Анализ стихотворения Мать Некрасова

Тема матери в поэзии Н.А. Некрасова

Презентация к уроку

Цели урока: обобщить знания учащихся по лирике Н.А.Некрасова. Раскрыть тему матери в поэзии как основополагающую в лирике. Сопоставить женские образы героинь на фоне крепостничества с образом матери. Проследить общность характеров любимых женщин Некрасова.

Тип урока: урок-обобщение.

Школа: НОУ “СОШ “Эрудит” г. Москвы.

2. Постановка целей урока.

3. Формулировка проблемных вопросов.

Как повлияли на творчество поэта духовная связь и привязанность к матери у Некрасова?

Почему все женские образы поэзии Некрасова объединены общей тематикой?

Что нового через данную тему вы увидели в творчестве поэта?

4. Вступительное слово учителя. Слайд №1. Портрет Н.А.Некрасова.

Особенность Некрасова как лирического поэта – его гражданственность, народность и многообразие чувств. Эти чувства были сформированы его матерью Еленой Андреевной. Воспитываясь в доме строгого отца, Некрасов сумел взять от матери мысль о жизни во имя “идеалов добра и красоты”. Мать поэта была удивительно мягкой и доброй женщиной, была полной противоположностью своему мужу, отцу Некрасова. Всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, много читала им, играла им на фортепьяно и пела. По воспоминаниям поэта, она была “певицей с удивительным голосом”. Естественна была привязанность сына к матери. Вот почему первые свои строки он читает матери и посвящает ей сокровенные мечты.

Елена Андреевна мечтала, чтобы ее сын получил хорошее образование. Об этом времени позднее Н.Г.Чернышевский писал: “Мать хотела, чтобы он был образованным человеком, и говорила ему, что он должен поступить в университет, потому что образованность приобретается в университете, а не в специальных школах”[2], куда намеревался отдать его отец, мечтавший о военной карьере сына. Конечно, черты настойчивости, сформированные отцом, не пропали даром. Так, ослушавшись отца, без средств к существованию, так и не поступив в Дворянский полк, Некрасов смог выжить в Петербурге.

До конца своих дней Некрасов с особенной добротой вспоминает о матери. О ней он пишет в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, “Затворница”, “Баюшки-баю”, в поэмах “Несчастные” и “Мать”.

Творчество Некрасова не могло быть не замечено выдающимся критиком современности В.Г.Белинским. Если первые наброски поэта были встречены с опаской литературным обществом (его сборник “Мечты и звуки”), даже В.А.Жуковский не советовал печатать этот сборник, но тем не менее критик Белинский, хоть и отнес сборник к посредственному, в дальнейшем писал о том, что в произведениях молодого поэта “есть душа, и чувство”. Но далее отмечал: “Нужна еще творческая фантазия, способность вне себя осуществлять внутренний мир своих ощущений и идей и выводить во вне внутренние видения духа. Но если этой способности в вас нет, то сколько вы ни пишете и как красиво ни издавайте своих стихотворений, вы не дождетесь от читателей ни восторга, ни сочувствия…”[1] Далее этот эпизод из жизни поэта будет отражен в его автобиографическом романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Белинский смог угадать в Некрасове высокоодаренного человека. По словам И.И.Панаева, Белинский полюбил Некрасова “за резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытывал так рано, добиваясь куска насущного хлеба…”[2 ] Слайд №2. Журнал “Современник”

5. Обзор и анализ стихотворений о матери.

Свое стихотворение, в котором присутствует образ матери.“Родина” (1844) Некрасов показывает именно Белинскому. Критик приходит в восторг и воодушевляет поэта на дальнейшую деятельность.Естественно, что стихотворение было запрещено цензурой, потому что обличало крепостничество.

– Найдите строки, отражающие безвыходное положение матери Некрасова в семье.

(“Я знаю отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я.
Навекиотдана угрюмому невежде –
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…”)

Поэт вспоминал мать с глубокой благодарность и с искренней сыновьей любовью. В стихотворении “Рыцарь на час” (1862) он страдает от того, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасова. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта – Елены Андреевны Некрасовой. Слайд №3. Могила матери поэта

У той плиты, где ты лежишь, родная,
Припомнил я, волнуясь и мечтая,
Что мы ещё увидеться с тобой,
И опоздал.

Стихотворение было опубликовано в журнале “Современник” в 1862 году. Лучшие люди России были потрясены стихами, многие просто плакали, читая эти проникновенные строки. Образ матери в стихотворении вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин.

– Чтение стихотворения учащимися “Рыцарь на час”.

– Назовите кульминационные строки тоски поэта по матери?

(“Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других”)

– Что придает выразительность данному стихотворению? (повторы: “не сожмется грудь”, “не видна ее бедность нагая”)

– В чем сила эмоциональной насыщенности стихотворения? (в использовании глаголов – инфинитивов: “сосчитаться”, “предаться”, “совладать”, “рыдать”, а также использование побудительных предложений)

Тема матери и родины идут неразрывной связью у Некрасова. В стихотворении “Баюшки-баю”, через плач колыбельной песни слышится судьба страдающих людей:

Усни, страдалец терпеливый,
Свободной, гордой и счастливой
Увидишь родину свою,
Баю – баю – баю – баю!

6. Материнские образы в любимых женщинах Н.А.Некрасова.

Материнская тема прослеживается у Некрасова наряду с другими женскими образами – это, прежде всего образы его спутниц жизни. Так, своей гражданской жене и соратнику по литературному творчеству, Авдотье Панаевой он посвящает много стихотворений. Уже при расставании он осознает, что всю свою жизнь с Панаевой он связывал с образом своей матери, того человека, чье добро нельзя забыть. Он не отрицает, что впервые приобрел дом, семью и верного друга в лице Панаевой. Обращаясь к жене в стихотворении “Все, чем мы в жизни дорожили…”, поэт восклицает: Слайд №4. А.Панаева

Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, –
Мы на один алтарь сложили –
И этот пламень не угас!

Много добра и преданности получил Некрасов от своей второй жены Фёклы Анисимовны Викторовой, или Зиночки (так ласково называл её Некрасов). Материнской заботой окружила Зина поэта в последние годы жизни. В ней, как в матери, Некрасов нашел близкого по духу человека, их волновали одни и те же вопросы, объединяли общие стремления и надежды. Слайд №5. Зина

Слова любви и заботы о близком человеке звучат в стихотворении “Зине”:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата человека,
Только тот себя переживет…

7. Русская женщина – мать и защитница в лирике Некрасова.

Наряду с тем, что Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохраняет эту нежность к своим лирическим героиням. Русская женщина у Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин Некрасова:

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка!

Так пишет поэт в поэме “Мороз, Красный нос”.

Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом обвенчаться,
Вторая – быть матерью сына – раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.

– Это ли не строки о матери самого поэта? Это ли не размышления о несправедливости судьбы?

И тут же мы читаем в стихотворении “Тройка”, что нет прекрасней на свете, чем русская женщина во всей её красе:

На тебя заглядеться не диво
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных как ночь!

– Давайте вспомним стихотворения, в которых русская женщина выступает как защитница.

Это же, конечно, поэма “Русские женщины”, где темы матери, жены, защитницы слились воедино. Не прошло мимо Некрасова событие декабря. Подвиг жен декабристов поэт сумел воплотить в стихах. Женщины отправлялись за своими мужьями в далекую Сибирь. Сила и характер мужественной женщины встает на первый план некрасовской поэмы. Он верит в будущее, он верит в то, что сила русской женщины в доброте, в стремлении защитить своего ближнего, как когда-то защищала его мать. Слайд №6. Поэма “Русские женщины”

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего,
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

8. Вывод по уроку.

Таким образом, подводя итоги урока можно сказать, что тема матери у Некрасова бесконечно простирается в стихотворениях. Можно внимательно изучать отдельные строки или целые отрывки из поэм, но мысль автора не утеряешь.

Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благодарность к своей матери, и с поразительной нежностью сумел воспеть её в стихах. Образ матери для Некрасова всегда был воплощением начала жизни, олицетворением беспредельного добра и высшей справедливости.

– Какие выводы делаете вы?

Образ матери у Некрасова – это символ добра на земле, воплощение начала жизни, высшая справедливость на свете.

Образовательные ресурсы:

  • Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.4.
  • Панаев А.Я. Воспоминания. – М., 1956.
  • Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т.15.
  • Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  • Анализ стихотворения «Родина» Некрасова

    Стихотворение “Родина” Н. А. Некрасов написал в 1846 году. В нем выразились воспоминания поэта о его детстве, родителях. Вам предлагается краткий анализ “Родины” по плану. Он будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

    История создания – стихотворение было написано в 1846 году.

    Тема – произведение относится к циклу стихотворений о родине и детстве.

    Композиция – кольцевая.

    Жанр – элегия.

    Стихотворный размер – ямб, используются разные виды рифмы (точная, неточная, мужская, женская) и парный способ рифмовки ААВВ.

    Метафоры“рой подавленных и трепетных рабов”, “… тревог огонь томительный до срока сердце жег “, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

    Эпитеты“Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “ Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

    История создания

    Стихотворение “Родина” было написано в 1846 году. История создания этого произведения связана с событиями, далекими от момента его написания – с детством поэта. Именно воспоминания ложатся в основу стиха. Но у Некрасова с ними связаны не любовь и приятная ностальгия, как у многих других его соратников. Детство предстает у него в образах отца-тирана, несчастной матери, вынужденной терпеть поведение мужа, маленького поэта, рано узнавшего все отрицательные черты, присущие быту помещичьей жизни. Именно тогда зародилась его неприязнь к крепостничеству и всему, что с ним связано.

    Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства” .

    Читайте также:  Анализ стихотворения Свобода Некрасова

    Композиция

    Композицию стихотворения “Родина” можно назвать кольцевой. Разберемся, в чем ее особенности.

    Произведение состоит из шести разных по размеру строф.

    В первой части лирический герой возвращается туда, где прошло его детство: “И вот они опять, знакомые места…” . Мы ожидаем приятных воспоминаний после этих слов, но, напротив, поэт как бы переносится в прошлое, которое вызывает в нем боль и горесть: “Воспоминания дней юности… наполнив грудь мою и злобой и хандрой, во всей своей красе проходят предо мной…” .

    Следующая часть посвящена матери Некрасова. Мы видим сад и среди него – несчастную женщину, которая плачет о своей тяжелой судьбе. Она была “навеки отдана угрюмому невежде” и “жребий свой несла в молчании рабы” .

    В третьей строфе поэт вспоминает о сестре, которая, также как и мать, была несчастна при жизни и рано умерла. В следующих двух частях мы узнаем о няне поэта, которая была рядом в самые тяжелые моменты: “Ах, няня! сколько раз я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час…” .

    В конце стихотворения поэт снова возвращается в реальность. Перед ним предстает печальная картина: “…срублен темный бор… И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом” . Но Некрасов только рад этому: “…с отвращением кругом кидая взор, с отрадой вижу я…” .

    Определяя жанр стихотворения “Родина”, многие исследователи относят его к элегии.

    Стих состоит из шести строф и написан ямбом. Особенность состоит в том, что строфы имеют разное количество строк. Поэтом был использован парный способ рифмовки и разные виды рифмы: точная (места – пуста, чванства – тиранства), неточная (растленной – благослованной, дальней – болезненно-печальный), мужская (рабов – псов), женская (увидеть – ненавидеть).

    Средства выразительности

    Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов” , “…тревог огонь томительный до срока сердце жег” , “Ты жребий свой несла в молчании рабы” .

    Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного” , “покой благословенный” , “Огонь томительный” , “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных” , “лик… болезненно-печальный” , “душа… была горда, упорна и прекрасна” , “печальную судьбу” , “холодною и строгою улыбкой” , “Ее бессмысленной и вредной доброты” , “юности моей, мятежной и суровой” .

    Н.А. Некрасов: обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ стихотворения «Современная ода»

      Опубликовано 16.10.2020Образование

    Н.А. Некрасов: обзор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ стихотворения «Современная ода»

    Продолжаем анализ произведений, входящих в перечень ЕГЭ по литературе. В предыдущих статьях мы уже коснулись темы лирики Некрасова, а сегодня мы полностью посвятим статью его гениальной поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и сделаем анализ стихотворения «Современная ода». Мы специально выбираем для вас стихотворения и делаем его полный анализ (как доктор прописал) не из кодификаторов ЕГЭ. Такой подход, во-первых, расширит ваш кругозор, а во-вторых избавит от непроизвольного заучивания предоставленного материала (ведь вам необходимо самостоятельно думать).

    Подробную биографию Некрасова мы уже излагали, поэтому приступим сразу к изучению произведений и их анализу.

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

    Великая поэма Некрасова, подлинным героем которой является русский народ, была начата вскоре после крестьянской реформы 1861 года.

    Обманутую, обобранную реформой крестьянскую Русь показал в своей поэме автор. Изображая невыносимую жизнь крестьян, Некрасов указывал, что их долготерпение уже дошло до предела и что только революционным путем они могут завоевать свое счастье.

    Потому то одним из главных героев поэмы является Савелий, «богатый святорусский», человек титанических сил, выступающий в роли беспощадного народного мстителя. Некрасов с глубоким сочувствием отмечал эти одиночные взрывы стихийного народного гнева, так как они, по его убеждению, свидетельствовали, какие могучие силы протеста и классовой ненависти уже успели накопиться в народе. Выявлению этих сил и посвящены первые три части поэмы.

    Но к тому времени, когда Некрасов принялся за работу над четвертой частью («Пир на весь мир». К середине 70-х годов начался новый подъем освободительного движения. Он и определил собою ту новую тему, которая наметилась в поэме Некрасова, — тему «народного заступника», ведущего революционную борьбу в крестьянской среде. В связи с этим совсем по-новому ставит Некрасов и проблему счастья. Из множества лиц, изображенных в поэме, единственный счастливиц – сын дьячка Григорий Добросклонов, в сердце которого, как говорит поэт:

    С любовью к бедной матери

    Любовь ко всей вахлатчине

    Смешалась – и лет пятнадцать

    Григорий твердо знал уже,

    Кому отдаст всю жизнь свою

    И за кого умрет

    Здесь речь идет о революционном служении народу, что подтверждается и другим стихотворным отрывком:

    Ему судьба готовила

    Путь славный, имя громкое

    Чахотку и Сибирь

    Эти строки дают ясное представление о том, каково было подлинное служение Г. Добросклонова его любимой «вахлатчине». Благодаря им приобретает многозначительный смысл и восклицание Григория:

    «Не надо мне ни серебра,

    Ни золота, а дай господь,

    Чтоб землякам моим

    И каждому крестьянину

    На всей святой Руси!»

    Этот идеал, в осуществлении которого молодой разночинец Григорий видел единственную цель своей жизни, и хотя этот путь обрекал его на сибирскую каторгу и раннюю смерть, он по мысли Некрасова, был обладателем наивысшего счастья, какое только было возможно в России для демократической интеллигенции 70-х годов.

    Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Современная ода»

    Стихотворение «Современная ода» самим своим названием полемически противопоставлено стихам, уводившим читателя от мрачной крепостнической действительности.

    Подлинным началом своей литературной деятельности Некрасов считал «Современную оду». Это было первое стихотворение, помещенное в «отечественных записках» (1845 год не под псевдонимом, а с подписью «Н. Не-в». Весьма большое значение в строении стихотворения имеет образ повествователя, носителя индивидуальных речевых особенностей. Самая интересная особенность, суть которой заключается в том, что автор как будто старается скрыть свой личный взгляд и вместе с тем остается постоянно верен ему везде, присутствует и в этом стихотворении.

    Отражая действительность путем изображения конкретных жизненных фактов и явлений, для нее типичных, писатель или поэт при помощи слова добивается ее пластичного выражения. Здесь следует сказать о тропах и их видах, используемых в данном тексте.

    Троп представляет собой употребление слова в переносном значении, то есть выделение его вторичных признаков для характеристики какого-либо явления. В «Современной оде» имеют место метонимии:

    Не обидишь ты даром и гадины,

    Ты помочь и злодею готов,

    И червонцы твои не украдены

    У сирот беззащитных и вдов.

    В данном случае существенно, что именно выделено для замещения, какое свойство явления признано поэтом наиболее важным и показательным. У Некрасова не случайно выделение помощи злодею и упоминание о червонцах. В данном случае именно помощью злодею герой заполучает червонцы.

    Своеобразным проявлением того же замещения по зависимости является ирония. В Этом случае замещение происходит в обратной зависимости.

    Украшают тебя добродетели

    До которых другим далеко,

    И – беру небеса во свидетели –

    Уважаю тебя глубоко…

    Здесь добродетель – явное взятничество, ложь, лицемерие, подлость, а уважение – насмешека и презрение.

    Не спрошу я, откуда явилося,

    Что теперь в сундуках твоих есть;

    Знаю: с неба к тебе все свалилося

    За твою добродетель и честь.

    Здесь идет органическое сочетание иронии и сатиры. Все богатства эти нажиты нечестным путем, путем взяточничества и подхалимства.

    Величина фразы или запутанности ее построения, характер произнесения слов (вопросы, восклицания, спокойное повествование и так далее) – все это является новым средством организации речи повествователя, усиления ее характерности.

    В зависимости от интонационно-синтаксической организации речи (не говоря о смысловой стороне), меняется само представление о характере героя, отношению к нему автора.

    Тончайшие интонационные оттенки помогают писателю открывать все новые оттенки смысла. Конкретной выразительности речи.

    Не спрошу я, откуда явилося,

    Что теперь в сундуках твоих есть;

    Знаю: с неба к тебе все свалилося

    За твою добродетель и честь.

    Сама синтаксическая структура этой строфы, короткое утверждение, обобщение, восклицание и незаконченность последней строки, как бы оставляющей догадываться читателю самому об истинном смысле, заключенном в строк «за твою добродетель и честь!…», — все это определяет ту выразительность и полноту, которую мы придаем строфе при ее восприятии.

    Выразительность речевых средств, при помощи которых поэт передает переживание, достигается степенью соответствия лексики, тропов, интонационно-синтаксических форм, звукового строя речи, ритма тем чувствам и мыслям, которые выражены в стихотворении. Если такого соответствия нет. То стихотворение не оказывает на нас большого воздействия, мысль не высказана в нем с необходимой эмоциональной силой, хотя сама по себе и верна.

    Именно поэтому художественная форма целостна. Она не распадается на отдельные частные композиционные, стилистические и тому подобные элементы, каждый из которых как бы непосредственно выходит к идейному содержанию произведения и выражает его сам по себе.

    Стихотворение «Современная ода» характерно для Некрасова прежде всего тем, что в нем затронута одна из наиболее существенных сторон крепостнической действительности. Оно представляет собой сатиристическое раскрытие ложного бескорыстия и псевдодобродетели. Стихотворение композиционно распадается на четыре части. Первая – вводная, она же будет и заключительной, иронизирующее восхваление всех зримых и незримых псевдоположительных качеств обобщённого героя, вторая, третья и четвертая – рассказ о поступках и их мотивирующих, помогающих раскрыть героя как личность.

    В первой и пятой строфах Некрасов чрезвычайно тонко использует звуковые повторы для передачи эмоционального состояния, которое овладело им. Звуковые повторы проходят здесь через всю строфу: (б-д-у-о).

    В самом деле, роль звукового повтора в том, что он выделяет связанные с ним слова, заставляет произносить их с особой подчеркнутостью; это – звуковой курсив, который позволяет наиболее нужные и важные слова в строке выделить на первый план, придать им подчеркнутое эмоциональное звучание. Отсутствие звуковых повторов «засушивает» стих.

    Новый элемент речевой выразительности – это повтор строфы в начале и в конце стихотворения. Это композиционно-словесное кольцо, образуемое строфой, подчинено смысловому заданию стихотворения, повторение усиливает смысловой контраст, с которым поэт пытается одинаковым словесным содержанием придать различный смысл.

    Весь пафос стихотворения как бы сведен в острие его завершающей последней строфы и даже двух последних строках, к ним стягивается все стихотворение. Соответственно с этим и интонационно-ритмическое строение стихотворения подчинено именно этому движению сарказма, раскрытого в стихотворении.

    Существующие системы стихосложения распадаются, в основном, на две большие группы: стихосложение количественное (квантитативное) и стихосложение качественное (квалитативное). К качественному стихосложению относятся три основных вида: силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое.

    Значительно более четкой является соизмеримость ритмических единиц силлабо-тонического стиха. В нем учитывается не только число ударений, но и место их расположения. То есть соотношение с безударными слогами. Ямб и хорей образуют группу двухсложных размеров, дактиль, амфибрахий и анапест – группу трехсложных размеров. В двухсложных размерах ударения падают на четные (в ямбе). Или нечетные (в хорее) слоги, а в трехсложных размерах они падают через два слога на третий.

    Не гнушаешься темной породою:

    «Братья нам по Христу мужички!»

    И родню свою длиннобородою

    Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

    Не гоняешь с порога в толчки

    В данной строфе прослеживается распределение ударений на слогах: 3-6-9-12-15-18. Такой размер характерен для анапеста.

    Николай Некрасов — Рыцарь на час: Стих

    Если пасмурен день, если ночь не светла,
    Если ветер осенний бушует,
    Над душой воцаряется мгла,
    Ум, бездействуя, вяло тоскует.
    Только сном и возможно помочь,
    Но, к несчастью, не всякому спится…

    Слава богу! морозная ночь —
    Я сегодня не буду томиться.
    По широкому полю иду,
    Раздаются шаги мои звонко,
    Разбудил я гусей на пруду,
    Я со стога спугнул ястребенка.
    Как он вздрогнул! как крылья развил!
    Как взмахнул ими сильно и плавно!
    Долго, долго за ним я следил,
    Я невольно сказал ему: славно!
    Чу! стучит проезжающий воз,
    Деготьком потянуло с дороги…
    Обоняние тонко в мороз,
    Мысли свежи, выносливы ноги.
    Отдаешься невольно во власть
    Окружающей бодрой природы;
    Сила юности, мужество, страсть
    И великое чувство свободы
    Наполняют ожившую грудь;
    Жаждой тела душа закипает,
    Вспоминается пройденный путь,
    Совесть песню свою запевает…

    Я советую гнать ее прочь —
    Будет время еще сосчитаться!
    В эту тихую, лунную ночь
    Созерцанию должно предаться.
    Даль глубоко прозрачна, чиста,
    Месяц полный плывет над дубровой,
    И господствуют в небе цвета
    Голубой, беловатый, лиловый.
    Воды ярко блестят средь полей,
    А земля прихотливо одета
    В волны белого лунного света
    И узорчатых, странных теней.
    От больших очертаний картины
    До тончайших сетей паутины
    Что как иней к земле прилегли,-
    Всё отчетливо видно: далече
    Протянулися полосы гречи,
    Красной лентой по скату прошли;
    Замыкающий сонные нивы,
    Лес сквозит, весь усыпан листвой;
    Чудны красок его переливы
    Под играющей, ясной луной;
    Дуб ли пасмурный, клён ли весёлый —
    В нём легко отличишь издали;
    Грудью к северу; ворон тяжелый —
    Видишь — дремлет на старой ели!
    Всё, чем может порадовать сына
    Поздней осенью родина-мать:
    Зеленеющей озими гладь,
    Подо льном — золотая долина,
    Посреди освещенных лугов
    Величавое войско стогов —
    Всё доступно довольному взору…
    Не сожмется мучительно грудь,
    Если б даже пришлось в эту пору
    На родную деревню взглянуть:
    Не видна ее бедность нагая!
    Запаслася скирдами, родная,
    Окружилася ими она
    И стоит, словно полная чаша.
    Пожелай ей покойного сна —
    Утомилась, кормилица наша.

    Спи, кто может,- я спать не могу,
    Я стою потихоньку, без шуму
    На покрытом стогами лугу
    И невольную думаю думу.
    Не умел я с тобой совладать,
    Не осилил я думы жестокой…

    В эту ночь я хотел бы рыдать
    На могиле далекой,
    Где лежит моя бедная мать…

    В стороне от больших городов,
    Посреди бесконечных лугов,
    За селом, на горе невысокой,
    Вся бела, вся видна при луне,
    Церковь старая чудится мне,
    И на белой церковной стене
    Отражается крест одинокий.
    Да! я вижу тебя, божий дом!
    Вижу надписи вдоль по карнизу
    И апостола Павла с мечом,
    Облаченного в светлую ризу.
    Поднимается сторож-старик
    На свою колокольню-руину,
    На тени он громадно велик:
    Пополам пересек всю равнину.
    Поднимись!- и медлительно бей,
    Чтобы слышалось долго гуденье!
    В тишине деревенских ночей
    Этих звуков властительно пенье:
    Если есть в околотке больной,
    Он при них встрепенется душой
    И, считая внимательно звуки,
    Позабудет на миг свои муки;
    Одинокий ли путник ночной
    Их заслышит — бодрее шагает;
    Их заботливый пахарь считает
    И, крестом осенясь в полусне,
    Просит бога о ведреном дне.

    Звук за звуком гудя прокатился,
    Насчитал я двенадцать часов.
    С колокольни старик возвратился,
    Слышу шум его звонких шагов,
    Вижу тень его; сел на ступени,
    Дремлет, голову свесив в колени.
    Он в мохнатую шапку одет,
    В балахоне убогом и темном…
    Всё, чего не видал столько лет,
    От чего я пространством огромным
    Отделен,- всё живет предо мной,
    Всё так ярко рисуется взору,
    Что не верится мне в эту пору,
    Чтоб не мог увидать я и той,
    Чья душа здесь незримо витает,
    Кто под этим крестом почивает…

    Повидайся со мною, родимая!
    Появись легкой тенью на миг!
    Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
    Всю ты жизнь прожила для других.
    С головой, бурям жизни открытою,
    Весь свой век под грозою сердитою
    Простояла,- грудью своей
    Защищая любимых детей.
    И гроза над тобой разразилася!
    Ты, не дрогнув, удар приняла,
    За врагов, умирая, молилася,
    На детей милость бога звала.
    Неужели за годы страдания
    Тот, кто столько тобою был чтим,
    Не пошлет тебе радость свидания
    С погибающим сыном твоим.

    Я кручину мою многолетнюю
    На родимую грудь изолью,
    Я тебе мою песню последнюю,
    Мою горькую песню спою.
    О прости! то не песнь утешения,
    Я заставлю страдать тебя вновь,
    Но я гибну — и ради спасения
    Я твою призываю любовь!
    Я пою тебе песнь покаяния,
    Чтобы кроткие очи твои
    Смыли жаркой слезою страдания
    Все позорные пятна мои!
    Чтоб ту силу свободную, гордую,
    Что в мою заложила ты грудь,
    Укрепила ты волею твердою
    И на правый поставила путь…

    Треволненья мирского далекая,
    С неземным выраженьем в очах,
    Русокудрая, голубоокая,
    С тихой грустью на бледных устах,
    Под грозой величаво-безгласная,-
    Молода умерла ты, прекрасная,
    И такой же явилась ты мне
    При волшебно светящей луне.
    Да! я вижу тебя, бледнолицую,
    И на суд твой себя отдаю.
    Не робеть перед правдой-царицею
    Научила ты музу мою:
    Мне не страшны друзей сожаления,
    Не обидно врагов торжество,
    Изреки только слово прощения,
    Ты, чистейшей любви божество!
    Что враги? пусть клевещут язвительней.
    Я пощады у них не прошу,
    Не придумать им казни мучительней
    Той, которую в сердце ношу!
    Что друзья? Наши силы неровные,
    Я ни в чем середины не знал,
    Что обходят они, хладнокровные,
    Я на всё безрассудно дерзал,
    Я не думал, что молодость шумная,
    Что надменная сила пройдет —
    И влекла меня жажда безумная,
    Жажда жизни — вперед и вперед!
    Увлекаем бесславною битвою,
    Сколько раз я над бездной стоял,
    Поднимался твоею молитвою,
    Снова падал — и вовсе упал.
    Выводи на дорогу тернистую!
    Разучился ходить я по ней,
    Погрузился я в тину нечистую
    Мелких помыслов, мелких страстей.
    От ликующих, праздно болтающих,
    Обагряющих руки в крови
    Уведи меня в стан погибающих
    За великое дело любви!
    Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,
    Может смертью еще доказать,
    Что в нем сердце неробкое билося,
    Что умел он любить…
    _____________

    О мечты! о волшебная власть
    Возвышающей душу природы!
    Пламя юности, мужество, страсть
    И великое чувство свободы —
    Всё в душе угнетенной моей
    Пробудилось… но где же ты, сила?
    Я проснулся ребенка слабей.
    Знаю: день проваляюсь уныло,
    Ночью буду микстуру глотать,
    И пугать меня будет могила,
    Где лежит моя бедная мать.

    Всё, что в сердце кипело, боролось,
    Всё луч бледного утра спугнул,
    И насмешливый внутренний голос
    Злую песню свою затянул:
    «Покорись, о ничтожное племя!
    Неизбежной и горькой судьбе,
    Захватило нас трудное время
    Неготовыми к трудной борьбе.
    Вы еще не в могиле, вы живы,
    Но для дела вы мертвы давно,
    Суждены вам благие порывы,
    Но свершить ничего не дано…»

    Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова

    Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» в свое время потрясло целое поколение. Ф. Достоевский считал его одной из вершин всего творчества поэта.

    Стихотворение написано в 1862 году. Его автору 41 год, издаваемый им журнал «Современник» находится под временным цензурным запретом из-за усилившихся мятежных настроений в стране.

    По жанру — исповедальная элегия, по размеру — трехстопный анапест со смешанной рифмой. Лирический герой — сам автор. По композиции условно делится на несколько частей: в первой герой воспрянул духом в морозную ночь, во второй — мысли его переходят к родной деревне и покойной матери, в третьей — в утреннем свете ночные чувства гаснут и кажутся смешными.

    Лексика возвышенная и просторечная, с интонацией народной песни, каждая строфа являет богатство языка и эмоций. Россыпь восклицаний и риторических вопросов: поднимись! Слава Богу! Я твою призываю любовь! Мечты! С погибающим сыном твоим? Много повторов: если, как он, крылья, вздрогнул. Метафоры: ожившая грудь, чувство свободы, волны белого света. Олицетворения: ум тоскует, совесть запевает. Эпитеты: мысли свежи, ноги выносливы.

    Он больше не верит в себя, остро переживает свою ненужность, прошедшие годы считает бесплодными. В названии стихотворения есть ирония, даже горькая издевка над самим собой. Образ исстрадавшейся матери накладывается на образ Родины. Вообще, поэт рисует отрадные картины мирной русской жизни, знакомые с детства пейзажи и чувства, лица и символы. Перемены, которых так жаждет Н. Некрасов, наступят через пятьдесят с лишним лет, но, парадоксальным образом, многовековой крестьянский уклад жизни будет разрушен, перекроено мировоззрение, родные могилы заброшены.

    Последняя строка сразу стала афоризмом: суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано. Что ж, каждый человек рано или поздно приходит к схожим выводам о самом себе, всем знаком и голос совести, и горечь сожаления. Какое «великое дело любви» имеет в виду поэт? Наверняка это борьба за улучшение доли крестьянства. Сегодня этот призыв звучит в более широком смысле: любви, сострадания, прощения, как всегда, не хватает в нашем мире.

    Стихотворение «Рыцарь на час» Н. Некрасова в 1862 году воспринималось исключительно в народническом духе. Спустя почти два века становится понятна его непреходящая ценность, универсальность переживаний его лирического героя.

    «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова

    История создания

    Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

    В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

    Достоевский считал, что «Рыцарь на час» – шедевр творчества Некрасова. Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

    Литературное направление, жанр

    «Рыцарь на час» – покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

    Тема, основная мысль и композиция

    Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

    В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

    Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

    Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

    Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

    Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Где твое личико смуглое Некрасова

    Тропы и образы

    Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует.

    Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

    Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

    К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

    В описании церкви важны контрасты: белая стена – и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик – и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

    Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая.

    Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

    Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

    Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

    Анализ стихотворения «Рыцарь на час» Некрасова

    Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Рыцарь на час.

    История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

    Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

    Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признается в собственном бессилии.

    Жанр – Элегия

    Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

    Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»

    Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя».

    Олицетворения – «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

    История создания

    Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

    Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

    В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

    По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

    Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

    Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

    Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

    В своем произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – недостаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

    Композиция

    Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

    • Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
    • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
    • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

    Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии. В нем также присутствуют элементы пейзажной лирики, эпического сюжета, портрета.

    Стихотворный размер – трехстопный анапест, за исключением первой четырехстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и смежной рифм, некоторые строчки остаются без рифмы.

    Средства выразительности

    Всю палитру своих душевных переживаний автор передает при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры (« ожившая грудь», «волны белого лунного света »), эпитетов (« пасмурный», «веселый», «поздняя »), олицетворений (« ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется »).

    «Рыцарь на час» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема, идея, жанр

    Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Рыцарь на час.

    История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

    Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

    Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признается в собственном бессилии.

    Жанр – Элегия

    Стихотворный размер – Трехстопный анапест.

    Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»

    Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя».

    Олицетворения – «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

    История создания

    Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

    Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

    В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

    По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

    Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

    Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

    Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

    В своем произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – недостаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

    Композиция

    Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

    • Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
    • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
    • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

    Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии. В нем также присутствуют элементы пейзажной лирики, эпического сюжета, портрета.

    Стихотворный размер – трехстопный анапест, за исключением первой четырехстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и смежной рифм, некоторые строчки остаются без рифмы.

    Средства выразительности

    Всю палитру своих душевных переживаний автор передает при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры («ожившая грудь», «волны белого лунного света»), эпитетов («пасмурный», «веселый», «поздняя»), олицетворений («ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется»).

    Ссылка на основную публикацию