Анализ стихотворения Слово Гумилева

Анализ стихотворения Слово Гумилева

Стихотворение выкроено в блокноте Гумилёва в 1919 году и впервые издано в сборнике “Огненный столп” в 1921.

Жанр: философская лирика. Стихотворение относится к течению акмеизма, на это ярко указывает его необычайная вещественность и наделение абстрактных понятий материальной оболочкой.

Тема и основная мысль. Мысленно мы можем разделить стихотворение на три части:

1. Посвященные величаю слова первые две строфы. В них нам даётся экскурс в те времена, когда слово имело реальную мощь и силу, когда слово вершило судьбы людей и наций. Эти две строфы являются символом духовного, символом искусства и поэзии, живописи и литературы. В общем всего, что так дорого сердцу Гумилёва.

2. Расказывающие нам о роли чисел у предков третья и четвёртая строфы. В них идёт противопоставление предыдущим 2 строфам, да и слова и числа в целом. Если “словом остонавливали солнце”, то число лишь “для низкой жизни”, число покорено человеку. В этом видется явное противопоставление автора всего духовного(возвышенного) и материального(низменного).

3. В последних строфах автор нас переносит в современность, где по его мнению люди забыли силу слова, мир погряз в сплошном материализме.

“Мы ему поставили скудные пределы естества”-эти строки могут значить и ограниченность общества, утратившего веру в искусство и может быть отсылкой на после революционную цензуру.

“И, как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова.”- этими строками поэт говорит нам, что слова потерявшие свою сакральную сущность лишь трупы слов, а все мёртвые слова дурно пахнут.

Размер стихотворения – пятистопный хорей. Вид рифмовки – перекрёстный.

В стихотворение поэт использовал такие художественные приёмы, как эпитеты (Новый мир, умные числа, розовое пламя и т.д.), метафоры (Бог склонял лицо своё, солнце остонавливали словом, словом разрушали города, мёртвые слова и т.д.),сравнения (Слово точно розовое пламя, числа – подъяремный скот, как пчёлы в улье опустелом дурно пахнут мёртвые слова). Также стоит отметить возвышенный тон стихотворения, который достигается путём наличия церковнославянских слов, отсылкам к библии и общим стилем повествования.

Анализ 2

Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов. Особенно, если мы говорим об определенным образом записанных словах, которые могут формировать какую-то концепцию, учение, либо о словах, сказанных в нужной ситуации.

Тем более, для поэта слово является профессиональным инструментом, который определяет специфику работы. Конечно, поэт также обращается с мыслью и интуициями, но итогом становится слово, выражаемое в какой-либо форме, какой бы не была предшествующая работа, поэт пишет стихи. Подобные мысли и вообще значение слова Гумилев описывает в стихотворении Слово, которое было создано в 1921 году.

Сначала Гумилев рассматривает времена расцвета слова, когда оно обладало не просто магической, но фундаментальной властью над миром. Оно могло повелевать природой, могло давать возможность управлять мирами и целыми странами. Таким образом, грамотное владение словом позволяло получить власть и могущество, но и существенную ответственность.

Гумилев рассматривает использование чисел как альтернативы: «оттенки смысла умное число передает». Речь идет о возможности выражать некоторые простые чувства и мысли с использованием чисел. Такое отношение как бы подчеркивает священность слова, даже у седого патриарха, который «тростью на песке чертил число», когда нужно было выражать нечто простое.

Как известно из Писания, Господь, по сути, и является словом, но, как говорит Гумилев, люди об этом просто забыли и как бы опошлили слова. Теперь они теряют собственную цену и люди пользуются словом бездумно, хотя подобное отношение не является разумным. Автор Слова немного возмущается по этому поводу и видит собственную задачу (то есть задачу поэта) в том чтобы возрождать величие слова и делать его снова могущественным.

Сделаем слово снова великим – такова «политическая» программа Гумилева. Тем не менее, есть ли перспективы у этой программы – большой вопрос. Ведь завершается стихотворении на печальном «дурно пахнут мертвые слова», то есть слова, утратившие собственный истинный смысл и силу.

По сути, люди отошли от Господа. Они забыли Его, забыли Слово и в этом вина только людского пренебрежения и безответственности. Поэтому они обречены прозябать в собственном зловонии, и может ли поэт сделать нечто ценное из этих обесцененных слов?

Анализ стихотворения Слово по плану

Слово

Возможно вам будет интересно

Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.

Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

Если заглянуть в историю создания знаменитой поэмы, то она уже сама по себе может стать началом для одного из самых романтических произведений в мире. С главным героем произведения Лермонтов Михаил Юрьевич познакомился на Кавказе.

Литературный анализ стихотворения «Слово» Гумилева Николая

Тема этой статьи – анализ стихотворения «Слово». Гумилев – яркая фигура в русской литературе, без которой невозможно представить поэзию Серебряного века. Его произведения отличаются необычайной яркостью и силой лирического напора. Стихотворение, которому посвящена эта статья, – это размышления о природе слова и о его влиянии на судьбу человека.

«Огненный столп»

Азартным путешественником и мечтательным романтиком был Николай Степанович Гумилев. Стихотворение «Слово» – одно из его поздних произведений. Оно было написано в год смерти поэта.

В молодости Гумилев посетил яркие южные страны. В его раннем творчестве преобладают красочные экзотические образы. Но был русский поэт не только мечтательным авантюристом, но еще и бесстрашным воином, и человеком чести. Он никогда бы не смог отречься от своих товарищей, а потому был расстрелян в 1921 году за обвинение в участии в антиправительственном заговоре.

В позднем творчестве экзотика и лирика уступили философской теме. Обнаружить это можно, проведя анализ стихотворения «Слово». Гумилев использовал в нем символы, но произведение все же выдержано в духе акмеизма. Стихотворение вошло в сборник «Огненный столп», который полностью пронизан философскими идеями. С трактовки темы бытия и символических образов следует начинать полный анализ стихотворения Н. Гумилева.

«Слово»

В первых трех строфах говорится о чем-то высоком и оторванном от земли. Далее изображена относительно земная обстановка. Являясь основоположником акмеизма, Гумилев придал своему произведению характерные черты этого направления: точность, ясность, отчетливость и определенность образов. Но стихотворение отличается от других в последнем сборнике присутствием символического равновесия между небесным и земным и философским изображением баланса быта и бытия. В нем присутствуют различные метафоры («Солнце останавливали словом…»).

Акмеисты не придавали столь большого значения образности. Для них важнее была красота отдельной метафоры. Признаки акмеистического произведения с некоторыми чертами символизма можно увидеть, сделав анализ стихотворения «Слово». Гумилев не случайно сочетал эти, казалось бы, разные поэтические традиции. Ведь благодаря школе символистов он стал одним из создателей нового течения в литературе.

«Словом разрушали города»

Николай Гумилев в юности мечтал во что бы то ни стало оказаться в дальних странах. Молодого поэта прельщали экзотика и опасность. Его отговаривали, считая подобные приключения рискованными для жизни. Но он отправился в путешествие, желая насладиться красотой африканского пейзажа. А затем создал ряд замечательных лирических произведений, наполненных далекими экзотическими образами.

В 1918-м в Европу ринулись русские эмигранты. На родине стало небезопасно. Но именно в это время поэт вернулся в Россию из Франции. Это было за три года до гибели. О мировоззрении поэта в последние годы жизни дает некоторое представление анализ стихотворения «Слово». Гумилев не в силах был снова покинуть Россию. Последний сборник стихов он мог создать лишь на родине. Слову он придавал огромное значение и в творчестве, и в жизни. В нем, по мнению поэта, заключалась божественная сила. Но оно, утверждал Гумилев, могло быть и страшным, и дурно пахнущим.

Слово – это Бог

Времена, как известно, не выбирают. Но в них живут и умирают. Поэт стремился познать эпоху, в которой ему выпало существовать. Сравнительный анализ стихотворения Гумилева «Ты говорил слова пустые…» и произведения, которому посвящена эта статья, открывает верность поэта теме о чести человека. Слово – не пустой звук. И тот, кто недооценивает его значение, способен породить множество горя и страданий. Однако в более позднем стихотворении просматриваются христианские мотивы, которые ранее в творчестве Гумилева отсутствовали. Быть может, в тяжелые для России времена единственным выходом для поэта стала вера?

Библейские мотивы

Слово в Евангелии и в Ветхом Завете имеет особое значение. В христианской культуре оно божественно. Слово – это истина, благодать, премудрость.

Когда автор говорит о том, что в былые времена Словом останавливали солнце, он тем самым ссылается на один из эпизодов в книге Иисуса Навина. Дабы победить врагов, преемник Моисея с помощью божественной силы смог сделать невозможное. Он остановил солнце.

Числа

В произведении присутствует антитеза. Анализ стихотворения Н. Гумилева «Слово» заставляет задуматься о том, почему главному образу автор противопоставляет числа. Их поэт использовал в качестве символов. Числа – это не что иное, как практические правила, которые люди применяют в низменной бездуховной жизни. В четвертой строфе, где идет речь о седом патриархе, поэт рассказывает о том, что в давние времена люди с большим трепетом относились к Слову. Они старались не употреблять его всуе. Ведь оно обладает великой могучей силой.

Слово средь земных тревог

В пятой и шестой строфах Гумилев изображает современную ему действительность. Многозначительный союз «но» повторяется неоднократно. С помощью него автор указывает на восприятие слова современными людьми и теми, кто жил в ветхозаветную эпоху. В древности люди ценили его высокое значение, но со временем позабыли об этом. Поэт чувствовал, что время, в котором он живет, знаменательно страшными событиями. Рушилось нечто важное. Эти ощущения перенес в свое произведение Николай Гумилев. Анализ стихотворения «Слово» позволяет понять основные философские идеи в зрелом творчестве поэта. Поэт полагал, что, забыв высокое значение Слова, люди утратили веру. Главные христианские добродетели были заменены бездуховными суждениями и попытками организовать земную жизнь без Бога.

Поэзия и религия

Теме, которая затронута в этом стихотворении, Николай Гумилев посвятил несколько статей. Они занимают не последнее место в его творчестве. Полагая, что поэзия и религия являются сторонами одной монеты, русский поэт говорил о необходимости духовной работы. Этот труд должен преследовать не эстетическую или этическую цель, а более высокую, неизвестную простому смертному. Благодаря этике человек адаптируется в обществе. Эстетика развивает его способность получать наслаждение. Религия и поэзия находятся выше этих категорий. Неспособность людей постигать высшее предназначение Слова, по мнению Гумилева, приводит к тому, что оно становится мертвым.

Стихотворение «Слово» охватывает разные эпохи в истории человечества. В этом произведении поэт говорит в первую очередь о высоком духовном начале человека, о забвении духа, которое было характерным для времени, в котором он жил. Спасти человечество может лишь религия и поэзия – сферы, которые находятся выше обычного разума. А основной их категорией является Слово.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Я и вы»: тема и жанр

История создания

Стих был написан в 1918 году. Перед этим поэт познакомился с Еленой дю Бюше. Произошло это во Франции. Гумилев понимал, что у него нет будущего с Еленой и им не суждено быть парой. У них слишком разные представления о жизни. Но Николай Степанович вернулся в Россию и отказаться от чувств свыше его сил.

Стихотворение является признанием и прощанием одновременно. В нем он скрыл несколько отсылок:

  1. Упоминания о другой стране — после революции царская Россия сильно преобразилась.
  2. Герою нравится играть на зурне — намек на неаристократическое происхождение.
  3. Выходы в свет непривлекательны и это добровольный выбор.

Елена была выходцем из знатной семьи. Брак с ней позволил бы Гумилеву посещать лучшие дома Франции. Он мог стать типичным русским эмигрантом, но… Николай Степанович выбрал себе иную судьбу. Он словно написал пророчество, где предрек свою гибель.

Гумилев будет расстрелян 1921 году. Перед этим он провел много времени в тюрьме. У него остались жена и сын.

Анализ стихотворения Гумилева «Мне снилось: мы умерли оба…»

Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей – Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала на предложение руки и сердца своему будущему супругу отказом, что заставляло Гумилева совершать безумные поступки. Он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством, убегал от будущей супруги чуть ли не на край света, участвуя в исследовательских экспедициях. И, наконец, влюблялся в различных девушек, надеясь таким образом избавиться от всепоглощающего чувства к Ахматовой. Одной из дам сердца Гумилева в этот период была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой автор познакомился еще в Париже. И именно ей в 1908 году он посвятил стихотворение «Мне снилось: мы умерли оба…», которое стало финалом бурного, но весьма краткосрочного романа. Этим произведением Гумилев словно бы поставил точку во взаимоотношениях со своей избранницы и, тем самым, признался себе, что он по-прежнему влюблен в Ахматову, которая продолжает его игнорировать. Гумилев прекрасно знал, с какой нежностью и теплотой к нему относится Елизавета Дмитриева, поэтому понимал, что разрыв отношений причинит ей сильную душевную боль. Но и сам поэт страдал от неразделенной любви. Поэтому в его сознании и сформировался образ двух мертвых влюбленных « с успокоенным взглядом», которые в своей смерти нашли избавление от страданий. Весьма символично, что после смерти поэт не хочет расставаться с Елизаветой Дмитриевой, о. В это можно было бы усмотреть некое подобие любви к девушке, если бы автор не внес коррективы, подчеркнув: «И губы твои не желанны, хоть вечно прекрасны». Тем самым Гумилев развеивает миф о том, что действительно любил Дмитриеву. А поставленные рядом гробы – не что иное, как дружеский жест поэта, которым он подчеркивает духовную близость с той, которая его действительно любит. Расставание с Елизаветой Дмитриевой Гумилев воспринял достаточно равнодушно и обыденно, хотя сам выступил инициатором разрыва отношений. Словно бы удивляясь самому себе, поэт о. И это было действительно так, потому что Гумилев ясно осознавал – вся его последующая жизнь не имеет смысла без Анны Ахматовой, а разлуку с Елизаветой Дмитриевой он способен пережить легко, безболезненно и без каких-либо эмоций.

Похожие материалы:
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? — —
  • Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? — —
  • В нем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии? — —
  • Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть, свобода? — —
  • Почему в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» русский бунт назван «бессмысленным и беспощадным»? — —
  • В чем смысл пушкинского определения: «Цель поэзии— поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина) — —
  • Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти? — —
  • Какую роль в раскрытии темы ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет образ Молчалина? — —
  • В чем смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? — —

Краткое содержание

Стихотворение начинается с признания. Лирический герой подтверждает, что никак не сможет стать парой для любимой женщины. На это есть ряд других причин — он родом из другой страны, любит звуки зурны, а гитара ему противна. Выходы в свет тоже неинтересны лирическому герою. Он боится, что дамы в платьях и джентльмены в костюмах не поймут его работ.

Поэтому герой выбирает иную публику для чтения стихотворений — она состояла из драконов, облаков, водопадов. Даже любовью он наслаждается и живет этим чувством. Герой сравнивает ее с глотком воды. Ему не нравится роль рыцаря, который совершает подвиги, страдает, а потом смотрит на звезды и ждет милости любимой.

Даже смерть герой выбирает нетипичную. Он не хочет вести обычную и скучную жизнь. Умирать в постели в окружении людей, нотариуса, врача ему противно. Лирический герой предпочтет путешествовать по неизведанным землям и там погибнуть, сорвавшись в ущелье.

И даже желаемый рай чужд лирическому герою. Он не стремится к обетованной земле. Ему не нравится спокойная жизнь. С большим удовольствием герой начнет существовать после смерти с разбойником и блудницей.

Все стихотворение пронизано стремлением куда-то идти, открывать новое, желанием сражаться. Именно так должен вести себя настоящий поэт. Иначе его ждет скучная жизнь и забвение.

Анализ сборника поэзий Гумилева «Романтические цветы»

Духовные запросы поэта: Это чувствуется во второй книге — «Романтические цветы» , при всем ее коренном отличии от первой. В период, их разделявший, Гумилев окончил Царскосельскую гимназию, 1907-1908 годы прожил во Франции, где опубликовал «Романтические цветы», из Парижа совершил путешествие в Африку.

Читайте также:  Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

Новые Впечатления отлились в особую образную систему. Пережитое обусловило другие эмоции. Тем не менее, и здесь ощущается авторская жажда к предельно сильным и прекрасным чувствам:

«Ты среди кровавого тумана К небесам прорезывала

путь»; «…пред ним неслась, белее пены, Его великая любовь».

НО теперь желанное видится лишь в грезах, видениях. Однако не зря Гумилев сказал: «Сам мечту свою создам». И создал ее, обратившись совсем не к возвышенным явлениям. О своей способности заглянуть за черту обыденного говорит поэт:

Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны.

Нет, Гумилев не был равнодушен к «миру бегущих линий». Но конкретное преображал своей мечтой иль болью — угадывал «дальним зрением». Сборник волнует грустными авторскими

ощущениями — непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни — и одновременно стремлением к Прекрасному. В год выхода «Романтических цветов» Гумилев писал: «Любовь, в самом общем смысле слова, есть связь отдельного, и у Вер-харна совершенно отсутствует чувство этой связи».

В «Романтических цветах» драма неразделенной либо неверной любви тоже трактуется расширительно. Как знак разобщения, отчуждения людей друг от друга. Поэтому горечь обманутого лирического героя приобретает особую значимость.

А вечная тема — новые грани. Как тут не вспомнить соответствующие мотивы в «Городе» А. Блока, «Пепле» А. Белого? Однако Гумилев нашел совершенно отличные от них средства поэтического обобщения.

Большинство стихотворений обладает спокойной интонацией. Мы слышим рассказ, диалог. Но необычный, часто парадоксальный образный строй сообщает редкую внутреннюю направленность.

В неповторимом облике оживляет поэт легендарные мотивы, творит фантастические превращения. Обычно принято ссылаться на экзотику как определяющую феномен Гумилева. Конечно, многое почерпнуто, скажем, в Африке. Тем не менее обращение к ней все-таки вторично. Оно только способствует воссозданию экстатических духовных состояний, как бы требующих небывалых зримых соответствий.

Колоритные фигуры древности, Востока предстают в самом неожиданном облике. И это сразу завораживает.

Памятная «пленительная и преступная царица Нила» вдруг «осуществляется» в зловещей, кровожадной «гиене». Во взоре неверной возлюбленной улавливается… утонувший корабль, «голубая гробница» предшествующей жертвы . Ужас воплощен в страшном существе: «Я встретил голову гиены на стройных девичьих плечах». С не меньшей зрелищностью и эмоциональностью запечатлены светлые явления — «много чудесного видит земля».

Достаточно представить удивительного «изысканного жирафа» — и скучная вера «только в дождь» рассеивается: «Взоры в розовых туманах мысль далеко уведут».

Брюсов воспринял лирику «Романтических цветов» как «объективную», где «больше дано глазу, чем слуху», а внутренние переживания притуплены. «Объективизация» душевных порывов в поэзии Гумилева настолько их сгущает, что об ослаблении впечатления говорить не приходится. К тому же опасно было бы оспаривать развивающиеся творческие принципы художника. Его дар сотворения «второй реальности» совершенствовался даже в процессе переиздания «Романтических цветов».

В ряде новых стихотворений поэт не только подчиняет своему переживанию. Он доносит общее трагическое состояние мира. Ироничная «Неоромантическая сказка» опосредованно и остроумно передала угрожающие масштабы застоя: его с радостью принимает даже сказочное чудовище — людоед. «Игры» открыли в конкретной сцене кровавых развлечений сущность порочной «цивилизации», а в противовес ей — тайну природной гармонии. «Сонет» с помощью ирреального образа выразил желание преодолеть ограниченность возможностей:

Пусть смерть приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца, И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.

Каждое выступление Гумилева встречалось в печати критически. Выход в свет «Жемчугов» тоже не остался без такого внимания. С мягкой иронией Вяч. Иванов заметил, что автор сборника «в такой мере смешивает мечту и жизнь, что совершенное им одинокое путешествие за парой леопардовых шкур в Африку немногим отличается от задуманного — в Китай — с мэтром Рабле…». А Брюсов вообще отказал Гумилеву в связях с современностью.

Гумилев находил одинаковую «нецеломудренность отношения» к художественному творчеству в двух тезисах: «Искусство для жизни» и «искусство для искусства». Но делал такой вывод: «Все же в первом больше уважения к искусству и понимания его сущности». И далее подводил итог своим раздумьям: «…искусство, родившись от жизни, снова идет к ней, но не как грошовый поденщик, не как сварливый брюзга, а как равный к равному».

Анализ стихотворения Любовь Анны Ахматовой

Анна Ахматова – человек, женщина, которая очень нежная внутри себя, но не всегда желает это показать людям. Это стихотворение отлично передает настроение всех людей, которые влюблены, или когда-то это чувствовали. Ведь именно так может происходить с теми, кто почувствовал такое. Любовь – это прекрасно, как всячески подчеркивает поэтесса. Она показывает в своем произведение, как любовь может к нам подкрасться – так, что мы и не заметим сначала. И только потому, сможем вдруг что-то почувствовать.

Любовь – она именно такая, ее трудно описать словами, настолько она прекрасна, но все-таки это удалось Анне Ахматовой. Которая и сама, судя по всему, не раз влюблялась до беспамятства.

Любовь – именно таким словом, весьма кратко и лаконично, Ахматова охарактеризовывает свое стихотворение, и называет его именно им. Все просто и ясно. Без разных замудренных слов и ярких эпитетов – все понятно и красиво. Потому что именно в простоте – красота.

В 1911 году вышло ее произведение, которое так понравилось всем, потому что настолько ясно и красиво, — казалось бы, не писал никто. Поэтесса смогла все уютно как бы обставить, что, когда читаешь это произведение, чувствуешь себя максимально комфортно и просто. Вспоминаются самые лучше моменты своей влюбленности, и первой любви. Она сравнивает поначалу любовь – со змейкой, которая укутается возле сердца – и уходить до последнего не хочет. А также, Ахматова все-таки признается, что, когда ты не влюблен, и не готов к этому – страшно ожидать, что такое с тобой может случиться, что ты вдруг можешь случайно ее обнаружить в чей-то улыбке, самой простой и обычной, но вскоре – любимой.

Само построение стихотворение – весьма необычно. Сначала подбиралось слово, а потому от него как бы шли лучики солнца, которые охарактеризовывали самого заглавное слово в каждом куплете. Произведение состоит из нескольких строф, в данном случае – из троих.

Анализ стихотворения Любовь по плану

Сведения об авторе

Николай Гумилев (1886−1921) — русский литературный деятель, переводчик, поэт и критик. Писатель был первым мужем знаменитой поэтессы Анны Ахматовой. В браке у двух талантливых людей родился сын — Лев Гумилев. Еще до начала семейной жизни поэт понимал, что Анна Андреевна не питает к нему взаимности, однако то, что Ахматова позволяла ему себя любить, уже было счастьем для классика. Тем не менее, Гумилев терзал и себя, и жену ревностью, их брак постоянно был поводом для пересудов в профессиональной среде.

Тема любви является одной из ключевых в творческом наследии автора. Стихотворения «Она», «Телефон», «Сон», «Сирень» — все это образцы романтического направления в лирике Николая Степановича. Испытывая духовную пустоту и одиночество даже после стольких лет брака с поэтессой, он продолжал посвящать ей свои стихи. Помимо этого творческого пласта, большим вкладом в литературное достояние России были переводы зарубежных авторов, сделанные Гумилевым. Среди работ классика серебряного века присутствуют адаптации книг:

  • Шекспира;
  • Браунинга;
  • Готье.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она» реферат по русской литературе , Сочинения из Литература

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с

удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Список литературы

А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341 с. Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное

пособие к спецкурсу. — Вологда, 1998.

Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 368 с. Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание — М., 1974. Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева;

Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника). Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991 Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. — М.:

Флинта. Наука. — 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. — 1989.

Памятные книжные даты. 1988. М., 1988. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч.

Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил. Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме

«Слово» анализ стихотворения Гумилева

История создания

Стихотворение «Слово» Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную.

Столп — символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую войну. Стихотворение «Слово» перекликается с идеей сборника.

Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово,

Гумилев всегда был прямым, не умел приспосабливаться, юлить, о своих взглядах заявлял во всеуслышание, причем не только в стихах. На поэтическом вечере Гумилев однажды заявил о монархических убеждениях. А в стихах говорил, что не относит себя к красным или белым, но идентифицирует себя как поэта.

Поэтому неправы те исследователи, которые сужают значение стихотворения «Слово» до утверждения Гумилевым собственной веры. Да, поэт не скрывал своего православия. Но стихотворение глубже и шире его библейских

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу.

Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке — образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели.

Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

Литературное направление и жанр

Стихотворение имеет ярко выраженные черты акмеизма. Гумилев овеществляет, делает материальными даже такие абстрактные понятия, которые, казалось бы, невозможно представить в виде художественного образа: слово, число. Но идея эта почерпнута из Библии.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далекому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны . В первых двух строфах речь идет о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности.

Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения — сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мертвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мертвые слова — как раз лишенные духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилев как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Тропы и образы

В первой строфе Гумилев использует три мифологических образа. Новый мир — противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный. Поэтому Бог склоняет к нему свое лицо .

Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.

Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орел — одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом.

Слово сравнивается с розовым пламенем . В пламени — разрушение и созидание одновременно.

В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными .

Патриарх, изображенный в четвертой строфе, умен, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.

Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилев противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворенности и бездуховности.

В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилев не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности. Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию.

Слово потому осияно, что оно — Бог.

Дважды повторенное слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.

Тавтология подчеркивает приземленность остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мертвый — омертвелый создает в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.

Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчелами, мертвых слов с мертвыми пчелами заключена основная мысль стихотворения.

Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Актер — характеристика персонажа Произведение: На дне Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно.

Сочинение на тему мода и одежда Ногда кажется, что мода полностью над нами властна. Если ты выглядишь смешно, но модно одет — ты крут, но если не модно — неудачник… Встречают, как известно по одежке. И.

Башмачкин — характеристика персонажа Произведение: Шинель Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. «Маленький человечек с лысинкой на лбу», 50-ти лет. Всю жизнь он служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». Там его презирают, коллеги.

Cочинение по картине Брусилова Сирень на веранде Бруснилов написал прекрасный натюрморт. Шикарный букет сирени разных тонов, расположен на веранде. Вокруг вовсю растет зеленая трава, деревья уже полностью распустили листву, чувствуется майское тепло и даже чарующий нежный запах.

Стихотворение И. А. Бунина «Ночь» Из опыта анализа поэтического текста на уроках в 11-м классе При всем обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений все же нет четких его канонов. Цель анализа поэтического текста —.

Части стихотворения. Сопоставление судьбы кинжала и роли поэта Стихотворение делится на две части: первая рассказывает о судьбе кинжала, который служил горцу, затем был взят как трофей и продан торговцу-армянину, у которого куплен богатым покупателем для коллекции оружия и.

Сочинение на тему История моей школы Я учусь в школе №12. История Моей школы начинается в СССР. Тогда наша страна была больше, строилось много больниц, школ и детских садов. Первый камень в строительство основного здания был.

Сочинение на тему Культура речи На мой взгляд, речь — это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора.

Читайте также:  Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева

Сочинение на тему Птицы зимой, чем помочь Зимующим птицам не страшны холода и морозы, ведь их тельца плотно покрыты пушистыми перьями и хорошо согревают организм. Гораздо страшнее для них это отсутствие еды. Сытая птица полна энергии и.

План-конспект урока в 5 классе по теме «Моя семья» 1. Воспитательный аспект: воспитание любви к семье, воспитание уважительного отношения друг к другу в семье. 2. Образовательный аспект: развитие умения говорения через — формирование умения сообщать информацию в ответ на.

Український дитячий вертеп 1- й пастушок. Добрий вечір, господарю! Мир у вашу хату. Вас і вашу родину Будем віншувати. 2 — й пастушок. Славте Бога! Хай віднині Буде злагода в родині! Ми іздалеку.

Шекли Р. биография Роберт Шекли — американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов. Родился в Бруклине и вырос в Нью-Джерси. В детстве он был очарован произведениями Рэя Бредбери , Теодора Старджона.

Купер Дж. Ф. биография КУПЕР Джеймс Фенимор , американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях . Социально-политическая сатира и.

Анализ рассказа «Станционный смотритель» А. С. Пушкина Жанр произведения — рассказ в рассказе. Три главных героя — станционный смотритель Самсон Вырин, его дочь Дуня и гусар Минский. Одним из героев произведения является сам автор, выведенный в образе.

Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ Как начать работу? Успех в научно-исследовательской деятельности учеников во многом зависит от их личной заинтересованности. Интерес ребят к исследовательской деятельности возникает на уроках.

Сочинение на тему Помогает ли любовь понять себя? В течение всей жизни, человек пытается отыскать то, с помощью чего сможет понять свое действительное предназначение. Некоторые находят себя в совершенно банальных вещах. Это может быть музыка, книги, фильмы и.

Практическая работа «Атмосфера» Практическая работа Атмосфера 1 вариант Начертите суточный ход температур по следующим данным: T, час 0 3 6 9 12 15 18 21 24 T, оС -1 -4 -6 -2 0.

Личность Белинского В. Г. Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллигенция, стоял к народу. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку.

Конспект урока «Соединения хрома» 10 Класс РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №95 Г. КРАСНОДАРА Номинация: «Химия» Учебный предмет: Химия ТЕМА: «Соединения хрома» 10 класс Проект учителя химии МОУСОШ № 95 Свириденко Юлии Анатольевны.

Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме А. Н. Островского «Гроза» Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе. В.

Как Бросить КУрить. Купите полную коробку конфет чупа-чупс, или каких-нибудь других сосалок и попробуйте вместо сигареты сосать конфетки на палочке. Если же вы находитесь на работе, то жуйте жвачку. Делайте так всегда и.

Праздник Осени для 2 класса. Сценарий Внеклассное мероприятие на тему Осень для 2 класса Сценарий классного часа для 2 класса на тему: «Здравствуй, Осень! « Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об.

Чи потрібно дитині спати вдень? «Нужен ли ребенку дневной сон?», статья, раздел «Работа с родителями» Автор: Вафина Гульшат Салаватовна, воспитатель МДОУ № 37 «Родничок», г. Бугульма Дети, посещающие детский сад, довольно быстро свыкаются с тем.

Проблема жанра пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова 15 сентября 1903 г. Чехов писал жене Станиславского, М. П. Алексеевой : «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс…» Прочитав пьесу, Станиславский отвечал Чехову: «Это не комедия.

Инсаров — характеристика персонажа Произведение: Накануне ИНСАРОВ — герой романа И. С. Тургенева «Накануне» . Как известно из воспоминаний писателя, прототипом И. был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. И. по-настоящему героическая натура.

«Василий Теркин» анализ поэмы Твардовского История создания Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Теркине возник у Твардовского еще во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили.

Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Это вовсе не комедия, это дело очень Серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше.

Взгляды Чацкого и Фамусова. Краткое изложение текста Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов — защитник старого века.

Физкультура — мой любимый предмет сочинение-рассуждение Для меня самый любимый предмет в школьной программе-физкультура. Почему? Все очень просто. Когда я занимаюсь спортом, я чувствую себя сильным. И с каждым занятием я становлюсь все сильнее и сильнее.

Телега жизни разбор стихотворения Автор: Пушкин А. С. Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы.

Сочинение по картине Саврасова Зима Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева — нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь.

Пленница разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Она покоится на вышитых подушках, Слегка взволнована мигающим лучом. О чем загрезила? Задумалась о чем? О новых платьях ли? О новых ли игрушках? Шалунья-пленница томилась целый день.

Сочинение на тему Чудная изба Вспоминая старый бабушкин дом в селе, невольно приходит на ум слово изба. Почему? Он небольшой, по современным меркам, но до жути уютный. Каждый раз, приезжая к ней я удивляюсь красотой.

Две «ГРОЗЫ» Сопоставление стихотворений «Гроза» Н. А. Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева на уроке литературы в 11-м классе Прием сопоставления художественных текстов довольно прочно вошел в школьную практику и активно.

Глуповцы — характеристика персонажа Произведение: История одного города Глуповцы — жители города Глупова, на примере которого рассматривается история русского самодержавия. Глуповцы — «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их.

Анализ стихотворения Пушкина Разлука Стихотворение «Разлука» написано на излюбленную Пушкином тему. Название могло бы натолкнуть на мысль о любовной трагедии, о расставании с Родиной… Но здесь речь о лицейском братстве Александра Сергеевича. Настолько сильной.

Сочинение: шариков человек или животное? В повести «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает важные нравственные и общественные вопросы, один из которых — может ли в обществе жить человек с собачьим сердцем? В начале повести мы видим.

Сочинение на тему Бородинское сражение, битва Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются.

Уроки Модеста Людвиговича Гофмана В жизни русской филологии Гофман сыграл свою очевидную и важную роль. Друг Блока, Ремизова, Вяч. Иванова, Городецкого, автор известной в начале века «Книги о русских поэтах последнего десятилетия» , он.

Беньямин В. биография Вальтер Беньямин — немецкий философ, теоретик истории, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик. Родился Беньямин Вальтер 15 июля 1892 года в Берлине. Испытал сильное влияние марксизма , примыкал.

Сейчас вы читаете: «Слово» анализ стихотворения Гумилева

«Слово» анализ стихотворения Гумилева

История создания

Стихотворение «Слово» Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную.

Столп — символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую войну. Стихотворение «Слово» перекликается с идеей сборника.

Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово, справедливое или несправедливое обвинение в контрреволюционной деятельности стало причиной его гибели.

Гумилев всегда был прямым, не умел приспосабливаться, юлить, о своих взглядах заявлял во всеуслышание, причем не только в стихах. На поэтическом вечере Гумилев однажды заявил о монархических убеждениях. А в стихах говорил, что не относит себя к красным или белым, но идентифицирует себя как поэта.

Поэтому неправы те исследователи, которые сужают значение стихотворения «Слово» до утверждения Гумилевым собственной веры. Да, поэт не скрывал своего православия. Но стихотворение глубже и шире его библейских аллюзий.

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу.

Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке — образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели.

Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

Литературное направление и жанр

Стихотворение имеет ярко выраженные черты акмеизма. Гумилев овеществляет, делает материальными даже такие абстрактные понятия, которые, казалось бы, невозможно представить в виде художественного образа: слово, число. Но идея эта почерпнута из Библии.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далекому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны . В первых двух строфах речь идет о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности.

Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения — сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мертвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мертвые слова — как раз лишенные духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилев как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Тропы и образы

В первой строфе Гумилев использует три мифологических образа. Новый мир — противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный.

Поэтому Бог склоняет к нему свое лицо .

Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.

Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орел — одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом. Слово сравнивается с розовым пламенем .

В пламени — разрушение и созидание одновременно.

В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными .

Патриарх, изображенный в четвертой строфе, умен, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.

Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилев противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворенности и бездуховности.

В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилев не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности. Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию.

Слово потому осияно, что оно — Бог.

Дважды повторенное слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.

Тавтология подчеркивает приземленность остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мертвый — омертвелый создает в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.

Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчелами, мертвых слов с мертвыми пчелами заключена основная мысль стихотворения.

Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

«Слово» анализ стихотворения Гумилева

Другие сочинения по теме:

«Вечер» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи.

«Две розы» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Две розы» Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под.

«Она» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Она» было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» . Ахматова, которая стала.

«Волшебная скрипка» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Волшебная скрипка» Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник «Жемчуга». Стихотворение.

«Жираф» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Жираф» Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном.

«Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.

«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Ирина.

Анализ стихотворения Гумилева Жираф Начало стихотворения знакомит читателя с женщиной, слабой тонкой и ранимой. Ее грустный взгляд, вот что видит поэт перед собой. Он.

«Озеро Чад» анализ стихотворения Гумилева Николай Степанович Гумилев — русский поэт Серебряного века, один из основателей акмеизма, критик и переводчик. В 1914 году, во время.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф» Николай Гумилев — один из известных поэтов конца 19 — начала 20 века, легендарная личность… Но, увы, заслуги поэта-акмеиста высоко.

Анализ стихотворения Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай» Н. С. Гумилев не смог принять переломы революционного времени, не смог найти окончательную общественную позицию, что, несомненно, не могло не.

«Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилева История создания Цикл «Капитаны» состоит из четырех стихотворений. Гумилев создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и.

Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована.

Анализ лирических мотивов в стихотворении Н. Гумилева «Жираф» Николай Гумилев сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти.

«Змей», анализ баллады Гумилева История создания Произведение «Змей» было написано Гумилевым в 1918 г. Большинство исследователей соглашается с тем, что в тексте отразилось отношение.

«Близнецы» анализ стихотворения Тютчева Зрелое стихотворение «Близнецы» написано Ф. Тютчевым в начале 1850-х годов , в период роковой любви поэта к Елене Денисьевой. Впервые.

Мое понимание стихотворения Н. С. Гумилева «Заблудившийся трамвай» Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: «Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа.

«Я ненавижу свет» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Я ненавижу свет» было написано Мандельштамом в 1912 г. и напечатано в сборнике «Камень» . Литературное направление.

Анализ сборника поэзий Гумилева «Романтические цветы» Духовные запросы поэта : Это чувствуется во второй книге — «Романтические цветы» (1908), при всем ее коренном отличии от первой.

«Нежнее нежного» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Нежнее нежного» написано Мандельштамом в 1909 г. Оно вошло в сборник «Камень». Юному поэту всего 18 лет.

«Слово» анализ стихотворения Гумилева

История создания

Стихотворение «Слово» Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную.

Столп — символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую войну. Стихотворение «Слово» перекликается с идеей сборника.

Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово,

справедливое или несправедливое обвинение в контрреволюционной деятельности стало причиной его гибели.

Гумилев всегда был прямым, не умел приспосабливаться, юлить, о своих взглядах заявлял во всеуслышание, причем не только в стихах. На поэтическом вечере Гумилев однажды заявил о монархических убеждениях. А в стихах говорил, что не относит себя к красным или белым, но идентифицирует себя как поэта. Поэтому неправы те исследователи, которые сужают значение стихотворения «Слово» до утверждения Гумилевым собственной веры.

Читайте также:  Победитель – краткое содержание рассказа Грина

Да, поэт не скрывал своего православия. Но стихотворение глубже и шире его библейских

Библейские аллюзии стихотворения

Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу.

Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.

Патриарх, чертящий число на песке — образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами.

Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели. Слово всесильно, а числа губительны.

Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.

Литературное направление и жанр

Стихотворение имеет ярко выраженные черты акмеизма. Гумилев овеществляет, делает материальными даже такие абстрактные понятия, которые, казалось бы, невозможно представить в виде художественного образа: слово, число. Но идея эта почерпнута из Библии.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далекому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны . В первых двух строфах речь идет о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности.

Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения — сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мертвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мертвые слова — как раз лишенные духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилев как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Тропы и образы

В первой строфе Гумилев использует три мифологических образа. Новый мир — противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный. Поэтому Бог склоняет к нему свое лицо .

Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.

Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орел — одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом.

Слово сравнивается с розовым пламенем . В пламени — разрушение и созидание одновременно.

В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными .

Патриарх, изображенный в четвертой строфе, умен, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.

Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилев противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворенности и бездуховности.

В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилев не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности.

Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию. Слово потому осияно, что оно — Бог.

Дважды повторенное слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.

Тавтология подчеркивает приземленность остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мертвый — омертвелый создает в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.

Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчелами, мертвых слов с мертвыми пчелами заключена основная мысль стихотворения.

Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Гумилева «Слово» Будучи поэтом, Николай Гумилев отдавал себе отчет в том, какую силу имеет самое обыкновенное слово. Опыт его предшественников показывал, что правильно и вовремя сказанная фраза.

«Вечер» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены.

«Мечты» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Мечты» было написано 21-летним Гумилевым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете «Русь» № 33 за 1907 г. Стихотворение.

«Две розы» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Две розы» Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в.

«Она» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Она» было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» . Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г.

Анализ стихотворения Гумилева «В пустыне» Николай Гумилев обожал путешествовать, и мог проводить в дальних странствиях долгие месяцы. Единственным ограничением для него служили финансы, которых у поэта порой хватало лишь на.

Анализ стихотворения Гумилева «Кенгуру» Нерастраченные любовь и нежность стали для Николая Гумилева чем-то вроде символа семейной жизни. Его отношения с Анной Ахматовой с самого начала складывались очень непросто, и.

Анализ стихотворения Гумилева «О тебе» Принято считать, что Николай Гумилев на протяжении всей своей жизни любил лишь одну женщину, и ею была его супруга, поэтесса Анна Ахматова. Однако это не.

«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился.

«Жираф» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Жираф» Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном в Париже, и было посвящено.

«Волшебная скрипка» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Волшебная скрипка» Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник «Жемчуга». Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева.

«Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилевым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г. Литературное направление и жанр Стихотворение.

Анализ стихотворения Гумилева «Портрет мужчины» До революции Николай Гумилев успел объездить практически весь мир, однако его первое путешествие было связано с Францией. Именно туда вчерашний гимназист отправился в 1906 году.

Анализ стихотворения Гумилева «Я и вы» Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение «Я и.

Анализ стихотворения Гумилева «Мне снилось: мы умерли оба…» Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей — Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала.

Анализ стихотворения «У меня не живут цветы» Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ) Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность.

Анализ стихотворения Гумилева Волшебная скрипка Тема поэта и поэзии — одна из вечных, сквозных тем в ми­ровой литературе. Практически каждый поэт в тот или иной пе­риод времени выражал собственную точку.

Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…» Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался.

Анализ стихотворения Гумилева «Ангел-хранитель» Николай Гумилев несколько лет подряд добивался благосклонности Анны Ахматовой, периодически делал ей предложения и неизменно получал отказ. Лишь попытка самоубийства молодого поэта заставила Анну Ахматову.

Анализ стихотворения Гумилева «Я в лес бежал из городов…» «Я в лес бежал из городов…» — одно из первых стихотворений Николая Гумилева, которое было опубликовано в 1902 году. В это время 16-летний поэт вместе.

Анализ стихотворения Гумилева «Она» Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей.

Анализ стихотворения Гумилева «Он поклялся в строгом храме» Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей — на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью.

Анализ стихотворения Гумилева «Заблудившийся трамвай» Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по.

Анализ стихотворения Гумилева «Нигер» Николай Гумилев дважды бывал в Африке и считался одним из наиболее известных исследователей этого материка, который привлекал поэта своей удивительной красотой, аутентичностью и первозданностью природы.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер» В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая.

Анализ стихотворения Гумилева «Девушке» Летом 1911 года Николай Гумилев после возвращения из Парижа решил представить свою супругу Анну Ахматову дальним родственникам, проживающим в Бежецком уезде. Именно в Слепнево, родовом.

Анализ стихотворения «Рабочий» Гумилев «Рабочий» (1918). Размышляя о смысле человеческого суще­ствования, поэт пишет стихотворение «Рабочий», в котором фак­тически предсказывает свою насильственную смерть: Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она.

Анализ стихотворения Гумилева «Рассказ девушки» Николай Гумилев очень рано начал писать стихи и, будучи гимназистом, сумел опубликовать несколько десятков своих ранних произведений. Именно это спасло его от исключения из престижного.

Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство» Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека.

Анализ стихотворения Гумилева «Две розы» Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — як ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.[1]

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

сравнения («четки сны ее, как тени»);

гиперболы («держит молнии в руке»);

метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

открыта – 1)поднять что-либо;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341 с.

Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1998.

Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 368 с.

Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание – М., 1974.

Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника).

Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991

Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. – М.: Флинта. Наука. – 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. – 1989.

Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил.

Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. – Вологда: Русь. – 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/

[1] Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника). – с.81

Ссылка на основную публикацию