Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина

Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина

Есенин видит едиными человека и природу и эти миры часто сливаются в его произведениях как нечто общее, даже становится трудным определить грань. Стихотворение Зеленая прическа.. рассказывает о молодой березке, которая сравнивается с образом девушки. На самом деле не совсем понятно о чем идет речь, настолько объединяет эти образы автор, даже название указывает как бы на человеческое существо, но когда мы начинаем чтение, то понимаем – речь идет о березке, которая склонилась над водоемом.

Главным героем помимо самой этой березки-девушки выступает пастух, который также действует в роли влюбленного. Он приходит к березке и тоскует о разлуке, он прощается «до новых журавлей». Мотив расставания звучит довольно мощно и тем самым сильнее объединяет миры природы и человека.

Чувства между молодым деревом и молодым, вероятно, пастухом описываются на грани эротизма, «голые колени», объятья – эти детали говорят о близких отношениях. Понимание отсутствия возможности этих отношений как таковых создает картину удивительного мира и на самом деле дает более полное понимание объединения главных героев, которые являются представителями двух разных миров. Также и рассказчик общается с березкой по-дружески и березка-девушка вторит этому, отвечая: «о любопытный друг..».

Стихотворение написано в 1918 и является во многом предтечей более поздней пейзажной лирики, где человеческий и природный миры еще более объединятся. Наиболее известным стихотворением из того следующего периода является «Клен ты мой опавший..», но есть и другие характерные примеры. В целом, весь этот вектор творческого развития Есенина говорит о зрелости и прогрессе автора в сфере, с которой он фактически начинал поэтический труд.

В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное. Вообще, в культуре принято отделять человека от природы, для человека есть своя, вторая природа – культура. Природа изначальная является человеку во многом чуждым пространством, где он старается устроиться.

Вариант 2

Стихотворение С. Есенина «Зеленая прическа» – это череда вопросов лирического героя, после которых следует ответ собеседника. Слияние двух форм беседы представляют неспешный диалог двух лиц. При этом одним из них является береза. Изображение представителя мира природы в произведении не вызывает удивления. Поэт видит в них родную душу, поэтому доверяет самые сокровенные свои мысли, переживания.

Из обращения к березе в первой строфе появляется четкое представление о времени года, когда происходит разговор: «зеленая прическа», «девическая грудь». Автор незамедлительно придает дереву черты, свойственные человеку. Это его излюбленный способ выражения отношения к явлениям и объектам мира природы. Он одновременно видит в ней и дерево с роскошной зеленой кроной, свисающими грациозно ветвями, которые со стороны хочется причесать: «иль хочешь гребешок». Осторожное признание в любви произносится так искренне и воодушевленно, что читателю это помогает создать образ милой девушки. Неоднократное использование олицетворений являются помощниками в оживлении любого проявления природы: «березка…загляделась», «хочешь гребешок», «за колени обнимал», «луна стелет», «звенит песок».

Вчитываясь в строки стихотворения, возникает чувство легкой грусти («загляделась», «печальный», «слезы лил»). Читатель будто принимает участие в выяснении любовных отношений двух лиц, их признаниях, прощальной речи: «прощай, моя голубка».

Стихотворение «Зеленая прическа» – это глубокие размышления поэта о любви с использованием яркого символа нашей страны – березы. Помимо нее, полную картину переживаний русского человека помогают представить необыкновенные цветовые и звуковые оттенки, которые создают перезвон колоколов: «звон ветвей», «звенит песок», «сияли», «лунный», «сияние зеленей».

Мотив одиночества находит причины грусти в конце текста. Читатель понимает, что проявление печали березы связано с уходящим летом, наступлением осени. Переходя на образ девушки, в воображении выстраивается ряд чувств – любовь, страдания от предстоящей разлуки.

Авторское отношение к любому проявлению окружающего мира одинаково. Он с трепетом и любовью рассматривает каждую деталь родного пейзажа, которая становится для него вдохновением, а каждая строка приобретает напевность. Он замечает тени от луны, усыпанное звездами небо, взгляд березы на воду.

Таким образом, образ церкви с перезвоном колоколов, русская береза, любовь к девушке и природе – это те составляющие, без которых немыслим образ родного края автором.

Анализ стихотворения Зеленая прическа по плану

Зеленая прическа

Возможно вам будет интересно

Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли

Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.

Творчество Михаила Лермонтова очень интересно, каждое написанное им произведение открывает читателю, все его душевные переживания. Сам поэт казался весьма мечтательным, но несмотря на это, своему творчеству он отдавал все свои силы

Произведение является отражением душевных переживаний поэта в период его беззаботной молодости, отличающейся бедностью и отсутствием творческих амбиций.

Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа»

Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина — обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его березкой. Она нравится ему, напоминает девушку (« девическая грудь» ) — тонкую, стройную.

Метафоры: «зеленая прическа» , «косы — ветви» — помогает созданию этого образа. В этом

стихотворении, как и во многих других, образ автора сливается с образом лирического героя. Оно написано от первого лица. Лирический герой задает вопросы березке, а

Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зеленая прическа» , «сияние зеленей» , «луна» ; «звенит песок» , «звон ветвей» — напоминание а колокольном звоне, таком же символе России как и береза. Этот звук в стихотворении помогают передать сонорные и шипящие, которых много.

В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задает вопрос — в конце получает ответ. Березка объясняет, почему загляделась в пруд — загрус-тила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.

Сочинения по темам:

Анализ стихотворения Есенина «За горами, за желтыми долами» Анна Алексеевна Сардановская – пожалуй, первая истинная любовь Есенина. Девушка приходилась родственницей Ивану Яковлевичу Смирнову – священнику села Константиново. Его дом на некоторое время стал вторым для будущего поэта. Кстати, именно Смирнов уговорил членов семьи Сергея Александровича отправить мальчика в приходскую школу, расположенную в Спас-Клепиках. В гостях у священника часто собиралась талантливая молодежь – устраивались […].

Эпитет в стихах Есенина Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С. А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету. Функция эпитета — образного поэтического определения — многообразна. Практически в каждом стихотворении С. А. Есенин использует эпитет, который помогает читателю лучше увидеть изображаемый предмет, выразительней сделать ассоциацию. Часто поэт […].

Краткое содержание «Зеленая дверь» Приятный во всех отношениях молодой человек по имени Рудольф Штейнер, всю жизнь искал приключения. Прогуливаясь по вечернему городу, возле вывески дантиста, которая находилась в центре города, он обратил внимание на негра, который был необычайно высок, и на нем была надета одежда клоуна. Этот клоун раздавал прохожим листовки, проходившему мимо Рудольфу он тоже ее вручил. Рудольф […].

Анализ стихотворения Есенина «Ты такая ж простая как все…» Адресат стихотворения — Августа Миклашевская, яркая страница в любовной жизни поэта. Но чувства прошли, вернее сам автор не смог их удержать, о чем теперь горько сожалеет. «Сумасшедшая душа поэта» не может жить в покое, хоть и кажется, что он может «расслышать за пылом». Структура произведения — кольцевая, где повторяющиеся первые две строки безнадежно звучат и […].

Анализ стихотворения Есенина «Вечером синим вечером лунным» Это небольшое стихотворение, как будто мало относящееся к природе, очень личное, что-то вроде маленькой элегии: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным, Все пролетело. далече. мимо. Сердце остыло, и выцвели очи. Синее счастье! Лунные ночи! Первые (и, надо сказать прямо, вполне банальные) обобщения, которые приходят на ум после того, как погаснет эмоциональное […].

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина» Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год). Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, […].

Анализ стихотворения Есенина «О Русь, взмахни крылами» Есенин с восторгом принял февральскую революцию, считая ее началом возрождения родной страны и освобождения простого народа из-под многовекового гнета. Следствием этого стал необыкновенный творческий подъем. В течение нескольких месяцев после смены власти в Российской империи он много писал, с удовольствием выступал на митингах. Мысли и чувства, владевшие Сергеем Александровичем весной и летом 1917 года, нашли […].

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею не зову не плачу» Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» было написано в 1921 году. Несмотря на то что Есенину в тот момент было всего 26 лет, в его творчестве уже появились грустные философские ноты и скоротечности жизни. Центральная тема стихотворения — размышление лирического героя о прошедшей жизни, о ее смысле и восприятии. Чувства лирического героя противоречивы. С […].

Анализ стихотворения Есенина Зеленая прическа

Анализ стихотворения Есенина «Зеленая прическа»

Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина — обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его березкой. Она нравится ему, напоминает девушку (« девическая грудь» ) — тонкую, стройную.

Метафоры: «зеленая прическа». «косы — ветви» — помогает созданию этого образа. В этом

стихотворении, как и во многих других, образ автора сливается с образом лирического героя. Оно написано от первого лица. Лирический герой задает вопросы березке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живет. Показать это Есенину помогает олицетворение: «шепчет ветер». «звенит песок». «луна стелет» .

Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зеленая прическа». «сияние зеленей». «луна» ; «звенит песок». «звон ветвей» — напоминание а колокольном звоне, таком же символе России как и береза. Этот звук в стихотворении помогают передать сонорные и шипящие, которых много.

В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задает вопрос — в конце получает ответ. Березка объясняет, почему загляделась в пруд — загрус-тила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.

Есенин. Зелёная причёска, Девическая грудь…

С. А. Есенин

Зелёная причёска,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
„Прощай, моя голубка,
До новых журавлей“».

Есенин 1918

Зеленая прическа

Позже в любовной лирике появляются мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие возвышенную одухотворенность чувства и его целомудренность. Так, в стихотворении «Зеленая прическа. », посвященном Л.И. Кашиной, хрупкая девушка сравнивается с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее косички – с ветвями, прибранными лунным гребешком.

Слайд 5 из презентации «Любовь в творчестве Есенина». Размер архива с презентацией 1055 КБ.

краткое содержание других презентаций

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина С добрым утром

«Есенин о животных» – Сергей Есенин. Народный символ несчастья. Образ кошки. Красный конь. Образ собаки. Образ коровы. Образ коня. Молодость. Атрибут крестьянской избы. Исторические события. Безжалостное отношение людей к животным. Образ лисицы. Розовый конь. Давняя дружба собаки и человека. Предвестник смерти. Братья наши меньшие. Образ воронов. Черный конь. Прием антропоморфизма. Революция. Статистические данные. Конь.

«Природа в творчестве Есенина» – Край любимый. Сергей Есенин. Природа в творчестве С.А.Есенина. Роса блестит на крапиве. Прием олицетворения природы. Чувство родины. Не жалею, не зову, не плачу. Лирика жива одной большой любовью. Стихи Сергея Есенина. Источник вдохновения.

«Природа в лирике Есенина» – Любовь к родине. Край любимый. Природа как выражение окружающего мира. Короткий жизненный путь. Радуница. Синее небо. Спас-Клепиковская школа. Я человек не новый. Родная природа в лирике С.А.Есенина. Пахнут шелковые травы. Это драма деревенского парня. Гражданин села. Свет вечерний шафранного края. Не грусти так шибко обо мне. Сергей Есенин. Ранние стихи. Отговорила роща золотая. Есенин и его современники.

«Образ Родины в творчестве Есенина» – Детство поэта. Образ Родины. Клен заледенелый. До свиданья, друг мой, до свиданья. Творчество С.А. Есенина. Россия. Лирика. Сергей Есенин. Нет поэта без Родины. Памятник С.А.Есенину. Отговорила роща золотая. Навеки имею нежность грустную русской души. Раздольные песни. Страна берёзового ситца.

«Женщины Сергея Есенина» – Шаганэ (Шагандухт) Тальян. Сардановская Анна Алексеевна. Любовь. Поэт. Первая гражданская жена. Анна Изряднова. Августа Миклашевская. Дочь. Гипотеза. Сергей Александрович Есенин. Галина Бениславская. Надежда Вольпин. Переживания великого поэта. Айседора Дункан. Зинаида Райх. Софья Толстая. Есенинская страсть.

«Любовь в творчестве Есенина» – Лирический герой. Девушка-березка. Есенин совершил поездку в Батуми. Подражание песне. Стихи последнего периода творчества. Истинная любовь. Творчество. Любовная лирика. Любовь. Тема любви в лирике Есенина. Зеленая прическа. Сыплет черемуха снегом. Цикл «Любовь хулигана». Заметался пожар голубой. Время душевного кризиса поэта.

Всего в разделе «Есенин» 9 презентаций

Особенности любовной лирики С. Есенина

Мне очень близко творчество русского поэта С. А. Есенина, потому что в его удивительно поэтических произведениях удалось узнать всю жизнь этого человека с его успехами и трудностями. В каждой лирической строке поэта бьется его сердце, полное любви к родному краю, ко всему живому на Земле. Собственно любовная лирика занимает в поэзии С. Есенина особое место. Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. С. Есенин родился и вырос в деревне, и её жизнь, её сказки и песни, просторы полей и старинный русский уклад повлияли на него и вошли в его лирику. Его лирика чудесна, красива и необычайно чуткая, каждый человек может узнать самого себя и собственные чувства, эмоции, переживания в стихотворениях поэта. Она богата необыкновенными образами и завораживающей силой. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат, интересен и уникален. В своем творчестве С. Есенин затрагивал многие темы, но мотив любви можно назвать сквозным во всех его произведениях. Его лирика никого не оставляет равнодушным. С. Есенин писал « Моя лирика жива одной большой любовью…» Какие же именно особенности любовной лирики были у С. Есенина? На этот вопрос я и хочу попытаться ответить.

Любовь – это высшее проявление наших чувств. Любовь – это дар, который послан нам свыше. Она всегда приходит внезапно: врывается в нашу привычную жизнь и нарушает наш привычный уклад жизни. Но как же она проявляется у поэта? Я бы хотел ответить на этот вопрос, на примере одного из любимых произведения поэта -стихотворении «Зеленая прическа…». а так же поделиться своими мыслями и впечатлениями от его прочтения. Так как считаю, что именно в этом стихотворении сконцентрирована, может быть не вся, но большая часть чувств поэта.

Стихотворении «Зеленая прическа…» было написано в 1918 году. Посвящено оно было Л. И. Кашиной. Стихотворение построено как диалог лирического героя с деревом. Одна из особенностей лирики Есенина – обращение в начале стихотворения. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку (« девическая грудь» ) – тонкую и стройную.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Метафоры: «зелёная причёска». «косы – ветви» – помогает созданию этого образа. В этом стихотворении, как и во многих других, образ автора сливается с образом лирического героя. Оно написано от первого лица. Лирический герой задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему, рассказывая об окружающем мире. И в вопросах, и в ответах природа живёт. Показать это С. Есенину помогает олицетворение: «шепчет ветер». «звенит песок». «луна стелет». Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зелёная причёска». «сияние зеленей». «луна» ; «звенит песок». «звон ветвей» – напоминание а колокольном звоне, таком же символе России как и берёза. Этот звук в стихотворении помогают передать сонорные и шипящие, которых много.
В композиции Есенин прибегает к форме кольца: в начале стихотворения задаёт вопрос – в конце получает ответ. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – загрустила об уходящем лете, вспомнила о близкой осени.
В заключении хочется сказать, что любовная лирика С. Есенина имела, имеет и будет иметь фантастический успех. Уход из жизни Сергея Есенина до сих пор не разгадан. Однако неоспоримо- литература потеряла талант: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему

Послушайте стихотворение Есенина Зеленая прическа

Сергей Есенин — Зелёная прическа, девическая грудь: Стих

Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

  • Следующий стих → Сергей Есенин — Золото холодное луны
  • Предыдущий стих → Сергей Есенин — Зашумели над затоном тростники

Читать похожие стихи:

  1. Сергей Есенин — Ветер веет с юга
  2. Сергей Есенин — От чего луна так светит тускло
  3. Сергей Есенин — Моей царевне
  4. Сергей Есенин — Я пастух
  5. Сергей Есенин — Кто я? Что я? Только лишь мечтатель

Отзывы к стихотворению: 3

Замечаельное стихотворение! О любви к Родине, а именно к народному, русскому дереву — берёзке!

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Зеленая прическа девическая грудь анализ. Есенин сергей – зеленая прическа. Анализ стихотворения Есенина «Зелёная причёска»

Сергей Есенин
«Зеленая прическа, . »

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

«Зелёная причёска» Сергей Есенин

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Читайте также:  Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

Анализ стихотворения Есенина «Зелёная причёска»

Стихотворение «Зеленая прическа» принято датировать августом 1918 года. Есенин посвятил его Лидии Ивановне Кашиной (1886-1937). Она владела имением в Константинове – родном селе поэта. Согласно воспоминаниям сестры Сергея Александровича, поместье отличалось красотой, хотя и было небогатым и относительно маленьким. Его центр – двухэтажный дом из камня – утопал в зелени. На участке росли фруктовые сады, липовые аллеи. Деревенским детишкам имение казалось поистине сказочным. Есенин познакомился с Кашиной до Октябрьской революции. Летом 1917-го он устроил вместе с детьми Лидии Ивановны домашний спектакль, что позволило ему впоследствии чаще бывать в имении. Мать поэта отношениями с барыней была недовольна. В 1918-19 гг. Кашина находилась в Москве. Известно, что Сергей Александрович посещал ее дом, расположенный в Скатертном переулке.

В стихотворении «Зеленая прическа» Есенин использует прием одухотворения природы, широко распространенный в русском фольклоре. В лирике поэта он встречается достаточно часто. Дело в том, что Сергею Александровичу было сложно представить человека вне растительного мира – это одна из характерных особенностей его творческого мироощущения. С помощью вышеназванного приема Есенин добивался сразу двух целей: демонстрировал внутренний мир героя и помогал читателям почувствовать природную красоту, разнообразие ее проявлений. В «Зеленой прическе» поэт несколько отходит от традиций русского народного творчества. Он так сильно очеловечивает мир природы, что одновременно дает два описания – речь идет и о березке, и о девушке. Последние три строфы – монолог дерева. Лирический герой стихотворения слышит рассказ о том, как ночью с березкой расстался пастух, попрощавшись с ней «до новых журавлей». В произведении показано предосеннее, но еще зеленое молодое деревце. Оно настолько уподоблено юной представительнице прекрасного пола, что перед читателями раскрывается вся гамма чувств, связанных с разлукой влюбленных. Рассматриваемый текст полностью строится на принципе «двойного видения». Столь сильное одухотворение природы больше характерно для поздней лирики Есенина. Например, подобный прием можно встретить в стихотворениях «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и «Слышишь – мчатся сани, слышишь – сани мчатся…».

Есенин видит едиными человека и природу и эти миры часто сливаются в его произведениях как нечто общее, даже становится трудным определить грань. Стихотворение Зеленая прическа.. рассказывает о молодой березке, которая сравнивается с образом девушки. На самом деле не совсем понятно о чем идет речь, настолько объединяет эти образы автор, даже название указывает как бы на человеческое существо, но когда мы начинаем чтение, то понимаем – речь идет о березке, которая склонилась над водоемом.

Главным героем помимо самой этой березки-девушки выступает пастух, который также действует в роли влюбленного. Он приходит к березке и тоскует о разлуке, он прощается «до новых журавлей». Мотив расставания звучит довольно мощно и тем самым сильнее объединяет миры природы и человека.

Чувства между молодым деревом и молодым, вероятно, пастухом описываются на грани эротизма, «голые колени», объятья – эти детали говорят о близких отношениях. Понимание отсутствия возможности этих отношений как таковых создает картину удивительного мира и на самом деле дает более полное понимание объединения главных героев, которые являются представителями двух разных миров. Также и рассказчик общается с березкой по-дружески и березка-девушка вторит этому, отвечая: «о любопытный друг..».

Стихотворение написано в 1918 и является во многом предтечей более поздней пейзажной лирики, где человеческий и природный миры еще более объединятся. Наиболее известным стихотворением из того следующего периода является «Клен ты мой опавший..», но есть и другие характерные примеры. В целом, весь этот вектор творческого развития Есенина говорит о зрелости и прогрессе автора в сфере, с которой он фактически начинал поэтический труд.

В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное. Вообще, в культуре принято отделять человека от природы, для человека есть своя, вторая природа – культура. Природа изначальная является человеку во многом чуждым пространством, где он старается устроиться.

Вариант 2

Стихотворение С. Есенина «Зеленая прическа» – это череда вопросов лирического героя, после которых следует ответ собеседника. Слияние двух форм беседы представляют неспешный диалог двух лиц. При этом одним из них является береза. Изображение представителя мира природы в произведении не вызывает удивления. Поэт видит в них родную душу, поэтому доверяет самые сокровенные свои мысли, переживания.

Из обращения к березе в первой строфе появляется четкое представление о времени года, когда происходит разговор: «зеленая прическа», «девическая грудь». Автор незамедлительно придает дереву черты, свойственные человеку. Это его излюбленный способ выражения отношения к явлениям и объектам мира природы. Он одновременно видит в ней и дерево с роскошной зеленой кроной, свисающими грациозно ветвями, которые со стороны хочется причесать: «иль хочешь гребешок». Осторожное признание в любви произносится так искренне и воодушевленно, что читателю это помогает создать образ милой девушки. Неоднократное использование олицетворений являются помощниками в оживлении любого проявления природы: «березка…загляделась», «хочешь гребешок», «за колени обнимал», «луна стелет», «звенит песок».

Вчитываясь в строки стихотворения, возникает чувство легкой грусти («загляделась», «печальный», «слезы лил»). Читатель будто принимает участие в выяснении любовных отношений двух лиц, их признаниях, прощальной речи: «прощай, моя голубка».

Стихотворение «Зеленая прическа» – это глубокие размышления поэта о любви с использованием яркого символа нашей страны – березы. Помимо нее, полную картину переживаний русского человека помогают представить необыкновенные цветовые и звуковые оттенки, которые создают перезвон колоколов: «звон ветвей», «звенит песок», «сияли», «лунный», «сияние зеленей».

Мотив одиночества находит причины грусти в конце текста. Читатель понимает, что проявление печали березы связано с уходящим летом, наступлением осени. Переходя на образ девушки, в воображении выстраивается ряд чувств – любовь, страдания от предстоящей разлуки.

Авторское отношение к любому проявлению окружающего мира одинаково. Он с трепетом и любовью рассматривает каждую деталь родного пейзажа, которая становится для него вдохновением, а каждая строка приобретает напевность. Он замечает тени от луны, усыпанное звездами небо, взгляд березы на воду.

Таким образом, образ церкви с перезвоном колоколов, русская береза, любовь к девушке и природе – это те составляющие, без которых немыслим образ родного края автором.

Анализ стихотворения Зеленая прическа по плану

Возможно вам будет интересно

Данная элегия является одной из самых известных работ поэта. В данном произведении поэт освещает проблему, которая постигает многих писателей. Иногда поэт сталкивается с тем, что не может правильно выразить свои мысли

Стихотворение, действительно, посвящено человеку – самому, вероятно, близкому и родному для поэтессы. Впрочем, ни в тексте, ни в названии имя его не обозначено. Для Гиппиус он был соратником, другом, братом…

Александр Блок – гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

Самые ранние произведения С. Есенина, написанные им в юном возрасте в деревне Константиново, мало известны читателям и поклонникам его творчества. Сам поэт не любил выставлять их на показ, считая баловством.

Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

Сергей Александрович Есенин
«Зеленая прическа. »

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки)
Размер: трёхстопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: прическа-грудь-березка-пруд.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ветер-песок-ветви-гребешок.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тайну-дум-печальный-шум.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: березка-друг-звездной-пастух.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: тени-зеленя-колени-меня.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: глубко-ветвей-голубка-журавлей.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Стихотворный размер

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Читайте также:  Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

Образ берёзы в стихах С.Есенина

В работе рассмотрен образ берёзы в творчестве русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_beryoza.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ленинского района города Нижнего Новгорода

Районная конференция исследовательских работ

обучающихся начальных классов

Образ берёзы в стихах С.Есенина

ученица 3г класса

учитель начальных классов

город Нижний Новгород

1) Образ берёзы в лирике С. Есенина……..…………………. 5

2) Анализ стихотворения С. Есенина «Берёза» ……………….7

3) Средства художественной изобразительности в поэзии

4) Социологический опрос среди окружающих… ………….10

Почему я выбрала эту тему?

Я люблю творчество русских поэтов, особенно стихи о природе. В произведениях разных авторов встречается описание берёзы. Особенно много стихотворений об этом дереве я нашла у С.Есенина. Поэтому я решила проследить, почему именно береза – самый частый образ в творчестве Сергея Есенина, почему именно к берёзе обращается поэт в своих стихотворениях, чем же так привлекает к себе это дерево, почему это дерево считается символом и гордостью русского народа. Хотелось не только получить ответы на вопросы, но и больше узнать о берёзе. Я решила найти ответы на все эти вопросы, провести исследование среди своих сверстников и знакомых, понаблюдать, узнать о творчестве поэта как можно больше, используя ресурсы всемирной сети интернет. Была уверена: узнаю о С.Есенине и его произведениях много нового. Поэтому определила тему: «Образ берёзы в творчестве Сергея Есенина».

Новизна моей работы заключается в том, что это исследование первое в нашем классе, посвященное простой русской березе, стихотворениям о ней. И мне хотелось бы привлечь внимание слушателей к произведениям великого русского поэта. Показать, что умение читать, понимать и любить стихотворения – это интересно.

Я поставила перед собой цель : рассмотреть образ берёзы в лирике С.Есенина, проследить, какими поэтическими средствами пользуется автор при описании дерева.

Для достижения этой цели я должна решить следующие задачи :

  1. провести исследование и выяснить: что мы знаем о берёзе среди своих сверстников и знакомых.
  2. изучить стихотворения поэта;
  3. показать через поэтическое творчество, как любит березу Есенин;
  4. проанализировать стихотворение С.Есенина «Берёза»;
  5. определить, что символизирует образ березы в стихах;
  6. сделать проект и выступить с его защитой.

Объект исследования : стихотворения поэта С.Есенина.

Предмет исследования: русская береза.

Гипотеза: в лирике Сергея Есенина часто встречается образ русской берёзы.

  • изучение художественной и научно – популярной литературы;
  • изучение информации сети интернет по заданной теме;
  • опрос, интервью, анкетирование;
  • систематизация и обобщение данных.

Я определила тему и план своего исследования. На основе этого плана я наметила, какие наблюдения необходимы для исследования, составила анкеты, содержащие вопросы для одноклассников. Часто обращалась за помощью к одноклассникам, учителю, родителям. В ходе работы я ответила на вопросы, которые меня интересовали, сделала выводы. Делать фотографии и презентацию для выступления помогали родители и учительница.

II. Основная часть.

1). Образ берёзы в лирике С.Есенина.

Стихотворений о березе великое множество. В них авторы выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом «русском дереве», дарят нам радость открытия прекрасного.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

С раннего детства С.Есенин видел неповторимую красоту природы, рос среди берез и черемух. Все это впоследствии отразилось на его творчестве. Через образы пейзажей поэт показал свое отношение к жизни, самочувствие, настроение. Немало стихотворений поэт посвятил березе. Этот образ – один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. Белоствольная березка возникает уже в стихотворении «Вот уж вечер…» (1910) и становится одним из поэтических образов его лирики:

Как большие свечки.

Первоначально поэт сравнивал березы со свечками:

На бугре береза-свечка

В лунных перьях серебра.

Береза становится «героиней» многих поэтических произведений С.А.Есенина. По-новому, с большим чувством воспел её поэт. Она у него живая, говорящая, чувствующая. Описывая березу, Есенин обращается к словам с переносным значением. Береза как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Именно олицетворение создает прелесть этих стихов. Кто из нас останется равнодушным, услышав эти есенинские строки:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Автор с особой нежностью раскрывает нам образ берёзки, сравнивая её с прекрасной девушкой, говоря, что у берёзки есть и «коски» и «серёжки».

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа…», написанное в 1918 году. В нем непонятно, о ком идет речь – о девушке или о березе.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

От стихотворения к стихотворению березка начинает улыбаться, надевает серьги и бусы и превращается в крестьянскую девушку с золотистыми косами, в холщовом сарафане.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Впоследствии она становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у С. Есенина Россия-«страна березового ситца».

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу» (1921) С.Есенин размышляет о жизни. Береза становится символом тоски по уходящей жизни.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. В своих произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов, неотъемлемой частью которых всегда является русская берёза.

2). Анализ стихотворения С.Есенина «Берёза».

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Образ березы в одноименном стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения. Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом.

Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения.

Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет.

Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

3). Средства художественной изобразительности в поэзии С.Есенина.

Изучив и проанализировав стихи Сергея Есенина, я выяснила, что в своём творчестве поэт использует следующие средства художественной изобразительности:

  • олицетворение -, наделяя свою героиню особыми живыми человеческими чертами (принакрылась снегом, березка загляделась, улыбнулись березки),
  • эпитеты, которые предают берёзке дополнительную красоту и нежность (сонные березки, шелковые косы, золотистые косы, холщовый сарафан, белая берёза, кисти в белой бахроме, ходячая березка),
  • метафоры (шелестят сережки, береза-свечка, снежинки горят в золотом огне, распустила косы).
  • сравнение (снег сравнивает с серебром, раннюю утреннюю зорьку с золотом, берёзка всегда выступает в образе молодой девушки)
  • символ чистоты и женственности, Родины, родного дома и родной поэту деревни.

Используемые поэтом средства художественной изобразительности языка помогают более ярко показать образ задуманной автором березы.

4.Социологический опрос среди окружающих.

Перед началом подготовки исследовательской работы, я провела опрос среди своих одноклассников, учителей нашей школы, соседей, родственников и знакомых. Цель опроса – выяснить, какой символ России самый популярный, почему именно береза, а не какое-либо другое дерево так часто описывают поэты в своих стихотворениях, кто из поэтов чаще обращался к образу берёзы в своём творчестве?

  1. Какие народные символы России вы можете назвать?

Береза – 54%, матрешка – 49%, балалайка – 12%, медведь – 10%.

2. Как вы думаете, почему русская береза является символом у русского народа?

1) Это самое распространенное дерево – 38%

2) За ее красоту – 25%

3) Сравнивают с девушкой – 15%

4) По значению: чистота, стройность, свобода – 22%

Вывод : Самый популярный народный символ России – береза , т.к это самое распространенное и красивое дерево, больше всего о нем писал поэт России – С.Есенин.

Ссылка на основную публикацию