Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

Анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтова. «пленный рыцарь»

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

В пятой строфе происходит синтаксическое противопоставление первым четырем. Здесь всего лишь три предложения, два являются побудительными, повелевают что-то сделать, чтобы достичь цели. И здесь начинают появляться светлые настроения. Все-таки героя не сломили, он еще не побежден. Он не собирается складывать свое оружие. И здесь отражаются терзания самого поэта.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,Синее небо отсюда мне видно:В небе играют всё вольные птицы;Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Датируется предположительно апрелем 1840 года, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом.

Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

1840 г. когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Это произведение перешло в общественное достояние. В первую очередь, отсутствием свободы. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

С 1963 в Московском театре им. Моссовета. В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок». Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы».

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решотка бойницы, Каменный панцырь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме. Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти. осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» — характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной». оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества. несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог. раскрывающий конфликт личности и общества. свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой«темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы» — едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало» .

Третья строфа представляет развернутую метафору. где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы ) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало ) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь ) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции — противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же ) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя» ).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем. который в сочетании со сплошной женскойрифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно ) передает интонации безнадежности и трагизма.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова

После того как Лермонтов участвовал в дуэли в 1840 году, его на некоторое время арестовали. Полностью прочувствовав тяжести и горести тюремного заключения, писатель создает стихотворение «Пленный рыцарь». Написанное произведение воссоздает трагическое мировоззрение поэта. Он настолько силен духом, что это словно выходит за рамки всего земного бытия. Лермонтов дает понять, что познать духовную свободу сполна, можно лишь выйдя за рамки чего-то большего, чем просто жизнь. Главной темой произведения является герой – рыцарь, который лишившись свободы, оказывается в тюрьме. У героя возникают душевные страдания и чувства безнадежности, где-то в душе он понимает что свобода, это лишь размытый силуэт, виднеющийся где-то очень далеко.

Для основы написания стихотворения Михаил Юрьевич берет собственные переживания и душевные терзания. Поэта все больше начинают посещать мысли о его несбывшейся самореализации. Лермонтову с каждым годом все тяжелее жить с уже сложившимися устоями общества. Главного героя, который смотрит на внешний мир через решетку, посещает мысль о стыде и одиночестве. Он знает, что вся его жизнь это сражение. В первую очередь он свободный воин, который защищает, а так как на данный момент его нет на поле боя, он заточен в неволе, значит, герой не справился со своей задачей, воин просто проиграл.

Находясь под стражей, герой завидует всему, что находится в его поле зрения. Он завидует свободным птицам, которые с такой легкостью парят в небесах. Смотря на это, воин вспоминает, как он словно та свободная птица, участвовал в сражениях. Эти мысли все больше огорчают его. Предыдущая жизнь давала герою надежду, он был сильный и мужественный, каждый день надевал железные доспехи. Теперь все это в прошлом, его доспехами стала темница, которая давит и душит героя каждую минуту. В боях с рыцарем был верный друг, его конь, где же он теперь, кто им управляет? Время проходит, оно не стоит на месте, а жизнь главного героя не меняется, он так и остается пленником своей тюрьмы, надеясь на то, что долгожданная свобода уже близка. Он обращается к смерти, надеясь, что с ее приходом придет и свобода.

Данное стихотворение представляет собой монолог главного героя, рассказ его раздумий о свободе и заключении, засевших в душе. Лермонтов полностью видит свое сходство с героем стихотворения. Писатель уверен, для поэта просто необходима свобода. Творческий человек не может создавать шедевры, сдерживаясь какими-то рамками. Эти мысли лежат тяжелым грузом на сердце Лермонтова, поэтому он так похож на своего героя.

8 класс по плану, кратко

Картинка к стихотворению Пленный рыцарь

Популярные темы анализов

Стихотворение « Сумерки », написано русским поэтом Брюсовым Валерием, в 1907 году. Произведение представляет собой описание вечернего города, каким видит его сам писатель, и на основе увиденного он оживил свои мысленные образы

Зинаида Гиппиус была одним из самых ярких представителей русского символизма. Вместе с супругом Д. С. Мережковским она составила один из самых необычных и продуктивных литературных союзов. Круг ее литературных интересов был чрезвычайно

Данное произведение вышло в свет в 1905 году и стало частью издания стихотворений о любви «Из ада изведенные». В стихотворении встречаются две важные темы. Тема любви и тема изменений в жизни, которые могут произойти мгновенно.

Стихотворение «Одиночество» было написано в 1959 году Иосифом Бродским. Уже в 19 лет поэта отвергали все печатные издания из-за его мыслей о властях, поэтому он чувствовал себя изгоем в обществе.

Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает

Анализ стихотворения Пленный рыцарь Лермонтова 8 класс

Произведение “Пленный рыцарь” было написано в последние годы жизни поэта, во время его пребывания в заключении за дуэльную схватку. В нем он продолжает тему связанную с лишением свободы начатую в “Узнике”.

В качестве основного персонажа стихотворения выступает образ рыцаря, представленного лирическим героем, находящимся в заточении и выражающего собственные мироощущения в форме монолога, раскрывающего конфликтную составляющую между личностью и обществом, свободой и неволей.

Структурная композиция произведения состоит из кольцевой системы и выражена в пяти строфах, лишенных сюжетной развивающейся линии, но при этом передающих ритмику и традиционные приемы, присущие рыцарской балладе.

Стихотворным размером стихотворения является четырехстопный дактиль, сочетающийся со сплошными женскими рифмами, которые придают поэтическому содержанию напевную мелодичную монотонность в виде унылых и тоскливых душевных терзаний лирического героя.

Среди художественных средств выразительности автором применяются развернутые метафоры, противопоставления, метонимические переносы, антитеза, а также литературные приемы в форме внутреннего параллелизма образов и аллитерации шипящих звуков, передающих безнадежные и трагические интонации.

Первые четыре строфы стихотворения демонстрируют душевные переживания и страдания лирического героя, вынужденного находится в заточении и неспособного тем самым исполнять свой воинский долг.

Однако в заключительной строфе автор использует противопоставление в виде внесения в четверостишие двух восклицательных предложений в повелительном наклонении, вносящих мажорный мотив в финал стихотворения и осуществляющих интонационный перелом. Тем самым поэт демонстрирует изменение в настроении лирического героя, который побеждает изможденное уныние узника и обретает волевое начало в виде избавления от страха смерти, став победителем над ней, не желая быть душевно побежденным.

Авторский замысел стихотворения заключается в раскрытии проблематики о неосуществленной самореализации в связи с неразрешимостью конфликта личности и окружающей ее реальной действительности, выход из которого может стать лишь предоставление творческому человеку истинной и настоящей свободы выражения собственных чувств, не ограниченной никакими способами и средствами.

Вариант 2

Произведение является стихотворением зрелого творчества поэта, основной тематикой которого представляется проблема вынужденного затворничества в виде узничества, связанного с трагическим одиночеством.

Мотивационная составляющая заточения сплетается с чувством трагической покинутости, которая вызвана личностным конфликтом с миром. Стихотворение передает трагическое миропонимание поэта, который полагал, что духовное чувство свободы возможно только за пределами земной жизни. Подчеркивается вся безнадежность упования на земную свободу.

Состоящее по структурной композиции из пяти катренов, стихотворение представлено в форме монолога, который раскрывает личностный и общественный конфликт.

Конфликт появляется с помощью антитезы в первом катрене “темница – синее небо”. Наречие “молча” ассоциируется с неволей. В образе темницы герой представляет весь мир, и только лишь птицы выступают представителями безграничной воли. Рыцарь испытывает боль и стыд из-за того, что оказался сломлен и заточен. Соответствуя рыцарскому кодексу необходимо было одержать победу либо погибнуть в битве.

Настоящее для героя представлено в форме горестных раздумий и бессмысленном ожидании исхода.

Третий катрен представлен в виде развернутой метафоры, в которой рыцарские доспехи становятся тюремными атрибутами. Подчеркивается полное бессилие героя, он закован и на него давит шлем, который в сочетании с прилагательным “каменный” создает образ тесного пространства в форме склепа.

Герой понимает своё абсолютное ограничение и видит избавление от этого только в смерти, приход которой он старается поторопить.

Произведение выполнено в размере четырехстопного дактиля, который сочетаясь с постоянной женской рифмовкой создает стихотворению некую напевность, передавая ощущения тоски и печали. Множественное повторение твердых шипящих звуков [ж], [ш] создают интонацию трагизма.

В своём произведении “Пленный рыцарь” Лермонтов обозначил личные страдания, которые были вызваны не состоявшейся самореализацией и высказал категорическое нежелание складывать оружие перед общественными условностями.

Анализ стихотворения Пленный рыцарь по плану

Пленный рыцарь

Возможно вам будет интересно

У каждого поэта в русской литературе существует собственный взгляд на времена года. Если речь идет о весне, то у авторов предвестниками выступают разные живые существа, явления.

Красивое философское стихотворение начинается с признания автора, что он в этом мире ищет соединение прекрасного и вечного. Ведь, в основном, прекрасное (молодость, цветы, радость) быстро проходит

Стихотворение «Пауки» Зинаида Гиппиус написала в 1903 году. Это было время перед революциями, время трудное, когда многие мыслящие люди зашли в тупик и не понимали, как жить дальше.

Стихотворение Упоенье — яд отравы.. написано в 1914 году молодым Есениным, который, тем не менее, в раннем возрасте начал пользоваться вниманием публики. Его стихи обретали популярность

Во всей лирике Афанасия Фета можно проследить черты импрессионизма. Автор часто изображает не конкретные предметы, а скорее ощущения и впечатления, которые связаны с ним. Он описывает то, что видит

Опыт сопоставительного анализа стихотворений “Узник” А.С. Пушкина и “Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтова. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8

Цель урока.

  1. Учить умению сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы.
  2. Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
  3. Обучение выразительному чтению стихотворений.

Словарь. Мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения.

Оборудование. Мультимедийный комплекс. Презентация к уроку. (см. Приложение )

Ход урока

Слово учителя. Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве М.Ю. Лермонтова. Вспомните, что характерно для мироощущения поэта, каковы основные мотивы его лирики. (Одиночество, жажда свободы).

(см. Приложение. Слайд № 1) Нам предстоит впервые сопоставить два стихотворения разных поэтов: “Узник” Пушкина и “Пленный рыцарь” Лермонтова. Запишите в тетрадь тему урока.

Основное содержание урока. Знакомство со стихотворением Лермонтова “Пленный рыцарь”.

I. Выразительное чтение учителем (или подготовленным учеником) стихотворения “Пленный рыцарь”.

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
В каменный панцирь я нынче закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время – мой конь неизменный,
Шлема забрало – решётка бойницы,
Каменный панцирь – высокие стены,
Щит мой – чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

II. Выявление первичного восприятия.

  • Кто является лирическим героем этого стихотворения? (Рыцарь).
  • Что вы узнали о лирическом герое стихотворения? Кто заточил рыцаря в темницу? (Он находится в темнице, но поэт не говорит, кто и за что его туда посадил, потому что главное в этом стихотворении – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам).
  • Совершает ли он какие-нибудь активные действия или пассивно погружен в горестные раздумья? (Пленный рыцарь погружен в горестные раздумья, он вспоминает “старинные битвы”).

III. Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина “Узник”.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном,
Клюёт и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. ”

IV. Беседа по вопросам.

  • Что сближает эти два произведения? (Общий мотив плена, узничества).
  • Можно ли сказать, что сопоставление этих двух стихотворений продиктовано общими мотивами, а не нашей прихотью?

Слово учителя. Нам предстоит сопоставить два стихотворения разных авторов. Задача сопоставительного анализа заключается не в том, чтобы найти сумму сходных и различных признаков, а в том, чтобы выявить существенные особенности, свойственные творчеству того или иного поэта. Поэтому важно не только назвать какой-то признак, но и показать, какие функции он выполняет в сравниваемых произведениях поэтов, какие важнейшие особенности их мироощущения воплощает. В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы: (см. Приложение. Слайд № 2)

  • Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина?
  • Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному?
  • Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях?

(см. Приложение. Слайд № 3) Одновременно мы будем осваивать такие понятия, как мотив, антитеза, композиция стихотворения, ритмическая организация стихотворения, лирический герой, художественное пространство лирического произведения. Запишите в тетрадь эти понятия.

V. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова.

1. Общее. (Запись в тетрадь). Установите общие и отличительные признаки этих стихотворений, основываясь на тексте. (см. Приложение. Слайды № 4, 5)

  • Название (“Узник”, “Пленный рыцарь”)
  • Место (темница)
  • Персонажи (орёл, конь)
  • Лирический герой (узник, пленный рыцарь)
  • Обращение (брат, летучее время)
  • Контраст темницы и воли (темница – небо, горы, морские края; темница – синее небо)

Вопрос. Попытайтесь, опираясь на полученные данные, показать, что сближает эти два произведения, а в чем состоит главное отличие в решении поэтами темы “плена” – одного из магистральных мотивов мировой литературы. (Лирический герой стихотворения Пушкина не так одинок, как герой стихотворения Лермонтова: рядом с ним орел – птица гордая, свободная. Причем свобода – это врожденное качество орла, ведь он “вскормленный в неволе”. И для лирического героя – “узника” – орел становится “братом”). Вспомните, в каком произведении, изученном нами, мы встречались с этой темой? (Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”). Этот же мотив характерен и для таких произведений, которые нам только предстоит прочитать, как “Кавказский пленник” А.С. Пушкина, “Мцыри” М.Ю. Лермонтова.

2. Композиционное строение. (см. Приложение. Слайд № 6)

  • В какой форме написаны эти стихотворения? (Стихотворение “Пленный рыцарь” представляет собой монолог, а пушкинское стихотворение имеет черты диалога).
  • Охарактеризуйте конфликт лирического героя и мира в этих произведениях? (Конфликт воли и неволи, свободы и заточения).
  • Как он передается? (В этих стихотворениях противопоставлены образы: синее небо – темница; небо – земля. Такой стилистический прием называется антитеза). (см. Приложение. Слайд № 7)
  • Давайте попробуем разобраться, как в этих стихотворениях развивается тема “земля (темница) – воля”.
  • В каком стихотворении небо является недосягаемым для лирического героя (“Пленный рыцарь”), а в каком оно предоставлено человеку как возможность, осуществление которой целиком зависит от его свободолюбивого порыва? (“Узник”).
  • Как это проявляется в изображении птиц? (“Узник”: “Мы вольные птицы…”; птицы воспринимаются лирическим героем как родственные души. “Пленный рыцарь”: “В небе играют всё вольные птицы; глядя на них мне и больно и стыдно”. Птицы представляют контрастный план лирическому герою. Появившаяся в первой строфе неожиданная нота: рыцарю не только больно, но и стыдно находиться в тюрьме – сразу превращает наметившееся сопоставление с пушкинским “Узником” в противопоставление. Поэтому лирический герой видит освобождение лишь в смерти. Подобного мотива в пушкинском стихотворении нет).
  • В каком стихотворении лирический герой находится в настоящем времени и его стремление вырваться на волю может осуществиться прямо сейчас? (“Узник”: сижу, клюёт, бросает, смотрит, зовёт, вымолвить хочет).
  • В каком стихотворении настоящее показано как бессмысленное прозябание, всё героическое осталось в прошлом, а будущее обещает только смерть? (“Пленный рыцарь”: “нет … грешной молитвы”, “помню … старинные битвы”; “в каменный панцирь я нынче закован…”; “смерть, как приедем, подержит мне стремя…”).
  • В каком произведении реализуется композиционная схема следующего вида “было, нет и не будет” (“Пленный рыцарь”), а в каком “нет, но будет” (“Узник”)? (см. Приложение. Слайд № 8)
  • Чем заканчиваются оба стихотворения? (Чтение последних строф стихотворений).
  • Какое состояние в сознании лирических героев, давно уже томящихся в темнице, выражают обращения? (“П.р.”: “летучее время”; “У.”: “брат”).
  • К каким выводам приводит эти наблюдения? (Лирический герой стихотворения Пушкина верит в грядущее избавление, но видит его среди мира природы, в котором нет человека. Лермонтовский же герой свое избавление видит в смерти; он вступает в совершенно иные отношения с миром: время – конь, смерть – стремянной. И только вырвавшись из плена чуждой жизни, рыцарь может наконец “сдернуть забрало” и открыть свое истинное лицо. Поэтому так торопит он “летучее время”).
Читайте также:  Парус – краткое содержание стихотворения Лермонтова

3. Ритмическая организация стихотворений. (см. Приложение. Слайд № 9)

  • Определим способ рифмовки и размер стихотворений. Как мы это делаем? (Подчеркнуть все гласные в первой строке; поставить ударения; сделать вывод о чередовании ударных и безударных слогов). (см. Приложение. Слайды 10, 11, 12)
  • Давайте подумаем, как ритмическая организация стиха помогает понять её роль в создании художественного образа. Сопоставьте количество слогов и стоп в этих стихах. Что общего? (Общее количество слогов и стоп).
  • Как размер стиха влияет на выражение общего настроения лирического произведения? (Применение трехсложных размеров – дактиля и анапеста – особенно при увеличении количества стоп (до четырех) выражает часто уныние, глубокие и тяжелые переживания).
  • Прочитайте вслух первые строки стихотворений. Обратите внимание на количество пауз – цезур. В каком стихотворении паузу приходится делать после каждого слова? (“Пленный рыцарь”). В каком стихотворении паузу надо делать в середине стиха? (“Узник”)
  • Обратите внимание на то, где стоит ударение в рифмующихся строках. В каком стихотворении используется мужская рифма? (“Узник”). В каком – женская? (“Пленный рыцарь”). Какая рифма удлиняет стих, придает ему протяжность, а какая рифма делает его энергичным, четким, законченным?
  • В каком произведении автор использует много слов с сонорным согласным р? Какую интонацию это придает стихам? (“Узник” – энергичность, бодрость). В каком стихотворении много слов с шипящими согласными? Почему? (“Пленный рыцарь” – трагизм, безнадежность). Используя нужные слова и выражения из набора, попытайтесь письменно ответить на вопрос “Каким я вижу лирического героя в этих стихотворениях?”, основываясь только на интонации стихов. (см. Приложение. Слайд № 13)
  • Помогают ли рассмотренные нами элементы поэтики созданию в нашем восприятии образа лирического героя, или оно является лишь совокупностью признаков, существующих независимо от смысла стихотворения? (Ритмическая организация стихотворений помогает глубже понять настроение лирического героя: жизнеутверждающий пафос в стихотворении Пушкина и уныние, безнадежность в стихотворении Лермонтова).

4. Лексико-морфологическая выразительность слов. (см. Приложение. Слайд № 14)

  • Обратите внимание на местоимения в стихотворениях Пушкина и Лермонтова. Какие выводы позволило сделать это наблюдение? Как использование местоимений помогает поэтам показать: в одном стихотворении – одиночество лирического героя, а в другом – покинутость? (Пушкин употребляет личные и притяжательные местоимения 1 лица “мой”, “со мною”, “меня” и, наконец, “мы”. У Лермонтова наряду с личными местоимениями “я”, “мне” и притяжательными “мой”, “мою” появляется и отрицательное местоимение “никто”).
  • В каком стихотворении много глаголов активного действия, в каком – много слов, показывающих пассивность, бессилие героя? (“Узник” – клюёт, бросает, смотрит, зовёт; “Пленный рыцарь” – закован, заколдован, давит, не правит, душно мне стало…)
  • Как морфологические особенности используемых слов помогают поэтам нарисовать портрет лирического героя? (Лирический герой стихотворения “Узник” исполнен жажды свободы, активного действия, веры в избавление, а герой стихотворения “Пленный рыцарь” пассивен, он из давних, рыцарских, времен, сама современная жизнь для такого богатыря тесна, он в ней задыхается).
  • Какой образ в стихотворении “Пленный рыцарь” создают относительные прилагательные каменный, железный? (см. Приложение. Слайд № 15)
  • Какой лексический оттенок становится главным: прочность рыцарских доспехов; тяжесть могильного надгробия, из-под которого человеку не выбраться; незыблемость рыцарского кодекса чести; хрупкость всякого материала перед холодным дыханием вечности.

5. Художественное пространство. (см. Приложение. Слайд № 16)

  • Где находится лирический герой в этих стихотворениях? (В темнице).
  • Куда обращены взоры узника и пленного рыцаря? (В небо).
  • Какое пространство противостоит “сырой темнице” у Пушкина? (Горы, морские края, небо).
  • Что занимает в сюжете стихотворения больше места – темница или “синее небо”? (Конечно, небо).
  • Чем заканчивается стихотворение “Узник” Пушкина, почему автор использует глагол гуляем в настоящем времени, а не в будущем? (Настоящая воля – в душе человека, и никакие застенки неспособны остановить человека в его жажде свободы).
  • Где в финале стихотворения оказался лирический герой вместе со своим “братом”? (На воле).
  • Какое пространство противостоит темнице в стихотворении Лермонтова? (Тоже небо).
  • Что в стихотворении занимает больше места – описание страны с “синими небесами” или описание темницы? (Описание “темницы”).
  • Способен ли пленный рыцарь подняться в “синее небо” вместе с вольными птицами? Почему? (Нет, неспособен, потому что “в каменный панцирь я нынче закован”).
  • Обратите внимание на прилагательные каменный, железный. Какой образ, связанный со смертью, они создают? (Образ склепа, могилы, из которой выбраться невозможно).
  • В каком стихотворении маленькой сырой темнице противостоит огромный, безграничный мир свободы? (“Узник”).
  • А в каком стихотворении темницей оказывается весь мир, а страна свободы едва-едва виднеется из крошечного окошка? (“Пленный рыцарь”).
  • Как художественное пространство помогает авторам создать образ лирического героя? (Художественное пространство произведений позволяет глубже осмыслить главную их идею: возможность свободы и вера в ее обретение в стихотворении Пушкина и безнадежность этих ожиданий в стихотворении Лермонтова).

Вывод. Мы завершили нашу работу. Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока. (см. Приложение. Слайд № 17)

  • Случайно ли, что стихотворение Лермонтова сопоставляется с произведение Пушкина? (Нет, не случайно. Оба стихотворения объединены общим мотивом “плена”, но решаются у каждого поэта они по-разному).
  • Почему поэты один и тот же мотив разработали в своих произведениях по-разному? (В этом отразилась разница в мироощущении поэтов: жизнеутверждающий пафос стихотворения Пушкина и ощущение вечного плена души в стихотворении Лермонтова).
  • Какие существенные черты, свойственные поэзии Пушкина и Лермонтова, проявились в этих стихотворениях? (Поэзия Пушкина, несмотря на многие трагические мотивы, исполнена жизнеутверждающего пафоса, веры в жизнь. Поэзия Лермонтова отражает главное в мироощущении поэта: трагизм жизни, понимание того, что свобода возможна только за пределами земного бытия).

Возможно, вам показалось, что мы с ненужной дотошностью “копались” в каждом слове, чтобы сформулировать выводы, к которым человек может прийти и в результате беглого чтения. Нам важно было показать неисчерпаемость художественного смысла, поскольку значимым становится каждый элемент художественной системы, начиная от названия, кончая знаками препинания. Кроме того, мы показали, что целью анализа поэтического произведения является более глубокое постижение смысла. Поэтому мы не только выделяли отдельные элементы в стихах, а пытались выяснить эти функции в создании образа лирического героя, потому что главное в работе с поэтическим произведением состоит не в том, чтобы найти используемые авторами средства выразительности, а в том, чтобы выявить связь этих элементов с поэтической идеей.

Что мы видим? И композиция, и лексика, и ритмическая организация в одном стихотворении показывает неугасимую веру лирического героя в близость желанной свободы, а в другом – трагическую безнадежность.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение “Пленный рыцарь”.

Анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтова. «пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.


Оказавшись в заключении в этот раз, Лермонтов не испытывал чувства вины. Инициатором дуэли был Барант. В ссоре были замешаны женщины и политика. Лермонтов предвзято относился к французам из-за гибели Пушкина. Лермонтов признался на суде, что стрелял в сторону. Барант же уверял, что поэт целился в него, но промахнулся. От Лермонтова требовали извинений перед Эрнестом Барантом за показания в суде, но тот категорически отказался, и даже по этому поводу писал Бекендорфу. Все эти события стали причиной появления столь безнадежного, грустного стихотворения. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» помогает понять душевное состояние поэта в тот момент, ктогда он создавал это произведение.

«Пленный рыцарь»

Лермонтов, воспитанный на литературных творениях великих Вильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, творчеством которых в юности своей был сильно увлечен, хотел стать тоже известной личностью или, на крайний случай, каким-нибудь полководцем, которого бы знал весь мир, и, например, завоевать пол-Европы, как это сделал Наполеон.

Поэзией Лермонтов начал увлекаться с самого детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был большим мечтателем и фантазером, но мечты и желания его так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невеждам и глупцам, чем таким умным и талантливым людям, какими были, например, Пушкин и Лермонтов.

Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов писал под воздействием чего-то несостоявшегося и несбывшегося. Образ рыцаря, который создал Лермонтов за год до своей смерти в 1840 году, стал в буквальном смысле посмертной маской поэта. Он практически заживо похоронил себя в полном расцвете лет. Его душа к тому времени была уже истерзана и изранена. Поэт понимал, что его время близится к концу, для борьбы уже не осталось ни сил, ни желания.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения

Лермонтов стал заложником своего времени, ему, как человеку прогрессивных и революционных взглядов, не нравились общественные устои, а в таком состоянии он не мог обрести ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.

Стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтова полностью раскрывает внутренний мир поэта, хоть и в завуалированной форме. Лермонтов здесь ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окошком темницы», которому больно и стыдно. Отчего у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которой он так долго добивался, но не обрел.

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решотка бойницы, Каменный панцырь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме. Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти. осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — это смерть. Этот образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Читайте также:  Княгиня Лиговская - краткое содержание романа Лермонтова

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

В пятой строфе происходит синтаксическое противопоставление первым четырем. Здесь всего лишь три предложения, два являются побудительными, повелевают что-то сделать, чтобы достичь цели. И здесь начинают появляться светлые настроения. Все-таки героя не сломили, он еще не побежден. Он не собирается складывать свое оружие. И здесь отражаются терзания самого поэта.

Рекомендуется к прочтению:

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Молча сижу под окошком темницы, Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решётка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

Сразу стоит сказать о том, что стихотворение Михаила Лермонтова является литературным переводом, которое было выполнено им в 1841. Как мы знаем, в этом году поэт погибает, перевод как раз он сделал незадолго до смерти. Стихотворение является переводом работы Генриха Гейне.

Очень интересен тот факт, что Лермонтов не хотел заниматься переводами, хотя иностранные языки знал. Поэт не занимался переводами по той причине, что у него хватало таланта, чтобы не заимствовать стихотворения у поэтов из других стран. Возникает вопрос-почему же тогда Лермонтов решился перевести работу Гейне?

Михаил Юрьевич Лермонтов связал образ одинокой сосны в стихотворении с собой. То есть та тема одиночества, которая присутствует в стихе, и близка поэту, и выражает его чувства. Немногие знают, что Лермонтов чувствовал себя не в своей тарелке в своем времени, то есть его смущало общение со сверстниками, а может быть, они даже были ему не интересны, потому как беседовать он любил со старшим поколением. Он осознавал для себя то, что ему не место в этом времени. И образ сосны как нельзя лучше олицетворял эту проблему в жизни знаменитого поэта.

Сразу назревает другой вопрос-что олицетворяет пальма в стихотворении? Образ пальмы означает такое же одинокое дерево, похожее на сосну, можно сказать, что это «друг» сосны, который где-то далеко. Но такой похожий. Так же и поэт чувствовал, верил в то, что есть и другой такой же «особенный» человек, истинный друг.
Все-таки с помощью образов деревьев Лермонтов смог полностью выразить свои чувства, кстати, довольно прямо и открыто. Главный прием, используемый поэтом-это олицетворение. Сосна способна видеть сны, думать, скучать в одиночестве без друга. Благодаря такому приему, читатель сразу может понять, что дерево-это и есть поэт, сразу воспринимают его чуства.

Вариант 2

Стихотворение «На севере диком стоит одиноко» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году. Оно принадлежит к поздней лирике поэта. Несмотря на то, что Лермонтов никогда не брался за переводы произведений иностранных писателей, «На севере диком стоит одиноко» стало исключением в его творчестве. За несколько недель до роковой дуэли поэт записал в своем дневнике варианты перевода на русский язык стихотворения Генриха Гейне. На сегодняшний день многие библиографы Лермонтова рассматривают произведение, не опираясь на историю его создания, как отдельное творение поэта.

Наверное, основной причиной создания перевода стала тема, которой посвящено произведение. Уже из первой строки становится понятно, что дальнейшее повествование затрагивает вопрос одиночества. Как известно, Лермонтов очень рано ощутил себя человеком, обособленным от общества. Наверное, не последнюю роль в этом сыграло детство молодого поэта. Он рано потерял мать, а с отцом бабушка видится ребенку не давала. Также в юности Лермонтов узнал, что такое безответная любовь. Позднее поэт не нашел понимания и среди окружавших его людей, что сказалось на отрицательных сторонах его характера. Он стал резок в суждениях, язвителен, часто ссорился с сослуживцами. В стихотворении поэт увидел параллель между одинокой сосной и собственной жизнью. Дерево покрыто снегом, так и душа поэта покрыта холодностью и отчуждением.

Основную художественно-выразительную роль в стихотворении выполняют эпитеты. С их помощью их автор передает душевное состояние героев: одинокая сосна находится на голой вершине, а где-то в далекой пустыне прекрасная пальма растет. Стихотворение состоит из двух частей: первая раскрывает условия жизни и внутреннее состояние главного персонажа – сосны, вторая переносит читателя от действительности в сновидения дерева. Пальма и сосна – это два родственных существа, встреча которых не может быть осуществима.

Сосна видит пальму, которая растет в далеком краю. Но в отличие от сосны, которую окружает холод и снег, пальма страдает от жары и горючего утеса. Дерево наделено человеческими чертами: оно способно думать, мечтать, ему снятся сны. При помощи такого приема Лермонтов смог открыто передать свое душевное состояние. Одиночество поэта приносит ему печаль и разочарование жизнью. Он надеется встретить близкого по духу человека. Если исходить из образа «прекрасной пальмы» то этим человеком, скорее всего, должна стать женщина.

Анализ стихотворения На севере диком

Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов в свой дневник стихотворения Генриха Гейне, чаще всего сейчас его можно встретить под названием (на севере диком стоит одиноко).

Из за чего Лермонтов отошёл от своего принципа и перевёл это стихотворение? Хотя бы потому что поэт считал что он родился не в то время, он не понимал взрослых и не воспринимал сверстников, он часто выходил из себя потому что не мог понять окружающих был неуравновешен в своих суждениях.

Образ некому ненужной сосны разжёг в нём чувства одиночества он чувствовал близость между никому никому не нужной сосной и собой. Он знал что когда-то он встретит похожего понимающего человека с общими интересами который станет его другом, скорее под образом пальмы он представлял женщину, такую же одинокую растущую на горючем утёсе.

Представление лермонтова людей под образами деревьев не вызывает сомнений, под представлениями сосны скорее он встречает где-то во сне одинокую пальму таким образом Лермонтов открыто поделился своими чувствами. Поэт понимал что образ понимающего человека с которым он бы смог свободно делится своими мыслями может быть только в его снах и мыслях. Но всё же поэт идёт по той мысли что где-то на другом конце света есть такой же одинокий человек, и всё же когда-то его поймут что он душевный человек.

Вариант 4

Когда падает звезда, она оставляет яркий след. Миг падения быстротечен, но свет озаряет мир. Короткой, но яркой была жизнь великого русского поэта, драматурга, живописца Михаила Лермонтова. За двадцать шесть прожитых лет он успел многое: получил хороше образование, знал несколько языков, служил в армии, стал автором стихотворений, поэм, драм, овладел живописью.

В поэзии Лермонтова особо остро ощущается одиночество. У Михаила Юрьевича рано умерла мать, были сложные отношения с отцом, в юности познал безответное чувство любви. Несмотря на довольно немалый круг друзей, поэт часто оставался наедине, был резким со сверстниками. О чем размышлял поэт, почему не находил понимания и страдал?

«На севере диком стоит одиноко…» – одно из последних стихотворений Михаила Юрьевича. Известно, что несмотря на отличное знание немецкого и французского языков, Лермонтов не практиковался в переводах литературных текстов. Но в дневнике 1841 года есть записи перевода поэзии Генриха Гейне из его «Лирического цикла». Можно лишь предполагать, почему Михаил Лермонтов обратился к поэзии немецкого поэта. Возможно, стихи Гейне близкие по духу русскому поэту. Поэтому стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» звучит как авторское произведение.

Тема одиночества, покинутости была близка многим поэтам эпохи романтизма. Щемящей грустью пронзает начало поэзии Михаила Лермонтова. Поэт рисует холодную безбрежную пустиню и сиротливую сосну, которая «… стоит одиноко на голой вершине…».

Персонифицируя образ сосны, которая «дремлет, качаясь», лирический герой вместе с ней переживает одиночество. И если сосна может забыться хотя бы в дреме, то мятежная душа героя продолжает страдать. В сравнении «одета, как ризой» чувствуется желание быть защищенным. Сосну прикрыл от северного ветра снег, а кто же согреет оледенелую душу, кто защитит ее от нападок и непонимания? Во сне она видит далекую жаркую пустыню и прекрасную пальму «на утесе горючем».
Надежда не покидает лирического героя. Он надеется, что в этом мире все же есть родственная душа, которая способна его понять. Как видим, одиночество и покинутость безграничны, они ощущаются везде: и «на севере диком», и «в пустыне далекой». Окутанная снегом сосна грезит теплом, во сне видит край, где ее согреет солнце. Она чувствует, что «в пустыне далекой» есть кто-то родной, сгорающий от одиночества «на утесе горючем». Одинокая прекрасная пальма тоже грустит и тоскует, но все же продолжает надеяться.

Произведение написано в жанре элегии, что привносит особую легкость в восприятии, веет грустью и вечным одиночеством. Поэт не прибегает к экспрессии, речь простая, понятная, но строки переполнены драматизмом, который усиливается в каждом слове.

Стихотворение состоит из двух катренов. Образы сосны и пальмы не противопоставляются, а наоборот, их объединяет душераздирающие одиночество и обреченность. Такое духовное единство рождает оптимизм и веру в то, что одиночество не вечно. Прошло время, но поэзия Михаила Лермонтова продолжает будоражить сердца человечества.

Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) по плану

Сосна (На севере диком)

Возможно вам будет интересно

К 1910 году, когда была написана Волшебная скрипка, Брюсов был состоявшимся поэтом, наряду с Гумилевым он трудился на поприще символизма. Поэтому данное стихотворное посвящение следует в большей степени считать подарком

Стихотворение Победа является частью одноименного цикла, который был начат поэтессой в период Второй мировой и завершен к 1945 году, то есть именно под завершение военных действий

«Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

Многие люди, которые обладают прагматичным разумом, которые видели многое в жизни, не перестают хоть даже и немного верить в чудо. Существует много сказок и мифов, разных преданий

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова

«На севере диком» – пример произведения, сюжет и образы которого заимствованы. Однако, М. Ю. Лермонтов сумел воплотить в нем и свои переживания. Школьники изучаю стихотворение в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На севере диком» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На севере диком стоит одиноко.

История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.

Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры«… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».

Эпитеты«стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Сравнение«одета, как ризой».

История создания

Известно, что М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не был приверженцем заимствований из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и, без учета истории написания, воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.

В анализируемом стихотворении М. Ю. Лермонтов раскрыл темы одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет в северном крае. Она одинока, но утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в теплые края, где «живет» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего» . Сосна понимает, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остается только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается одинокий человек, который не может найти единомышленников. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек близкий сосне по духу. Скорее всего, это воплощение любимой женщины, которую автор так и не смог найти.

Композиция

Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена, что соответствует смысловой организации.

Жанр произведения – элегия, ведь его строки, пропитанные грустью, поднимают вечную проблему одиночества. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. М. Ю. Лермонтов использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать аллегоричные образы, автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты, посредством которых передается внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма» .

Ссылка на основную публикацию