Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

В Возвращении на Родину Есенин пишет про собственную малую родину, про родную деревню, куда он приехал совсем взрослым и состоявшимся поэтом. Как известно, Есенин не только не принял советскую власть, но и мог себе позволить довольно вальяжно отзываться об этой власти.

Творческая интеллигенция того времени условно разделилась на тех, кто спешно уезжал из страны и тех, кто остался и стал частью новой системы. Только немногие могли позволить себе не смириться с новыми порядками, но они платили весьма дорого за подобное, как, например, Ахматова или Гумилев. Есенин в свою очередь пренебрежительно относился к Советам, с издевкой и подначивая власти выпячивал антисемитизм, но он был любим и ценим народом, поэтому мог себе подобное позволять.

Описывая собственное возвращение на Родину, он рассказывает о переменах, которые видит в родном селе. Наиболее существенные касаются духовного уклада. Более никакого креста над колокольней, иконы выбрасывают, а там ставят портрет вождя пролетариата.

Написать нечто наподобие «мне Ленин – не икона» или «Маркса и Энгельса не читал ни в какую погоду» – было на тот период существенной издевкой, но также в этом заключался голос разумного и независимого человека. Есенин описывает как сменяются эпохи, прежний, традиционный уклад, который близок и ему самому сменяется на нечто прогрессивное и чем более грустят представители предыдущего поколения, тем более радуются молодые. Поэт пишет как его сестренка начинает зачитывать из Капитала, который стал новой Библией, он иронично описывает этот энтузиазм и как носительница новой идеологии во всем его «за шиворот берет».

Конечно, поэт – не политик и ему остается только сохранять разумное и честное отношение к действительности. Есенин пишет о любви к своим близким людям, он с пониманием относится к переменам. При этом, может утверждать «я знаю мир» – такое утверждение исходит от человека, который действительно глубоко знает мир во всех смыслах.

Довольно забавно и немного цинично поэт пишет про собачонку, которая лает по-байроновски, то есть с преданностью и, узнав Есенина, которого не узнали многие в деревни. Эта вечная собачья преданность как бы противопоставляется переменам, которые претерпевает человечество и в подобном сравнении возможно прочесть намек на некоторую нелепость существования. Недавно люди молились, а теперь поклоняются каким-то вождям и преданность сохраняют только собаки.

Вариант 2

В произведении “Возвращение на Родину” поэт пишет о своей малой Родине, родной и знакомой с детских лет деревушке, которую он приехал навестить уже повзрослев и состоявшись как поэт. Всем известно, что Есенин не желал принимать советской власти и даже осмеливался нелестно о ней отзываться.

Интеллигенция жившая в те годы стала покидать родную страну. Лишь немногие могли что-то высказывать против и не мириться с новыми условиями. Есенин выделялся саркастическим и пренебрежительным отношением к власти, но он обладал любовью народа, которая позволяла ему такое поведение.

Повествуя о своем возвращении на родную землю, поэт видит кардинальные перемены. Наиболее важные относятся к духовному укладу. С колокольни сняли крест, готовят к выбросу иконы, а их место занимает портрет вождя пролетариата.

Есенин смел утверждать, что Ленин ему не икона и Энгельса с Марксом он не читал ни при какой погоде. В этих словах заложен разумный и независимый голос. Поэт ведёт описание того, как меняется целая эпоха, традиционный уклад близкий ему движется в сторону прогресса. Чем больше грусти в глазах старшего поколения, тем больше радости у молодого, у которого нет желания жить по старым традициям. Капитал становится заменой Библии. Поэт подшучивает над энтузиазмом сестры, которая старается погрузиться в новую идеологию.

Есенин не входил в политический круг и ему оставалось только пытаться сохранять рассудительный и честный взгляд на действительность. Поэт пишет о любви по отношению к дорогим и близким людям, он старается с пониманием отнестись к кардинальным переменам. При всем этом он утвердительно говорит, что знает этот мир.

С некой долей иронии поэт вводит в стихотворение образ собачонки, которая издаёт лай по – байроновски, что значит с особой преданностью. И она узнает Есенина, которого многие жители деревни не признали. Такая преданность собаки служит противопоставлением всем переменам, которые происходят повсеместно. В данном сравнении прослеживается намёк на некоторую жизненную нелепость. Только недавно люди поклонялись иконами, а теперь молятся вождям и только верные собаки способны сохранять преданность.

Анализ стихотворения Возвращение на Родину по плану

Возвращение на Родину

Возможно вам будет интересно

Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках

Знаменитое и известное стихотворение «Девятнадцатое октября» великого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича уже очень давно получило своё признание и народную славу. Стоит отметить, что это стихотворение является строфическим

Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину.

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие

Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Сергей Есенин — Возвращение на Родину: Стих

Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.

Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…
Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.

Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда. »
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да. Время.
Ты не коммунист?»
«Нет. »
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…

Пойдем домой —
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» —
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестер,
Сестер, а не моя, —
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берёт…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Анализ стихотворения «Возвращение на Родину» Есенина

Возвращение на малую родину для каждого человека — это событие, особенно после долгого пребывания где-то далеко. В своих стихах Есенин часто уделяет место селу Константиново, из которого он родом. Возвращаясь домой после десяти лет в Москве, поэт оказывается удивлен переменам и тому, как все становится чуждо. Этому путешествию Сергей Александрович посвятил немало стихов, среди которых в том числе – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Ключевым событием произведения, вокруг которого разворачивается повествование, стало рефлексивное восприятие героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей, их быте.

По дороге к дому поэт рассматривает малую родину и вспоминает, насколько хорошо ему было в детстве, юности. Есенин не может даже найти собственный дом, не узнает собственного дедушку, от которого с грустью узнает, что его отец умер, а в живых осталась лишь мать и сестры — но и те изменились до неузнаваемости. Мать постарела, а сестры стали приверженцами нового режима. Подходя к дому, он замечает, что тот изрядно потрепан, а ведь раньше с крыльца мать кормила цыплят. В деревне власть коммунистов, они закрыли церковь и повалили крест. Местным верующим людям негде помолится и его дед ходит на своего рода исповедь в лес, к деревьям, что бы помолиться хотя бы им.

Узнает он и о том, как изменились сестры. Вместо веры в Бога они теперь верят в Энгельса и Маркса, а вместо настольной Библии их книгой стал «Капитал». Они выбросили с полки иконы — то, что дорого деду и матери поэта, вместо них — портрет Ленина. Они пытаются навязать Есенину свои идеалы, которые чужды, ибо он не читал новых книг и не признает новой «веры» в коммунизм.

Увы, поэта в родном селе уже не узнают — ни соседи, ни старые друзья, ни даже собачонка, которая начала гавкать на нежданного гостя. Он много времени потерял в столице, и жалеет об этом. Есенин очень хотел бы повернуть время вспять, и тогда он, точно поступил бы иначе. Он понимает, что упустил что-то очень важное, он уже не вписывается в это общество, которое живет по иным законам.

Произведение можно отнести к жанру элегия. Стихотворный размер в большей части произведения — ямб, рифмовка кольцевая и перекрестная. Основные литературные приемы — эпитеты (неприглядный быт, родимые места, приметный клен, подгнившие кресты), встречаются и метафоры — «клен машет», «подгнившие кресты застыли с распростертыми руками», «беседа полилась слезами».

Мотивный анализ элегии Сергея Есенина «Возвращение на родину»

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 3670 раз

Библиографическое описание:

Пантурова, Е. В. Мотивный анализ элегии Сергея Есенина «Возвращение на родину» / Е. В. Пантурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27266/ (дата обращения: 07.01.2021).

Данная статья посвящена рассмотрению мотива в элегии С. А. Есенина «Возвращение на Родину». Целью исследования является выявление границ, признаков, отличительных черт мотива. Для достижения поставленной цели нужно провести сопоставительный анализ мотива и других компонентов повествования, в результате которого вскроются их интегральные и дифференциальные признаки, и раскроется понятие «мотив».

Итак, в стихотворении преобладают несколько тем: тема Родины, тема возвращения, тема воспоминаний, тема революции. У Есенина тема Родины занимает главное место в творчестве, поэтому и в данном произведении он не оставляет ее без внимания, однако центральной темой выступает тема революции. Таким образом, тематическая сторона (возвращение — воспоминания — революция) находит свое выражение в событийной стороне. Ключевым событием стихотворения, вокруг которого и разворачивается лирическое повествование, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей. Сюжет построен на образовании конфликта между старым и новым, конфликт между прошлым и настоящим. Уровень действия — внутренний: сравнение воспоминаний и нынешней жизни, возникновение конфликта между ними происходит внутри лирического героя. Действие здесь развертывается только в рамках действительного — того, что происходило в прошлом и того, что видит лирический субъект в настоящем [11].

Охарактеризовав сюжет и модальный план лирического действия, стоит обратиться к тематико-семантическому анализу, в рамках которого и обозначится мотивное содержание стихотворения [9].

Так, тема возвращения пронизывает все произведение с самой первой строки («Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой…») [1], однако эксплицитно она развертывается в диалоге между лирическим героем и его дедом в шестой-девятой строфах через семантическую смежность с традиционным библейским мотивом возвращения блудного сына, который раскрывает и уточняет тему.

Следующая далее тема воспоминаний неразрывно связана с темой возвращения. Вернувшись на Родину, лирический герой вспоминает, как данное место выглядело раньше, и видит, как оно изменилось («Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать», «Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность» и др. [1]). Таким образом, к данной теме примыкает мотив ностальгии, потому что при возвращении в конкретное место, лирический герой не чувствует в нем отчий край, место кажется ему чужим, а Родина остается только в недосягаемых воспоминаниях.

На стыке этих двух тем возникает узловая, центральная тема — тема революции («Какмногоизменилосьтам, В ихбедномнеприглядномбыте», «Отцовский дом

Не мог я распознать», «Здесьжизньсестер, Сестер, а немоя», «Уже никто меня не узнает», «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот. Даужи я, конечно, сталнепрежний» [1]). Она связана с изменениями в природе, окружающем мире и жизни людей. Данная тема представлена сразу несколькими мотивами. Мотив тоски о быстротечности времени в четвертой строфе, мотив смерти, связанный с исчезновением, утратой прошлого в пятой строфе, мотив забвения в тринадцатой строфе, мотив смены поколений в четырнадцатой и шестнадцатой строфах и также мотив ностальгии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Для того чтобы разграничить понятия мотив и событие следует обратиться к предикативным свойствам мотива. Существуют две точки зрения на предикативность мотива. Одни считают, что действие в мотиве является предикатом, т. е. центром, ядром, вокруг которого строятся аргументы-актанты. Тогда при разграничении понятий можно говорить о конкретности события в смысловом контексте всего произведения. Так, в литературной традиции существует мотив возвращения блудного сына, но нельзя говорить о событии возвращения блудного сына вне конкретного контекста. Событие всегда уникально в том или ином произведении, обусловлено не только фактором действия, но и многими дополнительными факторами (особенностями героя, объекта действия и пр.). Таким образом, в данном стихотворении можно говорить о проявлении мотива возвращения блудного сына в определенном событии, которое имеет свои индивидуальные черты — героем является лирический субъект, т. е. «я», действие — «посетил», объект — «родимые места», а именно «сельщина» и др.

Существует и другая точка зрения на предикативные свойства мотива. В отличие от предыдущего мнения, рассматривается способность мотива привносить новую, дополнительную информацию в текст произведения. «Категория мотива предполагает тема-рематическое единство», ведущая роль отдается предикативному компоненту — реме [13, С.8]. Таким образом, мотив возвращение блудного сына можно разделить на тематический компонент («быть сыном») и на предикативные компоненты («быть блудным», «возвратиться»), мотив смены поколений разделить на тематический компонент («наличие поколений») и рематический компонент («смена»).

Эти две точки зрения на самом деле близки, ведь если следовать второму мнению и говорить о значении рематичности, можно сделать вывод, что под предикативными компонентами «быть блудным», «возвратиться» понимается комплекс действий — уход из родительского дома, странствование, скитание, разочарование, осознание, исправление и др. Таким образом, действие и по первому, и по второму мнению является основополагающим компонентом мотива, который, соединяясь с уникальным героем, объектом действия, обстоятельствами и пр., образует конкретное событие в контексте произведения.

Следует также сказать об отношениях мотива и персонажа (героя). Какие же отношения важны для мотивики, если различать понятия «персонаж» и «герой»? При различении этих понятий, персонажи — те, кто либо выполняет действие, либо является участником действия, т. е. они нужны для развития фабулы, при этом нивелируется их значимость в смысловой наполняемости сюжета. Так, персонажами данного стихотворения являются лирический субъект, дед, комиссар, «собачонка», сестра. Герой — это тоже персонаж, но он важен также для развития, динамики и раскрытия смысла сюжета и смысла произведения в целом, в данном стихотворении героем является лирический субъект.

Таким образом, лирический субъект выступает и как персонаж, являясь участником фабульного действия, и как герой, потому что связан с мотивом и, соответственно, со смысловым планом сюжета. Он выполняет определенные действия (возвращение на Родину, погружения в воспоминания, разговор с дедом), которые приводят к конкретным событиям (сравнение мира воспоминаний и настоящего, анализ революции в мире природы и людей), в центре которых герой и находится. Эти события являются основой для раскрытия смысла сюжета и произведения.

Мотив и хронотоп также обнаруживает близость, поэтому стоит сказать об их связи. Близость этих понятий актуализируется лишь тогда, когда в структуре мотива значимыми становятся не только предикат и актанты, но и обстоятельственные (пространственно-временные) характеристики. Так, например, в данном стихотворении мотив ностальгии связан с категориями времени и места — Родина, отчий дом (место), которые находятся только в воспоминаниях, т. е. в прошлом (время) («Я посетил родимые места», но «Какая незнакомая мне местность» и «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот» [1]).

Сложным считается вопрос о соотношении темы и мотива. Часто эти понятия настолько близки, что заменяют друг друга, также невозможно существование только темы в произведении или только мотива, мотив всегда раскрывает тему. Так, в данном стихотворении широкая тема революции связана с несколькими мотивами, через семантическую смежность с которыми полноценно раскрывается ее смысл; тема возвращения конкретизируется мотивом возвращения блудного сына. «Мотив без темы — это не более чем чистая идея перемены». Тема без мотива слишком широка, обширна, чтобы понять ее значение в определенном произведении.

Отдельного внимания заслуживает проблема мотива в лирическом произведении. Особенность мотива в лирике во многом обусловлена спецификой лирического события. Событие в лирике отличается от события в эпосе, чаще всего оно развертывается не во внешнем мире, а во внутреннем мире лирического героя, поэтому оно связано с рефлексией, с переживанием героя. Так, событие часто принадлежит не объективному миру, а миру субъективному. Данное стихотворение не исключение: событием здесь, как мы отметили ранее, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей. Говоря о мотиве в лирическом произведении, важно также подчеркнуть, что «событие непосредственно обращено к читателю как прямому участнику эстетической коммуникации — а тем самым и соучастнику этого события». Так, в стихотворении объективный мир, т. е. пейзаж, проходит через призму субъективного восприятия лирического героя, что приводит к изменению его состояния, разочарованию из-за несоответствия настоящего воспоминаниям из прошлого. Таким образом, событие в стихотворении — это «изменение состояния лирического субъекта, которое несет экзистенциальный смысл для самого лирического субъекта и эстетический смысл для обращенного к читателю лирического сюжета» [5].

Исходя из выше написанного, можно сказать, что мотив в лирическом и эпическом произведении крайне близок, так как в основе лежит то же свойство предикативности, а особенности, различия мотива связаны с лирическим событием.

В контексте лирического произведения стоит отметить и особенности соотношения мотива и темы. Особенностью лирической темы является ее эксплицитность, т. е. оформленность в словесной форме в названии или самом тексте. Так, в данном стихотворении одна из тем вынесена в названии «Возвращение на Родину». Тогда как повествовательная тема выступает как тема ретроспективная, как результат, а не повод для сочетания мотивов, — носит, как правило, имплицитный характер. Таким образом, в лирическом тексте, в отличие от эпического, не тема подчиняется мотиву, а мотив теме.

В целом же лирическая тема предельно рематична [6], а как ранее было замечено в обсуждении предикативных свойств мотива, одной из его главных черт является рематичность. Таким образом, объединение темы и мотива происходит на основе общности функции этих понятий. Именно эта тесная связь и взаимозависимость обуславливает совмещение темы и мотива в лирическом произведении, что происходит намного чаще, чем в эпическом тексте.

Еще одним соотношением, которое требует разъяснения, предстает «мотив — лейтмотив». Есть ли различие между этими литературоведческими терминами? Многие ученые разделяют их не по тематико-семантической характеристике, а по функциональной: характер повтора в тексте произведения. Литературоведы, придерживающиеся этого мнения, говорят о систематичной повторяемости лейтмотива в пределах одного произведения. Таковыми являются мнения В. И. Роднянской, которая определяет лейтмотив как «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, переживания или ситуации» [12]; П. Г. Богатырева, который характеризует лейтмотив как «значимый повтор в пределах текста произведения» [14] и др. Таким образом, можно сделать вывод: лейтмотив — мотив, который повторяется внутри одного произведения. Если же говорить о самом мотиве, то он тоже часто повторяется, но не в одном произведении, а за его пределами. В данной элегии лейтмотивом является мотив ностальгии, он пронизывает все стихотворение, встречается почти в каждой строфе (в первой — «Ту сельщину, Где жил мальчишкой», в третьей — «Отцовский дом Не мог я распознать; Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей», в четвертой — «Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность», в четырнадцатой — «Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя», в пятнадцатой — «Уже никто меня не узнает», в шестнадцатой — «Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот…» [1]). Ностальгия у поэта встречается и в других стихотворениях, и в сборниках (например, сборник «Персидские мотивы»), следственно является мотивом. Таким образом, мотив, который часто встречается за пределами текста, может становиться лейтмотивом, при характерной повторяемости в конкретном произведении.

Существуют кардинальные разногласия в определении мотива, которые возникают при его рассмотрении только с одной стороны, при сравнении его только с одним компонентом нарратива. Для того чтобы избежать неразличения мотива и других частей повествования, чтобы избежать ошибочного его понимания, мы рассмотрели всю систему элементов, составляющих нарратив. При соотнесении мотива и события была выявлена структура мотива, которую составляют действие и актанты, и его рематичность. При рассмотрении пары «мотив — герой» была определена ведущая роль героя в раскрытии мотива (при соотнесении его со смыслом сюжета), его функция как носителя эстетической значимости произведения. При анализе близости мотива и хронотопа были выделены обстоятельственные характеристики мотива. Соотнесение мотива и темы позволяет говорить о тематическом наполнении структуры мотива. Сопоставление мотива и лейтмотива позволяет говорить о функционирования мотива вне конкретного текста. Таким образом, при данных сопоставлениях получено полноценное, системное, обстоятельное понимание мотива в данном стихотворении.

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука; Голос. Т.2. Стихотворения (Маленькие поэмы) / Науч. ред. Ю. Л. Прокушев, 1997. — С. 89–93.
  2. Алексеев С. С. О колорите / Москва: «Изобразительное искусство», 1974. — 176 с.
  3. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  4. Джекс Трессидер. Словарь символов. Москва: «Фаир пресс», 2001. — 448 с.
  5. Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии. 2014. № 3. — С. 98- 102.
  6. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 т. / пер. с фр. — Т. 2. — М., 1998. — С. 361–362.
  7. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  8. Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа. // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. фил. н., Тамбов, 2008. — 188 с.
  9. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. — С.78–97.
  10. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.
  11. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.
  12. Роднянская И. В. Лейтмотив // Краткая литературная энциклопедия. — Т. 4. — М., 1967, -1011 с.
  13. «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. — Новосибирск, 1996. — 180 с.
  14. Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Вопросы теории народного искусства. — М.,1971. — С. 432 -437.

«Возвращение на родину» С. Есенин

Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.

Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…
Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.

Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда. »
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да. Время.
Ты не коммунист?»
«Нет. »
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и Богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…

Пойдем домой –
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» –
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестер,
Сестер, а не моя, –
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берет…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Читайте также:  Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

Дата создания: 1924 г.

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», – сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», – отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

Сергей Есенин — Я посетил родимые места (Возвращение на родину)

«Возвращение на родину» С. Есенин

Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с березовою вышкой Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий За мною следовало по пятам.

Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала… Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень.

Здесь кладбище! Подгнившие кресты, Как будто в рукопашной мертвецы, Застыли с распростертыми руками. По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. «Прохожий! Укажи, дружок, Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм… Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын. Но что, старик, с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук, Добро, что не узнал ты деда. » «Ах, дедушка, ужели это ты?» И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать… А мне уж девяносто… Скоро в гроб. Давно пора бы было воротиться». Он говорит, а сам все морщит лоб. «Да. Время. Ты не коммунист?» «Нет. » «А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и Богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам… Может, пригодится…

Пойдем домой — Ты все увидишь сам». И мы идем, топча межой кукольни. Я улыбаюсь пашням и лесам, А дед с тоской глядит на колокольню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Здорово, мать! Здорово!» — И я опять тяну к глазам платок. Тут разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, — Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи… Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает. По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Чем мать и дед грустней и безнадежней, Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе… Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно, Как шустрая девчонка Меня во всем за шиворот берет… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.

LiveInternetLiveInternet


СЕРГЕЙ ЕСЕНИН, Баку 1924


Худ. Семенихин Ф.П. Возвращение Есенина на родину «ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ» https://pishi-stihi.ru/vozvr… Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с березовою вышкой Взметнулась колокольня без креста.


Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте. Какое множество открытий За мною следовало по пятам.


Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж , Кормя цыплят крупитчатою кашей. Стара, должно быть, стала… Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень. Здесь кладбище! Подгнившие кресты, Как будто в рукопашной мертвецы, Застыли с распростертыми руками. По тропке, опершись на подожок, Идет старик, сметая пыль с бурьяна. «Прохожий! Укажи, дружок, Где тут живет Есенина Татьяна?» «Татьяна… Гм… Да вон за той избой. А ты ей что? Сродни? Аль, может, пропащий?» «Да, . Но что, старик, с тобой? Скажи мне, Отчего ты так глядишь скорбяще?»


Дед Сергея Есенина по матери ТИТОВ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ «Добро, мой внук, Добро, что не узнал ты деда. » «Ах, дедушка, ужели это ты?» И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать… А мне уж девяносто… Скоро в гроб. Давно пора бы было воротиться». Он говорит, а сам все морщит лоб. «Да. Время. Ты не коммунист?» «Нет. » «А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выбросили с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться. Уж я хожу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам… Может, пригодится… Пойдем домой — Ты все увидишь сам». И мы идем, топча межой кукольни. Я улыбаюсь пашням и лесам, А дед с тоской глядит на колокольню. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «Здорово, мать! Здорово!» — И я опять тяну к глазам платок. Тут разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок. На стенке календарный Ленин. Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя, — Но все ж готов упасть я на колени, Увидев вас, любимые края. Пришли соседи… Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает. По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.


Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний. Чем мать и дед грустней и безнадежней, Тем веселей сестры смеется рот. Конечно, мне и Ленин не икона, Я знаю мир… Люблю мою семью… Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью. «Ну, говори, сестра!» И вот сестра разводит, Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал», О Марксе, Энгельсе… Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал. И мне смешно, Как шустрая девчонка Меня во всем за шиворот берёт… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . По-байроновски наша собачонка Меня встречала с лаем у ворот.


Анализ стихотворения Есенина «ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ» Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте». Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки. Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».


Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.
На родине ЕсенинаТема
: Посвящение
Автор плэйкаста
:vik6995
Создан
: 19 октября 2012 года 12:01[/td]

Вариант 2

В произведении «Возвращение на Родину» поэт пишет о своей малой Родине, родной и знакомой с детских лет деревушке, которую он приехал навестить уже повзрослев и состоявшись как поэт. Всем известно, что Есенин не желал принимать советской власти и даже осмеливался нелестно о ней отзываться.

Интеллигенция жившая в те годы стала покидать родную страну. Лишь немногие могли что-то высказывать против и не мириться с новыми условиями. Есенин выделялся саркастическим и пренебрежительным отношением к власти, но он обладал любовью народа, которая позволяла ему такое поведение.

Повествуя о своем возвращении на родную землю, поэт видит кардинальные перемены. Наиболее важные относятся к духовному укладу. С колокольни сняли крест, готовят к выбросу иконы, а их место занимает портрет вождя пролетариата.

Есенин смел утверждать, что Ленин ему не икона и Энгельса с Марксом он не читал ни при какой погоде. В этих словах заложен разумный и независимый голос. Поэт ведёт описание того, как меняется целая эпоха, традиционный уклад близкий ему движется в сторону прогресса. Чем больше грусти в глазах старшего поколения, тем больше радости у молодого, у которого нет желания жить по старым традициям. Капитал становится заменой Библии. Поэт подшучивает над энтузиазмом сестры, которая старается погрузиться в новую идеологию.

Есенин не входил в политический круг и ему оставалось только пытаться сохранять рассудительный и честный взгляд на действительность. Поэт пишет о любви по отношению к дорогим и близким людям, он старается с пониманием отнестись к кардинальным переменам. При всем этом он утвердительно говорит, что знает этот мир.

С некой долей иронии поэт вводит в стихотворение образ собачонки, которая издаёт лай по — байроновски, что значит с особой преданностью. И она узнает Есенина, которого многие жители деревни не признали. Такая преданность собаки служит противопоставлением всем переменам, которые происходят повсеместно. В данном сравнении прослеживается намёк на некоторую жизненную нелепость. Только недавно люди поклонялись иконами, а теперь молятся вождям и только верные собаки способны сохранять преданность.

Анализ стихотворения Возвращение на Родину по плану

Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин

Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»

В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Береза (Белая береза)

В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни. В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил. В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека.

Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей. Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились. Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село. Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое. Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции. Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

Себя Есенин также сравнивает со старым кленом, так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации. Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями. Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне. И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.

Тема родины в лирики С. Есенина
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина; рассмотреть особенности художественного мира поэта; формировать умение вести диалог, отстаивать собственное мнение; .

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_rodiny_v_lirike_esenina.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Тема Родины в лирике С.А.Есенина

Цель: выявить, как представлена тема Родины в лирике С.Есенина;

рассмотреть особенности художественного мира поэта;

формировать умение вести диалог, отстаивать собственное мнение;

учить владеть речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира

развивать навыки анализа лирического стихотворения, выразительного чтения;

развивать художественный вкус;

воспитывать нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным

Оснащение урока: презентация «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина», видеоклипы с записями стихотворений Есенина, песен на стихи поэта.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

1. Организационный момент .

(Приём «Яркое пятно»)

Показ видеоклипа с записью стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь моя родная….»

– Какие чувства вызывает стихотворение?

– Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке?

– С чем ассоциируется слово «Родина» для вас?

2. Постановка проблемного вопроса.

– Как изменялась тема Родины в творчестве С.Есенина? С чем это связано?

Пути решения проблемного вопроса:

Сопоставление стихотворений разных лет на уровне исторических событий, образов, своеобразия художественного мира поэта.

3. Беседа. Анализ стихотворений.

– Какова же Родина в ранней лирике поэта?

Работа по содержанию стихотворения «Гой ты, Русь моя родная….»

– Каков центральный образ стихотворения?

– Почему именно Русь, а не Россия, Родина?

(Есенин упоминает Русь патриархальную. Для него это родной рязанский край, который он бесконечно любит. Это бескрайняя земля, над которой простирается огромное голубое небо, даже, скорее, синее: «не видать конца и края – только синь сосёт глаза»)

– Какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?

( «хаты – в ризах образа» – он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом; церковь в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник.

Каждая подробность вызывает нежность поэта. Всё это – родное для него.)

– Какие строки стихотворения отражают его основную мысль?

– Какие чувства переполняют поэта?

(Даже на рай Сергей Есенин не променяет свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей)

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Край любимый. » Беседа.

(Реализация домашнего задания)

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Что необычного в любви, которую испытывает герой этого стихотворения?

(Радостное признание, ярко выраженное желание – слиться с любимой природой)

– С чем связано обилие религиозных образов в стихотворении?

(С истоками в семье Есениных)

– Какие строки завершают стихотворение? С каким чувством нераздельна радость приятия красоты родных мест?

(С острым чувством тоски, предчувствием краткости жизненного пути)

– Какая Русь в ранних стихах Есенина? (Богомольная)

– С какой целью поэт использует религиозные образы в поэзии?

(Он обожествляет природу, Родину. В этом скрытый духовный смысл: счастлив поэт именно здесь, в родном краю, любовь к которому даёт поэту силы, ощущение счастья)

– Каким кажется заключительный вывод?

(Всё хорошо в родном краю!)

– Какую родину прославляет поэт?

( Именно рязанский край, крестьянскую Русь)

Любовь к родному краю

– Итак, всё хорошо, а зачем тогда покидать родной край?

(Страстная жажда нового, поиск истины побуждают поэта покинуть родные места)

Учитель: Судьба Есенина – вырваться из деревни и постоянно возвращаться в неё, тосковать о ней, о доме, о родных.

Наша задача – выяснить, изменяется ли с годами облик Родины для С.А.Есенина или он всё-таки остаётся неизменным? С чем это связано?

(Прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…») Беседа.

– Каким чувством проникнуто стихотворение?

– Каков центральный образ стихотворения?

– Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери, родных местах?

– Каков заключительный образ стихотворения?

(Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. Первое, что он предложил сестрам – посадить клен)

– Как вы думаете, изменилось ли отношение поэта к Родине? Докажите.

Учитель: Время не стоит на месте, оно неумолимо бежит вперёд. Жизнь поэта полна испытаний, переживаний.

– Вспомните, как относился Есенин к революции?

( “В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.

Да здравствует революция
На земле и на небесах!)

– А что значит «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном»?

– Отражаются ли в поэзии новые черты, рождённые революционной действительностью?

(Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления советов в стране)

Чтение отрывка из стихотворения «Сорокоуст»

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

– Что происходит в деревне?

(Ломка частного хозяйства, деревни, патриархальных устоев. Побеждает «железный конь»)

– Символом чего является жеребёнок?

(Старой патриархальной Руси)

– Как происходило постижение «коммуной вздыбленной Руси»? Почему?

(Тяжело и болезненно, так как «железный гость» губит красоту родной земли, нарушает привычный уклад.)

Беседа по содержанию стихотворения «Русь советская»

– Спустя восемь лет поэт возвращается на Родину. Что он видит? Изменились ли родные края? Что чувствует поэт?

– Принимает ли поэт изменения, произошедшие на родине?

Как есть всё принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

– Каким показан лирический герой?

(Поэт здесь показан истинным гражданином – цели родины он ставит выше собственных чувств. Он проявляет смирение перед приходом нового времени, сменой поколения)

– Что переживает он в душе?

– Чего он не может понять?

(«куда влечёт нас рок событий»)

– Какую цель он ставит перед собой?

(Служение Родине. Воспевая ее в поэзии, тем самым он проявляет себя как настоящий патриот)

– Какую Родину хочет воспеть поэт?

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

– Изменяется ли отношение Есенина к Родине?

(Нет, любовь к Родине (Руси) навсегда!)

– Становится ли шире взгляд поэта на Родину?

Шире стал взгляд Есенина на мир. Если раньше родиной для Есенина была одна деревенька, то теперь он становится гражданином страны Советов)

(Чтение наизусть стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»)

Беседа по содержанию стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

– Какова главная тема стихотворения?

(Глубокая, выстраданная любовь к Родине)

– Что чувствует поэт, созерцая красоту родной природы?

– Как относится он к происходящему?

(Принимает жизнь такой, какая она есть)

– В каких строках говорится о серьёзных изменениях, произошедших в жизни, во взглядах поэта?

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы…

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой судьбы

– Как вы думаете, каков идеальный образ Родины для Есенина?

(Это патриархальная, Голубая Русь)

– И зменялась ли тема Родины в творчестве С.Есенина?

–Какова эволюция темы Родины в творчестве Есенина?

Родина в изображении Есенина не была чем-то неизменным. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он стремился понять окружающую действительность, найти своё место в жизни. И это постижение Родины было трудным и болезненным. Любовь к родному краю «мучила и жгла» поэта. Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, “любовь к родному краю”- такова эволюция темы Родины в творчестве Есенина

Самой сильной, может быть, единственно сильной любовью.

– Что было главным для С Есенина?

«Россия,- с восхищением произносил С.А.Есенин.- Россия, какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то»

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве»

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения Т.Зубкова Есенинское небо над Россией

Раскинулось, как голубой шатер,

А в поле василек хрустально-синий

Ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола.

Березы – сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села:

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и в дали,

Как во поле колышутся колосья

России все и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике ему горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, –

России стихотворная душа.

Прослушивание песни на стихи С.Есенина

– А каково отношение к сегодняшней России?

– О чём зачастую забываем мы с вами?

7. Задание на дом

1. Выучить наизусть (по выбору) одно из стихотворений С.Есенина

2. Прочитать и проанализировать стихотворение «Возвращение на Родину»

3. Написать мини-сочинение на тему «Моя Родина» (по выбору учащихся)

«Для меня поэзия Есенина, как древняя церковь Покрова на Нерли, – стоит, белеет на зеленом лугу и из дальних веков седой старины зовет меня, современника, к себе, чтобы присесть, отдохнуть, подумать о том, кто я, человек, на земле этой есть, что я должен делать, как я обязан относиться к своему ближнему.»

«… Для меня нет дороже минуты, когда я открываю книги Есенина, оказываюсь в мире чутком, тревожном и добром, в мире, написанном такими красками, каких до него не знал ни один художник. С Есениным и радость звонче, и горе легче».

Ссылка на основную публикацию