Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. ЦИКЛ ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА.

ГЛАВА 3. Основные мотивы и образы цикла.

Сам Есенин, еще до создания сборника говорил, что будет писать для Миклашевской нежные стихи. Действительно, любовь заставила героя отказаться от кабака, она излечила душу поэта и наполнила ее нежностью:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.
(«Дорогая, сядем рядом…»)

Это подтверждается сравнением, например, с кабацкими стихами о любимой:

Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпеж!
Что ж ты смотришь так синими брызгами,
Иль в морду хошь? («Сыпь, гармоника! Скука…Скука…»)

В «Любви хулигана» образ любви светел, потому герой и говорит, что ему «разонравилось пить и плясать/ И терять свою жизнь без оглядки». Вместо этого он предпочитает любоваться прекрасным образом возлюбленной:

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут… («Заметался пожар
голубой…»)

Этот цикл – один из немногих в творчестве поэта – о любви. Действительно, можно сказать, что Есенин «поет» об этом чувстве практически «в первый раз». Потому-то в этих стихах любовь светла и прозрачна, словно первое молодое чувство. Оно настолько чистое и кроткое, что любимая ассоциируется с иконным ликом:

Твой иконный и строгий лик
По часовням висит в рязанях. («Ты такая ж простая,
как все…»)

Не изменяет Есенин и своей давней традиции: девушка в его стихах всегда сравнивалась с природой. И в этом цикле образ возлюбленной сливается с образом осени. Видимо, отчасти потому, что встречи с Миклашевской проходили осенью. Начались они тоже почти в осеннем месяце – в августе. И героиня дум Есенина, по какому-то необычайному и очень поэтичному совпадению, являлась обладательницей звучного и тоже почти осеннего имени – Августа. Есенин, конечно же, не оставил это совпадение без внимания. Оно будто бы специально было выдумано судьбой, чтобы поэт мог написать удивительной красоты строки:

Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада? («Ты такая ж простая, как
все…»)

В сознании поэта его возлюбленная неразрывна с образом осенней природы: ее золотые косы – «цветом в осень», «глаз осенняя усталость» – это «златокарий омут», героиня знает «холод осени синий». А ее возраст – возраст осени, который Есенин воспевает.

«Любви хулигана» соответствует и осенний пейзаж: моросит дождь, не осталось ничего, «как только желтый тлен и сырость». В окно герою стучится осень «багряной веткой ивы», и поэт вспоминает «сад и лето», где он рос, и где «теперь такая ж осень». А цветовая гамма цикла – это синие, желтые, золотые, багряные и медные цвета, обычные для этого времени года.

Но осень в стихах Есенина – не только возраст, это не только время года, но и состояние души. Осень становится образом спокойствия и умиротворения:

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством. («Пускай ты выпита
другим…»)

Именно в осени поэт находит гармонию, которую принимает с радостью:

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Поэт понимает, что своему успокоению, обретению гармонии обязан осеннему образу своей возлюбленной:

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Таким образом, в душе поэта и лирического героя, после чистого восторга как будто бы возвращения ранней любви, развивается осенняя, зрелая любовь к женщине.

«Любовь хулигана» – тончайшая психологическая лирика. Мы уже отметили, что в ней осенние настроения поэта созвучны душевному покою, который, сменяя бунтарское начало в стихах, все настойчивей становится главной темой его поэзии. Будучи редкой в раннем творчестве, теперь любовь становится радостным, благодатным чувством, дарящим душе спокойствие и тихую грусть. Но главное то, что впервые женщина настолько вдохновила Есенина, что ей были посвящены такие прекрасные и чуткие стихи, были сказаны слова, которые раньше поэт мог сказать только березке, клену или широким раздольям русской земли…

Почему же тогда в одном из стихов цикла Есенин называет возлюбленную такой же простой, все, как сто тысяч других в России? Айседора Дункан, прочитав это стихотворение, была возмущена и говорила, что нет, не ей Есенин посвятил эти строки. Американская танцовщица не подозревала, что для поэта такая женщина является идеалом. Кажется, что Есенин называет героиню цикла обычной, ничем не примечательной, такой же, как еще сто тысяч. На самом же деле, все гораздо сложнее. Внутри стихотворения поэт сам объясняет, что это значит: возлюбленная, как и любая другая русская женщина, знает этот горячо любимый Есениным «одинокий рассвет», знает «холод осени синий», тот самый, который так знаком поэту с раннего детства. Эта женщина – как икона в русских церквях, в «рязанях», как говорит Есенин. Таким обобщением автор подчеркивает близость и некую биографичность этого образа в своей жизни, ведь Рязань – это родина поэта. «Рязани» олицетворяют в этом стихотворении всю Русскую землю, а героиня сравнивается здесь со всеми русскими женщинами. Для Есенина этот образ становится знакомым и близким, именно потому, что героиня так близка к русской земле и, как рассказывалось выше, к русской природе. Это и рождает любовь. Но почему-то она заставляет поэта грустить. Дело в том, что он не смог сберечь себя для нее. Его сердце щедро дарило чувства природе и Родине, а теперь не осталось сил для пылкой и страстной любви, лирический герой может только спокойно восхищаться и наслаждаться возлюбленной:

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог –
Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,
Словно листья, в глаза косые…
Ты такая ж простая, как все.
Как сто тысяч других в России.

Как мы видим, стихотворение имеет кольцевую композицию. Строки, написанные в начале первой строфы, повторяются в конце последней. Тем самым поэт указывает нам то, что они несут основной смысл. И действительно, здесь эти строчки звучат для нас совсем не так, как в начале. Теперь они наполнены глубоким смыслом, который вложил в них Есенин в предшествующем тексте стихотворения.

Да, поэт растратил всю страсть, но и его возлюбленная не отличается пылкостью. Оказывается, что и героиня цикла уже «выпита другим»:

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Мы видим, что женщина здесь – как статичная картинка, которой любуется поэт. На протяжении всего цикла она является прекрасным, но молчаливым и бездействующим слушателем душевных излияний лирического героя. Но она полна гармонии и прекрасного спокойствия, а так же усталостью и умиротворенностью, которые созвучны поэту. Мы видим, что эта умиротворенность ассоциируется у него с осенью. Выше уже много говорилось об этом образе в цикле «Любовь хулигана». Отметим только, что для Есенина осень оказывается отнюдь не порой увяданья, наоборот – это время возрождения лирического героя, когда ему начинает открываться истина и появляется желание жить новой жизнью. Как и у Пушкина, Осень Есенина – это «унылая пора». Но «унылость» не отнимает достоинств у этого прекрасного времени года и, по совместительству художественного образа. Она наоборот добавляет их ему. Поэт видит в ней еще больше положительного. Потому что эта унылость – всего лишь одна из характеристик осени как образа и осени как олицетворения зрелости. Зрелости чувства, зрелости возраста, а следовательно – духовные искания, чистоту души, глубину чувств. А для Есенина это значит гораздо больше, чем беззаботная любовь юного сердца. Поэтому поэт говорит:

О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Интересно заметить, что пейзажей, красок и явлений природы во всем цикле очень мало. Их даже почти нет. Но мы постоянно чувствуем, что это осеннее время. Так воспринимать стих нам помогает общее настроение умиротворенности, статичности, грусти цикла, образ героини и, безусловно, сам ритм и рифма стиха. Но об этом позже.

Итак, Есенин увидел в умиротворении истину, он готов ради этого проститься с хулиганством. Осознание того приходит к поэту, конечно же, вместе с возлюбленной, образ которой, как мы помним, сливается с осенью, а поэтому удивительно и волшебно звучат у Есенина строчки принятия этой истины:

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты…

Можно заметить, что герой ни о чем не жалеет. Единственное, что приходит к нему слишком поздно – это любовь. Он говорит возлюбленной:

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Да, лирический герой с радостью сделал бы свою возлюбленную спутницей всей своей жизни, но часть жизни уже прошла, а герой воспитывался отнюдь не «в постоянстве», растрачивая свои чувства. А теперь, когда пожар потух, это кажется невозможным. Неслучайно в последнем четверостишье употребляется частица «бы», как бы делая на этом акцент. Вообще этот мотив спокойных чувств проходит через все стихи цикла.
В стихотворении “Дорогая, сядем рядом. ” поэт говорит о чувственности взгляда возлюбленной, но за этим взглядом скрывается опять же не огонь любви, а “чувственная вьюга”. Мы ожидаем немного другого, читая слово “чувственный”, а именно накала страстей, но тут же Есенин его тушит одним только холодным словом “вьюга”:

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Тут же поэт дает понять, что эта “вьюга” подарила ему радость. Она, как и все в его любимой, “явилась как спасенье/ Беспокойного повесы”. Поэт опять вспоминает, что “хотел прожить пропащим”, говорит, что желал этой разгульной жизнью затереть в памяти отзвуки прошлого, воспоминания о том родном крае, где он “растил себя поэтом”. Но теперь эти воспоминания невольно всплывают в воображении героя и вызывают грустные мысли о тленности человеческой жизни:

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

И снова, повторяя первую строфу стихотворения, поэт как бы вспоминает о настоящем, не говоря, но подразумевая, что не стоит грустить о том, что уже не вернешь. Тем не менее, в следующем стихотворении, строки о прошлом и уже совершённом говорятся с явной грустью. Поэт пишет: “Так мало пройдено дорог, / Так много сделано ошибок. ” Это настроение во внутреннем мире Есенина перешло в стихи. В них с души “моросит дождик”, а сама она кажется “немного омертвелой”. Стихотворение пропитано тоской и сожалением о том, что поэт не сберег себя “для тихой жизни, для улыбок”. Теперь герой как будто прозрел, он снимает маску влюбленного и окрыленного поэта, он понимает, что его любовь остывает, осталась только “ивовая медь”. И снова, в конце стихотворения, мы встречаем попытки ответов на вечные вопросы. Герой опять говорит себе, что не стоит жалеть об ушедшем и о том, что человек не в силах изменить:

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Все же, прошлое преследует героя. И это видно не только по прямым указаниям на то, но и через повторяющиеся образы и параллели, которые волей не волей, проводятся даже внутри цикла. Еще недавно такая чистая и восторженная, теперь любовь вызывает ностальгию. Поэт говорит возлюбленной: “Ты прохладой меня не мучай. “. Это та самая “августовская прохлада”, недавно так волшебно и нежно воспевавшаяся Есениным. Теперь же она мучает героя. В чем же дело? Прочтем следующие строки: “И не спрашивай, сколько мне лет. ” Здесь ясно слышна перекличка со словами о возрасте осени. Что ж, теперь этот возраст для поэта – “как тяжелый скелет”. Осень перестала быть порой возрождения, теперь она – как мы и привыкли ее воспринимать – время увядания чувств. В этом стихотворении поэт почти не пишет о возлюбленной, он только говорит о том, что чувство его “презрело”, и что в поцелуе губы “как жесть”. Эта же тема продолжается в следующем произведении цикла, где поэт окончательно прощается с любовью и отпускает ее. Он задает себе вопрос: “Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера?”. После этих строк творчество Есенина принято считать “зрелым”. Прощание с хулиганством оказалось прощанием поэта с молодостью. Лирический герой готов забыть все плохое, но он навсегда оставит в своей душе память о своих молодых годах, так же как и образ возлюбленной:

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Поэт снова дает понять, что эти чувства он воспринимал как дар, как волшебную сказку, которая “былой не была”. Он не забудет возлюбленную, но готов и к новой любви, он смотрит в будущее глазами полными надежд. Правда, в конце стихотворения мы снова замечаем, как многогранна душа поэта: он добавляет в это светлое прощальное стихотворение каплю какой-то старой кабацкой безнадежности:

Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Впрочем, это всего лишь отголоски прошлого.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь.

Тем не менее, за те несколько месяцев, пока Есенин и Миклашевская живут под одной крышей, поэт создает цикл лирических произведений под названием «Записки хулигана», посвященный

Но именно такой эта женщина нравится поэту еще больше. Ведь рядом с ней Есенин начинает по-настоящему взрослеть и гордо заявляет: «Я прощаюсь с хулиганством». Ему горько осознавать,

О том, что будет дальше, автор не хочет думать, так как интуитивно чувствует, что его жизнь близка к завершению. Поэтому и появляются строки, совершенно нетипичные для поэта в которых он проявляет удивительную покорность. «Теперь со многим я мирюсь, без принужденья, без утраты»,

— отмечает Есенин. И эта фраза указывает на то, что внутренне поэт меняется под влиянием женщины, ставшей частью его судьбы. Он даже убежден, что она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта». Правда, не уточняет при этом, что их совместный путь будет слишком коротким. Все дело в том, что очень скоро Есенин поймет: хулиганство для него является не символом молодости, а образом жизни. И если настало такое время, когда шумные компании, драки и нелепые выходки уже не привлекают поэта, то это означает лишь одно — смерть уже стучится в его дверь, и ее «приход неприхотливый» скоро расставит все по своим местам.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный» Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу. Но он не подозревал, что расставание с родным краем будет настолько мучительным и болезненным, что все последующие годы поэт буквально будет бредить полями и лесами, которые так полюбил […].

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин уезжает в Санкт-Петербург, и эта поездка переворачивает всю его жизнь. По возвращении поэт считает себя свободным от каких — либо обязательств перед Анной Изрядновой, которая […].

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова» Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому, были веские основания: он предвидел, что уйдет из жизни молодым, на пике своей славы и в расцвете лет. Тем не менее, первые признаки старения вызвали […].

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет, и почему не смог найти для себя места в этом мире, таком огромном и разнообразном. Своеобразным ответом на него можно считать стихотворение «В этом мире […].

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье – яд отравы». Какого-то намека это посвящение не содержит, так как Есенин попросту хотел сделать своему другу приятное. Ведь семья Сардановских – одна из немногих, […].

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано» Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. А таких периодов в жизни начинающего поэта было достаточно много, ведь для того, чтобы стать знаменитым ему приходилось жертвовать и личным счастьем, и свободой, […].

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши. Тем […].

Анализ стихотворения Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может — О девушке, о звездах, о луне… Но его мысли устремлены совсем в иную сторону. Есенин восхваляет сделанное руками человеческими: нефтяные вышки, фонари. Он горд, что пишет об этом. Сергей Есенин […].

www.esenin.ru

Жизнь моя, иль ты приснилась мне.

  • Список форумовСергей ЕсенинТворчество
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

“Любовь хулигана”

“Любовь хулигана”

Данита » 12:25:41, Суббота 05 Август 2006

7 стихотворений входят в этот цикл и, как известно, посвящены они были Августе Миклашевской. Но почему-то печатаются они без посвящения, говорят, Есенин снял его . Читая эти стихи, почему-то думается иногда, что все-таки, не все они были для Августы .. А вы как считаете.

“Заметался пожар голубой”

“Ты такая же простая как все”

“Пускай ты выпита другим”

“Дорогая, сядем рядом”

“Мне грустно на тебя смотреть”

“Ты прохладой меня не мучай”

“Вечер черные брови насопил”

“Заметался пожар голубой…”

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

“Ты такая ж простая, как все…”

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.

По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.

Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.

Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит,
Словно августовская прохлада?

Я не нищий, ни жалок, ни мал
И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал
Кобелям да степным кобылам.

Потому и себя не сберег
Для тебя, для нее и для этой.
Невеселого счастья залог —
Сумасшедшее сердце поэта.

Потому и грущу, осев,
Словно в листья в глаза косые.
Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.

“Пускай ты выпита другим…”

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

“Дорогая, сядем рядом…”

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень.
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив,
Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,
Перейдем под эти кущи.
Все волнистые дороги
Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

“Мне грустно на тебя смотреть…”

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

“Ты прохладой меня не мучай…”

Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет.

Было время, когда из предместья
Я мечтал по-мальчишески — в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.

Да! Богат я, богат с излишком.
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.

И известность моя не хуже, —
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.

И любовь, не забавное ль дело?
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.

Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть — не беда!
Золотей твоих кос по курганам
Молодая шумит лебеда.

Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.

Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.

“Вечер черные брови насопил…”

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

Ксюша » 14:25:22, Суббота 05 Август 2006

Наташ. Я с тобой согласна. Не все стихотворения были посвящены Миклашевской.

Например, вот, что написано у А. Марченко к книге “Сергей Есенин. Русская душа” по поводу этого цикла, цитирую: “Формально оно (стихотворение “Вечер черные брови насопил. “) входит в цикл “Любовь хулигана”, посвященный актрисе Августе Миклашевской, но, так как никакого романа и никакой совместной жизни, тем более в прошлом, у них не было , реалистичнее предположить, что толчком к его созданию явилась встреча с Зинаидой Райх – после возвращения из-за границы и разрыва с Айседорой Дункан. На мой взгляд, оно куда больше соответствует трагической правде момента, чем необязательным воспоминаниям об августовских прогулках с Августой Леонидовной:

“Вечер черные брови насопил…”

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

И это, кстати, не единственное стихотворение в цикле “Любовь хулигана”, созданном сразу же по возвращении из-за границы, в августе – сентябре 1923 года, которое де-юре посвящено Миклашевской, а де-факто обращено к другой женщине. И даже женщинам. Например, “Пускай ты выпита другим”. Первые две строки наверняка осколок когда-то начатых, но так и не дописанных стихов к Дункан. .
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Августа Леонидовна была старше Есенина, но до осени ей было еще очень и очень далеко. Усталось , конечно имела место быть, но вызвана была не возрастом, а ситуацией.
Что касается остальных шести стороф, то они на мой взгляд, связаны с возобновлением отношений с Галиной Бениславской, прерванных роковой встречей с Айседорой Дункан. . прочитаем тайно обращенный к ней текст, помня о том, что на роль верной спутницы, сестры и друга Миклашевская, в отличие от Бениславской, никогда не претендовала. Ей, брошенной мужем, одинокой матери позднего ребенка, с лихвой хватало тех ролей, в которых она выходила на сцену Камерного (таировского) театра. Обратим внимание и на спрятанную в пятой строфе дату его создания: сентябрь (“И мне в окошко постучал / Сентябрь. “). Именно в сентябре 1923 года Сергей Александрович, как указывают все без исключения хроники, “расставшись с А. Дункан, вступил в гражданский брак с Г.А. Бениславской”.”

Обо всем этом подробнее можно почитать в книге Марченко на стр. 178-182.

Данита » 22:12:05, Воскресенье 06 Август 2006

Ксюша писал(а): Наташ. Я с тобой согласна. Не все стихотворения были посвящены Миклашевской.

Например, вот, что написано у А. Марченко к книге “Сергей Есенин. Русская душа” по поводу этого цикла, цитирую: “Формально оно (стихотворение “Вечер черные брови насопил. “) входит в цикл “Любовь хулигана”, посвященный актрисе Августе Миклашевской, но, так как никакого романа и никакой совместной жизни, тем более в прошлом, у них не было , реалистичнее предположить, что толчком к его созданию явилась встреча с Зинаидой Райх – после возвращения из-за границы и разрыва с Айседорой Дункан. На мой взгляд, оно куда больше соответствует трагической правде момента, чем необязательным воспоминаниям об августовских прогулках с Августой Леонидовной:

“Вечер черные брови насопил…”

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Упокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была.
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?

И это, кстати, не единственное стихотворение в цикле “Любовь хулигана”, созданном сразу же по возвращении из-за границы, в августе – сентябре 1923 года, которое де-юре посвящено Миклашевской, а де-факто обращено к другой женщине. И даже женщинам. Например, “Пускай ты выпита другим”. Первые две строки наверняка осколок когда-то начатых, но так и не дописанных стихов к Дункан. .
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Августа Леонидовна была старше Есенина, но до осени ей было еще очень и очень далеко. Усталось , конечно имела место быть, но вызвана была не возрастом, а ситуацией.
Что касается остальных шести стороф, то они на мой взгляд, связаны с возобновлением отношений с Галиной Бениславской, прерванных роковой встречей с Айседорой Дункан. . прочитаем тайно обращенный к ней текст, помня о том, что на роль верной спутницы, сестры и друга Миклашевская, в отличие от Бениславской, никогда не претендовала. Ей, брошенной мужем, одинокой матери позднего ребенка, с лихвой хватало тех ролей, в которых она выходила на сцену Камерного (таировского) театра. Обратим внимание и на спрятанную в пятой строфе дату его создания: сентябрь (“И мне в окошко постучал / Сентябрь. “). Именно в сентябре 1923 года Сергей Александрович, как указывают все без исключения хроники, “расставшись с А. Дункан, вступил в гражданский брак с Г.А. Бениславской”.”

Обо всем этом подробнее можно почитать в книге Марченко на стр. 178-182.

КСЮШЕНЬКА. Спасибо тебе, все верно. Марченко сделала тонкие замечания! я вот еще где-то читала, не помню точно, что вот эти строки Дункан причисляла себе, яко бы они Есениным написаны про нее, вернее, что это стихотворение о ней! А как думаете вы.

” Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.”

Открытый урок литературы “Любовная лирика С.Есенина”

Разделы: Литература

  1. Обучающие:
    а) показать динамику развития любовной лирики Есенина;
    б) повторить литературоведческие понятия “тема”, “лирический герой”, “размер стиха”;
  2. Развивающие:
    а) расширить знания учащихся о творчестве Есенина;
    б) совершенствовать навыки выразительного чтения;
  3. Воспитательные:
    а) воспитывать эстетический вкус у учащихся;
    б) воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии;
  4. Здоровьесберегающие:
    а) воспитывать бережное отношение к своему здоровью (контроль за осанкой для профилактики сколиоза);
    б) проведение физкультминутки – зарядка для глаз.
Читайте также:  Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина

Методические приемы:

  1. Лекция с элементами беседы.
  2. Аналитическое чтение.

Оборудование урока:

  1. Портрет поэта.
  2. Песни и романсы на стихи Есенина в исполнении А.Малинина.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1. Вступительное слово учителя.

Много красоты и богатства таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина.

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре (“Подражание песне”, “Ты поила коня из горстей в поводу..” 1910г.) Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представлена в образе природы.

2. Чтение стихов и комментарий к ним.

Обратимся к раннему творчеству Есенина.

а) “Не бродить, не мять в кустах багряных”

Это стихотворение посвящено юношескому увлечению Есенина – Сардановской Анне, с которой поэт был дружен в с. Константинове. Есенин с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений любимых в первом дуновении любви, восхищается любимой, озарившей сердце поэта.

б) Продолжением изображения весеннего половодья чувств в юношеских стихах можно считать стихотворение

“Выткался на озере алый свет зари”(1910 г.)

в) Настроения любовной лирики не находятся в статическом состоянии. Любовная лирика в городских стихотворениях поэта меняется. Город оторвал Есенина от “родины-рая”, и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная “девушка – природа” стала мечтой – воспоминанием. Обратимся к циклу “Москва кабацкая”

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние: “Дорогая, я плачу, Прости…прости…”

Сам автор во “Вступлении к сборнику “Стихи скандалиста” дал собственное объяснение ряду мотивов и лексике “Москвы кабацкой”:

“Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскивают в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их .”

По возвращении из-за границы осенью 1923 Есенин читал стихи “Москвы кабацкой” , и когда его упрекнули в упадничестве, поэт говорил, что он внутренне пережил “Москву кабацкую “и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта.”

(Стихи этого цикла “Снова пьют здесь, дерутся и плачут” “Пой же, пой. На проклятой гитаре”)

г) По возвращении из-за границы в 1923 г. Есенин пишет цикл стихов “Любовь хулигана”,в котором отмечаем отречение от “кабацкого” прошлого, очищение, спасение через любовь.

Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! К лирическому герою приходит обновление.

д) Цикл “Любовь хулигана” посвящен актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой поэт познакомился в августе 1923 г.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

е) В 1924–1925 г. Есенин работал над циклами стихов “Персидские мотивы”.Создание этого цикла Есенин задумал давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла с мечтой о Персии. Цикл стихов – результат его трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г.

Это стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тертерян (по мужу Тальян) – армянской учительнице, женщине интересной, образованной, прекрасно владевшей русским языком. Шаганэ увлекалась поэзией Есенина. Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки.

Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о родине и здесь не покидают поэта, неудержимо его влечет к себе земля дедов и отцов.

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

– Кого напомнила Есенину красавица – армянка?

Обратимся к письмам Есенина, написанным в этот период. Большинство писем Есенина адресовано Галине Бениславской – журналистке московской газеты “Беднота”. Интересна ее родословная : по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты (восточные), то, возможно, внешне она чем-то похожа на Шаганэ.

“Персидские мотивы” – противовес “Москве кабацкой”

Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.

ж) Анализ стихотворения

Особый интерес в творчестве Есенина представляют произведения, которые из эпистолярного жанра переходят в жанр песни. Обычно они называются “письмами” – к матери, сестре, деду, любимой женщине. В них рассказывается не только о настроениях лирического героя, но и о людях, событиях, связанных с ними.

– Какова основная тема стихотворения?

Поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома.

– Сколько частей можно выделить?

Две – Прошлое и настоящее героя.

– Какой прием используется для изображения прошлого и настоящего?

Антитеза. Части разделены отточием и противопоставлены по содержательным и эмоциональным признакам. “Тогда” и “теперь” разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, “плачевное” непонимание смысла происходящего и “праздник” обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории земли.

– Каковы особенности размерного строения поэмы?

Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а “лесенка”, разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки.

– Каким видит лирического героя?

Несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь “в развороченном бурей быте”. Благодаря исповедальной интонации, повествование приобретает особую проникновенность.

Герой, пройдя через мучения, падения, угар,“избежал падения с кручи”, “Я стал не тем”. Любимая его не поняла. Во всех бедах он винит себя. Суть нового взгляда на мир состоит в принятии исторической закономерности поиска “новой жизни”, “новой славы”. “Вольность” и “светлый труд” – вечные ценности, к которым пришел лирический герой.

Это стихотворение посвящено первой жене С.Есенина Зинаиде Николаевне Райх. Отражены обстоятельства их расставания. Позднее она вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда.

Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности лирического героя.

3. Обобщение, выводы.

Особенности этой темы.

  • а) Чувство к женщине сливается с любовью к Родине и жизни.
  • б) Прекрасен любящий человек, и страшна утрата живого чувства, замена его ненастоящим (суррогатом).
  • в) Тот, кто видит в гибком стане любимой светлую тайну, песню и мечту, обладает истинно человеческой красотой.

4. Прослушивание песен на стихи Есенина.

Многие стихи любовной темы стали песнями. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

  • “Мне осталась одна забава” – в исполнении Александра Малинина.
  • “Клен ты мой опавший”

Д/з: выучить стихотворение любовной лирики С. Есенина.

«Под иконами умирать. » Правда и мифы о Сергее Есенине

«Согласно официальной версии, жизнь Есенина трагически оборвалась в 30 лет. Но она не оборвалась — её оборвали», — уверен петербуржский поэт Николай Браун, сын поэта Николая Леопольдовича Брауна, который вместе с другими писателями выносил тело Есенина из «Англетера» 28 декабря 1925 г.

«Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубий­ство. Не поверил в самоубийство и писатель Борис Лавренёв, который тоже был в «Англетере» и на следующий день опубликовал в «Красной газете» статью о смерти поэта под заголовком «Казнённый дегенератами».

Отец говорил, что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки писто­лета, и ещё одна под бровью. На шее не было характерной для висельника борозды. «Когда Есенина надо было выносить, — рассказывал отец, — я взял его, уже окоченевшего, под плечи. Запрокинутая голова опадала. Были сломаны позвонки». На мой вопрос, не был ли Есенин застрелен, был краткий ответ: «Он был умучен». Отец был уверен, что мёртвого Есенина принесли в номер гостиницы с допроса.

Я также был знаком с писателем Павлом Лукницким, одним из организаторов похорон Есенина, и однажды спросил, что он помнит о смерти поэта. Лукницкий подтвердил: поэт «умер при допросе», после пыток, сказав: «А левого глаза не было». — «Как не было?» — «Вытек».

Для похорон внешность Есенина настолько «отреставрировали», что при прощании в Московском доме печати, по свидетельству писательницы Галины Серебряковой, в гробу лежала «нарумяненная кукла».

Поэт был убит по тем же мотивам, по которым был казнён ряд его друзей и современников из писательской среды: Ганин, Клюев, Клычков, Васильев, Наседкин, Приблудный и другие. А ещё раньше, в 1921 г., — Гумилёв. Власть воинствующих безбожников-интер­националистов ставила ц­елью сделать непокорных «бывших» русских (такой термин появился в советской печати) послушным стадом. А если человек не поддавался — его убивали. В Ленинграде линию партии воплощал в жизнь Григорий Зиновьев (глава Коминтерна), в Москве — Лев Троцкий.

От расправы Есенина спасло то, что он отбыл в путешествие по Европе и Америке с Айседорой Дункан».

Покончить с есенинщиной

Сразу после смерти поэта советские газеты писали: «С есенинщиной, которая дурно пахнет, надо заканчивать», «свихнувшийся талантливый неудачник». «Дурно пахло» для большевиков, например, то, что свой первый сборник стихов в 1915 г. Есенин «благо­говейно посвятил» императрице Александре Фёдоровне, с которой был лично знаком, как и с великими княжнами, которым посвятил стихотворение «Царевнам». Есенин не нарушил присяги, данной царю Николаю II. Во время Февральской революции поэт служил в армии. Тогда многие солдаты присягали Временному правитель­ству. А Есенин — нет. Незадолго до смерти он писал: «Я перестаю понимать, к какой рево­люции я принадлежал. Вижу только одно: что ни к февральской, ни к октябрьской».

«Когда я в “Правде” прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна
Мне стало стыдно, будто я попал
В блево­тину, извергнутую спьяну».

А когда большевики решили у­брать из всех его сочинений слово «Бог», поэт подрался с наборщиком в типографии, но восстановил прежний вариант. А новая власть тем временем разобрала в его родном Константинове колокольню (на которой юный Есенин звонил к праздникам), чтобы из того кирпича. построить свинарник. В Есенине никогда не умирал сельский мальчишка, который пел в церкви на клиросе, дружил с батюшкой И­оанном Смирновым, первым разглядевшим в нём талант поэта. Этот батюшка крестил Есенина с именем Сергей в честь преподобного Сергия Радонеж­ского. Этот же батюшка и отпел поэта.

Есенин отходил от Бога и вновь возвращался. Просил:

«Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать. »

Под грифом «секретно»

Когда же пил Есенин, если за последние 5 лет жизни он написал около 100 стихотворений и 5 поэм, а за последний год жизни им было подготовлено к изданию и выпущено 4 сборника стихотворений? И в Ленинград, где произошла трагедия, он ехал работать над изданием полного собрания своих сочинений.

В Москве в декабрьские морозы проститься с поэтом пришли тысячи людей. Очередь была невероятной, с пяти вечера всю ночь и до утра не заканчивался людской поток. «Казнь Есенина продолжилась и после его смерти. Из могилы на Ваганьковском кладбище исчез гроб поэта, — говорит Николай Браун. — Это обнаружила в 1955 г. сестра Есенина Шура, когда могилу вскрыли, чтобы рядом с останками поэта похоронить его маму Татьяну Фёдоровну. В конце 80-х гг. нашёлся пожилой свидетель, шофёр ОГПУ Снегирёв, который 1 января 1926 г. принимал участие в изъятии гроба из могилы. Куда увезли гроб, он не знал».

У Есенина была возможность не возвращаться из-за границы.

Но он вернулся, хотя понимал, что едет на заклание. В своей любви к России он был искренним:

«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».

P. S. Дело о гибели великого русского поэта по сей день недоступно, на нём по-прежнему стоит гриф «секретно».

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим…»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь. Тем не менее, за те несколько месяцев, пока Есенин и Миклашевская живут под одной крышей, поэт создает цикл лирических произведений под названием «Записки хулигана», посвященный

своей избраннице. Среди них — стихотворение «Пускай ты выпита другим…», наполненное нежностью и легкой грустью. Следует отметить, что Августа Миклашевская к тому моменту была не только состоявшейся актрисой, но и зрелой женщиной, успевшей побывать замужем и воспитывающей сына от одного из своих многочисленных любовников. Поэтому, создавая образ своей избранницы, поэт отмечает ее «волос стеклянный дым» и «осеннюю усталость» глаз.

Но именно такой эта женщина нравится поэту еще больше. Ведь рядом с ней Есенин начинает по-настоящему взрослеть и гордо заявляет: «Я прощаюсь с хулиганством».

Ему горько осознавать, что юность осталась в прошлом, а зрелость все еще не хочет вступать в свои права, хотя «уж сердце напилось иной, кровь отрезвляющею брагой». Есенин не может представить себя солидным и степенным мужчиной, хотя и понимает, что время подростковых шалостей и пьяного угара безвозвратно уходит. О том, что будет дальше, автор не хочет думать, так как интуитивно чувствует, что его жизнь близка к завершению. Поэтому и появляются строки, совершенно нетипичные для поэта в которых он проявляет удивительную покорность. «Теперь со многим я мирюсь, без принужденья, без утраты», — отмечает Есенин. И эта фраза указывает на то, что внутренне поэт меняется под влиянием женщины, ставшей частью его судьбы. Он даже убежден, что она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта». Правда, не уточняет при этом, что их совместный путь будет слишком коротким. Все дело в том, что Очень скоро Есенин поймет: хулиганство для него является не символом молодости, а образом жизни. И если настало такое время, когда шумные компании, драки и нелепые выходки уже не привлекают поэта, то это означает лишь одно — смерть уже стучится в его дверь, и ее «приход неприхотливый» скоро расставит все по своим местам.

Другие работы по этой теме:

Пускай ты выпита другим… (Есенин Сергей Стихи) Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. О возраст осени! Он мне Дороже юности и.

Анализ стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать.

Анализ стихотворения С. Есенина «Стансы» Особенно мне понравилось стихотворение Сергея Есенина «Стансы». В нем поэт рассуждает о назначении поэта и поэзии. Он пишет: Стишок писнутъ, Пожалуй, всякий может — О.

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано.

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы…» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин.

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности.

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий…» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем.

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…» Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты.

Читайте также:  Анализ стихотворения Небесный барабанщик Есенина

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину» Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта.

Анализ стихотворения С — А — Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение «Письмо матери» Сергей Есенин написал после долгих.

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится.

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в.

Анализ стихотворения Есенина «На плетнях висят баранки…» Сергей Есенин искренне любил русское село и восхищался укладом размеренной жизни крестьян. Он знал, как тяжел их труд, поэтому с особым удовольствием наблюдал за тем.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю.

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота» Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль.

Анализ стихотворения Есенина «Мой путь» Не секрет, что Сергей Есенин предчувствовал свою гибель, поэтому последние несколько лет жизни словно бы подводил в стихах ее итоги. Смерть этого поэта до сих.

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели…» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них.

Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома…» Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру.

Анализ стихотворения Есенина «Ну, целуй меня, целуй…» Сергей Есенин был трижды официально женат, и каждый его брак, по признанию поэта, оказался неудачным. Тем не менее, своим любимым женщинам он посвятил множество восхитительных.

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает.

Анализ стихотворения Есенина «Звезды» Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько.

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно…» На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными. Кроме того, любители поэзии делились на два лагеря. Кто-то принимал лирику Николая.

Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина Сергей Есенин часто вспоминал о своей малой родине — селе Константиново. Живя в Москве в горькие моменты своей жизни он мысленно возвращался на родине чтобы.

Анализ стихотворения Есенина «Отойди от окна» По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет.

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…» Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт.

Анализ стихотворения Есенина «Русь (Потонула деревня в ухабинах…)» Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано.

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной.

Анализ стихотворения «Русь» С. А. Есенина Из ранних произведений «Русь» — наиболее зрелое идейно и художественно. Этим стихотворением Есенин приобрел себе известность. Оно стало своего рода художественным кредо молодого поэта. Война.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим…»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь. Тем не менее, за те несколько месяцев, пока Есенин и Миклашевская живут под одной крышей, поэт создает цикл лирических произведений под названием «Записки хулигана», посвященный

Среди них — стихотворение «Пускай ты выпита другим…», наполненное нежностью и легкой грустью. Следует отметить, что Августа Миклашевская к тому моменту была не только состоявшейся актрисой, но и зрелой женщиной, успевшей побывать замужем и воспитывающей сына от одного из своих многочисленных любовников. Поэтому, создавая образ своей избранницы, поэт отмечает ее «волос стеклянный дым» и «осеннюю усталость» глаз.

Но именно такой эта женщина нравится поэту еще больше. Ведь рядом с ней Есенин начинает по-настоящему взрослеть и гордо заявляет: «Я прощаюсь с хулиганством».

Поэтому и появляются строки, совершенно нетипичные для поэта в которых он проявляет удивительную покорность. «Теперь со многим я мирюсь, без принужденья, без утраты», — отмечает Есенин. И эта фраза указывает на то, что внутренне поэт меняется под влиянием женщины, ставшей частью его судьбы. Он даже убежден, что она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта».

Правда, не уточняет при этом, что их совместный путь будет слишком коротким. Все дело в том, что Очень скоро Есенин поймет: хулиганство для него является не символом молодости, а образом жизни. И если настало такое время, когда шумные компании, драки и нелепые выходки уже не привлекают поэта, то это означает лишь одно — смерть уже стучится в его дверь, и ее «приход неприхотливый» скоро расставит все по своим местам.

Дайджест:

Пускай ты выпита другим Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. О возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне. .

Анализ стихотворения Есенина «Я положил к твоей постели…» Практически сразу же после переезда в Москву юный Сергей Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая вскоре становится его гражданской супругой. В 1913 году у них рождается сын, однако вскоре Есенин. .

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова…» Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому. .

Анализ стихотворения Есенина «В этом мире я только прохожий…» В своих последних произведениях Сергей Есенин нередко затрагивал тему жизни и смерти, так как предчувствовал, что его дни сочтены. Автор задавался вопросом о том, зачем он вообще появился на свет. .

Анализ стихотворения Есенина «Упоенье — яд отравы…» С Николаем Сардановским Сергей Есенин познакомился еще до того, как перебрался в Москву. Позже дружба поэта и учителя музыки возобновилась, и в 1914 году Есенин посвятил своему приятелю стихотворение «Упоенье. .

Анализ стихотворения Есенина «Разбуди меня завтра рано…» Покинув родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно. .

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому. .

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в родное село Константиново, такое любимое. .

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…» В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт. .

Анализ стихотворения Есенина «Эта улица мне знакома…» Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто. .

Анализ стихотворения Есенина «Исповедь самоубийцы» Решение о покорении Москвы Сергей Есенин вынашивал довольно долго. Однако будущий поэт понимал, что если он покинет родное село Константиново, то его жизнь кардинально изменится. Более того, он отрежет себе. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Русь « Юный Есенин был максималистом, поэтому мечтал о том, что настанут счастливые времена, когда русские села станут по-настоящему зажиточными. К 1914 году, когда поэтом было написано стихотворение «Русь», идеи свержения самодержавия. .

Анализ стихотворения Есенина «Русь уходящая» У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили. .

Анализ стихотворения Есенина «На плетнях висят баранки…» Сергей Есенин искренне любил русское село и восхищался укладом размеренной жизни крестьян. Он знал, как тяжел их труд, поэтому с особым удовольствием наблюдал за тем, как гуляет село на праздниках. .

Анализ стихотворения Есенина «Черная, потом пропахшая выть. » Первые годы жизни в Москве стали для Есенина настоящим испытанием. Он не мог привыкнуть к широким столичным улицам, постоянному шуму толпы и необходимости заводить новые знакомства с людьми, которые могли. .

Анализ стихотворения Некрасова «Пускай нам говорит изменчивая мода» Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую. .

Анализ стихотворения Есенина «Сельский часослов» Сергей Есенин весьма неоднозначно воспринял события 1917 года. С одной стороны, он был убежден, что революция даст народу свободу и улучшит жизнь обычных крестьян. Однако на фоне подобных перемен видел. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение «Письмо матери» Сергей Есенин написал после долгих лет разлуки с отчим домом. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «Отойди от окна» По воспоминаниям очевидцев, юный Сергей Есенин был без памяти влюблен в свою односельчанку Анну Сардановскую. Однако девушка считала своего ухажера повесой, который никогда не сможет стать достойным мужем. Сохранились сведения. .

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них — Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради. .

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна…» Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в. .

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…» В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и. .

Анализ стихотворения Есенина «Вечер черные брови насопил…» Сергей Есенин часто хвастался, что не может сосчитать, сколько именно у него было женщин. При этом поэт признавался, что истинные чувства испытывал лишь к одной из них. Имя этой счастливицы. .

Анализ стихотворения Есенина «Моя жизнь» Библиографы Сергея Есенина до сих пор задаются вопросом, как в одном человеке могли так органично уживаться циник и романтик, похабник и дамский угодник. В жизни поэта должно было произойти нечто. .

Анализ стихотворения Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Есть люди, которые любят зиму или же мечтают о солнечном лете. Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде…» С сестрой Александрой Сергея Есенина связывали очень непростые отношения. Эта молодая девушка сразу и безоговорочно приняла революционные новшества и отказалась от прежнего уклада жизни. Когда поэт приезжал в родное село. .

Анализ стихотворения Есенина «Глупое сердце, не бейся…» В 1923 году Сергей Есенин предпринял длительное путешествие на Кавказ, где познакомился с традициями и культурой различных восточных народов. Итогом поездки стал цикл стихов «персидские мотивы», в который вошло стихотворение. .

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая…» Сергей Есенин является одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века. Однако к своему творчеству автор относился с определенной долей сарказма и недоверия. Несмотря на всеобщее признание, Есенин чувствовал. .

Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это. .

Анализ стихотворения Есенина «Топи да болота» Пейзажную лирику Сергея Есенина можно разделить на два этапа. Первый из них приходится на 1914 — 1920 годы, когда молодой поэт пытается найти свой стиль изложения и понимает, что источником. .

Анализ стихотворения Есенина «Королева» У Сергея Есенина было много женщин, и сам поэт неоднократно признавался, что потерял число своим любовницам. Однако впервые он испытал всепоглощающее и сладостное чувство любви в 15 лет, увлекшись своей. .

Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Среди поэтов первой половины 20 века Сергей Есенин занимает особое место. Не только потому, что его произведения отличает особая образность и чувственность, свойственная творчеству имажинистов. Все дело в том, что. .

Анализ стихотворения Есенина «Звезды» Романтик по натуре, Сергей Есенин не только умел видеть красоту окружающего мира, но и мастерски передавал ее в своих стихах. В творчестве этого поэта несколько периодов, однако самые возвышенные стихи. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая…» Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с. .

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин всегда с особой нежностью и теплотой вспоминал родное село Константиново, в котором прошли его детские годы. Именно туда он мысленно возвращался в самые сложные периоды своей жизни, черпая. .

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха» В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где. .

Ссылка на основную публикацию