Бог Зевс – доклад сообщение

Доклад на тему Зевс – бог Древней Греции сообщение

Центральное место в древнегреческом пантеоне богов отведено Зевсу, отцу богов и людей. Зевс попал на Олимп в результате долгой и жестокой борьбы за власть с собственным отцом Кроносом. Он знал о своём будущем, что его убьёт собственный сын, поэтому всех новорождённых детей он сразу же проглатывал. Мать Зевса, Рея, скрыла от Кроноса рождение очередного ребёнка, тем самым спасла ему жизнь.

Уже став взрослым, Зевс изготовил волшебное зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть всех съеденных им на протяжении долгих лет детей. Зевс вместе с другими богами долгие 10 лет вёл непрекращающуюся битву против отца и титанов. Только заключив союз со сторукими великанами, Зевс смог одержать победу.

После того, как Кронос был повержен, власть над миром была поделена между тремя братьями – Зевсом, Посейдоном и Аидом. Посейдону досталась власть над океаном, Аиду – над подземным царством душ, а Зевс воссел на вершину священного Олимпа. С тех пор три брата правили в мире и согласии.

В античной мифологии Зевс также считается богом грома и молний. Божественными атрибутами являются щит и топор. Часто изображался с орлом. Он может метать молнии. Зевс представлялся древним грекам как высшая инстанция, которая рассудит, кто прав, а кто виноват. Он контролировал социально-государственную жизнь людей, давал им понятия о добре, справедливости, честности.

Женой Зевса является Гера – богиня, оказывающая покровительство браку. Детей у Зевса очень много, большинство из которых рождены не от Геры, а от простых смертных женщин. Его дети часто становятся либо богами, либо героями Древней Греции. Так, детьми Зевса были Афродита, Афина, Аполлон, Гермес, Дионис, Геракл, Персей, Пирифой…

Однажды Гера в сговоре с Посейдоном, Афиной и Аполлоном предприняли попытку свергнуть Зевса. Они изготовили специальное ложе, куда поместили засыпающего правителя. Но одна из его возлюбленных попросила помощи у сторукого пятиглавого великана, который освободил Зевса из плена.

Таким образом, Зевс – ключевая фигура в сознании и мифологии древних греков. По своим функциям он может быть соотнесён с христианским представлением о боге как о высшей силе. Зевс является отцом людей и многих богов, а также выступает как сдерживающая хаос и беспорядок сила.

Вариант 2

Люди Древней Греции считали, что миром управляют могущественные боги и богини, живущие на вершине горы Олимп. Самым главным олимпийским богом был Зевс – отец всех людей и богов, повелитель неба, а также грома и молнии.

Родители Зевса – бог времени Кронос и титанида (древняя богиня) Рея. Кронос был верховным божеством, но ему было предсказано свержение с престола и гибель от руки собственного сына. Поэтому он велел Рее отдавать каждого рожденного ею ребенка и пожирал его. Пятерых своих детей жестокий Кронос проглотил. Тогда Рея решила, во что бы то ни стало спасти своего шестого, последнего сына. Это был Зевс. Любящая мать отдала своему ужасному супругу вместо ребенка камень, завернутый в тряпки. Кронос не заметил подмены и проглотил камень.

Тем временем Зевс рос в пещере на острове Крит. Он питался диким медом и молоком козы Амалфеи. Если малыш начинал плакать, его няньки поднимали шум с помощью щитов, по которым били копьями и мечами. Это делалось специально, чтобы кровожадный отец не услышал плач сына.

Когда Зевс вырос и возмужал, он вступил с Кроносом в борьбу за власть. Сперва он отравил своего отца ядовитым зельем, от чего тот исторг из себя всех проглоченных им детей. Так Зевс обрел братьев и сестер. Вместе они начали борьбу с Кроносом, а помогали им одноглазые великаны – циклопы. Будучи искусными кузнецами, циклопы выковали для Зевса громы и молнии, которые он метал в титанов. Также Зевсу помогали сторукие великаны. После тяжелой и длительной борьбы победа, наконец, была одержана.

Зевс разделил власть с двумя своими братьями – Аидом и Посейдоном. Посейдон стал владыкой моря и всей водной стихии. Аид отправился под землю управлять царством мертвых. Зевс воцарился на Олимпе и стал повелителем неба и самым главным богом.

Скульпторы и художники изображали Зевса могучим мужчиной с длинными курчавыми волосами и такой же бородой. В руках у него щит, называемый эгидой, и топор или пучок молний. По небу этот бог перемещается на колеснице, запряженной орлами.

Считается, что Зевс даровал людям законы и царскую власть. Также он строго следит, чтобы люди соблюдали обычаи и традиции, придерживались порядка, установленного в обществе.

Картинка к сообщению Зевс – бог Древней Греции

Популярные сегодня темы

За тысячелетнее существование разные животные привыкли к определенным способам добычи себе пищи. В данной статье мы рассмотрим одни из главных способов.

Река Кубань является самой большой рекой в Российской Федерации. Река имеет больше 300 названий на различных языках, но главным считается Кубань. Река является главной кормилицей Краснодарско

В настоящее время существует множество видов спорта, в которых осуществляются всевозможные способности тела человека – бег, ходьба, прыжки, плавание, сила и т.д. если рассматривать прыжки, то

Земля – является третьей, единственной обитаемой планетой, в порядке удаления от центральной планеты Солнечной системы – Солнца. Имеет круглую, слегка приплюснутую по полюсам форму

Повсюду человека окружает кислород, который может проникать в организм через кожу в малых размерах, но этого не хватит для того, чтобы выживать. Основное поступление кислорода в организм дела

Нептун – самая далекая планета Солнечной системы, хотя вопрос о том является ли этот газовый гигант планетой для некоторых астрономов до сих пор остается открытым. Нептун имеет практически ид

Зевс бог Древней Греции – краткое описание и характеристика

Появление на свет

Ключевые мифы о Зевсе являются основой общей картины событий, связанных с самим пантеоном, эллинскими героями, жизнью Эллады. Как и положено в таких случаях, рассказы о главной персоне начинаются с предыстории. В случае с греческим пантеоном она действительно важна для более полного понимания дальнейших действий персонажей, их поступков, характеров.

О появлении на свет эллинского громовержца и предшествующих этому событиях обязательно нужно знать:

  • В старые времена миром правил дед Зевса — Уран. Это был период безграничных возможностей древних богов — титанов.
  • Единства среди титанов не было. Среди них постоянно возникали конфликты. В результате Урана победил не кто-нибудь, а его сын.
  • Сына Урана звали Кроносом. Он женился на титаниде Рее.
  • Кронос, свергший своего отца, опасался, что и с ним аналогичным образом поступит кто-то из собственных детей. Поэтому он проглатывал народившихся младенцев.
  • Будущая мать Зевса боялась, что у нее так и не будет ни одного ребенка, который останется жить. И когда на свет появился очередной мальчик, она обманула Кроноса и скормила ему вместо младенца камень.
  • Кронос что-то заподозрил. Рее после рождения Зевса пришлось бежать.
  • По одной из версий Рея спрятала сына в золотой колыбели в одной из пещер на острове Крит. Кругом был лес. А чтобы подозрительный Кронос не услышал плач своего шестого ребенка, помощники Реи били в бубны, играли на дудках, шумно танцевали.
  • За мальчиком приглядывали нимфы и животные. Коза Амалфея кормила его своим молоком. Голуби добывали для ребенка амброзию, а пчелы — мед. Орел ежевечерне приносил в кубке нектар.
  • Под таким присмотром мальчик и вырос.

Вскоре после того, как будущему владыке мира посчастливилось родиться, он превратился из пассивного участника мифов в активного. Благодаря ему, например, в Древней Греции появилось понятие о роге изобилия. В него шестой ребенок Кроноса превратил обычный козий рог, который потеряла Амалфея.

Путь к власти и борьба с мятежниками

Богато и красиво было царство Зевса, пышны его врата и надежна стража. В нем было постоянное лето. Но чтобы захватить его, а затем и отстоять, будущему верховному богу пришлось немало потрудиться. Не все его поступки, с точки зрения современных людей, можно бесспорно признать честными. Победителей, впрочем, не судят.

Битва за трон

На пути громовержца к власти стоял отец. Претендент на трон нуждался в союзниках. В конечном итоге сын победил отца, а затем отстоял завоевания в других битвах. В это время окончательно сложились и привычные теперь атрибуты Зевса. Ими стали волшебный щит, двойной топор, молнии (перуны), орел и скипетр.

Военная биография творца нового мира выглядит примечательно:

  • С помощью матери и благодаря хитрости будущему правителю удалось вернуть к жизни братьев — Посейдона и Аида, сестер — Деметру, Гестию и Геру.
  • Из шкуры Амалфеи Зевс сделал щит. При жизни коза кормила его, а после смерти дала материал для надежной защиты, которая не была по зубам ни одному противнику.
  • Помимо родственников, греческий бог заручился поддержкой древних чудовищ — сторуких великанов и циклопов.
  • Армии своего сына противостоял Кронос с остальными титанами. Началась затяжная война.
  • Победа в ней была достигнута с большим трудом, но не решила всех проблем. Зевсу пришлось воевать и с гигантами — сыновьями богини Геи. Победную точку в ней поставил смертный сын громовержца Геракл.
  • Но и это не стало окончательной победой. Разгневанная гибелью гигантов Гея родила самое страшное чудовище в мире с драконьими головами вместо пальцев. Это был Тифон. Союзники Зевса разбежались, но он смог справиться с достающим до неба Тифоном в одиночку.
  • По другой версии мифа, правителю в сражении с Тифоном помогала Афина.
  • Ключевую роль сыграло мощное оружие. Его выковали циклопы. Этим оружием стали молнии. Тифона удалось расплавить и ввергнуть в подземный мир.
  • Есть и еще одна версия этой истории. Согласно ей, громовержец пошел на хитрость. Его агенты напоили Тифона ядом. Когда чудовище потеряло сознание, противник бросил на него Этну. Поэтому вулкан время от времени просыпается и сегодня. Чудовище ищет выход из заточения.

После этого братья поделили мир: Посейдон стал править на морях, Аид — в подземном царстве, Зевс, как главный бог, владелец небес, занял трон на священном Олимпе. Так началась новая эра.

Бунты богов

А далее верховному правителю пришлось оборонять свой трон. Бывшие его союзники и другие родственники стали заговорщиками, готовыми сбросить своего царя со священной горы. Считалось, что все остальные божества, даже собравшись вместе, не смогли бы пересилить правителя. Но они же и доказали, что успешно действовать можно и малыми силами.

На божественные бунты стоит обратить внимание:

  • Первая попытка свержения властителя была предпринята Посейдоном, Аполлоном, Герой и Афиной. Когда хозяин Олимпа заснул, его сковали и приготовились сбросить в Тартар.
  • Из безвыходной ситуации громовержца спасла возлюбленная — богиня Фетида. Она вытащила из подземного мира древнее чудовище, которое разорвало цепи.
  • Правитель наказал бунтовщиков. Посейдон и Аполлон, например, были отправлены возводить стены Трои.
  • Были и другие попытки. Но наиболее интересной стала история с пророчеством. Согласно ему, верховный бог мог повторить судьбу отца — с престола его должен был свергнуть сын, рожденный от Фетиды. Владыка неба поверил пророчеству и испугался его. Фетида была отдана замуж за смертного. От него она и зачала Ахилла — будущего героя осады Трои.

Из-за подобного же пророчества властелин проглотил свою первую жену Метиду. Метида заботилась о будущем муже еще в детстве, а потом успела подарить ему дочь.

Главный олимпиец стал более осторожным и подозрительным. Доставалось от него в первую очередь ближайшим же помощникам. В гневе верховный правитель был по-настоящему страшен. Бывало, дворец сотрясался, когда его хозяин расшвыривал родственников во все стороны.

Обычные человеческие и любовные страсти

В древнегреческой мифологии боги часто спускаются и не просто вмешиваются в бытие людей, но и вступают с ними в браки, участвуют в семейных ссорах, любят и ревнуют. Да и дома они ведут себя точно так же. Представителям пантеона не чуждо ничто человеческое. С одной стороны, они разделяют добро со злом, карают и милуют, а сам Зевс вложил в каждого человека стыд и совесть. С другой — и сами не чужды страстей.

Прогулки среди людей

Обычная картинка в мифологии превращающиеся в различных животных обитатели Олимпа. Любили они притворяться и обычными людьми. Сам хозяин царского дворца в сопровождении Гермеса отправился как-то к людям, чтобы посмотреть, как они чтят законы. Но никто не хотел пустить путников на ночлег. Перед ними закрывали двери и в богатых домах, и в других жилищах.

Этот миф довольно показателен:

  • Легенда гласит, что лишь глубокой ночью путешественники смогли найти приют в бедной хижине на высоком холме за границей города. Странников приютила старенькая семейная пара — Филемон и Бавкида. Хозяева выставили на стол скромное угощение.
  • Вскоре хозяева заметили, что кушаний на столе только прибывает, а старая посуда превратилась в золотую. Тогда супруги поняли, что за гости посетили дом.
  • Хозяева собрались принести в честь гостей жертву — своего единственного гуся. Путники не дали этого сделать.
  • Утром старики увидели, что вместо их хижины на берегу озера стоит огромный храм.
  • Озеро покрыло весь город — недовольные обитатели Олимпа утопили его. Население же превратили в жаб.
  • Пожилая пара жила еще долго, выполняя при храме жреческие функции. Потом старики превратились в сросшиеся вместе деревья. Их желание умереть в один день исполнилось. Птицы свили в ветвях гнезда, а в тени останавливались на отдых путники, которые вспоминали историю о стариках и остальных жителях города.

Примерно так могла выглядеть в мыслях эллинов божественная справедливость. За добро — награда, за неправильное поведение — жестокое наказание. Возможно, эти понятия были одним из важных факторов развития древней цивилизации. Не верить в неизбежность возмездия было невозможно, ведь обитатели Олимпа постоянно совершали прогулки по обычной земле.

Жены и любовницы властелина

Наиболее известна жена Зевса — Гера. Не очень любознательным людям кажется, что властелин всегда и жил-поживал с ней спокойно на Олимпе. Это не совсем так. У громовержца было много жен и любовниц, а близость с Герой пришлось очень долго скрывать. Она, кстати, была и сестрой повелителя. Вообще же, сами греки путались в количестве и очередности супруг хозяина небес.

Читайте также:  Происхождение человека – сообщение доклад

Вот сводный список законных жен и любовниц, который считается классическим, и с ним почти не спорят:

  • Второй официальной супругой повелителя (после Метиды) стала Фемида. Родила шесть дочерей, которые стали затем богинями времен года и судьбы.
  • Далее появилась Евринома. Она родила Зевсу детей, которых назвали Харитами. Они стали воплощением всего юного и доброго. Но Евринома не считается законной супругой громовержца.
  • Затем официальной женой стала Гера. Это последняя законная супруга громовержца. Как богиня, она отвечала за крепость семейных уз, верность мужей, взаимоуважение детей и родителей. Как женщине, ей не доставляли радости постоянные измены Зевса. Была она и крайне ревнива.
  • Девять муз появились на свет от связи бога с Мнемосиной. Но она опять же не считается законной его женой. А также следует назвать Деметру, Латону, Ио, Леду, Европу.

От разных богинь и человеческих женщин у повелителя было множество детей. Это, в частности, Керасты, Корибанты, Куреты, Мойры, Оры, Нимфы и многие другие. Часто взаимоотношения олимпийских богов были столь запутанными, что достоверно определить родителей тех или иных детей не представлялось возможным. Отцом Куретов, например, является сам повелитель, а вот мать точно не известна. Это либо Гера, либо Ида.

Нравы языческой Греции и ее божеств были далеко не христианскими. Описание их является отдельной темой. Среди возлюбленных хозяина Олимпа были и юноши. Похитить человека для утех или уничтожить соперника считалось вполне обычным делом.

Первый всемирный потоп

Несмотря на кажущуюся придуманность всей греческой мифологии, часть ее можно принять и как реальность. Трою, например, много позже признали, нашли и изучили. А легенда о потопе, который устроил людям Зевс, получила развитие во многих последующих мировых религиях. Греки и здесь оказались первыми. Сейчас ученые считают, что предания о потопе стали отголосками настоящей всепланетной катастрофы.

Не только ученикам разных классов, но и их родителям будет небезынтересно:

  • Эллины считали, что их бог всемогущ. Он установил мировой порядок, которому нужно было старательно следовать, соблюдать все уставленные высшим правителем законы и обычаи. Но все же первое время его царствования именовалось лишь серебряным, а не золотым веком.
  • Но и в серебряном веке человечество, согласно содержанию мифов, было счастливо, могло пользоваться всеми благами. Чтобы жить достойно, достаточно было воздавать должное богам и не сердить их.
  • И все же что-то пошло не так. Сначала настал медный век, а затем и железный. Начались бесконечные войны, характер людей менялся, они стали непослушными и развратными.

Тогда-то по информации, содержащейся в мифах, Зевс принял решение стереть человечество с лица Земли и создать его заново. Так случился всемирный потоп. Выжили только благочестивые супруги Девкалион и Пирра. Они и стали началом нового поколения людей.

Все это является лишь кратким вариантом огромного пласта мифологии, касающейся непосредственно главного бога Греции. Помнят его и сейчас. А одна из статуй Зевса считается одним из семи чудес света.

Доклад-сообщение Зевс – бог Древней Греции 5 класс

Согласно древнегреческим мифам во Вселенной ничего не было и повсюду царил хаос. Из хаоса возродилась Земля. Ее звали Гея. Она создала горы, море и небо. Небо звали Ураном.

Гея и Уран стали супругами и у них родились дети: титаны, циклопы и гекатонхейры. Уран ненавидел своих детей и прятал их в тело Геи. Гея решила отомстить Урану за это, и попросила титанов помочь ей в этом. Титанов было 12 – 6 братьев и 6 сестер. Согласился помочь только самый младший титан Крон. Ему удалось гарпой (это кривая сабля) разделить Небо и Землю. Так к власти пришли титаны. Сам Крон стал властителем мира и женился на своей сестре Реи.

Когда-то Крону его родители предсказали, что он будет свергнут с власти одним из своих детей. Крон боялся этого, и всех своих детей проглатывал. Когда родился Зевс, Рея спрятала младенца на острове Крит в пещере, а Крону вместо ребенка дала проглотить камень.

Зевс рос под присмотром нимфы Амалфеи и охраной молодых воинов. Воины, что бы заглушить плач младенца, который мог привлечь внимание Крона, гремели своим оружием.

Когда Зевс вырос могущественным и сильным юношей, он поднял восстание против титанов. Ему в этом решились помочь его братья Аид и Посейдон. 10 лет шла война. В итоге Зевсу удалось победить Крона и остальных титанов. Он сбросил их вниз и заключил в пещеру под Тартаром.

Зевс поделил мир на три части. Брату Аиду он отдал подземное царство, брату Посейдону – морское царство, себе же он оставил небеса. Обосновался он на горе Олимп – самой высокой горе в Греции и являлся главным божеством всего пантеона. Он женился на своей сестре богине Гере.

Зевс был известен своими любовными похождениями. Из-за этого он часто ссорился со своей женой. У него было много любовных интриг, как с богинями, так и со смертными женщинами. Что бы добиться взаимности от объекта своего обожания, он часто превращался в различных животных. Например, когда он похищал Геру, превратился в кукушку. Его детьми от разных женщин были Аполлон, Артемида, Афина, Гефест, Арес и много других. Самым знаменитым его чадом от смертной женщины был Геракл.

Греки верили, что именно Зевс посылал на землю гром и молнии, вызывал дождь и ветра, а его оружием являлись молнии. Его называли отцом (что значит «правитель» и «защитник») как богов, так и людей. Так же они верили, что он с горы Олимп наблюдает за поведением людей, вознаграждает их за хорошие поступки и наказывает за плохие.

В произведениях изобразительного искусства Зевс представлял собой в виде бородатого возмужавшего человека крепкого телосложения. Статуя Зевса, созданная в 430 г. до н.э. скульптором Фидием, являлась одной из 7 чудес света. Она представляла собой образ Зевса, восседающего на троне. На правой вытянутой руке стояла статуя Победы (Ники), а в левой руке он держал скипетр, на котором восседал орел. Статуя была 12 метров в высоту и покрыта золотом, драгоценными камнями и слоновой костью. Предполагается, что данная статуя была разрушена одновременно с храмом в 426 г.н.э. или при пожаре в Константинополе (ныне Стамбул) 50-тью годами позже.

Зевс – бог Древней Греции

Популярные темы сообщений

Раньше грибы относились к классу растений, но наука не стоит на месте и в 1970 годы их выделили в индивидуальное царство. Это разнообразнейшая группа живых организмов, обитающая во всех экосистемах на планете. В настоящее время насчитывается

Фонд социального страхования представляет собой структуру, являющуюся внебюджетной и государственной. Данный фонд создан для того, чтобы обеспечить обязательное социальное страхование граждан страны.

Астранция – великолепнейший цветок, который подарила нам щедрая природа. В народе его также называют звездовкой. Это травянистое растение. Относится к многолетним растениям,

Бог Зевс – доклад сообщение

Зевс – личность особенная, он заметно отличается от других богов, представление о которых сложилось в культуре древних греков.

Зевс, прежде всего, справедлив, он устанавливает законы и упорядочивает жизнь смертных. Зевс вложил в души людей стремление к добру и совесть, он наказывает и милует, помогает страдающим и взывающим к нему о помощи, покровительствует семье и хранит традиции. Зевса называли отцом богов и людей, представляли огненной энергией, растворенной во всем окружающем мире. Владея небом, он управляет и земной жизнью. Таким образом, именно Зевс в представлении язычников ближе всего к Единому Истинному Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого.

Как пишет Гесиод, Зевс «превосходнее всех богов и могучее силой», и все-таки, он – один из множества, которым поклонялись древние эллины. Согласно красивой легенде о рождении Зевса, он появился на свет в пещере на острове Крит, втайне от своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей. На Крите Зевс рос и набирался сил, прежде чем одержал множество побед и стал верховным богом Олимпа.

На пути к власти

Повзрослев, Зевс, прежде всего, отправился к своему отцу Кроносу и, напоив его волшебным зельем, таким образом заставил извергнуть всех сокрытых в его чреве детей. Первым из чрева Кроноса вышел камень, который он проглотил вместо младенца Зевса.

Зевс бросил этот камень к подножию горы Парнас и назвал его «пуп Земли», здесь с древности существует религиозный центр мира – город Дельфы.

Освобожденные Зевсом из чрева отца его братья и сестры – Аид, Посейдон, Гера, Гестия и Деметра, по свидетельству Гесиода, «благодеянья его не забыли душой благодарной братья и сестры, и отдали гром ему вместе с палящей молнией».

Братья Аид и Посейдон заключили с Зевсом союз против жестокого отца Кроноса. Многие жители древнего мира объединились вокруг Зевса и помогли ему получить власть над миром богов и людей.

Главным препятствием для Зевса на пути к власти были его ближайшие родственники – титаны, это боги второго поколения, рожденные от Урана-неба и Геи-земли, а также их дети. То есть титаны приходились Зевсу дядями и тетями или двоюродными братьями и сестрами. Война с титанами длилась десять лет.

Титаны жили на Орфической вершине, а боги во главе с Зевсом – на Олимпе. Между этими горами в нынешней греческой Фессалии и было поле битвы титанов и богов. На стороне Зевса выступили особенные существа – циклопы или, как их еще называют, киклопы, и гекатонхейры.

Циклопы – тоже дети Урана и Геи, как говорит Гесиод, «были во всем остальном на богов они прочих похожи, но лишь единственный глаз в середине лица находился», от этого происходит и их название – Киклоп значит «круглоглазый». После рождения трое киклопов были, как и другие дети, скованы отцом Ураном и сброшены в недра земли, в Тартар. Там они занимались кузнечным ремеслом, и, по Гесиоду, «для работы была у них сила, и мощь, и сноровка». Подняв войну против своего отца Кроноса и других титанов, Зевс освободил киклопов из Тартара, за что те поклялись быть ему верными. Именно циклопы выковали для Зевса непобедимое оружие – перуны, то есть молнии, которые он метал во время битвы. Для братьев и сподвижников Зевса оружие выковали те же циклопы. Аиду они даровали шлем, а Посейдону – трезубец.

Гекатонхейры – сторукие пятидесятиголовые великаны. Дети Урана и Геи, они тоже были выведены Зевсом из Тартара на войну с титанами. Их участие, несомненно, помогло Зевсу одержать победу.

«Зевс-промыслитель», как называет его Гесиод, символично наказывал своих врагов. Это он поставил Атланта вечно держать на своих плечах небо, это он приказал длиннокрылому орлу клевать печень прикованного к скале Прометея, и мука его была бесконечной – за ночь печень «вырастала ровно настолько же, сколько орел пожирал ее за день».

Других побежденных титанов Зевс низверг в Тартар и поставил сторожить их все тех же сторуких пятидесятиголовых – гекатонхейров.

«Зевс, меж богов величайший и лучший, к тебе моя песня! Громораскатистый, владыка державный, судья-воздаятель», – воспевает Зевса Гомер. «Вовсе не жребий содеял тебя первенствующим богом, – вторит ему в своих гимнах Каллимах, – Подвиги рук, твоя сила и мощь, что у царского трона. Кто дела твои может восславить? Нет и не будет таких, кто бы Зевса деянья восславил».

Зевс – правитель мира богов и людей

После победы над титанами Зевс стал владеть небом и землей, то есть править всем миром. Его брат Посейдон получил во владение всю водную стихию – океаны и моря, а Аид стал властителем подземного мира.

Зевс славился как всемогущий правитель, при котором жизнь богов и людей расцветала. Развивались искусства и ремесла, земледелие. Зевс сам следил за тем, чтобы правители городов правили разумно и справедливо.

Орфические гимны называют Зевса «мир обходящее око», «око справедливости», «свет жизни», «начало всего и всему завершенье» и заключают: «Промысел твой, коль захочешь, природу всего переменит, смертный ли род человечий, иль мир, беспредельно широкий».

Зевс жил на Олимпе со своей женой Герой и их детьми. Гера, согласно мифологии, была третьей женой Зевса.

Первой его женой стала двоюродная сестра и воспитательница, заботившаяся о нем на Крите – Метида, богиня мудрости. Метида помогла Зевсу победить его отца Кроноса, именно она сварила зелье, благодаря которому Кронос изверг из чрева проглоченных детей. Но Метиду постигла горькая участь, когда она забеременела, Зевс, напуганный пророчеством, что их общий сын превзойдет отца во всем, проглотил свою первую жену.

Вторая жена Зевса – Фемида, богиня справедливости. Она родила Зевсу шесть дочерей, трое из которых – богини времен года, а трое других – богини судьбы. В ее обязанности входило возвещать богам и людям волю Зевса, также она обладала даром прорицания. Интересно, что и сегодня Фемида – образ правосудия, общепринятый во всем мире. Римляне стали изображать ее с завязанными глазами – в знак беспристрастия, с весами и мечом, так она изображается и поныне. Но первоначально, у греков, Фемида изображалась без повязки на глазах, с весами и рогом изобилия. Согласно мифу, она взвешивала добрые и злые дела человека, и воздавала ему из рога изобилия соответственно, добром или злом.

Третьей женой Зевса стала его родная сестра Гера, спасенная им из чрева их отца Кроноса. Гера – покровительница брака и материнства. Зевс полюбил Геру, когда она была совсем юной. Писатель II века Павсаний, рассказывая о впечатлениях от храмов Эллады, описывает изображение Геры с гранатом и скипетром в руках, причем, на верхушке скипетра сидит кукушка. Здесь же Павсаний передает рассказ, что Зевс, влюбившись в Геру, превратился в кукушку, которую девушка поймала, играя и смеясь. С этого момента начались любовные отношения Зевса и Геры, позже они вступили в брак, который, по свидетельству Гомера, оставался тайным в течение трехсот лет. Позже, став законной женой Зевса, Гера была очень ревнива и принесла множество бед подругам и внебрачным детям любвеобильного Зевса.

Читайте также:  Законы Хаммурапи - доклад сообщение

Интересно, что Зевс любил превращаться в животных. Он не только обратился кукушкой для Геры, но являлся Деметре и Персефоне в образе змея, перед Ледой обратился в лебедя, да перед другими богами и людьми появлялся то в образе быка, то птицы, то жеребца, то муравья, то жука.

Иногда в истории Зевса можно обнаружить свидетельства, схожие с библейскими. Например, рассказ о всемирном потопе, посланном Зевсом, практически, повторяет библейское повествование, только с другими действующими лицами. Когда нравственное падение людей стало таким ужасным, что землю покинули богини Верности, Справедливости, Правды, Зевс – по свидетельству легенды – решил истребить грешный человеческий род и создать новый. Поэтому он послал на землю потоп, истребивший все живое. Спаслись от потопа только двое добрых супругов – Левкалион и Пирра, от которых произошел новый род людской.

Наследники Зевса

Само собой, Зевс не признавал себе равным никого. Боясь сына, который мог бы его свергнуть, он проглотил свою первую беременную жену.

У Зевса и Геры родился сын Гефест. Ребенок появился на свет таким слабым и уродливым, что мать, желая погубить, сбросила его со скалы. Но Гефест выжил и стал прекрасным кузнецом, он создавал такие вещи, равные которым не мог сделать никто на земле.

Аполлон – солнечный златокудрый бог искусства и врачевания, покровитель муз, сын Зевса и титаниды Лето. У Аполлона была сестра-близнец, богиня охоты Артемида.

У Зевса родилась дочь Афина, как говорит Гесиод, она родилась без матери, из головы самого Зевса. Богиня мужества и мудрости, Афина, дала название славному городу, который ныне является столицей Греции.

Дети Зевса – это и такие прославленные боги, как Гермес – бог торговли, Дионис – бог виноделия, Персефона – богиня плодородия и Эрос – бог любви.

Детьми Зевса были не только боги, но и герои, рожденные от него земными женщинами. Среди таких героев – Геракл, Гармония, Елена, Персей.

Божественный Олимп – престол Зевса

И поныне возвышается на древней земле Эллады горная гряда Олимп, овеянная множеством легенд о великом Зевсе – первым избравшем это место в жилище богам. Здесь – по легенде – Зевс, окруженный богами и богинями, устраивал свои царские пиры, на которых решались судьбы мира.

Далеко внизу, в земной долине, жили люди, подверженные переменам, в их жизни радость сменяется горем, благоденствие – трудностями. Боги же всегда были радостны и спокойны. Справедливый Зевс уверенно чувствовал себя на троне верховного правителя.

Его окружали – богиня мира Ирена, богиня победы крылатая Ника, богиня радуги Ирида. Здесь же – супруга Зевса, богиня семьи Гера, их дети, и друзья – боги. Они вкушали нектар и амброзию, любовались танцами и пением прекрасных муз.

А Зевс решал, кого из людей наказывать, а кого миловать, кого одарить, а кого обделить. В распоряжении Зевса были два огромных сосуда – один с добром, а другой со злом. Оттуда черпал громовержец свои дары и посылал людям, соответственно добрым или злым делам каждого.

В соответствии с этим представлением и жили древние эллины, на таком мироощущении зиждилась древнегреческая цивилизация, впоследствии оказавшаяся готовой – как ни одна другая из язычников – принять весть о Христе.


6. Зевс – отец бессмертных и смертных

Цепь Зевса. Над всем миром и Олимпом царит Зевс, отец богов и людей, бессмертных и смертных. Он — сильнейший из богов. С которым неразлучны его слуги — Власть, Сила и Победа-Ника. Никто из богов не может сравниться с ним могуществом. Если спустить с Олимпа прочную золотую цепь, дать один конец в руки Зевса, другой — всем богам, то и тогда они не смогли бы не только сбросить Зевса на Землю, но даже чуть-чуть поколебать его на золотом троне. Но если бы цепь потянул Зевс, поднял бы он на ней всех богов вместе с землей и морем, обмотал бы цепь вокруг вершины Олимпа и оставил бы весь мир подвешенным среди небесных просторов.

Эгида Зевса. Зевс — обладатель эгиды, поэтому его называют «Эгиох», «Эгидодержец». А вот что такое эгида, точно не знает никто. Одни говорят, что это щит из козьей шкуры, другие — что плащ, но все согласны, что на эгиду прикреплена внушающая ужас голова медузы Горгоны. Когда Зевс потрясает эгидой над двумя сошедшимися в битве войсками, небо окутывается тяжелыми тучами, блистают молнии, рокочет гром, вселяя ужас в души одного войска, наполняя бодростью и мужеством сердца другого. Таким способом Зевс приносит победу в бою, поэтому одно из его имен – Зевс Победоносец.

Зевс и люди. Как обладатель громов и молний, бог, насылающий грозу, Зевс зовется Громовержцем, Тучегонителем, Высокогремящим. Своими молниями он испепеляет нечестивцев, людей, нарушающих установленные им в мире законы. Кара Зевса страшна для людей, но к тем, кто чтит богов, Зевс относится милостиво. Он — «Помощник в беде», «Оградитель», «Спаситель», «Дружеский». Он — божество, которое чтили все эллины, поэтому его именовали Зевс Всеэллинский.

Зевс — царь над Вселенной. Чтят Зевса и боги, и люди. Когда он входит в свой дворец на Олимпе, все боги и богини почтительно встают перед ним. Изрекая свою волю, Зевс сдвигает иссиня-черные брови и подтверждает свои слова кивком головы. От подножия до вершины колеблется в этот момент Олимп. Нерушимо слово, данное Зевсом таким образом.

Зевсу подвластны все живущие на земле люди, от него их беды и удачи, счастье и несчастия. Как писал греческий поэт Гесиод:

Сосуды добра и зла. У престола Зевса стоят два больших сосуда: в одном из них – дары добра, в другом — зла. Черпает из них Зевс добро и зло и посылает людям. Если очень мил ему человек, получает он только дары добра, счастливо и безмятежно проходит его жизнь. [Но греки понимали, что жизни без печалей не бывает, — как сказал греческий трагик Софокл, «и в грядущем, и в минувшем лишь один закон всесилен — не проходит беспечально человеческая жизнь!»] Печали — признак недовольства Зевса. Обрушиваются на того, кто прогневит громовержца, его злые дары: несчастья, болезни, нищета, голод! Поэтому лучше всего, чтобы в жизни было так, как у большинства людей: чтобы добра и зла было примерно поровну, чередовались в жизни радости и печали.

Фемида, помощница Зевса. Помогают Зевсу управлять судьбами мира великие суровые божества: хранительница законов Фемида, дочь Урана и Геи, наблюдает, чтобы законы не нарушали ни на земле, ни на Олимпе.

Ее изображали с весами и мечом в руках, а иногда и с завязанными глазами. Значение этих символов было таким: весы служили для взвешивания вины подсудимого, меч — для наказания виновных, а глаза бывали завязаны потому, что справедливый судья не должен поддаваться симпатиям к тому, кого он судит, как бы не должен «видеть» его, а только слушать то, что говорится за и против подсудимого.

Дике и Немесида. Если Фемида следила за тем, чтобы все было по закону, то дочь ее и Зевса Дике — «Справедливость» – наблюдала за тем, чтобы все было по справедливости. Она была защитницей правды и врагом обмана. [Неслучайно на одном из изображений она была представлена избивающей Адикию – «Несправедливость».]

За тем, чтобы в мире никогда не нарушалась мера добра и зла, наблюдает Немесида — грозная богиня справедливого возмездия с карающим мечом в руке. Ни один преступник не избежит наказания; даже если преступление совершено тайно и свидетелей нет, Немесида позаботится о возмездии.

Отмщение за поэта Ивика. Вот как, например, было отомщено убийство поэта Ивика. Когда Ивик направлялся на состязание певцов в город Коринф, где в честь Посейдона справляли Истмийские игры, его ограбили и убили на пустынной дороге. Никто не видел злодеяния, ни одного человека не было вокруг, только по небу пролетал журавлиный клин. Умирающий поэт обратился к журавлям со своей последней просьбой: пусть они помогут изобличить убийц. Ивика так и не дождались на празднике, а вскоре было найдено его тело, и никто не мог сказать, кто виновен в его смерти. И вот, когда в театре в Коринфе шло представление [греческие театры находились под открытым небом и вмещали десятки тысяч людей], низко над театром пролетели журавли, курлыкая свои печальные песни. Тогда все люди услышали полный ужаса возглас: «Взгляни-ка на небо! Накликал журавлей проклятый Ивик!» Это один из убийц обратился к своему сообщнику, вспомнив предсмертные слова своей жертвы. Оба они тут же были схвачены, признались в своем преступлении и понесли заслуженную кару. Ни один эллин не усомнился бы при этом, что убийц выявила и покарала сама Немесида.

Богини-мойры. Судьбы людей и богов, по представлениям древних греков, определяют три неумолимые богини, сестры мойры [их название имеет одно происхождение с русским словом «мера»]. Мойра по имени Клото («Прядущая») прядет нить жизни человека: оборвется нить — и кончена жизнь. Ее сестра Лахесис («Отмеряющая жребий») вынимает, не глядя, жребий, который предназначен человеку в жизни. Третья мойра, Атропос («Неотвратимая»), перерезает нить жизни, спряденную Клото; никто не может избежать смерти, ничем ее не отвратить, поэтому и получила Атропос такое имя. Суровы и неумолимы мойры, им подвластен даже сам Зевс, и ничто в мире не может избежать судьбы, которую они ему назначили.

Оракул Зевса в Додоне и Олимпийские игры. Как повелитель мира, который сам подвластен Судьбе, но властен над судьбами людей, Зевс знает будущее, и если его вопросить о нем, может дать ответ.

В городе Додоне находился знаменитый на всю Грецию храм Зевса с оракулом, к которому люди обращались за предсказаниями. Ответ они получали в виде шелеста листьев на священном дубе Зевса или журчания ручья, который протекал под этим дубом.

Раз в четыре года все эллины собирались почтить Зевса в посвященный ему город, расположенный на юге Греции – Олимпию. Здесь проводились Олимпийские игры — самый известный из общегреческих праздников. На время из проведения в Греции объявлялось священное перемирие, прекращались войны, и никто не смел препятствовать людям, шедшим в Олимпию — они находились под защитой Зевса. Пять дней длился праздник, и победители в олимпийских состязаниях считались людьми, отмеченными милостью самого Зевса. Наградой им служили не какие-либо ценные вещи, а оливковый венок, и не было ничего почетнее этой награды.

Храм Зевса и его фигура.

Здесь же, в Олимпии, можно было увидеть и изображение верховного бога, которое было известно всей Элладе и считалось одним из семи чудес света. В храме Зевса находилась его статуя, изготовленная из золота и слоновой кости великим скульптором Фидием. Бог был изображен сидящим на троне, который изготовили из золота, слоновой кости и черного дерева. Зевс спокойно смотрит перед собой, его фигура полна величия, золотые волосы ниспадают на плечи. В правой руке он держал изготовленную из слоновой кости статуэтку богини Ники, а в левой — скипетр, знак своей власти. Волосы, одежда и обувь бога были изготовлены из золота, а его тело из слоновой кости.

Вопрос Фидия.

В полумраке храма эта статуя производила потрясающее впечатление. Греческая легенда рассказывает, что Фидий, закончив свою работу, произнес глядя на статую: «Ну что, Зевс, ты доволен?» — и в ту же минуту грянул гром, и молния ударила в пол храма рядом со статуей: Зевс выразил свое одобрение. Выражая восхищение работой Фидия, один из греческих поэтов написал:

К сожалению, время не пощадило статуи Зевса Олимпийского, и мы знаем ее только по описаниям, сделанным древними авторами.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Бог Зевс – доклад сообщение

Зевс (др.-греч. Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером. Атрибутами Зевса были: щит и двойной топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев.

Зевс принадлежит третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.ислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью». Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте, или гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запелёнатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите. Новорождённого Зевса купали в реке Лусий в Аркадии. Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно.

По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Также на Крите его кормили пчелиным мёдом. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе. По преданию, пещеру охраняли стражники и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того чтобы это не услышал Кронос.

Читайте также:  Доклад на тему Древние Олимпийские игры Греции 5 класс

Борьба за власть

Когда Зевс вырос, он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть братьев Зевса. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса — орёл. Когда Зевс выступил против Крона, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием.
Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя.

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс владычествовал над землёй и в подземелье, вершил суд над мёртвыми. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.

Амфиарай. Зевс сделал его бессмертным.
Аристодем.
Асклепий.
Иасион.
Идас.
Исхий.
Кампа.
Капаней.
Макело с Кеоса и её муж Телхин.
Менетий (титан). Низвергнут в Тартар.
Мимант (гигант).
Пандарей. Превращён в камень.
Порфирион.
Салмоней.
Тантал.
Тифон

Асопа он поразил молнией. поразил также третий храм в Дельфах.

Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамлённого густыми локонами.

В произведениях более поздних художников, в особенности мастеров Нового времени, он — персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий.

Орёл.
Эгида.
Молния Зевса — материальное оружие, своего рода двухконечные, двух- или трёхзубчатые вилы с зазубринами. В барочной живописи они изображались как пучок языков пламени, который может держать в когтях орёл.
Скипетр.
Иногда Молот.
Колесница, запряжённая орлами.

  • молодой Зевс из игры “Бог Войны 2”

Жёны и возлюбленные Зевса

Жёнами Зевса были:
Метида (проглочена Зевсом)
Фемида
Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.

У Зевса было множество возлюбленных:
Евринома
Деметра
Мнемозина
Латона
Ио
Европа

и многие другие (см. раздел Дети Зевса)

Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.

Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.

Синопа и Медея отвергли Зевса.

Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду ставшую гусыней , Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.

Иногда Зевс почитался в виде жука.

Адрастея (Астрея) — богиня справедливости, от Ананке или Фемиды.
Геката — божество лунного света, от Астерии, Деметры или Геры.
Эрот — бог любви, от Афродиты (по одной из версий).
Арес — бог войны, от Геры.
Геба — богиня юности, от Геры.
Гефест — бог огня, покровитель кузнечного ремесла, от Геры (согласно Гомеру).
Илифия — богиня-родовспомогательница, от Геры.
Персефона (Каллигения) — богиня плодородия и царства мёртвых, от Деметры или Стикс.
Асоп Флиасийский — божество реки, от Евриномы (по одной из версий).
Мнемозина — титанида, мать муз, от океаниды Климены (по одной из версий).
Близнецы Аполлон и Артемида — от титаниды Лето (Латоны).
Гермес — бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, от плеяды Майи.
Афина — богиня справедливой войны и мудрости, от океаниды Метиды, первой жены Зевса. По Гесиоду, Зевс проглотил беременную Метиду и родил Афину самостоятельно. По другим версиям, Афина родилась от Геллении или Корифы (дочь Корифы носит имя Кория у аркадян).
Сабазий (он же «старший Дионис» или Загрей) — божество мистерий, от Персефоны. Зевс посетил Персефону в виде змея, и та родила ему рогатого младенца.
Артемида первая от Персефоны.
Мелиноя — богиня подземного царства, от Персефоны.
Афила, отождествляемая с Персефоной, от Реи.
Пандия — богиня полуденного солнца, от Селены.
Герса — от Селены или Эос.
Дионис — бог виноделия, от Семелы, дочери Кадма.
Карпос, от богини Хлориды.
Эгипан, иногда отождествляемый с Паном, от козы или Эги.
Пан — бог-покровитель стад, от Гибрис, Фимбриды, нимфы Ойнеиды или Каллисто.
Тиха — богиня случая, по версиям одна из мойр, мать неясна.
Алефейя (версия), Гелиос первый (версия), Кер (версия). Мать неясна.

Хариты — богини веселья и радости жизни, от океаниды Евриномы (согласно Корнуту, Евридомы).
Музы (Евтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа) — покровительницы наук, поэзии и искусств, от титаниды Мнемозины.
Керасты — «рогатые кентавры», рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите. См. Кипр в древнегреческой мифологии.
Корибанты — мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, от Каллиопы (по одной из версий).
Куреты — демоны растительных сил земли, от Геры или Иды.
Мойры (Клото, Лахесис и Атропос) — богини судьбы, от Фемиды или Ананке.
Оры — богини времен года, от Фемиды.
Анакты (Дионисий, Евбулей и Тритопатрей) — диоскуры, дети Зевса первого и Персефоны.
Эринии — богини мести. По орфикам, девять дочерей Персефоны и Зевса Хтония.
Старшие музы (Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета) — дочери Зевса второго.
Офрийские нимфы.

Агдистис — от семени Зевса и земли.
Аммон — от плеяды Пасифаи.
Близнецы Амфион и Зеф — от Антиопы, дочери Никтея.
Аргос (либо также Пеласг) — от Ниобы.
Аркад — от Каллисто.
Аркисий — от Евриодии (по одной из версий).
Атимний — от Кассиопеи.
Бритомартида — от Кармы.
Вифий — от Фраки. См. Список малоазиатских имён в древнегреческой мифологии.
Гармония — от Электры (по одной из версий).
Геракл (Геракл шестой) — от микенской царицы Алкмены.
Геракл первый — от Лисифои.
Геракл четвёртый — от Астерии.
Герофила — от Ламии.
Грек и Латин — от Пандоры (по одной из версий).
Дардан и Иасион (Ээтион) — от Электры.
Додон — от Додоны.
Елена — от Немесиды или Леды.
Иарбант. Ливиец.
Карий — от Торребии.
Карней — от Европы (по Праксилле).
Диоскуры Кастор и Полидевк (либо только Полидевк) — от Леды.
Колакс — от Горы. См. Фракия в древнегреческой мифологии.
Коринф — от Электры (по одной из версий).
Кориф. Италийский царь.

Кринак (версия).
Лакедемон — от Таигеты.
Локр — от Меры.
Магнет и Македон — от Фии.
Манес (лидиец) — от Геи.
Мегар — от сифнидской нимфы.
Мелитей — от нимфы Офреиды. См. Мифы Фессалии.
Минос, Сарпедон и Радаманф — от Европы.
Мирмидон — от Евримедусы. См. Мифы Фессалии.
Опунт — от Протогении.
Орхомен — от Гермиппы, либо Исонои или Гесионы
Палики — от Этны или Талии.
Персей — от Данаи.
Пирифой — от Дии (или Климены), жены царя лапифов Иксиона.
Саон — от нимфы.
Сарпедон — от Лаодамии, дочери героя Беллерофонта.
Скамандр (версия).
Скиф — от женщины-змеи (Ехидны).
Спартей, Кроний и Кит — от Гималии.
Тантал — от нимфы Плуто или Сипилы.
Таргитай — от дочери Борисфена.
Тевкр — от Электры (по одной из версий).
Титий — от Элары.
Фасис — река, именуется отпрыском Зевса. См. Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии.
Эак — от Эгины, дочери речного бога Асопа.
Эллин — от Пирры (по одной из версий).
Эмафион — от Электры. См. Мифы островов Эгейского моря.
Эндимион — от Калики (по одной из версий).
Эпаф и Кероесса — от Ио. См. Фракия в древнегреческой мифологии.
Этол — от Протогении (по одной из версий).
Эфлий — от Протогении.
А также: Ата, Басилея (по Аристофану), другие нимфы.

  • Зевс в фильме “Битва Титанов”
  • Зевс в фильме “Перси Джексон: Похититель молний”

Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов:
Сын Эфира, родился в Аркадии, отец Персефоны и Диониса.
Сын Урана, родился в Аркадии, отец Афины.
Сын Крона, родился на Крите, там же его могила.

Различные формы имени Зевса

Дан (Δάν). Имя Зевса на дорическом диалекте.
Ден (Δήν). Написание имени Зевса.
Дий (Δῖος). Имя Зевса.
Дис (Δίς). Написание имени Зевса.
Зан (Ζάν). Имя Зевса на дорическом диалекте.
Зас (Ζάς). Первоначало у Ферекида Сирскога. Диалектное написание имени Зевс.
Зен (Ζήν) Одна из форм имени Зевса.
Зес (Ζής). Написание имени Зевса.
Тан (Τάν). Критская форма.

Астрапей. (Ἀστραπαῖος, «молнийный»). Эпитет Зевса. Ему посвящен XX орфический гимн.
Икмейский (Икмийский; Ἰκμαῖος, влажный). Эпитет Зевса, его алтарь на Кеосе воздвиг Аристей. Либо его воздвиг Фрикс.
Керавн (Κεραύνιος, поражающий громом). Эпитет Зевса. Ему посвящен XIX орфический гимн.
Омбрий (Ὄμβριος, ниспосылающий дождь). См. Мифы Элиды.

Апесантий (Ἀπεσάντιος). От горы Апесант в Арголиде (см. Персей).
Будатас. Эпитет Зевса в критских надписях, диалектная форма имени Идейский.
Диктейский (Δικταῖος). См. Мифы Крита.
Итомский (Ἰθωμαῖος). От мессенской горы Итома (Ἰθώμη). См. Мифы Мессении.
Касий (Κάσιος, касийский). Эпитет. Святилище Зевса Касия было по дороге на Пелусий, где был похоронен Помпей. Алтарь Зевса Касия был в городе Кассиопа на Коркире.
Кенейский (Κηναῖος). От мыса Кеней (Κήναιον или Κηναῖον) на Эвбее. См. Мифы Евбеи.
Лабрадейский (точнее Лабрандейский; Λαβραδεύς, Λαβρανδεύς,). От города Лабранды ( τὰ Λάβρανδα) в Карии. Эпитет Зевса у карийцев. Возводится Плутархом к названию боевого топора «лабрис» (λάβρυς). См. Элиан. О природе животных XII 30.
Ликейский (Λύκαιος или Λυκαῖος,). От горы Ликей (то есть Волчая; Λύκαιον). См. Мифы Аркадии.
Феспрот (Θεσπρωτός). По названию области Феспротида (Θεσπρωτίς) в Эпире. Эпитет Зевса в Додоне. Зевс Додонский в виде дуба, корни которого омывает ручей.

Апомий (Ἀπόμυιος, «отгоняющий мух»).
Арей (Ἀρεῖος, «воинственный», либо «искупитель» (ср. Афина Арея)). См. Эномай.
Аристарх (Ἀρίσταρχος, «лучший правитель»). Эпитет Зевса (у Симонида).
Булей (Βουλαῖος, покровительствующий, подающий благие советы).
Геркей (Ἑρκεῖος, находящийся в ограде дома, то есть хранитель очага). См. Троада в древнегреческой мифологии.
Гикесий (Ἱκέσιος, покровитель просящих). Эпитет Зевса.
Горкий. (Ὅρκιος, хранитель клятв). Эпитет Зевса, его статуя в Олимпии. У этой статуи участники состязаний клялись над разрезанными частями кабана, что будут соблюдать законы Олимпийских состязаний.
Евбулей (Εὐβουλεύς, подающий благие советы). Известен также как эпитет Зевса.
Кларий (Κλάριος, наделяющий жребием). Эпитет Зевса в память жребия между сыновьями Аркада.
Ксений (Ξένιος, охраняющий чужеземцев). Эпитет Зевса. В Амафунте на Кипре приносили людей в жертву Зевсу Ксению, за что жители были превращены в коров.
Милихий (Мейлихий; Μειλίχιος, милостивый) Эпитет Зевса. Его праздник Диасии в Афинах, его жертвенник у брода через Кефис, ему приносили в жертву барана, у него очищался Тесей перед входом в Афины. Также его статуя была в Коринфской области.
Морий (Μόριος, покровитель священных маслин). Эпитет Зевса, культ в Афинах.
Панамфайос (всепрорицатель). Эпитет Зевса. Алтарь между Сигеем и Ретеем.
Полией (Πολιεύς, градохранитель). Эпитет Зевса. Ему приносят в жертву быка и судят топор.
Полиух (Πολιοῦχος, владеющий городом, то есть градохранитель).
Сотер (Σωτήρ, спаситель). Эпитет Зевса и других богов.
Стратий (Στράτιος, воинственный). Эпитет Зевса. Также Арея и Афины.
Телейос (Τέλειος, вершитель, всемогущий). Эпитет Зевса.
Фиксий (Φύξιος, приводящий в бегство). Эпитет Зевса, покровительствующего беглецам.
Филий (Φίλιος, покровительствующий дружбе). Эпитет Зевса.
Элевтерий (Ἐλευθέριος, освобождающий, избавляющий). Эпитет Зевса. В микенских текстах бог e-re-u-te-re (Элевфер).

Хрисаорей (Χρυσαορεύς, с золотым мечом). Эпитет Зевса. Его храм в Карии.
Эгиох (Αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду»). Эпитет Зевса, ибо его вскормила коза. Юному Зевсу было пророчество, что он должен вооружиться козьей шкурой, которая посреди спины несла лик Горгоны.

Аттис. Вифинцы называли так Зевса, восходя на вершины гор.
Велхан. Эпитет Зевса на монетах в Фесте, изображается с петухом. Негреческое слово. Сопоставляется с этрусским Велханом.
Гипсист (Ὕψιστος, высочайший). Эпитет Зевса. От него ворота Гипсисты (Высочайшие) в Фивах.
Корифей (Κορυφαῖος). По мнению Павсания, Зевс Корифей — перевод имени Юпитера Капитолийского.
Кронид (Κρονίδης), или Кронион (Κρονίων), или Кроний (Κρόνιος) Патроним Зевса.
Лаприй. Согласно Евгемеру, союзник Зевса, откуда эпитет Зевса Лаприя.
Лафистий (Λαφύστιος, пожиратель). Эпитет Зевса у орхоменян и в Галосе.
Мессапий (Μεσσάπιος). Прозвище Зевса в Лаконике. Местные жители считали, что оно происходит от имени его жреца.
Минотавр. Ипостась Зевса Критского.
Мойрагет (Μοιραγέτης, водитель Мойр). Эпитет Зевса. В храме в Дельфах стояли статуи Зевса и Аполлона Мойрагетов.
Олимпийский (Ὀλύμπιος).
Панэллениос (Πανελλήνιος, всегреческий, то есть верховный). Эпитет Зевса.
Силланийский (Συλλάνιος). Непонятного происхождения эпитет Зевса и Афины в Спарте.
Скиллий. Эпитет Зевса на Крите.
Талей. (Таллей.) Имя Зевса на Крите.
Хтоний (Χθόνιος, «подземный»). Эпитет подземных богов. Эпитет Зевса. Статуя в Коринфе. Жертвенник в Олимпии. «Зевс подземный». Зевс — общее имя для Зевса, Посейдона и Аида.

Эпитеты Зевса у Ликофрона

Гирапсий (Γυράψιος). Эпитет Зевса на Хиосе.
Гонгилат (Γογγυλάτης, выбрасывающий шары огня). Эпитет Зевса.
Дримний (Δρύμνιος). Эпитет Зевса в Памфилии.
Кердил (Κερδυλης). Эпитет Зевса. От κέρδος (выгода, польза).
Комир (Κωμυρος). Эпитет Зевса у галикарнассцев.
Ларинфий (Λαρυνθιος). Эпитет Зевса. От этрусского lar (бог).
Проманфей (Προμανθεύς, предвидящий). Эпитет Зевса в Фурии.
Термий (Τερμιεύς, хранитель границ). Эпитет Зевса.
Эрехфей (Ἐρεχθεύς, разрыватель). Эпитет Зевса.
Эфиоп (Αἰθίοψ). Эпитет Зевса на Хиосе.

Ссылка на основную публикацию