Анализ стихотворения Возвращение на Родину Есенина

«Возвращение на родину» С. Есенин

«Возвращение на родину» Сергей Есенин

Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.

Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…
Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.

Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда. »
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да. Время.
Ты не коммунист?»
«Нет. »
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…

Пойдем домой —
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» —
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестер,
Сестер, а не моя, —
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берёт…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

Мотивный анализ элегии Сергея Есенина «Возвращение на родину»

Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26

Статья просмотрена: 2666 раз

Библиографическое описание:

Пантурова Е. В. Мотивный анализ элегии Сергея Есенина «Возвращение на родину» // Молодой ученый. — 2016. — №6.4. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/archive/110/27266/ (дата обращения: 17.03.2020).

Данная статья посвящена рассмотрению мотива в элегии С. А. Есенина «Возвращение на Родину». Целью исследования является выявление границ, признаков, отличительных черт мотива. Для достижения поставленной цели нужно провести сопоставительный анализ мотива и других компонентов повествования, в результате которого вскроются их интегральные и дифференциальные признаки, и раскроется понятие «мотив».

Итак, в стихотворении преобладают несколько тем: тема Родины, тема возвращения, тема воспоминаний, тема революции. У Есенина тема Родины занимает главное место в творчестве, поэтому и в данном произведении он не оставляет ее без внимания, однако центральной темой выступает тема революции. Таким образом, тематическая сторона (возвращение — воспоминания — революция) находит свое выражение в событийной стороне. Ключевым событием стихотворения, вокруг которого и разворачивается лирическое повествование, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей. Сюжет построен на образовании конфликта между старым и новым, конфликт между прошлым и настоящим. Уровень действия — внутренний: сравнение воспоминаний и нынешней жизни, возникновение конфликта между ними происходит внутри лирического героя. Действие здесь развертывается только в рамках действительного — того, что происходило в прошлом и того, что видит лирический субъект в настоящем [11].

Охарактеризовав сюжет и модальный план лирического действия, стоит обратиться к тематико-семантическому анализу, в рамках которого и обозначится мотивное содержание стихотворения [9].

Так, тема возвращения пронизывает все произведение с самой первой строки («Я посетил родимые места, Ту сельщину, Где жил мальчишкой…») [1], однако эксплицитно она развертывается в диалоге между лирическим героем и его дедом в шестой-девятой строфах через семантическую смежность с традиционным библейским мотивом возвращения блудного сына, который раскрывает и уточняет тему.

Следующая далее тема воспоминаний неразрывно связана с темой возвращения. Вернувшись на Родину, лирический герой вспоминает, как данное место выглядело раньше, и видит, как оно изменилось («Приметный клен уж под окном не машет,

И на крылечке не сидит уж мать», «Я с грустью озираюсь на окрестность:

Какая незнакомая мне местность» и др. [1]). Таким образом, к данной теме примыкает мотив ностальгии, потому что при возвращении в конкретное место, лирический герой не чувствует в нем отчий край, место кажется ему чужим, а Родина остается только в недосягаемых воспоминаниях.

На стыке этих двух тем возникает узловая, центральная тема — тема революции («Какмногоизменилосьтам, В ихбедномнеприглядномбыте», «Отцовский дом

Не мог я распознать», «Здесьжизньсестер, Сестер, а немоя», «Уже никто меня не узнает», «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот. Даужи я, конечно, сталнепрежний» [1]). Она связана с изменениями в природе, окружающем мире и жизни людей. Данная тема представлена сразу несколькими мотивами. Мотив тоски о быстротечности времени в четвертой строфе, мотив смерти, связанный с исчезновением, утратой прошлого в пятой строфе, мотив забвения в тринадцатой строфе, мотив смены поколений в четырнадцатой и шестнадцатой строфах и также мотив ностальгии.

Для того чтобы разграничить понятия мотив и событие следует обратиться к предикативным свойствам мотива. Существуют две точки зрения на предикативность мотива. Одни считают, что действие в мотиве является предикатом, т. е. центром, ядром, вокруг которого строятся аргументы-актанты. Тогда при разграничении понятий можно говорить о конкретности события в смысловом контексте всего произведения. Так, в литературной традиции существует мотив возвращения блудного сына, но нельзя говорить о событии возвращения блудного сына вне конкретного контекста. Событие всегда уникально в том или ином произведении, обусловлено не только фактором действия, но и многими дополнительными факторами (особенностями героя, объекта действия и пр.). Таким образом, в данном стихотворении можно говорить о проявлении мотива возвращения блудного сына в определенном событии, которое имеет свои индивидуальные черты — героем является лирический субъект, т. е. «я», действие — «посетил», объект — «родимые места», а именно «сельщина» и др.

Существует и другая точка зрения на предикативные свойства мотива. В отличие от предыдущего мнения, рассматривается способность мотива привносить новую, дополнительную информацию в текст произведения. «Категория мотива предполагает тема-рематическое единство», ведущая роль отдается предикативному компоненту — реме [13, С.8]. Таким образом, мотив возвращение блудного сына можно разделить на тематический компонент («быть сыном») и на предикативные компоненты («быть блудным», «возвратиться»), мотив смены поколений разделить на тематический компонент («наличие поколений») и рематический компонент («смена»).

Эти две точки зрения на самом деле близки, ведь если следовать второму мнению и говорить о значении рематичности, можно сделать вывод, что под предикативными компонентами «быть блудным», «возвратиться» понимается комплекс действий — уход из родительского дома, странствование, скитание, разочарование, осознание, исправление и др. Таким образом, действие и по первому, и по второму мнению является основополагающим компонентом мотива, который, соединяясь с уникальным героем, объектом действия, обстоятельствами и пр., образует конкретное событие в контексте произведения.

Следует также сказать об отношениях мотива и персонажа (героя). Какие же отношения важны для мотивики, если различать понятия «персонаж» и «герой»? При различении этих понятий, персонажи — те, кто либо выполняет действие, либо является участником действия, т. е. они нужны для развития фабулы, при этом нивелируется их значимость в смысловой наполняемости сюжета. Так, персонажами данного стихотворения являются лирический субъект, дед, комиссар, «собачонка», сестра. Герой — это тоже персонаж, но он важен также для развития, динамики и раскрытия смысла сюжета и смысла произведения в целом, в данном стихотворении героем является лирический субъект.

Таким образом, лирический субъект выступает и как персонаж, являясь участником фабульного действия, и как герой, потому что связан с мотивом и, соответственно, со смысловым планом сюжета. Он выполняет определенные действия (возвращение на Родину, погружения в воспоминания, разговор с дедом), которые приводят к конкретным событиям (сравнение мира воспоминаний и настоящего, анализ революции в мире природы и людей), в центре которых герой и находится. Эти события являются основой для раскрытия смысла сюжета и произведения.

Мотив и хронотоп также обнаруживает близость, поэтому стоит сказать об их связи. Близость этих понятий актуализируется лишь тогда, когда в структуре мотива значимыми становятся не только предикат и актанты, но и обстоятельственные (пространственно-временные) характеристики. Так, например, в данном стихотворении мотив ностальгии связан с категориями времени и места — Родина, отчий дом (место), которые находятся только в воспоминаниях, т. е. в прошлом (время) («Я посетил родимые места», но «Какая незнакомая мне местность» и «Ах, милыйкрай! Нетоттыстал, Нетот» [1]).

Читайте также:  Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина

Сложным считается вопрос о соотношении темы и мотива. Часто эти понятия настолько близки, что заменяют друг друга, также невозможно существование только темы в произведении или только мотива, мотив всегда раскрывает тему. Так, в данном стихотворении широкая тема революции связана с несколькими мотивами, через семантическую смежность с которыми полноценно раскрывается ее смысл; тема возвращения конкретизируется мотивом возвращения блудного сына. «Мотив без темы — это не более чем чистая идея перемены». Тема без мотива слишком широка, обширна, чтобы понять ее значение в определенном произведении.

Отдельного внимания заслуживает проблема мотива в лирическом произведении. Особенность мотива в лирике во многом обусловлена спецификой лирического события. Событие в лирике отличается от события в эпосе, чаще всего оно развертывается не во внешнем мире, а во внутреннем мире лирического героя, поэтому оно связано с рефлексией, с переживанием героя. Так, событие часто принадлежит не объективному миру, а миру субъективному. Данное стихотворение не исключение: событием здесь, как мы отметили ранее, является рефлексивное восприятие лирическим героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей. Говоря о мотиве в лирическом произведении, важно также подчеркнуть, что «событие непосредственно обращено к читателю как прямому участнику эстетической коммуникации — а тем самым и соучастнику этого события». Так, в стихотворении объективный мир, т. е. пейзаж, проходит через призму субъективного восприятия лирического героя, что приводит к изменению его состояния, разочарованию из-за несоответствия настоящего воспоминаниям из прошлого. Таким образом, событие в стихотворении — это «изменение состояния лирического субъекта, которое несет экзистенциальный смысл для самого лирического субъекта и эстетический смысл для обращенного к читателю лирического сюжета» [5].

Исходя из выше написанного, можно сказать, что мотив в лирическом и эпическом произведении крайне близок, так как в основе лежит то же свойство предикативности, а особенности, различия мотива связаны с лирическим событием.

В контексте лирического произведения стоит отметить и особенности соотношения мотива и темы. Особенностью лирической темы является ее эксплицитность, т. е. оформленность в словесной форме в названии или самом тексте. Так, в данном стихотворении одна из тем вынесена в названии «Возвращение на Родину». Тогда как повествовательная тема выступает как тема ретроспективная, как результат, а не повод для сочетания мотивов, — носит, как правило, имплицитный характер. Таким образом, в лирическом тексте, в отличие от эпического, не тема подчиняется мотиву, а мотив теме.

В целом же лирическая тема предельно рематична [6], а как ранее было замечено в обсуждении предикативных свойств мотива, одной из его главных черт является рематичность. Таким образом, объединение темы и мотива происходит на основе общности функции этих понятий. Именно эта тесная связь и взаимозависимость обуславливает совмещение темы и мотива в лирическом произведении, что происходит намного чаще, чем в эпическом тексте.

Еще одним соотношением, которое требует разъяснения, предстает «мотив — лейтмотив». Есть ли различие между этими литературоведческими терминами? Многие ученые разделяют их не по тематико-семантической характеристике, а по функциональной: характер повтора в тексте произведения. Литературоведы, придерживающиеся этого мнения, говорят о систематичной повторяемости лейтмотива в пределах одного произведения. Таковыми являются мнения В. И. Роднянской, которая определяет лейтмотив как «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, переживания или ситуации» [12]; П. Г. Богатырева, который характеризует лейтмотив как «значимый повтор в пределах текста произведения» [14] и др. Таким образом, можно сделать вывод: лейтмотив — мотив, который повторяется внутри одного произведения. Если же говорить о самом мотиве, то он тоже часто повторяется, но не в одном произведении, а за его пределами. В данной элегии лейтмотивом является мотив ностальгии, он пронизывает все стихотворение, встречается почти в каждой строфе (в первой — «Ту сельщину, Где жил мальчишкой», в третьей — «Отцовский дом Не мог я распознать; Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей», в четвертой — «Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность», в четырнадцатой — «Здесь жизнь сестер, Сестер, а не моя», в пятнадцатой — «Уже никто меня не узнает», в шестнадцатой — «Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот…» [1]). Ностальгия у поэта встречается и в других стихотворениях, и в сборниках (например, сборник «Персидские мотивы»), следственно является мотивом. Таким образом, мотив, который часто встречается за пределами текста, может становиться лейтмотивом, при характерной повторяемости в конкретном произведении.

Существуют кардинальные разногласия в определении мотива, которые возникают при его рассмотрении только с одной стороны, при сравнении его только с одним компонентом нарратива. Для того чтобы избежать неразличения мотива и других частей повествования, чтобы избежать ошибочного его понимания, мы рассмотрели всю систему элементов, составляющих нарратив. При соотнесении мотива и события была выявлена структура мотива, которую составляют действие и актанты, и его рематичность. При рассмотрении пары «мотив — герой» была определена ведущая роль героя в раскрытии мотива (при соотнесении его со смыслом сюжета), его функция как носителя эстетической значимости произведения. При анализе близости мотива и хронотопа были выделены обстоятельственные характеристики мотива. Соотнесение мотива и темы позволяет говорить о тематическом наполнении структуры мотива. Сопоставление мотива и лейтмотива позволяет говорить о функционирования мотива вне конкретного текста. Таким образом, при данных сопоставлениях получено полноценное, системное, обстоятельное понимание мотива в данном стихотворении.

  1. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука; Голос. Т.2. Стихотворения (Маленькие поэмы) / Науч. ред. Ю. Л. Прокушев, 1997. — С. 89–93.
  2. Алексеев С. С. О колорите / Москва: «Изобразительное искусство», 1974. — 176 с.
  3. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  4. Джекс Трессидер. Словарь символов. Москва: «Фаир пресс», 2001. — 448 с.
  5. Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии. 2014. № 3. — С. 98- 102.
  6. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 т. / пер. с фр. — Т. 2. — М., 1998. — С. 361–362.
  7. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с.
  8. Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа. // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. фил. н., Тамбов, 2008. — 188 с.
  9. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. — С.78–97.
  10. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. — С. 13–17.
  11. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70.
  12. Роднянская И. В. Лейтмотив // Краткая литературная энциклопедия. — Т. 4. — М., 1967, -1011 с.
  13. «Вечные» сюжеты русской литературы: «Блудный сын» и другие. Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. — Новосибирск, 1996. — 180 с.
  14. Богатырев П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине // Вопросы теории народного искусства. — М.,1971. — С. 432 -437.

Сергей Есенин — Возвращение на Родину: Стих

Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.

Отцовский дом
Не мог я распознать:
Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала…
Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
Да у горы
Высокий серый камень.

Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
«Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна… Гм…
Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»

«Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

«Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда. »
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
А мне уж девяносто…
Скоро в гроб.
Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да. Время.
Ты не коммунист?»
«Нет. »
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам…
Может, пригодится…

Пойдем домой —
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Здорово, мать! Здорово!» —
И я опять тяну к глазам платок.
Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестер,
Сестер, а не моя, —
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи…
Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворот берёт…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Анализ стихотворения «Возвращение на Родину» Есенина

Возвращение на малую родину для каждого человека — это событие, особенно после долгого пребывания где-то далеко. В своих стихах Есенин часто уделяет место селу Константиново, из которого он родом. Возвращаясь домой после десяти лет в Москве, поэт оказывается удивлен переменам и тому, как все становится чуждо. Этому путешествию Сергей Александрович посвятил немало стихов, среди которых в том числе – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году. Ключевым событием произведения, вокруг которого разворачивается повествование, стало рефлексивное восприятие героем изменений, как в жизни природы, так и в жизни людей, их быте.

По дороге к дому поэт рассматривает малую родину и вспоминает, насколько хорошо ему было в детстве, юности. Есенин не может даже найти собственный дом, не узнает собственного дедушку, от которого с грустью узнает, что его отец умер, а в живых осталась лишь мать и сестры — но и те изменились до неузнаваемости. Мать постарела, а сестры стали приверженцами нового режима. Подходя к дому, он замечает, что тот изрядно потрепан, а ведь раньше с крыльца мать кормила цыплят. В деревне власть коммунистов, они закрыли церковь и повалили крест. Местным верующим людям негде помолится и его дед ходит на своего рода исповедь в лес, к деревьям, что бы помолиться хотя бы им.

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

Узнает он и о том, как изменились сестры. Вместо веры в Бога они теперь верят в Энгельса и Маркса, а вместо настольной Библии их книгой стал «Капитал». Они выбросили с полки иконы — то, что дорого деду и матери поэта, вместо них — портрет Ленина. Они пытаются навязать Есенину свои идеалы, которые чужды, ибо он не читал новых книг и не признает новой «веры» в коммунизм.

Увы, поэта в родном селе уже не узнают — ни соседи, ни старые друзья, ни даже собачонка, которая начала гавкать на нежданного гостя. Он много времени потерял в столице, и жалеет об этом. Есенин очень хотел бы повернуть время вспять, и тогда он, точно поступил бы иначе. Он понимает, что упустил что-то очень важное, он уже не вписывается в это общество, которое живет по иным законам.

Произведение можно отнести к жанру элегия. Стихотворный размер в большей части произведения — ямб, рифмовка кольцевая и перекрестная. Основные литературные приемы — эпитеты (неприглядный быт, родимые места, приметный клен, подгнившие кресты), встречаются и метафоры — «клен машет», «подгнившие кресты застыли с распростертыми руками», «беседа полилась слезами».

Сергей Есенин — Я посетил родимые места ( Возвращение на родину )

Я посетил родимые места,
Ту сельщину,
Где жил мальчишкой,
№ 4 Где каланчой с березовою вышкой
Взметнулась колокольня без креста.

Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
№ 8 Какое множество открытий
За мною следовало по пятам.

Отцовский дом
Не мог я распознать:
№ 12 Приметный клен уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.

Стара, должно быть, стала.
№ 16 Да, стара.
Я с грустью озираюсь на окрестность:
Какая незнакомая мне местность!
Одна, как прежняя, белеется гора,
№ 20 Да у горы
Высокий серый камень.

Здесь кладбище!
Подгнившие кресты,
№ 24 Как будто в рукопашной мертвецы,
Застыли с распростертыми руками.
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
№ 28 «Прохожий!
Укажи, дружок,
Где тут живет Есенина Татьяна?»

«Татьяна. Гм.
№ 32 Да вон за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль, может, сын пропащий?»

№ 36 «Да, сын.
Но что, старик, с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?»

№ 40 «Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда. »
«Ах, дедушка, ужели это ты?»
И полилась печальная беседа
№ 44 Слезами теплыми на пыльные цветы.
«Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать.
А мне уж девяносто.
Скоро в гроб.
№ 48 Давно пора бы было воротиться».
Он говорит, а сам все морщит лоб.
«Да. Время.
Ты не коммунист?»
№ 52 «Нет. »
«А сестры стали комсомолки.
Такая гадость! Просто удавись!
Вчера иконы выбросили с полки,
№ 56 На церкви комиссар снял крест.
Теперь и богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам.
№ 60 Может, пригодится.

Пойдем домой —
Ты все увидишь сам».
И мы идем, топча межой кукольни.
№ 64 Я улыбаюсь пашням и лесам,
А дед с тоской глядит на колокольню.
«Здорово, мать! Здорово!» —
И я опять тяну к глазам платок.
№ 68 Тут разрыдаться может и корова,
Глядя на этот бедный уголок.

На стенке календарный Ленин.
Здесь жизнь сестер,
№ 72 Сестер, а не моя, —
Но все ж готов упасть я на колени,
Увидев вас, любимые края.

Пришли соседи.
№ 76 Женщина с ребенком.
Уже никто меня не узнает.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

№ 80 Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
№ 84 Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир.
№ 88 Люблю мою семью.
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.

«Ну, говори, сестра!»

№ 92 И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе.
№ 96 Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.

И мне смешно,
Как шустрая девчонка
№ 100 Меня во всем за шиворот берет.
По-байроновски наша собачонка
Меня встречала с лаем у ворот.

Ya posetil rodimye mesta,
Tu selshchinu,
Gde zhil malchishkoy,
Gde kalanchoy s berezovoyu vyshkoy
Vzmetnulas kolokolnya bez kresta.

Kak mnogo izmenilos tam,
V ikh bednom, nepriglyadnom byte.
Kakoye mnozhestvo otkryty
Za mnoyu sledovalo po pyatam.

Ottsovsky dom
Ne mog ya raspoznat:
Primetny klen uzh pod oknom ne mashet,
I na krylechke ne sidit uzh mat,
Kormya tsyplyat krupitchatoyu kashey.

Stara, dolzhno byt, stala.
Da, stara.
Ya s grustyu ozirayus na okrestnost:
Kakaya neznakomaya mne mestnost!
Odna, kak prezhnyaya, beleyetsya gora,
Da u gory
Vysoky sery kamen.

Zdes kladbishche!
Podgnivshiye kresty,
Kak budto v rukopashnoy mertvetsy,
Zastyli s rasprostertymi rukami.
Po tropke, opershis na podozhok,
Idet starik, smetaya pyl s buryana.
«Prokhozhy!
Ukazhi, druzhok,
Gde tut zhivet Yesenina Tatyana?»

«Tatyana. Gm.
Da von za toy izboy.
A ty yey chto?
Srodni?
Al, mozhet, syn propashchy?»

«Da, syn.
No chto, starik, s toboy?
Skazhi mne,
Otchego ty tak glyadish skorbyashche?»

«Dobro, moy vnuk,
Dobro, chto ne uznal ty deda. »
«Akh, dedushka, uzheli eto ty?»
I polilas pechalnaya beseda
Slezami teplymi na pylnye tsvety.
«Tebe, pozhaluy, skoro budet tridtsat.
A mne uzh devyanosto.
Skoro v grob.
Davno pora by bylo vorotitsya».
On govorit, a sam vse morshchit lob.
«Da. Vremya.
Ty ne kommunist?»
«Net. »
«A sestry stali komsomolki.
Takaya gadost! Prosto udavis!
Vchera ikony vybrosili s polki,
Na tserkvi komissar snyal krest.
Teper i bogu negde pomolitsya.
Uzh ya khozhu ukradkoy nynche v les,
Molyus osinam.
Mozhet, prigoditsya.

Poydem domoy —
Ty vse uvidish sam».
I my idem, topcha mezhoy kukolni.
Ya ulybayus pashnyam i lesam,
A ded s toskoy glyadit na kolokolnyu.
«Zdorovo, mat! Zdorovo!» —
I ya opyat tyanu k glazam platok.
Tut razrydatsya mozhet i korova,
Glyadya na etot bedny ugolok.

Na stenke kalendarny Lenin.
Zdes zhizn sester,
Sester, a ne moya, —
No vse zh gotov upast ya na koleni,
Uvidev vas, lyubimye kraya.

Prishli sosedi.
Zhenshchina s rebenkom.
Uzhe nikto menya ne uznayet.
Po-bayronovski nasha sobachonka
Menya vstrechala s layem u vorot.

Akh, mily kray!
Ne tot ty stal,
Ne tot.
Da uzh i ya, konechno, stal ne prezhny.
Chem mat i ded grustney i beznadezhney,
Tem veseley sestry smeyetsya rot.

Konechno, mne i Lenin ne ikona,
Ya znayu mir.
Lyublyu moyu semyu.
No otchego-to vse-taki s poklonom
Sazhus na derevyannuyu skamyu.

«Nu, govori, sestra!»

I vot sestra razvodit,
Raskryv, kak Bibliyu, puzaty «Kapital»,
O Markse,
Engelse.
Ni pri kakoy pogode
Ya etikh knig, konechno, ne chital.

I mne smeshno,
Kak shustraya devchonka
Menya vo vsem za shivorot beret.
Po-bayronovski nasha sobachonka
Menya vstrechala s layem u vorot.

Vozvrashcheniye na rodinu

Z gjctnbk hjlbvst vtcnf,
Ne ctkmobye,
Ult ;bk vfkmxbirjq,
Ult rfkfyxjq c ,thtpjdj/ dsirjq
Dpvtnyekfcm rjkjrjkmyz ,tp rhtcnf/

Rfr vyjuj bpvtybkjcm nfv,
D b[ ,tlyjv, ytghbukzlyjv ,snt/
Rfrjt vyj;tcndj jnrhsnbq
Pf vyj/ cktljdfkj gj gznfv/

Jnwjdcrbq ljv
Yt vju z hfcgjpyfnm:
Ghbvtnysq rkty e; gjl jryjv yt vfitn,
B yf rhsktxrt yt cblbn e; vfnm,
Rjhvz wsgkzn rhegbnxfnj/ rfitq/

Cnfhf, ljk;yj ,snm, cnfkf///
Lf, cnfhf/
Z c uhecnm/ jpbhf/cm yf jrhtcnyjcnm:
Rfrfz ytpyfrjvfz vyt vtcnyjcnm!
Jlyf, rfr ght;yzz, ,tkttncz ujhf,
Lf e ujhs
Dscjrbq cthsq rfvtym/

Pltcm rkfl,bot!
Gjluybdibt rhtcns,
Rfr ,elnj d herjgfiyjq vthndtws,
Pfcnskb c hfcghjcnthnsvb herfvb/
Gj nhjgrt, jgthibcm yf gjlj;jr,
Bltn cnfhbr, cvtnfz gskm c ,ehmzyf/
«Ghj[j;bq!
Erf;b, lhe;jr,
Ult nen ;bdtn Tctybyf Nfnmzyf?»

«Nfnmzyf/// Uv///
Lf djy pf njq bp,jq/
F ns tq xnj?
Chjlyb?
Fkm, vj;tn, csy ghjgfobq?»

«Lf, csy/
Yj xnj, cnfhbr, c nj,jq?
Crf;b vyt,
Jnxtuj ns nfr ukzlbim crjh,zot?»

«Lj,hj, vjq dyer,
Lj,hj, xnj yt epyfk ns ltlf!//»
«F[, ltleirf, e;tkb ‘nj ns?»
B gjkbkfcm gtxfkmyfz ,tctlf
Cktpfvb ntgksvb yf gskmyst wdtns/
«Nt,t, gj;fkeq, crjhj ,eltn nhblwfnm///
F vyt e; ltdzyjcnj///
Crjhj d uhj,/
Lfdyj gjhf ,s ,skj djhjnbnmcz»/
Jy ujdjhbn, f cfv dct vjhobn kj,/
«Lf!// Dhtvz!//
Ns yt rjvveybcn?»
«Ytn!//»
«F ctcnhs cnfkb rjvcjvjkrb/
Nfrfz ufljcnm! Ghjcnj elfdbcm!
Dxthf brjys ds,hjcbkb c gjkrb,
Yf wthrdb rjvbccfh cyzk rhtcn/
Ntgthm b ,jue ytult gjvjkbnmcz/
E; z [j;e erhflrjq ysyxt d ktc,
Vjk/cm jcbyfv///
Vj;tn, ghbujlbncz///

Gjqltv ljvjq —
Ns dct edblbim cfv»/
B vs bltv, njgxf vt;jq rerjkmyb/
Z eks,f/cm gfiyzv b ktcfv,
F ltl c njcrjq ukzlbn yf rjkjrjkmy//
«Pljhjdj, vfnm! Pljhjdj!» —
B z jgznm nzye r ukfpfv gkfnjr/
Nen hfphslfnmcz vj;tn b rjhjdf,
Ukzlz yf ‘njn ,tlysq eujkjr/

Yf cntyrt rfktylfhysq Ktyby/
Pltcm ;bpym ctcnth,
Ctcnth, f yt vjz, —
Yj dct ; ujnjd egfcnm z yf rjktyb,
Edbltd dfc, k/,bvst rhfz/

Ghbikb cjctlb///
;tyobyf c ht,tyrjv/
E;t ybrnj vtyz yt epyftn/
Gj-,fqhjyjdcrb yfif cj,fxjyrf
Vtyz dcnhtxfkf c kftv e djhjn/

F[, vbksq rhfq!
Yt njn ns cnfk,
Yt njn/
Lf e; b z, rjytxyj, cnfk yt ght;ybq/
Xtv vfnm b ltl uhecnytq b ,tpyflt;ytq,
Ntv dtctktq ctcnhs cvttncz hjn/

Rjytxyj, vyt b Ktyby yt brjyf,
Z pyf/ vbh///
K/,k/ vj/ ctvm////
Yj jnxtuj-nj dct-nfrb c gjrkjyjv
Cf;ecm yf lthtdzyye/ crfvm//

«Ye, ujdjhb, ctcnhf!»

B djn ctcnhf hfpdjlbn,
Hfcrhsd, rfr ,b,kb/, gepfnsq «Rfgbnfk»,
J Vfhrct,
‘yutkmct///
Yb ghb rfrjq gjujlt
Z ‘nb[ rybu, rjytxyj, yt xbnfk/

B vyt cvtiyj,
Rfr iecnhfz ltdxjyrf
Vtyz dj dctv pf ibdjhjn ,thtn///
Gj-,fqhjyjdcrb yfif cj,fxjyrf
Vtyz dcnhtxfkf c kftv e djhjn/

Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина

С. Есенину пришлось жить во времена общественных переворотов, которые оставили след в его душе и творчестве. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучают в 11 классе. Узнайте о нем больше, ознакомившись с кратким анализом «Русь советская» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Русь Советская.

История создания – произведение было создано в 1924 г., когда поэт после долгой разлуки с отчим домом посетил с. Константиново.

Тема стихотворения – общественные перемены и их влияние на людей.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на части: рассказ возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишье).

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – двух-, трех- и пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, некоторые строки не рифмуются.

Метафоры«жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин».

Эпитеты«пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи».

Сравнения«у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя».

История создания

С. Есенин воспринимал октябрьскую революцию с надеждой на изменения жизни народа к лучшему. Особенно он переживал за жителей деревень, ведь и сам был выходцем из села. Его мужчина покинул, чтобы получить возможность серьезно заниматься словесным искусством.

История создания произведения связана с возвращением Есенина в родное село Константиново после 8-летней разлуки. Приехал он не сам, а с другом А. Сахаровым, которому и посвятил «Русь советскую», написанную в 1824 г.

Читайте также:  Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

Название стихотворения готовит читателя к описаниям новой жизни, наставшей после революции. На самом деле, его строки воспроизводят не столько советский быт, сколько внутреннее состояния лирического героя, который чувствует себя чужим на малой Родине.

В первом стихе автор упоминает о пронесшемся урагане. Под стихийным бедствием он подразумевает переломные события начала ХХ века: революции, гражданскую войну. События, которым в литературе ХХ века посвящали целые поэмы, Есенин воспроизводит в двух строках.

Пережив их, лирический герой возвратился в « край осиротелый» . Мужчина с горечью осознает, что в родных местах не осталось знакомых людей. Даже старой мельнице становится не по себе от перемен. Несмотря на все это, себя герой с гордостью называет гражданином села, хоть оно будет знаменито лишь рождением « скандального пиита ».

Постепенно в стихотворении появляются описания «новой» деревни. Здесь теперь совсем другие поколения молодых людей, из уст которых слетают другие песни. Сердце лирического героя сжимается, когда он наблюдает за разговорами людей под волостью. Речь людей корявая и «немытая». Они восхищаются подвигами красной армии. Приезжий относится к услышанному негативно, о чем свидетельствует фраза: « клены морщатся ушами длинных веток ». Не в восторге он и от комсомольцев с их агитками.

Увиденное подсказывает главному герою, что он здесь чужой, не нужен. Мужчина принимает единственно правильное решение: смириться. Он готов отдать новому обществу все, кроме своей «лиры». Так в последних строфах появляется мотив поэтического творчества. Идеальный поэт, по мнению Есенина должен хранить свою лиру при себе и воспевать только мир.

Композиция

Композиция произведения замысловатая. Его можно разделить на смысловые части: рассказ о возвращении в родную деревню, описание перемен, раскрытие мотива поэта и поэтического искусства. Текст разделен на четырех- и пятистишия, последняя строфа – октава (восьмистишье).

Жанр – поэма, так как в стихотворении можно выделить эпическую и лирическую составляющие. «Русь советская» написана разностопными (двух-, трех- и пятистопные) ямбическими строками. Автор использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку, некоторые строки не рифмуются.

Средства выразительности

Чтобы создать галерею образов советской эпохи, воспроизвести чувства и эмоции героя, раскрыть тему и реализовать идею С. Есенин использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «жизнь кипит», «ни в чьих глазах не нахожу приют», «в голове моей проходят роем думы», «голос мысли сердцу говорит», «новый свет горит другого поколения у хижин»; эпитеты – «пилигрим угрюмый», «далекая сторона», «скандальный пиит», «щеки впалые», «сухой румянец» «корявые речи»; сравнения – «у волости, как в церкви собрались», «ноги босые, как телки под ворота, утнули по канавам тополя»; оксюморон – «грустная радость».

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину

Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых — «Возвращение на родину» , написанное в 1924 году. Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом. Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной — «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки.

Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт. Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам. Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал». И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен. Есенин понимает, что даже в родном доме он — совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

Анализ стихотворения Есенина «Запели тесаные дроги Первые годы жизни в Москве принесли Есенину много неприятных открытий. Его угнетала городская суета, поэтому все чаще и чаще поэт мысленно обращался к своей малой родине — селу Константиново. Есенину не хватало русского простора, к которому он так привык, а. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Я спросил сегодня у менялы В 1924 году Сергей Есенин побывал в Азербайджане, в результате чего появился цикл лирических произведений под общим названием «Персидские мотивы». В него вошло и стихотворение «Я спросил сегодня у менялы…» — легкое, пронзительное и наполненное романтизмом, которые не свойственны лирике. Читать далее.

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая Ранние Произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысл собственного существования, не устает восхищаться красотой окружающей природы. Причем, общается он с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных. Читать далее.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая. ..» Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем…- Это строки из стихотворения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать. Читать далее.

Анализ стихотворения Северянина «Интродукция Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват, так как вел себя на людях достаточно эпатажно и порой. Читать далее.

Анализ стихотворения Тютчева «Все отнял у меня казнящий бог Практически каждый человек в своей жизни вплотную подходит к той черте, за которой ему нужно будет держать ответ за свои поступки не перед окружающими, а перед Богом. Не избежал этой участи и Федор Тютчев, который незадолго до смерти переосмыслил свой. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «Умершим мир! Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к которому Брюсов был неравнодушен в юности. Поэтому неудивительно, что в. Читать далее.

Анализ стихотворения Пастернака «Хмель Практически каждый, кто знаком с творчеством Бориса Пастернака, знает его как удивительно тонкого психолога и философа. Однако Пастернак-лирик не менее прекрасен и романтичен. Правда, этот поэт очень редко выражал свои истинные чувства в стихах, хотя до самой смерти влюблялся и. Читать далее.

Анализ стихотворения Тютчева «Душа хотела б быть звездой В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно. Читать далее.

Анализ стихотворения Пастернака «Нежность Брачный союз Бориса Пастернака и Евгении Лурье было довольно странным и непредсказуемым. Трудно представить, что могло в течение почти 10 лет связывать таких разных людей. Тем не менее, поэт вспоминает эти годы жизни как одни из самых светлых и счастливых. Читать далее.

Анализ стихотворения Брюсова «В тиши задремавшего парка В юности Валерий Брюсов пережил бурный роман, который закончился весьма трагически. Его возлюбленная Елена Краскова, с которой поэт рассчитывал сочетаться узами законного брака, в 1893 году скончалась от оспы. Однако судьба распорядилась так, что уже через полгода Брюсов завязал любовные. Читать далее.

Анализ стихотворения «Демон» А. С. Пушкина «Демон» — стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, в котором поэт описывает свою жизнь, полную скептицизма и разочарований, написанный в один из самых тяжелых периодов его жизни — в 1823 году. Главным героем стихотворения является сам поэт, в беззаботную и счастливую жизнь. Читать далее.

Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел. Читать далее.

Анализ стихотворения Маяковского «Утро В 15 лет Владимир Маяковский как сочувствующий революционно настроенным студентам попал в тюрьму, где провел 11 месяцев. Именно здесь он вернулся к своему детскому увлечению и вновь начал писать стихи, хотя и считал, что из-под его пера выходит полная чушь. Читать далее.

Анализ стихотворения Бальмонта «Альбатрос Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных в излюбленном духе символизма. Именно поэтому не рубеже веков Бальмонт. Читать далее.

Анализ стихотворения Пушкина «Заздравный кубок Александр Пушкин любил и ценил жизнь во всех ее проявлениях. Его философское мировоззрение сформировалось довольно рано, и уже в 16 лет юный поэт осознавал, что юность не может длиться вечно. Будущее его не пугало, однако когда беззаботная лицеистская пора осталась. Читать далее.

Анализ стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы «Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут. Читать далее.

Анализ стихотворения Пастернака «Плачущий сад В подростковом возрасте Борис Пастернак влюбился в Иду Высоцкую, дочь состоятельного московского торговца. Прошло почти 5 лет с момента знакомства, прежде чем начинающий поэт рискнул сделать своей избраннице предложение и — получил отказ. Воспоминания о неудачном сватовстве долго мучили Пастернака. Читать далее.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Смерть врача В советские времена стихи на производственную тематику пользовались огромной популярностью, так как прославлять труд других людей считалось признаком хорошего тона. Более того, авторам из Союза писателей специально спускались разнарядки на создание подобных произведений, приуроченных к тому или иному профессиональному празднику. Читать далее.

«СЧАСТЛИВ ТЕМ, ЧТО Я ДЫШАЛ И ЖИЛ» (лирика Сергея Есенина) «Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам по достоинству оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги. Читать далее.

Ссылка на основную публикацию