Анализ стихотворения Осень Есенина

Анализ стихотворения есенина осень.

Сергей Есенин – стихи

Антология русской поэзии ОСЕНЬ

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) – российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Есенин очень много своих произведений посвятил природе и ее временам года. Писатель родом из деревни, поэтому ему нравиться наблюдать за явлениями которые происходят вокруг. Есенин замечает каждую мелочь и пытается красиво и красочно её описать. Писатель как бы проводит между природой и человеком какую-то параллель и сравнивает их.

В этом стихотворении Есенин пишет, что наступила осень. Пора, когда листья осыпаются с деревьев и все становится серым и унылым. Писатель пишет, что тихонько подбирается осень, и уже начинают желтеть листья. Грива коня здесь представлена в виде листьев, которые из желтых превращаются в багряно-красные. Скоро все листья опадут, и запорошит все снегом, а пока Есенин наблюдает за красотой преображения.

Есенин пишет, будто слышит, как возле реки осень выстукивает своим копытом. Первые осенние морозы прихватили берега речки, и хруст наста заставляет погрузиться в тишину и спокойствие природы. Есенин представляет всегда осень в образе уходящих лет жизни поэта и поэтому стихи получаются немного грустными. Ведь каждый год уходит так же быстро, как и пожелтевший лист опадает с дерева.

Осенний ветер несет листву по оврагам, и дорогам превращая в круговорот радужных листьев. Выглядит очень красиво и захватывающе. Писатель шагает по тропинкам леса и наслаждается шуршанием листьев под ногами. В этот момент Есенин вспоминает свою молодость, которую он провел, прожигая по кабакам и в объятиях многочисленных женщин. Писатель хотел найти в жизни ту единственную, с которой хотел прожить всю свою жизнь, но, увы, этому не суждено было сбыться. Каждый раз, связывая с кем-то свою судьбу он думал, что это любовь, но со временем огонь в душе затихал и они расставались.

В последней строчке стихотворения Есенин описывает, как красные гроздья калины превращаются в раны Иисуса Христа. Писатель готов понести искупление за свою жизнь, но он не о чем не жалеет.

Картинка к стихотворению Осень

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Капитаны

Гумилёв – романтик. Он писал про дальние загадочные страны. Бурная фантазия или прочитанные книги позволили ему создать цикл стихотворений под общим названием «Капитаны». Они были написаны в Крыму, в Коктебеле.

Анализ стихотворения Гиппиус Мудрость

Стихотворение Зинаиды Гиппиус “Мудрость” состоит из пятнадцати катренов, каждый из которых имеет свою насыщенность в духе пакетики символизма. Повествование начинается с встречи разных представителей нечисти, которые в преддверии ночи решили

Анализ стихотворения Есенина Под венком лесной ромашки

«Под венком лесной ромашки» было написано в 1911 году, но мотив потери кольца существовал в поэзии и раньше. Как народные, так и литературные источники одинаково негативно толкуют это событие. Потерял кольцо – потерял любимую.

Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это

Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,

Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

Лилия Брик была одной из многих женщин, общавшихся с великим поэтом Владимиром Маяковским. Однако именно ей одной удалось зародить в нем настоящее чувство любовь, и стать музой, вдохновившей поэта на создание нескольких

Предлагаем вам красивые осенние стихи Сергея Есенина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Сергея Есенина про осень , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.

Короткие Есенина помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года осень.

Отговорила роща золотая – Сергей Есенин

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

Сергей Есенин – Нивы сжаты, рощи голы…

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось…

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

***
По-осеннему кычет сова

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

Закружилась листва золотая – Сергей Есенин

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

О красном вечере задумалась дорога.
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров.
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

Стихи Есенина про осень отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.

Стихи про осень С.Есенина принадлежат к его лучшим творениям. Есенин писал, как дышал, как чувствовал. Его восприятие осени ошеломляет. Всё прожито, обусловлено, выстрадано.

«По-осеннему кычет сова»
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

О чём расскажешь, осень? О чём думаешь свою думу? Твои мысли, твои размышления – тайна. Довольно громко шепчутся осенние листья. На какой предмет? Это тоже секрет, относящийся к секретам осени и поэта.

«Нивы сжаты, рощи голы…»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.

К числу наиболее ярких страниц русской литературы относят стихотворение «Отговорила роща золотая». Советским композитором Пономаренко эти стихи положены на музыку. Романс «Отговорила роща золотая» — задушевный, искренний.

Читайте также:  Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина

«Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

«Тихо в чаще можжевеля по обрыву…»
Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

«Осень! Небо тучно…»
Осень! Небо тучно,
Ветер шумит.
Природа скучно
Всюду глядит.

Цветы поблёкли;
Деревья голы:
Сады заглохли,
Печальны долы.

И птиц не слышно,
Все улетели.
В последний раз весне
Песню спели.

Осень! Небо тучно.
Дождик льет,
Печально, скучно
Время идет.

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

«Отговорила роща золотая» поражает прекрасными пейзажными зарисовками и откровенными раздумьями автора. Изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем узнать о нем больше из краткого анализа «Отговорила роща золотая» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.

История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты«широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком» .

Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же « души сиреневая цветь » увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком» .

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я».

Жанр произведения – пейзажная лирика, хотя в стихотворении автор размышляет и над вечными философскими проблемами. Его мысли с ноткой грусти. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Стихи Есенина про осень

Понедельник, 21 ноября 2016 г.
Рубрика: Книги и Литература
Метки: Осень, поэзия, природа
Автор статьи: monkey
Сергей Александрович Есенин великолепный русский поэт, вошедший в историю мировой литературы как проникновенный и утонченный автор лирических произведений. Его поэзия проникнута искренностью и непосредственностью, эти критерии и выделяют знаменитого поэта среди других авторов.

Есенин превосходно выражал свои чувства, грамотно подбирая каждую рифму. Читая его стихотворения, переносишься в описываемый автором мир, становится заметным отчетливый пейзаж, наполненный живыми красками и гармонией. Его творчество, будто чистосердечный разговор со слушателями. Поэт и сам признавался, что пишет свои лирические произведения, словно для близких друзей, вкладывая всю душу и откровенность в свои строки.

А вместе с этим, Есенин был глубоким мыслителем, имеющим сложные и порой противоречивые чувства, нагнетающие страстные нотки в его необыкновенную лирику. Русский автор почитается в разных странах мира, и эту славу великолепный поэт обрел вполне заслуженно!

Тема природы в творчестве великого поэта

Сергей Есенин был большим патриотом своей родины, он не представлял жизни вдали от нее. Его безумная любовь и преданность к русской земле всегда выражалась в творчестве, именно поэтому в большинстве произведений этого автора, повествуется о красочных, а порой и туманных пейзажах родного края.

Тему природы охватывали многие лирические авторы, но воспевать ее красоты и неповторимые виды, с таким восторгом и преданным романтизмом, не удавалось никому. Есенин преподносит русскую природу в самом оригинальном жанре. Его стихотворения, словно приятная мелодия, раскрывают перед читателями ранимую душу природных явлений, чувства которых сопоставимы с человеческими эмоциями.

Детальные описания пейзажей, часто встречаемые в творчестве Есенина, не являются художественной передачей визуального фона. Автор описывал красоты природы, пропустив их через самую душу. Часто толчком к лирическому настроению служили детские воспоминания, которые остались с поэтом навсегда.

Творчество Сергея Александровича признано мировым сообществом. Сотни критиков восторгаются его умением красочно передавать природные мотивы в рифмованной форме. Есенин, как никто другой, смог оживить русскую природу в глазах читателя, показать естественную красоту и неповторимость красок, особо выделяемых в осенний период года…

Осень в творчестве Есенина

Каждый поэт боготворил свое время года. Кому-то были близки зимние пейзажи, другие авторы воспевали весенние ручьи и звонкое пенье птиц. Есенин отдал предпочтение осени, казалось, это время года как-то по-особенному вдохновляло талантливого поэта для создания очередного стихотворения, и он не прогадал!

Осенняя лирика запала в душу и читателю. Великолепные рифмы с интересом изучаются в школьной программе, даже дети дошкольного возраста быстро схватывают мелодичные строчки воспевающие осенние пейзажи родной страны.

Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.

Есенин, как никто другой, сумел описать это прекрасное время года в особой, утонченной форме. По его лирическим произведениям, осень воспринимается как юная и нежная пора, но в то же время мудрая и целеустремленная. В этой невероятной меланхолии переплетаются разные эмоции и чувства: страстная любовь и непередаваемое одиночество, безумная радость и горькое разочарование, прекрасное настроение и ненастная тоска…

Сергей Александрович Есенин всегда подбирал удачные рифмы. Его стихи об осени полны трогательных и теплых слов, подчеркивающих великолепную красоту и гармонию русской природы.

Чем характеризуется осень? Холодным потоком воздуха, зяблым ветерком, затяжными тучами и внезапным дождем. Это время года подготавливает природу к зиме, неумолимо приближающейся в родные края. Рассмотреть всю прелесть осенней поры не всегда возможно, однако, это гениально удалось талантливому русскому поэту XX столетия – Сергею Есенину!

Хорошо под осеннюю свежесть


Хорошо под осеннюю свежесть
Душу-яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.

Хорошо выбивать из тела
Накаляющий песни гвоздь.
И в одежде празднично белой
Ждать, когда постучится гость.

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь,
Только в скупости чувства греются,
Когда ребра ломает течь.

Молча ухает звездная звонница,
Что ни лист, то свеча заре.
Никого не впущу я в горницу,
Никому не открою дверь.

Туманная погода, золотая листва, дождливая романтика и бодрящая сила легкого осеннего ветерка искусно описывается автором, нагнетая на читателя самые яркие и приятные эмоции. Есенин великолепно изображает каждое явление, актуальное для данной поры.

Описывая атмосферные явления, поэт выбирает картинное представление, изобразительно выражая свои наблюдения. В творчестве явно просматриваются антропоморфные и зооморфные сравнения. В поэзии другого известного автора – Александра Александровича Блока, ветер представляется как астральное, и даже космическое явление. А в стихах Есенина, он обретает некую одушевленность.

Во многих лирических произведениях Сергея Александровича встречается прекрасное описание небесного месяца и чарующей луны. Поэт мастерски подчеркивает его неповторимую форму, превосходный силуэт и просто ошеломляющий свет «тонкий лимонный» или «лунный синий».

По мнению критиков, подробные описания луны вносят в стихотворения великого русского автора особые романсовые и элегические мотивы. А вот рифмы о живописном месяце сравниваются с фольклором, ведь это небесное светило выступает в творчестве Есенина как славный персонаж из доброй сказки.

Есенин затрагивал в осенней поэзии разные элементы окружающей природы: живописный русский лес, прекрасные деревья в золотых нарядах, животных, готовящихся к зимней спячке и другие, не менее важные и достаточно естественные образы. Его осенняя поэзия впечатляет и вдохновляет!


Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Анализ стихотворения «Листья падают, листья падают…»

Стихотворение «Листья падают, листья падают» было написано автором в конце лета, в 1925 году. В этот период Есенин переживает сложный кризис личной жизни, который четко отразился в написанном лирическом произведении. Читая строки этого стиха, морально ощущается тотальная усталость автора, его запутанность по отношению к самому себе и окружающим.

Смысловой план произведения основан на передаче эмоциональных переживаний, Сергей Есенин смело заявляет о своих сожалениях, связанных с утраченной молодостью. Он будто пытается подвести итог собственной жизни…

В его рифмах прослушивается злостное предчувствие собственной смерти. С самых первых строк вычитывается пессимистичность автора, его тоска и сердечная боль. Он жаждет радостных перемен или типичного успокоения, но ветряная погода, будто путает все мысли творца, не давая разуму принять верное решение и определиться в собственных желаниях.

В последних строчках стихотворения поэт выражает свое недоверие к женскому полу, чувствуется некоторое презрение к лукавым человеческим отношениям и неоправданной любви. Теперь автор размышляет о том, что могло бы кардинально изменить внутренние противоречия и успокоить душу. Лирический персонаж пытается отыскать возлюбленную, в силах которой усмирение больной души и разбитого сердца огорченного поэта.

Есенин долгое время искал такую женщину, но, видимо, как и герою этого стихотворения, ему не удалось воплотить желаемое в реальность…

Анализ стихотворения «Осень»

Первые строчки стихотворения «Осень» основаны на воображаемом сравнении автора «осень рыжая кобыла, чешет спину…». Литературный образ коня – свобода, именно его и выбрал поэт для сравнения, чтобы передать читателю неуловимый характер этого времени года. Однако динамичность реального животного отсутствует в лирическом произведении Есенина. Он выставляет ее в другом ракурсе, запечатленном на одно мгновение, чтобы объявить всей земле о приближающихся переменах.

Поэт наполняет осень яркими красками, но в то же время указывает на свойственное затухание природы в данную пору. Если объединить все образы, предъявленные в стихотворении, можно выявить основную суть, заложенную лириком: образ осенней поры передает нам понимание быстротечности человеческой жизни, ее, как и унылую пору, нельзя остановить, чтобы удержать на длительное время…

Жизнь естественной природы сравнима с жизнью каждого человека. Природа теряет свои краски и летний аромат благоухающих растений, как и наша жизнь, уходит без оглядки, оставляя приятные воспоминания об утраченных годах молодости.

Ветер в лирическом произведении Сергея Есенина представляет образ свободы, а красные ягоды рябины, можно сравнить с кровавыми ранами Иисуса Христа. В этих строках просматривается идея искупления, основанная на допущенных ошибках и грехах молодости.

«Осень» — прекрасное стихотворение талантливого поэта Сергея Есенина, наполненное глубоким философским смыслом. Внимательно вчитываясь в рифмы, можно изъять основную суть лирического произведения, доносимую гениальным автором до каждого слушателя…


Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень, рыжая кобыла, чешет гривы.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным,
Мнет листву по выступам дорожным.

И целует на рябиновом кусту,
Язвы красные незримому Христу.

Сценарий учебного занятия по литературе в 11 классе по анализу стихотворения С.Есенина «По-осеннему кычет сова…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

  1. формирование умения анализа лирического произведения поэта XX века С.Есенина;
  2. формирование мировоззренческих компетенций учащихся;
  3. развивать умение учащихся работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
stsenariy_uchebnogo_zanyatiya_po_literature_v_11_klasse_analiz_stihotvoreniya_s.esenina_po-osennemu_kychet_sova.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский творческий конкурс для школьников и учителей

«Есенин: взгляд из будущего»

Номинация: для учителей и преподавателей

Сценарий учебного занятия по литературе в 11 классе

по анализу стихотворения С.Есенина «По-осеннему кычет сова…»

Разработала Сергеева Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

Нижнекамского муниципального района

Сценарий учебного занятия по литературе в 11 классе

по анализу стихотворения С.Есенина «По-осеннему кычет сова…»

  1. формирование умения анализа лирического произведения поэта XX века С.Есенина;
  2. формирование мировоззренческих компетенций учащихся;
  3. развивать умение учащихся работать в группе.
  1. интерактивная доска и проектором;
  2. ноутбук
  3. текст стихотворения на столах учеников
  1. Организационный момент
  2. Постановка цели перед учащимися.

Здравствуйте, ребята. Когда я слышу слово «осень», я вспоминаю имя Сергея Есенина, ведь его фамилия образована от старославянского слова «есень». На мой взгляд, это по-настоящему русский поэт. И нет ничего удивительного в том, что он выбрал для себя литературное творчество. Этот путь был предназначен ему судьбой.

Целями нашего сегодняшнего урока следующие: мы должны проанализировать произведение поэта, опираясь на подготовленный вами материал; приобрести духовный опыт.

Многие стихотворения Сергея Есенина уже изучены нами, но сегодня мне хотелось бы обратиться к стихотворению, которое не входит в школьную программу. Это стихотворение «По-осеннему кычет сова…»

Урок наш сегодня будет проходить интересно, так как вы будете работать в группах, а значит, ответственность каждого увеличивается, ведь группа должна представить нам результат слаженной работы.

Итак, приступим. В начале нашей работы предлагаю прослушать выразительно чтение стихотворения наизусть, которое подготовила для нас Газизова Диляра.

А теперь передаем слово «биографам».

Какие события биографии поэта повлияли на создание этого произведения?

Учитель: Спасибо, ребята. А что могут нам сказать «теоретики», которым предстояло проанализировать стихотворение с точки зрения внешней формы?

В каком жанре написано стихотворение? Каким размером? Какая рифма используется С. Есениным? Почему?

Учитель: Как вы думаете, для чего использует этот прием С.Есенин?

Учитель: Очень хорошо, ваша работа заслуживает отличной оценки.

Передаем слово «аналитикам».

О чем это стихотворение? Каково его идейное содержание?

– Но почему, будучи еще молодым человеком, Есенин думает об этом?

– Ответьте на такой вопрос: данное произведение характерно для поэта Есенина?

– Почему стихотворение называется «По-осеннему кычет сова…»

– А для чего появляется образ осины? Почему, например, не береза, очень близкий поэту образ?

С каким известным именем связано это дерево? (Если дети не знают, то напомнить им об Иуде.)

– Слово «скоро» повторяется дважды. Для чего?

– Заканчивается стихотворение анафорой. Для чего С.Есенин использует эту стилистическую фигуру?

Учитель: Спасибо. Лингвисты ознакомят нас в анализом языка стихотворения. Поэт не изменяет себе, язык произведения узнаваем.

В течение урока последняя наша группа работала над созданием синквейна, учитывая анализ стихотворения и биографию поэта. Вспомним, что такое синквейн?

Учитель: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Я думаю, что оно позволило нам вновь почувствовать силу поэзии, е способность заглядывать в будущее.

Все ребята поработали хорошо, урок получился насыщенным, интересным, поэтому оцениваю вашу работу только положительными оценками.

Но на этом ваша работа над произведением не заканчивается. Вашим домашним заданием будет письменная работа: «Что нового я открыл в Есенине?»

Ученики сидят по группам.

1 группа «Биографы»

2 группа «Теоретики»

3 группа «Аналитики»

4 группа «Лингвисты»

5 группа «Синквейнисты»

Чтение стихотворения наизусть.

Группа 1 «Биографы»

Ученик 1 (Килигин Александр):

Мы знаем о том, что еще в детстве Есенин слышал множество песен, сказок, частушек из уст своей бабушки, и как утверждал сам поэт, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

Стихотворение «По-осеннему кычет сова…» написано в 1920 году. К этому времени Есенин – уже известный поэт. Первые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу.

Ученик 2 (Мазитов Данил):

В 1916 году вышел первый сборник его стихов — «Радуница», в 1918 году – «Сельский часослов», где выступил как тонкий лирик , мастер пейзажа, певец крестьянской Руси.

В 1919 году поэт вошел в группу имажинистов, и его лирике стало свойственно трагическое мироощущение, душевное смятение.

В этом году Есенин познакомился с Мариенгофом. В 1920 году Есенин с Мариенгофом гостили в Харькове у своих друзей. Однажды во время обеда шестнадцатилетняя девушка стояла за стулом Есенина и вдруг простодушно сказала: “Сергей Александрович! А Вы лысеете!”

Все замолчали, а Есенин улыбнулся и ничего не сказал. На следующее утро за завтраком он прочитал свое новое стихотворение: “По-осеннему кычет сова. “

Группа 2 «Теоретики»

Ученик 1 (Ишбулдин Ильхам):

Род литературы, с которым нам пришлось работать – лирика.

Лирика- род литературный, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах . Такое определение мы нашли в литературоведческом словаре. А вот как определяет это понятие автор Толкового словаря русского языка Д.Ушаков: «Лирика – вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания автора».

Можно выделить следующие жанрово-видовые особенности лирики как рода художественной литературы: субъективность, стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, способность передавать единичное как всеобщее, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирического героя.

Ученик 2 (Маркелов Андрей): Перед нами философское размышление, ведь герой задумывается о своей зрелости, даже смерти, о том, что будет после того, как его не станет: «Без меня будут юноши петь…».

Стихотворение состоит из 4 строф, каждая из которых – четверостишие. Все произведение написано перекрестной рифмой. Она «являет собой отражение самого обычного темпа человеческого восприятия» [1] .

Проанализировав размер, которым произведение, мы видим, что это анапест, однако, последняя стопа во всех 4 строфах выбивается из общего ритма.

Думаем, что он хочет обратить наше внимание именно на эти слова.

Давайте посмотрим на презентации таблицу, которая у нас получилась ( Приложение 1 ).

Стихотворения, написанные анапестом, легко ложатся на музыку. И мы нашли этому подтверждение( Georgij_Sviridov-_quot_Po_osennemu_kychet_sova_quot_R.Pintveris_I.Grigoreva.mp3 )

Группа 3 «Аналитики»

Ученица 1 (Николаева Елена): Стихотворение, на мой взгляд, об осени жизни поэта.

Известно, что Есенин всегда болезненно относился к своему взрослению. Случай, о котором мы сегодня уже слышали, заставил поэта посмотреть на себя другими глазами.

С.Есенин, согласно воспоминаниям современников, не видел себя зрелым человеком, тем более не мог себя представить стариком. Наверное, обладая даром какого-то предвидения, Есенин знает, чувствует, что уйдет из жизни молодым.

Ученица 2 (Хисамова Регина): В стихотворении поэт проводит параллель между изменениями в природе и своим душевным состоянием.

Обратимся к тексту. Мы видим, что произведение очень ярко характеризует манеру написания стихотворения С. Есениным: через все произведение проходит мотив осени жизни: время молодости проходит «дорожная рань» . жизненный путь меняется: он сравнивает себя с кустом, с которого облетают листья, оголяя его совершенно. Так и жизнь Есенина становится незащищенной от приближающейся старости.

Крик совы, думаю, воспринимается как тревожный крик, настораживающий.

Можно предположить, что это символ расплаты, наказания за все грехи, ошибки жизни.

Наверное, поэт хочет нам объяснить, как он относится к смерти. Он готов принять то, что ждет его впереди. Он понимает и то, что на его место придет другой крестьянский поэт: «новый с поля приходит поэт…», он привнесет в поэзию что-то новое, свое: «В новом лес огласится свисте».

Анафора – это единоначатие. Она использована для того, чтобы вернуть нас к началу стихотворения, и мы должны понять, что у природы есть возможность обновления, снова начать цикл жизни, а для человека жизнь конечна.

Группа 4 «Лингвисты»

Ученица 1 (Ибрагимова Эллина): Стихотворение построено на основе иносказания, аллегории. Есенин сравнивает себя с осенним деревом, ветви которого теряют защиту, свой наряд – листву. Впереди поэта ждет зима, для человека – это вечный покой, то есть смерть.

Еснини использует такие изобразительно-выразительные средства, как 1) эпитеты:

– «золотистый» – цвет волос поэта;

– «полевое, степное» – родное, близкое поэту раздолье;

– «новом (свисте)»- говорящем о чем-то новом, другом;

– «раздолье рани» – молодость;

– «месяц сядет в кудри» – седина;

– «Мне без листвы холодеть» – постареть, погибнуть;

– «шепчут листья» – говорят о приближении старости, смерти.

Ученица 2 (Гек Диана):

Нужно отметить и синтаксические средства выразительности:

– анафора (2, 4 строфы)

– инверсия (1,3,4 строфы).

С точки зрения синтаксиса мы видим использование безличных предложений, чтобы передать состояние лирического героя, а также состояние природы; простых и сложных предложений.

Анализ звукописи показывает, что в стихотворении используется ассонанс: повторяются гласные звуки [а], [0],[э]; используется аллитерация: [с], [п],[т],[ш].

Повторение гласных звуков: [а] в начале стихотворения – молодость, сила; [0] показывает нам глубину чувств, переживаемых поэтом; [э] – тоску, печаль. Повторение согласных звуков [с],[п],[т],[ш] передает нам настроение поэта, переживания, смятение чувств, тревогу.

Группа 5 «Синквейнисты».

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

У нас получились такие работы.

Ученик 1 (Галиев Алмаз): Я создавал синквейн о Есенине.

Сложный и простой.

Размышляет, чувствует, делится.

Поэт, который интересен.

Ученик 2 (Халилов Ильнур): Мне нужно было создать синквейн о стихотворении.

Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” С. А. Есенина

Сергей Есенин подарил любителям поэзии множество мелодичных, красивых стихотворений. Часть из них были положены на музыку и стали романсами. Одно из таких стихотворений – “Отговорила роща золотая”. Анализу этого известного произведения и будет посвящена наша статья.

История создания

Есенину было всего 30 лет, когда он ушел из жизни. За год до собственной смерти, в 1924 году, у поэта родились грустные лиричные строки: “Отговорила роща золотая. ” Анализ стихотворения по плану предполагает рассмотрение истории его создания.

Как ни странно, но произведение можно назвать духовным завещанием. Молодой и полный сил Есенин размышляет о неумолимости времени, окончании жизненного пути, подводит итоги.

В стихотворении имеются отсылки к лермонтовскому “Выхожу один я на дорогу. “, которое было написано за несколько дней до печально известной дуэли. В обоих случаях перед нами изображен одинокий лирический герой на фоне живописной природы. И Лермонтов, и Есенин предвидят собственную смерть и отказываются жалеть о чем-либо в прошлом.

Композиция

Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” Есенина позволяет говорить о близости его народным песням. Согласно канону, оно начинается с описательной части. Ее смысловое единство подчеркнуто сквозной рифмой четных строк: “языком” – “ни о ком” – “дом” – “прудом”. В этой части перед нами встают образы умирающей природы, опадающих листьев, улетающих журавлей, покинутого дома.

Затем, как и в необрядовой песне, следует монолог героя. В нем также присутствуют образы опадающих листьев, журавлей. В обоих частях мы видим повторяющиеся мотивы: “веселым – веселой”, “не жалеют – не жаль”. Последние слова в различных вариациях встречаются в стихотворении пять раз и являются ключевыми. Лирический герой больше не чувствует своей привязанности к окружающему миру.

Последняя, шестая строфа, – отхождение от принятого канона. Есенин использует прием кольца, повторяя в финале образы, фразы и сквозные рифмы из начальной строфы. Бросается в глаза обращение к предполагаемым слушателям: “скажите так”, придающее стихотворению схожесть с завещанием. Также нельзя не заметить замену слова “веселый” на “милый”. Последнее в контексте стихотворения звучит особенно тонко и пронзительно.

Лирический герой

Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” немыслим без описания субъекта высказывания. Лирический герой – человек, чья “веселая юность” позади. За прошедшие годы он потратил зря немало времени, но теперь, подводя итоги, не жалеет об этом. В философских размышлениях о жизни и смерти звучат нотки грусти, одиночества, невостребованности. Свои стихи поэт сравнивает с “ненужным комом”, сметаемым ветром.

Большое значение для понимания внутреннего состояния персонажа играет цветовая гамма. Прошедшая молодость ассоциируется с “сиреневой цветью”. Возникают ассоциации с весной, надеждой, свежестью, которые были утрачены. В настоящем царствуют красный и золотой – цвета увядающей осенней листвы.

Золотой – символ не только уходящих сил. В нем выражено также восхищение лирического героя окружающей природой. Но этот цвет “облетает”, и остается яркий рябиновый костер. Как и в народных песнях, это символ душевной горечи, а также творческого горения, боли.

Образы

Продолжим анализ стихотворения “Отговорила роща золотая”. Есенин кратко и емко рисует картины осеннего пейзажа. Он использует прием ступенчатого сужения, характерный для народного фольклора. В первой части произведения перед нами объемная картина, включающая в себя золотую рощу, улетающих журавлей, опустевший дом, конопляник над прудом, месяц в потемневшем небе.

Затем образы сужаются до символического “сада души”. Прошедшая молодость связывается с цветущей сиренью, настоящее – с горькой рябиной. При этом смысловая нагрузка образов, эмоциональный накал возрастают.

Последний образ сужен до предела и ставит точку в стихотворении. Лирический герой отождествляет себя с деревом посреди голой равнины, с которого ветер срывает последнюю листву. Ветер является символом безжалостного времени, перед которым люди бессильны.

Художественные средства

Рассмотрим их кратко. Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” показывает, что написано оно ямбом. Это придает строкам особый ритм и очарование. Есенин использует эпитеты (“роща золотая”, “широкий месяц”, “грустные слова”), метафору (“костер рябины”), сравнение, инверсию. Также мы найдем очень много примеров олицетворения (“роща отговорила”, “конопляник грезит”, “журавли не жалеют”).

Природа здесь живая, чувствующая. По сути, все стихотворение построено на параллелизме мира природы и внутренних переживаний человека. Мы можем наблюдать, как Есенин использует прием, обратный олицетворению. Человек уподобляется дереву, растворяется в окружающем пейзаже, теряет возможность говорить к концу произведения. И становится частью березовой рощи, теряющей свою листву. Говорить за него теперь могут только потомки, к которым он и обращается в финале.

Основная мысль

Проведенный анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” позволяет понять его идею. Несмотря на горечь, оно наполнено любовью к родной природе. Поэт остро ощущает свое единство со Вселенной, зависимость от вечных законов, согласно которым все в этом мире когда-то умирает. Человек сопоставляется со странником, пришедшим в этот мир на время. И Есенин готов безропотно подчиниться этим законам.

Его преклонение перед жизнью и природой, безграничная любовь к ним особенно слышны в последних строках. Значимым является замена эпитета “веселый” на “милый”. Это говорит о том, что лирический герой не является безразличным, разочаровавшимся в жизни человеком, в котором мертвы все чувства.

Анализ стихотворения “Отговорила роща золотая” заставляет нас задуматься о ценности жизни. Несмотря на то что темы смерти и грусти звучат в нем, оно наполнено светом, красками и особой мелодичностью.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

С. А. Есенин “Отговорила роща золотая…”

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей уносит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не опадёт трава,
Как дерево роняет грустно листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребёт их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Анализ стихотворения С. А. Есенина “Отговорила роща золотая…”

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Топи да болота Есенина 7 класс
Ссылка на основную публикацию