения хочется в них разобраться.

Сожаление о бесцельно проведенной молодости возникает только ближе к концу анализируемого произведения. Тогда же всплывает кабацкая тема, часто встречающаяся в поздней лирике Есенина. Только к тридцати годам герой осознал, что убитое на питейные заведения время было потрачено впустую. Впрочем, далее оказывается, что высказанное сожаление – лишь минутная слабость. В последнем четверостишии опять происходит поворот. Герой пытается оправдать себя, определить новый вектор развития. Да, молодость осталась позади, но и старость еще не наступила. Получается, герой переживает сейчас лучшее время – у него есть опыт, полученный в юности, и есть силы продолжать жить полной жизнью, не повторяя старых ошибок.

Помогите пожалуйста! Очень срочно нужно найти отзыв или анализ стихотворения

Помогите пожалуйста очень срочно найти отзыв или анализ стихотворения любого стихотворения Есенина 8-9 класс, на таком уровне. Анализ должен быть небольшой и написан на уровне школы.

Bla(k & Wh!te Знаток (320) 6 лет назад

Анализ стиха Есенина «Нежалею, не зову, неплачу»

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу… » может считаться эпиграфом ко всему

творчеству Сергея Есенина. Яркие образы стиха рисуют нам удивительный мир поэзии поэта.

Стихотворение пронизано чувством грусти. Поэт сожалеет об уходящей юности и необра-

тимости этого процесса. Хотя в начале стихотворения Есенин говорит: «Не жалею, не зову, не плачу…».

чувствуется иное настроение. Это светлая печаль, желание вернуть утраченную мо-

лодость. Эти чувства переданы через образы «розового коня». «дыма белых яблонь» и увяданья.

Юность, словно медь, «льющаяся с листьев». Она не уйдет внезапно, а тихо убежит ручейком.

Золотые листья деревьев, словно годы жизни, улетают и исчезают в пространстве. Так было

всегда. Есенин понимает, что юность не вернуть, это происходит с каждым человеком. За осенью

придет зима, за зимой – весна, и этот процесс длится вечно. Так же и молодость необратимо «сте-

Это стихотворение очень мелодично. Его напевность передана пятистопным хореем, созда-

ющим неповторимую музыкальность. Поэт часто повторяет слова, акцентируя на них внимание читателя. Строка

перетекает в строку, строфа – в строфу – все сливается в единый поток чувств и

Образы природы в стихотворении глубоко символичны. Белые яблони – это символ весны,

новой жизни. Прошлое останется позади, все права защищены 2001-2005 оставляя дорогу молодым. Осень – это пора «увяданья».

Поэтому с такой тоской поэт пишет о белых яблонях, как бы ему хотелось вновь вернуться в див-

ный сад. Юность – это цветущее белое дерево, символ чистоты, непорочности, а осенью лишь

«тихо льется с кленов медь». Время в стихотворении плавно течет, перетекает из пространства в

другое. Оно не стоит на месте, а струится сквозь пальцы, и лирический герой не в силах остано-

вить его. Время выражается через образы природы, которая неотделима от человека.

Лирический герой растворен в окружающем его мире. Он органично вписывается в него.

Все чувства лирического героя находят свое проявление в природных образах: «увяданья золотом

охваченный». «что пришло процвесть». «буйство глаз и половодье чувств».

Жизнь для поэта – это бег «розового коня». какое-то мимолетное видение. Поэт спрашивает

сам себя: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?». Но конец известен – это смерть. Все, что живет

на земле, рано или поздно умирает: «Все мы, все мы в этом в этом мире тленны,…». Это вечный

закон природы. Поэтому поэт сравнивает себя со скитальцем, бродягой, который пришел в эту

жизнь лишь на короткий промежуток времени и вскоре покинет его. Есенин говорит о «бродя-

жем духе». олицетворяя себя с богомольцами и странниками Древней Руси.

Лирический герой неотделим от образа России. Его внутренний мир передается пейзажными

зарисовками. Молодость поэта, которая безвозвратно ушла – это «страна березового ситца». Но и

она исчезает во времени, как и юность поэта. Но помимо этих тем, в стихотворении есть и другие

Для поэта смерть – начало новой жизни, поэтому она «благословенна». Лирический герой предчувствует

конец жизни, но не воспринимает его как трагедию. Поэтому в стихотворении нет надрыва.

С образом бегущего «розового коня» поэт вводит символ своей жизни – дороги, уходящей в даль. Жизнь

промелькнула, как яркий блик, и близится конец этого пути, а следовательно, нача-

В этом стихотворении Есенин создает необыкновенно яркие, красивые образы, особый мир, который ни с

чьим не спутать.

Стихотворение Есенина С.А.

И нежной сказки

Но силой тертой

Пошлю все к черту.

Стихотворение Есенина С.А. — Юность

См. также Сергей Есенин — стихи (Есенин С. А.) :

Я зажег свой костер.

Я зажег свой костер, Пламя вспыхнуло вдруг И широкой волной Разлилося.

Я иду долиной. На затылке кепи.

Я иду долиной. На затылке кепи, В лайковой перчатке смуглая рука. Дал.

Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году и относится к немногим последним стихам поэта, где есть положительные нотки. Да, и тут не обошлось без есенинской грусти, но здесь нет исповеди, жалоб и раскаяния – это более стихотворение-воспоминание.

Нотки грусти проскакивают в строках:

Нынче юность моя отшумела.

Этот тон свойственен Есенину в последние годы, но здесь он не доминирует. Сергей вспоминает девушку, которой отправлял «собачей почтой» письма, но она не читала. Это было давно, за сиреневым туманом юности, сейчас Сергей снова возвращается в родное Константиново, он признан и смотрит на жизнь через стекло ностальгии.

Той собаки уже нет, нет его верного почтальона, но есть «сукин сын» щенок друга его детства и времени первой (первой ли?) любви и любви ли. Видя щенка, Есенин с новой силой окунается в волну воспоминаний, но они не причиняют ему боли. Более того, Сергей благодарит собаку за то, что она разбудила в его сердце не только грусть, но и радостный май:

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Что же касается девушки, которой писались письма, то повспоминали и будет. Когда-то нравилась в белом, но время проплыло кораблём и теперь он любит в голубом платье.

Стихотворение ценно тем, что выходит за рамки поздних произведений поэта. В нём нет такого количества боли, а есть только лёгкая грусть и ностальгия. Отмечу строки финала:

Но теперь я люблю в голубом.

В последние годы Есенин редко пишет о сегодняшней любви, чаще вспоминая амурные дела минувших дней.

Снова выплыли годы из мрака

И шумят, как ромашковый луг.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг.

Нынче юность моя отшумела,

Как подгнивший под окнами клен,

Но припомнил я девушку в белом,

Для которой был пес почтальон.

Не у всякого есть свой близкий,

Но она мне как песня была,

Потому что мои записки

Из ошейника пса не брала.

Никогда она их не читала,

И мой почерк ей был незнаком,

Но о чем-то подолгу мечтала

У калины за желтым прудом.

Я страдал… Я хотел ответа…

Не дождался… уехал… И вот

Через годы… известным поэтом

Снова здесь, у родимых ворот.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Мать честная! И как же схожи!

Снова выплыла боль души.

С этой болью я будто моложе,

И хоть снова записки пиши.

Рад послушать я песню былую,

Но не лай ты! Не лай! Не лай!

Хочешь, пес, я тебя поцелую

За пробуженный в сердце май?

Поцелую, прижмусь к тебе телом

И, как друга, введу тебя в дом…

Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

Стихотворение в исполнении Сергея Безрукова

Литературно-музыкальная композиция по творчеству С. Есенина “Несказанное, синее, нежное…”

Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней.

1-й и 2-й вместе. В твоих стихах, Сергей Есенин!

2-й ученик. Есенин! Даже в самом имени, в фамилии его слышится что-то по-весеннему радостное, звонкое и вместе с тем что-то тревожное, от осени что-то. Осень, осень – Есенин.

Несказанное, синее, нежное.
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

4-й ученик. Наш литературный устный журнал посвящается великому поэту России – Сергею Александровичу Есенину.

1-я часть. Детские годы Сергея Есенина

1-й ученик. Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, что расположилось на высоком холмистом берегу Оки. Место это необыкновенно красивое. Внизу – заливные луга, заросшая камышами Старица. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом.

Голубоглазый озорной мальчишка
С ребятами по стежке полевой,
Ходил он в школу,
Ночь не спал за книжкой,
Но иногда бывал он сам не свой.

В родной деревне всё казалось странно,
Как будто жил в ней чародейный дух.
Рожком, дрожащим на волне тумана,
Сзывал коров седеющий пастух.

4-й ученик. С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни.

Входят мальчики с санками, дедушка, бабушка.

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредем домой.

Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
(хором)
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

Есенин. Бабушка, милая, расскажи нам сказку.

Бабушка. Есть где-то, дети, на свете древо жизни. Древо то златовидно в огненной красоте. Оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже. Исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут молоком и медом 12 источников.

3-й ученик. Ох, охота была бы посмотреть на то дерево, да как его найти?

Дедушка. Ну, мальцы, хватит мечтать. А ну-ка проверим ваши головы. Кто из вас самый сметливый, да разумный?

Дед. Отгадайте мои загадки-задумки, сметки!

  • Какую траву и слепой узнает? (Крапива)
  • У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (Гриб)
  • Есть дерево об четыре дело:
    Первое дело – мир освещать,
    Другое дело – мир унимать,
    Третье дело – больных исцелять,
    Четвертое дело – чистоту соблюдать. (Береза)

Бабушка. Ну поздно уже!

Дед. Мальцы-молодцы, а теперь по домам!

4-й ученик. Первое стихотворение, которое напечатал Есенин в детском журнале “Мирок”, было стихотворение “Береза”.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Учитель. А какие веселые праздники были в селе: с катаниями на санках, с игрой в снежки, с песнями до утра!

Танец (музыка “Эх, вы сани, сани” на стихи Есенина, музыка В.Горвик).

7-й ученик. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
и грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже,
О, други игрищ и забав,
Уже я вас больше не увижу.
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

Г. Пономаренко, стихи С.Есенина. Песня “Отговорила роща золотая”.

2-я часть. Пора творческого взлета.

1-й ученик. В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в закрытую учительскую школу. После окончания в 17 лет уехал в Москву и поступил в университет. Все это время не прекращал писать стихи.

Читайте также:  Анализ стихотворения Голубая кофта синие глаза Есенина

2-й ученик. Сергей Есенин послал некоторые стихи в петербургские журналы, но их не напечатали. Тогда он сам решил поехать в Петербург. Первый с кем он познакомился, был известный поэт Александр Блок.

Александр Блок. Здравствуйте. Как вас зовут? (Произносят имена).
– Откуда вы родом, Сергей?
– Да не стесняйтесь, прошу, садитесь

Есенин. Я из Рязанской губернии, село Константиново там есть. Хотел бы напечатать свои стихи в петербургских журналах. Вот книгу написал, но не печатают.

Александр Блок. Стихи? Так, посмотрим. (Листает страницы). “Радуница”.
– Почитай мне что-нибудь из своих стихов.

Есенин. Что же? Может это.

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склонясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной.

Александр Блок. Ты же настоящий талант! Мы сейчас же поедем в редакцию, ты будешь печататься.

3-й ученик. С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”. О ней много писали. И все говорили, что Есенин – это талант!

4-й ученик. За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.

5-й ученик. Стихи Есенина о природе, о красоте русской земли. Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России.

Грустный, словно музыка из сада,
Нежный, словно лепет звездопада,
Вечный, словно солнечный восход,
Кто же он, как не сама природа,
Юноша, пришедший из народа, –
И ушедший песнею в народ?

Колышет березоньки ветер весенний
Веселой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен,
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей,
Любите Россию, Любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей!

8-й ученик. Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел?

Там вон встретил вербу,
Там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

1-й ученик. Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.

Песня “Над окошком месяц” (музыка Е.Попова, стихи С. Есенина).

1-й ученик. А теперь споём весёлую.

Песня “Сыпь, тальянка, звонко. ” (музыка В. Темнова, стихи С. Есенина)

2-й ученик. Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож верно несёт свою многолетнюю службу.

3-я часть – “Есенин на Кавказе”.

1-й ученик. Сергей Есенин побывал в 1924 году на Кавказе. Здесь он написал замечательный цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”. В этих мотивах разлит воздух севера и юга.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли
Что луна там огромней в сто раз
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий,
Потому что я с севера, что ли .

3-й ученик. На Кавказе в минуту грусти Есенин написал одно из лучших своих стихотворений “Письмо матери”. В разлуке с матерью Сергей всегда скучал, страдал, жил ожиданием встречи с ней.

Мать Есенина. Я получила письмо от своего Сережи, (садится, читает)

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Выходят все участники.

Песня “Ты запой мне ту песню. ” (музыка Р. Бойко, стихи С. Есенина).

Сергей Есенин!
Он, как будто чародей,
Превращал зарю – в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света
(хором)
И слились их голоса
С чистым голосом Поэта!

Стихотворение С. А. Есенина «Несказанное, синее, нежное» (восприятие, истолкование, оценка)

свойственным крестьянскому сознанию, то во второй период он общенациональный поэт с реалистическим художественным мышлением.

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное», написанное в 1925 году, относится к послереволюционному творчеству поэта. Это произведение, на мой взгляд, является одним из его наиболее ярких лирических произведений того времени. В нём Есенин пытается осмыслить происходящие вокруг него события. Политическая проблематика даётся здесь в лирической тональности. Поэт не углубляется в события, он просто объясняет личное восприятие, своё эмоциональное отношение к ним:

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит запахом мёда и роз.

Так тихо и лирично начинает свою исповедь читателю поэт. Строки несут светлое ощущение тишины и спокойствия. Первые слова звучат как напевная мелодия, рисующая образ родной земли. Они придают стихотворению символическое наполнение. «Несказанное» ассоциируется в моей душе с чем-то бессловесным, воздушным, таинственным. «Синее» символизирует возвышенное, божественное содержание понятия «родина». Третье прилагательное — «нежное» — характеризует образ русской земли с эмоциональной стороны. Мягкость слова гармонично сочетается с внутренним настроем самого поэта. Однако надо отметить, что в целом стихотворение окрашено грустью. Жизненные бури и грозы унесли за собой молодую бойкость и уверенное удальство:

Но того, что прошло не кляну.

Эти строки отражают идейную основу стихотворения. Ведущий мотив, заложенный в произведении — приятие жизни. Поэт не проклинает противоречия, которые породила революция 1917 года. Неслучайно в своей автобиографии Есенин скажет, что принял революцию, но по-особенному, с крестьянским уклоном. Изменения, произошедшие в русской деревне, не могли оставить равнодушным поэта «голубой Руси». Революционные события видятся ему «оголтелой» тройкой коней, прокатившейся «во всю страну». Такая метафоричность напомнила мне гоголевскую тройку, несущуюся в никуда. Но два образа имеют важное отличие. Для Гоголя тройка символизирует движение России, в то время как есенинский образ воплощает собой недавние революционные события, произошедшие в семнадцатом году:

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно как падает лист.

Тишина начальных строк стихотворения резко сменяется шумом «оголтелой тройки». Но уже через пару строк в произведении воцаряется торжественная тишина. Поэт указывает нам на стихийную дьявольскую природу революции. «Дьявольский свист» противопоставлен в следующей строке «лесной обители», храму природы и гармонии. Здесь коротким штрихом проявляется мифопоэ-тическое художественное сознание, характерное для Есенина в дореволюционный период творчества.

Тишина после бури настолько пронзительна, что мы можем услышать, как падает лист. Следующая строфа передаёт разговор поэта со своей душой. Спокойствие, царящее в мире, позволяет Есенину оглянуться назад и попытаться осмыслить произошедшее:

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Все пережитое поэтом и его страной осталось в прошлом. Он объединяет свою судьбу с судьбой России, личное с общественным. Он размышляет о недавних событиях, но не клянет обидчиков. Его душа готова принять мир таким, каким он был и сеть:

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Предпоследняя строфа содержит главную идею стихотворения. Поэт стоит на позиции приятия действительности. Однако в этих строках выявляется и то внутренне противоречие, гнетущее его. Взгляд Есенина обращается в прошлое. Только сейчас он начинает осознавать, что упущена юность. Там, молодой и свободный, он мог «требовать» от жизни большего. В настоящем же поэт может лишь принять её и простить:

Только жаль на тридцатом году

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Последние строки стихотворения, на мой взгляд, самые выразительные. В них поэт вложил всю свою душу. Он проводит интересную параллель между молодым дубом и собой:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава.

Этим метафорическим сравнением поэт рисует свою судьбу. Жизнь сломала его, «согнула», как молодое деревце. Образ молодого дуба символизирует загубленную революцией и последующими событиями силу молодого талантливого поэта. Внутренний потенциал, заложенный в нём от природы, на смог доконца раскрыться, его убила страшная реальность. Последние слова поэта, обращённые к своей молодости, полны горечи и страдания:

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Стихотворение С.Л.Есенина “Несказанное, синее, нежное. ” (Восприятие, истолкование, оценка.)

Скачать сочинение

Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой — тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:

Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.

И теперь, когда все стихло, он так же чуток ко всему, так же внимателен, но без юношеской горячности, “все спокойно впивает грудь”. Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он воспринимает жизнь более глубоко.
Это стихотворение — разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней как к собеседнице:

Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.

Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное — обратиться в это время внутрь себя, поговорить со своей душой.
Такие личности, как Есенин, способны выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, “отпускает грехи” себе, другим, своей стране:

И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава.
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!

О чем горевать тому, чья “душа — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз”? Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных передряг. Она стала еще прозрачнее, как воздух после сильного грозового дождя.

Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.

Пора бы. “Москва кабацкая” хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичнее, “взрослее”, в них не простое смакование собственных чувств, а настоящий анализ событий:

Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.

Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:

Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.

Впрочем, молодость есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при его жизни. Есенинские стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют повсеместно. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они дарят людям; эти стихи учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

7930 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ссылка на основную публикацию