Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова

Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина

«Горящие письма» Н.А.Некрасова

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

Грусть, печаль о прошедшей любви, боль, но чувствуется и надежда на возможное счастье в жизни человека.

Боль утраты, обида на любимую, горечь оттого, что невозможно ничего изменить.

2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в стихотворениях Пушкина и Некрасова?

Внутренний мир ЛГ полон разлада, но успокоение ЛГ находит в прошлом, в осознании того, что любовь была, и она в душе ЛГ сохранится всю жизнь.

ЛГ под властью своей обиды, он не может смириться с утратой любви, в своих оценках он более резок.

Оба ЛГ сожалеют об утраченной любви.

3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое – драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

Гармоничнее, т.к. боль утраты любви уравновешена, сглажена уверенностью ЛГ, что любовь сохранится в его душе.

Драматичнее, т.к. накал эмоций ощущается в самом начале стихотворения. Динамичность, резкость в характеристиках. («…со злобой их сожгла…», «…Безумный шаг. »). Слышим негодование ЛГ, вызванное поступком любимой женщины. И подсознательно возникает вопрос: «А была ли любовь?»

4. Как связаны начало и конец стихотворений Пушкина и Некрасова?

Оба стихотворения начинаются с образа горящих писем.

В начале стихотворения ЛГ смиряется с действительностью («Она велела…», «Готов я…»). В конце – пепел становится олицетворением любви, и мы понимаем – она жива.

В начале – ЛГ чувствует утрату любви, утрату безвозвратную («Уж не горит ли с ними и любовь…?»). В конце – любовь ушла из-за «безумного», «рокового» шага любимой.

5. Как реализуются в стихотворениях Пушкина и Некрасова основные формообразующие элементы трагедии (тема рока и катарсис)?

Ощущение трагизма сильно в обоих стихотворениях. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в-первых же строчках. Любовь уходит…

Появляется высшая сила («О, провиденье!»), которая даровала эту любовь, и она же её отнимает («…час настал…»). Таким образом – любовь, это дар свыше, и человек должен быть благодарен высшим силам только за то, что любовь была ему дарована, пусть даже на короткий срок.

Любовь – выбор человека. Человек сам вершит свою судьбу, находя, обретая любовь. И только утрата любви зависит от высших сил («Безумный шаг. быть может, роковой…»). Таким образом СУДЬБА властна над человеком , и она несёт ему лишь горечь.

6. Как относятся к «своей возлюбленной» лирический герой Пушкина и Некрасова?

ЛГ боготворит свою возлюбленную, он дорожит её письмом, её любовью. Любя её, готов следовать указаниям («Она велела…»), желает возлюбленной счастья и верит, что истинная любовь не не горит.

ЛГ тоже любит, но его любовь рассудочна, немного эгоистична. Отношение к возлюбленной сложное: осуждает её решение, пытается остановить, взывает к разуму. И только к концу стихотворения ЛГ начинает понимать, что не всё зависит от человека.

7. В чём разница в названиях стихотворений?

1. законченное действие.

2. одно письмо: может быть это было случайное признание, написанное героиней в порыве страсти, а теперь оно её может скомпрометировать, она сожалеет о своём порыве.

1. незавершённый процесс.

2.писем много. Их горение – финал любви. Огонь разделяет двух возлюбленных, освобождает их, возможно, очищает их души и жизни для новых отношений.

8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения об утраченной любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Героиня более женственна, она действует не напором, а мягко, пользуясь своей слабостью.

Эмансипация достигает своей цели. Женщина начинает ощущать себя равной мужчине, считает, что может принимать решении, диктовать свою волю.

Сопоставительный анализ стихотворений

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина и

«Горящие письма» Н.А.Некрасова.

Читая эти стихотворения, испытываешь сложные противоречивые чувства. Казалось бы, всё очень просто – закончилась любовь, и нежелательные её свидетельства, письма, горят. Но не всё так просто.

Даже чувства, которые пробуждают эти стихотворения, различны. Пушкинское стихотворение навевает грусть. Печальные воспоминания о прошедшей любви чисты, оставляют надежду на счастье в жизни человека. И веришь, что лирический герой будет счастлив.

Стихотворение Некрасова звучит более резко, решительно, и , наверное, грубее, чем Пушкинское. Мы понимаем, что речь идёт о завершившихся отношениях, и инициатором разрыва оказалась героиня.

Оба ЛГ немного похожи. Оба переживают из-за утраченной любви. Для обоих горящие письма – предвестник трагедии, печали.

Но, на мой взгляд, Пушкинское стихотворение более гармонично. Его ЛГ более мягок, он добр, нежен. В своих переживаниях он не винит героиню. Мы чувствуем насколько сильна его любовь, она способна на подвиг самоотречения во благо любимой, становится понятно, что ЛГ будет любить героиню всю жизнь. Он сохранит пепел сожжённого письма, как символ чистой, искренней любви.

А вот ЛГ Некрасова – другой. Он более резок, решителен. Изображение событий наполнено большим драматизмом. Мы слышим негодование ЛГ, он обижен, оскорблён поступком любимой женщины. Но, кажется, его обида вызвана, отчасти, уязвлённым самолюбием. Ведь бросают его! В стихотворении Некрасова ситуацией открыто владеет женщина, она решает, что правильно, она диктует условия жизни и взаимоотношений. Она не склонна к компромиссу – утраченная любовь должна уйти, разбитую чашку не склеить. Позиция ЛГ иная, он ещё надеется, что любовь можно сохранить, но видя злость любимой, понимает тщетность своих попыток.

Оба стихотворения начинаются образом горящих писем. Но на этом сходство, пожалуй, заканчивается. Пушкинский ЛГ, смиряясь с действительностью («Она велела», «час настал», «готов я»), прощается с письмом любви. Но в этом прощании есть тепло надежды, пепел от письма становится мил, он остаётся навсегда с ЛГ, как и его любовь.

У Некрасова ЛГ видит горящие письма. Для него это трагедия, ведь с письмами сгорает и любовь, а значит, рушится жизнь. Страшнее всего, что рушит всё женщина.

Ощущение трагизма, на мой взгляд, сильно в обоих стихотворениях. Рок, судьба, довлеющая над героями, появляется в обоих произведениях в большей или меньшей степени. С первых же строчек становится ясно, что любовь невозможна.

Читая Пушкина, ощущаешь, что любовь – это дар свыше, и счастлив тот, кому была она дарована. ЛГ Пушкина боготворит свою возлюбленную, которая незримо присутствует в стихотворении, он дорожит её письмом и чувствами. Становится ясно, что истинная любовь, благословлённая свыше, не умирает, пусть даже сожжено письмо любви.

У Некрасова – любовь – это выбор человека, который сам устраивает свою жизнь. Но утрата любви воспринимается как роковое событие, хотя, на первый взгляд, разрыв в любви – это тоже решение человека, женщины. ЛГ любит, но его любовь, я думаю, рассудочна, рациональна, она лишена ореола таинственности. К героине, которая находится рядом, отношение сложное, ЛГ осуждает её, пытается остановить, груб в характеристиках. ЛГ Некрасова вспоминает о судьбе лишь в момент окончательного расставания. Но здесь слышится не сожаление об утрате возвышенного чувства, а досада оттого, что изменить нельзя свершившееся.

Отличаются эти стихотворения во многом. Названия: у Пушкина – законченное действие «сожжённое письмо», письмо одно, возможно, написанное в порыве страсти, теперь компрометирует героиню. У Некрасова – процесс незаконченный «горящие письма», их много, в них история любви. Их уничтожение грозит крахом всей жизни.

Нельзя забывать особенности эпох, в которые творили великие поэты.

В стихотворении Пушкина сильны романтические мотивы, много устаревшей лексики (душа не внемлет, приемлет, полно, виясь, перстня впечатленье), что придаёт произведению возвышенность, торжественность. Так же характеризует ЛГ – романтика, чистого душой, искреннего, влюблённого. Обращение к письму – олицетворение. Письмо – это не просто лист бумаги, а главный, живой свидетель счастья, любви. ЛГ оправдывается «она велела…», много недосказанного, незаконченные предложения позволяют прочувствовать глубину трагичности и лиричности стихотворения Пушкина.

Ещё одно олицетворение – «пламя жадное», огонь – это хищник, и, одновременно, орудие провидения, которому лучше известно предназначение человека.

Прошло чуть больше 50 лет, эпоха изменилась, изменились люди. Реализм набирает силу, как в искусстве, так и в жизни. Письмо – уже просто лист бумаги, он не чувствует, это просто факт утраты.

Метафора «горит огонь» направлена показать боль от утраты любви, показано опустошающее действие разочарования. Появляется образ лестницы, это и реальный образ, но, скорее всего, это символ жизненного пути. Ощущается стремление героини к более высоким целям и достижениям, горящие ступени – символ окончательного выбора, сгорая, письма отрезают путь возврата, двигаться можно только вперёд, ища счастья в неизведанном. Незаконченные предложения чередуются с восклицательными. Это показатель смятения чувств лирических героев, их переживаний, раздумий о будущем, обрывочных мыслей.

У Некрасова есть вопросительное предложение. Это риторический вопрос, на который ЛГ знает ответ, но боится произнести его.

Множество глаголов помогают увидеть последовательность не столько действий, сколько чувств. Это лирическое повествование – рассказ о чувствах ЛГ. Обоим поэтам, мне кажется, удалось показать силу и красоту любви.

Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.) « С помощью письма лучше всего проникать в человека. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНаталия Чемоданова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.) « С помощью письма лучше всего проникать в человека.” — Транскрипт:

1 Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.) « С помощью письма лучше всего проникать в человека … черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку» ( Г. Мопассан)

2 Особенности лирики как литературного рода

3 Лирика – один из трех родов литературных произведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

4 Лирический образ – это образ – переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

5 Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни природы и общества могут вызывать переживание человека. ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ Иван Шишкин

6 Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом, выражает живое непосредственное чувство, переживание. МЕЧТЫ (НА ГОРЕ). ИЗ СЕРИИ “ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА« Василий Поленов

7 Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку. БОГОМАТЕРЬ. УМИЛЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ Кузьма Петров-Водкин

8 Композиция лирического произведения – это сложная система взаимосвязей и взаимоотношений составляющих его элементов. НЕСЕНИЕ ХРИСТОМ КРЕСТА Вечеллио да Кадоре Тициан

9 В лирике возможна борьба мотивов, в основе ряда лирических произведений лежат острые конфликты, которые могут получить разрешение, но часто он не снимается, и эта неразрешимость сообщает стихотворению особый драматизм. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Николай Ге

10 В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, а значит, носят обобщающий характер.

11 Движение авторской мысли в лирике осуществляется через соотношение образов, мотивов, элементов языка и стиха. Определяющим является не развитие событий, а движение чувств лирического героя.

12 Лирический герой – художественный «двойник» автора- поэта, имеющий определенную жизненную судьбу и обладающий психологической отчетливостью внутреннего мира.

13 Художественное произведение – живой организм, в котором все части взаимодействуют и соотносятся с целым. Один из принципов литературного анализа гласит: нужно рассмотреть минимальное количество максимально характерных для текста признаков.

14 История отношений Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой

15 Некрасову было 22 года, когда он познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Ей было 24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Н.А. Некрасов. Рисунок И. Петровского. 1852

16 И. Панаев Муж Авдотьи Яковлевны Иван Панаев не принес женщине счастья.

17 А.Р. Панаева С Некрасовым она познакомилась в 1843 году, но целых 5 лет он добивался ее любви. Наконец они стали жить вместе, у них родился ребенок, однако вскоре умер. В совместной жизни этих людей было много страданий и боли.

18 Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в сложных конфликтных ситуациях, хотя характер у него был очень трудным, поэта часто мучили приступы хандры, а жестокая и мрачная ревность делала совместную жизнь Панаевой и Некрасова тягостной. Несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга. Произошел неизбежный в таких случаях разрыв.

19 История любви в стихах Н.А. Некрасова

20 Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Твой веселый, насмешливый ум; Оживляется так вдохновенно Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь. Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня, Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу И вперед – в это темное море – Без обычного страха гляжу… 1850 Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово,- Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, То возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья… 1851

21 Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска. Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны

22 «О письма женщины, нам милой» (1852 г.) О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! – Отдайте ей ее посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Как задним горевать числом. Начнешь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой. А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской… О ты, чьих писем много, много В моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей, Но и теперь они мне милы – Поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей!

23 Прощанье Мы разошлись на полпути, Мы разлучились до разлуки И думали не будет муки В последнем роковом прости, Но даже плакать нету силы. Пиши – прошу я одного… Мне эти письма будут милы И святы, как цветы с могилы – С могилы сердца моего! 1856 г.

24 Сравнительный анализ стихотворений «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.)

25 «Письма» (1855 г.) Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Они навек погибли, как любовь, Которая их сердцу диктовала. Хранились в них души твоей черты, Корыстному волненью непричастной, Поэзии роскошные цветы – Благоуханье молодости ясной! И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, – Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Грядущее опоры лишено, Прошедшее поругано жестоко, ………………………………… Н.А. Некрасов. Литография П. Бореля е

26 «Горящие письма» (1877 г.) Они горят. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени. Безумный шаг. быть может, роковой… ……………………………………………. Н.А. Некрасов. Художник И. Крамской. 1877

27 Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Они навек погибли, как любовь, Которая их сердцу диктовала. Хранились в них души твоей черты, Корыстному волненью непричастной, Поэзии роскошные цветы – Благоуханье молодости ясной! И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, – Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Грядущее опоры лишено, Прошедшее поругано жестоко, ………………………………… Они горят. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени. Безумный шаг. быть может, роковой… …………………………………………….

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин

28 Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… 1. Каким словом начинается первое стихотворение? 2. Кому адресовано это повеление? 3. Что привносит в понимание чувства лирического героя слово «горько»?

29 Они горят. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… 4. Во втором стихотворении уже нет глагола «плачь», а что же есть? 5. Что изменилось за 22 года? 6. Тогда почему глагол употреблен в настоящем времени? 7. С каким чувством лирический герой произносит: «они навек погибли…»?

30 1)Они навек погибли, как любовь, Которая их сердцу диктовала. 2) Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? 8. В чем эмоциональное отличие двух последующих строчек 2- го стихотворения от 1-го? 9. Как вы думаете, на этот вопрос можно ответить? 10. Какое слово придает ощущение невосполнимой утраты?

31 Хранились в них души твоей черты, Корыстному волненью непричастной, Поэзии роскошные цветы – Благоуханье молодости ясной! 11. Эти четыре строчки отсутствуют во втором стихотворении. О чем они? Дают ли они ответ на вопрос, чем дороги были лирическому герою письма? 12. Какой предстает возлюбленная в этих строчках? Назовите метафору. Какой тон придает она этим строчкам? 13. Почему же эти строки отсутствуют во 2 –ом стихотворении?

32 Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! 14. На каком приеме построена вторая строфа «Горящих писем»? * Вчитаемся в первые две строчки: Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… 15. Оправдано ли здесь многоточие?

33 И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, – Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! 16. Как же эта мысль выражена в 1-ом стихотворении? Есть ли здесь антитеза? 17. Далее во 2-ом стихотворении употреблен противительный союз «но». Какой смысл придает он строчкам? 18. Что же употребляется вместо этого союза в первом стихотворении? 19. В чем разница? 20. Какой оттенок вносится в переживаемое лирическим героем чувство? 21 Кто, по мнению лирического героя, должен был вынести приговор любви?

34 Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, – Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! 17. Во 2-ом стихотворении употреблен противительный союз «но». Какой смысл придает он строчкам? 18. Что же употребляется вместо этого союза в первом стихотворении? 19. В чем разница? 20. Какой оттенок вносится в переживаемое лирическим героем чувство? 21 Кто, по мнению лирического героя, должен был вынести приговор любви?

35 22. В 1-ом стихотворении нет четверостишия: Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени! Как можно мотивировать его отсутствие? 24. Какое изобразительное средство используется в последних строчках четверостишия? Расшифруем его.

36 1) Грядущее опоры лишено, Прошедшее поругано жестоко, ………………………………… 25. Как же заканчивается первое стихотворение? Почему так? 2)Безумный шаг. быть может, роковой… 26. Финальная строчка 2-го стихотворения заканчивается многоточием. В чем смысл этого многоточия? Почему в это предложение автор включает вводное словосочетание? Какой смысловой оттенок оно имеет?

37 27. Теперь давайте поразмышляем над темой этих стихов? О чем они? 28. Каково основное чувство первого стихотворения? 29. А второго? 30. Какое стихотворение имеет более выраженный философский смысл? ое стихотворение заканчивается выразительным эпитетом «роковой», его вовсе нет в 1-ом. Что это значит?

38 32. Проанализируем строфику. 1-ое состоит из одной строфы, а 2- ое – из трех. Почему? 33. Чем же продиктовано изменение названия? Есть ли принципиальная разница: «Письма» и «Горящие письма»? 34. Определим черты лирического героя 1-го и 2-го стихотворения. Н.А. Некрасов. Художник Н. Ге. 1872

39 Возможные варианты ответов на отдельные вопросы

40 1. Глаголом повелительного наклонения «плачь». 4. Пафосная констатация: «они горят. » 5. Ушла боль 6. Воспоминания все-таки живут в душе. 8. Если в первом – это предложение повествовательное, утвердительное, достаточно категоричное, то во 2-ом стихотворении оно вопросительное. 9. Этот вопрос можно считать риторическим. 10. «Навек».

41 12. Возвышенный, пафосный. 13. Антитеза: правда – ложь; злоба – любовь. 16. Да, но только «злоба – любовь». 18. Слово «Нет!» 24. Метафора. 26. Строки полны горечи, это даже не законченное предложение: оно прерывается. Почему? ое стихотворение – это живое, сейчас переживаемое чувство, а второе – своеобразный анализ давней истории.

42 Домашнее задание Письменная работа: Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Письма» и «Горящие письма». Напоминание: Не анализируйте каждое стихотворение в отдельности, нужно сопоставление. Используйте выражения: *Как в первом стихотворении, так и во втором… *Если в первом стихотворении…, то во втором… *И в первом стихотворении, и во втором…

Они горят их не напишешь. Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма

Они горят. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой…
…………………………..

Анализ стихотворения «Горящие письма» Некрасова

У признанного защитника интересов простого народа Н. Некрасова очень непросто складывалась личная жизнь. В молодости от часто посещал салон А. Панаевой и безумно влюбился в хозяйку. Панаева ответила на его ухаживания, но продолжала жить с мужем. Вскоре Некрасов переехал в их квартиру. Странный любовный треугольник вызывал насмешки и порицание в обществе. Некрасов терпеливо сносил все оскорбления, так как не мог порвать с любовницей. Этот роман длился около 16 лет. Нелепая жизнь втроем доводила поэта до бешеных вспышек ревности. Панаева также была вспыльчивой женщиной. Ссоры и скандалы стали частым явлением. Впрочем, они всегда заканчивались нежным примирением. Некрасов посвятил Панаевой целый цикл стихотворений, в который входит произведение «Горящие письма» (1856 г.).

Лирический герой обращается к возлюбленной, которая сжигает собственные любовные письма. Эти письма были написаны под влиянием огромного чувства, поэтому автор придает им большое значение («их не напишешь вновь»). При виде горящей бумаги Некрасов задается мучительным вопросом: «не горит ли с ними и любовь»? Ведь если женщине нисколько не жалко уничтожать свидетельство проявленных когда-то чувств, то значит они для нее также умерли.

Судя по всему, некоторые из писем остались непрочитанными, так как их правда или ложь еще не подтвердились жизнью. Для Некрасова важно то, что эти драгоценные доказательства былых чувств, написанные «с любовью», уничтожаются «со злобой». В реальности Панаева в нервном припадке сожгла почти всю любовную переписку с Некрасовым, т.е. не только свои, но и его письма. По этой причине подробности их отношений больше известны по стихотворениям поэта и по свидетельствам современников.

Поэт не обвиняет любимую, признавая за ней право свободного выбора. Он отказывается, подобно рабу, молить ее о снисхождении. При этом автор дает женщине грозное предупреждение. Он сравнивает ее поступок с восхождением по «лестнице крутой», а уничтожение писем — с сожжением «пройденных ступеней». Тем самым Некрасов дает Панаевой понять, что она сама отрезает обратный путь. Возвращение к прошлой жизни становится невозможным, что можно расценить в качестве «рокового» и «безумного шага».

К моменту написания стихотворения Панаева уже давно охладела к Некрасову. Тем не менее они прожили вместе еще около 10 лет, но эта жизнь была очень далека от счастливой. Великий поэт был прав, используя образ догорающей любви.

В творчестве Николая Алексеевича Некрасова присутствовала любовная лирика. Много стихотворений поэт посвятил любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой. Влюблённые были счастливы, но их отношения сопровождались ревностью и ссорами, что, в конце концов, привело к расставанию. Всю боль и переживания поэт мастерски перенёс в свои произведения.

Стихотворение «Горящие письма» было написано приблизительно в 1856 году. Однако в 1877 году поэт вернулся к своему творению, чтобы подкорректировать и исправить, потому что события давних лет волновали Николая Алексеевича до конца жизни. Данное произведение стало оценкой периода, когда поэт начал понимать, что расставание с Авдотьей Яковлевной неизбежно.

Жанр стихотворения – обращение. Читатель слышит монолог поэта, послание к любимой женщине.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать переживания поэта из-за того, что любимая сжигает письма, которые хранят в себе доказательства их любви, тем самым показывая, что она хочет завершить отношения.

Стихотворение состоит из трёх строф и одной строки. Всего в стихотворении 13 строк. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на две смысловые части.

Первая часть начинается словами «они горят!». С самого начала поэт вносит эмоциональную ноту, показывая боль и переживания из-за того, что его любимая женщина сама сжигает письма, уничтожая свидетельства их любви. Этим она демонстрирует, что письма ничего для неё не значат.

Умело применив антитезы «ложь – правда» и «злоба – любовь», поэт показывает читателю, что любви нет и её не вернуть, потому что чувства любимой остыли.

Во второй части произведения автор даёт понять, что принимает решение женщины и отпускает её. С помощью эпитета «лестница крутая» и метафоры «дерзко жжёшь ступени» читатель догадывается, что любимая поэта сама приняла решение и разорвала отношения.

Стихотворение заканчивается эпитетами «безумный шаг» и «роковой», которые говорят о том, что расставание с любимой женщиной – сильный удар для поэта.

Произведение пропитано грустью, потому что автор прощается с женщиной, которую любил и помнил до конца жизни.

В стихотворении поэту удалось передать чувства грусти и смятения, связанные с разрывом отношений.

Картинка к стихотворению Горящие письма

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

Стихотворение « Я вас любил, любовь еще, быть может…» А.С.Пушкина уже в 1829 г. было положено на музыку и стало известным романсом. В печати оно появилось в альманахе «Северные цветы» только через год.

Анализ стихотворения Маяковского Нате!

Как человек яркий и разносторонний Владимир Васильевич Маяковский старался не только соревноваться произведениями с другими поэтами, но и давать повод обсуждать его произведения критикам и специалистам в области литературы.

Анализ стихотворения Ахматовой Последнее стихотворение

«Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью.

Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

Анализ стихотворения Гумилева Жираф 11 класс

Совершенно не является секретом то, что есть особые поэты, произведения которых оказывают свое, неповторимое влияние на потомков. Их лирические произведения захватывают, остаются в сердце и помогают в принятии правильных решений

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»

Личную жизнь Николая Алексеевича Некрасова нельзя назвать счастливой. Будучи только лишь начинающим поэтом, он влюбился в жену известного писателя – в Авдотью Панаеву. И женщина ответила ему взаимностью. У двух влюбленных людей даже родился сын, однако, он не выжил. Литераторы считают, что именно это событие и дало трещину в отношениях Некрасова и Панаевой.

На фоне эмоциональных волнений, поэт слагает стихотворение «Горящие письма». Из их текста можно понять одно – автор расторгает отношения, он подводит под ними черту. Конечно, это решение дается ему нелегко. Однако, наблюдать за тем, как Авдотья сжигает любовные письма, не придавая им никакого значения, поэт не может. Ведь они были написаны по велению сердца!

Мысленно, Некрасов готов распрощаться с Панаевой. Он всматривается в тлеющие письма и размышляет, искренним ли был текст, написанный в них.

Такой легкомысленный поступок Авдотьи наводит на подозрения о том, что его любимая охладела чувствами. Николай Алексеевич понимает, что больше не нужен этой женщине. Конечно, последний, прощальный разговор между ними еще не состоялся. Однако, та рука, которая писала нежные любовные строки, теперь со злобой их сжигает.

Еще более поэта пугает факт поведения любимой. Она совершенно не прислушивается к его просьбам и уничтожает то, что было так дорого. Это говорит о том, что Панаева совершенно спокойно готова разорвать, стереть все, что родилось когда-то между любящими сердцами.

Некрасов еще не осознает, насколько тяжким будет расставание, завершение такой красивой и романтичной истории. Однако он понимает его неизбежность.

Последние строки говорят о безумном, и даже роковом поступке, шаге! Он охватывает и жестокое жжение писем, и прекращение отношений, которое оставит на сердце поэта неизлечимую рану.

Николай Алексеевич Некрасов

Они горят. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой…

Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя.

Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.

Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».

То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».

Читайте также:  Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги . Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор отмечает: «Но ты идешь по лестнице крутой и дерзко жжешь пройденные ступени!». Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает – вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой…». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.

Главная » Времена в английском языке » Они горят их не напишешь. Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма

Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова

Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Светлана Петровна

Место работы, должность: — МАОУ СОШ д.Волок, учитель русского языка и литературы.

Регион: — Новгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 класс

Цель урока: — Подготовить учеников к сопоставительному анализу лиричесих произведений.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник литературы. 10 класс, авторы В.Я.Коровина и др.

Краткое описание: — Система вопросов для сопоставительного анализа стихотворений Пушкина А.С. и Некрасова Н.А., примерный текст сопоставительного анализа.

Система вопросов для сопоставительного анализа стихотворений

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина и

«Горящие письма» Н.А.Некрасова.

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои.

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Они горят. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала…

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь ещё не называла,

Но правды их ещё не доказала…

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени,

Но ты идёшь по лестнице крутой

И дерзко жжёшь пройдённые ступени.

Безумный шаг. быть может роковой…

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина

«Горящие письма» Н.А.Некрасова

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

Грусть, печаль о прошедшей любви, боль, но чувствуется и надежда на возможное счастье в жизни человека.

Боль утраты, обида на любимую, горечь оттого, что невозможно ничего изменить.

2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в стихотворениях Пушкина и Некрасова?

Внутренний мир ЛГ полон разлада, но успокоение ЛГ находит в прошлом, в осознании того, что любовь была, и она в душе ЛГ сохранится всю жизнь.

ЛГ под властью своей обиды, он не может смириться с утратой любви, в своих оценках он более резок.

Оба ЛГ сожалеют об утраченной любви.

3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое – драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

Гармоничнее, т.к. боль утраты любви уравновешена, сглажена уверенностью ЛГ, что любовь сохранится в его душе.

Драматичнее, т.к. накал эмоций ощущается в самом начале стихотворения. Динамичность, резкость в характеристиках. («…со злобой их сожгла…», «…Безумный шаг. »). Слышим негодование ЛГ, вызванное поступком любимой женщины. И подсознательно возникает вопрос: «А была ли любовь?»

4. Как связаны начало и конец стихотворений Пушкина и Некрасова?

Оба стихотворения начинаются с образа горящих писем.

В начале стихотворения ЛГ смиряется с действительностью («Она велела…», «Готов я…»). В конце – пепел становится олицетворением любви, и мы понимаем – она жива.

В начале – ЛГ чувствует утрату любви, утрату безвозвратную («Уж не горит ли с ними и любовь…?»). В конце – любовь ушла из-за «безумного», «рокового» шага любимой.

5. Как реализуются в стихотворениях Пушкина и Некрасова основные формообразующие элементы трагедии (тема рока и катарсис)?

Ощущение трагизма сильно в обоих стихотворениях. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в-первых же строчках. Любовь уходит…

Появляется высшая сила («О, провиденье!»), которая даровала эту любовь, и она же её отнимает («…час настал…»). Таким образом – любовь, это дар свыше, и человек должен быть благодарен высшим силам только за то, что любовь была ему дарована, пусть даже на короткий срок.

Любовь – выбор человека. Человек сам вершит свою судьбу, находя, обретая любовь. И только утрата любви зависит от высших сил («Безумный шаг. быть может, роковой…»). Таким образом СУДЬБА властна над человеком , и она несёт ему лишь горечь.

6. Как относятся к «своей возлюбленной» лирический герой Пушкина и Некрасова?

ЛГ боготворит свою возлюбленную, он дорожит её письмом, её любовью. Любя её, готов следовать указаниям («Она велела…»), желает возлюбленной счастья и верит, что истинная любовь не не горит.

ЛГ тоже любит, но его любовь рассудочна, немного эгоистична. Отношение к возлюбленной сложное: осуждает её решение, пытается остановить, взывает к разуму. И только к концу стихотворения ЛГ начинает понимать, что не всё зависит от человека.

7. В чём разница в названиях стихотворений?

1. законченное действие.

2. одно письмо: может быть это было случайное признание, написанное героиней в порыве страсти, а теперь оно её может скомпрометировать, она сожалеет о своём порыве.

1. незавершённый процесс.

2.писем много. Их горение – финал любви. Огонь разделяет двух возлюбленных, освобождает их, возможно, очищает их души и жизни для новых отношений.

8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения об утраченной любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Героиня более женственна, она действует не напором, а мягко, пользуясь своей слабостью.

Эмансипация достигает своей цели. Женщина начинает ощущать себя равной мужчине, считает, что может принимать решении, диктовать свою волю.

Сопоставительный анализ стихотворений

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина и

«Горящие письма» Н.А.Некрасова.

Читая эти стихотворения, испытываешь сложные противоречивые чувства. Казалось бы, всё очень просто – закончилась любовь, и нежелательные её свидетельства, письма, горят. Но не всё так просто.

Даже чувства, которые пробуждают эти стихотворения, различны. Пушкинское стихотворение навевает грусть. Печальные воспоминания о прошедшей любви чисты, оставляют надежду на счастье в жизни человека. И веришь, что лирический герой будет счастлив.

Стихотворение Некрасова звучит более резко, решительно, и , наверное, грубее, чем Пушкинское. Мы понимаем, что речь идёт о завершившихся отношениях, и инициатором разрыва оказалась героиня.

Оба ЛГ немного похожи. Оба переживают из-за утраченной любви. Для обоих горящие письма – предвестник трагедии, печали.

Но, на мой взгляд, Пушкинское стихотворение более гармонично. Его ЛГ более мягок, он добр, нежен. В своих переживаниях он не винит героиню. Мы чувствуем насколько сильна его любовь, она способна на подвиг самоотречения во благо любимой, становится понятно, что ЛГ будет любить героиню всю жизнь. Он сохранит пепел сожжённого письма, как символ чистой, искренней любви.

А вот ЛГ Некрасова – другой. Он более резок, решителен. Изображение событий наполнено большим драматизмом. Мы слышим негодование ЛГ, он обижен, оскорблён поступком любимой женщины. Но, кажется, его обида вызвана, отчасти, уязвлённым самолюбием. Ведь бросают его! В стихотворении Некрасова ситуацией открыто владеет женщина, она решает, что правильно, она диктует условия жизни и взаимоотношений. Она не склонна к компромиссу – утраченная любовь должна уйти, разбитую чашку не склеить. Позиция ЛГ иная, он ещё надеется, что любовь можно сохранить, но видя злость любимой, понимает тщетность своих попыток.

Оба стихотворения начинаются образом горящих писем. Но на этом сходство, пожалуй, заканчивается. Пушкинский ЛГ, смиряясь с действительностью («Она велела», «час настал», «готов я»), прощается с письмом любви. Но в этом прощании есть тепло надежды, пепел от письма становится мил, он остаётся навсегда с ЛГ, как и его любовь.

У Некрасова ЛГ видит горящие письма. Для него это трагедия, ведь с письмами сгорает и любовь, а значит, рушится жизнь. Страшнее всего, что рушит всё женщина.

Ощущение трагизма, на мой взгляд, сильно в обоих стихотворениях. Рок, судьба, довлеющая над героями, появляется в обоих произведениях в большей или меньшей степени. С первых же строчек становится ясно, что любовь невозможна.

Читая Пушкина, ощущаешь, что любовь – это дар свыше, и счастлив тот, кому была она дарована. ЛГ Пушкина боготворит свою возлюбленную, которая незримо присутствует в стихотворении, он дорожит её письмом и чувствами. Становится ясно, что истинная любовь, благословлённая свыше, не умирает, пусть даже сожжено письмо любви.

У Некрасова – любовь – это выбор человека, который сам устраивает свою жизнь. Но утрата любви воспринимается как роковое событие, хотя, на первый взгляд, разрыв в любви – это тоже решение человека, женщины. ЛГ любит, но его любовь, я думаю, рассудочна, рациональна, она лишена ореола таинственности. К героине, которая находится рядом, отношение сложное, ЛГ осуждает её, пытается остановить, груб в характеристиках. ЛГ Некрасова вспоминает о судьбе лишь в момент окончательного расставания. Но здесь слышится не сожаление об утрате возвышенного чувства, а досада оттого, что изменить нельзя свершившееся.

Отличаются эти стихотворения во многом. Названия: у Пушкина – законченное действие «сожжённое письмо», письмо одно, возможно, написанное в порыве страсти, теперь компрометирует героиню. У Некрасова – процесс незаконченный «горящие письма», их много, в них история любви. Их уничтожение грозит крахом всей жизни.

Нельзя забывать особенности эпох, в которые творили великие поэты.

В стихотворении Пушкина сильны романтические мотивы, много устаревшей лексики (душа не внемлет, приемлет, полно, виясь, перстня впечатленье), что придаёт произведению возвышенность, торжественность. Так же характеризует ЛГ – романтика, чистого душой, искреннего, влюблённого. Обращение к письму – олицетворение. Письмо – это не просто лист бумаги, а главный, живой свидетель счастья, любви. ЛГ оправдывается «она велела…», много недосказанного, незаконченные предложения позволяют прочувствовать глубину трагичности и лиричности стихотворения Пушкина.

Ещё одно олицетворение – «пламя жадное», огонь – это хищник, и, одновременно, орудие провидения, которому лучше известно предназначение человека.

Прошло чуть больше 50 лет, эпоха изменилась, изменились люди. Реализм набирает силу, как в искусстве, так и в жизни. Письмо – уже просто лист бумаги, он не чувствует, это просто факт утраты.

Метафора «горит огонь» направлена показать боль от утраты любви, показано опустошающее действие разочарования. Появляется образ лестницы, это и реальный образ, но, скорее всего, это символ жизненного пути. Ощущается стремление героини к более высоким целям и достижениям, горящие ступени – символ окончательного выбора, сгорая, письма отрезают путь возврата, двигаться можно только вперёд, ища счастья в неизведанном. Незаконченные предложения чередуются с восклицательными. Это показатель смятения чувств лирических героев, их переживаний, раздумий о будущем, обрывочных мыслей.

У Некрасова есть вопросительное предложение. Это риторический вопрос, на который ЛГ знает ответ, но боится произнести его.

Множество глаголов помогают увидеть последовательность не столько действий, сколько чувств. Это лирическое повествование – рассказ о чувствах ЛГ. Обоим поэтам, мне кажется, удалось показать силу и красоту любви.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Она сидела на полу» и Н. А. Некрасова «Горящие письма» (Сравнительный анализ)

Вопросы к сравнению стихотворений

1.К каким циклам можно отнести эти стихо-творения?

2.Что вы можете сказать об истории взаимо-отношений поэтов с любимыми женщинами?

3.В чем вы видите сходство двух сравни-ваемых стихотворений?

1.Так называемый «панаевский цикл» у Некрасова и «денисьевский цикл» у Тютчева.

2.Стихотворения имеют определенную автобиографическую основу: длительный, подчас мучительный роман у Некрасова с А. Я. Панаевой и у Тютчева с Е. А. Денисьевой.

3.1.Тема одна и та же. В обоих стихотворениях идет речь о любовных письмах конкретно и о трагедии любви вообще.

3.2.В обоих стихотворениях характер любви драматический.

3.3.Совпадают и мотивы стихотворений: мотив огня (в стихотворении Некрасова письма горят, в стихотворении Тютчева – «Как остывшая зола»); традиционный мотив воспоминаний.

3.4.В обоих стихотворениях поведение лирических героев перед женщинами одинаково: у Некрасова – «и не как раб упал я на колени»; у Тютчева – «И пасть готов был на колени»

3.5.На первом плане в обоих стихотворениях женский характер.

3.6.Оба стихотворения необыкновенно поэтичны.

1-й вывод: Оба поэта в своих стихотворениях показывают красоту и трагедию любви, страдания как героинь, так и лирических героев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

4.В чем видите разницу в изображении любовного чувства у Тютчева и Некрасова. Сравните характеры героинь и лирических героев, характер любви, настроение, отображенное ритмико-интонационными средствами, использование изобразительно-выразительных средств, лексику и синтаксис стихотворений.

4.Большая разница в характерах героинь. У Некрасова несомненно видна основная черта героини «панаевского цикла» – мятежность. Она и насмешливая, и дерзкая, и даже злобная – она свободна в своем «роковом» выборе.

У Тютчева, напротив, героиня кажется горестной, бесконечно страдающей, пожалуй, и «чудной» и «чудной» – странной, нерешительной, не понятной никем. Разные и лирические герои. У Некрасова это сильный человек, полный самообладания, способный анализировать то, что происходит, сражающийся на равных с женщиной за свою любовь. Обращает на себя внимание строка «И не как раб упал я на колени» – в ней ощущается и любовь к героине, и чувство собственного достоинства, и стремление защитить свою любовь.

Совсем другой герой у Тютчева. Он тоже «пасть готов был на колени» перед любимой женщиной, но это скорее, порыв отчаяния, безнадежности. Это страдающий, а не обвиняющий, как у Некрасова, герой. И его смиренность, неспособность бороться за свою любовь подчеркивает удивительно точно подобранное определение, рисующее состояние героя: И страшно – грустно стало мне…

«Страшно – грустно» от безысходности, от обреченности любви, от невозможности что-либо изменить.

Совершенно различный и характер любви. У Некрасова это любовь – борьба, любовь – вызов, отсюда и мотив сожжения письма как символ разрушения любви; яркая метафора:

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени! –

обозначающая «ступени» истории любви; антитеза (правда – ложь, злоба – любовь), выражающая взаимоотношения героев; эмоционально – оценочные эпитеты, характеризующие героиню с точки зрения лирического героя («Безумный шаг. Быть может, роковой…») – все это подчеркивает разрушительную силу любви как борьбы двух сердец.

У Тютчева любовь иная, это любовь, смирившаяся с отчаянием, с безнадежностью. На это указывают удивительно точные эпитеты: любовь «горестные», жизнь невозвратимо пережитая». Письма в стихотворении Тютчева не горят, они «как остывшая зола», как «мертвое», «брошенное» тело. Какое по-тютчевски яркое сравнение: героиня смотрит на письма, «Как души смотрят с высоты // На ими брошенное тело…»

Второй вывод: Если у Некрасова любовь ярка и неугасима, то у Тютчева на месте пожара потухшая зола.

Совершенно различно и настроение. Прежде всего это отражается в ритмах стихотворений. Оба стихотворения написаны четырехстопным ямбом, с одинаковой рифмовкой. Но у Тютчева в основном ритм ровный, спокойный, даже монотонный, пиррихии в 3-ей стопе лишь слегка ускоряют течение стиха, а горестная интонация усиливается повтором модальной частицы «О». У Некрасова же ритм неровный, даже нервный, чему способствуют и многочисленные пиррихии в разных строках, и спондеи в 3-ей строфе, но здесь нет усилительных частиц, и интонационно стихотворение звучит более решительно, даже патетично.

Читайте также:  Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

Различен и выбор изобразительно – выразительных средств, используемых поэтами. При обоюдном тяготении авторов к недоказанности (фигуры умолчания в обоих стихотворениях) и эмоциональности (риторические восклицания!), экспрессивность чувств показана по-разному: у Некрасова широко используются глаголы, передающие динамику действия (горят, обещала, диктовала, назвала, доказала, сожгла), у Тютчева состояние героев передается через метафорические эпитеты («горестные минуты», страшно – грустно стало мне», «жизни… невозвратимо пережитой»).

Синтаксис обоих стихотворений также отличается.

У Тютчева сравнительные обороты, синтаксический параллелизм, анафоры передают состояние героев.

У Некрасова душевное состояние героев передается через антитезу, что придает более решительный характер взаимоотношению героев.

Наконец, строфика стихотворений также различна. У Некрасова 3 катрена, а последняя строфа представлена одним стихом с умолчанием на конце. Стихотворение как бы оборвано, недосказано, но чувствуется продолжение.

У Тютчева 4 катрена, причем в последней строфе нет недосказанности, возникает ощущение безысходности, конца любви.

3-ий вывод: Итак, в стихотворениях двух поэтов на одну тему – тему умершей любви – мы видим разное отношение лирических героев и к своим любимым, и к самой любви. Любовь – это страсть, это борьба, и сам герой отстаивает свои права в любви, верит в нее и надеется на возвращение любимой – так у Некрасова. Любовь – это горечь слез и разлук, это невозможность счастья, и надо с этим смириться – так у Тютчева.

Кто прав? Кто обладает истиной?

Поэты не спорят. Важно понять одно: сравнение двух стихотворений на тему любви таких разных и по-своему прекрасных поэтов позволяет увидеть, как глубоко и тонко может выразить поэтическое слово сущность любви, ее красоту и силу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3033

«Горящие письма» Н. Некрасов. Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма

Личную жизнь Николая Алексеевича Некрасова нельзя назвать счастливой. Будучи только лишь начинающим поэтом, он влюбился в жену известного писателя – в Авдотью Панаеву. И женщина ответила ему взаимностью. У двух влюбленных людей даже родился сын, однако, он не выжил. Литераторы считают, что именно это событие и дало трещину в отношениях Некрасова и Панаевой.

На фоне эмоциональных волнений, поэт слагает стихотворение «Горящие письма». Из их текста можно понять одно – автор расторгает отношения, он подводит под ними черту. Конечно, это решение дается ему нелегко. Однако, наблюдать за тем, как Авдотья сжигает любовные письма, не придавая им никакого значения, поэт не может. Ведь они были написаны по велению сердца!

Мысленно, Некрасов готов распрощаться с Панаевой. Он всматривается в тлеющие письма и размышляет, искренним ли был текст, написанный в них.

Такой легкомысленный поступок Авдотьи наводит на подозрения о том, что его любимая охладела чувствами. Николай Алексеевич понимает, что больше не нужен этой женщине. Конечно, последний, прощальный разговор между ними еще не состоялся. Однако, та рука, которая писала нежные любовные строки, теперь со злобой их сжигает.

Еще более поэта пугает факт поведения любимой. Она совершенно не прислушивается к его просьбам и уничтожает то, что было так дорого. Это говорит о том, что Панаева совершенно спокойно готова разорвать, стереть все, что родилось когда-то между любящими сердцами.

Некрасов еще не осознает, насколько тяжким будет расставание, завершение такой красивой и романтичной истории. Однако он понимает его неизбежность.

Последние строки говорят о безумном, и даже роковом поступке, шаге! Он охватывает и жестокое жжение писем, и прекращение отношений, которое оставит на сердце поэта неизлечимую рану.

Они горят. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой…
…………………………..

Анализ стихотворения «Горящие письма» Некрасова

У признанного защитника интересов простого народа Н. Некрасова очень непросто складывалась личная жизнь. В молодости от часто посещал салон А. Панаевой и безумно влюбился в хозяйку. Панаева ответила на его ухаживания, но продолжала жить с мужем. Вскоре Некрасов переехал в их квартиру. Странный любовный треугольник вызывал насмешки и порицание в обществе. Некрасов терпеливо сносил все оскорбления, так как не мог порвать с любовницей. Этот роман длился около 16 лет. Нелепая жизнь втроем доводила поэта до бешеных вспышек ревности. Панаева также была вспыльчивой женщиной. Ссоры и скандалы стали частым явлением. Впрочем, они всегда заканчивались нежным примирением. Некрасов посвятил Панаевой целый цикл стихотворений, в который входит произведение «Горящие письма» (1856 г.).

Лирический герой обращается к возлюбленной, которая сжигает собственные любовные письма. Эти письма были написаны под влиянием огромного чувства, поэтому автор придает им большое значение («их не напишешь вновь»). При виде горящей бумаги Некрасов задается мучительным вопросом: «не горит ли с ними и любовь»? Ведь если женщине нисколько не жалко уничтожать свидетельство проявленных когда-то чувств, то значит они для нее также умерли.

Судя по всему, некоторые из писем остались непрочитанными, так как их правда или ложь еще не подтвердились жизнью. Для Некрасова важно то, что эти драгоценные доказательства былых чувств, написанные «с любовью», уничтожаются «со злобой». В реальности Панаева в нервном припадке сожгла почти всю любовную переписку с Некрасовым, т.е. не только свои, но и его письма. По этой причине подробности их отношений больше известны по стихотворениям поэта и по свидетельствам современников.

Поэт не обвиняет любимую, признавая за ней право свободного выбора. Он отказывается, подобно рабу, молить ее о снисхождении. При этом автор дает женщине грозное предупреждение. Он сравнивает ее поступок с восхождением по «лестнице крутой», а уничтожение писем — с сожжением «пройденных ступеней». Тем самым Некрасов дает Панаевой понять, что она сама отрезает обратный путь. Возвращение к прошлой жизни становится невозможным, что можно расценить в качестве «рокового» и «безумного шага».

К моменту написания стихотворения Панаева уже давно охладела к Некрасову. Тем не менее они прожили вместе еще около 10 лет, но эта жизнь была очень далека от счастливой. Великий поэт был прав, используя образ догорающей любви.

В творчестве Николая Алексеевича Некрасова присутствовала любовная лирика. Много стихотворений поэт посвятил любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой. Влюблённые были счастливы, но их отношения сопровождались ревностью и ссорами, что, в конце концов, привело к расставанию. Всю боль и переживания поэт мастерски перенёс в свои произведения.

Стихотворение «Горящие письма» было написано приблизительно в 1856 году. Однако в 1877 году поэт вернулся к своему творению, чтобы подкорректировать и исправить, потому что события давних лет волновали Николая Алексеевича до конца жизни. Данное произведение стало оценкой периода, когда поэт начал понимать, что расставание с Авдотьей Яковлевной неизбежно.

Жанр стихотворения – обращение. Читатель слышит монолог поэта, послание к любимой женщине.

Идея стихотворения заключается в том, чтобы показать переживания поэта из-за того, что любимая сжигает письма, которые хранят в себе доказательства их любви, тем самым показывая, что она хочет завершить отношения.

Стихотворение состоит из трёх строф и одной строки. Всего в стихотворении 13 строк. Размер стихотворения – пятистопный ямб. Рифмовка используется перекрёстная.

Стихотворение можно разделить на две смысловые части.

Первая часть начинается словами «они горят!». С самого начала поэт вносит эмоциональную ноту, показывая боль и переживания из-за того, что его любимая женщина сама сжигает письма, уничтожая свидетельства их любви. Этим она демонстрирует, что письма ничего для неё не значат.

Умело применив антитезы «ложь – правда» и «злоба – любовь», поэт показывает читателю, что любви нет и её не вернуть, потому что чувства любимой остыли.

Во второй части произведения автор даёт понять, что принимает решение женщины и отпускает её. С помощью эпитета «лестница крутая» и метафоры «дерзко жжёшь ступени» читатель догадывается, что любимая поэта сама приняла решение и разорвала отношения.

Стихотворение заканчивается эпитетами «безумный шаг» и «роковой», которые говорят о том, что расставание с любимой женщиной – сильный удар для поэта.

Произведение пропитано грустью, потому что автор прощается с женщиной, которую любил и помнил до конца жизни.

В стихотворении поэту удалось передать чувства грусти и смятения, связанные с разрывом отношений.

Картинка к стихотворению Горящие письма

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

Стихотворение « Я вас любил, любовь еще, быть может…» А.С.Пушкина уже в 1829 г. было положено на музыку и стало известным романсом. В печати оно появилось в альманахе «Северные цветы» только через год.

Анализ стихотворения Маяковского Нате!

Как человек яркий и разносторонний Владимир Васильевич Маяковский старался не только соревноваться произведениями с другими поэтами, но и давать повод обсуждать его произведения критикам и специалистам в области литературы.

Анализ стихотворения Ахматовой Последнее стихотворение

«Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью.

Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

Анализ стихотворения Гумилева Жираф 11 класс

Совершенно не является секретом то, что есть особые поэты, произведения которых оказывают свое, неповторимое влияние на потомков. Их лирические произведения захватывают, остаются в сердце и помогают в принятии правильных решений

Они горят. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой…

Анализ стихотворения Некрасова «Горящие письма»

Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.

Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».

То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».

Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги . Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор отмечает: «Но ты идешь по лестнице крутой и дерзко жжешь пройденные ступени!». Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает – вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой…». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.

Николай Алексеевич Некрасов

Они горят. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени.

Безумный шаг. быть может, роковой…

Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя.

Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и Некрасов жили под одной крышей. У возлюбленных в 1849 году даже родился сын, который прожил совсем недолго. Считается, что именно смерть ребенка и послужила началом к разрыву отношений Панаевой и Некрасова.

Именно в этот сложный жизненный период поэт написал стихотворение «Сожженные письма», датированное, предположительно, 1856 годом. В нем он словно бы подводит черту под взаимоотношениями с любимой женщиной, хотя и признается, что дается ему принятие этого решения весьма непросто. Из контекста произведения видно, что любовные письма сжигает сама Панаева, так как не придает им особого значения. Это настораживает Некрасова, который задается вопросом: «Уж не горит ли с ними и любовь, которая их сердцу диктовала?».

То, что отношения двух любящих людей зашли в тупик, Некрасов чувствует интуитивно. Но пока он лишь мысленно прощается со своей избранницей, глядя на догорающие письма и гадая, насколько искренними были те признания, которые в них содержатся. «Их ложью жизнь еще не назвала, их правды жизнь еще не доказала», — отмечает поэт, хотя и подозревает, что этот символический и безрассудный жест возлюбленной таит в себе угрозу самой любви, уже давшей ощутимую трещину. Подсознательно Некрасов уже готов расстаться с Панаевой, но еще не сказаны те последние слова, которые навсегда разлучат некогда близких друг другу людей. Он чувствует, что больше не нужен этой женщине, которая давно уже охладела к нему. Именно по этой причине и рождаются строки: «Но та рука со злобой их сожгла, которая с любовью их писала!».

Самое страшное для поэта заключается не в том, что в огне погибли доказательства любви, которые были ему так дороги . Гораздо больше Некрасова пугает тот факт, что любимая не откликнулась на его мольбы и уничтожила письма. Обращаясь к ней, автор отмечает: «Но ты идешь по лестнице крутой и дерзко жжешь пройденные ступени!». Таким образом, письма поэт отождествляет с совместно прожитой жизнью, на которой его избранница готова поставить крест. И он вынужден согласиться с подобным решением, так как понимает – вернуть утраченные чувства невозможно. Поэт еще до конца не осознает, что этому сумбурному и очень красивому роману приходит конец. Тем не менее, разрыв отношений он предчувствует интуитивно, поэтому и заканчивает свое стихотворение фразой: «Безумный шаг!… быть может, роковой…». Относится она не только к сиюминутному желанию любимой сжечь письма, но и к ее последующим поступкам, которым суждено разрушить иллюзию счастья и причинить глубокую душевную рану Некрасову.

Ссылка на основную публикацию