Анализ стихотворения Осень Есенина

Анализ стихотворения Осень Есенина

Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе. Благодаря этому было написано большое количество произведений, в том числе и стихотворение “Осень” о природе и временах года. Он подчеркивает каждую мелкую деталь, описывает каждый момент природы очень живописно. Сергей Есенин очень любил смотреть на все что происходит вокруг него, он мог часами любоваться природой. В его стихотворении «Осень» писатель описывает наступление осени, осыпанные листья, серые и унылые пейзажи. Он описывает, как осень постепенно приближается, начинает желтеть листва на кронах деревьев, природа стихает в ожидании нового сезона. Есенин наблюдает за красотой листьев, которые падают на землю, в виде гривы коня представляет листья меняющие окрас на красный цвет.

Так же Сергей Есенин в этом стихотворении описывает первые холодные дни осени, как легкий мороз охватит берег реки. В тишину и спокойствие погружается природа. Поэт представляет, как вместе с осенью уходят, года его жизни, именно поэтому его стихотворения получаются очень грустными. Года уходят так же скороспешно, как и опадают с деревьев пожелтевшая листва.

Лист уносится к оврагам тихим осеним ветром и дорога превращается в круговорот листвы. Все это описывается поэтом очень красиво и захватывает читателя. Шорох листьев под ногами, идущего по лесной тропинке, очень радует поэта. В такие моменты Есенин вспоминает о своей молодости, когда он проводил время, гуляя с женщинами по кабакам. Он, как и многие поэты мечтал, что однажды он найдет ту единственную, с которой он проведет остаток своей жизни. Но, увы, его мечты не сбылись. Он часто связывал свою судьбу не с теми, в надежде найти свою любовь. Огонь в его душе быстро угасал, и он снова расставался и оставался один.

Есенин всегда беспокоился за свою страну, несмотря на то что советской России этот поэт был чужим, он всегда хотел ей процветания. Тяжело представить Сергея Есенина без любви к его Родине, так же как и родину сейчас не представить без этого великого поэта.

В заключение этого произведения, автор описывает гроздья калины, которые сравнивает с ранами Иисуса. Тем самым Есенин показывает, что он готов понести искупление за неправильно прожитые года своей жизни. Но он никогда не жалел о том что делал и как жил.

Вариант 2

В произведении поэт показал свои чувства, которые вызывала у него осенняя природа, обратившись при этом к глубоким духовным темам.

Настроение, которое навеяла осень на Есенина, писавшего это стихотворение, неоднозначно, но больше склоняется к тягостному унынию. Тишина разрывается лязгом подков, что вызывает ассоциации с чем-то резким и неприятным, а может быть даже угрожающим. Создается впечатление разрыва, ломающего жизнь природы. Осень – это умирание природы и поэт чувствовал ее именно в таком смысле.

Звук, издаваемый подковами кобылы-осени, назван синим. Ломающее логику сочетание образа и цвета, которое часто применял Есенин, приковывает внимание к тексту. Кроме того, синий цвет у поэта ассоциировался с Россией, подчеркивая что речь идет о родной земле и глубоких чувствах.

Ветер назван схимником, то есть монахом, предельно ушедшим от жизни. Он также является олицетворением замирающей до весны жизни. Она еще теплится, но также как в монахе, добровольно умерщвляющем себя, превращающемся в «непогребенного мертвеца».

Схимник-ветер, выражающий осеннее настроение движется очень осторожно, что также являет собой яркий образ еле теплящейся жизни.

Ветер-монах, целующий раны Христа в виде покрасневших листьев рябины, представляет собой сложный образ, созданный мыслью и чувствами поэта. Речь здесь идет не просто о природе или религии, выраженной через природные символы. Вероятно, Есенин, как и многие другие, воспринимал осень в большей степени, как приближение смерти. Для верующего, но не глубок погруженного в религиозную жизнь человека, именно мысли о смерти являются единственным важным поводом задуматься о вечном о том, что выходит за рамки этого мира, повседневных забот и интересов.

Отношение Есенина к христианству не было однозначным. Судя по его стихам, он, будучи увлекающимся человеком, бросался из крайности в крайность. Однако, в момент написания этого стихотворения, он при мысли об уходе в иной мир, навеянной ему увяданием природы, чувствовал умиротворение и тепло в душе. Красные листья вызвали у него мысли о крови, но напомнили не о бунте или борьбе, а о прощении, которое несет людям страдающий Христос.

Литературный анализ

Правда ли Русская природа многогранна и прекрасна в любое время года и при любых условиях? Сегодня мы проанализируем стихотворение, которое докажет, что так далеко не всегда.

Русский поэт, прозаик, драматург и художник Лермонтов Михаил Юрьевич написал стихотворение «Осень» в 1828 году, будучи четырнадцатилетним ребенком. На тот момент у него не было возможности видеться с родным отцом, что его очень подкосило, на тот период, оттого его творчество того времени наполнено грустью и одиночеством. Вдохновение посещало его тогда, когда он находился в своем родовом имении, размещенного под Москвой. Многие предполагают, что текст стихотворения, с которым мы можем ознакомиться на данный момент, является неполной, неоконченной версией стихотворения. Стихотворение не относится ни к какому человеку, оно никому не посвящено, портрет главного героя не описан ни с кого иного, как с самого автора.

Как известно, Михаил Юрьевич был достаточно закрытым, замкнутым и одиноким человеком, поэтому тема осени- это тема печали, хандры и грусти, опустошения. Жанр данного стихотворения является описательной лирикой, написанным перекрестной рифмой, по типу: абаб. В стихотворении нет ни одной строчки, судя по которой можно сказать о радости, другом хорошем ощущении, один только беспросветный мрак и ощущение одиночества. И самое главное, что вся эта серость привлекала Михаила намного больше, чем «золотые, кружащиеся листья» золотой осени.

Полноценный анализ данного стихотворения невозможен, так как перед нами неполная версия, но судя по тому, что сохранилось, можно сделать вывод, что речь идет о противостоянии… Противостоянии дня и ночи, добра и зла, жизни и смерти. Всё стихотворение Лермонтова окутано разочарование в людях, в жизни, в себе.

Лирическим героем данного стихотворения является сам Михаил Юрьевич, поэтому он описывает именно свои мысли, свои ощущения, своё настроение, все это становится главной темой данного произведения. Окутанные печалью слова, типа «мрачный», «тусклый» передают страх, чувство потери, увядание, смерть.

В стихотворении, для усиления эффекта, используются такие метафорические эпитеты, как «мрачная зелень», «поникшие ели», «отважный зверь», а так же эпитеты для усиления «картинки»: «нависшая скала», например. Все слова, будто подобраны для того, чтобы почувствовать себя одиноким, замкнутым в угол человеком.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Осень» описывает чувства человека, наблюдающего за увяданием природы в осеннюю пору и чувствующим, увядание своей собственной жизни, так же он замечает, что людям очень некомфортно жить, находиться в данных условиях, он описывает, насколько меняется жизнь всего живого перед неизбежным наступлением зимы.

Несмотря на то, что по содержанию, произведение достаточно тяжелое для восприятия, а «легкими» п о настроению являются только первые две строки, оно очень легко читается, при чтении, можно погрузиться в ту самую атмосферу печальной осени.

Анализ стихотворения Осень по плану

Осень

Возможно вам будет интересно

Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

Основной темой лирического произведения, первоначально опубликованного под названием «Виноград», является судьба творческого человека, находящегося в поиске собственного жизненного смысла.

Стихотворение Звезды поэт написал в 16 лет, совсем молодым, когда учился в церковно-приходской школе. Тем не менее, такая банальная тема могла казаться чрезмерной простой для его времени

О чувствах женщин, как молодых, так и старых, не принято было говорить вслух. А если такого рода вещи и случались – это считалось всеми очень вульгарно и не красиво. Анна Ахматова рассказала о том, что вообще может чувствовать женщина

Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…» (С.А. Есенин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.11.2019 · Обновлено 29.11.2019

Сергей Есенин – уникальный русский поэт, представитель так называемой «крестьянской» поэзии. Его стихотворения наполнены нежным чувством к родной земле, природе, деревенской жизни. Сам поэт родом из Рязанской губернии, поэтому жизнь в глубинке навсегда оставила в его сердце след. Любовь к тихой провинциальной жизни и ее быту он пронес через все свое творчество. Помимо деревенской линии, одними из главных тем являются: философские размышления о жизни и смерти, о счастье; любовные стихотворения; часто присутствуют христианские мотивы, особенно в ранней лирике.

История создания

Как известно, многие поэты вдохновлялись на лоне природы, уезжая от суматохи за город. Так и Сергей Есенин часто писал свои произведения, находясь в родном селе Константиново, где и было написано стихотворение «Отговорила роща золотая» в августе 1924 года. Впервые оно было напечатано в сентябре в газете «Бакинский рабочий».

В этот период творчества Есенин получает признание от зарубежных критиков, ведь его произведения выходят за рамки советской идеологической поэзии. В них наблюдается самобытность, проявление которой требовало теперь смелости. Например, С.П.Постников в рецензии писал:

«Теперь у Есенина наступает новый период. Устал он, видимо, озорничать. И в стихах появилось раздумье, а вместе с тем и форма стихов стала проще. Не только в приведенном стихотворении чувствуется это , но и в стихах «На родине» и «Отговорила роща золотая». Не берусь утверждать, что настоящее настроение Есенина устойчивое, но, во всяком случае, оно теперь есть и является интересным периодом в развитии этого талантливого поэта».

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Композиция

Композиционно стихотворение «Отговорила роща золотая…» замыкается в кольцо: в начале и в конце перед нами возникает образ золотой рощи. Такое строение позволяет провести параллель с самой жизнью: в понимании автора все приходит и уходит, жизнь природы – циклична, а жизнь человека – короткое мгновение.

Стихотворение состоит из шести четверостиший-катренов.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком». Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Читайте также:  Анализ стихотворения До свиданья, друг мой, до свиданья Есенина

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

Средства выразительности

Стихотворение богато образными средствами и тропами, с помощью которых поэт проводит параллель между жизнью человека и природой.

  • Анафора и синтаксический параллелизм: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь».
  • Метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
  • Эпитеты, которые использует автор, также отсылают нас к народной поэзии – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
  • С помощью развернутого сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», поэт проводит параллель между собой и отцветшим деревом, которое роняет листья, как он «роняет» свои стихи, грустя о безвозвратно ушедшем.

Действительно, творчество последних лет жизни С.А. Есенина наполнено нотками грусти и тоски, осмыслением прожитой жизни. Как пишет автор, он не уверен в том, что его «слова» останутся в чужой памяти. Возможно, время сгребет все его стихи в «ненужный ком». Но он вошел в историю, как один из лучших русских поэтов и его творчество до сих пор остается близко многим.

Полный анализ стихотворения «Береза» (С.А. Есенин)

Делая полный анализ стихотворения «Береза», которое написал Сергей Александрович Есенин, помогает лучше понять отношение автора к природе.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Стихотворение «Береза» относится к раннему творчеству поэта. В нём идет речь о прекрасном дереве в зимнее время года. Из данного текста становится хорошо видно то, как автор с любовью и трепетом относится к родной природе. Он показывает то, что несмотря на холод и мороз – природа прекрасна. А зима лишь придает окружающему пейзажу особого волшебства, превращая в сказку.

Появилось данное стихотворение в 1913 году юным восемнадцатилетним юношей. В печать же оно попало через год, под псевдонимом.

Посвящено стихотворение «Береза» родной деревне поэта Константиново. Хотя в этот момент он уже и перебрался в Москву, которая покорила его своими возможностями и величием, он все равно очень часто вспоминал родной дом. Стихотворение «Береза» не единственное в творчестве автора, в котором он придается таким дорогим сердцу воспоминаниям.

Жанр, размер

Стихотворение «Береза» относится, конечно же, к пейзажной лирике. В самом названии автор дает нам понять, о чем пойдет речь в стихотворении. Написано оно трехстопным хореем с пиррихием. Благодаря использованию как мужской и женской рифмы, которые так умело чередует автор, стихотворение читается очень легко, воздушно и мелодично.

Композиция

Композиционно стихотворение простое и развивается линейно. Делится на четыре строфы, события в которых развиваются плавно.

В первой строфе автор описывает прекрасное дерево березу, укрытую серебряным снегом.

Во второй и третьей строфе Есенин более подробно описывает все прелести этого дерева, пытаясь полностью раскрыть его красоту, а так же красоту русской природы в целом.

В сонной тишине,

И горят снежинки

В завершающей же четвертой строфе поэт показывает бесконечный круговорот в природе.

Образы и символы

Есенин не зря выбирает для своего стихотворения образ березы, ведь именно это дерево является символом его дорогой родины – России. Описывая всю красоту русской зимы, самого дерева, автор показывает нам, насколько сильно он привязан к родным местам. Он не стыдится своего происхождения, и даже в большом городе воспевает сельскую красоту и восхищается ею.

В образ березы он включил всю красоту русской зимы, которая действительно заслуживает восхищения. Так же автор передает то, насколько сильно он скучает по тем временам, когда будучи ребенком, он мог ежедневно наблюдать ту самую березу за своим окном. В каждое время суток она была по-своему прекрасна. Он мог смотреть на неё с вечера до зари, любуясь её красотой.

В образе лирического героя мы видим самого автора, который безумно любит природу и русскую землю. Он способен найти прекрасное в обыденных вещах, на которые мы даже не обращаем внимания. Он умеет любить и восхищаться, зная, что красоту можно заметить и в мелочах.

Темы и проблемы

Главной и основной темой данного стихотворения является тема природы. Лирический герой настолько влюблен в русскую природу, что воспевает и замечает каждую, даже самую незначительную деталь. Там где обычный обыватель пройдет мимо и не придаст значения, наш лирический герой видит прекрасное и любуется этим.

В стихотворении «Береза» Сергею Александровичу удалось создать настоящую зимнюю сказку, в каждой строчке которой прослеживается все то зимнее волшебство, которое не прошло мимо поэта.

Здесь очень хорошо прослеживается его любовь к родине, которая занимала одно из главных мест в жизни творца. Даже в суровой русской зиме он умудрился показать все то величие и прелесть окружающего пейзажа.

Даже в его восхищении березой, которая давно стала символом России, видно неподдельный патриотизм и гордость. Весь текст пронизан теплой грустью автора по своему детству и родному дому.

Средства выразительности

Сергей Есенин всегда умело использовал средства художественной выразительности, что придавало его произведениям необычайной легкости и красоты. Стихотворение «Береза» не является исключением. Здесь автор использует сравнения, эпитеты, благодаря которым придает тексту большей точности, четкости и красоты. Стихотворение как-будто оживает, и читатель, словно наяву видит эту самую белую березу, припорошенную серебряным снегом.

Использование метафор так же благотворно сказываются на тексте стихотворения. Они придают красок и контраста.

Благодаря прекрасному слогу и средствам выразительности, поэту удалось оживить березу, придав ей сходство с женской фигурой.

Сергей Есенин очень умело сумел передать не только красоту родного края, но так же заставить читателя восхищаться тем прекрасным пейзажем, который подарила ему родина. Только настоящий патриот, безумно влюбленный в родную землю, сумел так красиво описать дерево, которое связывало его в первую очередь с детством.

Основная мысль произведения

Основной идеей автора было показать читателю насколько прекрасная у него родина. На её красоту и прелесть не смогли повлиять ни морозы, ни суровая зима. Сергей Есенин смог передать читателю все то величие России, которое мы порой не замечаем и проходим мимо. Ничто не в состоянии омрачить пейзаж за окном. В любое время года и время суток мы живем в прекрасном мире, который достоин того, чтобы люди как можно чаще обращали на него внимание. Там где простой человек способен заметить лишь мороз, стужу и холод – поэт показывает настоящую сказку. Так может быть стоит действительно прислушаться к нему и начать хоть немного чаще смотреть по сторонам?

Краткий анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты…» по плану

1. История создания

Небольшое есенинское стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…», кажется, рассказывает об осенней поре, когда в деревне уже убран урожай. Но на самом деле, оно более глубокое.

Произведение написано в 1917 году, когда страна полностью изменилась. Тогда всем было понятно, что пора подводить итоги, и отголоски этого слышатся в таких красивых, но одновременно печальных строках.

И хотя поэт не вкладывал никакого политического смысла, а просто описывал родные ему деревенские пейзажи, общее состояние народа все-таки отразилось в произведении.

2. Литературное направление

Литературное направление – имажинизм.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

По жанровой принадлежности перед нами стихотворение о родной природе (пейзажная лирика).

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор не затрагивает. Если и слышатся отголоски политической ситуации в стране, то они, скорее всего, получились случайно. Никакого дополнительного смысла поэт в свое произведение не вкладывал.

6. Тематика

Есенин затрагивает тему любви к своей родине, к тем пейзажам, которые ему знакомы с детства.

Все убрано, поля стоят голые, готовые уйти в зимний сон. Но картина не воспринимается тоскливой, наоборот, в природе будто замерло ожидание перемен и желание снова жить, цвести, плодоносить, радовать людей.

7. Идея

Поэт написал это стихотворение, чтобы передать свои чувства, вызванные осенним деревенским пейзажем.

8. Пафос

С одной стороны, читателю сообщается та особенная, светлая грусть, наводящая на некие философичные размышления, заставляющая задуматься о смысле жизни, о мимолетности мгновений.

С другой, нарисованная картина рождает состояние ожидания, предвкушения. Да, природа засыпает, но она проснется, и круг жизни начнется снова. Мотив, характерный для всего творчества Есенина, особенно позднего его периода.

9. Система образов

В этом стихотворении присутствуют яркие образы природы. Они как будто оживают на глазах читателя, создавая поистине волшебные художественные картины. Так автор передает не только восхищение родной природой, но и собственное внутреннее состояние, те чувства, которые он испытывает.

В анализируемом стихотворении образы не просто прекрасные, они сказочные. Явно ощущается неразрывная связь есенинского творчества с фольклором: это и мечтающая, а точнее даже грезящая, дорога, и месяц-жеребенок.

Такие сравнения-олицетворения характерны именно для сказок, былин, преданий, создаваемых фантазией народа.

10. Центральные персонажи

В центре повествования – природа, благодаря удивительному таланту Есенина, она оживает, становится сказочной.

Перед нами раскрывается какой-то волшебный мир, населенный невероятными существами.

Природа живая, действующая. Солнце колесом скатывается за горы («сини горы» – тоже устойчивое фольклорное выражение), дорога дремлет и видит сны, месяц-жеребенок запрягается в сани.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – сам Есенин, вернее, его художественная проекция в созданный им самим удивительный мир стихотворения.

Это именно поэт наблюдает волшебные картины живой природы, осмысливает их и описывает такими чудесными, точными и емкими выражениями.

12. Сюжет

В центре повествования – осенняя природа, готовящаяся к долгой зимней спячке. Как такового, четкого сюжета нет, да он тут и не нужен.

Перед нами – яркий образец удивительной пейзажной лирики. Автор просто описывает отдельные эпизоды, сливающиеся в единую картину сказочной природы.

13. Композиция

Композиция простая, линейная.

Можно выделить экспозицию, в которой автор дает развернутое описание засыпающей природы. Уже поля убраны, листва с деревьев облетела, в мире наступает сонная тишина, свойственная зиме.

Завязка – опускающееся солнце. Читатель понимает, что наступает ночь.

Затем следует развитие действия, в котором автор описывает дорогу. Она уже спит и видит в своих грезах, что совсем-совсем скоро придет зима, укрывающая ее пушистым снегом.

Наконец, мы наблюдаем кульминацию и развязку: поэт рассказывает о том, что он видел сам, как месяц рыжим жеребенком запрягался в сани. А это значит, что ночь уже совсем опустилась на деревенские просторы, вся природа наконец-то уснула, и сон этот продлится до самой весны, когда тепло вновь разбудит все вокруг.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень ярким, красочным языком. Автор максимально приближает его к фольклорному, используя даже выражения, характерные народным произведениям: «сини горы», «седая зима», «звонкая чаща».

Лексика стихотворения простая, без каких-либо пафосных слов иди конструкций. Она именно народная, понятная и такая живая, выразительная.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано любимым есенинским размером – четырехстопным хореем. Кстати, именно он чаще всего встречается и в фольклоре, что тоже сближает авторское произведение с народными.

Рифмовка перекрестная (АБАБ), иногда встречаются неточные рифмы: сырость-скатилось, голы-горы, звонкой-жеребенком.

16. Средства художественной выразительности

Это удивительное стихотворение практически построено на метафорах и олицетворениях: «колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «дремлет взрытая дорога, ей сегодня примечталось», «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани».

Автор даже использует собственный окказионализм: «примечталось».

Очень много эпитетов: «солнце тихое», «взрытая дорога», «седая зима», «рыжий месяц».

Кроме того, для большей напевности и сходства с произведениями фольклора поэт использует инверсию: «колесом солнце скатилось», «дремлет дорога».

17. Значение произведения

Стихотворение очень значимо для понимания состояния Есенина в один из самых сложных периодов истории нашего государства. Поэт явно обращался к народу, к его вековой мудрости, ища спасения в деревенском жизненно укладе.

18. Актуальность

Стихотворение передает всю любовь автора к простой жизни, к родине и природе. Оно будет актуально в любое время, потому что каждому человеку знакомы подобные чувства и ощущения.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно трогательное, яркое и рисует поистине волшебный мир, поражающий своей красотой.

20. Чему учит

Стихотворение учит любить свою родину, несмотря ни на что, и именно в простых пейзажах искать утешение, счастье и, возможно, смысл нашей быстротечной жизни.

Анализ стихотворения Есенина – Отговорила роща золотая

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Читайте также:  Анализ стихотворения Упоенье - яд отравы Есенина

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Отговорила роща золотая анализ стихотворения

Анализ стихотворения Есенина Отговорила роща золотая

1. История создания. Стихотворение «Отговорила роща золотая», по свидетельству А. А. Есениной, было написано поэтом в августе 1924 г. в с. Константиново. В этот период он работал над «Поэмой о 36», но сумел найти время для создания очень лиричного и красивого произведения. Оно было впервые напечатано в газете «Бакинский рабочий» (сентябрь 1924 г.).

2. Жанр стихотворения — философская лирика, элегия.

3. Центральная тема произведения — сравнение человеческой жизни с природой. Есенин был еще достаточно молодым человеком, но в его творчестве стали появляться мотивы жизненного заката и скорой смерти. Он вводит образ осенней «рощи золотой». Природа готовится к погружению в долгую зимнюю спячку. Печальный отлет журавлей на юг заставляет лирического героя задуматься о смысле собственной жизни.

Размышления сводятся к тому, что не стоит жалеть прожитых лет. Любой человек — всего лишь «странник», который ненадолго посетил этот мир. Автор представляет себя одиноким путником, стоящим «среди равнины голой». Мотив одиночества вообще очень часто использовался в русской поэзии. Но Есенин не испытывает сожаления или страдания. Он вспоминает свою буйную жизнь.

Поэт признается, что совершил большое количество ошибок, даром потратил свои лучшие годы. Юность безвозвратно ушла, поэтому нет смысла переживать по поводу утраченных возможностей. Есенин переходит к прямым, очень красивым параллелям: произведения — это падающие с деревьев листья. Поэт пессимистично отзывается о собственном творчестве, заявляя, что в конце концов оно превратится «в один ненужный ком». В финале он уподобляет себя «роще золотой», отговорившей «милым языком».

4. Композиция произведения кольцевая. В конце с некоторыми изменениями повторяются первые две строки.

5. Размер произведения — пятистопный ямб.

6. Выразительные средства. Есенин с помощью эпитетов использует богатую палитру цветов: «золотая», «голубым», «сиреневую». Очень выразительны метафоры: «березовым… языком», «души сиреневую цветь», «костер рябины красной». Отождествление человека с природой достигается при помощи олицетворений («отговорила роща», «журавли… не жалеют», «грезит конопляник», «время… сгребет») и сравнения («как дерево»).

7. Главная мысль произведения заключается в том, что жизнь человеку дается всего лишь раз. Совершенные ошибки исправить невозможно. Это наводит на грустные размышления, но не должно вызывать жалости к ушедшим годам. Есенин призывает учиться жизни у циклически умирающей и вновь возрождающейся природы. Осень традиционно считается печальным временем года. Но «от желтизны не пропадет трава». После долгой зимы снова забурлит жизнь. Начнется новый этап, который можно сравнить со следующим человеческим поколением.

Произведение позволяет понять философские убеждения Есенина и отчасти раскрывает мотивы, толкнувшие его на самоубийство. «Народный певец» допускает одну большую ошибку. Его творчество не превратилось в «ненужный ком», а заняло достойное место в русской поэзии.

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Композиция стихотворения

Данное лирическое произведение состоит из шести отдельных строф. Общий тон стихотворения наводит на печальные мысли, заставляет задуматься о многих серьезных вещах: смысл бытия, возможна ли подлинная радость, в чем заключается предназначение человека? Сюжет развивается на фоне всепоглощающей тоски: лирический герой живет воспоминаниями об утраченной юности. Быть может, он просто жалеет о том, что не сумел сохранить свою почти детскую непосредственность и чересчур увлекся чарующим обманом жизни? Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» по плану сделать невозможно. У каждого из нас имеется собственное понимание сути и смысла этого произведения, здесь следует опираться на свою индивидуальность.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая…»

Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит ветер в даль, Я полон дум о юности весёлой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не опадёт трава, Как дерево роняет грустно листья, Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая, Сгребёт их все в один ненужный ком… Скажите так… что роща золотая Отговорила милым языком.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Анализ стихотворения С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина занимает одно из первых мест. Он стремился – насколько это возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия. Горький писал об этом поэте: «…Сергей Есенин — не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслежено человеком». Именно умение чувствовать окружающих, любовь ко всему живому во многом формировали мировоззрение Есенина и его отношение к жизни вообще. Нужно отметить, что внутренняя эволюция Есенина очень ярко прослеживается в его лирике. Так, стихотворение «Отговорила роща золотая» является одним из произведений, написанных в переломные годы жизни поэта. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени. Особенностью этого стихотворения является, по моему мнению, крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки: Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Перед нами оживает картина увядающей осени, все вокруг подчинено какой-то печали и тоске. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о прошедших днях: Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. По моему мнению, эти строки являются в некотором смысле тезисными. Автор говорит о том, что является законом для всего живого и человека, в том числе. Воспоминания лирического героя о годах прошедших очень неоднозначны. С одной стороны, ему не жаль того, что было: Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. С другой – нотки грусти присутствуют в интонации стихотворения, да и сам лирический герой говорит: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой монолог, тем не менее, в нем лирический герой обращается к невидимому собеседнику: И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком, Скажите так… что роща золотая Отговорила малым языком. По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые создают настроение как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд. В стихотворении много метафор. Например, «в саду горит костер рябины красной». С его помощью создается удивительный образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь». Герой Есенина неотрывно связан с миром природы: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. По моему мнению, автор прибегает к инверсии, чтобы в некотором смысле осложнить строй стихотворения: таким образом более точно передается душевное состояние человека. Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается, по моему мнению, почти каждый человек. Произведение носит философский характер. Кроме того, к теме осмысления жизни обращались многие поэты, поэтому следует говорить о программности этого произведения. «Отговорила роща золотая» написано амфибрахием, который придает стихотворению мелодичность. Музыкальность произведению придает также преобладание сонорных звуков Р, Л, М, Н, Й. Неслучайно, что к этому произведению в дальнейшем была написана музыка. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают сложносочиненные предложения, части которого осложнены причастными и деепричастными оборотами. Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение.

«Рябиновый костер»

Олицетворяет собой возвышенные мечты и стремления лирического героя. В стихотворении упоминается о том, что этот костер горит, но уже никого не может согреть. Почему так произошло? Неужели душа медленно умирает? Скорее всего, здесь Есенин говорит о наступающем равнодушии и медленном забвении сердца.

Пламя свободы постепенно угасает в нем, он становится спокойнее, рассудительнее, теряет желание и возможность безрассудно действовать, как прежде. Человек может существовать, пока в нем живы мечты и стремления. А лирический герой ничего не хочет, кроме покоя. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» раскрывает глубочайшую трагедию поэта, утратившего вкус к жизни.

О чем пишет Есенин?

Безусловно, о самом себе. О пережитых мгновениях радости и горького разочарования, о собственных победах и поражениях. Кто знает, почему он в конце жизни остался один, отчего страдал от глубокой депрессии? Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» наводит читателя на глубокие раздумья, которые могут оказаться полезными. Каждый из нас хочет прожить свою жизнь как можно более полно и осмысленно. А для этого необходимо научиться ценить каждое мгновение, любые ее проявления.

Поэт пишет о своей погубленной жизни, о невозможности вернуться к прошлому и исправить былые ошибки. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» содержит мудрые мысли, которые могут оказаться полезными подлинным интеллектуалам. Творчество поэта и сам он живы в его бессмертных строках.

Вечный странник

В числе прочего упоминается, что каждый из нас приходит в этот мир одиноким странником и должен покинуть его в свой час. Путник Сергея Есенина неразрывно связан с его собственной жизнью. Поэт как будто предчувствует неизбежность и близость смерти. Странник символизирует тему поиска смысла жизни.

Сергей Есенин особенно остро искал ответа на этот вопрос в последние годы. Нет ничего хуже для поэта, чем чувствовать свою ненужность, бесполезность и отверженность обществом. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» кратко подчеркивает общий драматизм ситуации.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

«Роща золотая»

Символизирует душевное богатство лирического героя, его стремление к познанию мира. Каждое дерево имеет свои корни, так и всякий человек — индивидуальную историю. Возможно, сравнивая себя с рощей, поэт говорит о приверженности к русскому народу, связи с национальным сознанием, традициями и обычаями. Почему Есенин выбирает именно эту метафору? Возможно, ему оказался близок этот образ по причине того, что его мало кто понимал при жизни. Кроме того, отмечается схожесть со светлыми волосами поэта («золотой» цвет). Он сам являлся целой Вселенной, которая жила по своим собственным законам. Не умея подстраиваться под обстоятельства, он очень скоро нажил себе серьезных врагов в лице чекистов. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» кратко можно представить как откровение, которому нет конца.

Символы и их значения

В данном стихотворении особое внимание следует уделить образам, за ними скрываются важные детали, необходимые для целостного понимания и выстраивания общей картины.

«Березовый веселый язык» обозначает легкую жизнь, какую прежде вел лирический герой. То есть не приходилось задумываться над смыслом бытия, над тем, что когда-нибудь все подойдет к логическому завершению и придется расплачиваться за собственные ошибки.

Тема «журавлей» заслуживает особенного внимания. Их печальный полет звучит как надрывная песня, под которую хочется плакать. Они одновременно являются частью настоящего и прошлого, которое неминуемо отступает. Журавли тесно связаны с юностью поэта, его прекрасными порывами и надеждами.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» показывает, насколько глубока и значительна была эта драма художника, который потерял самого себя.

Анализ стихотворения Есенина – Отговорила роща золотая

Прочитать стих

Краткий анализ

История создания: Это стихотворение Сергей Есенин написал в 1924 году. Изначально оно было опубликовано в периодических изданиях «Красная нива» и «Бакинский рабочий».

Тема стихотворения: Осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция: Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр: Пейзажная лирика.

Стихотворный размер: Пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры: «журавлей относит ветром в даль», «равнина голая», «каждый в мире странник», «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «о всех ушедших грезит конопляник», «души сиреневая цветь».

Эпитеты: «рябина красная» «юность веселая», «широкий месяц», «голубой пруд»,, «милый язык».

Сравнения: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Полный анализ

1. История создания: Стихотворение “Отговорила роща золотая”, по свидетельству А. А. Есениной, было написано поэтом в августе 1924 г. в с. Константиново. В этот период он работал над “Поэмой о 36”, но сумел найти время для создания очень лиричного и красивого произведения. Оно было впервые напечатано в газете “Бакинский рабочий” (сентябрь 1924 г.).

2. Жанр: Философская лирика, элегия.

3. Основная идея стихотворения: Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

4. Композиция произведения: Композиция анализируемого произведения по смыслу разделяется на две части: описания осенней природы и раздумья лирического героя о жизни. Некоторые размышления касаются прошлого лирического героя, другие же носят общий характер, поэтому в нескольких куплетах на первый план выступает лирическое «Я».

Пейзажные и философские мотивы тесно переплетаются в куплетах стихотворения. Формальная организация его несложная: шесть катренов с относительно завершенным смыслом.

5. Размер стихотворения: Пятистопный ямб.

6. Выразительные средства: Стихотворение богато образными средствами и тропами, с помощью которых поэт проводит параллель между жизнью человека и природой.

  • Анафора и синтаксический параллелизм: «Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь».
  • Метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».
  • Эпитеты, которые использует автор, также отсылают нас к народной поэзии – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».
  • С помощью развернутого сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», поэт проводит параллель между собой и отцветшим деревом, которое роняет листья, как он «роняет» свои стихи, грустя о безвозвратно ушедшем.

Действительно, творчество последних лет жизни С.А. Есенина наполнено нотками грусти и тоски, осмыслением прожитой жизни.

Как пишет автор, он не уверен в том, что его «слова» останутся в чужой памяти. Возможно, время сгребет все его стихи в «ненужный ком». Но он вошел в историю, как один из лучших русских поэтов и его творчество до сих пор остается близко многим.

7. Главная мысль произведения: Заключается в том, что жизнь человеку дается всего лишь раз. Совершенные ошибки исправить невозможно. Это наводит на грустные размышления, но не должно вызывать жалости к ушедшим годам.

Есенин призывает учиться жизни у циклически умирающей и вновь возрождающейся природы. Осень традиционно считается печальным временем года. Но “от желтизны не пропадет трава”. После долгой зимы снова забурлит жизнь. Начнется новый этап, который можно сравнить со следующим человеческим поколением.

Произведение позволяет понять философские убеждения Есенина и отчасти раскрывает мотивы, толкнувшие его на самоубийство. “Народный певец” допускает одну большую ошибку. Его творчество не превратилось в “ненужный ком”, а заняло достойное место в русской поэзии.

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой, заброшенный»

Тема любви к своей стране и родному краю освещена в творчестве многих классиков русской литературы. Одними из самых проникновенных и самобытных стихов в жанре патриотической и пейзажной лирики являются произведения поэта, оставшегося в истории культурного наследия России подлинно крестьянским автором, воспевшим образ своей деревни. Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой, заброшенный» ближе познакомит с реалиями села начала XX века.

Об авторе строк

Сергей Александрович Есенин (1895−1925) — великий русский деятель поэтического искусства, заслуженно любимый не только своей нацией, но и получивший мировое признание. Лирика автора настолько пронизана искренней любовью к родине и болью за ее судьбу, что произведения классика просто не могут оставить читателя равнодушным. Неповторимость есенинских опусов складывается из переплетения:

  • мастерства применения красоты и остроты русского слова;
  • истинного поэтического таланта;
  • глубины переживаний за судьбу родного края;
  • восхищения Русью во всем ее многообразии.

Поэту выпала нелегкая и короткая жизнь. Заслужив репутацию мота и балагура, Есенин прожил всего лишь тридцать лет, оставив колоссальное количество шедевральных поэтических произведений. На тексты стихов его авторства положены замечательные русские романсы и песни, а значит, талант классика бессмертен вдвойне и воплощен еще и в музыкальном культурном наследии России.

На протяжении всего своего жизненного и творческого пути Сергей Есенин был преисполнен любви к природе и быту родного края, православной патриархальной Руси и крестьянству. В моменты ударов судьбы поэт будет мыслено обращаться к образу России, находить в нем душевный покой и вдохновение, одновременно всем сердцем переживая за судьбу русской деревни.

Будучи приверженцем новокрестьянского и имажинистского направления в литературе, Сергей Есенин очень много писал о российской глубинке, в частности, о селе Константиново Рязанской губернии, в котором родился и вырос. Любопытно, на каком контрастном восприятии строятся написанные в одном и том же 1914 году стихотворения поэта «Гой ты Русь, моя родная» и «Край ты мой, заброшенный». Если в первом произведении автор воспевает красоты деревенской жизни, то во втором обнажает все уныние и заброшенность родных мест.

Тема малой родины и пейзажная лирика составляли канву литературного кредо поэта. Самобытно и трепетно Есенин сумел воплотить все свое восхищение Россией через образы берез, черемух, храмов, образов (икон), синевы.

В каждом произведении автор показывал какую-то новую грань родины, кажущуюся вроде бы такой привычной и простой и в то же время — неповторимой и совершенной.

История написания

Именно в период создания стихотворения девятнадцатилетний Сергей Есенин уезжает в столицу из села Константиново. Эти годы становятся крайне непростыми для юного поэта. Суровость большого города, жестокость литературного мира, политический переворот в стране и щемящая сердце тоска по родимой стороне бередили душу молодого писателя. Тяжелыми были и взаимоотношения Есенина с отцом, который полагал, что творчество сына всего лишь блажь и не поддерживал выбор жизненного пути, сделанный своим отпрыском.

Революционные настроения в стране также оставили огромный след в жизни и творчестве поэта. Есенин искренне верил, что грядущие перемены действительно благоприятно отразятся на русской деревне, однако юного Есенина постигло страшное разочарование — большевики не только не способствовали процветанию крестьянства, но и душили его как класс, расстреливали людей и губили остатки патриархальной православной России, так горячо любимой классиком.

Именно скептический и реалистичный взгляд на деревню отражен в строках произведения «Край ты мой, заброшенный». Стихотворение словно пропитано настроением:

  • разрухи;
  • запустения;
  • бедности;
  • безысходности.

То состояние сельской местности, которое с печалью и болью описывает Есенин в 1914 году олицетворяет собой влияние на малую родину войны. Стих, увы, является еще и пророческим, ведь спустя некоторое время новая власть действительно перекроит и изничтожит русскую деревню в том образе, какой ее знал и любил поэт.

Художественные приемы

Уже в произведениях раннего периода творчества, к которому относится и рассматриваемое стихотворение, Сергей Есенин мастерски применяет средства художественной выразительности в своих сочинениях. Слог поэта не только мелодичен и красив, но и изобилует такими литературными приемами, как:

  • эпитеты («край заброшенный», «сенокос некошеный», «заревая гать», «плесень сизая»);
  • сравнениями («солома — риза», «край — пустырь», «черемуха — метель»);
  • метафорами («избы забоченились», «ветер солнцем окропил», «черемуха машет рукавом», «нашептал ковыль»).

Использует автор и прием литоты («Избы забоченились, а и всех-то пять»). Намеренное преуменьшение здесь применено поэтом для обрисовки образа запустевшего села, находящегося на грани вымирания.

Традиционно автор, несмотря на антихристианские настроения в обществе, пропагандируемые новой властью, тонкой нитью проводит в произведении тему веры. В тексте стихотворения встречаются слова «монастырь», «ризою», «окропил», связанные напрямую с духовной тематикой и церковью.

Плачевное состояние деревни Сергей Есенин передает при помощи образов запустения и кажущейся безлюдности («сенокос некошеный», «плесень сизую окропил», «край заброшенный», «край — пустырь»). В качестве храма поэт осознанно упоминает не церковь, в которой проходят службы, отмечаются календарные праздники, а монастырь — место, где монахи одиноко молятся в кельях, пропитанное атмосферой аскетизма и горя, ведь постриг обычно принимают люди, возымевшие сильное потрясение или утрату и душевную боль в мирской жизни.

Стихотворение состоит из пяти строф. Стихотворный размер произведения — хорей, рифма применена перекрестная. Завершает композицию стиха риторический вопрос: «Уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?» Вопросы без ответа нередко использовались в творчестве Есенина.

Идейный посыл стиха

В произведении Сергея Есенина «Край ты мой, заброшенный» главный смысл стиха мастерски передан автором посредством художественных образов. В тексте отсутствуют человеческие фигуры, за них говорит сама природа. Так, автор применяет поэтическую фигуру «воронов, бьющих в окна без промаха». На Руси эти птицы традиционно связывались с дурными вестями, а удар птахи в стекло считался знамением гибели живущих в доме. Символика древнего поверья связывается в строках с грядущим неминуемым вымиранием русского села.

Черемуха, героиня многих стихов Есенина, в произведении предстает в образе метели — майское цветущее дерево сравнивается поэтом с холодной зимней стихией. Такой подменой символов автор отражает лживость революции и показывает на примере явлений природы (весна и зима), что ожидание новой жизни обернулось практически смертью. В этих строках зашифровано разочарование поэта в государственном перевороте.

В некоторой степени Есенин ощущает и свою непосредственную вину в том, что стало с русской деревней. Кроме искренней веры в революционные идеи, поэт корит себя и за то, что когда-то устремился в столицу, покинув родимый край, который теперь не узнает. Уехав из Константиново наравне с другой молодежью, классик терзается душевными муками о предательстве родного края.

Финальными строками поэт словно пытается вообразить эфемерность увиденной картины и представить, что на самом деле деревня не погибает, а увиденное — лишь «шепот ковыля» усталому путнику. Толику исконно русского колорита тексту произведения придает использование слова «жисть», являющегося устаревшим.

Таким образом, идейный посыл стихотворения ярко передан через завуалированные художественные образы. Через описание воронов, черемухи и ковыля с применением средств литературной выразительности автор показывает:

  • заброшенность русского села;
  • необратимость случившегося;
  • ощущает свою причастность к судьбе родной стороны.

Все это мастерски воплощено всего лишь в пяти четверостишиях благодаря поистине гениальному литературному таланту Сергея Есенина.

Ссылка на основную публикацию