Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

Анализ стихотворения Есенина Край любимый

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысле­ния собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три стро­фы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, ти­хий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «крот­кие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счас­тье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и уми­ротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссо­нансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».

Здесь искали:
  • край любимый сердцу снятся анализ
  • анализ стихотворения есенина
  • анализ стихотворения край любимый сердцу снятся

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей.

Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни.

Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Есенина «Пушкину» Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину». которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со.
  2. Сочинение по картине Васнецова «Северный край» Виктор Михайлович Васнецов – художник-живописец, чьи картины неизменно оставляли свой след в моем сердце. Но больше всего меня затронула его.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.
  4. Анализ стихотворения С.Есенина «Черный человек» С.Есенин часто думал о смерти, что в полной мере отобразилось в его творчестве. Конечно, он не описывал трагичный уход, но.
  5. Анализ стихотворения Есенина «Белая береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой» Основной темой стихотворения является неожиданное чувство, полностью изменившее мироощущение героя, а сюжет охватывает практически всю жизнь поэта, совмещая разные времена.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст» Поэма «Сорокоуст», по утверждению некоторых мемуаристов и по дошедшему письму Есенина к Е. И. Лившиц от 11 августа 1920 г.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся»

Тема Родины – одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина. Первое восприятие Родины для поэта появляется ещё в юности, когда он живёт в Константинове, – русская природа, её скромная, но такая родная красота. Есенин очень правдоподобно и живописно описывает родные края: широкие поля, темные леса, рощи, березы. Я думаю, что это удается ему потому, что он всё своё детство и юность провел в селе Константинове, видел эти пейзажи, видел крестьянский быт. В 1914 году поэт пишет стихотворение Край любимый. , которое начинается так:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Эти строки показывают особую любовь Есенина к Родине, а также доказывают тот факт, что автор принимает свою Родину такой, какая она есть. Стихи у Есенина абсолютно разнообразны и по состоянию души автора, и по цветовой гамме. Здесь природа описана спокойно, безмятежно. В стихотворении Край любимый. цвет летний, солнечный, глубокий зелёный. Также в произведении присутствуют христианские мотивы. (. И вызванивают в четки ивы – кроткие монашки. , . Риза кашки. ) Также присутствуют и диалектные слова, которых в стихотворениях Есенина всегда в изобилии, ведь он сам родился в деревне, впитал это с молоком матери, привык к этим словам, которые для него родные и понятные.

Более новые статьи:

Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

17 декабря 2015

Лирическая поэзия истинного патриота Сергей Есенина наполнена нежностью и любовью к родным землям. «Край любимый!» – восклицательным признанием начинается стихотворение 1914 года. А дальше поэт погружает читателя в сладостный сон своих воспоминаний о краях, где прошло детство.

В целом произведение можно обозначить как творение пейзажной лирики с патриотическим налетом, завершающееся философским выводом. В последней строфе автор говорит о своем смирении перед судьбой: «все приемлю». Некоторый диссонанс угадывается в финальных строках: печальные слова, пророческие для Есенина, о скоротечности времени, быстром завершении жизни. Предшествуют же этому живописные отрывки образов Родины.

Поэт показывает природу очень близкой, живой с помощью олицетворений, метких метафор. Деревья у него предстают в облике скромных монашек, болотная местность «курит» в дыму. С изумительной подробностью он ваяет растительный мир: резеда, кашка, ивы. Солнечный диск сравнивает Есенин с желтым соломенным стогом сена; его отражение на водной глади является ему во снах. Грезит поэт о тихом покое в деревенской зелени, находясь вдали – в городе Москве. Тяжело переживается им разлука с крестьянским раздольным миром. И в стихе «Край любимый!» старается он вернуть утраченные, согревающие сердце картины.

Размер стихотворного произведения – хорей. Это наделяет поэзию плавностью повествования. Эпитеты пронизаны ощущением спокойствия: «тихой», «затаил». Кажется, читать строчки нужно неспешно и шепотом, чтобы не разбить идеальную мечту о рае на родной земле. Но автор сам невольно просыпается в конце повествования, ударяясь о суровую реальность конечности жизни.

Любовь к родине и глубокая философия гармонично слились в стихотворении. Умиротворение от счастливых воспоминаний о безграничных просторах родного края граничит с готовностью, даже дерзким вызовом отречься от всего земного. Сергей Есенин снова открыл читателю новую немыслимой красоты грань окружающей нас живой природы. «Край любимый!» – это прощание с картинами из прошлого, горькая ностальгия по уходящему и вера в то, что так и должно быть, раз так устроено Богом.

Рекомендуется к прочтению:

«Край любимый! Сердцу снятся…» С.Есенин

«Край любимый! Сердцу снятся…» Сергей Есенин

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Слушать стихотворение Есенина Край любимый

«Край любимый», анализ стихотворения Есенина

История создания

Стихотворение «Край любимый» было написано Есениным в 1914 г. в возрасте 19 лет и опубликовано в газете «Биржевые ведомости» за 25 декабря 1915 г. Оно вошло в сборник «Радуница», напечатанный в 1916 г.

Литературное направление и жанр

Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г. он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в. литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам. Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.

Жанр стихотворения «Край любимый» – пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый». Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли. Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

* * *
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) – российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

  • 1914.
  • – Что необычного в любви, какую испытывает герой этого стихотворения к родине?

Начало стихотворения со своим радостным признанием («Край любимый!»), изобильной торжественной метафористикой («скирды солнца», «в зеленях твоих стозвонных»), ярко выраженным желанием слиться с любимой природой («я хотел бы затеряться…») естественно и просто говорит о любви к родине; таких откровений немало в русской поэзии. Однако, уже и в таком начале – особое, есенинское звучание слова, песенность, искренность и задушевность интонации.

Отличает раннего Есенина уподобление природы религиозном понятиям и церковным атрибутам: «риза кашки», «и вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки» Риза – это облачение священника при богослужении, четки нитка бус для счета молитв и поклонов. Обилие религиозных образов у раннего Есенина можно объяснить прежде всего биографически: дед его был старообрядским начетчиком; в родном Константинове, в доме детства, часто собирались «слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи», как вспоминал сам Есенин; бабка водила его по монастырям. …С 1909 по 1912 год Есенин получил образование в учительской школе села Спас-Клепики, где основными предметами были закон Божий и церковнославянский язык. Может быть, отчасти, поэтому Русь в ранних стихах Есенина – богомольная, смиренная. « Смиренный инок», «странник» – таким часто предстает лирический герой Есенина в это время. Странники когда-то рассказали юному Есенину много интересного, и не случайно у него появилось стремление увидеть другие земли, иных людей. Страстная жажда нового, поиск истины делали тесными привычные и отчасти косные условия деревни, незаурядность натуры требовала новых впечатлений, испытания себя в необычной обстановке. Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в нее, тосковать о ней, о доме, о родных. Интересно, что этот порыв в иную землю, странничество совпали с поэтической идеей русского символизма об ином мире, об отторжении от мира внешнего, косного.

Родина, которую любил, которую покидал и к которой возвращался, которую помнил Есенин, предстает зачастую как родная природа. Используя религиозные образы в своей поэзии, Есенин «обожествлял» природу, обнаруживал в ней скрытый духовный смысл. Не случайно свой единственный дореволюционный поэтический сборник 1916 года он озаглавил «Радуница» – так называется день поминовения усопших в первую послепасхальную неделю. Представления о вечной жизни природы и человека, о скоротечности земной жизни лежат и в основе приведенного нами стихотворения. Заключительный вывод его кажется, на первый взгляд, неожиданным, неоправданным всей предыдущей радостно-умилительной картиной родной природы: если вокруг так хорошо, то зачем это все покидать? Однако, с самого начала поэтического творчества Есенина радость приятия земной красоты нераздельна у него с острым чувством печали, тоски, предчувствием краткости жизненного пути. Много, слишком много «сердца» в его отношении к родине: «сердцу снятся», «затаил я в сердце мысли». Русская мужская судьба – доля беспокойная; открытость, какая-то размашистость чувства, удальство (от радости он готов «душу вынуть») чреваты трагедией. И видимо, не случайно любовь к родине пробуждает в сердце мысли о том, чтоб «скорей ее покинуть».

«Край любимый! Сердцу снятся…» Сергей Есенин

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом . В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов . «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысле­ния собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три стро­фы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, ти­хий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «крот­кие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счас­тье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Читайте также:  Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина

Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и уми­ротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссо­нансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».

В начале своей литературной карьеры Есенин выступал со стихами, разряженный в чрезвычайно нарядный костюм. По воспоминаниям Михаила Бабенчикова, «Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида
и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул: „Что, не похож я на мужика?“». Тем не менее именно в таком «ненатуральном» одеянии он завоевал славу «крестьянского поэта» и покорил Петроград.

Это произошло в эпоху, когда тема деревни практически ушла из поэзии: после отмены крепостного права поэты стали меньше жить в деревнях и меньше знать крестьянскую жизнь. Образ мужика стал мифологизироваться: от выходца из деревни стали ждать новой, религиозной правды. На волне этих ожиданий в общественной жизни России появился Распутин, а в литературной — сначала Николай Клюев, а затем и Есенин.

«Он, с одной стороны, был этот самый русский мужик, несший религиозную правду. С другой стороны, Есенин говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве, о чем он никому не рассказывал в Петрограде, и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием».

Рассмотрим стихотворение Есенина 1914 года:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Читая первую строфу, городской читатель, с одной стороны, все понимает, а с другой — испытывает легкий дискомфорт, на который Есенин и рассчитывает. Например, слово «зеленя» — одновременно и незнакомое, и в то же время интуитивно понятное. Вторая черта тонкой работы Есенина — это ненавязчивые религиозные вкрапления. Зеленя «стозвонные», то есть напоминают церковные колокольни.

«Дальше более прямо: И вызванивают в четки / Ивы, кроткие монашки . Деревья становятся монашками. Пространство, окружающее поэта — лес, поле, — становится средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в ивах монашек — а вы, городские читатели (это не говорится, но, видимо, подразумевается), не различаете».

При этом строки С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли абсолютно модернистские: их можно было бы легко встретить у Александра Блока или Андрея Белого. В последних строках происходит проекция собственной судьбы на судьбу Христа, но без трагизма, свойственного модернистам.

По работе Есенина с черновиками видно, что изначально в этих стихах религиозные метафоры были более явными, однако затем поэт их сгладил. Зачем?

«Чтобы этот религиозный пантеизм, которым полны все его ранние стихи, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, который обладает загадкой, которую всем вам еще только предстоит решить».

Реферат: Интерпретация стихотворения С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся».

Край любимый! Сердцу снятся —-

Скирды света в водах лонных. —-

Я хотел бы затеряться —-

В зеленях твоих стозвонных. —–

По меже, на переметке, ——

Резеда и риза кашки. —–

И вызванивают в четки ——

Ивы – кроткие монашки. —–

Курит облаком болото, —–

Гарь в небесном коромысле, —–

С тихой тайной для кого-то —-

Затаил я в сердце мысли. —–

Все встречаю, все приемлю, —-

Рад и счастлив душу вынуть. —-

Я пришел на эту землю, —-

Чтоб скорей ее покинуть. —–

размер : 4х-стопный хорей

отклонения : пиррихий : В зе ленях твоих стозвонных. — пиррихий

По меже, на пе реметке, —- стихотворению

Ре зеда и риза кашки. — легкость и

И вызванива ют в четки – напевность +

Ивы – кроткие монашки. — – на интонац. уровне

Курит облаком болото, — – от восторж.

Гарь в небесном ко ромысле, — – возгласов к

За таил я в сердце мысли. — обратно

спондей : нет ( т. к. в стихотворении не утверждение, но описание + размышление)

РИФМА : полная, женская ( как народный стих), перекрестная

Фонетические средства : аллитерация – [р][с][л][з] – 1ая строфа основной звуковой фон –

[р][ш][ч=тш] – 2ая строфа сонорные + шип. (свист.)

[б][р][л][т] – 3я строфа (переднеязычные кроме

[р][л][ш] – 4ая строфа [б] => легко произносить)

ассонанс – [о] – 1ая, 2ая, 3я строфы (ударение) => простор

[у] – 4я строфа => размышление («древнерусская тоска», ха)

Морфемные средства : префиксные: сто -звонные

постфикс: курит (не «курится», хотя возвратный по смыслу) облаком болото

Окказионализмы – лонные воды

Диалектные – зеленя – озимь

Сравнения :развернутое:И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Прямое: ивы – кроткие монашки

Существительное в тв. п.: Курит облаком болото

Олицетворения : сердцу снятся, ивы вызванивают

Метафоры : скирды солнца, гарь в небесном коромысле

******************************************************************************************

Эпитет А) метафорический : зелени стозвонные, >> лирических =>

Б) изобразительный : небесное коромысло => искренность

В) лирический : край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна

******************************************************************************************

Поэтический синтаксис : А) градация:

Г) инверсия: и вызванивают в четки ивы (и др.)

Рит. приемы : А)восклицание: край любимый!

Анализ стихотворения Есенина “Край любимый! Сердцу снятся

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале “Мирок” были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с “кроткими монашками”, и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов. “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”, – пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Похожие сочинения:

Анализ стихотворения Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село.

Анализ стихотворения Есенина “Какая ночь! Я не могу В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и.

Анализ стихотворения Есенина “Ну, целуй меня, целуй Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных, нежных и страстных стихов. Среди.

Анализ стихотворения Есенина “Не бродить, не мять в кустах багряных Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен.

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя родная Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был.

Анализ стихотворения Есенина “Вот уж вечер. Роса Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего.

Анализ стихотворения Есенина “Этой грусти теперь не рассыпать Сергей Есенин очень болезненно переживал период своего становления и взросления, считая зрелость синонимом приближающейся старости. Его беспокоило не столько физическое состояние, хотя постоянные запои далеко не самым лучшим образом сказались.

Анализ стихотворения Есенина “Черемуха В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где.

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Письмо матери” “Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до.

Анализ стихотворения Есенина “Я помню, любимая, помню Не секрет, что поэт Сергей Есенин был человеком влюбчивым и достаточно импульсивным. До сих пор ходят споры о том, скольким женщинам за свою недолгую жизнь он успел вскружить голову, и.

Анализ стихотворения Есенина “Весенний вечер В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока.

Анализ стихотворения Есенина “Поет зима – аукает Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием “Поет зима – аукает…” , было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его.

Анализ стихотворения Есенина “Воспоминание Ранний период творчества Сергея Есенина связан с пейзажной лирикой, которая впоследствии принесла поэту популярность. Однако мало кто знает о том, что этот автор любил наблюдать не только за природой, но.

Анализ поэмы Есенина “Русь Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма “Русь” (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается.

Анализ стихотворения Брюсова “Умершим мир! Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к.

Анализ стихотворения Пастернака “Хмель Практически каждый, кто знаком с творчеством Бориса Пастернака, знает его как удивительно тонкого психолога и философа. Однако Пастернак-лирик не менее прекрасен и романтичен. Правда, этот поэт очень редко выражал свои.

Мир природы в лирике С. Есенина Мир природы в лирике С. Есенина План I. Есенин – поэт природы. II. Гармония и совершенство – мерило красоты. 1. Яркие параллели описаний природы и чувств человека. 2. Любовь к.

Образ Родины в лирике С. Есенина Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края.

Сочинение на тему Родной край Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, – вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с.

Анализ стихотворения Маяковского “Сергею Есенину Не секрет, что Владимир Маяковский считал себя гением, поэтому к творчеству других поэтов, в том числе и классиков русской литературы относился с некоторым пренебрежением. Одних он открыто критиковал, над другими.

Анализ стихотворения Заболоцкого “Когда вдали угаснет свет дневной На долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и.

Анализ стихотворения Маяковского “От усталости Своеобразный литературный почерк Владимира Маяковского можно легко проследить в каждом его произведении. Рубленые фразы, яркие образы, использование метафор – все эти характерные черты встречаются не только в патриотических или же.

Анализ стихотворения Некрасова “Замолкни, Муза мести и печали! Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о.

Анализ стихотворения Лермонтова “Весна В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его.

Анализ стихотворения Рубцова “Посвящение другу Свою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как.

РУССКАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля.

Анализ стихотворения Фета “Если ты любишь, как я, бесконечно До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная.

Анализ стихотворения Гумилева “Наступление Николай Гумилев с огромным патриотизмом воспринял известие от начале первой мировой войны и в 1914 году записался в армию добровольцем. В свои 28 лет поэт все еще смотрел на жизнь.

Анализ стихотворения Маяковского “Левый марш Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже.

Анализ стихотворения Маяковского “Ночь Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…. Сергей Есенин — Край любимый, сердцу снятся: Стих

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

  • 1914.
  • – Что необычного в любви, какую испытывает герой этого стихотворения к родине?

Начало стихотворения со своим радостным признанием («Край любимый!»), изобильной торжественной метафористикой («скирды солнца», «в зеленях твоих стозвонных»), ярко выраженным желанием слиться с любимой природой («я хотел бы затеряться…») естественно и просто говорит о любви к родине; таких откровений немало в русской поэзии. Однако, уже и в таком начале – особое, есенинское звучание слова, песенность, искренность и задушевность интонации.

Отличает раннего Есенина уподобление природы религиозном понятиям и церковным атрибутам: «риза кашки», «и вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки» Риза – это облачение священника при богослужении, четки нитка бус для счета молитв и поклонов. Обилие религиозных образов у раннего Есенина можно объяснить прежде всего биографически: дед его был старообрядским начетчиком; в родном Константинове, в доме детства, часто собирались «слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи», как вспоминал сам Есенин; бабка водила его по монастырям. …С 1909 по 1912 год Есенин получил образование в учительской школе села Спас-Клепики, где основными предметами были закон Божий и церковнославянский язык. Может быть, отчасти, поэтому Русь в ранних стихах Есенина – богомольная, смиренная. « Смиренный инок», «странник» – таким часто предстает лирический герой Есенина в это время. Странники когда-то рассказали юному Есенину много интересного, и не случайно у него появилось стремление увидеть другие земли, иных людей. Страстная жажда нового, поиск истины делали тесными привычные и отчасти косные условия деревни, незаурядность натуры требовала новых впечатлений, испытания себя в необычной обстановке. Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в нее, тосковать о ней, о доме, о родных. Интересно, что этот порыв в иную землю, странничество совпали с поэтической идеей русского символизма об ином мире, об отторжении от мира внешнего, косного.

Родина, которую любил, которую покидал и к которой возвращался, которую помнил Есенин, предстает зачастую как родная природа. Используя религиозные образы в своей поэзии, Есенин «обожествлял» природу, обнаруживал в ней скрытый духовный смысл. Не случайно свой единственный дореволюционный поэтический сборник 1916 года он озаглавил «Радуница» – так называется день поминовения усопших в первую послепасхальную неделю. Представления о вечной жизни природы и человека, о скоротечности земной жизни лежат и в основе приведенного нами стихотворения. Заключительный вывод его кажется, на первый взгляд, неожиданным, неоправданным всей предыдущей радостно-умилительной картиной родной природы: если вокруг так хорошо, то зачем это все покидать? Однако, с самого начала поэтического творчества Есенина радость приятия земной красоты нераздельна у него с острым чувством печали, тоски, предчувствием краткости жизненного пути. Много, слишком много «сердца» в его отношении к родине: «сердцу снятся», «затаил я в сердце мысли». Русская мужская судьба – доля беспокойная; открытость, какая-то размашистость чувства, удальство (от радости он готов «душу вынуть») чреваты трагедией. И видимо, не случайно любовь к родине пробуждает в сердце мысли о том, чтоб «скорей ее покинуть».

«Край любимый! Сердцу снятся…» Сергей Есенин

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом . В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов . «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысле­ния собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три стро­фы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, ти­хий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «крот­кие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счас­тье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и уми­ротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссо­нансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».

В начале своей литературной карьеры Есенин выступал со стихами, разряженный в чрезвычайно нарядный костюм. По воспоминаниям Михаила Бабенчикова, «Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида
и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул: „Что, не похож я на мужика?“». Тем не менее именно в таком «ненатуральном» одеянии он завоевал славу «крестьянского поэта» и покорил Петроград.

Это произошло в эпоху, когда тема деревни практически ушла из поэзии: после отмены крепостного права поэты стали меньше жить в деревнях и меньше знать крестьянскую жизнь. Образ мужика стал мифологизироваться: от выходца из деревни стали ждать новой, религиозной правды. На волне этих ожиданий в общественной жизни России появился Распутин, а в литературной — сначала Николай Клюев, а затем и Есенин.

«Он, с одной стороны, был этот самый русский мужик, несший религиозную правду. С другой стороны, Есенин говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве, о чем он никому не рассказывал в Петрограде, и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием».

Рассмотрим стихотворение Есенина 1914 года:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Читая первую строфу, городской читатель, с одной стороны, все понимает, а с другой — испытывает легкий дискомфорт, на который Есенин и рассчитывает. Например, слово «зеленя» — одновременно и незнакомое, и в то же время интуитивно понятное. Вторая черта тонкой работы Есенина — это ненавязчивые религиозные вкрапления. Зеленя «стозвонные», то есть напоминают церковные колокольни.

«Дальше более прямо: И вызванивают в четки / Ивы, кроткие монашки . Деревья становятся монашками. Пространство, окружающее поэта — лес, поле, — становится средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в ивах монашек — а вы, городские читатели (это не говорится, но, видимо, подразумевается), не различаете».

При этом строки С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли абсолютно модернистские: их можно было бы легко встретить у Александра Блока или Андрея Белого. В последних строках происходит проекция собственной судьбы на судьбу Христа, но без трагизма, свойственного модернистам.

По работе Есенина с черновиками видно, что изначально в этих стихах религиозные метафоры были более явными, однако затем поэт их сгладил. Зачем?

«Чтобы этот религиозный пантеизм, которым полны все его ранние стихи, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, который обладает загадкой, которую всем вам еще только предстоит решить».

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

«Закружилась листва золотая. »

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?

Читайте также:  Анализ стихотворения Черный человек Есенина
Ссылка на основную публикацию
Название: Интерпретация стихотворения С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся».
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат Добавлен 06:32:06 12 марта 2007 Похожие работы
Просмотров: 1181 Комментариев: 17 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.1 Оценка: 4 Скачать