Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина

Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина

Стихотворение Устал я жить в родном краю.. по мнению многих исследователей продолжает тему разрыва с селом и переезда в город. Хронологически оно соответствует такому предположению, так как написано в 1916 году, то есть в период, когда Есенин по большей части писал о русской природе, отказе от деревни и подобном. Тем не менее, тут есть некоторые весьма нехарактерные для раннего творчества поэта мотивы, которые заставляют хотя бы предположить немного иное мнение.

Первая фраза про «жить в родном краю» может восприниматься как намек на родную рязанскую деревню, где поэт вырос. Далее есть строчка о возвращении в родной дом, которая тоже может трактоваться как возвращение в деревню, которое, кстати, действительно было в биографии поэта в 1920-е и после которого он полностью порвал с селом.

Казалось бы, трактовка выглядит вполне складной, если не учитывать пророческого дара поэта и нехарактерных для раннего творчества мотивов. Если смотреть немного глубже, то родной край является Россией в целом и подтверждение этому есть в заключительной строчке, где упоминается именно Русь, которая продолжит жить. Если смотреть биографию поэта, то он действительно покидал Россию и ездил в Америку, где ему, к слову сказать, не особенно нравилось, равно как не нравилось и в России после революции.

Именно тему бегства от меняющегося мира мы можем наблюдать в этих строчках, уход из хижины бродягой может говорить именно о потребности ухода в целом от привычного существования и привычного мира. Лирический герой чувствует отчужденность и крушение идеалов, которое также наблюдается и в строчке о любимой, которая прогонит.

Далее строчки снова являются пророческими. На самом деле и поездку в Америку и в деревню тут следует осознавать в связке, в 20-е годы поэт просто искал, где, так сказать приткнуться, искал какой-то стабильности, но везде оказался ненужным. «На рукаве своем повешусь» – практически предсказание 1925 года, когда поэта обнаружили повешенным в апартаментах отеля и хотя вопрос о том кто именно его повесил остается как минимум дискуссионным, а для многих вполне ясным, факт остается фактом – Русь по-прежнему пляшет и плачет у забора.

Вариант 2

Поиск собственного положения, потребность определить себя как часть пространства мира являются довольно значимыми аспектами творчества Есенина. Особенность его мировоззрения заключается в глубокой привязанности к родной земле, в глубоком понимании духа этой земли, сохранении в себе традиций. Тем не менее, на протяжении всего своего творческого пути Сергей Александрович как минимум своим образом явно выделялся, сначала оставаясь «последним поэтом деревни», потом – став завсегдатаем кабаков, вечным дебоширом, который ни ставил общественный порядок и устои выше собственного понимания.

Устал я жить в родном краю – стихотворение, которое относится к условному первому этапу творчества, которое было по большей части наполнено деревенской лирикой. Хотя и здесь появляются такие нотки отчужденности и асоциальности, которые наиболее полно проявятся во втором этапе.

Поэт пишет о расставании с родным краем, то есть с рязанской землей, где он провел годы юности. Однако, заглавные строчки этого стихотворения также могут трактоваться и иносказательно, поэт разрывает свои отношения с прежним укладом становится жителем города, принимает ценности цивилизации. Себя он видит в роли скитальца, печального странника, который явно не несет в себе чего-то положительного.

По сути, образ лирического героя в этом стихотворении связан со страданиями. Даже возвращение обратно не приносит какой-то радости и надежды.

Помимо этого следует отметить пророческий дух этого стихотворения, которое вкратце описывает на самом деле биографию поэта. При этом написано стихотворение в раннем возрасте в 1916 году, но представляет собой практически конспект его существования до 1925 года. Он действительно порвал с родной землей, после чего в 20-е годы вернулся обратно и разочаровался в родной деревне, приходе на землю новой власти, далее вернулся в город и действительно повесился.

На протяжении всего повествовательного ряда последовательно формируется образ какого-то отщепенца, поэт говорит о себе в уничижительной форме, даже похороны свои он видит как «необмытого меня под лай собачий похоронят», то есть в самых непрезентабельных условиях. Эти пессимистические настроения, вероятно, связаны с пониманием поэтом собственной роли в этом мире, да и роли поэта в мире вообще. Он понимает даже отсутствие перемен, Русь также останется плясать и плакать, как раньше.

Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю по плану

Устал я жить в родном краю

Возможно вам будет интересно

Очень часто анализируя стихотворения Мандельштама, литераторы не принимают во внимание тот факт, что поэт мучился от стенокардии и астмы. Возможная скоропостижная смерть держала его в постоянном страхе

Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение

Автор всю свою сознательную жизнь грезил о путешествии в дальнюю Персию. Но его желание, так, к сожалению и не сбылось. Но, в 1924г. поэт съездил на Кавказ, и после этого создался очень красивый и трогательный

Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

Ощущения русского человека во многом связаны с ощущениями простора и свободы, внешней и внутренней. Не даром, такой образ как именно русское поле четко закрепился в культуре. Во многом внутреннее пространство

Что Есенин пытался донести в этом стихе?

Вопрос решен и закрыт.

Лучший ответ

Memento mori 7 (21848) 2 7 32 6 лет

В одном стихе история жизни. 🙂

Пытался донести и донёс грусть, разочарование, тоску. про тленность бытия. 🙂 Про то, что мир без него будет так же жить и двигаться дальше.

Он ушёл из дома стремясь к просторам. Ушёл всё оставив. став бродягой. Когда он искал кров, его предал друг. Далее любимая женщина предала (пронала от порога). Далее вернулся домой. разбитый. Утешить себя чужой радостью было нереально и он повесился. Далее его похоронили необмытого, то есть небрежно и равнодушно. только вербы склонились чуть ниже, проявив свою печаль за него, в отличии от людей. А далее.. месяц будет плыть (значит, что мир как и раньше так и дальше будет жить, сезоны сеняться и так далее), а про Русь. думаю, что с укоризной всё же написал, про “плясать и плакать у забора”. но что и Русь останется такой как была. В общем, что его жизнь мала (мало значит) и люди равнодушны. и что всем всё равно. В общем, стих о грусти, одиночестве, равнодушии, пустоте, бессмысленности и так далее.

Красивый, кстати, стих. 🙂

Ответы

ARBITRARY 5 (4002) 3 31 90 6 лет

о предательстве, и что мается по жизни будешь с бутылкой в руках
в целом, про русь и по сей день так и есть.

Orua888 6 (7372) 3 17 95 6 лет

Что в жизни порой можно все бросить и уйти куда глаза глядят.
И станешь правдивей и свободней.

night wolf 5 (3131) 2 7 31 6 лет

возможно с пьяни написал-но толантливо-ей богу-тоска по русскому духу.

Похожие вопросы

Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель.

Я ответил милой: Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный!

“Слушай, слушай, –
Бормочет он мне, –
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.

Счастье, – говорил он, –
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство”.

“Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай”.

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой, –
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная.
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

“Слушай, слушай! –
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. –
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет “она”,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую, –
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами.

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою”

“Черный человек!
Ты прескверный гость.
Это слава давно
Про тебя разносится”.
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу.
. . . . . . . . . . . . .

. Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один.
И разбитое зеркало.

Жуткая вещь. Но прекрасная.

http://www.esenin.net.ru/lb-op-at-35/
——-
обожаю Есенина.
——–
пой же пой на проклятой гитаре
мой последний единственный друг
захлебнуться бы в пьяном угаре
пальцы пляшут твои полукруг

я не знал, что любовь зараза,
я не знал, что любовь чума,
подошла и прищуренным глазом
хулигана свела сума.

Голубая кофта. Синие глаза.
Никакой я правды милой не сказал.

Милая спросила: Крутит ли метель?
Затопить бы печку, постелить постель.

Я ответил милой: Нынче с высоты
Кто-то осыпает белые цветы.

Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель

Анализ стихотворения “Я последний поэт деревни. “

Есенин был убежден, что именно он является выразителем истинно русской песенной души, подлинной, “природной” России, и он сердито говорил Маяковскому, что Россия – его, а не Маяковского. Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Блока, – это во многом поэтический миф (сюда уходит корнями и последующая трагедия лирического Есенина, не выдержавшего столкновения мечты и реальности). Для молодого Есенина крестьянская Россия – воплощение рая. Русь в ранних стихах Есенина празднична, лишена конфликтов, расписана под православный лубок, лирический герой ощущает себя в ней вполне безмятежно. Главное место в поэтическом мире Есенина занимают месяц, звезды, животные и птицы, деревенская изба, голубые поля. Природа у поэта священна и описывается часто в ранней поэзии как божественный храм.

Разлад в этот гармоничный мир внесла революция. В 1920 году Есенин пишет стихотворение “Я последний поэт деревни. “, в котором собственная судьба поэта, его лирического героя изображается в неразрывной связи с судьбой его Родины, с судьбами его современников. Талант Есенина рожден деревенской, “деревянной” Россией, любовью Есенина к России. Но Русь уходила в прошлое, и это порождало трагическое мироощущение поэта. Поэт встречает гибель Руси как свою собственную.

Стихотворение “Я последний поэт деревни. ” можно было бы принять за пейзажную зарисовку с натуры, но в Константинове, где было написано это знаменитое стихотворение, не было моста, через Оку переправлялись здесь на лодках.

“Я последний поэт деревни. ” – это стихотворение-реквием, стихотворение-прощание. Поэт чувствует, что вековая гармония природы, природного космоса и человека уходит. Приближается чуждый древнему “деревянному” миру “железный гость” и, наверное, новые певцы нового времени. Они не будут больше воспевать дощатые мостики, зеленые березки и все то, что дорого сердцу поэта в его родном краю, в храме природы. Именно в этом природном храме, где можно совершать богослужение в любой час, и заказывает панихиду по всему, что ему дорого, лирический герой. Ключевые слова в этом стихотворении – “дощатый мост”, “луны часы деревянные”. В уходящем мире все было от природы, от древа (а не от железа): весь уклад жизни, вся уходящая крестьянская соприродная культура. Но “скромен в песнях дощатый мост”, не по нему пойдут в будущее современные поэту люди. Они, как это ни горько сознавать автору стихотворения, пойдут иной дорогой, иным “мостом”.

Поэт знает, что в новом мире ему не жить и не петь. Для него наступает последний час. Да и для “часов” тоже наступают последние сроки, они именно “прохрипят” двенадцатый час, для них это мучительно тяжело.

“Луны часы” здесь также не случайны. Луна появляется ночью. Ночь разделяет день уходящий и день наступаю- щий. И как только истекут отмеренные сроки – наступит тьма для поэта. Ничего светлого, хорошего в его жизни уже не будет.

Поэт стоит за прощальной обедней “кадящих листвой берез”. Что случилось с тонкой березкой, некогда заглядевшейся в пруд? То же, что и с человеком. Береза – излюбленный образ народной поэзии и поэзии Есенина. Березы теперь “кадят”, то есть разбрасывают свою листву. Это происходит осенью. А осень – это конец года, это символ осиротевшей, умирающей природы.

Второе четверостишие открывается глаголом “догорит”: “Догорит золотистым пламенем // Из телесного воска свеча. ” “Догорит” находится в начале строки и поэтому звучит особенно весомо, особенно безысходно. Свеча догорит обязательно, а сама она из “телесного воска”, то есть из судеб миллионов людей, сломленных, отвергнутых новым миром. Среди этих людей и сам поэт.

Читайте также:  Анализ стихотворения Небесный барабанщик Есенина

В третьем четверостишии говорится о причине гибели древнего (“деревянного”) мира – о “железном госте”, который выйдет “на тропу голубого поля” России с ее необъятными просторами.

“Железный гость” несет тройной смысл. Это, очевидно, и трактор, комбайн, любая другая техника. Это и противостоящий деревне город, где производится эта техника. Это, конечно, и новый уклад жизни, новый мир, и новый, механический, а не природный, человек. Но, по Есенину, на голубом поле России он не хозяин и не работник, а всего лишь “гость”, чуждый природе, рожденный не природным миром. Его не могут поэтому принять как родного.

И, конечно, у этого “железного гостя” “черная горсть”, “не живые, чужие ладони”. При нем природа осиротеет. И только будет разгуливать буйный разбойник, бродяга-ветер, “панихидный справляя пляс”. Это кощунственная пляска на дорогих автору могилах.

Не только поэт скорбит о прошлом. Природа тоже находится в таком же смятении, ощущая одиночество, отчаяние. Выражение чувств человека через природу – одна из самых характерных особенностей поэзии Есенина.

И как приговор звучат последние строки стихотворения: “Скоро, скоро часы деревянные // Прохрипят мой двенадцатый час!”

Читайте также другие статьи о творчестве Сергея Есенина:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою, уйду бродягою и вором.

А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам,

И Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора.

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В “Черном человеке” он пишет трагические строки: “Друг мой, я очень и очень болен, сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер шумит в чистом поле, то ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь”. Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки (“в этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей”) говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью. Мне бы хотелось закончить свое очинение строками из его стихотворения “Мы теперь уходим понемногу”. Его слова- это дань Родине, потомкам: Много дум в тишине я продумал, Много песен про себя сложил, И па этой по земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

ТВОРЧЕСТВО С. А. ЕСЕНИНА.

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, “неисчерпаемую печаль” которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в “узком промежутке” старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина – “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор “Персидских мотивов” убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: “Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий”. С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время(“Преображение”, “Инония”, “Небесный барабанщик”), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: “Мать моя родина, я – большевик!” Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, “с крестьянским уклоном”, “больше стихийно, чем сознательно”. Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме “Инония” он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным “мужицким раем”. Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие, милые были. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она — дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. ч Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. В стихотворении «Письмо к женщине» Сергей Александрович исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него. ивите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. На такое самоотверженное чувство был способен только А. С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще — это борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь — это недостижимое и желаемое для поэта блаженство. Не глядя на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк, Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси. Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина. Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? Но и здесь поэт остается певцом России, патриотом родины, которая издали кажется ему еще милее и краше в своем неброском наряде. У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай. Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край?

Анализ стихотворения Есенина «Устал я жить в родном краю…»

В 1915 году молодой Сергей Есенин приехал в Петроград, где читал свои стихотворения Городецкому, Блоку и другим известным поэтам. Творческая интеллигенция Северной столицы с восторгом приняла новое дарование. Например, Блок называл стихотворения Есенина чистыми, свежими, голосистыми, из недостатков отмечая их многословность.

Первый же сборник «Радуница» сделал начинающего поэта настоящей знаменитостью.

В 1916 году в журнале «Северные записки» Сергей Александрович опубликовал «Устал я жить в родном краю…». В этом произведении

В стихотворении лирический герой с особой пристальностью и зоркостью вглядывается в лицо родной земли, начинает понимать высокую степень ее забитости и заброшенности. Так рождается неизбывная тоска, следствием которой становится тяга к асоциальному образу жизни: «Покину хижину мою, уйду бродягою и вором». Печаль, относящаяся к родине, впоследствии будет носить в стихотворениях то светлый, то мучительный, то умиротворенный характер.

Сергея Александровича нашли мертвым в конце 1925 года. Поэт повесился в ленинградской гостинице «Англетер», пребывая в глубокой депрессии. Незадолго до этого он проходил курс лечения в психоневрологической больнице. Последнее стихотворение Есенина — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано кровью, так как в номере «Англетера» якобы не оказалось чернил. Изначально других версий смерти, кроме самоубийства, не возникло.

Появились они в 1970-80-е годы. Зачастую в гибели поэта обвиняли сотрудников Объединенного государственного политического управления при СНК СССР. Вариант этот проник в массовую культуру. В частности, именно убийство демонстрируется в сериале «Есенин» 2005 года.

В настоящее время общепринятой версией смерти Сергея Александровича среди академических исследователей его творческого наследия остается самоубийство.

Дайджест:

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому. .

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа…» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей. .

Анализ стихотворения Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье…» В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой. В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время обвиняли литературных завистников, евреев, чекистов. .

Анализ стихотворения Есенина «К покойнику» В 1909 году Есенин приступил к обучению в церковно-приходской школе, находившейся в селе Спас-Клепики. Там он стал членом маленького дружеского кружка. Благодаря ему Сергей Александрович увлекся творчеством раннего Горького, идеями. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках. .

Анализ стихотворения Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница». Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления. По содержанию она получилась неоднородной. При. .

Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…» Начало 1920-х годов ознаменовалось для Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Поэт стремился быть полезным крестьянству, но не находил среди представителей этого сословия своих читателей. Послереволюционная деревня предпочитала. .

Анализ стихотворения Есенина «За горами, за желтыми долами…» Анна Алексеевна Сардановская — пожалуй, первая истинная любовь Есенина. Девушка приходилась родственницей Ивану Яковлевичу Смирнову — священнику села Константиново. Его дом на некоторое время стал вторым для будущего поэта. Кстати. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их. .

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «Капли» С 1909 по 1912 год Есенин учился в церковно-приходской школе, расположенной в Спас-Клепиках. Там он был членом небольшого кружка Григория Панфилова — своего хорошего друга. Участники этого импровизированного объединения сильно. .

Анализ стихотворения Есенина «Прощай, родная пуща…» Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того времени настоящим глотком свежего воздуха. .

Анализ стихотворения Есенина «О верю, верю, счастье есть!…» Есенин писал, что чувство Родины — основное в его творчестве. Действительно, большинство написанных им стихотворений так или иначе посвящены России. По словам Сергея Александровича, без этой темы он не был. .

Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари…» Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал. .

Анализ стихотворения Есенина «Сосна и река» Во время получения образования в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Спас-Клепики, Есенин подружился с Гришей Панфиловым — сыном местного приказчика, учившимся на год старше. Будущий поэт часто бывал у него. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «Никогда я не был на Босфоре…» В 1921 году Есенин совершил путешествие в Среднюю Азию, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Поездка в Туркестан — первое соприкосновение поэта с богатой восточной культурой и природой. Впоследствии она. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Мой путь Есенина

Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа» Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной. Она владела имением в Константинове — родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось. .

Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и. .

Анализ стихотворения Есенина «Не гляди на меня с упреком…» В ноябре 1925 года Есенин поступил на лечение в психиатрическую клинику 1-го Московского университета. Руководил заведением профессор Петр Борисович Ганнушкин — знаковая фигура психиатрии того времени. Сергею Александровичу действительно была. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения С. А. Есенина Письмо матери » Сочинения, ЕГЭ: по плану, с цитатами Стихотворение «Письмо матери» Сергей Есенин написал после долгих лет разлуки с отчим домом. .

Любовь к родному краю Сергея Есенина Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову — одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «Я иду долиной. На затылке кепи…» В ночь с девятого на десятое июля 1925 года Есенин уехал из Москвы на родину — в село Константиново. Пробыл он там меньше недели. Погода стояла сухая и тихая. Деревенские. .

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…» В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после. .

Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача!…» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его младшей сестры. Значительную часть этого времени поэт предпочел провести вне. .

Анализ стихотворения Есенина «Голубая кофта. Синие глаза…» Согласно свидетельству Софьи Андреевны Толстой, третьей и последней супруги Есенина, в октябре 1925 года он увлекся созданием небольших стихотворений. В итоге на свет появились около десятка коротких произведений, состоящих из. .

Анализ стихотворения Есенина «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» Стихотворение «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» датировано августом 1925 года. Вероятно, оно вдохновлено июльской поездкой Есенина в родное село Константиново, что в Рязанской губернии. Согласно воспоминаниям сестры поэта, прожил. .

Анализ стихотворения Есенина «О муза, друг мой гибкий…» Точная дата написания стихотворения «О муза, друг мой гибкий…» до сих пор неизвестна. Большинство исследователей склоняются к двум вариантам — 1917 и 1918. В произведении нашли отражение искания группы так. .

Анализ стихотворения Есенина «Лисица» Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших — причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием. .

Анализ стихотворения Есенина «Небесный барабанщик» Отношение Есенина к власти большевиков со временем менялось. Изначально оно было сугубо положительным. Сергей Александрович признавался, что в 1917 году он находился на стороне Октября, хотя и воспринимал происходящие события. .

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна…» Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в. .

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха» В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где. .

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего. Рефрен о скорой. .

Тема родины в лирики С. Есенина
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина; рассмотреть особенности художественного мира поэта; формировать умение вести диалог, отстаивать собственное мнение; .

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_rodiny_v_lirike_esenina.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина

Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина;

рассмотреть особенности художественного мира поэта;

формировать умение вести диалог, отстаивать собственное мнение;

учить владеть речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира

развивать навыки анализа лирического стихотворения, выразительного чтения;

развивать художественный вкус;

воспитывать нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным

Оснащение урока: презентация «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина», видеоклипы с записями стихотворений Есенина, песен на стихи поэта.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

1. Организационный момент .

(Приём «Яркое пятно»)

Показ видеоклипа с записью стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная….»

– Какие чувства вызывает стихотворение?

– Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

– С чем ассоциируется слово «Родина» для вас?

2. Постановка проблемного вопроса.

– Как изменялась тема Родины в творчестве С.Есенина? С чем это связано?

Пути решения проблемного вопроса:

Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий, образов, своеобразия художественного мира поэта.

3. Беседа. Анализ стихотворений.

– Какова же Родина в ранней лирике поэта?

Работа по содержанию стихотворения «Гой ты, Русь моя родная….»

– Каков центральный образ стихотворения?

– Почему именно Русь, а не Россия, Родина?

(Есенин упоминает Русь патриархальную. Для него это родной рязанский край, который он бесконечно любит. Это бескрайняя земля, над которой простирается огромное голубое небо, даже, скорее, синее: «не видать конца и края – только синь сосёт глаза»)

– Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?

( «хаты – в ризах образа» – он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом; церковь в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник.

Каждая подробность вызывает нежность поэта. Всё это – родное для него.)

– Какие строки стихотворения отражают его основную мысль?

– Какие чувства переполняют поэта?

(Даже на рай Сергей Есенин не променяет свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей)

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Край любимый. » Беседа.

(Реализация домашнего задания)

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Что необычного в любви, которую испытывает герой этого стихотворения?

(Радостное признание, ярко выраженное желание – слиться с любимой природой)

– С чем связано обилие религиозных образов в стихотворении?

(С истоками в семье Есениных)

– Какие строки завершают стихотворение? С каким чувством нераздельна радость приятия красоты родных мест?

(С острым чувством тоски, предчувствием краткости жизненного пути)

– Какая Русь в ранних стихах Есенина? (Богомольная)

– С какой целью поэт использует религиозные образы в поэзии?

(Он обожествляет природу, Родину. В этом скрытый духовный смысл: счастлив поэт именно здесь, в родном краю, любовь к которому даёт поэту силы, ощущение счастья)

– Каким кажется заключительный вывод?

(Всё хорошо в родном краю!)

– Какую родину прославляет поэт?

( Именно рязанский край, крестьянскую Русь)

Любовь к родному краю

– Итак, всё хорошо, а зачем тогда покидать родной край?

(Страстная жажда нового, поиск истины побуждают поэта покинуть родные места)

Учитель: Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в неё, тосковать о ней, о доме, о родных.

Наша задача – выяснить, изменяется ли с годами облик Родины для С.А.Есенина или он всё-таки остаётся неизменным? С чем это связано?

(Прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…») Беседа.

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Каков центральный образ стихотворения?

– Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери, родных местах?

– Каков заключительный образ стихотворения?

(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. Первое, что он предложил сестрам – посадить клен)

– Как вы думаете, изменилось ли отношение поэта к Родине? Докажите.

Учитель: Время не стоит на месте, оно неумолимо бежит вперёд. Жизнь поэта полна испытаний, переживаний.

– Вспомните, как относился Есенин к революции?

( “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.

Да здравствует революция
На земле и на небесах!)

– А что значит «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном»?

– Отражаются ли в поэзии новые черты, рождённые революционной действительностью?

(Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране)

Чтение отрывка из стихотворения «Сорокоуст»

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

– Что происходит в деревне?

(Ломка частного хозяйства, деревни, патриархальных устоев. Побеждает «железный конь»)

– Символом чего является жеребёнок?

(Старой патриархальной Руси)

– Как происходило постижение «коммуной вздыбленной Руси»? Почему?

(Тяжело и болезненно, так как «железный гость» губит красоту родной земли, нарушает привычный уклад.)

Беседа по содержанию стихотворения «Русь советская»

– Спустя восемь лет поэт возвращается на Родину. Что он видит? Изменились ли родные края? Что чувствует поэт?

– Принимает ли поэт изменения, произошедшие на родине?

Как есть всё принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

– Каким показан лирический герой?

(Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств. Он проявляет смирение перед приходом нового времени, сменой поколения)

– Что переживает он в душе?

– Чего он не может понять?

(«куда влечёт нас рок событий»)

– Какую цель он ставит перед собой?

(Служение Родине. Воспевая ее в поэзии, тем самым он проявляет себя как настоящий патриот)

– Какую Родину хочет воспеть поэт?

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

– Изменяется ли отношение Есенина к Родине?

(Нет, любовь к Родине (Руси) навсегда!)

– Становится ли шире взгляд поэта на Родину?

Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином страны Советов)

(Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

Беседа по содержанию стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

– Какова главная тема стихотворения?

(Глубокая, выстраданная любовь к Родине)

– Что чувствует поэт, созерцая красоту родной природы?

– Как относится он к происходящему?

(Принимает жизнь такой, какая она есть)

– В каких строках говорится о серьёзных изменениях, произошедших в жизни, во взглядах поэта?

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы…

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой судьбы

– Как вы думаете, каков идеальный образ Родины для Есенина?

(Это патриархальная, Голубая Русь)

– И зменялась ли тема Родины в творчестве С.Есенина?

–Какова эволюция темы Родины в творчестве Есенина?

Родина в изображении Есенина не была чем-то неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он стремился понять окружающую действительность, найти своё место в жизни. И это постижение Родины было трудным и болезненным. Любовь к родному краю «мучила и жгла» поэта. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, “любовь к родному краю”- такова эволюция темы Родины в творчестве Есенина

Самой сильной, может быть, единственно сильной любовью.

– Что было главным для С Есенина?

«Россия,- с восхищением произносил С.А.Есенин.- Россия, какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то»

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения Т.Зубкова Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола.

Березы – сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села:

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и в дали,

Как во поле колышутся колосья

России все и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике ему горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, –

России стихотворная душа.

Прослушивание песни на стихи С.Есенина

– А каково отношение к сегодняшней России?

– О чём зачастую забываем мы с вами?

7. Задание на дом

1. Выучить наизусть (по выбору) одно из стихотворений С.Есенина

2. Прочитать и проанализировать стихотворение «Возвращение на Родину»

3. Написать мини-сочинение на тему «Моя Родина» (по выбору учащихся)

«Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли, – стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, чтобы присесть, отдохнуть, подумать о том, кто я, человек, на земле этой есть, что я должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.»

«… Для меня нет дороже минуты, когда я открываю книги Есенина, оказываюсь в мире чутком, тревожном и добром, в мире, написанном такими красками, каких до него не знал ни один художник. С Есениным и радость звонче, и горе легче».

Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

Литературное направление и жанр

Есенин обладал талантом описывать родную природу так, как до него не описывал её никто. Сразу после окончания школы 17-летний юноша уехал из села Константиново Рязанской губернии в Москву и работал в мясной лавке, в типографии. Вся дальнейшая жизнь поэта была связана с большими городами (в 1916 г. он переехал в Петербург). Тоска по родине, по деревенской жизни отражена в его стихах. В 1914 г. Есенина ещё не опекал крестьянский поэт Клюев, а с группой новокрестьянских поэтов он познакомился только в 1916 г. Так что ранняя лирика Есенина формально не принадлежит ни к одному из существующих в начале 20 в. литературных направлений. В стихотворении «Край любимый» проявились тенденции, которые впоследствии определили принадлежность поэта к определённым направлениям и группам. Яркая образность и метафоричность стали основой так называемого имажинизма, а крестьянская тематика сделала Есенина через несколько лет популярным крестьянским поэтом.

Жанр стихотворения «Край любимый» — пейзажная лирика. Лаконичное рассуждение в финале о жизненном предназначении позволяет говорить об элементах философской лирики в пейзажном стихотворении.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой заброшенный.
История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно рознится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.

Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.

Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.

Жанр – пейзажное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.

Метафоры – “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.

Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.

Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”

Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый». Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли. Употребление однокоренных слов (тайна и затаил) подчёркивает важность этих мыслей.

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом . В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор о. Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов . «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысле­ния собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три стро­фы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, ти­хий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «крот­кие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счас­тье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и уми­ротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссо­нансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».

В начале своей литературной карьеры Есенин выступал со стихами, разряженный в чрезвычайно нарядный костюм. По воспоминаниям Михаила Бабенчикова, «Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул: „Что, не похож я на мужика?“». Тем не менее именно в таком «ненатуральном» одеянии он завоевал славу «крестьянского поэта» и покорил Петроград.

Это произошло в эпоху, когда тема деревни практически ушла из поэзии: после отмены крепостного права поэты стали меньше жить в деревнях и меньше знать крестьянскую жизнь. Образ мужика стал мифологизироваться: от выходца из деревни стали ждать новой, религиозной правды. На волне этих ожиданий в общественной жизни России появился Распутин, а в литературной — сначала Николай Клюев, а затем и Есенин.

«Он, с одной стороны, был этот самый русский мужик, несший религиозную правду. С другой стороны, Есенин говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве, о чем он никому не рассказывал в Петрограде, и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием».

Рассмотрим стихотворение Есенина 1914 года:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы, кроткие монашки.

Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Читая первую строфу, городской читатель, с одной стороны, все понимает, а с другой — испытывает легкий дискомфорт, на который Есенин и рассчитывает. Например, слово «зеленя» — одновременно и незнакомое, и в то же время интуитивно понятное. Вторая черта тонкой работы Есенина — это ненавязчивые религиозные вкрапления. Зеленя «стозвонные», то есть напоминают церковные колокольни.

«Дальше более прямо: И вызванивают в четки / Ивы, кроткие монашки

. Деревья становятся монашками. Пространство, окружающее поэта — лес, поле, — становится средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в ивах монашек — а вы, городские читатели (это не говорится, но, видимо, подразумевается), не различаете».

При этом строки С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли

абсолютно модернистские: их можно было бы легко встретить у Александра Блока или Андрея Белого. В последних строках происходит проекция собственной судьбы на судьбу Христа, но без трагизма, свойственного модернистам.

По работе Есенина с черновиками видно, что изначально в этих стихах религиозные метафоры были более явными, однако затем поэт их сгладил. Зачем?

«Чтобы этот религиозный пантеизм, которым полны все его ранние стихи, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, который обладает загадкой, которую всем вам еще только предстоит решить».

Олег Лекманов

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

«Закружилась листва золотая…»

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость, Все любя, ничего не желать?

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом с немногочисленными пиррихиями. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
Ссылка на основную публикацию