Анализ стихотворения В хате Есенина

Анализ стихотворения В хате Есенина

Как известно, особенностью Есенина была молодость в деревне. Он только в довольно зрелом возрасте познал радости большого города, а рос довольно уединенно, впитывая в себя природу, особенности деревенского быта. Именно поэтому у поэта был большой багаж образов и знаний, которые позволяли плести стихотворные узоры и ткать красивые рисунки о простом и деревенском.

Безусловно, стихотворения Есенина о деревне – не просто красивые слова или грезы явившиеся к нему. В этих образах, в этом укладе он видит нечто ценное в самом глубоком онтологическом смысле. Подобное движение и статика бытия являются сами по себе красивыми и истинными, они способны раскрывать душу.

Стихотворение В хате описывает именно такое сочетание статики и динамики деревенского уклада. Рассказчик как бы незримо присутствует в самом произведении и становится частью каждого эпизода и каждого действия. Конечно, судя по словам «Мать с ухватами не сладится» мы можем предположить о каких-то детских воспоминаниях поэта и в этом есть смысл, но также смысл есть и в другом.

Безусловно, стихотворение представляет собой синтетический образ, который основан на воспоминаниях не какого-то отдельного положения дел, но совокупности воспоминаний и образов. Соответственно, читатели могут увидеть, хотя и довольно естественный, но все-таки собирательный образ, который передает не только конкретные детали, но и как бы общее ощущение. Такие хаты раньше были повсюду на Руси, со множеством подобных деталей и, главное, с похожим духом, который там незримо обитал.

Возвращаясь к теме динамики-статики, следует обратить внимание как автор перемежает действие и описание ощущения или замершей картинки. Драчены пахнут, квас в дежке, но далее двигающиеся тараканы. Потом сажа вьется, а шелуха лежит, кот крадется, а молоко стоит, куры квохчут, а оглобли стоят.

Благодаря этим штрихам читатель может нарисовать для себя более-менее подробную картину, которая с одной стороны чем-то похожа на фотографию, но с другой стороны двигается и развивается. При этом во всем мы видим стабильность и укорененный уклад. Ведь, например, квохчущие куры, хотя и ходят по двору, в действительности никуда не идут, суть куриц заключается просто в ежедневном топтании земли, суть щенков в том, чтобы тоже где-то ползать и такое действие-бездействие создает ощущение чего-то стабильного и неизменного.

Вариант 2

Больше всего на свете Есенину нравилось описывать обычную природу или природу, которая находится в деревне. А также все бытовые проблемы и дела. Данное произведение было написано в 1914 году.

Как только оно появилось в печати, то критики практически сразу же взялись осматривать и тщательно вчитываться в текст. И в итоге он получил высокую оценку. Здесь был показан новый образ, который раньше никем из поэтов не был включен. Также здесь были применены диалекты и новые слова. Многие были очарованы им, потому что оно было непосредственное и необыкновенное, да к тому же очень красочное и красивое. И его совсем не стыдно читать, ведь в нем нет различных пошлых или вычурных слов.

В этом произведении описываются совершенно обычные вещи, которые делает каждый крестьянин. Автор может подметить даже самые мелкие и крошечные детали, которые не может разглядеть другой поэт, а также красочно его описать. Как уже всем понятно, что в доме живут не только люди, но и звери. Сначала здесь описывается хозяйка дома. А потом ее единственный сожитель, которым является кот.

Немного попозже все действия переходят в ограду, где имеется большое хозяйство. Там постоянно и не переставая, кричат курицы и поют петухи, хрюкают и визжат свиньи. По двору бегают маленькие щенки и залезают в каждый угол. Автору все это очень нравится и поэтому в этих словах показана вся любовь и искренность.

Обычно люди здесь живут небогато, да им и не нужно это богатство. Больше всего на свете им нравится трудиться, а потом кушать все, что выращено своими руками. Они каждый год выращивают своими руками хлеб, а потом собирают его. Именно им известна настоящая цена хлеба.

В некоторых местах имеются не совсем обычные слова, и для того чтобы понять что автор имел в виду нужно посмотреть его обозначение в словаре.

Про деревню Есенин написал огромное количество разных стихотворений. Кроме этого в этом же произведении он описывает Октябрьскую революцию. Сначала его все устраивает, и ему даже нравятся люди, которые принялись управлять нашей страной. Вот только потом все меняется, ведь он видит их отношение не только к людям, но и к стране.

Анализ стихотворения В хате по плану

В хате

Возможно вам будет интересно

Все позднее творчество Афанасия Фета полностью связано с Марией Лазич, очаровательной девушкой, которая полностью завоевала сердце поэта. Но он выбрал состоятельную жизнь, поэтому женился на совершенно другой женщине

Произведение является составной частью лирического творчества поэтессы, посвященного детям. Композиционная структура стихотворения отличается простотой и ясностью и состоит из пяти четверостиший

Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон

Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью – Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы

Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может. ». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

Анализ стихотворения Есенина В хате

Анализ стихотворения «В хате» Есенин

«В хате» (1914). В стихотворении каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, которые являются частью малой

родины поэта: сажа над заслонкою, парное молоко, «квохот» беспокойных кур, «щенки кудлатые». Лирический герой раство­ряется в деревенской жизни, для него каждое мгновение имеет особый смысл, поэтому ничего не остается без внимания. Поэта привлекают самые обыденные вещи:

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.

На этой странице искали :
  • в хате есенин анализ
  • анализ стихотворения есенина в хате
  • есенин в хате анализ
  • анализ стихотворения в хате
  • анализ стихотворения в хате есенин

Анализ стихотворения Есенина «В хате»

Анализ стихотворения Есенина «В хате»

Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.

Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор — место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме — хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, — старому коту.

Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь — квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.

Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка — это кадушка для теста, кваса; драчены

— запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица — зола; махотка — горшок, в котором хранится квас или молоко.

К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.

Сочинения по темам:
  1. Анализ стихотворения Есенина «Лисица» Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших — причем не только об.
  2. Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина —.
  3. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего.
  4. Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений.
  5. Анализ стихотворения Есенина «До свиданья, друг мой» Это стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания», стало последним стихотворением этого замечательного и знаменитого поэта. Сергей Есенин его написал.
  6. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть» В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович.
  7. Анализ стихотворения Есенина «Каждый труд благослови, удача» В начале июля 1925 года Есенин поехал в родное село Константиново, где прожил около недели, о чем свидетельствуют воспоминания его.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «В хате»

«В хате» С.Есенин

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения Есенина «В хате»

Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.

Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, — старому коту. Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.

Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.

К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.

«В хате», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян. Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.

Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос жизни», произведение не было озаглавлено. Длительное время стихотворение называли по первой строчке: «Пахнет рыхлыми драчёнами…». но потом оно получило заглавие «В хате».

Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нём объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, лёгкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.

Сюжет, композиция, тема стихотворения

В стихотворении автор описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян. Автор и лирический герой едины. Поэт говорит о матери в третьей строфе, просто отмечая, насколько тяжела была работа крестьянки.

Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.

Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.

Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.

Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.

Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.

Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем. но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.

Художественные средства изобразительности

Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика. Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение. Драчёны, дёжка, печурка, ухваты, махотка, соха – все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.

Всё в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с лёгкостью сумеет всё представить в картинках.

Интересно, что происходящее передаётся в динамике, движении. Это придаёт стихотворению ещё большую реалистичность. Тараканы лезут. сажа вьётся. мать нагибается. кот крадётся. щенки заползают. Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет всё это «пугливой шумотой». Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.

Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано лёгким слогом, ярким и образным, характерным для поэта. Здесь всё просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на её языке.

Читайте также:  Анализ стихотворения Голубая да веселая страна Есенина

В хате
Стихотворение Сергея Есенина

Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низк о . Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.

Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы.
Москва: Детская литература, 1971.

Другие стихи Сергея Есенина

Послушать стихотворение Есенина В хате

«В хате», анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян. Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.

Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос жизни», произведение не было озаглавлено. Длительное время стихотворение называли по первой строчке: «Пахнет рыхлыми драчёнами…», но потом оно получило заглавие «В хате».

Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нём объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, лёгкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.

Сюжет, композиция, тема стихотворения

В стихотворении автор описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян. Автор и лирический герой едины. Поэт говорит о матери в третьей строфе, просто отмечая, насколько тяжела была работа крестьянки.

Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.

Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.

Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.

Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.

Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.

Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем, но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.

Художественные средства изобразительности

Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика. Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение. Драчёны, дёжка, печурка, ухваты, махотка, соха – все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.

Всё в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с лёгкостью сумеет всё представить в картинках.

Интересно, что происходящее передаётся в динамике, движении. Это придаёт стихотворению ещё большую реалистичность. Тараканы лезут, сажа вьётся, мать нагибается, кот крадётся, щенки заползают. Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет всё это «пугливой шумотой». Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.

Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано лёгким слогом, ярким и образным, характерным для поэта. Здесь всё просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на её языке.

Анализ стихотворения «В хате» Есенина С.А.

Анализ стихотворения

«В хате» Есенина С.А.

Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян. Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.

Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос жизни», произведение не было озаглавлено. Длительное время стихотворение называли по первой строчке: «Пахнет рыхлыми драчёнами…», но потом оно получило заглавие «В хате».

Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нём объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, лёгкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.

Сюжет, композиция, тема стихотворения

В стихотворении автор описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян. Автор и лирический герой едины. Поэт говорит о матери в третьей строфе, просто отмечая, насколько тяжела была работа крестьянки.

Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвёртой строфе описывается двор с петухами.

Всё стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнаёт из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.

Сначала предстаёт образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчён, кваса. Здесь же мы видим точёные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие. Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.

Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Всё это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается. У старого кота тоже своё дело. Он крадётся к парному молоку.

Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с лёгкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.

Стихотворение имеет перекрёстную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвёртой. Написано стихотворение хореем, но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.

Художественные средства изобразительности

Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика. Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение. Драчёны, дёжка, печурка, ухваты, махотка, соха – все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.

Всё в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с лёгкостью сумеет всё представить в картинках.

Интересно, что происходящее передаётся в динамике, движении. Это придаёт стихотворению ещё большую реалистичность. Тараканы лезут, сажа вьётся, мать нагибается, кот крадётся, щенки заползают. Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет всё это «пугливой шумотой». Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.

Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано лёгким слогом, ярким и образным, характерным для поэта. Здесь всё просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на её языке.

«В хате» анализ стихотворения Сергея Есенина

Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии». Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян.

Здесь читатели могут увидеть все «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живет этой жизнью.

Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубликовали в журнале «Голос

Современники поэта отмечают, что именно данное произведение Сергей Есенин любил читать. В нем объединились яркие черты творчества автора: оригинальный слог, легкий и образный язык, тема деревни и трогательное отношение к животным, запоминающиеся детали и экспрессивные определения.

Сюжет, композиция, тема стихотворения

В стихотворении автор описывает деревенский быт, предметы в хате, обычную жизнь крестьян. Автор и лирический

Композиция стихотворения линейная, произведение носит описательный характер. Поэт рассказывает о быте в крестьянской хате, хотя и «за порог» тоже выходит: в четвертой строфе описывается двор с петухами.

Все стихотворение укладывается в пять небольших строф, но читатель узнает из него очень многое, может ярко представить себе в картинках деревенскую жизнь.

Сначала предстает образ деревенской нехитрой еды: рыхлых драчен, кваса. Здесь же мы видим точеные печурки и прячущихся в пазах тараканов. Они считались жильцами изб по праву и символизировали относительное благополучие.

Известно, что в новую избу тараканов брали с собой, а не оставляли погибать.

Затем читатель может узнать, как готовится пища. Образы заслонки с сажей, печки, солонки на лавке со скорлупой яиц дают представление о быте. Все это делается женскими руками. Читатели будто воочию могут увидеть мать лирического героя, которая не в силах сладить с ухватами и низко сгибается.

У старого кота тоже свое дело. Он крадется к парному молоку.

Во дворе квохчут куры, поют петухи. В углах избы прячутся кудлатые щенки. Каждый читатель с легкостью ощутит себя в обстановке деревенского быта, прочитав это яркое, наполненное многочисленными деталями и запоминающимися образами стихотворение.

Стихотворение имеет перекрестную рифму: первая строчка рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. Написано стихотворение Хореем, но при этом на последний слог тоже часто падает ударение.

Художественные средства изобразительности

Стихотворение «В хате» привлекает множеством слов, которые уже во времена Есенина были известны далеко не всем. Это специфическая деревенская лексика. Когда поэт читал это произведение, он пояснял многие слова, поскольку присутствующие даже не представляли себе их значение.

Драчены, дежка, печурка, ухваты, махотка, соха — все эти слова придают стихотворению особое обаяние, максимально приближают читателя к деревенскому быту.

Все в этом стихотворении описано у Есенина очень ярко и образно, при этом основным принципом построения текста становится максимальная лаконичность. Здесь нет множества определений, сложных для восприятия символов. При этом читатель с легкостью сумеет все представить в картинках.

Интересно, что происходящее передается в динамике, движении. Это придает стихотворению еще большую реалистичность. Тараканы Лезут, сажа Вьется, мать Нагибается, кот Крадется, щенки Заползают. Мы можем даже услышать звуки: квохтанье кур, пение петухов, шум ухватов, шорохи и потрескивание. Сам автор называет все это «пугливой шумотой».

Именно этот яркий образ-символ, включающий в себя окказионализм поэта «шумота», становится в произведении центральным.

Читая стихотворение Сергея Есенина «В хате», каждый сумеет окунуться в деревенский быт, представить себе неповторимую атмосферу крестьянской хаты. Произведение выдержано в едином стиле. Оно написано легким слогом, ярким и образным, характерным для поэта.

Здесь все просто, лаконично, доступно и в то же время своеобразно, а специфическая лексика позволяет нам читать о деревне на ее языке.

Толстая Т. биография ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА — русская писательница. Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец — академик-филолог Никита Толстой, деды — писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974 окончила отделение.

Нежная тварь или бродячий скот? 1. Историко-библиографическая справка. Рассказ «Хамелеон» появился в журнале «Осколки» № 36 в 1884 году с подзаголовком «Сценка». Восьмидесятые годы были для Чехова очень плодотворными — в это время он написал.

Антуан де Сент-Экзюпери биография Антуан де Сент-Экзюпери соединил в жизни и творчестве полет профессионального летчика с полетом фантазии писателя, отразив в своих книгах художественное повествование о самых обычных романтиках неба. Гуманист и философ, он.

Сочинение-миниатюра по картине в. И. Сурикову взятие снежного городка Картина создавалась в Красноярске, где живописец прожил почти полтора года. До этого, в 1887 году, Сурикова постигло несчастье: у него умерла жена. Потеря любимого человека на время отвратила художника от.

Сочинение по картине Серебряковой Карточный домик В творчестве З. Е Серебряковой одну из ведущих ролей играет полотно «Карточный домик». Она написала это полотно в 1919 году. На картине изображены 4 ребенка, строящие домик из карт. По.

Синтаксис что изучает и зачем нужен в русском языке Синтаксис — это раздел языкознания, изучающий, как и с помощью чего слова и формы слов соединяются в словосочетания и предложения, как из простых предложений образуются сложные. Синтаксис включает типологию словосочетаний.

Конспект урока по технологии «Домашний бюджет» 8 класс Учитель технологии: Ананко Т. В., СШЛ №23 г. Актобе. Тема: Домашний бюджет. Цель: Научить правильному планированию домашнего бюджета. Задачи: Познакомить с потребностями семьи, бюджетом семьи с правилами покупки товаров. Воспитывать.

УЧЕБНЫЕ-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫЕ-ПОЛЕВЫЕ СБОРЫ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ АВТОР ПРОГРАММЫ: ОЗЕРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Учитель физической культуры МБОУ гимназии № 5 Г. Усть-Лабинска Краснодарского края ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с.

Тиждень англійської мови в школі Підведення підсумків тижня «Англійської мови» Вивчення англійської мови — процес складний, але багатогранний і цікавий. Але варто замислитись, що саме англійська мова є неповторним засобом спілкування між людьми різних національностей.

Географічні диктанти для 10 класу Географічний диктант за темою Політична карта світу І-варіант Відповіді ІІ-варіант 1 Держава 10 2 Колонія 9 3 Країна 8 4 Монархія 7 5 Республіка 6 6 ООН 5 7 Геополітика.

Сочинение на тему Как я провожу день или Мой день Просыпаюсь я обычно рано около 7 часов утра. Заправляю кровать, умываюсь и делаю зарядку. После этого завтракаю и отправляюсь в школу. Чтобы идти было не скучно по дороге я захожу.

Конспект урока по истории «Образование государства карлуков» 7 класс Урок № 5 .история Казахстана. 7 класс Тема урока : Образование государства карлуков. Цели урока : Образовательные: познакомив учащихся с историей образования государства карлуков, выработать представление о социально-экономическом, культурном развитии.

«О Муза! Я у двери гроба!» анализ стихотворения Некрасова История создания Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание.

Андрей Платонович Платонов биография Андрей Платонович Платонов родился 16 августа 1899 года в Воронеже и был старшим ребенком в многодетной семье. Его отец — машинист паровоза и слесарь. Мать занималась хозяйством. Детей она рожала.

Анна Снегина, краткое содержание Действие происходит на рязанской земле в период с весны тысяча девятисот семнадцатого по 1923 г. Повествование ведется от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передается через отношение к ним.

«Запели тесаные дроги…» анализ стихотворения Есенина История создания Стихотворение «Запели тесаные дроги…» было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете «Биржевые ведомости» за 17 апреля 1916 г. Оно не раз.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мои мечты Есенина

«Белая береза» анализ стихотворения Есенина С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и балалайку. Да еще медведей, которые якобы ходят по нашим улицам.

Рабочая программа «Операционные системы по специальности Программирование в компьютерных системах» Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Нижегородский экономико-правовой колледж Им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Специальность 230115 Программирование.

Конспект урока по истории «Начало правления Ивана IV» 6 класс Предмет: История Тема урока: Начало правления Ивана IV Класс: 6 ФИО: Безбородых Ольга Владимировна Место работы: МОУ СОШ №3 Должность: учитель истории и обществознания. Дата разработки: май 2015 год Г.

Ответ читателю Письмо нашего читателя Г. Яковлева вызвало у членов редакции и у тех педагогов, которых мы успели познакомить с ним до публикации, противоречивые чувства. Мы решили напечатать его, сопроводив своим комментарием;.

Вікторина до дня рідної мови «Найкращий знавець» 1. Скільки букв в українському алфавіті? 2. Скільки голосних в українській мові? 3. Який знак в українській мові не є розділовим? 4. Назвіть останній відмінок української мови. 5. Поставте займенник.

ПОДАРУЙМО ДИТИНІ РАДІСТЬ СПІЛКУВАННЯ! Поради для батьків Ваше мовлення є взірцем для наслідування, тому воно має бути завжди правильним. Стежте за мовленням дітей, своєчасно виправляйте недоліки. Не повторюйте за дитиною неправильної вимови звуків. Головними.

Анализ произведения Олеся Куприна В конце девятнадцатого века А. И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов.

Краткая биография и анализ творчества Эмиля Золя Писатель Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже и рос в итальянско-французской семье. Свое детство и школьный период Эмиль провел в Экс-ан-Провансе. Когда ему еще не исполнилось 7.

«Россия Н. В. Гоголя» Эта выставка, также посвященная 200-летию писателя, открыта До 3 июля в Государственном Историческом музее. Надо заметить, что гоголевские выставки здесь проходили и прежде — в 1902, 1909 и в 2007-м.

«Парус» анализ стихотворения Лермонтова Знаменитое стихотворение «Парус» написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус.

Увага діти на дорозі Шановні батьки! Головна роль у безпеці малюка на дорозі приділяється вмінню переходити вулицю. Проїжджа частина й тротуар є найнебезпечнішими для дитини ділянками. Якщо вдома, надворі, у саду ми ще можемо.

Сочинение моя будущая проффессия биснесмен То ты собираешься делать в жизни, какой путь выберешь, кем станешь? — серьезно начинаешь над этим задумываться уже в седьмом-восьмом классе. Вообще-то вопрос «кем будешь?» звучит с самого детства. Взрослые.

Технологическая карта урока математики Тема: Сравнение трехзначных чисел Технологическая карта урока математики Тема: Сравнение трехзначных чисел. Тип урока: Открытие новых знаний. Деятельностная цель: Способствовать формированию умений сравнивать трехзначные числа Содержательная цель: Сформировать умения сравнивать трехзначные числа Планируемые результаты.

Амаду Ж. биография Родился 10 августа 1912 в Ильеусе , сын мелкого плантатора. Писать начал с 14 лет. В ранних романах Страна карнавала , Мертвое море , Капитаны песка описывал борьбу трудящихся за.

Урок по теме : «Можно» и «нельзя» реальной жизни Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная общеобразовательная школа — интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Тема: «Можно» и «нельзя» реальной жизни. Составила и провела: воспитатель Гусева Н. Р.

Урок для 9 класса по теме: «Exam Fever» Граур Любовь Герасимовна ГБОУ 179 г. Санкт-Петербург Учитель английского языка Урок обобщения и систематизации знаний по английскому языку в 9 классе С Использованием здоровьесберегающих технологий. УМК » New Millennium ».

Конспект НОД по этикету с детьми средней группы Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Мы идем в гости» Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с №47 Колпинского района Кузьменкова Виолета Николаевна Цель: формировать знания и навыки по.

Гео Милев Гео Милев крупнейший антифашистский поэт, критик, переводчик, редактор, издатель. В литературу он пришел очень рано и, стремясь ко всему новому, прошел сложный путь увлечений сначала символизмом, потом экспрессионизмом. В 1915.

Система впровадження програми «Впевнений старт» Упровадження програми розвитку дітей старшого дошкільного віку «Впевнений старт» На виконання наказу Міністерства освіти і науки України від 23.11.2010 № 1111 «Про впровадження програми розвитку дітей старшого дошкільного віку «Впевнений.

Сочинение на тему Моя будущая профессия дизайнер С самого детства каждый человек мечтал о том, чтобы в будущем получить какую-либо профессию. Мечты у всех были абсолютно разные: кому-то по нраву приходились технические профессии, вроде инженера или архитектора.

Урок у 3-А класі з вивчення правил дорожнього руху Мета : розширити знання дітей з правил дорожнього руху, правил переходу проїжджої частини, із сигналами світлофора, познайомити з правилами безпечної поведінки на зупинках та правилами посадки в громадський транспорт, розвивати.

«Быть знаменитым некрасиво…» анализ стихотворения Пастернака Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» , по иронии судьбы, знаменито, как и сам ее автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного.

Лиза Болконская — характеристика персонажа Произведение: Война и мир Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют «маленькой княгиней». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по.

Урок — гра «Найрозумніший і найкмітливіший « Урок — гра «Найрозумніший і найкмітливіший « Урок — гра для учнів 8 класів ЗОШ № 30 Вчитель хімії та біології Кожевник А. В. Гра «Найрозумніший і найкмітливіший» Мета: оцінити.

Сейчас вы читаете: «В хате» анализ стихотворения Сергея Есенина

Диалектизмы в стихотворении С.А. Есенина «В хате»

Лирика Сергея Есенина представляет собой одно из наиболее интересных явлений русской литературы. Ещё с детства каждый из нас с наслаждением читал самобытные стихи этого поэта. От произведений Есенина веет до боли родным, русским… Кто ещё смог так искренне и просто воспеть русскую природу, русский народ, русскую деревню с их неординарным, ярким мышлением, языком, бытом? Но для полного и глубокого осмысления творчества поэта необходимо тщательно изучить язык его стихов, в частности, диалектизмы. Именно поэтому и необходимо провести анализ поэтической речи Сергея Есенина.

Актуальность нашего исследования заключается в изучении проникновения диалектизмов в общелитературный язык (это явление довольно редкое, но случаи такого перехода встречаются и основываются на традициях и других факторах), чтобы наиболее полно прочувствовать мировоззрение поэта и специфику его поэтической речи.

Предметом нашей работы является диалектная лексика, её употребление и разновидности, объектом – стихотворение С.А. Есенина «В хате».

Целью нашего исследования является анализ семантики диалектизмов лишь в одном стихотворении Есенина, их тематические группы, выявление ассоциаций, возникающих в контексте.

Как следствие из поставленной цели перед нами сразу же встают следующие задачи :

1) дать определение и характеристику диалектизмов, разделить их на тематические группы и определить их семантические функции в произведении;

2) описать и оценить своеобразие языка С. Есенина;

3) уделить особое внимание употреблению С. Есениным диалектной лексики в связи с раскрытием наиболее ярких образов.

В нашем исследовании были использованы следующие методы работы :

1) описательный (описание диалектной системы языка; описание общих особенностей языка Есенина);

2) метод сплошной выборки (создание картотеки, содержащей необходимые лексические единицы);

3) сопоставительный (реализация семантики диалектизмов в языке жителей деревни и в поэтической речи Есенина).

Практическое применение наша работа может найти на уроках, семинарах, факультативах занятиях по русскому языку и литературе.

Диалектизмы и их виды

Лексика современного русского языка распадается на две основные группы: лексику общеупотребительную и лексику ограниченного употребления. К общеупотребительной лексике относятся слова, использование которых ничем не ограничено. В неё входят слова из разных областей жизни современного общества: политической, экономической, культурной, бытовой и т.д. В группе лексики ограниченного употребления выделяются, во-первых, слова, присущие тем или иным говорам, диалектам (так называемые диалектизмы); во-вторых, слова специальные – профессионально-терминологические, а также жаргонные (или арготические).

Говор, или диалект, – самая маленькая территориальная разновидность языка, на которой говорят жители одной деревни или нескольких близлежащих деревень.

Диалектные слова, которые используются в художественной литературе, называются диалектизмами. Термин “диалектизм” включает в себя не только то, что относится к особенностям словарного состава того или иного диалекта, или говора, но и то, что составляет его фонетическую, словообразовательную или грамматическую особенность. Исходя из этого, выделяют:

1. Лексические диалектизмы – слова, известные только носителям диалекта и за его пределами, не имеющие ни фонетических, ни словообразовательных вариантов.

2. Этнографические диалектизмы – слова, называющие предметы, известные лишь в определенной местности.

3. Лексико-семантические диалектизмы – слова, обладающие в диалекте необычным значением.

4. Фонетические диалектизмы – слова, получившие в диалекте особое фонетическое оформление.

5. Словообразовательные диалектизмы – слова, получившие в диалекте особое аффиксальное оформление.

6. Морфологические диалектизмы – не свойственные литературному языку формы словоизменения.

А.М. Горький называл Есенина своеобразно талантливым и законченно русским поэтом и писал о нём: «…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился и рос в селе
Константинове, что на Рязанщине. С самого раннего детства он слышал образную народную разговорную речь. Мать Татьяна Федоровна пела ему старинные песни. Бабушки Наталья Евтеевна и Аграфена Панкратьевна рассказывали сказки. Дед пересказывал Библию. Сережа Есенин запоминал услышанное и некоторые сказки переделывал на свой лад. Знание народного языка пригодилось ему, когда он стал поэтом. В своих стихотворениях он использовал много диалектных слов. Наиболее часто диалектизмы встречаются в ранних его произведениях.

Диалекты в творчестве С.Есенина – это причудливая смесь старослявянской книжной лексики, народного языка и говора рязанской деревни.

Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.

Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада.

В своей работе мы анализировали стихотворение С.А. Есенина «В хате». В произведении встречается 18 диалектизмов(печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени и другие).

Главное украшение любого домашнего очага – расторопная хозяйка.
Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».

Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению
особый колорит: драчены – блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом,
дежка – кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).

В есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, и чувствуется, что в
ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.

Типология диалектизмов у С. Есенина.

Перед нами стояла задача найти в произведении С.А. Есенина диалектизмы, классифицировать их. Для этого мы воспользовались классификацией Розенталя Д.Э., Голуб И.Б. и Теленковой М.А.. Найденные нами областные слова разделили на четыре группы: лексические, этнографические, фонетические и морфологические диалектизмы.

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. В стихах Есенина можно обнаружить обилие областных слов лексического характера.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты

Из отрывка стихотворения «В хате» проанализируем диалектизм «кудлатые».

В словаре под ред. Филина имеется два омонима, в стихотворении используется первый:

В словаре Ожегова и Шведовой этот диалектизм дается с пометой «просторечный»:

Кудлатый. (прост) То же, что лохматый.

В словаре Даля читаем:

Кудлатый – мохнатый, косматый, съ длинными и всклокоченными волосами.

2. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. В произведениях Есенина встречаются и такие слова, которые характерны лишь для определённой местности.

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Диалектизм «дежка» находим в трёх словарях.

В словаре Ожегова и Шведовой даны варианты и помета «обл.»:

Дежа (дёжка) (обл.) То же, что квашня (деревянная кадка, кадушка для теста) (в 1-м значении).

В словаре под ред. Филина даны четыре значения, здесь в первом; есть варианты:

Дежа (дежа). Деревянная кадка, в которой приготовляется тесто для хлеба; квашня.

В словаре Даля также есть варианты:

Дежа – квашня, заторникъ, кадка, въ которой квасятъ и месятъ тесто на хлебы.

3. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ.

Диалектизм «квохчут» («В хате») в словаре Ожегова и Шведовой имеет стилистическую помету «областное»:

Квохтать. То же, что клохтать (о курах и самках некоторых других птиц: кудахтать, издавать короткие, повторяющиеся звуки).

В словаре под ред. Филина этот диалектизм имеет варианты:

Квохтать, квохтать и квахтать. То же, что квокать (в 1-м значении – издавать короткие громкие звуки, клохтать (о курах) (всего 6 значений).

В словаре Даля также даны варианты: Квохтать (квохтать) – о курах; особым криком проситься на яйца и тем же криком сзывать, водить цыплят.

4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДИАЛЕКТИЗМЫ. Диалектизм «наклонилися» («У могилы») в литературном языке имеет постфикс –сь. В словаре Ожегова и Шведовой читаем:

Наклониться. Клонясь, сгибаясь, опуститься, направиться книзу.

В словаре Даля представлен только невозвратный глагол: Наклонять (наклонить) – нагибать книзу, опускать верхним концом, отводить, за верх, от отвесного положения.

Мать с ухватами не сладится,

Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Диалектизм «крадется» в литературном языке имеет форму 3-го лица ед.ч. – крадётся.

В словаре Ожегова и Шведовой: Красться. Проходить куда – н. тайком, незаметно.

У Даля следующее толкование: Красться – подкрадываться или идти украдкой, тайком, крадучись.

Анализируя примеры, мы понимаем, что диалектизмы, родная рязанская речь, органично влившаяся в общий поток поэтического слова Есенина, позволяют ему «петь по-свойски», самобытно, делают его поэзию «наилучшим выражением широких закатов за Окой и сумерек в сырых лугах, когда на них ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей» (К.Г. Паустовский).

Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России, был кровно связан с жизнью русского крестьянства – всё это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких произведениях сказать своё правдивое поэтическое слово о главных событиях своей эпохи. Это единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о Родине в особый раздел, потому что всё, написанное им, продиктовано, пронизано «чувством родины». Это не тютчевская «вера», не лермонтовская «странная любовь», не страсть-ненависть Блока. Это само «чувство родины».

Мы привели лишь малую часть примеров употребления диалектизмов в одном из произведений С.А. Есенина. Диалектные слова и формы используются поэтом естественно и легко. Они придают его поэтической речи выразительность, делают его образы запоминающимися и неповторимыми. Творческое наследие великого русского поэта является для нас неоценимым богатством русского языка.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Знание диалектов необходимо, так как это часть нашего великого
языка, это наша история.

Диалектная лексика – это источник интересных открытий.

Зная диалектную лексику, глубже понимаешь литературные
произведения, в которых она используется.

Творчество Сергея Александровича Есенина, яркое и содержательное, прочно вошло в нашу литературу и пользуется большим успехом у многочисленного читателя. Поэзия Есенина вобрала в себя лучшие художественные достижения фольклора, его нравственные искания.

В своей работе мы анализировали язык одного произведения поэта (стихотворение «В хате»). С.А. Есенин часто в своём творчестве употребляет диалектизмы, что помогает ему воссоздать перед читателем колорит деревенского быта.

Язык поэзии Есенина доставляет огромное эстетическое наслаждение. Он не только прост, народен, близок языку лучших русских поэтов – Пушкина и Некрасова, но изобразителен и красочно образен. Огромна и его воспитательная роль. Нельзя не согласиться с тем, что стихи Есенина о природе, о родной земле «пробуждают человечность, учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют ещё больше любить Родину».

Читайте также:  Анализ стихотворения Шаганэ ты моя Шаганэ Есенина

Стихотворение “в хате” есенин сергей александрович. «В хате», анализ стихотворения Сергея Есенина Обедню стройную запевают петухи

Читать стихотворение «В хате» Есенина – это как внезапно очутиться в русской деревне начала двадцатого века. Образы Есенина сочные и мясистые, они объемны: кажется, их можно потрогать руками, вдохнуть запах старого дерева, из которого построен крестьянский дом, почувствовать обжигающее тепло печи, в которой уже дозревает запашистый хлеб. С какой любовью, с какой нежностью Есенин воскрешает в своей памяти все детали своего родного быта. С щемящей тоской через взор Есенина нам открывается целая картина из прошлого поэта. Смотрите, сквозь ненужные слезы, которые наворачиваются на глаза из-за переизбытка доброты и любви в душе, смотрите… Вот кудлатые толстые, неповоротливые щенки потешно карабкаются друг на друга, повизгивают, кусаются, забавно виляют своими коротенькими хвостиками. Во дворе слышно кудахтанье кур, а важный, как гусар, петух взлетел на забор, и прочищает горло, чтобы первым известить мир о том, что взошло солнце. Вороватый котейка крадется к парному молоку. И матери все никак не удается справиться с ухватом. Наверное, она бранится себе под нос, и тут же, устыдившись, украдкой крестит рот, прости, Господи. «В хате» стих просто переполнен образами. Такими живыми, такими настоящими…

Стихотворение было написано Есениным в 1914 году и сразу же привлекло внимание критиков к молодому поэту.

Текст стиха «В хате» Есенина полностью читайте на нашем сайте.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) – российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Народный артист Российской Федерации (1995 г.), Заслуженный артист РСФСР (1989 г.), Лауреат конкурсов артистов-чтецов (1975, 1980 гг.). Член художественного совета Литературно-чтецкого объединения Московской государственной академической филармонии, член коллегии Московской филармонии, член правления Центрального Дома работников искусств. В 1980-1982 гг. был Председателем правления Московского клуба чтеца. С 1999 года является неизменным руководителем школы-студии «Слово Пушкина» при Государственном литературном музее А. С. Пушкина, профессор кафедры устной и сценической речи Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ) и Института гуманитарного образования (ИГУМО). В 2000 г. становится первым чтецом лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства, лауреат международного фестиваля (2002) «Сократ и мировая культура», а также Четвёртого Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» (2003). Около 20 лет автором и режиссёром программ Рафаэля Клейнера был поэт Давид Самойлов. Имеет двух сыновей: Александр Рафаэльевич Клейнер 20 лет, Владимир Рафаэльевич Клейнер 13 лет. В настоящее время режиссер и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине (“Выткался на озере алый свет зари. ”, “Дымом половодье. ”, “Береза”, “Весенний вечер”, “Ночь”, “Восход солнца”, “Поет зима – аукает. ”, “Звезды”, “Темная ноченька, не спится. ” и др.)
Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Еще стихотворения:

  1. Дайте на руки! Парное молоко обдает. Белый комок снега первого. Первый дымок новой трубы. Первая спица мигнула в колесе. Расправляется. Хватает. Ласка. Побожись, что не будешь, как все.
  2. Скрипнут в хате двери… Сон ли вижу я — Мама, дай примерить Крылья журавля — Чтоб взлететь, Как в детстве Можно лишь взлетать, Что потом чудесней Чудо понимать… И в.
  3. За станицей воют волки, над сугробами кудель. От Магнит-горы до Волги белогривая метель. Но изба не ждет устройства и запасами права. Полыхнет огнем береста, затрещат в печи дрова. Не допустят.
  4. Легким ветром колышется штора. Я не сплю, я томлюсь в полусне. Беспокойные, бледные тени Тихо реют по белой стене. Звуки песен далеких и нежных Надо мною чуть слышно дрожат, И.
  5. Был старый Томск легендами овит. Идет, к примеру, улицей пустынной Студент — и впереди, в шубейке длинной, Приметит даму, стройную на вид. Он вслед за ней держаться норовит, Как за.
  6. Сизый туман утром в окне. Море воспомнилось мне. Чайки и – рыба винтами в воде, мокрый твой плащ при звезде… Белый туман утром в окне. Зимы припомнились мне. К печке.
  7. Мы поехали за город, А за городом дожди. А за городом заборы, За заборами — вожди. Там трава немятая, Дышится легко. Там конфеты мятные, Птичье молоко. За семью заборами, За.
  8. В старый город, в старый город Въезд машинам запрещен. Забреду я в старый город С аппаратом за плечом. Закуплю открытки-марки, Подивлюсь на старый хлам, Аппарат старинной марки Наведу на старый.
  9. Саманный аул в казахской степи. Жизнь под колун — все стерпи. Пол земляной. Врыт казан. Покрыта золой в углу коза. На корточках варит апа бешбармак. Пахнет гарью. В глазах тошнота.
  10. Какая длинная зима, Как время медленно крадется. В ночи ни люди, ни дома Не знают, кто из них проснется. И поутру, когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, чем вчера.
  11. Ах, как пахнет, как пахнет сирень! Ну и пусть ее, знаешь, Бог с ней. Ведь такое только затронешь и опять заведешься, и вспомнишь берег, вспомнишь Шевченковский сад, как ты в.
  12. Творящий дух и жизни случай В тебе мучительно слиты, И меж намеков красоты Нет утонченней и летучей… В пустыне мира зыбко-жгучей, Где мир — мираж, влюбилась ты В неразрешенность разнозвучий.
  13. Раз архитектор с птичницей спознался. И что ж? — в их детище смешались две натуры: Сын архитектора — он строить покушался, Потомок птичницы — он строил только «куры».
  14. Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, как мне ни странно и как ни печально, увы — старый мой доктор, я старше сегодня, чем.
  15. Так пахнет настоящая вода. Дыши свободно, будь во всем доволен. Но я влюблен в большие города, Где много шума и где мало воли. И только очень редко, иногда, Вдруг видишь.

Вы сейчас читаете стих В хате, поэта Есенин Сергей Александрович

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения Есенина «В хате»

Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» – превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. Бухарова отмечала, что строки очаровывают в первую очередь непосредственностью. По ее мнению, Сергей Александрович нашел новые темы, слова, картины. Диалектизмы, встречающиеся в тексте, ей показались более «точными, красочными и меткими», нежели «пошлые вычурные словообразования» Северянина, Маяковского и прочих подобных авторов. Венгеров писал, что Есенин сумел превратить в «золото поэзии» вещи самые простые.

Как уже говорилось выше, в стихотворении представлен крестьянский быт. Сергей Александрович рисует реалистичную картину, наполненную интересными подробностями. Поэт выступает в роли внимательного наблюдателя, который способен подметить и передать даже мельчайшие детали. Изба и двор – место гармоничного сосуществования людей и зверей. Сначала лирический герой обращает внимание читателей на едва ли не главного человека в крестьянском доме – хозяйку (мать). Затем он переходит к важнейшему обитателю хаты, если говорить о домашних любимцах, – старому коту. Далее действие переносится во двор. Там тоже кипит жизнь – квохчут куры, «запевают обедню стройную петухи», «щенки кудлатые заползают в хомуты». По стихотворению видно, с какой любовью и нежностью относится Есенин к простому деревенскому люду. В доме, изображенном в тексте, живут люди небогатые, но трудолюбивые, знающие истинную цену хлеба и умеющие на него заработать.

Созданию деревенского колорита не в последнюю очередь способствует употребление диалектизмов. Чтобы узнать значение некоторых из них, современному читателю придется обратиться к словарю. Например, дежка – это кадушка для теста, кваса; драчены – запеченные лепешки, делающиеся из картофеля или пшеничной каши; попелица – зола; махотка – горшок, в котором хранится квас или молоко.

К теме деревни Есенин обращался на протяжении всего творческого пути. Особенно интересно ее развитие в контексте восприятия поэтом Октябрьской революции. Сначала Сергей Александрович радовался приходу к власти большевиков. Он искренне полагал, что свержение императора приведет к окончательному освобождению крестьян из-под гнета богачей. Спустя некоторое время Есенин осознал свою ошибку. Индустриализацию, шагавшую по стране семимильным шагами, поэт так и не сумел принять.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Анализ стихотворения «В хате» Есенина

Есенин очень быстро получил признание в литературной среде Москвы и Петрограда благодаря своей «деревенской лирике». В 1914 г. он написал стихотворение «В хате», которое очень любил читать на литературных вечерах. Оригинальная манера чтения поэта производила большое впечатление на слушателей. Еще более непривычным и привлекательным было обращение Есенина к образу деревни. В то время представители поэтической богемы не имели совершенно никакого понятия о самых элементарных народных предметах. Простонародный русский язык был менее понятен, чем иностранный. Современники вспоминали, что после чтения произведения «В хате» Есенину приходилось разъяснять смысл многих слов и выражений.

Поэт описывает бесхитростную обстановку простого деревенского быта. Практически все действие разворачивается в доме. Сразу бросается в глаза огромная теплота и нежность лирического героя по отношению к родной хате.

Хата представляется в образе небольшого самодостаточного мира, в котором действуют особые законы. Все происходящее в нем имеет свой тайный смысл. Даже «лезущие в паз тараканы» не вызывают отвращения, так как являются обязательной деталью обстановки. Перечисляя обычные крестьянские предметы быта (заслонка, ухваты, оглобли), Есенин поднимает их значение, позволяет читателю ощутить притягательность деревенской жизни.

Особый смысл имеет образ родной матери — хранительницы очага. Физическая нагрузка на крестьянскую женщину мало чем отличалась от мужской. Помимо общей работы она должна была заботиться о пропитании всей семьи и воспитании детей. Мать в стихотворении «с ухватами не сладится». Есенин лишь намекает на то, что старшая в семье женщина вставала задолго до зари, проводя весь день в заботах.

Есенин очень любил животных, особенно домашних. Он считал, что крестьяне, проводя всю жизнь бок о бок с нашими «меньшими братьями», намного ближе к познанию всех тайн природы по сравнению с городскими жителями. Общение с животными делает человека чище и добрее. Вторая половина стихотворения целиком посвящена многочисленному крестьянскому животному миру.

«Старый кот» уже давно стал полноправным членом семьи, чувствующим себя хозяином хаты. Во дворе не смолкает кудахтанье множества кур. Пение петухов лирический герой вообще сравнивает с религиозным образом («обедня стройная»). В этом богатом мире повсюду кипит жизнь: «из углов щенки кудлатые заползают в хомуты».

В финале автор использует очень яркий образ — «пугливая шумота». Многие современники отмечали, что он является центральным для всего произведения. Литературовед И. Розанов после очередного публичного чтения Есенина вспоминал, что долго не мог уснуть, продолжая по памяти восхищаться «пугливой шумотой».

Ссылка на основную публикацию